Русский флотоводец адмирал

Русский флотоводец, адмирал

Другие ответы на вопросы

  • Название почтальонов у инков, которых расставляли на дорогах через равные расстояния? 5 букв
  • Как первоначально назывался летний сад в Санкт Петербурге 6 букв
  • Противовес естественного отбора, созданный человеком. 8 букв
  • Кто спит на спине, согласно мнению китайских мудрецов? 6 букв
  • Как в Древней Греции называлось письмо-свиток, намотанное на палочку? 7 букв
  • Кульминацией парада 24 июня 1945 года стал марш 200 знаменосцев, бросавших немецкие знамена на специальной помост у подножья Мавзолея. Какой элемент формы знаменосцев был после парада сожжен? 8 букв
  • Как в преферансе называют карты, которые один из игроков получает в добавление к сданным? 6 букв
  • Паровозное депо, а также всемирно известный Мраморный вокзал были сделаны в 1904 году. Через год было открыто движение, и ныне, задумав прокатится по Кругобайкальской дороге, вы сядете в поезд на этой станции. 8 букв
  • Как и сотни лет назад, на площади Джемаа-эль-Фна этого города под зонтиком сидят гадалки, акробаты крутят сальто, музыканты стучат в барабаны. 8 букв
  • Наградой в каком виде спорта на 1 Олимпийских играх в Афинах 1896 году кроме медалей были: дочь миллионера Авероффа с приданым в один миллион драхм, золотой кубок Мишеля Бриаля, бочка вина, талон на питание в течении года, бесплатный пошив платья и пользоваться услугами парикмахера пожизненно, 10 центнеров шоколада, 10 коров и 30 баранов? 7 букв

лазарев

Михаил (1788—1851) российский флотоводец и мореплаватель, адмирал

Альтернативные описания

• Александр (родился в 1938) российский актер, фильмы: «Еще раз про любовь», «Цветы запоздалые», «Село Степанчиково и его обитатели», «Тень», «Провинциальный бенефис», «Мелочи жизни»

• Василий (1928—91) российский космонавт

• Виктор (1897—1976) российский историк искусства

• Владислав (1929—94) российский химик, академик

• Петр (1878—1942) советский физик, биофизик, академик

• один из командующих ЧФ

• полярная станция в Антарктиде, СССР, 1959—1961 гг.

• русский флотоводец и мореплаватель, адмирал, совершил три кругосветных плавания, первооткрыватель Антарктиды

• российский космонавт

• российский актер, муж Светланы Немоляевой

• русский генерал, взявший в плен Шамиля

• российский актер, исполнивший роль царя Александра II в фильме «Турецкий гамбит»

• будущие адмиралы Корнилов, Истомин и Нахимов служили на корабле этого командующего Черноморским флотом

• адмирал, командир линкора «Азов» в Наваринском сражении (1827 г.), главнокомандующий Черноморского флота и портов Черного моря с 1833 г.

• русский флотоводец, мореплаватель, адмирал, совершивший три кругосветных плавания (1813-25 гг.), командир шлюпа «Мирный» в российской экспедиции Ф. Ф. Беллинсгаузена, открывшей Антарктику (1819-21 гг.)

• русский флотоводец, мореплаватель, командир линкора «Азов» при разгроме турок в Наваринском сражении (1827 г.), издатель лоций Азовского и Черного морей

• российская полярная станция в Антарктиде, 1959-91 гг

• муж Немоляевой

• актер, муж Светланы Немоляевой

• «Еще раз про любовь» (актер)

• Сергей, пел в дуэте с Владом Топаловым

• советский актер Алесандр …

• флотоводец или актер

• советский актер Александр …

• российский флотоводец

• Русский адмирал, совершивший 3 кругосветных плавания

• Русский флотоводец и мореплаватель, адмирал, первооткрыватель Антарктиды

• Русский мореплаватель, командир »Мирного», один из первооткрывателей Антарктиды (1788-1851)

• Российский военачальник, участвовал в пленении Шамиля (1820-1879)

• Российский физик, разработал ионную теорию возбуждения (1878-1942)

• Российский космонавт (1928-1991)

• Российский химик (1929-1994)

• Российский актёр (»Еще раз про любовь», »Цветы запоздалые»)

Пять русских адмиралов

Сегодня, в последнее воскресенье июля, в России традиционно празднуется День Военно-морского флота. «Историк» предлагает в этот день вспомнить великих флотоводцев, победно служивших Родине и приумноживших славу отечественного флота.


ГРИГОРИЙ АНДРЕЕВИЧ СПИРИДОВ
Григорий Андреевич Спиридов родился в 1713 году в семье коменданта недавно отвоёванного у шведов Выборга. В возрасте 10 лет он поступил добровольцем на один из лучших кораблей Балтийского флота «Святой Александр». В 1728 году по рекомендации командира корабля молодого Спиридова направили в Морскую академию, а после её окончания уже в офицерском чине — на Донскую флотилию, где, действуя против турок на Азовском море, будущий флотоводец приобрёл свой первый боевой опыт.
В течение последующих 20 лет Григорий Спиридов прошёл путь от мичмана до контр-адмирала, командующего эскадрой на Балтийском море. За годы службы он проявил незаурядные педагогические таланты, поэтому в 1755 году стал одним из первых преподавателей новообразованного Морского кадетского шляхетского корпуса. В 1761 году руководил высадкой десанта около прусской крепости Кольберг. После окончания Семилетней войны возглавил сначала Кронштадтский, затем Ревельский порт и в конечном итоге стал командующим Балтийским флотом.
Когда в 1768 году началась война с Турцией, перед Балтийским флотом поставили задачу совершить переход вокруг Европы, чтобы развернуть боевые действия на средиземноморском театре. Экспедицию называли Архипелагской, так как рассчитывали вызвать массовые восстания среди греков и населявших Балканский полуостров славянских народов. Общее руководство осуществлял Алексей Орлов, а командование флотом доверили Григорию Спиридову. 24 июня 1770 года он одержал победу в Хиосском сражении, после чего турки отступили в Чесменскую бухту под защиту береговых батарей. Григорий Спиридов разработал план, сочетавший артиллерийский обстрел противника с малых дистанций и атаку брандеров. Благодаря этому в ночь с 25 на 26 июня удалось поджечь большинство турецких кораблей.


И.К. Айвазовский. «Чесменский бой». 1848
Последующие четыре года адмирал провёл среди островов Греческого архипелага, блокируя Дарданеллы и перехватывая турецкие суда в Эгейском море.
В июне 1773 года Григорий Спиридов по состоянию здоровья вышел в отставку. Умер в 1790 году в Москве.

ФЁДОР ФЁДОРОВИЧ УШАКОВ
Родился в 1745 году в семье сержанта лейб-гвардии Преображенского полка. После окончания в 1766 году Морского кадетского корпуса был направлен на службу на Балтийский флот. Когда в 1768 году началась русско-турецкая война, лейтенанта Фёдора Ушакова назначили командиром прама № 5 Донской (Азовской) флотилии, и вплоть до заключения Кючук-Кайнарджийского мира он охранял от противника побережье Крыма, а в 1775 году уже командовал на Балтике фрегатом «Северный орёл». Вскоре перспективного офицера назначили командиром императорской яхты, но придворная карьера не прельщала Ушакова, и он добился перевода на линейный корабль «Виктор», командуя которым участвовал в реализации «политики вооружённого нейтралитета» на Средиземном море.
С 1783 года Фёдор Ушаков служил на Черноморском флоте. За заслуги в борьбе с эпидемией чумы в Херсоне он в 1785 году получил свою первую награду — орден Святого Владимира IV степени. Начало очередной русско-турецкой войны в 1787 году застало Фёдора Ушакова в должности командира линейного корабля «Святой Павел». На следующий год, уже командуя авангардом эскадры, в сражении при Фидониси он сумел одержать первую на Чёрном море победу над превосходящими турецкими силами. В 1789 году Фёдор Ушаков получил чин контр-адмирала. В 1790 году он одержал блестящие победы у Керченского пролива и Тендры, а годом спустя — у мыса Калиакрия.
Вершиной карьеры Фёдора Ушакова стал Средиземноморский поход. Русские моряки взяли штурмом сильную крепость Корфу и освободили от французов значительную часть Италии.
Во всех сражениях Фёдор Ушаков придерживался активной наступательной тактики. Благодаря своему высочайшему флотоводческому искусству он всегда побеждал превосходящие силы противника. Прославленный адмирал не потерял в боях ни одного корабля, ни один его подчинённый не попал в плен. В 2001 году Русская православная церковь причислила Фёдора Ушакова к лику святых.

МИХАИЛ ПЕТРОВИЧ ЛАЗАРЕВ
Родился в 1788 году в семье сенатора Петра Гавриловича Лазарева. В 1800 году вместе с двумя своими братьями, которые также стали адмиралами, поступил в Морской кадетский корпус. В 1803 году в числе лучших гардемаринов его направили на стажировку на британский флот, которая продолжалась до 1808 года.
В 1813 году лейтенанта Лазарева назначили командиром принадлежащего Русско-американской кампании шлюпа «Суворов». Кораблю предстояло совершить кругосветное путешествие и доставить грузы в оплот русских поселений на Аляске Ново-Архангельск. В ходе этого путешествия Михаил Лазарев совершил своё первое географическое открытие — открыл небольшой атолл в южной части Тихого океана, названный именем Александра Суворова.
Шлюпы Восток и Мирный на советской марке 1965 годаШлюпы «Восток» и «Мирный» на советской почтовой марке
В 1819 году российское правительство по настоянию известных мореплавателей Ивана Крузенштерна и Отто Коцебу приняло решение снарядить экспедицию в южнополярные воды в поисках предполагаемого материка, называемого тогда «Терра Аустралис инкогнита». Для этой цели выделили два шлюпа: «Восток» под командованием Фаддея Беллинсгаузена и «Мирный», командовать которым поручили недавно вернувшемуся из кругосветного плавания Михаилу Лазареву. 3 июля корабли вышли из Кронштадта, а 16 января 1820 года вошло в историю как дата открытия нового материка — Антарктиды. До марта русская экспедиция обследовала южные полярные воды, после чего ухудшение ледовой обстановки вынудило уйти её в австралийский порт Джексон. После ремонта и отдыха экипажей «Восток» и «Мирный» вновь направились к Антарктиде и 9 января 1821 года открыли остров, названный именем Петра I. 24 июля экспедиция вернулась в Россию. За выдающиеся заслуги Михаил Лазарев был произведён в капитаны II ранга, минуя чин капитан-лейтенанта.
В 1822–1825 годах Михаил Лазарев, командуя фрегатом «Крейсер», совершил своё третье кругосветное плавание. Следует отметить, что сопровождавшим фрегат транспортом «Ладога» командовал его старший брат капитан-лейтенант Андрей Петрович Лазарев. Около года «Крейсер» провёл у берегов Русской Америки, охраняя территориальные воды от контрабандистов, пока его не сменил шлюп «Предприятие» под командованием другого прославленного русского мореплавателя Отто Коцебу.
По возвращении в Россию Михаила Лазарева произвели в капитаны I ранга и назначили командиром линейного корабля «Азов». В Наваринском сражении он принял бой сразу с пятью кораблями противника, потопив два больших фрегата и один корвет, сжёг флагманский корабль Тагир-паши, а также вынудил выброситься на мель линейный корабль. За этот подвиг Михаила Лазарева произвели в контр-адмиралы, а «Азов» получил кормовой Георгиевский флаг.
Дальнейшая его судьба оказалась прочно связанной с Черноморским флотом. В июне 1833 года, командуя эскадрой, Михаил Лазарев возглавил экспедицию к Босфору, в результате которой удалось заключить выгодный для России Ункяр-Искелесийский договор. В 1834 году он получил чин вице-адмирала и стал командующим Черноморским флотом.
Едва вступив в должность, новый командующий немедленно взялся за совершенствование корабельного состава. Интенсивно строились новые линейные корабли и фрегаты. Михаил Лазарев лично внёс ряд конструктивных усовершенствований в рангоут и парусное вооружение, а также ввёл более обтекаемую форму кормы и изменил угол наклона форштевня. Одним из первых на русском флоте он выступил с инициативой строительства паровых кораблей с железным корпусом.
Особой его заслугой на этом посту стала подготовка целой плеяды талантливых моряков, вошедших в историю России под собирательным термином «лазаревская школа». Особым уважением адмирала пользовались будущие герои Крымской войны Павел Нахимов и Владимир Корнилов. Последний вспоминал, что в годы его службы мичманом на линейном корабле «Азов» Михаил Лазарев, не одобряя чрезмерного увлечения молодого офицера французскими романами, выбросил его библиотеку за борт, заменив полезными книгами из своей собственной.

На протяжении почти всей своей жизни до кончины в 1851 году Михаил Лазарев гармонично сочетал таланты флотоводца, исследователя и педагога.

ПАВЕЛ СТЕПАНОВИЧ НАХИМОВ
Родился в 1802 году в небогатой семье отставного майора. По старшинству среди братьев был четвёртым. С детства полюбил флот и мечтал стать морским офицером, и, хотя прошение о зачислении в Морской корпус подал ещё в 1813 году, приняли юного Нахимова только через два года, так как ранее ему отказывали из-за нехватки мест.
В феврале 1818 года в возрасте пятнадцати с половиной лет Павел Нахимов был произведён в мичманы. Свои первые две кампании он провёл в качестве вахтенного начальника небольшого тендера «Янус» и уже тогда в полной мере проявил добросовестное отношение к службе, прекрасное знание морского дела и умение работать с матросами. Вскоре молва о талантах мичмана распространилась по флоту, и Михаил Лазарев взял его на фрегат «Крейсер» в кругосветное плавание. Так началась их совместная служба, которая продолжалась почти тридцать лет.
За отличие во время кругосветного плавания Павла Нахимова произвели в лейтенанты. В марте 1826 года он получил назначение на линейный корабль «Азов» и во время Наваринского сражения «действовал с отличною храбростью». 28 апреля 1828 года русские моряки захватили турецкий корвет «Восточная звезда», который переименовали в «Наварин» и включили в состав Средиземноморской эскадры. Командовать призом доверили Павлу Нахимову.

Павел Нахимов на бастионе в Севастополе
В 1831 году Нахимов получил назначение на должность командира фрегата «Паллада». Очень быстро он превратил его в один из лучших кораблей Балтийского флота. Однако командовать фрегатом, которому в будущем предстояло войти в историю, Павлу Нахимову пришлось недолго: в 1834 году его перевели на Черноморский флот, назначив командиром линейного корабля «Силистрия», а в 1845 году присвоили чин контр-адмирала.

И.К. Айвазовский. «Синоп. Ночь после боя 18 ноября 1853 года»
В 1852 году Павел Нахимов стал вице-адмиралом и начальником флотской дивизии. С началом Крымской войны он заблокировал главные силы турецкого флота в Синопской бухте и разгромил их. Этот бой вошёл в историю как последнее сражение парусных флотов.
Когда враги начали осаждать Севастополь, Нахимов вместе с вице-адмиралом Владимиром Корниловым возглавил оборону города. 28 июня (10 июля) 1855 года он был смертельно ранен пулей в голову на Малаховом кургане и спустя два дня скончался. Прославленного адмирала похоронили в склепе Владимирского собора рядом с Михаилом Лазаревым и Владимиром Корниловым.

СТЕПАН ОСИПОВИЧ МАКАРОВ
Как и Михаил Лазарев, он сочетал в себе не только флотоводческие, но и исследовательские таланты. Степан Макаров родился в 1848 году в Николаеве в семье прапорщика. В 1858 году семья переехала в Николаевск-на-Амуре, а Степан Макаров в возрасте 10 лет был принят в Николаевское морское училище, которое окончил в 1865 году. Сразу после выпуска он получил назначение на пароход «Америка» и в 1869 году был произведён в мичманы.
Офицерская служба Макарова началась на башенной броненосной лодке «Русалка». В одном из походов корабль при ударе о скалу получил пробоину, которая по причине нехватки водоотливных средств и отсутствии должной организации борьбы за живучесть едва не привела к гибели корабля. Анализируя этот случай, Степан Макаров в 1870 году опубликовал в журнале «Морской сборник» статью, в которой впервые высказал свои взгляды на непотопляемость и предложил ряд технических усовершенствований, в том числе и пластырь для заделки пробоин. Эта работа положила основание изучению с научной точки зрения живучести корабля.
Пароход «Великий князь Константин»
В 1877 году, с началом новой русско-турецкой войны, Степан Макаров, командуя пароходом «Великий князь Константин», впервые в истории использовал мину в качестве наступательного оружия, неоднократно успешно атаковав с помощью небольших минных катеров турецкие суда.
Л.Ф. Лагорио «Уничтожение пароходом „Великий князь Константин“ турецких судов у Босфора. 1877 год»
В 1886–1889 годах Степан Макаров совершил кругосветное плавание на корвете «Витязь», в ходе которого удалось получить важные результаты в области гидрографии.
Корвет «Витязь» на Дальнем Востоке
Находясь на должности главного инспектора морской артиллерии, он предложил для снарядов так называемые макаровские колпачки из мягкой стали, значительно повысившие их пробивную способность.
Ледокол «Ермак»
К другим важным заслугам Степана Макарова перед Отечеством следует отнести постройку первого в мире линейного ледокола «Ермак», на котором он в 1901 году совершил экспедицию к Земле Франца-Иосифа.
Эскадренный броненосец ПетропавловскЭскадренный броненосец «Петропавловск»
С началом Русско-японской войны Макарова назначили на должность командующего Тихоокеанской эскадрой. Прибыв в Порт-Артур, он в значительной мере активизировал действия русских кораблей, но 13 апреля 1904 года флагманский броненосец «Петропавловск», на котором в тот момент находился адмирал, подорвался на японской мине и затонул. Тела Степана Макарова найти так и не удалось.

Адмирал Нахимов. Жизнь за Отечество

23 июня исполняется 211 лет со дня рождения адмирала Павла Степановича Нахимова, героя России. Не по званию, по сути. Несомненно, он был героем православной империи, воспитанным в старорусском духе. Вспомним о нём!

В истории русского флота, пожалуй, найдутся флотоводцы с более блистательным и внушительным перечнем побед. Но вот уже полтора века Россия со слезами на глазах почитает Павла Степановича Нахимова — без преувеличений, неустрашимого героя, грудью защитившего Отечество. Вот кто отдал жизнь за други своя… Герой скромный и неустрашимый.

Великий флотоводец, как это часто бывало в России, родился вдали от морей и океанов, в Смоленской губернии, в семье небогатого честного дворянина. Степан Нахимов был офицером, дослужился до чина секунд-майора. Сына он не без треволнений зачислил в Морской кадетский корпус. В этом славном учебном заведении Нахимов (далеко не самый родовитый и состоятельный гардемарин) ярко проявил себя в первые же месяцы учёбы. Старательный, терпеливый, не по годам смышлёный, он быстро получил чин мичмана и назначение на бриг «Феникс», отправлявшийся в плавание по Балтийскому морю — кстати, рядом с Нахимовым тогда постигал азы морской науки и другой воспитанник Корпуса — Владимир Даль. Таков был первый поход пятнадцатилетнего гардемарина — увлекательный, полный трудностей.

Рвение мичмана было заметно каждому. К концу плавания Павел Нахимов окреп, возмужал.

Академик Тарле так сформулировал главную черту нахимовского характера: «Морская служба была для Нахимова не важнейшим делом жизни, каким она была, например, для его учителя Лазарева или для его товарищей Корнилова и Истомина, а единственным делом, иначе говоря: никакой жизни, помимо морской службы, он не знал и знать не хотел и просто отказывался признавать для себя возможность существования не на военном корабле или не в военном порту. За недосугом и за слишком большой поглощенностью морскими интересами он забыл влюбиться, забыл жениться. Он был фанатиком морского дела, по единодушным отзывам очевидцев и наблюдателей». Яркая и точная характеристика! Это был воин, целиком посвятивший себя ратному служению, отдавший военному флоту все силы, без остатка. Увы, фортуна нечасто улыбалась ему: подобно Суворову, Нахимов надолго задержится в нижних чинах. Виной тому, конечно, не только стечение обстоятельств, но и бедность, отсутствие влиятельных знакомых. Только в годы больших войн можно быстро выдвинуться без протекций… Зато русского матроса Нахимов изучил как никто.

Молодой морской офицер с восторгом изучал биографии великих воинов России, славных предшественников. Прислушивался к легендам о них, пересказанных старыми солдатами. Суворов, Кутузов, Ушаков… Адмирал Ушаков — непобедимый русский моряк, чудо-богатырь Чёрного моря. Увы, в годы учёбы Нахимова посмертная слава лучшего русского адмирала несколько померкла. Но моряки помнили флотоводца, не знавшего поражений.

Такого прилежного мичмана флот не видывал — Нахимов всюду стремился быть первым. И вскоре он стал любимцем талантливого флотоводца, будущего адмирала, а в те годы — капитана первого ранга Михаила Петровича Лазарева. Лучшего командира и пожелать нельзя. Университетом Нахимова стало трёхлетнее путешествие на фрегате «Крейсер» под командованием Лазарева. В 1826-м году Лазарев переводит Нахимова на корабль «Азов» — и началось для будущего адмирала испытание огнём и водой…

На «Азове» Нахимов сражался в Наваринском бою 1827-го (не станем путать это сражение с Наваринским боем 1770-го, в котором отличился адмирал Спиридов). Это морское сражение многим знакомо по картине Айвазовского — художник, разумеется, изобразил там и 74-пушечный «Азов», которым командовал Лазарев. Лазаревский корабль сыграл в том сражении решающую роль, а Нахимов показал удивительную для молодого офицера выдержку. Он командовал батареей, вёл огонь прицельно, экономно. За просто так георгиевскими крестами не награждали, особенно на флоте. А Нахимов после того сражения получил Георгия Четвёртого класса.

О событиях того дня писал полковник Е.В. Богданович, всю жизнь собиравший свидетельства о Наваринском сражении: «Азов» находился в сие время между батареями Наваринской крепости и батареями острова Сфактерия, с которых тотчас направлен был перекрестный огонь против адмиральского корабля и, мало-помалу, против прочих кораблей, по мере приближения их ко входу. Невзирая на сей сильный огонь и на огонь с тройной линии судов, составлявших правый фланг турецкого флота, «Азов» продолжал свой путь, не сделав ни одного пушечного выстрела, и стал на якорь на месте, для него назначенном; «Гангут», «Иезекииль», «Александр Невский» и четыре шедшие за ними фрегата совершили таковое же движение и, осыпаемые ядрами, стали в предписываемую им позицию.

Обыкновенный подвиг в духе русского флота тех лет: такие, как Нахимов, и помыслить не могли о поражении, об отступлении, тем более — о капитуляции. К тому времени уже вполне сложился служебный стиль Нахимова, основанный на трудолюбии и умении управлять матросами, которые смотрели на командира с искренним уважением. Русский матрос если уж кого полюбит — то навсегда. Нахимов ненавидел галломанию, как и всяческое преклонение перед Западом и презрение к русскому простонародью. Как патриот, он был убеждён в том, что XIX век должен принадлежать Российской империи — нужно только служить, не щадя живота своего.

Сослуживец будущего адмирала вспоминал: «В Наваринском сражении он получил за храбрость георгиевский крест и чин капитан-лейтенанта. Во время сражения мы все любовались „Азовом“ и его отчетливыми маневрами, когда он подходил к неприятелю на пистолетный выстрел. Вскоре после сражения я видел Нахимова командиром призового корвета „Наварин“, вооруженного им в Мальте со всевозможной морской роскошью и щегольством, на удивление англичан, знатоков морского дела. В глазах наших… он был труженик неутомимый. Я твердо помню общий тогда голос, что Павел Степанович служит 24 часа в сутки. Никогда товарищи не упрекали его в желании выслужиться, а веровали в его призвание и преданность самому делу. Подчиненные его всегда видели, что он работает больше их, а потому исполняли тяжелую работу без ропота и с уверенностью, что следует им или в чем можно сделать облегчение, командиром не будет забыто».

Нахимов участвовал и в русско-турецкой войне 1828 — 29-го, служил безупречно, поражений не знал. А в 1845-м (в не столь уж молодом возрасте) стал контр-адмиралом. Высокий вице-адмиральский чин Нахимов получил пятидесятилетним — только теперь он мог испытать себя в роли командующего в больших морских сражениях. Но главное испытание ожидало флотоводца на суше. Эпическое сражение за Севастополь показало самоотверженное бесстрашие русской армии, обречённой на поражение. Виноваты в этом недальновидные политики, потерявшие союзников… Впрочем, трагическая для России Крымская война 1853 — 56 началась для Нахимова с блистательной морской победы. Синоп! Нахимов командовал эскадрой. Ему удалось запереть турецкий флот в Синопе, а потом, в бою, истребить вражескую эскадру. Вице-адмирал Осман-паша угодил в плен к Нахимову. Прав был император Николай I, назвавший Синопское сражение «украшением летописи Русского флота». Минуя третью степень, Нахимов получил за эту победу Георгия второй степени.

Император, как и многие в России, мечтал об освобождении православных народов от османского владычества. Мечтал и о контроле над Босфором и Дарданеллами. После Синопа казалось, что цель близка.
Но очень скоро пришлось, сдерживая слёзы, топить свой собственный флот, чтобы преградить врагу путь на Севастопольский рейд. Северная бухта так и осталась неприступной, но армия не сумела помешать вражескому десанту занять позиции для атаки Севастополя с суши.

Эта эпопея воспринималась патриотами империи как непоправимая катастрофа. И впрямь: многолетнее служение Священному Союзу оказалось напрасным. Император, по-рыцарски относившийся к союзникам, превратился в изгоя международной политики. В чём причина? Противостояние Запада и России, долгое время проходившее подспудно, проявило себя наяву. Британская империя все силы бросила на ослабление российской экспансии. Европа не могла «прижать» Россию на польском перекрёстке, хотя подавление тамошних восстаний давало более ясный повод к активным действиям, чем борьба России с Османской империей. Дело в том, что свободолюбивые помыслы поляков не поддерживали немцы и австрийцы, а те же англичане и французы не могли перебросить туда армию. А на Чёрном море, как оказалось, враг мог воспользоваться слабыми сторонами Российской империи.

Россия боролась за освобождение православных народов от турецкого ига. Мечтала увидеть Константинополь православной столицей. Перспектива возникновения мощной православной империи (или — блока дружественных монархий), которая нависла бы над Европой, пугало Британию чрезвычайно.

О причинах трагедии можно рассуждать бесконечно. Сказалось техническое отставание России: наши управленцы проспали промышленную революцию. Русские превосходили в военной выучке и англичан, и французов, но нарезное оружие оказалось грозной силой — как и паровые корабли. Рухнули идеи Священного союза, казалось бы, подкреплённые недавними действиями русских в помощь австрийской короне. Английские интересы совпали с османскими, добавим сюда реваншистский дух Наполеона Третьего, который питал к русскому императору ещё и личную ненависть. Но этого мало! Пруссия и Австрия не только не поддержали Россию, но и готовились к расправе над традиционным союзником… Ф.И.Тютчев тогда обращался к Отечеству:
О, в этом испытанье строгом,

В последней, в роковой борьбе,
Не измени же ты себе
И оправдайся перед Богом…

В сентября 1854-го началась высадка многочисленного (более 60 тысяч) английского- франко-турецкого десанта в Евпатории. Вскоре началась бомбардировка Севастополя. Гибнет адмирал Корнилов… К лету 1855-го противник вплотную подошёл к Малахову кургану — казалось, вот-вот они овладеют Севастополем, а то и «загонят московитов вглубь лесов». Но Нахимов твёрдой рукой девять месяцев командовал обороной, в том числе более месяца — в самых отчаянных условиях. И это была не пассивная оборона. Постоянные вылазки наносили значительный урон врагу. Союзники стянули в Крым 175-тысячную армию. Более семидесяти тысяч погибли под Севастополем. Потери русских превысили сто тысяч…

Когда французам удалось закрепиться на восточном склоне Малахова кургана — только решительность Нахимова и мужество солдат и матросов спасло положение. «В штыки!» — скомандовал адмирал, и горстка чудо-богатырей по-суворовски отразили наступление на Малахов курган. Этот кровавый бой произошёл 18 июня 1855 года. За новый подвиг Нахимова — человека небогатого — наградили «арендой», то есть — значительной прибавкой к жалованью.

Планы эвакуации из Севастополя Нахимов резко отрицал. Он поклялся сражаться в Севастополе до последней капли крови — вместе с преданными офицерами и матросами.
Во всех горячих севастопольских делах Нахимов мог опереться на крепкое плечо князя Васильчикова. И князь дал героическому поведению адмирала такую вот оценку:

«Не подлежит сомнению, что Павел Степанович пережить падения Севастополя не желал. Оставшись один из числа сподвижников прежних доблестей флота, он искал смерти и в последнее время стал более, чем когда-либо, выставлять себя на банкетах, на вышках бастионов, привлекая внимание французских и английских стрелков многочисленной своей свитой и блеском эполет…»

К смерти он относился насмешливо, не позволял себе малейшего проявления трусости. И, конечно, демонстрировал это перед воинством. Тут очевиден педагогический расчёт — как и у Суворова. «С предводителем таким воевать везде хотим!», — так говорили и о Суворове, и о Нахимове. Он бросал матросов на огонь, на штыки — а они называли его «отцом-благодетелем». Видели, что и сам адмирал не щадил «живота своего», не берёгся.

«Если кто-либо из моряков, утомленный тревожной жизнью на бастионах, заболев и выбившись из сил, просился хоть на время на отдых, Нахимов осыпал его упреками: ,,Как-с! Вы хотите-с уйти с вашего поста? Вы должны умирать здесь, вы часовой-с, вам смены нет-с и не будет! Мы все здесь умрем; помните, что вы черноморский моряк-с и что вы защищаете родной ваш город! Мы неприятелю отдадим одни наши трупы и развалины, нам отсюда уходить нельзя-с! Я уже выбрал себе могилу, моя могила уже готова-с! Я лягу подле моего начальника Михаила Петровича Лазарева, а Корнилов и Истомин уже там лежат: они свой долг исполнили, надо и нам его исполнить!» Когда начальник одного из бастионов при посещении его части адмиралом доложил ему, что англичане заложили батарею, которая будет поражать бастион в тыл, Нахимов отвечал: «Ну, что ж такое! Не беспокойтесь, мы все здесь останемся!» — вот такие воспоминания об адмирале.

Нет, не ищите здесь суицидальных настроений. Это в традициях русского православного воинства: вставать на путь врага и спокойно, с молитвой и с презрением к трусости встречать смерть. Помните знаменитую воинскую песню: «Марш вперед, труба зовет Черные гусары! Марш вперед, смерть нас ждет, Наливайте чары!»? Здесь — готовность исполнить долг даже в отчаянных условиях. Будем различать самоубийство и подвиг.

«Так нужно, друг мой, ведь на все воля Бога! Что бы мы тут ни делали, за что бы ни прятались, чем бы ни укрывались-мы этим показали бы только слабость характера. Чистый душой и благородный человек будет всегда ожидать смерти спокойно и весело, а трус боится смерти, как трус», — говорил Нахимов своему адъютанту в тот летний день. Он побывал на Малаховом кургане, осматривал батареи. А потом, не кланяясь пулям, принялся в подзорную трубу осматривать французские укрепления. Первая пуля пролетела возле локтя. «Они сегодня довольно метко стреляют», — усмехнулся адмирал. Это были его последние слова. Вторая пуля пробила голову, вышла у затылка. Утром 30 июня 1855 года герой Севастополя скончался.

Похороны Нахимова стали настоящей рыцарской тризной. Русские шли за гробом, не боясь обстрелов. Но французская английская картечь умолкла! Даже на вражеских кораблях приспустили флаги. И многие английские морские офицеры в честь героя, поразившего их эпическим бесстрашием, обнажили головы. Конечно, не все незваные гости Крыма вели себя столь благородно. Заняв Севастополь, англичане и французы осквернили себя мародёрством — в том числе и на могиле Нахимова.

Похороны П.С. Нахимова. Литография с рисунка Н. Берга.

Гибель адмирала поразила Россию. Он стал символом несгибаемого патриотизма в годы великих разочарований: ведь Крымская война стала для русского самосознания болезненной травмой. Со времён Петра Великого империя не знала крупных поражений, громила всех подряд и расширяла границы. Даже в схватке с Бонапартом русские добились победы. И вдруг — после героической, беспримерной обороны пришлось отдать Севастополь… Нахимов, как известно, этого позора не увидел. А тысячи людей в России после его гибели поняли: Севастополю конец.

Память о Нахимове для русского человека священна, а для моряка — в особенности. Помнит адмирала Севастополь и Петербург, а кадетов — будущих моряков со времён Великой Отечественной мы называем нахимовцами. Режиссёр Всеволод Пудовкин (между прочим, автор фильмов «Суворов» и «Минин и Пожарский») сразу после войны снял фильм «Адмирал Нахимов», которому рукоплескали на Венецианском фестивале. В роли адмирала снялся Алексей Дикий — признанный специалист по «отцам-командирам». Его интонации остаются в памяти, вслушиваться в них — наслаждение, мало с чем сравнимое. Фильм снова всколыхнул народную память о герое…

Пока Россия помнит Нахимова, пока произносят его имя с почтением — не переведутся герои на нашей земле. Очень важно не утерять, не утратить извечную связь с героями прошлого. Сильная сторона нашей культуры в том, что Россия до сих пор, по большому счёту, не променяла истинных героев на героев массовой культуры.

10 прославленных русских адмиралов

Россия — великая морская держава. Однако исторически выход в моря был тернист, завоевание пространства шло нелегкими путями экспедиций, войн. Мужественные и находчивые мореплаватели, простые матросы и талантливыефлотоводцы ковали славу российскому флоту. Доблестные защитники вписаны в военную летопись нашей страны. Несокрушимую силу русского флота демонстрировали они в боях под Гангутом и Гренгамом, под Чесмой и Керчью, под Наварином и Синойом, под Севастополем и в Цусиме. О десяти легендарных русских адмиралах, беззаветно служивших Отчизне, наша статья.

Федор Апраксин

Один из создателей русского военного флота, сподвижник Петра I, генерал-адмирал, первый президент Адмиралтейств-коллегии. Карьера Федора Матвеевича Апраксина началась в 1682 году, когда стал стольником Петра, участвовал в создании «потешного войска» и флотилии Переславского озера. В 1693–96 гг. он был назначен двинским воеводой и губернатором Архангельска, под его бдительным оком строится заложенный самим Петром I 24-пушечный фрегат «Святой Апостол Павел», город обрастает новыми укреплениями, расширяется Соломбальская верфь. Именно Апраксин заложил основы коммерческого и военного судостроения, впервые снарядил за границу русские суда с товарами. В 1697 году Апраксин контролировал судостроение и в Воронеже, где в срочном порядке создавался флот для Азовского моря. С 1700 года Ф.М. Апраксин – главный начальник Адмиралтейского приказа и Азовский губернатор, главный распорядитель всеми делами по устройству и снабжению адмиралтейств и судов, заходивших в Азовское и Балтийское моря. Он ведал делами снабжения, отвечал за строительство верфи в устье Воронежа, открытие пушечного завода в Липицах, выход в открытое море судов, постройку гавани и укреплений в Таганроге, углубление мелководных устьев Дона, исследовательские работы в море.

В 1707 году Федор Матвеевич пожалован в адмиралы и президенты адмиралтейств, получил личное командование над флотом на Балтийском море, а также часто командовал и сухопутными войсками. В 1708 он возглавил корпус, действующий в Ингерманландии, который отразил нападение шведов на Кроншлот, Котлин и Петербург: 28 сентября у Ракобора был разбит корпус Штромберга, а 16 октября – корпус Либекера в Капорском заливе (эти два корпуса по плану действия шведов шли с двух сторон и должны были в итоге объединиться). За победу Федор Матвеевич получил статус действительного тайного советника и графский титул. За заслуги Апраксина перед Отечеством и проявленное им военное искусство царь Петр наградил его специальной именной серебряной медалью, на одной стороне которой был изображен сам Апраксин и выгравирована надпись: «Царского Величества Адмирал Ф.М. Апраксин», а на другой – четыре военных парусных корабля на фоне сражения; вверху – две руки, простертые из облаков, держат лавровый венок – символ победы. По окружности – надпись: «Храня сие не спит; лучше смерть, а не неверность».

Александр Меншиков

Правая рука Петра Великого, Алексашка, харизматичная личность которого проявилась на многих поприщах, в том числе и в морском деле. Почти все инструкции и директивы, которые государь направлял в войска, проходили через руки Александра Даниловича. Нередко Петр подавал какую-либо мысль, а Меншиков находил для нее наилучшее воплощение. Он имел много чинов и регалий, в том числе в 1726 году он стал полным адмиралом. В день подписания Ништадтского мира, который завершил многолетнюю войну со шведами, Меншиков получил чин вице-адмирала. После этого он сосредоточился на вопросах внутреннего устройства российского флота, а с 1718 года отвечал за обустройство всех вооруженных сил России. Его правнук Александр Сергеевич Меншиков также был выдающимся адмиралом, командовавшим флотом в Крымской войне.

Иван Крузенштерн

Российский мореплаватель, адмирал. Он отличился не только в сражениях за Северное море, но и прославился как исследователь новых земель. Иван Крузенштерн вместе с Юрием Лисянским совершил первую русскую кругосветную экспедицию. Он открыл для России новые торговые пути в Ост-Индию и Китай. Он сумел доказать, что морское направление более выгодное. В период кругосветной экспедиции были исследованы такие острова Тихого океана, как Курилы, Камчатка и Сахалин. В 1827 году Крузенштерн назначен директором морского кадетского корпуса и членом адмиралтейств-совета. 16-летняя деятельность на посту директора ознаменована введением в курсы морского корпуса новых предметов преподавания, обогащением библиотеки и музеев его многими учебными пособиями, учреждением офицерского класса и другими улучшениями.

Павел Нахимов

Знаменитый русский адмирал, пожалуй, смог впервые проявить свой талант во время Крымской войны, когда черноморская эскадра под его командованием в штормовую погоду обнаружила и заблокировала главные силы турецкого флота в Синопе. В результате турецкий флот был уничтожен за считаные часы. За эту победу Нахимов получил Высочайшую грамоту Его Императорского Величества Николая со словами: «Истребление турецкой эскадры вы украсили летопись Русского флота новой победой». Нахимов также руководил оборонойСевастополя с 1855 года. Приняв непростое решение о затоплении русского флота, он перекрыл вражеским судам путь в бухту. Солдаты и матросы, защищавшие под его руководством южную часть Севастополя, называли адмирала «отцом-благодетелем».

Федор Ушаков

Адмирал Ушаков командовал Черноморским флотом, участвовал в Русско-турецкой войне, в ходе которой внес огромный вклад в развитие тактического ведения войны парусным флотом. Первую награду получил в 1783 году за успешную победу над чумой, свирепствовавшей в Херсоне. Действия Ушакова отличались необычайной отвагой и решительностью. Он смело выдвигал свой корабль на первые позиции, выбирая одно из опаснейших положений и тем самым показывая превосходный пример мужества своим командирам. Трезвая оценка обстановки, точный стратегический расчет с учетом всех факторов успеха и стремительная атака – вот что позволяло адмиралу выходить победителем во многих сражениях. Ушакова также по праву можно назвать основателем русской школы тактического боя в военно-морском искусстве. За ратные подвиги он был причислен Русской православной церковью к лику святых.

Владимир Шмидт

Предки адмирала Шмидта были выписаны в XVII веке Петром Великим в качестве корабельных мастеров из Франкфурта-на-Майне. Шмидт участвовал в Крымской войне, оборонял Севастополь и руководил морскими операциями в Русско-турецкую войну. За проявленную доблесть в боях был награжден золотым палашом «За храбрость» и орденом Святого Георгия IV степени. Только в одном 1855 году был четырежды ранен: в правую часть головы и грудь, осколком бомбы в левую сторону лба, в указательный палец левой руки и в левую ногу. К 1898 году стал полным адмиралом и кавалером всех существовавших на то время в России орденов. Его именем назван Мыс Шмидта на острове Русский.

Александр Колчак

Кроме того, что адмирал Колчак был вождем Белого движения и Верховным правителем России, он был еще и выдающимся ученым-океанографом, одним из крупнейших полярных исследователей, участником трех полярных экспедиций, а также автором монографии «Какой нужен России флот». Адмирал разработал теоретические основы подготовки и проведения совместных армейских операций на суше и в море. В 1908 году он читал лекции в Морской академии. Участвовал в Русско-японской войне, в том числе в самом продолжительном ее сражении – обороне Порт-Артура. В Первую мировую войну командовал дивизией миноносных кораблей Балтийского флота, а с 16-17-х годов – Черноморским флотом.

Владимир Истомин

Контр-адмирал русского флота, герой Севастопольской обороны. По окончании Морского корпуса в 1827 году простым гардемарином на линейном корабле «Азов» отправился в далекое плавание из Кронштадта в Портсмут, к берегам Греции. Там отличился в Наваринском сражении и получил Знак Отличия Военного ордена Святого Георгия и звание мичмана. В 1827-1832 годах В. Истомин бороздил Средиземное море, совершенствуя свое морское образование в серьезной военной обстановке, созданной продолжительными крейсерствами в Архипелаге и участием в блокаде Дарданелл и высадке на Босфоре. В 1830 году был награжден орденом Святой Анны 3-й степени. Впоследствии служил на Балтийском флоте, потом — на Черном море. В 1837 году был произведен в лейтенанты и назначен командиром парохода «Северная Звезда», на котором в том же году совершили плавание по портам Черного моря император Николай I с императрицей. Истомин награжден орденом Святого Владимира 4-й степени и бриллиантовым перстнем. В 1843 году он получил орден Святого Станислава 2-й степени. До 1850 года находился в распоряжении наместника на Кавказе князя Воронцова, принимая деятельное участие в совместных операциях армии и флота, направленных к покорению Кавказа. В 1846 году был награжден орденом Святой Анны 2-й степени, а в следующем году за действия против горцев произведен в капитаны 2 ранга. В 1849-м становится капитаном 1 ранга. В 1850 году он командир линейногокорабля «Париж». В 1852 году был представлен к ордену Святого Владимира 3-й степени. Отличился в Синопской битве 18 ноября 1853 года, за чтополучил звание контр-адмирала. В донесении императору адмирал П.С.Нахимов особенно отмечал действия линейного корабля «Париж» в Синопском бою: «Нельзя было довольно налюбоваться прекрасными и хладнокровно рассчитанными действиями корабля „Париж“». В 1854 году, когда началась осада Севастополя, Истомин был назначен командиром 4-й оборонительной дистанции Малахова кургана, а затем стал начальником штаба при вице-адмирале В. Корнилове. 20 ноября 1854 года Истомин был награжден орденом Святого Георгия3-й степени. Истомин был одним из деятельнейших и храбрейших участников в организации этой изумительной обороны. После смерти Корнилова он буквально ни на один день не покидал своих позиций; он и жил на Камчатском редуте, в землянке. 7 марта 1855 года 45-летнему В. И. Истомину ядром оторвало голову, когда он выходил из своей землянки. Истомин был погребен в севастопольском соборе Святого Владимира, в одном склепе с адмиралами М.П. Лазаревым, В.А. Корниловым, П.С. Нахимовым. В.И. Истомин имел четырех братьев, и все они служили во флоте; Константин и Павел дослужились до адмиральских чинов.

Владимир Истомин

Знаменитый российский флотоводец был воспитанником Морского кадетского корпуса. В 1823 году поступил на военно-морскую службу, был первым капитаном «Двенадцати апостолов». Отличился в Наваринском сражении 1827 года, будучи мичманом на флагмане «Азов». С 1849 года – начальник штаба Черноморского флота. Корнилов фактически является основоположником парового флота России. В 1853 году участвовал в первом историческом бое паровых судов: 10-пушечный парофрегат «Владимир» под его флагом начальника штаба Черноморского флота вступил в бой с 10-пушечным турецко-египетским пароходом «Перваз-Бахри». После 3-часового боя «Перваз-Бахри» вынужден был спустить флаг. Во время начавшейся войны с Англией и Францией фактически командовал Черноморским флотом, до своей героической гибели был непосредственным начальником П.С. Нахимова и В.И. Истомина. После высадки англо-французских войск в Евпатории и поражения русских войск на Альме Корнилов получил приказ от главнокомандующего в Крыму князя Меншикова затопить корабли флота на рейде, чтобы использовать матросов для обороны Севастополя с суши. Корнилов собрал на совет флагманов и капитанов, где сказал им, что, поскольку из-за наступления вражеской армии положение Севастополя практически безнадежно, флотдолжен атаковать противника на море, невзирая на огромный численный итехнический перевес врага. Пользуясь беспорядком в расположении английских и французских кораблей у мыса Улюкола, русский флот должен был напасть первым, навязав противнику абордажный бой, взрывая, если потребуется, свои корабли вместе с кораблями противника. Это бы позволило нанести вражескому флоту такие потери, что дальнейшие его операции были бы сорваны. Отдав приказ готовиться к выходу в море, Корнилов отправился к князю Меншикову и объявил тому свое решение дать бой. В ответ князь повторил отданное приказание — затопить корабли. Корнилов отказался повиноваться приказу. Тогда Меншиков распорядился отправить Корнилова в Николаев, а командование передать вице-адмиралу М.Н. Станюковичу. Однако раздосадованный Корнилов сумел дать достойный ответ: «Остановитесь! Это самоубийство… то, к чему вы меня принуждаете… но чтобы я оставил Севастополь, окруженный неприятелем — невозможно! Я готов повиноваться вам». В.А. Корнилов организовал оборону Севастополя, где особо ярко проявился его талант как военного руководителя. Командуя гарнизоном в 7 000 человек, он показал пример умелой организации активной обороны. Корнилов по праву считается основоположником позиционных методов ведения войны (непрерывные вылазки обороняющихся, ночные поиски, минная война, тесное огневое взаимодействие кораблей и крепостной артиллерии). В.А. Корнилов погиб на Малаховом кургане 5(17) октября 1854 года во время первой бомбардировки города англо-французскими войсками. Был погребен в севастопольском соборе Святого Владимира, в одном склепе с адмиралами М.П. Лазаревым, П.С. Нахимовым и В.И. Истоминым.

Всеволод Руднев

Герой Русско-японской войны, контр-адмирал Российского Императорского флота, командир легендарного крейсера «Варяг». В начале морской карьеры участвовал в кругосветном путешествии. Он одним из первых привез из Франции специально построенный для России паровой военный корабль. C 1889 года В.Ф. Руднев находился в заграничном плавании на крейсере «Адмирал Корнилов», снова под командованием капитана 1-го ранга Е.И. Алексеева. На «Адмирале Корнилове» Руднев участвовал в маневрах Тихоокеанского флота, стал старшим офицером корабля. В 1890-м возвращается в Кронштадт. С 1891-го он командует кораблями и продвигается по служебной лестнице. В 1900-м в Порт-Артуре проводились дноуглубительные работы на внутреннем рейде, перестроен и расширен сухой док, порт был электрифицирован, была укреплена береговая оборона. Руднев становится старшим помощником командира порта в Порт-Артуре. В то время Порт-Артур был базой 1-й Тихоокеанской эскадры, основы силы Русского флота на Дальнем Востоке. Руднев не был рад своему назначению, но, тем не менее, он взялся за работу с энтузиазмом. В декабре 1901 года он получил звание капитана 1-го ранга. В декабре 1902-го вышел приказ по Морскому министерству, которым Всеволод Фёдорович Руднев был назначен командиром крейсера «Варяг». На «Варяг» он пришел уже опытным морским офицером, прошедшим службу на семнадцати кораблях и командовавший девятью, будучи участником трех кругосветных путешествий, одно из которых проделал будучи командиром судна.

Обстановка на Дальнем Востоке России ухудшалась. Япония форсировала усилия по подготовке к войне. Японцы сумели добиться немалого превосходства в силах над дальневосточной группировкой войск Российской империи. Накануне войны «Варяг» распоряжением царского наместника наДальнем Востоке генерал-адъютанта адмирала Е.И. Алексеева был направлен в нейтральный корейский порт Чемульпо, в котором «Варяг» должен был охранять русскую миссию и нести обязанности старшего стационера на рейде.26 января (7февраля) 1904-го японская эскадра остановилась на внешнемрейде залива. На внутреннем рейде были русские — крейсер «Варяг» и канонерская лодка «Кореец», а также иностранные военные корабли. Утром 27 января (9 февраля) 1904 года Руднев получил ультиматум контр-адмирала Сотокити Уриу, объявлявший о том, что Япония и Россия находятся в состоянии войны. Японцы требовали от русских покинуть рейд до полудня, угрожая в противном случае открыть по ним огонь. Подобные действия в нейтральном порту явились бы нарушением международного права.

В.Ф. Руднев принял решение прорываться из залива. Перед строем офицеров и матросов крейсера он сообщил им об ультиматуме японцев и о своем решении. Японская эскадра преградила путь в открытое море. Эскадра противника открыла огонь». «Варяжцы» ответили, дав достойный отпор врагу, боролись с пробоинами и пожарами под мощным огнем противника. По сообщениям из разных источников, огнем с «Варяга» были повреждены японские крейсеры «Асама», «Чиода», «Такачихо» и потоплен один миноносец. «Варяг» вернулся в порт, имея сильный крен на один борт. Машины вышли из строя, порядка 40 орудий разбиты. Было принято решение: снять команды с кораблей, крейсер затопить, канонерскую лодку взорвать, чтобы они не достались врагу. Решение было незамедлительно исполнено. Раненный в голову и контуженный Руднев последним покинул борт корабля. Капитан 1-го ранга В.Ф. Руднев был награжден орденом Святого Георгия 4-й степени, получил чин флигель-адъютанта и стал командиром эскадренного броненосца «Андрей Первозванный». В ноябре 1905-го Руднев отказался принять дисциплинарные меры против революционно настроенных матросов своего экипажа. Последствием этого было увольнение его в отставку с производством в контр-адмиралы. В 1907 году японский император Муцухито в знак признания героизма русских моряков направил В.Ф. Рудневу орден Восходящего солнца II степени. Руднев, хотя и принял орден, никогда его не надевал.

10 великих русских путешественников, имена которых увековечены на географической карте


Карта Семёна Дежнева.

Русские мореплаватели наряду с европейскими являются известнейшими первопроходцами, открывшими новые материки, участки горных хребтов и обширных акваторий. Они стали первооткрывателями значимых географических объектов, сделали первые шаги в освоении труднодоступных территорий, совершили кругосветные путешествия. Так кто же они — покорители морей, и о чем именно мир узнал благодаря им?

Афанасий Никитин — самый первый русский путешественник

Афанасий Никитин по праву считается первым русским путешественником, которому удалось посетить Индию и Персию (1468-1474 годы, по другим данным 1466-1472). На обратном пути он побывал в Сомали, Турции, Маскате. На основе путешествий Афанасий составил записки «Хождение за три моря», которые стали востребованными и уникальными историческими и литературными пособиями. Эти записи стали первой в истории России книгой, выполненной не в формате рассказа о паломничестве, а описывающей политические, экономические и культурные особенности территорий.


Афанасий Никитин./Фото: www.behance.net

Он смог доказать, что даже будучи членом бедной крестьянской семьи можно стать известным исследователем и путешественником. Его именем названы улицы, набережные в нескольких российских городах, теплоход, пассажирский поезд и авиаборт.

Семен Дежнев, основавший Анадырский острог

Казачий атаман Семен Дежнев был арктическим мореплавателем, который стал первооткрывателем целого ряда географических объектов. Где бы ни служил Семен Иванович, везде он стремился изучать новое и ранее неизведанное. Он даже смог пересечь Восточно-Сибирское море на самодельном коче, пройдя путь от Индигирки до Алазеи.
В 1643 году в составе отряда исследователей Семен Иванович открыл Колыму, где со своими сподвижниками основал город Среднеколымск. Через год Семен Дежнев продолжил свою экспедицию, прошел вдоль Берингова пролива (который тогда еще не имел этого названия) и открыл самую восточную точку материка, названную впоследствии мысом Дежнева. Также его имя носят остров, полуостров, бухта, село.


Семен Дежнев./Фото: sku-vz.com.ua

В 1648 году Дежнев вновь отправился в путь. Его судно потерпело крушение в водах, расположенных в южной части реки Анадырь. Добравшись на лыжах, моряки отправились вверх по реке и там остались на зимовку. Впоследствии это место появилось на географических картах и получило название Анадырский острог. По итогам экспедиции путешественник смог сделать подробные описания, составить карту тех мест.

Витус Ионассен Беринг, организовавший экспедиции на Камчатку

Две Камчатских экспедиции вписали в историю морских открытий имена Витуса Беринга и его сподвижника Алексея Чирикова. Во время первого путешествия мореплаватели провели исследование и смогли дополнить географический атлас объектами, расположенными в Северо-Восточной Азии и на Тихоокеанском побережье Камчатки.
Открытие Камчатского и Озерного полуостровов, заливов Камчатского, Креста, Карагинского, бухты Проведения, острова Святого Лаврентия — тоже заслуга Беринга и Чирикова. В то же время был найден и описан еще один пролив, который впоследствии стал называться Беринговым.


Витус Беринг./Фото: img-fotki.yandex.ru

Вторая экспедиция была предпринята ими с целью поиска пути к Северной Америке и изучения Тихоокеанских островов. В этом путешествии Беринг и Чириков заложили Петропавловский острог. Он получил свое название из объединенных названий их кораблей («Святой Петр» и «Святой Павел) и впоследствии стал городом Петропавловском-Камчатским.

На подходе к берегам Америки корабли единомышленников потеряли друг друга из виду, сказался сильный туман. «Святой Петр», управляемый Берингом, доплыл до западного побережья Америки, но попал в сильнейший шторм на обратном пути — корабль был выброшен на островок. На нем и прошли последние минуты жизни Витуса Беринга, а остров впоследствии стал носить его имя. Чириков на своем корабле тоже достиг Америки, но благополучно завершил свое плавание, обнаружив на обратной дороге несколько островов Алеутской гряды.

Харитон и Дмитрий Лаптевы и их «именное» море

Двоюродные братья Харитон и Дмитрий Лаптевы были единомышленниками и помощниками Витуса Беринга. Именно он назначил Дмитрия командиром корабля «Иркутск», а его дубль-шлюпкой «Якутск» руководил Харитон. Они принимали участие в Великой Северной экспедиции, целью которой было изучить и точно описать и нанести на карту русские берега океана, от Югорского шара до Камчатки.
Каждый из братьев внес весомый вклад в освоение новых территорий. Дмитрий стал первым мореплавателем, сделавшим съемку берегов от устья Лены до устья Колымы. Он составил подробные карты этих мест, взяв за основу математические расчеты и астрономические данные.


Харитон и Дмитрий Лаптевы./Фото: national-travel.ru

Харитон Лаптев со своими сподвижниками вел исследования самого северного участка побережья Сибири. Именно он определил размеры и очертания огромного полуострова Таймыр — выполнил съемку восточного его побережья, смог выявить точные координаты прибрежных островов. Экспедиция проходила в сложных условиях — большое количество льда, снежные бураны, цинга, ледяной плен — много пришлось пережить команде Харитона Лаптева. Но они продолжали начатую работу. В этой экспедиции помощник Лаптева Челюскин открыл мыс, который впоследствии был назван в его честь.
Отмечая большой вклад Лаптевых в освоение новых территорий, члены Русского географического общества решили назвать их именем одно из крупнейших морей Арктики. Также в честь Дмитрия назван пролив между материком и островом Большой Ляховский, а имя Харитона носит западное побережье острова Таймыр.

Крузенштерн и Лисянский — организаторы первого русского кругосветного плавания

Иван Крузенштерн и Юрий Лисянский — первые русские мореплаватели, совершившие кругосветное путешествие. Их экспедиция длилась три года (началась в 1803 и завершилась в 1806 году). Они со своими командами отправились в путь на двух кораблях, которые носили названия «Надежда» и «Нева». Путешественники прошли через Атлантический океан, вошли в воды Тихого океана. По ним моряки доплыли до Курильских островов, Камчатки и Сахалина.


Иван Крузенштерн./Фото: kolanews.ru

Это путешествие позволило собрать важную информацию. На основе данных, добытых мореплавателями, была составлена подробная карта Тихого океана. Еще одним важным итогом первой русской кругосветной экспедиции стали данные, полученные о флоре и фауне Курил и Камчатки, местных жителях, их обычаях и культурных традициях.
Во время своего путешествия моряки пересели экватор и по морским традициям не смогли оставить это событие без известного ритуала — матрос, переодетый в Нептуна, приветствовал Крузенштерна и спрашивал, для чего его судно прибыло туда, где ни разу не бывал российский флаг. На что получил ответ, что они здесь исключительно для славы и развития отечественной науки.

Василий Головнин — первый мореплаватель, которого удалось вызволить из Японского плена

Русский мореплаватель Василий Головнин руководил двумя кругосветными экспедициями. В 1806 году он, будучи в звании лейтенанта, получил новое назначение и стал командиром шлюпа «Диана». Интересно, что это единственный в истории русского флота случай, когда управлением кораблем доверили лейтенанту.
Руководство поставило целью кругосветной экспедиции изучение северной части Тихого океана, с особым вниманием на ту его часть, которая находится в пределах родной страны. Путь «Дианы» был не легким. Шлюп прошел остров Тристан-да-Кунья, миновал мыс Надежды и вошел в порт, принадлежавший англичанам. Здесь корабль был задержан властями. Англичане сообщили Головнину о начале войны между двумя странами. Российский корабль не был объявлен взятым в плен, но и покинуть бухту команде не разрешалось. Проведя в таком положении больше года, в середине мая 1809 «Диана» во главе с Головниным попыталась сбежать, что морякам успешно удалось — корабль прибыл на Камчатку.


Василий Головин./Фото: mediaryazan.ru

Следующее ответственное задание Головнин получил в 1811 году — он должен был составить описания Шантарских и Курильских островов, берега Татарского пролива. Во время своего путешествия он был обвинен в несоблюдении принципов сакоку и захвачен в плен японцами более чем на 2 года. Вызволить команду из плена удалось лишь благодаря хорошим отношениям одного из русских морских офицеров и влиятельного японского купца, который смог убедить свое правительство в безобидных намерениях русских. Стоит отметить, что до этого никто в истории из японского плена не возвращался.
В 1817-1819 годах Василий Михайлович совершил еще одно кругосветное путешествие на специально построенном для этого корабле «Камчатка».

Фаддей Беллинсгаузен и Михаил Лазарев — первооткрыватели Антарктиды

Капитан второго ранга Фаддей Беллинсгаузен был решительно настроен найти истину в вопросе о существовании шестого материка. В 1819 году он вышел в открытое море, тщательно подготовив два шлюпа — «Мирный» и «Восток». Последним командовал его единомышленник Михаил Лазарев. Первая кругосветная антарктическая экспедиция ставила перед собой и иные задачи. Помимо нахождения неопровержимых фактов, подтверждающих или опровергающих существование Антарктиды, путешественники собирались исследовать акватории трех океанов — Тихого, Атлантического и Индийского.


Фаддей Беллинсгаузен./Фото:ocean-media.su

Результаты этой экспедиции превзошли все ожидания. За 751 день, который она длилась, Беллинсгаузен и Лазарев смогли сделать несколько значимых географических открытий. Безусловно, самое важное из них — существование Антарктиды, это историческое событие произошло 28 января 1820 года. Также за время путешествия были найдены и нанесены на карту порядка двух десятков островов, созданы зарисовки с видами Антарктики, изображения представителей антарктической фауны.

Михаил Лазарев./Фото: sevstory.ru

Интересно, что попытки открыть Антарктиду предпринимались не единожды, но ни одна из них не увенчалась успехом. Европейские мореплаватели считали, что либо ее нет, либо она расположена в местах, в которые просто невозможно попасть по морю. А вот русским путешественникам хватило упорства и целеустремленности, поэтому имена Беллинсгаузена и Лазарева внесены в списки величайших мореплавателей мира.
Есть и современные путешественники. Один из них Федор Конюхов — человек, который покорил семь вершин и пять полюсов.

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми: