ТУ 204 300

Ту-204: история создания и перспективные модификации

В ОКБ Туполева в семидесятые годы в разработке находилось сразу несколько проектов самолетов. Это обстоятельство предполагало выпуск базовых версий, а на их основе – различных модификаций.

Узкофюзеляжный пассажирский авиалайнер для среднепротяженных линий Ту-204 явился совершенно новой моделью, последовавшей за Ту-154. Новый самолет вмещал до 215 человек и мог выполнять рейсы на расстояние 5920 километров.

Как создавался, эксплуатировался

Рассматривались для построения несколько вариантов воздушного судна: широкофюзеляжный двухпалубный, с двумя и тремя моторами. Трехдвигательный лайнер в конечном итоге не был построен, выбор был сделан в пользу классического варианта с двумя двигателями под крылом.

В 1989 году состоялся долгожданный первый вылет, но следующие шесть лет судьба проекта Ту-204 оставалась неясной. В коммерческое использование самолет поступил в 1996 году, однако должную популярность не обрел. Перевозчики предпочитали отечественной машине западные подержанные воздушные судна.

В техническом обслуживании Боинги и Эйрбасы оказывались выгоднее, на них легче было приобрести запасные части, а также экипаж состоял из двух человек, что давало определенную экономию.

Новые модификации стали на порядок совершеннее и экономичнее, основным заказчиком выступает государство. Рассматривается продажа лицензии на производство Ту-204 Ирану. Особую надежду разработчики возлагают на новейшую и самую лучшую версию Ту-204СМ.

За пятнадцать лет серийного выпуска создано 78 экземпляров, в настоящее время летают не более трех десятков единиц. Ту-204 в наши дни не производится для коммерческих заказчиков, строятся только модели специального назначения для крупных государственных структур.

Обзор летно-технических параметров Ту-204-100

  • Длина самолета – 46,1 метра
  • Высота машины – 13,9 метра
  • Размах крыла – 41,8 метра
  • Охват фюзеляжа – 3,8 метра
  • Максимальная нагрузка – 21000 килограммов
  • Взлетный вес – 103000 килограммов
  • Пассажироемкость – 210 человек
  • Ширина и длина салона – 3,6/2,1 метра
  • Экипаж – 3 пилота
  • Максимальная скорость – 850 км/час
  • Потолок, высота полета – 12100 метров
  • Дальность – 6820 километров
  • Моторы — ПС-90A, 2 штуки
  • Длина взлетно-посадочной полосы – 2,5 километра

Аэродинамическая схема планера нормальная, это свободнонесущий моноплан. Силовая установка Ту-204 состоит из пары турбовентиляторных моторов ПС-90A, имеющих функцию встроенного контроля и электронного регулирования.

Конструкция прочная, облегченная, на 15% исполнена из композиционных материалов: новейшие стали, алюминиево-литиевые и титановые сплавы. Уменьшено количество стыков, за счет удлинения конструкционных секций. Тепло – и звукоизоляция усовершенствована, в окрашивании применены антикоррозийные лаки и краски.

Прогрессивное крыло позволило увеличить подъемные характеристики, снизить шумовые показатели, сократить длину пробега по ВПП.

Оцифрованными являются все жизненно важные системы самолета. Имеется электродистанционная система управления, современный комплекс бортового оборудования. Кондиционирование воздуха имеет автономную систему охлаждения, в жаркое время года это позволяет оперативно подготовить машину к следующему вылету.

В топливных емкостях находятся струйные насосы, что предотвращает скопление в них влаги.

Колеса шасси имеют облегченные, моноуглеродные тормозные диски взамен металлокерамических.

Международными комиссиями отмечена передовая система предотвращения обледенения внешних агрегатов планера: воздухозаборников моторов, приемников давления, обтекателей вентиляторов и лобовых стекол кабины пилотов.

Для повышения безопасности полетов, кабина пилотов функциональна и эргономична, способствует сохранению психоэмоционального комфорта экипажа.

Важнейшей технической характеристикой является возможность совершения безопасной посадки самолета со всеми отключенными моторами. Немногие авиалайнеры могут сравниться в этом с Ту-204.

Расположение мест в салоне

Компоновки салона имеются двухклассные и экономический вариант. Вмещают такие модели от 164 до 215 человек.

Бизнес-класс идет с 1 по 6 ряд. Кресла расположены 2/2 или 3/3, имеется один просторный проход. В первом и шестом рядах места не самые лучшие, с точки зрения удобства. Комфортному полету здесь помешает близость подсобных помещений и санузлов.

В салоне экономического класса этого узкофюзеляжного лайнера места выполнены по однопроходной схеме 3/3. С 7 по 29 ряд лучшими местами определенно являются кресла в седьмом и 22 ряду. Перед ними не имеется противоположных кресел, никто не откинет спинку назад. Больше места для ног.

29 ряд не самый лучший по причине близости к туалетам в конце салона.

Модификации

  • Ту-204 – базовая машина вмещает максимум 210 человек.
  • Вариант Ту-204-100 в эксплуатации с 1996 года. Увеличен взлетный вес.
  • Модель Ту-204-200 имеет дополнительные емкости для топлива, с 2001 года летает единственный построенный экземпляр.
  • На самолете Ту-204-100В, более совершенное бортовое оборудование и комфортабельный салон.
  • Лайнер Ту-204-120 эксплуатируется с 1998 года, имеет импортное бортовое электронное оснащение, дающее некоторые преимущества в рыночных условиях.
  • Ту-204-300 – это авиалайнер, укороченный на 6 метров, но с увеличенной дальностью. Способен преодолеть дальнемагистральные расстояния без посадок.
  • Наиболее конкурентоспособной и успешной модификацией можно назвать Ту-204СМ. Глубоко модернизированная версия с экипажем в 2 человека, оснащена ультрасовременной авионикой и навигационной системой. Самолет нового поколения серийно выпускается с 2013 года. Существенно снижены эксплуатационные затраты, благодаря установленной бортовой системе техобслуживания. Кабина пилотов также оснащена индикаторами и сигнализаторами КСЭИС-204Е, диагональ и разрешение дисплеев увеличены. В салоне для пассажиров установлены системы развлечений, выполнена соответствующая международным нормам подсветка, оптимизирован уровень шума в салоне. Модель Ту-204СМ по своим характеристикам может соперничать с новинками лидеров мирового авиационного рынка.

Новости, факты и перспективы

Отечественная компания — перевозчик Red Wings заявила, что полностью откажется от семи Ту-204 до наступления 2019 года. По словам представителей компании, это вызвано тем, что ПАО «Туполев» не готов продлевать полетный ресурс имеющихся машин. Red Wings до недавнего времени имела в своем парке исключительно российские самолеты (единственная компания в стране).

В недалеком будущем перевозчик намерен перевести парк на новые отечественные лайнеры МС-21, а пока вынужден приобретать в лизинг Эйрбасы 320/321. Наряду с тем, что Ту-204 выработали ресурс, они имеют низкую топливную эффективность, также на машины сложно приобретать запасные и комплектующие части.

Бизнес – перевозчик «РусДжет» приобретет Ту-204 для своего парка в VIP — комплектации. Борт рассчитан на перевозку 25 пассажиров, имеет превосходные технические данные. Именно этим самолетом российская делегация, возглавляемая министром транспорта РФ, совершила рейс из Москвы в Америку. В ходе полета никаких нареканий работа лайнера не вызвала.

Последние прогрессивные модификации Ту-204 ни в чем не уступают пассажирским авиалайнерам ведущих самолетостроительных корпораций. Прорывные технические новшества позволили стать экономичным и несложным в обслуживании и эксплуатации. Несмотря на то, что этот проект рождался в трудные для страны времена и много раз приостанавливался, Ту-204СМ имеет неплохие шансы завоевать своего пассажира.

Ту-204 — пассажирский лайнер, обладающий средней дальностью полета, с реактивным двигателем. Разработка его производилась в 80-ых годах в КБ Туполева. Был призван заменить морально устаревший Ту-154. Модификаций у данного лайнера довольно много, включая версии на заказ и грузовые модели. Стандарты безопасности самолета жестко соблюдаются, также проходят все нормы бесшумности. Исходя из этих параметров – Ту-204 можно эксплуатировать по всему миру.

История создания

Первоначально планировалось создание лайнера с двумя двигателями очень похожего на Ту-134. Многие решения по конструкции были заимствованы у проектируемого Ту-136. К 70-ым годам самолет уже стал похож на аналоги из США.

Летом 1981 года кабинет министров поставил задачу о разработке самолета с тремя двигателями Д-90, которые считались на тот момент более экономичными и перспективными. Однако, все закончилось на макете, а применения проекту не нашлось. КБ вернулось к разработке двухмоторного варианта самолета. После этот макет был полностью переделан и составил основу будущего Ту-204.

Смотрите видео Туполев Ту 204. Хорошо, но поздно:

Подготовка к серийному выпуску модели была начата в 1987 году. В следующем году был создан первый опытный образец модели, а еще через год первый Ту-204 поднялся в воздух. Все испытательные работы по самолету продолжались до 1993 года. Компания «Авиастар» приступила к выпуску пассажирского лайнера уже в 1990 году. Летный сертификат самолет получил в начале 1995 года.

Первый полет прошел из Москвы в аэропорт Минеральных Вод.

Характеристики

Приведем летно-технические данные лайнера Ту-204:

  • 2 двигателя — ПС 90А.
  • Число членов экипажа — 3 человека.
  • Площадь крыла 184,17 кв. м.
  • Размах крыльев – 42 метра.
  • Длина самолета – 46 метров.
  • Высота – 13,9 метра.
  • Максимальная взлетная масса – 94, 6 тонн.
  • Масса пустого самолета – 58,3 тонны.
  • Грузоподъемность – 21 тонна.
  • Оптимальная скорость – 830 км/ч.
  • Потолок высоты – 12, 1 км.
  • Вместимость – 164-210 пассажиров.
  • Максимальная дальность полета – 5900 км.

Как мы видим, самолет обладает довольно хорошими техническими данными. Рассмотрим его салон, степень комфорта.

Схема салона

Модификации самолета предполагают вариации внутренней компоновки салона, а также различные цифры пассажировместимости.

Базовая модель Ту-204 способна перевозить 210 человек в одноклассовом исполнении. Ту-204-100 рассчитан на перевозку от 176 до 194 пассажиров, Ту-204-300 располагает 157 местами.

Бизнес-салон, что естественно, обладает наибольшим простором. Однако, в экономическом классе обеспечивается приемлемый уровень комфорта, который соответствует всем международным нормам перевозок. Это и добивалось при создании самолета Ту-204.

Формула компоновки салона в туристическом исполнении выглядит как «3-3», а в бизнес исполнении «2-2», при этом ширина прохода составляет более 81 сантиметра. В случае спецзаказа возможны любые варианты исполнения, исходя из пожеланий заказчика.

Лучшие места

В базовой компоновке салон лайнера вмещает 210 пассажиров. Однако, в различных частях салона, комфортность и свободное пространство значительно отличается. Зоны комфорта можно смело делить на несколько видов.

  1. Места в 1 ряду – всегда довольно хороший выбор, благодаря тому, что нет спереди пассажиров. Однако высоким людям здесь будет неудобно, из-за недостатка пространства между сиденьями и перегородкой.
  2. Места на 9 и 28 ряду. Преимущество этих рядов в том, что они состоят из двух кресел, что очень удобно для пассажиров, летящих вместе. Места для ног довольно много, однако есть целый ряд ограничений из-за того, что рядом находятся аварийные выходы. Здесь нельзя сидеть определенной категории людей, по причине доступа к аварийным люкам. Имейте это ввиду, потому что если пассажир подходит под одну из категорий, его обязательно пересадят.

Схема салона Ред Вингс

Компоновка салона в лайнерах компании «Ред Вингс» представляет собой только эконом-класс. Пассажировместимость составляет 210 человек. Если сравнивать модификацию Ту-214 у «России», то в ней можно перевозить 184 человека, поскольку там присутствует бизнес-класс.

Проанализируем наличие различных зон комфорта в лайнере Ту-204 компании «Ред Вингс».

В первом ряду находятся хорошие места, с отсутствием ряда спереди. Одно из неудобств – близость перегородки от сиденья. Вытянуть ноги тут вряд ли получится, и такие места явно не подходят для высоких людей. Для них нужно выбрать стандартное место салона с шагом кресел в 81 см.

Наличие туалета также относится к недостаткам, поскольку почти сто человек в салоне будет проходить мимо пассажира.

В 8 и 27 ряду спинки кресел откидываться не будут из-за близости аварийного выхода.

В 9 и 28 рядах – парное расположение кресел с огромным пространством для ног. Это одни из самых лучших мест для перелета. Единственным недостатком является то, что здесь невозможно сесть определенным категориям людей из-за нахождения рядом аварийного выхода.

В 10 и 29 ряду на местах A и F очень много пространства спереди. Эти места – самые лучшие в такой компоновке и разбираются в первую очередь при бронировании.

Самыми нежелательными местами будут 35 и 36 ряды. Сиденья практически не откидываются, шумность ввиду близости туалетов и другие неудобства отталкивают пассажиров. При проблемах кондиционирования, здесь более душно.

Грузовой Ту-204

Транспортный самолет Ту-204-100С был создан как модификация пассажирского лайнера Ту-204-100. На модель были установлены экономичные агрегаты ПС-90А, и она способна перевозить до 30 тонн полезного груза на расстояние до 3900 километров, а также до 15 тонн на дальность до 7200 километров.

Грузовой самолет, а также его двигатели ПС-90А имеют соответствующие международные сертификаты по шумности и выбросов вредных веществ в окружающую среду.

Почта России

В 2016 году «Почта России» запустила на рейсы 2 грузовых лайнера Ту-204 модификации «С», которые отправились с московского аэродрома Внуково.

Грузовые самолеты получили гордые названия в честь императоров России.

  1. Первое судно получило имя «Петр Первый» и направилось в рейс Москва — Нижневартовск — Якутск;
  2. второй самолет, названный «Екатерина Вторая» направился по маршруту Москва — Иркутск — Анадырь.

Эти самолеты регулярно совершают рейсы по данным направлениям и перевозят почтовые грузы. Лайнеры были приобретены компанией «Почта России» у дочернего предприятия «Ильюшин» по программе модернизации. Цена сделки равнялась 3,39 млрд рублей. Под покупку самолетов «Почта России» взяла на себя кредитные обязательства перед Альфа-Банком на сумму в 3 млрд. рублей и сроком на 5 лет. Эти лайнеры эксплуатировались компанией ТрансАэро и достались компании «Ильюшин» после процедуры банкротства. Большой объем почтовых перевозок и обусловил создание «Почтой России» собственного воздушного флота грузовых самолетов.

Ту-204С способны перевозить до 30 000 кг почты на максимальное расстояние 3800 километров. Предусмотрены грузовые лайнеры для почтовой перевозки на Крайний Север, Сибирь и Дальний Восток. Со временем планируется осуществление международных перевозок, в том числе в страны АТР.

В правлении компании «Почта России» было отмечено, что создание авиапарка является принципиально новым направлением логистики, сокращающий сроки доставки отправлений по Сибири и Дальнему Востоку, а также из других стран Европы и Азии.

Катастрофа Ту-204 во Внуково

Авиационный инцидент случился в аэропорту Внуково 29 декабря 2012 года. Самолет компании Ред Вингс выполнял рейс номер RWZ9268 по маршруту Пардубице—Москва. Во время посадки в Москве лайнер съехал с полосы, пробил ограждение аэропорта и разрушился на части. Расшифровка черных ящиков рейса показала, что катастрофа произошла по причине ошибки экипажа. На борту находились только члены экипажа в составе 8 человек, из которых 5 человек погибли.

Цена самолета

Стоимость лайнера Ту-204 в зависимости от модификации составляет от 35 до 45 миллионов долларов США. К слову, это примерно в 2 раза меньше, чем у конкурентов из Аэробус и Боинг при той же пассажировместимости.

Отзывы пассажиров

Самолет изначально разрабатывался для выполнения внутренних и международных рейсов, поэтому комфорт здесь был на первом месте. По отзывам пассажиров, четко продуманы интерьер и исполнение салона. Условия сервиса обеспечивают необходимые удобства при дальних перелетах. Высоко можно оценить систему освещения салона, которая выполнена таким образом, чтобы обеспечивать эффективную и ненавязчивую подсветку салона и сидений пассажиров. Также предоставляется свой мультимедийный центр, встроенный в подголовник каждого кресла.

Смотрите видео презентацию Ту 204:


В заключении можно отметить, что самолет Ту-204 по описаниям и отзывам является отличным продуктом отечественного самолетостроения. Стандарты обслуживания и сервиса соответствует всем нормам международных перевозок. Многочисленные модификации способны выполнять различные задачи, вплоть до грузоперевозок и обслуживания корпораций. В данное время идет плодотворная работа по разработке и конструированию новых моделей на базе этого воздушного судна.

Ту-204 в Аэрофлоте

aero26,
Простите, долго не проверял ветку…
Вот что удалось насобирать по АФЛ и Внуковским АЛ. Буду благодарен за ЛЮБЫЕ уточнения и дополнения к приведённой тут информации:
2. Внуковские Авиалинии
Первой компанией, эксплуатировавшей Ту-204, стала АК «Внуковские Авиалинии». Что и не удивительно. Именно в этой авиакомпании самолёт проходил эксплуатационные испытания. Надо отметить, что Ту-204 стал последним пассажирским самолётом, прошедшим этот этап в авиакомпании. Все последующие самолёты, включая более поздние модификации Ту-204, поступали в эксплуатацию сразу после получения сертификата типа.
Как уже было отмечено выше, подготовка к эксплуатационным испытаниям началась в 1992 году. Первые полёты по программе испытаний в 1993. Возили различные грузы. К моменту окончания испытаний «Внуковские Авиалинии» обладали парком самолётов Ту-204 (как минимум 3 пассажирских и один грузовой), подготовленными экипажами и обученным инженерно-техническим составом.
23 февраля 1996 года самолёт Ту-204 №64011 совершил первый регулярный рейс с пассажирами по маршруту Москва — Минеральные Воды. Началась нормальная коммерческая эксплуатация нового самолёта. Немного позже началась подготовка к освоению Ту-234 (в серии этот самолёт стал известным как Ту-204-300).
Правда, начало эксплуатации совпало с не лучшими временами для авиакомпании и для страны в целом. Самолёты, вылетавшие срок до заводских форм ТО или требующие серьёзных доработок за счёт авиакомпании просто ставились «к забору». О приобретении новых самолётов речь даже не заходила. Кончилось это тем, что к моменту покупки «Внуковских Авиалиний» набиравшей силы новосибирской авиакомпанией «Сибирь» борт 64011 уже летал в парке Сибири, а у ВАЛа ни одного летающего Ту-204 не осталось.
«Внуковские Авиалинии» (на возмездной основе) помогали в 1997-1998 годах освоить эксплуатацию Ту-204 «Пермским Авиалиниям». Последним вкладом в историю Ту-204 со стороны ВАЛа стало восстановление до лётного состояния борта 64013 и перегонка его на завод в Ульяновск. На этом деньги у компании закончились, а вскоре и сама она прекратила своё существование (в 2002г). Стоит отметить, что бесславный конец «Внуковских Авиалиний» никак не связан с Ту-204, скорее наоборот, в самые худшие годы именно эти самолёты приносили авиакомпании реальные деньги. Фактически компания была искусственно приведена к банкротству людьми, чьи интересы были бесконечно далеки от освоения новых самолётов…
5. Аэрофлот
Главная авиакомпания страны соприкасалась с эксплуатацией Ту-204 дважды. Первый раз на этапе сертификационных испытаний грузовой версии в 1995 – 1997 г.г. Под флагом «Аэрофлота» после неудачного дебюта в «Орёл Авиа» летали 64008, 64009 и 64010. Однако после окончания эксплуатационных испытаний интереса у Аэрофлота к этим машинам больше не возникло. Все три самолета оказались в разных местах: 64008 стоит в окраске Аэрофлота во Внуково, 64009 в такой же окраске в Жуковском (Раменском), а окрашенная в белый цвет 64010 в Ульяновске.
Второй раз под флагом Аэрофлота оказался уже Ту-214. В 2004 – 2005 г.г. у ГТК «Россия» были арендованы её самолёты, летавшие в родной окраске по рейсам «Аэрофлота».
В данный момент ни одной машины семейства Ту-204/214 в «Аэрофлоте» нет, и покупать их не собираются.
З.Ы. aero26, а что, разве у АФЛ были регулярные грузовые рейсы?

Ту-204 cреднемагистральный пассажирский самолет — схема салона и летные характеристики

Ту-204 является узкофюзеляжным среднемагистральным пассажирским самолётом, созданным опытно-конструкторским бюро Туполева. Изначально позиционировался в качестве замены пассажирского лайнера Ту-154.

Обзор салона и схема мест самолета Ту-204

В зависимости от типа компоновки пассажирского самолёта Ту-204 может вмещать в себе от 164 до 215 человек. На предоставленной схеме мест самолёт имеет два класса (бизнес и эконом). В бизнес-классе места могут располагаться по схеме «2-2», так и по «3-3» и имеют широкий проход посередине. Самыми лучшими в бизнес-классе однозначно являются места, расположенные в середине (не в первом и не в шестом рядах), так как рядом с ними располагаются туалетные и подсобные помещения. Также места шестого ряда также примыкают к перегородке между бизнес-классом и шумным эконом-классом. Поэтому при бронировании мест следует помнить эти особенности.

Места эконом-класса располагаются по схеме «3-3». Для эконом-класса лучшими смело можно назвать места 7 и 22 рядов. Удобство и большую комфортабельность даёт им то, что данные ряды не имеют перед собой других мест, а, следовательно, и места для ног больше, чем обычно. Неудачными в эконом-классе являются места 29 ряда ввиду своего близкого расположения к туалетам, что обеспечивает здесь большие очереди в определённые часы.

История создания и эксплуатации самолета Ту-204

Пассажирский лайнер Ту-154 начал эксплуатироваться с 1968 года. Однако уже в 1973 году начались работы по созданию нового самолёта, который мог бы стать достойной и полноценной заменой лайнеру Ту-154. Предполагалось, что новый самолёт будет обладать большей пассажировместимостью, дальностью полёта и грузоподъёмностью. Новый проект получил название Ту-204.

В ходе разработок и проектирования лайнера было рассмотрено множество возможных вариантов конструкции фюзеляжа. Так, например, рассматривался вариант широкофюзеляжного двухпалубного пассажирского самолёта, который бы имел повышенную грузоподъёмность и пассажировместимость. В итоге в ОКБ Туполева было принято решение снабдить Ту-204 тремя двигателями, один из которых устанавливался в хвостовой части, а два других крепились на пилонах под крылом. В 1982 году был также создан макет на основе принятой конструкции самолёта, однако в конечном итоге от замысла с тремя двигателями было решено отказаться.

В итоге получился узкофюзеляжный самолёт с двумя двигателями, находящимися под его крыльями. Тем самым, конструкция Ту-204 стала совершенно новой для самолётов ОКБ Туполева, ранее проектировавшей пассажирские самолёты в основном с двигателями, находившимися в хвостовой части.

Первый полёт нового самолёта был осуществлён в самом начале 1989 года. Однако ввиду тяжёлой экономической и политической ситуации в Советском Союзе, а потом и в России, испытания Ту-204 затянулись на 6 долгих лет. Лишь ценой огромных усилий в декабре 1994 года самолёт прошёл испытания и был сертифицирован.

Коммерческая эксплуатация Ту-204 началась в 1996 году. Однако экономический кризис и ужасающее положение отечественного авиапрома сделали всё для того, чтобы популярность самолёта оставалась невысокой. Так, в 90-е годы более выгодно и экономично было покупать подержанные самолёты производства западных компаний (Airbus и Boeing). Дополнительным неудобством было также то, что на ранних версиях Ту-204 экипаж, как правило, состоял из 3 человек, что было не очень экономно для многих авиакомпаний.

Тем не менее, после улучшения лайнера комфортабельность пассажирского салона была на порядок увеличена, равно как и его экономичность. Так, новые модели Ту-204 (например, Ту-204-200 или Ту-204-300) способны составить конкуренцию западным Боингам и Аэробусам, однако российские авиакомпании опасаются заказывать лайнеры у отечественного производителя, на которые зачастую не хватало запасных частей или комплектующих.

Сегодня производится лишь по одному Ту-204 в год, причём основным заказчиком является государство и его структуры. Кроме того, в 2019 году стало известно и возможной продаже ПАО «Туполев» лицензии на производство лайнера Ирану. Также в том же году была анонсирована программа производства и поставки десяти Ту-204 с повышенной комфортабельностью и усовершенствованной бортовой электроникой.

С начала серийного производства в 1990 году по 2019 год было произведено лишь 78 самолётов Ту-204, из них на сегодняшний день эксплуатируется около 40.

Модификации лайнера Ту-204

На сегодняшний день существуют следующие модификации Ту-204:

  • Ту-204 – базовая модификация лайнера, обладающая пассажировместимостью до 210 человек. Эксплуатируется с 1996 года;
  • Ту-204-100 – модификация Ту-204, обладающая увеличенной взлётной массой и пассажировместимостью. В эксплуатации с 1996 года;
  • Ту-204-200 – вариант лайнера с дополнительными топливными баками, позволяющими несколько увеличить его дальность полёта. Был построен в единственном экземпляре, коммерческая эксплуатация которого была начата в 2001 году;
  • Ту-204-100В – модификация лайнера с усовершенствованной системой бортовой электроники и пассажирским салоном с увеличенной комфортабельностью;
  • Ту-204-120 – вариант Ту-204, оснащённый западной бортовой электроникой, позволяющей существенно расширить рыночные возможности и перспективы лайнера. Коммерчески эксплуатируется с осени 1998 года;
  • Ту-204-300 – модификация лайнера с уменьшенной (на 6 метров) длиной фюзеляжа, а также с меньшей пассажировместимостью (до 165 человек). Однако это компенсируется увеличенной дальностью полёта, что позволяет совершить беспосадочный перелёт из Москвы во Владивосток;
  • Ту-204СМ – модификация лайнера, являющаяся по сути его серьёзной переработкой. Так, самолёт оборудован новейшей авионикой и системами аэронавигации, что позволило сократить экипаж до 2 человек. Большое количество и других новшеств позволяет говорить об этом самолёте как о новом поколении семейства Ту-204. Серийное производство было начато в 2013 году.

Краткий обзор Ту-204 и характеристики

Ту-204 представляет собой свободнонесущий моноплан нормальной аэродинамической схемы. Силовая установка лайнера представлена двумя турбовентиляторными двигателями.

Новым и смелым решением для отечественного авиапрома было то, что фюзеляж Ту-204 состоит на 14% из композитных материалов, что существенно повлияло на его прочность, надёжность и экономичность в обслуживании. Так, испытания показали, что крыло самолёта способно выдерживать нагрузку величиной до 140% от расчётной.

Лётно-технические характеристики основных модификаций Ту-204:

Ту- 204-100 Ту- 204С Ту- 204-120 Ту- 204-200 Ту- 204-300 Ту- 204СМ
Размах крыла, м 41,8
Длина, м 46,1 40,2 46,1
Ширина фюзеляжа, м 3,8
Высота в хвосте, м 13,9
Площадь крыла, м² 184,2
Макс. коммерческая нагрузка, кг 21 000 30 000 21 000 25 200 18 000 23 000
Макс. заправка топливом, кг 32 800 35 700 36 000 35 700
Макс. взлётная масса, кг 103 000 110 750 107 500 108 000
Макс. посадочная масса, кг 88 000 91 500 88 000 93 000 88 000 89 500
Макс. пассажировместимость 210 210 164 215
Ширина салона, м 3,6
Высота салона, м 2,1
Экипаж, чел. 3 2
Крейсерская скорость, км/ч 830—850
Максимальная скорость, км/ч 850
Служебный потолок, м 12 100
Дальность полёта с максимальным запасом топлива, км 6 820 км 6 810 км 6 890 км 7 370 км
Дальность полёта с максимальной коммерческой нагрузкой 4 020 2 370 3 940 3 460 5 920 4 200
Двигатели 2 × ПС-90A 2 × RB211 2 × ПС-90A 2 × ПС-90A2
Средний часовой расход топлива
(при макс. коммерч. нагрузке)
3 180 кг/час 3 210 кг/час 3 400 кг/час 3 180 кг/час
Требуемая длина ВПП, м 2 500 м 1 950 м

Самолёт Ту-204 является настоящим прорывом для отечественного авиастроения. Это доказывается тем, что даже сегодня, через 30 с лишним лет после начала его разработки, самолёт (в основном его новейшие модификации) благодаря своим характеристикам фактически способен конкурировать с пассажирскими лайнерами западных компаний, обладая немалой экономичностью и простотой в использовании.

Тем не менее, плохую службу этому детищу ОКБ Туполева сослужили те времена, в которые проводились его испытания, а также начиналось его серийное производство. Так, в 90-х годах XX века финансирование проекта несколько раз останавливалось, а испытания затянулись на целых 6 лет.

И всё же большой потенциал машины и её экономичность позволяют надеяться на лучшие времена для Ту-204.

Автор статьи: Увлекаюсь авиацией.