Убыхи кто они

«Убыхи -ушедшие во имя свободы» Убыхи — один из древнейших народов, проживающих на территории Кавказа. Истребление и массовое выселение в ходе Кавказской войны привели к их исчезновению , гибель одного из древнейших этносов Кавказв. Трагедия убыхского народа Кавказская война — сложный, многогранный, неоднозначно интерпретируемый исторический феномен. Объективное изучение комплекса вопросов, связанных с геополитикой, международными отношениями, политической историей России и социальной историей народов Северного Кавказа, в том числе убыхов, способствует правильному пониманию истоков и сущности Кавказской войны, роли России в исторических судьбах народов Северного Кавказа и той неразрывной связи, которая сложилась между ними. Первая половина XIX в. является одним из самых сложных и трагических периодов в истории черкесов Северо-Западного Кавказа. Убыхия являлась частью Западной Черкесии, которая в изучаемый период стала одним из основных (наряду с Дагестаном и Чечней) очагов освободительной борьбы северокавказских горцев против колониальной политики царского самодержавия. События, связанные с Кавказской войной и сопровождавшиеся бурными потрясениями, тесно переплетались с социально-экономическими и общественно-политическими процессами, происходившими в убыхском обществе. Поступательный процесс общественно-экономического, социального и общественно-политического развития убыхского этноса сопровождался самоотверженной борьбой за независимость. Один из древнейших народов, проживавших на территории Северо-Западного Кавказа, убыхи оказали большое влияние на ход исторических событий. Убыхский народ прошел тернистый путь, насыщенный событиями и полный трагизма. Ярчайшим примером свободолюбия и готовности положить все на алтарь независимости явилась борьба убыхского народа против царской колониальной политики на Кавказе. Освободительная борьба убыхского народа за свою независимость — одна из героических и драматических страниц в истории адыгов и всех северокавказских народов. Убыхи одними из первых взяли в руки знамя освободительной борьбы. Славившиеся, по признанию современников, своей храбростью и отвагой, убыхи шли в авангарде освободительного движения на Западном Кавказе, а на заключительных стадиях сопротивления Российским имперским завоеваниям возглавили его. Большой вклад в организацию и осуществление освободительной борьбы внесли известные убыхские предводители — Сааткерей Ада-гва-ипа Берзек, его брат Исмаил Хаджи Берзек, Хаджи Берзек Геран-дук Дагомуко и др. Это была борьба, направленная не на достижение внешних целей, а на защиту суверенности черкесов, верховенства на своей земле своего традиционного социально-политического порядка. Она завершилась массовым изгнанием убыхов, наряду с другими черкесами, на чужбину, в Османскую Турцию. Война и изгнание стали трагедией черкесов, прервали его естественно-исторический процесс развития, нарушили естественный баланс коренного народонаселения и, в конечном итоге привели к потере ими исторической родины. И если в современной историографии (как это бывало и раньше) кто-то захочет усмотреть в насильственном массовом изгнании народов Северо-Западного Кавказа на чужбину в конце Кавказской войны какой-то элемент их собственного выбора, то он увидит только выбор отчаянной и трагической борьбы за выживание и национальное самосохранение. Многострадальный убыхский народ потерял свое отечество и оказался по вине царизма на чужбине. По существу, это был геноцид: убыхский народ был полностью изгнан с кавказской земли, что в последующем послужило причиной утери им родного языка и полной ассимиляции среди народов Османской империи. Махаджирство стало шагом отчаяния, прыжком в бездну забвения. Но для гордого народа, превыше всего ставившего свою свободу, разлука с горячо любимой родиной стала единственной возможностью сохранить ее.

>Убыхи

Убыхи – коренной народ Западного Кавказа, один из субэтносов адыгов (черкесов).

Численность населения

Русские донесения с Кавказа в начале XIX в. определяли численность убыхских племен в 3 тыс. чел., из них 1,5 тыс. носили оружие 1. Эти данные можно считать существенно заниженными, поскольку они относятся к начальному периоду покорения русскими Кавказа. А.П.Берже, русский этнограф и участник Кавказской войны, отмечал, что численность того или иного черкесского племени точно назвать невозможно. А.П.Берже подчеркивал, что даже «старшины никогда не знали точной цифры своих единоплеменников». 2

География расселения

Убыхи населяли территорию между реками Хоста и Шахе. В русских донесениях 1-й трети XIX в. содержались сведения о том, что убыхи проживали на вершинах Белой и Шахе на западной оконечности Кавказского хребта 3.

На первых порах русские исследователи выделяли две группы убыхских племен ‑ Саше и Вардане 4. А.П.Берже, в свою очередь, говорил о существовании трех убыхских обществ: «собственно Убыхи», расселившиеся в верховьях рек Хоста и Шахе, Саше – находившиеся между реками Хоста и Сочи и Вардане – в долинах рек Сочи и Шахе и их притоками 5.

Религиозная принадлежность

Убыхи, также как и остальные черкесские племена, являлись приверженцами местных традиционных культов. Русские донесения 1-й половины XIX в. указывали на то, что под влиянием проповедников из Турции у убыхов получил распространение ислам 6.

Как можно проследить по русским донесениям с Кавказа, в 1850-х гг. у убыхов получил распространение мюридизм. Русское командование отмечало также сложность в проповеди христианства среди убыхских племен 7.

Убыхи в период русско-черкесской войны

Среди русских убыхи считались самыми непримиримыми противниками русского проникновения на Кавказ 8. В 1-й половине XIX в. убыхи участвовали в общечеркесских набегах на контролируемые русскими территории 9. Особо известны рейды убыхов совместно с медовеями и абадзехами, происходившие в верховьях Малой Лабы в конце 1837 г. 10

Уже в 1837 г. русские начали переговоры с убыхами, пытаясь склонить тех к покорности. Убыхов представлял Беярслан Берзеков 11.

Переговоры убыхов с русскими велись постоянно. Очень часто, как можно судить из русских донесений с Кавказа, основной целью таких переговоров для убыхов был выигрыш времени для перегруппировки боевых отрядов.

В феврале 1840 г. убыхи взяли форт Лазарева, который в марте был отбит русскими войсками 12. В сентябре 1840 г. 7 тыс. убыхов планировали поход против верной русским Абхазии. Силы убыхов скопились на р. Цандрипш. Перегруппировка русских и абхазских войск привели к отступлению убыхских отрядов 13.

В том же 1840 г. убыхи активно действовали против джигетов, которые в основной массе были покорны русским 14. Убыхи также подталкивали к сопротивлению русским шапсугов и натухайцев 15.

В 1841 г. вспыхнул мятеж в Гурии (Грузино-Имеретинская губерния), за которым русское командование на Кавказе видело влияние убыхов 16. В октябре 1841 г. русские предприняли успешную военную экспедицию против убыхов, в результате которой убыхские племена частично принесли присягу на верность России 17.

В самом конце 1840‑х гг. большая часть черкесов склонялась к созданию союза черкесских племен и принятию присяги на верность России. На это имелось решение общечеркесского собрания в Адагуме. Однако на первенство в таком союзе племен претендовали убыхи, и идея верного России черкесского образования так и осталась нереализованной 18.

Накануне Восточной (Крымской) войны турецкие эмиссары стали активно действовать среди убыхских племен, призывая к активным выступлениям против русских 19. Русские донесения периода Крымской войны отмечают политическую разобщенность убыхского общества: часть поддерживала Зан оглы Сефер-бея, другая – Мухаммада Амина, наиба Шамиля. Эти разногласия препятствовали совместным выступлениям всех черкесских племен против русских 20. Политические споры дополнялись междоусобицей двух убыхских фамилий – Берзек и Чизма 21.

Русские видели основную угрозу в действиях Мухаммада Амина, поощряя убыхов к неподчинению власти наиба Шамиля в Черкесии 22. Работа русских лазутчиков частично приносила плоды: старейшины убыхских племен не поддержали Мухаммада Амина, в то время как простой народ с охотой шел за ним 23.

В феврале 1852 г. убыхи вновь попытались вторгнуться в Абхазию, собрав 3-тысячный отряд, однако и эта попытка была пресечена русскими 24.

С началом Крымской войны, в октябре 1853 г., Мухаммад Амин возглавил выступления вооруженных убыхских отрядов против Джигетии 25.

В начале 1850-х гг. открытое недовольство русскими стал выражать Хаджи Керендух Берзек, убыхский князь, который некоторое время находился на русском довольствии 26. К 1855 г. Хаджи Керендух Берзек открыто перешел на сторону турецких войск, усиливая своими нукерами турецкие войска 27.

До конца 1850-х гг. русские не могли активно действовать на Кавказе, поскольку не имели поддержки флота 28.

Уже в 1860 г. возобновились переговоры между русскими и убыхами. В феврале 1860 г. русские лазутчики, бывшие у убыхов, сообщили, что убыхи готовы тянуть время и, при любом удобном случае, возобновить борьбу. В случае неудачи сопротивления, убыхи готовы были уехать в Турцию 29.

Переговоры с русскими то прерывались, то возобновлялись. К убыхам продолжали наведываться турецкие агенты, обещая защиту от русских 30. Интересно отметить, что в 1860 г. источники показывали: основной статьей дохода убыхов была торговля невольниками; хотя убыхские племена жили на плодородной земле, ее обработкой убыхи не занимались 31.

На заключительном этапе русско-черкесской войны в июне 1861 г. убыхи, а также абадзехи и часть абхазских племен собрали меджлис недалеко от Сочи, в долине реки Псахе (Мамайка). Эта попытка объединения черкесских племен не удалась. В апреле 1864 г. в устье реки Дагомыс командующий русских войск генерал В.А.Гейман принял капитуляцию убыхов от дагомукского князя Хаджи Керендуха Берзека. В мае 1864 г. в Кбааде состоялся победный парад русских войск 32.

С 1858 по 1865 гг. в Османскую империю уехало 74 567 убыхов 33. После массового исхода убыхов в Турцию, на Кавказе осталось около 80 убыхских семейств 34.

Современное положение

После покорения русскими Кавказа с 1858 по 1865 г. убыхи почти полностью переселились в Османскую империю, и расселились в пределах Анатолии. Убыхи быстро ассимилировались, поэтому даже приблизительную численность потомков убыхов в современной Турции установить невозможно 35.

Согласно данным переписи населения 2010 года национальности «убых» в России не существует.

Культура убыхов

Особого внимания заслуживает убыхский язык, который сейчас можно считать мертвым. Последним носителем убыхского языка был Тевфик Эсенч, житель селения Хаджи-Осман кёй провинции Балыкесир, умерший в 1992 г. 36 Данные по убыхскому языку собраны и частично представлены в Интернете. 37

  1. Акты Кавказской археографической комиссии (АКАК), т.7, №874.
  2. Берже А.П. Выселение горцев с Кавказа. – Сайт «Восточная литература».
  3. АКАК, т.7, №874.
  4. Там же.
  5. Берже А.П.Выселение горцев с Кавказа. – Сайт «Восточная литература».
  6. АКАК, т.7, №874.
  7. АКАК, т.10, №240.
  8. АКАК, т.9, с.282.
  9. АКАК, т.8, №№645, 672.
  10. АКАК, т.8, №672.
  11. АКАК, т.8, №751.
  12. АКАК, т.9, №413.
  13. АКАК, т.9, №№391, 426.
  14. АКАК, т.9, №435.
  15. АКАК, т.9, №440.
  16. АКАК, т.9, №199.
  17. АКАК, т.9, №№438, 439; также с.296.
  18. АКАК, т.10, №617.
  19. АКАК, т.10, №№287, 292.
  20. АКАК, т.10, №292.
  21. АКАК, т.10, №628.
  22. АКАК, т.10, №631.
  23. АКАК, т.10, №632.
  24. АКАК, т.10, №483.
  25. АКАК, т.10, №576.
  26. АКАК, т.11, №38.
  27. АКАК, т.11, №322, также с.185.
  28. АКАК, т.12, с.770.
  29. АКАК, т.12, №717.
  30. АКАК, т.12, №783.
  31. АКАК, т.12, №727.
  32. Убыхи – кавказский народ, ушедшей в историю. – Сайт islam-today.ru. 28.01.2013 г.; «Сочинский меджлис» — сайт «Сочинский краевед» sochived.info, 5.08.2010.
  33. Берже А.П.Выселение горцев с Кавказа. – Сайт «Восточная литература».
  34. Убыхи. – Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона, т.34.
  35. Ворошилов В.И. Топонимы Российского Черноморья. История и этнография в географических названиях; Убыхи – кавказский народ, ушедшей в историю. – Сайт islam-today.ru. 28.01.2013 г.
  36. Убыхи – кавказский народ, ушедшей в историю. – Сайт islam-today.ru. 28.01.2013 г.
  37. См.: Убыхский раздел. – Сайт folk-lore.narod.ru.

Убыхи

Убыхи

Современное самоназвание

Tʷaχә

Расселение

Сочи (до кавказской войны),Турция

Вымер

Полностью ассимилированы турками.

Археологическая культура

Майкопская культура Дольменная культура

Язык

турецкий язык

Религия

ислам (суннизм)

Родственные народы

адыги, абазины, абхазы

Происхождение

гениохи, саниги, зихи

Медиафайлы на Викискладе

Последний князь Убыхии Керантух Берзек

Убы́хи (самоназвание: убыхск. tʷaχə) — народ, родственный по культуре и быту адыгам, абазинам и абхазам. По свидетельству Услара, название убыхов перешло к ним от черкесов, которые называли их уббых, в то время как сам себя этот народ называл апёх или просто пёх.

До 1864 года жили на Кавказском побережье Чёрного моря, между реками Шахе и Хоста (т. н. Убыхия) (около 50 тыс. чел). Занимались садоводством, животноводством и рыболовством.

Общие сведения

В первой половине XIX века убыхи, как и причерноморские адыгские племена шапсугов (соседей с запада) и садзов-джигетов (соседей с востока), имели устоявшиеся полуфеодальные отношения.

История

В 1857 году, анализируя историю происхождения убыхов, Леонтий Люлье написал:

Я выше упомянул, что на берегу Чёрного моря, между землями Натухажцев и Джигетов, обитает племя Убыхов. Оно не принадлежит ни к адыгскому, ни к абхазскому корню. По ученым исследованиям графа Потоцкого и по топографическому положению Убыхов не будут ли это остатки древних Алан (Ass ou lass) средних времен? Граф Потоцкий не мог войти с ними в сношения, изучить их язык и тем решить эту интересную историческую задачу.

Прокопий (Procope) в 529 г., Массуди (Massudi) в 943 г. и Константин Порфирородный (Const. Porphyr.) в 959 г. по Р. X. указывают на Алан (Alains) и на страну их (Alania), как соседнюю с абхазскою. Путешественники Барбаро (Josaph. Barbaro) в 1436, Ламберти (lе pere Arhc. Lamberti) в 1624 и Шарден (Chardin) в 1671 годах упоминают об Аланах, живших тогда на Альпийских высотах Абхазских гор, у истоков Кубани и по древней дороге в Кодорской долине, примыкавшей к Диоскурии (Dioscurias). Замечательно, что поныне существует у Убыхов одно племя (dan), носящее имя Аланъ.

Основываясь на информации из русских источников, Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона, который издавался в конце 19 века, сообщал:

Убыхи — весьма смешанное по своему составу одно из черкесских племен, ближайшая отрасль одного из самых аристократических черкесских племен, абадзехов, с которыми некогда убыхи составляли один народ и жили вместе на юго-западной покатости Кавказского хребта, между pp. Белой и Афипсом. Впоследствии, отделившись, убыхи заняли территории близ Черноморского побережья, по юго-западному склону Кавказского хребта, между pp. Хоста и Шахе, в ущельях по р. Убых, притоку Шахе, в долинах Туапсе, Псезтане, Мзымта и др. мелких рек, текущих в Чёрное море.

Убыхи делились на

1) собственно убыхи, живших между pp. Хоста и Шахе, бывших в постоянных сношениях с абадзехами, отделенными от них только горным перевалом; 2) Саше, между р. Хоста и долиной р. Сочи, самые воинственные среди убыхов, и 3) Вардане, между pp. Сочи и Сюепсе.

Последние две группы убыхов, кроме скотоводства и земледелия, занимались торговлей с Турцией через морскую пристань Вардане (Сюепсе).

Громадную роль играли дворянские фамилии, из коих две, Борзен и Диман, пользовались огромным влиянием не только среди убыхов, но и среди черкесов и джигетов.

Убыхи были немногочисленны, … но в войнах черкесов с русскими играли выдающуюся роль, так что русские, судя по славе убыхов у закубанских черкесов, считали их народом многочисленным и сильным; особенно много слышно было об убыхах в последние 30 лет борьбы с черкесами, когда последние стали соединяться для отпора и для нападения в большие массы, тут убыхи выступали в качестве предводителей этих скопищ, составляли их главное ядро, образцовый отряд, бившийся отчаянно впереди всех, в отступлении — сзади всех.

Убыхи прославились даже среди черкесов своей храбростью.

Этническая принадлежность

В XIX веке большинство российских наблюдателей, зная об отличии убыхского языка от адыгского, тем не менее относили убыхов к адыгским племенам.

Теофил Лапинский (Теффик-Бей) подробно анализировал этнографию адыгов и в книге «Горцы Кавказа и их освободительная борьба против русских» (Глава 3) писал буквально следующее:

По своей внутренней организации адыге разделяются на три народности. Самая многочисленная — шапсуги, затем следуют абадзехи; самая малочисленная — убыхи.

Н. Карлгоф в 1860 году писал — «Кроме того, мы причисляем ещё к нашему описанию племя убыхов, которые по происхождению и языку, явно принадлежат к народу адиге, также как по нравам, обычаям и общественному устройству, это один групп черкесских племен».

Позже, аналогичные выводы делали и многие зарубежны учёные.

Ульрих и Ангелика Ландманн, исследовавшие убыхские селения в юго-восточной Турции в 1970-е годы, отмечали адыгоязычность убыхов, для которых вторым родным языком стал абадзехский диалект адыгского языка.

В 30-е годы XX века аналогичные выводы делал и Ж. Дюмезиль .

Исследователь убыхского языка Ханс Фогт, зафиксировал факт самоидентификации убыхов как адыгов, причём во всех приведенных им убыхских фольклорных, этнографических и исторических текстах говорится об адыгах, о себе — убыхах — как части адыгского народа и адыгской страны. Убыхские легенды и сказания не отделяют убыхов от адыгов, а убыхскую землю — от адыгской земли.

Численность и место проживания

В результате Кавказской войны был объявлен ультиматум о выселении в Османскую империю.

Их поселения были в илах Балыкесир, Болу, Дюздже, Сакарья, Самсун, Коджаэли, Кахраманмараш и др. Постепенно перешли на турецкий язык и ассимилировались турками.

По данным А. П. Берже, приведенным в его книге «Выселение горцев с Кавказа» (Глава 1 «Географические, этнографические и статистические данные о выселении»), в Турцию ушло 74 567 человек убыхского племени.

После выселения на Кавказе осталось 5-6 семей (около 40 чел.) убыхов, живущих в адыгских аулах Кубанской области и около села Головинка.

Краткие сведения по субэтническим группам убыхов

Установлены существовавшие в начале XIX века субэтнические группы (племена, общины) убыхов: Субаши (Субешх), Хизе, Вардане, Псахе, Саше, Соцва (Соча).

Общество Субешх. Субешх охватывало смешанное убыхо-шапсугское население территории (в совр. наимен) низовьев долины реки Чемитоквадже, Шахе и Матросской щели. В обществе Субешх, в начале XIX века, старшины были выбирались из рода Атквея, а позже, в ходе Русско-Кавказской войны, стали выбираться из рода Берзеков. Главным селением общества Субеш был аул Субешх, в долине реки Шахе, в 3 км от устья, насчитывало 200 домов.

Общество Хизе (Хобзы, Пшогия). Хизе занимали долины рек Осакай (Осохой), Хаджиебс (ныне Якорная щель), Беранда, Детляшха, и Буу. Население смешанное — убыхи и шапсуги.

Общество Вардане. Вардане занимали полосу долины р. Буу до Мамайского перевала, на реках Хобзы (Хобза), Лоо (селение Дзепш и Лоупе — численность 200 дворов), река Нижи (совр. Уч-Дере), река Легутай (совр. Битха) и река Дагомыс. Дюбуа де Монпере и Л. И. Лавров сообщала, что крупнейшим в Убыхии было селение Фагуа (или Фагурка) или Дзепша, имевшее более 600 дворов, протяженность 18 км вдоль Западного Дагомыса).

Общество Псахе (Чизымогуа, Чизма, Мамай). Общество Псахе занимало территорию к востоку от Вордане, в долине р. Псахе до р. Сочи. включая долину (совр) Хлудовского ручья. Известная общая численность — 500 дворов. Селения :

— Чизымогуа Ахмеда (или Апохуа) — вдоль реки Псахе; — Чизымогуа Мисоуста — на левом склоне долины ручья Хладовского.

Общество Саше. Общество Саше располагалось от р. Сочи (Сочипста) до р. Агуры. (в том числе долины рек Бзугу, Цаник, Мацеста. Предводитель (или старшина) общества — Али Ахмет. Население смешанное — убыхи и абазины. Численность по сообщению Ф. Ф. Тарнау — 10 тысяч человек. Селения : Облагу (или Аубла) — на левом берегу р. Сочи, близ устья.

Непоименованные общества. Было ещё несколько горных обществ убыхов, названия которых не сохранились. В 5-6 км от устья реки Сочи было селение убыхов — Аршна Аху.

Селения:

— самым южным было селение Хамыш, общества Хамыш, под управлением князей рода Хамыш. — у общества Хамыш главным было селение (название не сохранилось) которое находилось на высотах вдоль долины реки Хоста (Хуоста) в 1,5 км от берега моря. — третье селение (название не сохранилось) было между реками Хостаи Агура (Хуорта) — четвёртое селение «Зенги» — в долине ручья Видного, у подножья горы Ахун.

Горные общества убыхов. Селение Мутыхуасуа (ныне там Пластунка), было владением Хаджи-Берзека Докумку (Докумуков) и его племянника Хаджи-Берзка Керантуха. Горные убыхи отвоевали это селение у общества Саше в 1803-05 году.

> Социальное устройство См. также: Убыхская аристократия

Виноделие у убыхов

В 1837 году царский генерал И. Ф. Бларамберг составил «Историческое, топографическое, статистическое, этнографическое и военное описание Кавказа», в котором написал:

Их земля плодородна и не требует особой обработки. Все они выращивают виноград, особенно убыхи, и делают из него хорошее вино в больших количествах, это вино они называют «сана». Также у них много фруктов, таких, как яблоки, вишни, груши, персики. Как и в Мингрелии, у них можно видеть своеобразный прессованный и твердый мед, который они употребляют, размешивая его в воде в виде напитка.

Медицина у убыхов

В 1898 году в район Сочи прибыл молодой русский врач Виктор Францевич Подгурский. Он ознакомился с Мацестинскими источниками. Его заинтересовали рассказы местных жителей об этой целебной воде, и загорелся идеей использовать эти источники цивилизованным методом. В том же году он выступил во «Врачебной газете» с большой статьей о Мацестинских источниках, в которой, в частности, говорилось:

«Старики черкесы из оставшихся аулов в Сочинском районе подтверждают, что источники считались у народа, населявшего побережье, целебными. Со всех сторон стекались к ним, страдавшие разными недугами.

Я ознакомился с источниками и увидел оставшиеся от купания ямы, а у входа в пещеры — огарки свечей и множество развешанных тряпочек, как благодарственное приношение больных, искавших и находивших исцеление».

Убыхский язык

Убыхский язык является одним из рекордсменов по звуковому разнообразию: по оценкам специалистов, в нём насчитывается 84 согласных фонем.

Согласно Генетической классификации языков убыхский язык (a-t°axə) являлся одним из абхазо-адыгских языков. В настоящее время убыхский язык считается мёртвым языком.

Последний носитель убыхского языка в Турции — Тевфик Эсенч — умер в 1992 году в деревне Хаджиосман.

Тевфик Эсенч был прототипом главного героя романа Б. Шинкубы «Последний из ушедших».

Тевфик Эсенч был информатором французского лингвиста Ж. Дюмезиля, как о языке, так и о культуре, верованиях и устройства жизни убыхов, которые он ранее почерпнул у своего деда Ибрагима, родившегося и выросшего в Убыхии.

Интересные факты

  • Встречающееся в историко-этнографической и отчасти лингвистической литературе название убыхов «пёх», «pex», «pjox» (П. К. Услар) отсутствуют в текстах, записанных у Тевфика Эсенча. В данном случае путаница связана с неправильной передачей лабиальной фонемы t°, отсутствующей в европейских языках, как p.
  • Истории убыхов посвящён роман-историческое исследование Б. Шинкубы «Последний из ушедших».

Примечания

  1. Убыхи // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
  2. Т.Лапинский. Горцы Кавказа и их освободительная борьба против русских
  3. Карлгоф Н. О политическом устройстве черкесских племен, населяющих северо-восточный берег Чёрного моря // Русский вестник. Т. 28. М., 1860. С. 522
  4. 1 2 Landmann U. Akifiye-Buyukcamurlu. Ubychen-Dorfer in der Sudost-Turkei. Teil 1. Okosituation, Einwohnerschaft, Siedlungsbild und Gebaudeformen // Ethnographie der Tscherkessen. Bd. 1. Esprint-Verlag Heidelberg, 1981. S. 62
  5. Vogt H. Dictionnaire de la Langue Oubykh avec Introduction Phonologique, Index Francais-Oubykh, Textes Oubykhs.Oslo: Universitetsforlaget, 1963. P. 84
  6. А. П. Берже. Выселение горцев с Кавказа
  7. В. И. Ворошилов История убыхов (недоступная ссылка)
  8. БЛАРАМБЕРГ.ТОПОГРАФИЧЕСКОЕ,СТАТИСТИЧЕСКОЕ,ЭТНОГРАФИЧЕСКОЕ И ВОЕННОЕ ОПИСАНИЕ КАВКАЗА
  9. История мацесты

Литература

Ссылки

  • Всемирные Абаза-Адыгские сайты
  • Убыхский раздел на Сайте черкесской культуры
  • История адыгов, абазин, убыхов и абхазов

Национальный адыгский (черкесский) костюм. Реконструкция Мадины Хацуковой

Имя художницы-модельера Мадины Хацуковой знакомо многим, кто интересовался в чьей мастерской сшиты сценические костюмы таких известных коллективов как «Кабардинка», «Ингушетия», «Вайнах», наверняка многие видели её выставку работ. С неё я и сделал свои фото, которые по четкости, пожалуй, лучшие в Адыгнете)

1-3. Снимки сделаны три недели назад, в Национальном музее КБР в Нальчике:



Общая панорама (можно раскрывать на полный экран и приближать):
4. Знатный натухаец из Анапы (реконструкция по рисунку Г.Гагарина, 1847)

5. Черкесска детская:

6. Детский костюм западных адыгов (по гравюре из книги Эд.Спенсера «Путешествия на западный Кавказ», 1838)

7. Девичий костюм западных адыгов

8-9. Кабардинец (по рисунку Г.Гагарина, 1847)
В центре кадра историк Заурбек Кожев:
10. Кабардинский праздничный костюм девушки из знатной семьи
11. Оба костюма:
12. Костюм знатного черкеса (из альбома П.С.Палласа, 1741-1811)
13-16. Костюм знатной черкешенки (из альбома П.С.Палласа, 1741-1811)
На фото руководитель ансамбля танца «Хатти» Казбек Балкаров и солистка Юлия Гукежева:
17.
Черкес оружием обвешен;
Он им гордится, им утешен;
На нём броня, пищаль, колчан,
Кубанский лук, кинжал, аркан
И шашка, вечная подруга
Его трудов, его досуга.
Ничто его не тяготит,
Ничто не брякнет; пеший, конный —
Всё тот же он; всё тот же вид
Непобедимый, непреклонный.
Гроза беспечных казаков… (c) А.С.Пушкин
18. Кабардинский праздничный костюм девушки из знатной семьи в нетрадиционном исполнении
19. Женский адыгский костюм
20-21. Девичий костюм западных адыгов (из книги Дж.Белла «Дневник пребывания в Черкесии», 1837)
22. Девичий костюм западных адыгов (по рисунку Е.Корнеева «Черкешенки», 1809)
23. Женский костюм западных адыгов (по рисунку Е.Корнеева «Черкешенки», 1809)
24-25. Женский адыгский костюм
26-27. Женский адыгский костюм
28. Женский адыгский костюм
29-30. Мужской адыгский костюм
31-32. Концертный костюм
Фотография Мадины Хацуковой c её официального сайта: http://www.cherkes-kostum.ru

PS. См. также прошлогодний репортаж от nafitsa, там детали сфотографированы крупно!

Убыхи – кавказский народ, ушедший в историю

Убыхи – кавказский народ, ушедший в историю

Среди коренных народов Западного Кавказа можно выделить один особый, близкородственный и абхазам, и адыгам, и в равной степени самостоятельный и сохранявший свою независимость – убыхов.

Убыхи жили на прибрежной и горной территории между реками Шахе и Хоста, гранича на западе с адыгским племенем шапсугов, а на востоке – с западноабхазскими племенами. Как самоназвание у убыхов бытовали «туахъы» и «абза» (отсюда, вероятно, и турецкий и арабский термин «абаза», распространявшийся не только на жителей Абхазии, но и на большую часть населения от р. Ингур до Анапы).

Убыхи разделялись на несколько обществ, тесно связанных и постоянно контактировавших друг с другом – собственно горные убыхские общества (верховья р.Сочи), Субешх, или Субаши, (нижняя часть бассейна р.Шахе), Вардане (приустье р.Лоо), Саше, или Соча, (территория современного г.Сочи – от этого слова и происходит название города), а также более малочисленные Хизе, Псахе, Хамыш. В ряде обществ с убыхами совместно проживали шапсуги (Субешх) и абхазы-садзы (Хамыш). В убыхских обществах руководство осуществляли князья. Так, в горских обществах и в Субешх несомненных авторитетом пользовался род Берзек, в обществе Саше главенствовали Аублаа (Облагу), а в Вардане – Дзиаш (Дзейш).

Народ убыхов не отличался большим числом – средние цифры всего населения составляли примерно 25-40 тысяч (однако, по данным А. Берже с 1858 по 1865 год в Османскую Турцию выселилось убыхов 74456 человек). Но, несмотря на малочисленность, они славились необычайной организованностью и воинственностью. Согласно высказыванию графа и царского генерала М.Т.Лорис-Меликова «воинственное и предприимчивое племя убыхов… пользовалось всегда особым значением у прочих соседей своих. У горцев существует и поныне поверие: чтобы быть храбрым, надо пожить и поучиться у убыхов».

В древние времена убыхи исповедовали традиционную религию с монотеистической основой и значительным влиянием греческого христианства. Но постепенно, под влиянием вернувшихся из Ближнего Востока земляков-мамлюков и османов, обосновавшихся в Причерноморье, убыхи становятся мусульманами, хотя и с сильным влиянием старого мировоззрения и народной мифологии. Об этом однозначно свидетельствует о, что многие из их лидеров в первой половине XIX в. совершали хадж в Мекку (убыхские лидеры Хаджи Керантух Берзек в 1839, Хаджи Исмаил Берзек в

1846 году). Однако уже в конце XVIII в. убыхи хоронили по исламской традиции – сохранилась эпиграфическая надпись на могильной плите из Сочи: «Барзека Мухаммед-аги умершая дочь Хавва. Душе ее Фатиху! 1207 г.» (т.е. 1792-1793 годах). В это время убыхи уже выполняли намаз, о чем свидетельствует факт наличия молитвенных ковриков, описанных польским революционером Теофилом Лапинским (Тевфик-беем), находившимся среди коренного населения Причерноморья (он обратил внимание на орнамент этих ковриков, напоминавший по форме крестообразные фигуры). Интересный факт – в ответном письме на письмо из военного лагеря царских войск убыхи, наряду с требованиями, называли «…казанских и других татар» своими братьями по вере. При этом необходимо заметить, что убыхский род Аублаа (по мнению абхазского ученого Ш.Д.Инал-ипа, имевший абхазское происхождение) всегда пользовался почетом и уважением и считался (и считается у абхазов по сей день) потомками Пророка (с.а.в.). В современном абхазском языке слово «убых» отсутствует и оно обычно заменяется словом «Аублаа». Абхазы говорят – «Аублаа п.ааимбароуп», т.е. «Аублаа – пророки». Существует предположение, что, скорее всего, он связан с сайидами – потомками пророка Мухаммеда (с.а.в.). Вероятность этого очень высока, т.к. во второй половине первого тысячелетия нашей эры на Кавказе происходило значительное влияние арабо-мусульманской цивилизации (миграции, о чем свидетельствуют сохранившиеся легенды, войны Халифата с Хазарским каганатом). По версии известного турецкого исследователя абхазского происхождения Омера Бейгуаа (Буюка) род Аублаа связан с пророком Ибрахимом (а.с.). Но интересно, что в этом случае употребляется слово «п,ааимбар» (персидско-турецкое «пейгамбар»), которое стало использоваться персами (а позже и турками) только после принятия ислама и означало именно пророка Мухаммеда (с.а.в.), и только в случае добавления имени могло применяться по отношению к другим пророкам (Муса пейгамбар, Иса пейгамбар). Именно так оно и попало в абхазский язык, и то, что именно эта лексема (а не более древняя, из доисламского периода) употребляется в данном случае, связывает род Аублаа именно с исламскими корнями.

Кавказская война, распространившаяся и на Причерноморье, только способствовала общей консолидации и укреплению убыхского племени в исламе. Одним из основных лидеров убыхов в первой половине XIX в. был Хаджи Исмаил Берзек, глубоко верующий мусульманин, который всеми силами сопротивлялся имперской интервенции. В 1846 г. он погиб, возвращаясь из хаджа в Мекку. После смерти Исмаила Берзека лидером убыхов стал его племянник Хаджи Керантух (Керендук) Берзек.

С 1848 под воздействием проповеди Магомед-Эмина, наиба имама Шамиля на Западном Кавказе, все большее влияние среди убыхов приобрел «мюридизм». Вместе с адыгским племенем абадзехов, они стали одними из самых преданных сторонников этого движения (тесно связанного с тарикатом Накшбандийя и дагестанскими шейхами), которые не оставляли Магомед-Эмина в самые тяжелые минуты. По видимости, такой успех, в определенной степени, был сопряжен с мировоззрением убыхов, среди которых князья скорее были лидерами, чем правителями, и которым были близки идеи всеобщего социального равенства мусульман и отказа от феодальной зависимости. Магомед-Эмин смог реорганизовать войско, ввести законы шариата, благодаря чему на землях адыгских, убыхских и западноабхазских племен появились 12 махкама, включавших в себя мечеть, медресе, зиндан для преступников, жилые и хозяйственные помещения, здесь же проходили народные собрания и суды. Убыхи, постоянно совершающие походы против регулярных частей царской армии, продолжали быть одной из главных проблем имперской администрации на Западном Кавказе. В 1859 г. после пленения имама Шамиля, капитулировал и Магомед-Эмин. Но убыхи не теряли духа и продолжают активные действия. В июне 1861 г. недалеко от Сочи убыхи вместе с абадзехами и представителями западноабхазских обществ собрали меджлис «Великое и свободное заседание», в долине реки Псахе руками убыхов, абадзехов, шапсугов и абхазов-садзов выстроились здания меджлиса, мечеть, здание суда. Усилиями убыхского вождя Хаджи Керантуха Берзека фактически делается попытка реконструировать тип общественного управления на основе шариата, который устанавливал Магомед-Эмин. В состав заседания также вошли такие убыхские и адыгские лидеры, как Карабатыр Заноко, Исмаил Баракай-ипа Дзиаш, Хасан Эфенде Бидж. По повелению меджлиса учреждены в нашем крае 12 округов. В каждом округе определены муфтий и кадий, а также мухтар (старшина). Однако, окончание войны в Дагестане и переброска сил на Западный Кавказ сделала силы неравными – в мае 1864 г. Кавказская война завершилась победным парадом царских войск в урочище Кбааде (Красная поляна). Убыхи оказались перед фактом вынужденного выселения на землю Халифата – в Османскую Турцию…

Турецкие судна, заполненные тысячами убыхов покидали родную землю. Страдающие от голода и болезней, многие из них погибли в дороге и на турецком берегу, во время карантина. Именно убыхи стали основными героями художественных произведений, посвященных драматичным событиям времен переселения мухаджиров: романа Баграта Шинкуба «Последний из ушедших» и повести Даура Зантария «Судьба Чу-Якуба». Судьба этого народа даже более трагична, чем судьба адыгов и абхазов, также покинувших в массовом порядке свое отечество. Убыхи расселились в Турции в пределах Анатолии, образовав поселения в районе Бандырмы близ Бурсы и в районе Измита не побережье Мраморного моря, в районе Самсуна на анатолийском побережье Чёрного моря, в районе Адана на побережье Мерсинского залива Средиземного моря, на Усунском нагорье и в ряде других пунктов Анатолии. Увы, в Турции убыхи, будучи малочисленными, стали быстро забывать язык, переходя на турецкий, а в семьях и общинах – на абхазский или адыгский языки. Последним носителем убыхского языка считается Тевфик Эсенч, житель селения Хаджи-Осман кёй в районе Маньяс провинции Балыкесир, умерший в 1992 г. И хотя потомки мухаджиров из Убыхии и по сей день живут в Турции, владеющих языком предков среди них не найти. Так по воле Аллаха ушла в историю общность одного из самых воинственных народов Кавказа – убыхов. Хотелось бы, чтобы XXII Зимние Олимпийские Игры стали бы символом мира на этой древней земле.

Нынче пираты – экзотические персонажи разбоя и грабежа. А какие-то пять столетий назад они смело бороздили моря и океаны, разоряя и громя груженые драгоценностями корабли. О них слагали легенды, писали исторические летописи. Пираты Черного моря также не отставали от своих собратьев по оружию. Многие герои позабылись, но имена «достойных» до сих пор отражаются в захватывающих фильмах и книгах. В них разворачиваются исторические сражения и баталии, а также интригующие походы отважных флибустьеров за сокровищами.

Зарождение пиратства в Черном море произошло еще в средневековье разбоем и грабежом торговых галер. Древние летописи упоминают о нападениях греками на торговых мореходов еще в IV веке до нашей эры. В Азовском и Черном морях III века нашей эры главенствовали племена:

– готы;

– славяне;

– византийцы;

– генуэзцы.

Каждый купец должен был отразить нападения древних пиратов. Иначе морские волки забирали торговые суда со всем грузом.

Из истории пиратов Черного моря

В XIII – XIV веках процветает «Генуэзский период» в Азово-Черноморской акватории. Появились корсары (каперы) – узаконенные властью пираты. Они имели специальные патенты и могли нападать на вражеские военные и торговые корабли. В случае попадания в плен, корсаров выкупали за вознаграждение. Отличившихся своими победами, короли одаривали героев высокими должностями, вплоть до губернаторства (Генри Морган, 1635-1688 – губернатор острова Ямайка). Часть добычи каперы отдавали государству в казну. Особенно проявили себя византийцы и турки своей жестокостью к генуэзским купеческим судам. Морские баталии происходили у крымских берегов.

1340 год – генуэзская флотилия во главе с Симоне ди Кварто попыталась дать бой вражеским кораблям. Но эта эскадра сама стала пиратской, истребив турецкий флот.

Генуэзцы обороняют корабль от нападения пиратов.

1350 год – нападение венецианской морской армии и полный разгром генуэзских кораблей.

1374 год – итальянский корсар Лючино Ториго начал погром торговых судов от керченского пролива, пройдя реки Дон и Волгу, до Каспийского моря. Возвращаться домой пришлось степями. В ходе сухопутной экспедиции домой часть награбленной добычи пришлось оставить.

1444 год – нашествие в Черное море французского флота герцога Бургундского под командованием Жофруа де Туасси. Он попытался атаковать древний город Вати (ныне Батуми), но был начисто разбит генуэзскими кораблями из города Кафы.

Турки захватили Византию – это было время перераспределения пиратами сфер влияния на просторах Черного моря.

1453 – 1459 гг. – Генуэзско – Синопская война разгорелась из-за попытки турков захватить Кафу.

1475 год – на непродолжительный срок главенствовать Черным морем стал турецкий флот. Запорожские и Донские казаки на гребных судах составили им конкуренцию.

1754 год – атаман Фока Покатило сжег город Аккерман. Не взяв какие-либо крепости, казаки-флибустьеры жестко грабили и захватывали вражеские корабли.

1575 год – гетман Богдан Ружинский разграбил город Гезлев. Одержимые победой запорожские казаки сожгли полностью город Синоп, пострадали поселки близ Стамбула. Нашествия были регулярными и завершились в 1774 году.

Кавказская война стала для пиратов Черного моря временем затишья. Лишь редкими набегами на небольшие суда промышляли морские злодеи. Горцы с черкесами на своих гребных галерах получали достойный ответ от военных кораблей с казаками и солдатами черноморского флота. Им приходилось отступать и уходить обратно к горным ущельям.

Казаки корсары

Корсарами казацкого войска были каторжники, бежавшие из Московских тюрем, и мореходы родом из Крыма. Есть мнение, что попадались среди них и потомки хазаров. Нападения турецких и татарских агрессоров становились чаще. Многим казакам были по нраву воинственные походы на галерах с захватом вражеских кораблей. В основном по кинематографу казак представлен верхом на коне. Но до конца XVII века они передвигались по степям пешком. По морям бороздили на специальных челнах «Чайках».

Азовские казаки берут на абордаж турецкий корсар.

Эти беспалубные судна были очень маневренны и идеально подходили для передвижения по рекам и неглубоким прибрежным пространствам. Одна «Чайка» вмещала в себя до 50 гребцов. Они переносили лодку на плечах через днепровские пороги. Связки из камыша и тростника служили поплавками, дабы не опрокинулся челнок с малыми бортами. Они же служили маскировочным камуфляжем на прибрежных границах крепости.

1648 – 1690 годы – закат казацкого пиратства в период правления Богдана Хмельницкого. Последняя добыча – захват турецкого флота с золотом крымского хана.

Морским разбоем славились многие народы. Но особо значимый след в истории черноморского пиратства оставили именно казаки.

Багамы – пиратский рай

В 17 веке пираты облюбовали райские Багамские острова. Сегодня это фешенебельный курорт. А ранее в столице – городе Нассау – торжествовала анархия и беззаконие пиратского братства.

Багамы принадлежали британскому королевству, но из-за отсутствия правления губернатором, власть попала в руки к морским разбойникам. Численность их флотилии росла пропорционально количеству захваченных кораблей. Армия пиратов доходила до тысячи головорезов. В те времена флибустьеры (каперы) называли столицу Багам Чарльзстаун. Только в 1718 году англичане в жестоких сражениях вернули под свой контроль Нассау.

Легенды пиратской братии

Самый известный пират, прославившийся особой жестокостью и чрезмерной жадностью, Черная Борода. Прежде его звали Эдвард Рич. Он рассекал океаны на сорокапушечном корабле под именем «Месть королевы Анны» и повсюду наводил ужас. Принцип безжалостного капитана – в плен никого не брать. Многие пиратские лидеры оставляли жизнь своим пленникам. Бедолаг сажали в шлюпки, иногда без воды и продуктов. Но дарили шанс на спасение. Черная борода уничтожал всех пленных, после подсчитывал награбленный куш.

Корабль “Месть королевы Анны”
Фото: http://img13.deviantart.net

Прозвище Черное сердце носил один из успешных пиратов по имени Бартоломью Робертс. Он рассекал морские волны и громил богатые корабли в начале 18 века. Отличался особой смелостью и необычной удачей. В 1719 году его флотилия насчитывала до 400 пиратских фрегатов. Он сражался с вражескими кораблями, не имея превосходства в силе. Атаковал и брал в плен зачастую одной дерзостью и отвагой. Историки говорят о Бартеломью, как о красавце со щегольскими замашками. Знаменитый пират погиб в бою вместе с командой в 1722 году в рассвете сил.

Среди черноморских джентльменов удачи были не одни лишь беглые злодеи и нищие. Знаменитый шотландский корсар Уильям Кидд (прозвище «Капитан Кидд») был дворянского рода. Он служил в британском военном флоте. Офицер сам преследовал морских разбойников. Черствость и жажда наживы перекинули его на вражескую сторону. В 1698 году хитростью шотландец захватил английский флот с золотом. Атаковал английских купцов под флагом Франции. Получив горы золотых и серебряных монет, Кидд не смог вернуться к армейской службе.

Серьги и повязки – пиратские атрибуты

В книгах все морские волки носят в ушах серьги. Это был ритуал посвящения в корсары юных морских дьяволов. Серьгу надевали, впервые пересекая черту экватора или Огненную Землю – мыс Горн. Пираты почитали серьгу, как оберег хорошего зрения. Существовало даже поверье, что она вылечит слепоту. Некоторые использовали заговоры и заклинания на могущественный аксессуар, чтобы не утонуть. Эти суеверия были причиной повальной моды носить в ухе серьгу.

Смотря художественные фильмы, можно подумать, что многие каперы были одноглазыми. Имиджем отважного флибустьера действительно была черная повязка. Но это далеко не всегда означало, что хозяин с одним глазом. Так было легче прицеливаться, а в бою надевать повязку не было времени.

Устав пиратского бытия

На суше разбойники могли вытворять все, что им вздумается. Однако на бандитском фрегате царил закон строгой дисциплины. От ее соблюдения зависела жизнь целой команды. Вновь прибывший на борт пират подписывал договор с капитаном. Главное правило – полное подчинение боцману и капитану. Обращаться к ним простому смертному моряку строго запрещалось. Следующее правило – оговаривалась часть добычи. Затаенные украденные драгоценности карались немедленной смертью, дабы другим «джентльменам» неповадно было повторить.

Наказания были жестоки. «Прогулка по рее» – обычный способ казни. Связывали руки и заставляли пройтись вдоль тонкой реи. Человек паниковал, сваливался за борт и тонул. Не менее жестокое наказание под названием «Тащить под килем». Тащили в основном провинившегося пирата или дерзкого пленного. За веревки перетаскивали человека под дном фрегата с одной стороны борта на другой. Ракушки и мидии, прилипшие к днищу, оставляли глубокие раны на теле виновного. Если человек не захлебнулся в ходе экзекуции, то залечивал рубцы несколько недель.

Пиратское государство

Пираты бороздили морские стихии во всех регионах – Центральная Америка, страны Европы и Азии (от Британского Королевства до Южной и Восточной Азии). В 17-18 веках происходила повальная колонизация стран Центральной Америки европейскими военными флотилиями. Порабощенные народы лишались домов и денег. Многие шли в пираты на разбойный промысел. Историкам известны факты набегов северных наций на города Древней Руси.

Берберские корсары были на службе у Османского императора. Во времена борьбы с рыбаками соседних провинций в 1630-1640 годах испанцы брали на службу дюнкерских каперов. Британская империя в 17-18 веках главенствовала по всему океанскому простору. На ее службе был целый корсарский флот, который атаковал торговые суда других государств.

Обычные пираты ничем не отличались от своих собратьев-корсаров состоящих на службе в плане разбойного промысла. Но вторые имели патент и могли избежать виселицы. Государство могло выкупить попавшего в плен служащего пирата и наградить за выполнение долга перед державой. Так знаменитый Генри Морган удостоился звания губернатора на острове Ямайка.

Античные источники о пиратах

Про пиратов черного моря упоминают древние источники. 7 ст. до н.э. – нападения на корабли греческих пиратов, в этот же период на море действовали фракийцы, скифы, черкесы, славяне. Позже, в III столетии, власть над Черным морем оказалась в руках готов, мешавших торговле Боспорского царства разбойными нападениями.

  • Поэт А. Родосский (III век до н.э.) в поэме «Аргонавтика» назвал Черное море Авксинским (агрессивное, злое), поскольку в его водах хозяйничали пираты. Позже море стали называть Понт Эвксинский – гостеприимное.
  • Известные авторы древности – Геродот, Аристотель и другие – упоминают о существовании на Черноморском побережье морских разбойников.

Особенности судостроения

Пиратские лодки создавались без единого гвоздя. Борта верхней части были расположены близко друг к другу, корпусная – была расширена. Во время шторма над бортами укладывали доски, создавая своеобразную крышу для защиты от непогоды. Носовую и кормовую часть делали заостренной, это позволяло судну пристать к берегу любой стороной. Подобные лодки назывались «комары», что в переводе с греческого означает «сводчатая повозка».

Пиратское судно.

Пираты Черного моря.

Кто из нас в детстве не зачитывался увлекательными романами о пиратах? Всем известны “Остров сокровищ” и “Одиссея капитана Блада”. Кто из мальчишек не мечтал оказаться на палубе быстроходной шхуны под пиратским флагом с “Веселым Роджером”, бороздить моря и океаны в поисках сокровищ, будь то они на испанских галеонах или на неведомых островах или оказаться в роли морских искателей приключений и первооткрывателей новых земель. Море притягивало к себе самых смелых и энергичных людей.

В морях, как в паутине, проходили дорожки, связывающие материки и страны, между которыми сновали торговые корабли. Их трюмы были заполнены драгоценным товаром – золотом, серебром, восточными шелками, благовониями, сандалом и т.п. Блеск золота манил отважных и предприимчивых людей. В поисках пряностей и других драгоценных товаров они отчаянно пробивали непроторенные морские пути к неизвестным островам и материкам. И именно им человечество обязано открытием неведомого до того мира. Великие мореплаватели и каперы, то есть те же пираты, только на службе правителей государств, как Магеллан, Френсис Дрейк, Том Кавендиш, Уолтер Ралей, Уильям Дампьер открыли Европе новый мир. Их влекла не только жажада наживы, но и слава первооткрыветлей. Это была эпоха великих географических открытий и сильных людей. Ничто не помешало фанатику португальцу Магеллану (непрерывные шторма, голод, бунт на одном из кораблей), в поисках неизведанного пути в Индию, ворваться в Тихий океан, через неизвестный и опасный пролив, названный впоследствии его именем. В середине пути он погиб. Но один из его кораблей обогнул земной шар, совершив таким образом первое кругосветное плавание. Для того времени это был такой же подвиг, как в XX веке первый полет космического корабля за пределы Земли. Знаменитый пират, на службе английской королевы Елизаветы, Френсис Дрейк вторым после Магеллана на небольшом английском галеоне “Золотая лань” длиною всего лишь 23 метра и шириной менее чем 6 метров, повторил кругосветный рейд Магеллана продолжающий почти 3 года.

Это была также эпоха колониальных войн, работорговли и насильственного перераспределения награбленных европейскими колонизаторами сокровищ. И безжалостные морские разбойники на отлично выполняли эту работу. Имена знаменитых пиратов, таких как Эдвард Тич или Черная борода, Франсуа Олоне, Рок Бразилец, Джон Эйвери стали символом насилия и жестокости. Однако благодаря писательскому таланту и вымыслу, а также популярными киногероями персонажей романов Сабатини, некоторые из них овеяны ореолом романтики и благородства, что весьма далеко от истины. Один из самых прославленных пиратов Генри Морган, прототип благородного и мужественного капитана Блада, грубый и жестокий пират, никоим образом непохожий на своего книжного героя. Однако будем помнить, жестокий век – жестокие нравы.

Само слово “пират” в переводе с древнегреческого — “ищущий свое счастье”, а по сути морской бандит, грабящий торговые суда. В тех морях, где проходили морские пути-дорожки для судов, перевозившие грузы, морской разбой был обычным делом. Пиратство существовало и порою процветало во все века и, по сути, дожило до наших дней.

Вообще, пиратство как явление зародилось в глубокой древности в Средиземноморье, вместе с развитием торгового мореплавания. Первыми жертвами пиратов были греческие и финикийские суда. Морской разбой приносил прибрежным государствам громадные убытки, парализуя морские сообщения. Порой пираты нападали на прибрежные города, разоряя их, а жителей продавали в рабство. В результате государства Греции и Рима вынуждены были организовывать против них карательные экспедиции с огромным флотом. Император Рима Юлий Цезарь жестоко расправлялся с ними, распиная их на крестах. Римский полководец Помпей уничтожил 1300 пиратских кораблей и захватил в плен около 20 тыс. разбойников. Главарей казнили, остальных поселили на о. Сицилии, который стал скоро рассадником пиратства, контрабандистов и основой для морского разбоя.

И в наше время сицилийская мафия (этническая преступная группировка) прогремела на весь мир, распространив свою активность на многие крупные города США и Европы.

В Черном море, мощный очаг пиратства возник с древнейших времен, с тех пор как греки заселили берега черноморского побережья, то есть с VII века до нашей эры, и начали торговать с метрополией.

Самое удивительное, что первыми пиратами в причерноморских берегах Крыма были аборигены Крыма –тавры, сформировавшиеся, как полагают большинство историков, в эпоху позднего бронзового века и жившие в лесных дебрях южного горного побережья Крыма. Возможно, они являлись ветвью киммерийцев, которых оттеснили в горы вторгшиеся в Крым скифы. О таврах упомянуто во многих античных источниках. Знаменитый греческий географ и путешественник Страбон пишет о них как скифских племенах, проживающих в южных частях Крыма и занимающих скотоводством, охотой и рыболовством. Отец истории Геродот также описывает нравы и быт этих племен. Упомянутые авторы, а также другие античные историки — Диодор Сицилийский, Тацит называют их жестокими убийцами и пиратами. Они не только грабили суда потерпевшие кораблекрушение, но и непосредственно занимались пиратством, то есть устраивали засады, поджидая проходящие вдоль берега суда уничтожая их, жестоко расправляясь с пленниками. Поскольку навигационное мореплавание в античные времена было в зачаточном состоянии, суда, как правило, шли вблизи берегов, не теряя его из виду, чем, конечно, и пользовались местные аборигены. Часто они устраивали ловушки для проходивших судов, зажигая фальшивые огни-маяки. Южное побережье Крыма изобилует всевозможными заливами и тихими бухтами. Во время яростного шторма и в темное время суток суда вынуждены были в них отстаиваться. Вот здесь- то их и ожидала страшная опасность.

В уютных и спокойных бухточках на маленьких “долбенках” доморощенные пираты брали суда на абордаж. Стоны, отчаянные вопли и проклятия эхом отзывались в предгорьях Крыма. Захваченных несчастных мореплавателей приносили в жертву великой богине Деве, которую они высоко чтили, покровительствующей, по их представлениям, всей их жизни (не только рождению и смерти, но и охоте, рыболовству, том числе и пиратству). Жертв обезглавливали, а головы насаживали на шесты. Они являлись стражами их жилищ и святилища. Тела пленников тавры сбрасывали с утеса.

Римский писатель и историк Тацит описывает, как уже в I в.н.э. несколько римских кораблей, возвращаясь с Пантикапея, потерпели крушение у горных берегов Крыма. Почти всех римлян, кроме знатных и красивых девушек, тавры обезглавили и принесли в жертву богине Деве. Что они сделали с прекрасными римскими женщинами, римский писатель не рассказывает, но, как свидетельствуют другие историки, их редко убивали, и, как правило, использовали по назначению. Молодых женщин часто брали себе в жены, поскольку еще в те времена жрецы скифов и тавров прекрасно понимали, к чему приводит брак с близкородственными членами племени.

Крымская земля у подножий святилищ, посвященных богине Деве, в те античные древние времена была обагрена кровью несчастных мореходов и купцов. Как писал Геродот “они приносят в жертву богине Деве потерпевших кораблекрушение или захваченных в открытом море эллинов. В святилище Девы головы прибивают к столбам, а тела сбрасывают с утеса”.

Впрочем, великую богиню Девы почитали не только дикие тавры, но и просвещенные эллины в Херсонесе. В честь нее они сооружали храмы, статуи, алтари и даже посвящали ей праздники, считая богиню Деву покровительницей их города.

В последующие столетия тавры, вкусившие блага цивилизации у эллинов Херсонеса, просчитали и сообразили, что незачем пленных превращать в дым у подножия алтаря. Это все равно, что “сжигать” деньги или выливать привозное сладкое вино, которое они покупали у эллинов. Пленники могут быть ценной добычей, за которых можно получить неплохой доход, порою перекрывающий найденные на судне ценные товары. А великая богиня Дева не будет в обиде, если она будет снова орошаться, как и в древнейшие времена, кровью молоденьких козлят. Пленников стали продавать в рабство в Херсонес, а также в причерноморские владения Генуи — Кафу (Феодосия), центр работорговли Крыма. Но если попадались богатые или знатные пленники, то за них получали выкуп.