Проект 21180 Илья Муромец

«Илья Муромец» – новый ледокол-снабженец с немецкими корнями

По традиции, в торжественном мероприятии приняли участие первые лица города во главе с губернатором Санкт-Петербурга Георгием Полтавченко. ВМФ представляли начальник технического управления ВМФ РФ контр-адмирал Игорь Зварич и директор департамента обеспечения гособоронзаказа МО РФ капитан I ранга Андрей Вернигора.

Спуск на воду ледокола проекта 21180 «Илья Муромец» на Адмиралтейских верфях / Корабел.ру

Среди приглашенных гостей был и директор Балтийского завода Алексей Кадилов. Напомним, балтийцы сами активно готовятся к спуску головного ледокола проекта 22220 «Арктика», церемония намечена на 16 июня. Многие гости и журналисты проводили параллели, называя спуск «Ильи Муромца» генеральной репетицией спуска «Арктики». Без всякого пренебрежения адмиралтейским богатырем. С рождением очередного ледового богатыря поздравил коллектив верфей губернатор Санкт-Петербурга Георгий Полтавченко: «Хочу отметить, что это уже второй корабль с именем былинного героя Ильи Муромца. Его предшественник был построен в 1965 году, и 30 лет верой и правдой служил России на Тихоокеанском флоте. Славной и красивой судьбы новому кораблю!»

Спуск на воду ледокола проекта 21180 «Илья Муромец» на Адмиралтейских верфях / Корабел.ру

Для простоты «Илью Муромца» именуют ледоколом. Действительно, способность преодолевать льды толщиной до 1 метра и проводить суда – главная задача судна, но далеко не единственная. На самом деле судно проекта 21180 – это и снабженец, способный заниматься обслуживанием береговых и островных баз и аэродромов, буксировкой других судов, перевозить контейнеры на открытой части верхней палубы; это и аварийно-спасательное судно, которое может проводить тушение пожаров, заниматься локализацией и сбором нефтепродуктов с поверхности моря. В итоге, «Ильи Муромца» множество сильных сторон, как это и положено богатырю. При этом, хочется подчеркнуть, что экипаж «Ильи Муромца» всего 32 человека.

Спуск на воду ледокола проекта 21180
«Илья Муромец» / Корабел.ру

Спуск на воду ледокола проекта 21180
«Илья Муромец»/ Корабел.ру

Спуск на воду ледокола проекта 21180
«Илья Муромец» / Корабел.ру

Арсенал дополнительного оборудования ледокола тоже разнообразен. Помимо кранового вооружения (как это и полагается снабженцу), и арсенала техники для борьбы с пожарами на борту судна есть многофункциональный рабочий катер с надувным бортом БЛ-820, 400 метров боновых заграждений, катер-постановщик. На баке судна располагается вертолетная площадка, которая может принимать вертолеты типа Ка-32 или Ка-27.

Георгий Полтавченко на церемонии спуска на воду ледокола проекта 21180 «Илья Муромец» / Корабел.ру

Кроме того, некоторые военные СМИ сообщают, что по проекту в случае проведения мобилизации вспомогательных судов, между вертолетной площадкой и надстройкой ледокола можно установить артустановку типа АК-230, АК-630 или АК-306.
Технические характеристики ледокола проекта 21180:

водоизмещение, т 6000
длина наибольшая, м 85
ширина по КВЛ, м 20
высота борта, м 9,2
осадка по КВЛ, м 7
мощность ГЭУ, мВт 8
движители: ВРК 2×3,5 МВт
скорость полного хода, уз. 15
дальность плавания, миль 9000
автономность, сут. 60
толщина преодолеваемого льда, м 1
экипаж, чел 32
дополнительный экипаж, чел. 50

Андрей Вернигора: «Сегодня мы присутствуем на спуске ледокола, заложенного чуть больше года назад, и у заказчика нет никаких сомнений, что этот корабль будет сдан в сроки. Адмиралтейские верфи на протяжении 311 лет своей истории всегда были добросовестным поставщиком кораблей для государства. И Министерство обороны рассматривает предприятие как одно из ведущих в судостроительной промышленности и будет размещать здесь заказы для флота».
Отдельно стоит выделить высокую маневренность судна. Обеспечивается она полноповоротными механическими двухвинтовыми рулевыми колонками, кстати, отечественного производства, и носовым подруливающим устройством. Дальность хода ледокола – 9000 миль – позволит судну пройти по Северному морскому пути и вернуться обратно.

Спуск на воду ледокола проекта 21180 «Илья Муромец» / Корабел.ру

Система управления судна имеет высокую степень автоматизации и интеграции. Ледокол оснащен современным навигационным комплексом, с электронной картографической навигационно-информационной системой.
Генеральный директор АО «Адмиралтейские верфи» Александр Бузаков: «Сегодня после пятилетнего перерыва мы спускаем с наклонного стапеля новый корабль – ледокол-снабженец с большими функциональными возможностями, а осенью приступаем к строительству двух новейших патрульных кораблей ледового класса для Военно-морского флота России».

Спуск на воду ледокола проекта 21180 «Илья Муромец» на Адмиралтейских верфях / Корабел.ру

Три ледокольных богатыря
Полный тезка «Ильи Муромца» проекта 21180 – ледокол проекта 97 (зав. №771), о котором рассказывал Георгий Полтавчеко, был заложен на «Адмиралтейских верфях» 10 марта 1965 года, спущен на воду – 30 июня 1965, а в конце декабря того же года он был сдан флоту. Служил в составе Тихоокеанского флота, прошел дооборудование по проекту 97К. Ровно через 28 лет 30 июня 1993 ледокол был исключен из состава флота и утилизирован.

Один из кораблей проекта 97П в постройке
на заводе имени А. Марти / Моделист-конструктор

Ледоколы проекта 97 стали самыми массовыми кораблями данного класса, построенными для отечественного флота. Первоначально они предназначались для работы в арктических широтах и замерзающих портах. Однако проект был настолько удачный, что на его базе создавались научно-исследовательские и пограничные корабли для работы в суровых условий Арктики. Всего по проекту 97 и его производным были построены:

  • проект 97 – 3 ед.;
  • проект 97А – 14 ед.;
  • проект 97Е – 1 ед.;
  • проект 97АП – 2 ед.;
  • проект 97Д – 2 ед.;
  • проект 97Б – 1 ед.;
  • проект 97П – 8 ед.;
  • проект 97Н – 1 ед.

После войны отечественный флот столкнулся с проблемой нехватки ледокольного флота. Кроме того, те немногочисленные ледоколы, которые были у нас в арсенале, уже морально устарели.
В июле 1955 года на Техническом совете Министерства морского флота поднялся вопрос о разработке нового проекта ледокола для арктических морей. Предварительно специалисты подробно проработали дореволюционный опыт строительства данных судов, исследовали ледоколы зарубежной постройки, в том числе полученные по репарациям.

В итоге руководство морского флота пришло к выводу, что для обеспечения весенней и осенней навигации необходимы ледоколы типа «Капитан Белоусов» финской постройки 1955 – 1956 гг.

Ледокол «Илья Муромец» (бывш. «Eisbar») / FESCO

Ледокол проекта 97К «Илья Муромец».
Источник: книга «Адмиралтейские Верфи 1926-1996»

Ледокол «Капитан Белоусов», 1953 г. постройки, во льдах / «Википедия»

Однако с учётом того, что в ледоколах нуждался и ВМФ, разработка проекта оказалась весьма непростой задачей – необходимо было соблюсти требования обоих ведомств, порой совершенно противоположных.
Разработку проекта поручили Центральному конструкторскому бюро — 15 (ныне – ЦКБ «Айсберг»).
За основу корпуса нового судна конструкторы взяли ледокол «Илья Муромец» (вот такое совпадение), бывший немецкий «Eisbar», построенный в 1942 году на верфи Eriksbergs Mekaniske Verkstads в Гетеборге и полученный по репарациям. С 1946 года. Работал обрусевший богатырь сначала на нужды ВМФ, а с 1957 года в порту Владивосток на нужды Дальневсоточного пароходства. В 1981 году его списали и порезали на металл. Подробная история деятельности этого судна неизвестна, но в сети есть множество фотографий данного судна и его собрата «Eisvogel» в том числе и на зарубежных ресурсах.
Все ледоколы проекта 97 строились на ленинградском заводе имени А. Марти, ныне – «Адмиралтейские верфи» (головной – «Добрыня Никитич»). Производство данных ледоколов проекта 97 велось очень быстрыми темпами. В 1962 – 1971 гг. завод сдавал заказчикам по два судна различных модификаций в год, а в 1965 году и вовсе три судна.
В подробностях о ледоколах проекта 97 можно прочитать в приложении к журналу «МОДЕЛИСТ-КОНСТРУКТОР» №8 (119) 2009 г. «От «Добрыни Никитича» до «Отто Шмидта» Ледоколы проекта 97 и их модификации», автор Н .А. Кузнецов.
Несмотря на солидный возраст, ледоколы проекта 97 трудятся в портах до сих пор. В том числе в порту Санкт-Петербург: «Юрий Лисянский», «Семен Дежнев», «Иван Крузенштерн». Кроме того, ледокол проект 97К, близнец «Ильи Муромца» ледокол «Пурга» до сих пор в составе флота, базируется в г. Ломоносове.

Ледокол «Юрий Лисянский» и «Иван Крузенштерн»

Ледокол «Иван Крузенштерн» и «Юрий Лисянский»

Ледокол «Иван Крузенштерн»

Спуск на воду ледокола проекта 21180 «Илья Муромец» на Адмиралтейских верфях / Корабел.ру

Возвращаясь к «Илье Муромцу» современному, по заявлению представителей ВМФ на церемонии спуска, флот пока не планирует заказов на серию судов проекта 21180, поэтому братьев у «Ильи Муромца» не будет. Во всяком случае пока.
Владислав Букин

Ледоколы проекта 21180

Ледоколы проекта 21180

Проект 21180


Ледокол «Илья Муромец» прибыл на Северный флот.

Проект

Страна

Изготовители

Операторы

Годы в эксплуатации

с 2017 года

Запланировано

4+3

Построено

Строится

В строю

Отменено

Основные характеристики

Водоизмещение

6000 т

Длина

85 м

Ширина

20 м

Высота борта

10,0 м

Осадка

7 м

Двигатели

4 × 2,6 МВт

Мощность

12 МВт

Движитель

ВРК × 2

Скорость хода

15 узлов

Дальность плавания

9 000 миль

Автономность плавания

2 месяца

Экипаж

32 человека

Пассажировместимость

50 человек

Медиафайлы на Викискладе

Ледоколы проекта 21180 — тип российских вспомогательных дизель-электрических ледоколов нового поколения с мощным энергетическим комплексом, современной гребной электроустановкой российского производства, большим объёмом помещений и расширенными функциональными возможностями.

Ледокол «Илья Муромец» стал первым за 45 лет ледоколом, созданным исключительно для нужд ВМФ России.

Проект

Технический проект ледокола разработан АО КБ «Вымпел» по заказу АО «Адмиралтейские верфи» (главный конструктор М. В. Бахров). Рабочая конструкторская документация разработана совместно Инженерным центром АО «Адмиралтейские верфи» и ОАО КБ «Вымпел». Ледокол имеет ледовый класс Icebreaker6 и спроектирован в соответствии с требованиями «Правил морского регистра судоходства».

В 2018 году в КБ «Вымпел» была закончена разработка модернизированного проекта на основе проекта ледоколов 21180. Проект получил обозначение 21180М.

Назначение

Ледоколы проекта 21180 предназначены для обеспечения деятельности Арктической группировки ВМФ России. Выполняет следующие задачи:

  • Патрулирование территории Арктической зоны.
  • Осуществляет буксировку других кораблей.
  • Прокладывает путь во льдах для кораблей не ледового класса.
  • Снабжение береговых, островных баз и аэродромов, расположенных в Арктической зоне.
  • Транспортирует грузы.
  • Перевозит дополнительные экипажи (до пятидесяти человек).
  • Ледокол будет также использоваться учеными при проведении гидрографических исследований.

Проект 21180М

В ледоколах проекта 21180М уменьшены водоизмещение и осадка, что позволит их использовать в мелководных акваториях. Предназначены для осуществления всех видов ледокольных работ при самостоятельной проводки кораблей и судов в условиях сложной ледовой обстановки. Также могут привлекаться для буксирного обеспечения, оказания помощи, или для доставки грузов в сложных ледовых условиях.

Тактико-технические характеристики

Церемония спуска

Значение Проект 21180 Проект 21180М
водоизмещение, т 6000 4080
длина наибольшая, м 85 82,00
ширина по КВЛ, м 20 19,00
высота борта, м 9,2
осадка по КВЛ, м 7 4,6
мощность ГЭУ, МВт 8
движители: ВРК 2×3,5 МВт
скорость полного хода, уз. 15 14
дальность плавания, миль 9000 7600
автономность, сут. 30 30
толщина преодолеваемого льда, м 1 1,0 (при 2 уз)
экипаж, чел 32 28
дополнительный экипаж, чел. 50

Особенности конструкции

В носовой части ледокола размещена вертолётная площадка которая может принимать вертолёты типа Ка-32 или Ка-27. На палубе ледокола имеется место для многофункционального рабочего катера БЛ-820, использующего надувной борт.

Для транспортировки грузов используется грузовой трюм объёмом 500 м³, а также палуба на юте площадью 380 м², на которой установлены специальные контейнеры-рефрижераторы. Грузоподъемность ледокола равна 500 тоннам. Погрузочно-разгрузочные операции проводятся с помощью 21-метрового крана грузоподъемностью 26 тонн. Дополнительно, на ледоколе установлен кран-манипулятор, грузоподъемностью 2 тонны.

Для сбора разлившейся нефти на ледоколе имеется 400 метров боновых заграждений и катер-постановщик для них. Для тушения пожаров предусмотрены два лафетных водопенных ствола и пожарный насос.

ГЭУ состоит из четырёх дизель-генераторов общей мощностью 10 400 кВт (каждый генератор имеет мощность в 2600 кВт). На ледокол установлены поворотные на 360 градусов винто-рулевые колонки (ВРК) с гребными винтами приводимыми в движение электродвигателями мощностью по 3500 кВт каждый (электродвигатели произведены в Санкт-Петербурге на заводе ООО «ЛЭЗ» входящем в концерн «Русэлпром»; ВРК производства SteerProp (Финляндия)).

Кроме того, некоторые военные СМИ сообщают, что по проекту в случае проведения мобилизации вспомогательных судов, между вертолётной площадкой и надстройкой ледокола можно установить артустановку типа АК-230, АК-630 или АК-306.

Дизель-электрические ледоколы проекта 21180М являются облегченным и удешевлённым вариантом основного проекта 21180. Главным их отличием является уменьшение основных размерений корпуса и малая осадка. Данная серия ледоколов получит систему автоматизированного управления — ИСУ ТС «Залив-ЛК-21180».

Строительство и испытания

Строительство головного ледокола серии, получившим название «Илья Муромец» (зав. № 02470), начато в 2014 году в АО «Адмиралтейские верфи» (главный конструктор А. Ю. Юрьев, ответственный сдатчик М. А. Тимофеев). Закладка состоялась 23 апреля 2015 года. Торжественная церемония спуска судна состоялась 10 июня 2016 года. В этот же день было заявлено, что ледокол «Илья Муромец» станет единственным построенным кораблём данного проекта, а усилия будут направлены на строительство кораблей проектов 23550 и 03183. Военно-морской флаг и передача ледокола «Илья Муромец» ВМФ России состоялись 30 ноября 2017 года. Судно совершило первый переход с Балтийского моря в Кольский залив и прибыло на Северный флот 2 января 2018 года. 24 апреля 2018 года в рамках продолжения ледовых испытаний ледокол прибыл в район пролива «Карские Ворота».

В апреле 2017 года появилась информация, согласно которой серия может быть продолжена строительством двух ледоколов модернизированного удешевленного проекта 21180М, с меньшей осадкой («река-море»), длиной около 80 м и водоизмещением около 4000 тонн. 12 декабря 2018 года на верфи судостроительной компании «Алмаз» прошла закладка ледокола по модернизированному «облегченному» проекту 21180М (заводской № 800). Ледокол, получивший название «Евпатий Коловрат», строится в интересах ВМФ России.

Представители проекта

Название Проект Зав. № Заложен Спущен на воду Введён в строй Статус
«Илья Муромец» 21180 02470 23.04.2015 10.06.2016 30.11.2017 В строю
«Евпатий Коловрат» 21180М 800 12.12.2018 Строится

> Ссылки

Фотогалереи и базы данных по приписке

  • Список ледоколов проекта 21180.
  • Список ледоколов проекта 21180М.

Литература

  • Новый ледокол для ВМФ (рус.) // Российское военное обозрение : журнал. — 2016. — Август (т. 148, № 08). — С. 22.

23 декабря 1914 года в России создали эскадру воздушных кораблей «Илья Муромец»

Практически 100 лет назад, 23 декабря 1914 года в Российской Империи была создана эскадра воздушных кораблей «Илья Муромец». Приказ об этом подписал император Николай II. Созданная эскадра стала первым в мире подразделением тяжелых четырехмоторных бомбардировщиков. Именно с этого дня берет свое начало история российской дальней авиации. За годы Первой мировой войны эскадра выполнила порядка 400 боевых вылетов, сбросив на головы противника 65 тонн бомб. При этом эскадра записала на свой счет 12 сбитых истребителей противника, а собственные потери от истребительной авиации составили лишь 1 самолет, еще 3 бомбардировщика были подбиты.
Илья Муромец (или С-22) – это общее название нескольких серий тяжелых четырехмоторных цельнодеревянных бипланов, производством которых занимался известный Русско-Балтийский вагонный завод. В свое время «Илья Муромец» смог установить ряд мировых рекордов, в том числе по количеству перевезенных пассажиров, грузоподъемности, максимальной высоте и времени полета. Всего с 1913 по 1918 годы было выпущено около 80 самолетов «Илья Муромец» различных модификаций. При этом первоначально самолет предполагалось использовать в гражданских целях.

Самолет «Илья Муромец» был создан авиационным отделом Русско-Балтийского завода в Петербурге, руководил проектом И. И. Сикорский, который в 1918 году эмигрировал в США и в будущем больше прославился, как американский конструктор вертолетов. Новый самолет стал дельнейшим развитием конструкции «Русского витязя», созданного в 1913 году. В ходе работ его конструкция была значительно переработана, без существенных изменений осталась лишь общая конструкция машины, коробка крыльев с установленными в ряд на нижнем крыле 4-мя двигателями. При этом фюзеляж самолета был совершенно новым. В результате переработки с теми же немецкими моторами «Аргус» мощностью в 100 л.с. самолет «Илья Муромец» обладал вдвое большей максимальной высотой полета и массой полезной нагрузки.

Самолет «Илья Муромец» стал первым в мире пассажирским самолетом. Впервые в истории авиации на данном самолете имелся отдельный от кабины пилотов салон, который оснащался помимо прочего наличием электрического освещения, отопления (выхлопными газами двигателей), спальными комнатами и даже ванной с туалетом. В то время летчики одномоторных самолетов избегали летать над городами, так как в случае отказа двигателя вынужденная посадка в городе могла закончиться катастрофой. В то же время на «Муромце» имелось 4 двигателя, поэтому его создатель Сикорский был уверен в безопасности машины.

Остановка одного или даже 2-х из 4-х моторов не означала того, что самолет потеряет устойчивость и должен будет приземляться. Помимо этого во время выполнения полета по крылу самолета могли ходить люди, что не нарушало равновесия машины. Во время полета на крыло выходил сам Сикорский, для того чтобы убедиться в том, что в случае возникновения необходимости кто-то из летчиков сможет заняться ремонтом двигателя прямо в полете. В то время это было совершенно ново и производило на людей очень большое впечатление.
Постройка прототипа самолета «Илья Муромец» на Русско-Балтийском вагонном заводе стартовала в августе 1913 года. Новый четырехмоторный тяжелый аэроплан был назван в честь известного русского былинного богатыря. Это имя стало общим для разнообразных модификаций новой машины. Прототип самолета был готов к декабрю 1913 года и 10 декабря выполнил свой первый полет. На прототипе между коробкой крыльев и оперением находилось также среднее крыло, а под фюзеляжем были установлены стойки дополнительного среднего шасси. Однако в ходе испытаний поняли, что среднее крыло себя не оправдывает, и оно было демонтировано. После ряда рекордов и первых успехов на машину обратили внимание военные. В итоге 12 мая 1914 года Главное Военно-Техническое Управление (ГВТУ) заключило с заводом контракт на постройку 10 аэропланов «Илья Муромец».
«Илья Муромец» пассажирский салон
Во многом этому способствовал тот факт, что в феврале 1914 года Сикорский поднял в воздух самолет с 16 пассажирами на борту. При этом во время совершения полета на борту самолета находился еще один пассажир – собака Шкалик, которая была любимцем всего аэродрома. Данный полет стал на тот момент небывалым достижением в области авиации. Полезная нагрузка во время полета над Петроградом составила практически 1 300 кг. В то время «Илья Муромец» достаточно часто пролетал над столицей империи, совершая полеты на высоте около 400 метров.
Во время выполнения данных полетов, пассажиры самолеты могли с высоты из удобной и закрытой кабины любоваться величественными бульварами и площадями города. При этом каждый полет четырехмоторного аэроплана приводил к остановке всего наземного транспорта столицы, так как на улицах собирались целые толпы горожан, для того чтобы взглянуть на огромный по тем временам самолет, издававший сильный шум 4-мя своими двигателями.
К весне 1914 года Сикорский завершил постройку второго самолета. Данная машина была оснащена еще более мощными двигателями «Аргус». Два внутренних имели мощность – 140 л.с., а два внешних – 125 л.с. Таким образом, общая мощность двигателей самолета второй модели достигла 530 л.с., что на 130 л.с. превышало мощность двигателей первого «Ильи Муромца». Увеличенная мощность силовой установки позволила увеличить скорость и грузоподъемность, была достигнута высота полета в 2 100 метров. В своем первом испытательном полете новый самолет поднял в воздух 6 пассажиров и 820 кг. топлива.
К началу Первой мировой войны (1 августа 1914 года) было изготовлено 4 «Ильи Муромца». К сентябрю этого же года все они были переданы в состав Императорского военно-воздушного флота. К тому моменту все аэропланы воюющих стран предназначались исключительно для нужд разведки, поэтому российский самолет следует считать первым в мире специализированным самолётом-бомбардировщиком.


2 октября 1914 года был подписан очередной контракт на строительство 32 самолетов «Илья Муромец», цена каждой машины составляла 150 000 рублей. Таким образом, общее число заказанных самолетов достигло 42 штук. Несмотря на это от пилотов, которые занимались испытанием самолета в боевых условиях, начали поступать отрицательные отзывы. Так штабс-капитан Руднев писал о том, что самолеты «Илья Муромец» обладают небольшой скоростью, плохо набирают высоту, не защищены, по этим причинам наблюдение за крепостью Перемышль можно осуществлять только на максимально возможной высоте и большом удалении. При этом ни о каких полетах в тыл и бомбардировках противника не сообщалось. Мнение о новом самолете в армии складывалось негативное и выдача заводу «Руссобалт» задатка в размере 3,6 млн. рублей на постройку самолетов заказанной партии была приостановлена.
Складывающуюся ситуацию спас Михаил Владимирович Шидловский, который руководил на «Русобалте» авиационным отделом. Шидловский признал, что новая машина имеет недостатки, но при этом указал на то, что экипажи самолетов не имеют достаточной подготовки. При этом он дал согласие на приостановку постройки партии из 32 самолетов, но настоял на том, чтобы первые 10 самолетов были построены, для того чтобы объединить их в эскадру по примеру морского флота и всестороннее испытать в боевой обстановке.
Николай II одобрил эту идею и уже 23 декабря 1914 появился приказ, согласно которому русская авиация делилась на легкую, входящую в войсковые соединения и подчиняющуюся Великому Князю Александру Михайловичу, а также на тяжелую, которая подчинялась Штабу Верховного Главнокомандования. Этим же приказом было объявлено о создании эскадры из 10 боевых и 2 учебных самолетов «Илья Муромец». Командиром созданной воздушной эскадры был назначен сам Шидловский, которого призвали на военную службу. Одновременно с этим ему присвоили звание генерал-майора. Так Михаил Шидловский стал первым в России авиационным генералом. К сожалению, в августе 1918 года он был расстрелян большевиками вместе со своим сыном при попытке выехать на территорию Финляндии.

Со временем тяжелые самолеты начали использовать в качестве бомбардировщиков, на них появилось оборонительное вооружение, некоторые модели несли до 7-8 пулеметов. Свой первый боевой полет в составе эскадры был произведен 21 февраля 1915 года. Однако он закончился ничем, летчики заблудились и, не обнаружив цель (Пилленберг), вернулись обратно. Второй полет произошел на следующий день и стал успешным. Бомбардировке подверглась железнодорожная станция, на которую сбросили серию из 5 бомб. Бомбы разорвались посреди подвижного состава, а результаты бомбардировки были засняты на фотоаппарат.
18 марта с помощью «Ильи Муромца» была осуществлена фоторазведка по маршруту Яблонна – Вилленберг – Найденбург – Зольдну – Лаутенбург – Страссбург – Тори – Плоцк – Млава – Яблонна. В результате данного полета удалось установить, что концентрация неприятельских войск на данном участке отсутствует. За выполнение данного разведывательного полета экипаж самолета был представлен к наградам, а капитан Горшков произведен в подполковники.
Благодаря успехам, которых смогла добиться эскадра, в апреле 1915 года заказ на строительство 32 бомбардировщиков «Илья Муромец» вновь был активирован. Самолеты планировалось построить до 1 мая 1916 года. В 1915 году началось производство самолетов Г серии, их экипаж составлял до 7 человек, некоторые из них оснащались специальной стрелковой кабиной. Также в 1915-1916 годах выпустили 3 машины Д (ДИМ) серии. Осенью 1915 года один из этих бомбардировщиков впервые поднял в небо бомбу громадной по тем временам массы – 400 кг (25 пудов).

Во время войны в период с 30 октября 1914 года по 23 мая 1918 года было потеряно и списано из армии 26 самолетов данного типа. При этом в ходе боев было потеряно только 4 машины (1 сбита истребителями, 3 зенитным огнем), остальные самолеты были потеряны в ходе ошибок пилотирования, стихийных бедствий (ураганы, буря), технических неисправностей.
После 1918 года самолеты «Илья Муромец» уже не выпускались, но сохранившийся после Первой мировой и Гражданской войн парк некоторое время еще эксплуатировался. К примеру, первая советская регулярная почтово-пассажирская авиалиния по маршруту Москва – Орёл – Харьков была открыта 1 мая 1921 года и проработала до 10 октября 1921 года, за это время было выполнено 43 рейса, перевезено более 2-х тонн грузов и 60 пассажиров. Однако из-за сильной изношенности самолетного парка трасса была ликвидирована. Один из оставшихся самолетов был передан школе Воздушной Стрельбы и Бомбометания, расположенной в Серпухове. Он использовался для подготовки пилотов в 1922-1923 году, за это время машина совершила порядка 80 учебных полетов, однако после этой даты самолеты в небо не поднимались.
Тактико-технические характеристики «Илья Муромец» версия Г-1:
Время производства – 1915-1917 годы
Размеры: размах верхнего крыла – 31 м. размах нижнего крыла – 21 м., длина – 17,1 м.
Площадь крыльев – 148 кв. м.
Масса самолета: пустого – 3 800 кг., взлетная – 5 400 кг.
Тип двигателя – 4 рядных «Sunbeam» мощностью 160 л.с. каждый
Максимальная скорость – 135 км/ч.
Продолжительность полета – 4 часа
Практический потолок – 3 000 м.
Вооружение: до 6 пулеметов, 500 кг бомб.
Экипаж – 5-7 человек.
Источники информации: