Система а 35

ПРО А-35

Система противоракетной обороны А-35


Приёмная позиция РЛС «Дунай»

Тип

зональная система противоракетной обороны

Страна

СССР

История производства

Конструктор

Г. В. Кисунько

Разработан

1958 — 1974

Медиафайлы на Викискладе

А-35 (по кодификации НАТО — ABM-X-1 Galosh, от англ. Galosh — «калоша») — советская система ПРО, предназначенная для защиты административно-промышленного района (АПР) г. Москвы от ударов межконтинентальных баллистических ракет.

Назначение

Исторически сложилось, что в Москве и Московской области было сконцентрировано большинство ключевых объектов государственного управления и военной командной структуры СССР, жизненно важных для функционирования государства — особенно в военной обстановке. При некоторых достоинствах, подобное расположение имело и ряд существенных недостатков: внезапный удар, нанесённый противником по этому району, не просто выводил из строя один из крупнейших промышленных и административных центров СССР, но и мог полностью парализовать стратегическое управление государством, дезорганизовав оборону страны.

Решением проблемы могло стать рассредоточение управленческой и военной структуры, но по ряду причин — как идеологических, так и объективных — подобные меры не были бы достаточно эффективны. Основной потенциальный противник — блок НАТО — имел множество плацдармов рядом с советской территорией, с которых можно нанести внезапный удар по стратегическим объектам советской метрополии: небольшое подлётное время просто не оставляло возможности для своевременного реагирования.

В качестве альтернативы была предложена идея создания системы противоракетной обороны, способной защитить территорию Москвы и Московской области от ограниченного ракетно-ядерного нападения. Аналитики справедливо предполагали, что подготовка к полномасштабному удару по СССР не останется незамеченной и будет обнаружена заранее. Основную угрозу они видели во внезапном ударе по стратегическим объектам, наносимым ограниченными силами, тайно приведёнными в боевую готовность. Система ПРО даже ограниченной мощности виделась надёжным средством защиты основных стратегических объектов от подобного «ограниченного нападения».

Разработка и строительство

В середине 1950-х годов в СССР, на полигоне Сары-Шаган, была создана экспериментальная стратегическая система ПРО, получившая название Система «А», в ходе работы над которой была впервые отработана концепция построения основных средств ПРО промышленного района. Система «А» представляла собой комплекс из одной РЛС дальнего обнаружения, нескольких узколучевых РЛС сопровождения цели и противоракеты В-1000 и высокопроизводительной ЭВМ, способной решать задачу наведения в реальном времени. В начале 1960-х годов испытания комплекса закончились успешно и показали возможность поражения баллистической боеголовки, однако боевые характеристики были низкими: система могла работать по единственной цели, существовал только ближний атмосферный эшелон перехвата.

Разработка боевой противоракетной системы А-35 для защиты Московского промышленного района началась в 1958 году. А-35 концептуально являлась продолжением Системы «А», головным разработчиком, как и в Системе «А», назначено КБ-1, главным конструктором — Г. В. Кисунько.

В марте 1961 года был завершён эскизный проект противоракеты А-350Ж (5В61, или В-1100). В апреле 1962 года с временной стартовой площадки полигона Сары-Шаган были проведены первые бросковые пуски изделий (ракет), получивших обозначение 5ТЯ. К маю 1963 года было выполнено шесть пусков. В 1963 году был завершён выпуск технической документации на противоракету, с сентября 1963 по октябрь 1964 проведено пять пусков ракет, имевших обозначение 6ТЯ, а 24 декабря 1965 года был произведён пуск А-350Ж в штатном оснащении. В сентябре 1967 года испытания противоракет А-350Ж продолжились уже со стартовой площадки стрельбового комплекса «Алдан».

Строительные работы по сооружению объектов системы А-35 были начаты в 1962 и завершены в 1967 году. Планировалось развернуть 18 стрельбовых комплексов «Енисей», по 8 ПУ в каждом (4 ПУ для первого пуска и 4 ПУ для повторного), итого 144 ПУ, однако в ходе работ над проектом планы были существенно сокращены. Первая очередь системы А-35 успешно прошла комплексные государственные испытания 25 марта 1971 года, принята на вооружение постановлением СМ СССР № 376—119 от 10 июня 1971 года и поставлена на боевое дежурство 1 сентября 1971 года. Окончательный ввод в строй и в опытную эксплуатацию всей системы ПРО Москвы (включая РЛС в Чехове) состоялся в 1974 году. По оценке западных экспертов, вокруг Москвы на момент ввода системы в эксплуатацию было размещено 67 противоракет системы А-35.

Состав

Состав системы А-35:

  • главный командно-вычислительный центр (ГКВЦ) с вычислительным комплексом (Кубинка);
  • РЛС ДРЛО «Дунай-3М» (Кубинка-10);
  • РЛС ДРЛО «Дунай-3У» (Чехов-7);
  • Комплекс Енисей (Клин-9) 4 позиционных района (ОПРЦ: Клин-9, Загорск, Наро-Фоминск, Нудоль) со стрельбовыми комплексами «Енисей» и «Тобол» (по 2 комплекса в районе, по 2х4 ПУ каждый — первого и второго пуска);
  • 64 противоракеты А-350Ж;
  • техническая база подготовки ракет АТП-35 (Балабаново);
  • система передачи данных «Кабель», позже — 5Ц53.

Конструкция

РЛС дальнего обнаружения «Дунай»

Приёмная (слева) и передающая (справа) позиции РЛС «Дунай», разнесённые на 2,5 км. Основная статья: Дунай (радиолокационная станция)

В качестве средства обнаружения и выдачи первичного целеуказания по приближающимся боеголовкам в системе А-35 использовались радиолокационные станции «Дунай-3» дециметрового диапазона с фазированными антенными решетками. Каждая РЛС представляла собой комплекс капитальных сооружений приёмного и передающего узлов, разделённых расстоянием в 2,5 км.

Передающий узел имел две отдельные секторальные антенны высотой 30 и длиной 200 метров, расположенные во взаимно противоположных направлениях. Приёмный узел имел две антенны высотой 100 и шириной 100 метров каждая, расположенные параллельно передающим. В наилучших условиях радиус обнаружения неприятельской боеголовки превышал 2500 км. Система осуществляла одновременное отслеживание до 3000 баллистических целей. Общая мощность станции достигала 3 МВт.

Система А-35 включала две станции несколько различающейся конструкции: «Дунай-3М» в Акулово и улучшенную «Дунай-3У» в Чехове-7.

Обе станции считались сравнительно устойчивыми к ЭМИ и способными к эффективной фильтрации маскирующих эффектов высотного ядерного взрыва (возникающих в результате ионизации рентгеновским излучением верхних слоев атмосферы), но сами по себе не являлись укреплёнными сооружениями и были уязвимы для прямого ядерного удара.

РЛС сопровождения цели

Радиолокатор канала цели РКЦ-35 представлял собой РЛС с параболической антенной, предназначенной для отслеживания траектории полёта цели и выдаче целеуказания для противоракет. За счёт наличия двух независимо управляемых контррефлекторов одна РЛС могла одновременно отслеживать две близко летящие цели: боеголовку и последнюю ступень ракеты (которая являлась «естественной» ложной целью, так как разгонялась вместе с боеголовкой и двигалась по аналогичной траектории).

Дальность действия РЛС составляла 1500 км. Количество перехватываемых целей, таким образом, было ограничено числом РКЦ-35 в составе комплекса.

Каждый стрельбовый комплекс («Енисей» или «Тобол») включал подобную РЛС под сферическим радиопрозрачным укрытием диаметром 36 метров (купол 10С2). Между собой «Енисей» и «Тобол» различались тем, что первый из них включал две ЭВМ 5Э53, а второй — одну 5Э92б.

РЛС сопровождения ракеты

Радиолокатор канала изделия (то есть противоракеты) РКИ-35 предназначался для сопровождения в полёте противоракеты А-350 и выдачи поправок траектории. Она состояла из двух параболических антенн: первая — для вывода противоракеты на траекторию, вторая — для донаведения у цели.

Каждый стрельбовый комплекс включал два РКИ и, соответственно, был способен одновременно наводить не более двух противоракет.

Пусковая установка

Наземная пусковая установка имела необычную конструкцию: 20-метровый транспортно-пусковой контейнер (ТПК) с ракетой устанавливался на стационарную вертикальную опору и мог быть наклонён горизонтально для перезарядки. Запуск ракеты осуществлялся при наклоне в 60—78 градусов. ТПК мог поворачиваться на 360 градусов по азимуту, тем самым выполняя предварительную ориентацию ракеты ещё до запуска.

Каждый ТПК обеспечивал содержание противоракеты, заправленной агрессивными компонентами топлива и оснащённой ядерной боевой частью. В передней части он был закрыт специальным резиновым колпаком, а в задней — резиновым дном. При старте противоракеты передний колпак и дно ТПК прорывались соответственно носком противоракеты и газовой струёй стартового двигателя. Весь технологический цикл подготовки 10 противоракет А-350, начиная с разгрузки и заканчивая выездом на стартовые позиции, составлял 21 час.

Стрельбовый комплекс включал восемь пусковых установок: по четыре для первого и второго залпа. Пусковая установка не была укреплена или защищена от поражающих факторов ядерного взрыва и легко могла быть выведена из строя.

Противоракета

Противоракета в пусковом контейнере на машине.

Противоракета А-350Ж имела двухступенчатую компоновку. Её общая длина составляла 19,8 метров при наибольшем диаметре 2,57 метра и размахе стабилизаторов первой ступени 6 метров. Масса ракеты в полностью снаряжённом состоянии составляла 33 тонны.

Первая ступень (длиной 7,9 метров и массой около 15 тонн) состояла из четырёх твердотопливных ускорителей с управляемым вектором тяги, удельным импульсом каждого 270 с. Управление полётом осуществлялось синхронным изменением вектора тяги и поворотом аэродинамических рулей, установленных на каждом ускорителе. Время горения ускорителей составляло 5 секунд, после выгорания первая ступень отстреливалась.

Вторая ступень (длиной 15 метров и массой около 15 тонн) была оснащена маршевым жидкостным ракетным двигателем и четырёхкамерным маневровым двигателем, служившим для управления ракетой. Маршевый двигатель работал на несимметричном диметилгидразине и тетраоксиде азота, время работы составляло порядка 40 секунд при удельном импульсе 355 с. Управление ракетой по тангажу и рысканью осуществлялось путём манипулирования тягой камер маневрового двигателя, установленных вокруг маршевого. Стабилизация ступени выполнялась путём вращения топлива и окислителя в баках во взаимно противоположных направлениях при подаче роторным насосом.

Ракета снаряжалась термоядерной боевой частью мощностью около 2—3 мегатонн. Так как предполагалось, что перехват будет происходить за пределами атмосферы, где ударная волна неэффективна, основная ставка делалась на воздействие рентгеновским излучением и мощным нейтронным потоком. Поражая боеголовку неприятеля, нейтроны вызывали бы спонтанную цепную реакцию в распадающемся веществе, тем самым провоцируя эффект «шипучка» и разрушение боеголовки без полного энерговыделения. Однако базовая боевая часть не являлась специализированной нейтронной боеголовкой: выход нейтронов был низким в процентном отношении, и поражающее действие обеспечивалось только высокой мощностью. Радиус гарантированного поражения предполагался в 200 метров, что было ощутимо меньше, чем у специализированных нейтронных боевых блоков американских противоракет.

Позднее противоракеты были оснащены специальной нейтронной боевой частью мощностью всего в 20 килотонн, но со значительным выделением нейтронов. Подобные заряды создавали меньшую «засветку» для РЛС и могли применяться на меньших высотах без опасности поражения местности.

Характеристики системы

  • Дальность:
    • минимальная — 130 км
    • максимальная — 400 км
  • Высота поражения:
    • минимальная — 50 км
    • максимальная — 400 км
  • Канальность по цели — 8 парных баллистических целей, атакующих Москву с одного или разных направлений.

Сравнительная характеристика

Основные сведения и тактико-технические характеристики стратегических комплексов (систем) противоракетной обороны СССР и России
Характеристики Наименование комплекса (системы) ПРО
«А» «А-35» «А-35Т» «А-35М» «С-225» «С-375» «А-135» «А-235»
Разработчик (изготовитель) СКБ-30,
МКБ «Факел»
ЦНПО «Вымпел»,
МКБ «Факел»
СКБ-30 ЦНПО «Вымпел»,
МКБ «Факел»
ЦКБ «Алмаз» ЦКБ «Алмаз» ЦНПО «Вымпел», МКБ «Факел»,
ЕМКБ «Новатор»
ЦНПО «Вымпел»
Год(ы) окончания проекта 1961–1963 1972–1974 1973 1978 1985 1991 1995 2016
Принятие на вооружение Н/д
Тип ракеты В-1000 А-350Ж А-350М А-350Р ПРС-1 / В-825 ПРС-1 51Т6 типа А-350 53Т6 51Т6 мод. 14Ц033
Число ступеней 2 2 2 2 2 2 2 2 2
Тип двигателя
(стартовый/маршевый)
РДТТ/ЖРД РДТТ/ЖРД РДТТ/ЖРД РДТТ/ЖРД РДТТ/РДТТ РДТТ/РДТТ РДТТ/ЖРД РДТТ РДТТ/ЖРД ЖРД/ЖРД
Тип боевой части о.-ф., ядерная ядерная ядерная ядерная ядерная ядерная ядерная ядерная ядерная о.-ф., ядерная
Стартовая масса ракеты, т 33 33 33 10 9,6
Длина ракеты, м 12,4–14,5 19,8 19,8 19,8 10,0
Диаметр корпуса, м 1,0 2,57 2,57 2,57 1,0
Дальность действия, км 350 350 500–1000 350 80 1000–1500 200–300
Скорость полёта, м/с 1000 2000–5000 3000
Система наведения радиокомандная
Источник информации : Щит России: системы противоракетной обороны. — М.: Изд-во МГТУ им. Н. Э. Баумана, 2009. — С.270 — 504 с. — Тираж 1 тыс. экз. — ISBN 978-5-7038-3249-3. Примечание: Проекты А-35Т, С-225 и С-375 были прекращены на различных стадиях проведения опытно-конструкторских работ. Проект А-235 находится на стадии полигонных испытаний.

Оценка эффективности

Система ПРО А-35 была первой в мире системой стратегической противоракетной обороны, поступившей на вооружение. Однако в её основе лежали технологические решения, разработанные в начале 1960-х годов, и ко времени постановки на боевое дежурство в 1971 году система уже не удовлетворяла требованиям времени.

Основным недостатком системы было применение стандартных РЛС с параболическими антеннами, неспособных отслеживать более двух целей, даже летящих по одной траектории. Таким образом, число одновременно обстреливаемых независимых целей не могло превышать числа РЛС сопровождения. В составе комплекса было всего четыре стрельбовых позиции: каждая имела два радара РКЦ-35, что ограничивало возможности комплекса одновременным сопровождением до восьми парных целей.

В то же время, на вооружении военно-морского флота США — основного вероятного противника — уже в конце 1960-х годов появились ракеты «Поларис», каждая из которых имела по три разделяющихся боевых блока рассеивающего типа. Это означало, что всего двух ракет «Поларис А3» (в сумме шесть боевых блоков и две последние ступени в качестве ложной цели) будет достаточно, чтобы перегрузить комплекс А-35. Полный же залп одной подлодки с такими ракетами (48 боеголовок) означал, что система ПРО не в состоянии выполнить свою задачу — защитить стратегические объекты от внезапного ядерного нападения.

Применяемые на противоракетах тяжёлые термоядерные боевые части также были малоэффективны по сравнению с нейтронными боевыми частями: они имели недостаточный выход нейтронного излучения и при этом создавали сильную засветку для наземных радаров.

Система А-35 была чувствительна к применению противником средств преодоления ПРО, так как перехват предполагался исключительно за пределами атмосферы. РЛС сопровождения цели РКЦ-35 были не в состоянии распознать боевые блоки на фоне ложных целей, так как не обладали достаточной разрешающей способностью. Стремясь использовать этот недостаток комплекса, ВМФ США разработал специально для этого комплекс средств преодоления PX-1, однако комплекс не был эффективен из-за неверной оценки возможностей А-35.

Наконец, сами компоненты системы — РЛС и пусковые установки — не были никак защищены от непосредственного ядерного удара, и таким образом система могла быть легко выведена из строя. Всё это означало, что А-35 на момент своего принятия на вооружение уже не являлась надёжной системой защиты и должна была быть заменена более совершенной системой.

Модернизация

В 1971 году было принято решение о модернизации системы, однако некоторые конструкторы считали, что система безнадёжно устарела и её следует полностью заменить перспективной А-135, сэкономив тем самым государственные средства. Тем не менее, работы по проекту продолжались до 1974 года, пока не выяснилось, что проект модернизации не способен справиться с ракетами, оснащёнными разделяющимися головными частями.

В 1975 году работы по модернизации были перезапущены на новой основе. Модернизированная система под обозначением А-35М была принята на вооружение 28 декабря 1977 года.

Примечания

  1. Zaloga, Steven J. Soviet Air Defence Missiles: Design, Development and Tactics. (англ.) — Coulsdon: Jane’s Information Group, 1989. — P.129 — 384 p. — ISBN 0-7106-0589-7.
  2. Белоус В. С., Грешилов А. А., Егупов Н. Л., Жабчук В. П., Иванов В. Н. и др. Щит России: системы противоракетной обороны. — М.: Изд-во МГТУ им. Н. Э. Баумана, 2009. — С.236 — 504 с. — Тираж 1 тыс. экз. — ISBN 978-5-7038-3249-3.
  3. Михаил Ходаренок. Противоракета, не имеющая аналогов (рус.) // Воздушно-космическая оборона. — 2010. — № 6.
  4. World Missiles. // Flight International : World missile market and air defence systems. — L.: IPC Business Press Ltd, 11 May 1972. — Vol.101 — No.3295 — P.676a-677.

> Литература

  • Олег Макаров. Противоракетное принуждение: ПРО: Россия и Америка (рус.) // Популярная механика. — 2010. — № 11. — С. 37-39.

Ссылки

  • Система ПРО А-35
  • От экспериментальной — к боевым системам ПРО
  • Система противоракетной обороны «А-35»
  • РАКЕТНЫЙ ЩИТ. Противоракетная оборона СССР
  • Противоракеты 5В61/5В61Р/51Т6 (недоступная ссылка)

В этой статье или разделе имеется список источников или внешних ссылок, но источники отдельных утверждений остаются неясными из-за отсутствия сносок. Утверждения, не подкреплённые источниками, могут быть поставлены под сомнение и удалены. Вы можете улучшить статью, внеся более точные указания на источники.

Советские системы противоракетной обороны страны

  • А
  • А-35
  • А-35М
  • А-35Т
  • А-60
  • А-135
  • А-235
  • А-1035
  • «Аврора»
  • «Анти-Фау»
  • «Барьер»
  • «Даль»
  • «Заслон»
  • «Кивач»
  • «Наряд»
  • С-225
  • С-375
  • С-550
  • «Сатурн»
  • «Таран—Закат»
  • «Терра-3»

Нереализованные проекты выделены курсивом.

Позиции системы А-35 ПРО Москвы

Иногда объект называют А-135, но на сайтах, посвященным ракетной обороне, Москвы, проходит как А-35М «Тобол».
Система ПРО — многоканальный комплекс ПРО Москвы с заатмосферной противоракетой — модернизация системы ПРО А-35 с применением обновленных алгоритмов,
оборудования, средств наведения, c пусковой установкой шахтного типа и новой ракетой А-350Р.
На территории находятся:
— 8 ракетных шахт системы ПРО А-35. Входные люки в 2 из них не заварены, и доступ во внутрь свободный. Все лестницы железные, но уже в очень плачевном состоянии из-за незначительного подтопления шахт.
— 6 радиолокационных установок, на удивление не до конца разграбленные. Особое внимание стоит уделить аккумуляторному отсеку и самой установке на крыше здания. В аккумуляторном отсеке осталось много электролита и разбитых ёмкостей из-под него, так что будьте осторожны, а наверху внутри сферы можно испытать удивительный аудиоэффект.
— 2 бункера для обслуживающего персонала, к сожалению, в плачевном состоянии и полностью разграблены.
Территория практически не охраняется, хотя посередине остался живой и охраняемый узел связи и генераторы.

Комплекс противоракетной обороны А-35 «Алдан»

К концу 1962 года советская оборонная промышленность завершила испытания экспериментального комплекса противоракетной обороны «Система «А». Этот комплекс разрабатывался для проверки основных идей и решений, касавшихся поиска и поражения баллистических целей различных типов. На основе опыта, который следовало получить в рамках проекта «А», предлагалось создать полноценную боевую систему ПРО для защиты стратегических объектов. Новый проект, предназначенный для строительства реальной рабочей системы для защиты важных районов, получил обозначение А-35.
Эскизный проект полноценной боевой системы противоракетной обороны А-35 (шифр «Алдан») был разработан еще в первой половине 1961 года, до завершения работ по системе «А». Как и в случае с предыдущим проектом, работы велись силами СКБ-30 (с 1962 года ОКБ-30) и нескольких смежных предприятий под общим руководством Г.В. Кисунько. В связи с проведением испытаний комплекса «А» и сбором необходимых данных проект А-35 подвергся серьезным доработкам. Проектные работы по системе «Алдан» продолжались довольно долго, из-за чего защитить проект удалось только в конце 1962 года. К этому времени были определены все основные особенности проекта и отличия от предыдущей разработки.

После защиты эскизного проекта пришлось пересмотреть некоторые основные положения разработки. Вновь выявленные данные, полученные в ходе испытаний системы «А», заставили авторов изменить некоторые принципы работы комплекса. Так, сохранение принципов наведения с применением одновременной работы трех радиолокационных станций, отвечающих за ведение противоракеты, могло привести к неприемлемо высоким тратам на строительство комплекса. Дело в том, что для требуемого количества стрельбовых комплексов с ракетами-перехватчиками при старом подходе требовалось построить до нескольких сотен РЛС.

Контейнер с ракетой А-350Ж на параде. Фото Wikimedia Commons
По этой причине было решено сократить состав радиоэлектронных средств комплексов и соответствующим образом переработать проект. Следить за целью предлагалось при помощи только одной станции точного наведения, еще одна подобная система должна была отвечать за отслеживание противоракеты. Такая методика в некоторой мере ухудшала точность наведения и увеличивала отклонение ракеты от цели. Компенсировать потерю точности предлагалось при помощи более мощной ядерной боевой части. Все эти факторы привели к серьезной переработке тех или иных средств комплекса А-35 в сравнении с базовой «Системой «А».
После переработки общей архитектуры комплекса состав средств выглядел следующим образом. Для слежения за воздушным и космическим пространством предлагалось использовать новые РЛС обнаружения «Дунай-3», в том числе разных новых модификаций, которые должны были появляться по мере развития проекта. Точное определение координат цели планировалось осуществлять при помощи системы РКЦ-35, а станция РКИ-35 должна была следить за ракетой-перехватчиком. Общее управление комплексом выполнялось при помощи командно-вычислительного центра, связанного со всеми средствами. Также предлагались стрельбовые комплексы на основе пусковых установок с противоракетами нового типа А-350Ж.
Для использования в новом комплексе ПРО с конца пятидесятых годов разрабатывалась радиолокационная станция поиска целей «Дунай-3». При помощи нескольких станций этого типа предлагалось сформировать вокруг защищаемого района полное поле обзора. В течение шестидесятых годов были разработаны несколько новых модификаций этой РЛС, отличавшихся составом используемой аппаратуры и, как следствие, характеристиками. Результатом всех работ стало появление РЛС «Дунай-3У», «Дунай-3УП» и «Дунай-3М». Станции семейства могли непрерывно осуществлять слежение за окружающим пространством и одновременно отслеживать до 3 тыс. целей.
Также для системы А-35 была разработана радиолокационная станция канала цели РКЦ-35. Изделие общей высотой 25 м с зеркалом антенны диаметром 18 м должно было осуществлять сопровождение парной цели (боевая часть и третья ступень ракеты), выбранной для атаки стрельбового комплекса. Станция РКЦ-35 могла находить и сопровождать баллистические цели на дальностях до 1500 км.

Схема ракеты А-350Ж. Рисунок Russianarms.ru
Слежение за ракетой в полете предлагалось выполнять при помощи станции канала изделия РКИ-35. На общем основании монтировались две антенны различного назначения. Устройство меньшего диаметра должно было выводить противоракету на расчетную траекторию, а большая антенна использовалась для слежения за ней. Аппаратура РКИ-35 позволяла одновременно управлять двумя ракетами-перехватчиками. Дальность обнаружения целей соответствовала возможностям ракеты.
Для управления всем комплексом были разработаны командно-вычислительные центры двух типов. Изначально предлагалось использовать систему на основе электронно-вычислительной машины 5Э92Б. ЭВМ использовала дискретные полупроводники и магнитные запоминающие устройства. Использовались два процессора с производительностью 500 тыс. и 37 тыс. операций в секунду, решавшие разные задачи. Позже с использованием системы 5Э92Б был разработан комплекс управления 5К96.
Поражение цели должно было производиться при помощи противоракеты нового типа, разработку которой поручили ОКБ-2 Минавиапрома. Это изделие известно под обозначениями В-1100, А-350Ж и 5В61. Изначально предлагалось разработать ракету-перехватчик на базе существующего изделия В-1000. Тем не менее, новые требования к такому оружию и технологические ограничения базовой конструкции привели к появлению совершенно нового боеприпаса, который был похож на существующий только некоторыми принципами работы и общими особенностями архитектуры.
По итогам новых работ появился проект управляемой ракеты, способной доставить на требуемую дальность сравнительно тяжелую боевую часть. Это была двухступенчатая ракета с твердотопливной стартовой ступенью и жидкостными двигателями на маршевой. Ракета имела характерный внешний вид с конической маршевой ступенью, на поверхности которой имелись конические выступы. Стартовая ступень была выполнена в виде блока из четырех отдельных двигателей, собранных в пакет и оснащенных стабилизаторами.

Тягач, ТПК и ракета. Рисунок Russianarms.ru

Ракета А-350Ж имела длину 19,8 м при длине первой ступени 7,9 м и второй – 15 м. Максимальный диаметр корпуса не превышал 2,6 м, а размах стабилизаторов достигал 6 м. Стартовая масса изделия, в зависимости от модификации и серии, колебалась в пределах 30-33 т. Ракета могла нести боевую часть весом до 700 кг. Предлагалось использовать осколочно-фугасный заряд или специальный боеприпас мощностью 500 кт. Также имеются сведения о разработке других вариантов боевого оснащения с иными характеристиками.
Характеристики двигателей двух ступеней позволяли изделию 5В61 атаковать цели на удалении до 400 км от точки старта. Досягаемость по высоте составляла 50-400 км. По некоторым данным, обеспечивалось эффективное поражение баллистической цели со скоростью до 5 км/с.
Для ракеты был разработан транспортно-пусковой контейнер 5П81 из стали с текстильными прорезиненными крышками. При помощи контейнера ракета А-350Ж должна была доставляться на позицию, где ТПК устанавливался на пусковое устройство. Последнее представляло собой поворотную платформу с U-образными стойками для крепления контейнера. Перед пуском ТПК должен был доворачиваться в сторону цели и выводиться на угол возвышения 60 или 78°. При таком положении контейнера выполнялся запуск ракеты.

Загрузка ракеты в контейнер. Фото Vpk-news.ru
Эскизное проектирование комплекса А-35 завершилось в конце 1962 года. После чего было принято решение о начале строительства опытной системы. Площадкой для испытаний должен был стать полигон Сары-Шаган на о. Балхаш в Казахской ССР. Строительные работы на полигоне продолжались в течение нескольких лет. Полностью строительство комплекса «Алдан» завершилось только в 1967 году. Несмотря на продолжительное строительство, первые испытания удалось начать уже в 1962-м. Для первых проверок перспективной ракеты была построена временная пусковая установка со всеми необходимыми средствами. Ее использовали для первых испытаний, но позже к работам были привлечены несколько новых пусковых систем.
Интересно, что еще до завершения строительства опытного комплекса новую противоракету показали широкой публике. 7 ноября 1964 года участниками парада на Красной площади стали несколько тягачей с ТПК 5П81, в которых находились ракеты А-350Ж. В ходе такой демонстрации контейнеры ракет не имели задней крышки, расположенной возле сопел стартовой ступени.
Опытный комплекс «Алдан» представлял собой набор средств полноценной системы ПВО, позволяющей производить поиск цели с последующей ее атакой. На полигоне построили радиолокационную станцию «Дунай-3». Также в некоторых испытаниях применялась станция ЦСО-П «Днестр». Была построена стартовая позиция с четырьмя пусковыми установками. Кроме того, были развернуты одна станция РКЦ-35 и две РКИ-35. Сопряжение средств комплекса обеспечивалось системой связи «Кабель».
Временная пусковая площадка была привлечена к испытаниям уже весной 1962 года. До конца весны следующего года на ней были выполнены несколько бросковых пусков ракет А-350Ж в упрощенной комплектации. В дальнейшем проект ракеты был изменен с учетом результатов испытаний, после чего начались новые проверки. До 1966 года включительно специалисты занимались проверкой обновленной противоракеты с применением временной пусковой установки.

Пусковая установка и станция HRB-35/ Фото Vpk-news.ru
К сентябрю 1967 года опытный комплекс «Алдан» был готов к проведению первых испытаний с применением всех имеющихся средств. После этого все испытательные пуски проводились с использованием различных элементов противоракетного комплекса. В частности, использовались центральный командно-вычислительный комплекс и радиолокационные станции поиска целей и наведения ракет. Летом 1968 года испытания перешли в стадию парных пусков противоракет.
Испытания полигонной системы ПРО «Алдан», предназначенной для проверки новых идей и систем, завершились в середине лета 1970 года. После этого появилась возможность продолжить строительство боевого комплекса А-35. При этом, однако, эксплуатация опытного «Алдана» не прекратилась. Эту систему в течение двух следующих десятилетий применяли для проверки новых систем различных типов. Предлагались и испытывались новые модификации радиолокационных средств, ракет-перехватчиков и т.д. Государственные испытания различных новых средств ПРО продолжались до 1980 года. В восьмидесятых «Алдан» так же применялся в тестовых целях. За все время эксплуатации с 1962 по 1990 годы было выполнено чуть менее 300 пусков ракет А-350Ж нескольких модификаций.
Новая система ПРО А-35 изначально разрабатывалась для защиты Москвы и близлежащего региона, в котором было сосредоточено большое количество важных административных и военных объектов, промышленных предприятий и т.д. Строительство объектов противоракетной обороны в Московской области началось в 1962 году, через несколько лет после старта монтажа систем на полигоне Сары-Шаган. Интересно, что перед началом строительства изначальные планы по количеству тех или иных средств комплекса были изменены.
Строительство системы А-35 в Подмосковье завершилось в 1967 году. Эксплуатация комплекса была поручена специально созданному корпус ПРО, вошедшему в состав войск противовоздушной обороны. К 1971 году были проведены все необходимые испытания, после чего комплекс поставили на боевое дежурство. Полное введение системы в строй состоялось в 1974 году. К этому времени были построены и введены в эксплуатацию две РЛС обнаружения «Дунай-3У» и «Дунай-3М», главный командно-вычислительный центр, техническая база подготовки ракет и четыре позиционных района со стрельбовыми комплексами. В каждом районе имелось по два стрельбовых комплекса с восемью пусковыми установками на каждом: четыре для первого залпа, остальные – для второго. Весь комплекс ПРО Москвы располагал 64 противоракетами на стартовых и технических позициях. По расчетам, этого было достаточно для отражения атаки в виде восьми баллистических ракет.

Пуск ракеты в представлении зарубежного художника. Рисунок Militaryrussia.ru
В 1968 году началась работа над созданием обновленной системы А-35М. Перед началом модернизации комплекса были рассмотрены два варианта обновления противоракетной обороны. Первый подразумевал совершенствование систем существующего комплекса А-35, а второе предложение было связано с разработкой совершенно нового комплекса. Более выгодным сочли первый подход, позволявший обойтись без строительства большого количества новых объектов.

К 1970-72 годам стало ясно, что комплекс А-35 уже не может противостоять существующим угрозам. При применении противником ракет с разделяющейся головной части, ложных целей и помех комплекс «Алдан» терял свою эффективность. В 1973 году специалистами ОКБ-30 было сформировано предложение о дальнейшей модернизации системы А-35. В дальнейшем министерство радиопромышленности, которому было поручено курирование работ по ПРО, приняло несколько важных решений. Так, в 1974 году было решено отказаться от модернизации системы А-35. В следующем году был назначен новый руководитель работ. На этом посту Г.В. Кисунько сменил А.Г. Басистов. После смены руководства проект модернизации был возобновлен. Общие подходы к модернизации были сохранены, но разработка отдельных проектов обновления велась без использования более ранних наработок.
В мае 1978 года на боевое дежурство заступила система противоракетной обороны А-35М. На вооружение ее приняли в 1990 году. Кардинальной модернизации подверглись системы связи и управления комплексом. Кроме того, были доработаны различные элементы стрельбовых комплексов. Штатным оружием комплекса А-35М стала ракета А-350Р. От базового изделия такое оружие отличалось системой управления на новой элементной базе, защищенной от воздействия электромагнитного импульса. Остальные характеристики ракеты при модернизации не изменились.
Проектирование ракеты А-350Р велось в конце шестидесятых годов. В 1969 году такая ракета впервые взлетела с пусковой установки на полигоне Сары-Шаган. После этого было выполнено несколько других тестовых запусков. В 1976-77 годах проводились испытания новой ракеты в связке с другими средствами комплекса А-35М. На финальной стадии испытаний проводился перехват баллистических ракет нескольких типов.

Размещение средств стрельбового комплекса на позиции. Фото Militaryrussia.ru
По некоторым данным, модернизация комплекса А-35 по проекту А-35М привела к достаточно длительному простою средств противоракетной обороны. Согласно мемуарам Г.В. Кисунько, с 1977 по 1988 годы система А-35/35М фактически бездействовала. Упоминается, что в это время на пусковых установках монтировались электровесовые макеты штатных ракет-перехватчиков. Такие изделия представляли собой ракету А-350Ж с грузом песка в топливных баках и с двигателями, залитыми бетоном. Прочая аппаратура устанавливалась в полном объеме, что позволяло использовать ракеты при различных процедурах.
В 1990 году модернизированный комплекс противоракетной обороны А-35М был официально принят на вооружение. К этому времени системы уже несколько лет несли боевое дежурство и следили за потенциальными угрозами. В том же году было принято решение о прекращении эксплуатации опытного комплекса «Алдан» на полигоне в Казахской ССР. Эксплуатация «боевой» системы ПРО была продолжена.
С начала семидесятых годов велись проработки нового варианта комплекса противоракетной обороны. После анализа предложений было решено продолжить этот проект и разрабатывать его одновременно с модернизацией имеющейся системы А-35. К началу восьмидесятых годов альтернативный проект, получивший обозначение А-135, дошел до строительства требуемых средств на полигоне и проведения различных испытаний. Через полтора десятилетия, в 1995 году, комплекс А-135 был официально принят на вооружение, хотя его боевое дежурство продолжалось уже несколько лет.
Постановка на вооружение нового комплекса ПРО позволила отказаться от устаревших систем, характеристики которых уже не отвечали требованиям времени. В 1995 году комплекс А-35М был снят с вооружения. Часть его объектов была демонтирована, другие изменили свое назначение. Так, некоторые радиолокационные станции из состава А-35М в течение длительного времени использовались для целеуказания средствам более нового комплекса.
По материалам сайтов:

Системы противоракетной обороны СССР – А-35, С-225, А-135. Обнаружить и уничтожить

Но при использовании боеголовки такого типа сни­жались требования к точнос­ти наведения противоракеты и от метода трех дальностей можно было отказаться. Это снижало общую стоимость системы за счет использова­ния только одного локатора наведения вместо трех.


Противоракета А-350Р в транспортно-пусковом контейнере

Конструкторы учли и недостатки системы “А”, которые проявились в ходе стрельб по баллистическим ракетам. После отделения боеголовки баллистической ракеты от последней ступени носителя к цели приближались два предмета: сама боеголовка и отработанная ступень. Операторы обычно наводили противоракету по впереди идущей отметке. А вдруг это не боеголовка? А если противник применяет еще и ложные цели? К сожалению, автоматическая селекция цели на фоне помех пока отсутствовала, а отдавать такой важный этап боя на откуп операторам, пусть даже и очень опытным, в боевой системе было нельзя. Тогда Кисунько решил стрелять сразу двумя ракетами. Каждая наводилась на свою отметку. Поэтому на одной позиции расположили два локатора наведения и один локатор сопровождения цели.

Комплекс в целом мог перехватывать до шести двойных целей, подлетающих к Москве с разных направлений.


Установка противоракеты А-350Р в шахту

По техническому заданию перехват должен был происходить на высоте 300-350 км, а для таких высот обычной зенитной ракетой от системы “А” уже не обойдешься. Проект новой ракеты предложили сразу три КБ.

КБ Лавочкина разработало ракету на основе уже готовых узлов и деталей от изделий другого назначения, в основном от ракеты комплекса “Даль”.

В КБ Грушина делали ракету под обозначением А-350 (В-1100) с прямоточным воздушно-реактивным двигателем.

В КБ Сухого инженеры подошли к проблеме с наибольшей степенью но­визны и оригинальности. Силовая ус­тановка находилась в центре тяжести ракеты. Это, по мнению проектировщи­ков, увеличивало маневренность изделия и упрощало ее стабилизацию на траекто­рии.

Комиссия, занимавшаяся отбором проектов, рекомендовала в производство ракету Лавочкина, как самый дешевый и почти готовый вариант. А-350 была за­бракована, так как ее силовая установка не удовлетворяла требованиям заатмосферного перехвата, а КБ Сухого порекомендовали заняться разработкой перс­пективных ракет.

Неизвестно по какой причине, но ре­зультаты конкурса были пересмотрены в пользу КБ Грушина. Возможно, неудача с комплексом “Даль” сильно подорвала репутацию бюро Лавочкина, а успех ком­плекса С-75 Грушина, наоборот, поднял престиж его “фирмы”. Тем не менее, Грушин опять взялся за дело.

На этот раз он предложил принципи­ально новую двухступенчатую ракету — А-350Ж. Ее первая ступень выполнялась в виде связки из четырех твердотопливных ускорителей со складывающимися стаби­лизаторами. Вторая ступень имела мар­шевый жидкостный ракетный двигатель (ЖРД), отсюда и буква “Ж” в названии.

Заложенная в систему наведения комплекса А-35 возможность перехвата цели на встречно-пересекающихся кур­сах потребовала от конструкторов новых подходов в проектировании системы уп­равления второй ступенью противора­кеты. Отмечу, что система “А” работала только на встречных курсах. Для повы­шения маневренности А-350Ж разработ­чики применили поворотное сопло мар­шевого ЖРД. А для того, чтобы жидкое топливо и окислитель не “метались” по бакам и не раскачивали ракету во вре­мя резких маневров, Грушин предложил гениально простое решение. В баках установили специальные крыльчатки, которые раскручивали жидкости. Цент­робежная сила прижимала их к стенкам баков и предотвращала появление волн. Для компенсации возникающего крутя­щего момента топливо вращалось в одну сторону, а окислитель в другую.

В качестве окислителя и топлива для ЖРД применялись высокотоксичные со­единения — азотный тетраксид и несим­метричный диметилгидразин. Они поз­воляли держать ракету в заправленном состоянии долгое время.

Для хранения и запуска А-350Ж раз­работали транспортно-пусковой контей­нер (ТПК). Он представлял собой ме­таллический гофрированный цилиндр, закрытый спереди крышкой из плотного пенопласта, который пробивался вылетающей ракетой. Перед стар­том контейнер закрепляли между двумя бетонными опорами и поворачивали на нужные углы по азиму­ту и углу места. Контейнер и пусковое устройство де­лали на заводе “Большевик” в Ленинграде.

Пусковые установки с боезапасом из двух ракет объединялись в так назы­ваемые стрельбовые узлы. А те, в свою очередь, — в стрельбовые комплек­сы. Каждый узел включал в себя четыре пусковые ус­тановки, одну РЛС сопро­вождения цели и две РЛС наведения противоракет.

Стрельбовые узлы выносились на расстояние 90 км от Москвы, образуя внешнее кольцо системы А-35. На рас­стоянии 65 км находилось внутреннее кольцо, состоящее из восьми секторных РЛС дальнего обнаружения баллистичес­ких ракет “Дунай 3”. Каждая станция за 1 секунду “просматривала” свой сектор в 45 градусов и могла обнаружить боего­ловку на дальности 1500 км. Данные о целях стекались в главный коман­дно-вычислительный центр, где автома­тически принимались соответствующие решения на запуск противоракет.

Летом 1961 года на полигоне в Сары-Шагане началось строительство объек­тов для сокращенного варианта систе­мы А-35, под условным наименованием “Алдан”. Полигонный вариант системы состоял из командно-вычислительного центра, одной станции “Дунай-3”, трех стрельбовых комплексов.

Осенью 1962 года комиссия под пред­седательством маршала П.Ф. Батицкого утвердила эскизный проект системы. За несколько месяцев до этого вышло пос­тановление Совмина и ЦК о начале про­изводства и строительства компонентов комплекса А-35 под Москвой.

7 ноября 1964 года противоракеты А-350Ж в ТПК провезли по Красной площади во время военного парада. За­падные специалисты знали о ведущихся в СССР работах, но видели противора­кеты впервые. Как бы они удивились, уз­нав, что советская система ПРО еще не создана.

Первый испытательный пуск проти­воракеты А-350Ж, укомплектованной всеми системами и новой силовой ус­тановкой, состоялся только 24 декабря 1965 года. Это был уже восьмой пуск с момента начала летных испытаний ракеты. Ракета имела следующие харак­теристики: длина — 19,8 м, максималь­ный диаметр — 2,97 м, размах складных стабилизаторов —6 м, стартовый вес — 32700 кг, дальность поражения цели — 322 км, боевая часть — ядер- ная, мощностью 3 Мт.

Комплекс “Алдан” в Сары-Шагане сдали в эксплуатацию в 1967 году.

Началась первая фаза испытаний комплекса. Она включала в себя от­работку программного обеспечения, проверку работы пусковых установок и оборудования противоракеты.

Затем начали производить пуски противоракет по условным целям, ко­торые моделировались ЭВМ в команд­но-вычислительном центре. Радиоло­катор сопровождения цели проверялся на реальных баллистических ракетах и искусственных спутниках.


Транспортно-пусковой контейнер с ракетой А-350Ж на пусковой установке

29 октября 1969 года испытатели произвели первый пуск двух ракет А-350Ж по реальной цели, в качестве которой выступала боеголовка раке­ты Р-12 и ее разгонная ступень. Этим пуском завершались испытания всего комплекса, и его официально приня­ли на вооружение. К этому моменту под Москвой закончилось строительс­тво только двух РЛС “Дунай-3” и пяти стрельбовых комплексов. Однако даль­нейшее развертывание системы А-35 оказалось под большим вопросом.

Дело в том, что в США появились баллистические ракеты Minutemen 3 с многозарядными головными частя­ми. Теперь в космосе летело уже не два объекта, а, как минимум, четыре: три боеголовки и ступень разведения. Кроме этого, ступень разведения могла манев­рировать и направлять каждую боего­ловку на свою цель. Через минуту после отделения последней боеголовки ступень разведения подрывалась и создавала на экранах РЛС сопровождения цели десят­ки, если не сотни, ложных засветок. Это был приговор системе А-35.

Подобная судьба ждала и еще одну идею Григория Васильевича — систему “Аврора”. Она предназначалась для от­ражения массированного удара двумя типами ракет. Ракета А-900 наносила расчищающий удар, отбрасывая легкие ложные цели, а вторая ракета А-351 до­бивала тяжелые боеголовки. Кисунько удалось построить только прототип радиолокационной части системы, под именем “Аргунь”. Летом 1967 года разра­ботку “Авроры” прекратили, а Кисунько, лишившийся поддержки высокопостав­ленных чиновников, был снят с должнос­ти и отправлен на пенсию.

Работы по А-35 прекращались, но вы­брасывать ее не спешили. Ведь 30 марта 1967 года под нее создали целый новый род войск — Войска особого назначения противоракетной и противокосмической обороны. Если систему списать, то чем будут заниматься тысячи специалистов в погонах?

А-35 решили принять только в опыт­ную эксплуатацию, урезав ее до четырех стрельбовых комплексов. В зависимости от времени сдачи в эксплуатацию они по­лучали названия “Енисей” или “Тобол”. Разница между ними была незначитель­ной. Все развернутые ракеты превращались в макеты боевого оружия. Вместо топлива засыпался песок или цемент, вместо боевой части ставили макеты, а служба личного состава превращалась в череду показных учений в режиме “УБ- РУПР” — запуск условных противоракет против условных боеголовок. Фактичес­ки на боевом дежурстве новые войска играли в компьютерные игры на супер­ЭВМ, руководствуясь старой поговор­кой: “Чтобы враг не скучал и солдат не дремал”. Полигонный комплекс “Алдан” стал тренировочной базой для боевых расчетов. Там проводились тренировки с реальными противоракетами.

Пока военные игрались с новой иг­рушкой, ученые продолжали попытки совершенствования системы. Следую­щий вариант модификации был принят и получил название А-35М. Его предло­жил новый главный конструктор Иван Дмитриевич Омельченко, бывший 1-й зам Кисунько. Генеральным конструк­тором ПРО Москвы назначили А. Г. Ба­систова, который не отличался большим творческим потенциалом и предлагал просто скопировать американскую сис­тему Safeguard.


Модель противоракеты дальнего действия В-825 комплекса С-225

Модернизированный комплекс по­лучил новые РЛС наведения ракет и усовершенствованные ракеты А-350Р шахтного базирования. Переделке под­верглись только два стрельбовых комп­лекса. На каждом из них установили по восемь шахт, а на технической позиции разместили боезапас из 16 противоракет. Оставшиеся два стрельбовых комплекса системы А-35 законсервировали.

Вовремя государственных испытаний “новая” система не смогла перехватить парную цель. Одна из запущенных про­тиворакет взорвалась сразу после старта. Неудачу списали на случайность, и в мае 1978 года А-35М поставили на “боевое” дежурство. В шахтах опять находились весовые макеты ракет с действующим электрооборудованием. При необходи­мости боевые ракеты могли поместить в шахты, но для этого требовалось трое суток. Таким образом, комплекс А-35М теоретически мог защитить Москву, но только от “шальной” моноблочной раке­ты, и то, если о ее появлении будет извес­тно за трое суток.


Прототип ракеты В-825 в сборочном цехе

Сложнейшая система, на которую ух­лопали многие миллионы, если не мил­лиарды рублей, превратилась в бумажого тигра, который играл роль козыря на переговорах с американцами. Система А-35М стояла на вооружении до декабря 1990 года.

С-225

Еще в мае 1961 года в КБ-1 под ру­ководством Расплетина начали разра­батывать альтернативную систему ПРО под шифром С-225. Если внимательно рассмотреть шифр системы, который на­чинается с буквы “С” (вспомните: С-25, С-75, С-125 и т.д.), то создается впечатле­ние, что это обычный зенитно-ракетный комплекс. И действительно, 225-я систе­ма создавалась как мобильный комплекс ПРО для защиты небольших объектов, с возможностью работы по самолетам.

По замыслу конструкторов эта систе­ма ПРО имела в своем составе две раке­ты. Одну для дальнего перехвата, а дру­гую для ближнего. Дальнее обнаружение целей должны были осуществлять РЛС Минца РО-1 или РО-2, расположенные в Мурманске и Риге, а для слежения за целью и управления ракетами создава­лась новая станция с подвижной фазиро­
ванной антенной решеткой. В 1965 году закончили эскизный проект системы С-225, и в Сары-Шагане началось стро­ительство ее прототипа под названием “Азов”.

Разработка ракет поручалась КБ Гру­шина. Ракета для дальнего перехвата по­лучила обозначение В-825 (изделие 5Я27). Она имела две ступени, оснащенные жидкостными ракетными двигателями. До момента отделения первой ступени ракета управлялась аэродинамическими рулями, которые раскрывались в момент выхода из контейнера.

27 июля 1967 года произвели первый испытательный пуск В-825. В 1971 году приступили к управляемым пускам. Все­го провели около 50 запусков. 29 октября 1976 года ракетой В-825 была перехваче­на реальная головная часть баллистичес­кой ракеты.

Ракета малой дальности 5Я26 также имела две ступени, но на ней исполь­зовались твердотопливные двигатели. В 1969 году двухступенчатый вариант был забракован, и разработку ракеты передали в ОКБ “Новатор”, под руководс­твом Л. В. Люльева, который предлагал одноступенчатый вариант, удивительно напоминавший американскую противо­ракету Sprint.

Ракета предназначалась для перехва­та головных частей баллистических ра­кет на высотах до 50 км. Это расстояние цель пролетала всего за 10-15 секунд, по­этому противоракета 5Я26 за несколько секунд разгонялась до скорости 4 км/с. При этом стартовое ускорение составля­ло около 300g.

Ракета имела вид острого конуса с теплозащитным покрытием. 27 ноября 1973 года состоялся первый бросковый пуск противоракеты. Во время полета корпус ракеты раскалялся, и она покры­валась слоем плазмы, которая мешала прохождению радиокоманд наведения. Только к 17-му пуску удалось подобрать оптимальное расположение приемных антенн на ее корпусе. Летные испытания 5Я26 продолжались до 1984 года. В конце программы испытаний 5Я26 перехвати­ла реальную боеголовку на высоте 40 км с промахом около 50 м. Всего провели 28 испытательных пусков.

К сожалению, дальнейшая разработ­ка С-225 была прекращена. По услови­ям советско-американского договора по ПРО, мобильная система “Азов” подле­жала сокращению. Мобильную часть ап­паратуры комплекса свалили в большой котлован и залили бетоном.

А-135

В те годы А. Г. Басистов предложил разработать новую систему ПРО, учи­тывающую особенности договора 1973 года. Так появилась система А-135. Она включала в себя части комплексов А-35М и С-225. От последнего бралась ракета ближнего перехвата 5Я26, и ей присва­ивалось обозначение ПРС-1. Благодаря этому 5Я26 испытывалась уже под дру­гим названием и считалась составляющей стационарного комплекса. Таким об­разом, она выводилась из поля действия договора по ПРО.


Обспуживание противоракеты В-925

Во время проработки архитектуры А-135 ученые признали, что комплекс по-прежнему не сможет противостоять массированной ракетной атаке. Его ос­новным назначением оставался перехват одиночных баллистических ракет.

По сравнению с А-35М новый комп­лекс подвергся существенной модерниза­ции. На нем используются новая станция слежения за целью и управления про­тиворакетами — “Дон-2Н”. Новая цент­ральная ЭВМ “Эльбрус-2” и современные системы передачи данных. РЛС “Дон-2Н” представляет собой усеченную пирами­ду с основанием 100×100м, высотой 40м, на четырех гранях которой установлены плоские антенные решетки диаметром 15 м. Мощность станции такова, что в ее лучах сгорают пролетающие птицы.

В 1971 году правительство утверди­ло проект системы А-135 под названием “Амур”. Началось строительство его по­лигонного варианта “Амур-П”.

Ракета дальнего перехвата В-925 (51Т6) шахтного базирования, использо­ванная в А-135, представляет собой мо­дернизированную ракету А-350Р, на ко­торой вместо четырех твердотопливных ускорителей установлен один, большого диаметра. Однако главные изменения коснулись системы управления.


Противоракета ближнего действия 5Я26 в Приозерске. На заднем плане ракета В-1000

Учитывая возросшие возможности систем радиоэлектронной борьбы, на В-925 используется комбинированная система наведения — радиокомандно- инерциальная. В случае, если центр перестанет выдавать команды наведе­ния, ракета продолжит полет к точке встречи с целью. Управление возьмет на себя бортовая ЭВМ, которая рассчитает траекторию на основе последних переданных на борт данных.

Работами по модернизации ракеты руководил В.Г. Светлов, руководитель КБ-2 (теперь называется “Факел”) после смерти П.Д. Грушина.

В 1978 году закончили строитель­ство полигонного варианта системы. Он состоял из РЛС “Дон-2НП”, только с одной антенной, шахтных пусковых установок ракет и командно-вычисли­тельного центра.

В 1979 году начали испытательные пуски ракеты В-925. В 1982 году при­ступили к первому этапу испытаний комплекса в целом. Он длился до 1984 года. За это время запустили восемь ракет В-925 и пять — ПРС-1. Второй этап испытаний продлился до 1987 года. В это время комплекс работал по реальным целям. Было проведено 2 пуска В-925 и пять пусков ближних перехватчиков ПРС-1.

Через два года начались приемные испытания боевого комплекса, располо­женного под Москвой. Центр системы с РЛС “Дон-2Н” и командно-имерительным пунктом расположились в г. Софрино. Пусковые шахты противоракет В-925 разместили в четырех пунктах (Сергиев Посад, Клин, Нудоль, Наро-Фоминск), по восемь пусковых в каждом пункте. Шахты для ракет ПРС-1 расставили в пяти районах по 16 ракет в каждом. Место их точной дислокации неизвестно.


РЛС “Дон-2Н” комплекса “Амур”

После принятия на вооружение в 1995 году А-135 вошла в состав 9-й ди­визии противоракетной обороны Российской Федерации.

После развала СССР 10-й полигон и Приозерск перешли под юрисдикцию Казахстана и пришли в упадок. Испы­тательные площадки растаскивались на металлолом. Кабели систем передачи данных вырывали целыми километрами. Большинство специалистов с полигона уволилось. 1-е Научное управление было сокращено со 150 до 30 человек! Мест­ные жители стали возить по объектам туристов.

Не лучше обстояли дела и на боевом комплексе. Россия лишилась основных учебных заведений, в которых готови­ли специалистов по ПРО. Это Киевское высшее инженерное радиотехническое училище ПВО и Житомирское высшее училище ПВО. Научные кадры для ПРО ковались также на Украине — в Харьков­ской радиотехнической академии.

УАЗ Patriot Монстр ›
Бортжурнал ›
Позиции системы А-35 ПРО Москвы

Вдохновившись шариком под Дубной, нашли место где он не один и направились туда… =)
Называется это все Позиции системы А-35 ПРО Москвы, советская система ПРО, предназначенная для защиты административно-промышленного района г. Москвы от ударов межконтинентальных баллистических ракет. Не просто один или два шарика, а целый многоканальный комплекс!
Ехать туда в большей части по асфальту.
Но место необычное! На территории находятся: 8 ракетных шахт системы ПРО А-35, 6 радиолокационных установок, 2 бункера для обслуживающего персонала. Смотрели отчеты людей, кто там был, но к сожалению, что видели на их фото и видео, много в реале не увидели! Но все равно место оставило свое впечатление =)
Охраны мы не встретили. А так местных видели гуляют, но не по территории.

Полный размерПодъезжаем… Полный размерВход изнутри в здание в шаром Полный размерВот такая картина внутри, разруха… Полный размерЧтобы попасть к шару пришлось пройти не один лестничный пролет… Полный размерВот он вход в шар! Есть сразу из здания, есть через крышу. Полный размерШарик изнутри. Акустика там крутая! Полный размерВидимо были какие-то установки на этих штуках =) Полный размерВход в бункер. Полный размерАуууу… Прошлись чутка Полный размерОсталось еще с тех времен Полный размерКарта состояния объекта, вот так вот! Полный размерЧто -то реально осталось с того времени =) Полный размерВид с крыши одного из шаров. Полный размерКомплексы стоят недалеко друг от друга. Полный размерШахта лифта даже в одном была! Полный размерОчень крутая лестница наверх в шар, и тут же есть лиф, ну был, осталась шахта. Полный размерНу все комплексы практически в одном состоянии и одинаковы по строению. Полный размерА тут была даже камера, и похоже там кто-то был, но мы не стучались =) Полный размерУезжаем … Полный размерВот такой вид с основного входа, но по нему не проехать. Раскопан сильно и яма.