Жена самурая как называется

Онна-бугэйся

«Актёр кабуки в роли воительницы Томоэ Годзэн». Художник Утагава Тоёкуни, 1800 год.

Женщина-самурай, точнее онна-бугэйся (яп. 女武芸者) — женщина, принадлежащая к сословию самураев в феодальной Японии и обучившаяся навыкам владения оружием.

Термин

Термин состоит из слов: онна (女) — «женщина» и бугэйся (武芸者) — «человек боевых искусств». Употребление выражения «женщина-самурай» является семантически неправильным, так как слово самурай (侍) используется только по отношению к мужчинам. Аналогичным образом, неправильно говорить онна-буси, так как входящий в состав слова буси (武士) иероглиф си (士) применяется в идиоматических выражениях в значениях «мужчина, муж» (сравните — 紳士 синси — джентльмен, 同士 доси — друг, 紳士服 синсифуку — мужская одежда).

Кроме того, к женщинам из сословия самураев может применяться термин букэ-но-онна (武家の女), означающий «женщина из класса букэ (буси)», но в отличие от «онна-бугэйся», он не означает, что женщина реально участвовала в битвах наравне с мужчинами, а лишь говорит о её происхождении и, возможно, о том, что она получила традиционный для женщины самурайского класса минимум знаний в рукопашной борьбе и фехтовании.

Знаменитые онна-бугэйся

  • Ходзё Масако (1156—1225), жена Минамото но Ёритомо, после смерти мужа ушла в монастырь и стала известна как «сёгун-монахиня».
  • Томоэ Годзэн (1157?-1247?), наложница главного героя «Хэйкэ Моногатари» Минамото но Ёсинаки
  • Хангаку Годзэн. Командовала 3000 воинами при обороне от 10-тысячной армии клана Ходзё. Но оборона была провалена — Хангаку ранили стрелой и захватили в плен. Её отвезли в Камакуру, где она была представлена сёгуну Минамото и встретилась с Асари Ёсито, который влюбился в Хангаку и добился разрешения сёгуна жениться на ней.
  • Накано Такэко (1847—1868) — принимала участие в обороне замка Айдзу после падения сёгуната Токугава, погибла в бою.
  • Ямакава Футаба (1844—1909)
  • Ямамото Яэко (1845—1932)

Букэ-но-онна: навыки и требования

Утагава Куниёси, «Иси-ё, жена Обоси Ёсио» с нагинатой, 1848

От обычных представительниц сословия самураев не ожидали участия в сражениях, но, тем не менее, от женщины требовалось, чтобы они могли защитить себя и дом и обучить детей. По бусидо, первым долгом женщины-самурая считалось служение своему супругу. Кодекс бусидо восхвалял также женщин, «которые были способны подняться выше несовершенства и недостатков, свойственных их полу, и проявить героическую силу духа, которая могла бы быть достойной самых храбрых и благородных мужчин»

Из оружия женщин учили пользоваться главным образом нагинатой (искусство нагинатадзюцу), а также копьём яри, цепями и верёвками. Вместо катаны они имели танто. «Обычным для копья местом хранения было место над дверью в жилище, так как таким образом женщина получала возможность использовать его против атакующих врагов или любого незваного гостя, проникшего в дом. Также женщины с не меньшим мастерством умели обращаться с коротким кинжалом (кайкэн), который, подобно вакидзаси воинов-мужчин, всегда находился при ней — в рукаве или за поясом. Кайкэном можно наносить как молниеносные удары в ближнем бою, так и метать его со смертоносной скоростью». Этот нож вручался ей в день достижения девушкой-самураем совершеннолетия (в 12 лет) согласно ритуалу.

Также кайкэн был необходим в совершении ритуального самоубийства (женский вариант этого действа носит название дзигай и был распространён так же широко, как и сэппуку у мужчин). Причём, женщины не вспарывали свой живот подобно мужчинам, а перерезали себе горло. Ещё одним строгим правилом ритуала было обязательное связывание собственных лодыжек, дабы и после смерти выглядеть пристойно. Когда возникала реальная угроза попасть в плен к врагу, они не только решительно принимали смерть от рук родственников мужского пола или их командиров, но и сами убивали мужчин, если по какой-то причине они не могли или не желали совершить ритуальный акт и не щадили в такой ситуации ни себя, ни своих детей.

При необходимости самурайские женщины брали на себя обязанности по осуществлению мести, которая считалась единственно возможной реакцией (согласно японскому толкованию конфуцианства) на оскорбление или убийство господина. Даже в течение застойного периода сёгуната Токугава женщины строго соблюдали принцип безусловной преданности своему клану — порой даже строже, чем мужчины».

Подобное положение сохранялось в XI—XVII вв. В начале XIII века были приняты законы, которые дали женщинам равные права наследования с братьями и право завещать имущество. Однако к XVII веку уважение к женщинам в самурайских родах заметно уменьшилось. Их положение ухудшилось, из-за чего они превратились в пешек на матримониальном рынке. Тем не менее, стойкость духа и привычки к обучению в самурайских семьях сохранялись, о чём свидетельствуют записи о гражданской войне Босин, когда во время обороны хана Айдзу (1868 год) некоторые женщины потрясли соотечественников своими подвигами.

В культуре

Онна-бугэйся часто появляются в исторических драмах дзидайгэки. Так, в телесериале «Кэнкаку Сёбай» появляется подобный персонаж по имени Сасаки Мифую, и один из ранних эпизодов сериала носит название «Онна-бугэйся».

> См.также

  • Нагинатадзюцу
  • Куноити — женщина-ниндзя
  • Дева-воительница
  • Женщины-гладиаторы
  • Амазонки

Примечания

  1. 1 2 Onna Bushi. The female warrior (недоступная ссылка). Дата обращения 30 апреля 2009. Архивировано 8 октября 2007 года.
  2. 1 2 Famous Women of Japanese History. SamuraiArchives.org. Дата обращения 30 апреля 2009. Архивировано 27 марта 2012 года.
  3. Ellis Amdur. Women Warriors of Japan: The Role of the Arms-Bearing Women in Japanese History // Journal of Asian Martial Arts : журнал. — 1996. — Т. 5, № 2. Архивировано 6 октября 2008 года.
  4. 1 2 Inazo Nitobe. Chapter XIV. The Training and Position of Woman // Bushido, The Soul of Japan: An Exposition of Japanese Thought. — New York: G. P. Putnam’s Sons, 1905. — С. 140. (Бусидо — душа Японии. Глава 14. Обучение и путь женщины-самурая. — перевод Елены Фёдоровой. Дата обращения 30 апреля 2009. Архивировано 27 марта 2012 года.)
  5. 1 2 Женщины-самураи. — По материалам издания Оскар Ратти О, Адель Уэстбрук. Тайны древних цивилизаций. Самураи = Secrets of the Samurai. — М.: Эксмо, 2006. — ISBN 5-699-04611-9.. Дата обращения 30 апреля 2009. Архивировано 27 марта 2012 года.)
  6. The Aizu Women’s Brigade and Fighting Women. ShinsengumiHQ.com. Дата обращения 30 апреля 2009. Архивировано 29 декабря 2006 года.

Ссылки

  • Alexander Takeuchi. Did «Female Samurai «Actually Exist in Medieval Japan?. Университет Северной Алабамы. Дата обращения 30 апреля 2009. Архивировано 25 декабря 2007 года.
  • Kallie Szczepanski. Images of Samurai Women. — Изображения известных японских воительниц. Дата обращения 30 апреля 2009. Архивировано 27 марта 2012 года.

> Литература>Жена самурая: как выглядит патриархальная семья по‑японски

С чего всё начинается

С раннего детства родители внушают девочке, что главное в ее жизни — удачно выйти замуж и посвятить всю свою жизнь служению семье. Как только в японской семье рождается ребенок женского пола, родители начинают планомерную работу по воспитанию идеальной будущей жены. Даже выбор высшего образования для девочки соотносится с этой задачей: поможет ли диплом сделать удачную партию?

Если у девочки есть брат, она привыкает к тому, что отношение к мальчикам совсем иное: к сыну родители относятся внимательнее, обращаются с ним уважительнее, чем с дочерью, позволяют ему то, что девочке не позволят ни при каких обстоятельствах, и при этом не требуют от него того, что требуют от дочери. Так девочка привыкает ощущать себя «вторым сортом», что, по мнению родителей и общества, приучит ее относиться к мужу (и мужчинам вообще) с должной услужливостью.

Никакой романтики

Сторонники патриархата любят рассуждать о том, что для девушек там тоже предусмотрены привилегии. Например, трепетное отношение к женщине как к прекрасной даме, красивые ухаживания и галантность, подарки и стремление мужчины добиться ее внимания. Так вот, ничего подобного в Японии нет. На первое свидание японцы являются с пустыми руками, да и свиданием это трудно назвать: счет в ресторане (и даже в кофейне) всегда оплачивается поровну, никаких цветов, никакой романтики, никаких прогулок под луной. Спонтанных подарков японцы не делают в принципе: они считают, что, если женщина чего-то хочет, то пусть напрямую скажет, а если молчит, то значит, обойдется.

Проявлять свои чувства на публике у японцев не принято, и это касается не только отношений влюбленных или мужа с женой, но и отношений, скажем, бабушки с внуками: никто не будет публично обниматься или иными способами проявлять нежные чувства. То есть период свиданий японки с парнем — это разговоры, походы в кино и прогулки, во время которых он даже не возьмет ее за руку. Все личное — в спальне.

С предложением руки и сердца японские мужчины, как правило, не затягивают, но и придать моменту хоть какую-то торжественность им в голову не приходит: нормальна ситуация, в которой мужчина, сидя дома на диване, спрашивает: «Выйдешь за меня!» — и, услышав утвердительный ответ, кивает и продолжает смотреть боевик.

При этом девушка, воспитанная в японской патриархальной традиции, конечно же, счастлива невероятно: до главной цели в ее жизни остался один шаг, совсем скоро она станет женой, а значит, сможет чувствовать себя состоявшейся в жизни женщиной.

Покорность и труд

В целом описать семейную жизнь японской женщины можно этими двумя словами, и описание будет исчерпывающим. Ничего другого от нее не ждут ни муж, ни общество.

Знакомый нам патриархальный уклад предполагает два варианта относительно женской работы вне дома: либо женщина работает на износ, выполняет самую тяжелую, самую грязную работу и получает за это копейки, которые отбирает муж (модель «африканского» патриархата, распространенная в бедных странах по всему миру, но особенно ярко проявляющая себя в некоторых странах Африки), либо женщина после замужества обязана оставить работу и карьеру и посвятить себя семье (модель арабского патриархата, идеально работающая только в богатых государствах типа ОАЭ).

В Японии никто не принуждает женщин оставлять работу после замужества, она сама решает, будет ли дальше трудиться и строить карьеру. Только с одним «но»: это не должно мешать ей заботиться о семье. И делать это идеально.

А теперь давай посмотрим, что же требуется от хорошей японской жены.

Все домашние дела — забота женщины. Японцы в принципе не делают в доме ничего: муж приходит с работы домой для того, чтобы отдыхать, и никаких, даже самых мелких обязанностей типа выноса мусора, у него нет и быть не может.

Японцы требуют от жены идеальной чистоты в доме. Идеальной — это значит ни пылинки в буквальном смысле этого слова.

Каждая японская жена должна встать еще до рассвета, чтобы приготовить мужу завтрак, — рабочий день начинается с 8 утра. Часто муж предпочитает брать домашний обед с собой: знаменитые бенто делают не только для детей, но и для мужей, хотя, конечно, для мужа не придется лепить из риса фигурку Тоторо.

Еще одно требование — уход за гардеробом. Японию часто называют Страной белых воротничков, хотя справедливее было бы — Страной исполнительных жен. Японец может работать 12 и более часов, а выглядеть хочет безупречно, так что стирка и глажка белоснежных рубашек — задача жены: в прачечной так хорошо не сделают.

Традиционный японский ужин сильно отличается от русского: не принято ставить на стол одно блюдо, и неважно, сколько сил и времени отняло его приготовление. И тарелка условного плова, над которым долго колдовали, и тарелка условных пельменей, приготовление которых заняло 10 минут, включая опцию «купить пачку замороженных в супермаркете у дома», одинаково не устроят среднестатистического японского мужа. Японцы предпочитают разные блюда в малых количествах, то есть стол должен быть уставлен небольшими мисочками, и в каждой — что-то особенное. У японской жены нет варианта «Наварить борща на три дня и забыть про кухню», она готовит несколько блюд каждый день, а потом убирает со стола и моет посуду. Муж не будет делать этого никогда.

Естественно, что воспитание детей и уход за ними так же полностью ложится на плечи жены.

Вечера замужняя японка, как правило, проводит в одиночестве: у японцев принято после работы отправляться в бар с коллегами, причем с этой импровизированной вечеринки нельзя уйти, пока домой не соберется начальник. После бара многие мужчины не отказывают себе в сеансе платной любви: сфера секс-услуг в стране очень развита, и «снимать стресс» после работы таким образом мужчины считают вполне нормальной практикой.

А пока муж ходит по проституткам, жена стелет его постель (во многих японских семьях мужья предпочитают спать отдельно, чтобы выспаться перед тяжелым рабочим днем) и ждет: когда муж придет домой, она должна будет разогреть ему ужин. Спрашивать, где он был и чем занимался, не принято: если мужа не было дома, значит, так нужно. Какие тому причины — жены не касается.

«Дансон дзёхи»

Это распространенное японское выражение можно перевести как «уважать мужчину, презирать женщину», и на нем строится модель традиционного японского общества.

Женатый японец убежден, что его долг как мужчины и мужа полностью выполнен, если он обеспечил жену жильем и деньгами, которых хватает на жизнь. На этом свою часть обязательств он считает исчерпанной, а от жены требует, с его точки зрения, только одного: услужливости. Иного отношения к себе он не потерпит.

Скандалы в японских семьях, как правило, случаются по причине того, что жена смеет высказывать свое мнение, которое мужа совершенно не интересует. Выяснять отношения прилюдно не принято, но японцам часто трудно сдержаться: на улице можно стать свидетелем сцены, когда женщина что-то говорит, а ее спутник краснеет от злобы и замахивается на нее рукой. Нет, он, конечно, ее не ударит — прилюдно, но дома сдерживаться не станет. Согласно местной статистике, около 30% замужних японок становились жертвами домашнего насилия. Появление на улице женщины с замазанными синяками на лице никого особенно не удивит. Но в стране не принято «выносить сор из избы», так что статистика о жертвах домашнего насилия была собрана не с помощью правоохранительных органов, а благодаря анонимному опросу, устроенному правительством. Японка не станет заявлять на мужа в полицию.

Подобное отношение к женщине проявляется и в мелочах. Например, японский мужчина обращается к жене на ты, она к нему — в уважительной форме, на вы.

Почему они не разводятся?

Согласно социологическим исследованиям почти 62% японских жен мечтают о разводе, но решаются на него немногие. И понятно почему: развод всегда подразумевает раздел имущества, и, хотя японским мужьям не свойственно отбирать всё и оставлять жену без денег и крыши над головой (такие случаи довольно редки), женщины все равно этого опасаются. Кроме того, очень малому количеству японок удается совмещать каторгу под названием «жизнь японской домохозяйки» с работой, а это значит, что после развода ей будет трудно себя обеспечить. Работодатели не спешат принимать на работу соискателей с двадцатилетним перерывом в стаже. Да и о равноправии в карьерной сфере японкам тоже остается только мечтать.

Правда, поколение молодых японцев всё чаще склоняется к мысли, что в семье должно быть равноправие: на улицах уже можно встретить молодых отцов, которые гуляют с детьми, и мужей, которые спешат домой, чтобы помочь жене. Многие молодые семьи открывают совместный бизнес, и жена находится в равной позиции с мужем.

Из чего мы можем сделать очень простой вывод: патриархат перестал устраивать даже японцев — этих «людей с другой планеты» с совершенно иным менталитетом. Может быть, когда-нибудь он перестанет устраивать всех.

Больше интересного — в «Инстаграме Марии. Не забудь подписаться!

Кто такие самураи? Воспитание, обучение, подготовка.

Кто такие самураи? Самураи— военно-феодальный класс мелких дворян и князей (даймё) в феодальной Японии. Зачастую самураев сравнивают с рыцарями средневековой Европы, но такая аналогия во многом неверна.

Название «самурай» произошло от слова saberu, что переводится как «служить»; другими словами самурай — служилый воин. Самураи были не только рыцаями-солдатами. Они также являлись телохранителями своего господина, и одновременно прислуживали ему в обыденной жизни.

Самурай с оружием, фото 1860 г.

Воспитание, обучение, подготовка самураев

Титул самурая в феодальной Японии передавался по наследству. В самурайском роду воспитание будущих самураев происходило в соответствии с самурайским кодексом чести – бусидо — уже с малых лет. В раннем возрасте сыну самурая вручались один или два (в зависимости от положения отца) небольших деревянных меча. Это учило мальчика уважать свой меч — символ принадлежности к классу воинов. Большое значение придавалось конфуцианству. По одному из его положений, дети были обязаны почитать и уважать родителей, не пререкаться с ними, даже если родители не правы или дурно относятся к детям, не огорчать их.

Задачей воспитания в детях долга сына (оякоко) было не только развитие уважения к родителям, но и создание преданности императору, который считался отцом воина. Долг сына являлся опорой верности вассала господину. Не меньше, чем отца, почитали наставника будущего самурая. Авторитет учителя был крайне велик, его указания исполнялись без пререканий. Известная пословица говорит: «Родитель тот, кто дал мне жизнь, учитель тот, кто сделал меня человеком».

Воспитание в семье и обучение наставника были двумя главными обстоятельствами, на которых базировалось взращивание молодых самураев, они создавали образец идеального воина, составленный на основе мифов, буддийском пренебрежении к смерти, почитании родителей и преданности своему сюзерену. Семья и учитель преимущественно стремились к укреплению характера юноши, развитию храбрости и бесстрашия, стойкости и выдержки.

Молодых самураев пытались вырастить мужественными и храбрыми, иначе говоря, воспитать черты характера, считавшиеся в самурайском сословии основными качествами, которые учили воина отдать свою жизнь ради жизни своего повелителя. Данный образ мышления устанавливался чтением повестей и историй о бесстрашии и воинской доблести знаменитых героев, об известных полководцах и самураях, просмотром театральных пьес. Часто отец велел будущему самураю для развития храбрости идти ночью на кладбище или на землю, о которой ходила дурная слава (где по преданиям обитали призраки, демоны и т.д.). Мальчиков водили на публичные наказания и казни, кроме того по ночам устраивался смотр отрубленных голов злоумышленников, при этом будущий самурай был обязан поставить свой личный знак для подтверждения того, что он вправду сюда являлся.

Для становления у мальчиков стойкости и упорства, их принуждали выполнять очень тяжёлую работу, не спать по ночам (во время торжеств богов учения), зимой ходить без обуви, вставать с рассветом и т.д. Голодовка также считалась полезной.

Мальчикам и девочкам прививалась способность контролировать свои поступки, не допускать эмоциональных восклицаний, стонов и слёз. «Отчего ты ревешь из-за такой мелочи, трусишка? — спрашивала мать у плачущего сына. – А если тебе в сражении отрубят руку или ты будешь вынужден сделать харакири?» С самых ранних лет в детях самураев воспитывали чувство чести и ответственности, честности и дисциплины.

Данное воспитание развивало бесстрашие, хладнокровие и эмоциональную стойкость, благодаря чему самураи не теряли четкости мысли даже в самых сложных ситуациях.

Будущие самураи были обязаны постоянно тренироваться, совершенствовать искусство владения оружием, иметь большую силу и ловкость. От юных самураев требовалось превосходное владение приёмами сражения на мечах и копьях, стрельбы из лука, они должны были знать дзю-дзюцу, уметь хорошо сидеть в седле, понимать тактику ведения боя.

В любой семье, при дворе каждого самурая были оборудованы замечательные комнаты для обучения владению мечом, места для тренировки стрельбы из лука и физических упражнений. Обучение, как правило, начиналось в 8 лет и заканчивалось в 16.

Кроме обучения искусству войны присутствовало и освоение литературы, истории, письменности и т.д. Однако самураи изучали эти предметы, только если они могли принести пользу в военном деле. Особые школы, которые для приличия находились в имении феодала, в которых изучалась классическая литература Китая, художественное творчество и т.д., были презираемы самураями. В таких учебных заведениях учились в основном болезненные и слабые дети, не способные обучиться искусству войны, с физическими отклонениями или же люди, которые по своей воле отказались от насилия. Смеясь и глядя сверху вниз на таких учеников, самураи произносили: «Наука — это жалкий удел нежных женоподобных придворных Киото, слабость и болезненность которых не разрешает им использовать мускулы и не дает им возможности изучать возвышенное искусство боя».

Однако именно в таких школах учились большинство японских философов, известных поэтов, писателей и популярных художников периода феодальной Японии.

В 15 лет подготовка будущего самурая полагалась законченной. Ему вручали настоящие мечи для боя (комплект дайсё – катана и вакидзаси), с которыми он был обязан не разлучаться до конца жизни; девушка получала короткий кинжал кайкэн – знак принадлежности женщины к самурайскому сословию. Молодой самурай переходил в другую возрастную группу – становился взрослым.

Дайсё

Кайкэн

Во время торжества половой зрелости (гэмбуку) юноше, по старинной традиции, делали самурайскую прическу — сакаяки: обривали волосы у лба и заплетали узел волос на макушке (мотодори).

Мотодори

Молодому человеку надевали высокий головной убор — эбоси, который был нужен для ношения мотодори. Человек, который в процессе торжества закреплял на голове юного самурая эбоси, носил название «усироми», (опекун), или эбоси-оя («отец по эбоси»). В Японии церемония вступления во взрослую жизнь проводилась как среди знати, так и среди простолюдинов с древних времен. Далее самурай в первый раз надевал одежду взрослого человека; она представляла собой широкие шаровары (хакама), схожие с юбкой и являвшиеся отличительным знаком самурая. Их первое праздничное одевание являлось семейным торжеством и соотносилось с походом в храм бога — покровителя семьи.

В процессе церемонии самурай получал взрослое имя, образовывал церемониальное сожительство со своей невестой (хода-авасэ), и проходил проверку силы самурая.

Опекуном прошедшего гэмбуку как правило приглашали стать влиятельного и известного феодала, для самураев это было очень важно и в это время происходило утверждение взаимной ответственности господина и буси.

Взяв в руки меч и пройдя церемонию инициации, юноша получал свободу и независимость, преисполнялся чувством достоинства и ответственности. Он становился настоящим самураем.

Видео про самураев

В видео приводятся интересные факты о самом знаменитом сословии феодальной Японии — самураях.

Другие интересные статьи по теме: Постулаты бусидо Женщины самураи

Жанр статьи — Самураи

История самураев: чем прославились японские средневековые воины

О японских самураях знают, пожалуй, во всём мире. Их порой сравнивают с европейскими рыцарями, но это сравнение не совсем точное. С японского слово «самурай» переводится как «человек, который служит». Средневековые самураи в своём большинстве были благородными и бесстрашными бойцами, сражающимся против врагов с помощью катан и другого оружия. Но когда они появились, как жили в разные периоды истории Японии и каким правилам следовали? Обо всём этом в нашей статье.

Зарождение самураев как сословия

Самураи появились в результате реформ Тайка, стартовавших в Стране Восходящего Солнца в 646 году. Эти реформы можно назвать крупнейшими социально-политическими преобразования в истории древней Японии, которые проводились под руководством принца Нака-но Оэ.

Большой толчок к укреплению самурайства дал император Камму в начале девятого века. Этот император обратился за помощью к существующим региональным кланам в войне против айнов — ещё одного народа, который жил на островах Японского архипелага. Айнов, кстати, сейчас осталось всего несколько десятков тысяч.

Японский император Камму

В X–XII веках в процессе «разборок» феодалов сформировались влиятельные роды. Они имели свои достаточно существенные военные отряды, участники которых лишь номинально состояли на службе у императора. По факту каждый крупный феодал тогда нуждался в хорошо обученных воинах-профессионалах. Ими и стали самураи. В этот период сложились и основы неписаного самурайского кодекса «Путь лука и скакуна», позднее трансформировавшегося в чёткий свод правил «Путь Воина» («Бусидо»).

До сих пор выпускаются книги, посвящённые принципам «Бусидо», в том числе и на русском

Самураи в эпоху сёгуната Минамото и в эпоху Эдо

Окончательное формирование самураев как особого привелегированного сословия произошло, по мнению большинства исследователей, в период правления в Стране Восходящего Солнца дома Минамото (это период от 1192 до 1333 года). Воцарению Минамото предшествовала гражданская война между феодальными кланами. Сам ход этой войны создал предпосылки для появления сёгуната — формы правления с сёгуном (то есть военачальником) во главе.

После того, как над кланом Тайра была одержана победа, Минамото но Ёритомо вынудил императора дать ему титул сёгуна (таким образом он стал первым сёгуном), а небольшое поселение рыбаков Камакура он сделал собственной резиденцией. Теперь сёгун был самым могущественным лицом в стране: самураем самого высшего ранга и главным министром одновременно. Конечно, официальная власть в японском государстве принадлежала императору, у двора тоже оставалось некоторое влияние. Но положение двора и императора всё равно нельзя было назвать главенствующим — к примеру, император постоянно вынужден был следовать указаниям сёгуна, в противном случае его заставили бы отречься от престола.

Ёритомо учредил новый орган управления Японией, названный «полевой ставкой». Как и сам сёгун, почти все его министры были самураями. В результате принципы самурайского сословия распространились во все сферы японского общества.

Миномото но Ёримото — первый сёгун и самый высокопоставленный самурай конца XII века

Считается, что «золотым веком» самурайства был период от первого сёгуна до гражданской войны Онин (1467–1477 гг.). С одной стороны, это был достаточно мирный период, с другой — количество самураев было сравнительно небольшим, что позволяло им иметь хороший достаток.

Потом в истории Японии настал период множества междоусобных войн, в которых самураи принимали активное участие.

Масштабные сражения самураев в эпоху междоусобиц были частым явлением

В середине XVI века было ощущение, что империя, сотрясаемая конфликтами, навсегда распадётся на отдельные части, но даймё (князь) с острова Хонсю Ода Нобунага сумел запустить процесс объединения государства. Этот процесс был долгим, и только в 1598 году установилось истинное единовластие. Правителем Японии стал Токугава Иэясу. Он избрал своей резиденцией город Эдо (нынешний Токио) и стал основателем сёгуната Токугава, который правил более 250 лет (эту эпоху называют ещё эпохой Эдо).

С приходом к власти дома Токугава сословие самураев значительно увеличилось — чуть ли не каждый пятый японец стал самураем. Так как внутренние феодальные войны ушли в прошлое, военные отряды самураев в это время использовались, главным образом, для того, чтобы подавлять крестьянские восстания.

Иэясу Токугава — основатель сёгуната Токугава

Самыми высокопоставленными и важными самураями были так называемые хатамото — непосредственные вассалы сёгуна. Однако основная масса самураев выполняли обязанности вассалов даймё, и чаще всего они не имели земли, а получали от своего господина некое жалование. При этом у них были достаточно большие привилегии. К примеру, законодательство Токугава разрешало самураю без каких-либо последствий убивать на месте «простолюдина», который неприличным образом ведёт себя.

Существует заблуждение, что все самураи были достаточно обеспеченными людьми. Но это не так. Уже при сёгунате Токугава встречались бедные самураи, которые жили ненамного лучше обычных крестьян. И чтобы прокормить свою семью, некоторым из них всё же приходилось возделывать землю.

Самурай XVII века: статуэтка

Воспитание и кодекс самураев

Воспитывая будущих самураев, им пытались привить безразличие к смерти, физической боли и страху, культ почтительности к старшим и верности своему господину. Наставник и семья в первую очередь делали упор на становлении характера юноши, вставшего на этот путь, вырабатывали в нём храбрость, выносливость и терпение. Характер развивали чтением историй о подвигах героев, прославивших себя самураев прошлого, просмотром соответствующих театральных постановок.

Порой отец приказывал будущему воину для того, чтобы он стал смелее, отправиться в одиночку на кладбище или в другое «нехорошее» место. Практиковалось посещение подростками публичных казней, также их отправляли на осмотр тел и голов мёртвых преступников. Причём юноша, будущий самурай, обязан был оставить специальный знак, который доказывал бы, что он не отлынивал, а реально был здесь. Нередко будущих самураев заставляли выполнять тяжёлые работы, проводить бессонные ночи, ходить зимой босиком и т. д.

Тренировка будущего самурая (кадр из фильма «Последний самурай» 2003 года)

Доподлинно известно, что самураи были не только бесстрашными, но и весьма образованными людьми. В кодексе Бусидо, о котором уже упоминалось выше, говорилось, что воин должен совершенствовать себя любыми способами. И поэтому самураи не чурались занятий поэзией, живописью и икебаной, занимались математикой, каллиграфией, проводили чайные церемонии.

Огромное влияние на самурайское сословие оказал ещё и дзен-буддизм. Он пришёл из Китая и распространился по Японии в конце XII века. Самураям дзен-буддизм как религиозное течение показался очень привлекательным, так как он способствовал выработке самообладания, воли и хладнокровия. В любой ситуации без лишних мыслей и сомнений самурай должен был идти прямо на врага, не смотря назад или в сторону, чтобы его уничтожить.

Многие самураи активно использовали буддистские практики медитации

Ещё один интересный факт: согласно «Бусидо» приказы своего господина самурай был обязан выполнять беспрекословно. И даже если тот прикажет покончить с собой либо пойти отрядом из десяти человек против тысячной армии, это должно было быть выполнено. Кстати, феодалы порой отдавали приказ самураю идти на верную гибель, на битву с превосходящим по численности противником, просто чтобы избавиться от него. Но не надо думать, что самураи никогда не переходили от господина к господину. Такое случалось нередко в ходе стычек между мелкими феодалами.

Хуже всего для самурая было потерять честь и покрыть себя позором в битве. О подобных людях говорили, что они не достойны даже смерти. Такой воин скитался по стране и пытался зарабатывать уже как обыкновенный наёмник. Их услугами в Японии пользовались, но относились к ним с пренебрежением.

Одной из самых шокирующих вещей, связанных с самураями — это ритуал харакири или сэппуку. Самурай должен был покончить с собой, если оказался не способен следовать «Бусидо» или был пленён врагами. И ритуал сэппуку рассматривался как почётный способ смерти. Интересно, что составными частями этого ритуала были торжественное купание, трапеза с самой любимой едой, написание последнего стихотворения — танку. И рядом с самураем, выполняющим ритуал, всегда присутствовал верный товарищ, который в определённый момент должен был отрубить ему голову, дабы прекратить мучения.

Внешний вид, оружие и доспехи самурая

Как выглядели средневековые самураи, достоверно известно из множества источников. На протяжении многих столетий их внешний вид почти не менялся. Чаще всего самураи ходили в широких шароварах, напоминающих по крою юбку, с пучком волос на голове, называемым мотодори. Для данной причёски лоб брился наголо, а оставшиеся волосы заплетали в узел и закрепляли на макушке.

На этом фото хорошо видны традиционные причёски самураев

Что касается оружия, то на протяжении долгой истории самураи пользовались разными его видами. Первоначально основным оружием был тонкий короткий меч, называющийся тёкуто. Потом самураи перешли на изогнутые мечи, которые в итоге трансформировались в известные сегодня во всём мире катаны. В кодексе «Бусидо» было сказано, что душа самурая заключена в его катане. И не удивительно, что этот меч считался важнейшим атрибутом воина. Как правило, катаны использовались в паре с дайсё, короткой копией основного меча (дайсё, кстати, имели право носить только самураи — то есть это был элемент статуса).

Помимо мечей, использовались самураями и луки, поскольку с развитием военного дела личная храбрость, умение сражаться с врагом в ближнем бою, стали значить гораздо меньше. А когда в XVI веке появился порох, луки уступили место огнестрельному оружию и пушкам. Например, популярны в эпоху Эдо были кремниевые ружья, называемые танэгасима.

Самурай с ружьём

На поле боя самураи облачались в специальные доспехи — в броню. Эта броня была роскошно украшена, выглядела несколько нелепо, но при этом каждая её часть имела свою конкретную функцию. Доспехи была одновременно прочными и гибкими, что позволяло их владельцу свободно двигаться на поле боя. Броня изготавливалась из металлических пластин, связанных между собой кожаными и шёлковыми шнурками. Руки были защищены наплечными щитами прямоугольной формы и бронированными рукавами. Иногда на правую руку такой рукав не надевали, чтобы сражаться было легче.

Неотъемлемым элементом брони был шлем Кабуто. Его чашевидная часть была сделана из металлических пластин, соединённых заклёпками. Интересной особенностью этого шлема является наличие подшлемника (точь-в-точь как у Дарта Вейдера из «Звёздных войн»). Он защищал шею владельца от возможных ударов мечей и стрел. Вместе со шлемами самураи порой надевали и мрачные маски Менгу — для устрашения противника.

Самурай в доспехах

В целом это боевое облачение было очень эффективным, и армия Соединённых Штатов, как говорят специалисты, создавала первые бронежилеты как раз на основе средневековых японских доспехов.

Закат сословия самураев

Начало распада сословия самураев связано с тем, что даймё перестали нуждаться в больших личных отрядах воинов, как это было в период феодальной раздробленности. В результате многие самураи остались не у дел, превратились в ронинов (самураев без господина) или ниндзя — тайных убийц-наёмников.

Иногда самураи превращались в ниндзя

А к середине восемнадцатого века процесс угасания самурайского сословия самураев стал идти ещё быстрее. Развитие мануфактур и усиление позиций буржуазии привели к постепенному вырождению (прежде всего экономическому) самурайства. Всё больше и больше самураев попадало в долги к ростовщикам. Многие из воинов сменили квалификацию и превратились в обыкновенных торговцев и земледельцев. Кроме того, самураи становились участниками и организаторами разнообразных школ воинских искусств, чайной церемонии, гравюры, философии дзэн, изящной словесности — так выражалась обострённая тяга этих людей к традиционной японской культуре.

После буржуазной революции Мэйдзи 1867–1868 годов самураев, как и другие феодальные сословия, официально упразднили, однако ещё какое-то время они сохраняли своё привилегированное положение.

Фото самураев эпохи Мэйдзи

Те самураи, которые ещё при Токугава фактически владели землёй, после аграрных реформ 1872–1873 гг., юридическим закрепили свои права на неё. Кроме того, бывшими самураями пополнялись ряды чиновников, офицеров армии и флота и т. д.

А в 1876 году в Японии вышел знаменитый «Указ о запрете мечей». В нём прямо запрещалось ношение традиционного холодного оружия, и это в конечном счёте «добило» самураев. Со временем они стали просто частью истории, а их традиции — элементом неповторимого японского колорита.

Документальный фильм «Времена и воины. Самураи».

Девушки Японии, обученные убивать: древнее сословие женщин-самураев


Женщины-самураи.

Это не просто женщины, это были дамы высшего сословия Японии, часто весьма привлекательными. Жениться на такой девушке было вдвойне полезно, ведь даже если мужа не было рядом, она смогла бы не только защитить свой дом и семью, но изувечить своих врагов до неузнаваемости. Впрочем, глядя на их решительные лица на этих фотографиях, трудно поверить, что кто-то осмеливался проверить их способности.

Старые фотографии онно-бугэйся.


Женщины, обученные боевым искусствам, всегда принадлежали к высшему сословию.

Строго говоря, название «женщина-самурай» не совсем корректно, так как звание «самурай» мог получить только мужчина. Женщины назывались «онно-бугэйся.» Они нередко участвовали в битвах наравне с мужчинами-самураями. Однако участия в эпических битвах от них не ожидалось (хотя и приветствовалось), онно-бугэйся должны были быть всегда наготове защитить свою семью, свой дом, свою честь, а также обучить основам боя своих детей.

Женщины не всегда участвовали в боях, но если отправлялись на войду, то воевали наравне с мужчинами.


Каждая онно-бугэйся обучалась владеть несколькими видами оружия.

В то время, как мужчины-самураи пользовались катаной, у женщин имелось копье. Именно им ей надлежало атаковать незваных гостей, проникших в ее дом. Впрочем, в процессе обучения, онно-бугэйся также обучали пользоваться копьем яри, верёвками, нагинатой (длинный клинок), а также цепями. За поясом у такой женщины, как правило, имелся короткий кинжал (кайкэн), который использовался в ближнем бою, а также для метания. Такой нож девушка получала в процессе ритуала празднования ее совершеннолетия (12 лет).

Традиция онно-бугэйся уходит глубоко в историю японской культуры.


Каждая онно-бугэйся имела при себе специальный нож, которая она получала в день совершеннолетия.

Изначально тренировка женщин боевым искусствам было вынужденной мерой для сообщества, в котором не хватало бойцов-мужчин. Хотя известны и весьма примечательные истории из жизни онно-бугэйся. Пожалуй, самой известной «женщиной-самураем» была Императрица Дзингу, жена 14-го правителя династии Ямато (170 год — 269 год н.э.). После гибели ее мужа, она стала регентом при своем сыне Одзине, и по сути правила страной почти 70 лет. Она повела войска против южнокорейского государства Силла, установила дипломатические отношения с другим южнокорейским государством Пэкче (именно из этой страны в Японию попала китайская письменность, которую стали использовать для японского языка).

Старые снимки женщин-самураев.


Женщин несколько лет учили пользоваться разнообразным оружием.


После смерти господина онно-бугэйся брала на себя обязанности по осуществлению мести.


Старые снимки женщин-самураев.


Женщина из клана буси.


Онна-бугэйся — женщина-самурай.

Впрочем, в истории Японии много аспектов, которые привлекают современных людей. В нашем обзоре «25 раскрашенных фотографий XIX века из Страна Восходящего Солнца» можно увидеть гейш, самураев и самых обычных японцев, сфотографированных более ста лет назад.

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:

Женщины-самураи: японские воительницы в фотографиях 19-го века

Хотя о женщинах-самураях часто говорят лишь как о легенде, они действительно существовали. Воительниц в Японии называли онна-бугэйся, а их наиболее ранней предшественницей считают императрицу Дзингу, возглавившую в 200 году поход на Корею, когда умер её муж император Тюай, четырнадцатый правитель страны. История Дзингу выдержала испытание временем и в 1881 году она стала первой женщиной, изображённой на японских деньгах.

Этика онна-бугэйся была столь же бескомпромиссна, как и самурайский кодекс – бусидо. Женщины-самураи начинали обучаться в возрасте 12 лет. Они овладевали искусством пользования нагинатой, копьём яри, цепями, верёвками и самурайским кинжалом танто. Вместо того чтобы платить наёмникам за свою защиту, как это делают перепуганные горожане в «Семи самураях» Акиры Куросавы, эти женщины тренировались в бою, чтобы защищать общины, в которых не хватало мужчин-бойцов.

Многие истории о выдающихся онна-бугэйся восходят к феодальным временам. Среди особо почитаемых средневековая воительница Томоэ Годзэн, ставшая национальной героиней. Её историю поведали в книге «Хэйкэ-моногатари», часто называемой «японской Илиадой». О Томоэ Годзэн пишут, что она была «исключительно красивой», а также «на удивление искусной лучницей и фехтовальщицей… она была воином, стоящим тысяч, готовая противостоять демону или Богу, верхом или пешком».

К середине 1800-х годов онна-бугэйся почти исчезли. Но стойкость духа и привычки к обучению в самурайских семьях сохранялись. Об этом свидетельствуют записи о гражданской войне Босин, в которой участвовали некоторые женщины, потрясшие соотечественников своими подвигами. Среди них была Накано Такэко, одна из последних женщин-самураев, павшая смертью воина в 1868 году. Она возглавляла атакующий отряд и получила ранение в грудь. Зная, что рана смертельна, Такэко попросила свою сестру Юко отрезать ей голову и похоронить, чтобы враг не смог захватить её в качестве трофея. Её отвезли в храм Хокайдзи и похоронили под сосной.

До нас дошли совсем немногие портреты женщин-самураев, сделанные в 19-ом веке. Хотя на некоторых актёры или гейши в образе знаменитых воительниц, всё же изображения дают живое представление о том, как могли выглядеть легендарные японские воительницы.

Как правильно сидеть в сейдза

Когда вы садитесь в сейдза, следует сначала подогнуть левую ногу. Когда встаете из сейдза, сначала выправляете правую ногу.

Встаньте ровно, руки по швам. Сделайте небольшой шаг назад левой ногой, затем, не останавливаясь, опуститесь на левое колено. При этом лучше запахнуть полы хакама назад, чтобы не было складок и пузырей. Начинайте садиться на левую ногу и в то же время подогните под себя правую. В результате, вы окажетесь стоя на коленях. Плавно садитесь на пятки, не опираясь при этом на руки. Сохраняйте естественную осанку. Колени должны быть слегка разведены.

Сомкните челюсти, распрямите спину и смотрите прямо перед собой. Расправьте ладони и ровно положите их как на картинке.

Обратите внимание на ступни и пальцы ног. Большие пальцы ног должны касаться, но не наползать друг на друга. Не горбите спину и не наклоняйте голову слишком вперед.

Сидеть в сейдза довольно тяжело, поэтому постарайтесь с самого начала запомнить вышеперечисленные правила.

1. Встаньте ровно

2. Сделайте левой ногой небольшой шаг назад

3. Подогните левое колено и опуститесь на него

4. Не останавливаясь, подогните правую ногу

5. Тихо сядьте на пятки

6. Положите расправленные ладони на верхнюю часть бедра. Смотрите прямо перед собой.

Чего нельзя делать:

§ опираться на пол, когда садитесь или встаете;

§ во время сейдза выправлять ноги влево, вправо и в разные стороны;

§ излишне напрягать плечи и руки;

§ несерьезно вести себя во время сейдза.

Как правильно делать дзарей:

1. Сесть в сейдза, выпрямив спину и сосредоточив внимание на противника.

2. Наклонить верхнюю часть туловища вперед, и одновременно положить обе ладони на пол.

3. Беззвучно склонить голову.

4. В этом положении сделать вдох.

5. Беззвучно и одновременно убрать руки с пола, и вернуться в исходное положение сейдза.

Дзарэй – это поклон в положении сидя (сейдза). Дзарэй делают, как правило, в начале и в конце тренировки.