Вертолет в 7

Энергетическое оружие Прототип-7
Производственная информация
Сюжетные линии

Обе

Модель

Энергетическое оружие Прототип-7 Армахем

Тип

Пучковое оружие

Технические характеристики
Формат

Двуручный

Наносимый урон

170 (100 для ИИ)

Объем магазина
Максимальный боезапас

100 (Одиночная игра)
20 (Сетевая игра)

Режим стрельбы

Одиночный выстрел

Боеприпасы

Кильватерно-ускоренная плазма

Скорострельность

Низкая

Точность

Средняя — Высокая

Дальность

Высокая

Использование
Аналоги

Энергетическое оружие Тип-12 Прототип

Принадлежность

Снайперы Реплики
Штурмовики Реплики

Энергетическое оружие Прототип-7 — снайперское оружие, основанное на формировании пучка частиц. Встречается в F.E.A.R. Федеральная Единица Агрессивного Реагирования, F.E.A.R. Точка Эвакуации и F.E.A.R. Проект Персей. Луч ионной энергии, уничтожая цель, сдирает с нее броню и кожу, после чего от противника остается лишь один скелет наряду с оружием, которое он держал в момент смерти.

Аналогичное оружие присутствует и в F.E.A.R. 2: Проект Источник.

Общая сюжетная линияПравить

F.E.A.R. Федеральная Единица Агрессивного РеагированияПравить

Прототип-7 используется исключительно клонами-снайперами, также один раз использовался штурмовиком, хотя на более поздних уровнях, это оружие можно найти в тайниках.

Сюжетная линия VivendiПравить

F.E.A.R. Точка Эвакуации и F.E.A.R. Проект ПерсейПравить

Несмотря на большое количество новых видов вооружений, введенное в дополнениях, пучковое оружие по-прежнему остается одним из сильнейших. Боеприпасы для Прототипа-7 встречаются еще реже чем в оригинальной игре. Ионное оружие в аддонах встречается не только у снайперов. Подобной привилегией также владеют некоторые элитные солдаты и штурмовики.

ХарактеристикаПравить

Наличие у Прототипа-7 высококачественного дальномера и большой огневой мощи делает его лучшим среди оружия дальнего боя. Один выстрел гарантирует смерть любого противника, не являющегося штурмовиком REV6, элитным клоном или обычным штурмовиком. Однако, на высоких уровнях сложности, враги, после выстрела из Прототипа-7 все равно остаются живыми, хоть и с незначительным запасом здоровья. Мощь пучкового оружия делает его наиболее полезным для уничтожения групп противников на большом расстоянии. Даже против сильных противников или продвинутых штурмовиков данное оружие весьма эффективно. Прототип-7 является оружием полезным на все случаи использования и в любой момент времени. У этого оружия имеется маленький боезапас, но и мощь, которая позволяет игроку расправляться с большими группами или покончить с сильным противником не перезаряжаясь.

Однако, для работы, Прототип-7 требует от своего владельца достаточной точности. От обычных врагов, пораженных лучом энергии Типа-7 остается голый скелет, хотя иногда удар превращает врага в облако крови и кусков тела.

Боеприпасы для данного оружия встречаются нечасто, поэтому оно не должно быть главенствующим у игрока. Амуниция встречается немногим чаще по мере того как игрок подходит к Склепу.

ТактикаПравить

  • При ношении Прототипа-7 значительно замедляет скорость движения. Игрок должен помнить об этом.
  • На дальних дистанциях Прототип-7 превосходит все другие виды вооружения, как по точности, так и по огневой мощи. Это делает его идеальным средством для борьбы со снайперами Реплики.
  • Не рекомендуется стрелять по нескольку раз находясь в режиме Slow-Mo, так как короткая перезарядка между выстрелами, значительно дольше в данном режиме. Более того, в состоянии замедления отдача оружия выше чем в его отсутствии, что приводит к неточным выстрелам.
  • Низкая скорострельность должна быть взята на рассмотрение игроками, если им кажется заманчивой борьба с противниками на близкой дистанции. В случае если протагонист не в состоянии атаковать и уклоняться, то ему разумнее отступить на дальнюю дистанцию и стрелять одиночными выстрелами.
  • Прототип-7 является хорошим резервным оружием в борьбе с штурмовиком REV6 если в ракетнице закончились патроны. Потребуется не более 10 выстрелов из Прототипа-7, чтобы покончить с ним на уровне ветерана.
  • В первой игре игрок может найти больше боеприпасов для этого оружия после Эпизода 7. Протагонист может не тревожится об их расходе, так как на Эпизоде 10 он все равно потеряет все оружие. Однако ему все равно нужно тратить их осторожно, так как заряды встречаются не повсеместно.
  • На уровне ветерана и элиты, рекомендуется стрелять в голову даже слабому противнику, который может выжить при выстреле ему в тело.
  • Хотя игрок обычно сталкивается с хозяинами Прототипа-7 на длинной дистанции, возможно что в Проекте Персей они станут более агрессивными. Игроку рекомендуется уничтожать их первым, чтобы не допустить серьезного урона по себе.
  • Если игрок нашел больше одного Прототипа-7 в одном и том же месте, то ему рекомендуется использовать баг на боеприпасы, как правило дополнительные доборы дают не много амуниции.
  • В дополнениях, при использовании Прототипа-7 против элитных солдат Реплики и Ночных любого типа, требуется тщательное прицеливание в голову, так как выстрел по телу не гарантирует убийства. Прототип-7 более сложен в использовании против элиты Ночных, из-за их улучшенных рефлексов. Однако, если игрок ведет счет патронам, для убийства элитного потребуется от 5 до 7 выстрелов.

Интересные фактыПравить

  • Несмотря на то что оно классифицировано как энергетическое оружие, технически Прототип-7 является плазменным рельсотроном.
  • Прицел оружия обладает дальномером, Прототип-7 единственное оружие в F.E.A.R. и ее дополнениях, обладающее такой функцией.
  • Непонятно как в действительности данное оружие перезаряжается. Не видно чтобы Пойнтмен когда-либо вставлял магазин, но можно увидеть как он передвигает прямотянущий рычаг, находящийся в центре оружия, к концу перезарядки. Более того, если посмотреть на тень протагониста, то наблюдается, что никакой магазин в оружие не вставляется.
  • По некоторым причинам, Прототип-7, при использовании его противником, наносит чуть больше половины урона, который наносит игрок. Это происходит вероятно из-за причин баланса, чтобы игрок не умирал слишком быстро.
  • При прицеливании играет звук похожий на тот, что издается при прицеливании винтовки ASP. Интересен факт того, что когда игрок выходит из режима прицеливания, звук играет дважды, а под конец выхода, экран размывает по краям на долю секунды.
  • Прицеливание из Прототипа-7 занимает вдвое больше времени чем у винтовки ASP, зум Прототипа-7 больше, но быстрота приближения та же самая.

ГалереяПравить

Пойнтмен держит пучковое оружие Тип-7.Прицеливание, уже после выстрела.Заряд Типа-7. Стоит отметить, что он лишь просто коснулся противника.Эффект от Типа-7.
Добавить фото в галерею

Корпорация Армахем Текнолоджи
Совет директоров Женевьева Аристид • Карсон Сальерс
Нанятые Алдус Бишоп • Элис Вейд • Билл Моди • Бретт • Чарльз Хабеггер • Грин • Йорк • Харлан Вейд • Йен Хайвс • Маршал Дислер • Бристоль • Нортон Мейпс • Фил Веккьо • Ричард Вэнек • Сэмюэлс • Скотт Рассмуссен • Терри Хэлфорд • Уолт Грегг • Джонстон • Джон Брейерс • Сондерс • Дженис
Проекты Проект Предвестник • Проект Икар • Проект Источник • Проект Парагон • Проект Персей • Проект Пифагор
Продукты Мерзость • Альма Вейд • Тёмный Сигнал • Пакстон Феттел • Пойнтмен • Солдаты-клоны
Объекты Отдел биологических разработок Армахем • Предвестник (объект) • Источник (объект) • Комплекс Парагон • Компаунд Персея • Стилл Айленд • Саркофаг • Начальная школа им. Вейд • Подопечный (объект) • Рождение (объект)
Другие области принадлещие Фейрпорту Штаб-квартира корпорации Армахем Текнолоджи • Второй объект корпорации Армахем Текнолоджи • Башня Валькирии • Госпиталь им. Вейд
Вооружённые силы Армахем Охранник Армахем • Охранник быстрого реагирования • Легкий Солдат Секретных Операций Армахем • Специалист Секретных Операций • Солдаты Секретных Операций АТК • Тяжелый Солдат Секретных Операций • Пиротехник Секретных Операций • Элита Секретных Операций Армахем • Ричард Вэнек • Сэмюэлс • Фазовый командир • Фазовый Литейщик Армахем • Солдат Армахем с Тяжелой Ракетницей • Снайпер Армахема • Солдат Армахема • Тяжелый защитник от Беспорядков АТК • Робертс • Такер • Тернер • Фелдмен • Пилот Армахема • Бирс
Используещееся оружие Энергетическое оружие Прототип-7 • Тип-12 Пульсирующее оружие • XS Шоковая граната • HV Перфоратор • HV Молот • Помповое ружьё SHO Series-3 • Шреддер • Защитная туррель • Дуговой пульсар • S-HV Перфоратор • Голиаф
Использованный Транспорт АПК Секретных Операций • Боевой самолет Армахем • Автомобиль службы безопасности • Бронированный Персональный Носитель Армахем • Вертолёт Армахем
Другие развитые Технологии Безымянный Воздушный Транспорт • Штурмовик REV6 • REV9 Штурмовик • REV8 Левиафан • Бронированный Штурмовик • Элитный штурмовик

п · о · р

Персонажи

Основные персонажи

Пойнтмен — Альма Вейд — Пакстон Феттел — Харлан Вейд — Элис Вейд — Спенсер Янковски — Нортон Мейпс -Джин Сун-Квон — Дуглас Холидей

Прочие персонажи

Родни Беттерс — Йен Хайвс — Женевьева Аристид — Т. Этвуд — Алдус Бишоп — Бретт — Е. Коттон — Маршал Дислер — Чарльз Хабеггер — Дэвид Хойл — Дженис — П. МакРеди — Билл Моди — П. Николеску — Д. Пассалаква — А. Шепард — Фил Веккьо — Бреммер — Доктор Грин — Марк Харрисон

Оружие

Винтовка ASP — Пистолет AT-14 — Наземная мина AT-S — Штурмовая винтовка G2A2 — HV Перфоратор — Дистанционная бомба M77 — Ракетная установка MOD-3 — Автоматическая пушка MP-50 — Осколочная граната N6A3 — Пистолет-пулемёт RPL — Автоматический пистолет SM15 — Пучковое оружие Тип-7 — Боевой дробовик VK-12 — Автоматический дробовик Уотсона — Рукопашная

Вспомогательное

Бронежилет — Аптечка — Усилитель рефлексов — Усилитель здоровья

Локации

Фейрпорт — Оберн — Штаб-квартира корпорации Армахем Текнолоджи — Южная водоочистная станция — Источник (объект) — Саркофаг — Бы$трые деньги — Газетный киоск — Квартирный комплекс — Мир Альмы — Роддом

Проекты

Проект Икар — Проект Источник — Проект Парагон — Проект Персей

Солдаты-клоны

Солдаты-клоны — Клон-ассасин — Клон-пехотинец — Элитный клон — Клон-десантник — Штурмовик — Клон-разведчик — Клон-снайпер — Тактический клон

Транспорт

Бронированный грузовик — Автомобиль службы безопасности — Ударный вертолет Лань-Д — Штурмовик REV6 — Вертолёт UH-60 Блэк Хок

Вооружённые силы Армахем

Защитная туррель Армахем — Охранник Армахем — Вооружённые силы Армахем — Безымянный воздушный транспорт

Другие враги

Проявления Альмы — Кошмар

События

Взрыв комплекса Источник — События Синхронизации

Мультиплеер

F.E.A.R. Combat

Предметы

Cheezee Pooz — Ноутбуки — Торговые автоматы — Заметки

Термины

Телепаты — Ф.Е.А.Р. — Отряд «Дельта» — Корпорация Армахем Текнолоджи — F.E.A.R. Секреты и Пасхальные Яйца — Сюжетная линия Monolith — Галлюцинации — Спутниковый шпион Ганнибал-3 — Гвардеец — Баги — F.E.A.R. E3 — Цитаты — Прохождение — Slow-Mo — Полевое руководство Армахем — Эпизоды — Первая команда Ф.Е.А.Р. — Сюжетные моменты — Служба столичной полиции — Консольные команды — Список появлений Альмы — Пилот Блек Хока — F.E.A.R. Original Soundtrack

Неизданный материал

Д. Макклау — Уличная турель — Конрад Криг — Неизданные цитаты

п · о · р

Персонажи

Основные персонажи

Пойнтмен — Альма Вейд — Пакстон Феттел — Спенсер Янковски -Джин Сун-Квон — Дуглас Холидей

Прочие персонажи

Родни Беттерс — Билл Моди — Харлан Вейд — Нортон Мейпс — Элис Вейд — Чарльз Хабеггер — Джон — Д. Пассалаква

Оружие

Огневая точка AP-5 — Пистолет AT-14 — Наземная мина AT-S — Штурмовая винтовка G2A2 — Тяжелый 10мм Перфоратор — Дистанционная бомба M77 — Ракетная установка MOD-3 — Автоматическая пушка MP-50 — Осколочная граната N6A3 — Пистолет-пулемёт RPL — Автоматический пистолет SM15 — Пулемёт TG-2A — Лазерный карабин Тип-12 — Пучковое оружие Тип-7 — Боевой дробовик VK-12 — Винтовка ASP — Рукопашная

Вспомогательное

Бронежилет — Усилитель рефлексов — Аптечка — Усилитель здоровья

Локации

Фейрпорт — Оберн — Мемориальная больница Оберна — Церковь — Склады — Старое метро — Квартирный комплекс

Проекты

Проект Икар — Проект Источник — Проект Парагон — Проект Персей

Солдаты-клоны

Солдаты-клоны — Клон-ассасин — Клон-пехотинец — Элитный клон — Клон-десантник — Штурмовик — Клон-разведчик — Клон-снайпер — Тактический клон — Элитный лазерный клон — Полицейский штурмовик

Транспорт

Бронированный грузовик — Автомобиль службы безопасности — Ударный самолёт Лань-Д — Штурмовик REV6 — Вертолёт UH-60 Блэк Хок — Левиафан REV8 — Lockhid Геркулес C-130

Другие враги

Проявления Альмы — Кошмар — Тень

Вооруженные силы Армахем

Охранник Армахем — Вооруженные силы Армахем — Беспилотник

События

Взрыв комплекса Источник — Синхронизация

Предметы

Cheezee Pooz — Маркированные ящики Армахем Текнолоджи

Термины

Телепаты — Ф.Е.А.Р. — Отряд «Дельта» — Корпорация Армахем Текнолоджи — Секреты и пасхальные яйца F.E.A.R. Точка Эвакуации — Галлюцинации — Цитаты — Slow-Mo — Эпизоды — Первая команда Ф.Е.А.Р. — Прохождение — Консольные команды — Пилот Блэк Хока

п · о · р

Персонажи

Основные персонажи

Сержант — Альма Вейд — Пакстон Феттел — Стив Чен — Командир Ночных — Дэвид Рейнс

Другие персонажи

Родни Беттерс — Бретт — Дэвид Хойл — Спенсер Янковски — Бристоль — Уолт Грегг — Гэвин Моррисон — Скотт Расмуссен — Джон Брейерс — Харлан Вейд

Оружие

Огневая точка AP-5 — Винтовка ASP — Пистолет AT-14 — Наземная мина AT-S — Штурмовая винтовка G2A2 — Тяжелый 10мм Перфоратор — Гранатомёт K3-BT — Электродуговое оружие LP4 — Дистанционная бомба M77 — Ракетная установка MOD-3 — Автоматическая пушка MP-50 — Осколочная граната N6A3 — Пистолет-пулемёт RPL — Автоматический пистолет SM15 — Пулемёт TG-2A — Лазерный карабин Тип-12 — Пучковое оружие Тип-7 — Усовершенствованная винтовка VES — Боевой дробовик VK-12 — Рукопашная

Вспомогательное

Бронежилет — Усилитель рефлексов — Аптечка — Усилитель здоровья

Локации

Информационный центр Армахем — Отдел биологических разработок Армахем — Район Оберн — Фейрпорт — Дренажный канал — Компаунд Персея — Старое метро — Канализация — Саркофаг — Склад

Проекты

Проект Икар — Проект Источник — Проект Парагон — Проект Персей

Солдаты-клоны

Солдаты-клоны — Клон-ассасин — Клон-пехотинец — Элитный клон — Клон-десантник — Штурмовик — Клон-разведчик — Клон-снайпер — Тактический клон — Элитный лазерный клон — Полицейский штурмовик

Транспорт

Бронированный грузовик — Автомобиль службы безопасности — Штурмовик REV6 — Вертолёт UH-60 Блэк Хок — Lockheed C-130 Геркулес — Левиафан REV8

Вооружённые силы Армахем

Защитная туррель Армахем — Охранник Армахем — Вооруженные силы Армахем — Беспилотник — Охранник быстрого реагирования

Другие враги

Ночные — Командир Ночных — Элитный пехотинец Ночных — Легкий пехотинец Ночных — Тяжёлый пехотинец Ночных — Проявления Альмы — Пугало — Кошмар — Тень

События

Взрыв комплекса Источник — Синхронизация (событие) — Удаление информации

Термины

Телепаты — Ф.Е.А.Р. — Отряд «Дельта» — Корпорация Армахем Текнолоджи — Ноутбуки — Вторая команда Ф.Е.А.Р. — Источник — Галлюцинации — Спутниковый шпион Ганнибал-3 — Цитаты — Маркированные ящики Армахем Текнолоджи — Slow-Mo — Эпизоды — Секреты и пасхальные яйца F.E.A.R. Проект Персей — Консольные команды — Список появлений Альмы — Прохождение — Пилот Блэк Хока

Схемы вертолётов

Реактивный момент, действующий на корпус вертолёта, и его компенсация

Схема вертолёта описывает количество несущих винтов вертолёта, а также тип устройств, используемых для управления вертолётом.

Усилие для раскручивания несущего винта может передаваться от двигательной установки через осевой вал. В этом случае по третьему закону Ньютона возникает реактивный момент, закручивающий корпус вертолёта в противоположную от вращения несущего винта сторону (на земле такому вращению препятствует шасси аппарата).

Существует ряд основных конструктивных схем компенсации реактивного момента и управления вертолёта с использованием как единственного, так и нескольких несущих винтов.

В случаях, когда раскручивание несущего винта осуществляется либо набегающим потоком воздуха (автожиры, вертолёты в режиме полёта на авторотации), либо с помощью реактивных струй, расположенных на концах лопастей (реактивный вертолёт), реактивный момент не возникает, и соответственно, необходимость в его компенсации отсутствует.

Одновинтовые схемы с рулевым устройством

В таких схемах для компенсации реактивного момента используются устройства, создающие тягу, которая закручивает вертолёт в противоположном реактивному моменту направлении. Преимуществом таких схем является их относительная простота, однако при этом происходит отбор мощности силовой установки вертолёта.

Вертолёты одновинтовой схемы с рулевым винтом

Рулевой винт SA 330 Puma Основная статья: Рулевой винт

В данной схеме винт небольшого диаметра располагается на хвостовой балке вертолёта на некотором расстоянии от оси несущего винта. Создавая тягу в плоскости, перпендикулярной вертикальной оси вертолёта, рулевой винт компенсирует реактивный момент. Изменяя тягу рулевого винта, можно управлять поворотом вертолёта относительно вертикальной оси. Большинство современных вертолётов выполнено по одновинтовой схеме.

Впервые её запатентовал на своем летательном аппарате Борис Юрьев вместе с автоматом перекоса в 1912 году. Однако первую подобную модель предложил в 1874 году немецкий конструктор Аченбах.

Первый успешный вертолёт VS-300 с рулевым винтом построил Игорь Сикорский, вертолёт поднялся в воздух 13 мая 1940 года. Успех данного вертолёта заключается в том, что на основе этой модели для американской армии серийно выпускался вертолёт R-4.

Неоспоримым преимуществом данной схемы является простота конструкции и системы управления, что приводит к уменьшению затрат на производство, ремонт и обслуживание.
Кроме того, выпускают вертолёты, например Ми-28, с так называемым Х-образным, четырёхлопастным рулевым винтом, лопасти которого имеют различные взаимные углы установки на втулке (наподобие буквы X). Винт такого типа обладает преимуществами перед обычным (с равномерным азимутальным распределением лопастей) по уровню шума и уменьшению неблагоприятного воздействия на лопасти концевых вихревых шнуров, генерируемых соседними лопастями.

Недостатки данной схемы:

  • рулевой винт отбирает часть мощности двигателя (до 10 %) и вместе с тем не даёт ни подъёмной силы, ни тяги, направленной вперёд;
  • воздушный поток от несущего винта ухудшает характеристики рулевого винта, вследствие этого рулевой винт стараются размещать как можно выше на хвостовой балке;
  • рулевой винт является весьма уязвимым при полетах вблизи земли;
  • рулевой винт, так же как и несущий, может попадать в опасный режим вихревого кольца, что ограничивает возможности маневрирования;
  • узкий диапазон возможных центровок.

Вертолёты с рулевым винтом в кольце, фенестрон

Основная статья: Фенестрон

В современном вертолётостроении иногда применяют многолопастный рулевой винт в кольцевом канале киля — фенестрон (от лат. fenestra — окно). Диаметр фенестрона в два с лишним раза меньше, чем диаметр обычного рулевого винта.
Впервые применён на лёгких вертолётах французской фирмы «Аэроспасьяль». Используется в конструкциях лёгких и средних вертолётов

Такая конструкция имеет несколько существенных преимуществ:

  • уменьшается вредное сопротивление вертолёта;
  • предотвращаются задевание вращающимися лопастями рулевого винта за наземные предметы при маневрировании на предельно малых высотах, а также травмирование людей при работе вертолёта на земле;
  • эффективность выше, чем у открытого рулевого винта при одинаковых диаметрах.

Недостатками являются:

  • значительное увеличение толщины и массы киля, делающей установку фенестрона на тяжёлые вертолёты нецелесообразной;
  • высокочастотный шум;
  • нелинейности в характеристиках путевого манёвра.

Винтокрыл

В этой схеме используются винты, расположенные на крыльях или фермах летательного аппарата — винтокрыла. Причём тяга обоих винтов направлена вперёд, а для компенсации реактивного момента в режиме висения один из винтов обеспечивает бо́льшую тягу, чем другой. В режиме полёта эти винты используются как тянущие, что увеличивает скорость винтокрыла, при этом несущий винт переходит в режим авторотации. Первый аппарат с таким принципом компенсации реактивного момента предложил и запатентовал Б. Н. Юрьев в 1910 году. Примером такой модели в настоящее время может служить Eurocopter X3.

Преимуществом винтокрыла можно считать высокие скорости полёта, недостижимые для классической схемы в силу особенностей аэродинамики. Так, например, винтокрыл «Ротодайн» фирмы «Фейри» в 1959 году достиг скорости в 307,22 км/ч,, а Eurocopter X3 в 2010 году — 430 км/ч.

Недостатком такой системы является потеря бóльшей мощности на компенсацию реактивного момента в режиме зависания по сравнению с рулевым винтом.

Однако не все винтокрылы используют данный способ компенсации. Например, винтокрыл Ка-22 использовал для противодействия реактивному моменту пару поперечных винтов, а Ротодайн — реактивное вращение лопастей.

Струйная система управления, NOTAR

Принцип работы схемы NOTAR Основная статья: NOTAR

Для компенсации реактивного момента используется система управления пограничным слоем на хвостовой балке, применяющая эффект Коанда, вместе с реактивным соплом на конце балки, или же только реактивное сопло.

Управляющая сила эффекта Коанды возникает по той же причине, по какой возникает подъёмная сила крыла — из-за несимметричного обтекания профиля хвостовой балки нисходящим воздушным потоком, образованным несущим винтом. Вентилятор, расположенный у основания хвостовой балки засасывает воздух из отверстий, расположенных вверху корпуса вертолёта, создавая необходимое повышенное давление внутри хвостовой балки. На правой стороне хвостовой балки с помощью специальных сопел устанавливается более быстрое движение воздушного потока, чем на левой стороне. Тем самым, вследствие закона Бернулли, давление воздуха на левой стороне будет больше, чем на правой, эта разность давлений приводит к появлению силы, направленной слева направо.

Примечание: на схеме синими стрелками показаны потоки воздуха, проходящие через хвостовую балку, красными — по поверхности хвостовой балки.

На Западе известна как NOTAR, англ. No Tail Rotor — «без хвостового винта». В Советском Союзе эксперименты проводились на вертолёте Ка-26-СС. Серийно вертолёты, использующие такую схему, выпускаются компанией «MD Helicopters».

Данная система является из-за отсутствия рулевого винта самой тихой и безопасной.

Одновинтовые схемы с реактивным принципом вращения лопастей

В этих схемах из-за отсутствия трансмиссии, передающий крутящий момент от силовой установки к несущему винту, не требуется компенсация реактивного момента. Преимуществом таких схем является простая конструкция, а общим недостатком можно считать небольшую скорость при значительном расходе топлива. Для управления по рысканью может использоваться рулевой винт, отклоняемые поверхности либо реактивные устройства.

Опытный вертолёт В-7

Существуют различные варианты этой схемы:

  • с установкой прямоточных воздушно-реактивных двигателей на законцовках лопастей;
  • с соплами на законцовках лопастей и подачей горячего выхлопа на них от расположенного в фюзеляже газотурбинного двигателя («привод горячего цикла»), в этом случае лопасти несущего винта изготавливаются из жаропрочных сплавов;
  • компрессорный привод «холодного цикла»: газотурбинный двигатель в корпусе вертолёта приводит компрессор, а сжатый воздух от него подводится через трубопроводы к соплам на законцовках лопастей;
  • также в ряде экспериментальных вертолётах начала XX века роль реактивных двигателей играли пропеллеры, установленные на концах лопастей, например вертолёт Кёртиса-Блекера.

Самый первый реактивный вертолёт спроектировал и построил немецкий конструктор Добльгоф. Экспериментальные реактивные вертолёты строились также в Польше, в США их разработкой по заказу военных довольно долго занималась фирма «Хьюз». Однако большего успеха добилась американская компания «Hiller», которая выпускала вертолёты YH-32 «Хорнет» и HJ-1 «Колибри» малыми сериями для армии, флота и полиции. В 1956 году в американец российского происхождения Евгений Глухарев поднял в воздух первый реактивный ранцевый вертолёт MEG-1X. В настоящий момент вертолёты с реактивным приводом серийно не производятся.

Основным преимуществом такой схемы является простая и сравнительно лёгкая конструкция, исключающая сложную трансмиссию.
Главными недостатками такой компоновки считается:

  • слишком большой расход топлива;
  • шумность;
  • сложность изготовления герметичных втулок;

Для варианта с воздушно-реактивными двигателями к тому же:

  • сложности с безопасным снижением на авторотации;
  • необходимость в дополнительном стартовом устройстве, которое раскручивает несущий винт;
  • большая заметность в тёмное время суток из-за ярких огней двигателей.
  • огонь, вырывающийся из сопел(«привод горячего цикла») ослепляет пилота, особенно в ночное время.

Схемы с двумя несущими винтами

Реактивные моменты в таких схемах взаимно компенсируются синхронным разнонаправленным вращением двух винтов. Плоскости вращения винтов могут иметь различные степени перекрытия при количестве лопастей меньше четырёх.

Общим преимуществом таких схем является отсутствие потерь мощности на компенсацию реактивного момента, однако такие схемы обладают комплексной сложностью:

  • необходимостью жесткой синхронизации несущих винтов, как по частоте вращения, так и в органах управления;
  • увеличением массы несущей системы и системы управления;
  • повышенным лобовым сопротивлением несущей системы.

Продольная схема

Продольная схема состоит из двух горизонтальных винтов, расположенных друг за другом и вращающихся в разных направлениях. Задний винт приподнят над передним для уменьшения негативного влияния воздушной струи от переднего винта. Данная схема в основном используется в вертолётах большой грузоподъёмности. Вертолёты с продольной схемой иногда называют «летающими вагонами».

Первопроходцем в создании вертолёта, построенного по продольной схеме, стал французский инженер Поль Корню. В 1907 году его аппарат смог оторваться от земли на 20 секунд. При первом испытании аппарат оторвался от земли сначала на 0,3 м (полная масса 260 кг), затем на 1,5 м (полная масса 328 кг).

В 1930-х годах разработка вертолётов продольной схемы велась в Бельгии русским эмигрантом Николаем Флориным, построившим 3 модели вертолётов, одна из которых («Флорин — 2»), поставила ряд рекордов продолжительности полёта. Дальнейшим развитием данной конструкции занялся американец Франк Пясецки, выпустив в 1945 году для армии США вертолёт, который из-за своей формы получил название «летающий банан».

В Советском Союзе тоже велись работы в этом направлении. В 1952 году под руководством Игоря Александровича Эрлиха после всего лишь 9 месяцев с начала проектирования состоялся первый полёт Як-24, превосходивший по тому времени все зарубежные образцы.

Положительными сторонами этой схемы вертолёта являются:

  • большой объём грузового помещения.;
  • большой допустимый диапазон эксплуатационных центровок. Возможность использовать почти весь объём грузового пространства без потери в управляемости.

К недостаткам продольной схемы вертолёта относятся:

  • появление значительных вибраций в некоторых режимах полета. Этот эффект особенно сильно проявлялся на ранних моделях вертолётов;
  • некоторое ухудшение коэффициента полезного действия заднего несущего винта. Для решения этой проблемы задний винт расположен выше относительно переднего;
  • неполная компенсация реактивных моментов винтов, которая приводит к появлению паразитной боковой силы;
  • некоторая несимметричность устойчивости и управляемости в путевом отношении;
  • сложная трансмиссия.

Поперечная схема

Самый большой вертолёт в мире Ми-12

Поперечные винты устанавливаются на концах крыльев или специальных опор (ферм) по бокам корпуса вертолёта. К поперечной схеме можно отнести и некоторые конвертопланы в вертолётном режиме, например Bell V-22 Osprey, Bell Eagle Eye.

В 1921 году американский инженер Генри Берлинер вместе с отцом Эмилем Берлинером спроектировал вертолёт поперечной схемы. Он разместил по бокам самолетного фюзеляжа два небольших, четырёхметровых винта, а на хвосте рулевой пропеллер с вертикальной осью вращения — он должен был «задирать» хвост аппарата, чтобы у винтов появлялась горизонтальная составляющая тяги для движения вертолёта вперёд. Для управления вертолётом использовались отклоняемые поверхности, типа элеронов, а также наклоняемые оси несущих винтов.
Первым успешным вертолётом поперечной схемы стал немецкий Focke-Wulf Fw 61, который в 1937 году поставил ряд рекордов по дальности и скорости. В Советском Союзе первым вертолётом поперечной схемы стал проект «Омега» 1941 года.

Достоинства:

  • высокий коэффициент полезного действия несущих винтов вследствие отсутствия взаимного влияния воздушных потоков от этих винтов;
  • наиболее выгодная схема с точки зрения устойчивости и управляемости вследствие аэродинамической симметрии.

К недостаткам этой схемы следует отнести:

  • сложную трансмиссию;
  • повышенный вес конструкции;
  • повышенное лобовое сопротивление.

Соосная схема

Основная статья: Соосный несущий винт

Соосная схема представляет собой пару винтов, расположенных один над другим на соосных валах, вращающихся в противоположные стороны, благодаря чему компенсируются реактивные моменты, возникающие от каждого из винтов.

Первый патент на соосное расположение несущих винтов летательного аппарата был выдан в 1859 году англичанину Генри Брайту.

Первым полностью управляемым стал вертолёт Лабораторный гироплан (англ.), построенный Луи Шарлем Бреге и Рене Дораном в 1936 году.
Первый полёт вертолёта соосной схемы с полностью металлическими лопастями совершил американец Стенли Хиллер в 1944 году; конструкция оказалась настолько удачной, что сам Хиллер часто демонстрировал его устойчивость, отпуская рычаги управления и высовывая руки из окон.

В Российской империи два прототипа вертолёта Игоря Сикорского (создателя первого серийного вертолёта Sikorsky R-4, имевшего классическую схему) были выполнены по соосной схеме. В Советском Союзе темой соосных вертолётов впервые занялся коллектив Яковлева в 1944 году, а в 1945 году коллектив энтузиастов под руководством Николая Ильича Камова.

Вертолёт Камова Ка-8 полетел 12 ноября 1947 года, а вертолёт Яковлева «Шутка» 20 декабря 1947 года. Для конструкторского бюро Камова соосная схема стала основной. Теперь вертолёты Камова — единственные в мире пилотируемые вертолёты соосной схемы, выпускаемые серийно.

Достоинства соосной схемы:

  • малые габариты, так как лопасти соосных винтов короче несущих лопастей вертолётов с рулевым винтом схожего класса: требуется минимальная, по сравнению с другими схемами, взлётно-посадочная площадка;
  • компактность трансмиссии, которая расположена вдоль вала винтов;
  • сравнительная простота управления: органы управления расположены рядом с трансмиссией и при совершении манёвров не затрачивается дополнительная мощность двигателей;
  • отсутствие критически уязвимых узлов, таких как рулевой винт и его трансмиссия одновинтовых вертолётов;
  • значительно бо́льшая при равной тяговооружённости тяга винтов на режиме висения, потому что нет потерь мощности на рулевой винт, а нижний винт находится в воздушном потоке от верхнего винта;
  • аэродинамическая симметрия схемы и значительно меньшие перекрёстные взаимосвязи каналов управления;
  • уменьшение вибраций, чему способствуют меньшие размеры несущих винтов;
  • безопасность для обслуживающего персонала: отсутствие хвостового винта уменьшает вероятность травм.

Недостатки:

  • ухудшение коэффициента полезного действия несущих винтов из-за их взаимного влияния в различных режимах полёта по сравнению с продольной и поперечной схемами;
  • сложность производства, ремонта и обслуживания;
  • сравнительно большая высота вертолёта вследствие большого расстояния между винтами, это в свою очередь увеличивает аэродинамическое сопротивление, которое отрицательно сказывается на максимальной горизонтальной скорости;
  • вероятность перехлеста лопастей на критических режимах полёта (перехлест может наступать приблизительно в таких же режимах полёта, что и у несущего винта с хвостовой балкой классической схемы);
  • несколько бо́льшая скорость снижения на режиме авторотации;
  • более трудное обеспечение путевой устойчивости из-за присущего схеме короткого фюзеляжа, поэтому большинство соосных вертолётов имеет развитое вертикальное оперение.

Перекрещивающиеся лопасти

Основная статья: Синхроптер

Несущие винты расположены по бокам фюзеляжа со значительным перекрытием, а их оси наклонены наружу под углом друг к другу, исключая таким образом возможность перехлёста. Фактически такая схема является частным случаем поперечной схемы с максимально возможным перекрытием несущих винтов, в то же время обладает свойствами соосной схемы. Из-за наклона винтов реактивные моменты уравновешиваются только относительно вертикальной оси, а их проекции относительно поперечной оси складываются, образуя момент тангажа.

Первые серийные вертолёты этой схемы Флеттнер FI 282 «Колибри» появились в Германии в 1942 году. В настоящий момент единственным серийным производителем подобных вертолётов является американская компания Kaman Aircraft. Отличительной особенностью данной фирмы являются использование в системе управления вертолётом сервозакрылок, установленных на лопастях, принцип действия которых схож с элероном самолёта.

Достоинства:

  • минимальные габаритные размеры;
  • простая и лёгкая трансмиссия;
  • малый относительный вес конструкции;
  • симметричность в отношении аэродинамики.

Недостатки:

  • ухудшение коэффициента полезного действия несущих винтов вследствие взаимного влияния их друг на друга;
  • возникновение продольного момента, усложняющего балансировку вертолёта.

Многовинтовая схема

Основная статья: Квадрокоптер

В основном вертолёты данной конструкции используют четыре винта, одна пара из которых расположены в продольной схеме, а другая — в поперечной, хотя встречаются конструкции как с тремя несущими винтами (Ми-32, Cierva Air Horse (англ.)русск.), так и с большим числом винтов (Мультикоптер (англ.)русск.).
Отличается большим весом, но вместе с тем простотой управления, так как такая схема не требует автомата перекоса, а направление полёта задаётся регулированием мощности на каждом из винтов в отдельности.
В настоящий момент пользуется все большей популярностью в радиоуправляемых вертолётах.
Схема изначально была представлена в прототипах начала двадцатого века на заре авиации.
К вертолётам такой схемы можно отнести квадрокоптер Георгия Ботезата, бывшего профессора Петроградского технологического института, эмигрировавшего в Америку; вертолёт Этьена Эмишена, который помимо 4 несущих винтов имел 6 небольших пропеллеров для поддержания равновесия и 2 винта для горизонтального полёта
К многовинтовой схеме можно отнести и некоторые конвертопланы, например Curtiss-Wright X-19, Bell X-22, Bell Boeing Quad TiltRotor(проект).

Примечания

  1. Богданов и др., 1990, с. 14.
  2. Мир вертолётов. Поиски схемы. aviastar.org. Дата обращения 4 апреля 2012.
  3. Achenbach 1874 Вертолёт Аченбаха, 1874 (англ.). aviastar.org. Дата обращения 4 апреля 2012.
  4. Одновинтовые вертолёты с фенестроном » Малая энциклопедия вертолётостроения. Всё про вертолёты
  5. Вертолёт Юрьева 1910 года
  6. История вертолётных рекордов — 0051.htm (недоступная ссылка)
  7. Вертолёт Кёртиса-Бликкера. http://aviastar.org.+Дата обращения 4 апреля 2012.
  8. Вертолёт Doblhoff WNF 342. http://www.aviastar.org.+Дата обращения 4 апреля 2012.
  9. Реактивные вертолёты. http://www.aviastar.org.+Дата обращения 4 апреля 2012.
  10. Портативный вертолёт Глухарёва Meg-1. http://www.aviastar.org.+Дата обращения 4 апреля 2012.
  11. Яковлев ЯК-24 Транспортно-десантный вертолёт // vertopedia.ru
  12. Поль Корню. Изобретатель первого вертолёта.
  13. Российские немцы. История и современность Архивная копия от 19 апреля 2012 на Wayback Machine // rdinfo.ru
  14. Яковлев Як-24 // airwar.ru
  15. Boeing Vertol СН-47 CHINOOK Многоцелевой транспортный вертолёт // vertopedia.ru
  16. Вертолёт Берлинера
  17. Вертолёт Хиллер Xh-44-r. http://www.aviastar.org.+Дата обращения 4 апреля 2012.
  18. Ошибка в сносках: Неверный тег <ref>; для сносок Бреге не указан текст
  19. Вертолёт Ка-8. http://www.aviastar.org.+Дата обращения 4 апреля 2012.
  20. Яковлев ЭГ
  21. Практическая аэродинамика вертолёта Ка-26 / К. Н. Лалетин. — М.: «Транспорт», 1974.
  22. Богданов и др., 1990, с. 16.
  23. В арьергарде авиации. Дата обращения 4 апреля 2012.

Литература

  1. Конструкция вертолётов: Учебник для авиационных техникумов / Ю. С. Богданов, Р. А. Михеев, Д. Д. Скулков. — М.: Машиностроение, 1990. — 272 с.: ил. — ISBN 5-217-01047-9; ББК 39,57я723 Б73; УДК 629.735.45.0.
  2. Аэродинамический расчёт вертолётов / Академик Б. Н. Юрьев. — М.: Государственное издательство оборонной промышленности, 1956. — 272 с.: ил.
  3. Винтовые летательные аппараты / Камов Н. И.. — М.: Оборонгиз, 1948.

Ссылки

  • КОВАЛЕВ М. В., Устройство вертолёта
  • Техника Молодежи. Наш авиамузей. Винтокрылые.

Изобретение относится к приводу хвостового винта вертолета с помощью динамоэлектрической машины.

Вертолет имеет обычно два винта, при этом главный винт приводится во вращение с помощью вертикально ориентированного вала, а хвостовой винт — с помощью ориентированного в осевом направлении вала. При этом под винтом понимаются как лопасти винта, так и головка винта, на которой закреплены эти лопасти. В вертолетах желательно иметь сравнительно большую удельную мощность, т.е. большое соотношение киловатт/килограмм, с целью увеличения грузоподъемности вертолета.

Вертолет является вертикально взлетающим и вертикально приземляющимся воздушным транспортным средством, в котором используется для создания подъемной силы и тяги с помощью двигателя один или несколько винтов, которые работают в виде вращающихся несущих поверхностей или крыльев или винтовых лопастей, за счет чего вертолет относится к летательным аппаратам с несущим винтом.

В наиболее часто применяемых одновинтовых системах на оси главного винта возникает крутящий момент, который вызывает противоположно направленное вращение фюзеляжа вертолета. Для предотвращения этого имеется, среди прочего, возможность предусмотрения боковой противотяги с помощью хвостового винта.

Конфигурация с хвостовым винтом является наиболее распространенной в конструкции вертолетов для компенсации создаваемого главным винтом крутящего момента. При этом с помощью установленного в хвостовой консоли вертолета за пределами круга главного винта хвостового винта создается горизонтальная тяга для противодействия вращению фюзеляжа вокруг вертикальной оси. Наряду с компенсацией крутящего момента, хвостовой винт служит также для управления вертолетом вокруг главной оси, т.е. поворотом вправо/влево. Тягой хвостового винта управляют, как правило, с помощью системы рычагов, которая изменяет общий угол установки лопастей винта. Хвостовой винт потребляет примерно 20% всей приводной мощности вертолета.

Недостатком применяемых до настоящего времени приводов хвостового винта является то, что сравнительно большая доля приводной мощности и общего веса вертолета приходится на хвостовой винт.

Для компенсации крутящего момента из WO 09/143669 А1 известен вертолет с двойными винтами, винты которого приводятся во вращение с помощью электродвигателей.

Из DE 3915526 А1 известен дуплексный электродвигатель, в котором полый ротор приводится во вращение снаружи и изнутри, и тем самым должна достигаться более высокая мощность по сравнению с обычными электродвигателями.

Из DE 19856647 А1 известен электродвигатель с большим крутящим моментом, который выполнен в виде многополюсной электрической машины с возбуждением от постоянных магнитов и имеет полый цилиндрический ротор из магнитомягкой стали, который на обеих сторонах обложен постоянными магнитами, расположен коаксиально между наружным и внутренним статором и соединен с возможностью вращения с установленным в корпусе машины валом.

Исходя из этого, в основу изобретения положена задача дальнейшего уменьшения удельного веса вертолета при одновременном обеспечении простоты конструкция хвостового винта.

Решение поставленной задачи достигается с помощью привода хвостового винта вертолета с помощью машины с поперечным магнитным потоком с возбуждением от постоянных магнитов с дуплексным расположением тем, что между двумя статорами, которые имеют каждый систему кольцевых обмоток, расположен дисковый ротор, который имеет постоянные магниты и на наружной окружности которого расположены лопасти хвостового винта.

Согласно изобретению, для привода хвостового винта предусмотрен электродвигатель с поперечным магнитным потоком с дуплексным расположением, который имеет кольцевые обмотки. Для повышения использования, согласно изобретению, электродвигателя с поперечным магнитным потоком этот электродвигатель расположен с дуплексным расположением, т.е. как на одной, так и на другой стороне дискового ротора предусмотрены статоры с кольцевыми обмотками. При этом два статора расположены так, что их канавки и зубцы находятся противоположно друг другу, а между ними расположен снабженный постоянными магнитами дисковый ротор.

Каждый статор имеет систему кольцевых обмоток, обмотки которой расположены концентрично вокруг оси хвостового винта. Кольцевые обмотки всего привода хвостового винта предпочтительно выполнены в виде двух систем кольцевых обмоток трехфазного тока, при этом каждый статор имеет систему кольцевых обмоток трехфазного тока. Для регулирования осевого положения ротора и тем самым всего хвостового винта используются обе системы кольцевых обмоток. При этом используется принципиальный способ симметричных компонентов для осуществления упрощенного анализа не симметрии в системе трехфазного тока или системе более высокого порядка.

При этом несимметричная система разделяется на систему прямой последовательности фаз, систему обратной последовательности фаз и систему нулевой последовательности.

При этом системы нулевой последовательности этих обеих систем кольцевых обмоток предпочтительно регулируется независимо друг от друга. Таким образом, необходимую осевую силу опоры можно создавать электрически.

Для создания осевой силы опоры и для управления ею возможно также предусмотрение не только системы нулевой последовательности, но также других комбинаций фазовых токов систем кольцевых обмоток. Система нулевой последовательности является комбинацией фазовых токов, которые не оказывают влияния на крутящий момент привода. Это особенно предпочтительно, поскольку за счет этого создание крутящего момента не зависит от создания осевой опорной силы.

Другая благоприятная комбинация фазовых токов достигается с помощью регулирования возбуждения, при котором с помощью преобразователя частоты достигается расширенный диапазон частоты вращения и более высокая точность позиционирования привода. При осевой магнитной опоре важным является лишь вектор переменного тока в направлении d на основании трансформации d/q. Известно, что в синхронном электродвигателе направление q трехфазного тока создает крутящий момент. Направление d не влияет на крутящий момент. Таким образом, можно, согласно изобретению, выполнять электродвигатель с поперечным магнитным потоком так, что направление d управляет силой притяжения между ротором и соответствующим статором однозначным и непрерывным образом. Для этого векторного регулирования важным является положение полюсного колеса, т.е. ротора. Это можно осуществлять без датчиков или с помощью кодера.

Таким образом, помимо системы нулевой последовательности систем трехфазных токов в принципе также пригодно направление d трехфазного тока для создания осевого магнитного подшипника.

Когда система нулевой последовательности трехфазного тока используется для создания и управления осевой опорной силой, то ротор привода также должен иметь ферромагнитные свойства, т.е. быть, в частности, магнитомягким. За счет этого устанавливается пригодная для использования плотность сил линий поля нулевой последовательности на диске ротора. Таким образом, постоянные магниты должны быть расположены на тонкой ферромагнитной пластине в виде уплотнительной шайбы. Для уменьшения потерь на вихревые токи в дисковом роторе шайба выполнена веерообразно или спицеобразно, или с концентричными прорезями.

Величина электродвигателя определяется крутящим моментом. Для получения большого крутящего момента предусмотрен многополюсный электродвигатель, в котором полюса ротора лежат на сравнительно большом диаметре.

Для дальнейшего повышения мощности привода кольцевые обмотки статора охлаждаются маслом. При этом особенно предпочтительно, когда система кольцевых обмоток одного статора окружена закрытой масляной ванной, в которой циркулирует масло, которое отводит тепловые потери обмотки и тем самым обеспечивает охлаждение соответствующей системы обмоток.

В другом варианте выполнения масляная ванна окружает не только систему кольцевых обмоток, а весь статор, так что могут отводиться также потери в железе статора.

Ротор выполнен в виде диска и снабжен на своих обращенных к статорам сторонах стойкими к высоким температурам постоянными магнитами.

Для дальнейшего уменьшения вихревых токов внутри постоянных магнитов, постоянные магниты выполнены слоистыми. При этом структура слоев выбрана так, что эффективно прерываются возможные пути прохождения вихревых токов внутри постоянных магнитов.

Через воздушный зазор между ротором и статорами ротор охлаждается проходящим воздухом.

Ротор, который выполнен в виде диска, имеет в качестве несущего материала по меньшей мере частично, наряду с материалами с ферромагнитными свойствами также высокопрочный карбон/кефлар с заделанными стойкими к высоким температурам постоянными магнитами. На наружной окружности дискового ротора предпочтительно расположены в радиальном удлинении диска лопасти хвостового винта.

Ниже приводится более подробное пояснение изобретения, а также предпочтительных вариантов выполнения изобретения со ссылками на прилагаемые чертежи, на которых изображено:

фиг.1 — вертолет;

фиг.2 — привод хвостового винта вертолета.

На фиг.1 схематично показан вертолет 10 с главным винтом 11 и показанным в качестве примера хвостовым винтом 12, который расположен на хвостовой консоли 13. При этом расположенный в хвостовой консоли 13 вертолета 10 снаружи круга главного винта 11 хвостовой винт создает горизонтальную тягу с целью противодействия вращению фюзеляжа вокруг вертикальной оси. Наряду с компенсацией крутящего момента, хвостовой винт 12 служит также для управления вертолетом вокруг главной оси, т.е. поворотов вправо и влево.

На фиг.2 показан привод 1, согласно изобретению, хвостового винта 12 вертолета 10 в виде машины с поперечным потоком с возбуждением от постоянных магнитов с дуплексным расположением. При этом как слева, так и справа от ротора 5 находится статор 4 с кольцевыми обмотками 8, которые расположены концентрично вокруг оси 17. Ротор 5 установлен с возможностью вращения вокруг оси 17 с помощью радиального подшипника 3. На радиально наружном крае дискового ротора 5 предусмотрена несущая конструкция 2, на которой расположены лопасти 14 хвостового винта 12. При этом в этом варианте выполнения лопасти 14 расположены в радиальном удлинении дискового ротора 5.

В общую идею изобретения входят также другие варианты выполнения, в которых предусмотрено другое конструктивное расположение лопастей 14 винта, например, на наружной поверхности горшкообразной несущей конструкции 2.

По меньшей мере один радиальный подшипник 3 обеспечивает лишь радиальную опору и восприятие радиальных сил, в то время как осевая опора ротора 5 осуществляется с помощью обеих систем 8 кольцевых обмоток, предпочтительно систем кольцевых обмоток трехфазного тока в соответствующем статоре 4. То есть имеется осевая магнитная опора. Для этой регулируемой магнитной опоры в этом варианте выполнения применяется магнитное обратное замыкание электродвигателя с поперечным магнитным потоком. Обе системы нулевой последовательности систем кольцевых обмоток трехфазного тока регулируются независимо друг от друга, с целью удерживания соответственно, обеспечения опоры ротора 5 и тем самым в конечном итоге хвостового винта 12 в его заданном осевом положении.

Схематично изображенные линии 7 поля создаются с помощью соответствующей системы нулевой последовательности.

За счет изменения тока левой и правой системынулевой последовательности можно управлять величиной и знаком, т.е. влево или право, силой притяжения.

В хвостовом винте 12 возникают аэродинамические силы главным образом в осевом направлении, которые в данном случае воспринимаются с помощью осевой магнитной опоры.

Ротор 5 со своими расположенными на диске постоянными магнитами 15 движется в воздушном зазоре между обоими статорами 4 в воздухе и охлаждается воздухом. Потери на вихревые токи расположенных на роторе 5 постоянных магнитов 15 отводятся в одном варианте выполнения с помощью посторонней вентиляции.

В другом особенно предпочтительном варианте выполнения аэродинамика хвостового винта 12 выполнена так, что воздушное охлаждение воздушного зазора 6 обеспечивается на основании эффекта Вентури. Таким образом, нет необходимости в дополнительной посторонней вентиляции, которая, с одной стороны, требует дополнительного контролирования ее действия и, с другой стороны, приводит к увеличению веса вертолета 10.

Однако для уменьшения потерь на вихревые токи постоянные магниты 15 выполнены слоистыми.

Предпочтительно, привод 1 и хвостовой винт 12 имеют общую радиальную и осевую опору, и нет необходимости в редукторе и/или дополнительных опорных блоках в зоне хвостового винта.

Для дальнейшего снижения веса вертолета статоры 4 предпочтительно снабжены многослойными металлическими материалами.

Для дальнейшего повышения использования привода 1 хвостового винта 12 кольцевые обмотки 8 имеют масляное охлаждение. При этом масляная ванна 9 окружает концентрично проходящую кольцевую обмотку, т.е. одну фазу статора 4 или всю систему кольцевых обмоток соответствующего статора 4. Это схематично показано на фиг.2 в нижней половине на левом статоре 4. Таким образом отводятся потери тепла системы обмоток.

Также весь статор 4 со своим ярмом, в частности магнитопроводом и системой обмоток, может находиться в масляной ванне.

Таким образом, указанная система привода 1 хвостового винта 12 выполнена в виде электродвигателя с поперечным магнитным потоком с дуплексным расположением для вертолета с мощностью 234 кВт при частоте вращения примерно 3600 об/мин, при наружном диаметре 16 привода 1 хвостового винта 12 примерно 3500 мм, что соответствует внутреннему диаметру хвостового винта 12.