День дальней авиации ВВС

Небесный ядерный щит: на что способна стратегическая авиация России

Днём рождения дальней авиации (ДА) России считают 23 декабря, поскольку в этот день в 1914 году Николай II подписал указ о создании эскадры самолётов «Илья Муромец» — первого в мире соединения тяжёлых четырёхмоторных бомбардировщиков.

Современный вид ДА начала приобретать в период холодной войны. 1950—1970-е годы стали периодом бурного развития советской дальней авиации.

Первым оригинальным стратегическим реактивным бомбардировщиком СССР стал Ту-16 «Барсук», который совершил первый полёт 27 апреля 1952 года. Спустя полгода в небо поднялся турбовинтовой Ту-95 «Медведь». В 1969 году СССР обрёл сверхзвуковой бомбардировщик Ту-22 (по кодификации НАТО — Blinder).

Вершиной развития советской конструкторской мысли стал Ту-160 «Белый лебедь» (по кодификации НАТО — Blackjack), который находится в эксплуатации с 1987 года. В настоящее время на вооружении ВКС стоят глубоко модернизированные версии советских машин: Ту-95МС, Ту-22М3 и Ту-160 (в том числе Ту-160М1). Кроме того, к ДА относят самолёты-разведчики Ту-22МР и топливозаправщики Ил-78.

Данные о количестве дальних самолётов, которыми обладают ВКС России, сильно расходятся. По информации отечественных СМИ, в авиапарке РФ 30 машин Ту-95, 12 — Ту-22М3 и 16 — Ту-160. То есть в общей сложности 58 машин.

По подсчётам Международного института стратегических исследований (IISS), в составе ДА России: 62 машины Ту-22М3, 50 — Т-95МС, 11 — Ту-160, пять — Ту-160М1 и один Ту-22MR (всего 139 машин). В составе ВКС развёрнуты четыре эскадрильи Tу-22M3, три эскадрильи Ту-95МС и одна эскадрилья Ту-160.

Коммерческий директор журнала «Арсенал Отечества» Алексей Леонков сообщил RT, что аналитики IISS, скорее всего, учитывают самолёты, находящиеся сейчас на хранении. По его словам, наиболее реальную цифру называют российские источники, и она не превышает 60—65 машин.

Вне зоны досягаемости

Дальняя авиация России является воздушным компонентом Стратегических ядерных сил (СЯС) РФ. Все самолёты ДА, стоящие на вооружении ВС РФ, способны наносить удары как ядерным, так и неядерным оружием. В задачи ДА входит уничтожение стратегически важных объектов в глубоком тылу противника. Кроме того, отечественные самолёты могут поражать крупные надводные цели.

Также по темеВ зоне поражения: какое оружие применяет российская армия в борьбе с террористами в Сирии Миссия Вооружённых сил РФ в Сирии стала крупнейшей зарубежной военной операцией современной России. Благодаря российским военным…

22 декабря 2017 года министр обороны РФ Сергей Шойгу сообщил, что за минувшие пять лет дальняя авиация выполнила 178 полётов в рамках воздушного патрулирования. С осени 2015 года Ту-95МС, Ту-22М3 и Ту-160 активно применялись для бомбардировок укреплённых объектов террористов в Сирии. Дальняя авиация опробовала как одиночные, так и групповые боевые вылеты.

В операции в арабской республике боевое крещение получили «Белые лебеди». В частности, Ту-160 успешно применили сверхдальние крылатые ракеты X-101 и X-55. Обе ракеты имеют свои варианты в ядерном исполнении — X-102 и X-555 соответственно.

«Ту-22М3 действует на тактической глубине. Радиус его боевого действия несколько ниже Ту-95 и Ту-160. Самолёт продемонстрировал свою эффективность в поражении хорошо укреплённых объектов противника в Афганистане и Сирии. Ту-22М3 также называют «убийцей авианосцев». Эта машина может успешно уничтожать крупные надводные силы», — отметил Леонков.

  • Дальний бомбардировщик Ту-22М3 наносит авиационный удар по объектам террористов в провинции Дейр-эз-Зор в Сирии
  • РИА Новости

По словам эксперта, не стоит списывать со счетов самый старый бомбардировщик ДА Ту-95МС, который является единственным турбовинтовым самолётом в мире, способным развивать скорость свыше 900 км/ч. Модернизированная версия Ту-95 может применять стратегическую крылатую ракету Х-101/102 «воздух — земля», дальность которой достигает 6—9 тыс. км.

Ту-160 не имеет аналогов в мире. Бомбардировщик способен преодолевать ПВО противника, развивая на сверхзвуке скорость в 2500 км/ч. «Белый лебедь» при необходимости поднимается на высоту до 22 тыс. м, находясь таким образом вне зоны досягаемости истребителей противника.

«Ту-160 — это действительно невероятная машина. Её практически невозможно перехватить. За нашим самолётом не успеет зенитная ракета и самый современный истребитель. Например, Ту-160 может держать на форсаже сверхзвуковую скорость в течение 45 минут, а потенциальный «охотник» на него F/A-18 — 10 минут», — сообщил Леонков.

Ставка на малозаметность

В 2015 году Минобороны РФ приняло решение о строительстве до 2023 года 50 машин Ту-160М2. Эксперты считают, что с этого момента начался важнейший за всю новейшую историю РФ этап в модернизации дальней авиации. В середине ноября 2017 года был собран первый за девять лет Ту-160, получивший название «Виталий Копылов».

22 декабря в интервью «Красной звезде» командующий дальней авиацией генерал-лейтенант Сергей Кобылаш заявил, что боевая эффективность Ту-160М2 будет в два с половиной раза выше его советского предшественника.

  • Бомбардировщик-ракетоносец Ту-160
  • РИА Новости

«Экономичные двигатели, обладающие более широкими ресурсными возможностями, позволят увеличить дальность полёта, что в совокупности с заявленной энерговооружённостью сохранит за стратегическим ракетоносцем Ту-160 лидирующие позиции среди стратегических ударных комплексов», — пояснил Кобылаш.

Также по темеПреображение «Белого лебедя»: в России запустят серийное производство стратегических ракетоносцев Ту-160М2 В четверг на лётно-испытательной станции Казанского авиационного завода им. С.П. Горбунова представили новый Ту-160. Согласно планам…

На Ту-160М2 будут установлены улучшенные системы бортовой радиоэлектроники и управления вооружением. На модернизированном «Белом лебеде» должна быть реализована концепция «стеклянной кабины» (замена механических индикаторов на дисплеи) и «открытого борта» (упрощённая схема интеграции компонентов оборудования от разных производителей).

Прежде всего, Ту-160М2 призваны заменить Ту-95МС, которые, как ожидается, будут сниматься с вооружения с 2025 года. «Белые лебеди» составят костяк воздушного компонента СЯС России до массового поступления ПАК ДА (Перспективный авиационный комплекс дальней авиации), которая призвана стать универсальной боевой машиной.

ПАК ДА будет изготовлен по схеме «летающее крыло». Первоначально планировалось, что перспективный самолёт будет сверхзвуковым. Однако в 2016 году СМИ сообщили о том, что Минобороны остановилось на дозвуковом варианте. Основными требованиями ПАК ДА являются оснащённость всеми видами ударных вооружений, включая гиперзвуковые, и малая заметность.

  • Компьютерное изображение возможного внешнего вида ПАК ДА
  • © Jozef Gatial

В бомбардировщике будут применяться новейшие технологии снижения радиолокационной заметности. Известно, что в конструкции самолёта будут использоваться радиопоглощающие материалы. При этом всё вооружение должно помещаться внутри корпуса. Первый полёт ПАК ДА ожидается в 2025 году.

«В ПАК ДА решили пожертвовать высокими скоростями в пользу улучшенных характеристик скрытности. При возможности наносить удары по целям с большого расстояния высокая скорость от бомбардировщика не требуется, а вот способность незаметно для противника выйти на дистанцию запуска ракет нужна», — пояснил ситуацию в беседе с RT профессор Академии военных наук Вадим Козюлин.

По мнению эксперта, в перспективе все дальние бомбардировщики будут включены в общее разведывательно-информационное поле межвойскового взаимодействия. С учётом развития средств доставки и поражения авиационной составляющей СЯС небесный ядерный щит страны можно считать надёжным сдерживающим фактором для потенциальных внешних агрессоров, подытожил Козюлин.

Командование дальней авиации

Командование Дальней авиации


Флаг ВВС России

Годы существования

2009 — наст. вр.

Страна

Россия

Подчинение

Главнокомандующему ВКС России

Входит в

ВВС России

Тип

Командование

Функция

защита

Дислокация

Москва Москва

Снаряжение

Бомбардировщики-ракетоносцы Ту-22М3, Ту-95МС, Ту-160

Участие в

Военная операция России в Сирии

Командиры

Действующий командир

генерал-лейтенант
Сергей Кобылаш

Известные командиры

см.список

Командование Дальней авиации — объединение Военно-воздушных сил России в подчинении главнокомандующего ВКС России. Является стратегической авиацией — компонентом стратегических ядерных сил России.

Ту-95МС ВВС России, 2011 год.Ту-160, 2011 год.Ту-22М3, 2011 год.

История

Датой создания Дальней авиации считается 10 (23) декабря 1914 год, когда император Николай II утвердил решение о создании эскадры воздушных кораблей «Илья Муромец». Начальником эскадры стал Михаил Шидловский (бывший морской офицер, председатель совета акционеров Русско-Балтийского вагонного завода, на котором строились воздушные корабли «Илья Муромец»).

К апрелю 1917 года в эскадру входило четыре боевых отряда, около 20 бомбардировщиков. В сентябре 1917 года германские войска подошли к Виннице, где в тот период дислоцировалась эскадра воздушных кораблей, поэтому самолеты сожгли, чтобы они не достались врагу.

Декретом Совета Народных Комиссаров от 22 марта 1918 года предписывалось сформировать Северную группу воздушных кораблей «Илья Муромец» в составе трех боевых единиц. Так началось возрождение Дальней авиации в РСФСР.

В 1933 году впервые в мире были сформированы тяжёлые бомбардировочные авиационные корпуса, которые получили на вооружение бомбардировщик ТБ-3. В январе 1936 года была сформирована первая авиационная армия резерва ВГК (армия особого назначения — АОН). В этом же году в войска стали поступать двухмоторные дальние бомбардировщики ДБ-3 (после модернизации — ДБ-ЗФ (Ил-4)). В 1936—1938 годах были созданы три воздушные армии особого назначения, которые были подчинены непосредственно Наркому обороны СССР.

В 1940 году была создана Дальнебомбардировочная авиация Главного Командования Красной Армии (ДБА ГК), а управления армий особого назначения расформированы. К середине 1941 года ДБА ГК включала пять авиакорпусов, три отдельных авиадивизии и один отдельный авиаполк: с общей сложности примерно 1500 самолетов (13,5% от общего самолетного парка ВВС Красной Армии) и почти 1000 боеготовых экипажей. Постановлением ГКО от 5 марта 1942 года Дальнебомбардировочная авиация была преобразована в Авиацию дальнего действия (АДД) с непосредственным подчинением Ставке Верховного Главнокомандования. Командующим АДД был назначен генерал Александр Голованов.

На базе 18-й воздушной армии постановлением Совета Министров СССР от 3 апреля 1946 года создается Дальняя авиация Вооружённых Сил СССР. В состав Дальней авиации вошли воздушные армии с управлениями в Смоленске, Виннице и Хабаровске:

  • 1-я воздушная армия Дальней авиации. Сформирована 9 апреля 1946 года на базе соединений 3-й воздушной армии со штабом в Смоленске. 20 февраля 1949 года на основании директивы Генерального штаба ВС СССР переименована в 50-ю воздушную армию Дальней авиации. В связи с сокращениями ВВС 1 июля 1960 года переформирована в 50-ю ракетную армию, а авиационные части сведены во 6-й отдельный тяжёлый бомбардировочный авиационный корпус.
  • 2-я воздушная армия Дальней авиации. Сформирована 9 апреля 1946 года на базе соединений 8-й воздушной армии и частей ВВС Киевского военного округа со штабом в Виннице. 20 февраля 1949 года на основании директивы Генерального штаба ВС СССР переименована в 43-ю воздушную армию Дальней авиации. В связи с сокращениями ВВС 1 июля 1960 года переформирована в 43-ю ракетную армию, а авиационные части сведены во 2-й отдельный тяжёлый бомбардировочный авиационный корпус.
  • 3-я воздушная армия Дальней авиации. Сформирована 9 апреля 1946 года на базе соединений 7-й воздушной армии со штабом в Московской области (1945—1946 гг.), с 1946 г. — в Хабаровске. 20 февраля 1949 года на основании директивы Генерального штаба Советской Армии переименована в 65-ю воздушную армию Дальней авиации. В связи с сокращениями ВВС в середине 1953 года расформирована.
  • 5-я воздушная армия Дальней авиации. Сформирована в 1957 году на базе частей и соединений 84-го тяжёлого бомбардировочного авиационного корпуса со штабом в Благовещенске. В связи с сокращениями ВВС 1 июля 1960 года переформирована в 8-й тяжёлый бомбардировочный авиационный корпус.

Поступивший на вооружение в 1948 г. бомбардировщик Ту-4 стал первым советским носителем ядерного оружия. По решению Совета Министров СССР от 29 августа 1951 года № 3200-1513 Военное Министерство СССР приступило к формированию части, вооружённой атомными бомбами, с условным наименованием «Учебно-тренировочная часть № 8» в составе 22 боевых самолётов-носителей Ту-4. Она была дислоцирована на аэродроме Болбасово. Командиром полка был назначен полковник В. А. Трёхин. В 1954 г. на базе этой части создали первый авиационный полк самолётов-носителей ядерного оружия — 402-й тбап во главе с полковником Н. И. Парыгиным, а немного позднее и вторую такую часть — 291-й тбап полковника Н. М. Калинина. Оба авиаполка вошли в так называемую «специальную» авиадивизию — 160-ю тбад полковника В. А. Трёхина, подчинявшуюся напрямую заместителю Главнокомандующего ВВС — начальнику 6-го управления ВВС генерал-лейтенанту авиации Н. И. Сажину.

В 1954 году на вооружение Дальней авиации поступил первый советский реактивный дальний бомбардировщик Ту-16. По состоянию на 1 января 1955 г. в Дальней авиации имелось 30 тяжелых бомбардировочных полков, входивших в состав:

  • двух тбад на бомбардировщиках Ту-16 (54 самолёта при штате 130 самолётов);
  • десяти тбад на Ту-4 (63-94 самолёта в дивизии, укомплектованы на 100%).

Одна дивизия на Ту-16 (43 самолёта) и одна дивизия на Ту-4 (63 самолёта) считались специальными (т.е. соединениями самолётов-носителей ядерного оружия) и прошли соответствующую подготовку.

Помимо бомбардировщиков в состав Дальней авиации входили:

  • пять авиационных полков дальних разведчиков на самолётах Ту-4 (по 18 машин при штате 22 Ту-4);
  • семь истребительных авиаполков МиГ-15бис в составе двух истребительных авиадивизий (по 76 машин при штате 116 самолётов) и одного отдельного истребительного авиаполка (33 МиГ-15бис при штате 36 самолётов);
  • транспортная авиадивизия (35 Ли-2).

По состоянию на 1 января 1958 года в Дальней авиации имелись на вооружении 1120 реактивных бомбардировщиков Ту-16 и 778 поршневых бомбардировщиков Ту-4.

С 1958 года в составе Дальней авиации начали формироваться так называемые «инженерные» полки (первые два — на основе 362-го и 454-го тбап), которые на самом деле предназначались для эксплуатации и боевого применения первых советских стратегических ракет средней дальности Р-12 и Р-14 — таких полков к декабрю 1959 г. было создано десять. С 1959 г. в ракетные стали преобразовываться непосредственно авиационные полки; в частности, 37-й, 198-й, 229-й, 250-й, 157-й тбап. Несколько полков бомбардировщиков Ту-16 передали в состав Авиации ВМФ (12-й, 169-й, 172-й и 240-й тбап).

В 1954—1955 годах в составе Дальней авиации на самолётах Ту-4К была сформирована 116-я тяжёлая авиационная дивизия для первых отечественных самолётов-снарядов (термин «крылатая ракета» был введен приказом Министра обороны СССР взамен термина «самолёт-снаряд» в 1960 г.) КС-1 Комета.

В 1960 году в связи с созданием РВСН два управления воздушных армий Дальней авиации из трёх были переданы в состав РВСН.

В 1961 году была изменена организация Дальней авиации, основу которой составили три отдельных тяжёлых бомбардировочных корпуса:

  • 2-й отдельный тяжёлый бомбардировочный авиационный корпус (Винница);
  • 6-й отдельный тяжёлый бомбардировочный авиационный Краснознамённый корпус (Смоленск);
  • 8-й тяжёлый бомбардировочный авиационный корпус (Благовещенск).

Для управления полками и дивизиями бывшей 43-й воздушной армии сформировали 2-й отдельный тяжёлый бомбардировочный авиакорпус Дальней авиации с дислокацией в Виннице.

В 1961 году во 2-й отбак входили:

  • 13-я гв. тбад (Полтава) в составе 184-го (Прилуки), 185-го и 225-го тбап на самолётах Ту-16 (оба на аэродроме Полтава);
  • 15-я гв. тбад (Житомир) в составе 250-го тбап (Стрый), 251-го тбап (Белая Церковь) на самолётах Ту-16 и 341-го тбап (Озёрное) на самолетах Ту-22;
  • 106-я тбад (Узин) в составе 182-го тбап (Моздок), 409-го и 1006-го тбап (оба на аэродроме Узин) на самолётах Ту-95К и Ту-95М;
  • 199-й гв. одрап (Нежин) на самолётах Ту-16.

Для управления полками и дивизиями бывшей 50-й воздушной армии в 1960 г. сформировали 6-й отдельный тяжёлый бомбардировочный авиакорпус Дальней авиации с дислокацией в Смоленске.

В 1961 году в него входили:

  • 22-я гв. Донбасская тбад (Бобруйск) в составе 121-го тбап (Мачулищи), 200-го тбап (Бобруйск) на самолётах Ту-16 и 203-го тбап (Барановичи) на самолётах Ту-22;
  • 55-я Сталинградская тбад (Мигалово) в составе 45-го тбап (Мигалово), 173-го тбап (Мигалово) и 52-го тбап (Шайковка) на самолётах Ту-16;
  • 201-я тбад (Энгельс) в составе 1096-го и 1230-го тбап на самолётах 3М (оба на аэродроме Энгельс);
  • 326-я Тарнопольская тбад (Тарту) в составе 132-го тбап (Тарту), 402-го тбап (Болбасово) и 840-го тбап (Сольцы) на самолётах Ту-16;
  • 290-й одрап (Зябровка) на самолётах Ту-22Р;
  • 179-я оаэ (Шауляй) на самолётах М-4.

В 1980 году на базе этих корпусов были сформированы три воздушных армии Верховного Главнокомандования:

  • 46-я воздушная Краснознамённая армия Верховного Главнокомандования стратегического назначения (Смоленск);
  • 30-я воздушная армия Верховного Главнокомандования стратегического назначения (Иркутск);
  • 24-я воздушная армия Верховного Главнокомандования оперативного назначения (Винница).

Командование Дальней авиации переформировано в 37-ю воздушную армию Верховного Главнокомандования стратегического назначения с базированием штаба в Москве.

Командование Дальней авиации воссоздано 25 февраля 1988 года. В его состав вошли:

  • 30-я воздушная армия Верховного Главнокомандования стратегического назначения (Иркутск);
  • 37-я воздушная армия Верховного Главнокомандования стратегического назначения (Москва);
  • 46-я воздушная Краснознамённая армия Верховного Главнокомандования стратегического назначения (Смоленск);
  • 43-й центр боевого применения и переучивания лётного состава Дальней авиации (Рязань).

1 апреля 1998 года командование Дальней авиации было преобразовано в 37-ю воздушную армию Верховного Главнокомандования (стратегического назначения). В

5 августа 2009 года 37-я воздушная армия Верховного Главнокомандования стратегического назначения была вновь переформирована в командование Дальней авиации.

В рамках исполнения гособоронзаказа, на Казанском авиационном заводе имени Горбунова с 2017 года проводится модернизация самолётов Ту-160 (Ту-160М) и Ту-214 для дальней авиации. Поставка первых модернизированных самолётов запланирована на 2021 год.

Участие в операциях

Ту-160 в сопровождении Су-30 выполняет боевую задачу в Сирии

  • Военная операция России в Сирии — с 17 ноября 2015 года.

Командующие

  • Голованов Александр Евгеньевич, главный маршал авиации (1946—1948)
  • Руденко Сергей Игнатьевич, генерал-полковник авиации (1950—1953)
  • Новиков Александр Александрович, главный маршал авиации (1953—1955)
  • Судец Владимир Александрович, маршал авиации (1955—1962)
  • Решетников Василий Васильевич (1969—1980)
  • Горбунов Иван Владимирович, генерал-полковник авиации (1980—1985)
  • Дейнекин Пётр Степанович, генерал-лейтенант (1985—1990)
  • Калугин Игорь Михайлович, генерал-полковник (1990—1997)
  • Опарин Михаил Михайлович, генерал-лейтенант (1998—2002)
  • Хворов Игорь Иванович, генерал-лейтенант (2002—2007)
  • Андросов Павел Васильевич, генерал-майор (2007—2009)
  • Жихарев Анатолий Дмитриевич, генерал-лейтенант (2009—2016)
  • Кобылаш Сергей Иванович, генерал-лейтенант (16 сентября 2016 — н. в.)

Вооружение

На вооружении Дальней авиации находятся стратегические бомбардировщики-ракетоносцы Ту-95МС и Ту-160, а также дальние бомбардировщики Ту-22М3:

  • 64 самолёта Ту-95МС
  • 16 самолётов Ту-160
  • около 150 самолётов Ту-22М3

Состав

  • Штаб, в/ч 44402 (г. Москва)
  • 63-й Митавский отдельный узел связи автоматизированных средств управления, в/ч 83069 (Смоленская обл., г. Смоленск, аэр. Смоленск-Северный).
  • 22-я гвардейская тяжёлая бомбардировочная авиационная Донбасская Краснознамённая дивизия (Саратовская обл., г. Энгельс):
    • 121-й гвардейский тяжелый бомбардировочный Севастопольский Краснознаменный авиационный полк в/ч 85927 (бывш. в/ч 06987) (Саратовская обл., г. Энгельс)
      техника: 7 ед. Ту-160М (02 «Василий Решетников», 04 «Иван Ярыгин», 10 «Николай Кузнецов», 11 «Василий Сенько», 17 «Валерий Чкалов» 18 «Андрей Туполев», 9 «Валентин Близнюк»), 9 ед. Ту-160 (03 «Павел Таран», 05 «Александр Голованов», 06 «Илья Муромец», 07 «Александр Молодчий», 08 «Виталий Копылов», 12 «Александр Новиков», 14 «Игорь Сикорский», 15 «Владимир Судец», 16 «Алексей Плохов»)
    • 184-й гвардейский тяжелый бомбардировочный Полтавско-Берлинский Краснознаменный авиационный полк (Саратовская обл., г. Энгельс)
      техника: 18 ед. Ту-95МС (10 «Саратов», 11 «Воркута», 12 «Москва», 14 «Воронеж», 15,»Калуга» 16 «Великий Новогород», 17, 18, 19 «Красноярск», 20 «Дубна», 21 «Самара», 22 «Козельск», 23, 24, 25, 27 «Изборск», 28 «Севастополь», 29 «Смоленск»)
    • 52-й гвардейский тяжелый бомбардировочный авиационный полк (ТБАП), в/ч 33310 (Калужская обл., п. Шайковка, аэр. Шайковка). техника: 23 ед. Ту-22М3
      (01, 06, 12, 15, 16, 17, 21, 22, 24 «Михаил Шидловский», 25 «Юрий Денеко», 26, 28, 35, 36, 38, 41, 42, 43, 44, 45, 46, 48, 49 «Александр Березняк»)
      • авиационная комендатура 52-го гвардейского ТБАП, в/ч 33310-А (Новгородская обл.г. Сольцы, аэр. Сольцы)
    • 40-й смешанный авиационный полк (САП), в/ч 36097 (Мурманская обл, г. Оленегорск-8, п. Высокий, аэр. Оленья)
      техника: 4 ед. Ан-12 (10, 11, 19, 26), 3 ед. Ми-26 (80, 81, 82), , 6 ед. Ми-8MT (07, 17, 70, 77, … )
      • авиационная комендатура 40-го САП, в/ч 36097-А (Республика Коми, г. Воркута, аэр. Советский).
  • 326-я тяжёлая бомбардировочная авиационная Тарнопольская ордена Кутузова дивизия (Амурская область, п. Серышево-2, с. Украинка):
    • 79-й тяжелый бомбардировочный ордена Красной Звезды авиационный полк (ТБАП), в/ч 62266 (Амурская обл., п. Серышево-2, с. Украинка, аэр. Украинка)
      техника: 14 ед. Ту-95МС (01 «Иркутск», 02 «Моздок», 03, 04, 06, 07, 10, 20, 21, 22, 26, 28, 41, 43)
    • 182-й гвардейский тяжелый бомбардировочный Севастопольско-Берлинский Краснознаменный авиационный полк (ГТБАП), в/ч 75715 (Амурская обл., п. Серышево-2, с. Украинка, аэр. Украинка). техника: 16 ед. Ту-95МС (45, 47, 49 ,50, 51, 52, 53, 54, 55, 56, 57, 58, 59 «Благовещенск», 60, 61, 62)
      • авиационная комендатура 182-го ГТБАП, в/ч 75715-А (Чукотский АО, г. Анадырь, аэр. Угольный).
    • 200-й гвардейский тяжелый бомбардировочный Брестский Краснознаменный ордена Суворова авиационный полк, в/ч 35020 (бывш. в/ч 62266-Б) (Иркутская обл., Усольский р-н, п. Средний, аэр. Белая). Техника: 15 ед. Ту-22М3 (01, 02, 21, 22, 25, 26, 27, 30, 31, 33, 34, 37, 46, 58, 67)
      • авиационная комендатура 200-го ГТБАП, в/ч 35020-А (Республика Саха — Якутия, Булунский улус, п. Тикси, аэр. Тикси): 1 ед. Ми-8AMTSh-VA (17)
      • авиационная комендатура (о-в Котельный, Новосибирские о-ва, аэр. Темп).
    • 444-й тяжелый бомбардировочный авиационный полк (Иркутская обл., Усольский р-н, п. Средний, аэр. Белая). Полк переведен из Воздвиженки.
      Техника перенесена из Советская Гавань. техника: 14 ед. Ту-22М3 (03, 24, 37, 42, 43, 47, 48, 50, 51, 53, 54, 55, 56, 58)
    • 181-я отдельная смешанная авиационная эскадрилья (Иркутская обл., Усольский р-н, п. Средний, аэр. Белая)
      техника: 2 ед. Ан-12, 3 ед. Ан-30 (30, 31, 33), 2 ед. Ан-26 (58, 59)
  • 43-й гвардейский Орловский центр боевого применения и переучивания летного состава дальней авиации, в/ч 41521 (г. Рязань, аэр. Дягилево):
    • 49-й инструкторский тяжелый бомбардировочный Краснознаменный авиационный полк в/ч 52654 (г. Рязань, аэр. Дягилево)
      техника: 6 ед. Ту-95МС(20 «Рязань», 22 «Челябинск», 23 …) , 6 ед. Ту-22М3 (33, 34, 35, …), 1 ед. Ил-78 (34), 1 ед. Ту-134AK, 2 ед. Ми-8МТ
    • 27-й смешанный авиационный полк, в/ч 77977 (г. Тамбов, аэр. Тамбов): 2 ед. Ан-12, 8 ед. Ан-26, 10 ед. Ту-134УБЛ (УБШ).
  • 203-й отдельный гвардейский авиационный Орловский полк самолётов-заправщиков (г. Рязань, аэр. Дягилево)
    техника: 12 ед. Ил-78М (30, 31, 32, 35, 36, 50, 51, 52, 80, 82, 83, 1 ед. Без борта), 6 ед. Ил-78 (33, 79, 81 , 86, 2 ед. Без борта)
  • Музей Дальней авиации, в/ч 41521 (г. Рязань, аэр. Дягилево).

> Базирование

Командование (штаб) дальней авиации — город Москва. Соединения и части базируются на всей территории России.

Примечания

  1. Голованов А. Е. Дальняя бомбардировочная… Воспоминания Главного маршала авиации 1941—1945. — М.: Центрполиграф, 2007. — (Без купюр). — ISBN 978-5-9524-3033-4.
  2. Директива Генерального Штаба № орг/1/120030 от 10.01.1949 г.
  3. Николаев А. ДАЛЬНЯЯ АВИАЦИЯ: САМОЛЕТЫ И ЛЮДИ
  4. А.Николаев. ДАЛЬНЯЯ АВИАЦИЯ: САМОЛЕТЫ И ЛЮДИ
  5. Глава военного ведомства проконтролирует ход работ по производству и модернизации самолётов дальней авиации в Казани / mil.ru, 30.01.2019
  6. Массированные авиационные удары крылатыми ракетами и авиабомбами по объектам ИГИЛ нанесли самолеты Дальней авиации ВКС России : Министерство обороны Российской Федерации

> Литература

  • Голованов А. Е. . — М.: Центрполиграф, 2007. — (Без купюр). — ISBN 978-5-9524-3033-4.

> См. также

  • День дальней авиации ВКС России
  • 8-я воздушная армия (США)

Ссылки

  • Информация на сайте Минобороны России
  • Крылья ядерной триады / Журнал «Армейский стандарт»

100 лет Дальней авиации России: от Николая II до наших дней

«Илья Муромец» – прадед Дальней авиации России

23 декабря 1914 года указом императора Николай II создана эскадра воздушных кораблей «Илья Муромец», начальником которой стал Михаил Шидловский. Так появилось первое в мире соединение тяжелых четырехмоторных бомбардировщиков и «родилась» Дальняя авиация России. При этом сам «прадедушка» современных бомбардировщиков впервые поднялся в воздух 23 декабря 1913 года.

С-22, более известного как «Илья Муромец», создал авиаконструктор Игорь Сикорский на Русско-Балтийском вагонном заводе. Это был деревянный биплан огромных размеров с четырьмя моторами, которые должны были поднять в воздух машину весом более пяти тонн. «Муромец» имел две орудийно-пулеметные площадки – одна находилась между полозьями шасси, вторая должна была размещаться на фюзеляже.

Во время первого полета биплана за штурвалом сидел сам Сикорский, а через полгода после испытания машины поступил первый заказ на десять самолетов для российской армии. «Муромцы» имели особое значение, поэтому летный состав формировался только офицерами. Даже бортмеханик обязан был иметь офицерское звание.

Весной 1914 года первого «Илью Муромца» переоборудовали в гидроплан с более мощными двигателями, — так появились серийные бомбардировщики «типа Б». Они были оснащены двумя пулеметами, бомбодержателями и простейшим бомбовым прицелом. Экипаж машины состоял из шести человек. 5 июня 1914 года самолет поставил рекорд продолжительности полета, который составил 6 часов 33 минуты и 10 секунд.

Дальняя авиация России в Первой мировой войне

Эскадра была оснащена большим штатом летного и наземного состава, собственными ремонтными мастерскими, складами, подразделениями связи, метеослужбой, летной школой с учебными самолетами, автопарком и даже зенитной артиллерией. За 1914 – 1918 годы самолеты серии «Илья Муромец» выполнили около 400 боевых вылетов на разведку и бомбардировку объектов противника. За это время было уничтожено 12 истребителей врага, в то время как Россия потеряла лишь один «Муромец».

Во время войны самолеты активно модернизировались. К лету 1916 года эскадра получила два новых самолета «типа Е», взлетный вес которых превышал семь тонн. Эти бомбардировщики имели восемь огневых точек, обеспечивавших сферический обстрел, и бомбовую нагрузку 800 килограммов.

К 1917 году Сикорский создал чертежи нового, еще более мощного «Муромца» «типа Ж». Планировалось построить до 120 тяжелых бомбардировщиков. Но произошла Февральская революция, и начался постепенный развал уникальной структуры эскадры. Шидловский был объявлен монархистом и снят с должности. Эскадру сначала лишили исключительности, а через некоторое время вообще предложили расформировать.

В сентябре 1917 года немецкая армия подошла к Виннице, где в то время дислоцировалась эскадра воздушных кораблей. При отступлении было принято решение сжечь самолеты, чтобы они не достались врагу. Последний боевой вылет «Илья Муромец» совершил 21 ноября 1920 года. Позже самолеты использовались на почтово-пассажирской авиалинии и в школе авиации.

Первые самолеты Андрея Туполева

Качественно новый этап развития Дальней авиации России связан с принятием на вооружение бомбардировщика ТБ-3. Самолет был спроектирован под руководством Андрея Туполева. Разработка новой машины велась с 1926 года. За основу был взят туполевский ТБ-1, это был первый в мире серийный цельнометаллический тяжелый двухмоторный бомбардировщик-моноплан. Пилотная модель с лыжным шасси была испытана в декабре 1930 года, а уже в феврале 1931 года самолет был запущен в серийное производство. ТБ-3 создавались крупной серией, что позволило сформировать тяжелые бомбардировочные авиационные корпуса, которых в то время не имело ни одно государство.

В 1931 году конструктор создал эскизный проект пассажирского варианта бомбардировщика ТБ-4 — АНТ-20, который получил прозвище «Максим Горький». Он мог использоваться как агитационный, пассажирский или транспортный самолет, кроме того АНТ-20 мог служить передвижным штабом для высшего руководства страны.

Первый полет «Максим Горький» выполнил 17 июня 1934 года, за штурвалом находился лётчик-испытатель Михаил Громов. Самолет установил два мировых рекорда — поднял грузы массой 10 тысяч килограммов и 15 тысяч килограммов на высоту пять тысяч метров. Примечательно, что на «Максиме Горьком» совершил полет Антуан де Сент-Экзюпери. Просуществовал АНТ-20 чуть больше года. 18 мая 1935 года во время демонстрационного полета один из самолетов сопровождения врезался в «Максима Горького», после чего он потерпел крушение и был полностью разрушен.

В 1932 году бригадой Павла Сухого под руководством Андрея Туполева был разработан цельнометаллический свободнонесущий однодвигательный низкоплан АНТ-25. На этом самолете лучшие летчики того времени поставили несколько рекордов. Так 20 июля 1936 года под командованием Валерия Чкалова был совершен 56-часовой перелет из Москвы на Дальний Восток протяженностью 9375 километров. 18 июня 1937 года АНТ-25 совершил перелет по маршруту Москва — Северный полюс — США. Командиром экипажа также был Чкалов.

Через месяц самолет повторил маршрут, только конечной точкой значился не штат Вашингтон, как было при первом полете, а штат Калифорния. При выполнении этого перелета были установлены мировой рекорд дальности по прямой линии — 10148 километров и мировой рекорд дальности по ломаной линии — 11500 километров.

Конструкторское бюро Ильюшина

В 1933 году в Главном управлении авиационной промышленности решили собрать всех авиаконструкторов страны под одной крышей. Так появилось Центральное конструкторское бюро, начальником которого стал Сергей Ильюшин. К 1935 году конструкторам во главе с Ильюшиным удалось создать новый двухмоторный дальний бомбардировщик ДБ-3. На нем были проведены летные испытания и дальний беспосадочный перелет с полной боевой нагрузкой по маршруту Москва — Баку — Москва под руководством летчика-испытателя Владимира Коккинаки. В 1936 году ДБ-3 начали поступать на вооружение отечественной армии.

Работая над совершенствованием этой модели, Ильюшин в 1938 году разработал ДБ-3Ф, который получил название Ил-4. Этот самолет был оснащен более мощными двигателями и улучшенным вооружением. В 1940 году Ил-4 сменил самолет ДБ-3 в серийном производстве. Машины Ильюшина принимали участие в советско-финской войне зимой 1939-1940 года, в Великой Отечественной войне и в советско-японской войне. Всего было произведено 1528 самолетов серии ДБ-3.

В предвоенные годы, как в Советском Союзе, так и за рубежом, предпринимались попытки создания самолета-штурмовика. Первым решил эту задачу Ильюшин. Позже боевой самолет – штурмовик Ил-2 — принес славу конструктору. В 1970 году, после ухода Ильюшина на пенсию, конструкторское бюро продолжило выпускать самолеты Ил-62М, Ил-76, Ил-86, Ил-96-300, Ил-114, Ил-96М, разработанные знаменитым авиаконструктором.

Авиация в Великой Отечественной войне

Первые боевые вылеты в Великой Отечественной войне экипажи Дальней авиации выполнили 22 июня 1941 года. Во время боевых действий они решали как стратегические, так и оперативно-тактические задачи. Уже на второй день войны дальние бомбардировщики совместно с морской авиацией бомбили Данциг, Кенигсберг, Варшаву, Краков, Бухарест.

В распоряжении советских военных были такие машины, как Пе-8, ДБ-3, Ил-4 и Пе-2. Основным боевым самолетом стал Ил-4. К весне 1942 года армии было передано восемь дивизий дальних бомбардировщиков, которые состояли из 341 самолета и 367 экипажей. В годы войны Дальняя авиация принимала участие во всех крупных операциях Красной Армии, выполняя специальные задания. Всего было осуществлено около 220 тысяч боевых вылетов, сброшено 2 миллиона 276 тысяч бомб различного калибра. 269 солдат и офицеров Дальней авиации стали Героями Советского Союза, шестеро из них удостоены этого звания дважды.

После окончания Великой Отечественной войны Дальняя авиация практически осталась без современного самолетного парка. Из 1839 самолетов лишь относительно малая часть — 32 четырехмоторных бомбардировщика Пе-8 — была способна решать стратегические задачи, остальные борты устарели. В связи с этим было принято решение о создании копии американского самолета В-29. В 1947 году в Казани и Куйбышеве силами конструкторского бюро Туполева, началась массовая постройка тяжелых бомбардировщиков Ту-4. В кратчайший срок была проделана огромная работа по адаптации машины под отечественные требования и запуску ее в серийное производство. Уже в 1951 году бомбардировщики Ту-4 стали носителями ядерного оружия.

Новая жизнь Дальней авиации

В середине 1950-х годов произошел качественный скачок в развитии советской Дальней авиации. Именно в это время на вооружение СССР были приняты три дальних бомбардировщика — Ту-16, Ту-95 и ЗМ, призванные составить конкуренцию американским аналогам.

Ту-16 (разработан КБ Туполева, прозвище – «Барсук») представляет собой моноплан со стреловидным среднерасположенным крылом. Первый самолёт был собран в Казани в октябре 1953 года. Экипаж Ту-16 состоял по меньшей мере из шести человек. Штатным оборонительным вооружением были три дистанционные башенные установки и одна носовая пушечная установка ПУ-88. Кроме того, на самолёте было семь 23-миллиметровых пушек АМ-23.

Бомбардировщики Ту-16 на протяжении десятилетий принимали участие во многих конфликтах – «шестидневной войне» 1967 года, арабо-израильской войне 1973 года, а также войне в Афганистане.

Первое испытание турбовинтового стратегического бомбардировщика-ракетоносца Ту-95 (прозвище «Медведь») проходило в ноябре 1952 года. Самолет представляет собой цельнометаллический свободнонесущий среднеплан с четырьмя турбовинтовыми двигателями, расположенными в стреловидных крыльях. Оснащался двигателями НК-12, которые до сих пор остаются самым мощным турбовинтовым двигателями в мире.

Бомбовая нагрузка Ту-95 может достигать 12 тысяч килограмм. В фюзеляжном бомбовом отсеке допускается размещение авиационных бомб калибром до десяти тысяч килограмм. Летом 2010 года был установлен мировой рекорд беспосадочного полёта для серийных Ту-95 — за 43 часа бомбардировщики пролетели около 30 тысяч километров над тремя океанами.

Советский стратегический бомбардировщик ЗМ производился в 1956-1960-е годы. Главной особенностью самолёта стал новейший комплекс вооружения с крылатой ракетой Д-5, которая могла поражать сильно защищённые морские и сухопутные цели. При этом дальность полёта ракеты составила 280 километров, а скорость превышала звуковую в три раза. Интересно, что самолётов 3М в строю оказалось больше, чем Ту-95 в бомбардировочном варианте, и до поступления на вооружение ракетоносцев они считались главной ударной силой Дальней авиации.

Дальняя авиация во время «холодной войны»

После окончания Второй мировой войны в Европе произошёл передел территории по сферам влияния. Образовались два основных военно-политических блока — НАТО и Организация Варшавского договора, которые на протяжении долгого времени находились в состоянии постоянного противостояния. По мнению многих историков, начавшаяся «холодная война» в любой момент могла перерасти в Третью мировую войну.

В годы «холодной войны» Дальняя авиация являлась надежным ядерным щитом СССР, до 1961 года она была эффективным средством сдерживания ядерных притязаний США. Именно в составе Дальней авиации начали формироваться первые ракетные полки, а также развернута первая ракетная дивизия.

В послевоенные годы основное направление развития ВВС СССР — переход от поршневой авиации к реактивной. Так, в конце 1940-х годов появился фронтовой бомбардировщик с турбореактивным двигателем Ил-28. Этот самолёт ознаменовал появление реактивной авиации второго дозвукового поколения.

В начале 1970-х годов на базе Ту-22 создается авиационно-ракетный комплекс К-22. Развитием сверхзвукового Ту-22 стал многорежимный Ту-22М, первый полет которого состоялся в 1969 году. В это же время появились еще две модификации самолета – Ту-22М2 и Ту-22М3.

Одним из символов «холодной войны» считается сверхзвуковой стратегический бомбардировщик-ракетоносец Ту-160, разработанный Валентином Близнюком. «Белый лебедь», как окрестили Ту-160, — самый крупный и мощный в истории военной авиации сверхзвуковой самолёт с изменяемой геометрией крыла. Как отмечают эксперты, толчком для создания нового бомбардировщика послужило решение Вашингтона разработать новейший стратегический бомбардировщик (впоследствии получивший название B-1).

Первый полёт прототипа Ту-160 состоялся 18 декабря 1981 года на аэродроме «Раменское». Самолет был запущен в серийное производство на Казанском авиационном заводе через три года — в 1984 году.

В мае 2003 года два Ту-160 выполнили уникальный полет над Индийским океаном, который проходил через воздушные пространства иностранных государств. До этого такие полеты отечественная Дальняя авиация не выполняла. В сентябре этого года два Ту-160 из Энгельса совершили перелет в Венесуэлу.

Кто делает российскую авиацию по-настоящему дальней

Ил-78 (главный конструктор самолета Радий Папковский) — на сегодняшний день единственный специализированный тип самолётов-топливозаправщиков на балансе Вооруженных сил России. Его взлетная масса составляет 190 тонн, в фюзеляже самолета установлены две цилиндрические ёмкости более чем на 23 тысячи литров. Ил-78 при взлётной массе почти в 200 тонн и удалении от аэродрома вылета в тысячу километров в состоянии передать до 65 тонн топлива, а при удалении в 2500 километров — до 36 тонн. Он может дозаправлять в воздухе один «тяжёлый» самолет или две «лёгкие» машины.

Помимо дозаправки в воздухе, Ил-78 может служить и танкером для перевозки горючего. В числе других задач самолета — патрулирование и боевое дежурство стратегических ракетоносцев над Арктикой, Тихим и Атлантическим океанами.

Будущее Дальней авиации России

В настоящий момент КБ Туполева разрабатывает Перспективный авиационный комплекс Дальней авиации (ПАК ДА) стратегический бомбардировщик-ракетоносец нового поколения. Как ожидается, технический проект нового самолета будет полностью завершён к следующему году. Первый полет ПАК ДА запланирован на 2019 год, а начало эксплуатации — на 2025.

Пока о новом самолете известно немного. Сообщается, что он будет выполнен по схеме «летающее крыло». Значительный размах крыльев и особенности конструкции не позволят бомбардировщику преодолеть скорость звука, вместе с тем будет обеспечена пониженная заметность для радаров. Двигатель, скорее всего, будет создан с использованием технологий унифицированного газогенератора НК-32.

Как отмечают разработчики, самолёт должен быть способен применять все существующие и перспективные виды оружия — крылатые ракеты стратегического класса, противокорабельные ракеты, высокоточное бомбы, а также оборонительное авиационное вооружение. Максимальная взлётная масса пока не определена, предварительная оценка — от 100 до 200 тонн.

Александр Виноходов, Елена Скутнева, Георгий Коровин, TVC.RU

Ежегодно 23 декабря в России отмечается День дальней авиации – профессиональный праздник всех военнослужащих, имеющих непосредственное отношение к дальней авиации ВВС России. Это сравнительно молодой праздник. Он был учрежден лишь в 1999 году по приказу главнокомандующего ВВС страны Анатолия Корнукова.

Праздничная дата безусловно была выбрана неслучайно, она имеет под собой историческое обоснование. Именно 23 декабря 1913 года свой первый испытательный полет совершил четырехмоторный тяжелый бомбардировщик «Илья Муромец». Это первый в мире серийный многомоторный бомбардировщик авиаконструктора Игоря Ивановича Сикорского. Его по праву называют «прадедушкой» всех современных стратегических бомбардировщиков ВКС России. Лишь год спустя – 23 декабря 1914 года вышел императорский указ Николая II. В результате в России было утверждено постановление Военного совета о формировании эскадры бомбардировщиков «Илья Муромец». Данное событие стало отправной точкой в истории тяжелой бомбардировочной авиации не только в нашей стране, но и во всем мире. В 2018 году дальняя авиация России отмечает уже свой 104-й день рождения.

Первая мировая

В годы Первой мировой войны экипажи эскадры бомбардировщиков «Илья Муромец» совершили порядка 400 боевых вылетов. В 1917 году в составе эскадры насчитывалось 20 четырехмоторных бомбардировщиков. После Октябрьской революции в марте 1918 года началось формирование Северной группы воздушных кораблей (СГВК). Самолеты «Илья Муромец» данной группы должны были привлекаться для полярных экспедиций и разведки Северного морского пути. Однако напряженная обстановка и ожесточенные сражения на фонтах гражданской войны в России не позволили реализоваться данному проекту. В ноябре 1918 года СГВК была переименована в Авиагруппу. Авиагруппа, в свою очередь, в 1919 году получила официальное название – Дивизион воздушных кораблей.

Дальнейшее развитие дальней авиации в нашей стране было связано с принятием на вооружение в 1930-е годы тяжелого бомбардировщика ТБ-3. Он был спроектирован известным авиаконструктором Андреем Николаевичем Туполевым. В 1936 году в части ВВС РККА начали поступать новые бомбардировщики ДБ-3, а также и ДБ-3Ф, сконструированные в КБ Сергея Ильюшина.

В 1936-1938 годах авиационные бригады и корпуса тяжелых бомбардировщиков сводятся в три отдельных воздушных армии особого назначения. Все три армии находились в непосредственном подчинении наркома обороны СССР. В 1940 году части и соединения тяжелых бомбардировщиков вошли в сформированную дальнебомбардировочную авиацию главного командования Красной Армии (ДБА ГК). К началу Великой Отечественной войны в состав ДБА ГК входило 5 авиационных корпусов, 3 отдельных авиационных дивизии и один отдельный авиаполк. По мнению специалистов, на 22 июня 1941 года ДБА насчитывала всего порядка 1500 самолетов и практически 1000 подготовленных экипажей, находящихся в полной боевой готовности.

Великая Отечественная

Первые боевые вылеты советские дальние бомбардировщики совершили уже 22 июня 1941 года. В годы войны экипажи дальней авиации приняли участие во всех крупных сражениях Красной Армии. А также выполняли специальные задания советского командования.

Уже в ходе войны в марте 1942 года дальнебомбардировочная авиация была реорганизована в авиацию дальнего действия, а в декабре 1944 года – в 18-ю воздушную армию. В 1946 году на базе этой армии была образована Дальняя авиация ВС СССР. Всего за годы Великой Отечественной войны летный состав дальних бомбардировщиков осуществил порядка 220 тысяч боевых вылетов. В результате, на позиции и объекты инфраструктуры противника сбросили более двух миллионов авиационных бомб различных калибров.

Послевоенные годы

В 1950-е годы принимается на вооружение реактивная техника. Встали в строй дальние бомбардировщики Ту-16 и стратегические бомбардировщики Ту-95 и 3М. После этого бесспорно произошел настоящий качественный скачок в развитии дальней авиации Советского Союза. В те же годы самолеты и экипажи дальней авиации приступили к освоению неба над Арктикой. За годы с 1970 по 1980-е состав дальней авиации пополнили новые авиационные комплексы. Ту-22М3, Ту-95МС и Ту-160 получили на вооружение крылатые ракеты авиационного базирования, обладающей большой дальностью полета.

После вынужденного затишья и простоя, который был связан с распадом Советского Союза и тяжелым экономическим состоянием страны, интенсивность полетов экипажей дальней авиации снова начала расти в 2000-е годы. Так в 2001 году российские стратегические бомбардировщики впервые после десятилетнего перерыва появились в районе над Северным полюсом. В августе 2007 года дальняя авиация России возобновила полеты в удаленных регионах планеты уже на постоянной основе. Патрулирование воздушного пространства осуществляется в регионах экономической деятельности и активного судоходства России. Полеты на воздушное патрулирование выполняются в акватории над нейтральными водами Арктики, Атлантики, Черного моря, Тихого океана как с базовых, так и с оперативных аэродромов на территории нашей страны.

После завершения Второй мировой войны самолеты дальней авиации принимали участие в боевых действиях. Например, в Афганистане в 1980-е годы и на Северном Кавказе в 1990-х годах. А также, в операции по принуждении Грузии к миру в 2008 году. 17 ноября 2015 года российские дальние и стратегические бомбардировщики взлетели с аэродромов на территории России. Они нанесли массированные удары новыми крылатыми ракетами авиационного базирования X-101 и авиационными бомбами по объектам боевиков террористической организации «Исламское государство» (запрещена в России) на территории Сирии. Эта операция стала первым боевым применением российских стратегов – Ту-160 и самолетов семейства Ту-95. Как известно, в 2015-2017 годах самолеты дальней авиации ВКС России неоднократно привлекались к нанесению авиационных ударов по позициям и объектам террористов на территории Сирийской Арабской Республики.

Наши дни

За 104 года своего существования дальняя авиация России прошла большой путь. Славный путь от первой эскадры четырехмоторных бипланов «Илья Муромец» и до своего современного облика. Сегодня на вооружении дальней авиации ВВС России состоят современные реактивные и турбовинтовые самолеты. Во-первых, это сверхзвуковые стратегические ракетоносцы с крылом изменяемой стреловидности Ту-160 и Ту-160М. Во-вторых, четырехмоторные турбовинтовые стратегические бомбардировщики Ту-95МС и Ту-95МСМ. В-третьих, это модернизированные дальние бомбардировщики Ту-22М3. А также, самолеты-заправщики Ил-78 и иные типы авиационной техники. Только в 2018 году состав дальней авиации пополнился еще четырьмя модернизированными бомбардировщиками-ракетоносцами Ту-95МС и одним бомбардировщиком-ракетоносцем Ту-160.

Основным вооружением самолетов российской дальней авиации являются авиационные крылатые ракеты большой дальности, ракеты оперативно-тактического назначения в обычном и ядерном снаряжении, а также, авиационные бомбы различного назначения и калибра.

В настоящее время в состав дальней авиации России входят:

  • управление командования дальней авиации,
  • две тяжелые бомбардировочные авиадивизии,
  • Центр боевой подготовки и переучивания летного состава,
  • а также различные воинские части связи, обеспечения и тыла.

В 2018 году экипажи самолетов российской дальней авиации успешно выполнили планы по налету, боевой подготовке и боевому применению. Общий налет составил более 20 тысяч часов. За прошедший год в стране проводилось более 40 летно-тактических учений и тактико-специальных учений. Мероприятия проводились с подразделениями и частями обеспечения под непосредственным руководством командующего дальней авиацией, а также командиров соединений и воинских частей. Самолеты дальней авиации и их экипажи принимали активное участие в мероприятиях боевой и оперативной подготовки. По плану вышестоящих органов военного управления принимали участие в масштабных маневрах «Восток-2018». Кроме того, в совместном антитеррористическом учении «Иссык-Куль-Антитеррор-2018». В совместном учении вооруженных сил стран членов ШОС «Мирная миссия-2018». А также, во многих других мероприятиях, в том числе международных.

Новые рубежи

Впервые в 2018 году сверхзвуковые стратегические бомбардировщики Ту-160 выполняли полеты на арктическом аэродроме Анадырь. По сообщению пресс-службы Минобороны России, аэродром Анадырь использовался для проведения летно-тактических учений с авиационным полком. Сложность задачи заключалась в том, что посадка осуществлялась после выполнения длительного полета в арктических широтах. И на незнакомый для экипажей стратегической авиации аэродром с неустойчивыми метеорологическими условиями. А также в 2018 году строевые экипажи российской дальней авиации выполнили практические пуски новых управляемых авиационных ракет на морском полигоне по реальной морской цели. Данные пуски были признаны штатными. Все выпущенные ракеты поразили цель, продемонстрировав безусловно высокую эффективность новых российских авиационных систем вооружений.

Как известно, в 2018 году впервые за пять лет самолеты российской дальней авиации выполнили полеты в Венесуэлу. Причем, в составе полноценной авиационной группы. Она состояла из пары стратегических бомбардировщиков-ракетоносцев Ту-160 и обеспечивающих подразделений. После прилета в Венесуэлу и в результате проведения соответствующей подготовки российские экипажи выполнили специальный полет над акваторией Карибского моря со взлетом и посадкой на аэродроме Майкетия. Благодаря этому, экипажи получили ценный опыт совершения полетов в удаленных географических районах планеты, а также, в условиях южных широт.

23 декабря безусловно профессиональный праздник всех военнослужащих, имеющих отношение к отечественной дальней авиации. Не только действующих, но и бывших, а также ветеранов Великой Отечественной войны.

Памятник Дальней авиации

Девичье поле — старинный малолюдный парк в центре Москвы, недалеко от Садового кольца, между станциями метро Парк культуры и Смоленская.

Сквер, огороженный невысокой чугунной оградой и засаженный старыми деревьями, исторически был украшен двумя памятникам. Монументальным каменным — Льву Толстому, в торце сквера, выходящем в сторону кольца. И более скромным памятником врачу, детскому доктору и основателю больницы Филатову. Он располагается в противоположном торце сквера, смотрящем в сторону Новодевичьего монастыря. А также, типовой бюст военачальника Фрунзе перед фасадом выходящего на сквер здания Общевойсковой академии. В сквере имеется фонтан, к сожалению, не работающий.

К этим памятникам в 2014 году был прибавлен ещё один. Министр Обороны России Сергей Шойгу торжественно открыл памятник лётчикам Дальней авиации на центральной аллее сквера Девичьего поля. Церемония открытия состоялась 12 ноября в год столетия Дальней Авиации России. В ней приняли участие командующий Дальней авиацией генерал-лейтенант Анатолий Жихарев. А также, последний командующий Дальней авиацией СССР Герой Советского Союза генерал-полковник Василий Решетников.

Памятник, созданный скульптором Салаватом Щербаковым и архитектором Игорем Воскресенским, имеет весьма впечатляющее художественное решение. Он представляет собой три фигуры лётчиков — Российской Империи, Советского Союза и Современной России. Летчик имперского времени одет в подбитую мехом лётную куртку, шлем, краги, галифе и сапоги. На поясе у него кортик, а на груди — орден Святого Георгия. Советский лётчик — Герой Советского Союза, одетый в форму сталинского времени. Современный лётчик стоит по центру, выступая как связующее звено между другими двумя. Он твёрдо и пристально всматриваясь в небо.

Летчики стоят на фоне карты страны, окружённой лавровым венком. Вокруг венка начертан девиз Дальней авиации: «Мастерство. Отвага. Достоинство. Честь». Имперский двуглавый орёл венчает карту. Бронзовая композиция установлена на невысокий гранитный постамент.

Памятник создан по инициативе не только командования и ветеранов Дальней авиации России, но и Российского военно-исторического общества.

Гимн Дальней Авиации России

Как известно, впервые Гимн прозвучал в Москве, на праздничном концерте посвящённом 90-летию Дальней авиации, 25 декабря 2004 г. Его исполнил ансамбль театра народной драмы, в концертном зале «Россия». Автор слов Юрий Баранов, а музыку написала Александра Шевцова.

Чтобы ваш кондиционер работал без проблем, обращайтесь в официальный сервисный центр производителя.

В России отмечают день дальней авиации ВВС

В России отмечают день дальней авиации ВВС. Этот род войск в российской армии появился еще на заре воздухоплавания. В 1914 году было принято решение о формировании первой эскадрильи сверхмощных по тому времени бомбардировщиков «Илья Муромец». На сегодняшний день дальняя авиация — это 37-я воздушная армия, в состав которой входят около двухсот ракетоносцев и бомбардировщиков.

На этот раз перед вылетом летчики смотрят не в небо, а под ноги. Проливной дождь при минус трех градусах превратил аэродром в гигантский каток. Песок или соль здесь сыпать нельзя. Они опасны для двигателей. Реагенты только специальные и только в небольших количествах. На предполетном инструктаже главное внимание уделяется докладу метеоролога.

Предполетный медосмотр пройден, задания получены. Добро на вылет дали все службы, включая и метеорологическую. Российская дальняя авиация должна подтвердить свое звание «всепогодной». Поздним вечером с обледеневшего аэродрома поднимаются в темное небо два стратегических тяжелых бомбардировщика Ту-95 («Медведи» по натовской классификации).

Их маршрут лежит в северные широты Европы. Боевые патрулирования неба над нейтральными водами Северного моря с учебно-боевыми ракетами на борту имеют только одну задачу — обозначить присутствие российских ВВС в этом регионе. На такое патрулирование экипажи авиабазы сейчас выходят два-три раза в месяц. Стали привычными и время полета — 14-16 часов, и дозаправки в воздухе, и встречи в небе с перехватчиками стран НАТО. На этот раз на контакт с российскими «Медведями» вышли только норвежцы. Британские асы подняться в воздух не смогли. Их аэродромы завалены снегом. Через 14 часов шасси российских самолетов вновь касаются родной полосы. О ночном полете за «семь морей» к берегам туманного Альбиона летчики рассказывают, как о чем-то привычном и обыденном.

Сразу после посадки техники начинают готовить крылатые машины к новым вылетам. По нормам, уже через шесть часов после посадки самолет вновь должен быть готов подняться в небо. Ту-95 и Ту-160 — машины безотказные, но пилоты уже не мечтают о новых.

«По плану главного командования, уже в этом году началась работа по созданию принципиально нового комплекса российской дальней стратегической авиации. План этот разбит по годам. Он предусматривает и наземные испытания, и летные испытания новой техники. И мы надеемся, что уже к 2015 году мы получим новые комплексы для проведения испытаний», — рассказывает Сергей Кувалдин, исполняющий обязанности командира Энгельской гвардейской авиабазы.

День дальней авиации здесь отмечают торжественным построением и вручением наград. А дальше вновь за работу. В полетном листе выходные не предусмотрены. Да и самый лучший праздник для настоящего летчика — это когда машина технически исправна, топливные баки заправлены, а диспетчер дает добро на взлет.

История Энгельской авиабазы начинается в 1954 году с самолета М-3. Он считался дальним уже потому, что мог долететь до Америки. Правда, обратно вернуться уже не получилось — топлива не хватило. Время изменило и модификации самолетов, и представления о расстояниях. Для современных российских дальних бомбардировщиков дальность полета если чем и ограничена, то лишь физическими возможностями экипажа.