Эсминец проект 56

Веский (эсминец)

«Веский»

Служба

СССР

Класс и тип судна

Эскадренный миноносец

Организация

ВМФ СССР

Изготовитель

Судостроительный завод № 199

Заказан к постройке

3 сентября 1952 (зачислен в списки ВМФ)

Строительство начато

30 января 1954

Спущен на воду

31 июля 1955

Введён в эксплуатацию

13 апреля 1956

Выведен из состава флота

30 апреля 1987 (исключён из списков)

Статус

Исключён из ВМФ СССР

Основные характеристики

Водоизмещение

стандартное 2 667 т
нормальное 2949 т
полное 3 230 т

Длина

126,1 м (наибольшая)
117,9 (по КВЛ)

Ширина

12,76 м (наибольшая)
12,41 м (по КВЛ)

Высота

34,5 м от основной линии

Осадка

4,2 м (полная)

Двигатели

2 ПТУ

Мощность

72 000 л. с.

Скорость хода

максимальная 38 узлов
оперативно-экономическая 17,9 узлов

Дальность плавания

3 880 миль на 14,3 узлах
3090 морских миль на 17,9 узлах
642 морские мили на 38 узлах

Экипаж

284 (в том числе 19 офицеров)

Вооружение

Навигационное вооружение

РЛС «Нептун»

Радиолокационное вооружение

РЛС «Якорь-М»

Артиллерия

2 × 2 130-мм АУ СМ-2-1

Зенитная артиллерия

4 × 4 45-мм АУ СМ-20-ЗИФ

Противолодочное вооружение

6 × БМБ-2

Минно-торпедное вооружение

2 × 5 ПТА-53-56

«Веский» — эскадренный миноносец проекта 56 (код НАТО — «Kotlin class destroyer»).

История строительства

Зачислен в списки ВМФ СССР 3 сентября 1952 года. Заложен на заводе № 199 им. Ленинского комсомола в Комсомольске-на-Амуре 30 января 1954 года (строительный № 82), спущен на воду 31 июля 1955 года. С 5 сентября по 14 октября — на швартовых испытаниях, 16 октября 1955 года на корабле поднят советский военно-морской флаг. С 28 декабря 1955 по 26 марта 1956 года — на государственных испытаниях, принят флотом 30 марта 1956 года, 13 апреля эсминец вступил в состав Советского Военно-Морского Флота.

Служба

Корабль после вступления в строй вошёл в состав 175-й бригады эсминцев Тихоокеанского флота ВМФ СССР. После прохождения с 22 апреля 1958 по 28 февраля 1959 года текущего ремонта на «Дальзаводе» в сентябре-октябре 1959 года «Веский» в составе отряда кораблей совершил поход вокруг Японии по маршруту залив Стрелок — пролив Лаперуза — Корсаков — Корейский пролив — залив Стрелок.

1 октября 1961 года команда «Веского» спасла 9 лётчиков с самолёта Бе-6. В 1963 году корабль находился на учениях. С 24 января 1964 по 1 февраля 1965 года эсминец прошёл ремонт на «Дальзаводе». В период с 25 апреля по 26 июня 1965 года нёс боевую службу в Филиппинском море, прошёл за время службы 8250 морских миль. В 1966 году переведён в состав 9-й дивизии противолодочных кораблей.

19 апреля 1966 года эсминец вышел в 45-суточный поход к острову Гуам; в этом же году занял призовое место на Тихоокеанском флоте. В апреле-мае следующего года нёс боевую службу в Филиппинском море, завоевал приз Главнокомандующего ВМФ, с 8 мая выполнял слежение за АУГ «Хорнета»; 10 мая на левый борт корабля совершил намеренный навал американский эсминец «Уоллер», в ходе навал «Веский» получил повреждения, была потеряна шлюпка. В октябре 1967 корабль выходил в Филиппинское море для оказания помощи и сопровождения в базу атомной подводной лодки, в ноябре завоевал приз Главнокомандующего ВМФ по тактической и огневой подготовке, а также два приза Тихоокеанского флота.

В течение 2—17 февраля 1968 года «Веский» нёс боевую службу в Японском море с военным присутствием у берегов КНДР. В июле встал на ремонт на «Дальзаводе» (79-я брстремк). С 5 по 17 февраля 1969 — боевая служба в Японском море. 30 августа 1969 года корабль был отправлен в ремонт на «Дальзавод»; после его завершения 16 июля 1970 года, 3 августа «Веский» был перечислен из состава 9-й ДПЛК в состав 201-й БПЛК, а 22 декабря — в состав 175-й бригады ракетных кораблей.

С 16 по 21 марта, с 4 по 7 апреля и повторно с 21 по 25 апреля эскадренный миноносец выходил в море для слежения за кораблями ВМС США в Японском море. В период с 19 июня 1971 по 17 января 1972 «Веский» нёс боевую службу в Индийском океане со слежением за АУГ авианосца «Энтерпрайз». За время боевой службы корабль прошёл 32 120 морских миль, заходил в порты Бербера (Сомали) и Аден (Йемен). 15 марта 1972 года «Веский» передали в состав 193-й бригады противолодочных кораблей 10-й ОПЭСК, после чего с 10 мая по 30 июня 1972 года он нёс боевую службу в Тонкинском заливе, кораблём пройдено 5127 морских миль.

12 октября 1976 года корабль участвовал в спасении экипажа танкера «Тавричанка», потерпевшего бедствие в Восточно-Китайском море. С 6 декабря 1977 по 21 июля 1978 года «Веский» обеспечивал советское военное присутствие в Эфиопии. 17 августа 1978 года корабль встал на средний ремонт. 24 апреля 1979 эсминец вернулся в состав 193-й бригады противолодочных кораблей 10-й ОПЭСК. В 1979 году находился на учениях; в следующем году было принято решение о модернизации корабля на «Дальзаводе».

30 июля 1987 года приказом министра обороны «Веский» был исключён из списков судов ВМФ и 1 октября 1988 года расформирован. Позднее разобран на металл; по другим данным находится в полузатопленном виде в бухте Труда (остров Русский).

Особенности конструкции

Эсминец вступил в строй с обтекателями линий валов и одним балансирным рулем. В период прохождения первого среднего ремонта на корабле заменили фок-мачту новой, усиленной конструкции, РЛС «Риф» заменили на РЛС «Фут-Н», а РЛС «Якорь-М» на РЛС «Якорь-М2»; усилили конструкции носовой надстройки. Во время второго среднего ремонта на эсминце заменили РЛС «Нептун» двумя РЛС «Дон» (с антенным постом на фок-мачте), на средней надстройке в районе кормового котельного кожуха установили два спаренных 25-мм автомата 2М-ЗМ, а перед носовой АУ СМ-2-1 — две 45-мм салютные пушки; также «Веского» оснастили СОТС МИ-110К, на корме (над шточными бомбометами) была смонтирована взлётно-посадочная площадка для проведения предполагавшихся испытаний беспилотного вертолёта.

Известные командиры

Кораблём в разное время командовали:

  • на 1 октября 1961 — капитан-лейтенант В. Зайцев;
  • 1965 — капитан 2-го ранга И. Фроликов;
  • 1967 капитан 2-го ранга А. Соболев;
  • 1974 капитан 3-го ранга А.А. Самофал
  • 1971 — капитан 3-го ранга Д. П. Череватый;
  • 1978 — капитан 3-го ранга Н. И. Малинка.

Бортовые номера

В ходе службы эсминец сменил ряд следующих бортовых номеров:

  • № 409 (1954);
  • № 022 (1960);
  • № 426 (1969);
  • № 407 (1971);
  • № 408 (1972);
  • № 778 (1978);
  • № 718 (1979);
  • № 707 (1981);
  • № 715 (1982);
  • № 726 (1985).

> Примечания

  1. 1 2 3 4 5 6 7 8 9 Павлов А. С. Эскадренные миноносцы проекта 56. — Якутск, 1999. — С. 41.
  2. Апальков Ю. В. Эскадренные миноносцы проекта 56… — С. 77.

Литература

  • Апальков Ю. В. Эскадренные миноносцы проекта 56. — СПб.: Галея Принт, 2006. — 84 с. — ISBN 5-8172-0108-9.
  • Павлов А. С. Эскадренные миноносцы проекта 56. — Якутск, 1999. — 48 с.

Спокойный • Светлый • Блестящий1 • Спешный • Бывалый1 • Скромный2 • Сведущий1 • Веский • Вызывающий1 • Смышлёный («Московский комсомолец»)1 • Скрытный1 2 • Бесследный1 • Вдохновенный1 • Сознательный2 • Справедливый1 2 • Бурливый1 • Возмущённый1 • Благородный1 • Несокрушимый2 • Пламенный1 • Находчивый2 • Возбуждённый2 • Напористый1 • Влиятельный • Настойчивый2 • Выдержанный • Бравый1 3

1Модернизированы по проекту 56-ПЛО; 2 Модернизированы по проекту 56-А; 3 Модернизирован по проекту 56-К.

Возбуждённый (эсминец)

«Возбуждённый»

Служба

СССР

Класс и тип судна

Эскадренный миноносец

Организация

ВМФ СССР

Изготовитель

Судостроительный завод № 199

Заказан к постройке

15 сентября 1953 (зачислен в списки ВМФ)

Строительство начато

29 июня 1955

Спущен на воду

9 июня 1957

Введён в эксплуатацию

14 ноября 1957

Выведен из состава флота

25 апреля 1989 (исключён из списков ВМФ)

Статус

Исключён из ВМФ СССР, расформирован, затоплен как судно-цель.

Основные характеристики

Водоизмещение

стандартное 2 667 т
нормальное 2949 т
полное 3 230 т

Длина

126,1 м (наибольшая)
117,9 (по КВЛ)

Ширина

12,76 м (наибольшая)
12,41 м (по КВЛ)

Высота

34,5 м от основной линии

Осадка

4,2 м (полная)

Двигатели

2 ПТУ

Мощность

72 000 л. с.

Скорость хода

полная 38 узлов
оперативно-экономическая 17,9 узлов

Дальность плавания

3 880 миль на 14,3 узлах
3090 морских миль на 17,9 узлах
642 морские мили на 38 узлах

Экипаж

284 (в том числе 19 офицеров)

Вооружение

Радиолокационное вооружение

РЛС «Якорь-М»

Радиоэлектронное вооружение

После модернизации по проекту 56А — РЛС «Ангара», ГАС «Геркулес», станция теплового следа МИ-110К и МИ-110Р

Артиллерия

2×2 130-мм АУ СМ-2-1
4×4 45-мм АУ СМ-20-ЗИФ
(после модернизации по проекту 56А — 1×2 130-мм АУ СМ-2-1, 1×4 45-мм АУ СМ-20-ЗИФ)

Зенитная артиллерия

После модернизации по проекту 56А — 4×2 30-мм ЗАК «АК-230» с РЛС «Рысь»

Ракетное вооружение

После модернизации по проекту 56А — 1×16 ПУ ЗРК «Волна-М»)

Противолодочное вооружение

6xБМБ-2

Минно-торпедное вооружение

2х5 ПТА-53-56 (после модернизации по проекту 56А — 1×5 ТА МПТА-53М)

«Возбуждённый» — эскадренный миноносец проекта 56 (код НАТО — «Kotlin class destroyer»).

Зачислен в списки ВМФ СССР 15 сентября 1953 года. Заложен на заводе № 199 им. Ленинского комсомола в Комсомольске-на-Амуре 29 июня 1955 года (строительный № 85), спущен на воду 9 июня 1957 года. Принят флотом 31 октября 1957 года, 14 ноября 1957 года эсминец вступил в состав Советского Военно-Морского Флота.

Корабль после вступления в строй вошёл в состав 175-й БЭМ Тихоокеанского флота ВМФ СССР. С 17 по 21 ноября совместно с крейсером «Адмирал Сенявин» и эсминцем «Выдержанным» под флагом вице-адмирала В. А. Фокина посетил Джакарту (Индонезия), по итогам года признан лучшим кораблём Тихоокеанского флота.

С 24 августа 1965 по 16 июля 1969 года эсминец прошёл модернизацию по проекту 56А на «Дальзаводе» (79-я бригада строящихся и ремонтируемых судов, Владивосток), после её завершения включён в состав 9-й ди ПЛК, но 26 декабря переведён в состав 175-й БРК; с 13 по 26 апреля 1970 года корабль принимал участие в учениях «Океан», пройдя за время учений 3825 морских миль.

В период с 17 июля 1970 по 8 февраля 1971 года «Возбуждённый» участвовал в несении боевой службы в Индийском океане; за время несения службы эсминец прошёл 23 140 морских миль, посетил порты Бербера (четыре раза) и Аден, обеспечивал подъём космического аппарата «Зонд-8». 16 июня 1971 года включён в состав 173-й БЭМ Камчатской флотилии, в ноябре совершил поход в Индийский океан. В январе 1972 года корабль вышел на новую боевую службу в Индийский океан совместно с БПК «Строгий» (под флагом контр-адмирала В. С. Круглякова), с 11 по 16 апреля КУГ нанесла визит в Ум-Каср (Ирак), с 10 по 15 июля 1972 года — в Порт-Луи (Маврикий).

С 7 октября 1975 по 2 марта 1978 «Возбуждённый» находился в ремонте на «Дальзаводе». В 1979 году вышел на боевую службу в Индийском океане: в составе КУГ (совместно с ракетным крейсером «Адмирал Фокин» и БПК «Строгий») с 5 по 9 ноября нанёс визит в Хайфон (Вьетнам), с боевой службы возвращался своим ходом.

В 1981 году эскадренный миноносец выполнял задачи боевой службы в Индийском океане, с 26 по 31 мая 1981 года нанёс визит в Аден (Южный Йемен). 8 марта 1982 года приказом министра обороны СССР корабль был отправлен на консервацию и поставлен на прикол. 1984-1988м на прикол не стоял в Петропавловск-Камчатский, нес боевое дежурство.В 1987 введен в состав ВМФ и два года нес боевую службу и участвовал в учениях Камчатской флотилии; приказом министра обороны СССР от 25 апреля 1989 года исключён из списков кораблей ВМФ СССР и 1 октября расформирован. В 1990 году затоплен у берегов Камчатки после проведения по нему артиллерийских стрельб. с 1980 по 1983 корабль 3 раза заходил в йемен был во вьетнаме кам-рань и в эфиопии о-ва дахлак . в1982 его не отправляли в консервацию.

В ходе модернизации корабля по проекту 56-А на «Возбуждённом» были установлены: ЗРК «Волна» с ПУ ЗИФ-101 и системой «Ятаган», для чего понадобилось снять кормовую артиллерийскую башню, 2 РБУ-6000 с ПУСБ «Буря», РЛС МР-310 «Ангара», две РЛС «Дон» (с антенным постом на фок-мачте), ГАС «Геркулес», на средней надстройке в районе кормового котельного кожуха — четыре спаренных ЗАК АК-230 с РЛС «Рысь». Также на корабль установили МГ-409, станцию теплового следа МИ-110К и МИ-110Р (приёмник размещён в носовой оконечности), новая система ПУТС «Зуммер», новый торпедный аппарат — МПТА-53М, система «Дозор-Тритон». В обоих машинно-котельных отделениях оборудовали посты дистанционного управления.

Известные командиры (войсковая часть 60195)

Кораблём командовали:

  • на 1957 год — капитан-лейтенант Волобуев;
  • на 1959 год — капитан-лейтенант М. Г. Путятинцев;
  • на 1962 год — капитан 3-го ранга Ф. Захаров;
  • -1967-1968-1973- — капитан 2-го ранга Подольский Вадим Николаевич;
  • на ноябрь 1979 — капитан 2-го ранга Н. Иванов;
  • на май 1981 — капитан 2-го ранга А. Ремез.
  • на 1983 — капитан 2-го ранга Горожанкин
  • на 1984—1988 — капитан 2-го ранга Н. В. Плешков
  • на 1989 — капитан 2-го ранга С. Лебедев

В ходе службы эсминец сменил ряд следующих бортовых номеров:

  • № 485 (1959);
  • № 887 (1962);
  • № 043 (1961 или 1963);
  • № 420 (1970);
  • № 417 (1974);
  • № 418 (1977);
  • № 785 (с августа 1977);
  • № 799 (1984);
  • № 513 (с 5 мая 1984);
  • № 745 (1987).

> Примечания

  1. 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 Павлов А. С. Эскадренные миноносцы проекта 56. — Якутск, 1999. — С. 44.

Безаварийная серия кораблей ВМФ СССР

Для многих людей отечественный военно-морской флот ассоциируется исключительно с громадами корпусов атомных ракетных крейсеров и гладкими обтекаемыми силуэтами подводных лодок. В действительности же, в составе ВМФ СССР находились тысячи различных кораблей, многие из которых, несмотря на заслуженные подвиги, остались неизвестными.
Чтобы исправить это досадное недоразумение, я предлагаю сегодня поговорить об эсминцах проекта 56, ставших последними торпедно-артиллерийскими эсминцами советского ВМФ. Скромные корабли отлично проявили себя в напряженной обстановке Холодной войны, часто выступая в совершенно неожиданных амплуа.
В период с 1953 по 1958 год было заложена серия из 32 эскадренных миноносцев проекта 56 (тип «Спокойный» — в честь головного корабля серии). Изначально проектировавшийся для артиллерийского боя в составе эскадры крейсеров, 56 проект морально устарел еще во время проектирования. Ракетно-ядерная эпоха предъявляла уже совсем другие требования к эскадренным миноносцам, а наличие у противника многочисленной палубной авиации делало артиллерийский бой между крупными кораблями анахронизмом. Тем не менее, переубедить товарища Сталина было невозможно – и новый советский эсминец был создан в соответствии с его представлениями о тактике морского боя.
Как и полагалось торпедно-артиллерийскому эсминцу, проект 56 обладал колоссальной скоростью – ее предельное значение у кораблей серии достигало 39-40 узлов, что является мировым рекордом для послевоенных эскадренных миноносцев. Погоня за скоростью стоила дорого – автономность эсминцев снизилась до 45 суток по провизии и до 10 суток по запасам пресной воды. Дальность хода 18-узловым ходом не превышала 3000 морских миль.
В качестве главного артиллерийского калибра нового эсминца были выбраны 2 спаренные 130 мм артиллерийские системы СМ-2-1. Система управления огнем «Сфера-56», включала стабилизированный визирный пост наводки СВП-42/50 со встроенными дальномерами ДМС-3 и радиолокационной станцией «Якорь-М». Максимальная дальность стрельбы приближалась к 28 км. Скорострельность в полуавтоматическом режиме — 14 выстрелов в минуту. Артиллерийская установка могла дать 54 залпа с полной скорострельностью, после чего ей требовалось 4-5-минутное охлаждение. Появись проект 56 на десятилетие раньше – ему бы не было равных среди эсминцев по огневой мощи.

Другой интересной артиллерийской системой были 4-х ствольные зенитные автоматы СМ-20-ЗИФ калибра 45 мм. Не берусь судить об их боевой эффективности, но стреляющий 45 мм «пулемет» — совершенно безумное зрелище. Боекомплект – 17200 снарядов.
СМ-20-ЗИФ в Шлиссельбурге
При создании эсминцев проекта 56 применялось множество инновационных решений, и они часто служили площадкой для испытаний экспериметальных систем. Вот лишь несколько любопытных моментов:
— На кораблях (начиная с эсминца «Бравый) впервые в советском ВМФ были установлены активные успокоители качки, что самым положительным образом повлияло на мореходность.
— В далеком 1958 году на эсминце «Светлом», опять же впервые в советском флоте была смонтирована вертолетная площадка для испытаний корабельного вертолета Ка-15.
— Впервые в истории отечественного флота, на пр. 56 надстройки были выполнены из алюминиевого сплава (впоследствии, в результате появившихся вибраций, пришлось трижды подкреплять их конструкцию, что, в конечном итоге, приблизило ее массу к массе аналогичной стальной надстройки).
— Корабли проекта 56 оснащались полным комплексом радиоэлектронного оборудования, включая боевую информационно-управляющую систему «Звено» с электронным планшетом, на которой транслировались данные с радара общего обнаружения «Фут-Б». Здесь советские корабелы впервые столкнулись с масштабной задачей: наличие большого количества разнообразных антенных устройств, создающих взаимные помехи при работе, потребовало значительных работ для их оптимального размещения.
В первых числах мая 1954 года иностранными туристами у Кронштадта был сфотографирован советский военный корабль нового типа, получивший кодовое обозначение НАТО Kоtlin-class destroyer (в честь географической точки, где он был впервые замечен). С началом боевой службы быстро выяснилось, что для эсминцев проекта 56 нет подходящих задач — собственно, моряки понимали это еще на этапе проектирования, но высшее руководство страны придерживалось крайне консервативных взглядов на облик нового эскадренного миноносца. Этот факт вызывает насмешку у современных «демократических» историков, но, жизнь 56 проекта только начиналась.
В ВМС США в 50-е годы существовал аналогичный проект эсминца – тип «Форрест Шерман», правда несколько иного назначения – эскортный эсминец ПВО с тремя высокоавтоматизированными 127 мм орудиями (скорострельность — 40 выстр./мин). Проект был признан неудачным – успели заложить всего 18 «Шерманов», т.е. по меркам американского флота, даже и не начинали строить.
В итоге, американцы столкнулись с той же проблемой, что и наши моряки. Из 400 американских эсминцев, к середине 50-х ни один не соответствовал требованиям Ракетно-ядерной эпохи.
Начался поиск решений для увеличения боевых возможностей эскадренных миноносцев. За океаном была принята программа FRAM (Fleet Rehabilitation and Modernization), направленная на продление срока эксплуатации эсминцев времен Второй мировой, а также эсминцев первых послевоенных проектов, путем превращения их в противолодочные корабли.
Отечественные инженеры приступили к разработке проекта 56-ПЛО, имеющего аналогичные задачи. С 1958 года прошли модернизацию 14 эскадренных миноносцев проекта 56. На кораблях был демонтированы второй торпедный аппарат и все 6 штатных кормовых устройств БМБ-2 для сбрасывания глубинных бомб. Вместо них на носовой надстройке эсминцев смонтировали пару 16-ствольных реактивных бомбометных установок РБУ-2500 «Смерч», а в кормовой части корабля установили две 6-ствольные установки РБУ-1000 «Бурун». В отличии от других кораблей, на эсминеце «Московский комсомолец» вместо РБУ-2500 в 1961 году установили более совершенные установки РБУ-6000. Оставшийся пятитрубный торпедный аппарат получил новую систему управления торпедной стрельбой «Звук-56» и противолодочные торпеды. Также на модернизированных кораблях установили гидроакустическую станцию «Пегас-2М». Теоретически, это придавало советским эсминцам новые боевые качества, но к тому времени, на вооружении «вероятного противника» уже появились стратегические подводные атомные ракетоносцы, а аналогичные «охотники за субмаринами» стран НАТО стали оснащаться противолодочным ракетным комплексом RUR-5 ASROC (Anti-Submarine Rocket) – первые модификации этих ракетных систем обеспечивали поражение целей на дальности 9 км, а в качестве боеголовки использовались самонаводящиеся торпеды Марк-44, Марк-46 или специальная боевая часть W-44 мощностью 10 килотонн в тротиловом эквиваленте. Аналогичные системы разрабатывались и в Советском Союзе, но установить их на эсминце пр. 56-ПЛО тогда не представлялось возможным.
Было решено модернизировать 56-й проект в другом направлении – превратить эсминцы в грозные корабли ПВО. Результатом этих работ стало кардинальное переоборудование эсминца «Бравый» по проекту 56-К. Всего за 4 месяца в 1960 году было снято все вооружение, имевшеевся в корму от носового торпедного аппарата и, впервые в отечественном ВМФ, на корабле был смонтирован ЗРК М-1 «Волна», представляющий собой двухбалочную пусковую установку и ракетный погреб на 16 зенитных ракет. Эсминец получил новую РЛС общего обнаружения «Ангара». На кормовую стенку второй дымовой трубы наварили стальных листов для отражения пламени факелов стартующих ракет, а по правому борту установили кран для погрузки ракетного боезапаса. Из важных, но незаметных глазу изменений, «Бравый» получил активные успокоители качки, расширившие возможности применения ракетного оружия в штормовую погоду.
Подобная модернизация была признана успешной и следующие 8 кораблей проекта 56 перестраивали по оптимизированному проекту 56-А, в целом, повторяющим модернизацию «Бравого». В дополнение к ЗРК «Волна», в состав комплексов вооружения эсминцев добавили РБУ-6000, а три корабля вместо 45-мм автоматов ЗИФ-20 получили паренные 30-мм зенитные установки АК-230.
Тем временем бешеная гонка вооружений продолжалась. Вы наверняка будете смеяться, но на эсминцы пр. 56 было решено запихнуть тяжелые противокорабельные ракеты. В соответствии с экспериментальным «ракетным» проектом 56-ЭМ, с эсминца «Бедовый» было снято все (!) вооружение, взамен корабль получил поворотную пусковую установку для запуска первой советской ПКР с чудовищным названием КСЩ («Корабельный снаряд «Щука») — столь непривычное, для английского языка, сочетание звуков наверняка должно было вгонять в ступор аналитиков из Пентагона. На маленьком корабле разместили 7 огромных 3,5-тонных ракет и бронированный ангар для их предстартовой подготовки. «Бедовый» стал первым в мире кораблем, вооруженным противокорабельными ракетами. Модернизация была признана успешной, несмотря на то, что громоздкий жидкотопливный КСЩ мог поражать цели на дальности всего 40 км и требовал длительной (и смертельно опасной!) предстартовой подготовки. Все недостатки компенсировались возможностью установки ядерной боевой части.

Помимо «Бедового», по аналогичному проекту 56-М были достроены 3 других эскадренных миноносца. В дальнейшем, этот этап модернизации вообще вылился в создание корабля другого типа – ракетных эсминцев пр. 57, в корпусе пр. 56, вооруженных уже двумя пусковыми установками КСЩ.
Последним штрихом стало создание в 1969 году проекта 56-У: 3 эсминца были вооружены новыми противокорабельными ракетами П-15 «Термит» и 76-мм зенитной артиллерией.
На этом безумная история модернизации проекта 56 была завершена – новые системы морского оружия уже не помещались в корпусе стареющего эскадренного миноносца. Но сам факт подобных метаморфоз свидетельствует об огромном модернизационном потенциале проекта 56, о чем даже не подозревали его создатели. В истории мирового кораблестроения это редкий случай, когда создание такого количества модификаций кораблей одного проекта со столь разными боевыми возможностями происходило без кардинальных изменений по кораблестроительной и механической части базового проекта.

К концу 60-х годов основной задачей для ВМФ СССР стало слежение за кораблями стран НАТО. Вот здесь уже по-настоящему пригодились эсминцы пр. 56 — всем кораблям серии была присуща очень высокая скорость хода, у некоторых из них она достигала 40 узлов. Ни один корабль НАТО не мог оторваться от «севшего на хвост» советского эскадренного миноносца, поэтому маленькие корабли не раз портили «вероятному противнику» морские учения. Иногда такие «маневры» приводили к громким инцидентам.
Беспредел в Японском море
В июле 1966 года эсминцы пр. 56 Тихоокеанского флота сорвали международные учения ВМС США, Японии и Ю. Кореи. Через год американцы решили поквитаться с советскими моряками – орудием мести был выбран эскадренный миноносец DD-517 Walker (готовый к списанию ветеран типа «Флетчер», на счету которого была потопленная японская субмарина). В мае 1967 года в Японском море появилась авианосная группа во главе с авианосцем «Хорнет». На сопровождение кораблей ВМС США в море вышли советские эсминцы и разведывательные корабли. 10 мая, когда наша наблюдатели приблизились к АУГ, из ее ордера внезапно вывалился DD-517 Walker. Опасно маневрируя, американец дважды столкнулся с эсминцем «Бесследный», а затем на скорости 28 узлов совершил навал на эсминец «Веский». На этом Walker не успокоился, — через день он пробил борт советскому разведывательному кораблю «Гордый». Как и полагается в таких случаях, американцы попытались устроить скандал и обвинить советскую сторону. Увы, моряки-тихоокеанцы оказались предусмотрительнее – кинофильм, снятый оператором разведгруппы штаба ТОФ, не оставлял сомнений в виновности ВМС США. Командующий 7-м флотом США на Тихом океане заявил, что плавание совместно с советскими кораблями было «приятным событием».
Другой лютый случай имел место 9 ноября 1970 года, когда опасно маневрируя в зоне учений британского флота, эскадренный миноносец Черноморского флота «Бравый» попал под удар авианосца «Арк Ройал» (Королевский ковчег). К счастью, все закончилось благополучно – тяжелых повреждений никто не получил.
Совершенно паранормальная история произошла у берегов Камчатки – в 1990 году была предпринята попытка затопления списанного эсминца «Возбужденный» (проект 56-А) в виде корабля-мишени. Три МРК пр.1234 разрядили по нему свои противокорабельные ракетные комплексы П-120 «Малахит». С мыса Шипунского им помогала береговая ракетная батарея, накрывшая залпом обреченный корабль. Но…»Возбужденный», отказался тонуть. Пришлось брать его на буксир и вести обратно в Петропавловск-Камчатский. Через месяц, его повели на повторный «расстрел». В этот раз в стрельбе упражнялись два сторожевых корабля пр.1135.
«Ретивый» и «Резкий» выпустили по «трудной мишени» более сотни 100-мм снарядов. Безрезультатно. Наконец, «Резкий» приблизился к «Возбужденному» и расстрелял его в упор. Стойкий эсминец медленно скрылся под водой.
Создается впечатление, что если бы это был настоящий морской бой с новым эсминцем пр.56, то расклад для этих резких и ретивых ребят был бы несколько иной.
Обладая такими ценными свойствами, как простота и дешевизна, эсминцы проекта 56 несли службу в самых горячих и опасных уголках мира. Бесстрашно действовали в зоне Арабо-Израильского конфликта, бороздили неспокойное Филиппинское море, постоянно несли вахту у берегов Черного континента и стран Азии. Совершенно необходимо отметить, что за 30 лет напряженной службы на всех 32 кораблях серии не было зафиксировано ни одной серьезной аварии с человеческими жертвами. Редкие ЧП ограничивались лишь навигационными ошибками и несколькими трагикомичными случаями (например из-за банальной халатности эсминец «Светлый» временно затонул у причальной стенки судоремонтного завода).
Проект 56 оставил настолько яркий след в истории советского флота, что в память о нем проект современных эскадренных миноносцев ВМФ России имеет индекс 956.

Эскадренные миноносцы проекта 56

Эсминцы типа “Спокойный” (проект 56) – 27 единиц

Последние “классические” эсминцы с артиллерийско-торпедным вооружением. “Бравый” достроен по проекту 56-К, став первым в отечественном флоте кораблем, оснащенным ЗРК. Позже аналогичным образом модернизировали еще 8 эсминцев – “Скромный”, “Возбужденный”, “Находчивый”; “Справедливый”, “Настойчивый”, “Несокрушимый”, “Сознательный” и “Скрытный” (проект 56-А). На 12 кораблях (“Блестящий”, “Вдохновенный”, “Московский комсомолец”, “Возмущенный”, “Напористый”, “Пламенный”, “Бурливый”, “Бывалый”, “Вызывающий”, “Бесследный”, “Благородный” и “Сведущий”) в 1960 – 1979 гг. снят один ТА, установлены 2 РБУ-2500 и усовершенствовано радиоэлектронное
вооружение (получили обозначение “проект 56-ПЛО”).

СВЕТЛЫЙ (заводской № 702). 19.8.1952 г. зачислен в списки кораблей ВМФ и 4.3.1953 г. заложен на заводе № 190, спущен 27.10.1953 г., вступил в строй 1 7.9.1955 г. и 26.9.1955 г., подняв Военно-морской флаг, вошел в состав 4-го ВМФ. С 24.1 2.1955 г. входил в состав КБФ. 18 – 22.10.1962 г. нанес визит в Росток (ГДР), 8 – 1 2.5.1964 г. – в Копенгаген (Дания), 3 – 7.7.1967 г. – в Стокгольм (Швеция) и 21 – 26.6.1976 г. – в Бордо (Франция). В периоде 28.2.1970 г. по 5.7.1971 г. прошел в Лиепае капитальный ремонт. 22.8.1980 г. выведен из боевого состава, законсервирован и поставлен на отстой, а 25.4.1989 г. разоружен и исключен из состава ВМФ в связи с передачей в ОФИ для демонтажа и реализации, 1.10.1989 г. расформирован и в 1990г. набазе “Главвторчермета” в Лиепае разделан на металл.

БЛЕСТЯЩИЙ (заводской № 1201). 3.9.1952 г. зачислен в списки кораблей ВМФ и 20.2.1953 г. заложен на заводе № 445, спущен 27.11.1953 г., вступил в строй 30.9.1955 г. (Военно-морской флаг поднят 31.1 2.1954 г.) и 8.10.1955 г. вошел в состав ЧФ. В период с 6.2. по 10.3.1960 г. модернизирован на “Севморзаводе” в Севастополе по проекту 56-ПЛО. 8 – 10.10.1957 г. нанес визит в Сплит (Югославия), 10 – 12.10.1957 г.- в Дубровник (Югославия), 26.11-1.12.1969 г.-в Сиануквиль (Камбоджа), 26 – 30.1.1970 г. – в Ходейду (Северный Йемен), 1 – 6.2.1970г. и 19-24.2.1971 г. – в Массауа (Эфиопия) и 19 – 23.4.1970 г. – в Порт-Луи (Маврикий). 20.9.1960г. перечислен в состав ТОФ. В период с 11.6.1975 г. по 6.9.1978 г. прошел на “Дальзаводе” во Владивостоке капитальный ремонт. 30.7.1987 г. разоружен, исключен из состава ВМФ в связи с передачей в ОФИ для демонтажа и реализации и 6.8.1987 г. расформирован.

СПЕШНЫЙ (заводской№ 703). 19.8.1952 г. зачислен в списки кораблей ВМФ и 30.5.1953 г. заложен на заводе № 190, спущен 7.8.1954 г., вступил в строй 30.9.1955 г. и 19.12.1955 г., подняв Военно-морской флаг, вошел в состав 4-го ВМФ. С 24.12.1955 г. входил в состав КБФ. В период с 18.11.1966 г. по 6.1.1969 г. в Кронштадте и с 8.12.1972 г. по 9.4.1974 г. в Лиепае прошел капитальный ремонт. 17 – 23.7.1970г., находясь в зоне военных действий, выполнял боевую задачу по оказанию помощи вооруженным силам Сирии, а 30.10-25.11.1978 г. и 29.12.1978 г. – 8.2.1979 г. – вооруженным силам Анголы. 15.3.1984 г. выведен из боевого состава, законсервирован и поставлен на отстой, но 14.3.1985 г. расконсервирован и вновь введен в строй, а 25.4.1989 г. разоружен, исключен из состава ВМФ в связи с передачей в ОФИ для демонтажа и реализации и 31.12.1989 г. расформирован.

БЫВАЛЫЙ (заводской№ 1202). 3.9.1952 г. зачислен в списки кораблей ВМФ и 6.5.1953 г. заложен на заводе № 445, спущен 31.3.1954 г., вступил в строй 21.12.1955 г. и 4.1.1956 г., подняв Военно-морской флаг, вошел в состав ЧФ. 8 – 10.10.1957 г. нанес визит в Сплит (Югославия), 10 – 12.10.1957 г. – в Дубровник (Югославия) и 2 – 6.12.1974 г. – в Касабланку (Марокко). 24.6.1959 г. перечислен в состав СФ. В период с 23.6.1962 г. по 28.10.1965 г. модернизирован в Таллине по проекту 56-ПЛО, а в период с 7.8.1969 г. по 1.1.1971 г. на “Севморзаводе” в Севастополе прошел капитальный ремонт. 17.7.1988 г. разоружен, исключен из состава ВМФ в связи с передачей в ОФИ для демонтажа и реализации и 1.10.1988 г. расформирован.

СКРОМНЫЙ (заводской № 704). 19.8.1952 г. зачислен в списки кораблей ВМФ и 27.7.1953 г. заложен на заводе № 190, спущен 26.10.1954 г., вступил в строй 30.12.1955 г. и 11.1.1956 г., подняв Военно-морской флаг, вошел в состав КБФ. 2.9.1956 г. перечислен в состав СФ. В период с 12.11.1958г. по 29.11.1960г. прошел в Ленинграде капитальный ремонт, а в периоде 7.7.1965 г. по 19.11.1969 г. модернизирован в Кронштадте по проекту 56-А. 23 – 29.5.1973 г. нанес визит в Пуэнт-Нуар (Конго-Браззавиль). 22.2.1980 г. выведен из боевого состава, законсервирован и поставлен на отстой, а 25.4.1989 г. разоружен, исключен из состава ВМФ в связи с передачей в ОФИ для демонтажа и реализации и 1.10.1989 г. расформирован.

СВЕДУЩИЙ (заводской № 705). 3.9.1952 г. зачислен в списки кораблей ВМФ и 7.12.1953 г. заложен на заводе № 190, спущен 17.2.1955 г., вступил в строй 31.1.1956 г. и 16.2.1956 г., подняв Военно-морской флаг, вошел в состав КБФ. 10.10.1956 г. перечислен в состав СФ и 5.10.1963 г. – в состав ЧФ. В период с 12.11.1958 г. по 29.10.1960 г. прошел в Ленинграде капитальный ремонт, а в период с 31.8.1977 г. по 19.6.1979 г. модернизирован на “Севморзаводе” в Севастополе по проекту 56-ПЛО, после чего был выведен из боевого состава, законсервирован и поставлен на отстой, но 30.6.1980 г. расконсервирован и вновь введен в строй. 8.4.1992 г. разоружен, исключен из состава ВМФ в связи с передачей в ОФИ для демонтажа и реализации и 31.12.1992 г. расформирован.

ВЕСКИЙ (заводской № 82). 3.9.1952 г. зачислен в списки кораблей ВМФ и 30.1.1954 г. заложен на заводе № 199, спущен 31.7.1955 г., вступил в строй 30.3.1956 г. и 13.4.1956 г., подняв Военно-морской флаг, вошел в состав ТОФ. В период с 24.1.1964 г. по 1.2.1965 г. и с 30.8.1969 г. по 16.7.1970 г. прошел на “Дальзаводе” во Владивостоке капитальный ремонт. 6.12.1977 г. – 21.7.1978 г., находясь в зоне военных действий, выполнял боевую задачу по оказанию помощи вооруженным силам Эфиопии. 30.7.1987 г. разоружен, исключен из состава ВМФ в связи с передачей в ОФИ для демонтажа и реализации и 1.10.1987 г. расформирован.

ВЫЗЫВАЮЩИЙ (заводской № 81). 3.9.1952г. зачислен в списки кораблей ВМФ и 25.7.1953 г. заложен на заводе № 199, спущен 20.5.1955 г., вступил в строй 31.3.1956 г. и 20.4.1956 г., подняв Военно-морской флаг, вошел в состав ТОФ. В период с 25.3.1970 г. по 13.3.1975 г. модернизирован на “Дальзаводе” во Владивостоке по проекту 56-ПЛО, 1.9.1985 г. выведен из боевого состава, законсервирован и поставлен на отстой, а 25.4.1989 г. разоружен, исключен из состава ВМФ в связи с передачей в ОФИ для демонтажа и реализации и 1.10.1989 г. расформирован.

СПОКОЙНЫЙ (заводской№ 701). 19.8.1952 г. зачислен в списки кораблей ВМФ и 4.3.1953 г. заложен на заводе № 190, спущен 28.11.1953 г., вступил в строй 27.6.1956 г. и вошел в состав КБФ. 9.10.1957 г. перечислен в состав СФ, 1.7.1964 г. – в состав ЛенВМБ и5.7.1971 г. – в состав КСФ. 1.7.1964г. выведен из боевого состава, законсервирован и поставлен в Кронштадте на отстой. В период с 5.7.1971 г. по 7.5.1973 г. в Ленинграде и с 9.3.1982 г. по 3.8.1983 г. в Мурманске прошел капитальный ремонт. 25.3.1984 г. вторично выведен из боевого состава, законсервирован и поставлен в Мурманске на отстой, а 19.4.1990 г. разоружен, исключен из состава ВМФ в связи с передачей в ОФИ для демонтажа и реализации и 1.10.1990 г. расформирован.

СМЫШЛЕНЫЙ, с 29.10.1958 г. – МОСКОВСКИЙ КОМСОМОЛЕЦ (заводской № 706). 3.9.1952 г. зачислен в списки кораблей ВМФ и 23.2.1954 г. заложен на заводе № 190, спущен 24.5.1955 г., вступил в строй 28.6.1956 г. и 30.8.1956 г., подняв Военно-морской флаг, вошел в состав СФ. В период с 12.11.1958 г. по 1.12.1961 г. модернизирован в Ленинграде по проекту 56-ПЛО, а в период с 2.12.1971 г. по 2.6.1977 г. прошел капитальный ремонт. 20.3.1966 г. перечислен в состав КЧФ, а 21.10.1968 г. возвращен в состав КОФ. 25 – 28.10.1969 г. нанес визит в Рейкьявик (Исландия) и 10 – 15.10.1977 г. – в Осло (Норвегия). 22.7.1986 г. разоружен, исключен из состава ВМФ в связи с передачей в ОФИ для демонтажа и реализации и 27.2.1987 г. расформирован.

СКРЫТНЫЙ (заводской № 707). 15.9.1953 г. зачислен в списки кораблей ВМФ и 25.7.1954 г. заложен на заводе № 190, спущен 27.9.1955 г., вступил в строй 30.9.1956 г. и 2.11.1956 г. включен в состав КБФ. 12.2.1960 г. перечислен в состав СФ, а 20.9.1960 г., после перехода летом 1960 г. по Севморпути из Кольского залива на Дальний Восток – в состав ТОФ. В период с 30.12.1970 г. по 30.1.1972 г. модернизирован на “Дальзаводе” во Владивостоке по проекту 56-А, а в период с 11.2.1977 г. по 8.5.1979 г. прошел капитальный ремонт. 14 – 19.1.1973 г. нанес визит в Бомбей (Индия). 16.9.1985 г. вновь поставлен во Владивостоке на капитальный ремонт, но 25.4.1989 г. разоружен, исключен из состава ВМФ в связи с передачей в ОФИ для демонтажа и реализации и 1.10.1989 г. расформирован.

БЕССЛЕДНЫЙ (заводской№ 1205). 15.9.1953 г. зачислен в списки кораблей ВМФ и 1.4.1954 г. заложен на заводе № 445, спущен 5.11.1955 г., вступил в строй 31.10.1956 г. и 6.11.1956 г., подняв Военно-морской флаг, вошел в состав ЧФ. 20.6 – 24.7.1957 г. совершил переход через Суэцкий канал из Севастополя во Владивосток и 1.8.1957 г. перечислен в состав ТОФ. В период с 25.5.1973 г, по 8.5.1976 г. модернизирован на “Дальзаводе” во Владивостоке по проекту 56-ПЛО, 1 7.5.1977 г. выведен из боевого состава, законсервирован и поставлен на отстой, но 13.3.1979 г. расконсервирован и вновь введен в строй, а 8.4.1988 г. разоружен и исключен из состава ВМФ в связи с передачей в ОФИ для демонтажа и реализации, 17.7.1988 г. расформирован и в январе 1990 г. продан частной фирме Индии на слом, но в том же месяце затонул при буксировке во время сильного шторма в Тайваньском проливе.

ВДОХНОВЕННЫЙ (заводской № 83). 3.9.1952 г. зачислен в списки кораблей ВМФ и 31.8.1954 г. заложен на заводе № 199, спущен 7.5.1956 г., вступил в строй 31.10.1956 г. и 12.11.1956 г., подняв Военно-морской флаг, вошел в состав ТОФ. В период с 22.1.1960 г. по 27.3.1960г. модернизирован на “Дальзаводе” во Владивостоке по проекту 56-ПЛО, 30.9.1962 г. выведен из боевого состава, законсервирован и поставлен на отстой, но 15.10.1968 г. расконсервирован и вновь введен в строй. 26.11-2.12.1968 г. нанес визит в Момбасу (Кения), 2- 7.1 .1969 г. – в Аден (Южный Йемен) и 9-12.1.1969 г. – в Ходейду (Северный Йемен). 5.3.1987 г. разоружен, исключен из состава ВМФ в связи с передачей в ОФИ для демонтажа и реализации и 1.10.1987 г. расформирован.

СОЗНАТЕЛЬНЫЙ (заводской № 708). 15.9.1953 г. зачислен в списки кораблей ВМФ и 25.9.1954 г. заложен на заводе № 190, спущен 15.1.1956 г., вступил в строй 31.10.1956 г. и 17.11.1956 г., подняв Военно-морской флаг, вошел в состав КБФ. 12.7.1958 г. перечислен в состав СФ, 11.11.1964 г.- в состав ЧФ, 6.2.1967 г.- в состав НСФ и 27.3.1971 г. – в состав КЧФ. В период с 1.12.1968 г. по 20.1.1972 г. модернизирован на “Севморзаводе” в Севастополе по проекту 56-А. 1.9 – 30.11.1972 г., находясь в зоне военных действий, выполнял боевую задачу по оказанию помощи вооруженным силам Сирии, а 5 – 24.10.1973 г.- вооруженным силам Египта. 9 – 13.8.19 74 г. нанес визит в Варну (Болгария). В период с 2.2.1978 г. по 11.12.1980 г. прошел на “Севморзаводе” в Севастополе капитальный ремонт, а 1.3.1988 г. разоружен, исключен из состава ВМФ в связи с передачей в ОФИ для демонтажа и реализации и 17.7.1988 г. расформирован.

СПРАВЕДЛИВЫЙ (заводской № 709). 15.9.1953 г. зачислен в списки кораблей ВМФ и 25.12.1954 г. заложен на заводе № 190, спущен 12.4.1956 г., вступил в строй 20.12.1956 г. и 27.12.1956 г., подняв Военно-морской флаг, вошел в состав КБФ. 8- 12.5.1964 г. нанес визит в Копенгаген (Дания) и 18 – 22.10.1962 г. – в Росток (ГДР). В 1968 – 1969 гг. модернизирован в Ленинграде по проекту 56-А. 25.6.1970 г. передан в Гдыне ВМС Польши с переименованием в “Warszawa” и 27.1.1971 г. исключен из состава ВМФ СССР, а 1.1.1986 г. разоружен, исключен из состава польских ВМС и сдан на слом.

БУРЛИВЫЙ (заводской № 1206). 19.9.1953 г. зачислен в списки кораблей ВМФ и 5.5.1954 г. заложен на заводе № 445, спущен 28.1.1956 г., вступил в строй 28.12.1956 г. и 7.1.1957 г., подняв Военно-морской флаг, вошел в состав ЧФ. 20.6 – 24.7.1957 г. совершил переход через Суэцкий канал из Севастополя во Владивосток и 1.8.1957 г. перечислен в состав ТОФ. В период с 12.12.1961 г. по 25.3.1963 г. модернизирован на “Дальзаводе” во Владивостоке по проекту 56-ПЛО, после чего был выведен из боевого состава, законсервирован и поставлен на отстой, но 31.8.1966 г. расконсервирован и вновь введен в строй. 5.2.1973 г. вторично выведен в резерв и законсервирован, а 25.5.1989 г. разоружен, исключен из состава ВМФ в связи с передачей в ОФИ для демонтажа и реализации и 1.1.1989 г. расформирован.

ВОЗМУЩЕННЫЙ (заводской № 84). 3.9.1952 г. зачислен в списки кораблей ВМФ и 30.12.1954 г. заложен на заводе № 199, спущен 8.7.1956 г., вступил в строй 31.12.1956 г. и 10.1.1957 г., подняв Военно-морской флаг, вошел в состав ТОФ. В 1961 – 1962 гг. модернизирован на “Дальзаводе” во Владивостоке по проекту 56-ПЛО, 3.5.1968 г. выведен из боевого состава, законсервирован и постав лен на отстой, а 5.3.1987 г. разоружен, исключен из состава ВМФ в связи с передачей в ОФИ для демонтажа и реализации и 30.7.1987 г. расформирован.

БЛАГОРОДНЫЙ (заводской № 1207). 15.9.1953 г. зачислен в списки кораблей ВМФ и 5.3.1955 г. заложен на заводе № 445, спущен 30.8.1956 г., вступил в строй 18.7.1956 г. и 30.6.1957 г., подняв Военно-морской флаг, вошел в состав ЧФ. 5 – 30.6.1967 г., находясь в зоне военных действий, выполнял боевую задачу по оказанию помощи вооруженным силам Сирии. 14 – 18.12.1971 г. нанес визит в Латанию (Сирия) и 26.6. – 1.7.1980 г.-в Тунис. В период с 13.8.1976 г. по 7.9.1977 г. модернизирован на “Севморзаводе” в Севастополе по проекту 56-ПЛО. 15.9.1982 г. перечислен в состав ЛенВМБ, а 25.4.1989 г. разоружен, исключен из состава ВМФ в связи с передачей в ОФИ для демонтажа и реализации и 31.12.1989 г. расформирован.

НЕСОКРУШИМЫЙ, с 8.4.1988 г. – СМ-251 (заводской № 710). 29.4.1954 г. зачислен в списки кораблей ВМФ и 15.6.1955 г. заложен на заводе № 190, спущен 20.7.1956 г., вступил в строй 30.6.1957 г. и 8.7.1957 г., подняв Военно-морской флаг, вошел в состав СФ. В период с 7.1 2.1960 г. по 29.4.1962 г. прошел в Кронштадте капитальный ремонт, а в период с 11.10.1969 г. по 31.12.1970 г. модернизирован на заводе имени 61 коммунара в Николаеве и на “Севморзаводе” в Севастополе по проекту 56-А. С 20.1.1965 г. по 8.6.1967 г. и с 11Л 0.1969 г. по 31.12.1970 г. входил в состав КЧФ. 5.2.1973 г. выведен из боевого состава, законсервирован и поставлен на отстой, но 27.6.1979 г. расконсервирован и вновь введен в строй, 30.2.1987 г. разоружен и превращен в СМ для обеспечения выполнения боевых упражнений, а 27.7.1991 г. исключен из списков судов ВМФ в связи с передачей в ОФИ для демонтажа и разделки на металл.

ПЛАМЕННЫЙ (заводской № 1208). 29.4.1954 г. зачислен в списки кораблей ВМФ и 3.9.1955 г. заложен на заводе № 445, спущен 26.10.1956 г., вступил в строй 31.8.1957 г. и 21.9.1957 г., подняв Военно-морской флаг, вошел в состав ЧФ. В 1961 – 1962 гг. модернизирован на “Севморзаводе” в Севастополе по проекту 56-ПЛО. 20 – 26.8.1964 г. нанес визит в Констанцу (Румыния) и 14 – 18.1.1966 г. – в Массауа (Эфиопия). 1-31.6.1967 г. и 18 – 31.12.1968 г., находясь в зоне военных действий, выполнял боевую задачу по оказанию помощи вооруженным силам Египта, а 5 – 24.10.1973 г. – вооруженным силам Сирии и Египта. В период с 30.7.1975 г. по 31.7.1979 г. на “Севморзаводе” в Севастополе прошел капитальный ремонт, после чего был выведен из боевого состава, законсервирован и поставлен на отстой, а 24.6.1991 г. разоружен, исключен из состава ВМФ в связи с передачей в ОФИ для демонтажа и реализации и 1.10.1991 г. расформирован.

НАХОДЧИВЫЙ (заводской № 741). 29.4.1954 г. зачислен в списки кораблей ВМФ и 19.10.1955 г. заложен на заводе № 190, спущен 30.10.1956 г., вступил в строй 18.9.1957 г. и 26.9.1957 г., подняв Военно-морской флаг, вошел в состав СФ: В период с 7.12.1960 г. по 29.4.1962 г. прошел в Кронштадте капитальный ремонт, а в период с 25.12.1965 г. по 12.3.1966 г. модернизирован на заводе имени 61 коммунара в Николаеве по проекту 56-А. 1.1- 31.6,1967 г. и 1.8 – 31.12.1968 г., находясь в зоне военных действий, выполнял боевую задачу по оказанию помощи вооруженным силам Египта. 12.3.1968 г. перечислен в состав КЧФ. 9 – 12.8.1969 г. нанес визит в Варну (Болгария), 3 – 7.8.1973 г. – в Констанцу (Румыния), 16 – 22.4.1974 г. – в Алжир и 21 – 26.8.1975 г.- в Тунис. 9.2.1988 г. выведен из боевого состава, законсервирован и поставлен на отстой, а 25.4.1989 г. разоружен, исключен из состава ВМФ в связи с передачей в ОФИ для демонтажа и реализации и 1.10.1989 г. расформирован.

ВОЗБУЖДЕННЫЙ (заводской № 85). 15.9.1953 г. зачислен в списки кораблей ВМФ и 29.7.1955 г. заложен на заводе № 199, спущен 10.5.1957 г., вступил в строй 31.10.1957 г. и 14.11.1957 г., подняв Военно-морской флаг, вошел в состав ТОФ. 17 – 21.11.1959 г. нанес визит в Сурабайю (Индонезия), 11 – 16.4.1972г.- в Умм-Каср (Ирак), 5 – 10.11.1979г.- в Хайфон (Вьетнам)и 26 – 31.5.1981 г. – в Аден (Южный Йемен). В период с 24.8.1965 г. по 16.7.1966 г. модернизирован на “Дальзаводе” во Владивостоке по проекту 56-А, а в период с 7.10.1975 г. по 2.3.1978 г. прошел там же капитальный ремонт. 8.3.1982 г. выведен из боевого состава, законсервирован и поставлен на отстой, а 25.4.1989 г. разоружен, исключен из состава ВМФ в связи с передачей в ОФИ для демонтажа и реализации и 1.10.1989 г. расформирован.

НАПОРИСТЫЙ (заводской № 1209). 19.1.1955 г. зачислен в списки кораблей ВМФ и 1 7.8.1955 г. заложен на заводе № 445, спущен 30.12.1956г., вступил в строй 31.10.1957 г. и 22.11.1957 г., подняв Военно-морской флаг, вошел в состав ЧФ. В 1961 – 1962 гг. модернизирован на “Севморзаводе” в Севастополе по проекту 56-ПЛО. 2- 13.8.1964г. нанес визит в Варну (Болгария), 10- 13.2.1965г.-в Массауа (Эфиопия), 15 – 20.10.1966 г.- в Тулон (Франция) и 12 – 15.8.1967 г. – вновь в Варну. 1.10 – 29.12.1973 г., находясь в зоне военных действий, выполнял боевую задачу по оказанию помощи вооруженным силам Сирии и Египта. 10.2.197 7 г. выведен из боевого состава, законсервирован и поставлен в Донузлаве на отстой, но15.9.1979 г. расконсервирован и вновь введен в строй, а 30.7.1987 г. разоружен, исключен из состава ВМФ в связи с передачей в ОФИ для демонтажа и реализации и 1.10.1987 г. расформирован.

ВЛИЯТЕЛЬНЫЙ (заводской № 86). 15.9.1953 г. зачислен в списки кораблей ВМФ и 29.10.1955 г. заложен на заводе № 199, спущен 10.5.1957 г., вступил в строй 6.11.1957 г. и 21.11.1957 г., подняв Военно-мореной флаг, вошел в состав ТОФ. 27.3.1960 г. выведен из боевого состава, законсервирован и поставлен на отстой, но 26.8.1961 г. расконсервирован и вновь введен в строй, а 17.7.1988 г. разоружен, исключен из состава ВМФ в связи с передачей в ОФИ для демонтажа и реализации и 1.10.1988 г. расформирован.

НАСТОЙЧИВЫЙ (заводской №742). 29.4.1954 г. зачислен в списки кораблей ВМФ и 3.3.1956 г. заложен на заводе № 190, спущен 23.4.1957 г., вступил в строй 30.11.1957 г. и 7.12.1957 г., подняв Военно-морской флаг, вошел в состав КБФ. 7.5.1958 г. перечислен в состав СФ, 8.6.1967 г. – в состав КЧФ и 17.7.1970 г. – в состав ДКБФ. 17 – 21.10.1964 г. нанес визит в Тронхейм (Норвегия), 10 – 15.8.1972 г. и 14- 18.6.1979 г. – в Хельсинки (Финляндия), 21 -26.6.1974 г.- в Шербур (Франция), 10 – 15.8.1976 г.- в Копенгаген (Дания) и 14 – 19.6.1978 г.- в Амстердам (Голландия). 1 – 30.6.1967 г., находясь в зоне военных действий, выполнял боевую задачу по оказанию помощи вооруженным силам Сирии, а 6.12.1977 г.- 13.1.1978 г.- вооруженным силам Анголы. В период с 5.6.1967 г. по 17.7.1970 г. модернизирован на заводе имени 61 коммунара в Николаеве по проекту 56-А, а 25.4.1989 г. разоружен, исключен из состава ВМФ в связи с передачей в ОФИ для демонтажа и реализации и 1.10.1989 г. расформирован.

ВЫДЕРЖАННЫЙ, с 20.2.1967 г. – ДАЛЬНЕВОСТОЧНЫЙ КОМСОМОЛЕЦ, с 1.12.1992 г. – ПКЗ-7 (заводской № 87). 15.9.1953 г. зачислен в списки кораблей ВМФ и 30.6.1956 г. заложен на заводе № 199, спущен 24.6.1957 г., вступил в строй 10.12.1957 г. и 21.12.1957 г., подняв Военно-морской флаг, вошел в состав ТОФ. 17 – 21.11.1959 г. нанес визит в Сурабайю (Индонезия), 8 – 14.10.1973 г. – в Коломбо (Шри Ланка), 20 – 24.12.1973 г. – в Умм-Каср (Ирак) и 13 – 19.2.1974 г.- в Массауа (Эфиопия). В период с 2.2.1978 г. по 1.10.1983 г. прошел на “Дальзаводе” во Владивостоке капитальный ремонт, после чего был выведен из боевого состава, законсервирован и поставлен на отстой, 25.4.1992 г. разоружен и переформирован в ПКЗ, а 29.6.1993 г. исключен из списков судов ВМФ в связи с передачей в ОФИ для демонтажа и разделки на металл.

БРАВЫЙ (заводской № 1203). 3.9.1952 г. зачислен в списки кораблей ВМФ и 25.7.1953 г. заложен по проекту 56 на заводе № 445, достраивался по проекту 56-К, спущен 28.2.1955 г., вступил в строй 9.1.1956 г. и 28.1.1956 г., подняв Военно-морской флаг, вошел в состав ЧФ. 24 – 28.8.1976 г. нанес визит в Бисау (Гвинея-Бисау), 9- 12.11.1976 г. – в Луанду (Ангола), 22-27.11.1976 г. – в Лагос (Нигерия) и 5 – 9.8.1977 г.- в Констанцу (Румыния). В период с 2.3.1979 г. по 6.5.1985 г. прошел на “Севморзаводе” в Севастополе капитальный ремонт, а 30.7.1987 г. разоружен, исключен из состава ВМФ в связи с передачей в ОФИ для демонтажа и реализации и 6.8.1987 г. расформирован.

Примечание: кроме указанных, по проекту 56 были заложены ЭМ “Бедовый” (достроен по проекту 56-ЭМ), а также достроенные по проекту 56-М ЭМ “Неудержимый”, “Неуловимый” и “Прозорливый”.

Водоизмещение:
полное 3230
стандартное 2667 т
длина 126,1 м
ширина 12,7 м
осадка 4,2 м
Мощность ПТУ 2×36000 л.с.
скорость хода:
максимальная 38,5
экономическая 17,9 уз.
дальность плавания экономическим ходом 3860 миль.
Вооружение: 2×2 130-мм СМ-2-1, 4х5 45-мм СМ-20, 2х5 533-мм ТА, 6 БМБ-2 и 2 бомбосбрасывателя (48 глубинных бомб), 1ЦОК-2. Принимал на борт 50 мин КБ-3 (или 36 АМД-1000).
Экипаж 284 человек, в том числе 19 офицеров.

ПРОЕКТ 56-А (“Бравый”)
Водоизмещение:
полное 3620 (3447)
стандартное 3060 (2890) т
длина 126,1 м
ширина 12,7 м
осадка 4,5 м
Мощность ПТУ 2×36000 л.с.
скорость хода:
максимальная 34,5 (35,5)
экономическая 17 (18) уз.
дальность плавания экономическим ходом 2150 (3000) миль.
Вооружение: 1х2 ПУ ЗРК “Волна-М” (16 ракет), 1х2 130-мм СМ-2-1 и 3х4 45-мм СМ-20-ЗИФ орудия, 1х5 533-мм ТА, 2РБУ-6000 (96 РГБ-60) Экипаж 268 (270) человек, в том числе 19 офицера.

Эсминцы типа “Бедовый” (проект 56-ЭМ и 56-М) – 4+1 единицы

Головной эсминец “Бедовый” заложен по проекту 56 как чисто артиллерийско-торпедный корабль, но в ходе строительства превращен в ракетный (проект 56-ЭМ). Остальные строились по проекту 56-М, но практически не отличались от прототипа. Недостатки ракет КСЩ стали причиной модернизации трех кораблей (“Неуловимый”, “Прозорливый”, “Бедовый”) по проекту 56-У с установкой новых ПКРК П-15М. “Неудержимый” вследствие загрузки дальневосточных заводов не модернизировался. Все корабли вступили в строй как эсминцы, 19.5.1966 г. переклассифицированы в БРК, затем в БПК и в 1977г.- снова в БРК (кроме “Неудержимого”).

БЕДОВЫЙ (заводской № 1204). 3.9.1952 г. зачислен в списки кораблей ВМФ и 1.12.1953г. заложен по проекту 56 на заводе № 445, достраивался по проекту 56-ЭМ, спущен 31.7.1955 г., вступил в строй 30.6.1958 г. и 30.7.1958 г., подняв Военно-морской флаг, вошел в состав ЧФ; явился первым в ВМФ СССР кораблем, вооруженным противокорабельным ракетным оружием. 19.5.1966 г. переклассифицирован в БРК, 26.1.1973 г. – в БПК и 28.6.1977 г. – вновь в БРК. 20 -27.7.1967 г. нанес визит в Гавану (Куба) и 9 – 11.8.1969 г. – в Бриджтаун (Барбадос). 7.10.1970г.- 15.7.1971 г., находясь в зоне военных действий, выполнял боевую задачу по оказанию помощи вооруженным силам Египта. 9.11.1970 г. при сопровождении отряда кораблей НАТО в Средиземном море столкнулся с английским авианосцем “Ark Royal”, но из строя не вышел и продолжил выполнение боевого задания. В период с 18.7.1972 г. по 25.1.1974 г. модернизирован на “Севморзаводе” в Севастополе по проекту 56-У, а в период с 23.4.1981 г. по 14.5.1986 г. там же прошел капитальный ремонт. 25.4.1989 г. разоружен и исключен из состава ВМФ в связи с передачей в ОФИ для демонтажа и реализации, 5.8.1989 г. продан частной фирме Турции для
разделки на металл и 1.10.1989 г. расформирован.

ПРОЗОРЛИВЫЙ (заводской № 1 210). 1 7.10.1955 г. зачислен в списки кораблей ВМФ и 1.9.1956 г. заложен по проекту 56 на заводе № 445, достраивался по проекту 56-М, спущен 30.7.1957 г., вступил в строй 30.12.1958 г. и 8.3.1960 г. включен в состав ЧФ. 19.5.1966 г. переклассифицирован в БРК и 1.2.1977 г.- в ВПК, а 3.8.1977 г. возвращен в класс БРК. В 1976 – 1977 гг. модернизирован на “Севморзаводе” в Севастополе по проекту 56-У. 25.8.1978 г. перечислен в состав ДНБФ. 14 – 18.6.1979 г. нанес визит в Хельсинки (Финляндия). 1.11 – 31.12.1979 г., находясь в зоне военных действий, выполнял боевую задачу по оказанию помощи вооруженным силам Анголы. 24,6.1991 г. разоружен, исключен из состава ВМФ в связи с передачей в ОФИ для демонтажа и реализации и 1.10.1991 г. расформирован.

НЕУЛОВИМЫЙ (заводской № 743/765). 29.4.1954 г. зачислен в списки кораблей ВМФ и 23.2.1957 г. заложен по проекту 56 на заводе № 190, достраивался по проекту 56-М, спущен 27.2.1958 г., вступил в строй 30.12.1958 г. и 8.3.1960 г. включен в состав КБФ. 19.5.1966 г. переклассифицирован в БРК и 26.1.1973 г. – в БПК, а 3.8.1977 г. возвращен в класс БРК. 15 – 20.2.1969 г. нанес визит в Конакри (Гвинея) и 5 – 10.3.1969 г.- в Лагос (Нигерия). 1 7.4.1969 г. перечислен в состав КЧФ. В период с 2.12.1971 г. по 4.10.1972 г. модернизирован на “Севморзаводе” в Севастополе по проекту 56-У, 6.6.1974 г. выведен из боевого состава, законсервирован и поставлен в Севастополе на отстой, но 18.3.1982 г. расконсервирован и вновь введен в строй, а 19.4.1990 г. разоружен и исключен из состава ВМФ в связи с передачей в ОФИ для демонтажа и реализации, 11.2.1991 г. расформирован и впоследствии продан частной фирме Италии для разделки на металл.

НЕУДЕРЖИМЫЙ, с 14.3.1986 г-УТС-567 (заводской № 88). 19.1.1955 г. зачислен в списки кораблей ВМФ и 23.2.1957 г. заложен по проекту 56 на заводе № 199, достраивался по проекту 56-М, спущен 24.5.1958 г., вступил в строй 30.12.1958 г. и 8.3.1960 г. включен в состав ТОФ. 19.5.1966 г. переклассифицирован в БРК и 3.8.197 7 г. – в БПК. 23.7.1979 г. поставлен на “Дальзаводе” во Владивостоке на капитальный ремонт, но 8.12.1985 г. разоружен и переформирован в УТС, а 10.4.1987 г. исключен из списков судов ВМФ в связи с передачей в ОФИ для демонтажа и реализации.

НЕУКРОТИМЫЙ (заводской № 89). 17.10.1955 г. зачислен в списки кораблей ВМФ, но вскоре снят со строительства и на заводе № 199 не закладывался.

Водоизмещение:
полное 3315
стандартное 2767 т (у “Бедового” – 3447/2890 т)
длина 126,1 м
ширина 12,7 м
осадка 4,3 м
Мощность ПТУ 2×36000 л.с.
скорость хода:
максимальная 39
экономическая 14 уз.
дальность плавания экономическим ходом 3900 миль.
Вооружение: 1х1 ПУ ПКРК СМ-59 (8 ракет КСЩ) 4х4 57-мм ЗИФ-75 (на “Бедовом” 4х4 45-мм СМ-20-ЗИФ) орудия, 2х2 533-мм ТА, 2 РБУ-2500 (128 РГБ-25).
Экипаж 270 человек, в том числе 19 офицеров.