Турция входит в НАТО

Турция и НАТО: история любви и ненависти

В последнее время единство Североатлантического альянса оказалось под вопросом. НАТО разъедают внутренние противоречия, которых с каждым годом и даже месяцем все больше и больше. Дезинтеграционные процессы в Североатлантическом альянсе начались вскоре после распада Советского Союза и крушения социалистического лагеря. Конечно, и прежде в отношениях между странами – участницами НАТО было не все гладко, но в годы холодной войны эти противоречия сглаживались, во-первых, вмешательством США, а во-вторых – осознанием необходимости общего противостояния социалистическому лагерю.


В 1990-е годы ситуация изменилась, что практически сразу же поставило перед Североатлантическим альянсом вопрос о дальнейшей целесообразности его существования. Современный блок НАТО – скорее инструмент удержания политического влияния США на Европу и Средиземноморье. Но многие страны, входящие в НАТО, сейчас все дальше дистанцируются от Вашингтона, стремясь стать действительно самостоятельными во внешнеполитическом отношении державами. Среди этих стран особое место занимает Турция. В системе НАТО Турция всегда играла очень важную роль.
С самого начала своего существования Североатлантический альянс был направлен против Советского Союза и социалистического лагеря. Первоначально 4 апреля 1949 г. Североатлантический Договор был подписан представителями США, Великобритании, Канады, Франции, Италии, Португалии, Люксембурга, Бельгии, Нидерландов, Дании, Норвегии и Исландии. Турция присоединилась к НАТО чуть позже, в 1952 году – во время «Первого расширения» блока. Североатлантический альянс получал мощного союзника – многонаселенную страну с многочисленной армией, к тому же расположенную прямо у южных границ СССР, контролирующую проливы Босфор и Дарданеллы и имеющую выход сразу на Средиземное и Черное моря.
Но Турция и сама очень стремилась к вступлению в НАТО, что было связано с целым рядом факторов. Во-первых, еще во время Второй мировой войны советское руководство заговорило о территориальных претензиях к Турции. Поскольку Турция долгое время рассматривалась Советским Союзом как потенциальный союзник гитлеровской Германии, который мог в любой момент напасть на советское Закавказье, Сталин был вынужден держать на границах с Турцией внушительные силы РККА. То есть, Турция, даже не участвуя в войне, все равно оттягивала на себя значительную часть советских войск и прикрывала Балканы. В июле 1945 года на Потсдамской конференции советская сторона поставила вопрос о необходимости пересмотра советско-турецкой границы. Министр иностранных дел СССР Вячеслав Молотов в беседе с Уинстоном Черчиллем отмечал, что в 1921 г. Турция отторгла от Советской России территории в Закавказье – Карс, Ардвин и Ардоган. Эти территории, как считало советское руководство, должны были быть возвращены Советскому Союзу. Однако Сталину так и не удалось добиться от Турции территориальных уступок. Но Анкару советские требования напугали, поэтому она охотно ринулась искать заступничества западных держав, в первую очередь – США.
Во-вторых, в Турции еще с начала 1920-х гг. очень сильно боялись идеологического влияния Советского Союза на турецкое общество. В стране были весьма популярны социалистические идеи, которым сочувствовали многие представители турецкой интеллигенции. Например, знаменитый поэт Назым Хикмет вообще постоянно проживал в Москве после того, как его освободили из турецкой тюрьмы.
Однако страны Западной Европы и США далеко не сразу согласились с вступлением Турции в НАТО. Стране пришлось в буквальном смысле доказывать свою пользу западным союзникам. Сыграла свою роль позиция президента США Гарри Трумэна, который настаивал на необходимости поддержки Турции и Греции, опасаясь, что в случае перехода этих стран в социалистический лагерь, Запад потеряет весь Ближний Восток. Чтобы доказать свою нужность Западу, Турция пошла на очень серьезный шаг – она стала второй после США страной, заявившей об отправке своих войск на помощь Южной Корее, воевавшей с коммунистической Северной Кореей. На Корейский полуостров были направлены 4,5 тысячи турецких военнослужащих, а затем и дополнительные подразделения. Участие турецкой армии в Корейской войне стало одним из главных аргументов для включения Турции в состав НАТО.


Еще до вступления в НАТО Турция присоединилась к доктрине Гарри Трумэна, которая предполагала оказание проамериканским правительствам финансовой и иной помощи. В случае Турции более 70% всей помощи, оказанной Соединенными Штатами за первые послевоенные полтора десятилетия составляла военная помощь, то есть оружие, военная и специальная техника. Одновременно с оказанием военной помощи турецким вооруженным силам, на территории страны были развернуты военно-воздушные, военно-морские, ракетные базы, построены объекты для осуществления радиоразведки.

Одновременно с Турцией в состав НАТО в 1952 году была принята и Греция. Как известно, у этих двух стран исторически сложились очень непростые отношения. Если даже не углубляться в средневековую историю, когда турки сокрушили Византийскую империю, то только в XIX – начале ХХ вв. Турция и Греция как минимум шесть раз сходились в войнах – в 1821-1832 гг., в 1853-1854 гг., в 1897 г., в 1912-1913 гг., в 1917-1918 гг. и в 1919-1922 гг.
Пребывание Турции и Греции в одном военно-политическом альянсе в иной ситуации казалось бы нонсенсом, но во время Холодной войны турецкое и греческое правительства объединили ненависть к коммунистам и Советскому Союзу и давление США, которые стремились исключить возможность установления в этих странах просоветских режимов. Однако уже в 1955 г. в Стамбуле произошел греческий погром, в результате которого погибли 13 греков, были изнасилованы десятки греческих девушек. Отношения между двумя странами опять ухудшились. С 1950-х гг. тлеет и Кипрский конфликт, который неоднократно ставил обе страны на грань вооруженного столкновения.
Греко-турецкие отношения являются одним из главных дезинтеграционных факторов, влияющих на состояние блока НАТО. Если в 1950-е – 1980-е гг. противостояние Греции и Турции еще сглаживалось осознанием необходимости сотрудничества в борьбе против советского влияния, то с распадом Советского Союза идеологическая мотивация для греко-турецкого сотрудничества исчезла.
Сегодня отношения между Турцией и Грецией остаются напряженными, причем в числе факторов, влияющих на сохранение этой напряженности – не только нерешенный Кипрский конфликт, но и растущая нелегальная иммиграция в Грецию из Турции. Ведь именно Греция становится первой целью ближневосточных мигрантов, пересекающих Эгейское море с побережья Малой Азии. В 2010 г. Афины даже обращались к руководству Евросоюза с просьбой организовать совместное военное патрулирование силами войск стран – членов ЕС для защиты греческих границ от проникновения нелегальных мигрантов. Естественно, что нахождение Греции и Турции в одном военно-политическом блоке – большая проблема, однако США до сих пор пытаются удержать эти страны в НАТО, поскольку турецкая и греческая армии являются очень многочисленными и могут рассматриваться в качестве костяка натовских войск в Восточном Средиземноморье.
Стоит отметить, что в самой Турции членство страны в НАТО далеко не всем населением воспринималось и воспринимается положительно. На Ближнем Востоке, частью которого является и Турция, всегда было очень прохладное отношение и к США, и к Западу в целом, а НАТО однозначно рассматривается как американский и западный проект. Против размещения натовских объектов на территории Турции и за вывод американских военных из страны десятилетиями выступают как турецкие левые – коммунисты и социалисты, так и турецкие крайне правые – националисты и религиозные фундаменталисты. Новейшая история Турции знает множество примеров террористических актов, совершавшихся турецкими радикалами против натовских военных объектов и военнослужащих.
Однако и противоречия с Грецией, и недовольство радикальной оппозиции – далеко не главные причины постепенного разочарования Турции в НАТО. Еще в 2016 г. американское военное ведомство приступило к поставкам вооружения сирийским курдам, сражающимся в Рожаве. Анкара восприняла это очень негативно, сразу же обвинив американцев и НАТО в сотрудничестве с «террористами, воюющими против Турции».

Курдский вопрос для Турции является очень болезненным, даже если речь идет не о Турецком Курдистане, а о курдских территориях в Сирии или Ираке. Анкара рассматривает любые попытки создания независимого курдского государства как прямую угрозу собственной территориальной целостности, поскольку видят в таком государстве опасный пример и базу для поддержки турецких курдов. Реджеп Эрдоган не раз подчеркивал, что Турция готова к масштабной военной операции против сирийских курдов.
В свою очередь, и в Евросоюзе, и в США отношение к курдам за последние годы изменилось до неузнаваемости. Если прежде курдов считали «пятой колонной» СССР в Турции, то теперь, учитывая расклады сил в Сирии и Ираке, курдское национальное движение рассматривается как очень перспективный союзник в борьбе с религиозными экстремистами и одновременно с Башаром Асадом. Создание независимого Курдистана выгодно и Израилю, для которого такое государство станет серьезным союзником. Поэтому в США и Западной Европе не собираются сворачивать поддержку курдов Сирии и Ирака. Турция же оказывается в странной ситуации, когда она состоит в военно-политическом блоке, помогающем курдам, которые в свою очередь готовы воевать за освобождение Турецкого Курдистана против Анкары.
Еще одна причина для растущего недовольства членством страны в НАТО связана с политикой стран Евросоюза, которые поддерживают не только курдских повстанцев в Сирии и Иракский Курдистан, но и турецкую оппозицию. Например, когда Реджеп Эрдоган подавил путч, предпринятый группой турецких военных, Германия предоставила политическое убежище тем из них, кому посчастливилось вырваться за пределы Турции. Естественно, что Анкара сразу же отреагировала на такую политику Берлина и создала препятствия для немецких депутатов, которые собирались посетить солдат и офицеров бундесвера, несущих службу на базе Инжирлик в Турции. Добиться разрешения на посещение соотечественников депутатам бундестага так и не удалось, после чего Германия приняла решение перебазировать своих солдат из Турции в Иорданию. Отношения между ФРГ и Турцией серьезно ухудшились из-за этого инцидента, поскольку для Берлина подобные действия Турции стали своеобразным вызовом.

В свою очередь, натовское командование серьезно озабочено сближением Турции с Россией. Реджеп Эрдоган всячески демонстрирует и США, и НАТО, что Турция проводит и будет проводить самостоятельную внешнюю политику и если Анкаре выгодно сотрудничать с Москвой и покупать российское оружие, то никто не сможет ей помешать. Амбиции Эрдогана, претендующего на возрождение державного статуса Турции, таким образом, входят в естественное противоречие с антироссийской позицией США и НАТО. Поскольку ситуация изменилась и сейчас Турция имеет огромный торговый оборот с Россией, Анкаре совершенно не выгодно присоединяться к антироссийской кампании Запада.

Свою роль играет и миграционная ситуация в Европе. Руководители европейских стран требуют, чтобы Турция сдерживала поток мигрантов в Европу и концентрировала их на своей территории. То есть, Брюссель сам дает козыри в руки Анкаре, получающей возможность банально шантажировать Западную Европу – не пойдете на уступки, тогда откроем границу и к вам хлынут толпы мигрантов.
Конечно, о перспективах выхода Турции из Североатлантического альянса говорить преждевременно. Все же в составе НАТО Турция находится 66 лет, за это время была сформирована мощная инфраструктура, рассчитанная на турецко-американское и турецко-европейское военное сотрудничество. Турция до сих пор получает определенные плюсы от своего членства в НАТО, однако Эрдоган ясно дает понять, что Брюссель и Вашингтон должны перестать относиться к Анкаре как к бессловесному поставщику «пушечного мяса».
Растущая самостоятельность Турции в принятии внешнеполитических решений заставит США и Евросоюз считаться с позициями Анкары, в том числе и в вопросах военного сотрудничества. Терять Турцию как союзника, обладающего уникальным геополитическим положением, США сейчас совершенно невыгодно. Поэтому в обозримой перспективе Запад будет идти на уступки Анкаре, а Эрдоган, пользуясь своими преимуществами, будет и дальше стараться выжать как можно больше пользы из членства Турции в НАТО.>Статьи6.07.2012, 00:05

А почему Турция в НАТО?

После одного, может быть двух, по-видимому неспровоцированных нападений на турецкие самолеты со стороны сирийских вооруженных сил, правительство Анкары созвало экстренное заседание НАТО в Брюсселе, чтобы обсудить, как реагировать на эти провокации.

В соответствии со статьей 5 устава НАТО, нападение на одного из членов альянса может быть истолковано как нападение на всю группу, что приводит к возможности совместного ответа стороне нападения (в данном случае это Сирия).

Тем не менее, можно задаться вопросом, почему Турция — страна, которая располагается в 2000 милях к востоку от Атлантического океана – считает себя членом «Организации Североатлантического договора».

На самом деле, Турция и ее сосед Греция (другая нация, удаленная от берегов Атлантического океана) вступили в НАТО в феврале 1952 года.

НАТО была сформирована в апреле 1949 года из 12 первоначальных членов (две североамериканские страны и 10 стран из Северной и Западной Европы).

Решение о включении Греции и Турции в союз было обусловлено в значительной степени стратегией холодной войны против Советского Союза. Греция и Турция (оба с твердо антикоммунистическим правительством) рассматривалась на Западе как укрепление против Москвы и распространения коммунизма в Европе. Учитывая, что корейская война была уже на горизонте, страхи о том, Китая и Россия расширяют свое влияние в других частях мира, были понятны. (Обе страны и Греция и Турция отправляли свои войска воевать в Корее).

«Основная цель создания НАТО – это противодействие угрозе СССР/коммунистической экспансии после окончания Второй мировой войны», сказал д-р Дильшод Ачилов из Департамента политических наук, международных отношений и государственного управления государственного университета Восточного Теннес. «Корни принятия «несевероатлантических» стран в НАТО, главным образом это относится к Греции и Турции, с самого начала лежат в основе доктрины Трумэна — расширение военной и экономической помощи государствам, уязвимым к советской угрозе/расширению».

Турция сохраняет свое членство в альянсе до сих пор.

Более того, стратегическое положение Турции увеличило потенциал НАТО в борьбе против Советского Союза после Второй мировой войны.

«Членство в НАТО будет гарантировать, в сущности, что Турция не станет советским союзником», отметил Ачилов.

В заявлении, посвященному 60-летию вступления Греции и Турции в НАТО было сказано: «Турция и Греция внесли большой вклад в безопасности альянса в течение шести лет, охраны южного фланга НАТО во время холодной войны, и сегодня их вклад продолжает расширятся, если мы обратимся к таким проблемам современности как насильственный экстремизм или укрепление противоракетной обороны и стабилизации ситуации в Афганистане».

Посол Гейдар Берк, постоянный представитель Турции в Североатлантическом совете, выразил готовность своей страны к выполнению своих обязательств перед альянсом.

«НАТО является одним из важнейших аспектов турецкой внешней и оборонной политики», сказал он.

«Турция была важным членом Альянса и надежным союзником в течение 60 лет».

В самом деле, вступлению Греции и Турции в НАТО предшествовало вступление ФРГ. В 1955 году Западная Германия (лишь через 10 лет после падения нацистского режима) стала членом НАТО, что стимулировало Москву к принятию ответных мер путем формирования Варшавского договора (Коммунистический ответ на НАТО).

Однако, учитывая спорные связи между древними соперниками Грецией и Турцией, греки «ушли» из НАТО в 1974 году, после турецкого вторжения на остров Кипр, где турки создали отдельное государство называемое Турецкой Республикой Северного Кипра.

Греция вернулась в НАТО в 1980 году (при сотрудничестве с Турцией).

После падения Берлинской стены в 1989 году и последующего распада советской империи, «Североатлантическая» природа НАТО еще сильнее был разбавлен массовым вступлением в альянс стран Варшавского пакта (за исключением России, конечно) в 1999 и 2004 годах.

Джейми Чандлер (Jamie Chandler), политолог в «Hunter College» в Нью-Йорке также заявил, что членство Турции сыграло решающую роль в плане оказания помощи НАТО политически нестабильным странам Восточной Европы, балканских войнах 1990-х годов, и мероприятий пост «9/11» направленных на Ближний Восток .

«Светско-исламское правительство Турции предоставляет НАТО культурным и политическим мостом в арабском мире, и позиционирует НАТО в стране, как инструмент эффективных средств борьбы с нестабильностью в регионе», добавил он.

× Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.>Список членов НАТО

Предложить изменения Поделиться :

Какие страны входят в НАТО?

НАТО (Организация Североатлантического договора) — это международный альянс, состоящий из 29 государств-членов из Северной Америки и Европы. Она была создана путем подписания Североатлантического договора 4 апреля 1949 года. Статья 5 договора гласит, что если совершается вооруженное нападение на одного из государств-членов, его следует рассматривать как нападение на всех членов, а другие члены, при необходимости, оказывают поддержку вооруженными силами.

Из 29 стран-членов две находятся в Северной Америке (Канада и США), а 27 — это европейские страны, Турция находится в Евразии. У всех участников есть вооруженные силы, за исключением Исландии, у которой нет типичной армии (но есть береговая охрана и небольшая группа гражданских специалистов для операций НАТО). Три члена НАТО — это государства, обладающие ядерным оружием: Франция, Соединенное Королевство и Соединенные Штаты. В НАТО насчитывается 12 стран-членов-учредителей, а с 18 февраля 1952 года по 6 мая 1955 года добавилось еще три государства-члена и четвертый 30 мая 1982 года. После окончания «холодной войны» к НАТО присоединилось еще 13 стран-членов (10 бывших членов Варшавского договора и три бывших югославских республики) с 12 марта 1999 года по 5 июня 2017 года.

Расширение НАТО

НАТО принимало новых членов семь раз с момента своего основания в 1949 году, а в 2017 году в НАТО насчитывало 29 членов. Двенадцать стран входили в первоначальный состав НАТО: Бельгия, Канада, Дания, Франция, Исландия, Италия, Люксембург, Нидерланды, Норвегия, Португалия, Соединенное Королевство и Соединенные Штаты Америки. В 1952 году Греция и Турция стали членами Альянса, к которым позднее присоединились Западная Германия (в 1955 году) и Испания (в 1982 году). В 1990 году, с воссоединением Германии, НАТО присоединило бывшую Восточную Германию. В период с 1994 по 1997 год были созданы более широкие форумы регионального сотрудничества между НАТО и его соседями, в том числе организацией «Партнерство ради мира», инициативой «Средиземноморский диалог» и Советом евроатлантического партнерства. В 1997 году три страны бывшего Варшавского договора, Венгрия, Чехия и Польша были приглашены в НАТО. После четвертого расширения в 1999 году Вильнюсская группа стран Балтии и семи восточноевропейских стран сформировала в мае 2000 года сотрудничество и лоббирование дальнейшего членства в НАТО. Семь из этих стран присоединились к пятому расширению в 2004 году. Адриатические государства Албания и Хорватия присоединились к шестому расширению в 2009 году, а Черногория в 2017 году.

Из-за турецких чисток 2016-17 годов и поворота Турции к авторитаризму некоторые предположили, что Турция может быть исключена из НАТО. Президент Соединенных Штатов Дональд Трамп также говорил о выходе из организации в ходе избирательной кампании 2016 года, и только недавно заявил, что Соединенные Штаты будут защищать союзников в случае применения статьи 5.

Государства-члены НАТО по дате членства

Дата Страна Укрупнение Заметки
24 августа 1949 г. Бельгия Учредители
Канада
Дания Членство Дании в НАТО включает Фарерские острова и Гренландию.
Франция Франция вышла из объединенного военного командования в 1966 году для продолжения независимой системы обороны, но вернулась к полному участию 3 апреля 2009 года.
Исландия Исландия, единственный член, у которого нет собственной постоянной армии, присоединилась при условии, что от нее не ожидается ее создания. Однако ее стратегическое географическое положение в Атлантике сделало ее бесценным членом. Она обеспечивает береговую охрану и недавно внедрила добровольные миротворческие силы, обученные в Норвегии для НАТО.
Италия
Люксембург
Нидерланды
Норвегия
Португалия
Великобритания
Соединенные Штаты
18 февраля 1952 г. Греция Первый Греция вывела свои войска из структуры военного командования НАТО с 1974 по 1980 год в результате греко-турецкого конфликта после вторжения Турции на Кипр в 1974 году.
Турция
6 мая 1955 г. Германия Второй Известен как Западная Германия; позднее воссоединился с Саарландом в 1957 году и с берлинскими территориями и Восточной Германией 3 октября 1990 года. Восточная Германия была членом Варшавского договора в 1956-1990 годах.
30 мая 1982 г. Испания Третий
12 марта 1999 г. Чешская Республика Четвертый Член конкурирующего Варшавского договора в 1955-1991 годах в составе Чехословакии.
Венгрия Член конкурентного Варшавского договора 1955-1991.
Польша Член конкурентного Варшавского договора 1955-1990.
29 марта 2004 г. Болгария Пятый Член конкурентного Варшавского договора 1955-1991.
Эстония Член конкурирующего Варшавского договора 1955-1991 годов в составе Советского Союза.
Латвия Член конкурентного Варшавского договора 1955-1991 годов в составе Советского Союза.
Литва Член конкурентного Варшавского договора 1955-1990 годов в составе Советского Союза.
Румыния Член конкурентного Варшавского договора 1955-1991.
Словакия Член конкурентного Варшавского договора 1955-1991 годов в составе Чехословакии.
Словения Ранее часть Югославии 1945-1991 годов (неприсоединившаяся)
1 апреля 2009 г. Албания Шестой Член конкурентного Варшавского договора 1955-1968 гг.
Хорватия Ранее часть Югославии 1945-1991 годов (неприсоединившаяся)
5 июня 2017 г. Черногория Седьмой Ранее часть Югославии 1945-2006 (неприсоединившаяся)

Количество военнослужащих в странах НАТО

Страна Активный персонал Резервный персонал Всего
Албания +8500 14 000 22500
Бельгия 24500 100500 125000
Болгария 35000 302500 337500
Канада 68000 27000 95000
Хорватия 14506 180000 198000
Чешская Республика 21057 2359 23416
Дания 19911 63000 82911
Эстония 6425 60000 63209
Франция 222215 100000 322215
Германия 180676 145000 325676
Греция 180000 280000 460000
Венгрия 29700 8400 38100
Исландия 210 170 380
Италия 180000 41867 220867
Латвия 6000 11 000 17000
Литва 15839 4550 20389
Люксембург 1057 278 1335
Черногория +1950 400 2350
Нидерланды 47660 57200 104860
Норвегия 26200 56200 82400
Польша 120000 515000 635000
Португалия 44900 210930 255830
Румыния 73350 79900 153250
Словакия 16 000 16 000
Словения 7300 1500 8801
Испания 123000 16200 139200
Турция 920473 429000 1041900
Великобритания 205851 181720 387571
Соединенные Штаты 1469532 990000 2459532
НАТО 3673000 3745000 8420000

Военные расходы стран НАТО

Соединенные Штаты больше тратят на организацию, чем все остальные члены вместе взятые. Критика организации новоизбранным президентом США Дональдом Трампом вызвала различные реакции со стороны американских и европейских политических деятелей, от насмешек до паники. Исследование центра Пью в 2016 году среди его государств-членов показало, что, хотя большинство стран позитивно оценивают НАТО, большинство членов НАТО предпочли не увеличивать свои военные расходы. Реакция на то, должна ли их страна оказать военную помощь другой стране НАТО, если она вступит в серьезный военный конфликт с Россией, также была неоднозначной. Только в США и Канаде более 50% людей ответили, что должна.

Страна Население
(2016 год).
ВВП (номинальный)
(2015, млн.$)
Военные расходы
(2015, млн.$)
Военные расходы
(2016 % от ВВП)
Расходы на оборону
(2014 $ США на душу населения)
Развертываемые войска
(2016)
Албания 3038594 11543 155 1,21 42,2 7000
Бельгия 11409077 454687 4953 0,85 468 29000
Болгария 7144653 48957 +797 1,35 116 31000
Канада 35362905 1552386 17210 0,99 492 65000
Хорватия 4313707 48850 904 1,23 204 15000
Чешская Республика 10644842 181858 2099 1,04 189 22000
Дания 5593785 294951 4130 1,14 +796 16 000
Эстония 1258545 22704 546 2,16 392 6000
Франция 66836154 2421560 49747 1,78 +964 207 000
Германия 80722792 3413483 47046 1,19 562 180000
Греция 10773253 195320 6104 2,38 479 106000
Венгрия 9874784 120636 1225 1,01 118 18 000
Исландия 335878 16718 4.5 14,2 0
Италия 62007540 1815757 28460 1,11 506 182000
Латвия 1965686 27048 341 1,45 150 5000
Литва 2854235 41267 566 1,49 126 13 000
Люксембург 582291 57423 362 0,44 594 900
Черногория 623000 +3900 43 1.2 60 1950
Нидерланды 17016967 738419 10476 1,17 600 41000
Норвегия 5265158 389482 7377 1,54 1328 20000
Польша 38523261 474893 12603 2 275 103000
Португалия 10833816 199077 4380 1,38 396 31000
Румыния 21599736 177315 +2980 1,48 118 70000
Словакия 5445802 86629 1164 1,16 180 13 000
Словения 1978029 42768 489 0,94 233 7000
Испания 48563476 1199715 16929 0,91 270 121000
Турция 80274604 733642 17669 1,56 298 411000
Великобритания 64430428 2849345 59730 2,21 +952 161000
Соединенные Штаты 323995528 16348875 595472 3,61 +1891 1305000
НАТО 932645526 36211501 904913 2,9 +934 3515000

Государства-члены НАТО

Государства-учредители

4 апреля 1949 года в Вашингтоне (округ Колумбия) состоялось подписание Североатлантического договора (известного также как Вашингтонский договор) министрами иностранных дел 12 стран: Бельгии, Дании, Исландии, Италии, Канады, Люксембурга, Нидерландов, Норвегии, Португалии, Соединенного Королевства, США и Франции.

В течение пяти месяцев после церемонии подписания договор был ратифицирован парламентами заинтересованных стран, закрепив их членство.

Двенадцать лиц, подписавших договор

Ряд министров иностранных дел, подписавших Североатлантический договор, принимали активное участие в работе НАТО на последующих этапах их карьеры:

  • Бельгия: г-н Поль-Анри Спаак (Генеральный секретарь НАТО, 1957-1961 гг.);
  • Дания: г-н Густав Расмуссен;
  • Исландия: г-н Бьярни Бенедиктссон;
  • Италия: граф Карло Сфорца;
  • Канада: г-н Лестер Пирсон (участвовал в переговорах о заключении договора и был одним из «трех мудрецов», составивших отчет о невоенном сотрудничестве в НАТО, который был опубликован в 1956 году после Суэцкого кризиса);
  • Люксембург: г-н Жозеф Беш;
  • Нидерланды: д-р Дирк Стиккер (Генеральный секретарь НАТО, 1961-1964 гг.);
  • Норвегия: г-н Халвард M. Ланге (один из «трех мудрецов», составивших отчет о невоенном сотрудничестве в НАТО);
  • Португалия: д-р Жозе Каерио да Матта;
  • Соединенное Королевство: г-н Эрнест Бевин (основной инициатор создания НАТО, в должности министра иностранных дел с 1945 по 1951 гг. участвовал в первых заседаниях Североатлантического совета);
  • США: г-н Дин Эйксон (в должности Государственного секретаря с 1949 по 1953 гг. участвовал в первых заседаниях Североатлантического совета).
  • Франция: г-н Роберт Шуман (архитектор европейских институтов, который также выдвинул идею о Европейском оборонном сообществе).

Гибкий подход к членству в НАТО

Подписывая договор, страны добровольно берут на себя обязательства участвовать в политических консультациях и военной деятельности организации. Хотя все страны, подписавшие Североатлантический договор, несут обязанности в соответствии с договором, им предоставляется определенная степень гибкости, которая позволяет им выбирать способы такого участия. Примером такого гибкого подхода является членство Исландии и Франции.

  • Исландия

Когда Исландия подписала договор в 1949 году, у нее не было вооруженных сил, как нет их и сейчас. Каких-либо правовых помех к их созданию у Исландии не имеется, но она приняла решение не иметь вооруженные силы. При этом, у Исландии есть береговая охрана, национальная полиция, система ПВО и добровольный экспедиционный миротворческий контингент. Также с 1951 года у Исландии имеется долгосрочное двустороннее соглашение об обороне с США. В 2006 году американские силы были выведены с территории страны, но соглашение об обороне по-прежнему действует. С 2008 года страны НАТО периодически проводят патрулирование воздушного пространства Исландии.

  • Франция

В 1966 году президент Шарль де Голль принял решение о выходе Франции из объединенной военной структуры НАТО. Это явилось выражением стремления к большей независимости в военной сфере, особенно по отношению к США, и нежелания объединять имеющиеся у Франции средства ядерного сдерживания или соглашаться на контроль над ее вооруженными силами в какой бы то ни было форме.

В практическом плане, несмотря на то, что Франция по-прежнему участвовала в работе политических структур организации, она не имела представительства в ряде комитетов, например, в Комитете оборонного планирования и Группе ядерного планирования. Это решение также привело к выводу французских войск из-под командования НАТО, и выводу иностранных войск с территории Франции. Был также введен запрет на базирование иностранных вооружений на французской территории, включая ядерное оружие. Политическая штаб-квартира НАТО (с 1952 г. находившаяся в Париже), а также Штаб Верховного главнокомандующего объединенными вооруженными силами НАТО в Европе (располагавшийся с 1951 г. в Рокенкуре) были перенесены в Бельгию.

Несмотря на выход Франции из объединенной военной структуры НАТО, она подписала два технических соглашения с Североатлантическим союзом, в которых изложен порядок действий в случае советской агрессии. Со времени падения Берлинской стены в 1989 году Франция регулярно направляла свои войска для участия в военных операциях НАТО, являясь одной из стран, выделяющих самые многочисленные контингенты. Она также занимает четвертое месте по взносам в военный бюджет НАТО.

С начала 1990-х годов Франция постепенно отходит от решения 1966 года Например, с 1994 года (заседание министров обороны в г. Севилья) она участвует в заседаниях министров обороны, а с 2003 года французские офицеры служат в структурах Стратегического командования по операциям и Стратегического командования по трансформации. На встрече НАТО в верхах в Страсбурге и Келе в апреле 2009 года Франция официально объявила о возобновлении своего полномасштабного участия в структурах НАТО¹.

Вступление Греции и Турции

18 февраля 1952 года, через три года после подписания Вашингтонского договора, в организацию вступили Греция и Турция, что позволило НАТО укрепить свой «южный фланг».

В эпоху, когда существовала боязнь коммунистической экспансии в Европе и в других регионах мира (советская поддержка вторжения Северной Кореи в Южную Корею в 1950 г.), стратегически важно было обеспечить безопасность Юго-Восточной Европы. Членство в НАТО не только позволило сдержать коммунистическое влияние в Греции, восстанавливающейся после гражданской войны, но и освободило Турцию от советского давления из-за доступа к стратегическим морским путям.

Вступление Германии

Германия стала членом НАТО 6 мая 1955 года. Ее вступление стало результатом нескольких лет переговоров с лидерами западных стран и в самой Германии, население которой выступало против перевооружения в какой бы то ни было форме.

После окончания Второй мировой войны первоочередной задачей были поиски путей интеграции Германии в западноевропейские оборонные структуры. Федеративная Республика Германия – или Западная Германия – была создана в 1949 году, и хотя новое государство было крепко связано с Западом, ее потенциал вызывал опасения. Первоначально Франция предложила создать Европейское оборонное сообщество – европейское решение германского вопроса. Однако Сенат Франции выступил против этого плана и предложение осталось неосуществленным, оставив членство в НАТО в качестве единственного жизнеспособного решения. Чтобы это могло произойти, необходимо было выполнить три условия: победившие в войне страны (Советский Союз, Соединенное Королевство, Соединенные Штаты и Франция) должны прекратить оккупацию ФРГ; Италия и Западная Германия должны быть приняты в Оборонную организацию Западного союза (военное ведомство Западного союза), а затем – сама процедура присоединения к НАТО.

Когда Германия вступила в Западный союз, он был переименован в Западноевропейский союз. Факт вступления Германии, наряду с прекращением ее статуса оккупированной страны, приблизил страну к членству в НАТО. Федеративная Республика Германия официально присоединилась к Западноевропейскому союзу 23 октября 1954 года, а ее статус оккупированной страны закончился в момент вступления в силу 5 мая 1955 года Боннской и Парижской конвенций. На следующий день Германия стала пятнадцатым членом НАТО.

После воссоединения Германии 3 октября 1990 года земли, ранее входившие в состав Германской Демократической Республики, вошли в НАТО в составе единой Германии.

Вступление Испании

Несмотря на сопротивление значительной части испанской общественности, Испания вступила в Североатлантический союз 30 мая 1982 года. Окончание диктатуры Франко в 1975 году, военный переворот в 1981 году и приход к власти Испанской социалистической рабочей партии (ИСРП), ведущей оппозиционной партии, которая изначально выступала против вступления в НАТО, заложили сложные социальные и политические условия, как на национальном, так и на международном уровнях.

Испания в полной мере участвовала в работе политических структур организации, но воздержалась от участия в объединенной военной структуре. Эта позиция получила подтверждение в результате референдума, проведенного в 1986 году. В том, что касается военных аспектов, Испания присутствовала в качестве наблюдателя в Группе ядерного планирования; применила оговорки к своей позиции по вопросу участия в объединенной системе связи; сохранила испанские вооруженные силы под командованием Испании и не дала свое согласие на отправку войск за пределы Испании на длительный срок. Тем не менее, испанские войска по-прежнему будут иметь возможность действовать совместно с войсками других стран НАТО в чрезвычайных ситуациях.

Применение Испанией оговорок постепенно ослабилось. Когда д-р Хавьер Солана стал первым испанским Генеральным секретарем НАТО (1995-1999 гг.), парламент Испании одобрил участие страны в объединенной структуре органов военного управления (1996 г.).

Первый раунд расширения после «холодной войны»

Падение Берлинской стены и ликвидация Организации Варшавского договора после окончания «холодной войны» открыли возможности для дальнейшего расширения НАТО. Некоторые из новых демократических государств Центральной и Восточной Европы активно стремились к интеграции в евроатлантические институты.

В 1995 году Североатлантический союз реализовал и опубликовал результаты Исследования о расширении НАТО, в котором рассматривались преимущества принятия в организацию новых членов и пути их интеграции. В исследовании делался вывод, что в связи с окончанием «холодной войны» представилась уникальная возможность укрепить безопасность во всем евроатлантическом регионе, и что расширение будет способствовать повышению всеобщей стабильности и безопасности.

На встрече НАТО в верхах в Мадриде в 1997 году Венгрии, Польше и Чешской Республике было предложено начать переговоры о присоединении, а 12 марта 1999 года они стали первыми из бывших членов Организации Варшавского договора, вступившими в Североатлантический союз.

Широко применяя опыт, приобретенный во время процесса присоединения новых членов, НАТО на встрече в верхах в Вашингтоне в апреле 1999 года начала осуществление Плана действий по подготовке к членству (ПДПЧ). ПДПЧ был создан для оказания помощи в подготовке стран, стремящихся к членству в НАТО, даже если это не предвосхищало никаких решений.

Второй раунд расширения после «холодной войны»

На встрече в верхах в 2002 году в Праге Болгарии, Латвии, Литве, Румынии, Словакии, Словении и Эстонии было предложено начать переговоры о присоединении. 29 марта 2004 года они официально стали членами Североатлантического союза в результате самого крупного раунда расширения в истории НАТО.

До вступления в НАТО все семь стран участвовали в ПДПЧ.

Вступление Албании и Хорватии

Будучи партнерами, Албания и Хорватия сотрудничали с НАТО в целом ряде областей, при этом особое внимание уделялось реформе сектора обороны и безопасности, а также поддержке более широких демократических и институциональных реформ.

Албания участвовала в ПДПЧ с самого начала его действия в 1999 году, а Хорватия присоединилась к нему в 2002 году. В июле 2008 года Протоколы о вступлении подписали Албания и Хорватия. 1 апреля 2009 года они официально стали членами организации.

Черногория – самое недавнее вступление

Вскоре после восстановления своей независимости в июне 2006 года, Черногория присоединилась к программе «Партнерство ради мира» в декабре того же года и три года спустя – к Плану действий по подготовке к членству. Она активно поддерживала операцию под руководством НАТО в Афганистане с 2010 года и в настоящее время оказывает поддержку последующей миссии. Развитие оперативной совместимости своих вооруженных сил и осуществление реформ сектора обороны и безопасности являлись важной частью сотрудничества Черногории с Североатлантическим союзом до того, как она стала государством-членом. Черногория сотрудничала с НАТО в таких областях, как создание потенциала экстренного реагирования и уничтожение излишков боеприпасов (осуществление проекта в этой области продолжается).

Протокол о присоединении был подписан в мае 2016 года, а 5 июня 2017 года Черногория стала членом Североатлантического союза.

Турция и НАТО: пять самых важных вопросов

Североатлантический альянс почти лишен возможности влиять на власти Турции, где после провала путча введено чрезвычайное положение. НАТО может лишь предупредить Анкару, но не наказать.

Йенс Столтенберг на пресс-конференции по итогам встречи НАТО-Россия. Фото: пресс-служба Альянса

Как реагирует НАТО на развитие ситуации в Турции?

Соединенные Штаты направили в Анкару своего самого высокопоставленного военного, чтобы смягчить ущерб, нанесенный отношениям Турции с США и остальными странами — членами НАТО. Председатель Объединенного комитета начальников штабов генерал Джозеф Данфорд заверил, что американцы и дальше будут отстаивать демократическое устройство Турции, и осудил попытку военного переворота в стране.

Генеральный секретарь НАТО Йенс Столтенберг сделал это через два дня после попытки путча в телефонном разговоре с президентом Турции Реджепом Тайипом Эрдоганом. В то же время он подчеркнул, что Анкара должна сама придерживаться собственного демократического порядка, уважать верховенство закона и права человека.

Турецкое правительство недовольно таким — по его мнению, крайне сдержанным — проявлением солидарности. Эрдогановские чистки среди военных — предполагаемых путчистов — руководство НАТО до сих пор официально не комментирует. Каждое из государств альянса вправе менять своих представителей в его подразделениях, говорят в Брюсселе.

Членами НАТО могут быть только демократические государства?

В преамбуле к Североатлантическому договору среди прочего говорится и о защите принципов демократии. Но в годы холодной войны альянс не был столь щепетильным. В 1949 году, когда была основана НАТО, в Португалии у власти находился диктатор Антониу ди Салазар. В истории альянса были моменты, когда Турция и Греция — его полноправные члены — в результате госпереворотов какое-то время управлялись военными.

В 1990-е годы значение НАТО как политического сообщества с едиными ценностями стало особо подчеркиваться. В первую очередь это касается новых членов — это должны быть демократические правовые государства. Однако внутри НАТО ее участники гораздо менее тесно политически связаны друг с другом, чем в рамках Евросоюза. К примеру, Турция и Греция на фоне конфликта вокруг спорной территории Кипра до сих пор с недоверием относятся друг к другу. А США после турецкой оккупации северной части Кипра в 1975 году ввели против Турции — члена НАТО — эмбарго на поставки вооружений.

Насколько важна роль Турции в составе НАТО?

На турецкой авиабазе «Инджирлик» вблизи города Адана находятся около 200 военнослужащих американских ВВС. Эта база служит основным плацдармом для нанесения воздушных ударов по позициям боевиков «Исламского государства» (ИГ) в Сирии и Ираке. «Инджирлик» также играл важную роль в ходе военных действий в Персидском заливе и афганской миссии НАТО. Там же расквартированы 250 солдат бундесвера, немецкие самолеты-разведчики «Торнадо», а также самолет-заправщик.

Авиабаза «Инджирлик». Фото: Reuters

Сама база «Инджирлик» — это не объект НАТО. Но одна из штаб-квартир альянса находится в портовом городе Измир на западе Турции, там готовят и координируют крупные наземные операции НАТО. Командование сухопутных войск (LANDCOM) подчиняется верховному главнокомандующему объединенных вооруженных сил НАТО в Европе. Также в Измире находится еще один важный военный аэропорт США.

По некоторым оценкам, в Турции расположены около 20 объектов, которые частично используются силами НАТО. Турецкая армия — вторая по численности в альянсе после американской. До сих пор турки участвовали во всех операциях НАТО в Афганистане, на Балканах, в Сирии или Ливии. Кроме того, именно в Турции недавно был установлен радар — часть системы противоракетной обороны (ПРО) НАТО в Европе.

Расположение турецкой авиабазы «Инджирлик»

С геополитической точки зрения Турция, расположенная на юго-восточном фланге альянса и граничащая с очагами конфликтов на Ближнем Востоке и у Черного моря, играет важнейшую роль, констатируют военные эксперты. Однако не стоит переоценивать этот факт, замечает экс-председатель военного комитета НАТО, немецкий генерал Харальд Куят (Harald Kujat). В интервью радиостанции Deutschlandradio Куят, в прошлом — генеральный инспектор бундесвера, заявил, что Турция никогда не была тем членом НАТО, на которого можно было бы положиться на 100 процентов. Даже в борьбе с ИГ, по его словам, роль Анкары вначале была скорее «сомнительной».

Расположение турецкой авиабазы «Инджирлик». Фото: dw.com

Развернется ли спор по поводу авиабазы «Инджирлик»?

Президент Эрдоган настоятельно требует от США выдать живущего там проповедника Фетхуллаха Гюлена, которого Анкара считает вдохновителем попытки путча в Турции. Вашингтон намерен проверить юридическую возможность выдачи. Но лишь после того, как Турция предоставит доказательства. Сам Гюлен отрицает какую-либо связь с путчистами.

Право использовать базу «Инджирлик» для ударов с воздуха против ИГ Турция предоставила США лишь два года назад. Вполне возможно, что турецкие власти попытаются использовать это разрешение, чтобы оказать давление на Соединенные Штаты по поводу выдачи Гюлена. Кроме того, правительство в Анкаре критикует США за то, что они поддерживают в борьбе с ИГ курдские подразделения в Сирии. В Турции эти группировки считают террористическими.

Еще с одним членом НАТО — Германией — у Турции также складываются напряженные отношения. Причиной послужило принятие бундестагом резолюции, признающей геноцидом уничтожение армян в Османской империи в 1915−16 годах. Турция оценивает эту резолюцию как выпад против Анкары и потому не пускает немецких политиков и депутатов бундестага на авиабазу «Инджирлик» для встреч с солдатами и офицерами бундесвера. Если положение вскоре не изменится, бундестаг может отозвать немецких военных из Турции.

Может ли НАТО оказать давление на Турцию или исключить ее из альянса?

Североатлантический договор не предусматривает ни штрафные меры для его участников, ни процедуру исключения кого-либо из них. Государство-член альянса может только само известить о расторжении договора. Поэтому максимум, что может предпринять руководство НАТО в Брюсселе, — попытаться оказать политическое давление на Турцию, чтобы ее правительство действовало в рамках правового государства и не использовало объявленное в стране чрезвычайное положение в собственных интересах.

Значение и эффективность турецких вооруженных сил в составе НАТО снизятся в результате провала попытки мятежа, полагает бывший верховный главнокомандующий объединенными вооруженными силами НАТО в Европе Джеймс Ставридис. «К сожалению, после попытки путча фокус, скорее всего, сместится на внутренние дела военных, бесконечные расследования и проверки на лояльность», — прогнозирует адмирал Ставридис в аналитической статье, опубликованной на сайте американского журнала Foreign Policy.

Турецкие военные начнут борьбу за собственное место в государстве, полагает он. «Все это окажет пагубное воздействие на боевую готовность вооруженных сил. Какие-то проекты на авиабазе „Инджирлик“ продолжатся и дальше, однако в целом сотрудничество с Турцией по многим каналам заморожено», — резюмировал Ставридис.