6 научная рота

Сила есть, ума – палата. Кто служит в научных ротах Минобороны РФ и чем они там занимаются?

В России продолжается осенняя призывная кампания, которая в этом году бьет рекорды по числу молодых людей, добровольно изъявивших желание отслужить в Вооруженных Силах. Тем не менее, есть и такие, которые бы и хотели отдать долг Родине, но боятся растерять за год службы свой интеллектуальный потенциал. Особенно это касается молодых ученых технических специальностей. Теперь таким можно не бояться и попробовать себя в качестве военнослужащего научной роты. С командиром одного из таких подразделений – научной роты Воздушно-космических сил РФ майором Сергеем Скворцовым встретился ведущий рубрики «Оборона и безопасность» Евгений Салтыков, чтобы из первых уст узнать, чем занимаются научные роты и служащие в них бойцы.

Расскажите, для начала, кем вы командуете, что за люди служат в научных ротах?

В подразделении, которым я командую, проходят военную службу выпускники лучших технических вузов России. Это уже взрослые ребята, которые окончили институт либо с красным дипломом, либо с высоким средним баллом. Что особенно хотелось бы подчеркнуть, все они добровольцы, поскольку принцип добровольности прописан в положении о научных ротах. Эти люди считают своим долгом отслужить в Вооруженных силах РФ и поскольку у них высшее образование, они могут максимально себя реализовать в этом стремлении, проходя службу в научной роте и своей научной работой содействовать укреплению обороноспособности нашей страны. Поэтому у них даже должность называется: «оператор научной роты».

Представители каких специальностей на данных момент проходят службу в вашей роте?

На сегодняшний день в нашей научной роте служат представители 14 технических вузов из 19 российских регионов. Специальности разные – физико-математические, программисты, мехатроники, есть теплоэнергетики. Их направленность связана напрямую с космической отраслью и теми средствами вооружения, которые сейчас стоят на боевом дежурстве.

Насколько тяжело попасть в научную роту? Говорят там у вас конкурс чуть ли не как в ведущие вузы страны?

Желающих действительно много. В определенный момент конкурс может составлять и 100 человек на место. Но если говорить об этом призыве, то на сегодняшний момент на 30 мест в роте под установленные требования подходят 140 человек из списка, которые предоставили военкоматы. Это те специалисты, тематика научных исследований которых подходит под утвержденную в этом году программу научных изысканий для моего подразделения.

На что направлены эти исследования, они как-то сочетаются с предметом работы оборонных предприятий?

Система деятельности научных рот построена таким образом, что все проводимые в них исследования связаны как с какими-то оборонными предприятиями, так и с научно-исследовательскими институтами. Одни работы направлены на испытание новых образцов вооружения, другие представляют собой научный поиск в разработке оружия, основанного на новых физических принципах, как это указано в военной доктрине РФ.

И насколько эти исследования успешны?

На сегодняшний день научным ротам было присуждено 16 правительственных наград, четыре из которых получила моя рота. Одними только операторами нашей научной роты за год опубликовано более ста работ в Высшей аттестационной комиссии и зарегистрировано более 80 рационализаторских предложений и шесть заявок на патенты. То есть ребята по научной деятельности довольно нагружены.

Сколько всего сейчас научных рот?

На данный момент их восемь, что почти сопоставимо с числом родов и видов войск, существующих в системе Вооруженных Сил России. На стадии формирования сейчас находится еще три научные роты. Запускается также новый проект — научно-производственная рота. Два таких подразделения сейчас готовятся к запуску. Их комплектование основано на несколько иных принципах.

То есть получается, что вы работаете только с уже сложившимися специалистами, а если вдруг захочет к вам школьник-гений, например, программист или человек с ограниченными способностями. Сможет ли он попасть на службу в вашу роту?

Вообще в положении о научных ротах прописано, что минимальный порог призыва в подразделение – студент третьего курса. Но я считаю, что если к нам придет гений, а мы очень часто выступаем на открытых площадках, таких как ярмарки вакансий и так далее, и он докажет, что по своему уровню он находится в одном ряду с выпускником МГТУ им. Баумана, то в любом правиле может быть исключение. Что же касается людей с ограничениями по здоровью, то у нас уже есть такой пример. Молодой человек из Братска написал письмо Министру обороны РФ. Сергей Кужугетович его рассмотрел и передал в комиссию, которая после прохождения определенного экзамена допустила этого молодого человека к службе в научной роте.

Кстати, в какой физической форме приходят служить в научные роты? Обычно мало кто из подобных ребят может похвастаться развитой мускулатурой…

Да, обычные представления о «ботаниках» именно такие – физически неразвитые, щупленькие, но умненькие. Не могу сказать, что все приходят именно такими, однако определенная доля таких ребят есть. Но в программах подготовки операторов научной роты оптимально сбалансированы умственные и физические нагрузки, благодаря которым они наращивают свои физические возможности. Если кто-то приходит в роту и не может подтянуться на перекладине ни одного раза, то уходя, они все подтягиваются минимум 10 раз. А вообще у меня сейчас есть ребята, которые подтягиваются 37 раз, жмут от груди штангу весом 160 килограммов и бегут 3 км в полной выкладке за 11 минут.

Получается, что боевая подготовка у них все же присутствует и иногда операторы меняют лаборантский халат на бронежилет?

Прежде всего, они военнослужащие, поэтому боевую подготовку никто не отменял. Единственное отличие только в количестве часов. Для них немного изменили распорядок дня, в котором один день полностью посвящен изучению 13 дисциплин боевой подготовки. Также как и в общевойсковой роте у них есть и подъемы по тревоге и полевые выходы и огневая и строевая подготовка и РХБЗ и военно-медицинская подготовка. Это то, что их объединяет с обычными солдатами. Но помимо этого у них есть персональное рабочее место с высокопроизводительным компьютером и работа в лабораториях, где у каждого есть свой научный руководитель, либо доктор технических наук либо, кандидат, который стоит во главе научной работы или НИОКР.

Какого рода задачи они могут решать в течение службы?

Например, оператор может получить персональную задачу на разработку какого-то блока космического аппарата, начиная с математического либо теоретического обоснования его необходимости. Затем делается исследование, представляется опытный образец. Если за время этой работы срок службы по призыву оператора-разработчика истекает, то руководствуясь правилом преемственности, разработка передается оператору следующего призыва. Тот уже формирует техническое задание для этого блока, задействует более 20 предприятий, делает заказы и затем уже собирает этот блок в лаборатории. Примерно так и проходит их служба. Благодаря сложившимся в роте условиям оператор за время своей службы посещает три-четыре научные конференции, десять-одиннадцать выставок, мы показываем этих людей и под многих из них предприятия делают целевые проекты. У большинства ребят сейчас идет персональная материальная надбавка от оборонных компаний, которые заинтересованы в них как в своих будущих специалистах.

Бывает ли так, что после прохождения срочной службы оператор научной роты решает остаться в Вооруженных Силах РФ? Учитывая их образование такие люди должны получить офицерское звание?

Верно. Они получают звание лейтенанта и направляются для прохождения дальнейшей службы в НИИ Министерства обороны РФ. Таких от общего числа примерно четверть. А конкретно у меня из 60 человек 40 остаются трудоустроенными на предприятия ОПК. И это еще один из функциональных бонусов существования научных рот – мы отбираем элиту в ведущих технических вузах, работаем с ними в Вооруженных Силах, а потом предлагаем эту элиту предприятиям оборонно-промышленного комплекса.

Военные рассказали, как призывнику попасть в научную роту

«В научной — умы», — кратко охарактеризовал срочников научных рот начальник отдела призыва и подготовки граждан к военной службе штаба ЦВО полковник Сергей Яровой.

«Поверьте, там не какие-то блатные ребята. А умы России. Проходят жесточайший отбор. Средний бал окончания вуза — не менее 4,5. Проходят через научный комитет Минобороны. Только после этого зачисляется в научную рту. Там он не просто с автоматом по полям бегает, а занимается научной деятельностью», — добавил Сергей Юрьевич. И подчеркнул, что военную подготовку в научных ротах проходят точно так же, как и в других местах. «Они точно так же стреляют, в противогазах бегают».

Яровой сообщил, что новое вооружение, о котором в своих выступлениях говорит президент России, разработано в последние несколько лет.

«„Кинжалы“, „Цирконы“ — все эти наши ракеты — созданы во многом благодаря нашим научным ротам при Министерстве обороны», — заявил он.

От всех новобранцев, призванных служить с территорий Центрального военного округа, заниматься наукой в этот призыв отправятся 116 человек (10 — от Свердловской области). Из них 36 призывников отобраны в «Эру» — инновационный центр Минобороны, его «Кремниевую долину», находящуюся в Краснодарском крае.

Как сообщили спикеры, в этом году Минобороны ставит в Южном военном округе эксперимент по созданию технической роты, пока единственной в стране.

«На предприятии ВПК, например, на УВЗ, работают узконаправленные специалисты. Сейчас мы таких призывников пытаемся отправлять в те рода войск, где эксплуатируется техника, которую выпускает их предприятие. Прорабатывается вопрос, чтобы специалист-призывник оставался на своем предприятии служить в технической роте», — рассказал журналистам военный прокурор ЦВО генерал-лейтенант юстиции Александр Антюфеев.

Экспериментальная техническая рота обкатывается на судостроительном заводе.

По словам полковника Ярового, создание технической роты на предприятии требует создания многих условий. «Казармы, питание, стрельбы» — пояснил он. «Если зарекомендует себя — появятся в других местах».

Новая компетенция: как научные роты используют интеллектуальный ресурс страны

— Геннадий Васильевич, конструктивное взаимодействие общества и армии позволило расширить возможности прохождения военной службы. Одним из нововведений последних лет стали научные роты. Насколько они себя оправдали?

— Идея призыва наиболее успешных выпускников гражданских вузов на военную службу в научные роты полностью доказала свою эффективность. Опыт функционирования научных рот показал, что они в полной мере отвечают потребностям и Вооруженных сил, и российского общества, и образованных молодых людей, подлежащих призыву на военную службу. За время службы призывники с дипломами о высшем образовании получают возможность развить свои способности, приумножить научные достижения, приобрести новые компетенции и, если появится желание, продолжить профессиональную карьеру в армии и на флоте.

При этом научно-исследовательские организации пополняются молодыми специалистами, владеющими дефицитными компетенциями, необходимыми для разработки новых образцов вооружения, военной и специальной техники. И самое главное, научные роты решают проблему рационального использования интеллектуального ресурса в интересах обеспечения обороноспособности государства.

— Научные роты — это еще эксперимент или уже устоявшаяся практика? Какое место они занимают в боевом строю?

— Научные роты, сформированные в 2013 году, уже прошли заметный путь от локального эксперимента к сети военно-научных подразделений, решающих прикладные задачи по различным направлениям научных исследований. В настоящее время в Вооруженных силах Российской Федерации сформировано 12 научных рот, в которых проходят службу более 600 призывников. Результаты деятельности этих уникальных подразделений находят воплощение в многочисленных изобретениях и передовых инновационных разработках.

На наш взгляд, дальнейшее развитие проекта будет проходить в направлении повышения качества взаимодействия научных рот с научным сообществом страны и предприятиями оборонно-промышленного комплекса.

— Ваша академия, как известно, стала первой, где была сформирована научная рота.

— Все правильно: первая в стране научная рота была сформирована именно у нас в академии 5 июля 2013 года. Главная задача, которая была поставлена ее коллективу, — проведение прикладных научных исследований по приоритетным и перспективным направлениям развития и применения Военно-воздушных сил и войск РЭБ. При этом необходимо отметить, что география отбора кандидатов в научные роты непрерывно расширялась, а требования к молодым ученым в солдатских погонах постоянно возрастали.

Так, в 2016 году отбор кандидатов в научную роту проводился уже в 24 субъектах Российской Федерации, а «проходной бал» для зачисления в научную роту подрос до показателя 4,73. Иначе говоря, у нас в научной роте служат практически только отличники.

Отбирают кандидатов специальные группы из числа научных работников и профессорско-преподавательского состава академии. Причем работа начинается еще в студенческих аудиториях. В результате операторами научных рот, как по военно-учетной специальности называют ученых в солдатских погонах, становятся молодые люди, мотивированные к служению Отечеству, многие из которых имеют опыт профессиональной деятельности по профильным для академии направлениям.

— И как дела у пионеров солдатской науки?

— Вот только несколько примеров.

В период с 2013-го по 2017 год операторами научной роты Военно-воздушной академии получено 3 патента и оформлено 20 заявок о выдаче патента на изобретения, подано 102 заявки и получено 30 свидетельств о регистрации программ для ЭВМ, разработано 125 рационализаторских предложений, в соавторстве с научными руководителями опубликовано 427 статей в научных журналах и сборниках.

Операторы научной роты академии стали исполнителями 130 научно-исследовательских работ.

Апробация результатов научной деятельности и демонстрация научных достижений операторов научной роты академии осуществлялись на научных конференциях, выставках и конкурсах, таких как Всероссийский конкурс научно-технического творчества молодежи (НТТМ), Конкурс научно-технических работ и проектов «Молодежь и будущее авиации и космонавтики», Международный салон изобретений и инновационных технологий «Архимед», Международный форум «Двигателестроение», Международный военно-технический форум «Армия» и др. Надо отметить, что число престижных научных мероприятий, в которых принимают участие операторы научной роты Военно-воздушной академии, растет с каждым годом. И это устойчивая тенденция.

— Надо полагать, что операторы научной роты занимаются отнюдь не «чистой наукой»…

— Конечно. Преимущественно инновационные проекты разрабатываются по профилю Военно-воздушной академии. Некоторые могу назвать: это моделирование гидрометеорологических процессов и явлений, разделение воздуха высокого и среднего давления; развитие и совершенствование конструкции летательных аппаратов, авиационных двигателей, пилотажно-навигационных и радиолокационных комплексов; информационные технологии, прогноз развития программного и технического обеспечения, радиоэлектронной борьбы со средствами противника и оценки снижения заметности и защиты информации в автоматизированных системах управления и так далее.

— Достаточно ли для вчерашнего студента гражданского вуза одного года, чтобы овладеть военной тематикой, адаптироваться к армейской среде, да еще и выдать «на гора» нечто ценное для науки?

— Полностью реализоваться на поприще военно-прикладных исследований получается только у каждого второго военнослужащего. Эту проблему отмечают и научные руководители операторов. Такое противоречие связано, главным образом, с тем, что согласование технических заданий, получение патентов и авторских свидетельств, опубликование научных статей требуют больше времени, чем год службы.

Поэтому для оптимизации и повышения эффективности научной работы операторов их деятельность должна строиться на основе преемственности научных проектов. В среднем осуществление одного такого научного проекта требует усилий операторов трех-четырех призывов.

— Прежде считалось, что воинская служба и научная деятельность — две вещи несовместные. Некоторые потенциальные призывники стремились поступить в любой вуз, только бы не идти в армию. А сколько было разговоров о «талантливых танцорах и балалаечниках», «гениальных математиках», сколько говорилось, что служба отупляет… Как сейчас обстоят дела с «научным пацифизмом»?

— По результатам анкетирования, проведенного в рамках научного исследования, большинство операторов научной роты ценят в новом формате прохождения военной службы по призыву прежде всего возможность исполнить воинский долг, одновременно повышая научную квалификацию.

Исследования говорят, что у 72% операторов отношение к военной службе по призыву после опыта службы в научной роте улучшилось. Если бы у военнослужащих была возможность вернуться на год назад, то 82% вновь пошли бы в научную роту. Способствует повышению интереса у студентов к прохождению службы в научной роте и тесное взаимодействие с вузами. В общем, выбор молодых людей, решивших проходить службу в научных ротах, становится все более осознанным.

Результаты исследования последних двух лет показывают, что личный состав научных рот больше не видит противоречия в том, что военнослужащий по призыву может одновременно быть еще и научным работником.

— И как складывается дальнейшая судьба молодых людей, отслуживших в научных ротах?

— Анализ результатов подготовки научных кадров для Вооруженных сил Российской Федерации в научных ротах показывает, что опыт привлечения операторов на военную службу по контракту в целом оказался успешным.

Так, по состоянию на 20 августа 2017 года завершили службу в научной роте 179 операторов, из которых 77 заключили контракт о прохождении военной службы и были назначены на первичную офицерскую должность с присвоением воинского звания «лейтенант», сорок один офицер продолжил службу на научных должностях, а 36 лейтенантов — на инженерных. На предприятия оборонно-промышленного комплекса трудоустроился 31 выпускник научной роты.

При этом исследование показало, что если в начале проекта, в 2013 году, 27% научных руководителей сомневались в целесообразности продолжения военной службы операторами на офицерских должностях, то в 2016 году этот показатель сократился до 7%, что свидетельствует о росте доверия к молодым офицерам из числа выпускников научной роты. И это закономерно, поскольку офицеры, прошедшие военную службу по призыву в научных ротах и назначенные на научные должности, по уровню знаний не уступают выпускникам военных вузов. Вместе с тем следует отметить дефицит офицерских должностей младших научных сотрудников для назначения на них операторов, изъявивших желание продолжить военную службу. Для решения данной проблемы необходимо дополнительно ввести в штат военных научно-исследовательских организаций должности младших научных сотрудников, чтобы не разбрасываться подготовленными кадрами, другого выхода просто нет.

Часть 1

Часть 2

Часть 3

Казалось бы, вот она наука, пора её продвигать во имя вооруженных сил РФ, но нет, не всё так просто. Оказывается, пара поездок в нииц и на завод, которые были организованы для того, чтобы мы наконец получили темы, познакомились с научными руководителями, являлись разовой акцией а не систематическими. Далее на продолжительное время нас оставили без поездок, сказал, темы вы получили, теперь готовьтесь и собирайте материал. В казарме. Без доступа к каким-либо источникам информации. Мы должны были составить план работы и что-то делать. Скажу так, кто-то вытаскивал информацию и интернета в свободное время, когда были разрешены телефоны, кто-то читал книги по программированию. Не все. Далеко не все. Иногда тема была слишком размыта, иногда по теме невозможно было что-то дополнительного найти (перевод из qt4 в qt5).

Это были достаточно унылые дни в нашей службе. Отдам должное командиру роты, он не давал нам застояться. Проводили внутреротные олимпиады по программированию, математике. Нескольким из старшего призыва было приказано организовать презентации своих работ, дабы рассказать, чем они занимаются. Было организованно несколько поездок по 3-4 человека, на олимпиады по той же математике, информатике, истории. В общем было сделано максимально много, что он мог в условиях отсутствия транспорта, чтобы наши мозги работали и не тупели.

До сих пор из памяти не выходит сцена, когда полковник произносит свой девиз: “Мы ебём всё, что движется, а что не движется, то расталкиваем и ебём” (из песни слов не выкинешь).

Такой расклад дел продлился около месяца, после чего вопрос с транспортом наконец-то начал нормализоваться, завод выделил свой личный автобус на 20 посадочных мест, а спустя ещё неделю начал приезжать и пазик в НИИЦ (если бензин находился, что было не всегда). С утра, после завтрака мы уезжали, вечером перед ужином приезжали. Работа начала двигаться. Честно говоря, достаточно трудно влиться в какой-либо проект вот так просто, без подготовки и предварительного изучения и сразу начать выдавать какие-то результаты. 2 Недели я просто сидел и читал сопутствующую документацию и крутил выданные мне 3D модели и вспоминал как работать в необходимых мне программах, благо на заводе был интернет, с определёнными ограничениями, но был. Основную часть информации мы черпали оттуда. Времени на изучение было мало. Нужно было показывать результаты.

Служащие научных рот регулярно должны проходить аттестацию (по-простому отчет о проделанной работе), где в вкратце, минут за 5, рассказывают, чего они достигли за прошедший период службы. Первая аттестация, как правило, это рассказ о том, что ты поручили, как ты это будешь делать, и что ты готов это задачу выполнить. Этакий мини диплом. Собирается комиссия с завода, офицеры роты, слушают тебя и по завершению выносят вердикт, аттестован ты или нет. Чем грозит не аттестация. 2 проваленных аттестации ставят под сомнение твоё пребывание в научной роте, и могут перевести из научной роты в линейные войска. Так должно быть и этим слегка “пугают” новобранцев, чтобы работали. На деле… ходили слухи об одном, переведённом в первом призыве, так же о паре военнослужащих, которые полгода пролежали в госпитале, и тоже были удалены. Правда или нет, не знаю.

“Страшная” аттестация была назначена наконец февраля, потом на середину марта… потом на начало апреля. В целом, как выступать, по какому принципу строить доклад, нам объяснил старший призыв, да и кое-какой материал к тому времени не собрал бы только ленивый, защитились все. Главное в подобном это как складно ты говоришь и как складно отвечаешь на последующие вопросы.

Помимо аттестации Роту с интервалом в 3-4 месяца проверяет военно-научный комитет, который в виде инспекции приезжает и смотрит, чем же мы занимаемся. Может подойти поспрашивать поговорить, кто такой что делаешь. Ничего сложного, если есть что показать. Я упоминал что автобус на завод был рассчитан на 20 человек. А работало на нем 30. Поэтому из 4 дней, которые отводились на научную деятельность (пн-чт), в среднем на завод солдат посещал 3 дня в неделю. Если на завод ты не ехал, то, как правило, в расписании стояла самоподготовка. По идее ты должен был изучать сопутствующую литературу… не знаю, что ты должен был в это время делать по понятиям офицеров, изображать бурную деятельность. В таком режиме и протекала служба в 3-ей Научной роте.

До мая.

Слухи и обещания о переезде обратно в Красногорск мы слышали регулярно. Сначала январь, потом в феврале, затем в апреле. Старший призыв рассказал, что им обещали обратный переезд ещё в октябре-ноябре. Со временем перестаёшь воспринимать подобные обещания. Ну ок, давайте доживём сначала до этого момента, а там посмотрим. Именно из-за таких обещаний, о переезде, о постоянных переносах аттестации, для меня знаменитое “слово офицера” потеряло всякий вес. Военному веры нет. Никогда.

Но всё же 7ого мая был отдан приказ готовить свои вещи, переезжаем. И, запаковав свои пожитки, сдав казарму, 10ого мая мы отправились “к себе”. Старший призыв пожил в Красногорске 1 неделю и мало что вынес из этого, мы же там не были никогда. Никто не знал, что же нас ждет.

10 мая это ровно 5й месяц с начала нашей службы. Это одна из ключевых дат, которые делят службу на до и после.

В следующий раз повествование пойдёт о том, как шла наука там, где изначально предполагалось расположение роты.

Всем привет!

Сейчас начинается пора, когда у многих выпускников российских вузов волнует вопрос прохождения военной службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации. Перед ними встают вопросы, как наиболее продуктивно пройти службу и не потерять навыки и знания, полученные во время обучения в своём университете. Для граждан, получивших документ о высшем образовании со средним баллом успеваемости не ниже 4,3, имеющих различные научные достижения с 2014 года появилась возможность пройти службу в научных ротах.

На сегодняшний день функционируют 14 научных и научно-производственных рот, в которых могут пройти службу молодые люди, отвечающие высоким требованиям, предъявляемым со стороны Министерства обороны.

В июне 2016 года я получил степень магистра по направлению «Информационные системы и технология» в Национальном исследовательском технологическом университете МИСиС.

1 июля по традиции прошел замечательный концерт «День выпускника», а уже 7 июля я был призван в ряды Вооруженных Сил России.

Весенний призыв…

Еще в начале 2016 года я принял решение пройти службу в армии. На тот момент я писал выпускную квалификационную работу магистра, проходил стажировку в консалтинговой компании и подумывал о поиске новой работы. Как-то проходя по одному из корпусов своего университета, я заметил объявление о начале приема документов в одну из московских научных рот, к этому предложению отнесся скептически, но немного обдумав, через неделю уже присутствовал на встрече с представителями научной роты ВКС. Тогда я узнал, что научные роты Вооруженных Сил Российской Федерации предназначены для выполнения конкретных научно-прикладных задач и размещаются на базе научно-исследовательских учреждений, высших военно-учебных заведений Минобороны России. По окончании прохождения военной службы по призыву в научной роте с лицом, изъявившим желание продолжить научно-исследовательскую деятельность в учреждениях Министерства обороны, заключается первый контракт о прохождении военной службы, при этом присваивается первое офицерское воинское звание «лейтенант». Это встреча меня сильно вдохновила, и я стал искать больше информации об этих ротах подготовки младших офицеров.

Для того, чтобы пройти отбор в научную роту нужно подать заявку и комплект документов до начала призыва, крайним сроком считается конец февраля и сентября соответствующие весеннему и осеннему призывам.

Всего рот существует больше десяти, каждая из которых по-своему уникальна и ориентирована на определенный род и вид войск, так есть рота ВКС (ВВС) в г. Воронеже, РХБЗ в г. Костроме, сухопутных войск в Москве, МЧС в г. Химках, войск связи, тыла, военно-медицинской службы в Санкт-Петербурге и др.

Я успел подать заявку в середине февраля и уже в апреле месяце получил подтверждение об успешном отборе в Военную академию материально-технического обеспечения имени генерала армии А.В. Хрулева. В конце мая мне позвонил лично военный комиссар и пригласил на медицинскую комиссию, проходил я его относительно быстро, ибо меня, как добровольца, главврач велела пропускать без очередей.

Мой однокурсник выбрал научную роту воздушно-космических сил, расположенную в пригороде Москвы, я не стал конкурировать с ним, потому выбрал и ни капли не жалею академию тыла и транспорта (сейчас называется ВА МТО), которая расположена в историческом центре г. Санкт-Петербург рядом с Таврическим дворцом, в котором ровно 100 лет назад проходили важнейшие исторические события.

Как-будто это было вчера….

Повестка в военкомат была в 7-00, ранним поездом приехал в Москву и потопал в свой Даниловский военкомат, а далее в городской сборный пункт, где ожидали своей отправки больше ста призывников.

Мой однокурсник Саня Резов оператор научной роты ВКС, который докладывал в национальном центре обороны о своих разработках министру обороны

За нами с Санкт-Петербурга специально приехал офицер с научно-исследовательского института, а как позже выяснится с моего отдела. В тот день я познакомился со моим первым сослуживцем, с другом и товарищем, а ныне лейтенантом ЖДВ с Болдыревым Романом Сергеевичем.

с будущим лейтенантом Ромой Болдыревым

Ночевали мы в призывном пункте, где будущим операторам научных рот выделили лучшие места. На следующий день нас в торжественной обстановке проводили с московского военкомата с вручением памятных подарков, с наказом от ветеранов и общественных организаций.

КУРС МОЛОДОГО БОЙЦА

Курс молодого бойца проходил в учебной базе нашей академии территория, которой простилается вдоль Финского залива. Раньше там находился Форт-Ино одно из основных фортификационных сооружений, защищавших Санкт-Петербург с моря и суши. Вместе с нами проходили курс начальной военной подготовки абитуриенты различных институтов академии.

Каждую неделю проходили военные эстафеты, спортивные соревнования, конкурсы смотра строя и песни. Проводили концерты и КВН.

наш видеоролик для КВН

Соревновались с 18-летними парнями, хоть и в наших рядах не было кандидатов и мастеров спорта, мы в упорной борьбе занимали первые и призовые места. Если пели мы еще неплохо, занимали места, то эстафета нам давалась нелегко. Нас всего 32 бойца, из них 4 в наряде, примерно у 3-4 освобождение с сан.части, нас спасал сержант, зам.ком.взвода который наравне с нами участвовал в эстафете. Помнится выдался дождливый день, с утра песню спели плохо, торжественным маршем прошли с косяком – у замыкающего оторвался каблук берец. Следовательно, пирогов которые вручают за победу мы не получили, оставалось одно – это победа в военной эстафете, приуроченной ко дню военного строителя, профессионального праздника курсантов Военного института инженерно-технического. В тот момент каждый из нас выложился на все 100%, даже погода помогла нам той борьбе, когда пришла пора нашего старта небо над полигоном стало светлым, тучи рассеялись и выглянуло солнце как раз на 10 минут, нам большего было и не нужно. Мы победили в схватке и по результатам заняли второе место, что для нас, конечно, достижение, ведь мы одолели 18-20 летних абитуриентов, часть из которых прошла срочную службу, а вторая часть усердно готовилась к поступлению.

Учились в военной науке, ходили на лекции и практические семинары по тактике, РХБЗ, военно-медицинской подготовке и др. Занятий было так много, что мне стало казаться, будто я поступил на третье высшее, но в военное, ибо всегда строем и автоматом на плече.

Научная рота не курит….
На территории учебных заведений по закону нельзя курить,данный закон распространяется и на военные учреждения. Нам нельзя было не только курить, но ходить в чипок за сладким, не говоря уже о магазине в военном городке. Одиночное хождение или группой без разрешения было категорически запрещено.Тогда мы действительно боялись попасться сержанту или офицеру. Сейчас вспоминая это, появляется улыбка. Где мы только не хранили продукты, как пытались спрятать телефоны, как вечером подзывал меня здоровенный Марат возле сушилки и вручал казинак со словами: «Тема, ешь, быстрей». Как мы устраивали пир во время родительского дня, как «теряли» сменный фонд после стирки, как собирали голубику и искали яблони, как копали окопы и брали высоту.

Под конец начальной военной подготовки у нас прошел полевой выход и стрельбы. Конечно, эти полтора месяца запомнится нам на всю жизнь и только с положительной стороны.

Почему в плащах? Нет не РХБЗ тренаж, просто пошел сильный дождь и мы надели плащ в рукава

Этот период нас сильно сплотил, именно тогда мы стали настоящим коллективом и в конце августа были приведены к Военной присяге. Приводить к присяге и лично вручать отличительные значки операторов научной роты прибыли начальник Военной академии МТО генерал-лейтенант Топоров А.В. и начальник Научно-исследовательского института.

Небольшой видеоролик с участием операторов призыва осень 2015 и весна 2016

География призывников нашей научной роты обширна, начиная с Владивостока заканчивая Калининградом. И это не шутки. Выпускники технических и экономических ВУЗов России с Иркутска, Омска, Новосибирска, Пензы, Уфы, Ульяновска, Краснодара, Ростова, Москвы, Санкт-Петербурга и др. Всех не вспомнить. Нас в роте 60 человек. И мне очень хочется, чтобы выпускники якутского СВФУ стали служить в научных ротах.

Стоит отметить, что наше поколение попало под реформу бывшего министра обороны Сердюкова, который закрыл военные кафедры ведущих университетов, провел масштабные сокращения военных ВУЗов, так с 2010 по 2012 год практически не было набора в военные вузы. 2010 год был объявлен годом «закрытых дверей», набор был уменьшен в десятки раз, например, в 2011 году на первый курс поступило всего 1500 курсантов, а это на всю Россию. Воспитанники суворовских училищ и кадетских корпусов не смогли поступить в военные вузы, но, благодаря, созданию научных рот, вчерашние кадеты смогли стать офицерами.

Нашему призыву выдали абсолютно новый всесезонный комплект полевого обмундирования.

Перед построением на тактическом поле

На базе обеспечения учебного процесса в г. Луга, где проходил мини-кмб у призыва осень.

Пока молодое пополнение училось ходить строевым шагом, мы чистили оружие, ставили палатки, готовили стрельбище.

Наша рота расположена в большом современном курсантском общежитии, территориально мы относимся к Военному институту инженерно-техническому там же столовая, сан.часть и дом культуры.

Отличительной особенностью научной роты является разделение деятельности на общевойсковую и научно-исследовательскую. Четыре дня в неделю уделено научной деятельности, в пятницу день боевой и специальной подготовки. С понедельника по четверг проходят тренажи и информирования. Во время специальной подготовки с нами проводят занятия по тематике материально-технического обеспечения войск (сил) научные сотрудники НИИ, доктора и кандидаты наук.

Боевая подготовка операторов научной роты включает тактико-специальную, строевую, физическую и другие предметы общевойсковой подготовки.

Спортивно-массовая работа проводится, либо в курсантском спортивном зале или в Таврическом парке.

Мне больше всего нравилось бегать по набережной и вокруг сада, маршрут проходит через Парламентскую ассамблею СНГ, музей воды, Смольный собор, администрацию губернатора, ленинград-центр и доходные дома. В общем, если будете в этих местах и увидите парней с футболкой Армия России, то будьте уверены это бегут военнослужащие академии МТО.

В субботу часть дня уделено самостоятельной подготовке и парко-хозяйственному дню. Раз в месяц проводят единый день информирования в академии, где выступают с актуальными докладами, а в июне месяце слушатели, то бишь высшие офицеры поставили спектакль по пьесе «концлагерь», данное мероприятия прошло в преддверии дня памяти и скорби.

В выходные дни мы посещаем культурно-образовательные центры, музеи, соборы, кинотеатры, игры КВН, концерты в Доме офицеров ЗВО и хоккейные матчи.

С недавних пор стали привлекаться к торжественным посвящениям в «Юнармейцы». В основном это хоккейные команды, в отличие от курсантов мы остаемся до конца игры, где накал страстей бывает и повыше, чем во взрослом хоккее. В общем, поддерживаем молодых спортсменов, чтобы зрителями были не только их родители, но и сторонние лица.

Доступная среда…

Мы участвуем в социальной помощи граждан, конкретно детям-инвалидам при проведении культурно-массовых мероприятий. Наши операторы не только ездят к ним с интересными номерами, так нашей роте Академия поручила шефство над социальным проектом Адмиралтейское танго – фестиваль танцев на колясках, которое проводится два раза в год с целью пропаганды культуры и красоты, гармонии и совершенства личности, а так же содействия самореализации личностного потенциала и развития творческих качеств участников.

К сожалению, пока во многих учреждениях культуры не организована доступная среда для колясочников. Не всегда есть возможность вызова специального такси. Мы на руках носили детей, помогали подросткам и взрослым.

Иногда, нам могут обратиться за помощью напрямую с отдела социальной защиты управы, например, чтобы помощь инвалиду подняться на свою квартиру, я один раз так ездил.

Посещение морского собора в г. Кронштадт.

Часть из ребят участвовала в проведении реконструкции праздничного салюта, посвященного 73 годовщине полного освобождения города Ленинграда от фашисткой блокады.

На «Дороге жизни» на берегу Ладожского озера

«Вы должны быть наголову выше курсантов по дисциплине и по культуре. Они учатся, чтобы стать офицерами 5 лет, вы 1 год», – старшина научной роты

Мы наблюдали, как начинается рассос у первого курса, у нас так такого не было. Без нарушения ношения военной формы одежды, все передвижения в строю не нарушая дисциплину строя. Благо не было никаких нареканий со стороны патруля.

Одно из значимых событий в нашей роте случилось накануне Дня защитника Отечества, когда губернатор Санкт-Петербурга Георгий Полтавченко посетил нашу роту для вручения памятных подарков и благодарственных писем научным сотрудникам и операторам научной роты. Мы к этому приезду старательно готовились.

Основное место нашей службы – научно-исследовательский институт военно-системных исследований, который выполняет военно-прикладные задачи по заказу Штаба МТО и других подразделений ВС РФ.

Каждый оператор закреплен за определенным научно-исследовательским отделом, который решает определенные задачи так, например, я занимаюсь проблемами функционирования системы материального обеспечения войск. Туда входят такие службы как продовольственная, вещевая и служба горючего. Также мы занимаемся логистическими процессами в системе МТО. У каждого оператора свой научный руководитель, с которым он решает эти задачи, рабочий ноутбук, доступ к информационно-справочными фондам.

Так за время службы в научной роте опубликовал 13 научных статей, получил 10 удостоверений о рационализаторском предложении, подал 2 заявки на получения патента на полезную модель, выполнял оперативные задачи в отделе. Часть наших парней участвовала и победила в конкурсе «Темп» от госкорпорации Росатом, они два раза съездили в Москву, где представили свои проекты.

Научная рота МТО участвует и в международных олимпиадах среди курсантов. Из операторов выбираются самые способные по таким предметам, как математика, иностранный язык, информатика и история. Им помогают готовиться научные сотрудники, преподаватели с академии. В целом в этом году показали хороший результат, а сама Академия заняла в общекомандном зачете первое место.

Здесь следят за тем, куда выпускники, да да именно выпускники научной роты устраиваются после окончания службы. Начальство института предлагает гражданские должности младших научных сотрудников. Это весьма удобно для тех, кто желает продолжить заниматься наукой, поступить в аспирантуру и параллельно работать.

Военнослужащие участвуют в различных конференциях и выставках с демонстрацией разработанных проектов. Лучшие разработки операторов принимают участие в международном военно-техническом форуме «Армия». В прошлом году один из наших операторов получил диплом второй степени и получил номинацию «Открытие года». Часть военных разработок, в которых принимали участие операторы начали поступать на вооружение и внедряться в систему материально-технического обеспечения Вооруженных Сил России. Такие высокие результаты дают стимул усерднее заниматься наукой, решать актуальные задачи способствующие к повышению обороноспособности нашего государства.

Репортаж с научной роты

В заключении, хотелось бы сказать, что год проведенный в научной роте Академии МТО позволил мне овладеть не только новыми исследовательскими навыками, но и военными. Часть времени уходило на выполнение оперативных задач в отделе и в управлении, помогали адъюнктам. Если бы у меня заново был выбор куда пойти служить, я без раздумий снова бы выбрал научную роту при Военной академии материально-технического обеспечения имени генерала армии А.В. Хрулева

Примерно полтора года назад я принял решение пройти службу в армии. На тот момент мне почти исполнилось 26, за плечами был диплом о высшем образовании с квалификацией «инженер информационных систем и технологий», аспирантура без защиты диссертации, а также опыт предпринимательской деятельности в сфере IT и работы в системе российского образования.

Официальных оснований для отсрочки от военной службы не оставалось, и передо мной встал выбор, с которым сталкиваются многие молодые люди призывного возраста – «переждать» полтора года, по сути, скрываясь от военкомата, либо честно исполнить долг перед Родиной. Выбрал я, конечно, второе. С конкретным направлением определился достаточно быстро: в сети активно обсуждались недавно созданные в вооружённых силах специальные подразделения – научные роты. Поскольку у меня имелся значительный опыт научно-исследовательской работы, то я подал заявку и практически сразу получил подтверждение. С этого момента началась моя армейская история.

Сразу замечу – армия оказалась совсем не той, что мне представлялась. Она оказалась намного лучше. Проблема в том, что армейская служба в целом, и в научных ротах в частности, окутана плотной завесой разнообразных мифов и стереотипов, разобраться в которых человеку, не прошедшему эту школу, достаточно сложно.

Научные роты сегодня находятся в информационной повестке региональных и федеральных СМИ – интерес к ним со стороны потенциальных кандидатов не спадает. В основном для них написан этот текст. Надеюсь, он поможет принять взвешенное и единственно верное решение. Для этого, в первую очередь, я попытаюсь развеять самые распространенные мифы о военной службе в научных ротах, опираясь исключительно на собственный опыт. Но вначале надо разобраться с общими стереотипами о службе в армии.

Об «армейской мифологии»

В 2000 году на экраны страны вышла комедия Романа Качанова «ДМБ». Фильм моментально стал «народным хитом», а сценарий Ивана Охлобыстина, филигранно вобравший в себя лучшее из армейского фольклора, тут же был разобран на цитаты. Одна из моих любимых:

— А я тогда присягу принимать не буду!
— Эх, дружок, молод ты… Не ты выбираешь присягу, а присяга выбирает тебя!

Наблюдать за перипетиями судьбы героев фильма, которых таки выбрала присяга, увлекательно и местами очень смешно. Но именно что – наблюдать. Стать таким «героем» в реальной жизни никому, из посмотревших кино, откровенно не хотелось.

У моего поколения, родившегося в конце восьмидесятых, представления о военной службе формировались отрывочно и крайне сумбурно: отцы служили в армии государства, уже не существующего на карте мира, старшие товарищи из семей соседей призывались в девяностые – тяжелейшее для страны время, которое, к большому сожалению, соответствующим образом отразилось на общем состоянии вооруженных сил.

Картина службы по призыву складывалась из обрывков советских анекдотов в стиле «копать от забора и до обеда», и большого количества народных историй, пересказанных «из уст в уста»: от совершенно идиотских, вроде покраски гарнизонной травы и строительства генеральских дач, до откровенно пугающих – про неуставные взаимоотношения, ставшие причиной ужасных трагедий. Щедро сдобренная однотипными газетными заголовками об армейских инцидентах начала двухтысячных – эта картина выглядела одновременно глупо и страшно.

Армия представлялась местом, где совершенно точно не может оказаться нормальный человек. Родители делали все возможное и невозможное, чтобы их сыновья никогда в жизни не столкнулись с армейской действительностью, поэтому не удивительно, что со временем в обществе сформировалось расхожее мнение: «служить в армию идут либо бедные, либо дураки».

Вектор общественного сознания начал меняться несколько лет назад – Вооруженные Силы Российской Федерации значительно преобразились, оставив в прошлом большую часть системных проблем. Тем не менее, борьба с укоренившимися стереотипами в отношении военной службы продолжается, и научные роты в этой борьбе – мощнейшее «оружие» формирования позитивного имиджа армии России, поражающее деструктивную «армейскую мифологию» также точно, как ракетный комплекс «Калибр» уничтожает базы террористов в Сирии.

Миф 1. Научные роты не нужны армии

Тем не менее, «научные роты» – это не PR-проект, каким его часто пытаются представить некоторые СМИ. Научные роты, в первую очередь – один из эффективных кадровых механизмов, значительно способствующих модернизации российской армии.

Как известно, одним из ключевых векторов армейских реформ, заданных руководством страны, является совершенствование оборонно-промышленного комплекса – соответствующая федеральная целевая программа, рассчитанная на период до 2020 года, была принята одновременно с Российской государственной программой развития вооружений на 2011-2020 годы.

Основой развития оборонно-промышленного комплекса, позволяющей поддерживать рост ключевых показателей эффективности, является системная работа с кадрами. Ключевой задачей в данном аспекте является привлечение квалифицированных инженеров в сферы производства, тесно связанные с оборонно-промышленным комплексом.

Учитывая особенности современных вооруженных конфликтов, одной из которых является повсеместное применение информационных технологий, а также принимая во внимание государственные военные доктрины развитых стран, в первую очередь, стран-членов Организации Североатлантического договора, основанные на концепции сетецентрических войн, можно сделать вывод, что ключевую роль в эффективности применения вооруженных сил и обеспечения обороноспособности как отдельно взятого государства, так и военно-политических блоков в целом, будут играть автоматизированные системы управления, различные виды разведки и высокоточное оружие.

В этой связи становятся актуальными вопросы о кадровой поддержке передовых научно-исследовательских проектов в сфере развития высокотехнологичных наступательных и оборонительных вооружений, а также формирования системного подхода к созданию концептуально новых «мозговых центров» в структуре российской армии, которые решали бы две задачи:
1. Проведение актуальных военно-научных исследований в интересах Минобороны России.
2. Привлечение компетентных кадров в структуры Вооруженных Сил Российской Федерации и оборонно-промышленного комплекса, занимающиеся перспективными военными разработками.

Одним из подходов, позволяющих значительно приблизиться к решению данных задач, является механизм создания на базе научно-исследовательских организаций и высших военно-учебных заведений Минобороны России принципиально новых структурных подразделений – научных рот. Идея их создания была высказана Министром обороны Российской Федерации генералом армии С.К. Шойгу на встрече с представителями российского научного сообщества в МГТУ им. Баумана весной 2013 года.

Новым подразделениям были определены следующие задачи: участие в научно-исследовательской работе, решение прикладных задач в интересах Минобороны России, подготовка научных кадров для военно-научного и оборонно-промышленного комплексов Российской Федерации.

Подразделение, в котором я проходил военную службу – научная рота ВВС России, дислоцирующаяся на базе Военно-воздушной академии им. профессора Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина, было создано одним из первых. Основной задачей операторов научной роты ВУНЦ ВВС «ВВА» (так официально именуются военнослужащие в данном подразделении) стало осуществление прикладных научных исследований по приоритетным и перспективным направлениям развития и применения Военно-воздушных сил Российской Федерации.

Как видно из особенностей сложившейся конъюнктуры – задачи, решаемые научными ротами, являются крайне актуальными, и в полной мере соответствуют глобальным вызовам, стоящим сегодня перед вооруженными силами. Благодаря данным подразделениям компетентные и квалифицированные выпускники гражданских вузов могут применить свой научный потенциал в решении конкретных инженерных задач по повышению обороноспособности нашего государства.

Миф №2. В научных ротах служит исключительно «золотая молодежь»

Если под «золотой молодежью» понимать молодых людей, «чью жизнь и будущее, в основном, устроили их влиятельные и высокопоставленные родители», то указанный тезис, конечно, совершенно не соответствует действительности. При этом одна особенность у военнослужащих научных рот есть – все они являются талантливыми выпускниками лучших вузов страны. Со мной в одном призыве служили выходцы из МАИ, МФТИ, МИФИ, МГТУ им. Баумана и других серьезных технических вузов – очень талантливые и высококвалифицированные инженеры.

Попасть на службу в научную роту действительно сложно, но исключительно – за счет высоких требований, предъявляемых к кандидатам (далее указаны требования, предъявляемые к кандидатам на прохождение военной службы по призыву в научной роте ВУНЦ ВВС «ВВА»):

1. Граждане РФ мужского пола в возрасте 19-27 лет, не проходившие военную службу.

2. Категория годности по состоянию здоровья – не ниже Б-4 (части связи, радиотехнические части).

3. Не рассматриваются кандидатуры категорий граждан, указанных в 4-5 абзацах пункта 5 статьи 34 Федерального закона 1998 года № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе».

4. Наличие высокой мотивации кандидата проходить военную службу по призыву в научной роте.

5. Соответствие профиля и специализации кандидата научным направлениям ВУНЦ ВВС «ВВА» (математики, физики, программисты, электротехники и т.п.).

6. Склонность к научной деятельности и наличие определенного научного задела (участие в конкурсах, олимпиадах, наличие научных публикаций и трудов).

7. Средний балл диплома ВПО – не ниже 4, 5.

В подробностях процесс подачи заявки на отбор в научную роту ВВС России описан на сайте: http://академия-ввс.рф/научная-рота/

Миф 3. Служба по призыву и научные исследования несовместимы

Как уже отмечалось, научные роты – это совсем необычные военные подразделения. Исходя из специфики, стоящих перед операторами научных задач, им предоставлен максимальный «армейский комфорт».

Во-первых, операторы проживают не в казармах, а в достаточно комфортабельном общежитии. В каждой комнате, рассчитанной на четырех военнослужащих, имеется ЖК-телевизор, для нужд операторов доступны два компьютерных класса, две комнаты отдыха (с питьевой водой, чаем\кофе и свежей прессой), библиотека, спортивный уголок с тренажерами и душевые. Порядок на всей территории поддерживается в идеальном состоянии.

Во-вторых, в целях повышения эффективности деятельности операторов научной роты в рамках выполняемых научно-исследовательских работ, за каждым военнослужащим закреплен научный руководитель из числа научно-педагогического состава ВУНЦ ВВС «ВВА», имеющий ученую степень, ученое звание и практический опыт выполнения научных исследований. С каждым из операторов составляется индивидуальный план научной работы на год, который отражает как основные направления деятельности, так и ключевые показатели эффективности, которые выражаются в количестве (и качестве) опубликованных научных работ, докладов на научно-практических конференциях, свидетельствах о регистрации ПО, патентов и так далее. Все предельно измеримо и прозрачно.

В-третьих, распорядок дня оператора научной роты позволяет в полной мере реализовать свой научный потенциал в течение года службы. На мой взгляд, дисциплина имеет крайне позитивное влияние на эффективность исследовательской деятельности. С понедельника по четверг распорядок дня в подразделении выглядит следующим образом: утром – подъем, зарядка, завтрак, утренний осмотр и убытие к научным руководителям; в обеденное время – прием пищи и отдых, после – продолжение работы с научными руководителями; вечером – индивидуальный или коллективный спорт, ужин, отдых (мы обычно смотрели кино, читали, продолжали заниматься по своим научным направлениям в компьютерных классах), после 21:00 – вечерняя прогулка, поверка и отбой.

В пятницу – день изучения общевойсковых дисциплин, в субботу – парко-хозяйственный день и возможность убыть в увольнение в соответствии с графиком, в воскресенье – выходной и, опять же, возможность убыть в увольнение.

Как показывает практика – такой военный тайм-менеджмент крайне продуктивно влияет на самоорганизацию и планирование научной деятельности.

Миф №4. За год невозможно достичь каких-либо значимых результатов в науке

Подход к использованию исследовательского потенциала военнослужащих научных рот выстроен таким образом, что каждый вновь прибывший оператор продолжает исследования, начатые его предшественником. Акцент на преемственность позволяет не «изобретать велосипед», а сосредоточиться на решении конкретных исследовательских задач под эгидой научного руководителя. Свою исследовательскую работу операторы ведут также в рамках НИР различных категорий, активно участвуют в конференциях и научно-технических конкурсах.

Среди направлений научных исследований, по которым работают операторы научной роты ВВС России, наиболее актуальными являются:

• Математическое и компьютерное моделирование метеорологических объектов для решения прикладных задач метеорологического обеспечения полетов
• Исследование методов и средств защиты информации и информационных ресурсов от несанкционированного доступа и разрушающего информационного воздействия
• Разработка программно-моделирующих комплексов силовых установок боевых летательных аппаратов и исследование динамики движения самолетов
• Разработка программных средств определения статистики распределения уровней помех на входе РЭС в динамике конфликта с наземными комплексами РЭБ
• Экспериментально-расчетные исследования обработки многоканальной многочастотной информации в цифровых радиолокационных системах
• Объектно-ориентированное моделирование аэрометрических систем маневренных самолетов и процесса эволюции опасных метеоусловий по радиолокационным данным
• Разработка программно-методического обеспечения исследований радиофизических характеристик радиопоглощающих материалов и покрытий
• Разработка имитационных моделей средств наземного обеспечения полетов
• Разработка программных комплексов исследования объектов авиационного вооружения и методики определения параметров негативных электромагнитных воздействий

Со времени создания научной роты ВВС России ее операторами было опубликовано более 200 статей в научных журналах и сборниках научно-практических конференций, оформлено более 15 заявок на выдачу патентов на изобретение, зарегистрировано более 35 программных продуктов и 45 рационализаторских предложений.

Операторы научной роты ВВС России становились победителями и призерами различных научно-технических конкурсов, среди которых Всероссийская выставка научно-технического творчества молодежи «НТТМ», Московский международный салон изобретений и инновационных технологий «Архимед», Международная выставках средств обеспечения безопасности государства «Interpolitex», Международный военно-технический форум «Армия России».

Лично я за время службы опубликовал 5 научных статей (в т.ч. в изданиях ВАК), выступил с докладами на 7 научных мероприятиях и зарегистрировал программный продукт, который презентовал Верховному Главнокомандующему Вооруженными Силами Российской Федерации В.В. Путину и председателю Правительства Российской Федерации Д.А. Медведеву на выставке достижений научных рот в рамках Международного военно-технического форума «Армия России 2015».

Миф №5. Дедовщина и неадекватные командиры

Пресловутая армейская «дедовщина», а также низкоквалифицированный офицерский состав остались далеко в прошлом. Практически все офицеры, с которыми мне довелось общаться за время службы – активно занимались спортом и вели здоровый образ жизни (с тотальной неприязнью вредных привычек), чем подавали пример многим военнослужащим по призыву.

Командный состав научной роты ВВС России был подобран с учетом специфики задач, стоящих перед подразделением – все офицеры являлись научными сотрудниками Военно-воздушной академии, имели опыт участия в научных конференциях и олимпиадах, среди них были призеры конкурсов научных работ и лауреаты премий Правительства Российской Федерации. Естественно, ни о каком рукоприкладстве, либо неуважительном отношении со стороны офицеров к военнослужащим по призыву и речи быть не могло. Вся коммуникация строилась подчеркнуто профессионально и уважительно.

Что касается отношений между сослуживцами, то в подразделении выстроена система наставничества – начиная с «курса молодого бойца» военнослужащие старшего призыва во всем помогают «младшим» товарищам: учат, как правильно нести службу в суточном наряде, подшивать подворотничок, выполнять упражнения по строевой подготовке и т.д. В научном плане осуществляется схожее кураторство. Через полгода младший призыв становится старшим, и уже сам помогает вновь прибывшим ребятам вникнуть во все детали военной службы. Понятие «дедовщины» в научной роте полностью отсутствует. Никаких происшествий за время моей службы между сослуживцами не случилось – умные люди всегда найдут выход из любой конфликтной ситуации.

Миф №6. В научные роты набирают «ботаников»

С легкой руки средств массовой информации это утверждение сегодня стало крайне популярно. На самом деле это, конечно, не так. Многие из ребят, служивших со мной в научной роте, имели спортивные разряды, некоторые были кандидатами в мастера спорта, в том числе по боевым искусствам. Практически все во время службы, так или иначе, начинают приучать себя к интенсивным занятиям спортом и значительно подтягивают свою физическую форму. Ежедневные пробежки, зарядка и походы в тренажерный зал этому способствуют.

Помимо прочего, военнослужащие научной роты так же, как и другие солдаты российской армии, несут службу в суточных нарядах, ездят на стрельбы, осваивают необходимые материалы по военной подготовке. Служба в научной роте – это не альтернативная, а самая что ни на есть военная служба.

Что касается направлений набора, то в нашем подразделений служили не только программисты. Научная рота ВВС России включает в себя три взвода:

1. Взвод моделирования гидрометеорологических процессов и явлений, разделения воздуха высокого и среднего давления.

2. Взвод развития и совершенствования конструкций летательных аппаратов, авиационных двигателей, пилотажно-навигационных и радиолокационных комплексов.

3. Взвод информационных технологий, прогноза развития программного и технического обеспечения; радиоэлектронной борьбы со средствами противника и оценки снижения заметности и защиты информация в АСУ.

Как видно из специфики взводов – реализовать свой научный потенциал на ниве военной службы могут инженеры широкого спектра направлений.

Миф №7. Служба в армии – это «потеря года жизни»

Служба в армии бывает разной, с разными задачами и возможностями, которые она предоставляет военнослужащим по призыву. Научные роты в данном плане – уникальный кадровый механизм, благодаря которому талантливые выпускники гражданских вузов могут заключить контракт с Минобороны России, чтобы после службы по призыву продолжить научные исследования уже в офицерском звании.

Студенты, уже начиная со второго курса, могут проектировать свою профессиональную траекторию с учетом дальнейшего прохождения службы в российской армии: выбирать соответствующие направления для своих курсовых и дипломных работ, а по выпуску из вуза – идти на службу в научную роту, чтобы после стать офицером вооруженных сил и продолжать свою научную карьеру в сфере развития оборонно-промышленного комплекса. С учетом уровня заработной платы офицерского состава, а также условий, которые предоставляются военнослужащим – данное направление сегодня представляется крайне перспективным.

В среднем из каждого призыва продолжают военную службу по контракту около 30%. Ребята получают назначения в различные подразделения, занимающиеся научно-прикладными исследованиями по их профилю. Мои сослуживцы, заключившие контракт, очень довольны и не жалеют о своем выборе.

Возвращаясь на полтора года назад – если бы у меня спросили, сделал бы я этот выбор снова, зная, что представляет собой российская армия, то я бы, не сомневаясь, ответил «да». Для меня это был крайне важный опыт, как для молодого ученого, так и для защитника Отечества, и я совершенно точно могу рекомендовать всем, кто по тем или иным причинам колеблется в принятии решения о прохождении военной службы – сделать этот выбор в пользу армии. За год вы получите массу возможностей для самореализации, а самое главное – сможете внести реальный вклад в обеспечение обороноспособности нашего государства.

/Денис Столяров, выпускник научной роты ВВС России, награжден
медалью МО РФ «За достижения в области развития инновационных технологий», topwar.ru/

Перейдем к практике. Как строить отношения с людьми, c которыми ты встретишься в армии.

Начнем в порядке важности. С офицеров.

Для начала, что нужно знать об офицере, его мотивах и поступках, в целом любом.

1) Любой офицер, это человек, закончивший профильное училище или другое учебное заведение. Учеба длится в среднем 5 лет. По сути своей мало чем отличается от армии.

2) Очень важно понимать, что офицеры в армии, разделяются по : возрасту, участию в боевых операциях, бывшие участники чеченской компании, и по месту службы. Это деление очень важно и ведут они себя по разному.

3) У них очень высокая зарплата, 60-70 тыс. рублей. И в этой связи, они очень боятся потерять свое место. А потому, сейчас очень мало случаев, когда сам офицер избивает солдата.

4) Офицеру любому, если его часть, скажем так, не быстрого реагирования, а обычная часть, где-то на задворках России, чью боеспособность проверяют 1 раз в тысячелетие, в целом абсолютно поху* на Вас. В других частях тоже поху*, потому что каждые 3-4 месяца, во время призыва приходят новые солдаты — это раз. НО высокая зарплата и статус заставляют их более или менее по божески к Вам относится…

5) Поскольку они прошли уже свою школу в течении 5 лет, а так же может просто долго служили и дослужились до майора, например, они очень умны в плане человеческих отношениях, пускай глупые в компах и так далее. Не имеет значения.

Но главное, помните, им асболютно поху* на Вас.

Объясняю, в чём это может выражаться:

1) Нежелание вникать в Ваши проблемы. Нежелание объективно к Вам относится. К примеру, он Вам обещал определенную роль в армии, то что Вы будете ходить на боевые дежурства, станете водителем. А по факту Вы получите большой и толстый ху*.

Какова главная мотивация офицера: его желание получать зарплату и ничего не делать (знакомо да?).

Итак разберем, что Вы должны делать и как налаживать отношения?

Разберем 3 типов офицеров и обстоятельства (места службы).

Есть две большие разницы, по месту службы. Вы можете быть либо в учебке, либо в основной части, где и будет проходить Ваша основная служба и там офицеры ведут себя по разному.

Офицеры в учебной роте.

Для начала разберем, что такое учебная рота.

Когда уважаемый новобранец Вы уедете со сборного пункта, Вы попадаете в так называемую учебку. Для Вас важно, что дедов там будет всего лишь 6-8 человек в зависимости от количества взводов, и внутреннего распорядка. Вас таких новобранцев будет около 100 человек, а чаще намного больше. Там Вас будут учить маршировать, гонять на зарядке, и многое другое. Откуда потом Вы попадете в часть, постоянного несения службы. Иногда учебная рота может находится на территории части, и тогда Вы просто переедете из 1 казармы в другую. Учебка длится всего лишь 2-4 месяца, редко меньше. Но так же возможно, что Вы вообще переедете в другой город или даже регион. Но в целом, учебная рота, это еще нормально. Я сейчас не буду говорить как строить отношения с дедами в учебной роте, это будет в следующей части. Пока только пройдемся по офицерам.

1) Командир роты. С ним Вам по сути ничего делать не надо. Его суждение о Вас, будет складываться из того, что о Вас будут говорить офицеры, младше по званию. Да Вы можете попросить Ваших богатых родителей, купить в казарму какие-нибудь «ништяки», но как правило такое встречается редко. Поэтому не стоит особо зацикливаться на нем.

Что категорически запрещено делать, если Вы не хотите себе проблем… Если коротко, то не создавайте ему проблем от слова «вообще», и вообще сделайте так, что бы он не знал Вашего имени.

Разберем подробно:

а) Когда Вы попадете в учебную роту, категорически запрещено, жаловаться Вашей маме, папе, о том, как Вам тяжело. (Справедливости ради, стоит сказать, если уж совсем невмоготу, и Вам скоро пизд*ц, то лучше звонить. Вы должны учитывать только свои интересы, о Вас кроме Вас никто не позаботится. Никогда не испытывайте за это чувство вины и стыда. Кто бы Вам, что не говорил. Это Ваше право, Вы свободный думающий человек). Потому что Ваша мама и папа будут знать его сотовый телефон, он им даст его на присяге, а так же сотовые офицеров, даже командира части, или другого Важного лица. Ваши родители будут звонить ему, не дай бог, позвонят, сразу командиру части и он получит нормальных и больших пизд*лин за бардак в роте, и получит выговор (не забываем про высокие зарплаты и так далее) он может устроить Вам геморрой. Уж способ он придумает.

б) Категорически запрещено, что бы командир части или любой другой командир Выше вашего командира роты, делал ему замечания из-за Вас. Неопрятный внешний вид, незнания обязанностей дневального, незнание обязанностей дежурного по роте (но это потом), много может быть причин. Старайтесь этого избегать.

Отсюда следуют следующее:

1) Вы всегда должны быть опрятны, внешний вид в армии главное. В этом плане я прошу Вас перечитать часть 2. Что бы я не повторялся.

2) Не жаловаться и не ныть.

ЗАПОМНИТЕ ГЛАВНОЕ: Командир роты принимает окончательное решение, касательно того, кого оставить в учебной роте. Объясняю, у вас будут 6-8 дедов, но они же когда-нибудь закончат служить и вместо них будут нужны другие деды, что логично. Так вот у Вас есть шанс, что бы остаться потом нести службу в учебной роте, что в свою очередь означает полнейшую халяву, да-да полнейшую халяву в несении службы. Вы потом будете так же гонять новобранцев, получать от них ништяки с посылок. Не служба, а сказка. Да тех, кто остается в учебке слабо уважают в армии, потому что, всех тягот и лишений они определенно не почувствуют. Но, если честно, кого это ебе*. Если Вы там останетесь для Вас это очень хорошо. Халява обеспечена до конца службы.

В этой связи, что нужно и желательно делать.

1) Повышать и удовлетворять ЧСВ (чувство собственной важности) командира роты. Если Вы не можете сделать это с помощью Ваших связей на гражданке (например сделать в роте ремонт). То самый простой способ, это выделятся физически среди ваших сослуживцев. Лучше всего, если Вы будете участвовать в различных соревнованиях среди рот, частей, сольных или командных. Например, если Вы победите в беге, гиревом спорте, или Ваша команда по футболу обыграет другую команду, то командир роты получит кайф от этого. Ведь он скажет, вот какие бравые хлопцы служат у меня, это я их воспитал и так далее. Ведь в армии вообще мало пряников, в основном, кнут.

2) Так же для того, чтобы остаться в учебной роте, покажите себя с лучшей стороны. Станьте лидером или «смотрящим» внутри своих сослуживцев (кто с Вами пришел), да для этого Вам придется их гонять, приказывать им, возможно даже бить их, но Вас заметят, что Вы можете управлять коллективом. И тогда есть шанс, что Вы останетесь в учебной роте.

3) Ну и конечно, самый лучший, и чаще всего встречающийся способ, это подмазаться, вылизать ему жопу с ног до головы. Дать ему взятку, но не сами конечно а через Ваших знакомых. Смейтесь, когда он шутит дурацкие шутки, поддерживайте разговор если уж на то пошло.

Ну и как я мог забыть: Пока Вы в учебке, только командир роты принимает так же окончательное решение, кто пойдет в увольнительную. Вы сами увидите, кто-то будет ходить каждую неделю (в основном местные и «доставльщики» см. пред. части.), а кто-то выйдет максимум 2 раза за год.

Что касается меня, я не смог остаться в учебке, хотя хотел. Ну чтож, только потом глядя назад, можно все обдумать хорошенько и увидеть свои ошибки.

Исходит ли от него угроза для Вас? Особо нет… По крайней мере инциативу он проявлять не будет. Вы слишком мелкая «сошка» для него. Угрозу представляют, младшие офицеры, деды и даже ваши погодки.

Младшие офицеры (командиры взводом, от лейтенанта до капитана).

Что здесь Вам нужно знать. Командир роты и младшие офицеры помазаны и связаны одной цепью… Они вместе служат уже долго, несколько лет. Ходят друг к другу на дни рождения, вместе отмечают новоселья и повышение в звании. ДАЖЕ НЕ ПЫТАЙТЕСЬ ПОЖАЛОВАТЬСЯ КОМАНДИРУ РОТЫ на вашего младшего офицера, даже если Вы считаете, что он обижает Вас или относится к Вам несправедливо, никогда еще раз повторяю, никогда не пытайтесь прыгнуть Выше головы. Даже на гражданке, в работе, это не поощряется, а там это может стать Вашей большой ошибкой. Даже не пытайтесь думать, что Вы умнее, чем другие. Всегда помните «НЕ ЛЕЗЬ В ЧУЖОЙ МОНАСТЫРЬ СО СВОИМ УСТАВОМ».

Итак по сути своей, Вам нужно заслужить поощрение и именно младшего офицера, как правило это командир взвода. Ну вас к примеру в учебке будет во взводе человек 30-40. И он будет Вашим офицером. В принципе Ваша жизнь зависит от того, какие отношения Вы с ним построите и построите ли вообще.

Тут необходимо делать все тоже самое, что и для командира роты. Но помните, что младший офицер будет видеть Вас каждый день, и общаться с Вами. На учениях он так же будет Вами командовать, так что все Ваши косяки будут видны на раз, два.

Заслужить его уважение можно, если сможете решать его проблемы, и так же не создавать ему проблем. Хорошо маршируйте, громко пойте песни, будьте опрятны, в целом этого будет достаточно.

Запоминайте то, что Вам дадут в армии, знания и так далее. ГЛАВНОЕ: НЕ ПОДСТАВЛЯЙТЕ СВОЕГО КОМАНДИРА ВЗВОДА перед старшими офицерами и перед командиром взвода.

ГЛАВНОЕ: Младший офицер по сути своей и распределяет роли в армии. ОН будет решать и советовать командиру роты. Кому идти на БД, кому идти в наряд и так далее. ОН ЖЕ НАЗНАЧИТ «СМОТРЯЩЕГО» в вашем взводе.

Ваша главная задача: забрать его функции себе. Сказать ему, типо не напрягайся, я сам все сделаю за тебя и порядок обеспечу, и дисциплину и маршировать всех научу. Более, того они обязаны проводить с Вами занятия, но часто им тупо лень и неохота ничего делать. Скажите ему, что Вы сами все сделаете, пусть отдыхает, ведь он так «устал».

Сразу скажу про офицера, который был в зоне боевых действий. Чувак будет психом,требовательными, и дрочить Вас как будет сидрову «козу» и возможно, не факт, конечно, будет бухать часто. И тогда вешайтесь «духи»…

На такой оптимистичной ноте закончим…