Ракеты средней и меньшей дальности

Содержание

США вышли из договора о ликвидации ракет средней и меньшей дальности (РСМД), обвинив Россию в несоблюдении соглашения.

Как договаривались

СССР в середине 70-х годов XX века начал развертывать на западных рубежах баллистические ракеты средней дальности РСД-10 «Пионер» (SS-20). США в 1979 году приняли «двойной план довооружения Европы» и чуть позже начали развертывать баллистические ракеты Pershing-II и крылатые ракеты наземного базирования BGM-109G в ФРГ, Британии, Италии, Бельгии и Нидерландах. Переговоры об ограничении этого вида вооружений велись с начала 1980-х, и проходили в несколько этапов. Обсуждался, в частности, отвод советских ракет за Урал в обмен на вывод американских из Европы.

8 декабря 1987 года генеральный секретарь ЦК КПСС Михаил Горбачев и президент США Рональд Рейган подписали в Вашингтоне договор о ликвидации ракет средней и меньшей дальности (РСМД). Соглашение вступило в силу 1 июня 1988 года.

О чем договорились

Стороны обязались за три года уничтожить все комплексы баллистических и крылатых ракет наземного базирования средней (1–5,5 тыс. км) и меньшей (0,5–1 тыс. км) дальности, а также не иметь, не производить и не испытывать таких ракет в будущем. Для контроля стороны могли проводить инспекции в течение 13 лет после его вступления в силу.

Как исполняли

СССР уничтожил баллистические ракеты комплексов «Темп-С» (дальностью 900 км), «Ока» (хотя формально он под договор не подпадал — его дальность составляла 400 км), «Пионер» (до 5 тыс. км), устаревшие Р-12 (около 2 тыс. км) и Р-14 (4,5 тыс. км). Также были уничтожены новейшие крылатые ракеты РК-55 «Рельеф» (2,6 тыс. км), которые были приняты на вооружение в 1986 году и еще не были развернуты.

США ликвидировали баллистические ракеты Pershing-IA (дальностью 740 км), Pershing-II (1,77 тыс. км) и крылатые BGM-109G (наземная модификация ракеты Tomahawk до 2,5 тыс. км). Согласно договору были уничтожены также пусковые установки, стартовые сооружения, вспомогательное оборудование и другая техника.

СССР вывел из эксплуатации в два раза больше ракет, чем США (1836 и 859 соответственно), почти в три раза больше пусковых установок (851 против 283), уничтоженные советские ракеты могли нести почти в четыре раза больше ядерных боевых блоков (3154 против 846).

Когда начались проблемы

Договор о РСДМ является бессрочным. Каждая из сторон имеет право выйти из него, если решит, что «связанные с содержанием настоящего договора исключительные обстоятельства поставили под угрозу ее высшие интересы». О своем выходе она должна уведомить за шесть месяцев.

В октябре 2007 года на встрече с госсекретарем США Кондолизой Райс и министром обороны Робертом Гейтсом в Москве Владимир Путин не исключил, что Россия может выйти из договора о РСМД, заявив: «Нам будет сложно оставаться в рамках этого соглашения, когда другие государства активно развивают такие системы вооружений. В том числе государства, которые находятся в непосредственной близости от наших границ».

В июле 2014 года Барак Обама в письме Владимиру Путину впервые на уровне глав государств обвинил Россию в испытаниях крылатых ракет средней дальности, нарушающих договор. В свою очередь, у России так же нашлись претензии к США относительно соблюдения ими некоторых пунктов договора (см. ниже). Проведенные после этого консультации в рамках Специальной контрольной комиссии по Договору и переговоры на различных дипломатических уровнях не смогли снять озабоченностей сторон.

В чем стороны обвиняют друг друга

США утверждают, что российские военные в нарушение договора разрабатывают новую крылатую ракету наземного базирования с дальностью полета более 500 км. В 2017 году стало известно, что речь идет о ракете SSC-8 по классификации США (также известна как 9М729) на основе ракеты морского базирования 3M-54 «Калибр». По данным американских спецслужб, она уже поставлена в войска. Москва подтверждает существование ракеты, но отрицает, что она по своим характеристикам нарушает РСМД.

Россия выдвигает три встречных претензии:

— использование для отработки ПРО учебных целей ракет-мишеней Нera, LRALT и MRT, которые, по мнению российской стороны, по своим характеристикам не отличаются от баллистических ракет средней дальности;

— применение ударных беспилотников Reaper и Predator с радиусом действия свыше 500 км, которые подпадают по зафиксированное в договоре определение крылатых ракет;

— размещение в Польше и Румынии пусковых установок противоракет Mk 41, которые, как считает российская сторона, могут использоваться и для запуска запрещенных договором крылатых ракет.

Кто еще обладает подобными ракетами

В настоящее время пять стран — Китай, Индия, Пакистан, Израиль, КНДР — обладают баллистическими ракетами средней дальности наземного базирования в ядерном оснащении, еще ряд государств имеет ракеты этого класса в обычном снаряжении.

Особую озабоченность США вызывает Китай. По данным ежегодного доклада Министерства обороны Конгрессу США, опубликованного в мае 2018 года, у КНР насчитывается до 330 баллистических ракет средней дальности (до 30 ракет дальностью 3–5,4 тыс. км, а также 200–300 ракет дальностью от 1,5 тыс. до 3 тыс. км) на 100–150 пусковых установках. А также 1–1,2 тыс. ракет малой дальности (от 300 до 1 тыс. км) на 250–300 пусковых установках.

В число ракет малой дальности входят «Дунфэн-15» (по классификации НАТО — CSS-6), «Дунфэн-11» (CSS-7), «Дунфэн-16» (CSS-11) и другие. В число ракет средней дальности — «Дунфэн-21» (CSS-5), «Дунфэн-26» (принята на вооружение в апреле 2018 года) и другие. Ракеты серии «Дунфэн» обозначаются также аббревиатурой DF.

Как уходит эпоха разоружения

Договор о РСДМ стал не первой жертвой ухудшающихся отношений России с Западом.

В 2002 году США в одностороннем порядке вышли из договора 1972 года об ограничении систем противоракетной обороны (ПРО).

В 2007 году Россия приостановила действие договора об обычных вооруженных силах в Европе (ДОВСЕ) от 1990 года, ограничивавшего пять основных категорий вооружений и техники.

В 2016 году Россия приостановила участие в соглашении с США об утилизации оружейного плутония (СОУП) от 2002 года.

В 2018 году возникли проблемы с реализацией договора по открытому небу (ДОН) 1992 года, повышающего меры доверия путем взаимных разведывательных полетов.

Под вопросом продление договора о мерах по дальнейшему сокращению и ограничению стратегических наступательных вооружений (СНВ-3), заключенного в 2010 году.

Мнения экспертов

Программный директор Российского совета по международным делам Иван Тимофеев: «Представьте, если вдруг происходит какой-то технический сбой, происходит запуск ракет. В текущих условиях, если это межконтинентальная баллистическая ракета, есть время для того, чтобы по линии горячей связи предупредить о том, что это ошибка, это случайный запуск и так далее. А представьте, если у вас не двадцать пять минут, а несколько минут. Ничего нельзя будет успеть сделать» (22 октября в интервью “Ъ FM”).

Директор Московского центра Карнеги Дмитрий Тренин: «Политически такой ход Трампа — накануне выборов в Конгресс — наносит удар по критикам, которые постоянно упрекают президента в потакании Кремлю… В практическом плане выход из ДРСМД развязывает Вашингтону руки, в первую очередь для устрашения КНДР и одновременно усиления давления на Китай, о котором Трамп специально упомянул в своем заявлении о выходе из договора» (в статье, размещенной 22 октября на сайте центра).

Эксперт американского Центра военно-морского анализа Майкл Кофман: «Конгресс еще должен выделить средства на создание подобных систем, и до того, как это случится, пройдет некоторое время. Тогда как у Москвы, очевидно, уже есть подобные ракеты, и она сможет сразу же их легализовать, извлекая пользу из отмены договора» (21 октября в комментарии “Ъ”).

Евгений Козичев, Михаил Малаев, Евгений Федуненко, Ольга Шкуренко

Тупик средней и меньшей дальности

«Новая» уже не раз к судьбе ДРСМД и его возможному краху обращались. Это делал наш военный обозреватель Павел Фельгенгауэр (см. № 136, 07.12.2018). На эту тему мы обстоятельно беседовали с известным экспертом по военно-политическим проблемам академиком Алексеем Арбатовым («Новая», № 60, 08.06.2018).

Однако сегодня, когда до 2 февраля — истечения срока американского ультиматума — остается всего несколько дней, мы решили вновь обратиться к этой теме. И попытаться выяснить, можно ли еще спасти этот Договор — одну из несущих опор современной системы международной безопасности?

На вопросы «Новой» отвечает генерал-майор в отставке Владимир Дворкин, заслуженный и компетентный военный ученый-эксперт. Доктор технических наук, профессор, он с 1993 по 2001 год возглавлял 4-й ЦНИИ МО РФ, который занимается научным обеспечением строительства сил стратегического назначения и развития стратегического ракетного вооружения. Генерал Дворкин — один из основных авторов российских программных документов, относящихся к стратегическим ядерным силам. В течение многих лет он участвовал в качестве эксперта в подготовке договоров по ограничению и сокращению стратегических ядерных вооружений, а также того самого ДРСМД, сохранение которого сегодня под угрозой.

Владимир Дворкин. Фото из архива

Вот эти вопросы:

  1. — Насколько основательны претензии США к РФ, и наоборот — РФ к США — по поводу нарушений Договора?

  2. — Есть ли способ надежной технической верификации предполагаемых нарушений? И последующих ненарушений?

  3. — На какую проверку может пойти российская сторона, чтобы это не затронуло «военную тайну»?

  4. — Готовы ли к проверке своих пусковых установок США? А что с их дронами и мишенями?

  5. — Можно ли достигнуть компромисса, скажем, о неразмещении наземных средств в Европе в случае денонсации Договора?

  6. — Чем опасен крах РСМД?

О предполагаемых нарушениях

Как известно, претензии США по нарушению ДРСМД связаны с испытаниями российской крылатой ракеты 9М729, которую американцы считают похожей на крылатую ракету «Калибр». Ракета была впервые испытана на полигоне из стационарной пусковой установки, что не противоречит ДРСМД (п. 11 ст. 7 Договора). Американцы утверждают, что позже эта ракета была испытана с использованием пусковой установки комплекса «Искандер», что запрещено Договором.

Претензии России к США связаны с развертыванием в Румынии и в дальнейшем в Польше комплекса ПРО с пусковыми установками Мк-41, аналогичными тем, что находятся на кораблях ВМС США, которые способны запускать не только противоракеты типа «Стандарт-3М», но и крылатые ракеты «Томагавк», обладающие дальностью полета 2500 км. Кроме того — в использовании при испытании системы ПРО баллистических ракет-мишеней типа «Гера», которые являются аналогом баллистических ракет средней дальности, а также в создании ударных беспилотных летательных аппаратов (БЛА) «Предатор» и «Рипер» с дальностью полета свыше 500 км.

Этим взаимным претензиям уже более 5 лет, и во время их появления представлялось, что они носят формальный технический характер, по существу не влияют на изменения боевых наступательных потенциалов сторон и могут быть сняты в Специальной контрольной комиссии (СКК), которая должна функционировать в рамках Договора РСМД (п. 1 ст. XII).

Фото: РИА Новости

О возможности проверок

Россия вполне могла бы предоставить инспекторам США крылатую ракету, испытанную из пусковой установки «Искандера», показать техническую документацию, подтверждающую разрешенную дальность и условия проведения летных испытаний. И никакой военной тайны при этом не разглашалось бы.

Что касается российских претензий, то потенциальные возможности пусков ракет «Томагавк» из наземных пусковых установок Мк-41 существуют (хотя американцы с этим не согласны, ссылаясь на необходимые доработки, с военной точки зрения бессмысленные). В США в настоящее время только на надводных кораблях и подводных лодках развернуты более 6000 ракет «Томагавк». Замена противоракет в Румынии и Польше на ракеты «Томагавк», то есть вклад еще 20–40 таких ракет в уже имеющийся потенциал будет ничтожным. Иначе говоря, разумного сценария боевого применения ракет «Томагавк» из этих пусковых установок для ПРО нет.

Кроме того, стационарный наземный контейнер для запуска крылатых ракет «Томагавк» обладает нулевой живучестью, поскольку может быть выведен из строя одним ударным беспилотником или крылатой ракетой типа «Калибр». Использование подобных пусковых установок для запуска боевых крылатых ракет противоречит принятой концепции обеспечения живучести вооружения. Для этого необходимо использовать мобильные пусковые установки.

Возможность использования ракет «Гера», собранных из второй и третьей ступеней снятых с вооружения ракет «Минитмен-2», в качестве ускорительных средств для вывода объектов в верхние слои атмосферы в различных целях предусмотрена п. 12 ст. VII Договора о РСМД.

Формального запрета на создание БЛА (беспилотников, дронов) с дальностью полета более 500 км в Договоре о РСМД нет, поскольку во времена разработки Договора этой проблемы не существовало, хотя определение крылатой ракеты подходит для БЛА. По этому вопросу необходимо отдельное соглашение с учетом стремительного развития этого направления в США, России и многих других государствах.

Все это показывает потенциальную возможность разрешения спорных вопросов в рамках СКК при нормальных отношениях сторон.

Как проверить американцев

Однако постоянно нарастающее взаимное недоверие сторон, особенно после событий 2014 года, в нынешней обстановке приобрело острый политический характер. Именно это привело к тупику в разрешении не только ядерных, но и других проблем.

Попытки разрешить проблемы ДРСМД на нескольких заседаниях СКК вплоть до последнего времени были безрезультатными.

Конечно, руководство России уже заявило о неприятии двухмесячного ультиматума США о ликвидации ракеты 9М729 и связанной с ней инфраструктуры. Существует высокая вероятность того, что американцы денонсируют ДРСМД. Тем не менее все-таки еще возможно спасение Договора при взаимных компромиссах, позволяющих сохранить лицо российскому руководству. Во всяком случае по главной претензии России. Это принятая политико-дипломатическая практика. Для этого американцам целесообразно было бы предоставить России гарантии не размещать «Томагавки» в пусковых установках Мк-41 в Румынии и Польше демонстрацией технических мер и согласовать периодичность посещения их российскими инспекторами.

Опасность «упреждающих мер»

В условиях денонсации ДРСМД срочной необходимости для США и России разрабатывать и развертывать баллистические и крылатые ракеты средней дальности нет, хотя военно-политических деклараций и планов может быть много. Особенно нецелесообразно совершать какие-нибудь упреждающие практические действия России, которые способны привести к негативным последствиям.

Фото: РИА Новости

В периоды гонки ядерных вооружений СССР всегда был вынужден догонять США по количеству ядерных зарядов и качеству оружия из-за технологического отставания, несмотря на усилия наших талантливых конструкторов. Американцы первыми резко увеличили количество боезарядов на МБР (межконтинентальных баллистических ракетах) и БРПЛ (баллистических ракетах подводных лодок) за счет оснащения их разделяющимися головными частями, нам пришлось догонять. То, что мы не перегоняли американцев, было позитивным фактором (как говорили, не нужно, чтобы они увидели наши спины).

Самый яркий негативный пример — упреждающее массированное развертывание советских ракет «Пионер» (по западной классификации SS-20) с тремя боезарядами на каждой ракете, представлявшими угрозу тотального уничтожения всех государств НАТО (развертывание началось в 1977 году). В СССР это объясняли необходимостью замены устаревших и слабо защищенных Р-12 и Р-14 стационарного базирования. Еще в то время такое планирование далеко не всеми считалось рациональным. В частности, в 4-м ЦНИИ Минобороны обосновали целесообразность разработки мобильного ракетного комплекса под названием «Боевик» с ракетой, оснащенной одним боезарядом с программой сбалансированного ввода его в боевой состав по мере снятия ракет Р-12 и Р-14. Это было бы значительно дешевле. При таком сценарии массированного ответного развертывания в Европе высокоточных американских ракет, представляющих особую опасность для центральных пунктов управления и стратегических ядерных объектов в европейской части страны, можно было избежать. Но высшим руководством СССР было принято другое решение.

Опережающие планы и шаги нецелесообразны по многим направлениям, в том числе и по новым кажущимся очень эффективными образцами вооружений, включая гиперзвуковые.

Американцы со своим финансовым и технологическим потенциалом способны ответить нам большими стратегическими неприятностями.

Оценить, что может быть в обозримой перспективе, трудно. Советник Трампа по нацбезопасности Джон Болтон уже заявлял, что в США нет планов развертывания ракет в Европе, но гарантий он дать не может.

Опасности денонсации Договора

Прекращение действия ДРСМД и развертывание сторонами ракет в Европе способно вернуть отношения России и Запада в условия значительно более жесткой конфронтации времен холодной войны, чем это было в середине 80-х годов прошлого столетия. В Европе появились бы новые, еще более эффективные баллистические и крылатые ракеты, которые будут значительно ближе к границам России. России пришлось бы разрабатывать и развертывать дорогостоящее ракетное вооружение, ставящее под угрозу ядерного удара административно-промышленные мегаполисы с десятками миллионов людей в Европе, всю инфраструктуру НАТО и морские порты.

Все это может привести к разрушению принципов стратегической стабильности, три десятилетия позволяющей сохранять надежный контроль над стратегическими ядерными вооружениями и предотвращать ядерный апокалипсис.

История Договора о ликвидации ракет средней и меньшей дальности

ТАСС-ДОСЬЕ. 30 мая 2019 года президент России Владимир Путин внес на рассмотрение Госдумы проект закона о приостановлении действия Договора о ликвидации ракет средней и меньшей дальности. Редакция ТАСС-ДОСЬЕ подготовила материал об этом документе.

История подписания

Договор о ликвидации ракет средней и меньшей дальности (ДРСМД) был подписан генеральным секретарем ЦК КПСС Михаилом Горбачевым и президентом США Рональдом Рейганом 8 декабря 1987 года в ходе советско-американской встречи на высшем уровне в Вашингтоне. Подписанию предшествовала серия переговоров. Камнем преткновения было советское предложение о ликвидации ракет средней дальности (РСД), развернутых США и СССР в Западной и Восточной Европе на рубеже 1970-1980-х годов, и масштабном сокращении стратегических ядерных сил в увязке с отказом США от провозглашенной в 1983 году космической противоракетной программы СОИ («Стратегическая оборонная инициатива»). Советское руководство отказалось от обсуждения «ракетных» вопросов исключительно вместе с СОИ только после встречи Горбачева и Рейгана в октябре 1986 года в Рейкьявике (Исландия). К весне 1987 года ракеты средней дальности были выделены в отдельный переговорный блок, а к осени была достигнута договоренность о формуле «глобального нуля», согласно которой ракеты средней, а также меньшей дальности (РМД) не просто выводились за пределы Европы (применительно к СССР за пределы европейской части страны), как это обсуждалось в Рейкьявике, но подлежали полному уничтожению.

Договор вступил в силу 1 июня 1988 года после обмена ратификационными грамотами во время визита Рональда Рейгана в Москву (29 мая — 2 июня). В 1992 году в связи с распадом СССР документ приобрел многосторонний характер — его участниками, помимо США и России, стали Белоруссия, Казахстан и Украина.

Основные положения

ДРСМД стал первым в истории документом о ликвидации целого класса вооружений. Его участники обязались уничтожить все баллистические и крылатые ракеты наземного базирования средней (от 1000 до 5500 км) и малой (от 500 до 1000 км) дальности. Срок ликвидации РМД — 1,5 года, РСД — 3 года.

Кроме того, стороны договорились не производить и не испытывать новые РСМД (при этом договор не запрещает проведение исследовательских работ, которые не ведут к производству и проведению летных испытаний запрещенных систем). В целях контроля за соблюдением положений договора каждой стороне было предоставлено право проведения инспекций. Крылатые ракеты морского и воздушного базирования, попадающие в диапазон дальности от 500 до 5500 км, остались за рамками этого документа.

Выполнение

СССР уничтожил баллистические ракеты комплексов «Темп- С» (на вооружении с 1975 года) и «Ока» (на вооружении с 1983 года, формально под договор не подпадал, так как его дальность составляла 400 км), а также «Пионер» (1976), устаревшие Р-12 (1958) и Р-14 (1961) и новейшие крылатые ракеты РК-55 «Рельеф» (на вооружении с 1986 года). США ликвидировали баллистические ракеты «Першинг-1А» (MGM-31A Pershing IA; 1969), «Першинг-2» (MGM-31C Pershing-2; 1983) и крылатые BGM-109G «Грифон» (Gryphon; наземная модификация ракеты «Томагавк», Tomahawk, 1983). Согласно договору были уничтожены также пусковые установки, стартовые сооружения, вспомогательное оборудование и другая техника на 117 советских объектах на территории СССР, ГДР и Чехословакии и на 32 американских объектах в США, Великобритании, ФРГ, Бельгии и Нидерландах. К июню 1991 года Договор был выполнен полностью. СССР вывел из эксплуатации в два раза больше ракет, чем США (1846 и 846), почти в три раза больше пусковых установок (825 и 289) и почти в семь раз больше ракетных баз (69 и 9). 31 мая 2001 года стороны закончили инспекционную деятельность.

Специальная контрольная комиссия (верификационная комиссия)

Вопросы выполнения обязательств, согласования мер повышения жизнеспособности и эффективности Договора рассматривались на заседаниях Специальной контрольной комиссии (СКК). К октябрю 2003 года в Женеве состоялось 29 заседаний. Затем, в течение 13 лет, комиссия не созывалась (лишь в сентябре 2014 года в Москве проводились закрытые консультации по вопросу выполнения договора). 30-е заседание состоялось в ноябре 2016 года, 31-е — в декабре 2017 года.

Обвинения в нарушении

В 2014 году США обвинили Россию в разработке ракеты, имеющей радиус действия от 500 до 5500 км. Речь идет о ракете «Новатор 9М729» (по классификации НАТО SSC-8, испытана в 2016 года) Однако, по мнению российской стороны, эта ракета полностью отвечает требованиям договора, заместитель министра иностранных дел России Сергей Рябков заявил, что США ищут предлог для слома ДРСМД.

Россия выдвигает США встречные претензии, относящиеся к выполнению ДРСМД. По словам министра иностранных дел Сергея Лаврова, США сами «достаточно вольно трактуют существо договорных обязательств там, где это препятствует созданию важных для них вооружений». В частности, это касается использования при испытаниях средств ПРО ракет-мишеней (Нera, LRALT и MRT), сходных по характеристикам с ракетами средней и меньшей дальности (США квалифицируют их как разрешенные договором ракеты касса «земля-воздух», российские специалисты считают, что под видом этих пусков проходит отработка технологий производства и применения ракет запрещенной дальности). Вызывает вопросы и размещение Соединенными Штатами в Румынии и Польше (в рамках поэтапного адаптивного подхода к развертыванию глобальной ПРО) наземных пусковых установок Мк-41, которые могут использоваться для запуска как противоракет, так и РСД. Нарушением Договора РСМД российская сторона считает и осуществляемое Соединенными Штатами на протяжении долгих лет производство и применение ударных беспилотных летательных аппаратов с радиусом действия свыше 500 км, которые по своим техническим характеристикам подпадают под содержащееся в Договоре определение крылатых ракет наземного базирования. Кроме того, по данным России, в 2012-2013 годах США провели испытания крылатой ракеты AGM-158B, дальность полета которой составляет 1 тыс. км.

В 2018 года Конгресс США согласовал выделение $58 млн на «разработку оборонных систем для противодействия ракетам наземного базирования дальностью от 500 до 5500 км». Соответствующее решение прописано в законе об оборонном бюджете. Кроме того, в этом документе указывается, что «в свете нарушения Российской Федерацией» Договора о РСМД Соединенные Штаты имеют право приостановить его выполнение в целом или же отказаться от применения ряда статей.

В октябре 2017 года в ходе выступления на заседании Валдайского клуба Владимир Путин заявил, что «если у американских партнеров есть желание выйти из договора, то наш ответ будет мгновенным и зеркальным».

Условия выхода из документа

Договор является бессрочным, однако каждая из сторон имеет право выхода из него, если решит, что «связанные с содержанием договора исключительные обстоятельства поставили под угрозу ее высшие интересы». Уведомление о выходе из соглашения должно быть сделано за шесть месяцев (статья XV).

Заявления США о выходе из договора и усилия России по его сохранению

20 октября 2018 года президент Дональд Трамп заявил, что США выйдут из ДРСМД, так как Россия, по его мнению, нарушает данное соглашение. 4 декабря 2018 года госсекретарь США Майк Помпео на встрече министров обороны НАТО, заявил, что США выйдут из Договора, если Россия в течение 60 дней (до 2 февраля) не вернется к его выполнению.

На следующий день президент РФ Владимир Путин, отвечая на вопросы журналистов, подчеркнул, что американская сторона не предоставила никаких доказательств приписываемого Москве нарушения ДРСМД. Россия выступает против разрушения данного договора, но будет вынуждена соответствующим образом реагировать, если США из него выйдут. 21 декабря 2018 года. Россия внесла в ООН подготовленный в соавторстве с десятью странами проект резолюции в поддержку сохранения договора, однако Генассамблея не поддержала его (за проголосовали 43 страны, против 46, воздержалась 78).

15 января 2018 года Россия и США провели в Женеве межведомственные консультации о судьбе договора. Сблизить позиции не удалось. Российская сторона подготовила предложения и предоставила американским экспертам возможность ознакомиться с конкретными параметрами ракеты 9М729. Однако, по мнению главы МИД Сергея Лаврова, американские коллеги прибыли на переговоры с заготовленной программой, дав понять, что выход из соглашения уже предрешен. Не удалось урегулировать конфликт и в ходе переговоров, состоявшихся в 31 января 2019 года в Пекине с участием замминистра иностранных дел РФ Сергей Рябков и заместителя госсекретаря США Андреа Томпсон.

Приостановка действия ДРСМД Россией

1 февраля 2019 года президент США Дональд Трамп и госсекретарь Майкл Помпео объявили, что Вашингтон приостанавливает выполнение своих обязательств в рамках ДРСМД 2 февраля, а через полгода перестанет быть его участником, если со стороны России не будут предприняты действия по возвращению к выполнению его положений (нота передана в посольство РФ 2 февраля). 2 февраля о приостановке участия в договоре объявил президент России Владимир Путин. При этом он поручил более не инициировать переговоры с Вашингтоном по этой проблематике и подчеркнул, что американская сторона должна «созреть» для ведения равноправного и содержательного диалога. Нота МИД РФ была передана в посольство США 4 февраля. 4 марта 2019 года Владимир Путин подписал указ о приостановлении Россией выполнения этого документа. 7 марта МИД РФ направил участникам Договора — США, Белоруссии, Казахстану и Украине — официальное уведомление о приостановлении выполнения этого документа.

Вопрос о целесообразности договора

В настоящее время пять стран (Китай, Индия, Пакистан, Израиль, КНДР) обладают баллистическими ракетами средней дальности наземного базирования в ядерном оснащении, еще ряд государств имеет ракеты этого класса в обычном снаряжении. На 62-й сессии ГА ООН в октябре 2007 года Россия и США выступили с инициативой придать ДРСМД глобальный характер, но она не получила поддержки. Многие российские эксперты называют договор соответствующим национальным интересам России, так как в случае прекращения его действия США получат возможность размещать РСД уже не в Западной Европе, как это было в 1983 году, а в восточно-европейских странах. В этом случае их подлетное время будет настолько мало, что не оставит возможности для принятия решения об отражении нападения. Другие считают, что реалии современного мира и интересы безопасности РФ могут потребовать возрождения группировки наземных ракет средней дальности.

Чем ракеты меньшей и средней дальности опаснее межконтинентальных? Как быстро Россия и США могут наладить их производство? Тревожные вопросы о последствиях разрыва договора о РСМД

Запуск крылатой ракеты «Искандер-К» на учениях в Ленинградской области в 2017 году Министерство обороны / AP / Scanpix / LETA Обновление. 2 августа МИД России сообщил, что договор о ракетах средней и меньшей дальности официально прекратил действовать.

Президент США Дональд Трамп 20 октября объявил, что США выйдут из договора, запрещающего России и Америке иметь на вооружении и разрабатывать ракеты средней и малой дальности. После этого советник Трампа по национальной безопасности Джон Болтон приехал на переговоры в Москву и в интервью газете «Коммерсант» сообщил, что в разрыве договора виновата Россия, которая его постоянно нарушает. Москва, в свою очередь, обвиняет в нарушениях Вашингтон. «Медуза» разобралась, зачем двум странам с тысячами межконтинентальных ракет нужны еще и ракеты средней дальности, кто из них больше нарушал договор и что будет, если соглашение действительно перестанет действовать.

Зачем нужны ракеты средней и малой дальности? Чем они опаснее межконтинентальных?

К концу 1970-х годов мир почти перестал бояться межконтинентальных баллистических ракет (МБР). Противоборствующим в холодной войне странам было достаточно следить, чтобы ракет и зарядов было примерно поровну, а средства раннего предупреждения о запусках МБР работали надежно. Это обеспечивало «ядерное сдерживание»: каждая сторона понимала, что если запустит свои ракеты, то и сама будет уничтожена ответным ударом.

Главное достоинство ракет малой и средней дальности в том, что они долетают до цели за очень небольшое время. Если межконтинентальным ракетам требуются десятки минут, чтобы доставить боеголовку на территорию противника, то «малым» и «средним» — считаные минуты. СССР и США в 1970–80-е постоянно подозревали друг друга в том, что такие ракеты могут стать главным инструментом «превентивного удара», призванного уничтожить пусковые установки и объекты управления и связи.

В 1976 году СССР принял на вооружение новый комплекс средней дальности «Пионер» (SS-20 по классификации НАТО). Ознакомившись с данными о планах производства новых ракет (сотни штук с тремя боеголовками на каждой), американская разведка сделала вывод, что в таком количестве они могут быть нужны Москве только для того, чтобы развязать войну в Европе.

На ракеты средней дальности не распространялось действие договоров об ограничении ядерных вооружений начала 1970-х годов, и советские власти считали, что их можно производить в любых количествах без оглядки на мнение США. Как писал в своей книге маршал Сергей Ахромеев, в конце 1970-х США даже пытались договориться с СССР о том, что Москва не будет разворачивать (приводить в боевую позицию) новые комплексы средней дальности больше, чем успели развернуть к тому моменту. Сам Ахромеев (тогда начальник главного оперативного управления Генштаба) считал, что американцам нужно дать такие гарантии, и даже докладывал об этом Политбюро. Но Политбюро решило иначе. Согласно изданной в 1999 году Минобороны России книге «Ракетный щит Отечества», в 1975 году на развернутых ракетах средней дальности стояло 567 боеголовок. В 1983 году на таких ракетах, в том числе и на новых «Пионерах», было развернуто уже 1374 боеголовки.

Егор Гайдар в книге «Гибель империи» утверждал, что главной причиной столь массового производства «Пионеров» были не военные соображения, а желание советского руководства загрузить промышленность.

Вашингтон ответил на новую угрозу: президент США Рональд Рейган в 1983 году развернул в Западной Германии ракеты средней дальности Pershing-II. В случае войны они должны были нанести удары в том числе по пусковым установкам «Пионеров». Советское руководство (как следует из рассекреченных документов американской разведки и мемуаров перебежчика, бывшего полковника КГБ Олега Гордиевского) объясняло развертывание «Першингов» иными целями. В Политбюро считали, что ракеты, способные долететь до Москвы за пять — восемь минут, нужны для того, чтобы быстро «обезглавить» СССР — пока руководство не успело принять решение о встречном ударе. Но советская разведка ошибалась, преувеличивая дальность Pershing-II: на самом деле ракеты из районов базирования в ФРГ никак не доставали до Москвы.

В ответ на развертывание «Першингов» Москва отправила в Восточную Европу свои новейшие ракеты малой дальности «Ока». Все эти взаимные развертывания вызвали самое серьезное обострение в отношении двух лагерей со времен Карибского кризиса.

Подробнее о ракетах

  • Как летают баллистические ракеты?

Почему США и СССР отказались от ракет?

После того как к власти в СССР пришел Михаил Горбачев, руководство КПСС решило смягчить отношения с США. Прерывавшиеся много раз переговоры о взаимном выводе из Европы ракет малой и средней дальности были возобновлены. В результате Горбачев и Рейган решили не выводить ракеты, а полностью уничтожить этот класс вооружений, заодно запретив разработку и тестирование новых образцов.

Советский инспектор изучает уничтоженную в США ракету Pershing-II в 1989 году MSGT Jose Lopez Jr. / Wikimedia Commons

Договор о ракетах средней и малой дальности (ДРСМД) между СССР и США был заключен в 1987 году. Под запрет попали не только баллистические, но и любые ракеты наземного базирования дальностью более 500 километров и менее 5500 километров. У Советского Союза на тот момент было преимущество в этом классе, так что США надо было уничтожить 846 ракет, а СССР — ровно на тысячу больше. Как писал Гайдар, руководство СССР уже чувствовало приближение экономического кризиса, а потому во время переговоров решило пойти на серьезные уступки.

Крылатые ракеты тоже попали под запрет — несколько сотен американских Gryphon (наземная версия «Томагавка», способная нести в том числе ядерную боеголовку) и несколько десятков только что поступивших на вооружение советских РК-55 «Рельеф». Крылатые ракеты не обладают главным достоинством баллистических — малым временем подлета к цели (их скорость сравнима с пассажирским самолетом), но за счет низкого профиля полета с «огибанием рельефа» они малозаметны для радаров. Москва в качестве «жеста доброй воли» обязалась уничтожить и ракеты малой дальности «Ока», хотя их дальность и недотягивала до 500 километров.

Ракеты морского, подводного и воздушного базирования под запрет не попали, что также дало очевидное преимущество США. К началу 1990-х они уже имели на вооружении тысячи «Томагавков» на кораблях и подводных лодках и AGM-86 на самолетах, СССР же только начал производство подобных крылатых ракет и почти целиком полагался на запрещенные ракеты наземного базирования.

Как заключали договор о РСМД

  • «Тогда разоружение было модно. Сейчас это слово ругательное» Договор, положивший конец холодной войне, может быть разорван. А как он был подписан?

И что, все ракеты действительно уничтожили?

Да. Договор предусматривал строгий механизм контроля и взаимных инспекций. Последние «Пионеры», «Першинги» и «Томагавки» наземного базирования были уничтожены в мае 1991 года. Комплексы «Ока» пережили остальные «запрещенные» ракеты, потому что они стояли на вооружении стран Варшавского договора (без ядерных боеголовок). Болгария и Словакия уничтожили последние комплексы в 2002 году в обмен на финансовую помощь от США.

У других стран есть такие ракеты?

Сейчас ракеты средней дальности — основа ядерных сил Китая: на вооружении КНР стоит больше тысячи таких ракет. Президент Дональд Трамп дал понять, что их наличие у Китая — лишний повод для США снять с себя ограничения договора о РСМД. Джон Болтон в интервью «Коммерсанту» сказал, что договор может быть сохранен, только если к нему присоединятся другие страны. Но шансы на то, что Китай откажется от своих ракет, по мнению Болтона, равны нулю, поэтому договор обречен.

Китайская ракета среднего радиуса действия Dong-Feng 21 defenseupdate

Россия официально не имеет претензий к Китаю, но, как заявил в 2014 году президент Владимир Путин, тоже обеспокоена тем, что «только мы и США ограничиваем себя». По словам Путина, из стран с ядерным оружием и ракетами средней дальности Россию больше всего беспокоит Пакистан, страна «с таким сложным и пока, к сожалению, неустойчивым политическим режимом».

Пакистан в 2016 году принял на вооружение ракеты «Шахин-3» дальностью до 2750 километров, способные доставить боеголовку на отдаленные острова Андаманского залива, принадлежащие главному врагу страны — Индии. Если ракету запустить в противоположную сторону, она способна достигнуть Москвы. В Индии стоит на вооружении ракета «Агни-3» дальностью до 5000 километров, которая способна накрыть цели почти в любой точке России. У новейших северокорейских ракет примерно такая же дальность.

Еще одна страна с ядерным оружием (пусть официально и не признанным), имеющая на вооружении ракеты средней дальности, это Израиль. Его главный региональный соперник — Иран — также разработал такие ракеты, но пока не обладает ядерными боеголовками.

Раньше ракеты средней дальности были у Великобритании и Франции. Великобритания сняла с вооружения свои ракеты Thor американской постройки еще в 1960-е. Франция последние наземные комплексы S3 списала в 1996 году, предпочтя им ракеты морского базирования.

Почему США обвиняют Россию в нарушении договора?

В конце 1980-х и в 1990-е о несправедливости ДРСМД в России говорили только коммунисты. После того как США вышли из договора по противоракетной обороне и начали создавать ПРО в Европе, на ДРСМД стало нападать и руководство Минобороны России.

В 2007-м был развернут первый дивизион ракетного комплекса «Искандер». Это сильно модернизированный вариант уничтоженной по ДРСМД ракеты «Ока», который производили на том же заводе. Разработка комплекса началась сразу после заключения ДРСМД в 1988 году. Формально первые модификации «Искандера» не нарушали условия договора, поскольку имели дальность меньше 500 километров.

Ракетный комплекс «Искандер-К/Пуск» крылатой ракеты «Калибр» Александр Никишин

В прошлом году New York Times сообщила, что Россия развернула два дивизиона модифицированных пусковых установок по четыре машины в каждом. Комплекс, получивший название «Искандер-К», по данным источника газеты в разведке США, вооружен новой ракетой — модификацией авиационной крылатой ракеты Х-101 дальностью до 5000 километров. По другой версии, эта ракета — наземная версия ракеты морского комплекса «Калибр». Как пишет NYT, визуально невозможно определить, какая именно ракета стоит на мобильной пусковой — баллистическая или крылатая большой дальности, что создает дополнительную опасность для сил НАТО в Европе.

Очевидно, такая ракета нарушала бы договор о РСМД, но Россия утверждает, что ракеты «Искандера-К» не могут летать дальше 500 километров. Хотя, как сообщил официальный телеканал Минобороны «Звезда», дальность поднять «вполне возможно» даже до тысяч километров. При этом, согласно ДРСМД, нельзя производить крылатые ракеты, которые способны летать дальше 500 километров, — даже если их никогда не испытывали на таких дистанциях.

В 2012 и в 2013 годах российские военные испытали баллистическую ракету РС-26 «Рубеж» на расстоянии меньше 5500 километров. По договору, любая баллистическая ракета, способная поразить цель на такой «близкой» (относительно межконтинентальных снарядов) дистанции должна быть запрещена. В 2017 году проект «Рубеж» был закрыт. Вместо него Россия собирается разрабатывать комплекс «Авангард» — гиперзвуковые планирующие блоки для межконтинентальных ракет, которые, как сообщил весной этого года Владимир Путин в послании Федеральному собранию, «способны прорвать любую противоракетную оборону».

А почему Россия обвиняет США в нарушениях?

Действительно, Россия тоже утверждает, что США нарушают договор. В начале 2000-х США создали настоящую ракету средней дальности Hera. Формально она подпадала под запрет, но использовалась только как тренировочная мишень для американской и израильской систем противоракетной обороны. Кроме этой ракеты-мишени российские власти предъявляли претензии к американским беспилотным ударным комплексам Reaper и Predator. По их мнению, американцы таким образом просто «обошли договор».

Открытие базы противоракетной обороны США Aegis Ashore в 2016 году Daniel Mihailescu / AFP / Scanpix / LETA

Единственным очевидным нарушением США договора по РСМД является развертывание в последние годы американской системы противоракетной обороны в Румынии. Входящие в состав комплекса установки Mark-41 для запуска противоракет Standard Missile 3 interceptors, способных сбивать МБР, могут также запускать крылатые ракеты «Томагавк». ДРСМД прямо запрещает любой комплекс, на котором испытывались ракеты средней дальности. Так же как и с пусковыми установками «Искандеров», в случае с Mark-41 невозможно визуально определить, какая именно ракета готовится к запуску.

Где и когда США и Россия могут развернуть новые ракеты? Они будут мощнее, чем те, что уничтожили по договору?

Крылатые ракеты наземного базирования обе страны могут развернуть безо всяких проблем, весь вопрос только в финансовых возможностях. Россия уже начала развертывание «Искандеров-К»; США могут возобновить программу наземных «Томагавков». Кроме того, в США разрабатывают новую крылатую ракету, на исследования уже выделено 57 миллионов долларов.

Создание баллистических ракет средней дальности теперь не является приоритетом для обеих стран. Россия отложила проект «Рубеж» как минимум до 2027 года; о планах США создать аналог «Першинга» пока ничего не известно.

Главное отличие современных ракет от аналогов 1987 года — точность: теперь ракеты могут массово использоваться с неядерными боевыми частями против большинства целей, почти без потери эффективности и без случайных жертв. При этом «токсичность» ракет средней дальности для международных отношений сохранится: никто не сможет точно узнать, какого типа боеголовка стоит на той или иной ракете, какова ее точная дальность и цель. А значит, они всегда будут пугать противника своей непредсказуемостью.

А что с остальным ядерным оружием?

Джон Болтон предлагал Дональду Трампу выйти и из договора о стратегических наступательных вооружениях (СНВ-3). Срок этого договора, который ограничивает число развернутых межконтинентальных ракет и боеголовок, истекает в 2021 году, и его продление маловероятно. Российские политики уже говорят о скором крушении всей системы ограничения ядерного оружия. Но в ближайшие годы миру не грозит новая гонка вооружений в стиле холодной войны: на то, чтобы строить ракеты сотнями и тысячами, странам нужно будет серьезно поднять военные бюджеты. Это вряд ли произойдет: Россия, во всяком случае, в последние годы сокращает расходы на оборону.

Еще несколько тревожных вопросов

  • На что способна современная атомная боеголовка. Тревожные вопросы про ядерную войну

Дмитрий Кузнец

  • Напишите нам

Договор о ликвидации ракет средней и меньшей дальности.

История и положения

ТАСС-ДОСЬЕ. 2 августа 2019 года прекращает действие Договор о ликвидации ракет средней и меньшей дальности (РСМД), заключенный между СССР и США 7 декабря 1987 года. О намерении выйти из этого документа США официально объявили полгода назад.

1 февраля 2019 года президент США Дональд Трамп и госсекретарь Майкл Помпео объявили, что Вашингтон приостанавливает выполнение своих обязательств в рамках ДРСМД 2 февраля, а через полгода (2 августа) перестанет быть его участником, если со стороны России не будут предприняты действия по возвращению к выполнению его положений (нота передана в посольство РФ 2 февраля).

2 февраля о приостановке участия в договоре объявил президент России Владимир Путин. При этом он поручил более не инициировать переговоры с Вашингтоном по этой проблематике. Нота МИД РФ была передана в посольство США 4 февраля.

4 марта 2019 года Владимир Путин подписал указ о приостановлении Россией выполнения этого документа. 7 марта МИД РФ направил участникам Договора — США, Белоруссии, Казахстану и Украине — официальное уведомление о приостановлении выполнения этого документа. 30 мая 2019 года президент России Владимир Путин внес на рассмотрение Госдумы проект закона о приостановлении действия Договора. 18 июня он был одобрен Госдумой, 26 июня — Советом Федерации.

3 июля 2019 года президент РФ Владимир Путин подписал закон о приостановлении Россией действия Договора. В законе уточняется, что решение о возобновлении Россией действия Договора будет приниматься главой государства. Закон вступил в силу в тот же день.

Договор о ликвидации ракет средней и меньшей дальности

Запрос «РСМД» перенаправляется сюда; об организации см. Российский совет по международным делам.

Договор о РСМД

Договор о ликвидации ракет средней и меньшей дальности


Президент Рейган и Генеральный секретарь Горбачёв подписывают Договор о РСМД в восточной комнате Белого дома.

Дата подписания

8 декабря 1987 года

Место подписания

Вашингтон, США

Вступление в силу

1 июня 1988 года

• условия

Стороны обязались уничтожить все комплексы баллистических и крылатых ракет наземного базирования средней (1000—5500 км) и меньшей (от 500 до 1000 км) дальности, а также не производить, не испытывать и не развёртывать такие ракеты в будущем

Окончание действия

2 августа 2019 года

Подписали

Михаил Горбачёв
Рональд Рейган

Стороны

СССР
США

Медиафайлы на Викискладе

Марка СССР, Договор между СССР и США о ликвидации ракет средней и меньшей дальности, декабрь 1987 года

Договор о ликвидации ракет средней и меньшей дальности (ДРСМД, РСМД) (англ. Intermediate-Range Nuclear Forces Treaty, IRNFT) — договор между СССР и США, подписанный Михаилом Горбачёвым и Рональдом Рейганом 8 декабря 1987 года в ходе советско-американской встречи на высшем уровне в Вашингтоне.

Договор вступил в силу 1 июня 1988 года. Договор впервые в истории позволил ликвидировать целый класс вооружений: стороны обязались уничтожить все комплексы баллистических и крылатых ракет наземного базирования средней (1000—5500 км) и меньшей (от 500 до 1000 км) дальности, а также не производить, не испытывать и не развёртывать такие ракеты в будущем. В соответствии с Договором стороны в течение трёх лет должны были уничтожить все пусковые установки и ракеты наземного базирования с радиусом действия от 500 до 5500 километров, включая ракеты как на европейской, так и на азиатской территории СССР. Договор предусматривал процедуры проверки инспекторами, которым надлежало следить за уничтожением ракет противоположной стороны.

До подписания Договора в США баллистические ракеты подразделялись на межконтинентальные (свыше 5000 км), средней (от 500 до 5000 км) и малой (от 150 до 500 км) дальности. В СССР до середины 1980-х выделялись и оперативно-тактические ракеты (от 1 до 500 километров). В США тактические (оперативно-тактические) ракеты имели дальность полёта от 1 до 150 километров. В 1987 году, с подписанием Договора, была окончательно установлена новая классификация. Применительно к периоду до середины 1980-х годов в исторических работах правомерно использование обеих классификаций.

Согласно ст. 3 Договора, уничтожению подлежали:

  • ракеты средней дальности
    • СССР — РСД-10 «Пионер», «Р-12», «Р-14» (по классификации НАТО, «SS-20», «SS-4» и «SS-5» соответственно) и крылатые ракеты наземного базирования РК-55 (по классификации НАТО — SSC-X-4 «Slingshot»);
    • США — «Першинг-2» и «BGM-109G» (крылатая ракета Tomahawk наземного базирования);
  • ракеты малой дальности
    • СССР — «ОТР-22 „Темп-С“» и ОТР-23 »Ока» («SS-12» и «SS-23»);
    • США — «Першинг-1А».

К июню 1991 года Договор был выполнен: СССР уничтожил 1846 ракетных комплексов (из них около половины — произведённые ракеты, не находившиеся на боевом дежурстве); США — 846 комплексов.

После нескольких взаимных обвинений в нарушении ДРСМД стороны в феврале 2019 года заявили о приостановлении соблюдения своих обязательств по Договору. 2 августа 2019 года Договор окончательно прекратил свое действие.

Энциклопедичный YouTube

  • 1/1 Просмотров:302
  • ✪ Договор о ликвидации ракет средней и малой дальности (РСМД)

Субтитры