Финляндия в НАТО

Против населения не пойдешь

В феврале 2018 года прошла инаугурация президента Финляндии Саули Ниинисте, который ранее занимал этот пост с 2012 года. В ночь после выборов главы страны, в которых он уверенно победил в первом туре, избранный лидер государства дал понять, что увидел в высокой поддержке граждан Суоми сигнал о желании сохранить все как есть. В первую очередь это относится к внешнеполитическому курсу.Прибалтика ведет противоположную Финляндии внешнюю политику: с угрозами и провокациями – Бекман

Говорит это о следующем: население Финляндии не хочет резких перемен в отношении с важным партнером и соседом – Россией – и выступает против присоединения к военному блоку НАТО. Об этом заявляли и другие участники президентской гонки.
На протяжении многих лет социологические опросы показывают, что граждане страны выступают категорически против вступления в Североатлантический альянс. Например, по состоянию на 2017 год, 59% финнов не хотят присоединения к блоку. Об этом свидетельствуют данные исследования, проведенного газетой Helsingin Sanomat. При этом такой позиции придерживаются представители самых разных профессий, возраста и слоев населения.

«Абсолютное большинство финнов против нашего членства в альянсе. В таких условиях даже не идут политические дискуссии по поводу вступления Финляндии в Североатлантический альянс. Это невозможно в наших условиях.

Финский народ считает, что безопасность нашей страны зависит от отношений с Россией, поэтому нам важно иметь максимально хорошие межгосударственные отношения. Таковыми они и являются, поэтому у людей укрепляется чувство безопасности», – рассказал Baltnews.ee финский обществовед, публицист, доктор общественно-политических наук Йохан Бекман.Желаемое за действительное: как экс-премьер Швеции надеется на членство в НАТО

В Швеции схожая ситуация. В 1994 году она стала участником программы НАТО «Партнерство ради мира» (в котором, кстати, участвует еще ряд стран, в том числе и Россия), что стало первым значительным шагом в сторону альянса. Тогда государственные чины утверждали, что стране необходимо вступление в этот военный блок, однако после агрессии США и участников Североатлантического договора в Ливии общественность не поддержала инициативу. Тогда появилось общественное движение под лозунгом «НАТО, вон из Швеции».

Результаты опросов общественного мнения за 2017 год показали, что число противников вступления страны в НАТО выросло на 4% по сравнению с предыдущим и составило 44%. В обществе чувствуется недоверие к собственной армии, поэтому на вопрос о том, поможет ли НАТО в случае военного конфликта, большинство респондентов (57%) ответили положительно. При этом все они уверены, что для получения защиты Североатлантического блока Швеции не нужно вступать в него.

Сотрудничества с НАТО достаточно

Швеция начала вести политику нейтралитета более двухсот лет назад. Однако данную позицию на международной арене пытается пошатнуть НАТО, запугивая Стокгольм «российской агрессией»: было придумано множество мифов про российские субмарины в шведских территориальных водах, однако со временем выяснилось, что они принадлежат, например, Германии.Как шведы испугались собственного мифа о «российской агрессии»

Несмотря на отсутствие значительных подвижек в направлении вступления Швеции в НАТО, страна состоит с альянсом в тесном сотрудничестве – с 1997 года она является членом Совета евроатлантического партнерства.

Одним из приоритетов сотрудничества с альянсом является развитие возможностей и поддержание способности вооруженных сил Швеции совместно выполнять задачи с войсками НАТО и другими странами-партнерами в многонациональных операциях по поддержанию мира.

Королевство является важным поставщиком военной техники на международный рынок, прежде всего странам Североатлантического договора. Швеция регулярно участвует в военных учениях Альянса: предоставляла контингенты «миротворческих сил» в Боснии и Косово под эгидой НАТО, участвовала в операции в Ливии, Афганистане. Совместно с Данией, Исландией, Норвегией и Финляндией, где первые три страны – члены НАТО, страна наращивает военное сотрудничество в рамках созданного еще в 2009 году Северного оборонного сотрудничества NORDEFCO.

Большая сфера взаимодействия у Швеции и с Прибалтийскими странами, которым она помогает реформировать вооруженные силы. В 2016 году страна подписала с Эстонией, которая является членом НАТО, соглашение о военной взаимопомощи. Документ также подписан и Финляндией.Слишком адекватные! Почему в НАТО недовольны отношением Осло к «российской угрозе»

«Если Финляндия попросит, Эстония придет на помощь. И я уверен, что в ответ нам будет оказана помощь при необходимости», – прокомментировал создание военного союза министр обороны Эстонии Ханнес Хансо.

Политолог Александр Носович отмечает, что обещание Эстонии помочь большим странам Северной Европы неслучайно – здесь подразумевается, что за маленькой прибалтийской республикой стоит весь блок НАТО

У Швеции также подписан договор о качественно новом сотрудничестве с альянсом, которое дает право силам быстрого реагирования НАТО находиться и перемещаться по территории страны во время различного рода операций.

Финляндия и Швеция также регулярно принимают участие в консультациях со странами НАТО о безопасности в Прибалтийском регионе.

Однако бывший статс-секретарь Министерства обороны Швеции, член Королевской академии военных наук Свен Хирдман считает, что сближение страны с НАТО приведет к усилению напряженности и росту военных расходов:Дивизия «Север»: как еще НАТО пытается «сдерживать» Россию

«Политику нейтралитета мы ведем уже двести лет, и, по мнению большинства шведов, она хорошо нам послужила. Лично я считаю, что со вступлением в НАТО шведская безопасность только ухудшится. Став членами альянса, мы будем автоматически втянуты в военный конфликт, если он произойдет между Россией и НАТО. А если мы будем вне военного блока, то, как и раньше, у нас будет шанс остаться в стороне», – считает он.

Очевидно, что вступление Швеции в НАТО вызвало бы острую реакцию со стороны России, и в Королевстве прекрасно понимают опасность такого шага. Плюс ко всему, увеличение военных расходов неоправданно – членство в альянсе принесет стране больше военно-политических проблем, чем пользы.

Министр обороны Швеции Петер Хультквист заявлял: «Наилучшая стратегия сейчас – усиливать военный потенциал на национальном уровне, а также развивать двустороннее и многостороннее взаимодействие с другими странами. Никаких экспериментов в сфере стратегической политики сейчас проводить не нужно». Подобной позиции придерживаются практически все представители власти Королевства.Три финских урока: чему Эстонии следует поучиться у северной соседки

Что касается Финляндии, Суоми исторически усвоила, что не стоит провоцировать своего восточного соседа, поскольку в случае расширения НАТО Россия примет ответные меры. Кроме того, 5-я статья Устава Североатлантического альянса, которая гарантирует безопасность всем своим членам – нападение на одного из союзников является нападением на весь союз – не означает, что в случае военного конфликта с Финляндией блок успеет что-либо предпринять для защиты своего партнера.

Здесь показательным примером приверженности страны к самостоятельности в части защиты государства является надпись на одном из камней крепости Суоменлинна близ Хельсинки: «Стоять на своей земле и не ждать помощи», что можно считать девизом Сил обороны Финляндии.

Однако у страны налажено тесное сотрудничество с НАТО в области обороны – они не раз проводили совместные учения, с 2008 года Суоми осуществляет совместную с блоком программу по закупке тяжелых транспортных самолетов для стратегических воздушных перевозок. В 2010 году Финляндия привела свои вооруженные силы в полное соответствие стандартам НАТО.

В рамках Северного Совета регулярно проходят встречи премьер-министров, министров обороны и других представителей североевропейских стран. В финские порты также периодически заходят натовские корабли и корабли ВМС США. Вашингтон, кроме того, поставляет в Хельсинки натовское вооружение и боевую технику.Ответ России. Какая угроза нависла над НАТО

При этом президент Финляндии Саули Ниинисте заявляет, что страна не заинтересована во вступлении в НАТО – такие настроения преобладают и в обществе, и в политических кругах.

«Финляндия осуществляет взаимодействие с НАТО другими путями, у нас много двусторонних договоров с членами альянса, мы проводим совместные военные учения. Но это не значит, что мы стали ближе к НАТО», – заявил Йохан Бекман.

Таким образом, Швеция и Финляндия осознают опасность и неоправданность своего вступления в НАТО – для срочной защиты своих границ у этих государств Северной Европы достаточно военной мощи. При этом в случае вступления в Североатлантический альянс потребуются значительные финансовые затраты, а в случае провокации военным блоком в сторону России, именно Хельсинки и Стокгольм могут пострадать больше всего.

Швеция и Финляндия решили остаться в стороне от возможных угроз со стороны своего восточного соседа, поскольку их вступление в НАТО станет прямой угрозой безопасности России, на что она даст зеркальный ответ. При этом для стран очень важно сохранить партнерские связи с Россией и реализовывать совместные проекты в различных сферах. Политика нейтралитета позволяет этим государствам Северной Европы сохранять свою независимость и самостоятельность в принятии военно-политических решений.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.

В Хельсинки прошла инаугурация президента Финляндии Саули Ниинистё. Его победа в первом же туре голосования и высокий личный рейтинг свидетельствуют о том, что принципиальных изменений во внешней политике, за которую в стране по большей части отвечает президент, ожидать не стоит. Почему финны тем не менее не хотят исключать возможности вступления в НАТО, разбиралась в Хельсинки Галина Дудина.

Саули Ниинистё, занимающий пост главы государства с 2012 года, вновь принес присягу на заседании правительства Финляндии. Действующий президент, напомним, победил уже в первом туре выборов, набрав 62,7% голосов. По данным опроса, опубликованного в четверг изданием Ilta-Sanomat, ему доверяют 70% финнов.

Уже в ночь после выборов Саули Ниинистё дал понять, что увидел в подобной поддержке сограждан сигнал о желании сохранить все как есть. «Не стоит стремиться к переменам ради перемен»,— пояснил он. Это относится, в частности, к внешней политике Финляндии, ответственность за которую разделяют президент и правительство. А значит, Хельсинки не будет пытаться резко улучшить или испортить отношения с Москвой и пока не собирается присоединяться к НАТО.

Между тем дальнейшие взаимоотношения руководства республики с альянсом остаются в центре внимания финской прессы. «Вопросы внешней политики и политики безопасности, а также перспективы вступления в НАТО играли в общественной дискуссии перед выборами значительную роль»,— заверил в беседе с российскими журналистами главный редактор ведущей ежедневной финской газеты Helsingin Sanomat Антеро Мукка.

Из числа европейских стран в НАТО не входят Австрия, Швеция, Финляндия, Ирландия и Швейцария. При этом более 60% финнов неизменно заявляют в опросах, что они против присоединения к альянсу. А значит, если бы референдум о вступлении в НАТО прошел в ближайшем будущем, финны проголосовали бы против такого сценария. О консенсусе свидетельствуют и высказывания ведущих политиков. «Я против этого и не верю, что Финляндия вступит в НАТО в обозримом будущем»,— заявил “Ъ” Пааво Вяйрюнен, занявший на президентских выборах четвертое место. «Лично я не хочу членства в НАТО, не считаю, что сейчас это пойдет на пользу Финляндии»,— вторит ему Лаура Хухтасаари из партии «Истинные финны», пришедшая третьей. «Финляндия — член ЕС, и большинство стран Евросоюза состоят в НАТО. Мы сотрудничаем с ними, когда реализуем политику в области безопасности и обороны в рамках ЕС. Но не хочется, чтобы на севере Европы началась гонка вооружений. А если бы Финляндия подала заявление на вступление в НАТО, то Россия это восприняла бы отрицательно»,— объясняет “Ъ” второй по популярности участник президентской гонки-2018, представитель зеленых Пекка Хаависто. «Такая гонка обошлась бы дорого всем, а главное — посмотрите, какая у нас граница сейчас: жители финской Иматры ездят на велосипеде в Светлогорск за мороженым»,— аргументирует свою позицию господин Хаависто. Сейчас для жителей приграничных территорий действует облегченный режим пересечения границы, а в случае присоединения Финляндии к НАТО он окажется под угрозой.

Против такого варианта выступает и Саули Ниинистё. Между тем он оговаривается, что «мир меняется и потребность подать заявку на вступление может возникнуть».

После российско-грузинского конфликта 2008 года, а затем и российско-украинского кризиса категорически исключать возможность присоединения к альянсу финны не хотят.

Такая опция, например, допускается правительственной программой республики, и глава МИДа Тимо Сойни ранее в интервью “Ъ” подтверждал, что редактировать эту часть документа он не готов.

Напомним, что с 1994 года Финляндия сотрудничает с НАТО в рамках «Партнерства ради мира». В 2014 году Финляндия и Швеция подписали с альянсом договор о военной помощи, подразумевающий углубление практического сотрудничества. В 2018 году число международных военных учений и маневров, в которых будут задействованы вооруженные силы Финляндии, достигнет 81. Среди них и ряд мероприятий в рамках НАТО, ключевым из которых в финском Минобороны называют осенние учения Trident Juncture.

Бывший посол Финляндии в России Ханну Химанен в своей книге «Запад или Восток — Финляндия и возвращение геополитики» призывает Хельсинки вступить в НАТО без предварительного референдума, учитывая напряженную обстановку в области безопасности, сложившуюся в Европе после 2014 года. В то же время в беседе с “Ъ” господин Химанен пояснил: «У нас близкое двустороннее сотрудничество в области обороны со Швецией, и обе страны тесно сотрудничают с НАТО. Во многом развитие событий будет зависеть от итогов парламентских выборов в Швеции осенью этого года. Не исключено, что к власти придет лидер консерваторов, неоднократно заявлявший, что видит Швецию членом НАТО в ближайшие десять лет. Но в ходе предвыборной кампании в Финляндии кандидаты не были готовы обсуждать, как отреагирует Хельсинки в случае такого развития событий. Хотя финские политики настаивают, что наша позиция не зависит от шведских решений, это непростой вопрос». «Мы традиционно осторожны в комментариях по внешней политике, но членство в НАТО остается возможностью, которой Финляндия могла бы воспользоваться»,— резюмировал дипломат.

«Кандидаты не хотели озвучивать тезис, что Швеция могла бы предопределить линию Финляндии в этом вопросе. Но позиция Стокгольма действительно может оказаться решающей,— согласился в разговоре с “Ъ” профессор Университета Тампере Туомас Форсберг.— Более того, если Швеция решит присоединиться к НАТО, то это станет вызовом для финской идентичности: финны всегда воспринимали себя жителями скорее северной страны, а не балтийской, а все другие страны Скандинавии, таким образом, окажутся в НАТО».

По словам Туомаса Форсберга, президент Ниинистё хочет «способствовать улучшению отношений России и ЕС», но намерен сохранить опцию вступления в НАТО «как политический инструмент — причем на случай как негативного, так и позитивного сценария развития отношений с Москвой». «Пессимистичный сценарий, по мнению президента,— это если Москва перестанет различать ЕС и НАТО и станет воспринимать Евросоюз как врага. А оптимистичный — это если бы мы могли вернуться к политическому климату начала 2000-х, когда Россия и НАТО развивали сотрудничество и видели друг в друге друзей, а не врагов»,— пояснил эксперт.

Внешняя политика Финляндии

Внешняя политика Финляндии (фин. Suomen ulkopolitiikka) — содержание внешнеполитического курса Финляндии, сформулированного как «военное неприсоединение и самостоятельная оборона» (в 2013 году иностранная комиссия парламента отметила отсутствие актуальности данного утверждения). Финляндия последовательно выступает за укрепление дружественных отношений со всеми странами, прежде всего соседними, играет активную роль в общеевропейском процессе.

Финляндия член ООН с 1955 года (непостоянный член СБ ООН в 1969—1970 и 1989—1990 годах). С мая 1989 года — член Совета Европы, с января 1986 года — член ЕАСТ. С 1973 года имела соглашение с ЕЭС о свободной торговле, а в настоящий момент член ЕС. С 1956 года — член Северного Совета, имеет статус наблюдателя НАТО.

В соответствии с правительственной программой, Финляндия должна стать одной из ведущих стран мира по уровню развития кибербезопасности. В этой связи в марте 2012 года Финляндия участвовала в координируемых НАТО военных учениях среди 20 стран альянса на случай кибервойны.

В официальном докладе по вопросам внешней политики и безопасности Финляндии, опубликованном в 2016 году, указываются 15 главных аспектов международной политики, на которых правительство страны намерено делать упор в ближайшие годы. Речь идёт, в частности, об укреплении Евросоюза в качестве стратегического сообщества, усилении оборонного и военного сотрудничества со Швецией и США, а также о развитии отношений с Россией.

Отношения с ЕС

В июне 1994 года было подписано соглашение о намерении Финляндии вступить в Европейский союз, в связи с чем 16 октября 1994 года вопрос окончательного вступления страны в ЕС обсуждался на общенациональном референдуме (автономная провинция Аландские острова 20 ноября проводила свой референдум) и утверждался Парламентом Финляндии. С 1 января 1995 года Финляндия — постоянный член ЕС.

По данным аналитического центра EVA, в 2012 году к членству Финляндии в ЕС положительно относится 55 % финнов (в 2011 году — только 37 %). Людей, требующих выхода Финляндии из ЕС, стало меньше, чем когда-либо за время членства Финляндии в ЕС. В рамках действовавшей в ЕС программы помощи малообеспеченным, ежегодно в Финляндии до 100 тысяч человек получали продовольственные пакеты гуманитарной помощи.

В декабре 2012 года часть оппозиционных партий (Истинные финны во главе с председателем Тимо Сойни и Центр) высказались за проведение общенационального референдума по вопросу отношения Финляндии к ЕС и будущему еврозоны, но большинство парламентариев не поддержали данную инициативу.

Отношения с НАТО

В октябре 1993 года премьер-министр Финляндии Эско Ахо на встрече в Брюсселе с генеральным секретарём НАТО Манфредом Вёрнером заявил, что «Финляндия вполне удовлетворена своим нынешним статусом наблюдателя в Организации Североатлантического договора и тем диалогом, который ведётся с НАТО», вместе с тем, с 1993 года страна принимает участие в невоенной части маневров НАТО в Балтийском море, касающейся отработки международного взаимодействия в аварийно-спасательных работах. В этой связи, 9 мая 1994 года министр иностранных дел Финляндии Хейкки Хаависто подписал рамочный документ о присоединении Финляндии к программе НАТО «Партнерство ради мира», которое ограничивается сферой миротворческой деятельности, проведением поисковых, спасательных и гуманитарных операций, мерами по защите окружающей среды.

Высказывание начальника Генштаба Вооруженных сил России, генерала Николая Макарова во время его визита в Финляндию в 2012 году о том, что возможное членство Финляндии в НАТО представляет потенциальную угрозу для безопасности России, вызвало оживлённую дискуссию в стране, а Генеральный секретарь НАТО Андерс Фог Расмуссен в этой связи подчеркнул, что Россия не должна вмешиваться в решение Финляндии о возможном вступлении в члены военного альянса. В это же время, марте и октябре 2012 года, ВВС Финляндии участвовали в учениях НАТО в небе Балтики, но обсуждавшийся ранее вопрос о возможности совместного со Швецией патрулирования воздушного пространства Исландии до настоящего времени ещё не принят. Премьер-министр России Дмитрий Медведев в ходе своего визита в Финляндию в ноябре 2012 года заявил, что «возможное участие Финляндии в патрулировании воздушных границ Исландии — внутреннее дело Финляндии».

В 2010—2011 годах, по опросам общественного мнения, 70 % граждан Финляндии возражали против членства страны в военном альянсе НАТО, но на начало 2014 года число противников вхождения в НАТО составляло уже 59 %, а число сторонников — 22 %.

Дискуссия о вступлении в НАТО существенно активизировалась в связи с присоединением Крыма к России. В целом аргументация тех, кто выступает за вступление в НАТО, сводится к тому, что альянс сможет защитить Финляндию от агрессии со стороны России. Противники вступления в НАТО говорят о том, что именно желание вступить в альянс может привести к ухудшению отношений с Россией и спровоцировать агрессию. 15 апреля 2014 года премьер-министр Финляндии Юрки Катайнен заявил, что в нынешних условиях Финляндия и Швеция должны вступить в НАТО, вместе с тем признав, что его позиция одобряется меньшинством в парламенте страны.

В 2016 году начата работа над докладом о внешней политике и политике безопасности Финляндии, в котором будут оценены возможные последствия вступления страны в НАТО. В состав рабочей группы вошли: глава Внешнеполитического института Тейя Тииликайнен, бывший посол в России и Германии Рене Нюберг, а также бывший посол Швеции в Финляндии Матс Бергквист и председатель Международного института стратегических исследований и Женевского центра политики безопасности Франсуа Эйсбур; одновременно активизированы дискуссии о военной угрозе со стороны России. Доклад был представлен 29 апреля министру иностранных дел Тимо Сойни и опубликован на сайте МИДа Финляндии.

Отношения с Россией

См. также: Российско-финляндские отношенияВстреча Саули Нийнистё с Владимиром Путиным в Ново-Огарёво 22 марта 2016 года

В 1991 году Финляндия расторгла Договор о дружбе, сотрудничестве и взаимопомощи с СССР, а в 1992 году между Россией и Финляндией был заключён Договор об основах отношений. На конец 2014 года в двадцати двух городах России будут действовать визовые центры Финляндии. Поддерживаются регулярные контакты на высшем уровне. В июле 1992 года президент России Борис Ельцин совершил первый официальный визит в Финляндию, а в марте 1994 года страну посетил Председатель правительства Виктор Черномырдин. В мае 1994 года первый визит в Россию осуществил президент Финляндии Мартти Ахтисаари.

Высшее руководство Финляндии приветствовало подписание Соглашения о партнёрстве и сотрудничестве между Россией и Евросоюзом и заверило, что будет и впредь прилагать усилия для обеспечения добрососедства с Россией, последовательно поддерживать политику реформ в России.

Упор в развитии практического сотрудничества с Россией Финляндия делает на сопредельных территориях — Санкт-Петербургом, Республикой Карелией, Ленинградской и Мурманской областями. За сохранение визового режима с Россией выступила почти четверть опрошенных финнов, опасающихся усиления криминогенности в Финляндии. По опросам 2014 года, 43 % населения Финляндии, а также ~ 70 % работающих на руководящих позициях, считают Россию большой угрозой для страны.

Отношения с США

Основная статья: Американо-финские отношения

По мнению руководителя программ Института внешней политики Мика Аалтола, с 2012 года, с приходом к управлению страной Саули Нийнистё, отношения с США стали более тесными, интенсифицировались контакты на высшем уровне.

Осенью 2016 года запланировано подписание двустороннего договора о сотрудничестве в оборонной сфере.

Отношения с Швецией

Основная статья: Финско-шведские отношения

Связи Финляндии со Швецией по сравнению с другими странами являются наиболее тесными — это проявляется и в политической, и в оборонной, и в экономической, и в культурной областях.

Отношения с Эстонией

Основная статья: Финско-эстонские отношения

После проведения в Москве встречи между президентом России Борисом Ельциным и президентом Эстонии Леннартом Мери и подписанием договорённостей о выводе российских войск с территории прибалтийских стран, финское правительство осенью 1993 года приняло решение о выделении Эстонии льготного кредита на сумму в 50 млн финских марок на строительство на территории России жилья для выводимых из Прибалтики российских войск.

В марте 2012 года новый командующий Силами обороны Эстонии бригадный генерал Рихо Террас призывал Финляндию стать членом НАТО, а президент Эстонии Тоомас Хендрик Ильвес 10 января 2013 года пригласил Финляндию присоединиться к деятельности создаваемого в Таллине Центра по киберобороне, открытого для партнёров по НАТО. В 2016 году глава МИД Финляндии Тимо Сойни упомянул Эстонию в качестве основного партнёра страны наряду со Швеций.

Региональное сотрудничество

Финляндия активно сотрудничает с деятельностью Совета государств Балтийского моря, проявляя особую заинтересованность в развитии общебалтийского сотрудничества в деле укрепления ядерной и радиационной безопасности, плодотворно сотрудничает с российской стороной в вопросах повышения безопасности эксплуатации АЭС.

Уделяет внимание предотвращению неконтролируемой миграции в регионе, прежде всего из России, является инициатором международных встреч и конференций по этим вопросам. По опросам общественного мнения, рост числа иммигрантов в Финляндии стал беспокоить финнов меньше (в 2011 году таковых было 38 %, в 2010 году — 51 %).

Финляндия последовательно поддерживает российскую инициативу о создании в СГБМ поста комиссара по правам человека и делам национальных меньшинств.

Участвует в деятельности Совета Баренцева/Евроарктического региона и выступает за развитие связей структур северного сотрудничества (Северный совет, Совет Министров Северных Стран, Северный инвестиционный банк и др).

Финляндия и ОБСЕ

Финляндия заинтересована в укреплении общеевропейского процесса, отдаёт ему приоритет в деле обеспечения безопасности на континенте, выступает за развитие взаимодействия ОБСЕ с другими авторитетными международными организациями.

Финляндия и ООН

Финляндия является членом ООН с 1955 года и наиболее активна в вопросах миротворческой деятельности организации, поддерживая инициативы учреждения спецфонда для финансирования деятельности ООН по поддержанию мира и участвуя практически во всех ОПМ, в том числе на территории бывшей Югославии. Оказывает содействие в обучении российских военнослужащих для службы в составе международных миротворческих сил. Вместе с тем Финляндия воздерживается от участия в таких миротворческих усилиях международного сообщества, которые предполагают применение силы, так как для этого отсутствует соответствующее финское законодательство.

Совместно с другими северными странами Финляндия прилагает много усилий по реформированию социально-экономического сектора деятельности ООН, структурной реорганизации ЭКОСОС с тем, чтобы добиться большей отдачи от выделяемой по линии ООН и её специализированных учреждений помощи развивающимся странам.

Финляндия выступает за повышение эффективной работы СБ ООН, полагая в этой связи целесообразным расширения состава членов СБ ООН. Претендовала на непостоянное членство в СБ ООН в период 2012—2013 годов.

Член ЮНЕСКО (специализированного учреждения ООН по вопросам образования, науки и культуры) с 1956 года. Член исполнительного совета этой организации в 1997 по 2001 год и с 2017 по 2021 год.

> См. также

  • Список дипломатических миссий Финляндии
  • Министр иностранных дел Финляндии

Примечания

  1. Иностранная комиссия парламента: военного неприсоединения больше нет // © Yle Uutiset = Служба новостей Yle. = Сайт телерадиокомпании «Yleisradio Oy» (yle.fi) 6 мая 2013. (Проверено 8 мая 2013)
  2. Президент Саули Ниинистё: Финляндия во внешней политике и политике безопасности делает акцент на международном сотрудничестве. // © Yle Uutiset = Служба новостей Yle. = Сайт телерадиокомпании «Yleisradio Oy» (yle.fi) 5 апреля 2016. (Проверено 5 апреля 2016)
  3. 1 2 Генеральный секретарь ООН прибыл с визитом в Финляндию. // © Yle Uutiset = Служба новостей Yle. = Сайт телерадиокомпании «Yleisradio Oy» (yle.fi) 9 декабря 2015. (Проверено 9 декабря 2015)
  4. Президент Ниинистё и министерская комиссия обсудили киберстратегию // © Yle Uutiset = Служба новостей Yle. = Сайт телерадиокомпании «Yleisradio Oy» (yle.fi) 16 марта 2012. (Проверено 17 марта 2012)
  5. Финляндия участвует в военных учениях на случай кибервойны // © Yle Uutiset = Служба новостей Yle. = Сайт телерадиокомпании «Yleisradio Oy» (yle.fi) 27 марта 2012. (Проверено 27 марта 2012)
  6. Официальный доклад по вопросам внешней политики и безопасности подчеркивает важность усиления стратегического сотрудничества. // © Yle Uutiset = Служба новостей Yle. = Сайт телерадиокомпании «Yleisradio Oy» (yle.fi) 17 июня 2016. (Проверено 18 июня 2016)
  7. EVA: Финны стали более положительно относиться к членству Финляндии в ЕС // © Yle Uutiset = Служба новостей Yle. = Сайт телерадиокомпании «Yleisradio Oy» (yle.fi) 28 марта 2012. (Проверено 29 марта 2012)
  8. Продовольственная помощь ЕС прекращается // © Yle Uutiset = Служба новостей Yle. = Сайт телерадиокомпании «Yleisradio Oy» (yle.fi) 30 октября 2013. (Проверено 31 октября 2013)
  9. Сойни настаивает на проведении референдума о членстве Финляндии в ЕС // © Yle Uutiset = Служба новостей Yle. = Сайт телерадиокомпании «Yleisradio Oy» (yle.fi) 23 января 2013. (Проверено 24 января 2013)
  10. Оппозиция – за проведение референдума по будущему Евросоюза // © Yle Uutiset = Служба новостей Yle. = Сайт телерадиокомпании «Yleisradio Oy» (yle.fi) 13 декабря 2012. (Проверено 14 декабря 2012)
  11. Генсек НАТО: Россия не должна вмешиваться в решение Финляндии о членстве в НАТО // © Yle Uutiset = Служба новостей Yle. = Сайт телерадиокомпании «Yleisradio Oy» (yle.fi) 19 июля 2012. (Проверено 19 июля 2012)
  12. Финляндия участвовала в военных учениях в небе Балтии // © Yle Uutiset = Служба новостей Yle. = Сайт телерадиокомпании «Yleisradio Oy» (yle.fi) 25 октября 2012. (Проверено 27 октября 2012)
  13. Президент и ключевые министры обсудили вопрос о патрулировании неба Исландии — решение откладывается // © Yle Uutiset = Служба новостей Yle. = Сайт телерадиокомпании «Yleisradio Oy» (yle.fi) 26 октября 2012. (Проверено 27 октября 2012)
  14. Министр обороны Хаглунд: НАТО в ближайшие дни предоставит дополнительную информацию о роли Финляндии в патрулировании воздушных границ Исландии // © Yle Uutiset = Служба новостей Yle. = Сайт телерадиокомпании «Yleisradio Oy» (yle.fi) 12 декабря 2012. (Проверено 13 декабря 2012)
  15. Медведев: участие Финляндии в патрулировании неба Исландии — внутреннее дело Финляндии, вопрос о членстве в НАТО «в любой цивилизованной стране принято решать при помощи всенародного голосования» // © Yle Uutiset = Служба новостей Yle. = Сайт телерадиокомпании «Yleisradio Oy» (yle.fi) 14 ноября 2012. (Проверено 13 декабря 2012)
  16. Опрос: 70 % финнов против членства Финляндии в НАТО // © Yle Uutiset = Служба новостей Yle. = Сайт телерадиокомпании «Yleisradio Oy» (yle.fi) 1 февраля 2012. (Проверено 1 февраля 2012)
  17. 1 2 Suvi Turtiainen. Wir wollen draußen bleiben // Die Welt, 4.4.2014.
    Русский перевод: Суви Туртиайнен. Мы хотим «остаться снаружи» НАТО // ИноПресса
  18. Финляндия должна вступить в НАТО // ИА «Би-порт», 15 апреля 2014. (Проверено 15 апреля 2014)
  19. В Финляндии началась работа над официальной оценкой перспектив вступления в НАТО. // © Yle Uutiset = Служба новостей Yle. = Сайт телерадиокомпании «Yleisradio Oy» (yle.fi) 28 января 2016. (Проверено 11 февраля 2016)
  20. «Соцмедийный» майор: в Финляндии заглушают дискуссии о России. // © Yle Uutiset = Служба новостей Yle. = Сайт телерадиокомпании «Yleisradio Oy» (yle.fi) 11 февраля 2016. (Проверено 11 февраля 2016)
  21. Президент Ниинистё: в совместном рапорте Финляндии и Швеции о НАТО нет необходимости. // © Yle Uutiset = Служба новостей Yle. = Сайт телерадиокомпании «Yleisradio Oy» (yle.fi) 27 апреля 2016. (Проверено 27 апреля 2016)
  22. Бывший президент Мауно Койвисто празднует 90-летие // © Yle Uutiset = Служба новостей Yle. = Сайт телерадиокомпании «Yleisradio Oy» (yle.fi) 25 ноября 2013. (Проверено 25 ноября 2013)
  23. Новый визовый центр Финляндии открывается в Выборге // © Yle Uutiset = Служба новостей Yle. = Сайт телерадиокомпании «Yleisradio Oy» (yle.fi) 25 сентября 2014. (Проверено 26 сентября 2014)
  24. Пресс-конференция премьер-министров Финляндии и России: отношения развиваются положительно // © Yle Uutiset = Служба новостей Yle. = Сайт телерадиокомпании «Yleisradio Oy» (yle.fi) 14 ноября 2012. (Проверено 13 декабря 2012)
  25. HS: половина жителей Финляндии настороженно относятся к отмене виз для россиян // © Yle Uutiset = Служба новостей Yle. = Сайт телерадиокомпании «Yleisradio Oy» (yle.fi) 27 октября 2013. (Проверено 28 октября 2013)
  26. Aamulehti: Почти половина жителей Финляндии считают Россию угрозой // © Yle Uutiset = Служба новостей Yle. = Сайт телерадиокомпании «Yleisradio Oy» (yle.fi) 14 сентября 2014. (Проверено 26 сентября 2014)
  27. Специалисты по международной политике: Финляндия не хочет называть Россию угрозой. // © Yle Uutiset = Служба новостей Yle. = Сайт телерадиокомпании «Yleisradio Oy» (yle.fi) 17 июня 2016. (Проверено 18 июня 2016)
  28. Президент Обама: «В Финляндии много метал-групп и хорошее руководство — не знаю, связаны ли эти вещи между собой» // © Yle Uutiset = Служба новостей Yle. = Сайт телерадиокомпании «Yleisradio Oy» (yle.fi) 13 мая 2016. (Проверено 21 мая 2016)
  29. Ниинистё и Хаукио на торжественном ужине в Белом доме — видео и фото // © Yle Uutiset = Служба новостей Yle. = Сайт телерадиокомпании «Yleisradio Oy» (yle.fi) 14 мая 2016. (Проверено 21 мая 2016)
  30. Министр Ниинистё: Финляндия хочет подписать оборонное соглашение с США еще до вступления в должность нового президента. // © Yle Uutiset = Служба новостей Yle. = Сайт телерадиокомпании «Yleisradio Oy» (yle.fi) 22 августа 2016. (Проверено 26 августа 2016)
  31. 1 2 Глава МИД: для безопасности Финляндии важно иметь возможность вступить в НАТО. // © Yle Uutiset = Служба новостей Yle. = Сайт телерадиокомпании «Yleisradio Oy» (yle.fi) 22 августа 2016. (Проверено 26 августа 2016)
  32. Новый командующий Силами обороны Эстонии Террас призывает Финляндию стать членом НАТО // © Yle Uutiset = Служба новостей Yle. = Сайт телерадиокомпании «Yleisradio Oy» (yle.fi) 13 марта 2012. (Проверено 17 марта 2012)
  33. // © Yle Uutiset = Служба новостей Yle. = Сайт телерадиокомпании «Yleisradio Oy» (yle.fi) 10 января 2013. (Проверено 11 января 2013)
  34. Правительственный доклад по оборонной политике: увеличится роль сотрудничества Северных стран // © Yle Uutiset = Служба новостей Yle. = Сайт телерадиокомпании «Yleisradio Oy» (yle.fi) 12 декабря 2012. (Проверено 13 декабря 2012)
  35. Министр иностранных дел Австралии верит в членство Финляндии в Совбезе // © Yle Uutiset = Служба новостей Yle. = Сайт телерадиокомпании «Yleisradio Oy» (yle.fi) 17 августа 2012. (Проверено 18 августа 2012)
  36. Финляндия стала членом исполнительного совета ЮНЕСКО. Сайт телерадиокомпании Yleisradio Oy. Служба новостей Yle (8 ноября 2017). Дата обращения 11 ноября 2017. Архивировано 11 ноября 2017 года.

Страны Европы: Внешняя политика

Независимые государства

Зависимые территории

Непризнанные и частично
признанные государства

1 В основном или полностью в Азии, в зависимости от проведения границы между Европой и Азией. 2 В основном в Азии.

В сложном механизме взаимодействия стран НАТО особую роль всегда играли две скандинавские страны — Швеция и Финляндия. Не являясь членами НАТО, они всегда отличались повышенной активностью соучастия в деятельности Альянса, являясь, по сути, его форпостом у северных рубежей России.

Считается, что Евросоюз (ЕС) и НАТО — родственники. Ведь из 28 членов Альянса только 6 не входят в ЕС. Так что связь между ними кровная. И всякое колебание, тем более — потрясение в одном из них масштаба brexit, резонирует в другом. Неудивительно, что после британского референдума появились разные версии на тему, как он аукнется в Альянсе. По одной из них — ЕС ослабнет, а НАТО — укрепится.

Подобно ЕС, НАТО — структура, не ограничивающаяся прямым членством: она окружила себя разнообразными орбитами, на которые притягивает в сферу своего влияния. Существуют такие хорошо или менее известные формы сотрудничества с ним, как партнерство ради мира (ПРМ), индивидуальный партнерский план, ускоренный диалог, план действий по членству. При этом три последних можно рассматривать как подготовительные ступени к членству. Ну а Партнерство — оно и есть партнерство. В этом качестве вплоть до апреля 2014 была даже Россия. Если посчитать участников всех этих форм интеграции, то к 28 членам добавляется еще 21 страна, из которых 10 считаются кандидатами (в том числе Казахстан, Армения, Азербайджан, Молдова, не говоря уже о Грузии и Украине).

В этом сложном механизме особую роль всегда играли две скандинавские страны — Швеция и Финляндия. Она выражается в том, что, в отличие от Норвегии, не будучи членами НАТО, а будучи всего лишь участниками ПРМ, они всегда отличались повышенной активностью соучастия в деятельности Альянса. Особенно Швеция.

Нейтралитет по-шведски

После поражения в войне с Россией 1808-9 годов Швеция вышла из баталий. И объявила «политику неприсоединения и нейтралитета» сакральной ценностью, которой придерживается уже более двух веков. Это — ее конституционная позиция.

Одним из атрибутов такой позиции считается наличие крепкой армии, способной к эффективной обороне. Подобно швейцарской, она строится на началах ополчения. То есть на основе краткого срока обязательной службы, но с регулярной переподготовкой. Это позволяет иметь небольшой постоянный контингент и мощный резерв. После реформы 2010, взявшей курс на профессиональную армию, ее численность сократилась примерно до 30 тыс. Но в случае конфликта можно мобилизовать от 570 до 600 тыс. человек. Шведские ВВС имеют более 160 боевых и 100 вспомогательных самолета, ВМС — 50 надводных судов и пять подлодок.

Другим условием является способность страны самой обеспечить себя оружием. И в этом шведы тоже преуспели. Ее ВПК производит практически все виды вооружения, за исключением ядерного. Начиная от винтовок Ak 5 и Ak 4 до истребителей JAS 39 Gripen. У Швеции собственные танки Strv 121 и Strv 122 и самоходные артиллерийские установки (в этом году военные приняли на вооружение первую серийную партию 155-мм САУ «Арчер» — совместная разработка с Норвегией, которая придет на смену буксируемой гаубице FH-77), переносные зенитно-ракетные комплексы, артиллерийские и морские радары.

Судоверфи страны выпускают военные корабли, включая корветы класса Visby и подводные лодки. Качество дизельных субмарин Gotland с двигателем Стирлинга столь высоко, что их даже на год арендовали американцы. Швеция является седьмым в мире экспортером оружия. Среди покупателей Норвегия, Нидерланды, Индия, ЮАР…и даже США и Великобритания.

Впрочем, в кругах шведского истеблишмента в последнее время зреет мнение, что в случае столкновения с Россией она вряд ли сможет сама себя защитить. И даже продержаться до прихода помощи. Да и придет ли она вообще?

— Мы не в состоянии защитить себя в случае нападения русской армии. НАТО же ясно дала понять, что Швеция не может рассчитывать на военную помощь, если не будет являться членом организации. Мы не можем больше закрывать глаза на эту ситуацию. — говорится в заявлении либеральной Партии Центра.

В тему: Россия проводила учения по ядерной бомбардировке Швеции

И это притом, что, будучи страной внеблоковой, Швеция, однако, вряд ли может считаться нейтральной. Ее отношение к Альянсу — и на словах, и в поведении — всегда было заинтересованным. Вместе с финнами она сразу же (в 1994) подписалась под платформой ПМР, а в 2006 вошла в состав Международных сил содействия безопасности (МССБ) в Афганистане. При этом активность ее участия в таких структурах всегда несколько зашкаливала за дипломатические рамки. Как в части географии: Афганистан, Ирак, Босния, Косово, Ливия, Конго и т.д., так и по ее интенсивности. Например, во время натовской операции в Ливии она занималась уже отнюдь не миротворческой деятельностью. Ее самолеты Griрen и Gulfstream IV совершили более 570 вылетов и обеспечили треть разведывательной информации (2,7 тыс. донесений). Это участие, в сущности, проводилось под полным патронажем НАТО — от размещения шведских самолетов на его военной базе на Сицилии до полной координации всех действий с его командованием.

Примечательно, что решение о применении ВВС за пределами страны легко проскользнуло через парламент, поскольку общественное мнение было враждебным к Кадаффи.

Особая роль Швеции во взаимоотношениях с НАТО проявляется и в форме созданного еще в 2009 г. Северного оборонного сотрудничества (Nordic Defence Cooperation — NORDEFCO), куда входят, помимо ее и Финляндии, три члена НАТО (Дания, Исландия Норвегия). Особенно интересна ее роль в качестве военного куратора стран Балтии. Не парадоксально ли, что, не будучи членом Альянса, шведы не только обеспечивают львиную долю поставок вооружения трем ее членам, но и занимаются реформированием их вооруженных сил под натовские стандарты!

В тему: Майкл Скиллт: Если Россия угрожает Швеции войной, мы примем этот вызов и пойдем на войну

Так что как часть Западного мира Швеция всегда консолидировалась с ним, а Россию рассматривала лишь как соседа, с которым стоит быть в добрых отношениях. И когда случился Крымнаш, она, не колеблясь, осудила Москву, присоединившись к санкциям. Реакция на новую ситуацию проявилась во множестве шагов. Вот только некоторые из них.

В апреле 2014 года скандинавские страны — Швеция, Норвегия, Финляндия, Дания и Исландия — подписали документ о более тесном военном сотрудничестве. Этот пакт уже прозвали «Атлантическим мини-НАТО».

В тему: Швеция стала готовиться к нападению России

Шведы и финны одновременно запустили проекты милитаризации своих островов — Готланда и Аландских соответственно. Финский военный министр Юсси Ниинисте напрямую связал решение о размещении войск там с украинским кризисом и аннексией Крыма.

Обе страны в 2015 году участвовали в двух крупных учениях НАТО, Швеция предоставляла воздушное пространство для еще одного.

25 мая с.г. Риксдаг ратифицировал договор с НАТО о сотрудничестве, согласно которому его военные допускаются для участия в учениях на шведской территории. Кроме того, в случае начала войны в регионе Стокгольм готов одобрить размещение контингента НАТО.

Со своей стороны Россия, впавшая в имперско-реваншистскую истерику, ответила угрозами и демонстрацией силы. Полеты российских самолетов в провокационной близости от шведского воздушного пространства стали едва ли не повседневной забавой. Чего стоит, например, инцидент в июле прошлого года, когда были подняты в небо истребители для перехвата двух российских стратегических сверхзвуковых бомбардировщиков Ту-22М вблизи острова Готланд.

Другой темой «выяснения отношений» стали российские субмарины, якобы шныряющие в шведских водах и обнаруживаемые то там, то здесь. В частности, вспомним ажиотаж в октябре 2014, когда в операции в поисках подлодки в зоне Стокгольмского архипелага была задействована целая флотилия. Чаще всего такие истории заканчиваются либо признанием в ложной тревоге, либо концы канут в воду, но сами по себе и мания куража, и мания преследования свидетельствуют о резком повышении градуса напряженности в отношениях двух стран.

В тему: США разместят в Швеции американские зенитно-ракетные комплексы Patriot

Более резким стал и язык дипломатического общения. Когда в сентябре прошлого года пресс-дама российского МИД Мария Захарова предупредила о военно-политических последствиях присоединения к НАТО, шведский МИД вызвал российского посла в Стокгольме, где ему шведская дама — министр Маргот Валльстрем сделала внушение: «Мы являемся суверенным государством и самостоятельно принимаем решения относительно нашей политики в области безопасности» — объяснила она.

Это отразилось и на настроениях рядовых шведов. Социологи отмечают рост числа «атлантистов»: их стало около 40%. Но всё же пока они в меньшинстве. Поэтому голоса «атлантистов» публично звучат лишь на уровне отдельных партий или «частных мнений». Примером может служить предложение либералов (Партии Центра) пересмотреть нейтральный статус страны. А власти продолжают повторять мантру о приверженности табу на военные блоки. Оно подтверждено и в программе нынешнего правительственного кабинета Стефана Левена. Эту установку он подтверждает и сейчас, объясняя тем, что Риксдаг все равно не утвердил бы вхождение в НАТО.

Примечательно, что даже после утверждения парламентом договора о сотрудничестве с НАТО нынешний военный министр Петер Хульквист счел нужным заверить:

— Эта сделка не изменит ни наших отношений с НАТО, ни основ нашей оборонной политики. Мы не будем вступать ни в какие альянсы, и ни один солдат НАТО не ступит на шведскую землю без приглашения.

В тему: Пророссийские головорезы активизировались, — глава МИД Швеции

Нейтралитет по-фински

Еще сложней ситуация в Финляндии. Казалось бы, историческая память, причем совсем свежая, должна толкать финнов навстречу НАТО гораздо сильней, чем шведов. Однако вместо обид и старых счетов в послевоенный концепт они заложили внеблоковую парадигму с еще большей основательностью, чем их сосед. Со своей стороны, СССР и Россия поспособствовали тому, чтобы превратить «дружбу с Финляндией» в эталон двусторонних отношений.

Договор 1948 и его новая редакция 1991 года позволили финнам сохранить себя как часть западного мира. И одновременно получить ренту в виде обильных заказов для своей промышленности и сырье для нее по бросовым ценам, по совокупности немало способствующими «финскому экономическому чуду». Такой опыт закрепил в сознании упертых по характеру финнов убеждение, что именно «нейтралитет» является гарантом их безопасности.

Как и в Швеции, Крымнаш стал катализатором порчи этих отношений. Тогдашний премьер Юрки Катайнен (2011-2014) заявил в марте 2014 в интервью немецкой газете Der Tagesspiegel, что его страна не является нейтральной стороной российско-украинского конфликта.

Более того, он едко прокомментировал совет Генри Киссинджера Украине придерживаться «финляндизации» и сохранять нейтралитет. Он сказал, что Киссинджер видит Финляндию страной времен холодной войны, хотя она уже почти двадцать лет входит в ЕС. «Мы больше не занимаем нейтральную позицию, хоть и не входим ни в какой военный союз», — сказал он. Катайнен добавил также, что Финляндия рассматривает возможность вступить в НАТО в качестве полноправного члена, и решение о вступлении в североатлантический союз не зависит от желания страны сохранить хорошие отношения с Россией.

Социологи (в частности, из агентства Taloustutkimus) зафиксировали, что Крымнаш отразился и на отношении к НАТО. Число «атлантистов» подросло. Особенно это заметно среди офицерства (до 50%). Но в целом абсолютная доля их остается еще ниже, чем в Швеции (рост с 20 до 30%).

И это является главной причиной того, что политическая элита все еще проявляет сдержанность в части смены курса. Парадокс состоит в том, что даже будучи «атлантистами» (а к таковым можно отнести и бывшего премьера Александра Стубба (2014-15) с его военным министром Карлом Хаглундом, и нынешнего президента Саули Нийнисте), ее представители, встав у руля, вынуждены подтверждая верность классическому курсу.

«Пусть лично я и выступаю за членство моей страны в НАТО, однако не думаю, что для этого наступил подходящий момент. К тому же надо понимать, что эту идею одобряют лишь 25% финнов», — заявил Стубб, придя к власти. На выборах 2006 Нийнисте агитировал за НАТО. Но тогда победил нейтрал Таря Халонен. А сегодня в ранге президента он вынужден объяснять «младшим братьям» эстонцам, что такой вопрос можно решать только путем референдума. Только какой смысл его затевать, когда отрицательный ответ итак очевиден. Поэтому президент считает, что благоприятный момент для вступления в НАТО был в начале 90-х. Но он был упущен.

Вот и нынешний премьер Юха Сипиля настроен весьма скептически: «Маленькие страны не так часто меняют свои базовые политические принципы, долгосрочность для них более значима, чем для крупных государств», — заявил он в одном из своих интервью.

Однако сегодня, как и в шведском случае, внеблоковость Финляндии вовсе не означает ее нейтралитет. Как и Швеция, она вступила и в ЕС, и присоединилась к ПРМ, а в 1997 — к Совету Евроатлантического сотрудничества в качестве страны-партнера. Соответственно, как и шведы, финны добросовестно отправляли своих солдат в самые разные миротворческие миссии НАТО и ЕС. А ее армия по оценкам экспертов полностью соответствует натовским стандартам.

В тему: Войска НАТО впервые в истории высадятся в Финляндии

Кстати, финская армия оценивается экспертами как более мощная, чем шведская. В ней 35 тыс. чел. регулярных сил и до 900 тыс. резерва, 60 боевых самолетов (истребители — финская калька американского FA-18 Hornet), около 250 танков и других боевых машин, более 40 судов. Правда, техника в основном импортная, а флот намного уступают шведскому (в основном катера и полное отсутствие подводных лодок). Но этих сил едва ли достаточно, чтобы выдержать вторжение со стороны России. Поэтому приобщение к 3,3-миллионным силам НАТО, конечно, тот весомый аргумент, который используют «атлантисты».

В тему: Путин и президент Финляндии после встречи обменялись взаимными угрозами

Ну и…

Так насколько вероятно продвижение НАТО к России с севера? Этот вопрос в который раз уже задают себе и авторы специального доклада финского МИД, в котором по полочкам разложен пасьянс «за» и «против» НАТО. Как и в нашем раскладе, в нем, в сущности, аргумент «против» лишь один. Но он свинцово перетягивает все «за»: скандинавы боятся и не хотят ссориться с Россией. Уходя от прямого ответа, авторы текста заключают его в форме пожелания: если уж входить, то непременно нужно вместе со шведами.

Это, кстати, фиксируют и понимают с той стороны, что проявляется в сочетании все более страшных пугалок с советами быть с соседями помягче и повежливее. Практически это выражается в рекомендации не сильно распространяться на счет активности участия соседей в натовских мероприятиях. Мол, чем бы ни тешились, лишь бы не перешли красные метки.

Метки имеются в виду две. Невступление. И табу на размещение натовских баз.

Эти две метки, особенно — вторая, и есть психологические и политические табу, которые вгрызлись в менталитет шведов и финнов. И пока нет признаков того, что в ближайшей перспективе со стороны скандинавских элит последуют какие-то резкие движения в части формализации отношений — просто потому, что они не получат электоральной поддержки.

Другой вопрос — насчет нейтралитета. Но как явствует из реальной практики, его давно уже де факто не существует. И тут возможны самые тесные формы «работы с НАТО», не будучи в нем. Причем, возможно, даже с тайного одобрения самого Брюсселя. Ведь вступление Швеции и Финляндии чревато реальной военной конфронтацией, которая в Европе никому не нужна. Но есть ведь еще американский игрок.

Что возобладает — «мягкая» или жесткая сила? И загнется ли натовская подкова на Север? Нынешний процесс — с двусторонним движением. И пока у самих скандинавов критическая точка еще не пройдена. Так что альтернативность путей сохраняется.

Страны-члены НАТО договорились придерживаться принципов, установленных Вашингтонским договором. Страны, желающие присоединиться к Альянсу должны пройти многоступенчатый процесс, включающий политический диалог и военную интеграцию, а также соответствовать определенным требованиям, а именно:

  • решать международные споры мирным путем;
  • демонстрировать преданность принципам верховенства права и прав человека;
  • решать мирным путем межэтнические конфликты и внешние территориальные споры, спорные вопросы внутренней юрисдикции, в соответствии с принципами ОБСЕ и с целью стремление к установлению добрососедских отношений;
  • устанавливать надлежащий демократический и гражданский контроль над своими вооруженными силами ;
  • воздерживаться от угрозы силой или применения силы каким-либо образом, не соответствующим целям ООН;
  • способствовать развитию мирных и дружественных международных отношений путем укрепления своих свободных институтов и благодаря содействию укреплению стабильности и благополучия;
  • продолжать оказывать полную поддержку и участвовать в работе Совета евроатлантического партнерства, в программе «Партнерство ради мира» и развития сотрудничества со странами-партнерами, которые не являются членами НАТО;
  • демонстрировать преданность делу укрепления стабильности и благополучия через соблюдение принципов экономической свободы, социальной справедливости и ответственности за охрану окружающей среды;
  • вносить свой вклад военного характера в коллективную оборону и в исполнение новых задач, стоящих перед Альянсом, а также быть готовыми взять на себя обязательства по постепенному совершенствованию своей обороноспособности;
  • должным образом участвовать в работе учреждений НАТО;
  • стремиться к осуществлению стандартизации и достижения оперативной совместимости;
  • создавать через национальную программу необходимую структуру по вопросам планирования и выполнения таких военных бюджетов, соответствующих определенным приоритетам в сфере обороны и предусматривали соответствующие схемы обучения для ознакомления персонала с существующими в НАТО практикой и процедурами с целью подготовки к возможной в будущем участия в работе структур альянса;
  • знакомиться с соответствующими правовыми механизмами и соглашениями, которыми руководствуется НАТО для обеспечения сотрудничества в своей структуре и формальным юридическим процессом, предшествующий членству.