Ас 130 самолет

AC-130 — тяжёловооруженный самолет поддержки сухопутных подразделений

Самолет АС-130 Spectre/Spooky – это переработанная версия всем известного военно-транспортного самолета Lockheed C-130 Hercules, предназначенная для огневой поддержки разведывательно-диверсионных подразделений и сухопутных войск. Самолет может использоваться для выполнения самостоятельных операций, которые связаны с нанесением авиаударов по наземным объектам в глубоком тылу противника, а также защиты авиабаз, изоляции отдельных районов боевых действий, разведки и наблюдения, контроля и управления в тактическом звене. Всего было разработано несколько модификаций данной машины, которые отличаются набором артиллерийского вооружения и радиотехнических средств. В настоящее время на вооружении Командования специальных операций ВВС США находится 21 подобный самолет: 13 самолетов AC-130U Spooky приняты на вооружение в 1995 году и 8 самолетов AC-130H Spektr на вооружении с 1972 года.
Работа над последней модификацией AC-130U началась 6 июля 1987 года с контракта на общую сумму в 155,2 млн долларов. Полная же сумма, затраченная на реализацию данного проекта, к концу 1992 года составила 523,9 млн долларов. Ганшип AC-130U был спроектирован фирмой Rockwell путем модернизации военно-транспортного С-130Н. По внешнему виду новый Gunship отличается от базовой модели наличием на левом борту фюзеляжа стволов пушек и соответствующих люков и амбразур, а также далеко выступающих обтекателей антенн. От своего предшественники AC-130H новая модификация отличалась в первую очередь использованием более совершенного вооружения и радиоэлектронного оборудования.

Комплекс вооружения AC-130U (от носа к хвосту):
— 25-мм пятиствольная пушка Гатлинга General Electric GAU-12/U (скорострельность 1800 выстрелов/мин, боезапас 3000 снарядов);
— 40-мм пушка Бофорс L-60 Bofors (скорострельность 100 выстрелов/мин, боезапас 256 снарядов);
— 105-мм гаубица M-102, спроектирована на базе стандартной армейской гаубицы (скорострельность 6-10 выстрелов/мин, боезапас 98 снарядов).

Главным отличием от AC-130H Spektr является использование пятиствольной 25-мм артустановки вместо 20-мм «Вулкана». Несмотря на то, что пушка Гатлинга имеет большую массу (122 кг против 116 кг у «Вулкана») и большую массу боеприпасов, она обеспечивает более высокую начальную скорость снарядов (1200 м/с против 1030 м/с), благодаря чему удалось добиться увеличения дальности ее применения с 2,7 км до 3,7 км, а также точности стрельбы. Дополнительно рассматривается вопрос о вооружении самолета ПТУР Hellfire.
Во время атаки Ганшип AC-130U выполняет над целью вираж с тем расчетом, чтобы цель всегда находилась в центре разворота. На данной модификации «воздушного линкора» все пушки выполнены подвижными, поэтому летчикам уже нет необходимости строго выдерживать траекторию самолета для осуществления максимально точной стрельбы. Дополнительно к этому менее предсказуемая траектория движения самолета повышает его выживаемость. Помимо этого, модификация AC-130U научилась одновременно обстреливать 2 цели. При ведении огня в неблагоприятных погодных условиях или в ночное время пушки могут наводиться при помощи цифрового радара управления огнем Hughes AN/APQ-180, инфракрасной станцией переднего обзора (угол обзора 180o) Texas Instruments AN/AAQ-117 или телекамерой GEC-Marconi ALLTV (all-light-level TV).

В состав радиоэлектронного оборудования Ганшипа AC-130U входят:
— Многофункциональная РЛС AN/APG-80 (модификация РЛС, используемой на истребителе F-15). Данная радиолокационная станция обеспечивает картографирование местности, обнаружение и дальнейшее сопровождение подвижных целей, разведку погоды и ориентирование по радиомаякам. Также станция может использоваться для выполнения навигационных задач. Высокая разрешающая способность РЛС при слежении за земной поверхностью достигается при помощи использования синтезированной апертуры антенны, которая размещается на носу самолета с левой стороны.
— Инерциальная навигационная система.
— Оптикоэлектронный индикатор летчика, который отображает боевую обстановку на фоне лобового стекла кабины.
— Аппаратура спутниковой навигационной системы НАВСТАР.
— 4 бортовых компьютера IBM IP-102, обладающие тройной цифровой шиной данных MIL-STD-1553B

Система индивидуальной защиты Ганшипа AC-130U состоит из:
— станции радиоэлектронного подавления ITT Avionics AN/ALQ-17, расположенной в основании стабилизатора;
— 90 ИК-ловушек и 300 дипольных отражателей MJU7 или 180 M206 в 3-х установках, размещаемых под фюзеляжем;
— ИК-системы AN/AAR-44;
— приемника Loral AN/ALR-56M, служащего для обнаружения радиолокационного облучения.
Экипаж самолета AC-130U Spooky включает в себя 13 человек: 2 пилота, штурман, 2 наблюдателя, 4 оператора радиоэлектронных средств, офицер управления огнем и 3 стрелка. Пятеро членов экипажа (офицер управления огнем и операторы) располагаются в центре управления боевым применением – специальной бронированной капсуле в средней части фюзеляжа. Все они имеют доступ к 5 индикаторам, на которых отображается информация различных радиоэлектронных подсистем ганшипа (телевизионной, инфракрасной, радиолокационной, навигационной и радиоэлектронной борьбы). Индикаторы расположены в отсеке в виде буквы П, что позволяет каждому из членов экипажа в случае необходимости со своего рабочего места считывать информацию с любого индикатора, что значительно сокращает необходимость ведения переговоров.
В то время, когда самолет находится в непосредственной зоне боевых действий, общее целеуказание осуществляется офицером управления огнем. Два наблюдателя, один из которых размещается в хвостовой, а другой в передней части самолета, осуществляют визуальное наблюдение, предупреждая о возможной воздушной угрозе справа по курсу самолета, своевременно оповещая о ней остальной экипаж.

Для поддержания работоспособности экипажа во время длительных полетов за кабиной пилотов был смонтирован специальный звукоизолированный отсек, в котором расположены места для отдыха. Помимо всего прочего, самолет AC-130U обладает возможностью проведения дозаправки топливом в воздухе, а также может оснащаться навесной бронезащитой из композитных материалов, которая применяется при выполнении особо опасных заданий.
ТТХ самолета
Длина – 34.37 м., высота – 11.66 м., размах крыла – 40.41 м.
Максимальная взлетная масса – 79 380 кг.
Мощность двигателей (Allison T56-A-15) 4 шт. – 4 508 л.с.

Максимальная скорость – 602 км/ч, крейсерская скорость – 556 км/ч, скорость сваливания – 185 км/ч.
Дальность полета с полными баками, включая внешние с грузом 7 081 кг. – 7 876 км.
Запас топлива во внутренних баках – 26 344 л., топлива во внешних баках (2 шт.) – 5 146 л., суммарный запас – 36 636 л.
Практический потолок –10 060 м.
Разбег – 1091 м., пробег – 518 м.
Боевое применение
Первой серьезной задачей, которая встала перед американскими ганшипами, стали операции в Индокитае во время Вьетнамской войны. Американцы использовали данные самолеты для охоты за автотранспортом на тропе Хо Ши Мина. Все АС-130, используемые во Вьетнаме, числились за 16-й эскадрильей специального назначения, которая была расположена на авиабазе Убон. Регулярные полеты над тропой самолеты осуществляли во время так называемых «сухих сезонов». В 1969-1970 году над тропой летало лишь 2 самолета. В дальнейшем их число непрерывно возрастало. Ганшипы летали на задания только в период сухого сезона, в мае во Вьетнаме начинались дожди, и на 6 месяцев движение любого транспорта на пути из Лаоса в Южный Вьетнам прекращалось естественным путем.
Основываясь на боевом опыте, который был получен в 1969-1970 году, ВВС США выработали следующие критерии оценки повреждений автотранспорта:
— автомобиль считался уничтоженным, если получал прямое попадание 40-мм снарядом пушки «Бофорс» или загорелся;
— автомобиль считался поврежденным, если получал попадание 20-мм снарядом или 40-мм снаряд разрывался в радиусе 3 метров от него.

Сухой сезон 1970-1971 годов принес самолетам АС-130H наибольший успех. С покрашенным в черный цвет брюхом и камуфляжем сверху, ночные охотники записали на свой счет около 12 741 уничтоженных и поврежденных автомобилей. Правда, стоит отметить, что данная цифра очень условна, так как еще более 5 000 грузовиков записали на свой счет экипажи других самолетов. При этом, по данным американской разведки, весь автопарк Вьет Конга состоял из 18 000 машин. То есть, исходя из отчетов, за зиму летчики уничтожили все грузовики, а некоторые и по нескольку раз, если говорить терминологией развитого социализма, в отчетах пилотов явно имели место приписки.
Однако уже в 1972 году ситуация изменилась, разведка США обнаружила на тропе первые советские комплексы ЗРК С-75. Над самолетами АС-130 автоматически нависла смертельная угроза, так как от ракет «земля-воздух» неуклюжим винтокрылым машинам спасения не было. Но отменить полеты американцы не решились, уж очень эффективна была деятельность ночных охотников.
Расплата за это наступила 31 марта, когда АС-130, вооруженный 105-мм пушкой, был сбит огнем зениток с радиолокационным наведением, 15 членов его экипажа выжили и были эвакуированы на большую землю вертолетами, но уже через 2 дня ракета комплекса С-75 отправила на землю второй ганшип, экипаж которого погиб полностью. Потеря двух дорогостоящих машин заставила американцев отказаться от полетов, 2 апреля 1972 года была поставлена точка в использовании данных машин во Вьетнаме.

После Вьетнама самолеты АС-130 надолго остались без работы, прервав свой простой в октябре 1983 года в ходе вторжения США на Гренаду. Экипажи ганшипов подавили несколько батарей малокалиберной зенитной артиллерии Гренады, а также обеспечивали огневое прикрытие высадки десантников. Следующей операцией с их участием стало «Правое дело» — вторжение США в Панаму. В этой операции целями АС-130 стали авиабазы Рио-Хато и Паитилла, аэропорт Торриджос/Тосамен и порт Бальбоа, а также ряд отдельных военных объектов. Боевые действия продлились недолго — с 20 декабря 1989 года по 7 января 1990 года.
Американские военные назвали эту операцию предназначенной специально для ганшипов. Почти полное отсутствие ПВО и очень ограниченная территория конфликта сделали АС-130 королями воздуха. Для экипажей самолетов война превратилась в тренировочные полеты со стрельбой. В Панаме экипажи АС-130 отработали свою классическую тактику: 2 самолета входили в вираж таким образом, что в определенный момент времени находились в двух противоположных точках окружности, при этом весь их огонь сходился на поверхности земли в круге диаметром 15 метров, буквально уничтожая все, что вставало на пути. Во время боевых действий самолеты летали и в дневное время.
Во время «Бури в пустыне» 4 самолета АС-130Н из состава 4-й эскадрильи сделали 50 боевых вылетов, общий налет превысил 280 часов. Главной целью ганшипов было уничтожение пусковых установок баллистических ракет Scud и РЛС раннего обнаружения воздушных целей, однако ни с тем ни с другим они не справились. Во время операции выяснилось, что в условиях пустыни, в жару и насыщенном песком и пылью воздухе инфракрасные системы самолетов оказались абсолютно бесполезны. Более того, один АС-130Н во время прикрытия наземных войск в бое за Аль-Хафи был сбит иракским ЗРК, весь экипаж самолета погиб. Данная потеря подтвердила известную еще со времен Вьетнама истину – в районах, насыщенных средствами ПВО, таким самолетам делать нечего.

Lockheed AC-130 — летающая артбатарея непосредственной поддержки подразделений сухопутных войск на поле боя. Основой для данной машины АА США является транспортный самолёт C-130 фирмы Lockheed. Установку вооружения и дополнительного оборудования осуществляла фирма Боинг. Принимал активное участие во Вьетнамской войне.

История

Первой серьезной задачей, которая встала перед американскими ганшипами, стали операции в Индокитае во время Вьетнамской войны. Американцы использовали данные самолеты для охоты за автотранспортом на тропе Хо Ши Мина. Все АС-130, используемые во Вьетнаме, числились за 16-й эскадрильей специального назначения, которая была расположена на авиабазе Убон. Регулярные полеты над тропой самолеты осуществляли во время так называемых «сухих сезонов». В 1969-1970 году над тропой летало лишь 2 самолета. В дальнейшем их число непрерывно возрастало. Ганшипы летали на задания только в период сухого сезона, в мае во Вьетнаме начинались дожди, и на 6 месяцев движение любого транспорта на пути из Лаоса в Южный Вьетнам прекращалось естественным путем.

После Вьетнама самолеты АС-130 надолго остались без работы, прервав свой простой в октябре 1983 года в ходе вторжения США на Гренаду. Экипажи ганшипов подавили несколько батарей малокалиберной зенитной артиллерии Гренады, а также обеспечивали огневое прикрытие высадки десантников. Следующей операцией с их участием стало «Правое дело» — вторжение США в Панаму. В этой операции целями АС-130 стали авиабазы Рио-Хато и Паитилла, аэропорт Торриджос/Тосамен и порт Бальбоа, а также ряд отдельных военных объектов. Боевые действия продлились недолго — с 20 декабря 1989 года по 7 января 1990 года.

Во время «Бури в пустыне» 4 самолета АС-130Н из состава 4-й эскадрильи сделали 50 боевых вылетов, общий налет превысил 280 часов. Главной целью ганшипов было уничтожение пусковых установок баллистических ракет Scud и РЛС раннего обнаружения воздушных целей, однако ни с тем ни с другим они не справились. Во время операции выяснилось, что в условиях пустыни, в жару и насыщенном песком и пылью воздухе инфракрасные системы самолетов оказались абсолютно бесполезны. Более того, один АС-130Н во время прикрытия наземных войск в бое за Аль-Хафи был сбит иракским ЗРК, весь экипаж самолета погиб. Данная потеря подтвердила известную еще со времен Вьетнама истину – в районах, насыщенных средствами ПВО, таким самолетам делать нечего.

AC-130H над побережьем Флориды.

Работа над последней модификацией AC-130U началась 6 июля 1987 года с контракта на общую сумму в 155,2 млн долларов. Полная же сумма, затраченная на реализацию данного проекта, к концу 1992 года составила 523,9 млн долларов. Ганшип AC-130U был спроектирован фирмой Rockwell путем модернизации военно-транспортного С-130Н. По внешнему виду новый Gunship отличается от базовой модели наличием на левом борту фюзеляжа стволов пушек и соответствующих люков и амбразур, а также далеко выступающих обтекателей антенн. От своего предшественники AC-130H новая модификация отличалась в первую очередь использованием более совершенного вооружения и радиоэлектронного оборудования

Описание

Отстрел ложных тепловых целей.

Самолёт предназначен для решения следующих задач:

  • непосредственная авиационная поддержка войск на поле;
  • патрулирование и нарушение коммуникаций противника;
  • нанесение ударов по заранее выявленным объектам противника или же по объектам, целеуказание по которым поступает во время патрулирования (нахождения в воздухе);
  • обеспечение обороны своих баз и важных объектов.

В общей сложности было разработано 99 модификаций АС-130, которые отличались набором артиллерийско-пулемётного вооружения и радиотехнических средств. Экипаж самолета АС-130 включает пять офицеров (два пилота, штурман, оператор бортовых систем артвооружения и оператор систем РЭБ) и восемь рядовых (бортинженер, оператор ТВ-камер, оператор ИК-аппаратуры, заряжающий и четыре стрелка).

В настоящее время на вооружении Командования специальных операций ВВС США состоят из 8 самолётов AC-130H и 13 самолётов AC-130U.

Вооружение и оснащение

Самолёт имеет уникальную компоновку — всё стрелково-артиллерийское вооружение находится по левому борту грузовой кабины (по полёту) перпендикулярно строительной оси самолёта, соответственно для его применения по наземным целям самолёт постоянно выполняет левый вираж вокруг района цели (становится в левый круг). Отсек вооружения отделён от остального пространства кабины противодымной шторой, заряжающие работают в масках.

Вооружение самолёта состоит из нескольких артиллерийских орудий и несколько различается у двух моделей:

AC-130H вооружен:

  • двумя 20-мм скорострельными авиапушками M61 Vulcan;
  • 40-мм пушкой L60;
  • 105-мм орудием М102.

АС-130U оснащён:

  • 25-мм автоматической скорострельной авиапушкой GAU-12/U (с вращающимся блоком стволов);
  • 40-мм пушкой L60;
  • 105-мм орудием М102.

Всё установленное на борту АС-130 вооружение управляется с помощью компьютеризированной поисково-прицельной системы, в состав которой входят радар, телевизионный и тепловизионный прицелы. Это обеспечивает возможность эффективного применения огневых средств самолёта круглосуточно, в любых погодных условиях.

На модификации AC-130U, кроме того, установлен радиолокатор с синтезированной апертурой, используемый для обнаружения целей на большой дальности. Система управления огнём АС-130U позволяет, в отличие от модификации АС-130H, одновременно наносить удары по двум целям. К тому же AC-130U берёт на борт в два раза больший боезапас, чем AC-130H.

В составе навигационного комплекса самолёта имеется инерциальная навигационная система, сопряжённая с приёмником сигналов спутниковой навигационной системы.

Боевое применение

Выстрел из орудия.

  • Впервые концепция «летающей артиллерийской батареи» была применена во время Вьетнамской войны. AС-130, вооружённые артиллерией, с большим успехом применялись для обстрела транспортных колонн Вьетконга на т. н. «тропе Хо Ши Мина»;
  • Применялся во время Войны в Заливе с Ираком (1991);
  • Применяется в Гражданской войне в Сирии силами США для борьбы с террористами ИГИЛ (2015).

> Галерея Добавить фото

Lockheed AC-130 Spectre

AC-130


AC-130H Spectre 4 эскадрильи специальных операций ВВС США над Флоридой.

Тип

самолет огневой поддержки

Разработчик

Lockheed Martin

Производитель

Lockheed Aircraft Co
(Палмдейл, Калифорния)

Первый полёт

6 июня 1967 года

Начало эксплуатации

1968 год

Конец эксплуатации

Статус

эксплуатируется

Эксплуатанты

ВВС США

Единиц произведено

Базовая модель

Lockheed C-130 Hercules

Медиафайлы на Викискладе

Lockheed AC-130 Spectre (Спектр) — летающая батарея непосредственной поддержки подразделений сухопутных войск на поле боя. Основана на базе транспортного самолёта C-130 фирмы Lockheed. Вооружение и дополнительное оборудование устанавливала фирма Боинг. Активно участвовала во Вьетнамской войне.

Общие сведения

Самолёт предназначен для решения следующих задач:

  • непосредственная авиационная поддержка войск на поле боя;
  • патрулирование и нарушение коммуникаций противника;
  • нанесение ударов по заранее выявленным объектам противника или же по объектам, целеуказание по которым поступает во время патрулирования (нахождения в воздухе);
  • обеспечение обороны своих баз и важных объектов.

В настоящее время на вооружении Командования специальных операций ВВС США состоят:

  • 8 самолётов AC-130H (англ. Spectre — ‘призрак’) — c 1972 года, стоимость одного $132,4 млн.
  • 13 самолётов AC-130U (англ. Spooky — ‘жуткий, ужасный’) — с 1995 года, стоимость одного $190 млн.

Модификации

AC-130A Spectre Создан на базе C-130A. Всего в этот вариант модернизировано 19 самолетов. Окончательно списаны в 1995 году. Вооружение 4х7,62-мм M-134 Minigun, 4х20-мм M61 Vulcan. AC-130E Spectre Создан на базе C-130E. Всего модернизировано 11 самолетов. Вооружение 2х20-мм M61 Vulcan, 1х40-мм L60, 1х105-мм М102 AC-130H Spectre Модернизированный вариант AC-130E. Вооружение 1х20-мм M61 Vulcan, 1х40-мм L60, 1х105-мм М102. AC-130U Spooky Создан на базе C-130H. Вооружение 1х 25-мм GAU-12/U, 1х40-мм L60, 1х105-мм М102. AC-130J Ghostrider Создан на базе MC-130J. AC-130W Stinger II Вооружение 1х30-мм GAU-23/A, 1х105-мм М102.

  • Впервые концепция «летающей артиллерийской батареи» была применена во время Вьетнамской войны. AС-130, вооружённые артиллерией, с большим успехом применялись для обстрела транспортных колонн Вьетконга на т. н. «тропе Хо Ши Мина», уничтожив более 10 000 грузовиков.
  • Применялся во время Войны в Заливе с Ираком (1991)
  • Применяется в военной операции силами США против террористов ИГИЛ (2015-2018). Участвовали в том числе в резонансном боестолкновении под Хашамом в Сирии.

Потери

  • 24 мая 1969 года: AC-130A 54-1629 «The Arbitrator» («Арбитр»), н-р 3016, в составе 16-й эскадрильи специального назначения, был повреждён огнём противника в небе над Лаосом и совершил жёсткую посадку на базе Королевских ВВС в Убоне (Таиланд) и сгорел, 2 члена экипажа из 11 погибло. Первая потеря AC-130.
  • 22 апреля 1970 года: AC-130A 54-1625 «War Lord» («Военачальник»), н-р 3012, в составе 16-й эскадрильи специального назначения, был сбит в небе над тропой Хо Ши Мина неподалёку от Ban Tang Lou (Лаос), 10 членов экипажа из 11 погибло.
  • 28 марта 1972 года: AC-130A 55-0044 «Prometheus» («Прометей»), н-р 3071, в составе 16-й эскадрильи специального назначения, был сбит ЗРК С-75 «Двина» к юго-востоку от Сепона (Xépôn, Лаос), погибли все 14 членов экипажа.
  • 30 марта 1972 года: AC-130E 69-6571, н-р 4345, в составе 16-й эскадрильи специального назначения, был сбит в небе над тропой Хо Ши Мина (Лаос). Вторая боевая потеря AC-130 за три дня привела к пересмотру параметров боевой эксплуатации этого типа самолётов.
  • 18 июня 1972 года: AC-130A 55-0043, н-р 3070, в составе 16-й эскадрильи специального назначения, был сбит ПЗРК «Стрела-2» над долиной Ашау к югу от Хюэ (Южный Вьетнам), 12 членов экипажа из 15 погибло.
  • 21 декабря 1972 года: AC-130A 56-0490 «Thor» («Тор»), н-р 3098, в составе 16-й эскадрильи специального назначения, был сбит в 40 км к северо-востоку от Паксе (Лаос), 14 членов экипажа из 16 погибло.
  • 31 января 1991 года: C-130E 69-6567, н-р 4341. В сентябре 1972 был модифицирован в AC-130E и придан 415-й тренировочной эскадрилье особого назначения (Харлбарт-Филд, Флорида, США). В 1973 был модернизирован до AC-130H, затем в июле 1978 года придан 16-й эскадрилье специального назначения. В сентябре 1990 года был последний раз модернизирован (замена электроники), позывной «Spirit 03» («Дух ноль-три»). Во время битвы при Хафджи (1991), понимая, что они могут подвергнуться обстрелу с земли, экипаж принял добровольное решение остаться в воздухе и обеспечить поддержку огнём взводу морской пехоты США. Борт был сбит ПЗРК «Стрела-2» в 110 км к юго-юго-востоку от Эль-Кувейта (Кувейт), погибли все 14 членов экипажа. Это самая крупная боевая потеря за время операции «Буря в пустыне» и последняя на данный момент боевая потеря AC-130.
  • 14 марта 1994 года: AC-130H 69-0576, н-р 4351, позывной «Jockey 14» («Жокей один-четыре»), в составе 16-й эскадрильи специального назначения, поднялся в воздух с авиабазы в Момбасе и разбился в море в 7 км к югу от Малинди (Кения), 8 членов экипажа из 14 погибли. Причиной крушения стал взрыв снаряда в стволе гаубицы, приведший к пожару в двигателях по левому борту.
  • 21 апреля 2015 года: AC-130J 09-5710 превысил максимально допустимое значение крена и временно потерял управление. Жёсткая посадка привела к тяжёлым повреждениям фюзеляжа и самолёт был списан.

Галерея

  • AC-130H над побережьем Флориды

  • Стрелки возле 105-мм орудия, на заднем плане 40-мм пушка

  • Выстрел из орудия

  • Отстрел ложных тепловых целей

  • Рисунок и надпись на фюзеляже («Азраил — ангел смерти»)

Тактико-технические характеристики

Приведённые характеристики соответствуют модификации AC-130U. Источник данных: USAF Fact Sheet

Технические характеристики

  • Экипаж: 12 (4 офицера: пилот, второй пилот, оператор управления огнём и оператор РЭБ; 8 сержантов: бортинженер, оператор ТВ-системы, оператор ИК-системы, специалист по погрузочно-разгрузочным работам, 4 стрелка)
  • Длина: 29,8 м
  • Размах крыла: 40,4 м
  • Высота: 11,7 м
  • Площадь крыла: 162,2 м²
  • Максимальная взлётная масса: 69 750 кг
  • Силовая установка: 4 × ТВД Allison T56-A-15
  • Мощность двигателей: 4 × 4910 л. с. (4 × 3700 кВт)

Лётные характеристики

  • Максимальная скорость: 480 км/ч (M=0,4)
  • Практическая дальность: 2400 км
  • Практический потолок: 7576 м

Вооружение

  • Стрелково-пушечное: по левую сторону фюзеляжа:
    • AC-130H
      • 2 х 20 мм M61 Vulcan (сняты в 2000 годах)
      • 1 x 40 мм L60
      • 1 x 105 мм M102
    • AC-130U
      • 1 х 25 мм GAU-12/U
      • 1 x 40 мм L60
      • 1 x 105 мм M102

> Операторы

  • США — 13 AC-130U, 12 AC-130W и 2 AC-130J, по состоянию на 2017 год

> См. также

  • Lockheed C-130 Hercules

Примечания

  1. National Museum of the US Air Force. Lockheed AC-130A Архивировано 11 октября 2014 года.
  2. AC-130U
  3. USAF Fact Sheet (недоступная ссылка с 12-08-2013 — история, копия)
  4. The Military Balance 2017,p.56

> Литература

  • Никольский М. Авиация специального назначения (рус.) // Техника и вооружение вчера, сегодня, завтра : журнал. — 2004. — Ноябрь (№ 11). — С. 34-37.

Ссылки

  • AC-130H/U Gunship fact sheet. (недоступная ссылка с 12-08-2013 — история, копия) US Air Force, октябрь 2007 (англ.)
  • «Gunship History» с сайта Spectre Association site (англ.)
  • История и список самолётов AC-130 (недоступная ссылка) на Gunships.org (недоступная ссылка с 12-08-2013 ) (англ.)
  • AC-130 на GlobalSecurity.org (англ.)
  • «Powerful Gunships Prowl Iraq, and Limits Show» // npr.org (англ.)
  • AC-130 Gunship in Action / Firing All Its Cannons (видео)

Летательные аппараты и ракетно-космическая техника корпорации Lockheed и Lockheed Martin

Истребители

Ударные

Военно-транспортные

Разведывательные

Пассажирские

Тяжеловооружённые

Общего назначения

Учебно-тренировочные

Патрульные

Hudson • P-2 Neptune • P-3 Orion (WP-3D)

Беспилотные

Вертолёты

Космические аппараты

ARCTUS • Genesis • GRAIL • Juno • Hubble • InSight • MAVEN • MGS • MPL • MRO • MSL • Odissey • Opportunity • Orion • OSIRIS • Phoenix • SHARAD • Spirit • Spitzer • Stardust • VentureStar • WISE • X-33

Спутники

A2100 • AMC-18 • Astra 1L • BSat-3a • GP-B • JCSAT 13 • IBEX • IKONOS • IRIS • MUOS 1 • NSS-6 • Van Allen Probes • Vinasat-1 • Vinasat-2

Военные спутники

Discoverer 5 • Discoverer 6 • Discoverer 7 • Discoverer 8 • Discoverer 9 • Discoverer 10 • Discoverer 11 • Discoverer 12 • GSSAP 3 • GSSAP 4 • KH-5 • KH-8 • KH-9 • KH-11 • Landsat-7 • MILSTAR • NROL-61 • Samos-F • SBIRS • USA-165 • USA-195 • USA-204 • USA-211 • USA-213 • USA-230 • USA-232 • USA-235 • USA-239 • USA-241 • USA-242 • USA-243 • USA-244

Ракеты-носители

Agena • Athena • Atlas E/F

В годы Вьетнамской войны в США был создан уникальный вид специализированного боевого самолёта, основной задачей которого являлась борьба с партизанскими формированиями, главным образом в ночное время. Концепция этого вооруженного самолёта, получившего наименование «ганшип» (англ. Gunship — артиллерийский корабль), реализованная в 1964 году, подразумевала установку по одному борту мощного пулемётного вооружения. Огонь ведется, когда самолёт находится в вираже, и цель оказывается как бы в центре огромной воображаемой воронки.

Первоначально носителем пулеметного вооружения калибра 7,62 мм являлся самолёт АС-47, базой для которого послужил широко известный военно-транспортный С-47. Лицензионный вариант этой машины известен в СССР под наименованием Ли-2.

После достаточно успешного применения первых «ганшипов» в специфических условиях Индокитая американские военные изъявили желание получить более скоростные и грузоподъёмные машины с вооружением большего калибра. Базой для таких самолётов стали военно-транспортные: С-119 и С-130. Калибр установленного на них стрелково-пушечного вооружения непрерывно возрастал. Пулемёты винтовочного калибра сменили 20-мм автоматические пушки на АС-119.

На четырёхдвигательном турбовинтовом АС-130 в 1972 году их дополнили 40-мм Bofors L/60 и 105-мм гаубица. На самолёты устанавливались самые современные для того времени поисковые и прицельно-навигационные системы.

На «ганшипы» возлагались следующие задачи:
— непосредственная авиационная поддержка войск;
— патрулирование и нарушение коммуникаций противника;
— нанесение ударов по заранее выявленным объектам противника или по объектам, целеуказание по которым поступает во время патрулирования;
— обеспечение обороны своих баз и важных объектов ночью.

Как показал опыт боевых действий, «ганшипы» весьма успешно действовали в ночное время в районах, где отсутствовали ЗРК и зенитные орудия с радиолокационным наведением. Попытки использования «ганшипов» над хорошо прикрытой средствами ПВО «Тропой Хошимина» привели к серьёзным потерям. Так же на завершающей стадии конфликта оказался неудачным опыт их применения против подразделений вооруженных лёгким стрелковым оружием в дневное время. В 1972 году даже небольшие отряды «Вьетконга» часто имели ПЗРК советского производства «Стрела-2». Последним сбитым самолётом вьетнамской войны стал «ганшип» АС-119 южновьетнамских ВВС, пораженный ракетой ПЗРК днём.

После завершения «вьетнамской эпопеи» в ВВС США на вооружении остались самолёты модификации AC-130H. Окончание боевых действий надолго оставило их без работы, экипажи тратили боекомплект только во время учебных стрельб на полигонах. Возможность пострелять из бортовых орудий по реальным целям в следующий раз представилась в октябре 1983 года в ходе вторжения США на Гренаду. «Ганшипы» подавили несколько батарей малокалиберной зенитной артиллерии, а также обеспечивали огневое прикрытие высадки морских пехотинцев.

Следующей операцией с их участием стало «Правое дело» — вторжение США в Панаму. В этой операции целями АС-130 стали авиабазы Рио-Хато и Паитилла, аэропорт Торриджос/Тосамен и порт Бальбоа, а также ряд отдельных военных объектов. Боевые действия продлились недолго — с 20 декабря 1989 года по 7 января 1990 года. Самолёты действовали как на полигоне. Американские военные назвали эту операцию предназначенной специально для «ганшипов».

Почти полное отсутствие ПВО и весьма ограниченная территория конфликта сделали АС-130 «королями воздуха». Для экипажей самолетов война превратилась в тренировочные полеты со стрельбой. В Панаме экипажи «ганшипов» отработали на практике тактику, ставшую классической: два самолета входили в вираж таким образом, что в определенный момент времени находились в двух противоположных точках окружности, при этом весь их огонь сходился на поверхности земли в круге диаметром 15 метров, уничтожая буквально все, что оказывалось в секторе стрельбы орудий. Во время боевых действий самолеты летали и в дневное время.

АС-130Н

Совсем другими оказались условия в Ираке во время «Бури в пустыне». Там действовали 4 самолета АС-130Н из состава 4-й эскадрильи, которые выполнили 50 боевых вылетов, общий налет превысил 280 часов. Главной целью «ганшипов» было уничтожение пусковых установок баллистических ракет «Скад», РЛС обнаружения воздушных целей и иракских средств связи. Но с поставленными задачами они не справились.

Во время операции выяснилось, что в условиях пустыни, в жару и насыщенном песком и пылью воздухе инфракрасные системы самолетов оказались абсолютно недееспособны, они просто давали одну большую засветку на экранах. Более того, один АС-130Н во время боевого вылета на поддержку наземных войск в бое за Аль-Хафи был сбит иракским ЗРК, весь экипаж самолета погиб. Данная потеря подтвердила известную еще со времен Вьетнама истину — в районах, насыщенных средствами ПВО, таким самолетам делать нечего.

В 1987 году появилась новая модификация «летающей канонерки» — АС-130U. По заказу Командования сил специальных операций (SOCOM) самолёт был разработан фирмой «Рокуэлл интернэшнл». От предыдущих модификаций он отличается повышенными боевыми возможностями, обусловленными более совершенным радиоэлектронным оборудованием и вооружением. Всего к началу 1993 года поставлено 12 самолетов AC-130U, которые должны были заменить в регулярных ВВС АС-130Н. Как и предыдущие модификации, AC-130U создан путем переоборудования военно-транспортного самолета С-130Н «Геркулес».

Вооружение AC-130U включает пятиствольную 25-мм пушку (боезапас 3000 патронов, скорострельность 6000 выстр./мин.), 40-мм пушку (256 снарядов) и 105-мм (98 снарядов). Все пушки подвижные, поэтому пилотам нет необходимости строго выдерживать траекторию самолета для обеспечения требуемой точности стрельбы. Несмотря на большую массу самой 25-мм пушки (по сравнению с 20-мм пушкой «Вулкан») и ее боеприпасов, она обеспечивает повышенную начальную скорость и массу снарядов, благодаря чему достигается увеличение дальности и эффективности стрельбы.

На самолёте монтировался широкий спектр прицельно-навигационного и радиоэлектронного оборудования, что должно было повысить ударный потенциал AC-130U, в том числе при выполнении им боевых задач в сложных метеоусловиях и ночью. Для обеспечения хорошей работоспособности членов экипажа в длительном полете в звукоизолированном отсеке за кабиной летчиков имеются места отдыха для членов экипажа.

AC-130U

Самолет AC-130U оборудовался системами дозаправки топливом в воздухе и встроенного контроля, а также съемной броневой защитой, которая устанавливается при подготовке к выполнению особо опасных заданий. По оценке американских специалистов, за счет применения перспективных высокопрочных композиционных материалов на основе волокон бора и углерода, а также использования кевлара масса брони может быть снижена примерно на 1000 кг (по сравнению с металлической броней). Особое внимание было уделено оснащению самолёта эффективными системами радиоэлектронного противодействия средствам ПВО и выброса ложных целей.

Обновлённый вариант «ганшипа» был успешно обкатан в 90-е на Балканах и в Сомали. В 2000-е эти машины успешно действовали в Ираке и Афганистане. Однако многим казалось, что время «крылатых линкоров» заканчивается. В американском конгрессе на фоне увлечения «высокоточным оружием» начались дебаты о необходимости вывода из эксплуатации имеющихся машин и прекращении финансирования строительства новых.

Кроме того, появилось новое «супероружие» — боевые вооруженные дистанционно управляемые беспилотники, способные в течение длительного времени вести патрулирование, нанося высокоточные удары по выявленным целям. Прогресс, достигнутый в области миниатюризации электроники и создании новых лёгких и прочных композитных материалов, позволил создать беспилотные дистанционно пилотируемые ударные аппараты с приемлемыми характеристиками. Главными достоинствами БПЛА, безусловно, являются дистанционное управление, которое исключает риск гибели или пленения пилота и более низкие эксплуатационные расходы.

БПЛА MQ-9 Reaper

В начале XXI века главным регионом боевого применения американских беспилотных летательных аппаратов стал Ближний Восток. В операциях американских вооруженных сил в Афганистане и затем в Ираке БПЛА, помимо разведки, осуществляли целеуказание средствам поражения, а в отдельных случаях атаковали противника своим бортовым оружием.

Первым ударным БПЛА стал разведывательный MQ-1 Predator, оснащенный ракетами AGM-114C Hellfire. В феврале 2002 года данный аппарат впервые нанес удар по внедорожнику, предположительно принадлежавшему пособнику Усамы Бен Ладена мулле Мохаммеду Омару.

С помощью беспилотников была организована настоящая охота за лидерами «Аль-Каиды». В ходе «точечных ударов» был ликвидирован ряд командиров «Аль-Каиды» в Афганистане, Ираке и Йемене.

Однако удары по пакистанской территории, в результате которых погибли «мирные жители», вызвали многочисленные протесты. Под давлением пакистанской стороны американцы были вынуждены вывести свои MQ-9 Reaper из Пакистана, где они базировались на аэродроме Шамси.

В ходе эксплуатации БПЛА выявились и слабые стороны этого оружия. Несмотря на предсказания многих «экспертов», беспилотники оказались неспособны полноценно выполнить большинство задач боевой авиации. Эти безусловно нужные и полезные в своей нише аппараты были востребованы в первую очередь как средства разведки и наблюдения в специфических условиях борьбы с различными исламскими «террористическими группами», не обладающими современным зенитным вооружением и средствами РЭБ.

Но по своему ударному потенциалу вооружение БПЛА оставалось весьма ограниченным, в ходе реальных боевых вылетов они, как правило, несли боекомплект, состоящий из пары ракет «Хеллфайр». Что было достаточным для уничтожения небольших точечных целей или транспортных средств, но не давало возможности длительного «огневого давления» на противника с целью сковывания его действий или уничтожения площадных целей.

Уязвимость беспилотников от огня зенитных средств и зависимость от метеорологических факторов оказались выше, чем у пилотируемых аппаратов. Начиная с момента боевого применения ударно-разведывательных БПЛА в Афганистане, до конца 2013 года в различных инцидентах было потеряно более 420 аппаратов. Основными причинами были механические отказы, ошибки операторов и боевые потери. Из этих случаев 194 отнесены к категории А (потеря беспилотника или ущерб аппарату в размере более 2 млн. долл США), 67 аварий произошло в Афганистане, 41 в Ираке. БПЛА типа Predator потерпели 102 аварии категории А, Reaper — 22, Hunter — 26.

Причём, как отмечалось в СМИ, в отношении беспилотников при учёте потерь действовал тот же подход, что и в отношении пилотируемых летательных аппаратов. В категорию боевых потерь не входили машины, попавшие под обстрел и получившие повреждения, но не сбитые сразу. Если такой летательный аппарат терпел крушение из-за повреждений при возвращении на базу или при посадке, считается, что он был разбит в результате лётного происшествия. Общая стоимость потерянных БПЛА оказалась выше экономии от более низких по сравнению с пилотируемой авиацией эксплуатационных расходов.

Линии связи и передачи данных американских БПЛА оказались уязвимы для помех и перехвата транслируемой информации, что в ряде случаев привело к потере аппаратов или нежелательной огласке деталей проводимых тайных операций.

Накопленный опыт применения БПЛА позволил оценить их реальные сегодняшние возможности и свёл на нет первоначальную эйфорию. Взгляды военных на их перспективы развития и применения стали более взвешенными. Другими словами, реальные боевые действия доказали, что на данный момент альтернативы боевой пилотируемой авиации не существует. Беспилотники при всех их достоинствах пока могут рассматриваться только как весьма полезное дополнение.

Начавшаяся в XXI веке глобальна война с «исламским терроризмом» породила новый всплеск интереса к «антипартизанским» боевым самолётам, только называться теперь они стали называться «контртеррористическими».

На фоне этого в США как-то сами собой затихли дебаты о необходимости отказа от самолётов АС-130. Более того, по мере списания ранних вариантов АС-130 заказываются новые на базе самого современного варианта С-130J с удлиненным грузовым отсеком. Командование специальных операций ВВС США даже планирует удвоить число тяжеловооруженных самолетов C-130J, их количество планируется довести до 37 единиц.

Американские специальные силы выразили желание также иметь, помимо тяжеловооруженных «летающих канонерок», более универсальные самолёты, способные выполнять кроме огневой поддержки и другие задачи.

MC-130W Combat Spear

Ранее в США был созданы и приняты на вооружение несколько модификаций самолётов поддержки специальных операций MC-130. Они состояли на вооружении четырёх эскадрилий и использовались для глубоких рейдов в глубину территории противника с целью доставки или приема людей и грузов при проведении специальных операций.

В 2010 году началась программа переоборудования и модернизации 12 MC-130W с целью повысить боевые возможности самолёта. В ходе модернизации самолёты оснащались новыми поисково-разведывательными, навигационными и прицельными системами, и на них монтировалось вооружение, состоящее из 30-мм автоматической пушки GAU-23 с двусторонней подачей боеприпасов, разработанной на базе 30-мм пушки Mk 44 «Бушмастер II» (Bushmaster II).

Кроме пушки, самолёт может нести 250 фунтовые (113,5 кг) GBU-39 или малогабаритные (20 кг) управляемые авиабомбы GBU-44/B Viper Strike. Предусмотрена подвеска управляемых ракет AGM-176 Griffin или AGM-114 Hellfire.

Такой состав вооружения, несмотря на отсутствие на борту самолёта орудий крупного калибра (таких, как на АС-130) позволяет поражать полевые укрепления и бронетехнику. Помимо ударных функций, самолёт, получивший после модернизации обозначение MC-130W Combat Spear, может быть использован и в качестве транспортника или заправщика, что существенно расширяет диапазон его применения и делает по настоящему универсальной машиной.

Кабина самолёта МС-130J Commando II

Кроме переоборудования и модернизации, ранее выпущенных самолётов MC-130W, в 2009 году на заводе компании Lockheed Martin в Мариэтта, штат Джорджия началось производство новой модификации МС-130J Commando II.

MC-130J Commando II

За счёт удлинённого фюзеляжа и более мощных и экономичных двигателей самолёт обладает большей грузоподъёмностью и дальностью полёта. Всего для сил специальных операций планируется закупить 69 самолетов MC-130J. В приобретении подобных самолётов высказали заинтересованность и другие страны, особенно те, что расположены по соседству с районами проведения «антитеррористических операций» или имеющие проблемы с разного рода инсургентами.

Однако многоцелевой «ганшип» на базе новейшего С-130J для многих государств оказался слишком дорог, кроме того, США не были готовы поставлять его всем странам. В связи с этим специалистами компании «Аления Аэромакки» была начата разработка на базе тактического военно-транспортного самолета C-27J Spartan. Новая ударная модификация получила обозначение МC-27J. На Парижском аэрокосмическом салоне 2013 года итальянский «ганшип» был показан уже в виде полноценного прототипа.

МC-27J

C-27J обладает превосходными взлетно-посадочными характеристиками, созданный на его базе «ганшип» сможет без проблем работать с полевых аэродромов и аэродромов с ограниченными по размерам взлетно-посадочными полосами. Он отличается высокой топливной экономичностью, простотой эксплуатации и очень низкими для самолетов данного класса эксплуатационными расходами.

Главным отличием «ганшипа» от базовой машины является наличие устанавливаемой в грузовом отсеке самолета модульной боевой системы, включающей 30-мм пушку GAU-23 и соответствующую систему управления вооружением.

Пушка устанавливается на левом борту, а в качестве амбразуры служит задняя фюзеляжная дверь, которая обычно используется для выброски парашютистов. Причем пушка на специальном станке монтируется на стандартный грузовой поддон, что облегчает установку и демонтаж.

По расчетам специалистов компании-разработчика, в типовом боевом сценарии MC-27J будет действовать на высоте около 3000 м, а наклонная дальность стрельбы из пушки в этом случае составит около 4500 м. Отмечается, что в случае необходимости возможна установка 40-мм пушки Bofors L70. Это орудие имеет большую дальность стрельбы.

Особое внимание уделяется защите самолёта от ПЗРК. Для этого разрабатываются подвесные контейнеры радиоэлектронного противодействия системы ALJS . Основа системы — автоматическая лазерная станция постановки помех, создающая кодированное многоспектральное помеховое излучение в широком ИК-диапазоне. Оно приводит к засветке ИК-приемника ГСН ракеты и формированию ложного сигнала, отклоняющего рули ракеты, что ведет к срыву наведения ракеты на избранную цель.

В перспективе планируется ставить на самолет управляемые ракеты класса «воздух — поверхность» и другие высокоточные боеприпасы. Заявлено об адаптации к применению на перспективных итальянских «ганшипах» управляемой авиабомбы AGM-176 Griffin, которая в случае применения из наземных или корабельных пусковых установок оснащается ракетным двигателем и классифицируется уже как управляемая ракета, и управляемой авиабомбы GBU-44/B Viper Strike.

Сброс данных боеприпасов планируется осуществлять либо через открытую заднюю рампу, либо через пусковые трубы, которые будут сооружены в створках заднего грузового люка и позволят, таким образом, сохранить герметичность грузового отсека.

При этом MC-27J сохраняет способность по перевозке и десантированию десантников-парашютистов или грузов различного назначения, кроме того, имеет возможность решать задачи по ведению разведки, наблюдения и рекогносцировки. По замыслу разработчиков, самолет сможет решать широкий круг задач: оказание боевой поддержки своим силам (особенно силам специальных операций), поддержка «контртеррористических операций», обеспечение эвакуации военнослужащих и гражданского персонала из кризисных районов.

Интерес к этому самолёту проявили: Афганистан, Египет, Ирак, Катар и Колумбия. Компания «Аления Аэромакки» прогнозирует существенный рост спроса в мире на самолеты класса «ганшип», поэтому компания рассчитывает поставить в течение следующих 20-25 лет не менее 50 таких самолетов.

На вооружении 32-й авиаэскадрильи, подчиненной Командованию специальных операций ВС Иордании, находятся два многоцелевых самолёта АС-235, которые были модернизированы из базового транспортного варианта СN-235 американской компанией АТК.

Самолёты вооружены 30-мм пушкой М230 (аналог пушки, устанавливаемой на боевом вертолете АН-64 «Апач»), 70-мм НАР, управляемыми ракетами APKWS с полуактивным лазерным наведением и управляемыми ракетами AGM-114 Hellfire. Кроме того, на самолеты были установлены системы постановки помех, электронно-оптические и инфракрасные системы прицеливания, лазерные целеуказатели и радиолокационные станции с синтезированной апертурой.

В дополнение к этим самолётам проходит аналогичное переоборудование один из двух имеющихся в составе иорданских ВВС военно-транспортных самолетов С-295.

Согласно взглядам иорданских военных, «артиллерийские самолеты» станут мощным и эффективным дополнением к боевому потенциалу вооруженных сил королевства. Самолеты способны оказывать непосредственную авиационную поддержку для сил специального назначения, вести вооруженную разведку, поиск и спасение в боевых условиях.

Некоторое время назад в КНР прошел испытания китайский «ганшип». Самолёт построен на базе Shaanxi Y-8 , который представляет собой лицензионную копию советского военно-транспортного Ан-12.

К сожалению, не известны состав и характеристики вооружения этого самолёта. Да и само появление такой машины в КНР вызывает недоумение, особых проблем с инсургентами в КНР нет. Борьба с уйгурскими сепаратистами успешно ведётся обычными полицейскими методами. Возможно, самолёт создавался с экспортными перспективами.

Как видно из всего изложенного, интерес к «антитеррористическим самолётам» в мире за последнее время существенно возрос. Зачастую высказывается мнение, что «вооруженные транспортники» являются не более чем мишенями над полем боя. Это, безусловно, справедливо по отношению к противнику, имеющему ЗРК средней дальности или хотя бы зенитную артиллерию с радиолокационным наведением. Как правило, такие средства ПВО у разного рода «незаконных вооруженных формирований» отсутствуют (пример ДНР и ЛНР является исключением). Максимум, что имеют такие формирования, это МЗА и ПЗРК. Дальность и досягаемость по высоте современных ПЗРК теоретически позволяют бороться с «ганшипами», однако на практике по ряду причин этого не происходит.

Грамотное применение «ганшипов» позволяет успешно избегать потерь. За более чем 20 лет ВВС США не потеряли от боевых повреждений ни одной машины такого класса, налетав многие тысячи часов и истратив тысячи снарядов в «горячих точках» по всему миру. Расчёты ПЗРК и МЗА оказываются неспособны произвести прицеливание, захват и обстрел цели ночью. В то же время бортовое оборудование АС-130 позволяет успешно действовать в любое время суток.

Сами самолёты оснащаются мощными средствами радиоэлектронного противодействия и многочисленными «тепловыми ловушками». В настоящее время разработаны и серийно производятся лазерные автоматизированные системы оптико-электронного подавления (AN/AAR-60 MILDS), которые позволяют эффективно защитить крупное воздушное судно от ракет с тепловым наведением.

/Сергей Линник, topwar.ru/