Су 57 истребитель характеристики

Российский истребитель СУ-57 — это новый самолет пятого поколения. Его создали в противовес американскому F-22. Несмотря на то, что предыдущие версии Су-30 и Су-35 являлись практически совершенными самолетами, они все же относились к четвертому поколению. В начале 2018 года было создано 10 прототипов, на которых были отработаны практически все системы вместе с вооружением.

История создания

Толчком для создания истребителей пятого поколения стали сложные политические взаимоотношения Советского Союза и Соединенных Штатов. В конце 1970-х и в начале 1980-х был создан тяжелый советский истребитель Су-27 и американский F-16. В 1990 году США создают первый прототип самолета пятого поколения F-22, который получает название Raptor.Он создавался и дорабатывался в течении 12 лет и в 2002 началось серийное производство.

СССР в свою очередь поручил РСК «Миг» также создать самолет пятого поколения. Так, в свет вышел прототип МиГ 1.44. Но планам не суждено было сбыться, так как в Советском Союзе произошел политический и затем экономический кризис. Проект заморозили на неопределенный срок.

Миг 1.44 вновь «ожил» в 2000 году, но проведенные испытания показали, что прототип более не соответствует современным требованиям по незаметности, маневренности и поражению нескольких целей. Как итог — полное прекращение разработки самолета.

В 2001 году было принято решение о создании нового перспективного авиационного комплекса пятого поколения. Разработкой занялся ОКБ «Сухого». С 2002 разрабатывался эскизный проект, который был завершен в 2005 году. Он получил название Т-50. На основе образца разрабатывалась вся документация. Благодаря новейшему методу конструирования, ОКБ удалось создать первый российский истребитель пятого поколения ПАК ФА Т-50.

Стоимость

В 2010 году во время летных испытания президент РФ заявил, что на разработку самолета понадобилось 30 миллиардов рублей. Чтобы полностью доработать и завершить проект, понадобиться еще 30 миллиардов рублей. После того как проект полностью будет готов, конструктора займутся модернизацией оружия, двигателя и других узлов. В конечном счете цена самолета будет примерно в 2 или 3 раза ниже цены конкурентов.

В 2012 году ВВС Индии планировали закупку российских Су-57 по 100 млн долларов за единицу.

Конструкция Су-57

Кабина

Самолет вмещает в себя одного пилота. Из-за конструктивных особенностей кабина пилота немного шире, чем предыдущей версии Су-27. Оборудование практически аналогично Су-35С. Также присутствует генератор кислорода.

В современном самолете имеется крупный многофункциональный 15-дюймовый основной дисплей, один с меньшей диагональю расположен под основным справа. Также имеется еще один резервный, который отображает летную информацию. Помимо этого, имеется коллимационная система ШКС-5 и речевой информатор. Частично информация будет дублироваться на защитном стекле шлема.

Управлять самолетом можно при помощи традиционной ручкой управления самолета (РУС) и ручкой управления двигателем (РУД).

Освещение в кабине обеспечивает фонарь, который поделен надвое. Его можно открыть, сдвинув крышку назад. У модификаций Т-50-1 и Т-50-3 задний фонарь имеет продольный переплет, а у остальных он вовсе отсутствует. Разработчики предполагают существенные изменения фонаря в будущем. Изнутри на фонаре наносится специальное радиопоглощающее покрытие, которое снижает радиозаметность до 30%.

Интересно! Будущие модификации Су-57 получат новые катапультируемые кресла пятого поколения, превосходящие предыдущие версии. Новая катапульта будет контролироваться, основываясь на информацию датчиков, установленных в самолете. При расчете будет учитываться высота полета, крен, тангаж и так далее. Среди этого также будут учитываться данные о пилоте — вес (от 44 до 111 кг) и рост.

Планер

Вид планера у Су-57 — интегральный. Он выполнен основываясь на нормальную аэродинамическую схему, которая подразумевает наличие среднерасположенного трапециевидного в плане крыла. Оно плавно сопряжено с фюзеляжем. 46% от крыла занимает фюзеляж. Угол стреловидности по передним и задним кромкам крыла составляет 48 и −14 градусов.

В механизацию включены такие элементы, как элероны, носки крыла и флапероны. Приводы элеронов располагаются под крылом. Они плавно вытекают из плоскости крыла в форме небольших продолговатых обтекателей.

Крыло истребителя получило аналоговую систему ПГО. На нем есть наплыв, при помощи которого достигается лучшая маневренность самолета. Предыдущие версии не оснащались ПГО, так как у них отсутствовало управление вектором тяги. Наличие данной системы существенно увеличивает маневренность самолета в вертикальной плоскости в особенности при критических углах атаки и положении самолета.

Чтобы снизить заметность, конструкторы установили трапециевидные стабилизаторы и кили с углом в 26 градусов. Для большего охлаждения систем самолета, в килях спроектированы воздухозаборники. Для аэродинамического торможения используются те же самые кили, которые можно поворачивать.

Конструкция

Снизу под фюзеляжем располагаются воздухозаборники для охлаждения двигателей. Мотогондолы также расположены снизу, обладают широкой формой (1,3-1,4 м). Также снизу имеются скрытые отсеки для вооружения, створки которых располагаются на двух треугольных в сечении гребнях.

Парашютно-тормозная система во многом схожа с самолетом Су-27. Она также находится в задней части самолета в балке, выступающей за сопла.

В передней части истребителя справа имеется авиапушка, а слева штанга для дозаправки.

Су-57 имеет аналогичное шасси, как у Су-27. Оно убирается при взлете в противоположную от полета сторону. Расположение задних стоек друг от друга составляет 5,5 м. Переднее шасси в конструкцию включает грязеотбойник и фары для посадки. Оно выполнено из двух колес. Створки переднего шасси открываются только в момент посадки или взлета. Все остальное время они закрыты, чтобы снизить сопротивление ветра. Створки передних стоек длиннее, чем задние. Заднее шасси имеет одноколесный тип, диаметр которых равен 1 метру. Они также оснащаются тормозной системой. При уборке задних колес они совершают движение по двум осям.

Главный конструктор А. Давиденко утверждает, что новый Су-57 стал существенно легче предшественника благодаря использованию композитных материалов. Кроме того, истребитель пятого поколения имеет в 4 раза меньше деталей. Этот фактор существенно снижает затраты, время и трудоемкость производства самолета.

Интересно! Чтобы защитить истребитель от попадания молнии, было разработано специальное молниестойкое покрытие.

Двигатель

Су-57 на данный момент может оснащаться одним двигателем — АЛ-41Ф1. Прототипы и первые серийные варианты оснащались двигателем АЛ-41Ф1. Эти моторы являются турбореактивными с форсажной камерой и УВТ. Силовая установка была разработана двигателестроительным заводом «Сатурн» по заказу ОКБ Сухой.

Главным достоинством установки является возможность развития сверхзвуковой скорости без использования форсажа. Управление двигателем происходит при помощи цифровых технологий. Система зажигания — плазменная. Главным внешним отличием является круглое сопло. У главного конкурента F-22, сопло имеет четырехугольную форму.

Данный мотор уже ранее устанавливался на Су-35С, однако, для Су-57 агрегат был существенно доработан — увеличена силовая тяга, система управления полностью оцифрована и многое другое.

В данный момент разрабатывается еще один двигатель, который носит название «Изделие 30». По мнению инженеров, двигатель будет разрабатываться 10-12 лет. Первые прототипы появились уже в 2016 и тогда же начались испытания. Данный агрегат является полностью новой разработкой. Среди основных новых узлов является вентилятор, система управления и «горячая» часть. Официально первый полет истребителя с новой разработкой состоялся в 5 декабря 2018 года

Вооружение

Основой является авиапушка 9-А1-4071К с 30-мм калибром. Впервые оружие было испытано в 2014 году. Данный вариант является доработкой ГШ-30-1, которая ранее устанавливалась на Миг-29 и Су-27. Су-57 также будет оснащаться самыми новыми УРВВ и УРВП.

Авионика

С уверенностью можно сказать, что Су-57 будет оснащаться самой новой радиоэлектронной системой. Помимо системы АФАР, будет еще множество других. Предполагается установка активных и пассивных радиолокационных и оптиколокационных станций. По словам разработчиков, они будут установлены практически по всему самолету.

Су-57 будет оснащен оптико-электронной локационной системой для обнаружения противников в воздухе. Полусфера ОЛС-50М имеет такое же расположение, как и на Су-27 — перед кабиной пилота со смещение вправо из-за особенности конструкции заправочной штанги. Еще одним новшеством является возможность поворота в противоположную полусферу. Благодаря этому снижается попадание прямых солнечных лучей, а также появляется свойство пониженной эффективной площадью рассеивания.

В планах руководства также интегрировать новую РЛС, которая будет оснащаться АФАР. По плану она должна поддерживать 1526 приемо-передающих модулей. Такое оборудование позволит гораздо раньше обнаружить другой самолет, сопроводить его или нанести удар. Из-за расположения ФАР под наклоном, мощность по наземным целям будет несколько снижена, но при этом будет уменьшен ЭПР истребителя. Данная разработка принадлежит российским инженерам. Она построена на основе арсенида галлия. Управление происходит посредством электроники.

Самолет пятого поколения также будет оснащаться дополнительной РЛС, которая будет располагаться в предкрылке. В функцию радара будет входить контроль волн L-диапазона. Такое расположение узла сделает самолет не только более живучим, но также и помехозащищенным. Еще в функционал РЛС входит возможность раскрытия «невидимых» самолетов. Данные РЛС могут быть установлены в любом элементе истребителя.

Радиолокационный комплекс Ш-121 включает в себя 4 антенные системы.

В данный момент Су-57 оснащается АФАР L-диапазона, X-диапазона, который расположен в носовом отсеке. Также имеется два радара бокового обзора.

Комплекс обороны

В основную задачу входит: полный контроль над ситуацией на близком и дальнем расстоянии. Целью комплекса обороны является повреждение системы наведения другого самолета, чтобы максимально снизить шанс атаки.

Самолет включает в себя множество датчиков и систем, которые в случае атаки улавливают информацию и передают ее пилоту. Самолет, в свою очередь, задействует постановку помех. Вся информация продублируется на экране.

С каждой новой версией самолета, его управление улучшилось. Пилоты современных истребителей должны обладать всей необходимой информацией о наземной и воздушной обстановке. Одна часть данных собирается с борта самолета, а другая с наземных средств.

В комплекс обороны входит система «электронного пилота», которая помогает летчику ориентироваться в пространстве, помогая выбрать самый оптимальный вариант действий. Однако пилот сам может внести изменения в систему.

Малозаметность

Малозаметность — это один из самых основных критериев, который прорабатывается в первую очередь для Су-57. Малозаметность — это та самая система, которая необходима любому самолету пятого поколения. Помимо этого, истребитель должен обладать возможностью обнаружения других самолетов по разным критериям.

  • Су-57 подтверждает скрытность благодаря форме, поглощающими или отражающими радиоволновыми материалами и так далее. Многие подвижные элементы, например, кромки крыла, могут двигаться только в строго заданных направлениях, которые имеют свои ограничения.
  • Конструкция Су-57 исключает любое аналогичное расположение элементов под углом в 90 градусов. Это помогает избежать эффекта уголкового отражателя. Самолет спроектирован из таких материалов, которые поглощают или отражают сигналы.
  • Вооружение истребителя частично спрятано в специальных отсеках. Это сделано для того, чтобы снизить заметность. Полностью убрать незаметность невозможно, так как любой сигнал, хоть и слабый, но он может вернуться к источнику и передать какую-либо информацию. Характеристика сигнала обозначается, как ЭПР. Именно снижение показателей ЭПР и является основной задачей для уменьшения заметности. Показатель ЭПР зависит от направления и цели, откуда исходит сигнал.
  • Для зрительной маскировки фюзеляж окрашивается в камуфляжный цвет. Окрас может быть деформирующий или защитный. Целью последней является слияние с фоном. Деформирующая окраска позволяет искажать габариты самолета.

Важную роль в малозаметность играет полученная информация о потенциальном противнике. Кто первый получит информацию, тот и будет контролировать ситуацию.

Истребитель Су-57: технические характеристики

В данный момент самым распространенным мотором является турбореактивный двухконтурный, имеющий форсажную камеру и управляемый вектор тяги, который можно регулировать в двух плоскостях. Модель — АЛ-41Ф1, установленная на первые 10 серийных истребителей и тип 30, который в данный момент дорабатывается.

  • Технические характеристики

Максимальная тяга составляет 9×9500 (11000) кгс. При форсаже тяга возрастает до 2×15000 (18000) кгс.

Длина истребителя 19,7 м
Высота 4,8 м
Размах крыла 14 м
Масса 18,5 т
Полная снаряженная масса 30,61 т
Максимальная взлетная масса 37 т
  • Летные характеристики
Максимальная скорость 2600 км/ч
Крейсерская скорость без форсажа 2100 км/ч
Дальность полета 4300 км
Дальность полета на сверхзвуковой скорости 2000 км
Максимальная высота 20 км
Требуемая длина разгона 350 м (100 м)

Сравнение самолетов пятого поколения

Главными конкурентами российского Су-57 является американский F-22 Raptor и F-35 Lightning II.

Су-57 F-22 Raptor F-35 Lightning
ЭПР 0,005-0,5 0,005-0,3 0,001-0,1
Масса пустого самолета 18 500 кг 19 700 кг 13 300 кг
Масса при взлете 37 000 кг 38 000 кг 31 800 кг
Максимальная скорость 2500 км/ч 2100 км/ч 1900 км/ч
Крейсерская скорость 2100 км/ч 1850 км/ч 1300 км/ч
Средняя дальность полета 2700 км 1900 км 2200 км
Боевая нагрузка 10 000 кг 9 000 кг 7 700 кг
Вооружение 10 внутренних ракет и 6 внешних 8 внутренних ракет и 4 внешних 4 внутренних
Дальность обнаружения целей для истребителя 4-го поколения 330 км 165 км 220 км
Дальность обнаружения целей для истребителя 5-го поколения 90 км 90 км 110 км

Если сравнить технические характеристики, то во многом российский самолет превосходит американца. Тяговитость двигателя на 10% больше, чем у американского конкурента. Су-57 способен пролететь с крейсерской скоростью до 2700 км, а F-35 — 2500 км.

Американский вариант превосходит Су-57 по площади рассеивания. Однако этот недостаток компенсируется более хорошей маневренностью и скоростью изменения вектора тяги.

По количеству ракет российский самолет также превосходит американские аналоги. 16 штук против 12 у Raptor.

Если представить схватку F-22 и Су-57, то можно предположить, что американец первым найдет российский самолет и выпустит по нему ракету. Благодаря более высокой скорости и хорошей маневренности, российский самолет сможет увернуться и направить ракету в ответ. Исход боя зависит только лишь от пилотов. При равных условиях у F-35 гораздо меньше шансов на победу, так как у него низкая скорость полета, плохая маневренность и немного ракет.

Самолет пятого поколения СУ-57

Эксплуатация

8 февраля началась опытно-боевая эксплуатация Су-57. 22 февраля в Сирию были отправлены 2 истребителя, которые продолжили там испытываться. С того моменты было выполнено более 10 полетов. Уже существует третий самолет, который тоже испытывается.

Модификации

Существует экспортная модификация Су-57. Изначально ее хотели приобрести Индия, но также были предположения о продаже самолетов в другие страны. В данный момент экспортную модификацию желает приобрести Перу и Вьетнам.

При разработке самолета возникали некоторые сложности — отток квалифицированных специалистов и недостаточное финансирование. Однако самолет все равно был создан в короткий срок. Использование современного оборудования смогло поднять истребитель на самые высокие строчки рейтинга. С 2018 году началось серийное производство и в 2019 году первая эскадрилья заступит на стражу страны.

Подпишись на канал Военный обозреватель в Яндекс.Дзен

Проект ПАК ФА, посвященный разработке и созданию российского истребителя пятого поколения, в скором времени обещает наладить поставки новейшего самолета Су-57 как в российскую армию, так и для зарубежных заказчиков. Несмотря на некоторый скепсис вокруг этого проекта, задержки и перебои с финансированием, он остается весьма многообещающим за счет своих уникальных характеристик.

ПАК ФА Т-50, или перспективный авиакомплекс фронтовой авиации, — прототип отечественного истребителя новейшего пятого поколения Су-57, разрабатываемый ОКБ Сухого. На 2018 год известно о нескольких тестовых образцах машины с двигателем первого этапа. Однако уже сейчас разработан более совершенный двигатель, который будет устанавливаться на серийные самолеты через 5–7 лет.

Работа по созданию истребителя пятого поколения началась в 2001 году, когда Росавиакосмос и Министерство обороны разработали совместную программу по разработке новейших самолетов. Опытно-конструкторская работа была возложена на ГУП «АПВК Сухой». Планировалось, что серийное производство и масштабная поставка самолета в войска России развернутся в полной мере уже к 2015 году, однако, по неизвестным причинам произошли значительные задержки в разработке машины, из-за чего, в том числе, Индия вышла из программы финансирования и закупки машин данного проекта.

Проекции ПАК ФА Т-50-1. Рисунок.

Многие зарубежные эксперты расценили этот шаг как потенциальный провал программы по разработке истребителя новейшего поколения. Однако судьба Су-57 на сегодняшний день обещает быть весьма перспективной. По словам В. В. Путина, который весьма высоко оценил перспективы нового истребителя, серийные самолеты отечественного производства обойдутся армии как минимум вдвое дешевле зарубежных, в связи с чем было принято решение продолжать разработку.

Учитывая новизну разработки, имя главного конструктора, как и многие технические характеристики машины, на сегодняшний день неизвестны.

Первые испытания самолета Су-57 (тогда еще Т-50) состоялись в начале 2010 года. Полет длительностью 45 минут осуществлял заслуженный летчик-испытатель Сергей Богдан. В следующем году тестовая машина преодолела звуковой барьер, спустя 40 испытательных полетов на дозвуковых скоростях.

В феврале 2018 года в Сирию было доставлено 4 самолета Су-57, чтобы протестировать возможности машины в боевых условиях. В небе над провинцией Латакия планировалось изучить систему вооружения, бортовое оборудование, а также степень обнаружения самолетами противника.

Характеристики Су-57

О характеристиках Су-57 можно судить весьма условно, т. к. нет данных о моделях с обновленными двигателями второго этапа. Известно, что самолет имеет длину 19,4 м и размах крыла 14 м. Кроме того, увеличен угол стреловидности по сравнению с предшественниками: 48°.

Масса пустого самолета оценивается в 18,5 т, максимальная взлетная масса — 35,5 т. С 63% топлива (обычная загрузка) самолет способен пролететь 2700 км на крейсерской скорости и 1200 км на сверхзвуковой бесфорсажной. Максимальная скорость Су-57 на высоте достигает 2,45 Маха, максимальная бесфорсажная — 2 Маха. Потолок высоты составляет 20 км.

Конструкция

Чертеж ПАК ФА на сегодняшний момент строго засекречен. Судить о свойствах новой военной машины можно лишь из открытых источников. Известно, что Су-57 относится к классу тяжелых истребителей, многофункционален, обладает высокой маневренностью и сверхзвуковой крейсерской скоростью. Также новый отечественный самолет малозаметен благодаря технологиям Стелс и РЭБ.

Кабина Су-57 рассчитана на одного человека, но ее пространство шире, чем у Су-27, из-за особенностей конструкции планера. Внутри кабины есть генератор кислорода. Система информационных дисплеев дополняется отображением информации на стекле шлема пилота.

Фонарь кабины покрыт радиопоглощающим составом. Сообщается, что сейчас его конфигурация не окончательна и подвергнется изменениям уже в процессе серийного производства. Цифровая ЭВМ учитывает параметры пилота, в том числе рост и вес, оптимизируя под них маневры и управление самолета.

К серийному выпуску конструкторы обещают разработать новую систему жизнеобеспечения, снаряжение и кислородную систему.

У ПАК ФА планер выполнен по нормальной аэродинамической схеме и имеет интегральный тип. Форма планера во многом определена технологиями снижения заметности, что необходимо для истребителя пятого поколения. Масса корпуса была снижена за счет применения композитов: четверть веса пустого самолета и 70% его поверхности составляют композиты. Кроме того, в Су-57 в 4 раза меньше деталей по сравнению с Су-27, что уменьшает время и трудоемкость сборки изделия.

Вы верите, что за самолетом Су-57 будущее?1 ДаНет

Двигатели

На первых образцах Су-57, его прототипе, а также предшествующих моделях были установлены двигатели АЛ-41Ф1, позволяющие выходить в сверхзвук без помощи форсажа. Этот двигатель имел улучшенные расходные характеристики, полностью цифровую систему управления, повышенную силу тяги.

Однако в будущем планируется устанавливать новый двигатель для Су-57, который на данный момент носит название «Изделие 30», а в перспективе получит индекс «АЛ». Это полностью новый двигатель, с новым вентилятором, системой управления и «горячей» частью. По словам представителя разработчиков, этот двигатель не имеет аналогов в мире и способен не только улучшать летные характеристики машины, но и снижать ее заметность.

По заявлению гендиректора НИИП, радиоэлектронная система ПАК ФА будет принципиально отличаться от аналогичных систем в привычном понимании. Инновационный эффект будет достигаться благодаря сети активных и пассивных радио- и оптиколокационных установок, составляющих «умную обшивку» самолета.

Планируется устанавливать на серийные Су-57 оптико-локационную систему, которая позволит эффективно обнаруживать противника как в передней, так и в задней полусфере относительно самолета, защищать машину от солнечной эрозии, а также понижать эффективную площадь рассеяния (ЭПР), которая уменьшит заметность самолета.

Для использования на Су-57 проектируется новая РЛС — «Белка», т. к. предыдущая модель «Ирбис» не может быть установлена на эту модель самолета из-за несоответствия габаритам. В 2009 году был впервые продемонстрирован прототип этой системы.

Авиаконструкторы во время разработки ПАК ФА были особенно озадачены технологиями снижения заметности, т. к. это основное требование, предъявляемое к истребителям пятого поколения. Под этим термином подразумевается комплекс мер для уменьшения вероятности обнаружения самолета в различных диапазонах волн, в том числе акустически.

В проекте Су-57 малозаметность для радиоволн реализована благодаря форме и покрытию планера самолета, а также средствам РЭБ. В частности, конструкция исключает взаимное расположение поверхностей под прямым углом, что исключает эффект уголкового отражателя.

Кроме того, часть вооружения располагается во внутренних отсеках самолета для снижения радиозаметности. Для визуальной маскировки применяется камуфляжное окрашивание планера. Первый Су-57 имел зимнюю деформирующую окраску — это значит, что выступающие части самолета были окрашены в темные пятна, а остальная часть — в светлый цвет, что визуально деформировало очертания самолета в видимом диапазоне.

Тепловая и звуковая заметность были снижены благодаря новой конструкции двигателей самолета. Также на ПАК ФА используется система пассивных датчиков и сенсоров, которые позволяют получать информацию о позициях противника, не выдавая себя сигналами.



Вооружение истребителя

Вооружение Су-57 позволяет называть истребитель ПАК ФА универсальным бойцом, способным поражать как наземные, так и воздушные цели. Максимальная боевая нагрузка российского истребителя пятого поколения составляет 10 тонн. Снаряды располагаются на 16 точках подвески: восьми внутренних и восьми внешних. Для воздушного боя в основных отсеках вооружения могут располагаться ракеты «воздух-воздух»:

  • до 6 средней дальности;
  • до 4 ближней дальности.

Против наземных целей предусмотрено следующее вооружение:

  • до 4 КАБ-500, корректируемые бомбы;
  • до 4 Х-38, высокоточные ракеты;
  • до 2 Х-58, противолокационные ракеты.

Кроме того, для серийных Су-57 разрабатываются новые типы вооружения, которые будут поставляться вместе с вновь выпускаемыми самолетами на службу в ВВС.

Стоимость Су-57

В связи с тем, что серийные поставки ПАК ФА в ВВС еще не начались, стоимость закупки этих самолетов пока не раскрывается широкой общественности. Ясно только то, что стоимость Су-57 для российской армии будет значительно ниже, чем для зарубежных покупателей.

Ориентируясь на цену ближайших аналогов, можно сказать, что цена отечественного инновационного истребителя будет составлять приблизительно 120–150 млн. долларов за единицу. Так, наиболее близким по концепции является американский F-22 пятого поколения, который поставляется по цене 150 млн. долларов за самолет.

Экспортная модификация

Версия Су-57 для поставки в другие страны (прежде всего были запланированы поставки в Индию) получила название FGFA. Индия вместе с Объединенной авиастроительной корпорацией спонсировала разработку ПАК ФА и частично принимала в ней участие.

Однако в 2018 году индийская сторона вышла из проекта, объяснив это тем, что заявленные характеристики будущего самолета не соответствуют фактическим, а также то, что многие системы проектируемой машины не соответствуют параметрам пятого поколения. На данный момент потенциальная страна-импортер Су-57 — Перу.

Истребитель Су-57: пятое поколение на взлет!

На авиасалоне МАКС-2019 широкая публика впервые смогла увидеть отечественный истребитель пятого поколения Су-57. Группа самолетов поразила зрителей сложнейшим пилотированием, а на статической экспозиции у гостей была возможность рассмотреть новейший истребитель вблизи. В рамках салона была представлена экспортная версия Су-57Э, которой заинтересовались зарубежные делегаты.

В 2019 году началось серийное производство Су-57. Это, без сомнения, новая эпоха в развитии российской военной авиации. С началом поставок Су-57 для ВКС Россия вступает в элитное сообщество стран – обладательниц боевых самолетов пятого поколения. Об истории создания и особенностях Су-57 – в нашем материале.

Смена поколений

Основные требования, предъявляемые к истребителям пятого поколения – это применение стелс-технологий, крейсерский сверхзвуковой полет и более совершенная по сравнению с предыдущими поколениями авионика, обеспечивающая высокую автоматизацию и интеллектуализацию комплекса. Частично этим требованиям соответствовали самолеты четвертого поколения, поэтому были введены дополнительные градации, такие как поколения 4+ и 4++. Например, предшественник Су-57 истребитель Су-35 может развивать сверхзвуковую скорость без использования форсажа и обладает продвинутой авионикой.

Таким образом, основы для создания пятого поколения были заложены еще советскими конструкторами при создании предыдущих моделей истребителей. На рубеже 1980-1990-х гг. были закреплены технические требования к перспективному самолету фронтовой авиации, и два КБ – Микояна и Сухого − приступили к работе. В 1994 году был готов проект МиГ 1.44, который пришлось закрыть из-за недостатка финансирования. КБ Сухого предложило истребитель Су-47 «Беркут» с крылом обратной стреловидности. Он также не стал основной для пятого поколения, но на опытной модели Су-47 были отработаны многие использованные позже технологии.

Сборка первого серийного Су-57. Видео: телеканал «Звезда»

В 2002 году работы по перспективному авиакомплексу фронтовой авиации (ПАК ФА) были возобновлены. Исполнителем программы был выбран комплекс Сухого. Первый проект и макет будущего самолета были готовы в 2004 году. Первый летный экземпляр Т-50-1 (название опытного образца Су-57) поднялся в воздух в 2010 году. Сборка самолета проходила в Комсомольске-на-Амуре. На опытном истребителе были установлены двигатели АЛ-41Ф1. Этот турбореактивный двухконтурный двигатель с форсажной камерой и управляемым вектором тяги стал результатом 14-летней работы Уфимского моторостроительного производственного объединения (входит в ОДК). В августе 2017-го стало известно официальное название самолета – Су-57.

«Начинка» Су-57: невидим и невредим

В декабре 2017 года опытная модель Т-50-2 совершила первый полет на двигателях второго этапа под условным названием «изделие 30», которыми будут укомплектовываться серийные Су-57. Именно этот двигатель обеспечивает выполнение технического задания Минобороны. «Изделие 30» является полностью новым двигателем, а не модернизацией предыдущих. Головным предприятием по его разработке стало ОКБ им. А.М. Люльки.


Двигатель АЛ-41Ф1

Разработчиком радиоэлектронной системы Су-57 является НИИП им. В.В. Тихомирова. Многофункциональная радиоэлектронная система с активными фазированными антенными решетками (АФАР) дополняется оптико-электронной локационной системой, которая позволяет обнаруживать в передней полусфере воздушные цели с низкой эффективной площадью рассеяния. Таким образом, Су-57 может отслеживать и поражать цели по всем направлениям.

Система «электронного пилота» оказывает летчику всестороннюю информационную поддержку, в режиме реального времени производя большое количество вычислений на современных многопроцессорных системах. Полагаясь в критических ситуациях на гипотезный анализ системы, обрабатывающей всю входящую информацию, пилот может более качественно сосредоточиться на тактических задачах.


Фото: оргкомитет авиасалона МАКС

Су-57 отлично справляется с еще одной задачей истребителей пятого поколения – быть невидимым для противника. Самолет отличается низким уровнем заметности в радиолокационном и инфракрасном диапазонах. Бортовое электронное оборудование и вооружение Су-57 надежно защищены от помех даже в режиме работы с автоматизированными системами управления войсками, когда идет непрерывный обмен информацией между всеми участниками процесса.

Встроенный бортовой комплекс обороны и система радиоэлектронной борьбы эффективно защищают Су-57 от атак зенитных ракет и управляемых ракет, выпущенных истребителями противника. При этом сам самолет оснащается самым современным вооружением: модернизированной 30-мм авиапушкой и новейшими образцами управляемых ракет «воздух-воздух» и «воздух-поверхность».

Самолет для будущего

До недавнего времени полноценными серийными образцами истребителей пятого поколения могли похвастаться только ВВС США. Соединенные Штаты серийно поставляют в войска две модели: F-22 с 2005 года и F-35А/В с 2015 года. Китайский самолет J-20 хоть и принят официально на вооружение в 2017 году, но все еще находится в статусе предсерийного образца.

Появление Су-57 вызвало предсказуемую критику и обвинения в несоответствии истребителя критериям пятого поколения со стороны специалистов НАТО и США. В ее основе – нежелание конкурентов делиться мировыми рынками сбыта вооружения. Мнения западных экспертов строятся на различиях в требованиях, предъявляемых к новому поколению самолетов. Американские истребители, насыщенные современной электроникой и сделанные с упором на технологию stealth, получились очень дорогими. Су-57 при практически полном соответствии западному пониманию пятого поколения вышел гораздо более маневренным и, что немаловажно, не таким дорогостоящим, как американские аналоги.

В 2018 году истребитель Су-57 получил опыт ведения реальных боевых действий в Сирии и подтвердил заявленные высокие характеристики. Однако военные не спешат массово закупать новый истребитель, так как предыдущая модель Су-35 отвечает большинству актуальных требований и считается одним из лучших боевых самолетов в мире. Тем не менее в мае 2019 года Владимир Путин дал указания к 2028 году перевести три авиационных полка на новые самолеты, и уже в июне было подписано соглашение между компанией «Сухой» и Минобороны на поставку 76 истребителей пятого поколения. Производство Су-57 запущено на Авиационном заводе имени Ю.А. Гагарина в Комсомольске-на-Амуре.

На международном авиасалоне МАКС-2019 участники форума и гости впервые смогли увидеть новейший истребитель вблизи. На статической экспозиции была представлена экспортная вариация Су-57Э, поставками которой заинтересовались президент Турции, представители Китая и Индии.


Экспортный Су-57Э на МАКС-2109. Фото: Александр Уткин

Реализация такого глобального проекта, как ПАК ФА, смогла состояться только в тесном сотрудничестве всего оборонно-промышленного комплекса. Холдинги Ростеха и предприятия ОАК проделали гигантскую работу, которая обеспечила задел для развития российской авиапромышленности на долгие годы. Кроме таких очевидных результатов, как наращивание военной мощи страны и рост экспортных возможностей, новейшие наработки и технологии, полученные в процессе создания истребителя пятого поколения, безусловно, обогатят и сферу гражданского авиастроительства.