Военно воздушные силы Турции

Содержание

Военно-воздушные силы Турции

Türk Hava Kuvvetleri
Военно-воздушные силы Турции


Эмблема ВВС Турции

Годы существования

с 1911 года

Страна

Турция

Подчинение

Министерство обороны Турции

Входит в

Вооружённые силы Турции

Тип

Военно-воздушные силы

Включает в себя

  • Combatant Air Force and Air Missile Defense Command
  • Air Training Command
  • Air Logistical Command

Дислокация

  • Анкара

Участие в

Первая Балканская война
Вторая Балканская война
Первая мировая война
Турецкое вторжение на Кипр
Турецко-курдский конфликт
Операция «Обдуманная сила»
Военная операция против «Исламского государства»
Попытка военного переворота в Турции (2016)

Командиры

Действующий командир

Генерал Хасан Кючюкакюз
тур. Orgeneral Hasan Kucukakyyz

Известные командиры

Эмин Алкэя (тур.)
Хасан Аксай
Акын Озтюрк
Абидин Унал

Сайт

Военно-воздушные силы Турции (тур. Türk Hava Kuvvetleri) — один из видов вооружённых сил Турецкой Республики.

ВВС Турции были основаны в 1911 году, однако практически прекратили существование после Первой мировой войны и в 1920-е годы воссоздавались заново. К 1940 году Турция располагала крупнейшими ВВС в регионе Ближнего Востока и Балканского полуострова.Турецкие военно-воздушные силы участвовали во вторжении на Кипр (1974) и в военных операциях на Балканах в 1990-е годы, а также периодически привлекаются к военным действиям внутри страны.

История

Турецко-греческий конфликт

Первые воздушные бои турецкие ВВС провели во время второй греко-турецкой войны.

9 июня 1921 года греческим самолётом был сбит турецкий Breguet.

12 июля 1921 года греческим самолётом был сбит ещё один турецкий Breguet.

26 августа 1922 года по турецким заявлениям турецкие ВВС сбили один греческий самолёт. Согласно официальному списку потерь греческих самолётов в этот день греческие ВВС потерь не имели.

1 сентября 1922 года по турецким заявлениям турецкие ВВС сбили один греческий самолёт. Согласно официальному списку потерь греческих самолётов в этот день греческие ВВС потерь не имели.

В 1960-х годах основная напряжённость перешла на спорный остров Кипр.

9 августа 1964 года турецкие истребители F-100 атаковали греческие патрульные катера возле кипрского порта Гемиконаги. В результате атаки два катера загорелось, однако ответным огнём был сбит один турецкий F-100D.

В 1974 году турецкие ВВС использовались наиболее интенсивно во время агрессии против Кипра. Понесли значительные потери (8 F-100, 2 F-102, 1 F-104, 1 T-33, 1 RF-84) и 1 Do.28.

В 1985—1986 годах имели место перехваты и маневрирование между греческими F-4E Phantom II и турецкими F-104G Starfighter, по неподтверждённой информации во время этих перехватов разбилось два турецких «Старфайтера».

8 февраля 1995 года турецкий F-16, залетевший в греческое воздушное пространство, был перехвачен двумя греческими истребителями Mirage F1. При попытке уйти от преследования «Миражей» у F-16 кончилось горючее и турецкий пилот катапультировался. F-16 рухнул в Егейское море.

20 октября 1995 года турецкий самолёт-разведчик RF-4E был перехвачен неизвестным греческим истребителем. Во время маневрирования турецкий самолёт разбился.

28 декабря 1995 года пара турецких истребителей F-4E, вооружённых ракетами воздух-воздух, вторглась в греческое воздушное пространство в районе острова Лесбос. На перехват нарушителей были подняты два греческих истребителя F-16C. Во время маневрирования один турецкий «Фантом» упал в море, один турецкий пилот погиб, второй взят в плен.

8 октября 1996 года греческим истребителем Mirage 2000 был сбит турецкий F-16D, один из членов экипажа которого погиб. Информация об этом случае скрывалась обеими сторонами и была признана турецким представителем только в 2003 году.

5 ноября 1997 года разбился турецкий истребитель F-4E после воздушного боя с неизвестным греческим истребителем.

23 мая 2006 года пара греческих F-16C вылетела на перехват двух RF-4E и двух F-16C, нарушивших воздушное пространство. В ходе перехвата нарушителей в 15 км от острова Карпатос над морем произошло столкновение греческого и турецкого F-16, оба самолёта разбились. Греческий пилот погиб, турецкий выжил.

Турецко-иракские инциденты

В 1962 году иракские бомбардировщики наносили удары по позициям курдских вооружённых формирований на границе а также по договорённости совершали атаки по отступающему противнику на турецкой территории.

16 августа 1962 года турецкие истребители сбили один иракский бомбардировщик, который на турецкой территории наносил удары по курдам. Второй также был атакован но не был сбит.

14 сентября 1983 года в ходе ирано-иракской войны турецкий истребитель F-100F Super Sabre после нарушения иракского воздушного пространства был атакован и сбит истребителем Mirage F1 ВВС Ирака. По другим данным сбитых турецких истребителей было два.

Турецко-советский конфликт

24 августа 1976 года пара турецких истребителей F-100 Super Sabre вторглась в воздушное пространство СССР. Один истребитель был сбит советским ЗРК.

Турецко-курдский конфликт (на территории Турции)

1 апреля 1988 года в деревне Мардин курды из РПГ-7 сбили турецкий полицейский вертолёт UH-1 Huey, лётчик погиб.

11 апреля 1998 года возле турецкого н.п. Беста курды сбили турецкий военный вертолёт S-70A «Чёрный Ястреб». Было убито два турецких члена экипажа.

27 ноября 1998 года в районе Хаккари курды огнём стрелкового оружия сбили турецкий военный вертолёт S-70A «Чёрный Ястреб». Было убито 17 турецких членов экипажа.

5 марта 1999 года в районе Хаккари курды сбили турецкий военный вертолёт S-70A «Чёрный Ястреб». О выживших из 20 членов экипажа на борту неизвестно.

22 июля 2005 года в районе Хаккари при попытке высадить десант разбился турецкий военный вертолёт S-70A «Чёрный Ястреб». Ранено 6 членов экипажа.

7 декабря 2006 в районе города Бингол при посадке подорвался на мине турецкий военный вертолёт S-70A «Чёрный Ястреб». 1 из 6 членов экипажа был убит.

16 октября 2008 года в районе Хаккари разбился турецкий военный вертолёт S-70A «Чёрный Ястреб», перевозивший подкрепление к ведущим перестрелку с курдами вооружённым формированиям. В результате крушения погиб один турецкий солдат, ещё 15 было ранено, включая одного генерала.

До 2011 года четыре турецких вертолёта AH-1W «Супер-Кобра» были сбиты курдами (включая сбитый в мае 1997 года).

29 июня 2012 года курды сбили турецкий беспилотный самолёт Bayraktar Mini IHA.

10 ноября 2012 года в районе Первари провинции Сиирт во время боевого задания разбился турецкий военный вертолёт S-70A «Чёрный Ястреб». Погибли все 3 пилота и 14 членов спецподразделения.

10 августа 2015 года в восточном районе провинции Сирнак во время взлёта курдами был обстрелян турецкий военный вертолёт S-70A «Чёрный Ястреб». Из 10 членов экипажа 1 был убит и 7 ранены.

1 октября 2015 года курды сбили турецкий беспилотный самолёт Bayraktar Mini IHA.

13 мая 2016 года курды с помощью ПЗРК «Игла» сбили ещё один, пятый по счёту турецкий вертолёт AH-1W «Супер-Кобра», два члена экипажа было убито.

7 июля 2016 года курды сбили турецкий беспилотный самолёт.

20 декабря 2016 года при взлёте с аэродрома Диярбакыр разбился турецкий F-16C, пилот катапультировался. Турецкая сторона заявила что не знает что стало причиной потери самолёта. Курды в этот день заявляли о сбитии одного F-16.

8 июня 2017 года в горном районе Гювенк во время посадки турецкий военный вертолёт S-70A «Чёрный Ястреб» получил попадание из РПГ курдов. Экипаж выжил, однако вертолёт восстановлению не подлежал.

2 октября 2018 года курды сбили турецкий беспилотный самолёт.

15 мая 2019 года курды сбили турецкий беспилотный самолёт Bayraktar TB2.

Вторжение в Ирак

1 июля 1992 турецкий истребитель CF-104 Starfighter 182 Filo выполнял разведывательный полёт по поиску опорного пункта курдского ополчения. Турецкий самолёт случайно нарушил границу Ирака, после чего с ним пропала связь и он рухнул у города Бандирма, пилот погиб.

В мае-июле 1997 года Турция при поддержке авиации осуществила вторжение на территорию северного Ирака (операция «Кувалда»), где столкнулась с курдским ополчением, вооружённым ПЗРК «Стрела-2М». 18 мая 1997 года, на четвёртый день операции, курды в горном районе Зап пуском одной «Стрелы» сбили турецкий вертолёт AH-1W «Супер Кобра», оба члена экипажа которого погибли.

4 июня 1997 в районе Хаккари курды одним пуском «Стрелы» сбили турецкий полицейский вертолёт AS-532UL Cougar. Весь экипаж из 3 человек и 8 пассажиров погибли, причём 4 из них были пилотами звена истребителей «Фантом», вылетевших для ознакомления с местом для нанесения удара.

Турецко-сирийский конфликт

21 октября 1989 года над территорией провинции Хатай турецкий правительственный самолёт BN-2 Islander был сбит огнём пушки сирийского истребителя МиГ-21бис, были убиты все 5 членов экипажа.

Вторжение в Афганистан

23 марта 2010 года возле города Вардак разбился турецкий военный вертолёт S-70A «Чёрный Ястреб», все 4 члена экипажа выжили.

16 марта 2012 года в районе Кабула турецкий военный вертолёт S-70A «Чёрный Ястреб» врезался в жилой дом. В результате крушения погибли все 12 турецких членов экипажа и 4 афганца, включая 2 детей.

Гражданская война в Сирии

22 июня 2012 года турецкий самолёт-разведчик RF-4ETM 173 Filo (а/б Эрхач) нарушил сирийское воздушное пространство и был сбит ПВО Сирии. Самолёт упал в море на траверзе населённого пункта Ом Аль-Тоюр.

24 ноября 2015 года турецкие истребители F-16 над территорией Сирии сбили бомбардировщик Су-24М ВКС России, катапультировавшийся пилот был расстрелян протурецкими террористами, второй был спасён сирийским спецназом.

10 февраля 2018 года возвращавшийся после нарушения сирийского воздушного пространства турецкий боевой вертолёт T-129 ATAK над территорией турецкой провинции Хатай был сбит курдами. Два члена экипажа было убито.

12 февраля 2018 года возле сирийского города Африн курды сбили турецкий беспилотный самолёт.

Восстание в Турции

Во время восстания в Турции в июле 2016 года авиация использовалась как восставшей частью населения так и лоялистами.

В ходе авиаударов по президентскому дворцу, полицейским участкам и другим госучереждениям турецкими F-16 (восставших) было убито около 70 и ранено около 100 турецких лоялистов, также на земле был уничтожен один турецкий вертолёт S-70 вместе с экипажем.

Несколько турецких вертолётов (восставших) было сбито турецкими истребителями F-16 лоялистов.

Структура

По состоянию на 2009 г. ВВС Турции организационно включают

  • Штаб (Анкара)
  • 1 Тактическое авиационное командование (ТАК) (Эскишехир)
    • 1 авиационная база (АвБ) (Эскишехир)
    • 4 АвБ (Акынджи)
    • 6 АвБ (Бандырма)
    • 9 АвБ (Балыкесир)
    • 15 база ЗУР «Найк-Геркулес» (Алемдар)
  • 2 ТАК (Диярбакыр)
    • 5 АвБ (Мерзифон)
    • 7 АвБ (Эрхач)
    • 8 АвБ (Диярбакыр)
  • 10 отдельная АвБ самолётов-заправщиков (Инджирлик)
  • 11 отдельная транспортная АвБ (Этимесгут)
  • 12 отдельная транспортная АвБ (Эркилет)
  • Учебное авиационное командование (Измир)
    • 2 учебная авиаэскадрилья (Чигли)
    • 3 учебная авиаэскадрилья (Конья)
    • Училище ВВС «Хава харп окулу» (Стамбул)
    • Училище служб ВВС и учебный центр (Измир)
    • Учебный центр ПВО (Сиврихисар)
  • Командование тыла (Анкара)

Пункты базирования

Основные авиационные базы:

  • Бакыркёй, совместное базирование в аэропорту им. Ататюрка
  • Балыкесир
  • Диярбакыр
  • Измир
  • Инджирлык
  • Кайсери
  • Конья
  • Чигли
  • Чорлу
  • Эрхач
  • Эскишехир

Всего на территории Турции имеется 34 аэродрома с искусственными взлётно-посадочными полосами.

Боевой состав

По состоянию на 2009 г.:

Численность личного состава — 60 тыс. чел.

Налёт лётчиков — 180 часов/год

Боевая авиация — 21 эскадрилья:

  • истребительно-бомбардировочных — 8
  • истребительные ПВО — 7
  • разведывательные — 2
  • учебно-боевые — 4.

Вспомогательная авиация — 11 эскадрилий:

  • транспортные — 5
  • учебные — 5
  • транспортно-заправочные — 1.
Обозначение формирования или части Вооружение и оснащение Место расположения

Техника и вооружение

Тип Производство Назначение Количество Примечания
Боевые самолёты
Lockheed Martin F-35 Lightning II США многоцелевой истребитель 2 В июне 2018 года передана первая партия самолётов данного типа
Canadair NF-5A

Canadair NF-5B

Канада

Канада

многоцелевой истребитель

учебный истребитель

17 Американский самолёт F-5 по лицензии производился в Канаде
F-16C Block 30 Турция многоцелевой истребитель 27
F-16C Block 50 Турция многоцелевой истребитель 162
F-16C Block 50+ Турция многоцелевой истребитель 14
F-16D Block 30 Турция многоцелевой истребитель 8
F-16D Block 50 Турция многоцелевой истребитель 33
F-16D Block 50+ Турция многоцелевой истребитель 16
Northrop F-5A США многоцелевой истребитель 18 48 модернизируются до F-5S
Northrop F-5B США учебный истребитель 8
McDonnell Douglas F-4E США многоцелевой истребитель 51
Транспортные самолёты
Boeing 737—700

Boeing 737-700BBJ

США

США

транспортный самолёт

административный самолёт

1
Boeing KC-135R США самолёт-топливозаправщик 7
CASA CN-235 Испания транспортный самолёт более 2
Tusas CN-235M Турция транспортный самолёт 46 Испанский самолёт CASA CN-235 по лицензии производился в Турции
Cessna 650 Citation VII США административный самолёт 2
Cessna Citation 550 II США административный самолёт 2
Gulfstream 550 США административный самолёт 1
Beechcraft King Air Beech 350 США административный самолёт 5
Lockheed C-130B

Lockheed C-130E

США

США

транспортный самолёт

транспортный самолёт

6
Lockheed C-130R США транспортный самолёт 7
Lockheed C-130H США транспортный самолёт 1
Transport Allianz C.160D Франция Германия транспортный самолёт 16
Raytheon 200 США административный самолёт 6
Airbus A400M Airbus Military транспортный самолёт 3
Учебные самолёты
Cessna T-37B

Cessna T-37C

США

США

учебно-тренировочный

учебно-боевой

20
Cessna T-41D США учебно-тренировочный 28
Northrop T-38 A/M США учебно-тренировочный 70
SIAI-Marchetti SF.260D Италия учебно-тренировочный 34
Socata TB.20 Франция учебно-тренировочный 7
KAI KT-1 Woongbi Корея учебно-тренировочный 40
Вертолёты
Bell Helicopter Textron UH-1H США многоцелевой вертолёт 20
Eurocopter AS.532AL

Eurocopter AS.532UL

Франция

Франция

многоцелевой вертолёт

транспортный вертолёт

6
Системы ПВО
B-737 AEW&C США летающий радар 3+1 заказ самолёт дальнего радиолокационного обнаружения и управления
MIM-14 США ЗРК средней дальности 72
«Rapier» Великобритания ЗРК ближней дальности 84
MIM-23 Hawk США ЗРК средней дальности неизвестно
Беспилотный летательный аппарат
GNAT-750 США Беспилотный летательный аппарат 18
MQ-1 Predator США Беспилотный летательный аппарат 1
MQ-9 Reaper США Беспилотный летательный аппарат 4
RQ-7 Shadow США Беспилотный летательный аппарат 6
IAI Heron Израиль Беспилотный летательный аппарат 9
Aerostar Израиль Беспилотный летательный аппарат 3
Управляемая авиационная бомба
LANTIRN США Высокоточная, «умная» бомба 80 40 AN/AAQ-14 LANTIRN и 40 AN/AAQ-13 LANTIRN
GBU-12 Paveway II США Управляемая бомба с лазерным наведением неизвестно Paveway I и Paveway II
AGM-88 HARM США Противорадиолокационная ракета неизвестно Высокоскоростная противорадиолокационная ракета AGM-88A

Опознавательные знаки

  • Опознавательный знак ВВС Турции

  • Знак на киль

Эволюция опознавательных знаков BBC Турции

Опознавательный знак Знак на фюзеляж Знак на киль Когда использовался Порядок нанесения
1916 — 1918
1918 — 1928
1928 — 1945
1945 — 1972
с 1972 по настоящее время

Знаки различия

Генералы и офицеры

Категории Генералы Старшие офицеры Младшие офицеры
Турецкое звание Orgeneral Korgeneral Tümgeneral Tuğgeneral Albay Yarbay Binbaşı Yüzbaşı Üsteğmen Teğmen Asteğmen
Российское
соответствие
Генерал-армии Генерал-полковник Генерал-лейтенант Генерал-майор Полковник Подполковник Майор Капитан Старший лейтенант Лейтенант Младший лейтенант

Сержанты и рядовые

Категории Подофицеры Сержанты и старшины Солдаты
Турецкое звание Kıdemli Başçavuş Başçavuş Kıdemli Üstçavuş Üstçavuş Kıdemli Çavuş Astsubay Çavuş Er
Российское
соответствие
Старший
прапорщик
Прапорщик нет Старшина Старший
сержант
Сержант Младший
сержант
Ефрейтор Рядовой

Галерея

  • Boeing KC-135R Stratotanker

  • Boeing 737 AEW&C Peace Eagle

> Факты

  • Ведётся разработка собственного истребителя пятого поколения TF-X.

Литература

  • Военно-воздушные силы Турецкой республики (рус.) // журнал «Вооружённые силы стран мира». — 2015. — Т. 89. — С. 1207.01.
  • Владимир Ильин. ВВС Турции: вчера, сегодня, завтра (рус.) // Авиация и космонавтика. — 2016. — № 3. — С. 43-55.

Примечания

  1. Commander of the Turkish Air Force (недоступная ссылка). Дата обращения 5 ноября 2008. Архивировано 7 июня 2008 года.
  2. History of HAF
  3. History of HAF
  4. The Turkish Aviation At The Great Attack. Firat University Journal of Social Science. 2003. P.375-388
  5. 1919 — 1922
  6. The Turkish Aviation At The Great Attack. Firat University Journal of Social Science. 2003. P.375-388
  7. 1919 — 1922
  8. Cyprus, 1955—1973
  9. TURKISH AIR FORCE OPERATIONS ON CYPRUS IN JULY, 1974. Ole Nikolajsen
  10. Jan J. Safarik. Victories of the Fighter Pilots — Mediterranean Skirmishes (чешск.). aces.safarikovi.org. Дата обращения 6 июня 2017.
  11. F-16 Aircraft Database Airframe Details for F-16 #91-0021
  12. F-16 crash heightens tension in Aegean
  13. F-16 Losses and Ejections (недоступная ссылка). Дата обращения 6 мая 2013. Архивировано 23 сентября 2015 года.
  14. Deadly 1996 Aegean clash is confirmed
  15. Greek & Turkish Air-to-Air Victories (недоступная ссылка) Проверено 6 июня 2017.
  16. It will be recalled that on 23 May 2006, a Greek F-16 aircraft crashed into a Turkish F-16
  17. Уничтожение турецкого F-100F 14.09.1983
  18. Iraqi Air-to-Air Victories since 1967
  19. Intrusions, Overflights, Shootdowns and Defections During the Cold War and Thereafter
  20. Курдское сопротивление
  21. Flight International 22-28 September 1999
  22. Курдское сопротивление
  23. 27-NOV-1998. Sikorsky S-70A-28. Aircraft Safety Network
  24. Flight International 26 September-2 October 2000
  25. 22-JUL-2005. Sikorsky S-70A-28 (CH-60). Aircraft Safety Netork
  26. 07-DEC-2006. Sikorsky S-70A. Aircraft Safety Network
  27. Congress could block sale of Super Cobra attack helicopters to Turkey. World Tribune. November 6, 2011
  28. LOSSES OF ARMORED VEHICLES AND AVIATION IN TURKEY. Lost Armour
  29. Seventeen Turkish soldiers killed in helicopter crash. Reuters November 10, 2012.
  30. 10-AUG-2015. Sikorsky S-70A Black Hawk. Aircraft Saferty Network
  31. LOSSES OF ARMORED VEHICLES AND AVIATION IN TURKEY. Lost Armour
  32. Intense video shows Turkish AH-1W Cobra helicopter getting shot down by SA-18 MANPADS. David Cenciotti. The Aviationist. May 14, 2016
  33. LOSSES OF ARMORED VEHICLES AND AVIATION IN TURKEY. Lost Armour
  34. ASN Database Accident 20-December-2016 Lockheed Martin F-16C
  35. 08-JUN-2017. Sikorsky S-70A Black Hawk. Aircraft Saferty Network
  36. LOSSES OF ARMORED VEHICLES AND AVIATION IN TURKEY. Lost Armour
  37. LOSSES OF ARMORED VEHICLES AND AVIATION IN TURKEY. Lost Armour
  38. Курдское сопротивление
  39. Курдское сопротивление
  40. Курдское сопротивление
  41. Scramble Vol.11, nr.05
  42. 23-MAR-2010. Sikorsky S-70A-28 (CH-60). Aircraft Safety Network
  43. 16-MAR-2012. Sikorsky S-70A-28 (CH-60). Aircraft Safety Network
  44. МИД Сирии: Турецкий самолёт был сбит ствольной системой ПВО. РБК (25 июня 2012). Дата обращения 6 июня 2017.
  45. Сирийская революция. 2015. Skywar (недоступная ссылка). Дата обращения 13 июля 2019. Архивировано 27 апреля 2019 года.
  46. Turkish T129 ATAK helicopter shot down near Efrin-Turkey border. Fergus Kelly. The Defence Post. February 10, 2018 (недоступная ссылка). Дата обращения 20 июля 2019. Архивировано 18 ноября 2018 года.
  47. Footage of Turkish UAV shot down by SDF in Afrin. ANF News. February 12, 2018 (недоступная ссылка)
  48. Coup pilots’ radio conversations reveal how Turkish Parliament, police HQ were bombed. Sedat Ergin. Hurriyet Daily News. August 14, 2017
  49. 1 2 «Зарубежное военное обозрение», 2009 г., № 4, с. 59-63
  50. 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 The Military Balance 2016 p.150
  51. США передали Турции первый истребитель F-35 (рус.), РИА Новости (20180621T1941+0300Z). Дата обращения 21 июня 2018.
  52. «Зарубежное военное обозрение», 2009 г., № 4, с. 59-63
  53. 1 2 3 4 Турция возьмёт в аренду пять самолётов-разведчиков. lenta.ru. Дата обращения 17 июня 2016.
  54. Ranks (недоступная ссылка). Дата обращения 16 февраля 2010. Архивировано 14 апреля 2009 года.

Ссылки

  • Официальная страница ВВС Турции (тур.) (англ.)
  • ВВС Турции на странице Scramble.nl (англ.)
  • Эволюция опознавательных знаков ВВС Турции (англ.)

Страны Европы: Военно-воздушные силы

Независимые государства

Непризнанные и частично
признанные государства

1 В основном или полностью в Азии, в зависимости от проведения границы между Европой и Азией. 2 В основном в Азии.

Это заготовка статьи об авиации. Вы можете помочь проекту, дополнив её.

Это заготовка статьи о Турции. Вы можете помочь проекту, дополнив её.

Обзор военно-воздушных сил Турции. Шаг назад


Лучше храбрый враг,
чем друг-проститутка (турецкая поговорка)
Самые многочисленные и агрессивные ВВС в регионе. Сбитый российский бомбардировщик и 1 тыс. 306 нарушений воздушного пространства Греции за восемь месяцев текущего года.
Вечное противостояние турок и греков не отменяет факта членства обоих в Североатлантическом Альянсе. Турция — один из старейших участников блока НАТО (старше, чем Германия и Испания), активно поддерживающий любые директивы и программы Альянса. Туркам предоставляется приоритет в приобретении новейших вооружений. Американцы поставили их в очередь на приобретение истребителей F-35, вооружили турок беспилотниками, подвесными прицельными контейнерами и планирующими бомбами JSOW.
На территории Турции расположен опорный пункт ВВС США в регионе — легендарная авиабаза Инжирлик с хранилищем ядерных боеприпасов.
Что представляют собой военно-воздушные силы Турции?
Рекордные 9-часовые боевые вылеты турецких F-16 в ходе операции НАТО против Югославии. Ночные удары по Ираку с применением высокоточных ракет “Мэврик” и израильских “Попай”. Выполнение полетов по программе Воздушная полиция Балтии (2006 г.). И вот теперь — инцидент с российским Су-24.
У турецких летчиков серьёзная подготовка и серьёзные намерения.
Боинг-737 “Мирный Орел” (в строю — 3, заказан — 1).

Просто «голубь мира». Самолет дальнего радиолокационного обнаружения и управления (АВАКС), глаза и уши авиационной группировки. Создан на базе пассажирского “Боинга”. В гребне над фюзеляжем находится радар MESA с активной АФАР, способный контролировать воздушное пространство в радиусе 600 км, в т.ч. обнаружить цель типа “истребитель” на расстоянии 370 км, а корабль, размером с фрегат — до 240 км. Размещенная на борту аппаратура радиоперехвата позволяет засекать излучение РЛС противника на дальности 850 км. “Мирный Орел” способен одновременно сопровождать до 180 целей, наводя на них 24 истребителя.
Имеется система дозаправки в полете.

Макс. взлетная масса — 77 тонн. Экипаж — два пилота и до 8 операторов. Время непрерывного патрулирования — до 15 часов в воздухе.
KC-135R-CRAG “Стратотанкер” (7 единиц)

Летающий заправщик на базе пассажирского “Боинга-707”. Макс. запас топлива — 92 тонны при взлетной массе 146 тонн. Заправка производится с помощью управляемой телескопической штанги. Применение жесткой штанги позволяет вдвое повысить давление и производительность системы (по сравнению со отечественной схемой “шланг-конус”), сокращая время дозаправки и облегчая её процесс. Пилоту остается следовать за танкером, все остальное сделает оператор на борту “Стратотанкера”.
F-16C и F-16D “Файтинг Фэлкэн” (175 и 57 единиц каждой модификации)

Многофункциональные истребители-бомбардировщики F-16, собранные по лицензии компанией Turkish Aerospace Industries. Турция обладает третьим по численности флотом “Фэлкэнов”, после США и Израиля. К настоящему времени все самолеты модернизированы до уровня “Блок 50+”, получив всепогодное прицельное оборудование, нашлемные прицелы и конформные топливные баки. Помимо обычных бомб с лазерным и GPS-наведением, турецкие F-16 способны нести и применять тяжелые планирующие бомбы AGM-154 JSOW, ракеты “воздух-воздух” средней и большой дальности AIM-120С-7, а также противокорабельные ракеты SOM, выполненные по технологии “стелс”.
Двухместная модификация F-16D, помимо решения истребительных и ударных задач, может использоваться в качестве учебно-тренировочного самолета.
“Терминатор 2020” (47 единиц)

Вперед в прошлое или назад в будущее. Истребитель-бомбардировщик “Фантом”, доведенный израильскими специалистами до современного уровня. От старого F-4E осталось лишь название и фюзеляж, а также характерные, загнутые вверх, части крыла. Заменена вся гидравлика и 20 км электропроводки. Установлены современные системы навигации, связи и обмена данными. Вместо стрелочных указателей в кабине пилота — многофункциональные дисплеи. Для решения ударных задач в любое время суток, турецкий “Терминатор” оснащен израильским радаром Elta EL/M-2032 и подвесным прицельным контейнером “Лайтнинг” с ИК-камерами, лазерными дальномерами и датчиками сопровождения целей. Для радиоэлектронного подавления головок зенитных ракет в состав БРЭО включена система постановки активных помех Elta EL/L-8222.
С учетом ураганной тяги и при наличии в составе экипажа оператора вооружений, 20-тонный “Терминатор”, при действии на региональном ТВД, составит уверенную конкуренцию любому из современных тактических бомбардировщиков (F-15E, Су-34 и тп.).
С его устаревшей аэродинамической схемой, “Фантому” бессмысленно ввязываться в ближний бой с истребителями поколения “4”. Но, при наличии современной авионики и ракет “воздух-воздух”, F-4E Terminator 2020 все еще представляет угрозу на больших дистанциях.
Прочее
Для “продвинутой” подготовки пилотов в составе турецких ВВС имеется 23 сверхзвуковых учебно-тренировочных самолетов F-5F/E “Тайгер” и 67 Т-38 “Тэлон”. По своим характеристикам и назначению соответствуют отечественным Як-130. При необходимости, все они (в первую очередь — многоцелевой истребитель “Тайгер” с авионикой боевого самолета) могут привлекаться для решения ударных задач в светлое время суток.

Два воздушных командных пункта и ретранслятора на базе пассажирских бизнес-джетов “Голфстрим”.
Специализированный постановщик помех (самолет РЭБ) на базе военно-транспортного CASA CN-235.
80 военно-транспортных бортов (“Геркулесы”, С-160, CASA, Эйрбас A400 Атлас).
Беспилотная авиация:
4 беспилотных разведчика RQ-1 “Предейтор” (переданы в лизинг из США). Взлетная масса БПЛА около одной тонны. Продолжительность патрулирования 24 часа.
10 израильских IAI Heron.
Также сообщается о наличии в составе ВВС некоторого количества (в переделах пары десятков) беспилотников турецкого производства (“Анка”, “Байрактар”) с макс. взлетной массой 650 — 1600 кг.
В связи с отказом США от передачи ударных дронов (MQ-9 “Рипер”), усилиями турецкого ВПК ведется разработка собственного ударного беспилотника на базе крупного TAI Anka.
Космическая группировка
Спутник видовой разведки “Гёктюрк-2”, запущенный с китайского космодрома в декабре 2012 года. Спутник находится на низкой околоземной орбите на высоте 680 км. Макс. разрешение снимков поверхности Земли составляет 2 метра.
К настоящему времени к запуску готовится второй аналогичный спутник. Запуск третьего (“Гёктюрк-1”), чья аппаратура позволила бы вести разведку с разрешением 0,8 метра, на время отложен, в связи с задержками с поставкой импортного оборудования.
В 2013 году турецкая компания “Рокетсан” начала создание собственного ракетно-космического центра. В 2015 году было объявлено о сотрудничестве “Рокетсана” с Государственным космическим агентством Украины с целью приобретения технологий для создания ракетно-космического комплекса Турции.
Итоги
Почти 300 боевых самолетов с грамотной поддержкой по всем информационным и техническим вопросам (авиабазы, АВАКСы, разведка, воздушные танкеры). Но, несмотря на свою кажущуюся многочисленность и ряд образцов современных вооружений, группировка турецких ВВС по-прежнему остается второстепенным формированием с ограниченными возможностями. Отбросы высшего общества. Объедки с американского и израильского стола.
Во-первых, туркам не хватило денег на приобретение полноценных истребителей для завоевания господства в воздухе — уровня F-15. Попытки вести воздушную войну силами одних “Соколов” заведомо обречены: маленький F-16 не выдержит схватки с профессионалами. Несмотря на заметный, “от блока к блоку”, прогресс в аэродинамике, однокилевой истребитель по прежнему плохо управляем на больших углах атаки. А его радар слишком примитивен и слаб для соперничества с “Ирбисом” отечественной “Сушки”.
Удел F-16 как истребителя — гадить из-за угла и стрелять по безоружным/одиночным целям в заведомо выгодных условиях (наличие АВАКС — при его отсутствии у противника).
В то же время стоит отдать ему должное — как “ударник” он великолепен. В целом, неплохой истребитель-бомбардировщик легкого класса, теряющий изрядную часть своего потенциала при отсутствии поблизости “старших братьев” (F-15 и “Рэптора”).
Техника будущего? О тяжелых ударных беспилотниках не идет речи даже в отдаленной перспективе.
Наконец, наличие на вооружении 40-летних “Фантомов”. И пусть их прицельные средства доведены до уровня современных самолетов, зачастую превосходя последних. Сам факт наличия такого “ретро” не делает чести стране, заявляющей о своих далеко идущих амбициях.

В то же время нельзя не отметить непрерывный процесс совершенствования османских ВВС. Приобретение оружия и авионики у ведущих мировых производителей. Создание собственных высококлассных образцов высокоточных боеприпасов. Сообщается, что уже в начале следующего десятилетия “Фантомы” будут заменены новейшими F-35. У Турции появится свой космодром и ракета-носитель легкого класса для вывода спутников на низкие околоземные орбиты.
Наконец, давнее членство в блоке НАТО, дающее Анкаре определенные военно-политические гарантии.

Тр-р-р. Полетели!

Президент России Владимир Путин прокомментировал ситуацию со сбитым в Сирии российским самолетом. Глава государства назвал крушение воздушного судна ударом в спину.

— Это событие выходит за рамки обычной борьбы с терроризмом. Конечно, наши военные ведут героическую борьбу с террором, не жалея себя, не жалея своей жизни. Но сегодняшняя потеря связана с ударом, который нам нанесли в спину пособники терроризма.

Наш самолет был сбит над территорией Сирии, ракетой воздух-воздух с турецкого самолета Ф-16, упал на территорию Сирии в 4 км от Границы с Турцией. Находился в воздухе, когда на него была совершена атака на высоте 6 км, на удалении 1 км от турецкой территории.

Карта крушения российского военного самолета Су-24.Фото: Наиль ВАЛИУЛИН

В любом случае, наши летчики и наш самолет никак не угрожали Турецкой Республике. Это очевидная вещь, они проводили операцию по борьбе с ИГИЛ в Северной Латакии, это горная часть, где сосредоточены боевики, в основном выходцы из РФ и в этом смысле они выполняли свою прямую задачу по нанесению превентивных ударов по террористам, которые в любую секунду, в любое время могли вернуться в Россию. И это люди, которых необходимо напрямую относить к международным террористам.

Мы давно фиксировали тот факт, что на территорию Турции идет большое количество нефти и нефтепродуктов с захваченных ИГИЛ территорий, отсюда и большая денежная подпитка бандформирований. А теперь еще и удары нам в спину, удары по нашим самолетам, которые борятся с террористами. И это при том, что мы с американскими партнерами подписали соглашение о предупреждении инцидентов в воздухе, а Турция, как известно, в ряду тех, кто объявил, что они якобы воюют с терроористами в составе американской коалиции. Если у них, у ИГИЛ, такие деньги, а счет идет на десятки, сотни миллионов, может быть, на миллиарды долларов. Плюс к этому они имеют защиту со стороны вооруженных сил целого государства, то тогда понятно, почему они ведут себя так дерзко и нагло. Почему умерщвляют людей самым изуверским способом, почему совершают теракты по всему миру, в том числе в сердце Европы.

Мы, конечно, внимательно проанализируем все, что случилось. И сегодняшнее серьезное событие будет иметь серьезные последствия для российско-турецких отношений. Мы всегда относились к Турции не просто как к соседу, а как к дружественному государству. Не знаю, кому было нужно то, что сделали сегодня, во всяком случае не нам. Вместо того, чтобы наладить с нами немедленный контакт, насколько нам известно, турецкая сторона обратилась к своим турецким партнерам по НАТО для обсуждения этого инцидента, как будто это мы сбили их самолет, а не они наш. Они что, хотят поставить НАТО на службу ИГИЛ? Я понимаю, что у каждого государства есть свои региональные интересы, и мы всегда относимся к ним с уважемнием. Но мы никогда не потерпим, чтобы совершались такие преступления, как сегодня. И рассчитываем, что международное сообщество найдет в себе силы, чтобы сплотиться в борье с общим злом. В этой связи рассчитываем очень на активное участие региона в этой борьбе, — сказал он на встрече с королем Иордании Абдаллой II.

Напомним, сегодня в Сирии разбился российский военный самолет. Выяснилось позже, что воздушное судно сбил истребитель ВВС Турции. В Анкаре утверждают: якобы Су-24 нарушил воздушное пространство страны, однако в Минобороны РФ эту информацию опровергают.

В Сирии разбился и российский военный самолет. Выяснилось позже, что воздушное судно сбил истребитель ВВС Турции.Фото: REUTERS

В Москве в очередной раз напомнили, что российская сторона неоднократно подчеркивала необходимость координации действий всех сторон в ходе спецоперации в Сирии.

Кстати, «Комсомолка» предупреждала о том, что Эрдоган готовится сбить наш самолет. Наш спецкор Дарья Асламова месяц назад получила письмо от турецких друзей о возможной провокации.

«Дорогая Дарья! Дорогой Шамир! Уровень угрозы — красный! Эрдоган планирует сбить русский самолет в Сирии, чтобы втянуть Турцию в войну с Россией. Любая война — лучший способ предотвратить падение диктатора. Мой источник (работает под псевдонимом «фуат авни» в Твиттере, много лет является «глубокой глоткой» в правительстве Эрдогана) никогда не ошибается, и подтверждение об атаке пришло не только от него»

ВОПРОС ДНЯ

К чему может привести этот инцидент?

Владимир ЖИРИНОВСКИЙ, лидер ЛДПР:

— Даже если выяснится, что он залетел на турецкую территорию, — сбивать его не имели права. Если это было сделано с санкции президента Эрдогана, инцидент может отразиться на российско-турецких отношениях. Мы можем, например, усилить поддержку курдов. Турция от этого только проиграет.

Анатолий ВАССЕРМАН, политконсультант, участник интеллектуальных телеигр:

— Нужно, чтобы Турция прониклась необходимостью прекратить эту политику, а для этого, вероятно, понадобятся какие-то формы экономического давления на нее. Но до крупного разрыва отношений дело, думаю, не дойдет.

Сергей МАРКОВ, политолог:

— Может привести к очень серьезному кризису, вплоть до закрытия Босфора, прекращению крупных проектов типа атомных станций и «Турецкого потока»… Не хотелось бы, конечно, до этого доводить.

Игорь КОРОТЧЕНКО, главный редактор журнала «Национальная оборона»:

— Турция ведет гибридную войну на территории Сирии, снабжая радикальные исламистские группировки. Турция не сделала ничего, чтобы пресечь незаконный трансфер боевиков, денег, нефтепродуктов из районов, контролируемых ИГ. Очевидно, будет политическая реакция. Достаточно жесткая…

Алисен АЛИСЕНОВ, доцент Российской академии народного хозяйства и госслужбы при Президенте РФ:

— Последствия будут зависеть от степени вины турецкой стороны и от их поведения. Если турки признают свою вину и попытаются смягчить ее, то санкции с нашей стороны будут не столь ощутимыми. Если же они займут жесткую позицию, то за этим последуют и политические, и экономические санкции.

Валерий БУРКОВ, военный летчик, Герой Советского Союза:

— То, что произошло, говорит об одном: Турция враждебна по отношению к тому, что делает Россия в Сирии… Даже если наш самолет «чиркнул» территорию Турции, ясно, что это кратковременно. Понятно, что караулили наш самолет…

Василич, читатель сайта KP.RU:

— К тому, что я откажусь от турецких фруктов. Не буду скучать и по турецким курортам. Призываю к этому же и других.

Путин: Су-24 сбил Турецкий F-16. Это удар в спину.Путин заявил, что Су- 24 сбил Турецкий F-16 24.11.2015

ВЗГЛЯД С 6-ГО ЭТАЖА

Москва должна реагировать спокойно, но жестко

Андрей БАРАНОВ

Отношения с нынешним турецким руководством уже никогда не будут дружественными

Судя по реакции Анкары на инцидент с российским Су-24МС турецкие власти совершенно осознанно пошли на резкое обострение отношений с Россией. Причем, скорее всего, заранее согласовали свои действия с США, Великобританией и Германией. А вот Париж, возможно, и не информировали. Зато теперь Франции на фоне замаячившего конфликта России с членом НАТО Турцией будет куда сложнее вести вместе с Москвой операции против джихадистов в Сирии. (подробности)

ЕСТЬ МНЕНИЕ

Член Совфеда: Турция дала нам понять, что ИГИЛ — это их дойная корова

Политик и бывший военный летчик Игорь Чернышев в эфире Радио «Комсомольская Правда» сказал, что турки продемонстрировали России, что она вторглась в зону их экономических интересов

Турция сбила российский Су-24. По предварительным данным, пилотам удалось катапультироваться. Местные жители, над поселением которых произошло крушение, сообщают, что один пилот погиб, а второй оказался у них в плену. Подтверждения этой информации пока нет. (подробности)

Турция хочет ускорить создание собственного истребителя

В свете объявленных намерений Соединенных Штатов отказаться от поставки Турции истребителей пятого поколения Lockheed Martin F-35A, Турция хочет ускорить создание собственного истребителя по программе TF-X. Как сообщает британская газета «The Guardian» в материалеPatrick Wintour «Turkey plans to speed up fighter jet project with Britain» , министр иностранных дел Мевлют Чавушоглу заявил, что Турция планирует ускорить сотрудничество с Великобританией по созданию двигателя для истребителя нового поколения TF-X для ВВС Турции.

Полноразмерный макет турецкого перспективного истребителя TF-X (MMU) , создаваемого при головной роли турецкого государственного авиастроительного объединения Turkish Aerospace Industries (TAI), в экспозиции Стамбульского авиационно-космического и технологического фестиваля Teknofest 2019. Стамбул, сентябрь 2019 года (с) Михаил Жердев

Соглашение стоимостью 100 млн фунтов стерлингов о совместного предприятия по разработке и производстве двигателя для TF-X между турецкой группой Kale Group и и компанией Rolls-Royce, подписанное в 2017 году с участием тогдашнего премьер-министра Великобритании Терезы Мэй, было фактически заморожено в марте 2019 года. Приостановка соглашения была связана с разногласиями сторон о правах на интеллектуальную собственность, а иакже движениями турецкой стороны в сторону предложений от альтернативных поставщиков, включая Россию.

Теперь объявлено о возрождении сделки с Rolls-Royce. Помимо прочего, это может быть также средством предупреждения Конгресса США, активно выступающего за запрет на продажу Турции F-35, о том, что Турция все еще имеет союзников и альтернативных поставщиков, если ее доступ к F-35 будет остановлен.

Перспективный турецкий истребитель TF-X (MMU) cоздается при головной роли турецкой авиастроительной корпорации Turkish Aerospace Industries (TAI) в сотрудничестве с корпорацией BAE Systems. Он должен быть оснащен двумя двигателями тягой около 12 тысяч кг каждый. Первый полет первого прототипа TF-X запланирован на 2023 год.

Радиолокационные средства ПВО Турции: обеспечат ли они безопасность воздушных рубежей?


Радиолокационный центр в окрестностях Диярбакыра
В очередной раз убеждаюсь, что комментарии к отдельным статьям, публикуемым на «Военном обозрении», могут быть неисчерпаемым источником вдохновения. Высказывания некоторых посетителей по некоторым вопросам бывают столь «шедевральными», что порой появляется желание подробней рассказать об этом. Жаль только, что читатели, постоянно «пасущиеся» в разделе «Новости», зачастую не считают нужным знакомиться с тем, что выходит в разделе «Вооружение», и продолжают громоздить в своих постах одну нелепость на другую. Вот и в этот раз, подозреваю, данная публикация, адресованная в первую очередь любителям поурякать, выстрелит вхолостую, и с ней в очередной раз ознакомится очень скромный круг читателей, интересующихся проблематикой ПВО.
В недавнем прошлом на «Военном обозрении» вышло несколько статей, посвящённых поставке в Турцию российских зенитно-ракетных систем большой дальности С-400 и тому, как это сказалось на российско-турецких и турецко-американских отношениях. Выказывалось мнение, что развёртывание С-400 на турецкой территории поставит крест на военном сотрудничестве Анкары с Вашингтоном, что в перспективе может привести к выходу Турции из НАТО. Некоторые читатели даже заявляли, что только сейчас Турция стала по-настоящему независимым государством, поскольку до этого у Анкары вообще отсутствовала противовоздушная оборона и страна была абсолютно беззащитна от ударов с воздуха. Так ли это на самом деле и что до этого представляла собой турецкая система ПВО? Об этом мы сегодня и поговорим.

Роль Турции в годы «холодной войны»

Во время «холодной войны» Турция являлась ближайшим союзником США и занимала важнейшие позиции на южном фланге НАТО, контролируя Босфор и Дарданеллы. Турецкие вооруженные силы всегда были одними из самых многочисленных в НАТО и оснащались достаточно современной техникой. Будучи членом Североатлантического альянса с 1952 года, Турция содержала вооруженные силы численностью более 700 тыс. человек (сейчас в турецкой армии около 500 тыс. человек).
Военное сотрудничество Анкары и Вашингтона было очень тесным, о чём свидетельствует развертывание на турецкой территории баллистических ракет средней дальности. В 1961 году в окрестностях турецкого города Измира было подготовлено 5 позиций для 15 БРСД PGM-19 Jupiter. Развертывание ракет «Юпитер» в Турции стало одной из причин возникновения Карибского кризиса, поставившего мир на грань ядерной катастрофы. Помимо этого, в местечке Диярбакыр на юго-востоке Турции была построена надгоризонтная РЛС AN / FPS-17 с дальностью действия 1600 км, предназначенная для слежения за испытательными пусками советских ракет на полигоне Капустин Яр. Американские специалисты принимали участие в создании турецкой радиолокационной сети слежения за воздушной обстановкой. Особое внимание уделялось районам, прилегающим к турецко-болгарской и турецко-советской границы.
С турецких авиабаз действовали американские самолёты-разведчики, их также в качестве аэродромов подскока могли использовать бомбардировщики с ядерным оружием на борту. Более того, на турецкой авиабазе Инджирлик были построены высокозащищённые «ядерные бункеры» где до сих пор храниться приблизительно 50 свободнопадающих термоядерных бомб В61. Согласно планам командования НАТО, в случае начала полномасштабного военного конфликта со странами Варшавского договора, к нанесению ядерных ударов могли привлекаться турецкие истребители-бомбардировщики. С начала 1950 по вторую половину 1980 годов, турецкая авиация регулярно совершала разведывательные полёты над Чёрным морем, также имели место нарушения государственной границы с СССР и Болгарией.
В годы «холодной войны» Турция, имевшая общую границу с СССР и Болгарией считалась вероятным противником стран Варшавского договора, а с юга соседями были не дружественные Ирак и Сирия. С учётом этого турецкое высшее военно-политическое руководство уделяло большое внимание совершенствованию противовоздушной обороны, с целью недопущения прорыва средств воздушного нападения к важным административно-политическим, промышленным и военным объектам. Очень значительные по меркам небогатой Турции ресурсы вкладывались в развитие радиолокационной сети, строительство авиабаз с капитальными взлётно-посадочными полосами и бетонными укрытиями, закупку реактивных ударных самолётов, истребителей-перехватчиков и зенитно-ракетных комплексов. На турецкие ВМС возлагалась задача противодействия объединенным флотам СССР, Болгарии и Румынии на Чёрном море, а также недопущение прорыва вражеских боевых кораблей через проливы.

Наземные радиолокационные станции контроля воздушного пространства

Как и в других странах НАТО, контроль воздушного пространства Турции и приграничных территорий других государств осуществляется при помощи радиолокационных постов организационно подчинённых командованию ВВС. В прошлом турецкие вооруженные силы в основном оснащались радиолокаторами американского производства. Со второй половины 1960-х годов в Турции эксплуатируются РЛС AN / TPS-44 работающие в частотном диапазоне 1,25 до 1,35 ГГц. Эти двухкоординатные радары обычно работают в паре с радиовысотомером AN/MPS-14, и способны контролировать воздушное пространство на дальности до 270 км. В настоящее время радиолокаторы AN / TPS-44 и AN/MPS-14 считаются устаревшими и по мере поступления новой техники выводятся из эксплуатации.
Антенный пост РЛС AN / TPS-44
В конце 1980-х в распоряжении турецких военных появились американские стационарные РЛС большой дальности Hughes HR-3000 с фазированной антенной решеткой размером 4,8 на 6 м. Радиолокатор работающий в частотном диапазоне 3 до 3,5 ГГц способен обнаружить крупную высотную воздушную цель на дистанции до 500 км. Для защиты от неблагоприятных погодных факторов антенный пост прикрыт пластиковым куполом диаметром 12 м.
Для замены устаревших радиолокаторов американского производства турецкая государственная корпорация Havelsan в прошлом осуществляла лицензионную сборку трёхкоординатных РЛС TRS 2215 Parasol.

РЛС TRS 2215 Parasol
Стационарный радиолокатор работающий в частотном диапазоне 2-2,5 ГГц способен контролировать воздушное пространство в радиусе 500 км. Он создан на основе французской РЛС SATRAPE разработанной концерном Thomson-CSF в начале 1980-х, и эксплуатируется с середины 1990-х годов.
Антенный пост РЛС ТРС 2230
Мобильным вариантом является ТРС 2230 с дальностью обнаружения около 350 км. Радары TRS 2215 и ТРС 2230 имеют одинаковые приемопередающие системы, средства обработки данных и составные элементы антенной системы, а их отличие заключается в размерах антенных решеток. Такая унификация позволяет повысить гибкость материально-технического обеспечения станций и качество их обслуживания.
В 1980-1990-е годы турецкие ВВС получили от США радиолокаторы AN / FPS-117 и мобильные версии AN / TPS-77. Трёхкоординатные РЛС с фазированной антенной решеткой работают в диапазоне частот в диапазоне частот 1215-1400 МГц и могут видеть высотные воздушные цели на дальности до 470 км.

Антенный пост РЛС AN / TPS-77
Мобильные РЛС AN / TPS-77 обычно размещаются в окрестностях авиабаз, стационарные AN / FPS-117 установлены в ключевых точках на возвышенностях, и защищены радиопрозрачным куполом.

Спутниковый снимок Google Earth: радиолокационный пост неподалёку от турецко-болгарской границы
Наиболее современными из стационарных являются два радара Selex RAT-31DL от британско-итальянского консорциума Leonardo SpA. Это новейшие трехкординатные радиолокационные станции, работающие в полосе частот 1,2 до 1,4 ГГц, с активной фазированной решеткой и дальностью обнаружения высотных целей более 500 км. Помимо Турции покупателями эти мощных современных радаров способных также фиксировать баллистические цели стали стали Чехия, Венгрия и Польша.
РЛС Selex RAT-31DL
Для слежения за маловысотными целями, выдачи целеуказания ЗРК малой дальности и зенитной артиллерии предназначены РЛС AN / MPQ-64F1. Эта станция разработана компанией Hughes Aircraft и в настоящее время производится корпорацией Raytheon.
РЛС AN / MPQ-64
Модернизированная трехкоординатная импульсно-доплеровская РЛС AN / MPQ-64F1 с фазированной антенной решеткой работающая в диапазоне 8-9 ГГц обеспечивает обнаружение целей типа бомбардировщик на дальности до 75 км, истребитель — до 40 км, крылатая ракета — до 30 км. Для транспортировки антенного поста РЛС AN / MPQ-64F1 обычно используется армейский автомобиль повышенной проходимости. Рабочее место оператора находится внутри машины. Модернизированная маловысотная станция способна видеть воздушные цели на высоте до 12000 м, а также путём построения траектории засекать координаты артиллерийско-миномётных позиций. РЛС AN / MPQ-64F1 обычно не несут постоянного боевого дежурства, часть из них находится в режиме готовности на крупных военных базах и в окрестностях аэродромов.

Радиолокатор обнаружения баллистических ракет AN/TPY-2

Отдельного упоминания заслуживает радар AN/TPY-2 размещённый на военной базе расположенной в 5 км юго-западней посёлка Дурулова в провинции Малатья. РЛС AN/TPY-2 развернутая на юго-востоке Турции предназначена для слежения за ракетными пусками со стороны Ирана и обслуживается американским контингентом. Однако согласно соглашению заключённому в 2011 году между США и Турцией, объектом управляют турецкие военные, они же отвечают за безопасность.

Спутниковый снимок Google Earth: военная база в провинции Малатья, на территории которой развёрнута РЛС ПРО AN/TPY-2
Радиолокационная информация полученная с противоракетного радара в режиме реального времени транслируется по спутниковым каналам на региональные командные пункты ПВО/ПРО НАТО, и в турецкий командный центр расположенный на авиабазе Диярбакыр. В ряде источников говориться, что к данным с РЛС в провинции Малатья также имеют доступ израильские военные, но стороны ни как не комментируют этот вопрос.

РЛС AN/TPY-2
Мобильная РЛС раннего ракетного предупреждения AN/TPY-2 развёрнутая в Турции находится на высоте 2000 м над уровнем моря, и примерно на удалении 700 км от границы с Ираном. Согласно сведениям опубликованным корпорацией Raytheon, радар работающий в частотном диапазоне 8,55-10 ГГц способен фиксировать над горизонтом баллистические цели на удалении до 4700 км.

Турецкие самолёты дальнего радиолокационного дозора

С учётом того, что часть территории Турции и соседних государств имеет горный характер местности, наземные радиолокаторы не обеспечивают просмотр воздушного пространства на малых высотах. Для полного контроля прилегающего воздушного пространства, руководства действиями боевой авиации и выдачи целеуказания ЗРК, турецкие военные решили приобрести самолёты ДРЛО. В июле 2003 года с компанией Boeing был заключён контракт на сумму $ 1,385 млрд., предусматривающий поставку четырёх Boeing 737 AEW & C Peace Eagle. В ходе переговоров предшествующих заключению контракта турецкая сторона сумела добиться передачи критически важных технологий и участия в строительстве самолётов ДРЛО национальной авиастроительной корпорации Turkish Aerospace Industries. Другой турецкий субподрядчик, Havelsan, отвечает за аппаратуру обработки данных и программное обеспечение. Корпорация Havelsan стала единственным иностранным подрядчиком, которому американская компания Northrop Grumman Electronic Systems передала исходное программное обеспечение системы управления БРЛС и аппаратуры анализа исходной радиолокационной информации.

Самолёт ДРЛО Boeing 737 AEW & C Peace Eagle ВВС Турции
Самолёт ДРЛО с максимальным взлётным весом 77600 кг имеет крейсерскую скорость полёта 850 км/ч, и может находиться на патрулировании без дозаправки в воздухе 7,5 часов. Экипаж: 6-9 человек. Радиолокатор с неподвижной плоской активной фазированной антенной решеткой расположенной над фюзеляжем имеет дальность обнаружения крупных высотных целей более 600 км. Боковые зоны просмотра составляют 120 °, вперёд и назад — 60 °. Оборудование для обработки первичной радиолокационной информации и центральный компьютер установлены непосредственно под антенной. Максимальная дальность обнаружения летательных аппаратов на фоне земли – 370 км. Морских целей – 250 км. Бортовой вычислительный комплекс позволяет одновременно сопровождать 180 целей и выдавать целеуканание на 24 цели. Сообщается, что на последующих трёх самолётах специалисты турецкой корпорации Havelsan установили электронное оборудование израильского производства, что должно улучшить возможности по количеству одновременно сопровождаемых целей и наводимых на них истребителей. Также появилась возможность классифицировать и определять координаты наземных источников высокочастотного излучения.


Спутниковый снимок Google Earth: самолёты ДРЛО Boeing 737 AEW & C Peace Eagle ВВС Турции на стоянке авиабазы Конья
Первый турецкий самолёт дальнего радиолокационного дозора был передан ВВС в феврале 2014 года. Судя по спутниковым снимкам, все самолёты достигли уровня эксплуатационной готовности в 2016 году. В настоящее время на постоянной основе они размещены на авиабазе Конья в юго-западной части страны. Самолёты ДРЛО ВВС Турции достаточно интенсивно эксплуатируются, совершая патрульные полёты вдоль границы с Сирией, Ираком и Ираном, и над Эгейским и Средиземным морями.
Спутниковый снимок Google Earth: турецкие и американский самолёты ДРЛО на авиабазе Конья
Помимо турецких самолётов ДРЛО, на авиабазе Конья постоянно присутствуют 1-2 американских самолёта Е-3С Sentry, системы AWACS. Самолёты дальнего радиолокационного дозора ВВС США в основном патрулируют южное направление, координируя действия американских боевых самолётов над Сирией, и контролируют акваторию Средиземного моря.

Состояние и возможности турецких радиолокационных средств контроля воздушного пространства

На территории Турции в настоящее время развёрнуто 9 стационарных радиолокационных постов, интегрированных в информационную систему ПВО НАТО, командный пункт которой находится на авиабазе Рамштайн в Германии.
Схема размещения стационарных радиолокационных постов на территории Турции, являющихся частью единой информационной системы ПВО НАТО
Всего в распоряжении командования ВВС Турции имеется более 40 стационарных и мобильных РЛС, из которых около половины несут постоянное боевое дежурство. Среднее время наработки для стационарных радиолокаторов составляет 16-18 часов в сутки. Турецкие радиолокаторы несут круглосуточное дежурство и обеспечивают сплошное радиолокационное поле над всей территорией страны. Мощные радиолокационные станции размещённые на побережье и в приграничных районах обеспечивают обнаружение летательных аппаратов на средних и больших высотах за пределами территории Турции на расстоянии 350-400 км. Благодаря применению самолётов ДРЛО патрулирующих над нейтральными водами появляется возможность фиксировать маловысотные цели на удалении более 1000 км от турецкой границы.
Схема размещения постоянно действующих радиолокационных постов на территории Турции
Помимо контроля воздушной обстановки на радиотехнические подразделения возложено взаимодействие с гражданскими авиадиспетчерами в части регулирования воздушного движения. Действующие стационарные радиолокационные посты связаны в единую сеть цифровыми кабельными каналами связи, для дублирования используется радиосеть. Центральный пункт контроля воздушной обстановки расположен в окрестностях Анкары.
Спутниковый снимок Google Earth: радиолокационный пости командный пункт ПВО в 20 км к югу от Анкары
Из всего вышеизложенного можно сделать вывод, что Турция обладает развитой сетью радиолокационных станций, позволяющей круглосуточно контролировать воздушное пространство над всей территорией страны, своевременно выдавать целеуказание наземным средствам ПВО и наводить истребители на нарушителей воздушной границы. Помимо достаточно многочисленных радиолокаторов обнаружения воздушных целей, в распоряжении турецких военных имеются сверхзвуковые истребители-перехватчики и зенитно-ракетные комплексы. Но о них мы поговорим в следующей части обзора.
Продолжение следует…

Альтернативные варианты замены F-35A. Шансы на поставку Су-35СК в Турцию

Система ПВО Турции. Во второй половине 1980-х стало ясно, что истребительный парк ВВС Турции во многом устарел и нуждается в обновлении. По состоянию на 1985 год около половины из 300 турецких истребителей не соответствовали современным требованиям. Первые турецкие сверхзвуковые истребители F-100C/D Super Saber, поставки которых велись в начале 1960-х годов, к середине 1980-х в своей основной массе выработали ресурс, безнадёжно устарели и полежали списанию в течение ближайших нескольких лет. Достаточно многочисленные истребители F-104G/S Starfighter ввиду наличия солидного ресурса и большого запаса запчастей могли находиться в строю еще полтора десятилетия. Но жизнь показала, что «Старфайтеры» оптимальны в роли перехватчиков ПВО, а в воздушном бою не в состоянии конкурировать с МиГ-21 и МиГ-23, являвшимися в то время основными фронтовыми истребителями стран Варшавского договора. На многоцелевые тяжелые истребители F-4Е Phantom II в основном возлагались ударные задачи. Хотя «Фантом» имел неплохие разгонные характеристики, был оснащён мощным бортовым радиолокатором и мог нести управляемые ракеты средней дальности с полуактивной радиолокационной ГСН, в ближнем бою он проигрывал МиГам. Три десятка лёгких истребителей F-5A Freedom Fighter погоды не делали. Эти самолёты обладали хорошей манёвренностью, но даже в середине 1980-х уже не считались современными. На борту истребителя отсутствовала радиолокационная станция, а его максимальная скорость полёта не намного превышала скорость звука.

С учётом того, что с середины 1980-х в строевые истребительные авиаполки ВВС СССР начали поступать лёгкие истребители четвёртого поколения МиГ-29, и в перспективе эти боевые самолёты должны были заменить МиГ-21 и МиГ-23 в странах восточного блока, стало совершенно очевидно, что ВВС Турции нуждаются в кардинальном обновлении. В 1985 году первая группа турецких пилотов отправилась в США, для обучения на истребителях F-16C/D Fighting Falcon. В 1987 году в Турции появились новейшие для своего времени легкие многоцелевые истребители 4-го поколения. В период с 1987 по 1995 год ВВС Турции получили, в общей сложности, 155 истребителей F-16C/D (46 Block 30 и 109 Block 40). Окончательная сборка части этих самолетов осуществлялась на заводе в Анкаре.

Истребитель F-16С ВВС Турции / фото: Jerry Gunner from Lincoln, UK

В 21 веке турецкое руководство взяло курс на развитие в стране высокотехнологичного военного производства. В 2008 году турецкая авиастроительная компания Turkish Aerospace Industries (ТАI) заключила соглашение с американской корпорацией Lockheed Martin, о совместном производстве на заводе в Анкаре истребителей F-16C Block 50. В марте 2009 года ВВС Турции разместили заказ на первую партию из 30 самолетов на общую сумму в $1,7 млрд. При этом, соглашение предусматривало, что F-16C/D раннего выпуска имеющие достаточный ресурс, будут модернизированы в ходе капитального ремонта.

На истребители версии F-16C Block 50 вместо прежней БРЛС AN/APG-66 установлена новая многофункциональная станция AN/APG-68 (V) 5. Модификация F-16C Block 50+ оснащена БРЛС AN/APG-68 (V) 9. В состав вооружения введены новые УР ближнего боя AIM-9X и УР средней дальности AIM-120C-7. Модернизированные F-16С/D получили аппаратуру информационного обмена стандарта Link 16, цветные многофункциональные жидкокристаллические мониторы, нашлемную систему целеуказания и очки ночного видения. Двигатели Pratt & Whitney F100-PW-229 EEP с увеличенным межремонтным ресурсом, существенно удешевляют жизненный цикл и повышают безопасность полётов. Часть истребителей снабжена двумя конформными топливными баками, которые несколько ухудшили скорость, разгонные характеристики и манёвренность истребителей, но зато заметно повысили параметр «дальность-боевая нагрузка».

Истребитель модификации F-16C Block 50 с двигателем F100-PW-229 имеет нормальный взлётный вес 12 723 кг (14 548 кг с конформными баками). Максимальная взлётная масса — 19190 кг. Максимальная скорость на высоте 12000 м — 2120 км/ч. Боевой радиус при выполнении задач ПВО с подвесными топливными баками, 2 УР AIM-120 и 2 УР AIM-9 — 1 750 км. Встроенное вооружение – 20 мм пушка M61A1 Vulcan. Для воздушного боя на шести внешних узлах могут быть подвешены ракеты: AIM-7 Sparrow, AIM-9 Sidewinder, AIM-120 AMRAAM или их европейские и израильские аналоги.

Спутниковый снимок Google Earth: истребители F-16 на заводском аэродроме компании ТАI в 30 км к северо-западу от Анкары

Первый многоцелевой истребитель F-16C Block 50, произведенный национальной промышленностью по американской лицензии был передан ВВС Турции 23 мая 2011 года. Там же, в Анкаре, осуществлялась модернизация пакистанских истребителей F-16A/B и велась сборка новых F-16С/D для ВВС Египта.

Согласно данным The Military Balance 2016, в ВВС Турции имелось 35 F-16С/D Block 30, 195 F-16C Block 50 и 30 F-16C Block 50+. С учётом того, что не модернизированные F-16С/D Block 30 по большей части списаны или переданы на хранение, а несколько более новых истребителей потеряны в лётных происшествиях или находятся в ремонте, реально боеспособными являются немногим более 200 истребителей F-16С/D. После того как самолёты F-4Е Phantom II и F-5A Freedom Fighter были выведены из эксплуатации, однодвигательные F-16С/D стали единственным боевым самолётом ВВС Турции способным осуществлять задачи ПВО и вести борьбу за превосходство в воздухе. Кроме того, после списания последних «Фантомов» на турецких «Атакующих Соколов» были возложены основные ударные задачи.

По сравнению с временами «холодной войны» истребительный парк турецких ВВС уменьшился примерно на одну треть. С учётом возросших возможностей модернизированных F-16С/D, и в связи со снижением риска глобальной войны, очень небольшим парком боевых самолётов в Армении и обвальным сокращением численности ударной авиации в Ираке и Сирии, двух сотен лёгких многофункциональных истребителей для Турции в данный момент вполне достаточно.

В прошлом турецкие F-16С/D вели себя весьма агрессивно. В середине 1990-х как минимум два «Атакующих Сокола» были потеряны в ходе «совместного маневрирования» с истребителями ВВС Греции. Турция широко использовала свои F-16 в конфликте с курдами в юго-восточных частях Турции и Ирака. Турецкие истребители приняли активное участие в боевых действиях в Сирии. 16 сентября 2013 года турецкие F-16 сбили сирийский вертолет Ми-17 в провинции Латакия недалеко от турецко-сирийской границы. 23 марта 2014 года турецкие ВВС сбили сирийский МиГ-23 когда он наносил бомбовый удар по позициям исламистов в нескольких километрах от границы. 24 ноября 2015 года истребитель F-16C сбил российский фронтовой бомбардировщик Су-24М находившийся в воздушном пространстве Сирии.

Падающий российский Су-24М, пораженный ракетой с турецкого истребителя F-16C

После этого случая президент России Владимир Путин назвал атаку Турции на Су-24М в Сирии ударом в спину России, который нанесли пособники террористов. По его словам, инцидент будет иметь серьезные последствия для отношений России и Турции.

Активность турецких ВВС резко снизилась после попытки военного переворота 15-16 июля 2016 года. В ходе путча ночью и утром 16 июля в столице страны Анкаре истребители F-16 наносили авиаудары по президентскому дворцу и зданию парламента, когда в нём шло заседание депутатов. После провала путча в Турции начались масштабные «чистки» в силовых структурах. По состоянию на декабрь 2016 года по делу о попытке государственного переворота было арестовано более 37 тысяч человек. Из Военно-воздушных сил изгнали несколько десятков опытных пилотов и высококлассных технических специалистов, заподозренных в поддержке мятежников. При этом фактически расформированными оказались несколько истребительных эскадрилий. Истребительные эскадрильи ВВС Турции сейчас испытывают острый дефицит квалифицированных кадров, который вряд ли удастся ликвидировать в ближайшие несколько лет.

Спутниковый снимок Google Earth: истребители F-16 на авиабазе Балыкесир

До недавнего времени часть нагрузки по обеспечению неприкосновенности воздушного пространства Турецкой Республики обеспечивали истребители ВВС США дислоцированные на авиабазах Конья и Инжерлик. При этом турецкие военные имели возможность детально ознакомится с американскими истребителями F-15C/D/Е. Двухдвигательные тяжелые истребители ВВС США выполняют задачи ПВО и регулярно участвуют в американо-турецких военных учениях.

Спутниковый снимок Google Earth: истребители F-15 ВВС США на авиабазе Конья

Истребители с авиабазы Конья участвуют в совместном патрулировании и обеспечивают прикрытие самолётов ДРЛО Е-3С, а «Орлы» базирующиеся в Инжерлик являются частью авиационных сил НАТО на постоянной основе присутствующих в Турции.

Спутниковый снимок Google Earth: истребители F-15 ВВС США на авиабазе Инжерлик

На международных авиационных салонах турецкие представители в прошлом активно интересовались тяжелым истребителем F-15SE Silent Eagle, который представляет собой дальнейший вариант развития F-15E Strike Eagl, и на сегодняшний день является самым совершенным в семействе «Орлов». Покупателями данной модификации стали Израиль и Саудовская Аравия, истребители F-15SE также предлагали Японии и Южной Корее. Турция при желании вполне бы могла получить F-15SE, однако американцы отказались продавать эти самолёты в кредит и предложили участвовать в программе JSF. При этом стоимость F-35А составляет $84 млн, а за двухдвигательный F-15SE корпорация Boeing в 2010 году просила $100 млн.

В перспективе F-16 должны были быть дополнены истребителями F-35А Lightning II. В первую очередь «Лайтнингами» планировали заменить списанные истребители-бомбардировщики F-4Е. По мнению турецких военных эта машина с максимальной скоростью полёта 1930 км/ч, максимальной взлётной массой 29 000 кг, боевым радиусом без дозаправки и ПТБ 1080 км — больше подходит для выполнения ударных задач, чем для перехвата и маневренного воздушного боя.

Справедливости ради стоит сказать, что F-35А оснащён достаточно совершенным БРЭО, хотя по ряду критериев его сложно считать истребителем 5-го поколения. На самолёте установлена многофункциональная БРЛС с АФАР AN/APG-81, эффективно действующая как по воздушным, так и по наземным целям. В распоряжении пилота F-35А имеется электронно-оптическая система AN/AAQ-37 с распределённой апертурой, состоящая из датчиков, расположенных на фюзеляже и вычислительного комплекса обработки информации. ЭОС позволяет своевременно предупреждать о ракетной атаке самолёта, обнаруживать позиции ЗРК и зенитной артиллерии, производить пуск ракеты «воздух-воздух» по цели, летящей за самолётом. Всенаправленная инфракрасная CCD-TV камера высокого разрешения AAQ-40 обеспечивает захват и сопровождение любых наземных, надводных и воздушных целей без включения БРЛС. Она способна обнаруживать и сопровождать цели в автоматическом режиме и на большом расстоянии, а также фиксировать облучение самолёта лазером. Станция постановки помех AN/ASQ-239 в автоматизированном режиме противодействует различным угрозам: ЗРК, наземным и корабельным радиолокаторам, а также БРЛС истребителей.

Турция присоединилась к программе F-35А в 2002 году, а в январе 2007 года Анкара стала участником производственной программы Joint Strike Fighter (JSF). В рамках программы JSF на турецких предприятиях должны были производиться порядка 900 наименований комплектующих. В течение всего жизненного цикла F-35 Турция могла заработать на выпуске компонентов $9 млрд.

Первые F-35A в турецкие ВВС планировалось поставить в 2014 году. Всего же контракт предполагал поставку 100 caмолётов, с темпами 10-12 единиц в год. Однако из-за срыва сроков первые две машины построенные для ВВС Турции переданы на авиабазу Люк в Аризоне в 2018 году.

Истребитель F-35А, построенный для ВВС Турции

На этих истребителях до недавнего времени проходили подготовку турецкие летчики 171-й и 172-й эскадрилий, до этого летавшие на F-4E. Командование ВВС Турции планировало разместить F-35А на авиабазе Малатья в Центральной Анатолии, где также расположен ключевой радарный объект НАТО. После закупки российских С-400 отношения между Анкарой и Вашингтоном ухудшились настолько, что турецких летчиков попросили покинуть территорию США, а дальнейшая судьба самолётов пока не определена.

В перспективе истребители F-16С/D в ВВС Турции планировалось заменить истребителями 5-го поколения TF-X (Turkish Fighter – Experimental). Разработка этого самолёта ведётся национальной авиастроительной компанией ТАI c 2011 года. Также в проекте участвуют шведская компания Saab AB, британская BAE Systems и итальянская Alenia Aeronautica. Разработка радара возложена на турецкую радиоэлектронную корпорацию ASELSAN. Двигатель должна была предоставить американская корпорация General Electric. Согласно открытым данным, планер для TF-X создается с использованием турецких и зарубежных наработок в области материаловедения, что должно обеспечить снижение радиолокационной и тепловой заметности.

Впервые информация о разработке перспективного истребителя TF-X официально была озвучена на Международной оборонной выставке IDEF-2013 в Стамбуле. Полномасштабную модель представили 17 июля 2019 года на авиасалоне в Ле-Бурже.

Модель истребителя ТАI

Двухдвигательная машина со стреловидным крылом и двумя килями внешне напоминает зарубежные истребители последнего поколения. Длина макета достигает 21 м, размах крыла – 14 м. Максимальный взлетный вес серийного самолета превысит 27 т. Он сможет развивать скорость до 2300 км/ч, подниматься на высоту 17000 м и нести разнообразное вооружение во внутренних и внешних отсеках.

В 2013 году было сказано, что лётные испытания опытного образца начнутся в 2023 году, в последствии их сдвинули на 2025 год. При этом Анкара заявила о возможной закупке 250 новых самолетов. Однако реализация этих планов находится под вопросом. С самого начала авиационные обозреватели ряда иностранных изданий специализирующихся в области боевой авиации выражали обоснованные сомнения в способности турецких разработчиков уложиться в заданные сроки. У компании ТАI отсутствует опыт создания современных боевых самолётов, а после того как Анкара пошла на конфликт с Вашингтоном американцы со 100% вероятностью заблокируют передачу критических технологий и будут препятствовать сотрудничеству с европейскими компаниями. Понятно, что без иностранной научной, технической и технологической помощи у Турции нет никаких шансов самостоятельно создать истребитель 5-го поколения.

На фоне обострения отношений между Турцией и США и замораживания графика поставок F-35A, в Анкаре заговорили о возможности приобретения российских тяжелых истребителей Су-35СК.

Российский истребитель Су-35С в аэропорту имени Ататюрка

Турецкое высшее военно-политическое руководство имело возможность ознакомиться с российским Су-35С в ходе технологического фестиваля «Технофест», который проходил в Стамбуле 17-22 сентября 2019 года. Как сообщили на МАКС-2019 в Федеральной службе по военно-техническому сотрудничеству РФ, российская и турецкая стороны обсуждают возможность поставки российских истребителей Су-35 и Су-57. Позднее президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган заявил, что не исключает покупки российских истребителей Су-35 и Су-57 вместо американских самолетов F-35. 11 декабря 2019 года турецкое издание Daily Sabah опубликовало слова министра иностранных дел Турции Мевлюта Чавушоглу: «Россия может предоставить (Турции) альтернативу истребителям F-35, если США откажутся продавать их».

Впрочем, с высокой долей вероятности можно предположить, что турецкое руководство таким образом шантажирует Белый дом. Какие противоречия и обиды не были бы между Анкарой и Вашингтоном, следует помнить, что Турция, входящая в НАТО очень зависима от военной и экономической поддержки США и Евросоюза. Если отбросить эмоциональную и политическую составляющие истории с заморозкой поставок F-35A, то закупка Анкарой российских истребителей Су-35СК и Су-57Э представляется маловероятной.

Нет особых сомнений, что наше высшее руководство с лёгкостью санкционирует отправку в страну входящую в Северо-Атлантический альянс самой современной военной техники и вооружения, даже если это в перспективе может нанести ущерб обороноспособности России. Другой вопрос, насколько это нужно самой Турции. Не секрет, что экономическая и политическая ситуация в Турецкой Республике достаточно тяжелая, и страна находится в экономическом кризисе. По данным SIPRI Турция в 2018 году потратила на оборону $19,0 млрд, что составило 2,5% от ВВП страны. При этом рост военные расходы за десятилетие увеличились на 65 %. Для сравнения, Россия тратит на оборону $61,4 млрд. Но при этом наша страна имеет гораздо большую территорию и вынуждена вкладывать значительные средства в ракетно-ядерный щит, финансировать ряд дорогостоящих оборонных программ и содержать крупные воинские контингенты в суровых климатических условиях. Даже при очень солидном для такой страны как Турция военном бюджете, у Анкары нет свободных финансовых ресурсов для покупки современных боевых самолетов.

Истребитель F-35А был спроектирован как легкая однодвигательная многоцелевая платформа с технологией малой радиолокационной заметности и передовым прицельно навигационным оборудованием. Основной упор при создании F-35А был сделан на его ударные возможности. Хотя эта машина и обладает определённым потенциалом в роли истребителя, при завоевании превосходства в воздухе он будет уступать тяжелым истребителям. Однако следует понимать, что ВВС Турции, эксплуатировавшие с 1952 года боевые самолёты исключительно американского производства, или построенные по американской лицензии ориентированы на западные стандарты. Хотя истребитель Су-35С является одним из лучших в мире, его вряд ли возможно оснастить аппаратурой системы MIDS. Система MIDS представляет собой тактическую систему коммуникаций НАТО, объединяющая различные типы информационных платформ в общую тактическую сеть передачи данных аппаратуру стандарта Link 16. Другими словами, если Турция и купит российские боевые самолёты, то их не удастся совместить с НАТОвской системой автоматизированного управления и обмена данными, без чего боевая ценность истребителей упадёт. Кроме того, жизненный цикл Су-35С существенно дороже, чем у хорошо освоенных турецким лётным и техническим составом однодвигательных истребителей F-16C/D. Согласно информации опубликованной в открытых источниках на строевых Су-35С установлены два двухконтурных турбореактивных двигателя АЛ-41Ф1С с ресурсом 4000 часов. Ресурс двигателя Pratt & Whitney F100-PW-229 EEP устанавливаемого на турецкие F-16C Block 50+ составляет 6000 часов. Единственным решающим аргументом может быть продажа Су-35СК в кредит, при экспортной цене одного самолёта более $30 млн. Но в этом случае возникает вопрос, что получает наша страна кроме кратковременного ухудшения отношений между Турцией и США?

Мы, конечно, можем заслуженно гордиться лучшими в мире российскими истребителями, но в долгосрочной перспективе заинтересованы ли мы в том, чтобы с ними в ближайшее время досконально ознакомились военные эксперты НАТО? Можно вспомнить, какой ущерб претерпела наша обороноспособность после того, как в американских испытательных центрах оказались истребители МиГ-29 и Су-27 и «потенциальные партнёры» получили возможность детально изучить не только лётные данные самолётов и характеристики вооружения, но и снять параметры работы бортовых радиолокационных станций и пассивных оптоэлектронных систем обнаружения. Тем, кто ратует за скорейшую продажу Су-35СК в Турцию, стоит понимать, что вне зависимости от того, останется Реджеп Тайип Эрдоган у власти или президентом будет кто-то другой, Турецкая Республика останется в зоне влияния США и не выйдет из НАТО, как бы нам этого ни хотелось.

Продолжение следует…