За веру царя отечество

Здравствуйте ! В моей коллекции есть один интересный предмет — Ополченский знак-бляха для иноверцев. Вот что накопал в нете на эту тему :
Крест введен в 1812 г. для ратников Государственного ополчения, которые носили его на головных уборах. Московское, Ярославское и Нижегородское ополчения носили гладкий латунный крест, а под ним вензель Александра I, Владимирское и Рязанское — такой же крест, но вензель помещался в венке. С-Петербургский устроительный комитет под руководством М. И. Кутузова 27 августа 1812 г. в «Положении о составе и устроении СПб военной силы» объединил две детали ополченского знака (вензель помещался на верхнем конце креста, надпись на горизонтальных концах: на левом — «За веру», на правом — «и царя»). Надпись сохранялась до 1890 г., менялся только вензель императора. В Крымскую войну 1853 — 1856 гг. ратники Государственного ополчения носили крест с вензелем Николая I в центре. После окончания войны, с 1856 г., Ополченский крест становится и наградным нагрудным знаком.
Описание
Лицевая сторона. Крест четырехконечный, с круто уширенными концами, в розетке его, под императорской короной, помещено вензелевое изображение имени Николая II; на концах креста надписи: на левом — предлог «За», на верхнем — «Веру», на правом — «Царя» и на нижнем, в две строки — «Отечество»; вдоль наружной обводки его, по всему периметру, помещены и один ряд мелкие бусы.

ополченский крест…jpg (34.34 КБ) 484 просмотра Обратная сторона. Гладкая, имеет винт со штифтом или четыре медных ушка для крепления к одежде. ополченский крест … обр..jpg (17.36 КБ) 484 просмотра В Указе о роспуске Государственного ополчения от 5 апреля 1856 г. говорилось: «В память достохвального служения от генерала до ратника… даруется право сохранить по увольнении из ополчения отличительный знак оного — крест». В Положении о порядке представления к награждению указывалось: «О награде должно было упомянуто в увольнительном свидетельстве или в паспорте на отставку». Определялся и порядок ношения знака: генералы, штаб- и обер-офицеры, вышедшие в отставку, урядники и ратники, продолжающие военную службу, и отставные нижние чины, поступившие вторично в ополчение, носили крест на груди (по высочайшему приказу от 24 марта 1899 г. было предписано крест носить на левой стороне).
«Бляха для нехристиан» c вензелем Николая II . 1895 г.
Представляю фото бляхи для нехристиан из своей коллекции.
В 1878 г. появилось впервые точное описание креста и бляхи. В «Нормальной табели обмундирования и снаряжения ратников Государственною ополчения» говорилось: «Крест из желтой меди размером 15/16 вершка (44 мм). В кругу вензель императора, надпись «За веру и царя» по слову на лопасти, на обороте — четыре медных ушка; для нехристиан — бляха правильной восьмиугольной формы размером в 1 вершок» (44,4 мм). В 1884 г. был введен знак с вензелем Александра III, выполненным вязью, но надпись оставалась прежней: «За веру и царя», на бляхе помещался вензель, обрамленный лавровым венком, и надпись: «3a царя и отечество». 3 ноября 1890 г. был утвержден новый образец знака с надписью на концах креста: «За веру, царя, отечество». Последний образец знака с вензелем Николая II был утвержден в 1895 г. По указу от 26 сентября 1906 г. права ношения знака на левой стороне груди были удостоены генералы, офицеры и ратники, служившие в Государственном ополчении Сибирского военного округа и в дружинах, сформированных на Дальнем Востоке во время русско-японской войны 1904 — 1905 гг. В годы первой мировой войны положение об ополченских знаках оставалось то же.

В обороне Москвы активно участвовала советская кавалерия, которой выдали со складов сабли с надписью «За Веру, Царя и Отечество». В рассказах об этом эпизоде обычно фигурируют Сталин и Будённый. Сталин – главковерх, а Семён Михайлович – легендарный герой Гражданской войны, с 1937 года командующий войсками Московского военного округа, с августа 1940 года – 1-й заместитель наркома обороны СССР, член Ставки Верховного главнокомандования. Так указывает кандидат исторических наук, сотрудник Института славяноведения РАН Андрей Ганин.

Так вот, будто бы Будённый доложил Сталину, что новых сабель не хватает и кавалеристов вооружили старыми, с той самой надписью. Сталин поинтересовался, можно ли этими саблями рубить головы немцам, и, услышав утвердительный ответ, разрешил использование, несмотря на «старорежимный» девиз.

Эпизод действительно имел место, но к Будённому не имеет отношения. В воспоминаниях маршала артиллерии, начальника Главного артиллерийского управления Николая Яковлева история описывается следующим образом. Один из обкомов ВКП(б) прислал Сталину телеграмму о том, что в войска в сентябре 1941 года с одного из артиллерийских складов поступили сабли с надписью «За Веру, Царя и Отечество». На складах ГАУ хранилось немало клинкового оружия русской императорской армии, но надписи были вытравлены. Здесь же был какой-то третьестепенный склад, где вовремя не провели необходимую операцию над клинками.

Дорогие друзья, соратники и подписчики хотим поделиться с вами нашим обновлённым пулом дружественных правых каналов, на которые стоит подписаться.
Запрещённые книги. Оружие. Самооборона. Ежедневные статьи и новости про терроризм, политику и современное общество @LTERROR_88
WOTANJUGEND — Кровь, Отечество, Вера! Доктрина Победы, ломающая скрепы современного мира. @wotanjugend_militant
Новости, политика, история, через призму Правого Взгляда. Мы против ватного необольшевизма, равно как и западного мультикультурализма. @rightsight
История, культура и ценности Древней Руси и Скандинавии, славянская и скандинавская мифология. @rodnoverie8
NS библиотека — @booksLT
Здесь вы найдете медиа-файлы радикально правой тематики и хронику разных лет — музыку, тексты, графику и видео, все то, что было внесено в федеральный список экстремистских материалов, и даже немного больше.
@sceneofhatred
Канал Beauty of White Woman пропагандирует красоту девушек разных наций Белой расы. Островок Белой красоты в Телеграме. @Beautywhite14
Хроники информационной борьбы, военные конфликты, уличные протесты, обзоры новостей с юмором. Соц. Инженерия и Информационная безопасность. Литература и философия. Статьи и расследования. Канал молодого украинского националиста.
@morgenxshtern
Статьи на тему русской антибольшевистской борьбы 20 века и наших дней, новости правого движения Европы и РФ, анонсы акций и последующие репортажи с места событий, острые политические комментарии. Дискурс Непримиримости. @Russ_Center
Копье Мизантропии разящее врагов не зная преграды подобно Гунгниру Высокого. @misanthropic_division
Старый добрый либерализм без ЛГБТ и прочих левых приблуд. Новости мира и постсовка с правой точки зрения. Акции протеста, митинги, тенденции. Обо всем этом вы узнаете в @orange_east

За Веру, Царя и Отечество

Изображение Ополченского креста с девизом и монограммой на «Ополченском билете» времён Николая II. Ополченский крест на памятнике в честь 200-летия победы в Отечественной войне 1812 года в районе Зябликово (но без слова Отечество)

За Веру, Царя и Отечество (За Бога, Царя и Отечество) — русский девиз, распространённый во времена Российской Империи, в таком виде оформился в XIX веке.

Значение

Традиционно обозначал основные заповеди, которые должен был знать русский офицер, павший на войне: душу — Богу, сердце — женщине, долг — Отечеству, честь — никому. Также появился короткий вариант девиза, распространённый, в основном, в среде казаков — За веру и верность.

История

Авторство неизвестно (некоторыми приписывается кому-то из рода дворян Юрьевских), но считается, что распространением и популярности его послужило введение в регулярные войска должности полкового священника. В 1812 году девиз «За веру и царя» был введён на знак Государственного ополчения Императора Александра I — Ополченский крест. Девиз геральдически был отражён в принятом в 1882 году Большом Государственном Гербе Российской Империи.

Впоследствии девиз стал использоваться повсеместно, включая черносотенские и монархические круги.

Существовала также изменённая версия девиза, предложенная Сергеем Уваровым, министром народного просвещения, она звучала «Православие, самодержавие, народность».

В настоящее время девиз используется у праворадикальных русских националистов и современных монархистов.

Печатные издания

В 30-е годы XX века в Королевстве Югославия выходили однодневные газеты «За Веру, Царя и Отечество»:

  • 31 августа (13 сентября) 1934 года в Белграде был выпущен номер по случаю десятилетия принятия на себя Е.И.В. Государем Императором Кириллом Владимировичем титула Императора Всероссийского и десятилетия учреждения Корпуса императорской армии и флота (редактор Б. Финогеев, издатель Л. Князев)
  • 15 (28) июля 1939 года в Белграде был выпущен номер по случаю пятнадцатилетия учреждения Корпуса императорской армии и флота

> См. также

  • Список национальных девизов
  • Mit Gott für König und Vaterland

Примечания

  1. Максимов С. Т. Национальный характер // Русские воинские традиции. — М.: Вече, 2010. — 317 с.
  2. Медаль с таким девизом была учреждена 23 мая 1833 года указом Николая I, но известен только один случай вручения данной награды.
  3. Награды армии Российской империи: Ополченский крест Русская цивилизация (недоступная ссылка — история ). bg-znanie.ru. Дата обращения 7 февраля 2015.
  4. Большой, Средний и Малый гербы Российской империи
  5. Сергей Уваров. Доклады министра народного просвещения С. С. Уварова императору Николаю I

Ссылки

  • Гайда Ф. «За веру, царя и отечество»: к истории знаменитого воинского девиза, на Православие.ru.
  • Электронные копии газеты «За веру, царя и отечество» в путеводителе РНБ «Газеты в сети и вне её»

Литература

  • Шамбаров В. Е. «За Веру, Царя и Отечество». — М.: Алгоритм, 2003. — 655 с.

«За Веру, Царя и Отечество»: к истории знаменитого воинского девиза

Крест «За Веру, Царя и Отечество»

Дореволюционный воинский девиз «За Веру, Царя и Отечество!», хотя и оформился окончательно в XIX веке, имеет славную предысторию. В допетровские времена воины шли в бой за «землю Руськую» (Слово о полку Игореве), «за землю за Рускую и за веру християньскую» (Задонщина), «за Дом Пресвятыя Богородицы и за православную христианскую веру» (приговор Первого ополчения 1611 г.), за «государскую честь» (приговор Земского собора 1653 г.). Таким образом, все три составные части будущего девиза к XVIII веку стали неотъемлемой частью русского самосознания – требовалось лишь объединить их в одну емкую формулу.

Слово «Отечество», конечно, было известно и в Древней Руси, однако имело разнообразные значения. Под ним понималась не только «родина» («нѣ́сть прорóкъ безъ чéсти, тóкмо во отéчествiи своéмъ (Мф. 13:57)), но и «отцовство» (один из иконописных образов Троицы Новозаветной, включающий изображение Бога Саваофа в виде старца, именуется «Отечеством»). Однако со времен Петра Великого понятие «Отечество» приобретает важное идеологическое звучание. Известен приказ Петра, озвученный в войсках перед Полтавским боем, в котором говорилось: «Воины! Вот пришел час, который должен решить судьбу Отечества. И так не должны вы помышлять, что сражаетесь за Петра, но за Государство, Петру врученное, за род свой, за Отечество, за Православную нашу веру и Церковь». Известен также заздравный тост Петра: «Здравствуй тот, кто любит Бога, меня и отечество!». Первые учрежденные в России ордена, как гласили их девизы, вручались «За веру и верность» (орден св. ап. Андрея Первозванного, учрежден в 1699 г.), «За любовь и Отечество» (орден св. вмчц. Екатерины, 1714 г.), «За труды и Отечество» (орден св. блгв. Александра Невского, 1725 г.).

В день коронации императрицы Елизаветы Петровны 25 апреля 1742 года новгородский архиепископ Амвросий (Юшкевич) оправдывал произведенный ею дворцовый переворот тем, что она выступила «за целость Веры и Отечества … против неприятеля и сидящих в гнезде орла российского нощных сов и нетопырей, мыслящих злое государству». На медали в честь коронации Екатерины II также было выбито: «За спасение Веры и Отечества». В ее манифесте о вступлении на престол в 1762 году прославлялась сражавшаяся «за Веру и Отечество» российская армия. В манифесте о военной дисциплине 22 сентября 1762 года отмечалось «усердие к Нам и Отечеству». Указ от 18 июля 1762 года упоминал «службу, приносимую Богу, Нам и Отечеству». Наконец, Жалованная грамота дворянству 1785 года восхваляло дворянство, ратующее «противу внутренних и внешних врагов веры, монарха и отечества».

В 1797 году боровшийся с франкофильским вольномыслием император Павел I приказал изъять слово «Отечество» из употребления (вместе со словами «гражданин», «общество» и т. п.) и заменить на слово «Государство». Однако это запрет продержался недолго – новый император Александр I в 1801 году его отменил. И на медали, которой награждались ополченцы 1806-1807 годов, опять значилось: «За Веру и Отечество». Однако в это время понятие «Отчество» наполняется новым содержанием: если ранее оно, как у Петра, больше связывалось со «родом своим», то теперь с новыми романтическими веяниями его значение повышалось – теперь оно скорее означало причастность к уникальной национальной культуре. В 1811 году С.Н. Глинка в своем журнале «Русский вестник» так сформулировал патриотический идеал: «Бог, Вера, Отечество». Как справедливо отмечают историки, он противопоставлялся лозунгу Французской революции «Свобода. Равенство. Братство».

Стоит также отметить почти демонстративное отсутствие в формуле Глинки упоминания о монархе. Отношения Александра I с «русской партией» в те времена были непростыми: императора подозревали в стремлении ограничить собственное самодержавие, что воспринималось с полным неприятием. Царю постоянно напоминали о том, что его самодержавная власть не распространяется лишь на одно: он не может ее ограничить – Бог и народ, вручившие ему власть, сделать это не позволят. Н.М. Карамзин в «Записке о древней и новой России» (1811 г.) писал о начале династии Романовых: «Бедствия мятежной аристократии просветили граждан и самих аристократов; те и другие единогласно, единодушно наименовали Михаила самодержцем, монархом неограниченным; те и другие, воспламененные любовью к отечеству, взывали только: Бог и Государь!..». Подвергнув политику Александра I жесткой критике, Карамзин закончил свои слова так: «Любя Отечество, любя монарха, я говорил искренно. Возвращаюсь к безмолвию верноподданного с сердцем чистым, моля Всевышнего, да блюдет Царя и Царство Российское!». Таким образом, именно всенародная вера и любовь к Отчеству становились гарантами сохранения Царства.

Начало Отечественной войны 1812 года не только вызвало патриотический подъем, но и сплотило общество вокруг власти. Еще накануне войны государственным секретарем был назначен яркий представитель «русской партии» адмирал А.С. Шишков. В своем «Рассуждении о любви к Отечеству» он писал о героях времен Смуты: «Всяк из сих христолюбивых воинов, перекрестясь, становился на место убитого подле него товарища, и все сряду, увенчанные кровью, не сделав шагу назад, лежали побитые, однако не побежденные. Как? Сия твердая грудь, несущаяся за Церковь, за Царя, за Отечество на острое железо; сия с текущею из ран кровью великодушно изливаемая жизнь; сие великое в человеке чувство родится без надежды на бессмертие? Кто поверит сему?». Именно Шишков был автором выходивших во время войны императорских манифестов и обращений, пользовавшихся широкой народной любовью. Позднее А.С. Пушкин писал о Шишкове: «Сей старец дорог нам: он блещет средь народа, // Священной памятью двенадцатого года». В воззвании к Москве о созыве ополчения от 6 июля 1812 года говорилось: «Того ради имея в намерении, для надежнейшей обороны, собрать новые внутренние силы, наипервее обращаемся Мы к древней столице предков Наших, Москве. Она всегда была главою прочих городов Российских; она изливала всегда из недр своих смертоносную на врагов силу; по примеру ее, из всех прочих окрестностей текли к ней, наподобие крови к сердцу, сыны Отечества, для защиты оного. Никогда не настояло в том вящей надобности, как ныне. Спасение Веры, Престола, Царства того требуют». Кокарда ополчения 1812 года (как и позднее – в 1854-1856 годах) представляла собой крест с надписью: «За Веру и Царя». Наконец, в написанном Шишковым в ноябре 1812 года «Объявлении для чтения в церквах» говорилось: «Вы достохвально исполняли долг свой, защищая Веру, Царя и Отечество». Итак, девиз родился – и родился он из огня Двенадцатого года. О том, какую силу подобные слова имели, можно судить хотя бы по тому, что прусское ополчение 1813 года (ландвер), выступившее против Наполеона в союзе с русскими, также получило кокарду по типу русской – в виде латунного креста с девизом «Mit Gott für König und Vaterland» («С Богом за короля и Отечество»).

В дальнейшем Шишков не раз упоминал все три понятия вместе. В манифесте 18 мая 1814 года, изданном в покоренном Париже, опять отмечался всенародный подвиг: «Кроткий поселянин, незнакомый дотоле со звуком оружия, оружием защищал Веру, Отечество и Государя». Переложением шишковского девиза стали те принципы, на которых министр народного просвещения С.С. Уваров в 1832-1833 годах предложил основать российское образование: «Православие. Самодержавие. Народность». Позднее в манифесте императора Николая I, опубликованном 14 марта 1848 года в связи с новой революцией во Франции, говорилось: «Мы удостоверены, что всякий Русский, всякий верноподданный Наш, ответит радостно на призыв своего Государя; что древний наш возглас: за Веру, Царя и Отечество, и ныне предукажет нам путь к победе: и тогда, в чувствах благоговейной признательности, как теперь в чувствах святого на него упования, мы все вместе воскликнем: С нами Бог! разумейте языцы и покоряйтеся: яко с нами Бог!». Памятный знак в виде креста с надписью «За Веру, Царя, Отечество» был пожалован ополченцам – участникам Крымской войны после заключения Парижского мира 1856 года. С этого времени изречение приобрело свой неизменный лаконичный вид, сохранявшийся до 1917 года. Пожалуй, до сих пор оно остается лучшим образцом русского воинского девиза.