Петр 1 потешные полки

Потешные войска

А. П. Рябушкин «Потешные Петра I в кружале». 1892

Поте́шные войска́ возникли из так называемого Петрова полка, который был сформирован царём Петром I для игровых битв. Современники не оставили никаких заметок о первоначальном устройстве «потешных»; известно только, что число их сначала не превышавшее 50, быстро увеличивалось, так что, по недостатку помещения, часть их была переведена в село Семёновское.

  • С 1682 года у Московского кремлёвского дворца была особая потешная площадка.
  • С весны 1683 года 11-летний Пётр — не по летам физически развитый — перенёс воинские занятия в поле, и с этого времени прежняя игра в солдатики перешла в настоящее военно-практическое обучение. В конце этого года в число «потешных» стали записываться и взрослые. Первым 30 ноября 1683 года в потешные записался придворный конюх С. Бухвостов. Он считается первым солдатом.
  • В 1684 году в подмосковном селе Преображенском возведён был потешный городок «Пресбург», над устройством которого трудился и сам Пётр; затем потешные войска штурмовали эту крепость и маневрировали на две стороны.
  • В 1691 году потешные войска получили правильную организацию и разделились на два полка, Преображенский и Семёновский, обмундированные по западно-европейскому образцу.

Разнообразные военно-учебные упражнения под руководством иностранцев завершились «Кожуховским походом». В эти годы начали складываться взгляды Петра I на военное образование. Историк А. М. Назаров, автор книги о «потешных», писал, что целью была подготовка будущих воинов и военачальников, для которых «служба не была бы тяжким постным бременем», а напротив — «гранильной мастерской, в которой они стали бы кристаллом изумительного блеска». Учитывая собственный опыт, Пётр со своими сподвижниками разработал первую в истории России программу военно-профессиональной ориентации юношей.

Программа военно-профессиональной ориентации юношей включала:

  1. развитие физической силы и ловкости детей 9—12 лет путём игр на воздухе и гимнастических упражнений; военному строю не придавалось особого значения;
  2. развитие в детях смелости и предприимчивости путём ввода в игры некоторой доли опасности и риска. Для этого использовались лазанье по обрывам, оврагам, переходы по зыбким мостам, брёвнам, игры в разбойников. Во время этой игры «потешные» постигали сторожевую службу, разведку, опытом доходили до понимания того, что «больше побеждает разум и искусство, нежели множество»;
  3. обучение владеть оружием: не только ружейным приёмам, но и умению стрелять и колоть. Царь Пётр с 12 лет стрелял из пушки;
  4. ознакомление «потешных» с военной техникой и приучение пользоваться ею;
  5. выработка дисциплины, чувства чести и духа товарищества;
  6. познание отечества и уяснение его исторических задач путём ознакомления «потешных» с наиболее яркими и наиболее мрачными страницами российской истории, а также с силами и стремлениями наиболее опасных соседей;
  7. развитие любви к государю и отечеству;
  8. привитие «потешным» любви к армии.

Преображенцы и семёновцы стали основой будущей регулярной армии России. В свой первый поход к турецкой крепости Азов они ушли 30 апреля 1695 года. В дальнейшем участие в Северной войне дало обоим полкам случай выказать боевую подготовку и помериться с образцовыми войсками Карла XII.

Память

В память о Потешных войсках в Москве до 1917 г. была Потешная набережная (ныне набережная Ганнушкина); до сих пор существует Потешная улица. Улица расположена на месте Потешного городка в селе Преображенском, где в конце XVII в. жили потешные.

Есть улицы в память о первом солдате Сергее Леонтьевиче Бухвостове — 1-я улица Бухвостова, 2-я улица Бухвостова, 3-я улица Бухвостова.

Литература

  • Масловский, «Записки по истории военного искусства в России»;
  • «Петровская бригада» («Русская Старина», 1883, т. XXXVIII, майская книжка, С. 239—272).
  • П. Дирин Потешные полки Петра Великого
  • Бобровский П. О. Потешные и начало Преображенского полка. — СПб.: Тип. Главного Управления Уделов, 1899 на сайте Руниверс

При написании этой статьи использовался материал из Энциклопедического словаря Брокгауза и Ефрона (1890—1907).

Ссылки

  • Потешные войска Петра I в Александровской слободе

Что такое «потешные полки» при Петре 1

С 1683 г. вместо «потешных ребяток» около Петра видим «потешные полки» («потешные», ибо стояли в потешных селах, а не потому, что служили только для потехи). В ноябре 1683 г. Петр начинает формировать Преображенский полк из охочих людей (до последних лет своих Петр помнил, что первым охотником был придворный конюх Сергей Бухвостов). В отношении этого потешного полка Петр был не государем, а товарищем-соратником, учившимся наравне с прочими солдатами военному делу. С разрешения, конечно, матери и с одобрения, быть может, Б. Голицына (даже, быть может, с некоторым его содействием) Петр, как говорится, и днюет, и ночует со своими потешными. Предпринимаются маневры и небольшие походы, на Яузе строится потешная крепость (1685 г.), названная Пресбургом, словом, практически изучается военное дело не по старым русским образцам, а по тому порядку регулярной солдатской службы, какой в XVII в. был заимствован Москвой с Запада. Эти военные «потехи» требуют военных припасов и денежных средств, которые и отпускаются Петру из московских приказов. Правительство Софьи не видит для себя никакой опасности в таких «потехах марсовых» и не мешает развитию потешных войск. Оно испугалось этих войск позже, когда из потешных выросла солидная военная сила. Но растил Петр эту силу беспрепятственно. Не следует думать, что Петр забавлялся с одной дворовой челядью. Вместе с ним в рядах потешных были и товарищи его из высших слоев общества. Стоявший вне придворного этикета, Петр мешал родовитых людей и простолюдинов в одну «дружину», по выражению С. М. Соловьева, и из этой дружины бессознательно готовил себе круг преданных сотрудников в будущем. Военное дело и личность Петра сплачивали разнородные аристократические и демократические элементы в одно общество с одним направлением. Пока это общество забавлялось, – позже оно стало работать с Петром.

Алексей Кившенко, «Пётр Первый управляет парусным ботиком.», 1 января 1864 года.А. П. Рябушкин «Потешные Петра I в кружале». 1892Миниатюра из рукописи 1-й половине XVIII века «История Петра I», соч. П. Крекшина. Собрание А. Барятинского. ГИМ. «Военные учения у села Коломенского и деревни Кожухово.», Потешные внизу.Алексей Кившенко, «Военные игры потешных войск Петра I под селом Кожухово.» 1882 год.

Поте́шные войска́, Поте́шные полки́ или Поте́шные — особое формирование войск и сил для обучения и воспитания солдат «армии нового строя» и их командиров из подданных Русского царства, созданное царевичем Петром Алексеевичем.

Поте́шные войска́ возникли из так называемого Петрова полка, который был сформирован царём Алексеем Михайловичем и поименован именем его полкового командира — полковника для придания играм будущего императора более правильного характера, так как царь замечал в своем бойком, подвижном и энергичном сыне особенное влечение к военному делу. Петров полк был обмундирован в зелёные мундиры, имел знамёна, ружья и был снабжён всяческими полковыми вещами. Сам царевич был назначен полковым командиром — полковником, в соответствии с этим ему рапортовали по всем надобностям полка, от него же требовали и распоряжений. Государь лично наблюдал за приказаниями четырехлетнего полководца и руководил его действиями. Для потешного Петрова полка был построен небольшой фортификационный город, который сам Пётр называл «Стольный град Пресбург».

Название «потешные» определялось местом их дислокации, ибо стояли они в царских потешных сёлах.

Современники не оставили никаких заметок о первоначальном устройстве «потешных»; известно только, что число их, сначала не превышавшее 50, быстро увеличивалось, так что по недостатку помещения в царском селе Преображенском, часть их была переведена в царское село Семёновское.

История

  • С 1682 года у Московского кремлёвского дворца была особая потешная площадка.
  • С весны 1683 года 11-летний Пётр, венчанный на Царство, — не по годам физически развитый — перенёс воинские занятия в поле, и с этого времени прежняя игра в солдатики перешла в настоящее военно-практическое обучение. Капитан Федор Зоммер (Степан Зоммер), огнестрельный мастер, построил в потешном селе Воробьёво небольшую крепость с пушками, стрельбой из которых потешил Пётра Алексеевича в день его рождения, возбудив в нём любовь к артиллерии. В конце этого года в число «потешных» стали записываться и взрослые охочие люди. Первым 30 ноября 1683 года в потешные записался придворный конюх С. Л. Бухвостов. Он считается первым солдатом.
  • В 1684 году в подмосковном селе Преображенском (в одной из рощ близ села) был возведён иностранцем Ф. Ф. Тиммерманом потешный городок «Пресбург», над устройством которого трудился и сам Пётр; затем потешные войска штурмовали эту крепость и маневрировали на две стороны.
  • После первой пробы Государь каждое лето устраивал примерные осады и атаки крепостей, делал с Потешными практические походы до Александровской слободы и Лукиановой пустыни, а иногда и далее.
  • В 1686 году 14-летний Пётр завёл при своих «потешных» артиллерию. Огнестрельный мастер Фёдор Зоммер показывал царю гранатное и огнестрельное дело. Из Пушкарского приказа были доставлены 16 пушек. Для управления тяжёлыми орудиями царь взял из Конюшенного приказа охочих к военному делу взрослых служителей, которых одели в мундиры иноземного покроя и определили потешными пушкарями.
  • В 1687 году учитель Петра Романова Франц Тиммерман, продолжал обучать его геометрии, фортификации и иным наукам, а голландец Карштен Брант стал учить Петра плотницкому делу (строительство кораблей), управлению кораблями и так далее, сперва учились на Яузе, а потом — в потешном селе Измайлове на Просянском пруду. Позже вождение перенесено на Плещеево озеро.
  • В 1691 году потешные войска получили правильную организацию и разделились на два пехотных полка (Преображенский и Семёновский). По разделении Потешных, занятия их превратились из детских игр в правильное изучение фронта, то есть боевых и походных порядков, и оно производилось по новому, самим Царем, исправленному Уставу. Лагерь 1691 года отличался особенною деятельностью, сначала ученья в присутствии Царя, потом манёвры, продолжались два месяца. Прямо из лагеря Потешные пошли в Троицкую Лавру и оттуда по Ярославской дороге к городу Переяславлю, где были при спуске выстроенных там фрегатов, а потом исполняли на судах должность матросов.
  • В октябре 1691 года, во время первого самостоятельного похода Петра на крепость Пресбург, бывшую «стольным городом» князя Федора Юрьевича (обороняющийся «противник»), при этом сам князь был назначен генералиссимусом и действовал под именем Фридриха Ромодановского. В результате «великого и страшного боя», «равнявшегося судному дню», ротмистр Пётр Алексеев, то есть сам царь Петр, взял генералиссимуса в плен.
  • В 1692 году потешные полки были сведены в 3-й Московский выборный полк (1-м считался Лефортовский полк, 2-м — Бутырский) под командованием генерал-майора А. М. Головина.
  • Потешные войска кроме обыкновенных учений, весьма часто вместе с другими немногими регулярными полками, производили в окрестностях Москвы манёвры, продолжавшиеся иногда более месяца, на них они обычно действовали против формирований войска, сформированных по системе того времени в России, то есть из ополчения.
  • В 1693 году и в 1694 году Петром совместно с Преображенцами которыми командовал князь-кесарь Ф. Ю. Ромодановский были сделаны два морских похода к городу Архангельск.

40 стрельцов, 8 певчих (бомбардиров), двух карлов и 10 потешных с трубачом входил в элитную «сотню» свиты царя, совершившего в 1693 году первый рейд к Белому морю

  • Военно-учебные упражнения под руководством иностранцев на Русской службе завершились Кожуховскими манёврами в 1694 году. А дальше были стычки, дела, сражения и битвы — основы Русской армии нового облика.
  • В память о Потешных войсках в Москве до 1917 года была Потешная набережная (ныне набережная Ганнушкина).
  • До сих пор существует Потешная улица, расположенная на месте Потешного городка в селе Преображенском, где в конце XVII веке жили потешные.
  • Есть улицы в память о первом солдате С. Л. Бухвостове — 1-я улица Бухвостова, 2-я улица Бухвостова, 3-я улица Бухвостова, и памятник первому солдату в Москве.

> См. также

  • Армия Петра I
  • Армейский флот
  • Военно-морской флот Петра I

Примечания

  1. Б. Б. Глинский, «Царские дети и их наставники» М., 1899
  2. История Руси.
  3. «Потехи» Петра, Детство и отрочество Петра I (1672 — 1689), Потешные полки Петра I, Русская историческая библиотека.
  • Б. Б. Глинский, «Царские дети и их наставники» М., 1899
  • Масловский, «Записки по истории военного искусства в России»;
  • Погодин, «Семнадцать первых лет Петра Великого»
  • «Петровская бригада» («Русская Старина», 1883, т. XXXVIII, майская книжка, С. 239—272).
  • П. Дирин. Потешные полки Петра Великого.
  • П. О. Бобровский. Потешные и начало Преображенского полка. — СПб.: Тип. Главного Управления Уделов, 1899.
  • Потешные войска // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
  • Потешные войска Петра I в Александровской слободе.
  • «Потехи» Петра, Детство и отрочество Петра I (1672 — 1689), Потешные полки Петра I, Русская историческая библиотека.

Потешные полки – войска Петра 1

Потешные войска были предоставлены молодому царевичу Петру в 1682 году, когда мальчику исполнилось 10 лет. Именно с этими войсками будущий император осваивал основы военного искусства. В современной истории много говорится о «потешных», но почему- то мало уделяется внимания специфике этого обучения царя, в ходе которого погибли тысячи простых людей. Историки акцентируют внимание только на положительном, абсолютно забывая, что у каждой медали есть две стороны. А свидетельств обратной, нелицеприятной стороны в литературе имеется огромное количество. В сегодняшней статье мы рассмотрим потешные полки Петра 1 с различных точек зрения, чтобы понять специфику этого явления, главное – уделим внимание на то, что учебники по истории умалчивают.

Детские годы и военные забавы

Начиная с 1682 года, Петр активно занимается «потешными». Ему в распоряжение набрали целый полк, и царевич стал учиться командовать взрослыми, осваивая военное дело. В это время все забавы были исключительно мирными. Ружья заряжались холостыми снарядами, а пушки палили горохом или репой.

Изменения произошли в 1685 году, когда на Яузе был построен небольшой город, который сам Петр называл «стольный град Пресбург». С этого момента потешные игры изменились. Теперь одна армия занимала оборону в городе, а другая армия шла в атаку. Часто молодой царевич нападал на мирных людей: проезжающих купцов, бояр и других. И это не выдумка! Все эти истории описаны в рассказах Алексея Толстого и просто поражают своей жестокостью.

… В это время начали учить войска стрелять чугунными бомбами. Учили на совесть. Федор Зоммер, которого Петр назначил генералом потешных войск, не хотел получать деньги просто так. Это уже была не забава и не игра. В учениях они побили множество скота в полях и покалечили сотни человек в деревнях…

В это же время численность войск заметно возрастает. Даже формируется два настоящих полка: Семеновский и Преображенский.

Взрослые забавы

Время шло, Петр взрослел, но его тяга к потешным войскам (где он был настоящим главнокомандующим!) не ослабевала. Более того, с 1686 «армия» пополняется настоящими мужчинами, которые являются военнообязанными. В результате этого было решено ряд задач:

  • Петр 1 получил хорошие навыки в реальном управлении войсками. Более того, эти навыки он получал с детских лет, что было очень важно.
  • В рамках миниатюрных сражений он будущий царь оттачивал тактику и военное мастерство, которое ему потом пригодилось.

Конечно, все это очень важно и нужно, но какой ценой достигалась военная грамотность Петра? С каждым годом забавы становились все опаснее и масштабнее. Показательным является потешное сражение 1694 года.

Пример потешного сражения

Осенью 1694 года была проведена Кожуховская потешная операция. Для ее осуществления потешные полки были доукомплектованы солдатами из действующей армии. Войска были разделены на две группы:

  • «Русская армия». Командовал Федор Ромодановский. В его распоряжении были Семеновский, Преображенский и Бутырский полки. В составе армии выделялся солдат Петр Алексеев (один из псевдонимов молодого царевича), который в сражении совершил славный подвиг и пленил генерала противника. Эта армия насчитывала порядка 9000 человек.
  • «Польская армия». Командовал Иван Батурин. В его распоряжении было 7500 человек, большая часть которых была приведена из действующей армии, для «потехи» молодого царя.

«Поляки» обороняли крепость – «русские» наступали. Завершилось все полной победой русского войска. При этом во время сражения были следующие потери: 24 человека было убито и 50 ранено. Об этом подробно написано во многих источниках, в том числе и у Бориса Куракина.

Петр был просто в восторге от сражения. Какой размах, сколько людей! А потери в расчет не брались. Вот такие «забавы».

Несколько раз в год потешные войска Петра отрабатывали нападение на населенные пункты. Царь выбирал в качестве «жертвы» одну из деревень и начинался штурм. Обычная деревня, в которой жили обычные люди и занимались своими повседневными делами. И вдруг появляется армия и начинается «потеха»: поля сжигают, людей убивают (конечно, все ради потехи и не злого умысла ради).

Потешные полки долгие годы были любимым детищем Петра. Даже в момент, когда он стал царем России и был целиком поглощён в государственные дела, он продолжительное время уделял своим детским забавам.

Потешные полки Петра I

Потешные полки

История создания потешных полков Петра I

Согласно дошедшим до нас сведениям, в детстве будущий император России Пётр Первый не жаловал науку, посвящая всё своё время ребяческим забавам, имеющим однако военный характер. Оставаясь царём, в силу сложившихся обстоятельств, он вынужден был с десяти лет жить не в Кремлёвском дворце, а в подмосковных сёлах. Этот факт не только не способствовал получению Петром образования, но и полностью освобождал его от следования придворному этикету. Обладая такой свободой действий, он сам был вынужден искать себе развлечения и интересы. Именно в этот период, увлёкшись военным делом, Пётр создаёт так называемые «потешные полки».

Стоит отметить, что само название полков не означало их шутливость или нечто подобное. Оно происходило от того, что стояли эти самые полки в потешных сёлах. В середине осени 1683 года будущий император формирует Преображенский полк в который входили охочие люди. При этом, сам государь был для этих людей больше другом, чем начальником, который наравне со всеми остальными пытался освоить непростую военную науку.

Получив разрешение матери и Голицына Пётр выходит с полком в небольшие походы, отрабатывая боевые маневры. Так, в 1685 году на Яузе строится потешная крепость, получившая название Пресбург. Одним словом, Пётр пытается постичь военное дело не следуя старым образцам, но осваивая порядок регулярной солдатской службы, который в тот период можно было наблюдать в развитых европейских государствах.

Естественно, что все подобные потехи требовали немалых средств для оснащения, которые отпускались Петру Первому из московских приказов. Регент Софья не видела в полках никакой опасности для собственной политики. Однако, она была вынуждена признать свою неправоту спустя всего несколько лет, когда «марсовы потехи» превратились в мощную военною силу.

В состав потешных полков входила не только дворовая челядь, но и петровские товарищи, относящиеся к высшим слоям общества. Стоявший вдалеке от придворного этикета Пётр Первый мог без зазрения совести смешивать в одной дружине простолюдинов и родовитых людей. Многие из простых людей вошли в его близкое окружение в будущем. Таким образом, характер Петра и его любовь к военному делу сплачивали в одно единомышленное общество демократические и аристократические элементы.

Влияние потешных полков на личность и характер Петра I

Немного позже формирования полков в Петре пробудилось и желание будущего правителя учиться. И хотя самообучение сильно отвлекало Петра от военных забав, оно смогло в достаточно короткий период расширить круг его интересов. Необходимо отметить, что хотя мальчик и не получал необходимого образования, но обстановка царящая в доме матери смогла дать ему больше чем получали в то время многие дворяне. Даже в этих сёлах Пётр получал знания от иностранцев. К примеру, в предисловии к Морскому Регламенту государь рассказывает, что когда Долгорукий привёз ему астролябию из поездки в Европу и никто не знал как обращаться с этим предметом, мальчику быстро нашли знающего человека, коим стал голландец Франц Тиммерман. Он не только смог объяснить Петру принцип действия астролябии, но и рекомендовал мальчику изучать для её лучшего понимания фортификацию и геометрию.

В тот же период Пётр находит в Измайлове английский старый бот, который долгое время валялся в амбаре. Голландец рассказал ему, что данный бот может не только ходить против ветра, но и лавировать, чего в то время не умели русские суда. Это подтолкнуло Петра найти ещё одного учителя – Карштен-Бранта из Немецкой слободы, начавшего обучать его управлению парусами. В самом начале обучение проходило на Яузе, а затем на пруде в Измайлове.

Значение потешных полков в истории российского государства

В 1692 году все петровские потешные полки были переведены в общий третий Московский выборный полк (первым был Лефортовский полк, а вторым называли Бутырский), которым в этот период командовал А. Головин.

Кроме обыкновенных и привычных военных учений потешные войска Петра Первого довольно часто наравне с немногими регулярными полками часто производили военные манёвры в окрестностях Москвы. Если верить современникам, то такие учебные операции иногда продолжались более месяца. Как правило, потешные войска действовали против войск, которые были сформированы из ополчения, что являлось стандартом комплектации того времени в России.

В 1693, а также 1694 годах Петром вместе с Преображенцами под командованием князя-кесаря Ф. Ю. Ромодановского были осуществлены два военных морских похода на Архангельск. Стоит отметить, что если бы не такие военные забавы Петра, то развитие России возможно пошло бы по другому маршруту. Ведь такие занятия не только дали будущему императору знания, но и смогли обеспечить обретение законной власти, когда тому противилась сестра-регент Софья.

Видео-лекция: потешные полки Петра I

История потешных полков Петра I

Лимит времени: 0

Навигация (только номера заданий)

0 из 4 заданий окончено

Вопросы:

  1. 1
  2. 2
  3. 3
  4. 4

Информация

Проверь себя! Исторический тест по теме: история потешных полков Петра I

Вы уже проходили тест ранее. Вы не можете запустить его снова.

Тест загружается…

Вы должны войти или зарегистрироваться для того, чтобы начать тест.

Вы должны закончить следующие тесты, чтобы начать этот:

Результаты

Правильных ответов: 0 из 4

Ваше время:

Время вышло

Вы набрали 0 из 0 баллов (0)

  1. 1
  2. 2
  3. 3
  4. 4
  1. С ответом
  2. С отметкой о просмотре
  1. Задание 1 из 4
    1.

    В каком годы были основаны Петром 1 потешные полки?

    • 1623
    • 1683
    • 1663

    Правильно
    Неправильно

  2. Задание 2 из 4
    2.

    Какое значение имело создание Потешных полков для Российского государства?

    • Укрепление власти Петра1
    • Совершенствование военных маневров

    Правильно
    Неправильно

  3. Задание 3 из 4
    3.

    На какой реке была построена потешная крепость Пресбург?

    • Москва
    • Яуза
    • Волга

    Правильно
    Неправильно

  4. Задание 4 из 4
    4.

    Что означает название потешных полков?

    • Шутливость, несерьезность
    • Название местности
    • Что эти полки стояли в потешных селах

    Правильно
    Неправильно

«ПОТЕ́ШНЫЕ» ПОЛКИ́

«ПОТЕ́ШНЫЕ» ПОЛКИ́, вое­ни­зи­ро­ван­ные от­ря­ды в Рус. гос-ве в 1680–90-х гг., соз­дан­ные из при­двор­ных слуг и их де­тей для во­ен­ных игр юно­го ца­ря Пет­ра I. Уча­ст­во­ва­ли в по­теш­ных ог­не­стрель­ных за­ня­ти­ях Пет­ра I в сё­лах Во­робь­ё­во (про­во­ди­лись в 1682 под на­блю­де­ни­ем ино­зем­ца ка­пи­та­на С. Зом­ме­ра) и Пре­об­ра­жен­ское близ Мо­ск­вы (ны­не оба в чер­те го­ро­да). К уча­стию в по­теш­ных за­ня­ти­ях, в 1685 став­ших по­сто­ян­ны­ми, так­же при­вле­ка­лись сол­да­ты и ба­ра­бан­щи­ки «вы­бор­но­го» Бу­тыр­ско­го пол­ка под ко­манд. П. И. Гор­до­на. На р. Яу­за бы­ла воз­ве­де­на «по­теш­ная кре­по­ст­ца». От­де­лён­ная от ста­ро­го Пре­об­ра­жен­ско­го двор­ца рвом, она ста­ла по­ли­го­ном, где Пётр I и его то­ва­ри­щи обу­ча­лись стрель­бе, инж. де­лу и мас­те­ро­вым про­фес­си­ям. Там же, на Яу­зе, с 1688 соз­да­ва­лась «по­теш­ная» фло­ти­лия, вклю­чав­шая и лич­ное суд­но мо­ло­до­го ца­ря – Из­май­лов­ский бо­тик. Осе­нью то­го же го­да с ча­стью «П.» п. и мас­те­ров-ино­зем­цев Пётр I пе­ре­брал­ся на оз. Пле­щее­во близ Пе­ре­слав­ля-За­лес­ско­го, где неск. ме­ся­цев за­ни­мал­ся по­строй­кой су­дов. Во вре­мя по­ли­тич. кри­зи­са авг. – сент. 1689, за­вер­шив­ше­го­ся уст­ра­не­ни­ем ца­рев­ны Со­фьи Алек­се­ев­ны от вла­сти, «П.» п. (ок. 250 чел.) вме­сте со стре­лец­ким пол­ком под ко­манд. полк. Л. П. Су­ха­ре­ва и Бу­тыр­ским пол­ком Гор­до­на обес­пе­чи­ли по­бе­ду Пет­ру I. На сле­дую­щий год из «П.» п. сфор­ми­ро­ва­ны Пре­об­ра­жен­ский и Се­мё­нов­ский пол­ки (с 1700 Пре­об­ра­жен­ский лейб-гвар­дии полк и Се­мё­нов­ский лейб-гвар­дии полк).

Серьезные дела «потешных» полков

В последнее десятилетие в России, главным образом при православных храмах и монастырях, появилось множество детских военно-патриотических клубов. Если в 90-е годы прошлого века воспитатели заботились в основном о ликвидации религиозной безграмотности среди подрастающего поколения, то сейчас перед ними стоит задача воспитать не просто человека, а человека-христианина, патриота своей Родины. Важныq элемент такого воспитания мальчиков, будущих защитников Отечества, – преподавание военно-прикладных дисциплин.

Военно-патриотическое воспитание при православных храмах не нововведение последнего времени. В начале XX века, после неудачи в русско-японской войне 1904–1905 гг., в обществе остро ощущалась нехватка патриотического настроя, особенно среди молодежи. С 1907 г. по инициативе ряда педагогов и армейских офицеров, с одобрения Министерства народного просвещения, военного министерства, Святейшего Синода и при личном участии императора при церковно-приходских школах, гимназиях и монастырях стали создаваться так называемые «потешные» полки. Название «потешные» связано с памятью Петра I, который, как известно в подростковом возрасте учредил «потешные» полки из своих сверстников – для обучения их военным наукам.

Владимирская губернская мужская гимназия. Рота потешных

В начале января 1908 г. император Николай II высказал Высочайшее пожелание о введении в народных школах обучения военному строю и гимнастике в целях физического развития молодежи и подготовки ее к военной службе. Царский наказ воплотил в жизнь выдающийся педагог Антиох Андреевич Луцкевич. С весны 1909 г. в школах города Бахмут Екатеринославской губернии были введены занятия по военному строю и гимнастике. Через некоторое время стали проводиться полевые тактические занятия и школьные парады. Первый такой парад состоялся в Бахмуте в день тезоименитства царицы Александры Феодоровны 23 апреля (6 мая нового стиля) 1909 г. (в этот же день отмечается память великомученика и Победоносца Георгия). С этого времени парад в день святого великомученика Георгия стал традиционным для «потешных» полков и возникших из них русских скаутских организаций. Этот день можно считать Днем юнармейца России.

В начале 1909 г. А.А. Луцкевич издал следующее распоряжение: «В виду того, что в течение длинных летних каникул ученики народных училищ… находясь без всякого надзора и будучи предоставлены самим себе, часто проводят время в непристойных шалостях… я нашел полезным и необходимым учредить во дворе начального училища… на все каникулярное время, по утрам, на открытом воздухе, ежедневные занятия, под личным моим руководством и наблюдением, военным строем и гимнастикой, а также военные прогулки в близлежащие окрестности, для чего приглашаю всех свободных от домашних и других работ учеников… непременно являться на означенные занятия».

Луцкевич активно исполнял правительственный заказ и, несмотря на препоны со стороны местного земства, весной 1909 года организовал первый в России класс военного строя и гимнастики, который был составлен из детей беднейших семей. Это ему удалось во многом благодаря поддержке Екатеринославского губернатора А.М. Клингенберга. 5 мая 1909 г. Государь повелел присвоить Бахмутскому классу военного строя наименование «Первый народный класс военного строя и гимнастики Его императорского величества наследника цесаревича и великого князя Алексея Николаевича», а 6 мая через военного министра повелел передать организатору класса Высочайшую благодарность: «Искренно благодарю Луцкевича за отличный почин и что понял и привел в исполнение Мою мысль».

Потешный с солдатом

Вскоре движение «потешных» охватило всю Россию. Очень важно, что к нему были привлечены дети из социальных низов. Так, на Соборной площади Петрозаводска, ныне площади Кирова, в 1911 г. горожане частенько могли наблюдать марширующую под барабанную дробь роту, сформированную из воспитанников сиротского приюта. Повсюду стали создаваться объединения, подобные бахмутскому. В них мальчики 10–16 лет занимались военным строем, хоровым пением военных песен, военной гимнастикой, ружейным приемам и другими специальными военными дисциплинами под руководством отставных, а в большинстве случаев и действующих офицеров. Армейские и гвардейские полки устанавливали свое шефство над «потешными» и назначали в них штатных офицеров-воспитателей. Организации «потешных» возникают при многих воинских частях: Семеновском и Путивльском полках, 1-м Туркестанском армейском корпусе, Каспийской флотилии и т.д. Отряды, команды, батальоны, роты, школы, войска возникали по всей стране: в Кронштадте, Севастополе, Томске, Барановичах, Ташкенте, Иркутске, Баку.

Среди военных воспитателей было много превосходных офицеров. Один из лучших кавалеристов русской армии, неоднократный победитель европейских соревнований по конному спорту, герой русско-японской войны, есаул донского казачьего полка Владимир Федорович Фон-Эксе долгое время заведовал потешной командой полка и оставил блестящую методическую литературу, актуальную и поныне. Им была установлена единая для всех потешных форма: барашковая шапочка с верхом по цвету шефского полка, полукафтан по образцу стрелецкого, подпоясанный кушаком, свободные шаровары и сапоги. Однако часть потешных рот носила форму своих шефских полков. В городе Старицы местный отдел «Союза русского народа» сформировал «Старицкую соколиную потешную роту», которая занималась на базе 25-го саперного батальона. Мальчики носили фуражки-бескозырки с днищем защитного цвета, с черным околышем и гербом города Старицы, рубахи были той же защитной окраски с продольными узкими, гладкими полосками красного цвета, на кожаном поясе красовалась бляха с гербом города.

Смотр потешных на Марсовом поле

При Александровском военном училище в Москве были устроены курсы начальников «потешных» команд. В 1911 г. прошел первый Всероссийский смотр «потешных». Во многих городах российской провинции детей на смотр провожали как героев. Газета «Олонецкие губернские ведомости» отмечала, что народу было даже больше, чем на проводах запасных на войну с Японией. И ни одного пьяного, ни одного заплаканного лица в толпе, повсюду – шутки, смех. Смотр состоялся в Петербурге 28 июля. Сначала было показательное выступление, затем парад на Марсовом поле. И когда, печатая шаг, «потешные» проходили мимо Государя, тот махал рукой: «Здравствуйте, молодцы!». Император приветствовал каждую сводную роту. (Интересно, что это мероприятие зафиксировало молодое российское документальное кино, и хроника с «потешными» сохранилась.) После парада в Народном доме был устроен обед на 6 тысяч персон – именно столько «потешных» со всей России собралось в Петербурге. К сожалению, на смотре не смог присутствовать основатель движения Луцкевич.

Второй смотр состоялся также в Петербурге, на Марсовом поле, в августе 1912 г. На нем присутствовал весь высший цвет общества. Монархисты предлагали учитывать отличия «потешных» при прохождении ими военной службы и при награждениях во время службы. Предлагалось также сделать организацию «потешных» обязательной в средних и низших учебных заведениях.

Важное место в обучении юных воспитанников «потешных» полков занимали основы православия. Кроме Закона Божьего, дети изучали церковную историю, церковно-славянский язык, основы церковного пения. Известно, что один из лучших «потешных» полков России был организован монахами Троице-Сергиевой Лавры. Дети воспитывались на героических примерах российской истории. Изучали биографии великих русских полководцев и подвижников Русской Православной Церкви, совершали экскурсии по памятным боевым местам.

Однако активная патриотическая направленность деятельности «потешных» находила поддержку далеко не везде. Несмотря на поддержку правительства и части русского общества, либерально настроенные представители власти на местах били тревогу, говоря о бесконтрольности военных формирований молодежи. Часто звучали нападки на движение в газетах и журналах либеральной направленности. Резкой критике идею создания «потешных войск» подвергал издававшийся в Петербурге журнал «Сибирские вопросы». В частности, в 1911 г. в нем была помещена большая статья «Потешные в Сибири», где указывалось, что созданием подобных отрядов в учебные заведения вносится дух солдафонства, наносится ущерб преподаванию учебных дисциплин, дети страдают от муштры, а занятия для них становятся делом второстепенным. В 1912 г. журнал также неоднократно обращался к этой теме.

Премьер-министр П.А. Столыпин вступился за «потешных» и предложил военному министру и министру народного просвещения подумать о надлежащем упорядочивании этого дела. Военное ведомство объявило конкурс на составление учебника для «потешных». Была создана особая межведомственная комиссия. Сам П.А. Столыпин при поездке в Сибирь лично принимал парад томских «потешных». В это же время в России появились скаутские отряды. Первые из них были созданы в Царском Селе, Санкт-Петербурге, Москве, Батуми на основе системы английского полковника Баден-Поуэлла с учетом национальной специфики. В отряды входили в основном мальчики из семей военных, служащих, предпринимателей. Преобладала военная подготовка юных разведчиков.

В отличие от скаутов «потешные» охватывали более широкие массы подростков, в основном из малообеспеченных семей и сирот.

Институт «потешных» просуществовал до революции 1917 г. – под непрерывным огнем либеральной периодики, а зачастую и при активном противодействии местных властей. Несмотря на негативное отношение части общества, движение динамично развивалось, сумев привлечь в свои ряды десятки тысяч детей. Несомненно, оно сыграло положительную роль в духовно-нравственном воспитании подрастающего поколения.

Как известно, история не терпит сослагательного наклонения. Но, возможно, не случись в России революция, нам сегодня не приходилось бы заново, нередко путем проб и ошибок, возрождать детское патриотическое движение. Скорее, нашим делом была бы благодатная жатва уже созревших плодов.