Восточная Европа после войны

Страны Центральной и Юго-Восточной Европы после второй мировой войны

К странам центральной и юго-восточной Европы относят: Албания, Болгария, Босния и Герцеговина, Венгрия, Германия, Лихтенштейн, Польша, Румыния, Северная Македония, Сербия, Словакия, Словения, Хорватия, Черногория, Чехия, Швейцария.

Эти страны объединяет то, что новейшая их история насчитывает не более полутора веков, а некоторых стран и несколько десятилетий (кроме Швейцарии).

Албания

После освобождения от итальянской и немецкой оккупации в 1945 г. на выборах победил демократический фронт, возглавляемый коммунистами. В 1948 г. был провозглашен курс на построение социализма.

В этот период Албания представляла собой отсталую аграрную страну. При помощи Советского Союза в стране была создана собственная промышленность.

В 1955 г. Албания становится членом военно-политического блока Варшавского договора (ОВД) и Совета экономической взаимопомощи (СЭВ), но уже в 1961 г. выходит из этих организаций, из-за несогласия с политикой СССР.

До 1985 г. проводит курс на политическую изоляцию, поддерживая отношения с Румынией и (до 1978 г.) с КНР. В стране запрещаются религии.

В 1985 г. Албания отказывается от политики изоляции и, в 1991 г. начинает рыночные реформы. С 2009 года член Североатлантического союза (НАТО) и кандидат в Европейский союз (ЕС). В настоящее время представляет собой аграрно-индустриальную страну с одним из самых низких доходов населения.

Австрия

Несмотря на то, что австрийцы приняли активное участие во второй мировой войне в составе нацистской Германии, после войны на неё не распространились такие же санкции как на Германию. В 1955 г. в Вене представителями Австрии, США, СССР, Великобритании, Франции было подписано соглашение, предусматривающее создание независимого нейтрального государства.

Этот статус позволил Австрии сосредоточить все усилия на развитии мирных отраслей. В настоящее время это индустриально-аграрная страна с развитым машиностроением, легкой промышленностью, сельским хозяйством. Большую долю в экономике занимает туризм.

С 2002 года Австрия член ЕС.

Болгария

После окончания войны Болгария, являвшаяся союзником Германии, благодаря усилиям СССР и болгарских коммунистам смогла избежать многих санкций, накладываемых на проигравших (за исключением репараций Греции).

В 1948 г. Болгарией было объявлено о социалистическом пути развития. В 1949 г. она вступает в СЭВ, а в1955 г. в ОВД.

За время построения социализма Болгария из отсталой аграрной превратилась в аграрно-индустриальную страну. Было построено свыше 700 промышленных предприятий, развивалась индустрия туризма, сельское хозяйство.

В начале 1990-х г.г. на фоне экономического и политического кризиса в стране взят курс на построение рыночной экономики и многопартийной системы. В 2004 г. Болгария вступила в НАТО, в 2007 – ЕС.

Босния и Герцеговина, Северная Македония, Сербия, Словения, Хорватия, Черногория

С 1945 г. эти страны входили в состав Королевства Югославии, с 1947 г. в состав Народной (с 1965 г. – Социалистической) Федеративной Республики Югославия.

Политическое развитие СФРЮ проходило в условиях длительной конфронтации с СССР. В стране применялась система общественной собственности на средства производства с элементами рыночной экономики, что позволяло добиваться до 1980-х г.г. устойчивого экономического роста.

В Югославии наиболее развитыми отраслями экономики были: цветная и черная металлургия, машиностроения, фармацевтическая и медицинская промышленность, туризм.

В 1964 г. СФРЮ вступила в СЭВ в качестве ассоциированного члена.

Вместе с тем с конца 1970-х годов в Югославии начался процесс усиления националистических настроений. На фоне кризиса середины 80-х годов начался процесс сначала децентрализации, а затем и распада страны.

В 1990-1991 г. из состава Югославии вышли Хорватия, Босния и Герцеговина, Словения и Македония. И если выход из состава Македонии и Словении прошел в целом безболезненно, то на территории Хорватии и Боснии и Герцеговины в период с 1991 г. по 1995т. гремели военные конфликты между представителями различных национальностей.

В 1999 г. под предлогом защиты албанского населения в Косово (область в Сербии), США и их союзники по НАТО осуществили военную агрессию против Югославии. С этого года Косово находится под управлением ООН. В 2003 г. Черногория вышла из СРЮ.

Чехия и Словакия

После окончания войны в 1945 г. страны-победители приняли решение о воссоздании Чехословацкой республики. В состав вошли довоенные территории за исключением Подкорпатской Руси.

В 1948 г. к власти пришла коммунистическая партия. В 1949 г. Чехословакия вошла в СЭВ, в 1955 – в ОВД.

С 1960 г. переименована с Чехословацкую Социалистическую Республику. ЧССР являлось индустриальным государством. В конце 1980-х г.г. на фоне экономических трудностей проявились центробежные тенденции, приведшие в 1993 г. к созданию Чехии и Словакии.

В настоящее время оба государства развивают рыночную экономику, в политическом плане действуют в русле политики США. С 1999 г. членом НАТО стала Чехия, с 2003 г. –Словакия. С 2004 г. оба государства вошли в состав ЕС.

Венгрия

Территория Венгрии, как союзника нацистской Германии была оккупирована советскими войсками. Это предопределило дальнейший путь развития. В 1949 г. коммунисты взяли власть в свои руки и объявили о строительстве социализма.

В 1956 г. силы, стремившиеся вернуть Венгрию в капиталистический лагерь, подняли восстание, подавленное войсками ОВД.

В стране развивалась тяжелая, перерабатывающая промышленность, развивалось сельское хозяйство. К 80-м г.г. ВНР стала индустриально-аграрным государством.

Кризис социалистической системы в конце 80-х затронул и Венгрию. В 1990 г. правительство Венгрии объявило о переходе к рыночной экономике.

С 1999 г. страна входит в НАТО, с 2004 – ЕС.

Германия

Как проигравшая войну, страна была вынуждена выплачивать большие репарации.

С 1949 по 1990 г. Германия была разделена на 3 государства: ГДР, Западный Берлин, ФРГ, причем ГДР была членом СЭВ и ОВД, ФРГ – ЕЭС и НАТО. На территории этих государств были развернут американские и советские военные базы.

С 1990 г. ГДР и западный Берлин вошли в ФРГ.

ФРГ является одним из экономических лидеров мира, в политике зависит от США, но периодически проводит самостоятельную политику.

В 1945 г. было воссоздано Польское государство. Польша получила ряд территорий Германии, СССР передал Белостокское воеводство.

С 1947 г. Польша проводит политику социализма.

В послевоенные годы в Польше развивается угледобыча, тяжелая промышленность, судостроение. С 1949 г. Польша член СЭВ, с 55 г. – ОВД.

Но в результате перекосов в экономической политике в начале 80-х годов экономику поразил обширный кризис, что побудило руководство ввести военное положение.

В 1989 г. коммунисты добровольно отказались от гегемонии и страна выбрала рыночный путь развития.

В 1999 г. Польша вступает в НАТО, в 2004 г. – ЕС.

Греция

Сразу же после освобождения Греции в стране вспыхнула гражданская война между прокоммунистическими партизанами и монархическими силами, которые поддержали США и Великобритания. Война завершилась в 1949 г.

Но стабильность наступила после 1974г., когда закончился период военной диктатуры.

Политическая нестабильность отразилась на экономике. Основными отраслями является сельское хозяйство, туризм. Приморское положение позволило развить транспортный морской флот. Страна постоянно получает дотации от ЕС.

С 1952 г. Греция член НАТО, с 1992 – ЕС.

Лихтенштейн

Одно из малых государств Европы. Тесно интегрирован с Швейцарией. В послевоенный период страна постоянно испытывала экономические трудности.

После проведенной в 1970-х годах реформ, экономика стала последовательно развиваться.

Основа экономики – банковская сфера, производство электроники. Страна придерживается строгого нейтралитета, не вступая ни в какие союзы.

Румыния

В послевоенный период Румыния вступила на социалистический путь развития. Входила в состав ОВД и СЭВ.

С начала 1960 г. Румыния пыталась лавировать между политикой СССР и США.

В 1989 г. при попытке коммунистического руководства провести политические реформы, произошел переворот.

К власти пришли сторонники рыночной экономики.

С 2004 г. – член НАТО, с 2007 – ЕС.

Является одной из беднейших стран Европы.

Швейцария

Нейтральный статус позволил Швейцарии за время войны укрепить экономику и повысить уровень жизни населения. особенно окреп банковский сектор, через который проходили многие финансовые операции воюющих стран.

В послевоенной время в Швейцарии создана химическая промышленность, которая, наряду с фармацевтикой и банками, дает наибольший доход.

Швейцария – федеративная республика. состоящая из 20 кантонов, имеющих собственное законодательство.

С 2002 г. страна вступила в ООН.

Восточная Европа после Второй мировой войны

Стр 1 из 2

МАТЕРИАЛ К УРОКУ ИСТОРИИ

ДЛЯ ГРУППЫ 210 ЗА 28.02.2017 Г.

Восточная Европа после Второй мировой войны

План:

1. Восточная Европа после Второй мировой войны.

2. Изменения в политической системе.

3. Политические кризисы.

4. Перемены в политике.

5. Экономические реформы.

6. Установка тоталитарных режимов, социально-экономическое развитие и политическая жизнь во второй половине 40-90-х годах.

7. Революции 1989-1991 гг

8. Распад Югославии; гражданская война. Новые государства на Балканах

9. Интеграция ряда стран в НАТО и общеевропейских структур

Восточная Европа после Второй мировой войны. В результате разгрома фашизма и восстановления национальной независимости в странах Центральной и Юго-Восточной Европы утвердился строй народной демократии.

В политической сфере его характерной чертой была многопартийность, при которой не допускалась деятельность фашистских и явно реакционных партий, а значительную роль играли коммунистические и рабочие партии.

Допуская функционирование частных и кооперативных предпринимателей, государства «народной демократии» всячески поощряли развитие государственного сектора. Опираясь на прямое советское военное присутствие и моральный авторитет СССР, коммунистические партии утвердились у власти и ликвидировали своих политических противников.

Провозглашение «доктрины Трумэна» в 1947 г. стало началом открытой борьбы сверхдержав за геополитическое влияние в любой точке планеты. В условиях нарастания «холодной войны» руководство СССР потребовало от компартий стран Центральной и Юго-Восточной Европы ускорения перехода к социализму.

Изменения в политической системе. К началу «холодной войны» в 14 странах Европы и Азии — ГДР, Польше, Чехословакии, Венгрии, Румынии, Болгарии, Югославии, Албании, Китае, Монголии, КНДР, Вьетнаме, Лаосе, а позднее в Камбодже — коммунисты, придя к власти, приступили к строительству социализма. В качестве образца для подражания брали опыт СССР.


В области политической системы они предусматривали:

1) ликвидацию многопартийности;

2) концентрацию всей полноты власти в исполнительных органах, слившихся с коммунистическим партийным аппаратом.

Политические кризисы. В некоторых странах социалистического лагеря обозначились признаки массового недовольства. Прошли забастовки и демонстрации в некоторых городах Чехословакии, обострилась ситуация в Венгрии. Наиболее серьезные выступления прошли в ГДР, где забастовки и демонстрации, вызванные ухудшением уровня жизни населения, привели страну на грань всеобщей забастовки. В Восточный Берлин были введены советские танки. С помощью полиции ГДР рабочие выступления были подавлены.

Осенью 1956 г. возникли серьезные кризисы в Польше и Венгрии. Сложная внутриполитическая обстановка в Польше была решена путем возвращения В. Гомулки к руководству Польской объединенной рабочей партии (ПОРП). По его предложению был изменен курс аграрной политики в деревне, была смягчена политика насильственной коллективизации.

В Будапеште и других городах начались уличные демонстрации и выступления.

Они были направлены против тогдашней Компартии Венгрии, органов госбезопасности, против союза с СССР. Было сформировано новое правительство во главе с Имре Надем, распущена Венгерская коммунистическая партия, возрождена Социал-демократическая партия. Советские войска покинули страну. Венгрия объявила о выходе из состава Организации Варшавского договора.

4 ноября 1956 г. группа коммунистов во главе с Я. Кадаром объявила о создании Временного рабоче-крестьянского правительства Венгрии и обратилась к советскому правительству с просьбой вновь ввести войска в Будапешт для пресечения трагических событий. Советские части снова заняли венгерскую столицу. Правительство Я. Кадара постепенно восстанавливало порядок в стране.

Перемены в политике. Кризисные явления в ряде стран социалистического содружества вызвали необходимость реформирования внутренней политики.

В Чехословакии, Венгрии, Польше были прекращены массовые репрессии, внесены изменения в темпы индустриализации, санкционировано существование разных экономических укладов, снижены уровни администрирования, даны некоторые послабления в использовании индивидуальной трудовой деятельности. Руководство Югославии взяло курс на децентрализацию экономики и смягчение государственного планирования. Был провозглашен отказ от диктатуры пролетариата. Трудовые коллективы и местные территориальные единицы стали рассматриваться как политические ячейки общества.

В 1968—1969 гг. в Чехословакии разразился глубокий кризис. Определенная часть членов КПЧ была недовольна политикой, проводимой Первым секретарем ЦК А. Новотным, который был явным сталинистом. Обострился словацкий вопрос. Словакия практически не пользовалась политическим и государственным равноправием с Чехией.

Экономические реформы буксовали, осуществлялись непоследовательно.

В КПЧ стало складываться реформаторское крыло. В январе 1968 г. лидером партии стал Александр Дубчек (1921—1993).

События в Чехословакии. В апреле была опубликована программа действий КПЧ, в которой были намечены меры по демократизации чехословацкого общества и реформированию экономики на основе внедрения рыночных механизмов. Началась «Пражская весна».

Была отменена цензура, создавались политические партии и движения вне рамок Национального фронта, началась кампания по реабилитации жертв репрессий. Эти процессы были расценены советским руководством и руководителями других социалистических стран как контрреволюционные, угрожающие делу социализма. 21 августа 1968 г. войска пяти государств-участников Варшавского договора — Польши, ГДР, Венгрии, Болгарии, СССР — перешли границы Чехословакии. А. Дубчек и часть руководителей КПЧ были арестованы.

Опираясь на поддержку советских войск, консервативные силы КПЧ перешли в наступление, в ходе которого из руководства КПЧ, правительства и Национального фронта устранялись сторонники реформ. В апреле 1969 г. Дубчек был заменен на посту Первого секретаря ЦК КПЧ Г. Гусаком.

Сталин о демократии

Нам настойчиво лгут про крепкую руку Сталина. Более того, Сталин был демократом и всю свою сознательную жизнь призывал, уговаривал, умолял не подчиняться сильной руке, думать своей головой, обсуждать, принимать только коллегиальные решения. Сталин величайший демократ всех времен и народов, насаждавший демократию твердой рукой уговорами, разъяснениями, просьбами.

Насаждая демократию

«Болтают о демократии, — говорил Сталин, — Но что такое демократия в партии? Демократия для кого? Если под демократией понимают свободу для пары-другой оторванных от революции интеллигентов болтать без конца, иметь свой печатный орган и т.д., то такой «демократии» нам не нужно, ибо она есть демократия для ничтожного меньшинства, ломающего волю громадного большинства. Если же под демократией понимается свобода для партийных масс решать вопросы нашего строительства, подъём активности партийных масс, втягивание их в дело руководства партией, развитие в них чувства хозяина в партии, то такая демократия у нас есть, она нам нужна, и мы её будем развивать неуклонно, несмотря ни на что».

Сталин считал «вертикаль власти» величайшей бедой:

«Недостаток состоит в перенесении метода администрирования в партию, в замене метода убеждения, имеющего решающее значение в партии, методом администрирования. Этот недостаток создаёт опасность превращения наших партийных организаций, являющихся организациями самодеятельными, в пустые канцелярские учреждения. Необходимо нам вооружиться для борьбы с этим недостатком, подымая активность партийных масс, вовлекая их в решение вопросов нашего партийного руководства, насаждая систематически внутрипартийную демократию и не допуская замены метода убеждения в нашей партийной практике методом администрирования».

В чьих руках сила? Сталин как то подробно рассказал о своей «вертикали власти», о линии партии. Только вот вертикаль эта была заточена не на поддержку сталинской сухонькой руки, а на усиление миллионов рук.

«Я думаю, говорил Сталин, что основной недочет нашей внутрипартийной жизни именно в том и состоит, что при правильной линии партии, практика на местах (не везде, конечно, но в некоторых районах) была неправильна.

1. Партийная линия говорит, что важнейшие вопросы нашей партийной практики, за исключением, конечно, тех, которые не ждут, или которые представляют военную и дипломатическую тайну, должны обязательно обсуждаться на партийных собраниях. А партийная практика на местах, хотя не везде, конечно, считала, что, собственно говоря, нет большой необходимости, чтобы ряд вопросов внутрипартийной практики обсуждался на партийных собраниях, ибо ЦК и прочие руководящие организации сами разрешат эти вопросы.

2. Партийная линия говорит, что должностные лица нашей партии должны обязательно выбираться, поскольку нет наличия непреодолимых препятствий, вроде партийного стажа и пр. Но партийная практика нередко считала, что ежели нужен стаж, то не нужно, значит, действительных выборов.

3. Партийная линия считает, что необходимо партийную массу держать в курсе работ хозяйственных органов, предприятий и трестов, ибо наши партийные ячейки, естественно, несут моральную ответственность перед беспартийными массами за недочёты в предприятиях. Тем не менее, партийная практика считала, что раз имеется ЦК, который даёт директивы хозяйственным органам, и раз хозяйственные органы связаны этими директивами, то директивы будут проведены и без контроля со стороны партийных масс снизу».

Секрет железной дисциплины

Как же лечить эти недостатки? Сильной рукой? Вертикалью? Железной дисциплиной? Типа того. Но давайте послушаем Сталина:

«Необходимо поднять активность партийных масс, ставя перед ними на обсуждение все интересующие их вопросы, насколько эти вопросы могут подвергаться открытому обсуждению, обеспечивая возможность свободной критики всех и всяких предположений партийных инстанций. Ибо только таким путём можно будет превратить партийную дисциплину в действительно сознательную, действительно железную дисциплину, ибо только таким путём можно будет поднять политический, хозяйственный и культурный опыт партийных масс, ибо только таким образом можно будет подготовить условия, необходимые для того, чтобы партийные массы выдвигали шаг за шагом новых активных работников, новых руководителей из низов. Необходимо провести на деле выборность всех партийных организаций и должностных лиц, поскольку нет в наличии непреодолимых условий, вроде отсутствия партийного стажа и пр. Нужно изгнать из практики игнорирование воли большинства организаций при выдвижении товарищей на ответственные партийные должности, нужно добиться того, чтобы выборное начало проводилось на деле»

. Бедные беспартийные

Партия, как известно, была лишь одна. И для нее Сталин предлагал демократию. А как же остальные, беспартийные? Как их тиранить да прессовать? А вот так:

«Взять хотя бы происходящие теперь выборы в Московский Совет. Я считаю, что один из больших недочетов этих выборов состоит в том, что беспартийных проходит слишком мало… Говорят, что массы рвутся и хотят будто бы выбирать исключительно коммунистов. Я в этом сомневаюсь, товарищи. Я думаю, что если мы не окажем некоторого минимального доверия беспартийным, то мы в ответ можем получить большое недоверие к нашим организациям со стороны беспартийных. Это доверие к беспартийным абсолютно необходимо, товарищи. Не нужно говорить речей о том, чтобы выбирали только коммунистов, нужно поощрять беспартийных, нужно втягивать их в государственную работу».

Ну ладно, а что было с теми людьми, до которых Сталин мог в буквальном смысле дотянуться своей ручонкой? Их-то он хватал за грудки? В высшем руководстве-то он всех подавлял своей волей, решая вопросы единолично? Так ведь, товарищ Сталин?

«Нет, единолично нельзя решать. Единоличные решения всегда или почти всегда однобокие решения. Во всякой коллегии, во всяком коллективе, имеются люди, с мнением которых надо считаться. Во всякой коллегии, во всяком коллективе, имеются люди, могущие высказать и неправильные мнения. На основании опыта трёх революций, мы знаем, что приблизительно из 100 единоличных решений, не проверенных, не исправленных коллективно, 90 решений — однобокие. В нашем руководящем органе, в Центральном Комитете нашей партии, который руководит всеми нашими советскими и партийными организациями, имеется около 70 членов. Среди этих 70 членов ЦК имеются наши лучшие промышленники, наши лучшие кооператоры, наши лучшие снабженцы, наши лучшие военные, наши лучшие пропагандисты, наши лучшие агитаторы, наши лучшие знатоки совхозов, наши лучшие знатоки колхозов, наши лучшие знатоки индивидуального крестьянского хозяйства, наши лучшие знатоки наций Советского Союза и национальной политики. В этом ареопаге сосредоточена мудрость нашей партии. Каждый имеет возможность исправить чьё-либо единоличное мнение, предложение. Каждый имеет возможность внести свой опыт. Если бы этого не было, если бы решения принимались единолично, мы имели бы в своей работе серьёзнейшие ошибки. Поскольку же каждый имеет возможность исправлять ошибки отдельных лиц, и поскольку мы считаемся с этими исправлениями, наши решения получаются более или менее правильными».

Чорт, товарищ Сталин, вы нас разочаровываете! Нам сейчас активно навяливают элитаризм, и мы уже поверили, что все решает (и решала!) кучка клоунов. Мы уже верим, что мы, народ быдло, что мы ничегошеньки без путиных и удальцовых, узкой верхушки, сделать не можем, что от нас ничего не зависит, что они сами там все порешают…

«Возьмите наши ЦК и ЦКК. Они составляют вместе руководящий в 200 250 товарищей центр, регулярно собирающийся и решающий важнейшие вопросы нашего строительства. Это один из самых демократических и коллегиально действующих центров, какой когда-либо имела наша партия. И что же? Разве это не факт, что решение важнейших вопросов нашей работы всё более и более переходит из рук узкой верхушки в руки этого широкого центра, связанного теснейшим образом со всеми отраслями строительства и со всеми районами нашей необъятной страны?» http://dedeg0r.livejournal.com/197738.html

Страны народной демократии

Стра́ны наро́дной демокра́тии — устоявшееся в советских общественных науках послевоенного периода совокупное название для ряда просоветских государств с особой формой политической организации общества, сложившейся в них после Второй мировой войны в контексте так называемых «народно-демократических революций». Народная демократия рассматривалась как новая форма перехода к социализму, которая развилась в ходе Второй мировой войны и продолжалась по её окончании в ряде стран Европы (в том числе в Центральной и Восточной Европе — Албании, Болгарии, Венгрии, ГДР, Польше, Румынии, Чехословакии, Югославии) и Азии (КНР, КНДР, Вьетнаме). Народная демократия рассматривалась как промежуточный этап при переходе от «буржуазной демократии» к «социалистической государственности».

Политика

В политическом плане страны народной демократии характеризовались формальной многопартийностью и нахождением у власти правительств Национальных (Народных) фронтов во главе с коммунистическими партиями.

Национальные фронты в Европе возникли для решения общенациональных задач — освобождения от фашизма, восстановления национальной независимости, обеспечение демократических свобод населению. В состав фронтов входили рабочие, крестьянские, мелкобуржуазные, а в некоторых странах и буржуазные партии. Правительства Национальных фронтов пришли к власти во всех странах Центральной и Юго-Восточной Европы в 1943—1945 годах. В Албании и Югославии, где ведущую роль в народно-освободительной борьбе и Национальных фронтах играли коммунисты, они и возглавили новые правительства, в других странах были созданы коалиционные правительства.

Социалистические преобразования в рамках «Народно-демократической революции» осуществлялись с использованием парламента, в рамках буржуазной конституции. Слом старой государственной машины происходил более постепенно, чем в СССР, некоторое время сохранялись старые политические формы. Одной из отличительных черт народной демократии являлось, как правило, сохранение всеобщего и равного избирательного права за всеми гражданами, включая буржуазию. При этом в Румынии, Венгрии и Болгарии некоторое время сохранялся институт монархии.

Экономика и социальная сфера

Политикой Национальных фронтов предусматривалось изъятие собственности «фашистов и их сообщников», такие предприятия переходили под государственное управление. Прямого требования ликвидации капиталистической собственности не выдвигалось. При сохранении частных и кооперативных предприятий значительно большую, чем в довоенный период, роль стал играть государственный сектор.

В странах народной демократии осуществлялась аграрная реформа, в результате которой проводилась ликвидация крупного помещичьего землевладения по принципу «Земля принадлежит тем, кто её обрабатывает». Конфискованная земля, в первую очередь — у сотрудничавших с оккупантами землевладельцев — передавалась частично крестьянам (за невысокую плату), частично переходила к государству. В тех странах, с территорий которых происходило выселение немцев на территорию Германии (Польше, Чехословакии и Югославии), их земли также конфисковывались.

Международные отношения

В своей внешней политике страны народной демократии в значительной мере ориентировались на Советский Союз. С рядом правительств ещё во время войны были подписаны договоры о дружбе, взаимной помощи и послевоенном сотрудничестве (с Чехословакией — декабрь 1943 года, с Югославией и Польшей — апрель 1945 года). В бывших союзниках гитлеровской Германии (Болгарии, Венгрии и Румынии) действовали Союзные контрольные комиссии с участием представителей СССР, США и Великобритании, однако присутствие советских войск позволяло СССР оказывать большее влияние на политику и экономику этих стран.

Цели и итоги

Создание народно-демократических правительств позволило коммунистам прийти к власти и начать строительство социализма мирным путём, без гражданских войн и общественных потрясений, на основе межклассового союза и вовлечения в политическую жизнь широкого круга политических сил, то есть иначе, чем это происходило в СССР. Однако с началом Холодной войны и усилением экономического и политического противостояния произошло ужесточение политического режима и ускорение во многих странах перехода к социалистическим формам в экономике. К середине 1947 года во многих странах коммунистические партии вытеснили из Национальных фронтов своих союзников справа и укрепили свои позиции в руководстве государством и экономической жизнью.

В 50-е — 80-е годы XX века термин страны народной демократии часто применялся для обозначения совокупности всех социалистических стран с многопартийной системой.

Страны и фронты

Флаг Название республик Народно-демократическая революция Фронт
Алжирская Народная Демократическая Республика (АНДР) 1962 г. Фронт национального освобождения
Народная Социалистическая Республика Албания (НСРА) 1944—1945 гг. Демократический фронт Албании
Народная Республика Ангола (НРА) 1975 г. Народное движение за освобождение Анголы — Партия труда
Демократическая Республика Афганистан (ДРА) 1978 г. Объединенный фронт коммунистов Афганистана
Народная Республика Болгария (НРБ) 1944 г. Отечественный фронт
Венгерская Народная Республика (ВНР) 1947—1949 гг. Венгерский национальный фронт независимости
Отечественный народный фронт
Демократическая республика Вьетнам (ДРВ) 1945 г. Вьетминь/Льен-Вьет
Отечественный фронт Вьетнама
Германская Демократическая Республика (ГДР) 1949 г. Демократический блок
Национальный фронт ГДР
Народно-Революционное Правительство Гренады (НРПГ) 1979 г. Совместные усилия в области социального обеспечения, образования и освобождения
Народная Демократическая Республика Йемен (НДРЙ) 1967 г. Фронт национального освобождения Южного Йемена
Демократическая Кампучия (ДК) 1976 г. Национальный единый фронт Кампучии
Народная Республика Кампучия (НРК) 1979 г. Единый фронт национального спасения Кампучии
Единый фронт национального строительства и обороны Кампучии
Китайская Народная Республика (КНР) 1949 г. Патриотический единый фронт китайского народа
Корейская Народно-Демократическая Республика (КНДР) 1948 г. Единый демократический отечественный фронт
Республика Куба (РК) 1959 г. Движение 26 июля
Революционный директорат 13 марта
Лаосская Народно-Демократическая Республика (ЛНДР) 1975 г. Патет Лао
Фронт национального строительства Лаоса
Народная Республика Мозамбик (НРМ) 1975 г. Фронт освобождения Мозамбика
Республика Никарагуа (РН) 1979 г. Сандинистский фронт национального освобождения
Польская Народная Республика (ПНР) 1947 г. Национальный фронт
Фронт единства народа
Патриотическое движение национального возрождения
Социалистическая Республика Румыния (СРР) 1944—1947 гг. Народно-демократический фронт
Фронт демократии и социалистического единства
Чехословацкая Социалистическая Республика (ЧССР) 1945—1948 гг. Национальный фронт Чехословакии
Социалистическая Федеративная Республика Югославия (СФРЮ) 1945 г. Народный фронт Югославии
Социалистический союз трудового народа Югославии

Примечания

  1. Бутенко А. П. Народно-демократическая революция. — БСЭ, 3-е изд.
  2. Бутенко А. П. Народная демократия. — БСЭ, 3-е изд.
  3. Научный коммунизм. — М.: Политиздат, 1988
  4. Конституции социалистических государств.- Т.1 — М.: Юридическая литература, 1987

НАРОДНАЯ ДЕМОКРАТИЯ

Политические режимы Восточной Европы после Второй мировой войны.

После Второй мировой войны Восточная Европа вошла в советскую сферу влияния, большинство ее стран было занято советской армией. Под давлением СССР к концу войны в Восточной Европе резко усилились позиции коммунистов и их союзников. Но это еще не означало их окончательной победы. Режимы, возникшие в этих странах, получили название «народная демократия», так как по форме были развитием идеи «народного фронта». В большинстве случаев допускалось существование реальной многопартийности и рыночной экономики. В правительствах были представлены коммунисты, социал-демократы, крестьянские и другие партии, за которых население голосовало на выборах. В условиях борьбы за Европу между СССР и США И. Сталин соблюдал формальные нормы законности, превратив Восточную Европу в своего рада «витрину» СССР. Коммунисты и их союзники при поддержке советских представителей проникали в силовые структуры и руководящие органы других партий и вытесняли оттуда противников СССР. Затем социалистические и коммунистические партии объединялись под руководством просоветских политиков и “мирно” брали власть в свои руки. Сопротивлявшиеся им политики арестовывались. Заместитель министра иностранных дел СССР А. Вышинский провел в 1946-1947 гг. серию визитов в страны «народной демократии», встретившись с коммунистами-министрами внутренних дел. После этого в Польше, Венгрии, Румынии и Болгарии были «раскрыты контрреволюционные заговоры». В итоге было разгромлено руководство крупнейших оппозиционных партий. В Венгрии дошло до того, что организатором антиправительственного заговора в 1947 г. был объявлен премьер-министр страны, лидер Независимой партии мелких сельских хозяев Ф. Надь. После этого выборы прошли под контролем коммунистов и принесли им победу.

В тех странах, где освобождение страны осуществилось не только в результате действий советских войск, но и благоадря самостоятельным действиям вооруженных коммунистических формирований (Югославия, Албания, отчасти Болгария), коммунисты быстро взяли власть в свои руки, разгромив оппозицию с помощью репрессий.

В Польше, напротив, Армия Краева развернула партизанскую войну против коммунистов и советских войск. Но террористические акты партизан только помогли коммунистам оправдать репрессии против оппозиции. В итоге в 1948 г. вся власть перешла к Польской объединенной рабочей партии (ПОРП), в которую вошли коммунисты и остатки социал-демократов, готовые проводить просоветскую политику.

В Румынии, где первоначальное влияние коммунистов было очень слабым, главой правительства стал довоенный политик, демократ П. Гроза, который решил проводить политику дружбы с Советским Союзом. Правитель, желающий сохранить власть в условиях советской оккупации, и не мог действовать иначе.

Из Чехословакии, которая не была союзницей Германии, советские войска были выведены сразу после того, как президентом стал Э. Бенеш, а правительство возглавил коммунист К. Готвальд. Но в правительство входили и другие партии. Столкнувшись в попыткой коммунистов взять в свои руки полицию, социал-демократы в феврале 1948 г. вышли из правительства и призвали своих сторонников сопротивляться коммунистам (см. февральские события в Чехословакии 1948 г.). Тогда Готвальд собрал в Праге огромный митинг рабочих, в том числе и вооруженных. Страна оказалась на пороге гражданской войны. Бенеш, как и в 1938 г., отступил перед угрозой насилия и передал власть коммунистам. К середине 1948 г. власть «рабочих партий» (коммунистов и их союзников) установилась во всех странах Восточной Европы. К этому времени уже началась «Холодная война», и Сталин не был заинтересован в том, чтобы «играть в демократию» в своей сфере влияния. В 1948-1949 гг. здесь были установлены тоталитарные коммунистические режимы, проводились репрессии как против оппозиции, так и против «заговорщиков» в правящих партиях, обвинявшихся в связях с Западом и И. Тито (см. советско-югославский конфликт). Был казнен даже генеральный секретарь ЦК КП Чехословакии Р. Сланский. Однако формально как правило сохранялась многопартийность, но просоветские, прокоммунистические партии объединялись в руководимые правящей партией «фронты» и выполняли указания коммунистического руководства, как и другие массовые организации – профсоюзы и коммунистические союзы молодежи.

После смерти И. Сталина отношения СССР и стран «народной демократии» стали более разнообразными. Некоторые сохранили верность сталинизму (прежде всего Албания), некоторые предпринимали попытки реформ, отстаивали относительную самостоятельность от СССР в рамках Совета экономической взаимопомощи и Варшавского договора. Самостоятельно развивалась Югославия. Режимы «народной демократии» переживали острые социально-политические кризисы (в ГДР в 1953 г., в Венгрии и Польше в 1956 г., в Чехословакии в 1968-1969 гг., в Польше 1980-1981 гг.). Название «народная демократия» сохранялось до Восточноевропейских революций 1989 г.

Исторические источники:

СССР – Польша. Механизмы подчинения. 1944-1949 гг. Сборник документов. М., 1995;

Три визита А.Я. Вышинского в Бухарест. 1944-1946. Документы российских архивов. М.. 1998.

Восточная Европа после 1945 года: была ли альтернатива

Даже в Польше, где в силу враждебности к СССР контролируемых Лондоном сил послевоенный политический процесс развивался в гораздо более сложных обстоятельствах, правительство до 1947 года тоже было коалиционным.

Москва последовательно стремилась к сохранению единства Германии в нейтральном качестве. Но как было решить эту задачу, если ещё в мае 1945 года и.о. госсекретаря США Джозеф Грю в своём меморандуме президенту Трумэну ориентировал его следующим образом: «Если в мире существует что-то неизбежное, то таким неизбежным является будущая война между Соединенными Штатами и Советским Союзом».

Впрочем, того особенно уговаривать на данный счёт не было необходимости. Неудивительно поэтому, что выдвинутое нами в 1946 году предложение о проведении в Германии по единому для всех зон закону свободных выборов, создании по их итогам общегерманского правительства, заключении с ним мирного договора и выводе в течение двух лет оккупационных войск с немецкой территории было союзниками отвергнуто. К этому же 1946 году относится разработка в США первого комплексного плана атомного удара по СССР — 50 бомбами по 24 городам (план «Пинчер»). Хорошо, что реально в запасе было только 9 зарядов.

Тем не менее, руководство СССР старалось удерживать с так называемыми «западными демократиями» хотя бы минимум взаимопонимания по вопросам управления территорией бывшего противника, но те действовали исходя из совершенно противоположной установки: расколоть Германию, перевооружить оккупированную ими часть и включить её в западный блок.

Управлявший Германией Союзный контрольный совет смог просуществовать только до декабря 1946, когда было создано сначала сепаратное управление американской и английской зонами, а затем и всеми тремя, включая французскую.

Эти практические шаги по реализации мартовской 1946 года речи Уинстона Черчилля в Фултоне, провозгласившей создание «железного занавеса», получили развитие в 1947 и 1948 годах, и спровоцировали первый Берлинский кризис. В 1949 году бывшие «союзники» создали нацеленный против СССР военно-политический блок НАТО. Организация Варшавского договора появилась только в 1955 году.

Форпосты вовне, «чистки» внутри… Дурная неизбежность?

Именно это спровоцированное американцами и англичанами состояние острейшего военно-политического противоборства и формировало в те годы международную стратегию и внутреннюю политику втянутых в это противоборство стран. Впрочем, это состояние не было чем-то принципиально новым. Попытки использования государств, расположенных на западных границах нашей страны, в целях оказания на неё военного и политического давления начались сразу после 1917 года и продолжались до 1939 года.

Не стоит также забывать, что и внутри самого западного мира в отношении политических противников, симпатизировавших СССР, применялись самые жесткие меры. Так, в 1930-е во Франции усилиями местного олигархата при участии союзников был задавлен созданный по инициативе французских коммунистов Народный фронт, сумевший за короткий период своего существования сыграть полезную роль в борьбе с нацистской угрозой. После войны левые настроения во Франции вновь пошли в гору, и это не могло быть иначе, поскольку коммунисты занимали ведущие позиции в движении сопротивления, а стать одной из держав-победительниц Франция смогла только благодаря поддержке СССР. Эти настроения, однако, вновь были подавлены при активном участии США и Великобритании.

Усилиями англосаксов коммунисты и социалисты были после Второй мировой войны разгромлены и в Греции, причём число жертв этой спровоцированной британцами бойни, трансформированной ими потом в гражданскую войну, в сотни раз превосходило число жертв подавления июньского 1953 года выступления противников коммунистического правительства в ГДР и в десятки — венгерских событий 1956 года. Когда к 1967 году левые настроения в этой стране вновь испытали подъём, в Афинах в результате военного переворота у власти был поставлен диктаторский и репрессивный режим так называемых «чёрных полковников».

В условиях нараставшего военно-политического давления США, включавшего появление, в среднем, каждые пять лет новых планов нападения на СССР с использованием атомного оружия, дать странам Восточной Европы возможность «развиваться свободно» было равнозначно тому, чтобы не препятствовать Западу в скорейшем возвращении их в число инструментов враждебной нам политики. То есть в то качество, в котором мы наблюдаем их сегодня.

Но сегодня мы имеем важнейший инструмент сдерживания в виде собственного ядерного оружия, а вот поступи руководство СССР таким образом тогда, и наша страна не успела бы набрать достаточно сил, чтобы быть в состоянии предотвратить горячую третью мировую войну. В этом случае у восточноевропейских стран была бы гораздо более незавидная судьба, чем качество союзников СССР с вытекающими из этого как издержками, так и преимуществами (сравните показатели их промышленного и сельскохозяйственного роста за 1960-1970-е и за 1990-2000-е годы). Этой альтернативой была бы судьба выжженной земли, причём не по вине СССР, а по вине его западных противников.

К счастью, в отличие от навязанных нам после 1991 года некорректных стереотипов понимания его политики, руководство СССР обладало способностью думать не только о распространении на планете своего общественно-политического влияния, но и о её, планеты, будущем.

Под влиянием политической конъюнктуры в течение XIX – XXI вв. понятие «Восточная Европа» менялось. В настоящее время «Восточную Европу» составляют Польша, Венгрия и Румыния, а также появившиеся на политической карте мира с 1993 г. Чехия и Словакия. Политическая карта Европы от 1 сентября 1939 г. в восточноевропейский ареал включала Республику Польшу, протекторат Богемия и Моравия, Республику Словакия, Королевство Венгрия, Королевство Румыния.
Страны Восточной Европы в период между двумя мировыми войнами (1918 – 1939 гг.), за исключением Румынии, были сформированы международным арбитражем (Версальский мирный договор 1919 г.) из бывших регионов Германской, Австро-Венгерской и Российской империй, получивших (или восстановивших после длительного исторического перерыва) свой государственный суверенитет.

Все политические режимы стран Восточной Европы к началу Второй мировой войны, разделяя общую для многих стран Европы 1920 – 1930 гг. тенденцию, носили отчетливые черты авторитаризма (Тибо П. Эпоха диктатур). При формальном сохранении демократических институтов реальной властью обладали различные «вожди», «отцы нации», опиравшиеся прежде всего на армию, полицию и на политические партии национал-радикального толка, относимые к массовым фашистским (венгерские «Скрещенные стрелы», румынская «Железная гвардия») или полуфашистским движениям. В политической практике управления были распространены методы радикального подавления левой оппозиции, получавшей поддержку у значительной части населения. Национальная политика была направлена на стимулирование «национального мифа» титульных наций и ограничения прав национальных меньшинств. Во всех странах Восточной Европы в 1930-х гг. существовала сильная оппозиция правящим режимам, представленная прежде всего коммунистическими партиями и политическими организациями национальных меньшинств.
В ходе Второй мировой войны некоторые страны Восточной Европы потеряли свой суверенитет – часть бывшей Чехословакии (протекторат Богемия и Моравия) и Польша. Административный режим управления в них в разное время определяли поглотившие их сверхдержавы – Германия или Советский Союз. Также на политическое влияние претендовали различные «правительства», образованные в эмиграции или в режиме оккупации, которые ориентировались на одну из враждующих сторон в мировом конфликте.
Уже с начала 1930-х гг. государства Восточной Европы стали объектом притязаний двух набиравших военную мощь держав – Германии и Советского Союза, документально оформленных дополнительными протоколами советско-германского пакта о ненападении от 23 августа 1939 г.
Германия стремилась возвратить свои восточные территории, потерянные после поражения в Первой мировой войне, – города Познань, Данциг, части Западной Пруссии и Верхней Силезии (после объединения с Австрией еще и Судетскую область), а также контролировать экономические ресурсы Восточной Европы.
Советский Союз также желал вернуть территории, ранее входившие в состав Российской империи, – Восточную Польшу и Бессарабию. Стимулом к распространению своего геополитического влияния на Восточную Европу являлась для него и доктрина экспорта революции.
В свою очередь, практически все страны Восточной Европы, имея смешанный этнический состав населения и границы, проведенные инициативой третьих стран (Версальский мирный договор 1919 г. и последующие договоры начала 1920-х гг.), в 1920-х – 1940-х гг. предъявляли территориальные претензии к своим соседям или являлись объектом данных притязаний, что исключило вариант создания общего политического союза восточноевропейских стран.
Территориальные претензии стали поводом для начала 1 сентября 1939 г. германо-польской войны, которая в течение нескольких дней превратилась в мировую. 17 – 28 сентября 1939 г. без объявления войны Советский Союз поглотил восточные области Польши. В октябре 1939 г. территория польского государства была поделена между СССР, Германией, Словакией и Литвой. В состав Советского Союза бывшие польские территории вошли как части Белорусской и Украинской ССР. Третий рейх включил в свою систему польские земли в качестве генерал-губернаторства. Литве Советским Союзом 10 октября 1939 г. была передана Виленская область с городом Вильно, а Словакия 24 октября 1939 г. получила Тешинскую область.
В июле 1940 г. Советский Союз путем дипломатического давления принудил Румынию передать ему часть ее северных территорий – Северную Буковину и Бесарабию.
В августе 1940 г. Румыния была вынуждена также передать Болгарии Южную Добруджу, а Венгрии – Северную Трансильванию.
Участие во Второй мировой войне позволяло государствам Восточной Европы начать новый этап пересмотра границ, компенсировать территориальные потери и претендовать на новые приобретения. Поэтому все страны Восточной Европы, сохранившие к лету 1941 г. свою государственность, приняли покровительство Германии и стали ее союзниками в военных действиях против ее противников – Польши, Югославии, Греции и СССР.
В апреле 1941 г. за участие в войне против Югославии Венгрия получила область Воеводину и районы Баранью, Бачку, Медимурье и Прекумье.
Участие восточноевропейских стран – союзников Германии в войне с СССР делится на следующие периоды;
1. С 1 сентября 1939 г. по 22 июня 1941 гг. ограниченные контингенты словацких и венгерских войск участвовали в крупных боевых операциях германских войск против Польши и Югославии.
2. С 22 июня 1941 г. румынская армия и экспедиционные корпуса Венгрии и Словакии принимали участие в боевых действиях против СССР. К началу зимы 1941/42 гг. они оказались истощены, большинство из них было отведено в тыл для перегруппировки.
3. В ходе летней наступательной кампании германских войск 1942 г. на Восточный фронт начали прибывать крупные контингенты румынских, венгерских и словацких войск, выступающих в качестве независимых национальных армий. Они были сосредоточены германским командованием на южном участке фронта – на Дону и Северном Кавказе. Зимой 1942/1943 г. румынские, венгерские и словацкие войска потерпели поражение.
4. Весной 1943 г. большая часть войск восточноевропейских стран – союзниц Германии была отправлена домой, а оставшаяся до лета 1944 г. использовалась в борьбе с партизанами, для охраны коммуникаций и черноморского побережья.
5. Весной 1944 г. войска стран Восточной Европы – союзников Германии вновь занимают участки Восточного фронта – румынская армия на южном, причерноморском направлении, а словацкая и венгерская армии вдоль Карпатских гор.
6. После наступления советских войск в августе 1944 г. Румыния перешла на сторону антигитлеровской коалиции, а в Словакии в октябре произошло окончившееся неудачей восстание против Германии, оккупировавшей эту страну до окончания войны в Европе.
7. До 8 мая 1945 г. Венгрия оставалась последней восточноевропейской страной – союзницей Германии.
Дефицит вооружения, слабая подготовка большинства солдат и офицеров, а также отсутствие мотивации к самопожертвованию превращали армии стран Восточной Европы – союзников Германии в слабое звено Восточного фронта. Данные государства не обладали собственным высокоразвитым промышленным потенциалом (за исключением протектората Богемия и Моравия), и с началом мировой войны им стало трудно пополнять запасы тяжелых вооружений. В результате они вступили в войну с устаревшими артиллерией, танками, стрелковым оружием и транспортными средствами. Особенно ощущалась нехватка противотанкового оружия. Германия пыталась исправить положение, передавая им трофейное вооружение, захваченное в Чехословакии, Польше, Франции, Бельгии и СССР, но и оно оказывалось большей частью устаревших довоенных образцов.
В странах Восточной Европы помимо раскалывающего общество германо-советского противостояния Вторая мировая война обострила до уровня вооруженных конфликтов и существовавшие в них в течение десятилетий внутренние социальные и межнациональные проблемы. В Польше в 1942 – 1945 гг. они приняли характер гражданской войны, которая была осложнена еще и острыми межнациональными противоречиями. В период Второй мировой войны общества различных стран Восточной Европы по-разному реагировали на оккупацию их территорий германскими войсками – в протекторате Богемия и Моравия в целом (за исключением отдельных эксцессов) спокойно, а в Польше – массовым подпольным и партизанским движением.
Чехи на территории протектората Богемия и Моравия, выполняя трудовую повинность, имели возможность добровольно вступать в вермахт и войска СС (Чехи в СС). Кроме того, существовали собственные Вооруженные Силы протектората – Regierungstruppe des Protektorats Bhmen und Mhren (1939 – 1945 гг.).
Чехи-эмигранты и бывшие военнопленные имели возможность участвовать в войне в составе чехословацких формирований в войсках антигитлеровской коалиции.
Поляки сумели организовать собственные вооруженные формирования в армиях, воюющих против Германии, и массовые партизанские движения внутри страны:
В то же время в Польше существовали и сравнительно незначительные вооруженные силы польских коллаборационистов.
С вступлением в 1944 – 1945 гг. советских войск на территории стран Восточной Европы здесь были установлены политические режимы, настроенные либо просоветски (Польша), либо находящиеся под сильным давлением со стороны Советского Союза и поддерживаемых им местных левых сил (Венгрия, Чехословакия, Румыния).
В целом страны Восточной Европы являлись активными участниками Второй мировой войны. Они стали в 1939 – 1945 гг. ареной не только театра военных действий между странами – членами Стального пакта и антигитлеровской коалицией, но и активной зоной гражданской и этнической конфликтности.
В результате Второй мировой войны страны Восточной Европы вошли в зону политического и идеологического влияния Советского Союза.