Танец с элементами боевых искусств

Базовые упражнения капоэйры для новичков

© creatista / .com

Капоэйра – это такое боевое искусство, у которого из большого количества движений создаётся целый арсенал уходов, акробатических элементов, ударов, перемещений. Разные школы и стили могут не только использовать различные движения и техники, но даже давать им собственные названия. Тем не менее, существует некоторый свод базовых движений капоэйры, которые изучаются новичками, только приступившими к занятиям в любой школе.

Что такое капоэйра

Капоэйра, в отличие от большинства других боевых искусств, представляет собой комплекс разнообразных и на первый взгляд противоречивых моментов. Капоэйра является национальным боевым искусством Бразилии, чья история насчитывает более пяти сотен лет, она также имеет некоторые африканские корни. Боевая капоэйра сочетает в себе не только атакующие и защитные техники, но также элементы танцев, акробатические трюки, высокую подвижность. Всё это сопровождается национальной бразильской музыкой и песнями, исполняемыми вживую. Существует несколько основных стилей, некоторые из них предполагают практическое применение боевого танца, иные же больше подходят для демонстрации навыков.

Знакомство с боевым искусством

Капоэйра для начинающих отличается универсальностью, т. к. даёт возможность выбрать программу тренировок с комфортной интенсивностью и нагрузкой, учитывающей индивидуальные цели, возможности, пожелания ученика. Благодаря гибкости и универсальности учения, приступать к занятиям могут все желающие любого пола, начиная с четырёх лет. Среди девушек в России и иных русскоязычных странах капоэйра ещё не имеет большой популярности, а вот дети очень любят это занятие.

Основные движения

В капоэйре каждое движение, удар и т. д. имеет своё название, причём на португальском языке, т. к. это боевое искусство из Бразилии. Все удары, уклоны, многие перемещения и акробатические элементы выполняются из следующих базовых, основных положений:

  1. Джинга. Используется для взаимосвязи различных техник, а ещё для перехода из позиции базы в кадейру и обратно.
  2. Кадейра. Находясь в таком положении, ноги бойца сгибаются в колене и они должны быть расположены на единой линии. Важно при этом не сгибать спину. Бедра также должны располагаться в положении, параллельном полу. Нижняя часть лица, подборок защищается руками.
  3. База. В этом положении выставленная вперёд нога сгибается под девяносто градусов, а вторая соответственно отставляется назад. Затем она сгибается в колене и ставится на мысок. Защита лица обеспечивается одной рукой.
  4. Негачива. Боец пригибается к земле, при этом опираясь на ногу и согнутую руку. Вторая нога выставляется вперед. Свободной рукой следует обеспечить защиту лица.

© creatista / .com

Психологическая составляющая

Как и в других видах борьбы, некоторое время уделяется психологической подготовке занимающихся. Преимущественно проводится работа над страхами и ступорами ученика. Кроме того, немало внимания уделяется философии и психологии самой капоэйры. Это учение, которое пропагандирует и развивает такие черты характера и человека как мудрость, бесстрашие, уравновешенность, спокойствие, отзывчивость.

Капоэйра изначально и создавалась для того, чтобы объединять разных людей и общество в целом, чтобы все жили в мудром и счастливом сообществе. Капоэйра стремится искоренить насилие и разобщённость между людьми, поэтому и принимаются в ряды учеников все люди без ограничений, даже те, кто имеет физические отклонения.

Как проходят тренировки для начинающих

Тренировки для начинающих в начале занятия требуют проведения пятнадцатиминутной разминки для разогрева тела и мышц. Следующим этапом изучаются и отрабатываются основные и базовые техники, движения, удары и уклонения. Занятие сопровождается музыкой для того, чтобы развить чувство ритма, научить работе и передвижениям с различной интенсивностью.

Что понадобится для занятий

Для занятий необходимо желание заниматься, целеустремлённость и понимание того, для чего эти занятия необходимы. На тренировках нужны футболка и штаны, обувь не требуется.
В статье было рассмотрено такое бразильское боевое искусство, как капоэйра. Была представлена информация о самом виде борьбы в целом и в частности о некоторых базовых знаниях и навыках, получаемых новичками. Это именно тот объём сведений, который необходим ученикам для того, чтобы в дальнейшем полноценно и органично развиваться.

Капоэйра — это традиционный бразильский вид боевого искусства, сочетающий в себе элементы акробатики, танца, игры и сопровождающийся бразильской музыкой. В последнее время капоэйра начинает приобретать популярность. За счет кинематографа это экзотическое боевое искусство стало известно и у нас. И вот вчера в Алматы открылась первая в Казахстане Академия капоэйры.
На церемонии открытия присутствовал глава Федерации капоэйры в Казахстане и представитель школы Аше Капоэйры в России Ян Шаститко. Вообще, можно считать своеобразной удачей тот факт, что у нас появилась такая школа. Ведь этот относительно молодой вид единоборств развивался у нас исключительно на энтузиазме небольшой группы людей. Тем не менее это случилось.
После торжественного перерезания ленточки, все пришедшие на церемонию открытия прошли в зал для занятий (предварительно сняв обувь, ведь в зале занятий у капоэйристов проходят босиком). Глава Федерации кратко вел нас в курс дела. Капоэйра, как я уже писал выше, объединяет в себе многие аспекты бразильской культуры. В ней присутствует много элементов танца и акробатики. Неотъемлемой частью спарринга (рода) является игра на традиционных музыкальных инструментах. Музыка задает ритм бою.
Торжественая церемония перерезания ленточки нового здания Академии Капоэйры и Бразильского Джиу Джитсу.
Среди учеников Аккдемии много детей младше 13 лет.
Специальный гость церемонии — лидер школы Аше Капоэйры в России Ян Шастико показывает движение ау (колесо)
В начале церемонии открытия нам показали традиционные бразильские танцы, которые являются разогревом к занятиям капоэйрой.
Очень энергичные и зажигательные бразильские танцы разогревали не только спортсменов, но и публику
Так что же все-таки есть капоэйра? Это все же танец или единоборство? По словам главного тренера Академии капоэйра — это игра. Суть заключается в том, чтобы не только физически, но и логически переиграть противника. Это бесконтактный бой и поэтому удары тут лишь условно обозначены. Тем не менее, в руках знающего человека, это искусство может стать опасным оружием. Рандо в капэйре чем-то напоминает игру в шахматы. Позиционно, используя хитрость и смекалку, противники стараются переиграть друг друга. Одновременно они демонстрируют изящную технику, восхищая зрителей.
По словам тренера капоэйра — это путь к открытию новых возможностей своего тела. После нескольких лет занятий человек начинает верить, что он способен на многое. Это философия, ведущая к самопознанию и самосовершенствованию.
Музыка — это очень важная часть культуры капоэйры. Занятия проходят под традиционные бразильские мелодии. Они задают темп для роды. В исполняемой музыке слышатся латиноамериканские напевы и африканские ритмы. Ее играют на специальных инструментах: барабанах Атабаке, бубне (Пандейру), треугольнике, двойном колокольчике (Агого). Главным инструментом в музыке для Капоэйры является Беримбау — что-то вроде лука с натянутой тетивой и прикрепленной к ней пустой тыквой (колебаса), кашиши (плетёная корзинка, которая издаёт дополнительный звук при игре), добрау (камень или монета, который прижимают к струне для изменения звука), и бакеты (палочка, которой извлекают звук). Открытый звук достигается при ударе по струне, когда добрау не касается струны. Закрытый звук достигается при сильно прижатом к струне добрау (беримбау звучит выше). Шуршащий звук достигается тогда, когда добрау едва касается струны.
В общем звучании этих инструментов слышится что-то волшебное, таинственное и первобытное. Эти ритмы в сочетании с пением старинных песен на португальском языке заставляют двигаться если не тело, то душу. Они навивают мысли об древних индейских ритуалах и празднествах африканских племен. Наряду с танцем музыка производит завораживающее впечатление.
Беримбау — главный инструмент в музыке для капоэйры
В Академии проходят занятия и по игре на этих традиционных инструментах
После окончания музыкальной части началось костюмированное шоу.
В Академии Капоэйры есть и курсы латиноамериканских танцев для девушек
В этом костюмированном представлении нам показывали элементы капоэйры в более древнем исполнении с использованием сабель и мачете
Спарринг и танец с мечами
Наконец кульминацией шоу стали выступления и роды (спарринги) учеников Академии
В группах есть много учеников младшего возраста владеющих капоэйрой на определенном уровне
В капоэйре шансы у соперников не зависят от их физических возможностей, а только от их ловкости и смекалки. Это дает возможность «слабому» победить «сильного»
История капоэйры начинается во времена, когда в Бразилию из Африки доставляли чернокожих рабов. Их искусство традиционного танца смешавшись с индейскими обычаями, а затем и восточными единоборствами и породило этот уникальный вид боевых искусств. До 30-х годов двадцатого века капоэйра была вне закона, в основном благодаря тому, что стала оружием уличных бандитов в крупных городах Бразилии. Всех, кто ей занимался, ожидал арест. Однако после переворота в стране в 1930 году капоэйра была признана культурным достоянием Бразилии и официально утверждена в статусе боевого искусства.
В капоэйре много элементов выполняющихся со стойки на голове.
Если в других единоборствах положение лежа считается признаком поражения, то здесь — это самая грозная и удобная позиция для атаки. Чем ближе ты находишься к земле, считают капоэйристы, тем более ты устойчив.
В капоэйре, как и в любом виде единоборств, существует разделение по уровню мастерства. От начинающего – алуну с белым поясом, к прошедшему курс обучения – батизаду с зеленым поясом, и до мастера, который может сам вести обучение и носит красный пояс. Процесс получения нового ранга не включает в себя прохождение каких-либо экзаменов, тренер сам решает, когда ты достоин перейти на следующий уровень.
Мастерство движений в капоэйре не зависит от физических возможностей. Ее приемы подходят и женщинам, и детям, и даже калекам В ее арсенале удары головой, спиной, грудью и ягодицами. По сути все его тело является оружием.
В общем капоэйра — это очень необычный вид единоборств, глубоко связанный с бразильской культурой и не похожий ни на что другое. Я рад, что и у нас в стране теперь появилась возможность приобщиться к этому изящному боевому искусству и танцу одновременно.

Бразильские боевые искусства и единоборства Америки

Боевые искусства являются системой единоборств и самозащиты. Они совершенствуют и развивают человека как в физическом, так и в духовном отношении.

Существует большое количество школ боевых искусств, возникших в Южной и Северной Америке. Именно они считаются историческими предшественниками и основой современного ММА.

Рассмотрим основные:

Бразилия

Бразильские бойцы смешанных единоборств являются сейчас одними из сильнейших в мире. И этому есть логическое объяснение, ведь ММА в нынешнем виде имеет в своей основе бразильское боевое искусство вале-тудо, а развитием в большой мере обязано бразильскому джиу-джитсу.

Ройс Грейси — мастер Бразильского джиу-джитсу, легенда MMA и член Зала Славы UFC.

Вале-тудо

Термин «вале тудо» дословно переводится с португальского как «все дозволено». Возникнув в Бразилии в 1920-х годах как цирковые соревнования, со временем вале-тудо переродилось в отдельное боевое искусство, основанное на боксе, кикбоксинге, тайском боксе, бразильском джиу-джитсу, дзюдо, и сочетающее в себе их самые эффективные приемы. В итоге валетудо как бои без правил было представлено известным бойцом Рорионом Грейси в 1993 году в США под всем известным сейчас названием UFC.

Бразильское джиу-джитсу (БДД)

История бразильского джиу-джитсу началась в ХХ веке, когда из Японии в Бразилию приехал мастер дзюдо, взявшийся обучать этому боевому искусству в Латинской Америке. Из его уроков с местными иммигрантами из Шотландии сформировался новый вид боевого искусства – система, которая позволяет бойцу победить даже самого сильного соперника. Чем бразильское джиу-джитсу хорошо в драке, так это тем, что стиль подчеркивает важность борьбы на земле, поэтому даже если боец падает, он все равно имеет большие шансы на победу. Большую роль в популяризации БДД сыграл бразильский мастер Ройс Грейси, который в 90-х годах 20-го века выиграл первый, второй и четвертый турниры UFC, соревнуясь с более крупными соперниками – мастерами различных школ боевых единоборств.

Сильная сторона БДД — работа в партере.

Капоэйра

Боевое искусство капоэйра (капуэро) – это самое известное боевое искусство Бразилии. Первые капоэйристы были беглыми рабами, привезенными португальцами из Африки. По одной из теорий истории происхождения капоэйры, невольники скрывали боевые движения, удары под видом танца, так как драться им было запрещено. Теперь это загадочное единоборство сочетает в себе элементы танца и акробатики.

Капоэйра — смесь боевого искусства, танца и акробатических элементов.

На современном этапе это боевое искусство в танце в Бразилии занимает по популярности второе место после футбола. Особенно знаменита игра в кругу, в котором соревнуется пара игроков, выполняя движения из капоэйры под музыку. В капоэйре направлений и стилей достаточно много, однако все они объединены единой философией и особой техникой выполнения движений.

США

За последние годы граждане США не только активно осваивают восточные и европейские школы единоборств, но и адаптируют их, создавая новые направления.

Сейчас США являются основным центром развития боевых искусств.

Американский кикбоксинг

Из нескольких направлений кикбоксинга выделяют его американский тип, который возник в США в 1960-х годах на волне популярности восточных единоборств. С того момента и по сегодняшний день этот вид боевого искусства характеризуется полноконтактными поединками. В американском кикбоксинге отсутствует ограничение на силу удара и позволены удары в голову, техника этого направления схожа с боксом.

Кикбоксинг характеризуется ударами руками и ногами в стойке.

Окичито

Окичито, или окичитау, является самым древним боевым искусством коренного населения США. Оно базируется на приемах ведения боя индейцев равнины Кри. Однако как система боя окичито было создано гораздо позже, в конце прошлого века канадцем Джорджем Лепином, изучавшим дзюдо, тхэквондо и хапкидо. Искусство окичито предполагает наличие холодного оружия, в приемах распространены удары ножом, индейским топором.

На видео можно заметить, что многие приёмы без оружия аналогичны движениям с оружием, как будто оно есть.

Борьба морской пехоты США

Программа подготовки морских пехотинцев армии США настолько серьезна, что со временем ее стали выделять как отдельную систему рукопашного боя — Борьба морской пехоты США (Marine Corps Martial Arts Program, MCMAP). Постоянно развивающаяся и совершенствующаяся система имеет свою четко структурированную программу подготовки. В нее входят классические методики ближнего боя и обучение навыкам обращения с огнестрельным и холодным оружием.

Тренировка морских пехотинцев США по MCMAP.

Тюремный рок

Этот необычный вид единоборств зародился в исправительных учреждениях США. Тюремный рок не является оформленной системой ведения боя, однако не менее эффективен в ближнем бою, чем самые известные боевые искусства. Отличается отсутствием затяжных поединков и строгих правил ведения боя, а также предельной жестокостью по отношению к противнику.

Систему боя «Тюремный рок» отличают эффективность и бескомпромиссность.

Каджукенбо (кадзюкенбо)

Каджукенбо является гибридным американо-гавайским боевым стилем, придуманным гавайцами для самозащиты под влиянием азиатских боевых искусств. Этот гибрид появился относительно недавно, примерно в 1940-е годы. Каджукенбо сочетает комбинации ударов и бросков многих направлений боевых искусств.

Каджукенбо было создано стараниями нескольких мастеров разных боевых искусств по инициативе Адриано Сонни Эмперадо, филиппинца по происхождению.

Кенпо-каратэ

Американское кенпо-каратэ можно охарактеризовать как программу самозащиты в экстремальных ситуациях. Эта система рассчитана на физическую подготовку обычного человека, поэтому ее с легкостью осваивают даже новички.

Основатель программы Эд Паркер составил ее из сотни технических элементов японского дзю-дзюцу, китайского кунг-фу и североамериканского вольного бокса. Главными среди них считаются стойки, захваты, удары и блоки.

Основатель кенпо-каратэ Эд Паркер с Элвисом Пресли в Мемфисе, 4 июля 1974 г.

PRAMEK

PRAMEK представляет собой адаптированную программу советского рукопашного боя по системе Кадочникова. Основанная в 2004 году в США первая школа Pramek не только делает из человека отличного бойца, но и воспитывает в нем умение быстро анализировать ситуацию, принимать верные решения в экстремальных условиях.

Создатель Pramek Мэтт Пауэлл выделяет научный подход как главную особенность своей боевой системы.

Латинская Америка

В Латинской Америке боевые единоборства пользуются большой популярностью, которая объясняется историей возникновения государств на территории Южной Америки, а также современной экономической, политической и криминогенной ситуацией в этих странах.

Баком

Баком – перуанское боевое искусство, возникшее в трущобах Лимы, столицы Перу. Баком был разработан в 1980-х годах бывшим военным Роберто Пух Безада. Это гибридное боевое искусство с элементами джиу-джитсу и вале-тудо, отличающееся особой жесткостью приемов.

Фавелы Лимы, где зародился Баком.

Кубинское оперативное карате

Вид боевого искусства, известный как оперативное карате, на Кубе зародился во второй половине прошлого столетия. Изначально эту программу применяли для работников силовых структур, на данный момент оперативное карате — это синтез обычного карате, самбо и рукопашного боя.

Итак, в Латинской Америке и в США на сегодняшний момент существует множество различных школ боевых искусств. История происхождения некоторых из них связана с племенами, которые проживали на этой территории еще до прибытия туда европейцев. Некоторые же, напротив, сформировались намного позже – такие системы современны, быстро развиваются и направлены не только на победу в спортивном бою, но и на выживание в экстремальных условиях.

Расы Альянса
Человек-мужчина — танец Джона Траволты из фильма «Лихорадка субботним вечером».
Человек-женщина — танец «Макарена».
Ночной эльф — танец Майкла Джексона для песни «Billie Jean».
Ночная эльфийка — танец Ализе для песни «J’en ai marre».
Гном-мужчина — танец гофера из фильма «Мальчик для гольфа».
Гном-женщина — сальса.
Дворф-мужчина — казачок, также включает некоторые движения из фильма «Лихорадка субботним вечером».
Дворф-женщина — ирландская джига.
Дреней-мужчина — танец Далера Менди для песни «Тунак Тунак Тун».
Дреней-женщина — танец живота, как это делает Шакира.
Ворген-мужчина — танец Джастин Тимберлейк из песни My Love
Ворген-женщина — танец Lady Gaga из песни Poker Face
Расы Орды
Орк-мужчина — танец MC Hammer’а для песни «U Can’t Touch This».
Орк-женщина — танец из видео Джувенайла «Back That Azz Up».
Тролль-мужчина — капоэйра, возможно, отсылка к персонажу серии игр Tekken Эдди Гордо (Eddy Gordo)
Тролль-женщина — танец Шакиры для песни «Whenever, Wherever».
Нежить-мужчина — мош/хардкор.
Нежить-женщина — «плакучая ива».
Таурен-мужчина — смесь танцев «Noodle dance», «Raise the Roof» и «Peanut Butter Jelly Time».
Таурен-женщина — «Electric Slide».
Эльф крови — танец из фильма «Наполеон Динамит».
Эльфийка крови — танец, изначально основанный на танцах Бритни Спирс, но в основном базирован на видео корейской танцовщицы.
Гоблин-мужчина — базируется на танце репера Soulja Boy из клипа Crank That.
Гоблин-женщина — танец Бейонсе из клипа Single Ladies.

Готовься к бою в пляске. История и современность воинских танцев

Боевые и воинские танцы — уникальное явление культуры, соединяющее мир искусства с миром войны. Их история уходит своими корнями в глубокую древность, когда на заре формирования человеческого общества танец обладал ритуальным значением. Сам танец возник из стремления человека выразить свою «включенность» в окружающий мир с помощью ритмичных движений. Еще не появились развитые музыкальные инструменты, а танец уже существовал. Он представлял собой бесписьменный способ передачи информации, очень действенный и эффективный, поскольку движения передавались в особом психофизическом состоянии.
Что представляли собой древние ритуальные танцы, лучше всего в наше время можно узнать на примере танцев африканских бушменов и австралийских аборигенов. Они повторяют движения человека на охоте, во время боя. Тотемические пляски в честь тотема, животного — первопредка, повторяют движения данного животного. Такие пляски могли длиться несколько дней, их участники впадали в особое состояние экстаза. По мере развития человеческого общества совершенствовалось и искусство танца. Движения танцоров становились все более отточенными, иногда лишь отдаленно напоминающими первоначальные прототипы — действия человека при обращении с оружием в бою или на охоте, движения животных. Появлялись более развитые и утонченные музыкальные инструменты, а значит, совершенствовалось и музыкальное сопровождение танца, он становился более зрелищным и насыщенным.

Танец или боевое искусство?
Особое место в танцевальном искусстве народов мира всегда занимали боевые и воинские танцы. Они развивались на стыке танца и боевого искусства и повторяли движения воинов во время битвы. Пожалуй, каждый народ имеет примеры своего боевого танца. Самый известный и распиаренный боевой танец — это капоэйра. Строго говоря, это и танец, и боевое искусство, поскольку капоэйра включает в себя танцевальный и боевой компоненты. Ее развитие происходило в XVII-XIX вв. в Бразилии — в среде чернокожих рабов, вывезенных португальскими работорговцами с Африканского континента. Сегодня капоэйра — национальное достояние Бразилии, а еще относительно недавно, чуть более столетия назад, она была под запретом — как опасное боевое искусство, угрожающее государственному порядку.

Капоэйра представляет собой боевое искусство, совмещенное с танцем. Главную роль в нем играют движения ног, поскольку предполагалось, что руки у невольника могут быть связанными или скованными и в бою с противником ему остается надеяться на силу своих ног и быстроту движений, а руки использовать лишь в качестве опоры. Поскольку заниматься боевыми искусствами невольникам, по понятным причинам, было запрещено, единственным способом изучения самообороны без вызывания подозрений со стороны надсмотрщиков оставалась маскировка занятий под ритуальный танец. Хотя, по сути, капоэйра и так была ритуальным танцем под аккомпанемент музыкальных инструментов. Главный из них — беримбау, состоящий из подобия лука с металлической струной и прикрепленной к луку полой тыквы. По струне ударяют специальной палочкой — вакета. Кроме беримбау, капоэйру сопровождает кашиши — погремушка и пандейро — бубен.
Разумеется, развиваться на пустом месте капоэйра не могла. В ее основу легли ритуальные танцы народов Западной и Центральной Африки, представители которых чаще всего захватывались в рабство и вывозились в Латинскую Америку. В Африке боевые танцы достигли настоящего совершенства. Взять хотя бы «гийя» — боевой танец зулусов, повторяющий движения воинов в бою. Танцоры гийя — зулусские воины — вооружены щитом и коротким копьем — ассегаем. Поэтому они полностью повторяют в танце все приемы обращения с оружием, а поскольку гийя — танец коллективный, в котором участвует множество воинов, то он еще и своеобразная тренировка коллективных действий в бою. Аналогичные танцы существуют у воинственных нилотских племен Восточной Африки, у многих других африканских народов.

Эта воинственная Азия
Другой регион мира, где воинские танцы достигли совершенства — Южная и Юго-Восточная Азия. В индийских штатах Джаркханд и Западная Бенгалия популярен танец «чхау». Сейчас это — красочное зрелище, настоящее представление, очень впечатляющее зрителя, однако боевой компонент в этом танце, безусловно, присутствует. Не случайно даже само название «чхау» может означать «военный лагерь». Танец включает в себя многочисленные прыжки и удары ногами, т.е. вполне пригоден и в качестве тренировки по боевым искусствам.
На Филиппинских островах популярен танец маглалатик, или «танец с кокосами». Несмотря на столь «вкусное» и миролюбивое название, в основе маглалатик — сюжет на военные темы. Танец посвящен борьбе жителей острова Лусон против испанских завоевателей, и многие его движения содержат технику ударов руками и ногами, борцовские захваты. Всемирную известность имеет «хака» — боевой танец маори, коренных обитателей Новой Зеландии. Некогда критиковавшийся христианскими миссионерами, сегодня он с полным правом вошел в число национальных достопримечательностей Новой Зеландии. Его исполняют в вооруженных силах и полиции страны, а также перед началом спортивных соревнований. Это — лишь несколько из популярных воинских танцев, на самом деле практически каждый народ Южной, Юго-Восточной Азии, Океании имеет собственную «боевую» танцевальную традицию.

На другом конце Азии, на Ближнем Востоке, очень популярны танцы с оружием, которые присутствуют в культуре арабов, афганцев, курдов. Например, в Йемене очень большой популярностью пользуются танцы с джамбия — национальными кинжалами. В нашей стране хорошо известно танцевальное искусство жителей Кавказа и Закавказья — армян, грузин, адыгов, дагестанцев.
Боевой гопак и другие
У славян исторически также сложились уникальные танцевальные традиции. Пляски испокон веков были одной из главных составляющих любого праздничного действия. Что касается воинской пляски, то наиболее известным воинским танцем является гопак, сформировавшийся в Запорожской Сечи. Плясали перед началом боя — для поднятия боевого духа, на праздниках — имитируя движения казаков в бою — смену уровня атаки, выпрыгивания и т.д. Некоторые историки называют запорожский гопак боевой системой, не уступающей восточным единоборствам. Это, конечно, преувеличение, но не стоит отрицать значимость гопака в процессе становления казака, его подготовки и усвоения боевых приемов.
Пляска, к которой приучали с детства, была и прекрасной физической тренировкой для последующих занятий боевым искусством. В них закладывались базовые движения, которые позволяли освоить двигательные основы боя. Кроме того, пляски помогали выработать ловкость, отточить движения, развить силу. Например, навыки присядки могли оказать неоценимую службу казаку в бою, спасти ему жизнь в том случае, если он оставался без коня. Ведь он мог очень быстро увернуться от ударов противника, используя полученные во время плясок умения.
Танцы кубанских и терских казаков имеют много общего с танцевальным искусством народов Северного Кавказа. С соседями казаки не только воевали, но и мирно, даже дружественно жили. Происходил взаимный культурный обмен и казаки усваивали многие компоненты культуры соседей, в том числе музыку и танец. Взять, например, знаменитую казачью лезгинку. Танцы с шашками служили для казачьей молодежи прекрасным способом развить быстроту реакции и ловкость движений, что потом играло очень важную роль в бою. Ученые-историки отмечают, что кавказское казачество во многом сформировало свою уникальную философию и систему ценностей, не говоря уже о прикладных компонентах культуры, под влиянием соседних кавказских народов. Произошло уникальное соединение славянского, кавказского, степного компонентов.
Интерес к историческим танцам растет
Сейчас исторические танцы переживают в России настоящий подъем. О том, почему в обществе не угасает интерес к историческим танцам, в том числе воинским, и как происходило формирование воинских танцев, автору статьи рассказала художественный руководитель и директор танцевальной школы KILIKIA Людмила Асланян, двукратная чемпионка Европы и чемпионка мира по народным танцам.
«Военное обозрение»: Людмила, почему исторические танцы, в том числе и воинские, сохраняют востребованность и популярность в нашем обществе?
Л. Асланян: Исторические воинские танцы, или как их еще часто называют, боевые пляски народов мира, очень интересны. Они выглядят эффектно и люди даже сейчас с удовольствием наслаждаются их исполнением. Для многих народов военные танцы это одна из важнейших составных частей их культуры, их давно танцуют все желающие и на любых мероприятиях. Взять, хотя бы, армянские боевые танцы, грузинскую танцевальную культуру, танцы казаков.

«Военное обозрение»: Чему учат такие танцы, в чем польза занятий ими?
Л. Асланян: Во-первых, воинские танцы — это выразительная часть народной культуры, ментальности каждого народа. Красота воинских танцев захватывает, и люди начинают интересоваться культурой своего народа. Это полезно для сохранения национальной идентичности. Во-вторых, воинские танцы замечательно развивают пластику движений, улучшают физические возможности организма. Это очень полезно, хорошо развивает физически. Кстати, ведь во время пляски танцоры имитируют боевые движения, а если танец еще и с оружием — показывают, как будет действовать человек в бою. Это способствует и укреплению навыков самообороны. В современном обществе такие навыки очень важны, и к занятиям воинскими танцами многие люди относятся очень серьезно.
Военное обозрение: В чем особенности кавказских и закавказских воинских танцев? Есть ли у них какие-то отличия?
Л. Асланян: На Кавказе и в Закавказье исторически сформировались одни из самых красивых и эффектных воинских танцев мира. Ведь кавказские народы с древних времен отличались воинственностью. Этот регион, к несчастью, часто воевал, условия жизни были суровыми и большинство людей должны были хорошо уметь защитить себя от врага, отстоять свою честь. Владение оружием у кавказцев в крови, а танцы эти умения подчеркивали в мирное время. Так молодые и не очень люди демонстрировали свое мастерство, показывали, на что мы способны. Например, в армянских воинских танцах танцуют и юноши, и девушки. Это — свидетельство участия армянских женщин и девушек в воинских конфликтах прошлого. И оно, к сожалению, актуально и сегодня — ведь, как мы знаем, в Сирии в отрядах ополчения против террористов воюет много и женщин — армянок, курдянок, езидок, ассириек.
Военное обозрение: Когда и как происходило формирование этих воинских танцев?
Л. Асланян: История воинских танцев народов Кавказа и Закавказья уходит в глубокую древность, еще в догосударственный период. Когда на Кавказе и в Закавказье существовали государства, танцы были уже развиты и популярны. Например, армянский танец Кочари. Он сформировался, судя по всему, в Западной Армении, которая сейчас является частью современной Турции. «Кочари» в переводе с армянского языка означает «храбрый мужчина». Танец «Кочари» считается национальным и культурным достоянием армянского народа.
Кочари танцуют по кругу, держась за руки или положив руки на плечи друг друга. Некоторые историки считают, что Кочари отражал древний культ животных — дикого овна (хой), другие — что он был связан с культом плодородия, популярным среди малоазийских народов. Кстати, в победном 1945 году Кочари станцевали армянские воины, служившие в Красной армии и дошедшие до Берлина. Так в древнем танце закружились у стен Рейхстага. Кочари — не единственный армянский боевой танец.
Еще очень красив танец Трахаг. Его танцуют с саблями и исключительно мужчины. Ярхушта — тоже мужской танец, которй мужчины танцевали перед строем воинов для поднятия боевого духа. Он возник в местностях Сасун, Ван, Сивас. Это тоже не просто танец, а настоящий учебник движений древнего боевого искусства. Справедливости ради, стоит отметить, что очень древней историей обладают и боевые танцы других народов региона, которые имеют много общего.

В чем значимость танцев для страны
Национальные танцы, в том числе и воинские танцы — это история каждого народа, его прошлое, его коллективная идентичность. Очень важно не растерять накопленные культурные богатства, которые связывают нас с предками, жившими тысячи лет назад. Что же касается воинских танцев, то здесь огромную роль играет и их символическое значение. Не случайно, например, в новозеландской армии теперь принят в качестве официального древний танец маори «Хака». Это подчеркивает связь времен, создает у военнослужащих чувство причастности к героическому прошлому своей страны, к национальным культурным традициям.
Особое значение национальные и воинские танцы имеют для воспитания подрастающих поколений. Испокон веков юношество учили танцам и пляскам. Наши предки видели в этом обучении глубокий смысл — и не только идеологический, связанный с тем же сохранением принадлежности к определенному народу, но и вполне практический, поскольку танец развивает человека — и физически, и духовно.

10 самых странных видов боевых искусств в мире (11 фото)

Боевые искусства — различные системы единоборств. Они практикуются по различным причинам, в том числе для самообороны, физического здоровья, а также для умственного и духовного развития. Непосвященному человеку некоторые боевые искусства могут показаться причудливыми и странными из-за необычных упражнений и приемов, именно о таких видах и пойдет сегодня речь.

10. Сумо

Сумо — национальный вид спорта в Японии и одна из разновидностей боевых искусств. В арсенал практически голых и весьма упитанных борцов входят пощечины, толчки, захваты за любые разрешенные части тела, броски, разного рода подножки и подсечки. Профессиональное сумо сочетает в себе элементы спорта, единоборства, шоу, традиций и бизнеса.

9. Кушти

Кушти — национальный вид боевых искусств в Индии. Практически всегда состязания по кушти проходят в небольшой квадратной яме, где задача борца — повалить своего соперника. При этом тренировкам уделяют особое внимание, а борцы придерживаются строгого режима.

8. Капоэйра

Капоэйра — бразильское национальное боевое искусство, сочетающее в себе элементы танца, акробатики, игры, и сопровождающееся бразильской музыкой. Этот вид боевых искусств возник в Южной Америке благодаря чернокожим рабам, которых португальцы привозили из других колоний. Капоэйра еще и славится обилием акробатики.

7. Бразильское джиу-джитсу

Бразильское джиу-джитсу — боевое искусство, основой которого является борьба в партере, а также болевые и удушающие приемы. Данное искусство основывается на принципе, по которому даже слабый человек может успешно защититься от более сильного противника, используя надлежащую технику.

6. Каларипаятту

Традиционное для Южной Индии боевое искусство. Бой ведется с помощью меча и щита, а в арсенале бойцов сотни приемов защиты и нападения. Каларипаятту более 6000 лет и считается матерью всех восточных боевых традиций.

5. Тайцзицюань

Этот вид китайского боевого искусства скорее похож на медитацию или оздоровительную гимнастику. Тайцзицюань стал популярным по всему миру, ведь он представляет собой утонченную и красивую систему упражнений для тела, разума и управления потоком энергии.

4. Шаолинь цюань

Завораживающий вид боевого искусства, зародившегося в буддийском монастыре Суншань Шаолинь, расположенном в китайской провинции Хэнань. Плавности и мягкости в нем нет, но эти потрясающие комплексы групповых упражнений, быстрота, внешняя свирепость, но внутреннее спокойствие бойцов, действительно поражают.

3. Боевое искусство Болливуда

Болливудские фильмы прославились обилием совершенно невероятных боевых сцен. Часто это смесь ярких приемов разных боевых искусств со всего мира. Навыкам таких индийских героев может позавидовать любой ниндзя.

2. Реслинг

Постановочное действие, сочетающее атлетические навыки, боевые искусства и театральное мастерство. Тяжеловесы выступают на рингах по сценарию, показывая атакующие и силовые приемы, броски и довольно забавные акробатические маневры (особенно прыжки на соперника).

1. Ушу (Кунг-фу)

Ушу — китайское боевое искусство, отличающееся быстрыми и яростными приемами. Особые позы ушу основаны на подражании движениям и повадкам животных. Человек, овладевая «формой и образом» тигра или змеи достигает естественной раскрепощенности и природной мощи животного. Это боевое искусство часто показывается в Голливудских картинах, например, в фильме «Выход дракона» с Брюсом Ли в главной роли.