Горец с большим кинжалом

p_i_f

Все творчество Лермонтова пронизано мистикой. Мог ли предполагать поэт, что в таких деталях описывая дуэль Грушницкого и Печорина, он практически предсказывал свою дуэль, которая произойдет на этом же месте, через 2 года.
Как же, и чем была спровоцирована дуэль? В гостиной дома Верзилиных в Пятигорске. Здесь собиралась молодежь, устраивались вечера. На одном из таких вечеров, в одну из комнат после танцев вбежал Лермонтов с Эмилией дочерью Верзилиных, они сели на диванчик и тут Лермонтов увидел Мартынова, который стоял в национальной одежде возле рояля. Лермонтов, увидя его, сказал ему по-французски:
— монтаньяр агран поньяр.
Это означает примерно следующее – «горец с большим кинжалом». Так звучит официальная версия.
Самая популярная версия – Лермонтов назвал Мартынова не «горец с большим кинжалом», а просто «мартышка с большим кинжалом». Называл он его так по фамилии Мартынов.
Действительно, можно ли обижаться на слова «горец с большим кинжалом», вроде ничего обидного, а вот на слово «мартышка» обидеться можно было.
Мартынов, услышав такие слова, бросил ему:
— Ты мог бы хотя бы при дамах попридержать свои шуточки !
Мартынов ушел, а Эмилия после этого сказала Лермонтову:
— Язык мой, враг мой.
Лермонтов не придал значения и ответил Эмили, что завтра утром они снова будут друзьями. В конце вечера Лермонтов встретился в дверях с Мартыновым. Мартынов еще раз напомнил Лермонтову, чтобы он при дамах с ним так больше не разговаривал. На что Лермонтов ответил:
— Неужели мы из-за этого будем стреляться ?
И Мартынов ответил:
— Да !
Точного места дуэли не знает никто. Только предположительно. Но все, что связано с этой дуэлью, овеяно мистикой и тайной. Например, за неделю до вызова на дуэль Лермонтов сказал своему товарищу и будущему секунданту Глебову, что жить ему осталось недолго. Да и сам повод, который привел к смерти поэта нелепый, но дуль все-таки состоялась. Еще вопрос? Почему Лермонтов стоял на возвышенности, а Мартынов внизу?
Лермонтов не придал значения этой дуэли, уж очень он считал повод пустяковым. И стреляться он не стал. Лермонтов выстрелил вверх, не в Мартынова. Сказав при этом, что он не будет стреляться из-за такой мелочи. Но Мартынов был в бешенстве. Он подошел к барьеру, тщательно прицелился и выстрелил. Пуля пробила легкие, сердце и вышла в районе шеи. Лермонтов умер практически мгновенно.
Когда началось следствие, то не могли определить, с какого же направления был произведен выстрел. Пуля прошла по такой сложной траектории, то получалось, что стрелявший должен был лежать у его ног. Была даже версия, что стрелял вообще кто-то третий. Например, некто из царской охранки, таким образом, пытаясь разделаться с опальным поэтом.
В момент выстрела раздался раскат грома и хлынул дождь – и это достоверный факт. Лермонтова не могли увезти с места трагедии несколько часов, здесь был настоящий потоп.
Версии гибели Лермонтова изучаются и сейчас, но врядли будет найдена хронологическая правда. Друг и секундант на дуэли Лермонтова князь Васильчиков, спустя 30 лет сказал, что я не открою правды, а значит, существует какая-то другая правда, пока правды не расскажет Мартынов. Но, увы, все эти свидетели давно ушли из этой жизни, а значит, так никто и никогда не узнает, как все было на самом деле

Tags: История, Люди

Почему погиб Михаил Лермонтов (9 фото)


П. Кончаловский. Лермонтов, 1943. Фрагмент
176 лет назад, 27 июля (по старому стилю – 15 июля) 1841 г. был убит на дуэли поэт Михаил Лермонтов. С тех самых пор не утихают споры о том, что стало причиной этого убийства, и кому оно было выгодно. Биографы поэта выдвигают десятки различных версий – от мистических до политических. В этой истории так много тайн, что восстановить истинную картину событий сегодня действительно очень сложно.

К. Горбунов. М. Ю. Лермонтов в сюртуке Тенгинского пехотного полка, 1841. Фрагмент
Поводом для дуэли стала произнесенная Лермонтовым в адрес его приятеля Николая Мартынова колкость в присутствии дам. Отставной майор любил носить кавказскую одежду и поражал воображение барышень кинжалом, который всегда висел у него на поясе. Лермонтов посоветовал Эмилии Верзилиной, к которой оба испытывали симпатию, опасаться этого «горца с большим кинжалом». Тот не слыл задирой и никогда прежде не участвовал в дуэлях, но на этот раз почувствовал себя оскорбленным и потребовал сатисфакции. По сути, Лермонтов сам спровоцировал вызов на дуэль.

П. Заболотский. Портрет М. Ю. Лермонтова, 1837. Фрагмент
На дурной характер Лермонтова жаловались многие его современники. Говорят, его за глаза называли «ядовитой гадиной». Шутка в адрес Мартынова – далеко не единственная и относительно безобидная. Поэту давали такую характеристику: «Характера он был капризного и нервного. То услужлив до приторности и любезен, то рассеян, равнодушен и невнимателен. Он был то весел, то грустен. Мог молчать часами, а когда к нему обращались, то получали в ответ желчь и сарказм».

Дуэль, которая привела к трагической гибели поэта
Некоторые считали, что поединок стал прикрытием для спланированного убийства. Во времена СССР самой популярной была версия политического «заказа» – якобы Лермонтова застрелили по приказу шефа жандармов Бенкендорфа или самого Николая I. Писали, что поэта выслали из Петербурга по распоряжению самого императора, что в Пятигорске за ним следили жандармы, а дуэль наверняка не была случайной. Другие исследователи соглашались с тем, что судьба Лермонтова была предрешена задолго до дуэли, и враги только искали повод натравить на поэта кого-нибудь из его знакомых.

А. Клюндер. Портрет М. Ю. Лермонтова, 1838. Фрагмент
Однако версию «преднамеренного убийства Лермонтова агентами Николая I» вряд ли можно считать достаточно аргументированной. Император действительно назвал стихотворение «Смерть поэта» «бесстыдным вольнодумством, более чем преступным» и выслал поэта на Кавказ в действующую армию, у него были причины для недовольства, но не для ненависти и уж тем более убийства. Попытка представить поэта жертвой самодержавия выглядит слишком надуманной. Лермонтов вряд ли был настолько опасен для императора, чтобы тот прибегнул к самым крайним мерам.

Николай Мартынов
Сторонники версии спланированного убийства выдвигают также предположение о том, что на дуэли был кто-то третий, наемный убийца, притаившийся в кустах и стрелявший в поэта снизу. Причина такого объяснения – необычный характер ранения Лермонтова: пуля прошла снизу вверх под углом 35 градусов. Однако выстрел Мартынова прозвучал сразу после того, как поэт поднял руку и выстрелил в воздух. От отдачи он мог отклониться немного назад, и тогда пуля действительно могла войти под таким углом.

Ф. Будкин. Портрет М. Ю. Лермонтова в вицмундире лейб-гвардии Гусарского полка, 1834. Фрагмент
Еще одна версия гибели Лермонтова – это самоубийство, замаскированное под убийство. Некоторые исследователи уверены в том, что поэт сам искал смерти как своеобразного избавления от жизни, тяготившей его. Поэтому сознательно спровоцировал Мартынова на ссору и вызов на дуэль. Перед роковым выстрелом Лермонтов был спокоен, он не воспользовался своим правом дуэлянта и со словами «Стрелять в этого дурака я не буду» поднял руку вверх и выстрелил в воздух. И словно специально подставил себя под пулю Мартынова. На дуэли с де Барантом в 1840 г. он тоже выстрелил в воздух. Свою раннюю смерть он предчувствовал и словно ждал ее, о чем свидетельствуют пророческие строки многих его стихотворений. Биографы Лермонтова утверждают, что он всю жизнь был одержим страстью самоуничтожения и не раз подвергал себя риску. И делают вывод о том, что поэт сам спланировал и организовал собственную казнь.

И. Репин. Дуэль, 1897
Некоторые усматривают в гибели поэта мистику, называя его смерть последней в череде смертей «проклятого рода» Лермонтовых. Якобы никто из них не дожил до глубокой старости и не умер естественной смертью. Его дед из-за несчастной любви покончил с собой, выпив стакан «какой-то дряни», мать умерла в 21 год от чахотки, отец ушел из жизни в 44 года. И со смертью Михаила Юрьевича этот несчастный род пресекся. Мистику усматривали и в зеркальных датах рождения и смерти поэта – 1814 и 1841 гг., проводя параллели с трагическими событиями в истории всей страны, которые случились спустя столетие в это же время.
Р. Шведе. М. Ю. Лермонтов на смертном одре, 1841
Возможно, такое множество версий возникло просто потому, что поклонникам творчества великого поэта до сих пор сложно поверить в то, что безобидная шутка могла стать причиной дуэли со смертельным исходом и оборвать жизнь Лермонтова в 26 лет.

Кама (кинжал)

á Для термина этой статьи надо поставить правильное ударение.

У этого термина существуют и другие значения, см. Кама (значения).Кама с асимметричным долом, Златоуст, 1840 г.

Кáма (абх. аҟама, кабард.-черк. къамэ, карач.-балк. къама, осет. къама) — холодное оружие, кинжал, использовавшийся у народов Кавказа, Закавказья и Ближнего Востока. В переводе с адыгского (кабардинского,черкесского) переводится, как кинжал.

Клинок длинный (30—50 см), прямой, обоюдоострый. Вдоль клинка по центру идёт узкий дол, причём долы с разных сторон клинка могут располагаться асимметрично друг относительно друга. Сечение клинка — линзовидное. Клинок плавно сужается к острию. Рукоять узкая, без крестовины, с массивным навершием.

Кинжал носится в ножнах на поясе и на шее. Несмотря на хорошее проникающее действие, применяется в первую очередь как рубяще-режущее оружие. По причине малого веса клинка и смещённого к рукояти центра тяжести в качестве рубящего оружия малоэффективен. Является развитием линии колющего оружия.

Шота Кишмария

В этом разделе не хватает ссылок на источники информации. Информация должна быть проверяема, иначе она может быть поставлена под сомнение и удалена.
Вы можете отредактировать эту статью, добавив ссылки на авторитетные источники.
Эта отметка установлена 29 июня 2017 года.
  • азербайджанский клинок имеет отличительной особенностью разнообразные рисунки (орнаменты). Орнаменты могут быть нарисованы на клинке или на приборе. В этом орнаменте используются растительные, несколько геометризированные элементы, а также мотивы мусульманского орнамента: арки, извивающиеся ветки с редко расположенными стилизованными листками. Кроме того, сюда же вносятся переработанные элементы своеобразного широко распространенного в азербайджанском прикладном искусстве прорезного орнамента.
  • армянский — черен кинжала имеет головку вытянутой формы, что придает ему форму восточной арки. Детали, из которого изготовлен кинжал, делают из стали, а затем украшают фестонами в форме тюльпанов. Удлиненные головки рукоятей дополнительно видоизменяются путём вытягивания вверх их вершины, чем сильно напоминают восточную арку, а с боков головки делаются несколько углубленные вырезы — перехваты. Шляпки загвоздок имеют конусообразную, слегка выпуклую с боков форму; в других случаях — высокие цилиндрические или круглые, очень низкие, чуть выпуклые. Прокладки под шляпками загвоздок имеют также характерную ромбовидную форму. На ножнах устье, соединенное с обоймицей, и наконечник имеют небольшие треугольные выступы с краями, обрезанными наподобие восточной арки. Вершины этих выступов обычно заканчиваются большими фестончиками в форме тюльпанов. Детали прибора армянских кинжалов изготовляются в основном из стали и украшаются крупным стилизованным растительным орнаментом, нередко сочетающимся со стилизованными же армянскими надписями, исполненными золотой или серебряной таушировкой. Эти драгоценные металлы часто употребляются одновременно. У другой группы армянских кинжалов металлические детали прибора сплошь украшены мелким стилизованным растительным орнаментом, исполненным золотой или серебряной таушировкой.
  • грузинский вариант обладает коротким и широким клинком, переклад у кинжала серебристый или металлический, помимо этого на нём (в частности, на его рукояти) встречаются шляпки с краями, вырезанными в форме лепестков цветка. Грузинские кинжалы украшают различными фигурными прорезями с просечками из драгоценных металлов таких как золото или серебро. клинки у них довольно короткие, клиновидной формы, рукояти имеют обычную (общекавказскую) небольшую полуовальную головку. Кроме того, на рукоятях часто встречаются низкие полусферические шляпки загвоздок с круглыми прокладками под ними, с краями, вырезанными в форме лепестков цветка, а на ножнах большое устье с обоймицей и наконечник с треугольными выступами, нередко соединенными между собой тройными фигурными полосками того же металла, пространство между которыми оклеивается кожей. Клинки грузинских кинжалов обычно украшены в средней части накладными сварочными пластинками и у пятки фигурными сквозными прорезями, обрамленными золотой или серебряной насечкой. Серебряный оклад рукоятей и ножен художественно украшен сплошным крупным растительным или цветочным орнаментом, исполненным чернью с гравировкой, нередко с позолотой и канфарением.
  • дагестанский кинжал имеет очень вытянутую головку черенка. В этом он схож с армянскими кинжалами. Кинжалы, созданные мастерами из Дагестана всегда считались и считаются самыми лучшими на Кавказе. Высоко ценят их и за пределами Дагестана как по изяществу самой конструкции, так и по исключительно выдающемуся мастерству и художественному исполнению.
  • кубачинские кинжалы имеют исключительно благоприятное соотношение длины клинка с его шириной и с размерами рукояти. Помимо тонкого расчета размеров, эти кинжалы имеют некоторые отличительные особенности и в деталях: так, клинки их обычно изготовляются по лезгинскому образцу — однодольные, когда глубокий дол с правой стороны расположен несколько выше, чем дол на левой стороне. Такая конструкция обеспечивает наибольшую жесткость клинка и делает его наиболее легким. В долах, когда их делается по нескольку с каждой стороны, часто травлением наносится узор, напоминающий рисунок сварочной стали. На клинках лезгинского типа пространство между долами и лезвиями подвергается воронению в виде широких полос. Головки рукоятей кинжалов делают значительно удлиненными, несколько сужающимися к их закругленному верху или же повторяют форму головки так называемого казенного образца, принятого на русских казачьих, в особенности уставных, кинжалы пулеметных команд и артиллерийских бебутах. Металлические шляпки загвоздок на составных рукоятях делаются небольшими конусообразными или в виде многогранных пирамидок, иногда эти пирамидки изготовляются с несколько вдавленными ребрами. При этом в Дагестане вообще не принято устраивать под шляпкой дополнительные прокладки. Нижняя часть рукояти, её головка, а также шляпки загвоздок оковываются металлом. Металлический прибор ножен (устье с обоймицей и наконечник), а также часто применяемая сплошная металлическая оковка рукоятей и ножен, сочетающаяся иногда с костяными вставками, обычно украшаются мелким стилизованным растительно-цветочным орнаментом, создававшимся в течение многих столетий златокузнецами Дагестана. Это те же самые четыре типа орнамента тутта, мархарай, москов-накыш и сита, которые используются в Кубачах и при украшении деталей прибора или оклада оружия с длинным клинком. Причем и здесь первые два орнамента употребляются особенно широко. Техника украшения аналогична технике украшения кубачинского оружия с длинным клинком.
  • лезгинский кинжал — разновидность дагестанского кинжала. На каждой голомени имеется по одному несимметрично расположенному долу.
  • хевсурская разновидность грузинского кинжала, но с латунным прикладом имеет обычную грузинскую форму или же изготовляются по общекавказскому типу, сильно приближенному к грузинской форме. Детали прибора рукоятей и ножей изготовляются из латуни или железа, украшенного простейшим орнаментом, исполненным медной насечкой.

Ссылки

  • Кама
  • Кама
  • Статья на yanychar.ru
  • Холодное оружие — Кама

Холодное оружие. Кама — кавказский кинжал

Люблю тебя, булатный мой кинжал,

Товарищ светлый и холодный.

Задумчивый грузин на месть тебя ковал,

На грозный бой точил черкес свободный.

М. Ю. Лермонтов, «Кинжал»

Арабский кинжал кама

Кама получила широкое распространение на Ближнем Востоке примерно между XVII — XIX веками. На Кавказе кинжал такой формы стал популярен уже в XVIII — XIX столетиях. Там он использовался не только в качестве оружия, но и как подручный инструмент в хозяйственных делах: например, чтобы хворост нарубить. В Дагестане, Адыгее, Осетии, Чечне или Кабарде кинжал носили чуть ли не постоянно и с подросткового возраста.

После 1864 года шашки были разрешены только горцам, лояльным России

После Кавказской войны (1817 — 1864) шашки, которыми также славились горцы, было разрешено носить только тем, кто вступил в ряды русской армии. Все это способствовало тому, что во второй половине XIX века, как отмечают исследователи, наступил пик производства кавказских кинжалов, которые теперь должны были не только сопутствовать шашке, но и полноценно ее заменить. Кстати, казаки, жившие на пограничных территориях империи и участвовавшие в кавказских войнах, во многом перенимали оружие своих противников (а в начале XX века кама и вовсе поступила на вооружение русской армии).

Лакский кинжал (Дагестан)

Для этого кинжала характерно наличие обоюдоострого прямого клинка, с вытянутым четырехгранным острием. Несмотря на его явные колющие свойства, как ни странно кинжал горцы использовали в основном как режущее-рубящее оружие: по одному из поверий, уколоть человека было делом неблагородным, поэтому рубка была предпочтительней.

Кама с длинным клинком (90 см) называлась «кваддара»

Сам клинок отличался наличием долов (хотя и не всегда), число которых могло доходить до 4, в основном в зависимости от региона изготовления. Подобным образом кавказские мастера, как и викинги или средневековые кузнецы, уменьшали вес кинжала, придавали ему большую прочность, а заодно и украшали его. В разных регионах, как правило, оружие украшали по-своему. В свою очередь, историки отмечают, что нельзя забывать о том, что кама в основном изготавливалась на заказ, а значит, отвечая требованиям заказчика, могла иметь не характерные для какой-то определенной местности особенности.

Кабардинский кинжал

Стандартная длина кавказских кинжалов варьировалась между 30 — 50 см. Однако известны экземпляры и с более длинным лезвием. Так, кама с длинным клинком, который кстати мог достигать аж 90 см, называлась «кваддара» и походила больше на меч, являясь той самой заменой шашки или сабли. Наиболее длинные и широкие кинжалы в большей степени характерны для Дагестана и Армении: в длину их клинки достигали 45 — 55 см при ширине в 4,5 — 5 см. Среднее по размеру оружие, длина которого составляла 33 — 35 см, а ширина — 3 см или 3,2 см, в основном свойственно кабардинцам, черкесам (народам большей части Северного Кавказа) и грузинам. А вот сравнительно небольшие кинжалы, длиной в 25 — 30 см и шириной 3 см, были распространены на территории современной Ростовской области.

Грузинский кинжал

Происхождение оружия можно было узнать и по его отделке: например, по форме и украшению рукояти или ножен. Рукоять мастерили из различных материалов: в ход шли и рога животных, и кости, железо или серебро. Обычно ее приделывали к хвостовику клинка при помощи заклепок. При этом, как утверждает исследователь оружия Эмма Аствацатурян в книге «Оружие народов Кавказа», две большие заклепки на навершии и непосредственно у клинка присущи оружию Северного Кавказа (в том числе и Дагестана), в то время как три — с плоской посередине рукояти — для Закавказья.

Происхождение камы можно было узнать по ее отделке

Рукояти украшались различными гравировками так же, как и ножны: их делали либо из дерева, обтягивая кожей и приделывая металлический наконечник, либо из железа или серебра. Таким образом, кинжал превращался не только в оружие убийства, но и в произведение искусства, поэтому мастера оставляли на нем свои метки, своеобразную подпись. Так по узору, рукояти или украшению ножен знаток может определить и регион происхождения, и мастера, сделавшего оружие.

Николай II с камой на поясе

В Российской империи в 1904 году имела место попытка привести кинжалы к одному стандарту, вследствие чего появился так называемый уставной кинжал, который принято называть ККВ, то есть кинжал Кубанского казачьего войска. Этот вариант, сделанный на основе кавказских предшественников, приобрел клинок с четырьмя долами с обеих сторон и рукоять из роговых накладок. Однако некоторые офицеры продолжали обращаться к кавказским мастерам, чтобы те сделали им оружие по образцу уставного, но вместе с тем с более дорогим и красивым декором. Таким образом, закон, призванный регламентировать оружие, нужного эффекта, по сути, не возымел: кинжалы все равно изготавливались в большинстве своем, исходя из соображений экономических, а не согласно предъявляемым нормам.

Армянские кинжалы — История и искусство изготовления

Историческая Армения часто была полем битвы соперничающих империй. Армения была в центре некоторых самых страшных конфликтов в мире, особенно в период римско-персидских войн, крестовых походов, арабских вторжений, византийско-османских конфликтов в русско-турецких войн.

Таким образом, искусство изготовления меча и оружия в целом стало неотъемлемой частью армянской традиции.

Кинжалы, в частности, благодаря своей практичности, стали любимым аксессуаром, все еще используемым во время церемоний, танцев или охоты.

Karin — Chalme Dange ( Netherlands concert ) Կարին — Չալմը Դանգը ( Հոլանդիա )

Кинжал на армянском языке называется «Дашуин» (դաշույն). Хотя в разных регионах часто появлялись разные типы кинжалов, наиболее распространенными чертами армянских кинжалов являются их обоюдоострые симметричные клинья с канавкой посередине.

Эти типы лезвий производятся на Армянском нагорье с незапамятных времен, поскольку Армянское нагорье, как известно, было одним из ранних мест древней металлургии.

Раскопки в археологическом поселке Мецамор в центральной Армении в бронзовом веке выявили очень крупную металлургическую промышленность, включая литейный цех с двумя видами доменных печей для переработки золота, меди и даже железа.

Археологические раскопки в Армении и соседних регионах выявили десятки таких кинжалов с бронзового периода.

Во время оккупации Арменией Османской и Персидской империями армян часто не поощряли производить оружие из-за страха за восстание и сепаратизм. Армянам, как христианам, также запрещалось носить оружие и кататься на лошадях в Османской империи.

Тем не менее, армянам удалось сохранить традицию и ремесло в сельской местности. По мере развития технологий, которая развивалась в течение тысяч лет, развивалось также и ремесло ковки.

Традиционные армянские кинжалы теперь обычно изготовлены из стали и украшены большими стилизованными цветочными орнаментами, иногда содержат армянские надписи, инкрустированные золотом, серебром и другими драгоценными материалами.

XIX век

Армянские мастера холодного оружия высоко оцененивались в Российской империи. Но, возможно, самым знаковым периодом крупномасштабного производства кинжалов был XIX век.

Документированные архивы показывают, что из 454 оружейников, которые действовали в Закавказье в период с 1842 по 1917 год, 297 были армянами. И из 3404 ювелиров, 1579 были армянами.

Армянские мастера холодного оружия оказали значительное влияние на производство и стиль кинжалов в регионе. Они работали не только из городов и деревень в Армении, их также можно было найти в соседних регионах, таких как Грузия.

В XIX веке одним из главных центров производства кинжалов был Тифлис (ныне известный как Тбилиси, столица Грузии). Достаточно сказать, что между 1842 и 1866 годами было зарегистрировано 2840 кинжалов в Тифлисе, что составляет около 1/3 от реального числа вместе с не зарегистрированными.

В то время армяне составляли большинство населения Тифлиса. В XIX веке наибольшей этнической группой Тбилиси были армяне, которые в какой-то момент образовали 74,3% населения.

Весь Кавказский регион славится производством различных видов холодного оружия, таких как кинжалы. Армянские кинжалы с 19-го. века отличаются от других кавказских кинжалов только в деталях.

Армянские кинжалы отличаются в основном своим стилем украшения, таким как их цветочные узоры (напоминающие декорации в средневековых армянских рукописях), стилизованные сцены охоты, животных и надписи на армянском языке.

Обычно два стиля гравюр отличались мастерами и специалистами по оружию того времени; так называемый «армянский» и «лезгинский». «Армянский стиль» был неглубоким методом гравировки с использованием украшения из черного дерева; такой метод также назывался «сева-сават» (черная работа).

Таким образом было украшено значительное количество закавказских кинжалов, саблей и поясов. Стиль Лезгина (Дагестан) — это тип глубокой гравировки, также известный как «чигурт-ма» (белая работа).

Армянские кинжалы часто отмечались удлиненной рукояткой в форме восточной арки. Заклепочные колпачки имеют суженные, слегка выпуклые формы. В качестве альтернативы они могут иметь высокие цилиндрические или круглые, очень низкие или слегка выступающие формы.

Прокладки под этими шапками в армянских кинжалах иногда имеют характерную форму бриллианта. В устье ножны имеются небольшие треугольные выступы с краями, вырезанными, как восточная арка.

Вершины этих выступов обычно заканчиваются большими фестонами в виде тюльпана. Ручка кинжала может быть изготовлена из различных материалов из дерева с инкрустацией драгоценных металлов, рога и слоновой кости.

Для армян были особенно популярны несколько типов кинжалов. Их можно разделить на четыре группы:

Нормальные кинжалы — не имеют ярко выраженных черт, распространенных среди других народов Кавказа.

Северо-восточные кинжалы — были произведены армянами в Грузии (Тифлис), они отличались по внешности от обычных армянских и грузинских кинжалов, но очень распространены в северо-восточной Армении и восточной Грузии.

Городские кинжалы — часто украшались богатым и изысканным орнаментом, инкрустированным различными драгоценными материалами.

Сельские кинжалы — были произведены жителями деревни и имели отличительные черты от других типов кинжалов. Часто характеризовались простотой, грубостью, строгостью, и отсутствием причудливых украшений.

Таким образом, армянские кинжалы 19-го века попадают в категорию закавказских (или южнокавказских) категорий кинжалов. Эти кинжалы состоят из клинка, ручки и ножны. Давайте рассмотрим некоторые особенности этих трех основных частей закавказских кинжалов.

Клинок

Лезвия на армянских кинжалах сделаны из стали и обычно довольно длинные. Они могут варьировать от 40 до 62 сантиметров в длину (в среднем 50 см) и от 3 до 5,7 см в ширину. Вес кинжала, включая ручку, колеблется от 325 до 900 грамм. Они обычно существуют в следующих формах:

1.С тремя центральными канавками на каждой стороне клинка, центральная из которых самая глубокая и самая узкая. Рядом с ручкой часто находятся выгравированные знаки отличия (символ мастера) или имя мастера, иногда украшенные цветочными мотивами.

2.С двумя узкими канавками, центрированными с каждой стороны. Левые канавки начинаются прямо с пятки, а справа — на некотором расстоянии от него. Часть клинка украшена именем или символом мастера. Некоторые лопасти слегка опускаются, образуя более широкие.

3.Имеют только одну канавку с каждой стороны лезвия. Знаки отличия или орнамент выгравированы около рукоятки перед более полным.

4.Только на одной стороне лезвия накладывается только одна канавка.

5.Через центр лезвия проходит небольшая грань.

6.Лезвия слегка изогнуты, одна сторона имеет острый край, другой — ребристый. В этом случае мы имеем дело не с кинжалом, а с ножом. Под ребрами обычно две или три канавки. Знаки отличия обычно можно найти рядом с ручкой.

7.Лезвия слегка изогнуты двумя острыми краями. В этом случае мы говорим о кинжале, и снова знаки отличия обычно можно найти рядом с ручкой, но лезвие редко украшено.

Рукоять

Типы заклепок на рукоятках

Рукоятки могут быть изготовлены из различных материалов, таких как дерево, металл, рог или слоновая кость, но наиболее часто используемый материал — черный рог. Рукояти могут быть сделаны как единое целое или состоят из двух половинок.

Ранние кинжалы обычно состояли из цельной рукояти. Ручка прикреплена к лезвию с помощью 2 или 3 металлических заклепок с серебряными колпачками с правой стороны.

Внешние заклепки имеют выпуклую, полусферическую или коническую форму, а центральная заклепка может иметь плоскую, овальную, ромбовидную, каплевидную, круглую или сердцевидную форму.

Типичный транскавказский кинжал, общий среди армян и грузин, имеет три заклепки, при этом средняя крышка заклепки плоская. Серебряные колпаки заклепок украшены украшениями, такими как розетки, кудри и листья.

Наконечник на задней части рукоятки мал и обычно закруглен. Наконечнки также могут иметь различные декоративные формы, такие как форма из трех листьев.

Ручка из кости иногда украшена золотой инкрустацией или серебряной подкладкой на дне и головкой (последние часто имеют слезоточение).

В редких случаях прокладка покрывает всю ручку. В этих случаях они украшены различными стилизованными цветочными орнаментами, состоящими из стеблей, листьев и розеток, похожих на украшения из черного дерева.

Ножны

Наиболее распространенные ножны сделаны из дерева и состоят из двух половинок, обитых кожей (обычно черного) или красного сафьяна. Устье и наконечник ножен сделаны из металла, отличающегося выдающимся шаром на кончике ножен.

Характерное украшение на армянских ножнах

Кончик иногда полностью покрыт кожей, где остается только шар на кончике, который сделан из металла, рога или кости. В других случаях металлический наконечник ножен остается открытым.

Обычно устье ножен и наконечник украшены золотыми, серебряными или медно-стилизованными цветочными орнаментами. Устье ножен иногда также покрыто серебряными пластинами, украшенными гравюрами.

Ножны часто украшены стилизованными армянскими буквами, большими цветами, цветочными бутонами, листьями или узорами. Ножны также могут быть изготовлены из других материалов, таких как (драгоценные) металлы и украшены орнаментами и драгоценными камнями.

Есть также широкие железные или серебряные наконечники с металлической лентой, припаянными к устью ножен. Серебряные части украшены мелкой чернью, а золотая или медная поверхность выгравирована стилизованными цветочными орнаментами.

Иногда наконечник и устье ножен сильно выдвинуты к середине ножны и имеют форму дуги, заканчивающейся удлиненным круглым, слезным или лиственным наконечником.

Украшения очень напоминают украшения, найденные в армянских средневековых рукописях. На обратной стороне ножны часто имеется держатель для меньшего ножа (или иногда два).

Королевская сталь

Бесчисленные армянские мастера стали известными своими превосходными навыками изготовления высококачественной холодной стали в Российской империи. Их продукция часто пользовалась спросом на самых высоких уровнях военных и королевских учреждений того времени.

Таким образом, несколько армянских мастеров стали официальными поставщиками Королевского императорского двора России. Некоторые из них поднялись до легендарного статуса и увековечены в русской народной культуре того времени.

Геурк (Геворк) Саркисович Элиаров был одним из таких мастеров, высоко оцененных российским дворянством. Геурк и его сыновья в то время считались одним из лучших производителей холодного оружия из Тифлиса.

В письме великого князя Константина Павловича о России к российскому императорскому генералу Алексею Петровичу Ермолову от 27 июня 1817 года мы читаем:

«Говоря как кто-то, кто имеет честь получить азиатский меч художника Геворка, мой долг требует, чтобы я обратился к вам за означенными и в память о старой дружбе с моей искренней благодарностью. Прошу вас … поблагодарить за меня генерала Ермолова за меч Геворка»

Имя Геурка упоминалось также самым гениальным поэтом России (после смерти Пушкина в 1837 году) и величайшей фигурой русского романтизма Михаила Юрьевича Лермонтова. Одна из его версий стихотворения «Поэт», написанная в 1838 году, Лермонтов упоминает Геворка следующим образом:

В серебряных ножнах блистает мой кинжал,
‎ Геурк старого изделье,
Булат его хранит таинственный закал, —
‎ Давно утраченное зелье!..
Наезднику в горах служил он много лет
‎ Орудьем гибельного мщенья,
И слушал он один его полночный бред
‎ И сердца гордого биенье.

Портрет Лермонтова с кинжалом, созданным Геурком Элиаровым.

* Примечание: Булат — это тип стального сплава, известный в России со времен средневековья и регулярно упоминаемый в российских легендах как материал для холодной стали. Секрет производства булата был утрачен к началу XIX века.

В другом из отрывков Лермантова, написанном в ноябре 1837 года, он рассказывает:

«Я взял кинжал у мертвых в качестве доказательства. Мы возьмем его для Геурка. Он говорит, что создал его для русского офицера.

Шедевры Геурка по-прежнему высоко оценены артефактами и хранятся в музеях, таких как Эрмитаж в Санкт-Петербурге.

Еще одним очень известным армянским мастером в Российской империи из Тифлиса был Осип Попов (Ованнес Папоян), который также был поставщиком Королевского императорского двора России. В документе Управления вице-короля Кавказа от 1862 года мы читаем:

«Попов, ремесленник, практикующий ремесло своей родовой семьи, чей дед был оружейником, заслужил репутацию квалифицированного мастера.

В трудах князя Николая Сергеевича Трубецкого из Российской империи мы встретим следующий отрывок в отношении Попова:

«Старый тифлисский оружейник, армянин Ованнес Попов, считался в тридцатых годах прошлого века лучшим мастером оружия. Говорят, что полковник Безобразов на своем пути по Тбилиси заказал у него модельную шашку, которую он впоследствии послал императору Николаю»

Хорошо известно, что Попов представил императору Николаю меч и кинжал, за которые он получил 150 рублей. В 1861 году император Александр II выбрал из представленной работы Попова 5 объектов, за которые Попов получил 350 рублей в Кутаиси.

В 1862 году генерал-губернатор Тифлиса предоставил Попову право использовать царский герб на своих изделиях, чтобы отличить их от других мастеров, потому что Попов: «достиг уровня совершенства, который превосходил других хозяев». В течение своей карьеры Попов получил несколько медалей и наград.

Ниже приведены примеры различных типов армянских кинжалов XIX века:

>КИНЖАЛЫ РАЗНЫХ ЭТНОСОВ

Различия кинжалов, Кавказких, Хевсурских, Турецких и так далее

Кинжал (от арабского ханджар) — обоюдоострое корот-коклинковое оружие с прямым (иногда изогнутым) клинком. Кинжал ведет свое происхождение со времен неолита.

Издавна распространены кинжалы двух основных типов различия: прямые и изогнутые

Кинжалы первого типа представляют собой оружие с прямым обоюдоострым клинком, резко сужающимся к острию, короткой своеобразной рукоятью. Деревянные ножны обтянуты кожей, обычно украшены металлическим прибором.

Стальные клинки этих кинжалов имеют лезвия, параллельные друг другу, которые к острию резко сужаются. Для усиления боевых качеств клинков их отковывают с выступающей средней частью или с ребрами жесткости, а для облегчения веса вдоль ребер делают долы.

Кинжалы Denix (Испания).

Кавказкие кинжалы

Рукояти кинжала имеют расширенное основание, удлиненную головку, узкий черен, изготовляются из кости или рога, цельными или составными, а их загвоздки, шляпки, прокладки под шляпками и другие накладные детали делаются из металла. Нередко рукоять оковывается металлом целиком. На оборотной стороне ножен обычно имеется гнездо для подкинжального ножичка. Металлический прибор, как правило, состоит из устья, обоймицы и наконечника.

Иногда ножны сплошь оковываются металлом. Изогнутый кинжал отличается от прямого только тем, что конец его клинка изогнут. В соответствии с этим устроены и ножны. Однако изогнутые кинжалы распространены на Кавказе в значительно меньшей степени, чем прямые.

Все кинжалы кавказских народностей имеют некоторые весьма характерные различия в форме клинков, долов, рукоятей, отдельных деталей прибора. Для определения национальной принадлежности кинжала более важным является украшение или орнаментация и способ ее исполнения.

Грузинские кинжалы

Грузинские кинжалы наряду с кинжалами обычной общей формы имеют и особую форму: клинки у них довольно короткие, клиновидные, рукояти имеют обычную (общекавказскую) небольшую полуовальную головку. Кроме того, на рукоятях часто встречаются низкие полусферические шляпки загвоздок с круглыми прокладками под ними, с краями, вырезанными в форме лепестков цветка, а на ножнах — большое устье с обоймицей и наконечник с треугольными выступами, нередко соединенными между собой тройными фигурными полосками из того же металла, пространство между которыми оклеивается кожей.

Клинки грузинских кинжалов обычно украшены в средней части накладными сварочными пластинками и у пятки фигурными сквозными прорезями, обрамленными золотой или серебрянной насечкой. Серебряный оклад рукоятей и ножен ходожественно украшен сплошным крупным растительным или цветочным орнаментом, исполненным чернью с гравировкой, нередко с позолотой и канфарением.

Хевсурские кинжалы

Хевсурские кинжалы имеют обычную грузинскую форму или же изготавливаются по общекавказскому типу, сильно приближенному к грузинской форме. Детали прибора рукоятей и ножей изготавливаются из латуни или железа, украшенного простейшим орнаментом, исполненным медной насечкой.

Кинжалы Marto (Испания).

Армянские кинжалы

Армянские кинжалы отличаются от общекавказских лишь в деталях. Так, удлиненные головки рукоятей дополнительно видоизменятся путем вытягивания вверх их вершины, чем сильно напоминают восточную арку, а с боков головки делаются несколько углубленные вырезы — перехваты. Шляпки загвоздок имеют конусообразную, слегка выпуклую с боков форму: в других случаях — высокие цилиндрические или круглые, очень низкие, чуть выпуклые.

Прокладки под шляпками загвоздок имеют также характерную ромбовидную форму. На ножнах устье, соединенное с обой-мицей, и наконечник имеют небольшие треугольные выступы с краями, обрезанными наподобие восточной арки. Вершины этих выступов обычно заканчиваются большими фестончиками в форме тюльпанов.

Азербайджанские кинжалы

Азербайджанские кинжалы отличаются от армянских главным образом орнаментом, исполненным как на самих клинках, так и на приборе. В этом орнаменте используются растительные, несколько геометризированные элементы, а также мотивы мусульманского орнамента: арки, извивающиеся ветки с редко расположенными стилизованными листками. Кроме того, сюда же вносятся переработанные элементы своеобразного широко распространенного в азербайджанском прикладном искусстве прорезного орнамента.

Дагестанские кинжалы

Металлические шляпки загвоздок на составных рукоятях делаются небольшими конусообразными или в виде многогранных пирамидок, иногда эти пирамидки изготовляются с несколько вдавленными ребрами. При этом в Дагестане вообще не принято устраивать под шляпкой дополнительные прокладки. Нижняя часть рукояти, ее головка и шляпки загвоздок оковываются металлом.

Металлический прибор ножен (устье с обоймицей и наконечник), а также часто применяемая сплошная металлическая оковка рукоятей и ножен, сочетающиеся иногда с костяными вставками, обычно украшены мелким стилизованным растительно-цветочным орнаментом, создававшимся в течение многих столетий златокузнецами Дагестана.

Это те же самые четыре типа орнамента — тутта, мархарай, москов-накыш и сита, которые используются в Кубачах и при украшении деталей прибора или оклада оружия с длинным клинком, причем и здесь первые два орнамента употребляются особенно широко. Техника украшения кинжала аналогична технике украшения кубачинского оружия с длинным клинком.

Кинжал.

Узбекские кинжалы

Узбекские кинжалы хорошо иллюстрируют разнообразие форм кинжалов, изготовляющихся в Средней Азии. Так, например, в Самарканде изготовлялись кинжалы с прямыми обоюдоострыми клинками европейского типа. Их рукоять и ножны имеют европейские элементы: например гребень у наконечника. Клинок украшен оброном, а прибор — росписью цветной эмалью. На клинке и приборе также воспроизведен среднеевропейский стилизованный растительный орнамент.

Хивинские кинжалы

Кинжалы местного производства, а также иранские и индийские клинки в хивинской монтировке украшены накладным серебром или золотом с тем же чеканным растительным орнаментом — цветы яблони,— как и все хивинское холодное оружие. При этом также широко использовались и другие самоцветы.

Турецкие кинжалы

В Турции большое распространение имеют кинжалы двух типов: а) кинжал с изогнутым клинком и рукоятью, с широкими плоскими головкой и основанием и тонким черенком; б) кинжал с прямым клинком и утолщенной рукоятью. Клинки первого типа редко орнаментируются, но если они украшаются, то обычно золотой или серебряной насечкой у пяты с одной или обеих сторон. Рукояти и ножны, изготовленные из дерева, обычно сплошь покрываются металлом (медь, серебро), часто с чеканным или гравированным орнаментом, иногда в сочетании с цветными камнями.

У кинжалов второго типа стилизованный растительный орнамент на клинках выполняется оброном. Рукояти часто делаются из кости и местами оковываются чеканными медными или серебряными накладками, а ножны обычно сплошь покрываются тонким металлическим листом с гравированным или чеканным орнаментом.

Сирийские кинжалы

Сирийские кинжалы по своим общим формам близки к турецким, но имеют меньшую длину и меньший изгиб клинка. В то же время их ножны отличаются резким изгибом, достигающим 180″ у конца. Рукояти сирийских кинжалов более плоские с арковидным завершением. Часто рукояти и ножны отделаны металлом, украшенным своеобразным орнаментом, с вплетением в него арабских надписей.

Иранские кинжалы

В Иране распространены кинжалы национальной формы и кинжалы среднеазиатского типа с изогнутым клинком. Иранские кинжалы конструктивно сходны с турецкими, но они более изящны и несколько меньше по своим размерам. Их клинки имеют более резкий изгиб и на конце обычно утолщаются для усиления боевых качеств. Рукояти изготавливаются из слоновой кости или темного рога, а деревянные ножны оклеиваются кожей.

Прибор обычно отсутствует, даже портупейное колечко делается не всегда. Клинки всех кинжалов, изготавливающихся в Иране, у пяты по обуху обычно украшаются золотой насечкой или гравировкой мелким растительно-цветочным орнаментом, нередко пяту украшают изображением животных (излюбленная тема — лев, терзающий лань). На костных рукоятках вырезается орнамент: стилизованные арабские надписи, бытовые сцены.

Монгольские кинжалы

Монгольские кинжалы по конструкции сходны с мечами, делаются одинарными и двойными, но значительно короче мечей. Клинки у них узкие, длинные, обоюдоострые, с ребром жесткости, идущим вдоль всей средней части. Рукояти слегка выпуклы, в средней части простые деревянные или искусно перевитые тесьмой. Головка и нижняя оковка рукояти с крестовиной и едва заметным перекрестьем, как правило, изготовляются из стали или бронзы и украшаются по обычаю чеканным с гравировкой своеобразным растительным орнаментом с характерными круглыми клеймами монгольского геометрического орнамента.

На крестовине часто изображается голова фантастического животного — дракона с открытой пастью. Ножны этих кинжалов состоят из двух деревянных полированных половинок, иногда оклеенных кожей и скрепленных металлическим устьем, несколькими обоймицами с кольцами и наконечником, которые украшаются тем же орнаментом, что и прибор рукоятей. Производство подобных кинжалов особенно двойных, получило широкое распространение в Китае для театральных целей. Их прибор украшается в общекитайском стиле.

Кинжалы ROSO.

Японские кинжалы

Японские кинжалы имеют прямые клинки с ребрами жесткости в средней части, чем сильно напоминают клинки монгольских кинжалов, только у них нижняя боевая часть несколько расширена к концу и утолщена, а на пяту посажена металлическая ограничительная муфта-цуба. Рукояти кинжала обычно деревянные, закрепляются на хвостовике с помощью небольшой деревянной шпильки. Ножны также изготовляются из дерева, иногда с гнездом для подкинжального ножичка или металлической шпильки.

Рукояти и ножны японских кинжалов покрываются разноцветным многослойным лаком, инкрустируются костяными, перламутровыми и другими вставками, а рукояти, кроме того, иногда оклеиваются кожей акулы, поверх которой прикрепляются металлические детали прибора или иные фигурные накладки, имеющие чисто декоративное назначение. Кроме того, рукояти нередко перевиваются цветной тесьмой темных тонов.

Металлический прибор рукоятей и ножен также обычно орнаментируется в характерном японском стиле: военные, бытовые и мифологические сюжеты, птицы, звери, деревья, цветы, трава или небольшие пейзажи с изображением горы Фудзи-Яма.

Индийские кинжалы

У индийских кинжалов рукояти и клинки изготавливаются обычно из одних и тех же материалов — стали и булата. Удругих видов кинжалов рукояти вырезаются из кости, из различных сортов нефрита. По нефриту обычно режется крупный цветочный орнамент, дополнительно украшенный вставками и накладками из драгоценных металлов и камней. Ножны у индийских кинжалов деревянные, оклеиваются кожей или тканью, устье с портупейным колечком и наконечник обычно металлические.

Кинжалы афридиев

Иногда ножны сплошь покрывают драгоценным металлом и так же, как и прибор, украшают искусной чеканкой — растительно-цветочным орнаментом со вставками из цветных и драгоценных камней. Своеобразной формой отличаются кинжалы афридиев — одного из больших афганских племен, живущих на северо-западной границе Индии. Клинки их кинжалов имеют листовидную изогнутую форму.

Африканские кинжалы

Для Африки кинжал не является характерным оружием, для этой цели гораздо чаще использовали копье. Тем не менее кинжалы известны и в этой части света. Наиболее типичная форма клинка для районов Центральной Африки — менее симметричная. Размеры таких кинжалов колеблются в значительных пределах, длина их клинков — 200-300 мм.

Марокканские кинжалы

Среди арабских племен был известен другой тип кинжалов длиной около 500 мм с изогнутым клинком и вычурной рукояткой. Он служил знаком высокого положения, занимаемого его владельцем, и являлся оружием шейхов, вождей.

Немецкие кинжалы

Кинжал еще и в XVI — первой половине XVII вв. оставался в Европе широко распространенным холодным оружием и у военных, и у гражданских лиц. Однако с созданием регулярных армий кинжал в качестве средства вооружения не получил широкого распространения. В России в XVIII — первой трети XIX вв. кинжал состоял на вооружении различных казачьих частей. Твердо установленных образцов в тот период не было, поэтому оружие (в том числе и кинжал) в основном повторяло традиционные формы и отличалось большим разнообразием в отделке.

Как воспитывали адыгского мальчика В адыгской традиции каждый мужчина воспринимался как воин. Исходя из этого, и выстраивалось воспитание мальчика. Но оно не было узко направленным, сугубо военным. Из мальчика должен был вырасти рыцарь, обладающий определенным набором высоких моральных, духовных, интеллектуальных и физических качеств. •••••Дворянское сословие имело свою специфику. Воспитание ребенка родителями считалось непозволительным. Кроме всего прочего это могло привести к излишней привязанности, мягкости, которую ни в коем случае нельзя было демонстрировать — особенно прилюдно. Поэтому мальчики передавались воспитателям (аталыкам). Родитель, занимавший высокую ступень в социальной структуре общества, относился ко всем его членам, в том числе и к своим детям, одинаково требовательно и справедливо. В литературе описывался случай, когда после боя князь — предводитель войска, увидел среди храбро сражавшихся и погибших молодого парня, оказавшегося его сыном. На тот момент сын еще находился у воспитателя и не прошел церемонию возвращения в дом. Князь сказал: «Он не должен лежать при мне. Отнесите его в сторону». Эти моменты мало понятны современному человеку, но несут в себе глубочайшее философское содержание. Ярко выраженное избегание глубинной родственной связи приводило к тому, что мальчик-воин воспитывался без излишнего проявления привязанности родителей, порой пагубно, излишне расслабляюще влияющей на формирование личности. •••••Воспитатель должен был быть известным рыцарем, мудрым и достойным членом общества. Примерно к семи годам аталык искал мастера-оружейника, кузнеца и заказывал для воспитанника сначала комплект детского клинкового оружия. Пушкин в «Путешествии в Арзрум» писал о черкесских мальчиках следующее: «Ребенок там начинает владеть оружием раньше, чем лепетать». •••••Когда моя прабабушка выходила замуж, ее братику было порядка 8 лет. А так как на свадебной церемонии он должен был присутствовать при оружии, специально пригласили кузнеца и изготовили ему кинжал. Часть этих правил действовала еще в начале ХХ века. •••••Мальчик учился владеть любым клинковым, огнестрельным оружием и луком со стрелами. Детское оружие было абсолютной копией взрослого, таким же функциональным, но меньшего размера. Тренировки начинались с рубки лозы, овощей, которые имитировали цель. Упражнялись на глине, воде, скрученной бурке. Известны случаи, когда дети применяли оружие, защищая себя или родных. Например, во времена Русско-кавказской войны в Западной Черкесии мулла проводил занятия с детьми, когда прозвучала тревога о наступлении отряда. Мальчики бросили учение, схватили свои детские винтовки и приняли участие в бою. •••••Воспитание предполагало серьезное физическое развитие. Ребенок бегал, прыгал, боролся, плавал, учился подниматься в горы в любое время суток и года. •••••Его с малых лет сажали на взрослую лошадь. Во время скачек на испытание резвости лошадей жокеями выступали либо подростки, либо дети. Они уже в малом возрасте были отличными наездниками, способными помочь проявить все возможности лошади. А чем меньше весил жокей, тем лучше конь мог продемонстрировать свою резвость. •••••Проводились занятия по ориентированию на местности: человек должен был суметь выжить в лесу, горах, на море. Воспитатель брал с собой мальчика в различные, достаточно сложные ситуации, где тот учился адаптироваться к постоянно меняющейся боевой обстановке в Черкесии. •••••Кроме того, для ориентирования на местности обязательно нужно было владеть информацией о звездной карте, знать местонахождение звезд в той или иной части неба в разное время года, знаниями в области географии, ботаники, зоологии и т.д. •••••Один из элементов, который воспитывался с раннего детства, — терпение, умение стойко переносить тяжелые физические нагрузки и боль. Мальчик должен был спать в достаточно холодном помещении далеко от очага, на грубой циновке или бурке, чтобы уметь переносить трудности зимнего, осеннего похода. Некоторые авторы XIX века сравнивали адыгскую систему воспитания со спартанской. •••••Но более важной частью было приобщение к традиционным ценностям. Огромное значение придавалось четкому знанию норм хабза, истории своего народа, рода. Формы донесения этой информации были разными — рассказ, беседа, старинные песни и предания. Но самым главным был личный пример старших, которые всей своей жизнью, а часто и достойной смертью преподавали молодежи этот важнейший урок. Кроме того, мальчиков из знатных семей вывозили в поле и проводили с ними юридические и риторические занятия. 13–14-летние подростки делились на две группы. Один из старших воспитателей ставил задачу, какой-то юридический казус. И парни, основываясь на нормах хабза и прецедентах, которые имели место в обществе, пытались отстоять заданную позицию. Это можно сравнить с прецедентным правом, которое является основой юриспруденции, например, в Великобритании. •••••У высшего сословия был секретный язык, употреблявшийся в переговорах о военных действиях, при передаче секретной информации. Ребенок осваивал и его. •••••Молодого человека учили общению с другими народами. Как правило, мальчик владел языками, которые в то время считались международными: персидским, турецким, позже русским. Прививались знания о законах, правилах соседних народов, их религии. Все это воспитывало при всей воинственности серьезный уровень толерантности. Мы, к сожалению, представляем сейчас наших предков как отчаянных рубак. На самом деле это было более тонкое воспитание глубокого человека с изящными аристократическими манерами. Человек, обладавший только физическими достоинствами, обществом не принимался. Даже социальное происхождение не гарантировало уважение в обществе. Его можно было заработать только высокими личными качествами, среди которых храбрость и отвага были необходимыми, но далеко не достаточными. •••••И в крестьянской среде, где в первую очередь приобщали к какому-либо ремеслу, военная составляющая была необходимой. Воины из крестьянского сословия, проявив выдающиеся качества, могли стать предводителями отряда. Работал социальный лифт, когда за счет своей доблести крестьяне могли перейти в низшие слои дворянского сословия. В обществе в целом рыцарь-всадник — идеал, которому стремились подражать все слои. •••••В 16–17 лет юношу брали в военный поход, где он мог проявить свои лучшие качества. Только после этого воспитатель должен был снарядить воспитанника с ног до головы, устроить празднество — и юноша возвращался домой настоящим рыцарем в сверкающих доспехах и с оружием. •••••В кабардинском языке «я» и «нож» — одно и то же слово — сэ. Думаю, это не случайно. Во всех мужских захоронениях присутствует клинковое оружие. Эта самоидентификация мужчины и клинка, на мой взгляд, имеет глубокую философскую суть. Феликс Наков, генеральный директор Национального музея КБР

Черкесское оружие

Вступительное слово
У адыгов с древних пор были высоко развиты связанные с военным делом ремесла — производство и украшение оружия. Это отмечали все иностранцы, посещавшие Черкессию в XV — XIX вв. Некоторые виды оружия делались дома — стрелы, наконечники копий, порох. Более сложные вещи изготавливались профессионалами. Крупных оружейных центров в Черкессии не было, весь спрос удовлетворялся двумя-тремя мастерами, работавшими в каждом селении.
У горцев издавна было широко развито производство оружия, связанное прежде всего с их военной организацией. Во главе феодальных объединений стояли правители, во главе свободных обществ — советы старшин. Военную силу составляло народное ополчение. Каждый мужчина от 20 до 60 лет считался воином и по тревоге должен был выступать полностью вооруженным. Как правило, каждый сам приобретал оружие, беднякам помогало общество. Феодальные правители, кроме того, имели постоянные вооруженные отряды воинов-профессионалов.
Вооружение кавказского горца издавна состояло из оборонительного доспеха — кольчуги, шлема, наручей и из наступательного оружия — лука со стрелами, копья, дротика, сабли и кинжала. В XVIII в. распространилось огнестрельное оружие, и некоторое время лук и стрелы, ружье и оборонительный доспех сосуществовали. Со временем огнестрельное оружие заменило лук и стрелы, а оборонительный доспех перестали применять, так как пули его пробивали. Комплект вооружения горца со второй половины XVIII в. состоял из ружья, пистолета, сабли или шашки, кинжала.
Старинного кавказского оружия сохранилось немного. Археологи находят древние мечи, сабли, кинжалы, изготовленные до XVI в. От XVI-XVII вв. дошло несколько черкесских клинков и панцирей, которые хранятся в Оружейной Палате Московского Кремля. Холодное оружие XVIII в. и даже первой половины XIX в. — большая редкость. Это вполне объяснимо — оружие было в частом употреблении, изнашивалось, ломалось, сырья было мало, поэтому вышедшее из строя оружие перековывалось на новое. Намного больше сохранилось
шашек второй половины XIX в., а больше всего кинжалов конца XIX — начала XX в. Огнестрельного оружия сохранилось немало — взятое в качестве трофеев во время Кавказской войны, оно больше не употреблялось.
В коллекции Государственного Исторического музея есть разнообразные виды горского оружия и снаряжения: шлемы и налокотники, луки и стрелы, колчаны и налучья, ружья и пистолеты, газыри и пороховницы, сабли и шашки, кинжалы….
Оборонительный доспех
Черкесский оборонительный доспех — общекавказского типа: он состоял из шлема, кольчуги, налокотников и перчаток. Высокий конический железный шлем склепан из двух половин. Он неброско украшен: несколько накладных серебряных, а то и железных пластин с гравировкой, чернью или позолотой и немного орнамента. По этому орнаменту — завиткам в форме запятой — и можно опознать черкесский шлем.
Иногда мастер гравировал на нем свое имя и дату. Целую серию таких шлемов сделал в 1780-х гг., как следует из надписи, мастер Али, сын Хаджи Бека. На верхушке — кольцо, чтобы прикрепить флажок из обшитого галуном красного сафьяна с вышитым узором. Снизу — кольчужная сетка; она закрывает половину лица, а сбоку и сзади ниспадает на плечи поверх кольчуги и спереди застегивается на крючок. Кроме высоких шлемов, носили низкие, с такой же длинной кольчужной сеткой.
Тело воина защищала кольчуга — рубашка, сплетенная из металлических колец. Как правило, одно кольцо захватывает четыре соседних. У кольчуги два разреза: у ворота — для головы, у подола — для удобства при ходьбе. В воротник вплетены сыромятные ремешки, чтобы он стал жестким, стоячим и лучше защищал шею. Застежки ворота нередко украшены серебром с чернью. Кольчуга пешего воина — длиннее, всадника — короче. В кольчуге среднего размера примерно 20—25 тысяч колец. Различают кольчуги и панцири: для кольчуг использовалась проволока с круглым сечением, для панцирей — с уплощенным. Кабардинские панцири пользовались большой известностью. Их закупали для персидского шаха. Турки в XVI в. брали дань с черкесов людьми, лошадьми и панцирями. На Руси в 1660-х гг. кабардинские панцирные мастера работали в Астрахани, а затем были переведены в Москву.
Наручи или налокотники защищают руку от удара клинка. Это пластины, которые прикрепляются к рукам при помощи еще двух небольших пластинок, кольчужных колечек и застежек. Поверхность Наручей иногда украшали гравировкой или позолотой с надписями. Вспомним, как описывал М.Ю. Лермонтов „удалого кабардинца»:
Он в кольчуге драгоценной,
Налокотниках стальных,
Из Корана стих священный
Писан золотом на них.
В снаряжение воина входили перчатки из красного или черного сафьяна с нашитыми кусками кольчуги и с кожаными шнурами для прикрепления к руке. Перчатки изготавливали женщины, обшивали их специальной тесьмой — галуном, который ткали из золотых или серебряных нитей. Посередине перчатки вышивали золотом или серебром закрученные рога — типичный черкесский орнаментальный мотив.
Холодное оружие
В музее хранится большая коллекция черкесских сабель рубежа XIV —XV вв., найденных при раскопках Белореченских курганов близ Майкопа. Примечательная их особенность — конец в виде штыка, рассчитанный, видимо, на пробивание кольчуги. В ГИМ есть очень редкий клинок, изготовленный, по-видимому, в XVI —XVII вв., также со штыковым концом; золотой насечкой сделана арабская надпись: „Работал Хусейн». Такого типа клинки хранятся в Оружейной Палате и в описи 1687 г. названы „черкесскими». Возможно они изготовлены кабардинскими мастерами, которые также работали сначала в Астрахани, а с 1661 г. — в Москве, вызванные туда „как булатных дел сварщики самые добрые мастера».
Видимо в XVII в. у адыгов появляется новый вид холодного оружия — шашка, что означает „длинный нож». Это оружие отличается от сабли: у него нет крестовины для защиты руки и клинок утоплен в ножны по головку рукояти. Носили шашку лезвием вверх и клинок из ножен вынимали прямо перед собой, не вынося руку вправо.
Клинок шашки значительно короче сабельного: длина сабельного со штыковым концом 104—114 см, шашечного — 75 см. Клинок шашки всегда мало изогнут. Для шашек использовались западноевропейские клинки, которые ввозили в Черкессию через черноморские порты на протяжении нескольких веков. Особой популярностью здесь пользовались генуэзская „гурда», золингенский „волчок», венгерские „трансильванский узел» и „гусар». Эти изображения мы видим на шашках XVIII —XIX вв. Иногда это старые подлинные клинки, иногда — копии с них, сделанные местными мастерами; иногда — изделия фабрик Золингена, которые в XIX в. специально для Кавказа изготавливали клинки с популярными там изображениями.
Рукоятки шашек делались из рога или серебра. Головки рукоятей имели закругленную форму с клиновидным вырезом сверху.
Все бывавшие в Черкессии в XV—XIX вв. иностранцы отмечали очень изящную отделку оружия серебром. Для украшения серебряных рукоятей шашек, кинжалов, накладок на ножнах использовался особый сплав — чернь, состоящий из серебра, меди, свинца и серы. Чернью по серебру наносился очень оригинальный узор.
Ножны для оружия изготавливали женщины, дома, для воинов своей семьи. Две деревянные дощечки, вырезанные по форме клинка, обтягивали зеленой кожей, поверх которой натягивались бархатные, обшитые галуном чехлы. Эти бархатные накладки скреплялись небольшими украшенными чернью пластинками. Из серебра делались обоймицы.
Шашку носили на портупее из галуна или кожи, отдельные части которой также скреплялись пластинками. Серебра было мало, расходовали его очень экономно.
На Северо-Западном Кавказе шашки стали настолько популярны, что совершенно вытеснили сабли; во всяком случае черкесские сабли XIX в. не встречаются.
В ГИМ хранится самая ранняя датированная шашка, на ее клинке — 1713 г. Клинок ее западноевропейский, рукоять из черного рога. Одна из интересных шашек коллекции ГИМ датирована 1857 г. У нее узкий изящный клинок, а рукоять украшена гравировкой, чернью и позолотой — характерным черкесским орнаментом — кругами и полуовалами, рогообразными завитками, гирляндами листочков в форме запятых. На черене рукояти — расположенные наискось полоски на фоне зигзагов, нанесенных острым инструментом — характерная для черкесов техника.
Черкесских кинжалов сохранилось мало: их не считали, как саблю и шашку, почетным оружием, переходящим от предков; они были просто личными вещами, которые использовались даже в хозяйстве. Сломанные и испорченные переделывали в новые. С 70-х гг. XIX в. на Западном Кавказе появились дагестанские мастера и именно они изготовили большую часть сохранившихся кинжалов. В музее хранятся интересный кинжал черкесской работы первой половины XIX в. с черневым орнаментом и рукоятью старого типа, а также кинжал начала XX в., украшенный очень модной в то время на Западном Кавказе крупной зернью.
Метательное оружие
Метательного оружия — луков и стрел — сохранилось немного. Кавказские луки принадлежат к типу сложных, т.е. склеенных из рога, вареных сухожилий и дерева. Рог при натягивании тетивы оказывался на внутренней стороне лука и обеспечивал сильное натяжение. Вареные сухожилия животных, приклеенные рыбьим клеен вдоль рога, делали лук эластичнее; тонкий слой дерева составлял внешнюю сторону. Концы, на которые надевалась тетива, делали из кости. Деревянную спинку лука оклеивали черной кожей, украшенной золотыми звездочками. Стрелы делали дома. Автор XV в. сообщал, что все черкесы, не исключая знатных, каждый день делают для себя стрелы, что летят эти стрелы далеко и имеют прекрасное закаленное острие. Для луков и стрел женщины делали футляры — налучья и колчаны — из красного или черного сафьяна, который по краям обшивали полосками цветной кожи или галуном.
В XVIII в. луки и стрелы еще широко бытовали наряду с огнестрельным оружием. Черкесские стрелы покупали татары и ногайцы — ежегодно около 300 тыс. штук.
Огнестрельное оружие
Огнестрельное оружие на Северной Кавказе известно с XVI в., но широко распространилось лишь в XVIII в. и еще некоторое время сосуществовало с луками и стрелами. Ружья привозили из Крыма и Дагестана (Кубани), а также изготавливали на месте. Возможно, крымского происхождения являются ружья с гранеными стволами, с турецкой надписью „Испробовано» и датами конца XVIII — начала XIX вв. У этих ружей длинные узкие приклады, оклеенные кожей почти без украшений. У ружей местных мастеров более тяжелые стволы, с серебряными обоймицами и накладками на ложе, украшенными черкесским орнаментом.
В музеях Москвы и Ленинграда хранятся черкесские пистолеты, некоторые из них датированы 40 — 50 гг. XIX в., т.е. временем Кавказской войны, когда оружие изготавливали особенно интенсивно. На них установлены кремневые замки турецкого типа.
Стволы иногда украшены золотой насечкой. Ложи оклеены черной кожей, рукояти заканчиваются костяным шариком, нередко с серебряными накладками. Обоймицы и накладки делали из серебра и украшали гравированным и черненым орнаментом. Встречаются особенно нарядные пистолеты, ложи которых сделаны целиком из слоновой кости с серебряной инкрустацией.
Огнестрельное оружие требовало и специального снаряжения. В деревянных трубочках — газырях — хранили заранее отмеренные дозы пороха. Газыри укладывали в специальные кармашки на груди черкески, а выступающие верхние части трубочек украшали серебряным орнаментированным колпачком. Высокого качества порох, насыпавшийся На полку кремневого замка, держали в пороховницах. Их делали из дерева, рога или кости и украшали серебряными накладками. Пистолеты носили в кожаных кобурах. Кобуры, как и вообще все футляры, делали женщины: расшивали золотыми и серебряными нитями или нашивали ткань, шитую золотом и серебром. Чтобы кобура подходила для пистолета любой длины, в ней нередко не делали дна.
Конское снаряжение
Много предметов связано со снаряжением коня. Коневодство особенно широко было развито в Кабарде, где крупные феодалы имели прекрасные конские заводы. У каждого завода было свое клеймо (тамга), которым клеймили лошадей. Черкесских лошадей продавали в другие районы Северного Кавказа, Грузию, Россию, Крым, Литву, Польшу. В Крыму кабардинская лошадь знаменитой породы стоила в 25 раз дороже, чем обычная местная лошадь.
Изготовление конского убранства составляло одну из важных отраслей черкесского ремесла. В нем участвовало четыре мастера: арчачник изготавливал деревянный остов, шорник обтягивал его кожей, делал тебеньки, сбрую, подушку; кузнец — все железные детали и стремена, серебряных дел мастер — серебряные украшения. Сбрую делали из черного сыромятного ремня и украшали круглыми бляшками с гравировкой, чернью,
позолотой. Очень частым мотивом орнамента было родовое клеймо для клеймения скота — тамга. Кавказские седла — высокие, оклеенные красным или черным сафьяном, с подушками, набитыми пухом. Их иногда украшали крупными серебряными орнаментированными пластинками. Круглые железные стремена красили в красный или черный цвет. Шпор кавказцы не употребляли, конем управляли при помощи небольших хлыстов с кнутовищем, обмотанным галуном, с серебряными колпачками сверху и снизу. На кончике петли — кожаный или суконный флажок, с вышитыми завитками, обшитый серебряной нитью. В изготовлении нагайки участвовала женщина — украшала ее галуном и вышивала флажок.