Самый лучший танк мира

ОХРАНА.RU предлагает своим читателям познакомиться с ТОП-5 самых мощных танков мира, существующих на сегодняшний день. Прокомментировать возможности боевых машин мы попросили известного военного эксперта Дмитрия Литовкина. По его словам, любое сравнение боевой эффективности танков – дело весьма сомнительное, потому что они ни разу не сталкивались в прямом военном противостоянии. Поэтому мы решили не присваивать места в нашем рейтинге.

Дмитрий Литовкин:

«Российские конструкторы когда-то предлагали американцам провести сравнительное тестирование танков Т-90 и М1 Абрамс в ходе учебного боя. Но те категорически отказались. Дело в том, что на всех рынках, на которых присутствуют эти машины, они никогда друг с другом не встречались. Также никогда не встречался немецкий Leopard с Т-90 и другие. Скажем, «Абрамсы» сегодня есть у Ирака, а Т-90 у Сирии, но эти государства не воюют. Или еще пример: после первых боев в Заливе, когда «Абрамсы» расстреляли безэкипажные Т-76, стоящие на парковке, американцы объявили о преимуществах этих танков, но когда они дошли до Багдада, их жгли старыми РПГ-7. Поэтому рейтинги такие весьма условные, ведь прямых столкновений не было, и судить о характеристиках машин мы можем только по косвенным признакам».

M1A1 «Абрамс» (США)

Это, пожалуй, самый заслуженный танк современности: заслуженный в том смысле, что он прошел три войны и несколько этапов модернизации. Несмотря на заявленные супервозможности, «Абрамсы» имеют ряд недостатков, нейтрализующие пиар-восхищение этими гигантами. Например, обладая самым мощным в мире двигателем (заявлено 3500 л/с), М1А1 остаются очень тяжелыми и неповоротливыми. Самих американцев настолько огорчала медленно поворачивающаяся башня, что они установили сюда дополнительный двигатель, прикрыв его стандартным железом. В итоге знаменитый супертанк оказалось возможным сжечь с одного выстрела: пуля, попадая в этот дополнительный двигатель, высекает искру, которая в свою очередь воспламеняет топливный отсек, ну, и так далее. Даже если пожара удалось избежать, башня, как мы и говорили, в четыре раза теряет в скорости вращения. Кроме того, зарядка снарядов в пушку у «Абрамсов» осуществляется вручную. При этом на сегодня это достаточно массовый танк, списанные машины не уничтожаются, а разбираются, и их запчасти идут на новые образцы.

Технические характеристики:

Масса танка: 61,4 т.

Экипаж: 4 человека (командир, наводчик, заряжающий, водитель).

Броня Chobham, сталь с использованием обедненного урана.

Вооружение: 105-мм нарезная пушка М68, 120-мм гладкоствольная пушка М256, 12,7 мм пулемет, 2 пулемета M240 калибра 7,62 мм.

Скорость по шоссе: 67,72 км / ч.

Скорость по грунту: 48,3 км / ч.

Дмитрий Литовкин:

«Этот танк очень тяжелый, и двигатели на них газотурбинные, хотя сейчас вроде бы собираются переходить на дизель. В Ираке образец зарекомендовал себя не очень хорошо. Как мы знаем, оказалось, что он не выдерживает даже попадание из РПГ-7».

Т-90МС «Тагил»

Это модификация нашего самого лучшего на сегодняшний день серийного танка Т-90, который в свою очередь заменил когда-то Т-72. Здесь реализована попытка «вылечить» наши образцы от старых танковых «болезней» – слабости вооружения и малой мощности двигателей. От первой удалось избавиться полностью: в «Тагиле» отныне есть пушка, пробивающая броню любого «натовца» на расстоянии 1500 км. Кроме того, здесь новейшая электроника, система наведения огня и автоматическая зарядка оружия. А также – новые модульные пакеты для защиты от кумулятивного огня противника, пулемет над башней с дистанционным управлением. Недостатками по-прежнему остаются малая мощность «под капотом» – всего 1000 л/с, и отсутствие кругового обзора для механика-водителя. Поставили только камеру заднего вида.

К базовым плюсам Т-90 относят, что по своей вооруженности он превосходит большинство моделей в возможности поражения небронированных целей, так как его боекомплект включает осколочно-фугасные снаряды. Танк также имеет высокие показатели в поражении бронированных целей на больших дистанциях. Основным противотанковым вооружением у него служат бронебойные подкалиберные снаряды (3БM-42 и 3БM-42М) и комплекс управляемого вооружения Рефлекс-М с ракетами 9М119М и 9М119М1 которые обеспечивают поражение тех же «Абрамсов» во все участки лобовой проекции на дистанции до 5000 м.

Технические характеристики:

Масса танка: 48 т.

Экипаж: 3 человека.

Вооружение: Пушка 125-мм 2А46М-5, боекомплект — 40 выстрелов; Управляемое вооружение: 9К119М «Рефлекс-М», спаренный пулемёт 7,62-мм 6П7К (2000 патронов), зенитный пулемёт 7,62-мм 6П7К С УДП (Т05БВ-1) (800 патронов).

Максимальная скорость по шоссе: 60 км/час.

Запас хода по шоссе: 500 км.

Дмитрий Литовкин:

«Сейчас Т-90 пришелся кстати в Сирии. Вроде бы его хвалят. Но опять же нет прямых столкновений с танками других образцов. В «Тагиле» просто учтены требования военных к компоновке техники. Там штурвальное управление, стоит ГЛОНАСС, новый прицельный комплекс. То есть это такая модернизация Т-90, чтобы он просто был современным и более эффективным».

Challenger 2 (Великобритания)

Танк-старичок или долгожитель, кому как больше нравится. Производство «Челенджеров» началось еще в начале 90-х, а нынешний образец всего второе поколение. Несмотря на это, у британских танков есть ряд важных преимуществ. Например, отменная защита экипажа или нарезная пушка L30A1, которая способна точно поражать дальние цели. Это единственная нарезная пушка на танках НАТО на сегодняшний день. Танк по броневой защите и стойкости перед кумулятивными снарядами можно назвать в этом плане самым защищенным танком в мире. Он оснащен 12 цилиндровым дизельным двигателем мощностью 1200 лошадиных сил и самой современной системой прицеливания и визуального наблюдения, в том числе и ночью. Но опять же – «Челенджеры» никогда не покидали берегов Британии, и что они собой представляют в реальном бою в новых рельефах прогнозировать сложно. Кроме того, британские машины очень дорогие.

Технические характеристики:

Масса танка: 62.5 т.

Экипаж: 4 человека.

Вооружение: 120 мм гладкоствольная пушка L30, 2 пулемета калибра 7.62 мм, 10 гранатометов L8.

Скорость по шоссе: 59 км/час.

Запас хода: 450 км.

Дмитрий Литовкин:

«Ну, что можно сказать о танке, который никогда не покидал территорию Великобритании? Хотя другие британские танки «Чифтены» действительно стояли на вооружении Ирана во время ирано-иракского конфликта. Иракцы, насколько я помню, были на советских Т-62. Так вот, используя маневренность наших машин, они зашли во фланги неповоротливым британцам и расстреляли их в бортовую проекцию. Думаю, что тот же недостаток есть и у нового поколения «Челенджеров» – эти танки тяжелые и медленные».

«Леопард» 2A7 (Германия)

Один из самых старых образцов танкостроения в мире. Запущен в производство аж в 1972 году, прошел с тех пор несколько этапов модернизации. В «защите» имеет композитную трехслойную броню из стали и вольфрама. В «нападении» получил одну из лучших на сегодняшний день пушек 120-мм Rhl 120/L55. Состоит на вооружении 18 стран мира. На выставке Eurosatory 2010 немцы показали новую модификацию «Леопарда» – 2А7+, адаптированную для боев в городской черте. На новых образцах изменилось очень многое – от корпуса до безопасности экипажа. Появилась дополнительная защита от кумулятивных снарядов, круговой обзор для всех членов экипажа с тепловизорами для ночного наблюдения. Таким образом, основной боевой «Леопард-2» уже много лет остаётся одним из лучших и заслуженно пользуется спросом на военных рынках. Повоевать он успел совсем немного: в Афганистане в 2007 году несколько таких машин подорвались на самодельных взрывных устройствах, все экипажи остались в живых за исключением одного механика-водителя.

Технические характеристики:

Вес танка: 67 500 кг.

Экипаж: 4 человека.

Вооружение: 120 мм гладкоствольное орудие L55, 12.7 мм пулемет, 40 мм гранатомет, 7.62 мм пулемет.

Скорость: 72 км/час.

Запас хода: 450 км.

Дмитрий Литовкин:

«Да, считается, что сейчас это один из лучших танков в мире. Но опять же не проверенный в боях. К этому моменту у нас «повоевали» только «Абрамсы», Т-62 и Т-72, сейчас вот Т-90. Поэтому и «Леопард» можно оценить только по основным характеристикам».

«Меркава» (Израиль)

Был создан, после того, как Великобритания в 1970 году отказалась поставить партию своих танков Израилю, чем несказанно огорошила его правительство. Танк пережил четыре модернизации, но следующим образцом, судя по сообщениям СМИ, станет принципиально новая машина с лазерной пушкой, а испытания начнутся уже в 2020 году. А пока «Меркава» отличается от собратьев оригинальной конструкцией: двигатель находится спереди, исключая возможность поражения экипажа фронтальным огнем. Там же есть спасательные люки, через которые экипаж может покинуть машину во время обстрела противником. На танке стоит дизельный двигатель мощностью 1500 л/с. В 2006 году танки Merkava Mk. 4 засветились в Ливанской войне. Ходе боев с боевиками «Хезболлы», использовавших в массовом порядке противотанковые управляемые ракеты, было подбито 6 машин, и 2 танка безвозвратно. Один от огня из ПТУР «Корнета-Э», другой — от подрыва на фугасе примерной мощностью 300 -350 кг тротила.

Технические характеристики:

Масса танка: 65 т.

Экипаж: 4 человека (командир, водитель, наводчик, заряжающий).

Вооружение: 120-мм MG253 гладкоствольная пушка, 1х12,7 мм пулемет, 2×7,62 мм пулемета, 1×60 мм гранатомет, 12 дымовых гранат.

Двигатель 1500 л.с. дизельный двигатель с турбонадувом.

Скорость 64 км / час по шоссе.

Запас хода: 500 км.

«Армата» Т-14 (Россия)

Новый российский танк Т-14 или «Армата» стоит особняком от всей этой вышеперечисленной заслуженной техники. Потому что именно в Т-14 устранены все недостатки и воплощены все мечты танкостроения этого века.

Нужно максимально защитить экипаж? Пожалуйста! На «Армате» стоит необитаемая башня, то есть три члена экипажа находятся в особо защищенной отдельной капсуле, которая располагается внутри платформы машины. Управление орудиями танка ведется дистанционно.

Всегда мечтали вооружить танк, чтобы ни одна зараза…? Легко! Гладкоствольная 125-милиметровая пушка у Т-14 палит не только стандартными снарядами, но и управляемыми ракетами «земля–земля» и «земля-воздух». При этом боекомплект спрятан в отдельном модуле, что исключает его детонацию при попадании снаряда.

Не хватало «начинки»? Устраивайтесь поудобней! Благодаря новейшим электронным системам, «Армата» сама собирает и анализирует информацию, наблюдает любые движения вокруг в любую погоду и время суток. Кроме того, Т-14 первый в истории танк, который автоматически сам себя защищает. Система активной защиты «Афганит» засекает и уничтожает все снаряды и ракеты на подлете к «Армате» в радиусе 20 метров.

Нужен был легкий и маневренный танк? Дайте нам хай-вей! «Армата» на 20-30 тонн легче всех существующих образцов при таком же мощном двигателе – 1500 л/с. Т-14 ездит с ветерком на скорости 80-90 км/ч.

Остается добавить, что серийное производство «Арматы» начнется уже в этом году, а к 2020-му Минобороны планирует поставить на вооружение 2300 машин! Они полностью заменят все старые советские танки, которые все еще служат интересам страны.

Дмитрий Литовкин:

«Таким образом, в мире существует 5 (можно расширить список до 10) самых известных и могущественных танков, но объективно оценить их фактическую боевую мощь не представляется возможным. После сражения под Прохоровкой в 1943 году, в мире больше не было прямых танковых столкновений. А все на свои места ставит именно война, поэтому наш Т-34 до сих пор считается лучшей машиной Второй мировой».

>Немецкие танки и бронетехника

Появление немецких танков

История танкостроения в Германии началась с обхода Версальского мирного договора 1919 года, согласно которому, страна не могла создавать боевые машины. Втайне от всего мира предприятия Daimler-Benz, Krupp и Rheinmetall создавали лёгкие и средние танки.

Приход Гитлера к власти дал огромный толчок танковой промышленности Германии, а в июле 1934 года началось серийное производство лёгкого танка Pz. Kpfw. I Ausf. A. Он не был удачным из-за слабых вооружения и брони, зато послужил толчком к созданию бронетанковых войск Третьего Рейха – Panzerwaffe.

Названия немецких танков Второй мировой войны

Стоит остановиться на длинных и непонятных названиях боевых машины. В немецком языке принято объединять слова в одно длинное, таким образом слова panzer kampf wagen (бронированная боевая машина) складывались в одно, после чего сокращались до Pz. Kpfw. в названии танка. Далее следовал номер модели в виде римской цифры, а за ним – модификация.

Предсерийные образцы назывались Volkettenkraftfahrzeug (гусеничная машина). Название сокращалось, после чего к нему дописывалась ожидаемая масса в тоннах и номер прототипа, например, VK 7201.

Немецкие танки Второй мировой войны

Первое время войны Panzerwaffe состояли из около 3200 лёгких Pz.Kpfw. I, Pz.Kpfw. II и средних Pz.Kpfw. III, Pz.Kpfw. IV. Соответствуя стратегии молниеносной войны, эти танки создавались с расчётом на высокую скорость, жертвуя защитой и огневой мощью.

Бои в Западной Европе и Польше показали, что огневой мощи 37-75мм короткоствольных пушек не хватает, а столкновения с армией СССР окончательно сменили вектор развития немецких танков.

В 1942 году в Panzerwaffe появился новый немецкий танк Тигр PzKpfw VI, предназначенный для истребления вражеских танков. Позже добавились Пантера PzKpfw V и Королевский Тигр VI PzKpfw Ausf. B.

Эти грозные машины отличались прочной лобовой бронёй и мощнейшими длинноствольными пушками, с лёгкостью поражающими любые бронированные цели. Впрочем, существенные недостатки вроде низкой подвижности, плохой проходимости и надёжности не позволили им стать ультимативным оружием Вермахта.

Отличительными чертами немецких танков Второй мировой войны стали:

  • Прочная лобовая броня, высокая масса и низкая подвижность
  • Мощные длинноствольные орудия с отличными системами наблюдения и наведения
  • Четырёхтактные бензиновые двигатели
  • Ходовая часть с шахматным расположением катков, отличающаяся низкой надёжностью и трудоёмким ремонтом

Также известно несколько интересных экспериментальных разработок, например, сверхтяжелые танки Маус, Е-100 и Крыса, последний из которых даже частично не был воплощён в металле, но потрясает своими размерами.

Послевоенные немецкие танки

В 1965 году появился Леопард 1, оказавшийся надёжной и удачной машиной. При создании упор был сделан на высокую эффективность вооружения, комфортные условия работы экипажа и высокую подвижность. При этом пожертвовали броне защитой.

Танк оказался настолько удачен, что стоял на вооружении Бундесвера (вооружённых сил Федеративной Республики Германия) до 2010 года.

Интересным проектом стал МВТ 70/KPz 70, разрабатываемый совместно с США. Оригинальная комповка, 152 мм орудие, способное запускать ракеты, автомат заряжания и активная подвеска.

Были и более интересные проекты, например, VT1-1 и VT1-2 с двухпушечными казематными башнями или KPz 90 с плоской башней, созданный на базе Леопарада 2.

Современные немецкие танки

В 1972 году появился родоначальник одного из лучших танков современности – Леопард 2, оснащённый 105 мм пушкой. В 1979 году в производстве оказался серийный Леопард-2, стоящий на вооружении многих стран сегодня.

В наше время на вооружении немецкой армии стоят современные танки Леопард-2А4 и 2А5, для которых предусмотрена возможность модернизации до уровня 2А6 и 2А7+.

Семь лучших танков современности

Западным журналистам вслед за политиками не дает покоя мысль, что Россия смогла создать танки, превосходящие по качеству западные аналоги. Так, журнал Forbes в довольно-таки объемной статье провел сравнение между основными массовыми танками России, Германии, США, КНР и Франции, соответственно критической оценке подверглись следующие образцы: Т90, Leopard-2, M1A2 SEP V2 Abrams, MBT-2000 и AMX-56 Leclerc. Добавим в этот список справедливости ради еще и британский танк Challenger 2 и сравним эти шесть образцов с целью определить истинного лидера. Принцип оценки сведем к самому простому: сравним технические характеристики машин, систем защиты и вооружения, стоимость их производства, эффективность боевого использования, спрос на мировом рынке вооружений, по совокупности этих данных можно определить лучшую машину. В этот список, пожалуй, также стоит внести израильский танк ошлбд (Меркава).


Конечно, можно было бы рассмотреть другие отменные образцы танкостроения, как, например, японский основной танк «Тип-10» или южнокорейский основной танк К2 «Черная пантера», но, учитывая их относительно малое производство и отсутствие примеров боевого применения, пока откажемся от рассмотрения этих кандидатур в рейтинге на звание лучшего танка в мире. Российский танк Т14 «Армата» пока нет смысла рассматривать, поскольку этот образец еще не принят на вооружение.
ABRAMS И Т90
Западные СМИ практически в унисон воспевают достоинства американского танка M1A2 SEP V2 Abrams, называя его вершиной технического совершенства в мировом танкостроении, ну что ж, пусть эти дифирамбы останутся на их совести, перейдем к фактам. Прежде всего стоит отметить, что этот танк является старой разработкой (серийное производство началось 28 февраля 1980 года), которая множество раз подвергалась модернизации. Но в целом машина себя неплохо зарекомендовала. Она оснащена 1500 сильным газотурбинным двигателем AVCO Lycoming AGT-1500, при боевом весе 64 тонны эта машина может развивать максимальную скорость по подготовленному пути до 67 км в час, по слабопересеченной местности до 30 км/ч при запасе хода 426 км. Удельная мощность – 23,8 л.с. на тонну. Танк хорошо защищен, толщина лобовой брони у него 650 мм, кроме собственной композитной брони, он защищен дополнительными панелями и имеет активную и динамическую защиту. Машина оснащена панорамным прицелом, тепловизором, лазерным дальномером, системой глобального позиционирования, управления и связи, жидкокристаллические цветные дисплеи (на которых отображается вся необходимая информация в цифровом и графическом видах) большого разрешения позволяют командиру видеть картину боя. Дальномер способен определять дистанцию до цели, подлежащей поражению, почти до 5 км, основной прицел оснащен стабилизатором.
Танк вооружен 120 мм гладкоствольной пушкой М256 (лицензионный вариант Rheinmetall Rh-120 производства Германии), пулеметами: одним – 12,7 мм M2HB и двумя M240 калибра 7,62 мм. В боекомплект 120 мм пушки танка, кроме других боеприпасов, входит подкалиберный снаряд M829A3 с сердечником из обедненного урана, максимальная дальность его эффективного использования составляет 4,4 тыс. м, на дистанции 2 км он пробивает 720 мм броню. Заряжается орудие вручную, экипаж танка – четыре человека. Этот танк западные эксперты явно перехвалили. В Ираке в текущей войне джихадисты умудрялись подбивать «Абрамсы» из РПГ-7, а это уже смешно. Плохо вооруженные йеменские партизаны – хуситы и те умудрились уничтожить порядка 20 танков Abrams.
Чем же на все вышеперечисленное может ответить российский основной танк Т90, рассмотрим его модификации Т90СМ и Т90АМ. Машина оснащена V-образным 12-цилиндровым дизельным танковым двигателем жидкостного охлаждения с турбонаддувом В-92С2Ф мощностью 1130 л.с. При боевом весе 48 т танк способен развивать скорость 65–70 км/ч по подготовленной трассе и до 45–50 км/ч по пересеченной местности. Отношение веса танка к мощности двигателя 24 л.с. на тонну т.е. лучше, чем у M1A2 SEP V2 Abrams. Давление гусениц на единицу поверхности у Т90АМ на 10% ниже, чем у американского танка, соответственно проходимость русской машины – выше.
Танк оснащен панорамным прицелом, тепловизором, современными системами управления, навигации, внутренней и наружной связи, наблюдения. В распоряжении командира экипажа СУО «Калина» с интегрированной боевой информационно-управляющей системой тактического звена жидкокристаллический цветной дисплей высокого разрешения (на него выводится вся необходимая для командира информация) позволяет наблюдать за боевой обстановкой. Прицельная дальность стрельбы ОФЗ снарядами до 10 км. Управляемые боеприпасы позволяют поражать цели на дистанции до 5 км, ПТУРы надежно поражают противника на расстоянии до 3 км.
Эта боевая машина великолепно защищена. Толщина композитной брони в лобовой части корпуса 750 мм, башни – 950 мм. Боезапас танка размещен в отдельном модуле, что значительно повышает степень выживаемости экипажа при попадании в него снаряда и подрыве всего боезапаса. Кроме собственной брони танк имеет дополнительные экраны, активную и динамическую системы защиты. Современный модульный комплекс динамической защиты третьего поколения «Реликт» не по зубам хваленому американскому снаряду с урановым сердечником M829A3, поэтому янки в срочном порядке ищут новое решение.
Вооружение танка Т90АМ тоже внушительное: гладкоствольная 125 мм пушка 2А46М-5 с автоматическим заряжанием и спаренный с ней 7,62 мм пулемет ПКТМ, а также 7,62 мм зенитная установка УДП Т05БВ-1. Экипаж танка – три человека (заряжающего – нет). Т-90 продемонстрировал исключительную надежность в текущих войнах в Ираке и Сирии.
АМЕРИКАНЕЦ ПРОТИВ РУССКОГО
Поскольку эти танки на поле боя пока не встречались, попробуем аналитически оценить шансы на победу каждого. Бесспорно, у танков Abrams богатый послужной список и они неплохо проявили себя в 1991 и в 2003 годах в войнах США против Ирака. И в том и в другом случае танковые войска Саддама Хусейна были укомплектованы и советскими боевыми машинами немодернизированных Т-55, Т-64, Т-72. К тому же Ирак в то время не получал ни расходные материалы, ни запчасти, ни боеприпасы из России, а основным фактором ненадежности были иракские экипажи, главным образом из-за этого американцам не было сложно воевать практически без потерь с танками Саддама Хусейна. То есть этот боевой опыт не говорит ни о чем, янки ни разу не встречались в бою с российскими экипажами и современными российскими танками. Более того, надо учесть, что Abrams воевал только в теплом климате, на плоской очень слабо пересеченной равнинной местности. Специалисты считают, что в климатических и рельефных условиях России, особенно в зимнее время, эта «чудо-машина» скорее всего воевать вообще не сможет. Немцам уже приходилось любоваться своими намертво вставшими машинами в морозные дни в битве под Москвой в декабре 1941 – январе 1942 годов. Потом, уже технические параметры Т-90АМ не оставляют танку Abrams никаких шансов, причем как в модификации M1A2 SEP V2, так и в модификации M1A2 SEP V3. А главная победоносная сила в бою – это российский солдат, российские танковые экипажи, которые уверенно демонстрируют высокую боевую выучку. На подходе новый российский танк Т14 «Армата», который по всем характеристикам оставляет Abrams далеко позади. Пентагон уже забил тревогу и жестко ставит вопрос перед Сенатом о финансировании нового танкового проекта. Если даже им удастся уговорить сенаторов, все равно Америка будет отставать в танковой гонке как минимум на корпус. Пентагон отстает от российского военного ведомства и в оперативном искусстве, стоит заметить, что американцы не имеют исторического боевого опыта массовых танковых сражений, да и опыта ведения «больших» войн тоже.

Можно принять во внимание и тот факт, что в наши дни танки Abrams в Ираке и Йемене демонстрируют себя не лучшим образом. Но в данном случае есть два нюанса, во-первых – это машины старые, во-вторых – ими управляют «безрукие» арабские экипажи.
LEOPARD 2
Немецкий шедевр современного танкостроения Leopard 2 – хороший, добротный танк, но воевать на нем из-за его большого веса на российском рельефе будет очень сложно, разве что только вдоль дорог. Похоже, памятуя о своем ошеломляющем поражении на полях боя во Второй мировой войне на Востоке, немцы даже во сне не рассматривают для себя Россию как возможный театр боевых действий (ТВД). В сирийской текущей войне Leopard 2 был использован турецкими войсками в ходе операции «Щит Евфрата», надо признать, он повел себя в боевой обстановке не совсем удачно и в целом получил негативную оценку экспертов. Опять же здесь надо сделать оговорку, в Сирии на этих танках воевали турецкие экипажи, возможно, немцы в тех же условиях смогли бы реабилитировать свой Leopard 2. В действительности Германия является непревзойденным лидером в машиностроении. Пусть этому проекту уже более 40 лет, но в модернизированном виде Leopard 2 выглядит весьма внушительно. Вес машины в полном боевом снаряжении доходит почти до 70 т, броня мультикомпонентная, используются дополнительные защитные экраны, а также системы динамической защиты. Танк оснащен противопожарной автоматической системой. У него – 12-цилиндровый дизельный V-образный двигатель с двойным турбонаддувом MTU MB 873 Ka-501 мощностью 1,479 л.с. или MTU MT883 мощностью 1,650 л.с. Максимальная скорость этой машины на подготовленных трассах 68 км/час, по слабопересеченной местности 30 км/час. Максимальный запас хода – 320 км. Но в условиях российского бездорожья этот монстр может встать намертво, особенно в лютые холода российских зим.
Вооружение Leopard 2 – гладкоствольная 120 мм пушка Rheinmetall L55 (заряжается вручную) и два 7,62 мм пулемета MG3A1. Противотанковый снаряд DM-53 с боевой частью в виде вольфрамового сердечника способен пробивать 750 мм броню на дистанции 2 км, ПТРК LAHAT израильского производства, входящая в штатный боезапас танка? поражает цели на дальности до 6 км. Leopard-2 оснащен немецкой системой управления огнем EMES 15, панорамным прицелом, лазерным дальномером, тепловизором и прочим оборудованием, включая современные приборы связи навигации и наблюдения. Экипаж машины – 4 человека. Для Западноевропейского ТВД танк – идеальный.
Опять же этому танку явно не стоит встречаться на поле боя с Т90АМ, у «Леопарда» мало шансов выйти из этой схватки победителем, а его хваленая защита бессильна против современных российских противотанковых средств.
MBT-2000 И AMX-56 LECLERC
Основной китайский танк MBT-2000 вполне заслуженно считается удовлетворительным образцом в сравнительной таблице мирового танкостроения. Его технические возможности, пожалуй, надо сравнивать с Т-72Б, а Т90АМ, он уступает по всем параметрам. MBT-2000 хотя и является самым массовым танком в Народно-освободительной армии Китая (НОАК), но изначально создавался для захвата мирового танкового рынка. Этот образец по лицензии производится Пакистаном под наименованием Al-Khalid. Машина не имеет пока широко известной боевой истории, как, впрочем, и китайская армия не имеет исторического опыта ведения массовых танковых сражений. Неизвестно, как поведут себя эти машины в условиях сибирских морозов. В настоящее время на вооружение НОАК поступают новые танки MBT-3000 (VT-4), впрочем, и эта модель в перспективе ориентирована на международный рынок. По заявленным техническим характеристикам она сравнима с Т90АМ, но, что эта машина сможет продемонстрировать на поле боя, остается только догадываться. Нет полной уверенности, что командование НОАК вообще не рассматривает танки как эффективную силу для современных и будущих войн. В отличие от российских и немецких танкостроителей, которые все комплектующие производят сами, китайцы многие части боевых машин поставляют из-за рубежа, основные компоненты закупаются во Франции.
Танк AMX-56 Leclerc – очередное доказательство амбициозности французов. Они вполне могли бы обойтись, как и другие страны континентальной западной Европы, немецкими монстрами Leopard 2 или американскими Abrams. Но нет, Париж во всем идет своей дорогой, несмотря на финансовые затраты. Эта машина серийно производилась в течение 15 лет начиная с 1992 года, в настоящее время 406 танков находятся в собственности армии Франции, а 388 – на вооружении военных ОАЭ. Вес машины достигает 54,6 т. Ее 8-цилиндровый V-образный дизельный двигатель мощностью в 1500 л.с. позволяет разогнаться танку до 71 км/ч на подготовленной трассе и до 40 км/ч на слабопересеченной местности и обеспечивает запас хода 550 км. Сразу замечу, что и этот танк в российских условиях не испытывался и, берусь предположить, он здесь не проявит себя, также как и другие иностранные образцы.
AMX-56 защищен композитной многослойной броней модульного типа, конструкция танка исполнена так, что наклонная лобовая броня встретит ПТ снаряд при прямом попадании толщиной в 700 мм. Динамической защиты у этого «Леклерка» нет, французы уповают на конструкцию своей брони. Система связи, управления, наблюдения и прицеливания объединены в единую систему, танк буквально напичкан электроникой, здесь ее полный набор, включая центральный компьютер, СУО танка интегрирована в ИУС. Эта машина отличается комфортом для экипажа.
Вооружение AMX-56 – гладкоствольное орудие CN-120-26, которое имеет два стабилизатора, в распоряжении экипажа тепловизор, дальномер, комбинированный прицел наводчика и панорамный командирский прицел. Пушка танка AMX-56 оснащена автоматом заряжания. ТТХ этого орудия сопоставимы с характеристиками немецкой гладкоствольной танковой пушки Rh 120, боеприпасы пушек танков Abrams и Leopard подходят для французского танкового орудия CN-120-26. Дополнительное вооружение «Леклерка» – пулеметы: M2HB-QBC калибра 12,7 мм и F1 калибра 7,62 мм. Экипаж AMX-56 Leclerc – три человека. Танк неплохой, он хорошо себя зарекомендовал в боевых действиях в Йемене, но опять же для войны в условиях российских климата и ландшафта вряд ли подходит.
«МЕРКАВА» И CHALLENGER 2
Израильский танк «Меркава» еще десять лет назад считался чуть ли не одним из лучших в мире, сейчас его оценивают гораздо скромнее. Несмотря на то что танк очень тяжелый, вес его достигает 70 т, броня «Меркавы», чья толщина эквивалента 750 мм, не эффективна, против современных бронебойно-подкалиберных снарядов она не устоит. В качестве активной защиты используется КАЗ Меиль Руах («Воздушный плащ»). В бою эти машины показывают себя не с лучшей стороны, здесь сказывается и плохая выучка израильских танкистов, но главным образом дело в технических недочетах самих танков. Известно, что российский ПТРК «Корнет» наводит ужас на израильских танкистов. «Меркава» производится по принципу с мира по нитке: 28% комплектующих – иностранного производства. Модификация «Меркава-4» имеет 1500-сильный дизельный двигатель, которой позволяет ей разогнаться на подготовленной трассе до 60 км/ч, на слабопересеченной местности до 30 км/ч, запас хода – до 500 км. Танк вооружен 120 мм гладкоствольной пушкой MG253 и двумя пулеметами 7,62 мм FN MAG, некоторые образцы вооружены пулеметом 12,7 ммM2HB и мортирой. Экипаж машины – 4 человека. В боезапас танка входит ПТУР LAHAT. СУО практически копирует таковую танка Abrams, в распоряжении наводчика прицел с тепловизором и автосопровождением цели, у командира панорамный прицел с теми же функциями, вдобавок есть резервные оптические и ИК-прицелы.

Британский танк Challenger 2 давно и надежно заработал себе плохую репутацию. Но все же, по мнению западных экспертов, он остается одним из лучших бронемашин в мире. Машина тяжелая, ее боевой вес составляет 62,5 т. Броня комбинированная противоснарядная, имеется динамическая защита. Цифровая система управления огнем включает в себя 32-битный процессор и шину данных Mil Std 1553. Комбинированный стабилизированный прицел наводчика разработан фирмой «Барр энд Струд» в кооперации с французской SAGEM, используется также телескопический прицел NANOQUEST L30. У командира установлен стабилизированный панорамный перископический прицел SFIM тепловизор TOGS-2. Система управления оружием построена вокруг БЦВМ канадской фирмы CDC, представляющей собой модернизированный компьютер танка М1А1 «Абрамс». Машина оснащена 12-цилиндровым V-образным дизельным двигателем с турбонаддувом мощностью 1200 л.с., развивает скорость на подготовленной трассе 56 км/ч, на слабопересеченной местности – 25–30 км/ч, запас хода – 400 км. 120 мм нарезная пушка L30Е4 (L11А5); два 7,62 мм пулемета. Экипаж танка– 4 человека. Всего выпущено 400 танков Challenger 2. Еще в ходе иракской войны 1991 года эти танки показали свою ненадежность в бою.
МИРОВОЙ ТАНКОВЫЙ РЫНОК
Многие военные эксперты считают, что танки в ближайшем будущем выйдут из боевого применения, их уничтожат высокоточное оружие, современные и перспективные ПТС, так же как в свое время пулеметы и сами танки уничтожили конницу. Однако пока еще не одна армия мира списывать со счетов танки не собирается. Напротив, продажа танков на мировом рынке вооружений для некоторых стран оказывается прибыльной.
По мнению журнала Forbes, бесспорным коммерческим лидером двух первых декад XXI века является российский танк Т90МС, который, кстати, занимает важную нишу в экспорте вооружений РФ.
Сейчас у производителя этих танков два новых контракта на поставку за рубеж: первую партию из 73 машин получит Ирак, еще 64 единицы техники этого типа поставит на вооружение Вьетнам. В ближайшем будущем планируется подписать контракт на поставку 146 танков Т-90МС в Кувейт, а также развернуть сборочное производство в Египте. Всего с учетом поставок боеприпасов, расходных материалов, запчастей и прочего продажи принесут российским танкостроителям не менее 400–500 млн долл. дохода. Всего произведено более 2100 танков Т-90 разных модификаций, из них более 1500 отправлено на экспорт. По существующим контрактам в ближайшие годы будет продано за рубеж еще более 1 тыс. новых танков. Ожидается увеличение портфеля заказов до 1600 танков и более.
Сейчас Т-90 стоит на вооружении армий 38 разных стран, это лучший результат по продажам в мире. Мало того что у этого танка низкая себестоимость, а следовательно, и конечная цена (118 млн руб.), он практически по всем показателям переигрывает конкурентов по качеству.
Немецкий танк Leopard 2 многими считается лучшим в мире, как мы видим, это утверждение далеко от истины. Эта машина поставлялась в 21 страну мира, в основном в Северную и Западную Европу, а также в Турцию. Последняя очень неудачно использовала их в Сирии в ходе проведения операции «Щит Евфрата».
Leopard 2A6 стоит 6,79 млн долл., а Leopard 2 A7+ больше 10 млн долл. Всего было произведено более 3200 Leopard 2 разных модификаций, из них 300 единиц находится на вооружении Бундесвера, остальное ушло за рубеж. Производство этого танка остановлено и его экспорт тоже. В списке продаж на второе место в мировом рейтинге претендует китайский основной танк MBT-2000. При стоимости 4,7 млн долл. за единицу Поднебесная продала свои машины Марокко (150 ед.), Мьянме (150 ед.), Шри-Ланке (22 ед.), Бангладешу (44 ед.). Пакистану было поставлено 415 танков и там же построен сборочный завод, где выпускается тот же танк под наименованием Al-Khalid.
Стоимость одного M1A2 SEP Abrams тоже очень кусается: она варьируется, но в основном составляет примерно 8,6 млн долл., поэтому покупатели не стремятся приобрести новый танк в полной технической комплектации. На экспорт идут более простые по оснащению старые образцы, которые берутся с хранения, подвергаются капитальному ремонту, главным образом замене подлежат двигатели, пушка и СУО. К примеру, Египет приобрел более 1200 танков M1A1 Abrams. На вооружении этот танк состоит в армиях шести стран (кроме США). Всего американским военпромом продано за рубеж 2217 танков M1, из них около 750 в улучшенной комплектации M1A2. Перспектив в освоении мирового рынка у этого танка нет. К тому же в настоящее время в США производится всего 12 машин этого типа в год.
Франция начала серийное производство AMX-56 Leclerc в 1990 году. С тех пор 406 танков получила французская армия, а экспортировать удалось лишь 388 машин, тех же британских танков Challenger 2 при стоимости 8,6 млн долл. за единицу было продано за рубеж всего 38 штук. Что касается танков Leclerc, единственным покупателем чуда французского танкостроения оказались Объединенные Арабские Эмираты. Стоимость одного французского танка немалая – 9,3 млн евро. «Меркава» оценивается производителем в 6 млн долл., но здесь все проще, этот танк из-за его технических недочетов никто, кроме Сингапура, покупать не хочет, последний подписал контракт всего на 50 машин.

Американские танки: обзор моделей, фото с описанием, характеристики

Если спросить у несведущего человека, какие он знает модели танков американского производства, то наверняка можно услышать в ответ: М103 и «Абрамс». Первую модель часто сравнивали с советским тяжелым танком Т10. По этой причине М103 нередко упоминался в специальной литературе. «Абрамс», как утверждают эксперты, является самым лучшим американским танком. Тем не менее за всю историю танкостроения американскими оружейниками было выпущено немало образцов бронетехники.

Танки, появившийся в Первую мировую, не оставили равнодушными конструкторов и военных США. Уже к 1920 году был готов первый американский танк. Военными инженерами велись работы в нескольких направлениях: проектировались легкие, среднетяжелые и тяжелые модели боевой бронетехники. Информацию об устройстве и технических характеристиках некоторых моделей американских танков вы найдете в статье.

М3 «Стюарт»

Представляет собой американский легкий танк, созданный в 1940 г. Базой для него послужили «кавалерийский» М1 и легкий М2А4. Местом для силового отделения стала задняя часть корпуса, средняя – для боевого и управленческого отделений, носовая – для трансмиссии и ведущих колес. Ходовая часть представлена четырьмя малыми попарно сблокированными опорными катками и подрессоренными направляющими колесами. Для изготовления корпуса и башни использовалась катанная листовая броня. Сборка осуществлялась путем сваривания с применением специальных заклепок. Танк вооружили 37-миллиметровой пушкой, которая работала в паре с пулеметом калибра 7,62 мм.

Кроме того, в данном танке использовались три 7,62-миллиметровых пулемета, местом для установки которых стала носовая часть бронетехники. Два пулемета были расположены у бортовых отсеков, один – возле водителя. Для управления стрельбой из основного танкового орудия и спаренного с ним пулемета М3 «Стюарт» оборудовали телескопическим прицелом и механическими устройствами для наведения оружия на цель.

Данный американский танк являлся базовым. На его основе были спроектированы М3А1 и М3А3. Новые модификации были с круглыми башнями, командирская башенка отсутствовала. В устройстве этих танков имелись специальные системы, задача которых – стабилизировать пушку по вертикали. М3А3 выпускался с 1942 года. В отличие от аналога, три носовые пулемета разработчики решили убрать. Однако позже один оставили в распоряжении водителя танка. Сборка бронетехники осуществлялась исключительно методом сваривания. Данные американские танки Второй мировой войны использовались разведывательными подразделениями. В 1943 г. на смену М3 пришел танк М5. Численность выпущенных американских танков серии М3 «Стюарт» составила 13,5 тыс. единиц.

ТТХ

  • Танк с боевой массой 12,1 т.
  • Общая длина – 444,5 см, ширина – 246,5 см, высота – 249 см.
  • Экипаж состоял из 4 человек.
  • Танк комплектовался снарядами численностью 103 шт. и патронами – 14 тыс. шт.
  • Толщина брони в лобовой части – 4,3 см, башни – 3,8 см.
  • Танк оснастили дизельным двигателем «Гиберсон Т1020М» мощностью 220 лошадиных сил.
  • «Стюарт» двигался с максимальной скоростью 57 км/ч.
  • Показатель запаса хода – 110 км.

«Стюарт» М5

Как утверждают специалисты, в годы Второй мировой наблюдалось интенсивное развитие американских танков. В 1943 г. М3 был заменен на М5 «Стюарт». Как и в предыдущей модели, новый легкий американский танк оборудовали 37-миллиметровым основным орудием и спаренным с ним пулеметом калибра 7,62 мм. В носовой части вместо трех решили установить два пулемета (7,62 мм): один в лобовой части, второй вмонтировали на башню. Он использовался как зенитное орудие.

В новом американском танке, как и в его предшественнике, имелся стабилизатор пушки. Для М5 предусматривалась новая силовая установка, которая была представлена двумя V-образными карбюраторными двигателями с жидкостным охлаждением. Изменения коснулись также конструкции корпуса: лобовой лист наклонили под большим углом, а толщину его брони увеличили. Корма также имела несколько измененную конфигурацию. Новый танк имел более удлиненную башню. Оснащалась она не призменными, как в М3, а перископическими приборами наблюдения. Промышленность Соединенных Штатов выпускала модификацию М5А1, в которой имелись специальные защищающие гусеницы экраны. В башне М5А1 устанавливалась радиостанция. Легкие танки М5 производились до 1944 г. В течение года было выпущено 6810 единиц.

М22 «Локаст»

Данный американский танк разработали в 1944 г. Базой для него стали агрегаты и запчасти легких М3. М22 имеет неизменную компоновку: передняя часть корпуса стала местом размещения управленческого отделения, трансмиссии и ведущих колес, средняя – боевого отделения, корма – силовой установки. Агрегат представлен 6-цилиндровым карбюраторным двигателем, в котором предусмотрено горизонтальное расположение цилиндров. За счет такой конструктивной особенности высота корпуса танка значительно уменьшена. В отличие от М3, башня в М22 меньше. В качестве основного орудия в «Локаст» использовалась 37-миллиметровая пушка.

Ходовая М22 представлена четырьмя малыми попарно сблокированными опорными катками. Для направляющих колес был предусмотрен больший диаметр. Они подпружинивались амортизатором и являлись несущими. М22 был с резинометаллической гусеницей с цевочным зацеплением. При необходимости осуществить транспортировку танка по воздуху башню можно было демонтировать. Она укладывалась в фюзеляже самолета.

Во Вторую мировую американские танки М22 использовались воздушно-десантными соединениям. А именно отдельным авиадесантным батальоном и танковыми ротами. По этой причине М22 «Локаст» еще называли «авиадесантным танком». Американской промышленностью всего было выпущено 800 единиц.

Характеристики

  • М22 «Локаст» с боевой массой 7,2 т.
  • Длина танка – 394 см, ширина – 203 см, высота – 174 см.
  • В экипаже 3 человека.
  • Вооружен одной пушкой М6 калибра 37 мм и одним 7,62-миллиметровым пулеметом.
  • Боевой комплект представлен снарядами (50 шт.) и патронами (2,500 шт.).
  • Толщина лобовой брони – 2,54 см, башенной – 3,8 см.
  • Танк оборудован двигателем «Лайкоминг 435-Т» мощностью 162 л. с.
  • В час М22 преодолевал 64 км.
  • «Локаст» имел запас хода 215 км.

М24 «Чаффи»

Выпуск данной модели легкого танка был налажен в 1944 году. Во Вторую мировую американские танки М24 использовались разведывательными подразделениями, а именно пехотными и бронетанковыми дивизиями, а также воздушно-десантными войсками. Несмотря на то что в производстве данной модели конструкторы воспользовались отдельными агрегатами из М3 и М5 (коробкой передач и гидромуфтой), М24 от своих предшественников отличается мощностью орудия, устройством ходовой части и формой сварных башни и корпуса. Толщина броневых листов осталась прежней, как и в М5.

Однако в «Чаффи» листы по вертикали наклонены под большим углом. Бронелисты в кормовой части крыши съемные, а верхний лобовой лист оснащен большим люком. Данную конструкцию разработчики предусмотрели с той целью, чтобы облегчить ремонт в полевых условиях. Ходовая часть – с пятью опорными катками и индивидуальной торсионной подвеской. В башне установили 75-миллиметровую модифицированную авиационную пушку и спаренный с ней пулемет калибра 7,62 мм. Лобовой лист корпуса содержит шаровую опору еще для одного 7,62-миллиметрового пулемета. Третий – зенитный – пулемет калибра 12,7 мм установили на крышу танка. Точная стрельба из основного орудия обеспечивалась гироскопическим стабилизатором «Вестингауз». «Чаффи» оснастили двумя радиостанциями и танковым переговорным устройством.

О технических характеристиках

  • М24 с боевой массой – 18,4 т.
  • Длина «Чаффи» – 500 см, ширина – 294 см, высота – 277 см.
  • В экипаже размещалось до 5 человек.
  • Легкий танк комплектовался снарядами численностью 48 штук и патронами – 4 тыс.
  • Силовой агрегат представлен карбюраторным двигателем «Кадиллак Т42» мощностью 110 л. с.
  • «Чаффи» двигался с максимальной скоростью 55 км/ч.
  • М24 с запасом хода – 200 км.

М3 «Грант»

Является средним американским танком, используемым формирующимися бронетанковыми частями и армейскими соединениями с 1939 года. Конструктивная особенность М3 заключается в трехярусном расположении вооружения. Нижний ярус американские разработчики оснастили 75-миллиметровым орудием, для которого предусматривался угол наведения по горизонтали в 32 градуса. На втором ярусе имелась башня с возможностью осуществлять круговое вращение. Тут же имелись орудие калибра 37 мм и спаренный с ним пулемет. Башенку (третий ярус) оборудовали пулеметом, приспособленным для поражения как наземных, так и воздушных целей.

В М3 «Грант» использовались механический и гидравлический приводы. Наведение вооружения в вертикальной плоскости выполнялось механически. Танк оборудовали перископическими прицелами и призменными приборами наблюдения. Башня и корпус бронетехники изготавливались с применением технологий литья и сваривания. Кроме того, сборка танка осуществлялась с использованием специальных клепок. Как утверждают специалисты, конструктивно М3 «Грант» получился не очень удачным: броня была недостаточной толщины, сам танк был слишком высоким и с небольшой огневой мощью. Несмотря на наличие минусов, промышленность Соединенных Штатов выпускала крупные серии этих танков.

Производство прекратили в 1942 году. М3 «Грант» был заменен более совершенным М4. На базе М3 спроектировали 6 модификаций. Друг от друга они отличались марками силовых агрегатов. Также для конкретной модификации предусматривалась своя технология изготовления корпуса и башни. Всего с 1939 по 1942 год промышленность Соединенных Штатов выпустила 6258 единиц М3 «Грант».

О характеристиках М3

  • «Грант» имел боевую массу 27 т.
  • Длина танка – 564 см, ширина – 272 см, высота – 312,5 см.
  • В экипаже 7 человек.
  • Боекомплект представлен 75-миллиметровыми снарядами в количестве 50 единиц, 179-ю снарядами калибра 37 мм и патронами (9200 шт).
  • Толщина лобовой и башенной брони – 5,7 см.
  • Танк оборудовали двигателем «Континенталь R-975 EC» с максимальной мощностью в 400 л. с.
  • За час М3 проходил расстояния в 39 км.
  • «Грант» обладал запасом хода 140 км.

М4 «Шерман»

Выпуск данной модели был налажен в 1942 г. На то время в армии Соединенных Штатов М4 использовался в качестве основного танка. В 1943 г. несколько партий изготавливались на экспорт в Англию и Советский Союз. В отличие от М3, корпус «Шермана» имел другую конфигурацию. Также в М4 была применена новая компоновка вооружения. Силовая передача осталась прежней.

С целью повысить боевые качества нового танка американскими конструкторами с 1942 по 1943 год создавались все новые и новые модификации М4. Всего на базе «Шермана» спроектировали 7 моделей бронетехники. Из них на вооружении США состояло только 4: кроме базового варианта, американской армией использовались М4А1, М4А3 и М4А4. В производстве каждой модификации применялась своя технология. Лобовые детали в корпусе в количестве трех штук были литыми. Для их изготовления применяли литье. Их соединение друг с другом выполнялось посредством болтов или технологии сваривания.

В качестве вооружения использовалась 105-миллиметровая гаубица и две пушки калибром 75 и 76,2 мм. В М4А3Е2 использовалась усиленная броневая защита (15,2 см). В годы Второй мировой выпустили свыше 48 тыс. М4 «Шерман» различных модификаций.

М6

Данная модель тяжелого танка выпускалась малыми сериями с 1941 по 1942 г. Бронетехника вооружалась двумя спаренными пушками калибров 76,2 и 37 мм, двумя спаренными крупнокалиберными и одним зенитным пулеметом. Ходовая часть с 8 малыми попарно сблокированными опорными катками и подвеской содержала вертикально расположенные буферные пружины. Базовая модель М6 была с литым корпусом, модификации (М6А1 и М6А2) – со сварными. М6 и М6А1 оснастили гидромеханической силовой передачей, М6А2 – электрической. Для танков предназначались башни, изготавливаемые методом литья.

Стремясь уравновесить спаренную орудийную систему, заднюю часть башни конструкторы удлинили. Здесь же было отведено место для смотровых приборов, кронштейна для зенитного оружия и командирской башенки. Внешняя связь поддерживалась с помощью установленной радиостанции. По мнению специалистов, М6 получился конструктивно неудачным: ввиду большой высоты имел ограниченную подвижность. Кроме того, вооружение оставляло желать лучшего. По этой причине М6 было собрано всего 40 единиц.

Танк обладал следующими тактико-техническими характеристиками:

  • Боевая масса – 56 т.
  • Длина – 142 см, ширина – 306 см, высота – 295 см.
  • В экипаже одного М6 было по 6 человек.
  • Боекомплект предусматривал 7,62-миллиметровые снаряды в количестве 75 штук, снаряды калибра 37 мм – 202 единицы и патроны – 5700 штук.
  • Толщина корпусной брони составляла 10 см, башенной – 8,1 см.
  • М6 оборудован карбюраторным двигателем с максимальной мощностью 800 лошадиных сил.
  • М6 развивал максимальную скорость до 35 км/ч.
  • Показатель запаса хода составил 160 км.

Принять участие в боях этим танкам так и не довелось. М6 использовались в качестве учебных.

М26 Pershing

Данная модель класса тяжелых танков на вооружении Соединенных Штатов с 1944 года. Несмотря на внушительную массу (41,5 т), ввиду незначительных боевых характеристик М26 вскоре переквалифицировали в средние танки. Бронетехника со сварным корпусом содержала катанные листы и фигурные отливки. Днище танка было корытообразной формы. Броневые поверхности в носовой части выполнены под наклоном. Для литой башни, на которой установили командирскую башенку, смотровые приборы и кронштейн под зенитное орудие, характерна вытянутая форма. В ходовой части с индивидуальной торсионной подвеской имеются опорные катки (6 шт.).

Силовая система представлена 8-цилиндровым бензиновым двигателем Ford GAF-V с жидкостным охлаждением. Плавный старт бронетехники стал возможен благодаря наличию гидромеханической трансмиссии. Как утверждают специалисты, М26 обладал улучшенной проходимостью и легко преодолевал пересеченную местность. В качестве основного вооружения в данном тяжелом танке использовалась 90-миллиметровая пушка М3. Выпущенный из нее снаряд имел начальную скорость 810 м/с. Дополнительное вооружение представляли два 7,62-миллиметровых и один зенитный калибра 12,7 мм пулемета. За прямую наводку орудий на цель отвечали перископические прицелы. Стрельба из закрытой позиции была возможна благодаря квадранту-угломеру. Количество выпущенных М26 составило 1436 единиц. Для Persing присущи следующие показатели:

  • Танк с боевой массой 41,5 т.
  • Длина М26 – 640 см, ширина – 350 см, высота – 280 см.
  • Танк был рассчитан на экипаж из пяти человек.
  • В боекомплекте имелись снаряды (70 шт.) и патроны (5500 шт.).
  • Силовой агрегат карбюраторного типа обладал максимальной мощностью 500 л. с.
  • М26 с запасом хода 180 км в час преодолевал дистанции до 48 км.

Американский танк Т 29

Является экспериментальным тяжелым танком Соединенных Штатов, используемым во Вторую мировую. Проектировать данную модель начали в марте 1944 г. Задача этого американского танка (фото бронетехники представлено в статье) – оказывать сопротивление нацистским бронетанковым соединениям. После боевых действий в Нормандии стало очевидным, что США не располагает танками, способными противостоять немецким «Тиграм» и «Пантерам». Первое решение, которое приняло военное командование Соединенных Штатов, заключалось в том, чтобы переклассифицировать «Паршинг» в тяжелый. Одновременно создавалась линейка Т28, Т29 и Т30.

Было запланировано выпустить по два американских танка – Т29 и Т30. В качестве основного вооружения для первой модели предусматривалась 105-миллиметровая пушка Т5Е2, для второй – пушка Т7 калибра 155 мм. Американские конструкторы планировали начать серийный выпуск Т29 в 1944 году. Однако разработки затянулись, и появление первого прототипа американского тяжелого танка состоялось спустя два года после окончания войны. К тому времени потребности в такой бронетехнике уже не было. По этой причине на производство Т29 заказа так и не последовало.

В 1947 году американские конструкторы на базе Т29 собрали 8 прототипов. Для Т29Е1 и Е2 характерна измененная трансмиссия и наличие более мощных двигателей. В Т29Е3 используется доработанная башня и новая система управления орудиями. Вскоре на Т30 установили экспериментальную 120-миллиметровую пушку Т53. Новая модель в технической документации уже значилась как американский танк Т 34. Для бронетехники предусмотрено специальное буквенное обозначение. Литера «Т» указывает на то, что танк представляет собой опытную модель. Если же боевая единица производится серийно, то применяют литеру «М». Как утверждают специалисты, не имеется никаких данных о принятии на вооружение и серийном производстве 29-й модели американских танков.

Танк 34Т

Данная модель представляет собой модернизированный Т30. Разработан в 1945 г. В апреле по указанию американских военных конструкторы оборудовали один прототип Т28 пушкой Т50 калибра 120 мм. Модель некоторое время значилась как танк 34. Американские танки, а именно Т30, в 1945 г. комплектовались пушками Т53. Данное указание издал Артиллерийский департамент Соединенных Штатов. Основанием для этого решения стало то, что при стрельбе из такого орудия бронебойный снаряд обладал начальной скоростью 1100 м/с, подкалиберный – 1300 м/с. В течение одной минуты американский танк Т34 мог произвести 4 выстрела.

Как утверждают эксперты, новая техника обладала неплохой бронепробиваемостью. Используя бронебойный снаряд, американские танкисты с расстояния 900 м могли уничтожить цель, облаченную в гомогенную броню толщиной 19,8 см. От выпущенного с Т34 подкалиберного снаряда не защищала 38,1-сантиметровая гомогенная броня. На те времена это, по мнению специалистов, очень хороший показатель. Башня в Т34 имела аналогичное бронирование, как в Т29 и Т30.

Ввиду того что в Т-34 существенно увеличилась масса вооружения (2700 кг.), в задней части башни американские разработчики установили специальный противовес. Изначально планировали оборудовать танк двигателем Ford GAC. Однако в ходе проектирования появилась новая модель мотора – AV-1790 Continental с мощностью 810 л. с. Этим силовым агрегатом и оснастили Т34.

Abrams

Конструкторские работы по созданию американского танка «Абрамс» были начаты в 1971 г. С целью минимизировать технологический риск разработчиками было принято решение в ходе проектирования использовать классическую схему. Производством занялись сотрудники компании «Крайслер». В 1981 г. был готова первая опытная модель, которая значилась как М1. После успешных тестирований поступила на вооружение США. Также М1 используется египетской и австралийской морской пехотой. Американский танк «Абрамс» назван в честь генерала армии Крейтона Абрамса. М1 послужил базой для создания линейки модификаций с различными боевой массой и другими тактико-техническими характеристиками.

М1 весит 55 т. Боевая масса М1А1 составляет 57,15 т, а М1А1 – 62,5 т. В базовом «Абрамсе» толщина корпусной брони – 55 см, в модификациях она увеличена до 65 см. В производстве тяжелых танков данной серии разработчики используют противоснарядную, катанную комбинированную и стальную броню. Для единичных экземпляров М1А1 в целях эксперимента применили активную защиту AN/VLQ-6 MCD. Стрельба из М1 осуществляется из нарезной 105-миллиметровой пушки М68А1. Экипажи модифицированных «Абрамсов» поражают цели при помощи гладкоствольных пушек М256 калибра 120 мм. Танки оборудованы дополнительным вооружением – одним 12,7-миллиметровым пулеметом М2 НВ и двумя зенитными М240 калибра 7,62 мм.

Функцию силового агрегата выполняет мотор Avco Lycoming AGT. Двигатель обладает мощностью 1500 лошадиных сил. Ходовая часть с индивидуальной торсионной подвеской. Показатель запаса хода в базовой модели и М1А1 составляет 440 км. В М1А2 данный параметр увеличен до 465. Как утверждают специалисты, сегодня «Абрамс» является самым лучшим тяжелым танком. С надежным и мощным двигателем М1 очень подвижен и может дать фору легким танкам. Используемые снаряды М829А3 обладают самой высокой бронепробиваемостью.

Несмотря на наличие достоинств, М1 имеет и недостатки. Минус «Абрамса» заключается в том, что он усилен только фальшбортом, для изготовления которого используется мягкая сталь и наполнитель. В связи с этим фактом американский М1 становится легко уязвимым для противника. Кроме того, для «Абрамсов» не характерно наличие управляемого вооружения. Оружейными конструкторами США недостатки М1 тщательно прорабатываются с учетом имеющегося опыта боевых действий.