В каком городе производят вертолеты

Вертолёты России

О велокоманде см. Вертолёты России (велокоманда).

АО «Вертолёты России»

Тип

акционерное общество

Основание

Расположение

Россия: Москва

Ключевые фигуры

Богинский Андрей Иванович (генеральный директор АО «Вертолеты России»)

Отрасль

Машиностроение

Продукция

Военные и гражданские вертолёты

Собственный капитал

  • 118 714 000 000 ₽ (2016)

Оборот

▲ 220,0 млрд руб. (2015 год, МСФО)

Операционная прибыль

▲ 58,6 млрд руб. (2015 год, МСФО)

Чистая прибыль

▲ 42,2 млрд руб. (2015 год, МСФО)

Активы

  • 368 347 000 000 ₽ (2016)

Число сотрудников

46 000

Материнская компания

Ростех

Дочерние компании

Московский вертолетный завод им. М.Л. Миля,
Камов,
Улан-Удэнский авиационный завод,
Казанский вертолетный завод,
Роствертол,
Кумертауское авиационное производственное предприятие,
Арсеньевская авиационная компания «Прогресс» им. Н.И.Сазыкина,
Центр Закупок и Логистики Вертолетостроительной Индустрии,
Вертолетная сервисная компания,
Новосибирский авиаремонтный завод,
356 Авиационный ремонтный завод,
419 Авиационный ремонтный завод,
810 Авиационный ремонтный завод,
12 Авиационный ремонтный завод,
150 Авиационный ремонтный завод

Аудитор

HLB Внешаудит

Сайт

Медиафайлы на Викискладе

Холдинг «Вертолёты России» — российский вертолётостроительный холдинг, объединяющий большинство вертолётостроительных предприятий страны. АО «Вертолёты России» (управляющая компания холдинга) является дочерней компанией Государственной корпорации «Ростех».

История

Холдинг «Вертолёты России» был создан в 2007 году как дочерняя компания ОАО «ОПК» «Оборонпром», в которую были переданы вертолётостроительные активы материнской компании. К концу 2010 года холдинг консолидировал контрольные пакеты всех вертолётостроительных заводов в России.

В мае 2011 года «Вертолёты России» собирались провести первичное размещение акций на Лондонской фондовой бирже, планируя привлечь свыше $500 млн (из них до $250 млн в качестве инвестиций в саму компанию, остальное — владельцу — «Оборонпрому»). Это стало бы первым размещением предприятия российского ВПК на зарубежной площадке. Подготовка к IPO сопровождалась довольно заметной рекламной кампанией, в частности, в газете «The Times» было размещено поздравление принцу Уильяму со свадьбой. Рекламное объявление на целую полосу изображало вертолёт Ми-26T, нависший над Букингемским дворцом с большим подарочным свёртком. Дополнял рекламу слоган «Одному известному пилоту от известного производителя вертолётов». Однако, размещение было отложено в силу низкого спроса на акции.

Отраслевое издание Defense News в своем ежегодном рейтинге Defense News TOP 100, посвященном компаниям оборонно-промышленного комплекса со всего мира, поместило холдинг «Вертолёты России» на 24-е место по итогам 2012 года, отметив рекордные темпы роста российской оборонной компании, поднявшейся с 39-й позиции в рейтинге по итогам 2011 года. В анализе рейтинга отмечается, что за отчетный период ОПК России в целом показал впечатляющие результаты, особенно на фоне снижения военных расходов США и ряда европейских стран.

В сентябре 2015 года компания включена в санкционный список Украины. Санкции предусматривают блокировку активов и приостановление выполнения экономических и финансовых обязательств со стороны Украины».

Правительство РФ рассматривало объединение ОАК и «Вертолетов России» в 2018 году, однако тогда от идеи решено было отказаться, так как решение затрагивало интересы иностранного акционера «Вертолетов России» — фонда Mubadala из ОАЭ, который совместно с РФПИ владеет 12,5% холдинга. Фонд мог потребовать возмещения стоимости акций на сумму около 30 млрд руб.

«Ростех» продолжает рассматривать вариант объединения ОАК и «Вертолетов России» по примеру Airbus и Boeing. 12,5% aкций холдинга «Вертолеты России» (на сумму около 30 млрд руб. или около 480 миллионов долларов), принадлежит холдингу Mubadala из OAЭ, совместно с РФПИ (Российский фонд прямых инвестиций (РФПИ) – суверенный инвестиционный фонд Российской Федерации с зарезервированным капиталом $10 млрд под управлением.).

Собственники и руководство

Руководство холдинга:

  • генеральный директор — Богинский Андрей Иванович
  • первый заместитель генерального директора — Фомин Сергей Валерьевич
  • заместитель генерального директора – руководитель аппарата — Корицкий Юрий Анатольевич
  • заместитель генерального директора по научно-технической политике и разработке вертолетной техники — Короткевич Михаил Захарович
  • заместитель генерального директора по программам и стратегии — Пахоменко Алексей Владимирович
  • заместитель генерального директора по продажам военной вертолетной техники — Савельев Владислав Юрьевич
  • заместитель генерального директора по инфраструктурному развитию — Лигай Вадим Александрович
  • заместитель генерального директора по послепродажному обслуживанию — Чечиков Игорь Валерьевич
  • заместитель генерального директора – генеральный конструктор — Павленко Николай Серафимович
  • заместитель генерального директора по безопасности — Грязнов Николай Иванович

Совет директоров холдинга:

  • Артяков Владимир Владимирович — председатель
  • Богинский Андрей Иванович — генеральный директор
  • Михеев Александр Александрович
  • Леликов Дмитрий Юрьевич
  • Скворцов Сергей Викторович
  • Федоров Кирилл Валерьевич
  • Минниханов Рустам Нургалиевич
  • Лалетина Алла Сергеевна
  • 14 декабря 2015 года в Совет директоров назначен Анатолий Сердюков
  • Савенков Александр Николаевич
  • Чистяков Александр Леонидович
  • 12,5% aкций холдинга «Вертолеты России» (на сумму около 30 млрд руб. или около 480 миллионов долларов), принадлежит холдингу Mubadala из OAЭ, совместно с Российским фонд прямых инвестиций (РФПИ) – суверенный инвестиционный фонд Российской Федерации.

Деятельность

«Вертолёты России» осуществляет разработку и серийное производство вертолётов, ремонт вертолётной техники, сервис и маркетинг. Имеет следующие дочерние и зависимые организации:

  • АО «Московский вертолётный завод имени М. Л. Миля» (завод №329) (пос. Томилино)
    • ООО «ВР — Ресурс» (пос. Томилино)
    • ОАО «Вертолетный Производственный Комплекс «Конверс — Миль» (г. Москва)
  • АО «Камов» (ОКБ-2) (пос. Томилино)
  • АО «Улан-Удэнский авиационный завод» (завод №99) (г. Улан-Удэ)
    • ОАО «Вертолетная инновационно-промышленная компания (г. Улан-Удэ)
    • ЗАО «Авиакомпания «Баргузин» (г. Улан-Удэ)
    • ОАО «Авиационная промышленность» (г. Москва)
    • ООО «Научно-производственный концерн «Штурмовики Сухого» (г. Москва)
  • ПАО «Казанский вертолётный завод» (завод №387) (г. Казань)
    • ЗАО «Прана — АВИА (г. Москва)
    • ООО «Совместное Татарско-Венгерское предприятие «Хелико» (г. Казань)
    • ЗАО «Завод «Спецпластина» (г. Санкт-Петербург)
    • ЗАО «Заречье» (г. Казань)
    • ЗАО «Евромиль» (г. Москва)
    • ЗАО «Казанский вертолетный завод» (г. Казань)
    • ООО «ВЭКС-М» (г. Москва)
    • ОАО «АКБ «Заречье» (г. Казань)
    • ЗАО «Вертолеты МИ на газовом топливе»
    • АК «Вертолетотехническая компания»
  • ПАО «Роствертол» (завод №168) (г. Ростов-на-Дону)
    • ЗАО «Авиакомпания «Росвертол-АВИА» (г. Ростов-на-Дону)
    • ЗАО «Санаторий «Зорька» (п. Небуг-1)
    • ООО «СДК «Росвертол» (г. Ростов-на-Дону)
    • АО «Росвертол — Интернациональ» (г. Брюссель)
    • ПАО «Донской коммерческий банк» (г. Ростов-на-Дону)
    • АО «Негосударственный пенсионный фонд «Росвертол» (г. Ростов-на-Дону)
  • ПАО «Арсеньевская авиационная компания «Прогресс» им. Н. И. Сазыкина» (завод №116) (г. Арсеньев)
    • ЗАО «Активные операции» (г. Москва)
  • АО «Кумертауское авиационное производственное предприятие» (г. Кумертау)
  • АО «Ступинское машиностроительное производственное предприятие» (завод №120) (г. Ступино)
  • АО «Авиационные редуктора и трансмиссии — Пермские моторы» (г.Пермь)
  • ООО «ВР — Технологии» (пос. Томилино)
  • АО «Вертолётная сервисная компания» (г. Москва)
    • АО «Новосибирский авиаремонтный завод»
    • ЗАО «ВР-Сервис»
    • SINO-RUSSIAN HELICOPTER TECHNOLOGY CO.LTD
  • ООО «Обслуживающая компания «ЛИК» (пос. Томилино)
  • АО «356 Авиационный Ремонтный завод» (АРЗ 356) (г. Энгельс)
  • АО «419 Авиационный ремонтный завод» (АРЗ 419) (г. Санкт-Петербург)
  • АО «810 авиационный ремонтный завод» (АРЗ 810) (г. Чита)
  • АО «12 Авиационный ремонтный завод» (12 АРЗ) (г. Хабаровск)
  • АО «150 Авиационный ремонтный завод» (150 АРЗ) (г. Светлый)
  • ООО «Центр закупок и логистики вертолётостроительной индустрии» (ЦЗЛ ВИ) (г. Москва)
  • ООО «Международные вертолетные программы» (пос. Томилино)
  • Integrated Helicopter Services Private Limited (Индия)
  • International Rotor Craft Services FZC (ОАЭ)
  • ООО «ВР Литейное производство» (г. Москва)
  • ООО «ВР Лопастное производство» (г. Кумертау)
  • АО «ХелиВерт» (г. Москва)

Совместные предприятия:

  • В 2012 году в подмосковном Томилино на территории Национального центра вертолётостроения было построено и введено в эксплуатацию совместное итальянско-российское предприятие по производству гражданских вертолётов AW139 (с концерном Agusta Westland, входящим в группу Finmeccanica). Первый полет собранного в России AW139 состоялся в декабре 2012 года. По состоянию на июнь 2014 года совместным предприятием было изготовлено только два вертолёта в комплектации VIP, ещё семь находились в сборочном цеху. В 2012 году на авиасалоне в Фарнборо стороны подписали рамочное соглашение по созданию однодвигательного легкого вертолёта массой 2,5 тонны. Начало серийного производства было запланировано на 2015 год и предполагало паритетное участие сторон. Однако в марте 2014 года этот совместный проект был прекращён. Стороны объяснили это невозможностью создания коммерчески успешного продукта в данном сегменте рынка.

Консолидация российского вертолётостроения

Консолидация вертолётостроительной отрасли России завершена. Холдинг «Вертолёты России» активно развивает научно-производственную базу. В подмосковном Томилино сформирован научно-технический комплекс Национального центра вертолётостроения: построен новый корпус вертолётно-инженерного центра, состоящий из двух интегрированных конструкторских бюро, летно-испытательного центра, опытного производства и экспериментально-исследовательского центра.

Идет реформирование производственной платформы. Определена идеология основных центров специализации и компетенции производственных единиц — серийных заводов. В новой конфигурации российского вертолётостроения заводам отводится важная роль формирования конкурентоспособного облика промышленности под текущее и перспективное производство.

Подтверждена главная стратегическая задача развития холдинга «Вертолеты России», определены целевые индикаторы по годам: к 2015 году российское вертолётостроение должно занять 15 % глобального рынка.

Показатели деятельности

В 2007 году вертолётостроительная отрасль построила 102 машины. Среди них: 83 вертолёта семейства Ми-8/17, 11 семейства Ка-27/32 и 8 боевых Ми-24/35М. В относительных величинах динамика производства — положительная и составляет 59 %.

В 2008 поставлено 169 вертолётов.

В 2009 году предприятия холдинга «Вертолёты России» изготовили 183 единицы вертолётной техники, что на 14 вертолётов больше, чем в 2008 году.

В 2010 поставлено 214 вертолётов, портфель заказов составил 430.

В 2011 поставлено 262 вертолёта, портфель заказов удвоился, до 859 вертолётов, рентабельность на уровне 17 %.

В 2012 году на российских вертолётостроительных предприятиях, входящих в холдинг, было построено 290 вертолётов.

Заказы на постройку новых вертолётов военного и гражданского назначения для российских и зарубежных заказчиков выполняли все производственные предприятия отрасли: «Казанский вертолётный завод» (98 единиц), «Роствертол» (54 единицы), «Улан-Удэнский авиационный завод» (100 единиц), «Кумертауское авиационное производственное предприятие» (17 единиц) и «Арсеньевская авиационная компания „Прогресс“» (21 единица).

Успешной работе способствовало конструкторское сопровождение специалистов «Московский вертолётный завод имени М. Л. Миля» и ОАО «Камов».

По типам вертолётов парк мировой авиации в 2012 году пополнился на 193 машины семейства Ми-8/17, 29 боевых Ми-35М и 18 Ми-28Н, а также 17 семейства Ка-27/32, 21 Ка-52, 6 Ансат-У и 7 Ми-26.

Выручка компании за 2008 и 2009 года отдельно от предприятий группы компаний, которыми управляет ОАО «Вертолёты России», составила 362,2 млн руб. и 775,7 млн руб. соответственно. Чистая прибыль — 64,4 млн руб. и 270,97 млн руб. соответственно. Выручка с учетом предприятий за 2008 и 2009 года составила 31,7 млрд руб. и 47,3 млрд руб. соответственно.

Чистый долг холдинга «Вертолёты России» на конец 2010 года составлял 28,4 млрд руб., капвложения на 2011 год запланированы на уровне 16,5 млрд руб., на 2012 год — 12,8 млрд руб.

В 2012 году выручка компании выросла на 21 % по сравнению с 2011 годом и составила 125,7 млрд руб., показатель EBITDA увеличился на 16 % и составил 20,8 млрд руб., прибыль возросла на 35,2 % до 9,4 млрд руб. В 2012 году холдинг «Вертолёты России» поставил на рынок 290 вертолётов, что на 10,7 % выше показателя предыдущего года. Твердый портфель заказов компании на август 2013 года составил 870 вертолётов на общую сумму более 388 млрд рублей. В ноябре 2011 г. холдинг «Вертолёты России» завершил размещение биржевых облигаций серии БО-02 объёмом 5 млрд рублей. Организатором выпуска является Газпромбанк. В 2013 году поставки российской боевой и военно-транспортной вертолётной техники производства холдинга «Вертолёты России» за рубеж увеличились на 20 % по сравнению с 2012 годом и составили 130 вертолётов.

По итогам 2015 года холдинг продемонстрировал значительный рост основных финансовых показателей, что связано с девальвацией рубля и экспортно-ориентированным портфелем заказов, номинированным в валюте. Одновременно произошло существенное снижения поставок вертолётной техники (212 вертолётов за 2015 год против 271 годом ранее). По словам руководства холдинга падение поставок, в первую очередь, связано с общемировой тенденцией перенасыщения рынка и, как следствие, падением спроса на продукцию.

В 2016 году выручка холдинга составила 214,3 млрд руб., показатель EBITDA — 40,9 млрд руб., прибыль составила 16,2 млрд руб. В 2016 году холдинг «Вертолеты России» поставил на рынок 189 вертолетов. Твердый портфель заказов компании на январь 2017 года составил 396 вертолетов.

Показатель 2003* 2004* 2005* 2006* 2007 2008 2009 2010 2011 2012 2013 2014 2015 2016 2017
Поставлено и произведено вертолётов (шт.) 70 85 80 93 102 169 183 214 262 290 (поставки) 275 (поставки) 303 (производство) 271 (поставки)

287(производство)

271 (поставки)

239 (производство)

188 (поставки)

183 (производство)

213 (поставки)

205 (производство)

Гособоронзаказ (шт.) 20 25 25 59 90 127 >100
Твёрдый портфель заказов (шт.) 351 430 859 817 808 546 494 396
Выручка (млрд. руб.) 31,698 47,305 67,202 103,938 125,749 138,263 169,842 219,972
— коммерческие (млрд. руб.) 14,814 19,044 19,302 23,479 17,054 26,943 20,413
— военные (млрд. руб.) 16,884 28,261 47,9 80,459 108,695 111,32 149,429
Прибыль (млрд. руб.) 1,934 3,884 5,904 6,985 9,442 9,473 20,712 42,198
Налог на прибыль (млрд. руб.) (0,907) 1,152 1,501 2,966 2,877 5,075 8,87 11,767

* Года показателей предприятий до создания холдинга

  • Экономические показатели холдинга «Вертолёты России» в графиках
  • Производство

  • Гособоронзаказ

  • Выручка

  • Выручка по сегментам

  • Доход от услуг

  • Выручка по месту нахождения заказчиков (в млрд. руб.)

  • Выручка по месту нахождения заказчиков (в долях)

  • Производство по типам вертолётов (2012г.)

  • Уплата налога на прибыль

Проекты

Спортивные

В 2012 году холдинг «Вертолёты России» начал партнёрские отношения с британской компанией Caterham Group, которая владеет автомобильной маркой Caterham Cars и командой «Формулы-1» Caterham F1. За время сотрудничества сторонами было реализовано немало взаимовыгодных идей, включая такие, как: программа популяризации автоспорта в России, совместные международные маркетинговые проекты с участием вертолётов российского производства и настоящих гоночных болидов Caterham F1. Важную роль компании отводят своему сотрудничеству в технологической сфере. Это предполагает основу для новых совместных программ в области изучения композиционных материалов и высоких технологий. В 2012 году холдинг «Вертолёты России» являлся официальным партнёром команды «Формулы-1» Caterham F1.

Начиная с 2013 года холдинг спонсирует титульную команду по шоссейному велоспорту Russian Helicopters, куда входят многие молодые велогонщики России.

В апреле 2014 года холдинг «Вертолёты России» стал официальным спонсором московского клуба ЦСКА.

Синхрокоптер

В апреле 2019 года холдингом «Вертолёты России» разработан эскизный проект «синхрокоптера» с двумя несущими и одним толкающим винтами. Проект основан на базе вертолета схемы синхроптер и сможет развивать максимальную скорость 420 км/ч .

Модельный ряд

Современные требования глобального вертолётного рынка предполагают разнообразие модельного ряда. Утверждённый на ближайшие годы модельный ряд «Вертолёты России» предполагает помимо выпуска тяжёлых вертолётов серийное производство машин класса 5 и 6 тонн, 3,5-4 тонны.

«Работая с моделями, которые были разработаны ещё в советские времена, невозможно не быть реалистом, — заявил экс-генеральный директор ОАО „Вертолёты России“ Андрей Шибитов. — Между тем, планы холдинга предполагают сохранение позиций на внутреннем рынке, а также там, где российское вертолётостроение присутствует традиционно: в Индии, Китае, Африке, Юго-Восточной Азии. Холдинг расширяет своё присутствие на рынке Латинской Америки, удерживая долю на остальных рынках и не утрачивая позиций в России».

В числе ближайших актуальных задач холдинга «Вертолёты России» — вывод на рынок новых моделей среднего и лёгкого классов. Это поможет российскому вертолётостроению увеличить глобальное присутствие. По прогнозам, «Ансат», Ка-226Т, Ка-62 помогут эффективно расширить географию продаж. Проект Ка-226Т получил первый и пока единственный в ОАО «Вертолёты России» инвестиционный кредит. Предполагается, что после вывода на рынок этих вертолётов существенно изменится нишевая составляющая, которая пока тяготеет к машинам тяжёлого класса.

Вертолёты, находящиеся в серийном производстве:

  • Ансат
  • Ка-226Т
  • Ка-27
  • Ка-31
  • Ка-32А11ВС
  • Ка-52
  • Ми-8/17 и Ми-171
  • Ми-26Т
  • Ми-24
  • Ми-28Н
  • AW139

Вертолёты, находящиеся на этапе НИОКР или техпредложений:

  • Ка-62
  • Ми-171А2
  • Ми-38
  • VRT500

Перспективные вертолётные комплексы:

  • ПСВ (Rachel) — проект закрыт в 2014 году

Примечания

  1. 1 2 3 Бухаров, Дмитрий «»Вертолеты России» и Caterham расширяют сотрудничество». f1news.ru (14 декабря 2012). Дата обращения 19 декабря 2012. Архивировано 19 декабря 2012 года.
  2. Ростех :: Новости :: «Вертолеты России» объявили финансовые результаты за 2015 год
  3. 1 2 FY2016 Consolidated financial statements
  4. «Вертолёты России» оценили себя перед IPO в 2 миллиарда долларов. // lenta.ru. Дата обращения 18 июля 2011.
  5. Вертолёты России консолидировали контрольные пакеты акций вертолётостроительных компаний. // finam.ru. Дата обращения 18 июля 2011.
  6. 1 2 Денис Скоробогатько, Кирилл Мельников. «Вертолёты России» пролетели мимо Лондона // Коммерсант, 11.05.2011, № 82 (4623)
  7. «Вертолёты России» отложили IPO, не собрав книгу заявок. // vedomosti.ru. Дата обращения 10 мая 2011. Архивировано 1 марта 2012 года.
  8. Defense News Top 100 for 2013. Defense News (22.07.2013). Архивировано 10 октября 2013 года.
  9. Defense News TOP 100: впечатляющий успех российского ОПК. Новости ВПК (23.07.2013).
  10. УКАЗ ПРЕЗИДЕНТА УКРАЇНИ № 549/2015
  11. Под украинские санкции попали российские министры и крупнейшие авиакомпании. Lenta.ru (16 сентября 2015).
  12. Aerospace (англ.). www.mubadala.com (3 August 2012). Дата обращения 22 июля 2019.
  13. «Ростех» поглотит ОАК медленно // Коммерсантъ.
  14. Российский фонд прямых инвестиций. rdif.ru. Дата обращения 22 июля 2019.
  15. Объем инвестиций в строительство совместного с Италией производства вертолетов AW139 в России составит 40 млн евро (недоступная ссылка). Дата обращения 5 июля 2010. Архивировано 24 августа 2011 года.
  16. Елизавета Кузнецова. Итальянские вертолеты не взлетели в России // Коммерсантъ, № 96 (5369), 05 июня 2014
  17. В 2009 году производство вертолётов в России выросло на 8,3 %
  18. Александра Терентьева, Алексей Никольский. Petrobras выбрала российское // Ведомости, 07.12.2010, № 231 (2749) (Проверено 7 декабря 2010)
  19. Вертолёты России
  20. 1 2 Вертолёты России
  21. Вертолёты России — о холдинге. // russianhelicopters.aero.
  22. «Вертолёты России» разместили бонды на 5 млрд рублей. // rusbonds.ru.
  23. Экспорт российских вертолётов за 10 лет увеличился в 10 раз. // http://ria.ru/.
  24. http://www.militarynews.ru/story.asp?rid=1&nid=410592 «Вертолёты России» поставили в 2015 году 212 вертолётов — холдинг
  25. http://www.russianhelicopters.aero/ru/.
  26. http://www.russianhelicopters.aero/ru/.
  27. «Caterham F1.Our official partners» (англ.). caterhamf1.com. — Информация, опубликованная на официальном сайте команды. Дата обращения 19 декабря 2012. Архивировано 19 декабря 2012 года.
  28. Абушкин, Руслан Новая велокоманда «Вертолеты России» выступит в континентальном дивизионе. Советский спорт (1 февраля 2013). Дата обращения 11 октября 2014.
  29. «Вертолеты России» подписали договор о спонсорской поддержке футбольного клуба ЦСКА (29.04.2014).
  30. «Вертолеты России» разрабатывают проект синхрокоптера
  31. Перспективный скоростной вертолет (ПСВ)
  32. Деньги для вертолетов

Мир оружия

В России действую несколько заводов про изготовлению вертолетов разных типов. Таких марок как КА-52, Ансад, Ми-17, Ми-38, Ми-26, Ми-28, Ми-35.Ми-171.

Производством вертолетов занимаются заводы

1) Арсеньевская авиационная компания «Прогресс» им. Н. И. Сазыкина

2) ОАО «Казанский вертолётный завод»

3) ОАО «Омский завод гражданской авиации»

4) ОАО «Роствертол»

Авиационные заводы способно выпускать вертолеты семейства Ми-8/171 в следующих модификациях: многофункциональный вертолет Ми-8АМТ/Ми-171Е; сертифицированный вертолет Ми-171; грузопассажирский вертолет Ми-171А1; военно-транспортный вертолет Ми-8АМТШ/Ми-171Ш; «Арктический» вертолет Ми-8АМТШ-ВА, выпускаемые в поисково-спасательном, медико-эвакуационном, транспортном, пассажирском и противопожарном вариантах.

В рамках программы перевооружения по заказу Министерства обороны России выпуститься новейшие модификации вертолёта, Ми-28, КА-52, Ми—35, Ми-8АМТШ – вертолёты Ми-8АМТШ-В и «арктический вариант» Ми-8АМТШ-ВА. В настоящее время ведется подготовка к запуску в производство вертолета Ми-171 А2, призванного заменить поколение вертолетов Ми-8/17, Ми-24.

Посмотрим по ближе со стороны как изготовляются вертолеты на этих предприятиях.

Любая деталь берёт своё начало с конструкторского бюро АО «МВЗ имени М. Л. Миля», где определяют материал, заготовку, прочностные и технологические характеристики, увязку с другими деталями. По чертежам, а ныне и по электронной конструкторской документации (КД), инженеры конструкторы службы главного конструктора сопровождают изготовление летательного аппарата, всех деталей, вносят коррективы, постоянно совершенствуя конструкцию с целью обеспечения максимальной технологичности производства. И передают все чертежи уже на авиазавод изготовитель.

Строительство вертолетов на авиазаводе происходит в несколько этапов: сначала во множестве цехов изготавливаются отдельные детали, затем они собираются в агрегаты, то есть большие части будущего вертолета, которые затем компонуют воедино. Со стороны весь процесс напоминает сборку большого конструктора, в которой задействовано более шести тысяч человек.

Первое подразделение,заготовительно-штамповочный завод, в котором работают специалисты почти 70 профессий. Здесь производится 70 % номенклатуры деталей на вертолет, 35 000 наименований. На всех производственных участках абсолютно разная направленность. Здесь изготавливаются мелкие детали из листового материала, а также крупногабаритные детали, профили.

Есть участок падающих молотов, литейное отделение, участки сборки панелей, изготовления подвесных топливных баков всех модификаций. В ЗШЗ изготавливается детали для сборочного производства: обшивки, диафрагмы, стрингера, под редукторная рама и шасси, наземное оборудование. Многие детали штампуются из алюминиевого сплава, то есть вытягиваются и прессуются до получения необходимой формы и затем идут на сварку и сборку. Так, например, производят подвесные топливные баки: изогнутые алюминиевые листы собираются в секции, которые в дальнейшем стыкуются между собой с помощью сварки.

В современной изготовлении винтокрылой машины активно используется высокопроизводительное оборудование. Оно существенно сокращает время изготовления детали. Если раньше механическая обработка детали на универсальном оборудование занимала 10 часов, то с переходом на обрабатывающие центры, в среднем, время изготовления детали сократилось в 2 – 2,5 раза. В механосборочном заводе выпускают различные детали от болтов, гаек, креплений (мелкой номенклатуры) до крупногабаритных таких как шпангоуты или «звезда» — ступицы, которая лежит в основе виброгасительного устройства (ВГУ) вертолёта.

Большая часть изделий из неметаллов, входящих в конструкцию винтокрылых машин, составляет номенклатуру цеха неметаллов. Это изделия из: различных видов резин, композиционных материалов (таких как стеклопластики, текстолиты); пластмасс, реактопластов, пенопластов, пенополиуретана; органического стекла; различных пород дерева и тканей. Например, на прессовом участке этого цеха изготавливают резинотехнические изделия различной сложности, а также детали из пластмасс методом литья в форму – получаются ровные, гладкие детали сложной конфигурации (клеммы, различные стойки, колодки, ролики управления и т.д.). Для выклейки мягких топливных баков изготавливают резиновые расходные баки для авиационной техники, идущие для обеспечения воинских частей эксплуатирующих самолеты и вертолеты. Металлические баки наклеивают протектор (защитный слой, позволяющий сохранить объем горючего при попадании в бак пули).

Детали остекления – это «око» вертолета. И насколько качественной будет оптика у стекла, настолько зорко будет видеть летчик. Заготовки из оргстекла в виде больших листов помещается в оборудование для ориентации и формования, где происходит процесс ориентации, то есть заготовки уплотняются и становятся более прочными. На этом же оборудовании стеклу придают требуемый контур, например, будущего иллюминатора. Швейное отделение цеха производит всю швейную продукцию, которая идет, в основном, на готовые вертолеты. На вертолете используется огромное множество различных чехлов внутри и снаружи, штор, ремней, теплоизоляции, изоляции для труб, ковровых дорожек и сумок для документации.

Сборка вертолета

Переходим к агрегатной сборки фюзеляжа вертолёта. Сначала детали приходят на детальную сборку, где проходит сборка на верстаках. Далее — стапельная сборка, где собираются отдельные части будущего вертолета: нос, средняя часть, кабина, грузовой пол, рампа или створки. Особое внимание уделяют обшивке вертолета. Из особо прочных алюминиевых сплавов вытягивают и формуют листы обшивки, после чего покрывают специальным раствором, который предотвращает коррозию металла. Перед подачей на клепание листы обшивки покрывают грунтовкой, поэтому при окончательной сборке вертолет имеет фисташковый цвет. Со стороны сборка вертолета больше всего напоминает огромный конструктор или ЗD-пазл.

В цехе окончательной сборки, где идет монтаж жгутов, приборных досок, пультов, устанавливаются редукторы, двигатели, агрегаты силовой системы, радионавигационное оборудование. Именно здесь «железо» становится жизнеспособным вертолетом. Машина получает свое сердце – мотор; тут проверяется эффективность действия вен и артерий – топливной, масляной, гидравлической систем, функционирование мозга – радиолокационной аппаратуры, а также нервной системы, импульсы по которой распространяются благодаря «жгутам».

Затем всю систему проверяют под током – на ее герметичность и работоспособность. На выходе из цеха окончательной сборки, машину закатывают под дождевальную установку и еще раз проверяют на герметичность.

После проверок машина окончательно комплектуется и перекатывается в летно-испытательное подразделение, которое состоит из покрасочного цеха и летно-испытательной станции. Красят вертолет большим пульверизатором, применяя различные шаблоны и трафареты, а мелкие детали, надписи, номера, гербы, опознавательные знаки маляры дописывают вручную. Работают маляры «в скафандрах» и в защитных масках, что делает этот цех больше похожим на космическую установку, чем на вертолетный завод.

Вертолеты учат летать на земле. Лётно-испытательная станция – окончательное звено в производственной цепочке. Именно на ЛИСе (заключительном этапе технологической цепочки) вертолет издает свой первый турбинный звук, производит первые движения в пространстве, получает имя – бортовой номер, паспорт – формуляр, проходит летные университеты и, совершив прощальный круг над заводом, уходит в жизнь.

Вот и все. Скажу еще одно, самая престижная профессия из всех профессий я бы назвал это только две, это врачи и летчики. И спасибо всем тем кто выпускает винтокрылые машины в жизнь и техникам кто готовит винтокрылую машину в воздух и ждет своих летчиков после боевого задания домой.