Экспедиция на марс когда

Содержание

Илон Маск, похоже, действительно построил корабль для межпланетных путешествий. Когда начнутся испытания Starship — и когда он полетит на Марс?

Еще в 2002 году, начиная путь в частной космонавтике, Илон Маск сформулировал главную цель компании SpaceX — колонизацию Марса. Похоже, сейчас эти планы начинают приобретать реальные очертания: в ближайшие месяцы должны начаться летные испытания Starship — корабля, предназначенного для межпланетных путешествий. Две версии корабля уже почти готовы, они получили «производственные названия» Starship Mk1 и Starship Mk2. Пока их будут испытывать в режиме «подскока» — то есть без выхода на орбиту вокруг Земли. Однако уже на следующий год запланирован и первый полноценный орбитальный полет. Точные даты всех этих испытаний неизвестны, но уже сейчас можно разобраться в том, что же такое межпланетный Starship.

28 сентября 2019-го, ровно в 11-ю годовщину первого орбитального пуска частной ракеты-носителя Falcon 1, Илон Маск провел пресс-конференцию на испытательной площадке компании около техасской деревни Бока-Чика. Это была уже четвертая презентация проекта, который за время разработки сменил множество названий и, в некоторой степени, само свое содержание.

Важное отличие новой презентации от предыдущих заключалось в том, что она происходила прямо на фоне «виновника торжества»: если раньше Маск показывал ракеты и корабли, предназначенные для межпланетных путешествий, только на слайдах, то на этот раз освещенная прожекторами первая версия Starship (Starship Mk1) стояла непосредственно у него за спиной. Прямо рядом с ракетой Falcon 1, с которой для компании SpaceX начался путь в космос.

Проект с 2002 года сменил множество названий, однако цель — межпланетное путешествие — всегда оставалась на первом месте. В разное время Илон Маск планировал использовать для этого сверх-тяжелые носители Falcon XX и Big Falcon Rocket, входящие сначала в «Марсианскую колониальную транспортную систему» (Mars Colonial Transport), переименованную в 2016 году в «Межпланетную транспортную систему» или ITS. Сейчас проект Big Falcon Rocket превратился в пару из возвращаемой первой ступени Super Heavy, и, собственно, корабля Starship. Весь проект тоже (видимо, для ясности) называется Starship.

С момента первой презентации полноценного проекта (тогда еще под именем BFR) 27 сентября 2016 года на 67-м ежегодном Международном астронавтическом конгрессе в Гвадалахаре, концепция серьезно поменялась — она стала меньшей по масштабам, но намного более реалистичной.

Создание прототипа корабля-ракеты прямо под открытым небом заняло четыре месяца, а ее первый полет планируется в ноябре-декабре. Максимальная высота подъема Starship Mk1 во время «подскока» не превысит 20 километров — но этого вполне достаточно для отработки старта и приземления.

Система Starship представляет собой двухступенчатую многоразовую ракету, предназначенную для полетов на небесные тела Солнечной системы. Вторая ступень Starship объединена с космическим аппаратом — дозаправляемым кораблем или заправочным танкером. А первая ступень Super Heavy способна вернуться на место старта.

Используя дозаправку на орбите, «Межпланетная транспортная система» сможет доставлять людей и грузы на Луну и к дальним планетам. Но главная задача состоит в том, чтобы забросить грузы и людей, необходимых для появления первой самодостаточной колонии на Марсе. Для этого системе Starship потребуется несколько стартов. Первая ракета выводит на орбиту корабль с людьми или грузами, последующие — танкеры с топливом. После стыковки основного и заправочного кораблей будет создаваться небольшая тяга двигателями для перекачки топлива между аппаратами без использования насосов. После заправки на орбите Starship сможет отправиться в межпланетный полет. Ничего подобного в истории космонавтики пока еще не было.

Пресс-конференция Starship у Бока-Чика SpaceX

Что в этом нового?

На последней пресс-конференции Илон Маск отметил, что система Super Heavy/Starship должна быть полностью многоразовой, с возможностью совершать до тысячи полетов в год. Десять ракет позволят за год доставить в космос миллион тонн грузов. За один пуск Super Heavy/Starship сможет доставлять на орбиту 150 тонн и возвращать на Землю 50 тонн грузов.

Много это или мало? Для сравнения, советская одноразовая ракета-носитель «Энергия» могла вывести на низкую орбиту 100 тонн, а самая мощная за всю историю ракета «Сатурн-5» (с помощью которой астронавты США летали на Луну) выводила на низкую околоземную орбиту до 147 тонн грузов.

Надо отметить, что система предназначена не только для межпланетных полетов, — в целом она должна будет заменить существующие ракеты компании SpaceX Falcon 9 и Falcon Heavy. Starship в грузовом варианте сможет выводить коммерческие и научные космические аппараты на орбиту, пополнять собственную группировку спутниковой связи компании Starlink, общая численность которой планируется на уровне 42 тысяч космических аппаратов на низких орбитах.

Еще одно возможное назначение Starship, о котором говорил Илон Маск — суборбитальные пассажирские перевозки между континентами, то есть своеобразная замена ушедшим сверхзвуковым самолетам «Конкорд». Ракета способна связать все материки Земли для доставки людей и их багажа за очень короткое время — не более 45 минут.

Как изменились технические характеристики ракеты и корабля?

Длина первой ступени Super Heavy — 68 метров, на ней будет установлено 37 или чуть меньше кислородно-метановых двигателей Raptor (в атмосферной версии), семь из них будут подвижными — это нужно для управления ориентацией ракеты.

Как и первая ступень Falcon 9, Super Heavy будет оборудована решетчатыми рулевыми крыльями. После выведения на орбиту второй ступени Starship, первая ступень будет возвращаться на стартовую площадку и мягко приземляться на 6 опор. Масса топлива для полной заправки Super Heavy составит 3300 тонн. Общая тяга ступени составит около 7500 тонн-силы (то есть такую максимальную массу она сможет оторвать от Земли).

Диаметр обеих ступеней немного уменьшился по сравнению с планами 2016 года: вместо 12 он теперь составляет 9 метров. Вторая ступень ракеты и одновременно космический корабль Starship в новой версии имеет длину 50 метров. Планируется, что сухая масса аппарата составит 120 тонн, хотя в первом прототипе она составляла около 200 тонн. Топливные баки ступени вмещают топлива в десять раз больше, чем весит сам корабль — 1200 тонн.

При возврате на Землю Starship будет использовать аэродинамическое торможение в атмосфере при помощи подвижных крыльев, а садиться вертикально на реактивных двигателях. Каждый корабль будет оборудован тремя атмосферными двигателями Raptor с контролем вектора тяги и тремя неподвижными двигателями.

Исключительно подробное техническое описание корабля Starship и его предшественников от видеоблога Space Room. Space Room

Почему корабль стал стальным?

Основным конструкционным материалом и первой, и второй ступени у Starship стал не углепластик, как в предыдущих вариантах, а неожиданно — нержавеющая сталь AISI 301. О переходе на этот материал Илон Маск заявлял еще в декабре 2018 года в твиттере, но до сих пор подробностей об этом решении мы не знали.

Отказ от углепластика он объяснил тем, что тот сохраняет высокие характеристики лишь в узком диапазоне температур: углеродные волокна всегда остаются прочными, но вот полимерная матрица (то, что заполняет пространство между волокнами) при низких температурах становится очень хрупкой, а при нагреве свыше 150°С наоборот — размягчается и сильно «течет». Так что при выходе за пределы оптимального температурного режима композит теряет прочность.

У стали, напротив, хорошие прочностные свойства как при высоких, так и при низких температурах. Не говоря уже о том, что она почти в 50 раз дешевле углепластика. Одной сталью, конечно, не обойтись: поверх стального корпуса в местах сильного нагрева (который случается при посадке) будут использованы керамические плитки теплозащитного покрытия. Топливом для обеих ступеней остаются жидкий метан (горючее) и жидкий кислород (окислитель) в соотношении 1 к 3.

Что может пойти не так?

Конечно, Маск не первый, кто задумывался о полетах людей на Марс. Такие планы перед собой ставили и «отцы» советской и американской космических программ Сергей Королев и Вернер фон Браун в начале космической эры. Однако ни одно государство до сих пор так и не было готово оплачивать столь дорогостоящие проекты.

В 1990 году президент США Джордж Буш-старший провозгласил марсианскую инициативу. Специальная группа NASA определила стоимость и сроки реализации проекта в 450 миллиардов долларов и в 20–30 лет. Даже Соединенные Штаты не смогли позволить себе такой космический бюджет. Как же собирается решить эту проблему частный бизнесмен?

Идея Илона Маска и его команды состоит в том, чтобы серьезно снизить цену на доставку людей и грузов на Марс за счет многоразовости транспортной системы, высокой частоты перевозок и активного использования местных ресурсов Красной планеты — в частности, для производства топлива, чтобы возвращать корабли Starship на Землю. Например, из воды, которую можно добыть на Марсе, и из углекислого газа, сжижаемого из его атмосферы, можно производить метан и кислород — ту самую топливную пару, что используется двигателями Raptor.

Подобные идеи озвучивались задолго до появления компании SpaceX, но именно Маск дальше всех прошел по пути создания многоразовых ракетно-космических систем. По его словам, стоимость переселения одного человека на Марс в среднем не должна превышать стоимость его недвижимости и имущества на Земле, то есть нескольких сотен тысяч долларов. Даже если эта сумма за время воплощения проекта в жизнь не увеличится (что бывает редко) слабым местом плана по колонизации Марса остается число людей, готовых в нем участвовать. Для окупаемости межпланетной транспортной системы только в XXI веке нужно переселить не меньше миллиона человек. Пока неизвестно, найдется ли столько желающих покинуть привычный мир ради будущего на другой планете, представляющей собой холодную каменистую пустыню.

И это не единственная проблема. Даже имея транспортную систему, компания SpaceX пока не готова ответить на другие вызовы столь масштабного проекта. Самым слабым звеном в космических полетах был и остается человек: до первого полета к Марсу необходимо решить еще множество проблем, связанным с профилактикой негативного воздействия факторов космического полета, таких как невесомость, радиация и ограниченность пространства. Критическим вопросом будет надежность систем жизнеобеспечения кораблей и напланетной станции, которая станет первым марсианским городом.

Возможно, здесь на помощь SpaceX может прийти агентство NASA, которое уже сейчас занято подготовкой полета человека на Марс. На Международной космической станции апробируются средства медицинской профилактики для длительных полетов и системы жизнеобеспечения. На орбите вокруг Марса находятся несколько аппаратов для составления подробных карт планеты и оценки ее климата (например, Mars Odyssey, Mars Reconnaissance Orbiter, MAVEN). Они помогают изучить условия для посадки и определить интересные места для планирования пилотируемых экспедиций. И хотя по прогнозам NASA, первые люди высадятся на Марс между 2040 и 2050 годами, проводимые сейчас работы, возможно, могут приблизить этот срок.

Чего ожидать в ближайшем будущем?

25 июля компания SpaceX провела первый «подскок» на 20 метров технологического демонстратора (с одним двигателем Raptor) Starhopper, который журналисты назвали «водонапорной башней». 27 августа он поднялся уже на 200 метров. Демонстратор позволил отработать некоторые технические решения для подготовки полетов Starship Mk1 и последующих версий. За подготовкой следующего «подскока» следят журналисты и энтузиасты космонавтики. В сети регулярно появляются фотографии и видео с площадки SpaceX в Бока-Чика.

Пока до первого полета прототипа остается еще пара месяцев. Одновременно с подготовкой «подскока» Starship Mk1 SpaceX строит второй прототип Starship Mk2 на своей площадке во Флориде. Постройка Starship Mk3 начнется в ближайшее время в Бока-Чика. Каждая новая ракета дает специалистам SpaceX новый опыт; скорость работы повышается, что позволяет Маску быть оптимистичным в своих прогнозах.

Одновременно идут небольшие технические усовершенствования. Например, начиная с версии Starship Mk3, SpaceX будет использовать цилиндрические секции с одним сварным швом вместо секций, сваренных из прямоугольных листов, что позволит существенно снизить массу по сравнению с первыми версиями.

После сборки Starship Mk4 примерно через четыре-пять месяцев начнется строительство первой ступени Super Heavy. Маск считает, что сложнее всего будет сделать нужное количество двигателей Raptor к этому времени, однако в начале 2020 года SpaceX планирует производить один двигатель в сутки.

Первым в орбитальный полет сможет отправиться Mk3 или следующая версия. Маск надеется, что полет пройдет именно в 2020 году, но он отметил, что на программу Super Heavy/Starship направлено менее 5% всех ресурсов SpaceX. Основные усилия компании уходят на ввод в эксплуатацию пилотируемого корабля Crew Dragon по контракту с NASA, пилотируемый тестовый полет которого на МКС сейчас запланирован на первый квартал 2020-го.

Откуда деньги?

Помимо собственных средств на разработку системы Super Heavy/Starship компания SpaceX тратит аванс японского миллиардера Юсаку Маэдзава, который подписал в 2018 году контракт на облет Луны на корабле Starship после 2023-го.

Подробнее про лунный полет

  • Первым космическим туристом SpaceX стал японский миллиардер. Его отправят в полет вокруг Луны

Свой полет Маэдзава назвал #dearMoon. Планируется, что в экипаж корабля кроме профессиональных астронавтов войдут по его приглашению шесть-восемь деятелей искусства. Корабль просто облетит Луну, не выходя на орбиту вокруг нее. Юсаку Маэдзава надеется, что эта миссия не только вдохновит творческих людей на создание новых произведений, посвященных космосу и Луне, но и поможет укреплению мира.

В случае успеха «спонсорского» полета, компания SpaceX может расчитывать на финансирование NASA для транспортного обеспечения государственной лунной программы «Артемида» (Artemis). К этому моменту уже должен состояться первый беспилотный полет системы Starship к Марсу. Это позволит SpaceX на практике изучить «подводные камни» межпланетных путешествий.

Александр Хохлов

  • Напишите нам

Экспедиция на Марс не раз захватывала внимание человечества, еще со времен космической гонки в 1960-х годах. Сейчас это уже не фантазии, а вопрос времени и ресурсов. В 2020 году стартуют миссии нескольких организаций, которые продолжают подготовку к освоению новой планеты и приближают реализацию главной цели – колонизации Марса.

Миссия NASA «Марс-2020»

Проект «Марс-2020» (Mars 2020 rover mission) является частью продолжительной программы NASA по изучению «Красной планеты». Основной целью проекта является разведывательная миссия поверхности планеты, что позволит ответить на множество фундаментальных вопросов. Например, была ли жизнь на Марсе, остались ли на его поверхности следы обитаемых условий в прошлом, или признаки существования бактерий и других микроорганизмов.

Кроме того, в задачи Марс-2020 входит сбор информации и апробация технологий, которые в будущем будут использоваться колонизаторами. В рамках программы будет выполнено тестирование получения кислорода из местной атмосферы, поиск полезных ископаемых и ресурсов (например, подземных вод), урегулирование процессов посадки, определение погоды, концентрации пыли и пр.

Проект Марс-2020 представляет собой марсоход, который будет отправлен с Земли в июле/августе 2020 (о чем сообщалось на официальном сайте проекта). Марсоход будет передвигаться по поверхности необычным способом: с помощью встроенных вертолетных лопастей. Таки образом, он будет как бы «прыгать», поднимаясь вверх, пролитая определенное расстояние и приземляясь на грунт. Однако, вертолет может летать только 3-4 раза в сутки, поскольку марсоход оборудован небольшой солнечной батареей. Такое решение было принято для сохранения минимального веса устройства. В противном случае он не смог бы летать в условиях местной плотности воздуха.

Экспедиция на поверхности планеты будет длиться не менее одного марсианского года (687 дней). В этот период будет проводиться сбор необходимой информации, включая образцы грунта, которые в последующем планируется переправить на Землю для дальнейшего изучения в специализированной лаборатории.

ЭкзоМарс

Еще одной программой по изучению Красной планеты является EXOMARS 2016-2020. Она разрабатывается и контролируется Европейским космическим агентством и Российской государственной организацией Роскосмос. В рамках программы предусмотрены две миссии:

  1. Запуск орбитального аппарата Trace Gas Orbiter (TGO) в 2016 году.
  2. Полет на Марс марсохода в 2020 году.

Программа ExoMars направлена на разведку поверхности и демонстрацию новых технологий, которые будут использованы будущей экспедицией. Ее задачи включают:

  • вход в атмосферу, спуск и посадка полезной нагрузки;
  • тестирование мобильности на поверхности Марса;
  • доступ к недрам и получение образцов.

Интересно: Одной из приоритетных целей ExoMars является участие в международной миссии по возвращению образцов обратно на Землю.

Орбитальный аппарат TGO был отправлен на еще в 2016 году. Он успешно прибыл на орбиту Марса и сейчас уже выполняет требуемые исследования. В задачи TGO входит изучение составляющих атмосферы: в частности, метана и других газов, водяного пара. Кроме того, он будет работать в качестве спутника-ретранслятора для осуществления связи с марсоходом, который будет запущен в 2020.

На марсоходе установлено оборудование для сбора грунта и других образцов планеты. В его задачи входит исследование экзобиологии и геохимии. Роскосмос предоставляет пусковую установку «Протон» для обеих миссий.

SpaceX

«Человеческую» экспедицию на Марс в 2024 году планирует Илон Маск. В данный момент ведется постройка космического корабля и ракеты, которая доставит корабль до орбиты. Эта задача будет возложена на ракету Falcon 9. Она представляет собой двухступенчатый ракетоноситель, который предназначен для многоразового использования.

Возможность возвращать первую ступень обратно и использовать ее повторно значительно сократило расходы космических полетов. Например, запуск Falcon Heavy обошелся SpaceX примерно в 90 млн долларов, а запуск подобной ракеты от компании ULA (предприятие Boeing) стоил бы не менее 400 млн долларов. Если ученым удастся возвращать и вторую ступень, то это еще больше сэкономит средств для освоения космических просторов.

В мае 2018 года Илон Маск презентовал дизайн пилотированного космического корабля Crew Dragon, который и доставит людей на Марс. В начале он пройдет тестовые полеты, среди которых перевозка полезной нагрузки на МКС. А в дальнейшем его испытают пилоты, которые также отправятся на МКС.

Inspiration Mars Foundation

О своем намерении организовать полет на Марс в 2018 году заявляла некоммерческая организация Inspiration Mars Foundation (фонд), основанная Деннисом Тито в 2013 году. Компания планировала воспользоваться особым орбитальным периодом в январе 2018, который позволяет добраться до орбиты Марса с минимальным расходом топлива. Дополнительное окно запланировано на 2021 год, если миссию не удастся реализовать в 2018.

Предложение было основано на траектории свободного возвращения. Пилотируемый корабль должен был выйти на орбиту Марса через орбиту Венеры и Земли, и вернуться обратно на Землю через 501 день. Данная кампания подвергалась значительной критике со стороны государственных и независимых организаций.

На данный момент актуальной информации о деятельности фонда нет, так как их официальный сайт заблокирован.

Mars One

Mars One – это частный проект голландской организации Mars One and Interplanetary Media Group под руководством Баса Лансдорпа. Программа предполагает экспедицию на Марс в один конец. Компания позиционирует себя как некоммерческая организация. Однако, она предлагает способ получения дохода от экспидиции в виде съемок и дальнейшей продажи документальных фильмов о подготовке и осуществлении миссии.

Реализация проекта предполагает поэтапное осуществление. С 2020 года на поверхность планеты будет запущен первый посадочный модуль, для сбора информации для экспедиции. До 2026 года на Марсе с помощью робототехники будут выстроены жилые модули, перевезено оборудование и другие полезные грузы. Полет первого корабля с людьми запланирован на 2026 год. Следующие корабли с людьми будут отправлены в 2028 и 2029 годах. До 2035 года организация рассчитывает построить колонию для 20 человек.

Тем не менее, организация Mars One неоднократно подвергалась жесткой критике и обвинялась в неправомерных действиях с целью получения материальной выгоды. В российском документальном фильме «Обретение Марса» ее руководители прямолинейно были названы мошенниками.

Илон Маск мечтает колонизировать Марс: видео

Планы по колонизации Марса уже давно вынашивают многие космические державы. Сегодня ближе всех к осуществлению проекта подошли американцы. По заявлениям директора NASA, полет на Марс состоится в 2030 году. Не остался в стороне и Илон Маск. В 2018 году он представил космический корабль Crew Dragon, рассчитанный на 7 астронавтов. Илон Маск утверждает, что полет состоится в 2024 году.

Марс является второй планетой по отдалённости от Земли, уступая место Венере. Но именно Марс более интересен человеку. Хотя бы потому, что солнечная радиация на Красной планете в разы меньше, чем на Венере. Космическому шаттлу предстоит покрыть расстояние около 55 млн километров. Для преодоления этой дистанции человечеству понадобятся: мощный корабль, много времени и ресурсов. И это не говоря о затратах на колонизацию. Тем не менее, полёт на Марс остаётся целью многих умов уже более полувека. Реально ли человеку отправиться на Красную планету и когда состоится первая экспедиция?

Дата и программы первого полета на Марс

С эпохой освоения космоса появились проекты посещения близлежащих планет. Пионерами в этой области стали американцы, которые готовили высадку на Луну в 1960-х годах. В космическую гонку включились космические державы: СССР и Китай. В общем количестве на Марс было отправлено 14 межпланетных лабораторий и роботов-марсоходов. Некоторые разбились при посадке, другие не подают сигнал уже несколько десятилетий.

На начало 2019 года на Красной планете успешно работают 2 ровера: Curiosity и Opportunity, и одна лаборатория InSight. Все аппараты принадлежат космическому агентству NASA (США). Миссия марсохода Opportunity заканчивается. Ровер трудился на благо науки 15 лет.

По заявлениям частных и государственных космических организаций, в 2020 году стартуют проекты межпланетных миссий на Марс. Цель этих программ — подготовка к перелёту, освоение и колонизация Красной планеты.

Рис.1 Марсоход Opportunity на 13-м году службы

Планы России

Российская сторона изменила первоначальный план по освоению Марса. Непилотируемый экспедиционный полёт на Красную планету перенесён ещё на два года. Если изначально планировалось осуществить старт ракеты в 2022 году, то теперь сроки сдвинуты до 2024 года.

Российский проект с кодовым названием «М» включает в себя два этапа. Изначально предстоит изучить грунт с Фобоса, это спутник Красной планеты. Затем ученые приступят к обследованию самого Марса. Фобос будет исследован в 2020 году, а спустя два года изучению подвергнется Марс.

Россия хочет отправить сразу два шаттла. Один будет носителем лаборатории, а второй — с топливом для обратной дороги. Лаборатория возьмёт пробы грунта и доставит их на орбиту, где будет ожидать заправленный корабль. Затем шаттл с образцами направится обратно к Земле. Об этом рассказал Виктор Хартов, гендиректор НПО им. Лавочкина. Но, скорее всего, сроки отправки кораблей опять будут перенесены. У России нет технических возможностей и денег на марсианские миссии.

Проекты США

Американское агентство NASA сделало самый весомый вклад в марсиаду. Новый проект «Марс-2020» — это продолжение действующей программы по изучению Красной планеты. Следующий этап необходим для фундаментального изучения марсианского грунта. Благодаря новому проекту Mars 2020 rover mission планируется узнать историю жизни на Марсе. Возможно, удастся найти следы обитаемых условий. Или же повезёт отыскать бактерии и микроорганизмы. Всё это фундамент для постепенной колонизации планеты.

Сбор сведений и исследования будут поручены марсоходу, который отправится с Земли в конце лета 2020 года. Новый аппарат не выглядит как привычный ровер на колёсах, это дрон на солнечных батареях. Емкость аккумуляторов небольшая, что позволило не утяжелять конструкцию лётной машины. Правда, это отразится на количествах перелётов, которые не превысят 3-4 раза в день. Срок экспедиции рассчитан на 1 марсианский год, что эквивалентно 687 земным дням.

Проекты частных организаций

Частные и некоммерческие компании не остались в тени и тоже приступили к подготовке колонизации Марса. Претендент из Арабских Эмиратов — Marspolar, планирует заселить Красную планету первыми людьми в 2029 году. Инженеры трудятся над созданием марсохода и системой связи. Руководит проектом россиянин Артем Гончаров. Другой соискатель на покорение Марса, компания Mars One Ventures (Нидерланды), предполагала экспедицию в один конец. Однако проект был закрыт, так как в 2019 году компания была признана банкротом.

Планы и идеи Илона Маска

Невозможно представить современную космическую отрасль без американской компании SpaceX, которой руководит гениальный Илон Маск. Под его руководством готовится человеческая экспедиция на Марс, которая состоится в 2024 году. Сейчас уже идет постройка многоразового космического корабля, выступающего в качестве грузового и пассажирского транспорта.

Первая ступень будет возвращаться на Землю, как это уже происходит с небольшими ракетами от SpaceX. Возврат разгонных ступеней удешевляет полёты. Например, запуск ракеты Falcon Heavy стоил $90 млн, а полёт конкурента ULA (Boeing) обошёлся в $400 млн.

Корабль, на котором люди отправятся на Марс, называется Crew Dragon и рассчитан на семь астронавтов. Его презентовал Илон Маск в мае 2018 года. По словам изобретателя, пробные запуски будут осуществляться на МКС в автоматическом режиме. Корабль Crew Dragon будет задействован в качестве грузовика. Затем его будут пилотировать люди, также тестируя до МКС.

Рис.2 Космический шаттл Crew Dragon

Цели и задачи высадки на Марсе

Зачем человечество стремится на Красную планету? На проекты полётов тратятся миллиарды долларов, которые могут окупиться сторицей. Основные цели экспедиций делятся на 4 части:

  • Во-первых, по замыслу учёных на Марсе возможно обустроить поселение людей, которые смогут там проживать постоянно. Они будут изучать планету и создавать инфраструктуру. Постепенно новый дом станет альтернативой для проживания землян.
  • Во-вторых, на Марсе могут быть залежи ценнейших ресурсов, которые были бы очень полезны землянам. Создав колонии или автоматические фабрики, можно было бы организовать добычу и отправку полезных ископаемых с Марса на Землю. Естественно, срок окупаемости таких проектов может составить не одно десятилетие. Но ископаемые могут ускорить развитие колонизации.
  • В-третьих, в процессе изучения местности можно узнать, была ли жизнь на Марсе. Вероятно, мы не одиноки в Солнечной системе. В данный период поступившая информация от марсианских аппаратов даёт однозначный ответ — на Красной планете жизни нет. На самом деле были исследованы лишь поверхности крохотных участков, которые не предоставляют полную картину. Вместе с этим аппараты нашли метан, а он способен создавать микроорганизмы. Их не удалось обнаружить, так как марсоходы не могут сделать глубокий анализ.
  • В-четвёртых, на межпланетных космонавтах будет поставлен эксперимент. Учёные смогут понять, как длительное путешествие повлияет на психическое и физическое здоровье людей. Дело в том, что эвакуировать землян с Марса нельзя. Они будут предоставлены сами себе. Даже связь бывает с длительной задержкой и очень плохого качества. Как будут вести себя подгруппы на Марсе и его орбите ученые зафиксируют и проанализируют. Это очень важно, учитывая твёрдое решение человечества проложить межпланетные тропы.

Дивидендами от марсианских экспедиций может стать подъём промышленного производства и инновационной отрасли. Регулярные полёты оживят экономику, так как потребуются многочисленные станции, лаборатории и корабли. Если это будет соответствовать прогнозам NASA, то марсиада создаст до 500 тыс. рабочих мест уже на первых этапах.

Чем рискуют первые колонизаторы Красной планеты

Любые экспедиции для поиска новых территорий и их колонизации требуют жертв. Достаточно привести пример похода Колумба через Атлантический океан. Обратно вернулся каждый десятый член экспедиции. Что касается Марса, то его первооткрыватели с большой вероятностью никогда не увидят Землю. Такой вывод делают многие учёные.

Космологи из университетов Вашингтона и Аризоны, доктора наук Дирк Шульце-Маркуш и Пол Дэвис, также придерживаются версии полёта в один конец. И это при том, что большая часть бюджета марсианских миссий тратится на возможность возврата людей домой. В пути экипаж ожидают такие явления, как:

  • Космическая радиация. Астронавты гарантировано получат высокую дозу облучения при полёте даже в один конец. А на поверхности Марса космическая радиация в разы выше. Без укрытий и магнитного поля люди обречены на болезни и смерть.
  • Пылевые бури и возможные вирусы. Красная планета неспокойна, и на её поверхности часто бушуют бури, поднимая стены из пыли. С этими условиями неизбежно столкнётся первый человек на Марсе. Пыль представляет опасность для астронавтов и техники. Кроме того, неизвестна патогенная среда поверхности. Возможно, в ней таятся опасные вирусы.
  • Невесомость и гравитация. Преодолеть путь до Марса возможно за полгода. За период нахождения в невесомости астронавты утратят часть тонуса мышечных групп. После посадки на Марс восстановиться будет сложно, так как гравитация планеты составляет 38% от земного притяжения. Необходимы центры реабилитации.
  • Психологический фактор. За время пути в замкнутом пространстве экипаж сильно устаёт друг от друга. Появляются стрессы и конфликты. Данное обстоятельство выявлено на земных симуляторах марсианских миссий. Рассматривается вариант доукомплектовки экипажа хорошим психологом.

Из всего перечисленного можно сделать вывод, что астронавты должны быть морально готовы к фатальному окончанию миссии.

Рис.3 Пылевой шторм на Марсе, снятый ровером Curiosity

Как проводится отбор

Все компании, участвующие в марсианской человеческой миссии, давно приступили к поиску кандидатов. К соискателям предъявляется широкий перечень условий. Самое главное, человек должен быть:

  • физически здоровым;
  • в возрасте от 18 лет;
  • всесторонне развитый, как творчески, так и умственно;
  • неконфликтный;
  • склонный к быстрому самоанализу.

Национальность и пол значения не имеют. Учитывая высокий риск погибнуть, соискатель должен быть готовым к самопожертвованию или сильно ненавидеть Землю.

Первые кандидаты

Относительно недавно, с 2010 по 2011 годы, в России прошёл эксперимент, симулирующий межпланетный полёт под названием «Марс 500». Шесть мужчин 520 дней находились в корпусе смоделированного космического корабля. Они практически не имели доступа к внешнему миру. За время «полёта» проводились различные опыты и эксперименты.

Замкнутое пространство не сильно повлияло на физическое и психическое здоровье. Но сидячий образ жизни и монотонность сделали экипаж флегматичным. Один из участников даже стал спать по 25-часовому распорядку, а не по 24-часовому. У одного испытуемого начала развиваться депрессия. И это при том, что «астронавты» знали, что не летят в безлюдном космосе, а находятся на Земле. Но в целом эксперимент удался.

Рис.4 Участники проекта «Марс-500»

Состоится ли полет: последние новости

Единственная страна, которая способна осуществить полёт с астронавтами на Марс в ближайшее время, — это США. Директор NASA Джим Брайденстайн сообщил журналистам в интервью от 19 февраля 2019 года, что планируемый полёт с людьми на Красную планету состоится в 2030 году. Но до этого будет проведён эксперимент на Луне с целью испытания космических технологий.

Хронология исследования Марса космическими аппаратами

Проект Национального управления по воздухоплаванию и исследованию космического пространства (НACA, США) 1975 года — «Викинг‑1″ (Viking‑1) и » Викинг‑2″ (Viking‑2) ‑ включал в себя запуск с разницей в несколько недель двух летательных аппаратов, состоящих из орбитального и посадочного модулей. Впервые в истории американской космонавтики они, достигнув Марса, совершили посадку на его поверхность.

20 августа 1975 года с космодрома Cape Canaveral был осуществлен пуск ракеты‑носителя «Titan‑3E», которая вывела на орбиту американский КА Viking‑1. Космический аппарат вышел на орбиту Марса 19 июня 1976 года. Спускаемый аппарат осуществил посадку на Марс 20 июля 1976 года. Был отключен 25 июля 1978 года, когда иссякло топливо для коррекции высоты полета орбитального модуля.

9 сентября 1975 года с космодрома Cape Canaveral был осуществлен пуск ракеты‑носителя «Титан‑3E‑Центавр», которая вывела на орбиту американский КА Viking‑2. Космический аппарат вышел на орбиту Марса 24 июля 1976 года. Спускаемый аппарат осуществил посадку 7 августа 1976 года на Равнине Утопия.

Был отключен 7 августа 1980 года.

Суммарно «Викинги» передали на Землю около 50 тысяч снимков.

7 июля 1988 года в СССР с космодрома Байконур был осуществлен пуск ракеты‑носителя «Протон 8К82К» с разгонным блоком «Д2», которая вывела на траекторию полета к Марсу советскую АМС «Фобос‑1» для исследования спутника Марса Фобоса. 2 сентября 1988 года «Фобос‑1» был утерян на пути к Марсу в результате ошибочной команды.

12 июля 1988 года в СССР с космодрома Байконур был осуществлен пуск ракеты‑носителя «Протон 8К82К» с разгонным блоком «Д2», которая вывела на траекторию полета к Марсу советскую АМС «Фобос‑2». Основная задача ‑ доставка на поверхность Фобоса спускаемых аппаратов (СКА) для изучения спутника Марса.

«Фобос‑2» вышел на орбиту Марса 30 января 1989 года. Было получено 38 изображений Фобоса с разрешением до 40 метров, измерена температура поверхности Фобоса. Связь с аппаратом была потеряна 27 марта 1989 года. СКА доставить не удалось.

25 сентября 1992 года в США с космодрома Cape Canaveral был осуществлен пуск ракеты‑носителя Titan‑3, которая вывела на траекторию полета к Марсу американскую АМС Mars Observer с модулем USS Thomas O.Paine, предназначенную для проведения научных наблюдений в течение четырехлетнего нахождения на орбите Марса. Контакт с Mars Observer был потерян 21 августа 1993 года, когда ему оставалось всего три дня до выхода на орбиту. Точная причина не известна, предположительно КА взорвался во время повышения давления в топливных баках при подготовке к выходу на орбиту.

7 ноября 1996 года в США с космодрома Cape Canaveral был осуществлен пуск ракеты‑носителя Delta‑2‑7925A / Star‑48B, которая вывела на околомарсианскую орбиту американскую исследовательскую станцию Mars Global Surveyor. КА был предназначен для сбора информации о характере поверхности Марса, ее геометрии, составе, гравитации, динамики атмосферы и магнитном поле.

Аппарат проработал в четыре раза дольше, чем рассчитывали инженеры при его запуске. Последний сеанс связи с КА состоялся 2 ноября 2006 года.

16 ноября 1996 года в РФ с космодрома Байконур был осуществлен пуск ракеты‑носителя «Протон 8К82К» с разгонным блоком «Д2», которая вывела на околоземную орбиту российский АМС «Марс‑8», состоявшей из орбитального космического аппарата (OКА), двух СКА и двух КА для исследований грунта, которые должны были достичь Марса в сентябре 1997 года. Из‑за отказа разгонного блока станцию не удалось вывести на отлётную траекторию. Станция осталась на околоземной орбите и через сутки сошла с орбиты и сгорела в плотных слоях земной атмосферы.

4 декабря 1996 года в США по программе НАСА по изучению Марса с помощью ракеты‑носителя «Дельта‑2» был запущен аппарат Mars Pathfinder. Помимо научного оборудования и систем связи на борту спускаемого модуля находился небольшой марсоход Sojourner.

Всего Sojourner проработал чуть меньше трех месяцев. 27 сентября 1997 года состоялся последний штатный сеанс связи со станцией, после чего аппарат присылал только бессмысленную информацию, не поддающуюся расшифровке. Попытки реанимировать аппарат предпринимались до марта 1998 года, но успехом они не увенчались.

3 июля 1998 года Японский институт космоса и астрономии с помощью ракеты‑носителя М‑5 запустил зонд Nozomi для исследований условий на Марсе. Скорость оказалась ниже расчетной, вместо запланированной даты прибытия в октябре 1999 года, КА достиг Марса в декабре 2003 года. Пролетев на расстоянии 1000 километров от Марса, зонд не вышел на орбиту и улетел в космос.

11 декабря 1998 года в США с помощью ракеты‑носителя Дельта‑2 стартовал КА Mars Climate Orbiter, так же известный как Mars Surveyor ’98 Orbiter. Был дополнением к миссии Mars Polar Lander. Его задачей было изучение марсианской погоды, климата, а так же содержания воды и углекислого газа. КА был уничтожен в результате навигационной ошибки, повлекшей за собой потерю прицельной высоты.

3 января 1999 года с помощью ракеты‑носителя Дельта‑2 стартовал КА Mars Polar Lander, так же известный как Mars Surveyor ’98 Lander. Был дополнением к Mars Climate Orbiter. Mars Polar Lander нес на себе два зонда Deep Space 2, которые должны были отделиться перед входом в атмосферу и, достигнув поверхности, углубиться в грунт и передать сведения о его составе. Последняя телеметрия с КА была отправлена перед вхождением в атмосферу 3 декабря 1999 года. Больше никаких сигналов от КА получено не было. Причина потери связи с КА неизвестна.

2 июня 2003 года с помощью ракеты‑носителя «Союз‑ФГ» с разгонным блоком «Фрегат» был запущен космический корабль «Марс‑Экспресс» (Mars Express) в рамках первой Европейской межпланетной миссии. «Марс‑Экспресс» вышел на орбиту вокруг четвертой планеты нашей солнечной системы 25 декабря 2003 года. C «Марс‑Экспресса» на поверхность планеты опустился британский зонд «Бигл‑2», но при посадке разбился.

10 июня 2003 года с помощью ракеты‑носителя Дельта‑2 был запущен марсоход Spirit, один из двух, запущенных США в рамках проекта НАСА Mars Exploration Rover. Совершил посадку на Марс 3 января 2004 года.

Задача ‑ анализ геологических пород Марса. С 2006 года правое переднее колесо «Спирита» вышло из строя, а 23 апреля 2009 года марсоход застрял в месте, которое ученые назвали Троя.

В конце мая 2011 года НАСА официально объявило о завершении миссии марсохода «Спирит».

7 июля 2003 года с помощью ракеты‑носителя «Дельта‑2» был запущен марсоход Opportunity («возможность»), один из двух, запущенных США в рамках проекта НАСА Mars Exploration Rover. 25 января 2004 года достиг поверхности Марса. Задача ‑ анализ геологических пород Марса. За время работы прошел несколько «апгрейдов» бортовых программ.

В настоящее время активно работает и передает на Землю новую информацию о Марсе.

12 августа 2005 года с помощью ракеты‑носителя Атлас V был запущен марсианский разведывательный спутник Mars Reconnaisance Orbiter (США) ‑ многофункциональная автоматическая межпланетная станция НАСА. Вышел на дальнюю орбиту Марса 11 марта 2006 года. Аппарат может разглядеть объекты размером до 30 см, что позволит ему создать самую детальную карту поверхности Марса.

АМС продолжает активную работу на орбите.

4 августа 2007 года с помощью ракеты‑носителя Delta‑2 стартовал американский автоматический зонд Phoenix («Феникс»). Посадка аппарата на поверхность Марса произошла 25 мая 2008 года. Аппарат был предназначен для поисков воды на Марсе. Благодаря зонду «Феникс» удалось впервые обнаружить достаточно интенсивный водообмен между грунтом и атмосферой планеты.

В ходе своей миссии аппарат выполнил все возложенные на него задачи и смог проработать почти на два месяца дольше, чем было запланировано изначально. Последний сеанс связи с аппаратом прошёл 2 ноября 2008 года, и 10 ноября этого же года было объявлено об окончании миссии.

8 ноября 2011 года с помощью ракеты‑носителя «Зенит‑2 SБ» стартовала российская АМС «Фобос‑Грунт», предназначенная для доставки образцов грунта с естественного спутника Марса, Фобоса, на Землю. В результате нештатной ситуации не смогла покинуть окрестности Земли, оставшись на низкой околоземной орбите. 15 января 2012 года сгорела в плотных слоях земной атмосферы.

Марс-3, 1971 год. Первый в истории эпизод мягкой посадки на Марс. АМС вошла в атмосферу, сбавила скорость, использовала все требуемые парашюты, избавилась от обтекателей и примарсианилась. Увы, дальше станция работала очень недолго — 14.5 секунд. За это время удалось передать часть первого снимка поверхности Марса, практически не содержащую полезной информации. Причины выхода станции из строя потом долго изучались, но к единому мнению специалисты не пришли.

Примерно так. вероятно, выглядел Марс-3 после посадки

Кроме Марса-3 к той же планете запускались еще четырнадцать советских станций. Не всем удалось выйти даже на земную орбиту.

Viking-1 и 2, 1976 год. Первые станции, успешно севшие на поверхность Марса и долго (очень долго) на ней работавшие. «Викинг-1» отработала на Марсе примерно 6.5 лет, сделав первые фотоснимки планеты, собрав массив данных по метеорологии и составу марсианского грунта. Результаты «Викинг-2» были сопоставимы — станция работала до апреля 1980 года.

Одна из первых фотографий Марса, сделанных «Викингом-1»

Mars Pathfinder и Sojourner, 1997 год. Первая за два десятка лет посадка американского аппарата на Марс, ее целью была в первую очередь отработка технических аспектов процедуры. Научная программа была относительно скромной. Тем не менее небольшой (на Земле он весил 11, а на Марсе — 4.5 кг) ровер съездил к ближайшим камням и поизучал их, став первым в истории планетоходом. Всего «Соджорнер» прошел около 100 метров. Миссия закончилась после того, как вышла из строя стационарная платформа (Pathfinder). Марсоход в этот момент был еще исправен, но обмениваться данными с Землей больше не мог — они шли через установленный на станции ретранслятор.

«Соджорнер» возле изучаемого камня. Съемка Mars Pathfinder

Beagle 2, 2003 год. Британские след в нашей гонке оказался очень коротким. Аппарат успешно сел на Марс 25 декабря 2003 года, но на связь так и не вышел. Предположительная причина неисправности — неполное раскрытие солнечных батарей, которые в сложенном виде заслонили антенну. Жаль — это был единственный аппарат, ориентированный именно на поиски жизни или, хотя бы, ее следов. Для всех остальных это занятие было, в лучшем случае, глубоко факультативным.

Реплика «Бигля-2» в London Science Museum

Spirit и Opportunity, 2004 год. Два почти легендарных ровера, спущенных на противоположные стороны планеты. При запланированной продолжительности миссии 90 солов (марсианские сутки, почти равные по длительности земным) Spirit колесил по планете до мая 2009 года, а его «напарник» — до лета 2018 года, когда связь с ним была потеряна, вероятнее всего, из-за мощной пылевой бури, препятствовавшей прохождению солнечных лучей через атмосферу — к солнечным батареям.

Рассвет на Марсе. Фото «Спирита»

Phoenix, 2008 год. Неподвижный ландер, севший неподалеку от северного полюса планеты. Его задачей было определить, есть ли там вода, на что похожи местные льды и как, вообще, выглядит приполярная область Марса — до сих пор эти края изучались только удаленно. Оказалось, что вода там есть — но в виде льда в нескольких сантиметрах под поверхностью. Изучив состав местного грунта станция выдала данные, заставляющие усомниться в принципиальной возможности какой-либо жизни на Марсе. Оказалось, что в грунте присутствуют перхлораты — соли хлорной кислоты, являющиеся сильным ядом для жизни земного типа. Правда, сразу появилась версия, что эти соли — выхлоп тормозных двигателей самого «Феникса». Связь со станцией была потеряна при наступлении марсианской зимы, на 157 сол с момента посадки.

«Феникс» на Марсе с точки зрения земного художника

Curiosity, 2012 год. Самый большой марсоход и единственный, действующий на данный момент. Предназначен для исследовании геологии и геохимии Марса. С момента посадки прошел около 20 километров.

Панорама Марса с точки зрения Curiosity

Высадка человека на Марс сегодня перестала быть фантастикой. Ребята из американского космического агентства NASA с уверенностью говорят, что колонизация Красной планеты однозначно начнется в середине 21 века. Но вот касательно того, кто первым отправит человека на Марс, они не так уверены. NASA собираются это сделать ориентировочно в 2030-х годах, а вот некоторые частные компании обещают их переплюнуть и устроить пилотируемый полёт на Марс значительно раньше, а самое главное, для астронавтов это будет не обязательно путешествие в один конец. В этой статье мы рассмотрим самых вероятных кандидатов на первых колонизаторов Марса.

Зачем вообще нам лететь на Марс?

Текущие исследования Красной планеты проводятся посредством орбитальных телескопов, межпланетных станций, космических аппаратов и марсоходов. Всё это позволило сделать немало интересных открытий, таких как марсианские каналы и наличие воды на Красной планете, но появилось и немало теорий, для подтверждения которых целесообразно оправить туда человека.

Земные исследователи должны будут отыскать на Марсе признаки наличия микробов в прошлом, а возможно даже их сегодняшний день. А это подтвердит наличие жизни на ещё одной планете солнечной системы.

Изучение космоса неизбежно, так почему бы не начать прямо сейчас?

Одной из приоритетных задач изучения Марса является проверка его на пригодность для будущего переселения туда человека. Ведь даже Стивен Хокинг был уверен, то рано или поздно мы не сможем жить на нашей Земле из-за мировой войны или глобального катаклизма.

Как ни парадоксально, на Марсе мы сможем узнать много нового не только о Земле, но и далёких уголках космоса.

СССР и Марс

По всем известным причинам СССР уже ничего не сможет отправить к Марсу, но советские планы в отношении этой планеты заслуживают внимания.

О высадке человека на Марс в те времена говорили лишь фантасты, а вот возможность создания космического корабля для пилотируемого полёта учёные всерьёз рассматривали.

Одним из первых серьёзных проектов был марсианский пилотируемый комплекс (МПК). Его должны был собрать на околоземной орбите из разных блоков. Изначальный корабля вес оставил бы 1650 тон (!). По возвращению на Землю осталась бы только часть корабля весом 15 тон. Общее время полёта должно было составить 2,5 года.

Но вскоре советские инженеры представили более прогрессивные проекты тяжёлого межпланетного корабля. Было несколько вариантов таких кораблей, которые могли уместить до 4 человек экипажа.

Так бы мог выглядеть Тяжёлый межпланетный корабль

Дошло до того, что ЦК КПСС в 1960 году даже назначил старт полёта ещё не построенного корабля на 8 июня 1971 года. Но проект пришлось прикрыть, ведь началась так называемая «лунная гонка».

Кто знает, не случись развала СССР, не исключено, что первые колонисты поставили бы на Красной планете именно красный флаг…

ТОП космических технологий будущего

Для разнообразия рассмотрим претендентов на обычный полёт к Марсу без высадки. Ведь впервые увидеть эту планету собственными глазами, а не на экране или через объектив телескопа, тоже многого стоит.

Некоммерческая организация Inspiration Mars Foundation имеет в своих планах уже в 2018 году совершить первый пилотируемый облёт Марса.

Всё путешествие займёт 501 день. Облётная траектория рассчитана таким образом, чтобы потратить наименьшее количество топлива. Экипаж будет состоять из мужчины и женщины. Эта парочка должна благополучно долететь до Красной планеты, облететь её и вернуться на Землю.

Такой полёт имеет немалое значение в плане изучения физиологического и психологического состояния человека в межпланетном пространстве. Полученные данные будут очень кстати, когда мы отправимся к Марсу с целью высадки.

Программа «Аврора»

Свой план марсианской миссии есть и Европейского космического агентства. Эти товарищи хотят высадить человека на Марсе ближе к 2033 году.

В руководстве агентства говорят, что из-за малого финансирования, они вынуждены будут прибегать к международному сотрудничеству. Например, к одному из этапов программы под названием «Экзомарс» привлечена Россия.

Пока в рамках «Авроры» проводятся запуски аппаратов для исследования Красной планеты, планируется пилотируемый полёт к Луне (2024 год) и непилотируемый полёт к Марсу (2026 год). И если с финансированием всё будет в порядке, вполне возможен и пилотируемый полёт к Марсу. Есть вероятность, что к этому будет привлечена Россия.

NASA

Ребята из NASA постоянно жалуются на недостаток финансирования. Если задуматься, то каждая организация мира, которая живёт за счёт своего государства, имеет такие проблемы. Но ведь NASA – американское агентство! Эта страна без зазрения совести заявляет, что она рулит миром. Так почему же вы, ребята, не можете поддержать такое важное мероприятие как покорение других планет, предоставляя это частным компаниям? А, ну да, нужно же устраивать экономические войны с Медведем… Правительство США уже несколько раз обламывало своему космическому агентству планы относительно Марса.

Как бы там ни было, в NASA решительно настроены на скорую высадку человека на Марсе, что должно произойти в течение ближайших 20 лет. Точные сроки пока не сообщаются. Полёт состоится, когда всё аппараты будут готовы, а провизия с водными и кислородными запасами предварительно доставлены на Красную планету.

Сегодняшний план NASA хорошо детализирован и состоит из трёх этапов:

  1. «Опора на Землю». На этом этапе предполагается изучение условий жизни на других планетах. Это необходимо для создания систем жизнеобеспечения для людей на Марсе. К тому же требуется проработать технологии, которые смогут уберечь астронавтов в межпланетном пространстве.
  2. «Испытательный полигон». Испытательным полигоном должна будет стать Луна. Пока в NASA не уверенны, что будут в обязательном порядке высаживаться на спутник Земли и оборудовать там базу, дабы «потренироваться» перед Марсом. Возможно, вполне достаточно будет пребывания на орбите Луны. В любом случае эти мероприятия планируется провести до 2020 года.
  3. «Полная независимость от Земли». После проведения тщательной подготовки люди должны будут отправиться на околомарсианскую орбиту. Далее рассматриваются такие варианты:
    • Временная база оборудуются на одном из спутников Марса. А уже от туда люди вместе с оборудованием будут отправляться на планету;
    • Астронавты сразу высадятся на Марс и организуют постоянную колонию.

Специалисты NASA возлагают большие надежды на технологию 3D-печати в плане создания устойчивой и автономной среды обитания.

Интересен и тот факт, что на одной из пресс-конференций представители агентства отметили, что полёт на Марс должен быть международным. Никакие распри между Россией и США не должны отображаться на научных исследованиях, а в особенности на изучении других планет.

Настоятельно рекомендуем вам почитать: 7 наиболее пригодных для колонизации планет

Одним словом, ребята из NASA уверенны, что если всё пойдёт по плану, то к концу этого столетия будут решены все проблемы касательно возможности проживания на Марсе.

Столетний космический корабль

Проект с таким названием разработал один из научных центров NASA. Он гораздо дешевле основного плана космического агентства, т. к. колонисты будут отправлены на Марс безвозвратно.

Если проект осуществится то, отобранные добровольцы полетят к Красной планете уже в 2030 году. При себе они будут иметь небольшой ядерный реактор, необходимую аппаратуру и средства для производства пищи, воды и кислорода.

Роскосмос

Россия, как было сказано раннее, принимает участие в совместном проекте с европейским космическим агентством. Называется этот проект «Экзомарс». Но его задачей является лишь доставка исследовательских модулей на орбиту и поверхность Красной планеты. Конечно, у Рокосмоса есть планы к середине столетия отправить на Марс человека, но он явно не будет там первым…

Для миссии «Экзомарс» была использована ракета Протон-М

К слову, в России в 2015 году завершилась программа «Марс-500», в рамках которой повелась имитация пилотируемого полёта на Марс. Результаты эксперимента способствуют дальнейшей подготовке участников экспедиции на Марс.

Свой вклад Россия может внести и в сокращение времени полёта к Красной планете. Сейчас Роскосмос совместно с Росатомом работает над принципиально новым ядерным энергодвигателем и транспортным модулем, который будет с ним совместим. С таким двигателем от земли до Марса можно будет добраться всего за несколько месяцев.

Ориентировано к 2026 году голландская компания Mars One планирует отправить на Красную планету 4 колониста без возможности их возвращения обратно на Землю, как и в случае с проектом «Столетний космический корабль». Примечательно, что в число колонистов должны войти добровольцы из разных стран.

Так должна выглядеть колония Mars One

Если задумка осуществится, то уже в 2027 колонисты произведут высадку. Однако прежде необходимо успеть отправить на Марс жилые блоки, системы жизнеобеспечения и грузовые контейнеры. Всё это добро там должен ждать марсоход, который займётся предварительной разгрузкой.

Данный проект периодически компрометируется тем, что он попросту несостоятелен. Даже некоторые кандидаты на полёт говорят, что организаторы вей этой движухи не собрали нужных денег, а продолжают надеяться на спонсирование.

По состоянию на февраль 2019 года стало известно, что проект Mars One обанкротился, поэтому отдаём все лавры нашему победителю.

В сентябре 2016 года руководитель компании SpaceX Илон Маск, которого многие отождествляют с самим Тони Старком, презентовал программу ускоренного освоении Марса. Первую высадку человек уже сможет осуществить в 2024 году, а в течение последующих 30 лет марсианская колония должна возрасти до 1 миллиона человек. Илон делает акцент на том, что землянам пора срываться с места и становиться межпланетной цивилизацией.

Подробнее о космическом корабле, который доставит людей на Марс можно узнать из видео, представленного SpaceX:

Реализация проекта космического корабля «Межпланетная транспортная система» позволит снизить стоимость перелёта одного человека до 200 тыс. долларов. При нынешних технологиях эта цифра составляет 10 миллиардов долларов. Значительно сэкономить можно будет и на возможности многоразового использования компонентов системы, и на специально подобранном топливе, производство которого планируется осуществлять прямо на орбите Марса.

На сегодняшний день ведущие космические агентства признают программу SpaceX самой перспективной в плане освоения Марса. Во многом всё благодаря их ракете-челноку Falcon 9, которая сегодня доставляет грузы на МКС. Её особенностью является возможность приземления первой ступени для повторного использования. Подобная технология прекрасно подходит для марсианских миссий.

Посадочный модуль SpaceX

Многие называют Илона Маска мечтателем, ведь конечным итогом своей затеи он видит переселение (или даже эвакуацию) землян на Марс, когда другие видят эту планету или как объект научных исследований, или как возможность заработать на космическом туризме.

Тем не менее, проект Маска имеет большую поддержку общественности и знаменитых людей. Так недавно Леонардо Ди Каприо упомянул о том, то записался в претенденты полёта на Марс. Было это после того, как SpaceX опубликовало свой план колонизации.

Boeing

В начале октября 2016 года компания Boeing сделала громкое заявление о том, что составит конкуренцию SpaceX в высадке человека на Марс.

Руководство Boeing уверило общественность, что у них есть всё для этих целей. Они точно уверенны, что именно их ракета доставит первого человека на Красную планету, хотя подробных аргументов пока предоставлено не было. Разве что упомянуты новые гиперзвуковые двигатели, которые превысят скорость звука в три раза.

Кстати, ракеты Boeing многократно доставляли людей на Луну.

Судя по всему, сегодня эти ребята в первую очередь делают ставку на космический туризм, а не на исследования Марса в научном плане.

Заключение

Явное первенство на сегодняшний в марсианской гонке держат частные компании. Самые большие надежды подаёт SpaceX с их довольно амбициозными планами. Эта компания владеет передовыми технологиями в плане космических перелётов и не так ограничена в средствах, как NASA, Роскосмос или Европейское космическое агентство. Конечно, если бы все ведомства объединили усилия, наверняка земляне начали бы покорять Марс гораздо раньше, но так уж ложилась ситуация в мире, что в политические распри важнее прогресса.

Веками люди смотрели на ночное небо и мечтали о путешествиях к другим планетам. Идеей полёта на Марс, посвящали себя фантасты и учёные, правительства стран и простые обыватели. Много раз звучал вопрос: когда же человек полетит на Марс? И сейчас мы готовы назвать приблизительные даты.

Дата запуска – когда запланирован первый полёт людей на Марс

Ещё 50 лет назад казалось, что путешествие на Красную планету состоится в ближайшие годы. Но до сих пор дата первого полёта на Марс конкретно не определена. Совсем недавно назывались 2016, 2018, 2020 года, сейчас год, когда люди полетят на Марс, переносится на середину тридцатых и даже пятидесятые годы. Значит ли это, что извечная мечта человечества отправить людей на Марс отодвигается на неопределённое время. Рассмотрим, что об этом думают правительства и космические агентства разных стран.

Несмотря на трудные в экономическом плане времена, Россия остаётся великой космической державой. Роскосмос и политики не раз озвучивали проекты марсианских программ. Отечественная марсианская эпопея началась в 1996 году неудачным запуском автоматической станции «Марс-96». Именно после этой неудачи начали строиться планы пилотируемых полётов к Марсу. Раз русские первыми были в космосе, значит, они и первыми должны полететь к Красной планете.

В 2007 г. стартовала программа «Марс-500» по имитации длительного полёта на другие планеты. Многоэтапное исследование было закончено в 2011. По словам представителей Роскосмоса, были оценены психологические и физиологические факторы риска космонавтов на время полёта.

Стоит отметить, что в настоящее время Роскосмос не определяет конкретной даты пилотируемого полёта

В 2012 г. было объявлено о совместной с Украиной и Казахстаном разработке тяжёлой ракеты-носителя «Содружество». Для новой ракеты предполагается разработать комбинированный ядерно-электрический двигатель. По планам разработчиков именно эта ракета должна была обеспечить полёт людей на Красную планету. Сейчас говорится о создание этой ракеты не ранее 2020-2022 гг.

Сверхтяжёлая ракета носитель Вулкан

В тоже время Роскосмос готовит новый проект сверхтяжелую ракету-носитель, по замыслу она будет летать к Луне и Марсу с 2027 года. Получается, что решение вопроса, когда россияне полетят на Марс, отодвигается на конец двадцатых – начало тридцатых годов.

Планы США

О пилотируемом полёте на Марс в США заговорили ещё до начала космической эры. Ещё в 1948 г. создатель американской ракетной техники Вернер фон Браун предложил подобный проект. Особый интерес к марсианским исследованиям вспыхнул в 1969 г. после успешной экспедиции американских астронавтов на Луну. Тем не менее на официальном уровне марсианская программа была принята только с наступлением XXI века.

Saturn 5

Для полётов на Марс было решено использовать модернизированную ракету-носитель «Сатурн-5». Началась разработка спускаемого модуля. Были оглашены планы запуска не позднее 2018 г. Однако, уже в 2012 г. НАСА объявило о временном прекращении финансирования проекта «Созвездие».

По словам представителей NASA: «Ориентировочная дата полёта человека на Марс состоится в 2037 году»

Стоит заметить, что космические программы в США может реализовывать не только национальное аэрокосмическое агентство, но и частные компании. Эстафету у правительственной организации по реализации пилотируемого марсианского проекта перехватила компания «SpaceX», возглавляемая миллиардером Маском.

Илон Маск определил дату первого полёта людей 2024 годом

В его пользу говорит наличие у компании самой тяжёлой на данный момент в мире ракеты-носителя «Falcon Heavy».

А масштабные полёты планируется запускать на «Big Falcon Rocket» которая ещё в разработке.

Планы Европейского космического агентства

Основной проблемой европейского космического агентства является недостаток финансирования. По этой причине глобальные проекты ему доступны только при взаимодействии с другими организациями.

Тем не менее ЕКА был разработан уникальный проект исследования ближайших окрестностей Солнечной системы, который получил название «Аврора».

По словам пресс-службы ЕКА, люди полетят на Марс в 2033 году

Совместно с НАСА, а затем с Роскосмосом была разработана программа «Экзомарс». Эта программа появилась на свет в 2002 г. в тесном сотрудничестве с НАСА. Она заключалась в предварительной разведке Красной планеты с помощью автоматических станций и марсоходов, а затем создания технических средств, способствующих реализации пилотируемого путешествия на Марс. При этом предварительная дата полёта обозначалась 2020 годом. Программа была заморожена после неудачной высадки спускаемого аппарата в 2016 г.

Планы других стран

Многие страны мира хотят попасть в космический клуб, но не всем это позволяет развитие технологий. Относительно успешные космические запуски провели Индия и Китай.

Индия имеет ракету-носитель собственной разработки, но пока ограничивается беспилотными запусками в ближний космос. Тем не менее у правительства Индии есть проект отправки людей на Марс. В это время он разрабатывается совместно с НАСА.

Первый полёт людей Индии намечен ориентировочно на 2050 год

О китайской космической программе есть очень мало данных. Но Китай успешно завершил свои последние пилотируемые пуски на земную орбиту, начал реализацию лунной программы. Думается, что китайцы также задумываются о Марсе.

Интересную позицию занял ряд арабских стран, в частности, ОАЭ. Правительство категорически запретило своим учёным разрабатывать проекты полётов на другие планеты. Аргумент – это самоубийство, а самоубийство – страшный грех в исламе. Тем не менее имеется план пилотируемых полётов и у арабских стран.

Ориентировочная дата полёта ОАЭ намечена не ранее 2040 год

Необходимо также сказать несколько слов о проекте Нидерланд «Mars One». Это частный проект, сопровождаемый большой рекламной кампанией по всей планете, подразумевал что, когда первые люди улетят на Марс они останутся там на всю жизнь.

Первоначальная дата полёта на Красную планету была определена «Mars One» 2024 годом, затем перенесена на 2027

Из-за небольшого количества привлечённых средств проект был признан банкротом в 2019 г.

Реален ли полёт человека на Марс

Многие приверженцы скорейшей отправки космической экспедиции на Красную планету указывают на успех лунных полётов 1969—1973 гг. Они не учитывают нескольких показателей.

Во-первых, луна находится относительно близко к Земле. Это экономия топлива, прочих ресурсов, отсутствие проблем длительного полёта.

Во-вторых, Луну частично прикрывает мощное земное магнитное поле, чего на пути к Марсу не будет. А значит, космонавтов ждёт губительная радиация. И это только начало проблем.

Воздействие на космонавтов

Путешествие на Марс может занять от семидесяти до трёхсот суток. Это будет зависеть от выбранной траектории полёта и расстояния между планетами. Для сравнения полёт на Луну занимает не более трёх суток. Естественно, в таком длительном путешествии возникает множество проблем.

Во-первых, это возможная нехватка, воды, кислорода и еды. Необходимо продумывать возобновляемые источники, иначе марсианский корабль станет очень тяжёлым, а членов экспедиции может ждать смерть от голода, жажды и удушья.

Во-вторых, необходимо учитывать продолжительность полёта в невесомости, что может повлечь необратимые изменения в опорно-двигательном аппарате космонавтов.

В-третьих, действие космической радиации. Земное магнитное поле в полёте уже не будет защищать членов экспедиции.

В-четвёртых, не стоит забывать и о психологических проблемах. Достаточно сказать, что полёт только к Марсу может длиться до 9 месяцев. Добавьте пребывание на планете, возвращение назад. Сколько вы сможете нормально себя чувствовать, каждый день, видя одни и те же лица. Не стоит забывать и про отсутствие нормальной связи с родной планетой и возрастающее чувство тревоги в космосе.

Технические возможности

На современном уровне развития науки и техники пилотируемый полёт людей на Марс возможен, но трудноосуществим.

Во-первых, требуется тяжёлая ракета-носитель. На данный момент земляне располагают ракетами, которые способны поднимать на орбиту не более 64 т полезного груза. Необходимо минимум 100 т.

Во-вторых, взлететь с Земли, долететь до Марса, опустится на его поверхность, снова взлететь, долететь до Земли, приземлиться. На всё это требуется более 1600 т современного ракетного топлива. Отсюда следует, что марсианский корабль возможно собрать только на орбите или на Луне, это требует определённой инфраструктуры.

В-третьих, определённой проблемой будет защита от радиации, что существенно утяжелит космический корабль и потребует дополнительного топлива.

Следует признать, правы официальные представители Роскосмоса, которые заявляет о технической невозможности пилотируемого полёта на Марс ранее конца 40-х годов XXI века. А в более далёком будущем появятся технологии для массовых полётов людей к заветной цели.

Выгоды от полёта

Выгодности для страны, которая первой отправит людей на Марс, в современном этапе выглядят довольно иллюзорными. Конечно, с дальнейшим развитием науки и техники возможна и колонизация Марса, и добыча на нём полезных ископаемых.

Но давайте не будем забывать такое слово, как престиж. Люди прежних поколений помнят, как подняли престиж СССР — запустив первый спутник, и отправив в полёт Гагарина; как поднял престиж США — отправив астронавтов на Луну.

Пятьдесят восемь лет назад человек впервые взлетел в космос. Восьмью годами позже впервые прогулялся по поверхности другого небесного тела. Но близкая и таинственная Красная планета до сих пор осталась недоступной. Она ждёт человека, который первый полетит на Марс.

Пригодилась информация? Плюсани в социалки!

  • Первый полет человека на Марс
  • Покорение Марса — хронология будущей колонизации планеты
  • Концепция Илона Маска как SpaceX доставит людей на Марс