Фотографии дореволюционной России

Совсем недавно мы публиковали снимки выдающегося русского ученого — изобретателя Сергея Михайловича Прокудина — Горского. Рассказывали о том, что уже в 1903 году он начал фотографировать достопримечательности Российской империи в цвете. Прочесть эту статью и оценить масштаб красоты его гения можно — рекомендую.

А сегодня мы публикуем уникальные цветные фотографии людей в царской России — спасибо Сергей Михайлович !!!

На снимке Сеид-Алим-хан, Эмир Бухарский (1910-1920).Скованные узники. Бухара.Часовой у дворца и старинные пушки. СамаркандДорога к водопаду Кивач проходила через дер. Викшицы, расстояние от деревни до водопада около 5 верст. На снимке сам Прокудин — ГорскийКоманда парохода «Шексна» М.П.С., г.Вытегра, 1909 годAurocaria . В царском парке Дагомыс. Личность не идентифицирована.Андрей Петров Калганов. Бывший мастер завода. На службе был 55 лет; от роду 72 г. Имел счастие подносить хлеб-соль Его Императорскому Величеству Государю Императору Николаю II, Осень 1909 года

Пояснение к снимку: Николай II посетил Златоуст 30 июня 1904 г. в связи с отправкой на фронт русско-японской войны Мокшанского и Черноярского пехотных полков.

На златоустовском вокзале Император соблаговолил принять хлеб-соль от представителей дворянства, земства и сельских обществ златоустовского уезда, от златоустовского городского управления и мещанского общества, а также от представителей управления и рабочих казенных горных заводов.
А.Калганов находился в числе встречавших и был представителем от казенных горных заводов, но лично не подносил хлеб-соль Государю.

На шее серебрянная медаль «За усердие» с профилем Николая II на Владимирской ленте, левее золотая медаль «За усердие» предположительно с профилем Александра II.

Три поколения. А. П. Калганов с сыном и внучкой. Двое последних работают в мастерских Златоустовского завода. Осень 1909 года Группа участников ж.д. постройки. Остров Попов, 1916 год Группа участников ж.д. постройки, 1916 год Переселенческий хутор в Надеждинском поселке с группой крестьян. На дрезине у Петрозаводска по Олонецкой, ж.д. 1916 год Малороссиянка. Близ Путивля. Курской губ На р. Сим. Пастушок. Лето 1910 года На дороге. Лето 1910 года, Урал. Миньяр. Плотник. Самарканд Чай-ханэ , Самарканд Водонос, Самарканд Торговец лепешками, Самарканд Нищие, Самарканд Его Светлость Хан Хивинский. июнь 1911 года

Примечание к снимку: На снимке хан Хивы с 1910 по 1918 гг. Сеид Асфендиар-Богадур-хан, генерал-майор свиты Его Имп. Величества.

Съёмка проведена в зимнем саду в Малом Эрмитаже в июне 1911 года после получения ханом ордена Белого Орла (30.5.1911).

В 1911 году хан имел титул «Его Светлость», указанный автором титул «Его Высочество» (см. список Хангтинтона №366) получен в 1913 году.

Награды: орден св. Анны 1 ст., 1900 г. (на снимке слева); орден Белого Орла с синей лентой, 1911 г.; орден св. Станислава 1 ст., 1896 г.; вензель Его Имп. Величества Николая II; медаль в память коронации Николая II.

На озере . УралБашкирка в национальном костюме. Молодой башкир.

На работе у верховья Сыр-Дарьи. Типы Дагестана. Лезгин.

Пояснение к снимку: На левой стороне груди медаль за «За беспорочную службу в полиции». Вторая часть названия «Лезгин».

Аварки. Дагестан. Прессовальный станок для сена , Мурманск Снимок снят между Сегежей и Май-губой, Рядом с Прокудиным-Горским уроженцы Северного Кавказа, которые были привлечены для охраны Мурманской жд. 1916 год Пинхус Карлинский. 84 года. 66 лет на службе. Надсмотрщик Черниговского водоспуска.

Примечание: Черниговский водоспуск находился на Староладожском канале в 20 в. от г. Новая Ладога.

Торжества канонизации Свт. Иоасафа Белгородского на Соборной площади Белгорода 4 сентября 1911 года

Примечание: Святитель и Чудотворец Иоасаф (Иоаким Горленко), епископ Белгородский и Обоянский.

Снято с колокольни Троицкого собора.

Слева- фрагмент Знаменской церкви, в перспективе церковь в честь Рождества Богородицы. В центре корпус зданий усадьбы духовной семинарии.

Группа детей. 1909 год Крестьяне на покосе. 1909 год, Снимок сделан около посада Крохино. Вологодская область Монастырский сенокос. 1909 год

Примечание:На дальнем плане здания Леушинского женского монастыря: колокольня, Троицкий собор и собор Похвалы Богоматери. (Представил современных женщин и девушек в поле — попытался представить — не смог…)

Пильщики, 1909 год, Снято на берегу Онежского озера в устье реки Вытегры. Крестьянские девушки. 1909 год

Примечание: Снято у часовни в местечке Нижняя Топорня, которое находилось в 1 версте ниже соединения Топорнинского канала с р. Шексной.

Обед на покосе. 1909 год За пряжей. В деревне Изведово. 1910 год Хижина поселенца Артемия по прозвищу «Кота», живущего на этом месте более 40 лет. 1912 год Этюд у водопада Кивач 1916 год. На снимке сам Прокудин — Горский

Нашли ошибку? Выделите ее и нажмите левый Ctrl+Enter.

Благодаря стараниям замечательной российской художницы, известной под ником klimbims в сети, эти фотографии не только стали цветными, но и будто ожили. Сложно поверить, но многие из этих снимков были сделаны почти 100 лет назад. Предлагаю взглянуть на Россию в период с 1900 по 1965 год и, возможно, открыть для себя что-то новое.

1. Николай II с семьей, 1914 год

2. Советский снайпер Роза Шанина,

3. Великая княжна Мария Николаевна, 1906 год

4. Людмила Павлюченко, самая успешная женщина-снайпер в мировой истории, имевшая на своем счету 309 подтвержденных смертельных попаданий в солдат и офицеров войск противника, 1940 год

5. Юрий Гагарин и его Matra Bonnet Djet VS coupe, 1965 год

6. Царица Александра Федоровна с дочерьми, 1913 год

7. Гимназистки, 1900-1917 год

8. Первые пассажиры московского метро, 1935 год

9. Рабочий и руководитель на автомобильном заводе, Москва, 1954 год

10. Российские солдаты в Берлине, 1945 год

11. Семья из Екатеринбурга, конец 19 века

12. Екатерина Рябова, советский летчик, Герой Советского Союза, 1945 год

13. Парад физкультурников на Красной площади, 1937 год

14. Борец Карл Поспешил, 1912 год

15. Шахматист Хосе Рауль Капабланка против Александра Алехина, Москва, 1913 год

16. Мужчина и советские дети, 1940 год

17. Противотанковая артиллерия, 1940-е

18. Советский флаг над Берлином, 1945 год

19. Лидия Литвяк, летчик-истребитель, Вторая мировая война, 1941 год

20. Сестры милосердия Царица Александра Федоровна с дочерьми в военном госпитале во время Первой мировой войны

21. Советский снайпер Семен Номоконов и его знаменитая трубка

22. Летчики 102-го гвардейского истребительного авиаполка в капонире рядом с «Аэрокоброй» борт 33.

23. Николай II в униформе 4-го стрелкового Императорской фамилии лейб-гвардии полка, 1912 год

24. Святой праведный Иоанн Кронштадтский.

25. Сестры милосердия в столовой, 1900-е

26. Михаил Булгаков, 1928 год

27. Мария Долина, советская летчица, Герой Советского Союза, 1945 год

28. Невеста, 1903 год

29. Танкист Михаил Смирнов, 1944 год

30. Берлин, 1945 год

31. Ольга и Татьяна Романовы, 1900-е

32. Жнец, 1914 год

33. Форд советской сборки, 1930 год

34. Ташкент, 1930 год

35. Галина Уланова в постановке «Лебединое озеро», 1930 год

36. Пасха на фронте, 1916 год

37. Советский актер Николай Рыбников на съемках фильма «Весна на Заречной улице», 1956 год

38. Противотанковая артиллерия, 1943 год

39. Российский Красный крест на фронте Первой мировой войны.

40. Княгини Ольга и Татьяна Романовы, Ливадия, Крым, 1914 год

41. Демонстрация в Тель–Авиве, 1947 год

42. Графиня Елизавета Васильевна Мусина-Пушкина в наряде боярыни XVII века. Костюмированный бал 1903 года.

43. Григорий Распутин, 1904 год

44. Александр Георгиевич Пронин, советский летчик-истребитель, 1942 год

45. Советские летчицы из женского 46-го гвардейского ночного бомбардировочного авиаполка, Герои Советского Союза Руфина Гашева (слева) и Наталья Меклин

46. Арсений Тарковский

47. Советские моряки поднимают флаг ВМФ СССР над бухтой Порт-Артура, 1945 год

48. Николай Феликсович Юсупов

49. Медсестра, 1914-1916 год

50. Ленин

51. Волховский фронт, 1943 год

52. Российские солдаты, 1916 год

53. Советские солдаты неподалеку от Севастополя, Крым, 1941 год

54. Немецкое посольство, Санкт-Петербург, 1913 год

55. Берлин, 1945 год

56. 566-й (Солнечногорский) штурмовой авиационный полк, 1944 год

57. «Красный уголок» в отделе набора в Галиче, Костромская область, 1931 год

58. Советский снайпер Любовь Макарова и Герой Советского Союза Дмитрий Назаренко

59. Наталья Меклин (Кравцова), София Бурзаева, Полина Гельман, 1943 год

60. Капитан Александр Пронин и майор Сергей Бухтеев (в кабине) перед вылетом, 1943 год

61. Подружки, 1934 год

62. Противотанковая артиллерия, 1940-е

63. Артиллерист и советский снайпер Надежда Колесникова, 1943 год

64. Командир эскадрильи 6-го отдельного гвардейского штурмового авиаполка капитан Иван Мусиенко

65. Российский пилот, Первая мировая война, 1918 год

66. Последний снаряд, 1914 год

67. Александр Керенский, 1917 год

Россия конца XIX – начала XX века . Фотографии Максима Дмитриева (1858-1948 гг.)
Почти стертая из памяти Россия – страна монастырей, шумных ярмарок, неустроенного быта крестьянских деревень и бесконечных дорог. Снимки столетней давности с предельной достоверностью увековечили лица путников, босяков, обитателей ночлежек – всех сирых и убогих необъятной России… Фотографические отпечатки Максима Петровича Дмитриева положили начало новому жанру в мировой фотографии: бытовой публицистический репортаж.
«Неприукрашенные» портреты, исключавшие постановку и инсценировку, стали выделять художника среди современных ему мастеров. Так «острая» фотография Дмитриева значительно увеличила приток денежных средств на помощь голодающим в бедственный для страны 1891 год. Страшный голод сопровождался эпидемиями тифа и холеры, вымирали целые деревни. Особенно трагичной картина была в Нижегородской губернии. Потенциальным меценатам показывали реалистические снимки Максима Дмитриева из разоренных голодом и болезнями деревень. Шокирующие фотографии действовали на благотворителей гораздо сильнее печатных обращений великих писателей. Альбом «Неурожайный 1891–1892 год в Нижегородской губернии» удостоился восторженных отзывов и стал важной вехой в истории российского фоторепортажа.
Всемирную известность принес автору цикл из нескольких сотен фотографий под названием «Волжская коллекция». На них были запечатлены окрестности главной русской реки через каждые несколько верст. Десять лет жизни и сорок тысяч рублей собственных денег потребовались Дмитриеву, чтобы проплыть от истоков Волги до Астрахани с многопудовым грузом, который составляли громоздкие крупногабаритные фотоаппараты. Неповторимая живописность композиции, тщательный отбор объектов, мастерски найденная точка съемки поражали зрителей.
_______________________
Предыдущий материал — Дореволюционная Россия в фотографиях Максима Дмитриева. Часть 1 (152 фото).
***

1. 1896 г. Колокольные ряды на ярмарке.

2. 1896 г. Колокольные ряды на ярмарке.

3. 1896 г. Общий вид на Лубочные ряды и Мещерское озеро.

4. Благовещенский Керженский единоверческий мужской монастырь. Монах-схимник. 1897 г.
5. Богомолки-мордовки, направляющиеся в Серафимо-Дивеевский женский монастырь. 1904 г.
6. Богомольцы, идущие в Серафимо-Дивеевский женский монастырь. 1904 г.
7. В Благовещенском Керженском единоверческом мужском монастыре. 1897 г.
8. Группа монахов в Михайло-Архангельском черемисском монастыре.
9. Группа монахов с настоятелем Филаретом в Благовещенском Керженском единоверческом мужском монастыре.
10. Группа старообрядцев с Н. А. Бугровым.
11. Группа старообрядцев. Деревня Кузнецово Семеновского уезда.
12. Доктор Решетилов осматривает больного сыпным тифом Кузьму Кашина в селе Накрусове 1891-92 г.
13. Закладка ремесленного училища в селе Павлове Нижегородской губернии. 1895 г.
14. Закладка Спасской церкви в Нижнем Новгороде. 1899 г.
15. Изба крестьянина Савойкина, умершего от голода, в городе Лукоянове. 1891-92 г.
16. Лавка старьевщика на Балчуге.
17. Макарьевский Желтоводский монастырь. Святые ворота. 1902 г.
18. Монахини у колодца в Серафимо-Дивеевском женском монастыре. 1904 г.
19. Народная столовая в деревне Пралевке Лукояновского уезда. 1891-92 г.
20. Народная столовая в селе Большом Мурашкине Княгининского уезда. 1891-92 г.
21. Настоятель молельни поморцев в Семеновском уезде. 1897 г.
22. Нижегородские босяки.
23. Нижегородские босяки.
24. Нижний Новгород. В ночлежном доме Н. А. Бугрова.
25. Нижний Новгород. Кулачный бой перед ночлежным домом Н. А. Бугрова.
26. Никольский женский монастырь в селе Подлесове. Группа монахинь на паперти. 1904 г.
27. Никольский женский монастырь в селе Подлесове. Паперть церкви Святителя Николая Чудотворца. 1904 г.
28. Озеро Вселуг. Ширковский погост.
29. Озеро Селигер Осташковского уезда.
30. Оленевский скит. Уставщицы. 1897 г.
31. Печерская слобода и рейд Волги.
32. Печерская слобода.
33. Поволжье Бурлак на Волге.
34. Поволжье. Ложкарное производство в деревне Деяново. 1897 г.
35. Поволжье Ложкарное производство. Отделка ложечного черенка. 1897 г.
36. Поволжье. Ложкарный базар в городе Семенове. 1897 г.
37. Поволжье. Ложкарный базар в городе Семенове.
38. Поволжье Осташковские рыбаки.
39. Поволжье.
40. Президиум съезда старообрядцев с Н. А. Бугровым (в центре).
41. Проводы иконы Оранской Божьей Матери из Нижнего Новгорода в Оранский Богородицкий монастырь.
42. Проводы иконы Оранской Божьей Матери из Нижнего Новгорода в Оранский Богородицкий монастырь.
43. Раздача крестьянам в ссуду хлеба в городе Княгинине. 1892 г.
44. Раздача крестьянам в ссуду хлеба в деревне Урге Княгининского уезда. 1892 г.
45. Рыбацкие тони в верховьях Волги.
46. Святой источник в Саровском мужском монастыре.
47. Семья больных тифом в городе Княгинине. 1891-92 г.
48. Семья, больная тифом, в городе Княгинине. 1891-92 г.
49. Серафимо-Понетаевский женский монастырь. Вид на монастырский пруд и Больничную церковь.
50. Слуда. Вид на берег Оки.
51. Соборный храм Святой Троицы в Макарьевском Желтоводском монастыре. 1902 г.
52. Странник в Серафимо-Дивеевском женском монастыре. 1904 г.
53. Странник.
54. Странник.
55. Странники на пути в Саровский мужской монастырь.
56. Съезд старообрядцев в Нижнем Новгороде.
57. Типы богомолок в Серафимо-Понетаевском женском монастыре. 1904 г.
58. Типы раскольниц-поморок. Семеновский уезд. 1897 г.
59. Типы старообрядцев. Семеновский уезд.
60. Типы старообрядцев. Шарпанский скит в Семеновском уезде.
61. Типы черемисов.
62. Тифозная больница в селе Новая Слобода Лукояновского уезда. 1891-92 г.
63. Уличные музыканты.
64. Часовня на истоке реки Волги в деревне Волгино Тверской губернии.
65. Чернухинский скит. Уставщицы. 1897 г.
66. Шествие за иконой Николая Чудотворца в Чебоксарах.
67. 1896 г. Машинный отдел Всероссийской художественно-промышленной выставки.
68. 1896 г. Нижегородская ярмарка во время половодья.
69. 1896 г. Общий вид Азиатского и Художественного отделов.
70. 1896 г. Нижегородская улица во время половодья.
71. 1896 г. Общий вид на Самокатской площади на ярмарке.
72. 1896 г. Общий вид ярмарки со Спасского Староярмарочного собора.
73. 1896 г. Самокатская площадь. Кинотеатр «Волшебный мир».
74. 1896 г. Театр «Фигнер».
75. 1896 г. Ярмарочная шансоньетка Масленникова.
76. 1896 г. Ярмарочные шансоньетки Бойкова, Тосье, Венерская, Ружевич.
77. 1896 г. Ярмарочные шансоньетки Валери, Фельден, Густова, Бойкова.
78. Вид на Нижний базар и реку Оку.
79. Группа санитарного отряда с доктором Апраксиным в городе Княгинине.
80. Изба татарина Саловатова в деревне Кадомке Сергачского уезда.
81. Изба татарина Тарипджанова в деревне Кадомке Сергачского уезда. 1891-92 г.
82. Нижний Новгород. Балчуг – ветошный базар.
83. Нижний Новгород. Благовещенская площадь в «День белой ромашки».
84. Нижний Н. В зале городского суда.
85. Нижний Н. В операционном зале Государственного банка.
86. Нижний Н. Вид на Ивановский съезд и Скобу.
87. Нижний Н. Вид на нагорную часть Нижнего Новгорода с левого берега Оки.
88. Нижний Н. Вид на плашкоуютный мост и нагорную часть Нижнего Новгорода.
89. Нижний Н. Вид на Рождественскую улицу.
90. Нижний Н. Групповой портрет учителей и школьников в классе.
91. Нижний Н. «День белой ромашки» — день сбора пожертвований на борьбу с туберкулезом.
92. Нижний Н. Зеленский съезд в день прибытия императора Николая II в Нижний Новгород.
93. Нижний Н. Массовое гуляние на Большой Покровской улице в «День белой ромашки».
94. Нижний Н. На уроке в церковно-приходской школе.
95. Нижний Н. Нижне-Волжская набережная.
96. Нижний Н. Нижнепосадский гостиный двор.
97. Нижний Н. Ночлежный дом Н.А.Бугрова.
98. Нижний Н. Площадь перед Ромодановским вокзалом.
99. Нижний Н. Пожар в Муромском затоне.
100. Нижний Н. Пожар в Сормове.
101. Нижний Н. Проводы санитарного отряда на фронт с Ромодановского вокзала.
102. Нижний Н. Смотр войск Нижегородского гарнизона в Кремле.
103. Нижний Н. У стен Нижегородского кремля.
104. Нижний Н. Церковь при Губернской земской больнице.
105. Поволжье. Александровский мост через Волгу в Сызрани.
106. Поволжье. Вид на Волгу с Башменской горы.
107. Поволжье. Вид на Волгу.
108. Поволжье. Жигулевские горы. Место лагеря Степана Разина. 1894 г.
109. Поволжье. Калмыцкий хурум в селе Булгары (Успенское).
110. Поволжье. Караван судов на Волге под Ярославлем.
111. Поволжье. Кафедральный собор в Симбирске.
112. Поволжье. Киргизская кибитка в Ногайских степях под Астраханью.
113. Поволжье. Киргизская кибитка в Ногайских степях под Астраханью.
114. Поволжье. Комаровский скит в Семеновском уезде.
115. Поволжье. Ловля рыбы в верховьях Волги.
116. Поволжье. Общий вид села Кимры.
117. Поволжье. Персидская мечеть в Астрахани.
118. Поволжье. Саровский мужской монастырь. Общий вид на Успенский собор.
119. Поволжье. Спасо-Преображенский собор в Сормове.
120. Санитарный персонал С.С.Вешняковой в Лукояновском уезде 1891-92 г.
121. Театральная площадь Нижегородской ярмарки во время половодья.
122. Ярмарочные шансоньетки сестры Густовы. 1896 г.
Всё кликабельно
________________________________
Все мои фотоальбомы по сериям:
Великая Отечественная война
Вторая мировая война
Гражданская война
СССР
Города
Москва
Санкт-Петербург — Ленинград
Дореволюционная Россия
Революционная Россия
РФ
Страны
Плакаты
Живопись
Иллюстрации
Альбомы
Архитектура
Открытки
Диафильмы
Пресса
Документы
Все фотоальбомы

Старые фото — Быт Енисейской губернии конца XIX − начала XX века (38 фото)

Сейчас вы увидите фотографии Енисейской губернии, а именно, быт людей конца XIX — начала XX века.
Семья старожилов-староверов на р. Мане
Р. Мана, Красноярский округ, Енисейская губерния. До 1910 г.
Крестьяне-челдоны г. Красноярска
Снимок сделан в Красноярске в конце ХIХ в. Фотография и негатив поступили в музей в 1916 г.
Парный фотопортрет красноярских крестьян, снятых на фоне бревенчатой постройки.
А.Д. Зырянов крестьянин с. Шушенского Минусинского уезда Енисейской губернии
Снимок сделан в с. Шушенском в 1920-е гг.
В 1897 г. А.Д. Зырянов поселил в своем доме прибывшего в ссылку в с. Шушенское В.И. Ленина.
Пожилые крестьяне д. Яркиной Енисейского уезда
Снимок сделан в д. Яркино в 1911 г.
Парный фотопортрет крестьян, снятых на фоне старинной часовни.
Коллекция Ангарской экскурсии 1911 г.
Приангарье — это район нижнего течения р. Ангары и ее притоков общей протяженностью более 1000 км, находящийся на территории Енисейской губернии. Это один из самых старых районов заселения Восточной Сибири, состоящий преимущественно из старожилов. В 1911 г. на средства Переселенческого управления была организована Ангарская экскурсия (экспедиция) во главе с музейным работником Александром Петровичем Ермолаевым с целью обследования материальной культуры ангарского населения.
Пожилые женщины д. Яркиной Енисейского уезда в праздничной одежде
Фотограф неизвестен. Снимок сделан в д. Яркино в 1911 г.
Парный фотопортрет двух пожилых женщин в праздничной одежде.
Коллекция Ангарской экскурсии 1911 г.
Крестьянская семья из д. Ловатской Канского уезда
Снимок сделан в д. Ловатской Канского уезда не позже 1905 г.
Крестьяне в праздничной одежде стоят на ступеньках крыльца, застланного домоткаными половиками.
Крестьянская семья из д. Ярки Енисейского уезда в праздничный день на крыльце дома
Август 1912 г. Фотография поступила в музей в 1916 г.
Богатая крестьянская семья из с. Богучанского Енисейского уезда
1911 г.
Подростки с. Богучанского Енисейского уезда
1911 г.
Коллекция Ангарской экскурсии 1911 г.
Молодые крестьяне с. Богучанского Енисейского уезда
Парный фотопортрет молодых крестьян, стоящих около амбара с низкой дверью и лестницей.
Коллекция Ангарской экскурсии 1911 г.
Девочки-крестьянки из д. Ярки Енисейского уезда в праздничной одежде
Август 1912 г. Фотография поступила в музей в 1916 г.
Группа крестьян д. Ярки Енисейского уезда
1911 г. Крестьяне сняты около саней, на фоне мельницы с низкой, подпертой жердиной дверью. Одеты в рабочую повседневную одежду.
Праздничный костюм приискателя
Снимок сделан в с. Богучанском в 1911 г.
Фотопортрет молодого человека в праздничном костюме приискателя с золотых промыслов.
А. Аксентьев смотритель прииска по р. Талой в Енисейском округе
Г. Енисейск. Снимок сделан 20 июля 1887 г.
Смотритель на золотопромывочной машине это служащий, осуществлявший надзор и наблюдение за порядком проведения работ, он же принимал от промывальщиков золото.
Мужской костюм, запечатленный на снимке, весьма своеобразен: смесь городской и так называемой приисковой моды. Рубашку подобного типа носили рабочие приисков и крестьяне, такой фасон использовался чаще для выходной одежды. Сапоги с высоким каблуком и тупым носом являлись модной обувью в 18801890-е гг. Шляпа и часы на шейном шнуре или цепи предметы городской роскоши, добавляли костюму своеобразие и приисковый шарм.
Мария Петровна Марковская сельская учительница с семьей
Г. Иланск. Июль 1916 г.
Справа налево: на руках с сыном Сережей (род. в 1916) сидит М.П. Марковская; рядом стоит дочь Ольга (19091992); сидит у ног на табуреточке дочь Надя (19121993); рядом, с сумочкой в руках, сидит мать Симонова Матрёна Алексеевна (урожд. Подгорбунская). Девочка в клетчатом платье старшая дочь М.П. Марковской Вера (род. 1907); сидит на перилах дочь Катя (род. 1910); стоит рядом О.П. Гагромонян, сестра М.П. Марковской. Крайний слева глава семьи Ефим Поликарпович Марковский, железнодорожный мастер
Фельдшерица с. Больше-Улуйского Ачинского уезда Анастасия Порфирьевна Мельникова с больным
На обороте фотографии текст тушью: «Ан. Пер. Мельникова в должности фельдшерицы Б. Улуйской больницы. Ссыль(но)поселенец, 34 лет, в изображенном виде прошел до больницы 40 верст при морозе в 30 градусов по Реомюру».
Село Больше-Улуйское, являющееся центром Больше-Улуйской волости, находилось на р. Чулыме. В нем располагались врачебный передвижной пункт и крестьянский переселенческий пункт.
Кустарь-горшечник из с. Атамановское Красноярского уезда
Начало ХХ в. Село Атамановское находилось на р. Енисее, в 1911 г. насчитывало 210 дворов. Каждый вторник в селе проходил базар.
Фотография поступила в музей в начале ХХ в.
Лов тугуна на станке Верхне-Инбацком Туруханского края
Станок Верхне-Инбацкий. Начало ХХ в.
Тугун пресноводная рыба рода сигов.
Фотография поступила в музей в 1916 г.
Ангарская крестьянка идет проверять уды. Приангарье
Коллекция Ангарской экскурсии 1911 г.
Подледная ловля рыбы удами на р. Ангаре. Енисейский уезд
Коллекция Ангарской экскурсии 1911 г.
Сплав убитого сохатого по р. Мане Енисейской губернии
Р. Мана (в районе Красноярского или Канского уездов). Начало ХХ в.
Крестьянин, отправившийся на охоту
Около д. Ярки. 1911 г.
Охотник стоит на широких коротких лыжах, крепящихся к ступне ремешками. На таких лыжах ходили без палок.
Коллекция Ангарской экскурсии 1911 г.
Ангарский охотник с собакой
Д. Яркина Енисейского уезда. 1911 г.
Снят охотник на фоне хлева с низкой дощатой дверью и поветью для сена наверху.
Коллекция Ангарской экскурсии 1911 г.
На крестьянском дворе в с. Кежемском Енисейского уезда
Коллекция Ангарской экскурсии 1911 г.
Мятье льна в Енисейском уезде
Енисейский уезд. 1910-е гг. Из поступлений 1920-х гг.
Портомойня на Енисее
Красноярск. Начало 1900-х гг. Фотография поступила в музей в 1978 г.
Прачки на Енисее
Красноярск. Начало 1900-х гг. Репродукция с негатива 1969 г.
Витье веревок в д. Ярках Енисейского уезда
1914 г. На обороте фотографии надпись карандашом: «Сватъ Капитонъ за витьем веревки».
Фотография поступила в музей в 1916 г.
Уборка табака в Минусинском уезде
1916 г. На задах крестьянской усадьбы, на огороде, идет уборка табака, часть которого вырвана и уложена рядами.
Фотография поступила в музей в 1916 г.
Ткацкий стан-кросна в с. Верхне-Усинском Усинского пограничного округа
Снимок 1916 г., поступил в музей в 1916 г.
Заготовка «борисовских» веников в с. Ужур Ачинского уезда
Снимок конца ХIХ начала ХХ вв. В Борисов день, 24 июля, заготовляли свежие веники для бань, отсюда и название «борисовские» веники
Ряженые на улицах Знаменского стекольного завода в святки
Красноярский уезд, Знаменский стекольный завод, 19131914 гг.
Группа мужчин и женщин пляшут под гармошку на улице. Ранее фотография была опубликована как открытка.
Игра в «городки» в д. Каменке Енисейского уезда
Начало ХХ в. Воспроизведено по книге «Сибирский народный календарь в этнографическом отношении» Алексея Макаренко (СПб., 1913, с. 163). Фотография автора.
«Бега» состязание между конным и пешим в д. Дворец Енисейского уезда
1904 г. Воспроизведено по книге «Сибирский народный календарь в этнографическом отношении» А. Макаренко (СПб., 1913, с. 143). Фотография автора.
На переднем плане двое состязающихся: слева молодой парень с выпущенной поверх портов рубахе и с босыми ногами, справа сидящий верхом на лошади крестьянин. Рядом с пешим установлена палка мета, являющаяся началом дистанции, вторая мета не видна. Позади толпа мужчин крестьян разного возраста в праздничной одежде, наблюдающих за происходящим. Состязание проходит на улице деревни, видна часть ее правой стороны с несколькими жилыми и хозяйственными постройками. Подобного рода «бега» между конными и пешими устраивались сибиряками в летнюю пору по праздникам и ярмаркам.
Дистанция невелика, обязательно включает поворот на 180 градусов. Именно поэтому пеший часто выигрывал: коня заносило:)
Крестьяне-переселенцы у временного жилья
Минусинский уезд. Начало ХХ в.
В начале 20 века,с началом Столыпинскрй аграрной реформы,в Сибирь хлынул поток переселенцев из южных,западных областей России,Белоруси,Украины.Их называли новопоселенцами,а те,кто жил в Сибири не одно поколение ,были старожилами.
Хохлуша-переселенка из д. Ново-Полтавка Минусинского уезда
Снимок конца ХIХ начала ХХ вв. На снимке: молодая женщина в традиционном украинском костюме, сидящая на ступеньке крыльца. Поступление 1916 г.
Хохлуша
К вопросу о «региональности» костюма. Этот снимок из альбома В.Г. Катаева 1911 г. Фотография была сделана в переселенческом поселке, основанном на землях сибирских казаков.
Свадьба
Канский уезд, деревня Карымова, 1 октября 1913 г. Семья Соколовых, новоселов из Тамбовской губернии

uCrazy.ru

Старик-косарь правит косу горбушу. Архангельская губ., Онежский у., д. Порог. 1910


Мальчик скручивает нитки для изготовления серпянки. Рязанская губ., Касимовский у., с. Алексеево. 1913

Крестьянская семья. Рязанская губ., Касимовский у., с. Увяз. 1910

Девушки в старинных парчовых костюмах. Архангельская губ., Архангельский у., д. Красная Горка. 1910

Сестры в праздничной одежде. Ярославская губ., Пошехонский у., Софроновская вол., д. Овинчищи. 1915
Парни в праздничной одежде. Ярославская губ., Пошехонский у., Софроновская вол., д. Петроково. 1915
Зажиточный крестьянин в повседневной одежде. Московская губ., Дмитровский у., с. Куликово. 1913
Бабушка с внуками. Новгородская губ., Крестецкий у. Нач. XX в.
Семья в праздничный день. Орловская губ., Севский у., д. Захарове. 1911
Крестьянин с сыновьями. Рязанская губ., Касимовский у., с. Большие Пекселы. 1910
Молодуха в праздничном костюме. Костромская губ., г. Галич, Рыбная слобода. 1907
Молодуха в будничной одежде. Вологодская губ., Сольвычегодский у., д. Усть Топса. 1911
Отец с сыном. Рязанская губ., Касимовский у., д. Лубонос. 1914
Парни в праздничный день. Пермская губ., Охановский у., д. Осиновка. 1913
Девочки в повседневной одежде. Ярославская губ., Пошехонский у., Софроновская вол., д. Овинчищи. 1915
Старик в повседневной одежде. Архангельская губ., Архангельский у., посад Луда. 1910
Старуха в типичной для возраста одежде. Рязанская губ., Касимовский у., с. Большие Пекселы. 1910
Дед и бабка с внуком. Рязанская губ.. Касимовский у., с. Увяз. 1910
Старик и старуха. Рязанская губ., Касимовский у. 1910
Бабушка с колыбелью внука. Владимирская губ. 1914
Семья на току. Рязанская губ., Касимовский у. 1914
Крестьянка за самопрялкой. Тульская губ., Богородицкий у. с. Ивлево. 1902
Девушки кружевницы за плетением узоров. Московская губ., Дмитровский у., с. Куликово. 1913
Женщина за изготовлением полотна. Уфимская губ., Уфимский у., с. Благовещенский Завод. 1912
Полоскание белья. Радская обл., Колпинский р-н, с. Никольское. 1925
Заготовка капусты на зиму. Южный Урал. 1914
Уральская казачка с коромыслом. Оренбургская губ., Троицкий у. 1911
Жница на отдыхе. Лениградская обл., Колпинский р-н, с. Никольское. 1925
Подготовка ниток для тканья. Рязанская губ., Касимовский у., с. Увяз. 1914
Старик пасечник. Воронежская губ., Задонский у. 1908
Семейный промысел. Владимирская губ., Покровский у. 1913
Отец с сыном перед охотой. Вятская губ., Глазовский у. 1907
Обработка луба для изготовления ободов для сита и решета. Владимирская губ., Покровский у. 1913
Кузнецы у деревенской кузни. Тверская губ., Тверской у., д. Изворотень. 1905
Мужской праздник с выпивкой. Владимирская губ. 1914
Коновал. Костромская губ., Солигаличский у. 1914
Катание на релях на Пасху. Тамбовская губ., Кирсановский у. 1904

Катание на релях на Пасху. Тамбовская губ., Кирсановский у. 1904
Пляска во время праздничного гулянья женщин. Орловская губ., Брянский у., д. Лившино. 1925
Подруга невесты со свадебным караваем «роща». Калужская губ., Перемышленский у., с Варваренки. 1929
Перевоз приданого невесты в дом жениха. Владимирская губ. 1914
Знахарка лечит ребенка наговоренной водой. Рязанская губ., Касимовский у., с. Увяз. 1914
Колода для домовины у дома – знак проживания в нем стариков. Бурятская АССР, Бичупский р н. 1958
Проводы покойника на кладбище. Архангельская обл., Онежский р-н, д. Прилуки. 1963
>Дневник

Женщины-крестьянки и их быт. Живопись и фото.Продолжение.

Идиллические картины сельского быта показывают нам красивых женщин на фоне русской природы, но суровая и жестокая доля русской женщины в деревне много раз описана у русских классиков. Тяжелейший труд от зари до зари, несмотря на почти постоянную беременность, отношение семьи и мужа, как к рабочей скотине, жестокость и побои вплоть до изуверств.
Клодт Михаил Константинович. Крестьянка у сломанной телеги со льном (1837)
Жена должна была терпеть все- в суд крестьянки обращались лишь тогда, когда всякая надежда уже потеряна, жизнь невыносима и следующая стадия — петля, но возможности получить развод не было, до смерти (пусть и насильственной) они должны были соблюдать «святость» брака.
Церковь считала, что развод противоречит Евангелию и поэтому его невозможно и не нужно допускать, к тому же грубое обращение с женщиной в деревне является-де «устойчивым обычаем».
Алексей Венецианов На пашне. Весна 1822 г.
Суровую долю русской женщины отметил в конце XVIII века И. Георги: «Они весьма пекутся о чистоте в доме, прядут на самопрялках и на пряслице, ткут холстину и сермяжные сукна на станках… белят, валяют, красят, вяжут кружева… для утиральников и повязок, делают войлоки, стряпают кушанье, пекут хлебы, смотрят за домашнею живностию и вообще больше всех других европейских поселянок упражнены, можно сказать, до излишества, ибо сверх работ своих во весь почти год отправляют на дому и в поле те же работы, что и мущины, выключая немногих».
На жатве. Лето.
Алексей Венецианов
И. Георги не стал раскрывать тяжелую полевую работу великорусских женщин, но можно ее несколько детализировать.
Так, в описании Кашинского уезда Тверской губернии мы находим перечень именно женских работ: «Женщины чрез зиму прядут, кормят мелкую скотину и мужчинам в присмотре за крупною помогают. С марта по июнь ткут холсты и сукна, вышивают гарусом ширинки и платки, в огородах копают, садят овощи и помогают мужчинам в чищении лугов.
В июне возят навоз и оный разбивают. В июле ходят на сенокос, лен полют, потом выбирают и рожь жать начинают. В августе продолжают жнитво, выбирают и стелят лен, овец стригут.

В сентябре дожинают хлеб, огородные овощи убирают, мнут и треплют лен. В октябре и ноябре пособляют молотить».
Гумно.
Алексей Венецианов
Венецианов Алексей Гаврилович
Сенокос. Середина 1820-х.
А вдовы еще и пашут, и боронят, и сеют. Да и в некоторых районах в обработке земли участвуют и все женщины (в Ржевском уезде, например, «женщины в озимую пашню боронят»).
А в Вышневолоцком уезде в «несемьянистых хозяйствах женщины и косят, а иногда пашут». И так на Руси было многие столетия.
Плахов Лавр Кузьмич.Отдых на сенокосе 1840-
Константин Маковский.
«Жница»
«Крестьянский обед во время жатвы» 1871 г.
Константин Маковский.
Здесь уместно еще раз вспомнить Поучение к попам 1166 г. новгородского архиепископа Ильи, где, в частности, есть такие строки: «и жены, делающие страду, врежающеся, изметают: аще не зелие — без вины суть», то есть, если крестьянка на тяжелых полевых работах, повредив себе чем-то, сделает выкидыш и если она не принимала зелье, то вины ее в убийстве младенца нет.
Разумеется, если православная церковь принимает такое постановление, то такие несчастья были, видимо, весьма распространенным явлением, что убедительно подтверждает условия тяжкого, надрывного труда русской женщины.
Шмелев Иван Сергеевич
http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/History/milov/01_10.php
Утро в деревне (Кошелев Николай 1880 г.)
Серебрякова: Беление холста
Жатва
Тяжелейший быт и работа усугублялась отношением к женщине, как к товару или рабочей скотине.
Неврев Николай Васильевич. Торг. Продажа крестьянок новому хозяину. Сцена из крепостного быта.
Отмена крепостничества произошла только в 1861 году, а психология бессловесной рабыни- осталась.
Над женщиной безнаказанно мог издеваться и барин, и муж.
Неврев Николай Васильевич. Возвращение солдата на родину.
Явно видно, что жена не рада.
В повести Бунина «Деревня» такой сюжет описан: возвратившийся солдат бьет красивую жену кнутом каждый день просто «за так», подозревая, что она могла гулять на стороне.
Возникает вопрос- почему женщины терпели побои и мучения?
В комменты к прошлому посту мне прислала ссылку mamazajza на статью Екатерины Беляковой, кандидата исторических наук, о сложностях развода в России:
————————
Ни Византия, ни Древняя Русь не знали столь ограничительных законов о разводе, как Россия в XIX веке. На протяжении XVIII — начала XIX века происходило ужесточение законов о разводе.
«До какой бы степени ни обострились взаимоотношения супругов, каким бы адом не являлась для них их безотрадная жизнь, — они налагают на себя руки из-за этой жизни, — но наше брачное право твердит им одно: «А вы все-таки не смейте искать развода! Топитесь, вешайтесь, стреляйтесь, но не помышляйте о получении другой руки, которая могла бы восстановить ваше разбитое сердце».
С середины XIX века не смолкали голоса, требовавшие изменить российское законодательство о браке и разводе. Как это ни парадоксально, с требованием допустить развод выступили не развратники, а мировые судьи (как известно, эту выборную должность занимали люди, пользовавшиеся несомненным авторитетом в обществе) с целью предотвратить «бытовые преступления».
————-Фото——
Из здоровых и симпатичных молодух за небольшое время при такой жизни женщина превращалась в старуху.
Молодуха в будничной одежде.
Вологодская губ., Сольвычегодский у.,
д. Усть Топса. 1911
Прислушаемся к мнению мирового судьи Я. Лудмера, чья статья в «Юридическом вестнике» получила широкий отклик и ни одного опровержения.
«Ни одно судебное учреждение не может в пределах нашего законодательства оградить женщину от дурного и жестокого обращения с нею…
И только тогда, когда «терпеть нет уже моченьки», когда уже на ней, как говорится, нет ни одного живого места, она, избитая и изможденная, нередко с вырванной мужем косой в руках, плетется к мировому судье в надежде, что он защитит ее если не формально, то хоть своим авторитетом».
Молодуха в праздничном костюме.
Костромская губ., г. Галич,
Рыбная слобода. 1907
К Лудмеру обращались женщины, чьи мужья зверски их избивали, но единственное, что мог сделать мировой судья, приговорить супруга к нескольким дням ареста. Но после такого ареста муж, как правило, еще сильнее избивал свою жену. Лудмер приводит случай с женщиной, которую муж-сифилитик избивал со словами:
«Иссушу тебя, буду сушить, пока в землю не вколочу, из моей власти не выбьешься … Я объяснил ей всю безысходность ее положения, в смысле абсолютной невозможности развода».
Судья все же сделал попытку спасти женщину, взяв с мужа подписку оставить жену в покое вплоть до излечения, однако вышестоящая судебная инстанция признала такую подписку незаконной. «Другими словами, дан был полный простор насильственному и притом сознательному заражению одного лица другим во имя «святости брака».
Семья на току.
Рязанская губ., Касимовский у. 1914
Заготовка капусты на зиму.
Южный Урал. 1914
Именно страшный быт русской деревни заставил Лудмера поставить вопрос о разводе:
«Приведенных фактов, не подкрашенных и взятых прямо из жизни, вполне достаточно, чтобы доказать, что «бабьи стоны» имеют право претендовать на самое серьезное внимание к ним законодательства. Необходимо прибегнуть к паллиатива — к допущению в подобных случаях развода, необходимость этой меры стала уже достоянием общественного, даже более общенародного сознания, и санкционирования ее русская женщина имеет право ожидать от законодателя».
На статью Лудмера откликнулся Д. Бобров, имевший 15 летний опыт работы судебным следователем. Он писал об отсутствии у женщин, да и у судей, к которым они обращаются за помощью, законных возможностей для борьбы с жестокостью мужей.
«Я состою с 1870 года исправляющим должность судебного следователя, и первое время своей служебной деятельности употреблял много усилий к тому, чтобы поддержать женщину в борьбе с извергом-мужем. Но что значит усилие подобных мне деятелей против условий жизни! Сама жизнь поставила женщину в зависимое положение, и мать семейства вынуждена переносить самый грубейший деспотизм ради сохранения главного добытчика, хотя бы и изверга-супруга».
Пляска во время праздничного гулянья женщин.
Орловская губ., Брянский у.,
д. Лившино
Девушки кружевницы за плетением узоров.

Московская губ., Дмитровский у.,
с. Куликово. 1913
Бобров утверждал, что не существует статистики, которая бы фиксировала смерть и увечья женщин от жестокого обращения с ними супругов, а также обращал внимание на полную безнаказанность мужей в этих случаях. В качестве примера он приводил историю расследования по делу одной крестьянки, которая была похоронена как умершая от простуды.
Лишь по настоятельным жалобам ее снохи было произведено вскрытие могилы и обнаружилось, что у умершей была выдрана со скальпом половина косы (лежала рядом), крестец в нескольких местах был проломлен тяжелым острым предметом, переломаны ребра.
Священник, чтобы не иметь лишних хлопот, спокойно похоронил замученную мужем женщину, не возбуждая никакого дела против мужа-убийцы.
Множество фактов, когда мужья забивали своих жен до смерти, приведено и в статье Верещагина «О бабьих стонах». Автор отмечал, что такое отношение к женам характерно исключительно для русских крестьян:
«Посмотрите теперь, как татарин холит свою жену: в дому — лучшее ей помещение и всегда ей перина, почему и не валяется она на полу на чем пришлось; чистота везде и почет, а не то чтоб бить с утра до утра. Едут в гости — муж усадит жену на подушки и не позволит встать отворить полевые ворота.
Подобное же отношение между супругами и у чуваш и черемис (только живут они очень грязно). Процессов или жалоб на жестокое обращение, по крайней мере, я не слыхал.
Не то у русского. Баба паши, баба коси, баба сгребай сено, баба жни, баба правь все женские работы и убирай все по хозяйству, даже дрова руби. Едут в гости, — баба отвори ворота, поправь лошадь, пьяного спать уложи… Хорошее и гуманное отношение с женой у русского — исключение, а у иноверцев наоборот».
Уральская казачка с коромыслом.
Оренбургская губ., Троицкий у. 1911
На то же указывал и Лудмер, отмечая, что у староверов, хотя они и составляли значительную часть населения земель его округа, нет случаев избиения жен.
Страшным бичом для деревни было пьянство. Как правило, оно сопровождалось и издевательствами над женщиной.
Вот отрывок из письма крестьянки Марьи Васильевны Татариновой, представленного митрополитом Антонием (Храповицким) императору Николаю II:
«Я сама выросла в такой семье (где пил отец), страшно вспомнить свое несчастное детство, когда являлся отец пьяный, избивал нашу мать и все, что было в доме, не щадя даже нас, малюток, а какую мы несли бедность, питаясь чуть не подаянием, потому что наша мать содержала нас своими трудами, а пьяный отец, доходивший до озверения, отнимал у нас все побоями, силой и негде было искать защиты; так велось всюду»
Полоскание белья.
Понятно, что невозможно дать статистику этих преступлений, потому что они не квалифицировались как уголовные. Единственной общественной организацией, которая могла хоть как-то влиять на семейную жизнь крестьян, были волостные суды, но они не справлялись с ситуацией.
Дело было не только в том, что волостные суды не обладали средствами для наказания мужа. Проблема состояла в определенном отношении самих членов суда к проблеме повиновения жены мужу и к объему власти мужей.

Как отмечал Н. Лазовский, «волостные суды иногда отказываются от разбирательства самых очевидных дел, руководствуясь тем патриархальным принципом, что «муж считается старшим над женой и имеет право ее наказывать» и что «муж даром бить свою жену не станет, а если бьет, — значит, она того стоит».
Другая причина отказов в разбирательстве жалоб жены заключается в том, что волостные суды разделяют преобладающий в народе взгляд на жену как на животную рабочую силу, поступающую в собственность мужа, как на рабу, вещь; поэтому и наказанием мужа за жестокое обращение с женой приноравливается так, чтобы не слишком унизить его в глазах жены, а также не повредить его экономическим интересам»
И все же даже волостные суды приговаривали иногда супругов к раздельному жительству.
Наступление старости ускоряется горестями жизни.
С уходом юности уходит и красота русских крестьянок, вынужденных заниматься тяжелой работой.
Пыталась ли бороться церковь с этой бедой? Характерно, что мы не находим в многочисленных публикациях мировых судей упоминаний о вмешательстве церковной власти в защиту истязаемых женщин (хотя имеются сведения, что священники в ряде случаев покрывали убийства мужьями своих жен).
Однако размеры безобразий в семьях приняли такой характер, что появляются даже церковные определения по поводу жестокости мужей. Характерно, что поводом к вынесению определения Самарской Духовной Консистории стало не само жестокое обращение, а покушение женщины на самоубийство, так как этот случай и подлежал ведению духовного суда.
В резолюции архиерея было сказано, что наказанию должна быть подвергнута не только несчастная, доведенная до отчаяния, но и ее муж, которому вменяется в обязанность класть в день по три (!) поклона.
Из архиереев за расширение поводов к разводу высказался Евлогий (Георгиевский), архиепископ Холмский: «Следовало бы облегчить расторжение неудачных браков, присоединив иные поводы к расторжению, как те, которые установлены законами греческих царей Льва и Константина, так и новые, какие укажутся потребностями современной русской жизни, например, зверское истязание мужем жены, и вообще жестокое обращение одного супруга с другим, заразительная болезнь вроде сифилиса, неизлечимый алкоголизм и умопомешательство, — последнее в интересах имеющего произойти потомства».
Жница на отдыхе.
Существующая жесткость законов о разводе привела к тому, что в России самое большое количество мужеубийц: «Недаром статистика показывает, что Россия по количеству мужеубийц занимает если не первое, то одно из первых мест во всем мире.
Среди язычников, магометан, наша христианская Русь стоит на первом месте по числу ужасных преступлений. О чем это говорит? О том, что русские люди знают внешнюю сторону христианства, но мало проникнуты его духом.
Один батюшка говорил о… снохачестве. Что это такое? Смотреть на женщину как на рабу, которую можно не только бить, но и отдавать. Бог знает на что. И это называется святость брака; завертывается вуалью и уже святым крестом прикрывается».
Сноха́чество(Вики) — практика в русской деревне, при которой мужчина — глава большой крестьянской семьи (живущей в одной избе) состоит в половой связи с младшими женщинами семьи, обычно с женой своего сына (связь свёкра с невесткой, называемой сноха).

Эта практика получила особое распространение в XVIII—XIX веках, сперва в связи с призывом молодых крестьян в рекруты, а затем и в связи с отходничеством, когда молодёжь уходила работать в города и оставляла жён дома в деревне.
О распространённости снохачества, связанного с абсолютной властью «большака», «отца семейства» (домовладыки) над своими домашними, о пагубности этой практики и о возникающих в связи с этим криминальных ситуациях подробно писали многие публицисты XIX века (А. Н. Энгельгардт — «Письма из деревни»; первичные материалы этнографического бюро князя В. Н. Тенишева).
Снохачество упоминается в художественной литературе («Отцы и дети» И. С. Тургенева, «Житие одной бабы» Н. С. Лескова, «Колодезь» С. В. Логинова).
Крестьянка за самопрялкой.
Тульская губ., Богородицкий у.
с. Ивлево. 1902
Женщина за изготовлением полотна.
Уфимская губ., Уфимский у.,
с. Благовещенский Завод. 1912
Крестьянин из Олонецкой губернии, член отдела церковной дисциплины А.И. Июдин увидел в проекте угрозу нравственности деревни:
«Я боюсь, чтобы наша свобода в бракоразводных делах не привела к служению антихристову… В деревне нравы грубые, муж и палкой ткнет. А она: меня муж не любит, пойдет в город шляться. А у нас здесь как раз побои — повод к разводу… Вот один грех: муж нарочно поколотит, чтобы только жена ушла, освободиться от нея, развестись с ней. Правильно сказано: за грехи мужа дается жена, а за грехи жены —злой муж».
Многодетная семья.
Крестьянская семья.
Как сказал по этому поводу член Поместного собора крестьянин из Ярославской губернии Н. Г. Малыгин: «не губите деревни принятием этой статьи; там эта статья (о разводе в случае издевательств) совершенно неприменима. Если принята будет эта статья, то в деревне хоть каждый день разводись».
К сожалению- такое отношение к женщине и сейчас не редкость- бытовое насилие, которое сами женщины терпят. Полиция приучена не реагировать на заявления о побоях, поскольку в 90 процентах потерпевшие заявления забирают!
Что поделаешь, традиции живучи.
Депутат Мизулина предлагает восстановить русские семейные традиции, видимо, она не читала книг, даже из русской классики не знает, каковы эти традиции были: мордобой до искалечения.
И это все выдается за «православную и духовную Русь».
Начало :
http://marinni.livejournal.com/941570.html?view=25257474#t25257474
Как еще издевались над женщинами, можно посмотреть здесь:
——————————-
http://www.istrodina.com/rodina_articul.php3?id=1329&n=54

Уникальные исторические фотографии дореволюционной России (31 фото)

Потрясающие снимки, сделанные неизвестным фотографом.
Старые фотографии — это настоящая кладовая истории. Они могут многое рассказать о том, как жили люди много десятилетий назад, чем они интересовались, какую одежду носили. В этом обзоре собраны интереснейшие редкие фотографии, которые вызывают огромный интерес у всех, кто интересуется историей.
1. Коллежский регистратор
Коллежский регистратор — низший гражданский чин 14-го класса в Табели о рангах в России XVIII — XIX веков.
2. Гимназистки
Юные гимназистки.
Граф Толстой, с первого же года назначения министром народного просвещения, составил комиссию для выработки нового устава гимназий, который был утверждён 30 июля 1871 года. Он признаёт только классические гимназии с двумя древними языками и прогимназии; реальные гимназии переименованы в реальные училища. Целью гимназии признано общее образование и подготовка к университету.
3. Памятник архитектуры
Здание I-ой женской гимназии.
4. Пациент больной сыпняком
Врач Решетилов осматривает пациента Кузьму Кашина, который заболел сыпным тифом в селе Накрусове, 1891-1892 годы.
5. Голодный год
Раздача крестьянам в ссуду хлеба в городе Княгинине, 1892 год.
6. Изба татарина Саловатова
Изба в деревне Кадомке Сергачского уезда.
7. Театральная площадь
Нижегородской ярмарки во время половодья.
8. Общий вид на ярмарки
Вид ярмарки со Спасского Староярмарочного собора, 1896 год.
9. Выставка, дополнившая традиционную Нижегородскую ярмарку
Машинный отдел Всероссийской художественно-промышленной выставки, 1896 год.
10. Кинотеатр «Волшебный мир»
Самокатская площадь 1896 год.
11. Колокола на ярмарке
Нижегородская ярмарка 1896 год.
12. Театр «Фигнер»
Нижний Новгород, 1896 год.
13. Странствующий человек
Странник в Серафимо-Дивеевском женском монастыре, 1904 год.
14. Три богомолки
Богомолки в Серафимо-Понетаевском женском монастыре, 1904 год.
15. Нижегородские «босяки»
Опустившиеся, обнищавшие люди из деклассированных слоев общества.
16. Закладка городской соборной мечети
Нижний Новгород, 1902 год.
17. На пути к святым местам
Странники на пути в Саровский мужской монастырь.
18. «Лебединое озеро»
На сцене Большого театра состоялась премьера балета Чайковского «Лебединое озеро», 4 марта 1877 год.
19. Молодая Императрица
Императрица Александра Фёдоровна Романова. Германия, Дармштадт, 1876 год.
20. Необычная техника массажа
Массаж в бане. Тбилиси, 1890-е годы.
Массаж ногами является одним из самых популярных способов массажа спины. Техника выполнения должна проводиться очень аккуратно и грамотно, чтобы пациент не пострадал.
21. Этнографическая группа грузин
Этнографическая группа грузин.
Коренное население горной области Хевсурети — на южных склонах Большого Кавказа в бассейне реки Хевсурской Арагви и в верховьях реки Аргун на северных склонах. Хевсуры. Россия, 1890 год.
22. Крестьяне
Крестьяне на отдыхе.
О ситуации в русской деревне до Революции до нашего времени дошло огромное количество документальных сообщений и статистических данных. Современники оценивали окружающую их реальность «богоносной России» не просто без восторгов, но и попросту находили её отчаянной, если не сказать плачевной. Жизнь среднего русского крестьянина была исключительно суровой, даже более того – жестокой и беспросветной
23. Гипсовая фигура Серафима
Гипсовая фигура Серафима, кормящего медведя. Российскaя империя, Нижегородская губерния, Понетаевский женский монастырь, начало XX века.
24. Ильинские ворота
Проездные ворота, утраченное архитектурное сооружение в комплексе Китайгородской стены в Москве между современной улицей Ильинкой, Лубянским проездом и Новой и Старой площадями.
25. Точильщик
Специалист по заточке режущего инструмента.
Первоначально точильщиками называли ремесленников, точивших ножи, ножницы, бритвы, кинжалы, плуги, топоры и прочий режущий инструмент и холодное оружие. В индустриальном производстве используется термин заточник — рабочая профессия специалиста, обеспечивающего требуемые параметры режущего инструмента.
26. Народная столовая
Столовая в деревне Пралевке Лукояновского уезда, 1891-1892 годы.
27. Художественное училище
Художественное училище. Россия, Садовая улица, 1890 год.
28. Сызрано-Вяземский вокзал
Сызрано-Вяземская железная дорога — одна из железных дорог Российской империи, образованная в 1890 году при слиянии Моршанско-Сызранской, Ряжско-Моршанской и Ряжско-Вяземской железных дорог.
29. Окраина города
Окраина Саратова в 1890 году.
30. Спасо-Преображенская церковь
Спасо-Преображенская единоверческая церковь в 1890-ом году.