Американские армейские грузовики

M939

Семейство M939
(Truck, Cargo, 5 ton, 6×6 M939)

Общие данные

Производитель


AM General, Саут-Бенд, Индиана, США (серии A0 и A1);
Bowen McLaughlin-York, Мерисвилл, Огайо, США (серия A2)

Годы производства

1983—1993

Дизайн

Компоновка

капотная

Колёсная формула

6 × 6

Двигатель

Cummins NHC-250, 14 л, 250 л.с (серии A0 и А1)
Cummins 6CTA8.3, 8,3 л, 250 л.с (серия А2)

Трансмиссия

автоматическая

Массово-габаритные характеристики

Колёсная база

4547 мм (стандартная)
4242 мм (короткая)
5461 мм (длинная)

Динамические характеристики

Максимальная скорость

до 100 км/ч

На рынке

Похожие модели

КрАЗ-255Б (СССР), Урал-4320 (СССР / Россия)

Другая информация

Грузоподъёмность

Для машин общего назначения:
около 5 т (по грунту),
до 10 т (на шоссе)

Модификации

M939 (M939A0), M939A1, M939A2

← Семейство M809 Семейство FMTV
Семейство MTRV →

Медиафайлы на Викискладе

M939 (Truck, Cargo, 5 ton, 6×6 M939) — семейство пятитонных, полноприводных грузовых автомобилей колёсной формулы 6 × 6, широко используемое в Вооружённых силах США. Семейство является развитием серии пятитонных грузовиков M809

Производители: AM General (англ.)русск., г. Саут-Бенд, штат Индиана, США и Bowen-McLaughlin York, Мерисвилл (англ.)русск., Огайо, США.

Первые образцы автомашины были поставлены в войска в 1983 году, по состоянию на 1998 год в эксплуатации находилось около 32000 машин.

Серии

В настоящее время в семействе M939 существует три серии: M939 (M939A0), M939A1 и M939A2.

Машины серий М939 и М939А1 оснащены дизельным двигателем Cummins NHC-250 рабочим объёмом 14 л мощностью 250 л.с.. На автомобили серии M939A2 устанавливается дизель Cummins 6CTA8.3, с турбонаддувом, объёмом 8,3 л, мощностью также 250 л.с. Все машины оснащаются автоматической КПП MT654.

Ряд машин оснащён лебёдкой (тяговое усилие 9080 кг), расположенной в передней части автомобиля (см. далее, табл. 1).

На автомобилях М939 устанавливаются шины 11.00R20, ошиновка двух задних мостов — двухскатная; М939А1 и M939A2 имеют шины 14.00R20, задние колёса односкатные, машины серии А2 оснащены также централизованной системой подкачки воздуха в шины.

Автомобили разных серий достаточно легко различимы визуально. Большие колёса и односкатные задние мосты определяют характерный вид серий А1 и А2, благодаря крупным колёсам машины этих серий получили неофициальное наименование «Большая нога» (англ. Big Foot). Грузовики серии А2, оснащённые системой подкачки воздуха, можно отличить от автомашин А1 по стальным щиткам трапециевидной формы, защищающим элементы системы подкачки и расположенным на дисках передних колёс.

Модели

«M939» является обозначением семейства, каждая машина семейства имеет своё собственное обозначение (см. табл. 1). Для обозначения принадлежности машины к определенной серии к основному обозначению добавляется обозначение серии: А1, А2 и, иногда, А0. Так, например, М923А2 — это грузовая машина М923 семейства М939, серии А2, то есть оснащённая двигателем Cummins 6CTA8.3, системой подкачки шин, на колёсах 14.00R20. Аналогичная машина базовой серии, то есть с двигателем Cummins NHC-250 и колёсами 11.00R20 обозначается просто M923 или иногда М923А0.

Однако, на практике, собственное обозначение конкретного автомобиля используется не всегда, вместо этого автомобиль называется по коду семейства и серии: «грузовик M939», «грузовик М939А2», хотя, строго говоря, речь может идти о грузовике M923 или, например, M927.

Таблица 1. Модели семейства автомобилей М939.

Модель Оригинальное наименование
(англ.)
Описание
M923 Truck, Cargo, Dropside, 5-ton, 6×6, WO/W* Общего назначения, с откидными бортами
M924 Truck, Cargo, Permanent side, 5-ton, 6×6, WO/W Общего назначения, с неоткидными бортами
M925 Truck, Cargo, Dropside, 5-ton, 6×6, W/W** Общего назначения, с откидными бортами c лебёдкой
M926 Truck, Cargo, Permanent side, 5-ton, 6×6, W/W Общего назначения, с неоткидными бортами c лебёдкой
M927 Truck, Cargo, Permanent side, 5-ton, 6×6, WO/W (XLWB)*** Общего назначения, с неоткидными бортами (длиннобазовое шасси)
M928 Truck, Cargo, Permanent side, 5-ton, 6×6, WO/W (XLWB) Общего назначения, с неоткидными бортами c лебёдкой (длиннобазовое шасси)
M929 Truck, Dump, 5-ton, 6×6, WO/W Самосвал
M930 Truck, Dump, 5-ton, 6×6, W/W Самосвал с лебёдкой
M931 Truck, Tractor, 5-ton, 6×6, WO/W Седельный тягач
M932 Truck, Tractor, 5-ton, 6×6, W/W Седельный тягач с лебёдкой
M934 Truck, Van, Expansible****, 5-ton, 6×6, WO/W (XLWB) Установлен кузов-фургон
M935 Truck, Van, Expansible, W/Hyd Tailgate, 5-ton, 6×6, WO/W (XLWB) Установлен кузов-фургон с подъёмником-гидролифтом
M936 Truck, Wrecker, 5-ton, 6×6, W/W Машина техпомощи (эвакуатор), с лебёдкой и краном
M942 Truck, Chassis, 5-ton, 6×6, (XLWB) Длиннобазовое шасси для установки специального оборудования
M944 Truck, Chassis, 5-ton, 6×6 Шасси для установки специального оборудования (стандартная база)

Примечания. *WO/W — without winch (англ.) — без лебёдки. **W/W — with winch (англ.) — c лебёдкой. ***XLWB — Extra Long Wheel Base (англ.) — длиннобазовое шасси. ****Expansible (англ.) — раздвижной, подробнее см. ниже.

Грузовые машины общего назначения

Грузовая машина общего назначения М923А0М923А1 Корпуса морской пехоты США. Кувейт, 2003 г.

Машины предназначены для перевозки различных грузов и личного состава. Грузовая платформа может быть укрыта при помощи тента, при использовании машины для перевозки людей в кузове устанавливаются скамейки.

Автомобили М927 и M928 представляют собой длиннобазовые модели. Длина грузовой платформы у этих машин на 193 см больше длины платформы у M923 и М925, что обеспечивает большее пространство для груза: объём грузового отсека (под тентом) у длиннобазовых машин больше объёма грузового отсека машин со стандартной базой на 5,4 м³ и составляет 20,8 м³.

Автомобили общего назначения со стандартной базой (М923 и М925) составляют основу действующего парка автомобилей семейства М939.

Технические характеристики автомобилей общего назначения, входящих в семейство М939, приведены в табл. 2.

Таблица 2. Семейство M939. Автомобили общего назначения. Технические характеристики.

M923 M925 M927 M928
Длина 7803 мм 8345 мм 9733 мм 10280 мм
Ширина 3073 мм 3073 мм 3073 мм 3073 мм
Высота 3005 мм 3005 мм 3005 мм 3005 мм
Колёсная база 4547 мм 4547 мм 5464 мм
(длиннобазовое шасси)
5461 мм
(длиннобазовое шасси)
Снаряжённая масса 9860 кг 10320 кг 11020 кг 11520 кг
Грузоподъёмность (паспортная) 4540 кг 4540 кг 4540 кг 4540 кг
Полная масса буксируемого прицепа 6800 кг 6800 кг 6800 кг 6800 кг
Максимальная скорость 85 км/ч (серия A0)
100 км/ч (серии A1 и A2)
85 км/ч (серия A0)
100 км/ч (серии A1 и A2)
85 км/ч (серия A0)
100 км/ч (серии A1 и A2)
85 км/ч (серия A0)
100 км/ч (серии A1 и A2)
Запас хода 560 км 560 км 560 км 560 км

См. также:
M-923 Truck, Cargo 5 Ton 6×6 (англ.). Olive-Drab.com. — Краткое описание модели M923, подборка фотографий. Дата обращения 13 апреля 2010. Архивировано 22 апреля 2012 года.
M-925 Truck, Cargo 5 Ton 6×6 (англ.). Olive-Drab.com. — Краткое описание модели M925, подборка фотографий. Дата обращения 13 апреля 2010. Архивировано 22 апреля 2012 года.
M-927 Truck, Cargo: 5-ton, 6×6 XLWB (англ.). Olive-Drab.com. — Краткое описание длиннобазовой модели M927, подборка фотографий. Дата обращения 13 апреля 2010. Архивировано 22 апреля 2012 года.

Самосвалы

Автомобили M929 и M930 — самосвалы, предназначены для перевозки сыпучих грузов (объём кузова — 3,84 м³), а также для использования в качестве тягачей-буксировщиков. Для перевозки личного состава в кузов самосвала, так же, как и в кузова машин общего назначения, могут быть установлены скамейки, над грузовой платформой при помощи дуг может быть смонтирован тент.

Самосвал M929A0 под погрузкой (ликвидация последствий урагана «Катрина», 2005 г.)

Таблица 3. Самосвалы M929 и M930. Технические характеристики.

M929 M930
Длина 6934 мм 7468 мм
Ширина 3073 мм 3073 мм
Высота 3048 мм 3048 мм
Колёсная база 4242 мм
(короткобазовое шасси)
4242 мм
(короткобазовое шасси)
Снаряжённая масса 10880 кг 11380 кг
Грузоподъёмность (паспортная) 4540 кг 4540 кг
Полная масса буксируемого прицепа 6800 кг 6800 кг
Максимальная скорость 85 км/ч (серия A0)
100 км/ч (серии A1 и A2)
85 км/ч (серия A0)
100 км/ч (серии A1 и A2)
Запас хода 770 км 770 км

См. также:
M929 Truck, Dump: 5-ton, 6×6 (англ.). Olive-Drab.com. — Краткое описание модели M929, подборка фотографий. Дата обращения 13 апреля 2010. Архивировано 22 апреля 2012 года.

Седельные тягачи

В состав семейства М939 входят седельные тягачи M931 и M932 (с лебёдкой), предназначенные для буксировки полуприцепов.

Таблица. 4. Седельные тягачи M931 и M932. Технические характеристики.

M931 M932
Длина 6934 мм 7468 мм
Ширина 3073 мм 3073 мм
Высота 3005 мм 3005 мм
Колёсная база 4547 мм 4547 мм
Снаряжённая масса (без полуприцепа) 9303 кг 9802 кг
Полная масса буксируемого полуприцепа 17010 кг 17010 кг
Полная масса прицепа, буксируемого на крюке 6800 кг 6800 кг
Максимальная скорость 85 км/ч (серия A0)
100 км/ч (серии A1 и A2)
85 км/ч (серия A0)
100 км/ч (серии A1 и A2)
Запас хода 740 км 740 км

См. также:
M-931 Truck, Tractor, 5-ton, 6×6 (англ.). Olive-Drab.com. — Краткое описание модели M931, подборка фотографий. Дата обращения 13 апреля 2010. Архивировано 22 апреля 2012 года.

Автомобиль с кузовом-фургоном

Автомобили с кузовом-фургоном предназначены для использования в качестве передвижных узлов связи, ремонтных мастерских, штабных машин и много аналогичного применения. На стоянке боковые стенки кузова-фургона могут быть раздвинуты вправо и влево, что позволяет увеличить рабочую площадь фургона практически в 2 раза: с 9 м², до 17,5 м². Для облегчения погрузочно-разгрузочных работ машина М935 оснащена подъёмником-гидролифтом.

Таблица. 5. Автомобили с фургоном M934 и M935. Технические характеристики.

M934 M935
Длина 9195 мм 9550 мм
Ширина (фургон в походном положении) 3073 мм 3073 мм
Ширина (фургон раздвинут) 4242 мм 4242 мм
Высота 3505 мм 3505 мм
Колёсная база 5464 мм
(длиннобазовое шасси)
5464 мм
(длиннобазовое шасси)
Снаряжённая масса 12900 кг 13810 кг
Грузоподъёмность (паспортная) 2270 кг 2270 кг
Полная масса буксируемого прицепа 6800 кг 6800 кг
Максимальная скорость 85 км/ч (серия A0)
100 км/ч (серии A1 и A2)
85 км/ч (серия A0)
100 км/ч (серии A1 и A2)
Запас хода 560 км 560 км

См. также:
M-934 Truck, Van, Expansible: 5-ton, 6×6, XLWB (англ.). Olive-Drab.com. — Краткое описание модели M934, подборка фотографий. Дата обращения 13 апреля 2010. Архивировано 22 апреля 2012 года.

Машина технической помощи

Машина технической помощи M936 предназначена для эвакуации неисправных, поврежденных или застрявших в труднопроходимых местах машин, рассматривается как основное средство оказания помощи машинам серии M939. Машина оснащена подъёмным краном (длина стрелы — 5 м, грузоподъёмность 9080 кг), двумя лебёдками: передней, аналогичной лебёдкам других машин серии (тяговое усилие 9080 кг) и задней, более мощной, тяговое усилие которой составляет 20250 кг.

Машина технической помощи M936A1 Корпуса морской пехоты США. Катар, 2002 г.

Таблица. 6. Машина технической помощи M936. Технические характеристики.

M936
Длина 9200 мм
Ширина 3073 мм
Высота 2990 мм
Колёсная база 4547 мм
Снаряжённая масса 17055 кг
Полная масса буксируемого прицепа 9070 кг
Максимальная скорость 85 км/ч (серия A0)
100 км/ч (серии A1 и A2)
Запас хода 805 км

См. также:
M-936 Truck, Medium Wrecker: 5-ton, 6×6 w/winch (англ.). Olive-Drab.com. — Краткое описание модели M936, подборка фотографий. Дата обращения 13 апреля 2010. Архивировано 22 апреля 2012 года.

Установка вооружения

Автомобиль серии М939А1 с пулемётом, установленным над кабиной водителя

Автомобили M939 являются транспортными машинами и не имеют штатного вооружения. Тем не менее, существует возможность установки на автомашину пулемёта 7,62-мм пулемёта M60 или 12,7-мм пулемёта Браунинг M2. С использованием специального комплекта деталей пулемёт устанавливается над кабиной водителя, это позволяет вести огонь вперёд и вправо-влево по ходу движения. Также на автомобили серии M939 может быть установлен 40-мм автоматический гранатомёт Mk 19.

Разработан комплект для бронирования кабины водителя, предназначенный для машин серии M939. Вес комплекта бронирования составляет около 1800 кг, дополнительная броня предназначена в первую очередь для защиты от огня из стрелкового оружия. Кроме того, разработан специализированный комплект дополнительной защиты, снижающий опасность поражения экипажа грузовых автомобилей при подрыве машины на мине. Такие комплекты использовались в частях американской армии во время Боснийской войны. Комплекты дополнительного бронирования производятся несколькими американскими предприятиями и направляются в районы действия вооружённых сил США, в первую очередь в Ирак и Афганистан. Установка комплектов осуществляется в подразделениях на местах.

Американский ган-трак на базе автомобиля серии М939А2

Некоторое количество автомобилей M939 было переоборудовано в ган-траки (вооруженные бронированные грузовики), которые используются в военных операциях в Ираке и Афганистане. Ган-траки создавались непосредственно в подразделениях из имеющихся материалов, также с 2004 года в войска поступают серийные комплекты для переоборудования грузовых машин. Помимо использования комплектов заводского производства, подразделения часто осуществляют бронирование автомобильной техники с использованием подручных материалов.

Подробнее см. также: использование ган-траков в Ираке

Проблемы с безопасностью

Автомобили семейства М939 были замечены как небезопасные в эксплуатации машины. Так, в докладе Счётной Палаты США сообщается, что в период с 1983 по 1998 автомобили М939, составляющие в среднем около 9 % парка автомобилей Армии США, оказались участниками 34 % автомобильных аварий со смертельным исходом, происшедших с автомашинами Армии; из общего числа опрокидываний автомобилей, приведших к гибели людей, 44 % приходится на происшествия с M939. Помимо этого, в отчёте приводятся статические данные, демонстрирующие повышенную опасность машин серии М939 по сравнению с другими автотранспортными средствами Армии США и аналогичными гражданскими грузовыми автомобилями.

Исследования, проведённые армейскими экспертами, показали следующее. Автомобили серии M939 проектировались для работы в условиях бездорожья: планировалось, что на дороги без твёрдого покрытия будет приходиться до 80 % времени движения машин. Соответственно, на автомобили были установлены шины, наилучшим образом отвечающие предполагаемой работе в тяжёлых дорожных условиях. На практике ситуация оказалась обратной: 80—90 % времени движения приходилось на дороги с твёрдым покрытием, на которых установленные шины не обеспечивали должной устойчивости автомобиля. Помимо этого, выяснилось, что тормозная система автомобиля имеет недостатки: при торможении блокировка колёс происходила раньше, чем это мог ожидать водитель, особенно часто это происходило с порожними или легкогружёными машинами. Возникающий занос часто заканчивался опрокидыванием грузовика.

В качестве первоначальной меры направленной на снижение аварийности автомобилей семейства M939 было введено ограничение скорости этих машин до 65 км/ч на шоссе. Затем была принята программа модернизации машин семейства, в ходе которой была произведена замена шин, установлена антиблокировочная система тормозов, был произведён монтаж элементов системы пассивной безопасности кабины водителя.

Обновление парка грузовых автомобилей

Начиная с конца 1990-х гг. в Армии США началась постепенная замена машин семейства M939 (а также более ранних машин, таких, как M809 и M35) на автомобили семейства средних тактических автомобилей FMTV (англ. Family Medium Tactical Vehicles). С 1993 новые M939 в войска не поступают. В то же время машины серии M939 оцениваются эксплуатирующими их военными как хорошо зарекомендовавшие себя, в том числе и во время боевых действий, хорошо освоены в войсках, имеют инфраструктуру и при этом являются более дешёвыми (около 94000 долларов США, что на 15000 долларов меньше стоимости аналогичных машин семейств FMVT). В связи с этим, в 1993 г. эксперты Управления общего учёта США высказывали в своём отчёте мнение об отсутствии у FMVT существенных преимуществ по сравнению с M939 и выступили в поддержку продолжения закупок машин семейства.

Военно-морской флот США и Корпус морской пехоты США проводят собственную программу обновления парка средних тактических автомобилей (MTRV — англ. Medium Tactical Vehicle Replacement). Помимо прочего, в рамках программы производится увеличение грузоподъёмности среднего тактического автомобиля: на смену пятитонным грузовым машинам приходят автомобили грузоподъёмностью 7 тонн (на грунте, по шоссе — до 14 тонн).

> Состоит на вооружении

США — основной оператор

См. также

  • Аналогичные автомобили Российской Армии:
    • КАМАЗ 4310
    • КрАЗ-255Б
    • Урал-4320
    • ЗИЛ-4334
  • Транспортный корпус США — служба американских вооружённых сил, обеспечивающая перевозку людей и грузов, в том числе и автомобильным транспортом.

Примечания

  1. Производство автомобиля не осуществляется, но машина состоит на вооружении
  2. M-939 5-TON TRUCK (англ.). GlobalSecurity.org. Дата обращения 14 апреля 2010.
  3. 11.00R.20 — ширина профиля шины 11 дюймов, радиальная полнопрофильная шина, монтажный диаметр 20 дюймов, 14 14.00R20 — ширина профиля — 14 дюймов; подробнее о маркировке шин см. Автомобильная шина
  4. Brojo P., Moštěk Ja. — US Army 5 Ton Truck M939 Series. — Capricorn Publication, 1998. — P. 2. — (Army Wheels in Detail). — ISBN 80-238-2079-6. (англ.)
  5. При подготовке раздела использованы данные из TM 9-2320-272-24-1 (TO 36A12-1C-1155-21) Technical Manual. Unit, Direct Support and General Support, Maintenance. Manual for Truck, 5-ton, 6×6, M939, M939A1, M939A2 (англ.). Дата обращения 10 апреля 2010. Архивировано 22 апреля 2012 года.и TM 55-2320-272-14-1. Transport Guidance. Truck, 5-ton, 6×6, M939 (англ.). Дата обращения 10 апреля 2010. Архивировано 22 апреля 2012 года.
  6. В табл. 2 и далее все технические характеристики указаны для машин серии A0, если не оговорено иное.
  7. Brojo, Moštěk. . — P. 9.
  8. Ed Tibbetts. Armor work expands for the Arsenal (англ.). Quad-City Times (25 December 2004). Дата обращения 13 апреля 2010. Архивировано 22 апреля 2012 года.
  9. По материалам GAO/NSIAD-99-82. Army M939 5-ton Truck Accident History and Planned Modifications. — 1999. (англ.)
  10. GAO/NSIAD-93-232. Army Acquisition Medium Truck Program Is Nor Practical and Needs Reassessment. — 1993. — P. 33-34. (англ.)

Литература

Brojo P., Moštěk Ja. US Army 5 Ton Truck M939 Series. — Capricorn Publication, 1998. — 38 p. — (Army Wheels in Detail). — ISBN 80-238-2079-6. (англ.) Краткая история создания и основные характеристики автомобилей семейства M939. Издание содержит около 80 фотографий и 4 боковые проекции в различных вариантах окраски.

Руководства по эксплуатации грузовых автомобилей семейства M939, содержат технические характеристики машин, изображения внешнего вида (эскизы и чертежи в трёх проекциях с указанием основных размеров):

  • TM 9-2320-272-24-1 (TO 36A12-1C-1155-21) Technical Manual. Unit, Direct Support and General Support, Maintenance. Manual for Truck, 5-ton, 6×6, M939, M939A1, M939A2 (англ.). Дата обращения 10 апреля 2010. Архивировано 22 апреля 2012 года.
  • TM 55-2320-272-14-1. Transport Guidance. Truck, 5-ton, 6×6, M939 (англ.). Дата обращения 10 апреля 2010. Архивировано 22 апреля 2012 года.

Ссылки

  • M-939 Series 5-ton, 6×6 Trucks (англ.). Olive-Drab.com. — Краткое описание семейства M939, подборка фотографий. Дата обращения 13 апреля 2010. Архивировано 22 апреля 2012 года.
  • AM General — M939 (Военные модели) — история, фотографии, журналы
  • M939 Technical Library (англ.)

Бронетанковое вооружение и техника США после 1945 года

Лёгкие танки

Средние танки

Тяжёлые танки

  • M103
  • T57
  • TV-1**
  • TV-8**
  • R32**
  • «Хантер»

Основные боевые танки

БМП

JLTV и грузовики

  • HMMWV (Хамви)
  • M35
  • M151
  • M809
  • M939
  • M715
  • L-ATV
  • M38

Бронетранспортёры

Десантные бронетранспортёры

БРМ и КШМ

Самоходные гаубицы

Самоходные миномёты

Самоходные ЗРК

ЗСУ

Противотанковые САУ

РСЗО

Самодвижущиеся орудия

Огнемётные танки
и механизированные огнемёты

Инженерные машины

БРЭМ

БММ

Дистанционно управляемые БМ

Самоходные лазерные комплексы

Шагоходы

* — производились только на экспорт; ** — проекты танков с ядерной силовой установкой; курсивом выделены опытные и не пошедшие в серийное производство образцы

Послевоенные американские армейские грузовики

Как известно, автопарк американской армии и морской пехоты времен Второй мировой войны был весьма далек от единообразия

На вооружении американской армии только 2,5-тонных трехосок (здесь и далее грузоподъемность на грунте) было три основных варианта, слабо унифицированных между собой (и это не считая полукапотных версий). С остальной техникой, грузоподъемностью 5 и 10 т, дело обстояло чуть лучше, однако все равно далеко неидеально. Самое время было объявлять новый конкурс и навести порядок в этом хаосе.

Доброе утро, Вьетнам! Еще бензиновый М35 в типичном южном
исполнении со снятым брезентовым верхом и лобовым стеклом

Победителями конкурса в 1949 году стали фирма REO (2,5 т), International (5 т) и Mack (10 т). Впрочем, про Mack и его наследников я расскажу в другой раз. А пока отметим, что для полной унификации все три семейства получили почти одинаковые кабины с легко демонтируемым жестким верхом, который без проблем заменялся тентом. А крылья, капот и радиаторные решетки выглядели если не идентично, то очень похоже. Все это, по мудрому замыслу командования, должно было упростить ремонт в полевых условиях и в придачу здорово осложнить жизнь разведке противника. Ведь четко отличить новую американскую пятитонку от десятитонки можно было, только поставив их рядом! А если вражеский шпион наблюдает за колонной издали, да еще и в темноте, сумерках, в дождь или в туман? Пойди догадайся, какая именно техника передвигается!

Забегая немного вперед, отмечу, что верность первоначальной идее одинакового дизайна сохранялась только до 1970-х годов. Далее начались различные метаморфозы, метания, поиски наилучшего производителя для всей гаммы армейских грузовиков и в конце концов переход на совершенно другие машины. Но обо всем по порядку.

В красном мундире. Аэродромный пожарный автомобиль 530В на шасси М34А1

СЕМЕЙКА БОБРОВ

Разработанная фирмой REO 2,5-тонная машина пошла в серию в 1951 году. Основные модели были стандартизированы как М34 (с односкатной ошиновкой задних мостов) и М35 (со сдвоенными колесами). Проигравший конкурс Studebaker при этом получил приятный утешительный приз – долю заказа на производство конструкции REO. В общем, история времен Второй мировой, когда REO выпускало Studebaker US6, повторилась с точностью до наоборот.

С точки зрения конструкции машина получилась намного совершеннее того, что обе фирмы делали во время войны. Двигатель ставили бензиновый верхнеклапанный шестицилиндровый Continental или REO (5,4 л, 127 л. с.), КПП – пятиступенчатую синхронизированную, раздаточную коробку – двухступенчатую с автоматически подключаемым передним мостом. Тормоза – гидравлические с усилителем. Максимальная скорость составляла 90 км/ч.

Вестник апокалипсиса. Два пятитонных грузовика
в процессе перезарядки атомной ракеты Honest John. Справа –
пусковая установка М289 с открытой кабиной, слева – машина заряжания М62

Грузовик отличался герметизированным электрооборудованием и возможностью установки шноркелей, за что получил прозвище «бобер» (beaver). А после того, как он зарекомендовал себя исключительно надежным и выносливым автомобилем, его стали называть eager beaver, «энергичный бобер» – идиома, которая означает «работяга» или даже «трудоголик».

В 1962 году на смену бензиновому мотору пришел многотопливный дизель с возможностью работы на бензине с маслом, разработанный Continental совместно с MAN. В варианте с турбонаддувом он развивал мощность 134 л. с. (113 л. с. на бензине) при рабочем объеме 7,8 л. Так появилась модификация M35/M34A1, которая внешне отличалась главным образом высокой выхлопной трубой с правой стороны.

К 1971 году производственные мощности по выпуску 2,5-тонок, как бывшего Studebaker (выкупленного в 60-х Kaiser), так и бывшего REO (на некоторое время вошел в состав White), перешли в собственность корпорации American Motors. Опять-таки забегая немного вперед, отмечу, что там же начали производство пятитонного семейства. Для удобства было основано особое отделение по выпуску военной техники – небезызвестное AM General.

Круглый передок. Последняя модификация М34А3 отличалась
характерным дизайном радиаторной решетки и центральной подкачкой шин

В дальнейшем специалисты American Motors занимались неторопливой «шлифовкой» удачного автомобиля, попутно запуская в серию новые модификации вроде двухосного M600, предназначенного специально для Европы. Серьезно переработанная версия М34/М35А3 появилась только в 1993 году. Она отличалась новым дизайном решетки радиатора, центральной подкачкой шин, гидроусилителем руля, автоматической 4-ступенчатой КПП, новыми мостами и раздаточной коробкой, а также дизелем Cummins (6,6 л, 170 л. с.). Выпускалась она до 1999 года. Кроме того, М34/М35 по лицензии производили канадская компания Bombardier (модель MLVW) и корейская KIA.

АВТОМАТИЧЕСКАЯ АЛЬТЕРНАТИВА

В 1950 году на Корейском полуострове вспыхнула серьезная война. Отношения выясняли с одной стороны Корейская Народная да еще и Демократическая Республика во главе с товарищем Ким Ир Сеном, с другой – просто Республика Корея, где правил ставленник американского империализма Ли Сын Ман. Вот только этот самый империализм к серьезной схватке был готов лишь отчасти. Гигантский автопарк, построенный во время Второй мировой, был уменьшен до размеров мирного времени, причем излишки либо раздали союзникам за спасибо, либо распродали всем желающим чуть ли не по цене металлолома.

Найди 10 отличий.
Канадская копия М34 – Bombardier MLVW внешне
трудно отличима от оригинала

Тем временем война разгоралась, техники требовалось все больше. Дошло до того, что пришлось даже подключать японцев, что было логично – везти-то совсем недалеко. В этот критический момент военные вспомнили о проигравшем конкурс творении General Motors той же грузоподъемности – 2,5 т. Одной из причин, по которым данное творение было забраковано, стала четырехступенчатая автоматическая коробка передач GM Hydra-matic, слишком уж необычная для того времени. В остальном полноприводный армейский GMC был похож на REO M35, разве что раздаточная коробка была одноступенчатой.

Двигатель, естественно, использовали свой: рядный шестицилиндровый бензиновый рабочим объемом 4,9 л и мощностью 130 л. с. Скорость – 90 км/ч. Основные модификации были стандартизированы как М135 (с односкатной ошиновкой задних мостов) и М211 (с двухскатной). Выпускалась «автоматическая альтернатива» всего пять лет, с 1952 по 1957 год, а затем стала потихоньку уходить к все тем же союзникам и передаваться в Национальную гвардию, которая, как известно, всегда «донашивает» за американской армией устаревшее вооружение.

Судьба машины исторически достоверно (по голливудским меркам, конечно) отображена в культовых фильмах «Колдун» (Sorcerer) 1977 года и «Рэмбо. Первая Кровь» (1982 год). В первом два грузовика М211 «добивает» нефтедобывающая компания где-то в джунглях Южной Америки. Сюжет вертится вокруг судьбы четырех негодяев, решивших заработать на перевозке нитроглицерина, для чего GMC с его плавным «автоматом» подошел просто идеально. Во-втором фильме М135 перевозит грузы для Национальной гвардии, которая охотится на главного героя – Джона Рембо.

Киногерой с «автоматом». GMC М211 очень любят режиссеры
за выразительную внешность и легкость в управлении

ЧЕСТНЫЙ ДЖОН

Пятитонное семейство пошло на конвейер с некоторым опозданием – только в 1954 году. Производство почти равномерно распределили на три фирмы: собственно International, Diamond и Mack. Основные модификации, как и в случае с 2,5-тонными, отличались сдвоенными колесами на задних мостах (М54) или односкатными (М39). Двигатель сначала был также бензиновый Continental солидного рабочего объема в 10 л и мощностью 196–224 л. с. Конструкция ходовой и трансмиссии повторяла 2,5-тонное семейство. Даже тормоза были гидравлические с вакуумным усилителем. Вариант А1 получил турбодизель Mack (11 л, 210 л. с.), вариант А2 – многотопливный Continental (7,8 л, 205 л. с.). Скорость составляла 85 км/ч.

В советской литературе к пятитонкам проявляли повышенный интерес, ведь на длиннобазной модификации М139С устанавливались пусковые установки ракет малой дальности Honest John («честный Джон»), в основном с ядерными боеголовками. Во Вьетнаме же пятитонные грузовики часто переделывали в «гантраки» для охраны колон от партизан. Это были частично или полностью бронированные автомобили, вооруженные пулеметами и в некоторых случаях 20-миллиметровыми автоматическими пушками.

Безумный Макс отдыхает. Максимальный гантрак The Colonel («Полковник»)
времен Вьетнамской войны, созданный при помощи
слияния неисправного БТР М113 и пятитонки М54

В 1971 году производство пятитонок было передано AM General. Семейство сразу же обновили и стандартизировали как М809. По этому случаю наконец-то появился гидроусилитель руля, а дизель заменили на Cummins (14 л, 240 л. с.). Внешне машина отличалась слегка скругленной передней частью.

В 1982 году заслуженного ветерана опять всерьез модернизировали. Теперь капот, крылья и радиаторная решетка объединили в блок, который можно было легко откинуть вперед для лучшего доступа к двигателю. Новый-старый М939 (с односкатной ошиновкой) получил пятиступенчатый «автомат», пневматические тормоза, центральную систему подкачки шин и… модный угловато-тяжеловесный дизайн радиаторной решетки. Со временем появился и новый дизель Cummins той же мощности, что и старый, но объемом 8,3 л. Кроме того, те же самые машины некоторое время параллельно производила фирма BMY.

Новый дизайн. Пятитонник – транспортер катеров М821
от AM General (1971 год) отличался характерной радиаторной решеткой

Грузовики получились скоростные – 101 км/ч, но при этом крайне опасные в управлении. Дошло до того, что в трети всех аварий со смертельным исходом обязательно участвовал именно переработанный пятитонник AM General. Трагедия была в том, что при резком торможении с блокировкой тормозов гидротрансформатор часто блокировался на второй передаче. Естественно, двигатель сразу же глох и, соответственно, отключался гидроусилитель руля. Рулевое при этом «закусывало». Проблему частично решили установкой ограничителя скорости до 65 км/ч. А в 1999 году все «вредные» грузовики получили ABS. Впрочем, к тому времени их репутация была подпорчена, да и конструкция за 50 лет устарела.

В итоге ветерана отправили на пенсию, а основными поставщиками армии и флота становятся International и Oshkosh. Интересно, что последний в настоящее время, кроме всего прочего, занимается еще и капитальным ремонтом, модернизацией и доработкой всех грузовиков AM General. К примеру, специалисты компании оснащают восстановленные машины антиблокировочной системой тормозов (там, где она не была установлена ранее). Похоже, что служить почтенное семейство будет еще долго.

Компании Oshkosh потребовался целый век, чтобы стать основным поставщиком для армии США.

На заре автомобилестроения США отставали от Европы на полшага: первое производство запущено в 1888 году Бенцом, первый грузовик собран в мастерской Даймлера в году 1896. Подобное положение дел сохранялось до тех пор, пока история не перешла от изобретений к производству, и предприимчивость американцев не привела к созданию настоящего конвейера истории в общем смысле слова и автомобиля в частности. От начала и до конца американские военные грузовики – результат делового подхода собственно к войне и к производству.

Толчком к развитию военной техники должна быть война, а на рубеже столетий из экспансий США можно вспомнить разве что «Банановые войны», где американские военные, не стесняясь, использовали повозки Studebaker, предназначенные, в общем-то, для совершенно утилитарных целей. Первый грузовик США был построен в 1900-м году братьями энтузиастами – Максом и Моррисом Грабовски. Их «небольшая мастерская» продержалась до 1908 года, когда произошло её поглощение новообразованной GM. Производство сразу же привлекло внимание военных: только за 1917-19 гг компания поставила армии 10 тыс. грузовиков.

Жёлтый автобус в Европу: T16 Special

Настоящее осмысление возможностей колёсной техники началось после Первой мировой войны, когда по всему миру создаются моторизованные части, бронеавтомобили и собственно танки. Не отставал от своего главного конкурента и Генри Форд, поставлявший армии штатов всё, начиная от машин и заканчивая противогазами. К сожалению для правительства США, знаменитый промышленник со временем начал выказывать откровенные симпатии к Гитлеру не только на словах, но и на деле. Странное положение дел сохранялось до середины 30-х годов, когда GM прикупило пакет акций автобусного производства «The Yellow Cab Mfg.» и смогло полностью удовлетворить растущие аппетиты военных. После этого года правительство начинает планомерный отказ от работы с Фордом, а разработки его компании всплывают то в виде грузовиков ГАЗ-ААА или Фордзон-Путиловец, то в виде грузовиков и двигателей для танков рейха.

Настоящим прорывом в строительстве военных грузовиков стало создание первого многоосного автомобиля Renault MN. Грузовики с несколькими осями начинают производиться в штатах. Переименованная GM дочерняя компания «Yellow Coach Mfg.» собирает T16 Special, представляющий собой переделанный автобус. Этот армейский грузовик имел колёсную формулу «6х4» и приводился в движением двигателем Оldsmobile (53 л.с. на 3758 см³) с шестью цилиндрами. Грузоподъёмность на трассе – 5 тонн, пересечённой местности – 2.5 тонны.

Полугусеничный грузовик B6, собранный Allis-Chalmers, не приглянулся фермерам, но пришёлся по нраву военным, правда не США, а Российской Империи.

Наводнение GM

Настоящая история военных грузовиков США стартует с французского заказа, правда не Renault, а от правительства Франции, решившей, что трёхосной модели грузовиков Laffly требуется доработка. Справиться с поставкой нескольких тысяч грузовиков «6×6» могли только несколько компаний в мире, но GM долго тянул с подписанием соглашения, и, в конце концов, «Yellow Coach Mfg.» предложили Франции собственную разработку – ACKWX 353. Первая буква в зависимости от года выпуска будет меняться (D – 1942 г выпуска). Второй индекс означал тип кабины, третий – привод (K – передний), четвёртый – ведущие оси (W – обе задние), цифры – базу (353 – длинная, 352 – короткая).

Поскольку договорённость была достигнута в 1939-м, поставка машин во Францию скоро утратила смысл и военные грузовики США поехали в Англию. «Yellow Coach» к тому времени полностью переключилась на трёхосные грузовые автомобили и в 1941 году сконструировала собственное детище – CCKWX с базами 352 и 353. Индексы в этой линейке расшифровываются так же, как и во французском заказе. Благодаря знаменитому договору ленд-лиза GMC CCKW доехали до многих европейских стран.

CCKW 353 производился компанией General Motors и для армии США, и на экспорт.

Всего за время Второй мировой войны было произведено 60 тыс. таких грузовиков, а со временем часть GMC добралась и до СССР. Как повествует об этом выпущенная Союзе брошюра: ACKWX и CCKW имеют 3 ведущих моста, а в конструкции модели AFWX три оси, но ведущие две задние. Сами американцы ставили на шасси CCKW всё что угодно, вплоть до ремонтной станции ST-6, бетономешалок и пр. Грузоподъёмность машин – 3 тонны, но Управление Красной Армии рекомендует грузить 4. На 100 км грузовик расходует 38 литров солярки, при максимальной скорости в 72 км/ч; мощность двигателя в районе 50 л.с. Другие интересные модели американских военных грузовиков того времени: проекты Chevrolet 4409 и G-71071, неприжившиеся модели Dodge WF-32 и T-203-B, скоростные Willys MB (до 104 км/ч) и Ford 2G8T (82 км/ч), International M-5H-6.

Трёхосник International не сразу попал на вооружение амtриканской армии, но проданные по ленд-лизу M-5H до сих пор можно увидеть в Китае и странах бывшего СССР.

Studebaker US6

Особняком от вышеперечисленных моделей стоит Studebaker US6 – настоящий символ американский Второй мировой. Дело в том, что на внутренней арене эта машина проиграла проекту GMC и никогда не стояла на вооружении армии штатов, однако по договору ленд-лиза эти грузовики стали попадать в Европу и со временем неплохо здесь прижились, особенно в СССР. Плечевые тягачи Studebaker тянули свою лямку на самых сложных трассах США, выделяясь повышенной надёжность и неприхотливостью, так что выбор не случаен. ГАУ Красной Армии обошлось с ними ещё жёстче, чем с машинами GMC: вместо положенных 2.5 тонн рекомендовалось грузить на них до 4, а реально перевозилось и до 5 тонн груза.

Студебекер с креплениями под установку «Катюша».

«Студебекер» скучал по качественному американскому топливу и смазке, но советские инженеры экспериментировали над ним до тех пор, пока грузовик не стал в СССР чуть ли не родным: перевозились на нём даже установки «Катюша». Колёсная формула «Студебекеров» того времени – «6×6» и «6×4». Максимальная мощность мотора достигала 95 л.с. (максимум – 2.5 тыс. оборотов). Для военных грузовиков США двигатель имел не самую высокую степень сжатия – 5.82, но даже это становилось препятствием для побитой войной советской реальности.

БМ-13-16 — колёса демократии

После Второй мировой начинается другая история и совсем другая война. Военные грузовики США перестают попадать в СССР, и загнивший капитализм больше не становится почвой для таких замечательных машин как БМ-13-16. Однако изменения назрели и в самих штатах. Трёхосные грузовики для военных нужд производились сразу 5-6 компаниями, что не совсем удовлетворяло возведённый пару лет назад Пентагон. В 1949 году был проведён конкурс на лучший проект грузового транспорта для армии США, который выиграла компания REO Motor Car.

На всех осях модель REO имела односкатные колеса, но главное новшество – подключаемый автоматикой передний мост. Простая конструкция кабины и двигатель, работающий на трёх видах горючего, склонили военных к подписанию контракта. M34 – первая модель – покинул завод в 1950-м, однако правительство США вновь нашло заказчика в Европе. Модель потребовали модифицировать, добавив к ней двускатную ошинковку, а производство M34 поручили Studebaker. Параллельно этой линии грузовики армии поставляли небольшие компании вроде Kenworth (знаменитые «пустынники» 552 или «ремонтники» M1).

Всеядный M35

Автомобиль простоял на вооружении США добрых четыре десятка лет, и не последнюю роль в этой эпопее сыграл всеядный двигатель White LDT427. В основном режиме этот силовой агрегат работает на родном для тягачей дизельном топливе, но залить в него можно бензин и топливо реактивного двигателя, включая авиационный керосин любой степени горючести. Единственное условие – бензин требовалось разводить моторным маслом, из-за того что смазочная система двигателя проектировалась под дизельное топливо.

M35 разрабатывался GMC, но выпускался REO, Kaiser, GMC и даже KIA. Боевое крещение грузовик получил в Корее.

Принцип работы агрегата основан на медленном сгорании слоёв топлива, что становится возможным благодаря его разбрызгиванию по стенкам интегрированной прямо в поршень шароообразной камеры. Факел впрыска ориентирован так, чтобы капли не отражались от стенки, а равномерно растекались по ней, образуя тончайшие слои толщиной 0.013 мм. Холодный запуск в таком раскладе представляет проблему, так как за воспламенение отвечает только 5% впрыснутого в камеру топлива, а со стенок его испаряется минимум – предпусковой прогрев обычно совмещался с мощной печкой. Максимум момента – 461 Н˙м (1400 мин-1), максимальная мощность достигается на 2.5 тыс. мин-1 – 134 л.с. На последние модификации M35 (A2) ставились 140-сильные Continental D-465-1C и 5-ступенчатся КПП.

На 100 км мотор расходовал до 38 л солярки, развивая без груза 77 км/ч. Жёсткая зависимая подвеска рессорного типа позволяла передвигаться с комфортом только при нагрузке более тонны (максимум – 2.3 тонны груза). Стандартный комплект включал лебёдку на 10 тонн и централизованную подкачку шин. Габариты стандарта – 7×2.8×2.4 метров (ДxВxШ).

M939

Ещё до прекращения выпуска M35 в 1989 году AM General построило на его базе невероятное количество грузовиков (серии «600» и «700»), пока не добралось до 5-титонников M54. На основе этого грузовика проектируется серия «800». M809 съехавший с конвейера заводов Саут-Бенда передвигался по дорогам за счёт табуна из 243-х лошадей заключённого в 14 литров двигателя Cimmins NHC250. Отличие серии – тормоза на гидропневматике, гидроусилитель руля и двойная главная передача.

Крановое шасси Centaur послужило основой для серии «900», среди моделей которой можно увидеть автопоезда массой до 61 тонны: эвакуаторы, бетоносмесители и прочие коммерческие машины. Однако в истории военных грузовиков США наиболее заметный след оставили пятитонники M939, стоявшие на вооружении штатов до 1998 года. Разработка была завершена в 75-м, а первый заказ от правительства поступил в 1981-м. Надёжные мосты Rockwell и 5-тиступенчатая КПП Allison на пару с двухскоростной «раздаткой» позволяют M939 штурмовать серьёзное бездорожье.

В индексации грузовиков США M — Military, цифры косвенно указывают на серию и грузоподъёмность.

Мотор Cummins 6CTA8.3 (модификация M939 A2) развивает до 250 л.с. и тянет грузовик даже в подъёмы круче 45˚. Максимальная скорость – 84 км/ч. Машина имеет систему диагностики, позволяющую определять неисправность без деконструкции по деталям.

FMTV

С конца прошлого века из списка военных грузовиков США исчезает серия M939, вытесняемая семейством военных автомобилей на едином шасси – FMTV. Колёсная база этих машин фактически взята из автомобиля Steyr 12M18. Лёгкие грузовики серии (M1078, 1079 и 1081) перевозят до 2.5 тонн груза, тяжёлые – до 5 тонн. На некоторые из FMTV устанавливаются пулёметы аналогичные БТР M113.

Oshkosh Defense

Колёсная техника современной армии штатов связана с множеством компаний, но карт-бланш в отношении военных грузовиков США предоставлен компании Oshkosh, занимавшейся до момента плотного контакта с Транспортным корпусом США подъёмным и пожарно-спасательным оборудованием. Основные грузовики, поставляемые американским военным, – семейство HEMTT. Первые экземпляры поступили на вооружение ещё в 1982 году, но позже значительно модернизированы.

Один из представителей Heavy Expanded Mobility Tactical Truck — модель A4.

Большинство Mobility Tactical Truck (MTT) в версии Oshkosh снабжаются двигателями Caterpillar. К примеру, на A4 ставится 600-сильная версия этого мотора – C15. А гигант американской военной грузовой техники – HEMTT A3, обладающий грузоподъемностью до 13 тонн при максимальной скорости на шоссе в 105 км/час, способен без особых трудностей одолеть 60% возвышенность с нагрузкой в 10 тонн.

Всего в семействе насчитывается 8 дизельных грузовиков с полным приводом и разной степенью роботизации. Колёсная формула HEMTT – «8×8», средняя грузоподъёмность – 10 тонн. Аналогичные транспортные средства LVS использует грузоперевозка морской пехоты США.

Oshkosh PLS

Особняком стоит собственная разработка Oshkosh – PLS. Этот универсальный внедорожник «10×10» сконструирован так, чтобы перевозить унифицированные контейнеры (Flatrack), стыкующиеся с шасси несколькими видами креплений. Погрузочно-разгрузочный механизм позволяет в считанные секунды отцеплять и подгружать контейнеры. Двигатель Caterpillar C15 (второй вариант – MTU Detroit Diesel) позволяет перевозить до 16.5 тонн с прицепом M1076. Машина может выступать как тягач, прицеп и грузовик.

Привод PLS работает на все 10 колёс, так что проблемы с отсутствием дороги, а то и вовсе земли, грузовику не страшны. В паре с 7-ступенчатой КПП (гидромеханика) работает 2-хскоростной раздаточный механизм с ручной блокировкой дифференциалов. Движение грузовика может приостановить ретардер мощностью в 450 л.с. Интересно, что управляемыми являются только 1, 2 и 5-й мосты, причём 4-й и 5-й подвешены, а средний поднимается пневмоподвеской.

PLS — унифицированный транспортёр, способный стыковаться с несколькими видами контейнеров.

Новейшие системы PLS и LVS, включают в себя поддонные стеллажи, пульты дистанционного управления, краны, мультифлит системы и другие, повышающие логистическую эффективность комплексы. К примеру, PLS A1 оснащён кабиной, защищенной термостойкой броней, двигателем мощностью 600 л.с., шестискоростной трансмиссией,независимой подвеской на передних положениях оси, что увеличивает маневренность и устойчивость на пространстве бездорожья.

Ездят PLS может быть и не быстрее «Гавайского орла», но обеспечены таким количеством цифровой техники, что от её излучения чахнет даже трава на пустынных равнинах Афганистана. Электроника Oshkosh диагностирует автомобиль, прокладывает дорогу и способна поддерживать связь с центром управления даже в режиме планетарной битвы. А в ближайшие годы американские военные грузовики могут начать оснащаться беспилотной электроникой Oshkosh TerraMax UGV.