Сколько в России ледоколов?

Атомный ледокольный флот России

Без российских атомных ледоколов не обходится ни одна сложная экспедиция. В 2004 году атомный ледокол «Советский Союз» совместно со шведским дизельным ледоколом «Oден» обеспечивал ледовую безопасность буровых работ на Северном полюсе. В 2007 году атомный ледокол «Россия» помогал в проведении работ на глубоководных аппаратах «Мир».

Сегодня атомные ледоколы обеспечивают проводку судов в акватории Северного морского пути (СМП) в замерзающие порты РФ, проведение высокоширотных научно-исследовательских экспедиций, аварийно-спасательных операций во льдах на акватории СМП и неарктических замерзающих морей, а также осуществляют туристические круизы на Северный полюс, острова и архипелаги Центральной Арктики.

В последние десять лет Россия резко активизировала военное строительство в Арктике. Минобороны возводит на удаленных северных островах базы, аэродромы и опорные пункты. В этом ему помогает атомный ледокольный флот.

Значение арктических акваторий для внутренних нужд России в ближайшее время будет только возрастать, что уже находит подтверждение статистикой. Так, объем грузоперевозок между российскими портами по СМП стабильно увеличивается — с 2,8 миллионов тонн в 2013 году до 6,9 миллионов тонн в 2016 году. Ожидается, что к 2020 году его грузооборот составит 31 миллион тонн. Атомные ледоколы провели по СМП в два с лишним раза больше судов в 2016 году по сравнению с 2015 годом (в 2016 году — 410, в 2015 году — 195).

Кроме того, Северный морской путь стал не только кратчайшим водным путем между Европейской Россией и Дальним Востоком, но и уникальным трансконтинентальным маршрутом, представляющим значительный интерес для экономики многих стран мира.

Атомный флот, датой создания которого считается день подъема Государственного флага на первом атомном ледоколе «Ленин» — 3 декабря 1959 года, принадлежит государству. В СССР он был приписан к Мурманскому морскому пароходству, которое было создано для обеспечения завоза необходимых грузов на развивающийся Север. В Мурманске была создана специальная база для атомных ледоколов, где они ремонтировались, перегружали ядерное топливо. После распада СССР, в начале 1990-х годов атомный ледокольный флот России был передан в доверительное управление только что акционировавшемуся Мурманскому морскому пароходству. В августе 2008 года атомные ледоколы передали на баланс Государственной корпорации по атомной энергии «Росатом». Их эксплуатацией и технологическим обслуживанием занимается ФГУП «Атомфлот» (Росатомфлот), базирующееся в двух километрах от северной границы Мурманска.

В настоящее время в состав атомного ледокольного флота входят: два атомных ледокола с двухреакторной ядерной энергетической установкой мощностью 75 тысяч лошадиных сил («Ямал», «50 лет Победы»), два ледокола с однореакторной установкой мощностью около 50 тысяч лошадиных сил («Таймыр», «Вайгач»), атомный лихтеровоз-контейнеровоз «Севморпуть» и пять судов технологического обслуживания.

Остальные атомоходы выработали свой технический ресурс и выведены из эксплуатации («Ленин» в 1989 году, «Сибирь» в 1992 году, «Арктика» в 2008 году, «Россия» в 2013 году). В 2017 году было принято решение утилизировать атомоход «Советский Союз», хотя ранее предполагалось продлить ресурс его реакторной установки еще на 20 лет.

У действующих российских атомных ледоколов были выполнены работы по продлению срока эксплуатации реакторных установок. Эксплуатацию атомохода «Вайгач» намечено завершить на рубеже 2023-2024 годов, «Таймыра» — в 2025-2026 годов, «Ямала» — 2027-2028 годов. Завершение эксплуатации атомного ледокола «50 лет Победы» отнесено за 2035 год.

Вместо выбывающих атомных ледоколов в строй войдут строящиеся сейчас более совершенные, самые мощные в мире атомные ледоколы проекта 22220 «Арктика», «Сибирь» и «Урал».

sdelano_u_nas

Вторая часть посвящена дизель-электрическим и дизельным линейным и портовым ледоколам. В отличии от первой части, в ней и в двух последующих частях речь пойдёт только о судах, находящихся в эксплуатации в настоящее время.

1. Дизель-электрический ледокол «Кару» (до ? года «KARU», Финляндия)

Построен в 1958 году в Финляндии на верфи компании «Wärtsilä».

Технические характеристики:

Водоизмещение: 3597 т.

Главные размерения: длина — 74.1 м, ширина — 17.4 м, осадка — 6.3 м.

Максимальная скорость хода: 13 узлов

Мощность: 5.5 МВт, 7500 л.с.

Порт приписки: Санкт-Петербург

Владелец: «Росморпорт»

Эстония? 2009 Находится в эксплуатации.

2. Дизель-электрический ледокол «Тор» (до ? года «TOR», Швеция)

Построен в 1964 году в Финляндии на верфи компании «Wärtsilä» по заказу Швеции.

Технические характеристики:

Водоизмещение: 5302 т.

Главные размерения: длина — 84.5 м, ширина — 21.2 м, осадка — 6.5 м.

Максимальная скорость хода: 15 узлов

Мощность: 10.1 МВт

Порт приписки: Санкт-Петербург

Владелец: «Росморпорт»

Куплен в 2000 или 2009? году. Находится в эксплуатации.

3. Дизель-электрический ледокол «Иван Крузенштерн» (до 1966 года «Ледокол-6»)

Построен в 1964 году на Адмиралтейском заводе по проекту 97А.

Технические характеристики:

Водоизмещение: 3147 т.

Главные размерения: длина — 67.7 м, ширина — 18.3 м, осадка — 6 м.

Максимальная скорость хода: 14 узлов

Мощность: 3.9 МВт

Порт приписки: Санкт-Петербург

Владелец: «Росморпорт». Находится в эксплуатации.

4. Дизель-электрический ледокол «Юрий Лисянский» (до 1966 года «Ледокол-9»)

Построен в 1965 году на Адмиралтейском заводе по проекту 97А.

Технические характеристики: совпадают с данными ледокола «Иван Крузенштерн»

Порт приписки: Санкт-Петербург

Владелец: «Росморпорт». Находится в эксплуатации.

5. Дизель-электрический ледокол «Фёдор Литке»

Построен в 1970 году на Адмиралтейском заводе по проекту 97А.

Технические характеристики: совпадают с данными ледокола «Иван Крузенштерн»

Порт приписки: Холмск

Владелец: ФГУП «Балтийское БАСУ». Находится на хранении в порту Ванино.

6. Дизель-электрический ледокол «Семён Дежнев»

Построен в 1971 году на Адмиралтейском заводе по проекту 97А.

Технические характеристики: совпадают с данными ледокола «Иван Крузенштерн»

Порт приписки: Санкт-Петербург

Владелец: «Росморпорт». Находится в эксплуатации.

7. Дизель-электрический ледокол «Дудинка» (до 2006 года «APU», Финляндия)

Построен в 1970 году в Финляндии на верфи компании «Wärtsilä».

Технические характеристики:

Водоизмещение: 5477 т.

Главные размерения: длина — 86.5 м, ширина — 21.2 м, осадка — 7 м.

Максимальная скорость хода: 16 узлов

Порт приписки: Мурманск

Куплен компанией «Норильский Никель» в 2006 году. Находится в эксплуатации.

8. Дизель-электрический ледокол «Ермак»

Построен в 1974 году в Финляндии на верфи компании «Wärtsilä» по заказу СССР.

Технические характеристики:

Водоизмещение: 20247 т.

Главные размерения: длина — 134.8 м, ширина — 26 м, осадка — 11 м.

Максимальная скорость хода: 19.5 узлов

Мощность: 28.3 МВт, 36000 л.с.

Дальность плавания: 4400 миль

Экипаж: 118 человек

Порт приписки: Санкт-Петербург

Владелец: «Росморпорт»

С момента постройки до 2000 года базировался во Владивостоке. Находится в эксплуатации.

9. Дизель-электрический ледокол «Адмирал Макаров»

Построен в 1975 году в Финляндии на верфи компании «Wärtsilä» по заказу СССР.

Технические характеристики: совпадают с данными ледокола «Ермак»

Порт приписки: Владивосток

Владелец: Дальневосточное морское пароходство. Находится в эксплуатации.

10. Дизель-электрический ледокол «Красин»

Построен в 1976 году в Финляндии на верфи компании «Wärtsilä» по заказу СССР.

Технические характеристики: совпадают с данными ледокола «Ермак»

Порт приписки: Владивосток

Владелец: Дальневосточное морское пароходство

С момента постройки до 1990 года базировался в Мурманске. Находится в эксплуатации.

11. Дизель-электрический ледокол «Капитан Сорокин»

Построен в 1977 году в Финляндии на верфи компании «Wärtsilä» по заказу СССР.

Технические характеристики:

Водоизмещение: 17280 т.

Главные размерения: длина — 141.4 м, ширина — 31.1 м, осадка — 8.5 м.

Максимальная скорость хода: 19 узлов

Мощность: 18 МВт, 22000 л.с.

Порт приписки: Санкт-Петербург

Владелец: «Росморпорт»

Ледокол с малой осадкой для работы в устьях сибирских рек. С момента постройки до 1997 года базировался в Мурманске. Модернизирован по проекту немецкой фирмы «Thyssen-Nordseewerke» с изменением формы носовой части корпуса. Находится в эксплуатации.

12. Дизель-электрический ледокол «Капитан Николаев»

Построен в 1978 году в Финляндии на верфи компании «Wärtsilä» по заказу СССР.

Технические характеристики:

Водоизмещение: 16017 т.

Главные размерения: длина — 134.8 м, ширина — 26.7 м, осадка — 8.5 м.

Максимальная скорость хода: 19.2 узла

Мощность: 18 МВт, 22000 л.с.

Порт приписки: Санкт-Петербург

Владелец: «Росморпорт»

Ледокол с малой осадкой для работы в устьях сибирских рек. Находится в эксплуатации.

13. Дизель-электрический ледокол «Капитан Драницын»

Построен в 1980 году в Финляндии на верфи компании «Wärtsilä» по заказу СССР.

Технические характеристики: совпадают с данными ледокола «Капитан Николаев»

Порт приписки: Мурманск

Владелец: «Росморпорт»

Ледокол с малой осадкой для работы в устьях сибирских рек. Находится в эксплуатации.

14. Дизель-электрический ледокол «Капитан Хлебников»

Построен в 1981 году в Финляндии на верфи компании «Wärtsilä» по заказу СССР.

Технические характеристики: совпадают с данными ледокола «Капитан Николаев»

Порт приписки: Владивосток

Владелец: Дальневосточное морское пароходство

Ледокол с малой осадкой для работы в устьях сибирских рек. Находится в эксплуатации.

15. Дизельный ледокол «Мудьюг»

Построен в 1982 году в Финляндии на верфи компании «Wärtsilä» по заказу СССР.

Технические характеристики:

Водоизмещение: 8154 т.

Главные размерения: длина — 111.6 м, ширина — 22.2 м, осадка — 6.8 м.

Максимальная скорость хода: 16.5 узлов

Мощность: 7.3 МВт

Порт приписки: Санкт-Петербург

Владелец: «Росморпорт»

В 1987-1988 годах модернизирован по проекту немецкой фирмы «Thyssen-Nordseewerke» с изменением формы носовой части корпуса. Находится в эксплуатации.

16. Дизельный ледокол «Магадан»

Построен в 1982 году в Финляндии на верфи компании «Wärtsilä» по заказу СССР.

Технические характеристики:

Водоизмещение: 6210 т.

Главные размерения: длина — 88.5 м, ширина — 21.2 м, осадка — 6.5 м.

Максимальная скорость хода: 16.5 узлов

Мощность: 7.3 МВт

Порт приписки: Владивосток

Владелец: Дальневосточное морское пароходство. Находится в эксплуатации.

17. Дизельный ледокол «Диксон»

Построен в 1983 году в Финляндии на верфи компании «Wärtsilä» по заказу СССР.

Технические характеристики: совпадают с данными ледокола «Магадан»

Водоизмещение: 6583 т.

Главные размерения: длина — 88.5 м, ширина — 21.2 м, осадка — 6.8 м.

Максимальная скорость хода: 16.5 узлов

Мощность: 7.3 МВт

Автономность: 39 суток

Экипаж: 28 человек

Порт приписки: Архангельск

Владелец: «Росморпорт». Находится в эксплуатации.

18. Дизель-электрический ледокол «Варандей»

Построен в 2008 году в Сингапуре на верфи «Keppel Singmarine» по заказу компании «Лукойл».

Технические характеристики:

Водоизмещение: 10874 т.

Главные размерения: длина — 100 м, ширина — 21.7 м, осадка — 10.6 м.

Максимальная скорость хода: 15 узлов

Экипаж: 22 человека

Порт приписки: Калининград

Владелец: Компания «Лукойл». Находится в эксплуатации.

19. Дизель-электрический ледокол «Москва»

Построен в 2008 году на Балтийском заводе по проекту 21900.

Технические характеристики:

Водоизмещение: 14300 т.

Главные размерения: длина — 114 м, ширина — 28 м, осадка — 8.5 м.

Максимальная скорость хода: 17 узлов

Мощность: 16 МВт

Экипаж: 25 человек

Порт приписки: Санкт-Петербург

Владелец: «Росморпорт». Находится в эксплуатации.

20. Дизель-электрический ледокол «Санкт-Петербург»

Построен в 2009 году на Балтийском заводе по проекту 21900.

Технические характеристики: совпадают с данными ледокола «Москва»

Порт приписки: Санкт-Петербург

Владелец: «Росморпорт». Находится в эксплуатации.

Срок строительства:

«Москва»: заложен 19.05.05 спущен 25.05.07 передан 11.12.08

«Санкт-Петербург»: заложен 01.2006 спущен 28.05.08 передан 02.11.09

21. Дизель-электрический ледокол с ассиметричным корпусом проекта Р-70202

Заложен 6 июля 2012 года на Прибалтийском судостроительном заводе «Янтарь».

В марте 2013 года корпус судна с частично установленными механизмами будет отведён в Хельсинки для достройки на верфи «Arctech Helsinki Shipyard».

В декабре 2013 новый ледокол будет передан заказчику.

Технические характеристики:

Водоизмещение: ? т.

Главные размерения: длина — 76.4 м, ширина — 20.5 м, осадка — 6.3 м.

Максимальная скорость хода: 14 узлов

Мощность: 7.5 МВт

22. Дизель-электрический ледокол проекта 21900М

Планируется строительство на Выборгском судостроительном заводе. Контракт был подписан 23 февраля, закладка намечена на октябрь этого года.

Технические характеристики:

Водоизмещение: 10000 т.

Главные размерения: длина — 116 м, ширина — 26.5 м, осадка — ? м.

Максимальная скорость хода: ? узлов

Мощность: 17.4 МВт

23. Дизель-электрический ледокол проекта 22600 (ЛК-25)

Будет заложен на Балтийском заводе в октября этого года. Автор проекта — ПКБ «Петробалт». В декабре 2015 новый ледокол планируется передать заказчику.

Технические характеристики:

Водоизмещение: 22258 т.

Главные размерения: длина — 146.8 м, ширина — 29 м, осадка — 9.5 м.

Максимальная скорость хода: 17 узлов

Мощность: 25 МВт

Экипаж: 38 человек

Фотодополнение.

2005 год. Ледокол «Красин» ведёт контейнеровоз «American Tern» с грузом для американской полярной станции «McMurdo» в Антарктике. Помощь российского ледокола понадобилась после того, как американский ледокол «Polar star» (виден вдали) сломал себе лопасть винта:

Ледоколы «Polar star» (США) и «Красин» (Россия):

Ледокол «Дудинка» в Мурманске:

Ледоколы в порту Санкт-Петербурга, 9 июля 2006 года. (кликабельно)

Слева направо — «Семён Дежнев», «Иван Крузенштерн», «Тор», «Кару» и «Юрий Лисянский»:

Ледоколы «Капитан Николаев» и «Тор» в Кронштадте, 27 июля 2012 года:

Финский залив, февраль 2011 года, «Битва во льдах».

Ледокол «Санкт-Петербург» идёт на помощь зажатому во льдах судну:

Мощная струя от винто-рулевых колонок быстро разгоняет льдины:

За «Санкт-Петербургом» в Санкт-Петербург!

Навстречу идёт ледокол «Ермак» — освобождать следующее судно:

Ледокол «Москва»:

Для тех, кто пропустил: (атомоходы)

Продолжение: часть 5 часть 6

Оригинал опубликован A_SEVER. в Ледокольный флот России (часть 2)
Метки: 21900М, 22600, Ледокол, Р-70202

Как удалось возродить строительство крупнейших в мире атомных ледоколов.

«Лидер» – это будет линейный ледокол, рассчитанный для работы только в открытом море на глубоководье. Главными его клиентами станут современные газовозы (для сжиженного природного газа), достигающие колоссальных размеров».
Такими словами директор по судоходству ФГУП «Атомфлот» Леонид Ирлица описал газете ВЗГЛЯД перспективы строительства ледокольного флота в России.

Северный морской путь (СМП) играет в экономике России громадную роль – и она будет увеличиваться. Не так давно вышел президентский указ «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года». Этот документ предполагает рост грузопотока по северному морскому маршруту с 19,7 млн тонн в 2018 году до 80 млн тонн – в 2024-м. Выполнение этой задачи невозможно без мощного ледокольного флота – и такой флот у России есть.

Более того, сейчас происходит замена старых ледоколов, построенных еще в советское время, на новые ультрасовременные суда. На верфях России строятся гиганты, которые смогут вести караваны судов сквозь толстый лед – да еще и на высокой скорости.

О перспективах развития отечественного ледокольного флота газете ВЗГЛЯД рассказал первый заместитель генерального директора – директор по судоходству ФГУП «Атомфлот» Леонид Ирлица. Кстати, сегодня, 12 декабря, выходит на ходовые испытания новый мощный ледокол «Арктика».

ВЗГЛЯД: В России строятся ледоколы как с атомной силовой установкой, так и дизельные. С чем связана необходимость в двух разных типах судов ледокольного класса?

Леонид Ирлица: Основное различие между ними – в мощности и автономности. Если мощность установки большого дизельного ледокола эквивалентна 22 МВт, то самый маленький атомный ледокол «Таймыр», предназначенный для проводки судов в устья сибирских рек, развивает 36 МВт (50 тысяч лошадиных сил). Сейчас в России начинают вводиться в строй новые ледоколы проекта 22220 – там уже 60 МВт. Разработан перспективный тип атомного ледокола «Лидер» в 120 МВт. Атомное судно отличается куда большей автономностью – загружаем топливо и забываем про этот вопрос на семь лет.

Да, подобное топливо не дешевое, но его использование оправдывается тем, что ледоколам приходится работать в суровых условиях скудной инфраструктуры. Дизельным же ледоколам типа «Ермак» топливная подпитка требуется каждый месяц, день работы на полной мощности обходится в расходе топлива 100-120 тонн в сутки. А объемы бункеров составляют у них 1000 тонн, больше они взять не способны. К тому же полная топливная загрузка увеличивает осадку дизельных ледоколов до одиннадцати метров – стало быть, в устьях рек работать они уже не способны.

Однако мы не можем себе позволить, чтобы все наши ледоколы были атомные – ведь суда такого класса обходятся дороже, и они сложнее в изготовлении.

ВЗГЛЯД: Однако атомный ледокол, отслуживший свой срок, куда труднее утилизировать…

Л. И.: Да, труднее, но необходимые технологии давно отработаны. 3 декабря мы отмечали шестьдесят лет с того дня, когда в состав советского флота был принят ледокол «Ленин» – первое в мире гражданское судно с атомной энергетической установкой. Он пробыл в эксплуатации тридцать лет, в 1989 году был выведен из эксплуатации. Реакторную установку сняли и дезактивировали, а судно поставили на вечную стоянку в Мурманске. Сейчас ледокол – действующий музей, ведутся работы по расширению экспозиции.

Следующий атомный ледокол «Арктика» был построен только в 1975-м и эксплуатировался до 2008-го. По этому же проекту потом в течение двадцати лет было создано еще пять судов. «Арктику», «Сибирь», «Россию», «Советский Союз», как полностью выработавших ресурс, отправили на утилизацию.

Это не быстрый процесс. В первую очередь производится демонтаж реакторов и другого радиационно-опасного оборудования, параллельно осуществляется формирование блок-упаковок и их размещение в пункте долговременного хранения радиоактивных отходов в Сайда-губе. К слову, ту же «Арктику» предлагалось тоже превратить в музей. Неплохая идея – ведь это историческое судно, первое в мире достигшее в 1977-м Северного полюса в надводном плавании. Увы, не нашлось финансирования… «Арктика» еще существует, ее пока можно спасти от распила на иголки.

Леонид Ирлица (фото: из личного архива)

ВЗГЛЯД: Проект 22220 – это замена старым судам типа «Арктики»?

Л. И.: Да, именно с этой целью они и создавались. Достраивающаяся на Балтийском заводе в Петербурге новая «Арктика», ее собратья «Сибирь» и «Урал» мощнее и больше своих предшественников. Причем «Арктику» изначально предполагали ввести в строй еще два года назад, «Сибирь» – год назад, «Урал» – в этом году. Но даже несмотря на все эти помехи, «Арктика» отправляется на ходовые испытания 12 декабря, а 30 мая должна состояться ее передача заказчику.

ВЗГЛЯД: А что с остальными ледоколами этой серии?

Л. И.: «Сибирь» предполагается ввести в эксплуатацию в 2021-м, «Урал» – в 2022 году. Более того, принято решение о строительстве еще двух судов проекта 22220, имена которым пока не успели придумать. В июле 2019 года «Атомфлот» объявил соответствующий тендер. Общая стоимость двух этих дополнительных ледоколов оценена в 100 млрд рублей. 45 млрд рублей поступит из федерального бюджета, 55 млрд рублей – средства «Росатома». Запланировано, что строительство одного из них должно завершиться не позднее декабря 2024 года, второго – не позднее декабря 2026 года.

Но дабы у нас не возникло «ледокольного вакуума», мы решили продлить срок эксплуатации «Таймыра» и «Вайгача». В 2017 году АО «ОКБМ Африкантов» завершило работы по увеличению длительности эксплуатации ядерных энергетических установок «Вайгача» и «Таймыра» до 200 тысяч часов – с перспективой до 260 тысяч. Таким образом, обоим судам продлили срок жизни как минимум на десять лет. Аналогичные планы существуют и в отношении «Ямала».

ВЗГЛЯД: Развал Советского Союза в свое время больно ударил по строительству атомных ледоколов?

Л. И.: Не то слово! На протяжении многих лет строительство судов такого типа оказалось у нас заморожено. Хорошо, что в советское время успели ввести в строй «Арктику», «Сибирь», «Россию», «Советский Союз», «Таймыр» и «Вайгач». Последние два представляли очень специфический тип, вызванный к жизни в связи с возросшими объемами производства никеля в Норильске. Требовались ледоколы с малой осадкой, способные обеспечить все увеличивающиеся грузоперевозки из устья Енисея с его мелководьем.

Еще одно судно типа «Таймыр» запланировали, но так и не построили. «Ямал» (бывшая «Октябрьская Революция») к моменту распада СССР еще оставался на верфи, но в высокой степени готовности – почему он в 1992-м, несмотря на труднейшую экономическую ситуацию, и был доделан. А вот ледоколу «50 лет Победы» (изначально он назывался «Урал») повезло в гораздо меньшей степени.

ВЗГЛЯД: В каком плане?

Л. И.: Его заложили в 1989-м – и к моменту, когда на страну навалился экономический коллапс, судно оставалось еще в очень низкой степени готовности. Сил хватило на то, чтобы спустить корпус на воду в 1993-м, а потом он безжизненно ржавел у причала Балтийского завода. Ресурс для возобновления строительства нашелся лишь спустя целых десять лет, в 2003-м. А потом многострадальный ледокол еще четыре года достраивали.

Страна начала постепенно вставать на ноги, тема перспектив развития Северного морского пути становилась все более актуальной. Требовалось для начала обеспечить хотя бы нормальное воспроизводство ледокольного флота, так как суда советской постройки не вечны. Мы постарались донести проблему до руководства государства, нас услышали.

ВЗГЛЯД: Насколько я понимаю, условия работы на Северном морском пути очень разнородны?

Л. И.: Совершенно верно, СМП делится на западную и восточную часть. В восточной части природные и погодные условия гораздо суровее. Если в западной части акватории Севморпути навигация осуществляется круглый год, то на востоке – только летом. На западе развиваются программы компании «Новатэк» – «Ямал СПГ», «Арктик СПГ», скоро откроется «Арктик СПГ-2». Активно действует «Газпром нефть», «Норильский никель» – и каждому нужен ледокол. Один ледокол необходимо постоянно, с 1 января по конец мая, держать в морском канале Обской губы – там узкое место, через которое проходит оживленная судоходная трасса.

В общем, чтобы обеспечить экономически выгодную круглогодичную навигацию в акватории СМП без задержки трафика, нам необходимо как минимум десять ледоколов. И это еще с учетом того, что хотя бы некоторые из проводимых судов будут усиленного ледового класса – то есть не особенно мощный лед способны преодолевать самостоятельно. Ледоколы же требуются на самых сложных участках. На Севере природа очень суровая, и мы постоянно должны быть готовы к сюрпризам.

ВЗГЛЯД: Следующий шаг отечественного атомного ледоколостроения – создание судов типа «Лидер». Чем они превосходят предыдущие серии?

Л. И.: Да буквально всем! «Лидер» более чем вдвое превзойдет новую «Арктику» не только по мощности силовой установки, но и по водоизмещению. Оно у него, полное, составит свыше 71 тысячи тонн – примерно столько же, сколько было у знаменитых японских линкоров «Ямато», крупнейших боевых кораблей Второй мировой войны. При этом «Лидер» не будет двухосадочным.

Двухосадочная концепция воплощена в конструкции серии 22220. Этому поспособствует особое устройство балластных цистерн, которое позволит им работать как на глубокой воде, так и на мелководье в руслах рек. То есть, находясь на глубокой воде, они будут способны увеличивать осадку до десяти с половиной метров – что поможет хорошей ледопроходимости. Ну а когда судну потребуется войти в устье реки, вода из балластных цистерн откачивается, осадка уменьшается до девяти – восьми с половиной метров. Это «Арктика» и ее «братья».

ВЗГЛЯД: А что же с «Лидером»?

Л. И.: «Лидер» – это будет линейный ледокол, рассчитанный для работы только в открытом море на глубоководье.

Главными его клиентами станут современные газовозы (для сжиженного природного газа), достигающие колоссальных размеров. У «Лидера» будет очень большая ширина – свыше сорока семи метров. Это позволит ему пробивать во льдах широкий канал, по которому смогут следовать даже самые крупные газовозы.

При этом мощности двигателей «Лидера» хватит для того, чтобы даже через самый толстый четырехметровый лед он мог двигаться со скоростью не меньше двух узлов, а при двухметровом – не менее 10 узлов. Такой лед образуется в Восточно-Сибирском море, в море Лаптевых. «Лидер» сможет водить караваны по этим морям с коммерчески приемлемой скоростью.

К слову, мне рассказывали, что идея такого ледокола изначально принадлежала одному студенту, которого собирались отчислить из кораблестроительного вуза. Эту идею вовремя заметили и взяли в разработку.

ВЗГЛЯД: А есть еще какие-то перспективные проекты новых ледоколов?

Л. И.: Да, есть. И тут я бы хотел напомнить, что одним только атомным наше ледоколостроение не ограничивается. Нам нужны и суда, работающие на «обычных» видах топлива. Так, недавно с нашим участием был разработан проект ледокола с осадкой девять метров, двигатели которого будут действовать на так называемом газомоторном топливе. Другими словами, он сможет работать и на дизтопливе, и на газе – примерно тридцать суток на одной заправке.

Эти корабли предназначены для обслуживания проекта «Ямал СПГ» и будут оперировать в Обской губе – что называется, рядом с «бензоколонкой». Им чрезмерно высокая автономность и не потребуется. Зато после того, как они войдут в строй, «Таймыр», «Вайгач» и новые ледоколы серии 22220 можно будет перебросить на восточный отрезок акватории Северного морского пути – чтобы обеспечить круглогодичную навигацию и там.

ВЗГЛЯД: Нынешний технологический уровень полностью исключает возможность каких-либо катастроф и крупных аварий на Севморпути?

Л. И.: Администрация СМП выдает разрешения на движение только тем судам, что имеют соответствующий ледовый класс. Это один из параметров судна, показывающий его способность находиться в море в зависимости от тяжести ледовых условий. Судно с низким ледовым классом в тяжелых зимних условиях разрешения отправляться в путь по СМП не получит – риск его проводки окажется слишком уж высок. К тому же гидрометеорологическая служба Северного морского пути обеспечивается сейчас на высоком технологическом уровне. Она позволяет прогнозировать погодную обстановку на достаточно большой срок.

Ну, допустим, налетел шторм, нагнал льды – ледокол ходит вокруг подопечных судов, избавляя их корпуса от чрезмерного нажима.

Раньше ЧП бывали, да. Так, 9 октября 1983 года в проливе Лонга, соединяющем Восточно-Сибирское море с Чукотским, погиб теплоход «Нина Сагайдак». Судно оказалось зажато крупнобитым старым дрейфующим льдом, который заклинил руль, винт, повредил обшивку – что и привело в конечном итоге к затоплению. Весь экипаж, впрочем, удалось заблаговременно спасти. Авария стала возможной из-за того, что в труднейший поход отправили судно с легким ледовым классом. Сейчас подобное невозможно, разрешительная система выстроена так, чтобы не допускать подобных ситуаций.
https://politinform.su/114878-kak-udalos-vozrodit-stroitelstvo-krupnejshih-v-mire-atomnyh-ledokolov.html

Новый ледокольный флот России. Инфографика

В 2020 году на Северном морском пути начнут работу атомные ледоколы проекта 22220. В компании «Росатом» рассчитывают, что головной ледокол «Арктика» мощностью 60 МВт после прохождения ходовых испытаний будет передан в эксплуатацию в мае 2020 года, а «Сибирь» и «Урал» — в 2021 и 2022 годах. Универсальные атомные ледоколы проекта 22220 станут самыми большими и мощными в мире.

Ледоколы смогут проводить караваны судов в арктических условиях, пробивая лед толщиной до трех метров. Они будут обеспечивать проводку судов с углеводородным сырьем с месторождений Ямальского, Гыданского полуостровов и с шельфа Карского моря на рынки стран Азиатско-Тихоокеанского региона. Ледоколы нового поколения смогут обеспечивать круглогодичную навигацию по Северному морскому пути и решать задачи проводки как в океане, так и в устьях рек.

По словам заместителя генерального директора Крыловского государственного научного центра Олега Тимофеева, корабли проекта 22220 имеют главное преимущество — автономность плавания. Такие ледоколы могут длительно находиться на трассах Севморпути, не нуждаясь в заправке. «Преимущество атомных ледоколов, во-первых, в их автономности. Во-вторых, в эксплуатации они дешевле, чем дизельные. И в-третьих, такой мощности дизельный ледокол невозможно построить. Нужна ядерная энергетическая установка. Проводка судов в Арктике требует именно таких мощностей и такой ширины канала», — говорит Тимофеев.

Вопрос-ответ Что представляет собой атомный ледокол «Арктика»?

В освоении Арктики также будут участвовать атомные ледоколы «Лидер» (проект 10510). На данный момент запланирована постройка трех таких атомоходов. Ожидается, что работы по строительству первого ледокола начнутся в 2020 году. Самоходные специализированные суда проекта 10510 будут иметь мощность в 120 МВт, что позволит им стать первыми в мире ледоколами, способными круглогодично преодолевать Северный морской путь при толщине льда до четырех метров со скоростью в районе 10 узлов (около 19 км/ч). Эти атомоходы будут играть ведущую роль в освоении Северного морского пути после 2025 года, когда начнут утилизировать ледоколы советской эпохи.

В настоящее время в состав атомного ледокольного флота входят два атомных ледокола с двухреакторной ядерной энергетической установкой мощностью 75 тыс. л. с. («Ямал», «50 лет Победы») и два ледокола с однореакторной установкой мощностью около 50 тыс. л. с. («Таймыр», «Вайгач»). «Сейчас из действующих ледоколов атомных осталось только четыре. Атомные ледоколы списываются, поскольку в них выработан ресурс ядерного реактора», — говорит Тимофеев. «Росатом» намерен продлить сроки эксплуатации трех действующих отечественных атомных ледоколов до 2025, 2027 и 2028 года соответственно.

Нажмите для увеличения

Первый ледокол создали еще в 18 столетии. По внешнему виду он напоминал пароход небольшого размера и ломал лед в порту Филадельфии. Через много лет судно совершенствовали, заменив колесо турбиной. А после спроектировали и пустили в эксплуатацию мощные атомные ледоколы. Сегодня, такие страны как Россия и США гордятся флотом, состоящим из величественных кораблей, предназначенных для операций на льду.

В конце статьи мы приготовили сюрприз 🎁 – увлекательный тест для проверки твоей внимательности 😃

Значение ледоколов

Потребность в таких судах постоянно повышается. Реализуются мероприятия по добыче природных запасов, находящихся у дна Северного Ледовитого океана. На некоторых участках судоходство длится до 4 месяцев, потому что в остальное время вода покрывается толстыми льдинами. Чтобы избежать риска и в целях экономии топлива, на разведку отправляют самолеты.

Особенность самых мощных ледоходов – автономное передвижение по водным объектам каждый год, и взламывание носовой частью льдов с толщей до 3-х метров.

«Polarstern» – 118 м

Судно из Германии, предназначено для исследовательских и научных целей. Способно без проблем выдерживать температуру до -50° С. Двигается со скоростью 5 узлов среди льдин толщиной в 1,5 м. Чаще бороздит районы, примыкающих к Северному полюсу.

Интересно! Два года назад появился «Polarstern-ІІ», который несет арктическую вахтенную службу.

«Louis S. St-Laurent» – 120 м

Строительство канадского ледокола завершилось в 1969 г., через 24 года провели его капитальную модернизацию. После обновления получил силовой агрегат и удлиненный корпус. Ведет дозор в составе государственной береговой охраны.

Интересно! Благодаря корабельной аппаратуре, у побережья Гренландии на дне океана ученые отыскали 25 подводных вулканов.

«Polar Sea» – 122 м

Плавучий американский гигант до сих пор в рабочем состоянии, несмотря на пятилетний период бездействия. Отмечается скоростью 3 узла. Судно способно курсировать над толщей льда в 2 метра. Дизельные моторы и газотурбинные установки выдают мощность в 78 тыс. л.с. По словам конструкторов, в скором времени корабль планируют оснастить атомным оборудованием, чтобы увеличить проходимость.

«Healy» – 128 м

Название ледокол получил в честь капитана береговой охраны Августина Хили. Проектом занимались в 1996, спустили на воду в 1997. Тогда из-за образовавшейся волны травмировались 20 человек. В 2015 г. судно впервые в хронике американской навигации достигло Северного полюса. На палубах расположены 2 вертолетные площадки, а в трюмах 5 лабораторий для исследований.

«Ямал» – 150 м

Спущен на воду в 1992 году. Главное преимущество – передвигается вперед и назад. Раньше назывался «Октябрьской революцией». В 2000 г. отправился в центральную часть Северного Ледовитого океана, чтобы отпраздновать начало третьего тысячелетия. На ледоколе неоднократно происходили ЧП: гибель туристки, пожар, столкновение с танкером » Индига».

Интересно! В 2009 провел миссию в архипелаге Новая земля. Вывез археологов, которые подали сигнал бедствия.

«50 лет Победы» – 159,6 м

Самый большой ледокол прошлых лет. Заложили в 1989 г. под названием «Урал», но из-за отсутствия средств долго стоял недостроенным. Только в 2007 над палубой поднялся российский флаг. При первых испытаниях показал маневренность, надежность и рекордную скорость – 21,4 узла. Для удобства пассажиров, на судне есть ресторан, спортзал, музыкальный салон, спутниковое ТВ.

«Арктика» класса ЛК-60Я – 173 м

Самый крупный и мощный ледокол современности. Спущен без секции надстройки в 2016 г., которую добавили позже. Благодаря появившейся автоматике, численность экипажа сократилась в два раза. Способен работать в заливах и устьях рек, раскалывать океанские ледяные глыбы. Ввести в эксплуатацию его планируют в 2019, после прохождении тестовых испытаний.

Интересно! Три года назад В. Матвиенко стала «крестной матерью» корабля. Председатель Совета Федерации разбила бутылку шампанского о борт.

Советские атомные ледоколы

Российские ледоколы начали строиться давно по причине уникального географического положения. В 1983 году до 50-ти кораблей, включая дизельные, остались в ледяной ловушке на востоке Арктики. Благодаря ледоходу с одноименным названием, «пленники» освободились и доставили груз в населенные пункты. Произошедший случай доказывает пользу подобных лайнеров.

Интересно! Ледокол «Ермак» для Российской Империи построили англичане в 1898 г., корабль отслужил до 1963.

Можно сказать, что СССР господствовал во льдах, так как в этот период истории государства создаются самые мощные по характеристикам ледоколы в мире.

«Ленин» – 134 м

В 1957 г. ввели в использование. Считается первым судном, оснащенным ядерной силовой установкой. Сразу же стал демонстрировать работоспособность, благодаря чему увеличился эксплуатационный период. Отличался повышенным уровнем автономности, мощности. Преодолел 82 тыс. морских миль, освобождая пути 400 кораблям.

«Сибирь» – 147,9 м

Атомоход использовался с 1977 по 1992 г. Произвел круглогодичное мореплавание на линии Мурманск – Дудинка. На борту функционировала спутниковая связь, отвечающая за телефонию и факс, а также была отдыха, бассейн, сауна, библиотека.

Интересно! В 1993 г. на корабле проходили антитеррористические учения, для отработки навыков освобождения от преступников.

«Арктика» – 148 м

С 1982 по 1986 атомный ледокол назывался «Леонид Брежнев». Передвигался с быстротой в 18 узлов, ломая ледяную пятиметровую толщу. На судне было размещено медицинское отделение, с операционной и стоматологическим блоком. Также созданы условия для базирования летной команды, вертолета. Оригинальная рыжая окраска символизировала олицетворение расцвета новой мореплавательской эпохи.

«Советский союз» – 150 м

В эксплуатацию введен в 1990 г. Спроектирован с возможностью дооборудования до боевого крейсера. Применялся для арктических путешествий. Известно, что с борта ледокола установили один буй и метеорологические ледовые станции.

«Россия» – 150 м

Непотопляемое судно пустили в плавание в 1985 г. Предназначение – охлаждать атомные реакторы. В условиях тропиков температура поднимается до 50° С, что сказывается на работе механизмов, поэтому корабль вынужден постоянно пребывать в холодных водах. В 2007 участвовал в изучении континентального шельфа на Северном полюсе.

«Таймыр» – 151,8 м

Назвали в честь парохода 20 века. Оболочку спроектировали финны, а для оборудования выбрали советскую сталь. Выполняет ледокольные действия в условиях с пониженной температурой.

«Вайгач» – 151,8 м

Строили в Финляндии по просьбе Советского Союза, отличается уменьшенной осадкой. Двигатели развивают мощность 50 л.с, что помогает следовать через толщу льда в 1,7 м. Обслуживает корабли, плывущие по Северному морскому коридору и заходящие в низовья сибирских рек. Сопровождает из Норильска суда, загруженные металлом, из Игарки – рудой, лесоматериалами.

«Севморпуть» – 260 м

Крупный ледокол был спущен на воду в 1986 г., строительство велось с 1982 по 1988 г. После начала работ корабль прошел 302 тыс. миль, переправил больше, чем 1,5 млн. груза. В перезарядке реактора нуждался лишь однократно. Остается в составе морфлота до сих пор. Считается единственным торговым судном с ядерной установкой.

Мы подготовили небольшой тест для проверки твоих новых знаний.

Примешь вызов?

Начать тест!

Вопрос

Твой ответ:

Правильный ответ:

Попробовать еще раз! >Видео в тему

Сердце «Арктики: как в России протестировали самый мощный ледокол в мире

В Санкт-Петербурге в рабочем режиме протестировали российский атомный ледокол нового поколения «Арктика».

Сейчас он является самым мощным ледоколом в мире. Он был построен на Балтийском заводе. Ожидается, что ледокол поступит в эксплуатацию уже в следующем году.

Именно такие суда должны обеспечить лидерство России в Арктике и стать ключом к разработке арктических шельфов.

Мощный гудок дает старт новой эре: универсальный атомный ледокол «Арктика» отправился на первые ходовые испытания. Его тянут сразу пять буксиров, поскольку этот ледокол является самыми большим в мире. Его длина достигает- 1,5 футбольных поля, а высота оценивается с 15-ти этажный дом. «Арктика» может ломать лед толщиной в три метра и проводить суда с водоизмещением втрое больше своего. Это уникальный проект, где реализованы самые современные российские разработки.

На ходовом мостике «Арктики» все полностью автоматизировано. Корабли этого проекта могут менять осадку, чтобы работать не только в открытом море, но и в устьях северных рек.

Пока строили ледокол, над морским каналом, выходящим с Невы в Финский залив, возвели новый мост. Есть риск, что огромная «Арктика» под ним не поместится. Высота пролета моста над морским каналом составляет 52 метра, а ледокол от ватерлинии до верхней точки – чуть более 50 метров. Зазор остается крайне маленький — не более двух метров

Из центрального поста управления, сердца «Арктики», контролируется работа двух атомных реакторов мощностью по 175 мегаватт каждый. Новейшая установка мощнее, современнее и безопаснее всех предыдущих, а также более компактна. Поэтому на ледоколе больше свободного места. У каждого члена экипажа здесь своя отдельная каюта.

Именно на Балтийском заводе были построены все советские атомные ледоколы, кроме первенца — легендарного «Ленина». Теперь здесь создают целую серию из пяти кораблей — мощнейшую группировку, которая заменит весь наш атомный флот, не имеющий равных в мире.

«Кроме как у России, ни у кого нет опыта не только эксплуатации таких ледоколов, но и проектирования. А здесь очень много нюансов, которые надо знать: это очень тяжелые льды, низкие температуры, высочайшие уровни автоматизации и обитаемости», — рассказал руководитель строительства ледоколов проекта 22220 ООО «Балтийский завод — Судостроение» Алексей Смирнов.

За ближайшие 10 лет в России запланировано построить более десяти современных ледоколов — дизель-электрических, двухтопливных и атомных. Флагманами должны стать корабли проекта «Лидер», которые по своим габаритам еще больше и мощнее «Арктики». Гигантов, способных крушить четырехметровый лед, начнут строить на Дальнем Востоке. Все вместе они обеспечат бесперебойную круглогодичную навигацию по Северному морскому пути.

«Атомные ледоколы являются основным стабилизирующим фактором развития экономики в арктическом регионе, поэтому, безусловно, необходимо ускорение строительства. Мы очень надеемся, что за этими пятью не только «Лидер» последует, но и еще ледоколы», — отметил генеральный директор ФГУП «Атомфлот» Мустафа Кашка.

Ожидается, что новые ледоколы обеспечат прорыв в экономике страны. Сам по себе Северный морской путь крайне важен для глобального международного бизнеса. Президент России Владимир Путин ранее объяснил, почему.

«Это очень интересная и перспективная сфера международного сотрудничества. И это сотрудничество должно нас сближать, а не разъединять», — подчеркнул он.

Именно Россия развивает Северный морской путь, предлагает пользоваться им другим странам работать вместе. Однако у некоторых государств это вызывает плохо скрываемую зависть. У них свои, отдельные планы на «лакомый кусок».

«Всем странам интересны ресурсы, которые скрываются в Арктике, и лидеры стран потирают руки от удовольствия, когда думают о том, что все это может достаться им. И давайте не будем лукавить: любая страна, кто может хоть каким-то образом претендовать на Арктику и ее ресурсы, сделает это», — сказал политолог Джеймс Джатрас.

Столь заметное повышение интереса к Арктике связывают с глобальным потеплением, поскольку там стало проще добывать ресурсы. Этот регион является привлекательным в экономическом отношении. Однако потепление климата вызвало «глобальное похолодание» в отношениях стран. Пока одним остается только завидовать, Россия всеми способами демонстрирует всю серьезность и весомость своих намерений.