Этнический национализм

Национализм

  • Гражданственность или этничность?
  • Кудрявцев И. Феномены политического национализма на примере Латвийской Республики
  • Русские: Энциклопедические очерки / Под. ред. Ю. В. Арутюняна и др. М., 1992. С. 415.
  • Бызов Л. Г. Придут ли к власти радикальные русские националисты? // Вестник российской академии наук. 2005. Т. 75. № 7. С. 635—637
  • 1 2 Branimir Anzulovic. Heavenly Serbia. — C. Hurst & Co. Publishers, 1999. — P. 71–73. — ISBN 1850655308.
  • 1 2 Načertanije, Encyclopedia of Eastern Europe
  • Војислав Шешељ, Идеологија српског национализма Архивировано 10 января 2007 года.
  • Lipset S. M. The First New Nation: The United States in Historical and Comparative Perspective. New York: Norton, 1979.
  • U.S. Department of State. Dual Nationality (англ.)
  • Cocco M. A Holiday for American Immigrants (англ.)
  • Thanksgiving Day // Британская энциклопедия / David J. Silverman. — Chicago: Encyclopædia Britannica, 2007.
  • Костомаров Н. Две русские народности // Основа. — СПб., 1861. — № 3. — С. 33
  • Грушевский М. С. Украинство в России, его запросы и нужды (Глава из «Очерка истории украинскаго народа»)). — Санкт-Петербург, 1906. — 40 с.
  • Гайда Ф. А. От Рязани и Москвы до Закарпатья. Происхождение и употребление слова «украинцы» // Родина. 2011. № 1.
  • Миллер А. И. «Украинский вопрос» в политике властей и русском общественном мнении (вторая половина XIX века). — СПб.: Алетейя, 2000. — Гл. 9. Архивная копия от 28 мая 2008 на Wayback Machine
  • Дзьобак В. В. та iн. Організація українських націоналістів і Українська повстанська армія: Історичні нариси / Національна академія наук України; Інститут історії України / Відп. ред. Кульчицький С. В.. — К.: Наукова думка, 2005. — 496 с. — ISBN 966-00-0440-0. (укр.) — Итоговая публикация наработок рабочей группы историков, созданной при правительственной комиссии по изучению деятельности ОУН и УПА.
  • Книга погромов. Погромы на Украине, в Белоруссии и европейской части России в период Гражданской войны 1918—1922 гг. Сб. документов / Отв. ред. Милякова Л. Б. — М.: РОССПЭН, 2007. См. также рецензию О. Будницкого.
  • Snyder T. The Causes of Ukrainian-Polish Ethnic Cleansing 1943 (англ.) // Past & Present. May, 2003. No. 179, pp. 197—234.
  • Литература

    • Андерсон Б. Воображаемые сообщества. Размышления об истоках и распространении национализма. — М.: Канон-Пресс-Ц, 2001. — 320 с. — ISBN 5-93354-017-3.
    • Андерсон Б., Бауэр О., Хрох М. и др. Нации и национализм. — М.: Праксис, 2002. — 416 с. — ISBN 5-901574-07-9.
    • Балибар Э., Валлерстайн И. Раса, нация, класс. Двусмысленные идентичности. — М.: Логос-Альтера, Ессе Homo, 2003. — 272 с. — ISBN 5-8163-0058-X.
    • Биллиг М. Нации и языки // Логос. — 2005. — Вып. 4 (49). — С. 60−86..
    • Геллнер Э. Нации и национализм. — М.: Прогресс, 1991.
    • Гринин Л. Е. Национализм и проблема национального суверенитета // История и математика: Процессы и модели / Под ред. С. Ю. Малкова, Л. Е. Гринина, А. В. Коротаева. С. 102—106. Москва: Книжный дом «Либроком».
    • Гринфельд Л. Национализм: Пять путей к современности / Пер. с англ. Грингольц Т. и Вирозуба М. — М.: ПЕР СЭ, 2008. ISBN 978-5-9292-0164-6
    • Зайцев А. Украинский интегральный национализм в поисках «особого пути» (1920—1930-е годы). Новое литературное обозрение. 2011. № 108
    • Ильясов Ф. Национальное сознание и поведение // Страна и мир. Мюнхен. 1990. Ноябрь-декабрь. № 6 (60). С.78-89
    • Ильясов Ф. Н. Национализм: цель или средство? // Вестник Российской Академии Наук. 1997. Том.67. № 9. С. 808—814
    • Кедури Э. Национализм / Пер. с англ. Новохатько А. — СПб.: Алетейя, 2010. ISBN 978-5-91419-400-7
    • Кирчанов М. В. Конструируя нации, создавая Отечества (история европейских периферийных национализмов во второй половине XIX — первой половине XX века) / М. В. Кирчанов. — Saarbrücken: Lambert Academic Publishing, 2011. — 383 с. — ISBN 978-3-8433-2382-6.
    • Кирчанов М. В. Нация, класс, протест: европейские периферийные национализмы во второй половине ХХ − начале XXI века / М. В. Кирчанов. — Saarbrücken: Lambert Academic Publishing, 2011. — 507 с. — ISBN 978-3-8454-2790-4.
    • Леонтьев К. Культурный идеал и племенная политика
    • Леонтьев К. Национальная политика как орудие всемирной революции
    • Леонтьев К. Плоды национальных движений на православном Востоке
    • Малахов В. С. Национализм как политическая идеология: Учебное пособие. — М.: КДУ, 2005. — 320 с.
    • Милль Дж. Ст. Гл. XVI // Рассуждения о представительном правлении. — М.: Социум, 2006. — 416 с. — ISBN 5-901901-57-6.
    • Мифы и заблуждения в изучении империи и национализма (недоступная ссылка). М., 2010.
    • Ноженко М. Национальные государства в Европе. — СПб.: Норма, 2007. — 344 с. — ISBN 978-5-87857-130-2.
    • Оруэлл Дж. Заметки о национализме. 1945.
    • Паин Э. Между империей и нацией. 2-е изд., доп. — М.: Новое изд-во, 2004. — 248 с. — ISBN 5-98379-012-9. (недоступная ссылка)
    • Ренан Ж. Э. Что такое Нация?. — 1882.
    • Ровдо В., Чернов В., Казакевич А. Идеология национализма // Мировые политические идеологии: классика и современность. — Минск: Тонпик, 2007. — ISBN 985-6730-84-8. Архивная копия от 26 августа 2017 на Wayback Machine
    • Рузвельт Т. Новый национализм / Выступление в Осаватоми, Канзас. 1910-08-31. (англ.),
    • Смит Э. Д. Национализм и модернизм: Критический обзор современных теорий наций и национализма. — М.: Праксис, 2004. — 464 с. — ISBN 5-901574-39-7.
    • Старовойтова Г. В. Национальное самоопределение: подходы и изучение случаев. — СПб., 1998.
    • Тимофеев М. Ю. Нациосфера: Опыт анализа семиосферы наций. — Иваново: Иван. гос. ун-т, 2005. — 279 с. — ISBN 5-7807-0496-1.
    • Уолцер М. О терпимости. — М.: Идея-Пресс, 2000. — ISBN 5-7333-0019-1.
    • Хобсбаум Э. Нации и национализм после 1780 г. — СПб.: Алетейя, 1998. — 306 с.
    • Nationalism // Британская энциклопедия / Ed. Kohn H. — Chicago: Encyclopædia Britannica, 2007. См. также Pathak B., Singh S. P. Glimpses of Europe, Ch. 3. The origin and growth of nation-states in Europe в «Книгах Google»
    • Эвола Ю. Два лика национализма // Традиция и Европа. — Тамбов, 2009. — С. 135-145. — ISBN 978-5-88934-426-1.
    • М. И. Крупянко, Л. Г. Арешидзе Японский национализм (идеология и политика) — М.: Международные отношения, 2012, твердый переплет,408 с., ил., формат: 60×90/16, ISBN 978-5-7133-1416-3

    Ссылки

    Национализм:

    • Значения в Викисловаре
    • Цитаты в Викицитатнике
    • Медиафайлы на Викискладе
    • Национализм в каталоге ссылок Open Directory Project (dmoz)
    • Бромлей Ю. Человек в этнической (национальной) системе
    • Гнатенко П. И. Национальная психология. Гл. 6.
    • Кагарлицкий Б. Ю. Марксизм и национальный вопрос
    • Национализм как понятие // Лекция Михаила Соколова в проекте ПостНаука (24.05.2012)
    • Кон И. К проблеме национального характера
    • Кон И. «Психология предрассудка» — О социально-психологических корнях этнических предубеждений
    • Ланцов С. А. Национализм (недоступная ссылка с 14-06-2016 ) // Террор и террористы. Словарь. — СПб.: Изд-во СПбГУ, 2004.
    • Миллер А. Империя и нация в воображении русского национализма. Взгляд историка. Лекция. 31 марта 2005 г.
    • Сотниченко А. А. Против течения: национализм в современном мире // Нева, № 2, СПб., 2009.
    • Фридман Вл. Национализм и ксенофобия: социальные причины и психологическая основа явления

    Словари и энциклопедии

    Нормативный контроль

    GND: 4041300-7 · LCCN: sh85090150 · NDL: 00568050

    Эта статья входит в число хороших статей русскоязычного раздела Википедии.

    Этнический национализм

    У этого термина существуют и другие значения, см. Национализм.

    Типология национализма — попытка разделить национализм по типам.

    В зависимости от характера поставленных и решаемых задач, действующих лиц и множества других факторов, в современном мире формируется несколько типов национальных движений, различающихся своими внутренними и внешними параметрами.

    История

    Одна из первых попыток типологии национализма была сделана историком Ф. Мейнеке, который в книге «Космополитизм и национальное государство» (1907 год) указал на фундаментальную разницу между политическими и культурными нациями. Эту идею развил Х. Кон в своей работе «Идея национализма» (1944 г.), где он утверждал, что в Англии, Франции, Нидерландах, Швейцарии и США национализм был в основном политическим, а в Центральной и Восточной Европе, а также в Азии, — этническим. Большинство специалистов считает, что каждая зрелая нация содержит в себе оба компонента. Как показывают последние исследования, сегодня в странах Западной Европы достаточно сильна культурная компонента, а в странах Центральной и Восточной Европы — гражданская компонента национализма. Это связывают с важностью культуры как цементирующего фактора для зрелой нации и с распространением либерально-демократических ценностей в мире.

    Наряду с этим американский исследователь Дж. Брейли выделяет национализм сепаратистский, направленный на отделение той или иной нации от существующего государства; реформаторский, стремящийся придать более национальный характер структурам и отношениям существующего государства; и ирредентистский, предпочитающий объединение нескольких государств или присоединение части одного государства к другому. Другой западный учёный Дж. Хол описывает интегральный национализм, ориентированный на усиление монолитности как полинациональных, так и мононациональных обществ. А. Б. Андерсон выделил «официальный», или «правительственный» национализм, направленный на большее соответствие интересов нации интересам государства.

    Весьма распространённой является также типология национализма по его политической программе, например: государственный (предполагающий сочетание национальных и государственных ценностей), радикальный (ориентирующийся на резкий разрыв этих идеалов и даже на уничтожение части прежней политической элиты), реакционный (испытывающий недоверие к новым, демократическим ценностям и пытающийся всеми методами сохранить прежние идеалы) и т. д.

    Гражданский национализм

    Раскрашенная в цвета национального флага автомотриса (Томск)

    Другие названия: революционно-демократический, политический, западный национализм

    См. также: Гражданство

    Гражданский национализм утверждает, что легитимность государства определяется активным участием его граждан в процессе принятия политических решений, то есть степенью, в которой государство представляет «волю нации». Основным инструментом для определения воли нации является плебисцит, который может иметь форму выборов, референдума, опроса, открытой общественной дискуссии и т. д.

    При этом принадлежность человека нации определяется на основе добровольного личного выбора и отождествляется с гражданством. Людей объединяет их равный политический статус как граждан, равный правовой статус перед законом, личное желание участвовать в политической жизни нации, приверженность общим политическим ценностям и общей гражданской культуре.

    В конце XIX века Ренан обратил внимание на роль гражданского национализма в повседневной жизни: «Существование нации — это повседневный плебисцит, как существование индивидуума — вечное утверждение жизни». Действительно, как показал Геллнер, в современных нациях на протяжении всей своей жизни граждане активно подтверждают свою национальную принадлежность и тем самым легитимный статус государства.

    Что касается «исконных» с культурно-этнической точки зрения представителей нации, то согласно гражданскому национализму их может и не быть. Важнее, чтобы нация состояла из людей, которые хотят жить рядом друг с другом на единой территории.

    Гражданский национализм более выражен в тех молодых нациях, которые возникли в уже существующем государстве с достаточно однородным в плане культуры населением. Именно так обстояло дело в предреволюционной Франции, поэтому ранний национализм активно поддерживал идеи свободы личности, гуманизма, прав человека, равенства. Для него были характерны рациональная вера в общечеловеческое и либеральный прогресс. Однако он играл важную роль и в более позднее время. Так, в середине XX века национально-освободительная борьба стран третьего мира с колониализмом часто опиралась на гражданский национализм как путь к интеграции общества, противопоставляя его характерному для империализма принципу «разделяй и властвуй». Выразителями подобных идей были Ганди, Неру, Мандела, Мугабе.

    В рамках гражданского национализма выделяют подвиды.

    Государственный национализм утверждает, что нацию образуют люди, подчиняющие собственные интересы задачам укрепления и поддержания могущества государства. Он не признаёт независимые интересы и права, связанные с половой, расовой или этнической (иногда религиозной) принадлежностью, поскольку полагает, что подобная автономия нарушает единство нации.

    Либеральный национализм напротив, делает акцент на либеральных ценностях и утверждает, что патриотические нравственные категории занимают подчинённое положение по отношению к общечеловеческим нормам, таким как права человека. Либеральный национализм не отрицает приоритеты по отношению к тем, кто ближе и дороже, но полагает, что это не должно быть за счёт чужих. Одной из современных трудностей этого движения является политика государства по отношению к этническим меньшинствам. Сторонники мультикультурализма считают допустимой государственную поддержку этнических субкультур и признание коллективных прав меньшинств, чтобы они в свою очередь согласились идентифицировать себя с нацией. Сторонники индивидуальных свобод выступают против любого вмешательства государства.

    Этнический национализм

    Другие названия: этнонационализм, культурно-этнический, органический, романтический, восточный национализм

    См. также: Этнос

    Согласно этническому национализму, нация является фазой развития этноса. Он утверждает, что любая нация имеет этническое ядро и отчасти противопоставляет себя гражданскому национализму. В настоящее время «националистическими» в Восточной Европе (в том числе в России) называют как правило те движения, которые делают акцент на этнонационализме.

    Этнический национализм фокусирует своё внимание на «органическом единстве» образующих нацию людей, которое может иметь культурную или генетическую природу. С его точки зрения, членов нации объединяет общее наследие, язык, религия, традиции, история, кровная связь на основе общности происхождения, эмоциональная привязанность к земле, так что все вместе они образуют один народ или сверх-семью, кровнородственное сообщество.

    Чтобы культурные традиции или этническая принадлежность легли в основу национализма, они должны содержать в себе общепринятые представления (историческую память), которые способны стать ориентиром для общества. Поскольку устная традиция и личный опыт часто оказываются для этого недостаточными, средства коммуникации (язык, печать и т. д.) играют крайне важную роль.

    Этнический национализм исторически возник в условиях, когда границы государства не совпадали с культурными или этническими границами и стремился привести одно в соответствие с другим. Нация при этом формировалась до государства. Романтики XIX века подчёркивали, что не всякий этнос обладает достаточной силой, чтобы стать нацией.

    В отличие от гражданского национализма, этнический делает акцент на интуиции, а не на разуме; на исторической традиции, а не на рациональном прогрессе; на исторической разнице между нациями, а не на их общих устремлениях. Границы национального государства определяются географическим распределением культуры, а не стремлением закрепить контроль над материальными ресурсами.

    При анализе националистической риторики следует отличать требования самоопределения от призывов к солидарности по этническому признаку. Последнее часто делается с целью усилить влияние этнических групп, которые не стремятся к национальной автономии.

    Иногда при классификации выделяют культурный национализм, так что этнический национализм становится более узким понятием. Во избежание неоднозначностей, в данной статье последний называется «примордиальным этническим национализмом».

    Культурный национализм определяет нацию общностью языка, традиций и культуры (в том числе, религии). Легитимность государства исходит из его способности защищать нацию и способствовать развитию её культурной и общественной жизни. Как правило, это означает государственную поддержку культуры и языка этнического большинства, а также поощрение ассимиляции этнических меньшинств для сохранения культурного единообразия нации.

    Примордиальный этнический национализм полагает, что нация основана на общем реальном или предполагаемом происхождении. Принадлежность нации определяется объективными генетическими и расовыми факторами, кровью. Сторонники данной формы утверждают, что национальная самоидентификация и право нации на верховную власть в стране имеют древние этнические корни и потому носят естественный характер. В плане государственной политики, активная поддержка культуры этнического большинства сочетается с её изоляцией от других этнических групп и неодобрением ассимиляции.

    Крайний национализм

    Муссолини и Гитлер — идеологи фашизма и национал-социализма См. также: ксенофобия, шовинизм, нацизм, фашизм, ирредентизм и сепаратизм

    Крайние формы национализма нередко ассоциируются с экстремизмом и ведут к острым внутренним или межгосударственным конфликтам. В большинстве стран крайний национализм официально признаётся социально опасным явлением. В России разжигание межнациональной розни относится к уголовным преступлениям.

    Стремление выделить для нации, проживающей внутри страны, своё государство приводит к сепаратизму.

    Радикальный государственный национализм является ключевой составляющей фашизма и нацизма. Многие этнические националисты разделяют идеи национального превосходства и национальной исключительности (см. шовинизм), а также культурной и религиозной нетерпимости (см. ксенофобия). Свои точки зрения они обосновывают большей частью вымышленной историей и тенденциозной трактовкой фактов.

    Ряд международных документов, в том числе Всеобщая декларация прав человека и Международная конвенция о ликвидации всех форм расовой дискриминации, осуждают этническую дискриминацию и ставят её вне закона.

    При изучении этого сложного явления следует учитывать реальную разницу между нацизмом, фашизмом и национализмом. Иначе совершенно невозможно всерьёз говорить о каждом из них в их действительной онтологии.

    Характерная для национализма размытость идеологии и эклектичная структура политических движений часто открывает возможности для политики «двойных стандартов». Например, стремящиеся к сохранению своей культуры «нации-гегемоны» обвиняют в великодержавном шовинизме, называют сепаратизмом борьбу малых народов за национальную независимость , — и наоборот.

    Некоторые сторонники модернизма (см. Национализм (изучение)) полагают, что крайний национализм является пережитком доиндустриальной эры, который проявляет себя в виде периодических вспышек, но со временем отомрёт или перетечёт в более «приемлемый» патриотизм. Это находит подтверждение в том, что различные формы крайнего национализма легко смешиваются. Например, ксенофобия направлена прежде всего против самих иностранцев, а не против культурного импорта (этнических ресторанов, фильмов, моды и т. д.).

    Ксенофобия препятствует ассимиляции, поскольку если большинство не считает этнические меньшинства частью нации, то меньшинства тем более испытывают затруднения с такой идентификацией.

    Примечания

    1. В своих работах Ф. Мейнеке и Х. Кон используют слово нем. Volk для обозначения иррациональной идеи о народе-нации, противопоставляя её рациональной концепции гражданства.
    1. 1 2 3 Соловьёв А. И. Политология: Политическая теория, политические технологии: Учебник для студентов вузов. — М.: Аспект Пресс, 2001. — 559 с.
    2. 1 2 3 Кон Х. Идея национализма // Ab imperio: Теория и история национальностей и национализма в постсоветском пространстве. 2001. № 3. С.419.
      Кон Г. Национализм: его смысл и история // Проблемы Восточной Европы. Вашингтон, 1994. № 41-42. С. 88-169.
    3. Shulman S. Challenging the civic/ethnic and West/East dichotomies in the study of nationalism // Comparative Political Studies. 2002. Vol. 35, No. 2. P. 554. DOI:10.1177/0010414002035005003 (англ.)
    4. 1 2 Смит Э. Д. 2004.
    5. Ренан Ж. Э. 1882.
    6. Геллнер Э. 1991.
    7. «Мы создали Италию, теперь осталось создать итальянцев» (Массимо де Адзельо)
    8. Взгляд, что нация является типом этноса, также встречается в работах по обществоведению. См. например, Учебный социологический словарь / Под ред. С. А. Кравченко. Изд. 2-е. М.: Анкил, 1997, С. 90. ISBN 5-86476-090-0
    9. 1 2 Calhoun C. Nationalism and ethnicity // Annu. Rev. Sociol. 1993. Vol. 19. P. 211. (англ.)
    10. Penrose J. Nations, states and homelands: territory and territoriality in nationalist thought // Nations and Nationalism. 2002. Vol. 8, No. 3. P. 277. DOI:10.1111/1469-8219.00051 (англ.)
    11. Bowden B. Nationalism and Cosmopoitanism: Irreconcilable Differences or Possible Bedfellows? // National Identities. 2003. Vol. 5, No. 3. P. 235 DOI:10.1080/1460894031000163139 (англ.)
    12. Хобсбаум Э. 1998.
    13. McCrone D., Kiely R. Nationalism and citizenship // Sociology. 2000. Vol. 34, No. 1. P. 19. DOI:10.1177/S0038038500000031 (англ.)
    • Андерсон Б. Воображаемые сообщества. Размышления об истоках и распространении национализма. — М.: Канон-Пресс-Ц, 2001. ISBN 5-93354-017-3
    • Геллнер Э. Нации и национализм. — М.: Прогресс, 1991.
    • Милль Дж. Ст. Рассуждения о представительном правлении. Гл. XVI. — М.: Социум, 2006. — ISBN 5-901901-57-6
    • Нации и национализм / Б. Андерсон, О. Бауэр, М. Хрох и др.; Пер. с англ. и нем. — М.: Праксис, 2002. — 416 с. — ISBN 5-901574-07-9
    • Паин Э. Между империей и нацией. 2-е изд., доп. — М.: Новое изд-во. 2004. — 248 c. — ISBN 5-98379-012-9
    • Ренан Ж. Э. Что такое Нация? — 1882.
    • Смит Э. Д. Национализм и модернизм: Критический обзор современных теорий наций и национализма / Пер. с англ. А. В. Смирнова, Ю. М. Филиппова, Э. С. Загашвили, И. Окуневой. — М.: Праксис, 2004. — 464 с. — ISBN 5-901574-39-7
    • Хобсбаум Э. Нации и национализм после 1780 г. // Пер. с англ. — СПб.: Алетейя, 1998. — 306 с.
    • Nationalism / Ed. Kohn H. Британская энциклопедия. 2007. (англ.)
    Для улучшения этой статьи желательно:

    • Проставив сноски, внести более точные указания на источники.
    • Переработать оформление в соответствии с правилами написания статей.

    Пожалуйста, после исправления проблемы исключите её из списка параметров. После устранения всех недостатков этот шаблон может быть удалён любым участником.

    НАЦИОНАЛИЗМ

    НАЦИОНАЛИЗМ — политические идеология и практика, основанные на представлении о нации и её интересах как высших ценностях.

    В за­ви­си­мо­сти от по­ни­ма­ния, что та­кое на­ция, национализм име­ет две основные фор­мы — гра­ж­дан­ский, или го­су­дар­ст­вен­ный, и эт­ни­че­ский. Гражданский национализм воз­ник в эпо­ху бур­жу­аз­ных ре­во­лю­ций и ста­нов­ле­ния современных го­су­дарств, ос­но­ван­ных на пред­став­ле­нии о на­ции и о на­ро­де как со­гра­ж­дан­ст­ве с об­щи­ми са­мо­соз­на­ни­ем и ис­то­ри­ко-куль­тур­ным на­сле­ди­ем. Эта фор­ма национализма на­прав­ле­на на обос­но­ва­ние ле­ги­тим­но­сти го­су­дар­ст­ва, на кон­со­ли­да­цию гражданской на­ции, но за­час­тую со­дер­жит в се­бе ус­та­нов­ки на дис­кри­ми­на­цию и ас­си­ми­ля­цию мень­шинств, а так­же на государственную экс­пан­сию (мес­сио­низм) или, на­обо­рот, на изо­ля­цио­низм. Этот вид национализма ши­ро­ко ис­поль­зу­ет­ся го­су­дар­ст­ва­ми че­рез официальную сим­во­ли­ку и идео­ло­гические ин­сти­ту­ты (об­ра­зо­ва­ние, со­ци­аль­ные нау­ки, СМИ и пр.) с це­лью ут­вер­жде­ния об­ще­гра­ж­дан­ской ло­яль­но­сти («слу­же­ние и лю­бовь к Ро­ди­не», «ува­же­ние к стра­не и про­шло­му» и пр.) и рас­про­стра­не­ния об­ще­го­су­дарственных пра­во­вых норм и мо­раль­но-куль­тур­ных цен­но­стей.

    Сте­пень рас­про­стра­не­ния государственного национализма в раз­ных стра­нах за­ви­сит от со­ста­ва на­се­ле­ния, ис­то­рической тра­ди­ции, фор­мы прав­ле­ния, ста­ту­са и по­ли­тического по­ло­же­ния стра­ны. Го­су­дар­ст­ва со слож­ным со­ста­вом на­се­ле­ния ста­ра­ют­ся ут­вер­ждать раз­ные фор­мы государственного (об­ще­гра­ж­дан­ско­го) национализма, да­же ес­ли это эко­но­ми­че­ски раз­ви­тые с де­мокра­тической фор­мой прав­ле­ния об­ще­ст­ва (например, США, Ис­па­ния, Ка­на­да). В стра­нах с не­раз­ви­той эко­но­ми­кой и де­мо­кра­ти­ей, с боль­шим эт­ническим раз­но­об­ра­зи­ем и на­ли­чи­ем се­па­ра­ти­ст­ских дви­же­ний государственный национализм слу­жит од­ним из средств обес­пе­че­ния вла­сти цен­тра, об­ще­ст­вен­ной кон­со­ли­да­ции и со­хра­не­ния це­ло­ст­но­сти го­су­дар­ст­ва (например, Ин­дия, Ин­до­не­зия, Ки­тай, не­ко­то­рые арабские стра­ны).

    Государственный национализм (или пат­рио­тизм) об­ре­та­ет осо­бый раз­мах и край­ние фор­мы шо­ви­низ­ма и экс­пан­сио­низ­ма в ус­ло­ви­ях меж­го­су­дарственных войн и внутренних кри­зи­сов. Государственный национализм осо­бо за­ме­тен во вновь об­ра­зо­вав­ших­ся стра­нах, где он вы­пол­ня­ет функ­ции дис­тан­ци­ро­ва­ния от преж­них го­су­дарств, по­ли­тической мо­би­ли­за­ции и но­во­го «на­цие­строи­тель­ст­ва». Это име­ет ме­сто в пост­со­вет­ских го­су­дар­ст­вах, но в спе­ци­фической фор­ме сим­био­за с эт­ни­че­ским национализмом. Вме­сте со ста­нов­ле­ни­ем гражданских на­ций, объ­яв­лен­ных ис­точ­ни­ком су­ве­рен­ной вла­сти (французская Дек­ла­ра­ция прав че­ло­ве­ка и гра­ж­да­ни­на 1789 года), ран­ний национализм ут­вер­ждал пра­во на­ций на са­мо­оп­ре­де­ле­ние (смотрите Са­мо­оп­ре­де­ле­ние на­ро­дов) и про­воз­гла­шал ра­вен­ст­во всех гра­ж­дан пе­ред за­ко­ном. В эко­но­мической об­лас­ти национализм про­во­дил по­ли­ти­ку про­тек­цио­низ­ма, а сво­им идеа­лом ви­дел ав­тар­кию (эко­но­мический национализм). На­ко­нец, един­ст­во и спло­чён­ность на­ции ут­вер­жда­лись об­щи­ми язы­ком (смотрите На­цио­наль­ный язык) и куль­ту­рой, а так­же вер­си­ей об­щей ис­то­рии.

    Эт­ни­че­ский национализм (ча­ще про­сто национализм или эт­но­на­цио­на­лизм) пред­по­ла­га­ет, что на­ция яв­ля­ет­ся выс­шей фор­мой эт­но­со­ци­аль­но­го ор­га­низ­ма и яв­ля­ет­ся соз­да­те­лем «на­цио­наль­но­го го­су­дар­ст­ва» и его куль­тур­ной сис­те­мы, имеет ис­клю­чительное пра­во на об­ла­да­ние его ре­сур­са­ми и ин­сти­ту­та­ми, вклю­чая власть. Эт­нический национализм ос­но­вы­ва­ет­ся на био­ло­ги­че­ских и ра­со­вых ар­гу­мен­тах и сло­жил­ся в эпо­ху гос­под­ства эво­лю­цио­низ­ма и эт­но­ра­со­вых тео­рий (смотрите Расизм) во второй половине XIX века. Он мо­жет быть как эт­но­на­цио­на­лиз­мом от име­ни эт­нического боль­шин­ст­ва (сход­ное с ним яв­ле­ние — шо­ви­низм), так и эт­но­на­цио­на­лиз­мом от име­ни мень­шинств (сход­ное с ним яв­ле­ние — се­па­ра­тизм).

    Эт­нический национализм по­лу­чил ши­ро­кое рас­про­стра­не­ние во всех ре­гио­нах ми­ра по ме­ре со­ци­аль­ной и по­ли­тической мо­дер­ни­за­ции го­су­дарств и раз­ви­тия ло­каль­ных куль­тур и эт­но­по­ли­тических ор­га­ни­за­ций. В Рос­сии эт­нический национализм воз­ник в рам­ках поч­вен­ни­че­ско­го ва­ри­ан­та сла­вя­но­филь­ст­ва в про­ти­во­по­став­ле­нии ли­бе­раль­но­му за­пад­ни­че­ст­ву, а так­же в сре­де эт­нической пе­ри­фе­рии как дви­же­ние за по­вы­ше­ние ста­ту­са «ино­род­цев» или за об­ла­да­ние соб­ст­вен­ной го­су­дар­ст­вен­но­стью не­рус­ски­ми на­ро­да­ми, на­хо­див­ши­ми­ся под вла­стью российской ко­ро­ны. В конце XX века эт­но­на­цио­на­лизм уси­лил­ся в стра­нах ком­му­ни­стического бло­ка, осо­бен­но в СССР, где под­дер­жи­ва­лось раз­ви­тие эт­нических куль­тур, а эт­но­на­цио­на­лизм был ча­стью официальной идео­ло­гии и ос­но­вой т. н. со­циа­ли­стического фе­де­ра­лиз­ма. В си­туа­ции кри­зи­са ком­му­ни­стической идео­ло­гии и по­ли­тической сис­те­мы эт­но­на­цио­на­лизм сыг­рал важ­ную роль в рас­па­де мно­го­эт­нич­ных го­су­дарств (СССР, Юго­сла­вии, Че­хо­сло­ва­кии).

    В за­ви­си­мо­сти от це­лей и форм про­яв­ле­ния эт­нический национализм име­ет куль­тур­ный или по­ли­тический ха­рак­тер. В пер­вом слу­чае речь идёт о со­хра­не­нии це­ло­ст­но­сти и са­мо­быт­но­сти эт­нической общ­но­сти (на­ро­да), раз­ви­тии язы­ка и об­ра­зо­ва­ния, про­па­ган­де ис­то­рического на­сле­дия и тра­ди­ций. Та­кой национализм иг­ра­ет по­ло­жи­тель­ную роль, ес­ли не со­дер­жит ан­ти­мо­дер­ни­за­ци­он­ных ус­та­но­вок и не­га­тив­ной на­прав­лен­но­сти про­тив куль­тур и пред­ста­ви­те­лей др. на­ро­дов. Во вто­ром слу­чае эт­нический национализм по­ли­ти­че­ски на­прав­лен на дос­ти­же­ние пре­иму­ществ для пред­ста­ви­те­лей од­ной на­цио­наль­но­сти в сфе­ре вла­сти и дос­ту­па к ре­сур­сам (край­няя фор­ма этой раз­но­вид­но­сти эт­нического национализма — на­цио­нал-со­циа­лизм).

    В лю­бом слу­чае эт­нический национализм ос­но­вы­ва­ет­ся на уп­ро­щён­ных трак­тов­ках ис­то­рии, узур­па­ции куль­тур­но­го на­сле­дия в поль­зу од­ной груп­пы, на кон­фликт­ных тер­ри­то­ри­аль­ных ин­тер­пре­та­ци­ях («эт­ни­че­ская тер­ри­то­рия», «ис­кон­ные зем­ли», «ис­то­ри­че­ская ро­ди­на» и т. п.). Он за­клю­ча­ет в се­бе не­га­тив­ные сте­рео­ти­пы в от­но­ше­нии др. на­ро­дов и ан­ти­эта­ти­ст­ские ус­та­нов­ки. По­ли­тический эт­но­на­цио­на­лизм со сто­ро­ны до­ми­ни­рую­щих групп но­сит дис­кри­ми­на­ци­он­ный ха­рак­тер по от­но­ше­нию к мень­шин­ст­вам и ми­гран­там. Ра­ди­каль­ный эт­но­на­цио­на­лизм мень­шинств мо­жет об­ре­тать се­па­ра­ти­ст­ский ха­рак­тер с тре­бо­ва­ни­ем из­ме­не­ния внутренних гра­ниц или соз­да­ния от­дель­но­го «на­цио­наль­но­го го­су­дар­ст­ва». Он ста­но­вит­ся при­чи­ной за­тяж­ных и раз­ру­шительных эт­ни­че­ских кон­флик­тов (Северная Ир­лан­дия, Би­аф­ра, Ка­тан­га, Ка­ра­бах, Эрит­рея, Шри-Лан­ка, Чеч­ня и др.).

    Вслед­ст­вие это­го роль национализма не­од­но­знач­на. С од­ной сто­ро­ны, от­каз от се­мей­но-ди­на­стического уст­рой­ст­ва вла­сти, дос­ти­же­ние народного су­ве­ре­ни­те­та и по­яв­ле­ние на­цио­наль­ных го­су­дарств, ос­но­ван­ных на гражданском рав­но­пра­вии, соз­да­ва­ли ос­но­вы для рас­кре­по­ще­ния соз­на­ния и по­ве­де­ния лю­дей и да­ва­ли сти­мул раз­ви­тию об­ще­ст­ва; с дру­гой — стрем­ле­ние к куль­тур­ной го­мо­ге­ни­за­ции, ас­си­ми­ля­ци­он­ные ус­та­нов­ки, дис­кри­ми­на­ция и эт­нической чи­ст­ки (вплоть до ге­но­ци­да) ве­ли к кро­во­про­лит­ным кон­флик­там. В отдельных слу­ча­ях по­бе­да национализма в его край­них фор­мах ве­дёт к ав­то­ри­тар­но­му ре­жи­му и за­си­лью ре­лигиозного фун­да­мен­та­лиз­ма.

    Су­ще­ст­ву­ет дли­тель­ная тра­ди­ция изу­че­ния национализма. В ос­но­ве ис­то­ри­че­ско­го (ве­бе­ри­ан­ско­го) под­хо­да ле­жа­ло пред­став­ле­ние о национализме как дол­го­временном ис­то­рическом яв­ле­нии-ор­га­низ­ме со свои­ми кор­ня­ми, ста­дия­ми рос­та и основными чер­та­ми, ко­то­рое по­ро­ж­да­ет­ся на­ция­ми (Дж. Арм­ст­ронг, Л. Грин­фельд, Э. Смит, Э. Хоб­сба­ум, М. Хрох). Этот под­ход вос­при­ни­ма­ет на­цию как кол­лек­тив­ное те­ло, об­ла­даю­щее свой­ст­ва­ми отдельной лич­но­сти, вклю­чая ме­сто­жи­тель­ст­во (тер­ри­то­рию), судь­бу (ис­то­рию) и ха­рак­тер (куль­ту­ру). Из это­го сле­ду­ет, что у ка­ж­дой на­ции име­ет­ся своё ис­то­рическое пред­на­зна­че­ние, ко­то­рое она долж­на реа­ли­зо­вать. По­это­му на­ции не долж­ны сме­ши­вать­ся, а го­су­дар­ст­ва, ох­ва­ты­ваю­щие бо­лее од­ной на­ции, яв­ля­ют­ся «не­ес­те­ст­вен­ны­ми» и не­жиз­не­спо­соб­ны­ми. В край­нем ви­де на­ция пред­став­ля­ет­ся по­сто­ян­ным не­ис­то­ри­че­ским («при­мор­ди­аль­ным») един­ст­вом (смотрите При­мор­диа­лизм). В по­след­ние два де­ся­ти­ле­тия име­ет ме­сто апо­ло­гия эт­но­на­цио­на­лиз­ма как «ли­бе­раль­но­го национализма» или как фор­ма национального воз­ро­ж­де­ния и са­мо­оп­ре­де­ле­ния (У. Кон­нор, М. Линд, Ю. Та­мир и др.).

    Некоторые ис­сле­до­ва­те­ли свя­зы­ва­ют яв­ле­ние национализма с про­цес­сом мо­дер­ни­за­ции и трак­ту­ют его как ус­ло­вие мо­дер­ни­за­ции (Э. Гелл­нер). К это­му на­прав­ле­нию при­мы­ка­ет кон­ст­рук­ти­ви­ст­ский под­ход, трак­тую­щий национализм как ме­ха­низм ре­кон­цеп­туа­ли­за­ции по­ли­тической общ­но­сти, ко­то­рая до это­го мог­ла ка­те­го­ри­зо­вать­ся как им­пе­рия, ко­ло­ни­аль­ная ад­ми­ни­ст­ра­ция или пле­мен­ное об­ра­зо­ва­ние (Б. Ан­дер­сон). Оп­по­нен­та­ми это­го под­хо­да вы­сту­па­ют учё­ные стран Азии и Аф­ри­ки, ко­то­рые про­сле­жи­ва­ют «ин­ди­ген­ный национализм» в сво­их стра­нах до воз­ник­но­ве­ния современных на­ций и гражданского ационализма ти­па ин­дий­ско­го Дж. Не­ру и И. Ган­ди (П. Ча­ттерд­жи). В западной нау­ке под воз­дей­ст­ви­ем пост­со­вет­ских транс­фор­ма­ций из­ме­не­ния в трак­тов­ке национализма про­изош­ли в поль­зу по­ли­ти­зи­ро­ван­ной кон­цеп­ции «рас­па­да им­пе­рии» и «три­ум­фа на­ций» (Э. Кар­рер д’Анкосс).

    В российском об­ще­ст­воз­на­нии про­дол­жа­ет гос­под­ство­вать тра­ди­ция изу­че­ния национализма как идео­ло­гии пре­вос­ход­ст­ва од­ной на­ции над дру­гой и как про­по­ве­ди национальной ис­клю­чи­тель­но­сти или же рас­про­стра­ня­ют­ся со­чи­не­ния па­ра­на­уч­но­го и ра­си­ст­ско­го ха­рак­те­ра, ав­то­ра­ми ко­то­рых вы­сту­па­ют пред­ста­ви­те­ли т. н. национальных элит, вклю­чая пред­ста­ви­те­лей т. н. русского на­цио­на­лиз­ма. В це­лом по­ня­тие национализм от­но­сит­ся к сво­его ро­да элит­но­му по­ли­тическому про­ек­ту, и национализм мож­но рас­смат­ри­вать как ме­та­ка­те­го­рию «бы­то­во­го» по­ли­тического и на­учного мыш­ле­ния, как дис­кур­сив­ную прак­ти­ку в сис­те­ме от­но­ше­ний вла­сти в современных го­су­дар­ст­вах и в сис­те­ме от­но­ше­ний вла­сти и зна­ния.

    Дополнительная литература:

    Гелл­нер Э. На­ции и на­цио­на­лизм. М., 1991

    На­цио­на­лизм: (взгляд из-за ру­бе­жа). М., 1995

    Де­мо­кра­ти­за­ция и об­ра­зы на­цио­на­лиз­ма в Рос­сий­ской Фе­де­ра­ции 90-х гг. М., 1996

    Тиш­ков В. А. О на­ции и на­цио­на­лиз­ме // Сво­бод­ная мысль. 1996. № 3; он же. Очер­ки тео­рии и по­ли­ти­ки эт­нич­но­сти в Рос­сии. М., 1997

    Лейп­харт А. Де­мо­кра­тия в мно­го­со­став­ных об­ще­ст­вах. М., 1997

    Хоб­сба­ум Э. На­ции и на­цио­на­лизм по­сле 1870 г. СПб., 1998

    Ко­ро­тее­ва В. В. Тео­рии на­цио­на­лиз­ма в за­ру­беж­ных со­ци­аль­ных нау­ках. М., 1999; она же. Эко­но­ми­че­ские ин­те­ре­сы и на­цио­на­лизм. М., 2001

    Аль­тер­матт У. Эт­но­на­цио­на­лизм в Ев­ро­пе. М., 2000

    Ма­ли­но­ва О. Ю. Ли­бе­раль­ный на­цио­на­лизм: (се­ре­ди­на XIX – на­ча­ло XX в.). М., 2000

    Ан­дер­сон Б. Во­об­ра­жае­мые со­об­ще­ст­ва: раз­мыш­ле­ния об ис­то­ках и рас­про­стра­не­нии на­цио­на­лиз­ма. М., 2001

    Ба­ли­бар Э., Вал­лер­стайн И. Ра­са, на­ция, класс: дву­смыс­лен­ные иден­тич­но­сти. М., 2003

    Му­ха­мет­ши­на Н. С. Транс­фор­ма­ции на­цио­на­лиз­ма и «сим­воль­ная эли­та»: рос­сий­ский опыт. Са­ма­ра, 2003

    Смит Э. Д. На­цио­на­лизм и мо­дер­низм: кри­ти­че­ский об­зор со­вре­мен­ных тео­рий на­ций и на­цио­на­лиз­ма. М., 2004

    Кал­хун К. На­цио­на­лизм. М., 2006

    На­цио­на­лизм в ми­ро­вой ис­то­рии / Под ред. В. А. Тиш­ко­ва, В. А. Шни­рель­ма­на. М., 2007

    Грин­фельд Л. На­цио­на­лизм. М., 2008

    Ке­ду­ри Э. На­цио­на­лизм. 4-е изд. СПб., 2010.

    НАЦИОНАЛИЗМ – доктрина и политическая практика, основанные на представлении, что основу государственности, хозяйственных и культурных систем составляют целостные общности – нации . В зависимости от понимания, что такое нация, национализм имеет две основные формы – гражданский, или государственный, и этнический национализм. Этнический национализм (чаще просто национализм или этнонационализм) предполагает, что нация является высшей формой этнической общности (тип этноса в отечественном обществознании), обладающей исключительным правом на обладание государственностью, включая институты, ресурсы и культурную систему.

    Гражданский, или государственный, национализм возник в эпоху становления современных государств, основанных на представлении о нации и народе как согражданстве, как совокупности граждан, обладающих общим самосознанием и общими элементами культуры при сохранении этнического, религиозного и расового разнообразия. Эта форма национализма направлена на обоснование легитимности государства, на консолидацию гражданской нации, государственную экспансию или изоляционизм. В своих некрайних формах гражданский, или государственный, национализм близок понятию патриотизма, а как антитезу этнонационализму его иногда называют интернационализмом. Эта форма национализма широко используется современными государствами через официальную символику и идеологические институты (образование, социальные науки, средства массовой информации и пр.) с целью утверждения общегражданской лояльности («любви к Родине», «уважения к стране» и пр.) и распространения общегосударственных правовых норм и морально-культурных ценностей.

    Степень распространения национализма в разных государствах зависит от состава населения, формы общественного правления, социальных условий жизни, исторической традиции, статуса и геополитического положения страны. Государства со сложным по этнокультурному, расовому и религиозному составу населением обращают особое внимание и предпринимают целенаправленные усилия по утверждению разных форм государственного (общегражданского) национализма, даже если это устойчивые и экономически развитые общества с демократической формой правления (напр., США, Испания, Канада). В крупных странах со слабой или среднеразвитой экономикой, неразвитой демократией, большим этническим разнообразием и наличием сепаратистских движений национализм служит одним из средств центрального правительства для обеспечения общественного порядка и подчинения граждан своей воле, для сохранения целостности государства от внутренних и внешних угроз (напр., Индия, Китай; бывший СССР – в форме советского патриотизма и доктрины единого советского народа). Государственный национализм (или патриотизм) обретает особый размах и крайние формы шовинизма или экспансионизма в периоды межгосударственных войн и внутренних кризисов. В современных условиях после окончания «холодной войны» это наблюдается также в ситуациях, когда страна претендует на исключительную роль мирового лидера (США) или когда в стране доминирует позиция противодействия глубокой региональной интеграции с утратой частичного государственного суверенитета (некоторые страны Западной Европы, а также Мексика и Канада). Государственный национализм особенно заметен во вновь образовавшихся странах, где он выполняет функции дистанцирования от прежних доминирующих образований, политической мобилизации и нового «нациестроительства». Это особенно заметно в постсоветских государствах (кроме Российской Федерации), но в специфической форме симбиоза с этническим национализмом.

    Этнический национализм (этнонационализм) представляет собой исторический феномен, порожденный в условиях многоэтничных государств, особенно среди представителей недоминирующих этнических групп, и получивший широкое распространение с кон. 19 в. во всех регионах мира по мере модернизации социальной и политическойгосударств и развития локальных культур и этнополитического партикуляризма. В современную эпоху он может рассматриваться и как реакция на нивелирующее воздействие массовой культуры, а также как ответ на государственный национализм от имени доминирующих в государстве групп (т.н. шовинизм), который вызывает этническую дискриминацию и ассимиляцию представителей меньшинств. В кон. 20 в. этнонационализм получил широкое распространение в странах коммунистического блока, особенно в СССР, где поддерживалось развитие этнических культур, а этнонационализм был элементом официальной идеологии и основой т.н. социалистического федерализма. Аналогичная ситуация существовала в бывшей Югославии. Кризис коммунистической идеологии, политическая либерализация и крах социалистической системы превратили этнонационализм в наиболее доступную основу массовой мобилизации под лозунгами национального возрождения и самоопределения. Этнонационализм играл важную роль в распаде многоэтничных государств с унитарной системой управления.

    В зависимости от целей и форм проявления этнический национализм имеет культурный или политический характер. Культурный этнонационализм, носителем которого обычно является интеллектуальная элита, направлен на сохранение целостности и самобытности этнической общности, развитие родного языка и образования, пропаганду исторического наследия и традиций. Он играет положительную роль, если не содержит элементов культурной изоляции, антимодернизационных установок и негативной направленности против культур и представителей др. народов. Политически ориентированный этнонационализм нацелен на достижение преимуществ для представителей одной группы в сфере власти и управления, государственной идеологии и символики. Этнонационализм основывается на упрощенных исторических трактовках, узурпации культурного наследия в пользу одной группы, конфликтогенных территориальных интерпретациях («этническая территория», «исконные земли», «историческая родина» и т.п.). Как правило, он заключает в себе негативные стереотипы в отношении др. народов и антиэтатистские установки. Для его существования всегда необходимы этнические предприниматели (интеллектуалы и политические активисты), которые претендуют выступать от имени «народа» или «нации» и выражать ее «волю». В своих крайних формах этнонационализм со стороны доминирующих групп носит дискриминационный характер по отношению к меньшинствам вплоть до лишения их культурных и политических прав. Он часто смыкается с государственным национализмом, т.к. государственные институты и идеология узурпируются в пользу т.н. коренной или государство-образующей нации. Радикальный этнонационализм от имени меньшинств может обретать сепаратистский характер с требованием изменения внутренних границ или создания отдельного «национального» государства. Он часто демонстрирует нетерпимость по отношению к местным меньшинствам вплоть до изгнания иноэтнического населения и становится причиной наиболее затяжных и разрушительных этнических конфликтов (Северная Ирландия, Биафра, Катанга, Эритрея, Карабах, Приднестровье, Абхазия, Чечня). Вооруженная рецессия не признается международным правом и осуждается мировой общественностью. В современном мире экстремистская форма этнического национализма рассматривается как одна из наиболее серьезных угроз национальной безопасности государств и международной стабильности, как причина массовых нарушений прав человека.

    Существует длительная традиция изучения национализма и обширная литература по данному вопросу. Ведущее положение в ней занимает западноевропейская, особенно англо-американская, научная традиция. Доминирующий взгляд на национализм можно определить как веберианский, или исторический, подход, который рассматривает это явление как долговременный процесс развития мирового исторического явления или своего рода «идеального типа» (см. М.Вебер ). В рамках этого подхода национализм имеет свои корни, момент зарождения, стадии роста и временные границы и совпадает в основных характеристиках, где бы он ни имел место (Дж.Армстронг, Л.Гринфельд, Э.Смит, Э.Хобсбоум, М.Хрох). Для сторонников исторического подхода (методологически это смесь веберианского позитивизма и марксистского исторического детерминизма) национализм порождается нациями, которые предстают мощной социальной и исторической реальностью. В зависимости от того, что понимается под нацией, различаются и два основных типа национализма, причем этнонационализм обычно понимается как форма коллективистско-авторитарной идеологии, а гражданский национализм – как форма нациестроительства. В последнее время имеет место апология этнонационализма как «либерального национализма» или как форма национального возрождения и самоопределения (У.Коннор, М.Линд, Ю.Тамир).

    К историческому подходу примыкает интерпретация национализма, связывающая это явление с процессом модернизации и трактующая его как условие модернизации (Э.Геллнер) или же как результат провалившейся модернизации. К этому направлению примыкает конструктивистский подход, трактующий национализм как своего рода механизм реконцептуализации политической общности, которая до этого могла категоризоваться как империя, колониальная администрация или племенное образование (Б.Андерсон). Современными оппонентами этого подхода выступают ученые стран Азии и Африки, которые прослеживают «индигенный» национализм в своих странах до возникновения современных наций и гражданского национализма типа индийского времен Дж.Неру и И.Ганди (П.Чатарджи).

    Изменения в трактовке национализма в западной научной традиции произошли под воздействием геополитических трансформаций после «холодной войны», гл.о. в виде политизированных концепций «распада империи» и «триумфа наций» (Э. Каррер д’Анкосс). Некоторые политические философы сделали радикальный пересмотр доктрины самоопределения и понятия «национальность» в пользу их этнического смысла (Д.Миллер). В российском обществознании в разработке проблем национализма продолжают господствовать или традиция изучения «буржуазного» национализма как идеологии и практики подчинения одних наций другим, как проповедь национальной исключительности и превосходства, или многочисленные сочинения паранаучного и даже расистского характера, авторами которых выступают представители т.н. национальных элит, включая представителей русского этнонационализма. В целом понятие «национализм» демонстрирует природу элитного политического проекта и его операциональная значимость для науки все более становится сомнительной. Национализм возможно рассматривать как метакатегорию «бытового» политического и научного мышления, как определенную дискурсивную практику в системе отношений власти в современных государствах и в системе отношений власти и знания.

    Литература:

    1. Бердяев Н.А. Русская идея и судьба России. М., 1997;

    2. Вдовин А.И. Российская нация. Национально-политические проблемы XX века и общенациональная российская идея. М., 1996;

    3. Геллнер Э. Нации и национализм. М., 1997;

    4. Дробижева Л.M., Аклаев А.P., Kopomeeвa В.В., Солдатова Г.У. Демократизация и образы национализма в российских республиках в 90-е годы. М., 1996;

    5. Лакер У. Черная сотня. Истоки русского фашизма. Вашингтон, 1994;

    6. Соловей В.Д., Торукало В.П. Нация: история и современность. М., 1996;

    7. Alter Р. Nationalismus. Fr./M., 1985;

    8. Anderson В. Imagined Communities: Reflections on the Origin and Spread of Nationalism. L., 1983;

    9. Armstrong J.A. Nations Before Nationalism. Chapel Hill (NC), 1982;

    10. Chaterjee P. The Nation and Its Fragments. Colonial and Postcolonial Histories. Princeton (N.J.), 1993;

    11. Carrere d’Encausse H. L’empire eclate. P., 1978;

    12. Idem. The End Of Soviet Empire – The Triumph of Nations. N.Y., 1993;

    13. Connor W. Ethnonationalism. The Quest for Understanding. Princeton (N.J.), 1994;

    14. Deutsch К.W. Nationalism and Social Communication: An Inquiry into the Foundations of Nationality. Cambr., 1953;

    15. Dunlop J. The Faces of Contemporary Russian Nationalism. Princeton, 1993;

    16. Eriksen Th.H. Ethnicity and Nationalism. Anthropological Perspectives. L., 1993;

    17. Greenfeld L. Nationalism. Five Roads to Modernity. Cambr., 1992;

    18. Hroch M. Social Preconditions of National Revival in Europe. Cambr. (Mass), 1985;

    19. Miller D. On Nationality. Oxf., 1995;

    20. Smith A.D. Theories of Nationalism. N.Y., 1983;

    21. Tamir Y. Liberal Nationalism. Princeton (N.J.), 1993;

    22. Tishkov V.A. Ethnicity, Nationalism and Conflict in and after the Soviet Union. The Mind Aflame. L., 1997.

    В.А.Тишков

    Источник: Новая философская энциклопедия на Gufo.me

    Значения в других словарях

    1. национализм — Приверженность людей интересам своей нации, ее культурным ценностям. На бытовом уровне понимается как проявление национальных симпатий и антипатий, на групповом – как идеология. Идеологи… Словарь лингвистических терминов Жеребило
    2. национализм — сущ., кол-во синонимов: 4 местничество 3 почвенничество 2 ультранационализм 1 шовинизм 2 Словарь синонимов русского языка
    3. национализм — орф. национализм, -а Орфографический словарь Лопатина
    4. НАЦИОНАЛИЗМ — НАЦИОНАЛИЗМ — специфическое состояние сознания этноса и социально-психологических ориентации людей, а также сопряженные с ними идеология, теория и социальная практика. Для обыденного сознания слово «Н. Новейший философский словарь
    5. национализм — НАЦИОНАЛИЗМ, а, м. 1. Идеология и политика, исходящая из идей национального превосходства и противопоставления своей нации другим. 2. Проявление психологии национального превосходства, национального антагонизма, идеи национальной замкнутости. | прил. Толковый словарь Ожегова
    6. Национализм — Превращение живого народного самосознания в отвлеченный принцип, утверждающий «национальное» — как безусловную противоположность «универсального», и «свое родное» — как безусловную противоположность «чужеземного». Первоначально слово… Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона
    7. Национализм — Буржуазная и мелкобуржуазная идеология и политика, а также психология в национальном вопросе (См. Национальный вопрос). Н. трактует нацию (См. Большая советская энциклопедия
    8. национализм — национализм м. 1. Идеология, политика и социально-психологическая установка, основа которых — национальная исключительность и национальное превосходство, трактовка нации как высшей формы общества. Толковый словарь Ефремовой
    9. национализм — НАЦИОНАЛ’ИЗМ, национализма, мн. нет, ·муж. (полит.). Буржуазная идеология и политика, ставящая свою, господствующую нацию в привилегированное положение и направленная на угнетение других национальностей, на создание вражды между ними. Толковый словарь Ушакова
    10. Национализм — Термин, используемый для обозначения приверженности людей интересам своей нации, ее культурным ценностям и т. п. На бытовом уровне понимается как проявление национальных (этнических) симпатий и антипатий… Словарь социолингвистических терминов
    11. национализм — НАЦИОНАЛИЗМ а, м. nationalisme m. 1. устар. Интерес к своеобразию жизни народа. Все эти новые условия жизни полно отразились в школе романтизма.. с ее подчеркнутым национализмом (народность, couleur locale), с ее пристрастие к экзотизму. Словарь галлицизмов русского языка
    12. НАЦИОНАЛИЗМ — Идеология и политика, рассматривающие нацию как высшую и внеисторич. форму обществ. единства, в рамках к-рого все социальные слои связаны будто бы гармонич. общностью интересов. Идеологи Н. отрицают наличие у трудящихся клас. Советская историческая энциклопедия
    13. национализм — НАЦИОНАЛИЗМ -а; м. 1. Идеология и политика, исходящая из идей национального превосходства и противопоставления своей нации другим, подчиняющая общечеловеческие интересы и ценности национальным интересам. Фашистская идеология основывалась на национализме. Толковый словарь Кузнецова
    14. национализм — Наци/он/ал/и́зм/. Морфемно-орфографический словарь
    15. национализм — Национализм, национализмы, национализма, национализмов, национализму, национализмам, национализм, национализмы, национализмом, национализмами, национализме, национализмах Грамматический словарь Зализняка
    16. национализм — Идеология, социальная практика, политика, групповое поведение, основанные на представлении о примате национальных интересов своего этноса, часто противопоставляемых интересам других этносов и индивидуальным правам человека. Источником… Этнографический словарь
    17. НАЦИОНАЛИЗМ — НАЦИОНАЛИЗМ — англ. nationalism; нем. Nationalismus. 1. Идеология, политика, трактующие нацию как основу самостоятельного государства и высшую форму обществ, единства. 2. Гипертрофированная форма нац. сознания, провозглашающая идеи нац. Социологический словарь
    18. национализм — -а, м. 1. Реакционная буржуазная и мелкобуржуазная идеология и политика, основывающаяся на идеях превосходства и исключительности какой-л. нации и оправдывающая господство одних наций над другими. Малый академический словарь
    19. национализм — – политическое течение, выдвигающее интересы одной нации в качестве высшей ценности. Часто сочетается с идеей национального превосходства одной нации перед другими. Большой словарь иностранных слов
    20. НАЦИОНАЛИЗМ — НАЦИОНАЛИЗМ — идеология и политика в национальном вопросе, основа которых — трактовка нации как высшей ценности и формы общности. В 19-20 вв. Большой энциклопедический словарь
    21. национализм — Ср. В наше время жизненная, глубокая и богатая идея национальности, стремящейся к достижению общечеловеческих идеалов, не утрачивая своей самобытности, уступает место узкому понятию о национализме, замыкающемся в забвение о других и горделивое самомнение. Фразеологический словарь Михельсона

    Этнический национализм — Ethnic nationalism

    Часть серии на

    Национализм

    Главные ценности

    организации

    Национализм портал

    Политика портальная

    Этнический национализм , также известный как этнонационализм , является формой национализма , в котором нация определяется в терминах этнической принадлежности .

    Центральная тема этнических националистов в том , что «нации определяются общим наследием, которое обычно включает в себя общий язык , общую веру, и общее этническое происхождение «. Она также включает в себя идеи в культуре распределяются между членами группы, и с их предками.

    В то время как некоторые виды этнического национализма прочно укоренились в идее этнической принадлежности (или расы ) в качестве неизменной унаследованной характеристики (например , белого национализм ), часто этнический национализм проявляется также в ассимиляции групп этнических меньшинств в доминирующую группу (например , в виде с итальянизацией ). Эта ассимиляция может или не может основываться на вере в некоторой общей родословной с освоенными группами (например , с германизацией во время Второй мировой войны).

    Хотя в некоторых случаях разделение между этническим и гражданским национализмом ясно (Францией является архетипическим примером национальной идентичности коренится в гражданском и лингвистическом национализме ), в других случаях разделение менее ясно, например , с помощью турецкого национализма .

    история

    Геродот является первым , кто сформулировал основные характеристики этнической принадлежности, с его известной причиной того , что определяет греческую идентичность. Он перечисляет родство (греч ομόαιμον, homόaimon , «одной крови»), язык (греческий: ὁμόγλωσσον, homoglōsson , «говорить на одном языке»), культы и обычаи (греч ὁμότροπον, homόtropon «одни и те же привычек или жизнь «).

    Характеристики

    Центральный политический принцип этнического национализма в том , что этнические группы могут быть однозначно идентифицированы, и что каждая такая группа имеет право на самоопределение .

    Результат этого права на самоопределение может варьироваться, от призывов к саморегулируемым административным органам в рамках уже зарекомендовавшее общества, к автономии отдельно от этого общества, в суверенное государство удалены из этого общества. В международных отношениях, это также приводит к политике и движений для ирредентизме требовать общую нацию , основанную на этнической принадлежности.

    В научной литературе, этнический национализм обычно противопоставляются гражданским национализмом . Этнический национализм основа членство нации на спуске или наследственности, часто сформулировано в терминах общей крови или родства, а не на политической принадлежности. Таким образом, национальные государства с сильными традициями этнического национализма , как правило, определить национальность или гражданство по правам крови (закон крови, происхождение от лица этой национальности), а также страны с сильными традициями гражданского национализма , как правило , определить национальность или гражданство Jus Soli (закон почвы, рождение в национальном государстве ). Этнический национализм, таким образом, рассматривается как исключительное, в то время как гражданский национализм , как правило, включительно. Вместо того , чтобы верность общих гражданских идеалов и культурные традиции, то, этнический национализм стремится подчеркнуть описательные общего происхождение.

    Теоретик Энтони Д. Смит использует термин «этнический национализм» для не западных концепций национализма , в отличие от западных взглядов народа определяется его географической территорией. Диаспора изучает ученые распространить это , не географически связанное понятие «нации» среди диаспорных общин, иногда используя термин этнонацию или этнонационализм описать концептуальный коллектив дисперсных этников.

    Этнический национализм также присутствует в иммиграционной политике многих государств в форме законов репатриации . Такие государства, как Армения , Болгария , Хорватия , Эстония , Финляндия , Германия , Греция , Венгрия , Ирландия , Израиль , Италия , Малайзия , Румыния , Россия , Сербия и Турции обеспечивают автоматическое или быстрое гражданство членам диаспор своей собственной доминирующей этнической группы , , если это желательно.

    В Малайзии , то Бумипутра принцип признает «особую позицию» малайцев , представленную в Конституции Малайзии , в частности , статьи 153 . Однако, конституция не использует термин бумипутру; он определяет только «Малай» и » коренные народы » (статья 160 (2)), «туземцы» Саравак (161a (6) (а)), и «туземцы» Сабах (статья 161A (6) (б)) , Некоторые , но не все про бумипутра политики существуют как позитивные действия для bumiputras, для НЭП расовой основе , а не на основе лишения. Например, все бумипутра, независимо от их финансового положения, имеют право 7 — процентную скидку на дома или имущества, в том числе роскошные единицы; в то время как с низким уровнем дохода , не бумипутра не получает такой финансовой помощи. Другие льготные политики включают квоты на следующее: поступление в государственные образовательные учреждения, квалификации для государственных стипендий, маркировкой университетов экзаменационных работ, специальные bumiputras только для классов до до конца университета срочных экзаменов, на должность в государственных органах, а также собственности предприятий. Большинство политики были созданы в малазийской новой экономической политики (НЭП) период. Многие политики сосредоточены на попытки достичь бумипутры доли корпоративных акций, содержащая , по меньшей мере , 30% от общей суммы. Исмаил Абдул Рахман предложил эту цель после того , как правительство не смогло договориться о подходящей цели политики.

    В немецком праве гражданства , гражданство открыто для этнических немцев . Согласно греческой национальности закона , греки , рожденные за границей , могут передавать гражданство своим детям из поколения в поколение на неопределенный срок. По состоянию на 2013 год это также верно в случае филиппинского закона о гражданстве , который присвоил филиппинское гражданство на детях , рожденных после 15 октября 1986 года, по крайней мере , одного филиппинского гражданин родителя.

    С другой стороны, гражданский национализм определяет членство в обязанности индивида соблюдать данные законы и в свою очередь , получают юридические привилегии.

    Нации-государства для этнической группы получает политическую легитимность своего статуса на родину этой этнической группы, от ее защитной функции против колонизации , преследования или расизма , и от своего требования , чтобы облегчить общую культурную и социальную жизнь, которая не могут иметь было возможно в рамках предыдущего статуса этнической группы в качестве этнического меньшинства .

    • Asabiyyah
    • Консервативное революционное движение
    • политика Диаспора
    • эссенциализм
    • Этническая демократия
    • расизм
    • Этнократия
    • Herrenvolk демократия
    • Историография и национализм
    • политика идентичности
    • Nihonjinron
    • Национализация истории
    • Список ирредентистских претензий или споров
    • Stateless нации

    дальнейшее чтение

    • Армстронг, Джон. Наций до Национализм (1982) выдержка и текстовый поиск
    • Брейли, Джон. Национализм и государство (2 — е изд. 1995) выдержка и текстовый поиск
    • Де Бенуа, Ален. «Национализм: Феноменология и критика.» Counter-Currents.com , 16 мая 2012.
    • Де Бенуа, Ален. «Об идентификации.» Телос , Vol. 2004, № 128 (лето 2004), стр. 9-64. Телоса страница , онлайн текст
    • Де Бенуа, Ален. Vu де дестра: Anthologie рецензия де Idees contemporaines (2002). выдержка
    • Де Бенуа, Ален. Les Idées à l’endroit (1979). поиск текста
    • Есман, Милтон Дж и Итамар Рабинович, ред. Этничность, Плюрализм, и государство на Ближнем Востоке (1988)
    • Гарр, Тед Роберт и Барбара Харфф. Этнические конфликты в мировой политике (1994) онлайн
    • Хатчеон, Linda (1998). «Crypto-Этнос» (PDF) . PMLA: Публикации современного языка ассоциации Америки . 113 (1): 28-51.
    • Джонс, Ларри Юджин и Реталлак, Джеймс, ред .. Между реформами, реакция и сопротивления. Исследования по истории немецкого консерватизма с 1789 по 1945 год (1993). поиск текста
    • Kramer, Ллойд. Национализм в Европе и Америке: Политика, культур и идентичностей с 1775 (2011) онлайн
    • Мохлер, Armin. Die Konservative Революции в Deutschland 1918-1932 (1972). выдержка и текстовый поиск
    • Смит, Энтони Д. Этнические истоки наций (1986) выдержка и текстовый поиск
    • Смит, Энтони Д. Нация в истории: Историографические дебаты о этничности и национализма (2000) выдержка и текстовый поиск
    • Смит, Энтони Д. древность Наций (2004)
    • Sunic Томислав. Посмертное Доклад: Культурные Экспертизы от постмодерна . Shamley Грин, Великобритания: Paligenesis Project, 2010.
    • Веннер, Доминик. Le Siècle де 1914. Utopies, сражавшихся и др революциях ан Европа а.е. жизни XX века (2006). поиск текста

    >внешняя ссылка

    • Национализм проекта

    Прибалтийский национализм как анахронизм европейского общества

    Пытаясь построить этнически сегрегированное государство под эгидой «патриотизма» и «здорового национализма», балтийские республики лишь демонстрируют свою политическую неразвитость. О том, как сейчас понимаются в Европе проблемы национализма и построения нации, рассуждает доктор политических наук, доцент кафедры европейских исследований факультета международных отношений СПбГУ Наталья ЕРЕМИНА:

    — В наше время зафиксировано две тенденции в Европе, которые абсолютно совпали. Это потеря доверия населения к институтам ЕС и к традиционным политическим игрокам государств-членов ЕС. В науке эти процессы традиционно объясняют в политических и экономических терминах. Тем не менее, на мой взгляд, они связаны преимущественно с идентификацией (прежде всего национальной и этнической), с переосмыслением государственности в условиях самоидентификации больших групп населения. Соответственно, именно процессы самоидентификации, проходящие на всех уровнях, совокупно влияют и на государственность, и на отдельно взятое общество. Здесь можно даже поставить вопрос следующим образом: «Действительно ли в современном мире закреплено верховенство прав человека и народа над правами государства?».

    Национализм как непременное следствие сопровождения самоидентификационных процессов стал постоянным фактором развития европейского общества и пространства. В связи с этим здесь нужно обратить внимание на следующие вопросы: что такое национализм и этнонационализм применительно к понятию нация? Какие проблемы он создает в европейском обществе, каковы пути их решения?

    Вопрос о национализме — это, в действительности, всегда вопрос об идентичности человека, о том, кто он, прежде всего. Здесь не биология, а культура играет преобладающую роль. А еще это вопрос о власти, а конкретнее — какая группа людей, разделяющих одну культуру, считает себя достойной оной.

    Национализм всегда отделяет одних от других, интегрируя только какую-то одну конкретную этнолингвистическую группу.

    И в Европе, несмотря на то, что было стремление преодолеть негативный опыт национализма, который во многом спровоцировал и лег в основу двух мировых войн, все-таки в рамках ЕС не было сформировано никакого реального противовеса этнонациональным и этноцентричным тенденциям, которые в Европе регулярно повторяются. В европейской истории много таких примеров.

    По сути ЕС предлагает только один путь решения этих вопросов — в рамках общеевропейской идентичности. Других решений и моделей он не предлагает.

    Так что же такое нация и этнонационализм? В западноевропейском контексте длительное время развивался подход отношения к нации не как к группе, основанной на общем происхождении по крови, а как к гражданско-политическому единству, союзу так называемых гражданских националистов. Но этот проект, как мы видим, даже в западноевропейских странах не был полностью реализован. В свою очередь сторонники этнического национализма исходят из того, что нация — это высшая форма этнической общности, которой позволено иметь свое государство. Но за последние 15 лет в Европе повсеместно пересматривается понятие нация, и сейчас уже в академической литературе можно встретить представления о том, что нация — это не только граждане одной страны. И если этническая идентичность имеет политические устремления, то она уже имеет право быть названной нацией.

    То есть допускается мысль, что в одном государстве проживает несколько наций, в отличие от того, что еще 25 лет назад говорили о том, что в государстве может быть только одна нация, это титульный этнос, который и получает право именоваться нацией.

    Все остальные именуются в лучшем случае — национальными меньшинствами, этническими меньшинствами, в худшем — просто историческими сообществами. В качестве примера таких этнических идентичностей, которые длительное время добивались права называться нацией и достигли этого можно вспомнить Шотландию и Каталонию.

    При формировании целого ряда современных государств была осуществлена ориентация на этноцентризм и этнонационализм именно титульного этноса. Но мы видим, что произошло после крушения СССР. Во многих новых государствах именно национализм стал политическим орудием в руках элиты. Это привело к ограничению прав человека по отношению к правам государства, так называемой политической нации. И создало ситуацию дискриминации именно по этническому признаку. И разделило общество на социальные страты привилегированных и непривилегированных по этническому принципу, коренных и некоренных по этническому принципу, граждан и неграждан опять же по этническому принципу, демонстрируя примеры этнонационализма.

    То есть этнонационализм — это крайняя форма национализма, идея величия так называемой нации ядра, идея этнонационального государства, в котором есть место только одной этнической группе.

    Некоторые исследования выделяют лингвистический этнонационализм, который во многом способствует формированию автократических режимов. И проблема этнонационализма в том, что он в той или иной степени присутствует во всех государствах ЕС. Самые яркие примеры — это прибалтийские страны. Это неудивительно. Во-первых, за последние 20 лет в Европе набрали силы крайне правые радикалы, в центре повестки которых — агрессивный национализм, этнонационализм. Во-вторых, следует отметить центробежные тенденции в государствах с сильными этническими регионами. В ряде случаев эти две тенденции совпадают. В-третьих, набрали вес эмигрантские диаспоры, которые усложняют и без того фрагментированную картину европейского общества. В настоящее время ученые говорят о том, что появился новый тип диаспор, который носит название «закрытый». В этой диаспоре отсутствует даже намек на какую-нибудь адаптацию. Стоит признать, что именно эти тенденции будут в дальнейшем определять будущее Европы.

    По-прежнему, невзирая на комплекс проблем, прогноз европейских ученых очень оптимистичен, они говорят о европейском единстве, о создании единой европейской идентичности. Эта благостная идея долгое время подкреплялась мыслью о том, что после окончания Второй мировой войны в Европе у национализма в любой его форме нет никаких шансов. Мы видим, что на самом деле это не соответствует действительности. Именно европеский этнонационализм всегда был способен и сейчас способен переформатировать европейские границы и общество. Самым страшным европейским примером служили нацизм и фашизм, ныне он тоже имеет свое влияние. Например, Патрик Бьюкенен считает, что этнонационализм в Европе победил мультикультурализм, причем победил окончательно.

    Как же в таких условиях строить единое европейское пространство? С точки зрения исследователя Коллинза, «единение всегда возможно через коллективный военный опыт». История Европы как раз демонстрирует всевозможные военные коалиции и т.д., которые подразумевают эту идею. Тем не менее это очень опасный путь, и вряд ли Европе нужна очередная война, чтобы вступить на новый виток единения. А исследователь Поппер считает, что «централизация, федерализация для государств-участников ЕС — единственно реальный вариант». Он считает, что государствам нужно расширять местное самоуправление, усиливать региональную идентичность, уважать и максимально реализовывать права национальных меньшинств, что будет усиливать общеевропейскую идентичность.

    В этом же ряду мы можем отметить модель культурного гражданства. В рамках этой модели полностью выведено понятие «гражданство» из понятия «государственная культура». Государственная культура не существует как таковая. В этой модели каждый может иметь свою культуру, иметь свое собственное происхождение, свои политические взгляды, верования, язык и т.д. И это никак не должно лишать человека возможности участвовать в процессе управления государством. Многие исследователи говорят, что в современном мире понятие гражданства несколько утратило свои позиции и зависит от многих других обстоятельств.

    Однако в реальности многие государства, в том числе государства ЕС, особенно прибалтийские государства, навязывают всем искусственные образцы единения, формируя так называемую проектную идентичность.

    То есть когда идентичность формируется не с низу в верх, а наоборот. И для ее формирования государство активно использует такие каналы как система образования и СМИ. Иными словами, вместо того, чтобы признать, что общество существует в современных условиях, что оно действительно сложно, полиэтнично, оно не может быть единым, государство пытается выстроить то общество, которое считает правильным. Таким образом, это политика упрощения, в основе которой лежит идея, что нужно влиять на мотивацию людей. Мы увидим, что в истории это приводило к негативным последствиям. Именно по этим причинам во многих государствах обострилась борьба за идентичность, которая привела, как мы видим, к попыткам не только переосмыслить историю, но и переписать ее.

    Один из способов повлиять на ситуацию в рамках ЕС — это правовая база. Европейскому Союзу необходимо разработать единый подход к тому, что из себя представляет этническое национальное меньшинство. Важно в современных условиях обратить внимание и на язык. Вступление государства в ЕС означает, по сути, признание множества языков, которые существуют в Европе. Может быть государствам-членам ЕС стоит отказаться от понятия государственный язык? И, наконец, понятию человека-гражданина должна быть противопоставлена другая парадигма — реализация прав человека вне зависимости от его этнического происхождения.

    Сейчас европейское общество должно сдать очень сложный экзамен на этнонационализм, но, как мы видим по последним событиям, вопрос, сможет ли оно с достоинством выдержать этот экзамен, остается открытым.