Пулеметы на вертолетах

Содержание

Вертолет летает потому, что сверху у него крутится большой несущий винт. У винта есть лопасти. Они по форме напоминают крылья самолета. И когда лопасти быстро крутятся на винте, возникает сила, которая поднимает эту машину в воздух.

У разных вертолетов на несущем винте – по-другому он называется ротором – может быть разное количество лопастей.

Вертолет с двухлопастным ротором.

У вертолета средних размеров обычно бывает три лопасти.

Самые большие вертолеты, у которых четыре лопасти на несущем винте, могут одновременно перевозить много людей или большие грузы.
Они могут летать в разных направлениях.
Пилот, управляя вертолетом, может наклонить несущий винт влево. И тогда его воздушная машина начнет двигаться в сторону левого бока. А стоит наклонить несущий винт вправо, и машина станет двигаться в сторону правого бока.
Если наклонить ротор вперед или назад, то и вертолет будет двигаться вперед или назад – вот такая это послушная машина.
Вертолеты умеют даже зависать в воздухе. Такое свойство очень полезно для разных дел. И оно недоступно другим крылатым машинам.

На самом верху вертолета укреплен большой пропеллер – ротор. Если ротор из горизонтального положения наклонить в ту или иную сторону, что может с помощью рычагов управления сделать пилот, то вертолет начнет двигаться именно в сторону наклона ротора. Потому что к подъемной силе вращающихся лопастей прибавляется еще и сила их поступательного горизонтального движения. На хвосте у каждого вертолета есть дополнительный маленький пропеллер. Он расположен вертикально и нужен для того, чтобы вертолет не закручивало при работе главного несущего винта.

ВЕРТОЛЕТ

Значения в других словарях

  1. ВЕРТОЛЕТ — ВЕРТОЛЕТ — летательный аппарат тяжелее воздуха с вертикальным взлетом и посадкой. Подъемная и пропульсивная силы создаются несущими винтами. Различают вертолеты одновинтовые с рулевым (хвостовым) винтом; двух- или многовинтовые. Большой энциклопедический словарь
  2. вертолет — Возникло в советскую эпоху на базе глаголов вертеть и летать по принципу слова самолет. Вертолет был назван по вращающемуся при полете винту. Этимологический словарь Крылова
  3. вертолет — вертолёт м. Летательный аппарат тяжелее воздуха, подъемная сила которого создается одним или несколькими горизонтально расположенными винтами, способный производить вертикальный взлет и посадку. Толковый словарь Ефремовой
  4. вертолет — Искон. Советизм. Сложение на базе глаголов вертеть и лететь по модели самолет. Вертолет был назван по вращающемуся при полете винту. Этимологический словарь Шанского
  5. вертолет — ВЕРТОЛЁТ, вертолета, ·муж. (неол. авиац.). То же, что автожир. Толковый словарь Ушакова
  6. вертолет — ВЕРТОЛЁТ -а; м. Летательный аппарат тяжелее воздуха, с вертикальным взлётом и посадкой, подъёмная сила которого создаётся горизонтальными несущими винтами; геликоптер. Грузовой, военный, санитарный в. Одновинтовой в. ◁ Вертолётный, -ая, -ое. В. двигатель. В-ая площадка. Толковый словарь Кузнецова
  7. вертолет — сущ., кол-во синонимов: 18 автогир 2 автожир 3 апач 2 вертолет-кран 2 вертолёт 1 вертушка 31 винтокрылая машина 3 геликоптер 2 гидровертолет 2 ми 6 минивертолет 2 нары 4 половой акт 16 рыборазведчик 3 спецвертолет 2 стрекоза 43 телекоптер 1 топчан 7 Словарь синонимов русского языка
  8. вертолет — 1) пустой, ненадежный человек; 2) половой акт женщины одновременно с тремя и более мужчинами; 3) остаться без пищи Словарь воровского жаргона

ЯкБ-12,7

Пулемёт ЯкБ-12,7


ЯкБ в Тульском государственном музее оружия

Тип

Авиационный пулемёт

Страна

СССР

История производства

Конструктор

Якушев П. Г., Борзов Б. А.

Производитель

Конструкторское бюро приборостроения

Характеристики

Масса, кг

45 (ЯкБ-12,7)
60 (ЯкБЮ-12,7)

Длина, мм

Длина ствола, мм

Патрон

12,7×108 мм

Принципы работы

отвод пороховых газов, пружинный стартер

Скорострельность,
выстрелов/мин

4000—4500

Начальная скорость
пули, м/с

Прицельная дальность, м

Прицел

коллиматорный прицел

Медиафайлы на Викискладе

ЯкБ на Ми-24 в Национальном историческом музее Болгарии.

ЯкБ-12,7 (индекс УВ ВВС — 9-А-624, заводской индекс — ТКБ-063) — четырёхствольный авиационный пулемёт с вращающимся блоком стволов. Специально для Ми-24 в конце 70-х гг. были разработаны вертолётные гондолы ГУВ-8700 (один четырёхствольный пулемёт ЯкБ и два четырёхствольных ГШГ).

Конструкция

Газовый двигатель, кулачкового типа, состоял из единого поршня, охватывающего единую для четырёх стволов газовую муфту с двумя полостями, в которые были выведены газоотводные отверстия из каждого ствола таким образом, что пороховой газ при каждом выстреле поступал последовательно в разные полости, заставляя поршень совершать возвратно-поступательные движения. Это движение поршня посредством неподвижного копира преобразовывалось во вращение блока стволов пулемёта. Раскрутка блока стволов осуществляется при каждой очереди выстрелов от пружинного стартерного устройства, которое запасает энергию в конце очереди выстрелов при торможении блока и достреле в этот момент двух последних патронов в очереди выстрелов.

История

Проектирование нового 12,7-мм скорострельного пулемёта для вертолёта Ми-24 было начато согласно постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР № 1044—381 от 26 декабря 1968 года.

Предварительные (заводские) испытания пулемёта были проведены в конце 1969 года, но на вооружение он поступил только в 1977 году.

Военное применение показало конструктивные недостатки пулемёта. В числе которых, главным образом, капризность от загрязнений и перегрева пулемёта. Проблемы с движением патронной ленты. Также после 250 выстрелов пулемёт «плевался» и заклинивал. Вследствие этого практический расход боеприпасов был до 500 патронов за вылет.

Модификации

  • ЯкБЮ-12,7 (конструкции Якушева, Борзова, Юрищева, 9-А-624К) — модификация ЯкБ-12,7 с увеличенным с 4000—4500 до 4000—5000 выстр./мин темпом стрельбы, увеличенной с 400 до 750 выстрелов длиной непрерывной очереди и более высокой живучестью пулемёта (с 8000 до 12 000 выстрелов).

Аналоги

  • WLKM — польский четырёхствольный 12,7-мм пулемёт с электрическим двигателем.
  • GAU-19 — американский трёхствольный 12,7-мм пулемёт с электрическим двигателем.
  • CS/LM5 — китайский трёхствольный 12,7-мм пулемёт с электрическим двигателем.

> См. также

  • Список пулемётов

Примечания

  1. 1 2 Широкорад, Александр Борисович. История авиационного вооружения. / Под общ. ред. А. Е. Тараса.. — Мн.: Харвест, 1999. — 560 с. — (Библиотека военной истории). — 11 000 экз. — ISBN 985-433-695-6.
  2. 12,7 mm multi-barrel machine gun WLKM | Small arms and remote weapon systems | Offer | ZM TARNÓW

Ссылки

  • ЯкБ-12.7 Авиационная энциклопедия «Уголок Неба»
  • Эволюция оружия: Крупнокалиберный пулемёт «летающей БМП» (недоступная ссылка). Популярная механика (25 декабря 2009). Дата обращения 11 декабря 2011. Архивировано 7 августа 2012 года.

Это заготовка статьи о пулемёте. Вы можете помочь проекту, дополнив её.

Курсивом выделены экспериментальные (не принятые на вооружение) образцы

Вооружение ударных вертолетов


Трехствольная 20-мм пушка M197 от General Dynamics Armament and Technical Products в подфюзеляжной гондоле вертолета Bell AH-1 W SuperCobra
Все вертолеты чувствительны к нагрузке, и поэтому акцент при выборе вооружения для них неизменно делается на массе вертолета. Впрочем, в то время как многоцелевым вертолетам необходимо оружие для круговой самообороны, ударным вертолетам необходимо стреляющее вперед вооружение, которое может уничтожать укрепленные цели с безопасной дистанции удаления, а также пушка в подвижной установке для обстрела менее сложных целей.
Если брать легкую часть спектра вооружений, то пулеметы обычно не применяются на ударных вертолетах, хотя вертолет Bell AH-1G Cobra начал жизнь с передней гондолы Emerson Electric TAT-102A с установленным шестиствольным 7,62-мм пулеметом GAU-2B/A Minigun от General Electric. Подобным же образом ударный вертолет Ми-24 первоначально был оборудован четырехствольным 12,7-мм пулеметом Якушева-Борзова (ЯкБ-12,7) 9A624 в дистанционно управляемой установке.

Четырехствольный 12,7-мм пулемет Якушева-Борзова (ЯкБ-12,7)
Пушки почти повсеместно заменили пулеметы в качестве гондольного вооружения. Одним из немногих исключений является Eurocopter Tiger UHT немецкой армии, в настоящее время он может нести автоматическое вооружение только в виде неподвижно закрепленных контейнеров с вооружением.
В декабре 2012 года на вертолеты Tiger UHT, стоящие на вооружении немецкого вертолетного полка KHR36 в Афганистане были установлены контейнеры FN Herstal HMP400, каждый с 12,7-мм пулеметом M3P и 400 патронами. Контейнер весит 138 кг, а пулемет имеет скорострельность 1025 выстрелов в минуту.
Модифицированные компанией Eurocopter до стандарта Asgard-F (Afghanistan Stabilisation German Army Rapid Deployment — Full, быстрое развертывание немецкой армии для стабилизации в Афганистане — Полное), эти вертолеты Tiger также имеют на вооружении 19-зарядные ракетные пусковые установки 70-мм ракет и управляемые ракеты MBDA Hot.


Иранский вертолет Hesa Shahed 285
Еще одним ударным вертолетом, на котором до сих пор стоит турельная пулеметная установка, является иранский Hesa Shahed (Свидетель) 285. Это очень легкий (1450 кг) одноместный аппарат — модификация Bell 206 JetRanger. Вертолет под обозначением AH-85A вооружен одноствольным 7,62-мм пулеметом ПКМТ в передней турели; по сообщениям, он находится в ограниченной эксплуатации в ВВС иранской революционной гвардии.
Пушка
Вытеснение пулеметов пушками в качестве вертолетного вооружения имеет вполне рациональное объяснение. Америка открыла для себя во Вьетнаме, а позднее и СССР в Афганистане, что установленные на вертолете пулеметы легко “перестреливаются” с земли тяжелым автоматическим вооружением.
В наземно-воздушных операциях 7,62-мм пулемет эффективен только на дистанции примерно 500 метров и только против небронированных целей, например личного состава на открытом пространстве. 12,7-мм пулемет увеличивает дальность стрельбы до 1000 метров и может справляться с более широким набором целей. Пушка (способная стрелять фугасными боеприпасами) начинается с калибра 20 мм; она достаточно эффективна на дистанциях до 1700 метров и может уничтожать легкие бронированные машины.

Установленная впереди турель позволяет поднимать пушку над линией фюзеляжа. В случае с вертолетом Eurocopter Tiger HAP французской армии 30-мм пушка Nexter Systems 30M781 в турели THL30 может вращаться на 30 градусов вверх и вниз и на 90 градусов в каждую сторону
Раскрашенный под лося вертолет Ми-24В венгерской армии демонстрирует оригинальную переднюю гондолу с четырехствольным 12,7-мм пулеметом 9A624 (ЯкБ-12,7)

Румынский вертолет IAR-330L Puma с гондолой Nexter Systems THL20 с одноствольной пушкой 20M621
Одним из примеров 20-мм вооружения для ударного вертолета является гондола Nexter Systems THL20 с одноствольной пушкой 20M621. Она установлена на румынских машинах IAR-330L Puma, также была выбрана для индийского вертолета HAL Light Combat Helicopter (LCH). Еще одна передняя подфюзеляжная установка GI-2 от южноафриканской компании Denel Land Systems предназначена для модернизации вертолетов Ми-24 алжирских ВВС. GI-2 также устанавливается на Denel Rooivalk (Пустельга). Такие пушки обычно имеют скорострельность 700 — 750 выстрелов в минуту.
Если необходима высокая скорострельность (которая, в общем-то, не нужна при обстреле наземных целей, но может быть предпочтительна при стрельбе по летательным аппаратам и быстроходным катерам), то в этом случае целесообразна пушка с несколькими стволами.

Крупный план 20-мм пушки Гатлинга M197 в гондоле вертолета AH-1Z
Типичным примером является трехствольная 20-мм пушка Гатлинга M197 от General Dynamics Armament and Technical Products, которая может стрелять со скорострельностью до 1500 выстрелов/мин и устанавливается в гондолу на вертолет Bell AH-1J/W, на новый вертолет AH-1Z, а также на AgustaWestland A129. Одной из причин выбора вертолета A129 в качестве основы турецкой программы Atak была превосходная точность его пушки M197 установленной в турели Oto Melara TM197B.
При разработке Ми-24 в 80-х годах с целью соответствия оперативным требованиям в Афганистане КБ Миля в первую очередь заменило оригинальный четырехствольный пулемет ЯкБ-12,7 двухствольной 23-мм пушкой ГШ-23Л на подвижной турели. Было изготовлено всего 25 Ми-24ВП, но этим вертолетом область применения пушки ГШ-23Л не ограничилась, она устанавливается в пушечном контейнере с 250 патронами (УПК-23-250) под крылья различных российских вертолетов.

При производстве Ми-24П от передней турели отказались в пользу двухствольной 30-мм пушки ГШ-30, закрепленной с правой стороны фюзеляжа. Впрочем, подфюзеляжная гондола ГШ-23 (НППУ-23) вернулась в экспортном варианте Ми-35М, стоящем на вооружении Бразилии и Венесуэлы.


30-мм пушка с цепным приводом Chain Gun со скорострельностью 625 выстрелов в минуту является неотъемлемым визуальным элементом силуэта ударного вертолета Apache. С тех пор пушка была адаптирована для других приложений, включая корабельную дистанционно-управляемую установку
С несколькими заметными исключениями (серии AH-1 и A129) на большей части ударных вертолетов устанавливается 30-мм пушка. Лидером стал вертолет Boeing AH-64 Apache с пушкой с цепным приводом Alliant Techsystems (ATK) M230 Chain Gun в гондоле под передней кабиной.
Еще одним примером является Eurocopter Tiger ARH/HAD/HAP с пушкой Nexter Systems 30M781 в подфюзеляжной турельной установке THL30. Как было сказано, ранее вертолет Tiger UHT немецкой армии не имеет турели, но рассматривается установка безоткатной револьверной пушкой 30 мм Rheimetall/Mauser RMK30 (Rueckstossfreie Maschinenkanone 30) в гибком подвесе, ведущей огонь безгильзовыми боеприпасами со скорострельностью 300 выстрелов/мин.
При дальнейшей доработке советского вертолета Ми-24 с БМП-2 была заимствована проверенная одноствольная 30-мм пушка 2A42 с двойной подачей. Скорострельность пушки выбирается между 200 и 550 выстрелами в минуту.
В случае с Ми-28Н пушка 2A42 устанавливается в гондоле НППУ-28Н под передней кабиной, но на вертолете Ка-50/52 эта пушка устанавливается в цапфах с правой стороны фюзеляжа и может поворачиваться по вертикали на 40,5 градусов.
Этот ночной охотник Ми-28Н иллюстрирует три типа вооружения: 30-мм пушка 2А42 с двойной подачей в подфюзеляжной гондоле НППУ-28Н, 80-мм ракеты С-80 в 20-снарядных установках Б8В20-A и радиоуправляемые бронебойные ракеты в восьмитрубных направляющих
Подфюзеляжная гондола НППУ-28Н крупным планом
Отличающийся от AH-1W своим четырехлопастным винтом этот Bell AH-1Z Cobra Zulu из дивизиона легких вертолетов корпуса морской пехоты 367 ‘Scarface’ вооружен 20-мм пушкой Гатлинга M197 и 19-трубными пусковыми установками ракет Hydra-70. На нем также установлена пара четырехтрубных установок ракет AGM-114 Hellfire и две пусковые направляющие ракет AIM-9 Sidewinder от Raytheon
Неуправляемые ракеты
Рассмотренные выше пушки представляют собой экономичные средства борьбы с широким диапазоном целей, определенных на больших углах отклонения от оси воздушного судна. Впрочем, вертолетные пушки легко «обыгрываются» современными системами ПВО. Например, широко применяемая четырехствольная 23-мм самоходная зенитная установка ЗСУ-23, ведущая огонь со скоростью до 4000 выстрелов/мин, имеет действительную наклонную дальность 2000 метров. Тогда как ПЗРК имеют максимальную дальность 4000 — 6500 метров.
Неуправляемые ракеты воздушного пуска могут в свою очередь превосходить по дальности наземное автоматическое вооружение. Самыми распространенными западными неуправляемыми ракетами являются 68-мм SNEB от Thales/TDA Armements и 2,75 дюйм/70-мм Hydra-70 от General Dynamics Armament and Technical Products, ракета FZ90 от Forges de Zeebrugge и ракета CRV7 от Magellan Aerospace.
Семейство ракет Hydra-70
Ракета Hydra-70 является модификацией FFAR (Folding-Fin Aircraft Rocket — ракета со складными стабилизаторами) которая была разработана в конце 40-х годов как неуправляемая ракета «воздух-воздух», в основном для того, чтобы быстро и надежно поразить советский бомбардировщик несущий атомную бомбу. Она служила в качестве временного средства до тех пор, пока не поступили на вооружение такие управляемые ракеты, как например, AIM-7.
Современная Hydra-70 производится с девятью различными боеголовками, включая M151 (4,5 кг фугасная), M229 (7,7 кг фугасная) и M255A1 (с поражающими элементами), плюс варианты дымовой завесы, осветительный и практический. Свыше четырех миллионов ракет Hydra-70 было произведено компанией GDATP с 1994 года. Она заряжается в 7- и 19-трубные установки.
Утверждается, что канадская ракета CRV7 имеет превосходные характеристики с действительной дальностью до 8000 метров. Свыше 800000 этих ракет были изготовлено для 13 стран.
Российская 57-мм ракета С-5 в настоящее время вытесняется 80-мм ракетой С-8, которая весит 11,1 — 15,2 кг и устанавливается на вертолетах в 20-трубной пусковой установке Б8В20-A. Она развивает максимальную пиковую скорость 1,8 Маха и имеет максимальную дальность 4500 метров. С-8KOM имеет бронебойную кумулятивную боеголовку, а С-8БМ предназначена для уничтожения личного состава в фортификационных укреплениях.
Вертолет Ми-28 также может нести два пусковых блока Б-13Л1, каждый с пятью 122-мм ракетами С-13, которые практически являются самыми мощными ракетами отстреливаемыми с вертолетов. С-13Т массой 75 кг имеет тандемную боевую часть способную пробить один метр армированного бетона или шесть метров грунта. 68-кг С-13ОФ имеет осколочно-фугасную боевую часть, которая создает облако из 450 ромбовидных элементов по 25 — 30 грамм.
Ми-28Н способен нести две 240 мм ракеты С-24Б массой по 232 кг. Можно отметить, что российские ударные вертолеты используют бомбы массой от 50 до 500 кг и универсальный контейнер малогабаритных грузов КМГУ-2 для сбрасывания суббоеприпасов.
Необходимо заметить, что в связи со своей особой природой реактивные снаряды с лазерным наведением будут рассмотрены в следующих обзорах. Они разработаны относительно недавно и предназначены в частности для обеспечения новым эффективным вооружением легких универсальных вертолетов, которые значительно дешевле в эксплуатации по сравнению со специализированными ударными вертолетами.
На вертолете Ka-50 30-мм пушка Шипунова, закрепленная в цапфах по правому борту фюзеляжа, имеет углы места (по вертикали) от +3,5 градусов и до -37 градусов. На фото Ка-50 показан с 20-трубными блоками Б8В20-A для 80-мм ракет С-8 и шеститрубными установками УПП-800 для бронебойных ракет 9M121 Вихрь
Ракета MBDA Mistral 2 с ИК-наведением массой 18,7 кг имеет несколько большее огневое могущество по сравнению с запускаемыми из ПЗРК ракетами. На вертолете Eurocopter Tiger ракеты устанавливаются в сдвоенную пусковую установку Atam (Air-To-Air Mistral)
Ракета Вымпел Р-73 устанавливается на вертолеты Ми-28 и Ка-50/52

Ракеты «воздух-воздух»
Самым тяжелым управляемым вооружением класса «воздух-воздух» являются 105-кг ракета Вымпел Р-73 или по классификации НАТО AA-11 (на Ми-28 и Ка-50/52) и 87-кг Raytheon AIM-9 Sidewinder (на AH-1W/Z). Обе имеют превосходную дальность действия согласно стандартам для ракет ближнего действия; заявленная цифра для базовой ракеты Р-73 (при пуске с реактивных самолетов в лобовом бою) составляет 30 км. Выбор ракеты AIM-9 американским корпусом морской пехоты для вертолетов серии Cobra, по всей видимости, определялся необходимостью минимизации числа разных типов ракет на одном воздушном судне.
Выдвигались предположения, что на бразильские вертолеты Ми-35M могут быть установлены ракеты «воздух-воздух» MAA-1B Piranha II Mectron или Darter-A Denel/Mectron.
Стремление максимального снижения массы бортового вооружения способствует адаптации переносных зенитно-ракетных комплексов (ПЗРК) в качестве вертолетного оружия самообороны «воздух-воздух». Лидерами здесь являются 18,7-кг MBDA Atam (Air-To-Air Mistral, установлена на Tiger), и даже более легкие 10,6-кг ракеты 9K38 Игла или СА-18 (на Ми-28 и Ka-50/52) и 10,4-кг Raytheon AIM-92 Stinger (на вертолете AH-64). Комплекс Atam базируется на ракете Mistral 2 и представляет собой сдвоенную пусковую установку. Он имеет ударный и дистанционный взрыватели и максимальную дальность 6500 метров.
Для относительно легкого ударного вертолета AgustaWestland A129 имеет очень эффективный комплекс вооружения. Кроме 20-мм пушки Гатлинга GD M197 он несет четыре MBDA Hot и четыре бронебойные ракеты AGM-114 Hellfire от Lockheed Martin
Ракеты класса «воздух-поверхность»
Ударные вертолеты были разработаны в основном для уничтожения боевых бронированных машин, и поэтому самым важным типом вооружения для них традиционно является противотанковое управляемое вооружение. В начале 40-х годов Германия была пионером в области наведения ракет по проводам. В ранний послевоенный период Великобритания провела несколько испытаний и сделала вывод о том, что эта концепция слишком склонна к поломкам и повреждениям. И как результат, впоследствии Британия упустила целое поколение противотанковых ракет.
В самых первых ракетах использовали ручное командное наведение, которое давало плохую точность. В целом было принято решение вместо него принять так называемое наведение Saclos (semiautomatic command to line-of-sight — полуавтоматические сигналы управления по линии визирования). Здесь оператор держит прицел на цели, а система автоматически отслеживает выхлопную струю ракеты и вырабатывает корректирующие сигналы для возвращения ее на линию визирования.
Первый в мире установленной на вертолет ракетой класса «воздух-земля» стала французская Nord AS.11 (адаптированная ракета наземного пуска SS.11), которая имела ручное управление по проводам и была принята на вооружение американской армией под обозначением AGM-22. Она была установлена на двух вертолетах UH-1B и впервые была применена армией в реальных условиях в октябре 1965 года. AGM-22 позднее была вытеснена (Hughes) BGM-71 Tow, которая также управлялась по проводам, но использовала наведение с применением оптических средств слежения Saclos. Впервые она применена в боевых условиях в мае 1972 года, где уничтожила танки T-54 и ПT-76. Самыми широко распространенными ракетами управляемыми по проводам являются 12,5-кг 9M14M Малютка-2 или AT-3, 22,5-кг Raytheon BGM-71 Tow и 24,5-кг Euromissile Hot. Наведение по проводам ограничено дальностью примерно 4000 метров, но это вполне вписывалось в концепцию Варшавского договора прошлого века бронетанкового удара по северной немецкой равнине. Тогда считалось, что обзор целей на больших дальностях был маловероятен в связи, как правило, с плохой видимостью и задымленностью поля боя.
Радионаведение исключает это ограничение по дальности, но может быть уязвимо к глушению. Что касается наведения по проводам, то здесь линия визирования на цели должна удерживаться все время полета ракеты.
Радиоуправляемая противотанковая ракета 9M114 Кокон
Одним из первых образцов радиоуправляемой противотанковой ракеты стала широко распространенная 31,4-кг 9M114 Кокон или AT-6, эта ракета использовалась в составе комплекса 9K114 Штурм. Базовое вооружение, поступившее на вооружение в 1976 году, имело дальность действия 5000 метров.
В 90-х годах 9K114 начали заменять 49,5-кг комплексом 9K120 Атака-В или AT-9. В комплексе были сохранены пусковые направляющие и прицельная система 9K114, но при этом он получил сверхзвуковую ракету (1,6 Маха) 9M120, которая в базовом варианте имеет дальность действия 5800 метров. Ми-28Н может нести 16 этих ракет в двух восьмитрубных блоках.
9M120 имеет тандемную боевую часть для борьбы с бронированными целями, тогда как 9М120Ф имеет термобарическую боевую часть для уничтожения легкобронированных целей, зданий, пещер и бункеров. Вариант 9A2200 имеет боеголовку с увеличенным сердечником для борьбы с воздушными судами.
13-кг ракета Lahat с лазерным наведением может отстреливаться из трубной пусковой установки с воздушного судна или из 105/120 мм танкового орудия. Полностью снаряженная четырехтрубная пусковая установка для вертолета имеет массу менее 89 кг. Lahat имеет дальность действия свыше 8000 метров
Пусковой контейнер на четыре ракеты MBDA Pars-3 LR установленный на вертолете Eurocopter Tiger. Pars3-LR имеет инфракрасное наведение с автоматическим распознаванием, что позволяет выполнять захват цели уже после пуска
Наведение по лазерному лучу обеспечивает точность независимо от прицельной дальности. Кодированный луч лазера позволяет обозначать цель с помощью еще одного источника, воздушного или наземного. Это облегчает захват цели из укрытия или вне визуальной дальности прямой видимости оператора и минимизирует время экспозиции вертолета, с которого запускается ракета.
Ярким примером ракеты с наведением по лазерному лучу является 43-кг AGM-114 Hellfire от Lockheed Martin, имеющая дальность 7000 метров в режиме прямого визирования и 8000 метров при пуске непрямой наводкой. Ракета сверхзвуковая, что снижает время ее экспозиции для средств перехвата противника в режиме пуска с подсветкой цели. Вертолеты AH-1Z и AH-64 могут нести 16 ракет Hellfire. Более легкие A129 и Tiger могут нести восемь таких ракет.
Hellfire впервые была применена в реальных условиях в операции «Правое дело» в Панаме в 1989 году. Традиционно она применялась с тремя типами боеголовок: AGM-114K с тандемной боевой частью для бронированных целей, AGM-114M осколочно-фугасная для небронированных целей и AGM-114N с металлическим зарядом для разрушения городских строений, бункеров, РЛС, центров связи и мостов.
Ракета AGM-114 Hellfire на пилоне БПЛА Predator (вверху). Компоненты ракеты Hellfire (внизу)
Начиная с 2012 года, ракета Hellfire стала доступна с многоцелевой боевой частью AGM-114R, что позволяет выбирать ее воздействие на цель (осколочно-фугасное или бронебойное) прямо перед пуском. В зависимости от типа цели AGM-114R также позволяет выбирать угол встречи, от почти горизонтального до почти вертикального.

Другими примерами бронебойных ракет с лазерным наведением являются 13-кг Lahat от Israel Aerospace Industries и 49,8-кг Mokopa от Denel Dynamics, которые имеют максимальную дальность 8000 и 10000 метров соответственно.
AGM-114L Longbow Hellfire, устанавливаемая на вертолете AH-64D/E Longbow Apache, имеет радиолокационную систему наведения; миллиметровая РЛС обеспечивает возможности «выстрелил-забыл» днем и ночью и в любую погоду.
В Советском Союзе в свою очередь решили, что лазерное наведение слишком восприимчиво к ловушкам и вместо него разработали полет по лазерному лучу, хотя в этом случае дистанция промаха с дальностью увеличивается. Основным примером подобной системы является 45-кг ракета 9K121 Вихрь или AT-16, которая имеет пиковую скорость свыше 1,75 Маха и дальность 8000 метров при пуске с вертолета. Вихрь размещается в двух шеститрубных установках УПП-800 на вертолете Ka-50/52. Ракета имеет дистанционный взрыватель для обстрела воздушных целей.
Следующая российская ракета в этой категории — Гермес-А (фото вверху) от КБП, двухступенчатая ракета летит на скорости 3 Маха на максимальную дальность 20 км.
Инфракрасное наведение
Наведение по лазерному лучу позволяет поражать конкретные цели, но в некоторых обстоятельствах (например, в городском бою) целеуказание может стать невозможным, несмотря на известное общее местоположение цели. В таких ситуациях точная атака всё-таки возможна за счет комбинации инерциального и инфракрасного наведения. При сочетании с усложненными алгоритмами распознавания целей инфракрасное наведение обеспечивает возможности «выстрелил и забыл» и позволяет выполнять залповые пуски против множественных целей.
Немецкий вертолет Tiger UHT и его вооружение. На верхнем снимке белая ракета на переднем плане — Pars-3 LR
Лидером в категории инфракрасного наведения является 49-кг ракета MBDA Pars-3 LR, имеющая высокую дозвуковую скорость (0,85 маха) и максимальную дальность 7000 метров. Ракета устанавливается на немецком вертолете Tiger UHT в четырехтрубных пусковых установках в готовом для пуска режиме; во время полета ее сенсор постоянно охлаждается. Четыре ракеты в полностью автономном режиме могут отстреливаться менее чем за 10 секунд. Она, как правило, использует режим захвата цели перед пуском, но также имеет упреждающий режим для временно укрытых целей.
Пуск Pars-3 LR может производиться в режиме прямой атаки, например по бункерам, но обычно она используется в режиме пикирования против бронированных машин. Ее боеголовка может пробить 1000 мм катаной гомогенной брони защищенной блоками динамической защиты.
Полномасштабное производство Pars-3 LR было начато в конце 2012 года компанией Parsys, совместным предприятием MBDA Germany и Diehl BGT Defence, по контракту с немецким агентством оборонных закупок, которое поставит 680 ракет для немецкой армии.
Еще одна относительно новая разработка — это Spike-ER производства израильской компании Rafael. Первая бронебойная ракета с наведением по оптоволоконному кабелю Spike-ER имеет дальность действия 8000 метров и позволяет захватывать цель до или после пуска. Вместе с транспортно-пусковым контейнером она весит 33 кг и имеет двухрежимный оптоэлектронный/инфракрасный сенсор, позволяющий проводить дневные/ночные операции.
Семейство ракет Rafael Spike включает Spike-ER, имеющую дальность 8000 метров. Она наводится по оптоволоконному кабелю; была выбрана Израилем, Италией, Румынией и Испанией для установки на свои вертолеты
Предполагается, что Spike-ER стоит на вооружении израильских вертолетов AH-1 и румынских IAR-330, она также выбрана для итальянских вертолетов AH-109 и испанских Tiger Had. Она является частью семейства ракет Spike и имеет высокий уровень унифицированности с вариантами наземного пуска. Spike также производится немецкой компанией EuroSpike, совместным предприятием Diehl BGT Defense и Rheinmetall Defense Electronics.
Широкой публике доступны фотографии вертолета Ka-52 с установленными на борту 300-кг тактическими ракетами Х-25 или АС-10 (не «вписывающиеся» в обычный набор ракетного вооружения для вертолетов) в двух вариантах: с лазерным наведением Х-25МЛ и противорадиолокационная Х-25МП.
Ракета с лазерным наведением Х-25МЛ
Использованы материалы:

«Адская молотилка» или советская установка ГУВ-8700!

Активные темы

  • «Взлетит не взлетит». Создание мема о самолете и транс… (425)

    Rem700 Тексты 10:19

  • В Совете Европы призвали Белоруссию ввести мораторий на смертную… (2)

    valeryi333 Инкубатор 10:19

  • ТОП-10 российских фильмов 2010-х, которые не стыдно смотреть (438)

    Exdar Картинки 10:19

  • Брижит Бардо пожаловалась Токаеву на жестокое обращение с животн… (10)

    para9mm Инкубатор 10:19

  • Путин согласился изъять из Конституции оговорку, позволившую ему… (128)

    VovaEVS События 10:19

  • Нищебродки, не для вас мои ягодки росли! (23)

    котэйко Инкубатор 10:19

  • Нашли семью Евгения Манюрова, устроившего стрельбу возле здания … (176)

    старпер2 События 10:19

  • Новости из параллельной Вселенной: Все деньги детям — в Якутии о… (45)

    maxilon События 10:18

  • “Приходи на корпоратив, будет весело” говорили они (41)

    Dedperdun Видео 10:18

  • Возле здания ФСБ на Кузнецком мосту неизвестный открыл стрельбу … (1430)

    skrapy События 10:18

  • В Якутии зоозащитники готовы заказать ловца бездомных собак. (22)

    Alconaut Инкубатор 10:18

  • Юрий Лоза о нём (35)

    Kakvse Тексты 10:18

  • Мамочка, пожалуйста, можно я не пойду в школу!?”: печальные … (286)

    Nemezida77 События 10:18

  • дачный вариант вкусно приготовить (16)

    СтранникC Инкубатор 10:18

  • Сотрудники ФСБ по Ростовской области задержали Марию Давыдову (15)

    lamer45cm Инкубатор 10:18

Маленькие вертолетики – удачное решение для многих. Они просты в пилотировании, имеют сравнительно низкую цену. Это главные данные, позволяющие развиваться «малой авиации» наравне с большими вертолетами.

С каждым годом они приобретают все большую популярность, поскольку становятся не только проще, но и безопаснее.
Существует рейтинг самых маленьких, но удобных вертолетов в мире. В него входят:

1. Вертолет GEN H-4

Это самый маленький аппарат в мире. Модель даже внесена в Книгу Рекордов за свои маленькие размеры. Модель получила название в честь компании, которая ее производит. Лопасти имеют длину 4 метра и вес в 70 кг.

У вертолета хвост вообще отсутствует, поскольку вместо него есть винты насосного принципа действия. Такой поход к строительству модели позволил сделать аппарат более легким и маневренным.

Грузоподъемность этой конструкции впечатляет — вертолетик способен летать с весом в 210 кг, что в 3 раза превышает размеры самого аппарата. Продается аппарат в разобранном виде, как конструктор.

По замыслу производителей владелец сможет собрать его самостоятельно за 30 часов. Предложение весьма интересное. Кроме того, и цена весьма приемлемая. Стоимость прибора стартует с 200 тыс. долларов.

2. Модель Mosquito Air

Это канадское средство передвижения, что находится на втором месте рейтинга. Название аппарата уже может сказать о многом. Ведь с английской оно переводится, как «москит».

Для того, чтобы получить уникальную разработку, разработка аппарата велась более 10 лет ведущими мировыми экспертами. Москит соединил в себе главные качества многих летающих аппаратов: высокую надежность, легкость управления, маленькие размеры и хорошую маневренность.

Мощность двигателя составляет около 60 л.с. Лопасти длиной в 5 метров легко и непринужденно поднимают в воздух машину, пилота и груз весом до 300 кг. При этом вес самого аппарата всего 115 кг. Ценовая политика вертолета и его модификаций весьма демократична: стоимость стартует от 40 тыс. долларов.

3. Вертолет Air Scooter 2

Впервые мир заговорил о подобном чуде техники в 2004 году после его презентации и первого полета. Задумка проекта была связана с экстремальными забавами.

Но на сегодняшний день вертолеты подобного плана успешно используются для патрулирований, перевозки почты, учебы. И все это благодаря прекрасным летним характеристикам и надежным качествам. Вес вертолета – всего 136 кг, объем двигателя – 65 л.с., максимальная скорость – 90 км/час, потолок – 3 тыс. метров.

По сооружения первой партии все эти вертолеты были раскуплены 23 странами мира. Стоимость каждого аппарата – 50 тыс. долларов.

4. Аппарат Dynali H2S

Вертолет бельгийского производства. Это достаточно легкий, 2-местный аппарат, который впервые взлетел в 2004 году. Благодаря своим минимальным размерам, он максимально удобный, маневренные, имеет облегченные летние характеристики.

Двигатель вертолета – 130 л.с. Благодаря ему машинка способна разгоняться до 160 км/час на высоту в 3,6 км. Диаметр каждого винта – около 7 метров. Общая грузоподъемность аппарата – 230 кг.

При поставке владелец получает модель в разобранном состоянии. Для сборки может потребоваться около 250 часов. Стоимость такого вертолета составляет от 95 тыс. евро.

5. Модель вертолета Heli-Sport CH-7

Италийский аппарат. Страна практически никогда не отставала от инновационного производства малой авиации. Вертолеты марки СН-7 начали производить еще в 1996 году. Но популярность этого транспорта не снижается. В общем уже продано более 400 моделей такого самолета.

Популярность его полностью оправдана. Диаметр винта составляет 5,8 м, вес – 200 кг, максимально возможная скорость движения – 192 км/час. Во многих модификациях цена аппарата достигает 85-90 тыс. евро.

6. Модель Robinson R-22

Это вертолет американского производства. Легкий и надежный аппарат этого вида по праву можно назвать прототипом современных, сверхлегких вертолетов. Впервые его создали еще в 1975 году.

В мире насчитывается около 3 тыс. экземпляров данной модели, которые до сих пор успешно эксплуатируются в 60-ти странах по всему миру.

Практически все модели современных вертолетов используют в своих конструкциях решения R22. На сегодня оптимальная стоимость данной модели машины стартует от 258 тыс. долларов.

7. Вертолет марки DF Helicopters DF334

Италийское производство вертолета гарантирует его качество и надежность. Это представитель 2-местных, суперлегких аппаратов. Модель разработана достаточно давно – еще в 1980-е годы.

За все это время вертолеты не теряли своей актуальности, поскольку много раз подтвердили надежность. Вес вертолета – всего 290 кг, винт имеет диаметр 6,8 м. Модель может развивать скорость до 148 км/час, поднимаясь на высоту до 4,2 км. Цена вертолета стартует от 120 тыс. евро.

8. Вертолет марки SL-222

Это транспортное средство украинского производства. Является легким, многоцелевым, полноценным вертолетом, который производится в стране с 2011 года. Благодаря своим маленьким габаритам может легко транспортироваться на обычном автоприцепе. Аппарат прост в управлении, надежный. Вес вертолета – 377 кг, цена – 149 тыс.

9. Аппарат Rotor Way EXEC 162F

Техника американского производства. Благодаря своей уникальности с 2003 года эта марка считается самой популярной. Весит 445 кг, разгоняет скорость до 185 км/час. Может подняться на высоту в 3048 м. Цена такого транспорта – около 280 тыс.

10. Беркут-ВЛ

Российское производство. На данное время разработка этой модели находится на этапе испытаний. Благодаря перспективам этому вертолету предсказывают успешное будущее. Двигатель аппарата – 140 л. с., вес – 477 кг. Поднимется на высоту в 4 км, развивая при этом скорость до 185 км/час.

Легкая авиация сейчас находится в поднесенном развитии. Благодаря современным достижениям мечта человека о полете становиться реальностью. Ведь многие вертолеты стали легкими, удобными и доступными по цене (сравнились с хорошим авто). Поэтому есть вероятность, что в недалеком будущем появится возможность каждому человеку иметь свой вертолет.