Первое упоминание об украинцах

Украина (топоним)

У этого термина существуют и другие значения, см. Украина (значения).

История Украины
Средневековая государственность (IX—XIV века)
Наименования | Правители Портал «Украина»

«Украина» — историческое название ряда территорий, а также название современного государства Украины.

Происхождение топонима

Основная версия

Основная статья: Украина (пограничная земля)

Согласно основной версии, распространённой в академической среде (в том числе и самой Украины), название «Украина» происходит от древнерусского слова «украина» («ѹкраина», «въкраина») — приграничная область, земля у края княжества. Первоначально значение этого слова несколько отличалось от значения слова «окраина», которое относилось к внешней территории по краям, вокруг всей периферии княжества. Слово «украина» изначально применялось к разным приграничным землям Киевской Руси и русских княжеств. В этом значении этимология слова Украина рассматривается у российских, а также у наиболее влиятельных украинских и западных учёных, таких как Орест Субтельный, Пол Магочий, Омельян Прицак, Михаил Грушевский, Иван Огиенко, Пётр Толочко и других. Её указывают как основную Энциклопедия украиноведения и Этимологический словарь украинского языка.

Эволюция значения

Слово украина существовало со времён Киевской Руси — как минимум, с XII века. Впервые упоминается в Киевской летописи Ипатьевского свода XII—XIV веков под 1187 годом в связи со смертью в пограничной Переяславской земле князя Владимира Глебовича («о нем же ѹкраина много постона»), позднее оукраина упоминается в летописях 1189 и 1213 годов (Галицко-Волынская летопись). Эти упоминания относились к окраинным территориям Переяславского (Посульская оборонительная линия), Галицкого и Волынского княжеств. С того времени и почти до XVIII века в письменных источниках это слово употреблялось в значении «пограничные земли», без привязки к какому-либо определённому региону с чёткими границами:183, в том числе и далеко за пределами территории современной Украины, к примеру «псковская украина», «окская украина». В «Слове об идолах» русский книжник XII века писал, что язычество отступило на окраины, где люди продолжали молиться старым богам, но делали это тайно: «…и ныня по украинам их молятся проклятому богу их Перуну, Хорсу и Мокоши и вилам, но творят акы оттай».

«Общее изображение пустынных равнин, в просторечии называемых Украиной, с прилегающими провинциями». Карта Гийома Боплана 1648 года исполнена по заказу Владислава IV. Север внизу карты

Как сообщается в словаре Брокгауза и Ефрона, часть территории Южной Руси, простирающаяся от Подолья на западе до устья Днепра («очаковского поля») на юге и включающая в себя большую часть земель будущей Екатеринославской губернии на востоке, после вхождения в Речь Посполитую стала неофициально именоваться «Украиной». Связано это было с тем, что данные территории Южной Руси на рубеже со степными пространствами являлись пограничными для Речи Посполитой. Самуил Грондский, польский автор истории восстания Хмельницкого (около 1660 г.), написавший: «Латинское margo (граница, рубеж) по-польски kraj, отсюда Украина — как бы область, расположенная у края (польского) королевства». Толкование слова «Ukraina» как окраинных земель, расположенных на границе польского государства, «у края», приводил и польский историк Юлиан Бартошевич во «Всеобщей энциклопедии» Самуэля Оргельбранда.

Таким образом, в течение XVI—XVII веков «Украина» становится неофициальным названием конкретного региона, входящего в состав Речи Посполитой, наравне с названиями других южнорусских историко-этнографических регионов (Волынь, Подолье, Покутье, Северщина, Червоная Русь). Оно закрепляется за Средним Приднепровьем (Южной Киевщиной и Брацлавщиной) — территорией, контролировавшейся казаками:184. Жителей этой территории стали называть украинцами, украинными людьми или украинниками. Географическую, а не этническую привязку этого понятия демонстрирует тот факт, что украинцами в польских источниках называли служилую польскую шляхту на этих территориях Руси.

Во времена восстания Хмельницкого название «Украина» стало применяться в письменных источниках и в произведениях устного народного творчества; пользовался им сам Богдан Хмельницкий и его преемники. Оно, однако, не распространилось на все земли Южной Руси и не стало названием государства. В официальной переписке Хмельницкий называл себя гетманом Войска Запорожского, земли же называл малороссийскими или «украинными».

В ходе русско-польской войны и Руины (гражданской войны в Гетманщине) начинает увеличиваться население приграничного края Русского государства — Слободской Украины, куда прибывали многие жители правобережья Днепра, спасающиеся от войны и польского гнёта. Также как и в Поднепровье, прежнее нарицательное слово «украина» (употреблявшееся в Русском государстве также и в словосочетаниях «окская украина», «псковская украина», «сибирская украина») здесь закрепилось в качестве устоявшегося названия.

В XVII—XVIII веках название «Украина» и «Гетманщина» становится разговорным синонимом официальных терминов «Войско Запорожское» и «Малороссия». По мере роста национального самосознания местного населения значимость понятия «Украина» повысилась, и само слово стало восприниматься не только как географический термин, но отчасти и как название этнического пространства. Особенно заметно это стало к концу XIX века:186. На рубеже XIX и XX веков термин «Украина» как название всей этнической территории стал полностью самостоятельным и самодостаточным, вытеснив другие самоназвания, которые с тех пор употреблялись только на региональном уровне:186.

Альтернативная версия

Некоторые украинские историки и лингвисты придерживаются версии, что в самоназвании «Украина» слово «край» актуализировано не в значении «порубежье», «граница», а в энантиосемичном ему значении «страна», «(родная) сторона», «земля, заселённая своим народом», аналогично бесприставочному «краина» (совр. укр. країна, страна). При этом, по мнению ряда исследователей, разные приставочные образования «украина» и «окраина» сосуществовали, принципиально различаясь по смыслу, что закрепилось в XV—XVI веках в различии ударений «Украи́на» — но «окра́ина», «укра́ина» при разделении украинского, русского и белорусского языков.

К сторонникам такой версии относятся Николай Андрусяк, Сергей Шелухин, Григорий Пивторак, Виталий Скляренко, Федор Шевченко, Наталья Яковенко. Она, в частности, приводится в некоторых школьных учебниках по истории Украины.

Этимология сторонников этой версии встречает методологическую критику и обвинения в сознательном мифотворчестве. Андрей Зализняк связывал феномен лингвистически неграмотных поисков альтернативных объяснений с «неприятностью» подобного национального названия, в котором содержится намёк на то, что это периферийная часть чего-то другого.

Предложное управление

В норме русского языка, сложившейся к концу XX века, был зафиксирован оборот «на Украине», возможно, украинизм по происхождению, однако в настоящее время в России используется вариант «на Украине», а на Украине в различных речевых ситуациях используются оба варианта: «в Украине» и «на Украине».

История вариативности

В XXI веке в различных вариантах современного русского языка выбор предлогов «на»/»в», «с»/»из» перед названием Украины также многовариантен: так, в украинском варианте русского языка нормой является «в Украине», в российском варианте нормой является «на Украине».

Профессор Владимир Лопатин указывает, что исторически нормативным является употребление «на Украину», «с Украины», «на Украине», но «в государстве Украина». В новой редакции справочника Дитмара Розенталя утверждается, что для всех административно-географических наименований следует использовать предлог «в», однако в старой редакции справочника было дано специальное уточнение: «Сочетание на Украине возникло под влиянием украинского языка (ср.: на Полтавщине, на Черниговщине) и поддерживается выражением на окраине». Другим фактором, влияющим на использование предлога «на», является восприятие украинских языковых форм: на вопрос «откуда вы?» украинец ответит «з України», что прозвучит на слух как «с Украины». А в русском языке предлогу «с» соответствует предлог «на». Кроме того, сочетание «на Украине» признается языковой нормой большинством ученых, в том числе, например: доктором филологических наук, доктором педагогических наук, профессором Юрием Прохоровым; кандидатом филологических наук, доктором филологических наук, профессором Максимом Кронгаузом; координатором Справочной службы русского языка Оксаной Грунченко.

Политические коннотации вариантов

В начале XXI века в российском варианте русского языка выбор предлога «на»/»в» стал политически коннотированным: так, в период нормализаций российско-украинских отношений частотность варианта «в Украине» в выступления первых лиц РФ оказывалась значительно выше, чем в периоды обострения; в конфликтные периоды вариант с предлогом «в» практически полностью вытесняется вариантом «на Украине». Однако в официальном ответе Института русского языка РАН отмечается, что в русском языке на Украине конструкция «в Украине» воспринималась как лингвистически более соответствующая статусу Украины в качестве независимого государства, в то время как конструкция «на Украине» — статусу подчиненного региона.

Специалист по истории русской культуры С. М. Шамин в недавней работе показал, что написания «в Украине» и «на Украине» употреблялись в русском языке как равноправные с середины XVII столетия. Произошедший во время революционных событий начала XX века подъём украинского национального движения привел к тому, что люди начали усматривать идеологический смысл в конструкциях, которые изначально не несли какой-либо идейной нагрузки. Это привело к тому, что нейтральные прежде конструкции были наполнены идеологическим смыслом: «на Украине» стало символом братства, особых отношений между двумя народами, а «в Украине» подчеркивало независимость украинцев. Второй вариант не вписывался в рамки национальной политики СССР. В результате конструкция «на Украине» стала единственным нормативным написанием в советской стране. Исследователь считает, что вопрос о выборе написания не лингвистический, а политический и мировоззренческий. Его можно решить только вместе с другими проблемами в отношениях между народами. Ученый предполагает, что «остроту проблемы могло бы сгладить возвращение к исторически существовавшему равноправию обоих написаний и отказ от поиска в них идеологической составляющей. Ведь изначально такой составляющей, действительно, не существовало». Однако очевидно, что существующее на сегодняшний день мировоззренческое противостояние лишь усиливает проблему выбора.

Российский лингвист Юрий Прохоров отметил существование теории, согласно которой «на Украине» употребляют говорящие на русском языке в России, а «в Украине» используется в украинском варианте русского языка.

> См. также

  • Поднепровская Украина
  • Русь (название)
  • Малороссия

Источники и примечания

  1. Написание «въкраина» весьма редкое. Напр., Ипатьевская летопись, 6788 (1280): «Посем же Левъ восхотѣ собѣ части в землѣ Лѧдьскои . города на Въкраини» (Галицко-Волынскій сводъ, 1288-1293, pdf page 601). При этом украинизм «на Въкраини» только в Ипатьевском списке, в Хлебниковском и Погодинском списках (Х. П.) «на оукраинѣ», см. 24. Как явствует из всего изложения, эта «Въкраина» находится «в землѣ Лѧдьскои»: 648 Як припускають, Лев претендував на Люблінську землю.
  2. 1 2 3 Андрей Зализняк. О ложной лингвистике и квазиистории. Научно-просветительный журнал «Скепсис» (1 декабря 2011).
  3. Этимологический словарь Фасмера
  4. Orest Subtelny. Ukraine: A History. University of Toronto Press, 1988
  5. A History of Ukraine. University of Toronto Press, 1996 ISBN 0-8020-0830-5
  6. From Kievan Rus’ to modern Ukraine: Formation of the Ukrainian nation (with Mykhailo Hrushevski and John Stephen Reshetar). Cambridge, Mass.: Ukrainian Studies Fund, Harvard University, 1984.
  7. Грушевський М. Історія України-Руси. Том II. Розділ V. Стор. 4
  8. Історія української літературної мови. Київ — 2001 (Перше видання Вінніпег — 1949)
  9. Толочко П. П. «От Руси к Украине» («Від Русі до України». 1997
  10. Енциклопедія українознавства. У 10-х томах. / Головний редактор Володимир Кубійович. — Париж; Нью-Йорк: Молоде життя, 1954—1989.
  11. Етимологічний словник української мови: У 7 т. / Редкол. О. С. Мельничук (голов. ред.) та ін. — К.: Наук. думка, 1983 — Т. 6: У — Я / Уклад.: Г. П. Півторак та ін. — 2012. — 568 с. ISBN 978-966-00-0197-8.
  12. Галушко К. Україна: назва крізь віки // Народження країни. Від краю до держави. Назва, символіка, територія і кордони України. — Харків: Клуб сімейного дозвілля, 2016. — С. 10.
  13. 1 2 3 4 Пономарьов А. П. Етнічність та етнічна історія України: Курс лекцій.—К.: Либідь, 1996.— 272 с.: іл. І8ВМ 5-325-00615-0.
  14. 1 2 3 4 Е. С. Острась. Звідки пішла назва Україна //Вісник Донецького університету, Сер. Б: Гуманітарні науки, Вип.1, 2008 Архивировано 1 ноября 2013 года.
  15. 1 2 Гайда Ф. А. От Рязани и Москвы до Закарпатья. Происхождение и употребление слова «украинцы» // Родина. 2011. № 1, доступ к тексту: Архивная копия от 23 сентября 2015 на Wayback Machine
  16. Рыбаков Б. А. Трактат, написанный на корабле // История и культура античного мира,- М.: «Наука», 1977 — c. 185-188
  17. Украина // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
  18. «Margo enim polonice kray; inde Ukrajna, quasi provincia ad fines regni posita».
  19. При заключении Люблинской унии, которой было создано объединённое польско-литовское государство, эти южнорусские земли были переданы Литвой Королевству Польскому
  20. Encyklopedyja Powszechna. Warszawa. 1867. T.25. S. 957: «Ukraina. W starodawnym języku polskim ukraina, był to wyraz pospolity i oznaczał ziemię leżącą na kresach, na pograniczu państwa, u kraju, u brzegu».
  21. Русина О. В. Україна під татарами і Литвою. — Київ: Видавничий дім «Альтернативи», 1998. — С. 278.
  22. Ср. регулярное употребление слова «украина» именно в этом значении, например, в Переcопницком Евангелии для перевода греч. χώρα, церк.-слав. страна.
  23. 1 2 3 Григорій Півторак. Походження українців, росіян, білорусів та їхніх мов.
  24. Андрусяк, М. Назва «Україна»: «країна» чи «окраїна». Прага, 1941; Історія козаччини, кн. 1—3. Мюнхен
  25. Шелухін, С. Назва України. Вена, 1921. Он же, Україна — назва нашої землі з найдавніших часів. Прага, 1936
  26. Скляренко В. Звідки походить назва Україна. — Україна (зб.), 1991, т.1, С.20-39
  27. Ф. Шевченко: термін «Україна», «Вкраїна» має передусім значення «край», «країна», а не «окраїна»: том 1, с. 189 в Історія Української РСР: У 8 т., 10 кн. — К., 1979.
  28. Наталія Яковенко. Нарис історії середньовічної та ранньомодерної України. — Київ: Критика, 2006. — 584 с. — ISBN 966-7679-82-9. С. 22-23
  29. Світлична В. В.Історія України
  30. Лепеха Т. В. Українознавство: Навчальний посібник.
  31. Гайда, Ф. А. Украина и Малая Русь: окраина и центр // Русский сборник: исследования по истории России / Под ред. О. Р. Айрапетов. — Том XVI. — М.: Издатель Модест Колеров, 2014. —С. 97-108
  32. § 199. Выбор предлога // Д. Э. Розенталь. Справочник по правописанию, произношению, литературному редактированию. М.: ЧеРо, 1999
  33. 1 2 3 Предлог для ссоры, Газета.Ru. Дата обращения 9 сентября 2018.
  34. Рудяков А. Н. Георусистика и лингвистические механизмы формирования национальных вариантов языка // Язык и общество в современной России и других странах. Межд. конф.: Доклады и сообщения. Институт языкознания РАН, Научн-иссл. центр по нац.-яз.отношениям. — М., 2010. — С.64-66
  35. Д. Э. Розенталь, «Справочник по правописанию и литературной правке» / под ред. И. Б. Голуб. — 8-е изд., испр. и доп. — М.: Айрис-пресс, 2003. — С. 291. — (глава «Управление»)
  36. Д. Э. Розенталь, «Справочник по правописанию и литературной правке», 2003. — С. 291., archive.is (21 апреля 2013). Дата обращения 9 сентября 2018.
  37. «»…Незапно Карл поворотил и перенес войну в Украйну». Українська правда. Дата обращения 9 марта 2017.
  38. Вопрос, который часто задавали именно в этом году: правильно “на Украине” или “в Украине”?. Postnauka.RU. Дата обращения 6 марта 2017.
  39. Шамин С. М. На Украине: исключение из общего правила? //Русская речь. 2012. № 3. С. 66-71.

Литература

  • Украина // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
  • Гайда Ф. А. От Рязани и Москвы до Закарпатья. Происхождение и употребление слова «украинцы» // Родина. 2011. № 1, доступ к тексту:
  • Гайда Ф. А. Историческая справка о происхождении и употреблении слова «украинцы» // Русский сборник: исследования по истории России / Ред.-сост. О. Р. Айрапетов, Мирослав Йованович, М. А. Колеров, Брюс Меннинг, Пол Чейсти.. — М.: Издательский дом «Регнум», 2012. — Т. 12. — С. 7—12. — ISBN 978-5-905040-04-7. Архивировано 13 декабря 2013 года.
  • Кравченко В. В. Україна, Імперія, Росія (вибрані статті з модерної історії та історіографії). — К., 2011. — 544 с. Ім’я для України

Страны Европы: Названия

Независимые государства

Зависимые территории

Непризнанные и частично
признанные государства

1 В основном или полностью в Азии, в зависимости от проведения границы между Европой и Азией. 2 В основном в Азии.

Сегодня Украина – суверенное государство, занимающее протяженную территорию с востока на запад и с севера на юг. Это красивая страна с богатыми традициями, культурой, природой, дружелюбными людьми. Но как появилось название этого государства? Что оно означает? На различных исторических этапах украинцев называли по-разному, в зависимости от геополитической обстановки и прочих особенностей: русины, южнорусский народ, черкассы и др. Происхождение названия «Украина» до сих пор вызывает споры. Историки выдвигают две версии на этот счет.
«Украина» – край или окраина?
Первая версия гласит, что топоним «Украина» происходит от древнерусского слова «оукраина» (окраина), которым обозначали пограничные территории княжества.
Вторая версия сводится к тому, что «Украина» этимологически происходит от слова «край» в значении «страна», «государство».
Когда и где встречается название «Украина»?
Одним из первых упоминаний топонима «оукраина» можно считать Киевскую летопись (1187 год, описание смерти переяславского царя Бориса Глебовича).
В Галицко-Волынской летописи также можно встретить термин «оукраина», например, в 1213, 1280 и 1282 годах. Во всех случаях «оукраиной» назывались приграничные территории княжества.
После создания Великого Княжества Литовского, в XV веке «Украиной» называли южные территории государства, граничащие с безлюдными степями. Население этих территорий именовалось «украинниками» или «украинными людьми». Иногда данный термин применялся для обозначения всего юга ВКЛ, включая Киев, Волынь и Подолье.
Есть упоминания об Украине и на страницах Пересопницкого Евангелия (1556–1661 гг.), где, по мнению некоторых историков, этим словом обозначается именно страна.
Исследователи склонны полагать, что термин «украинец» в качестве обозначения национальной принадлежности начал применяться во второй половине XVII века после упрочнения позиций Войска Запорожского, хотя казаки обычно именовали себя «руськими людьми». В этом нет ничего удивительного, так как слово «руський» в ту пору часто употреблялось в отношении всех православных, проживающих на землях бывшей Киевской Руси.
Некоторые историки отмечают, что в качестве официального названия своего государства запорожцы редко применяли термин «Украина», а на многих картах того времени наряду с названием «Украина» часто использовался топоним «Червонная Русь», который применялся в более широком значении.
Кто такие «черкассы»?
Город Черкассы – один из областных центров на территории Украины. Он расположен к югу от Киева, до середины прошлого столетия входил в состав Киевской области, оформившись в отдельный региональный центр лишь к 1960-м годам. Любопытен тот факт, что на территории Украины имеется немало топонимов, включающих в свое название слово «черкасский». Причем многие из них расположены далеко за пределами Черкасской области. На Слобожанщине, в Харьковской области, есть Черкасский ручей, здесь же находятся села Черкасская Лозовая и Черкасские Тишки. Почему же так произошло? Ответ на этот вопрос достаточно прост, если немного углубиться в историю.
Большая часть Слободской Украины активно заселялась переселенцами из Правобережья в середине XVII века. В ходе Национально-освободительной войны 1648–1654 гг. немало украинских крестьян (выходцев из Центрального Приднепровья) были вынуждены покинуть свои земли и селиться к югу от границ тогдашнего Московского государства. Переселенцы именовали себя черкассами, отсюда и широкое распространение топонимов с соответствующим названием в этой части Украины.
Происхождение термина «Малороссия»
После Андрусовского перемирия 1667 г. украинские земли были разделены между Речью Посполитой и Московским государством по Днепру. Постепенно появляется термин «Малороссия» применительно к Левобережной Украине. После разгрома Запорожской Сечи в 1769-м году это слово уже активно применяется в отношении всех украинских земель под протекторатом России, включая присоединенные в ходе последующих разделов Польши территории на правом берегу Днепра. Исключение составили Галиция, Буковина и Бессарабия, так как эти земли отошли Австрийской империи и не были частью царской России.
Термин «Украина» продолжал употребляться, но лишь для обозначения Слобожанщины, пока Крымское ханство не было окончательно разгромлено.
Появление термина «Украина» в современном значении
Название «Украина» стало широко применяться с середины XIX века. В поэзии Т. Г. Шевченко встречается термин «Украина» в значении «родной край». В документах Кирилло-Мефодиевского братства (1845–1857 гг.), основателем которого был Пантелеймон Кулиш, также немало случаев упоминания названия «Украина» в отношении территорий, заселенных этническими украинцами, как на левом, так и на правом берегу Днепра, и даже Галиции.
В ходе событий 1917-го года, при создании независимой республики, ряд идеологов, в частности, первый президент УНР Михаил Грушевский, повсеместно использовали название «Украина». В дальнейшем термин «украинец» окончательно утвердился в делопроизводстве, а украинцами стали называть всех представителей украинского народа, вне зависимости от региона проживания.

Украинцы — самобытный славянский народ

Украинцами называют восточнославянский этнос, составляющий основное население Украины. Это государство, расположенное в Восточной Европе. Украинцы имеют богатый этнический состав, включающий полесский этнос, народности западных украинских территорий. Родственными народами являются русские, белорусы. Все эти этногруппы имеют общие корни, традиции, обычаи.

Численность

Украинский народ относится к одним из самых многочисленных общностей среди славянских. Он находится на третьем месте по количеству населения (1 — русские, 2 — поляки). Всего в мире украинцев насчитывается 45 000 000.

Где живут

Многие представители украинского этноса проживают у себя на родине — около 37 000 000 человек. Остальные расселены по разным странам мира. Самые большие группы находятся в таких странах:

  • Россия: 2 000 000;
  • Канада: 1 250 000;
  • Бразилия: 1 000 000;
  • США: 980 000;
  • Казахстан: 330 000;
  • Аргентина: 300 000;
  • Германия: 270 000;
  • Италия: 230 000;
  • Молдавия: 180 000.

Немногочисленные диаспоры есть в различных европейских странах (от 120 000 до 30 000).

Язык

Украинцы разговаривают на украинском языке, также подавляющее большинство хорошо знает русский и общается на нем. В украинском выделяют три наречия по территориальному признаку:

  • северное, подвергшийся влиянию белорусов;
  • западное — на его формирование оказали действие поляки, словаки, венгры, румыны;
  • северо-восточное, сложившееся под действием русского языка.

Киев — столица Украины

Название

Долгое время предков современных украинцев, равно как и других восточных славян, называли словом «русины». Первое упоминание об этом восходит к 10 веку. Средневековые летописцы Польши, Литвы, других государств под термином «руськи люди» объединяли славянские племена, среди которых были древляне, поляне, хорваты, уличи, тиверцы. Также называли сами себя и жители украинских территорий. Этот термин перестал существовать только к середине прошлого века. Название «Украина», по которому народ стали называть украинцами, произошло от древнерусского «оукраина». Это слово означало пограничные земли (лежащие на окраине) с другими регионами. Термин применялся к разным областям Руси. Например: псковская, сибирская украина. При этом людей, живших на приграничных территориях, именовали украинниками. Ряд историков предполагает, что этноним произошел от слова «край», в значении «регион, заселенный людьми». Здесь имеется в виду отдельный территориальный субъект. Применительно к современному украинскому этносу термин «украинцы» стал использоваться сравнительно недавно, только в 20 веке.

История

Многие историки считают, что украинцы происходят от единой древнеславянской народности, наряду с другими славянскими народами, которая затем распалась на отдельные этногруппы. Украинская нация складывалась между 12 и 15 веком на основе народов, живших на территории Киевской Руси. Люди, заселявшие эти земли, периодически подвергались нападениям тюрков и монголов, которые вытесняли их оттуда. Затем эти регионы населялись вновь. После распада Киевской Руси эти территории входили в состав Литовского княжества, Речи Посполитой, потом их поделили Российское и Австрийское государства. Часть земель некоторое время принадлежала татаро-монголам. Все эти народы оказали влияние на культуру, антропологию украинцев.

Внешность

Антропологически украинцы принадлежат к европеоидной адриатической расе. Некоторые ученые находят расовые отличия внутри этногруппы и разделяют ее на 3 вида:

  1. Украинский
  2. Волынский
  3. Галицко-подольский

Различия определяются разницей в росте, оттенках глаз и волос. Другие ученые четко разделяют украинский народ на 2 основных типа: адриатический (преобладающий на юге страны) и альпийский. Большинство этнографов существенных различий не находит и говорит об однообразии черт у населения. Основное население Украины, наряду с белорусами, русскими, поляками, обладает характерной для славянских народов внешностью. Их отличает высокий рост, хорошее телосложение.

Украинские мужчины всегда славились крепкими и статными фигурами, а женщины — пышностью форм. Преобладает русоволосый тип со светлыми глазами, но в некоторых областях встречаются черноволосые и кареглазые люди. Украинские девушки известны своей привлекательностью во всем мире. Это большеглазые светловолосые красавицы с жизнерадостными улыбками.

Жизнь

Среди традиционных занятий украинцев выделяются земледелие, скотоводство, садоводство. В землепашестве применялась трехпольная система как самая эффективная. Сеяли озимую рожь, пшеницу, ячмень, коноплю, лен, гречиху. Культивировали горох, бобовые. В более поздний период стали возделывать кукурузу, табак, а также картофель, подсолнечник. На огородах выращивали корнеплоды, овощи, зелень. Плодородные земли позволяли развивать бахчеводство. Многие украинцы имели фруктовые сады, где выращивались груши, яблони, сливы.
Животноводство выражалось в разведении коров, овец, лошадей. Выводили племенные породы скота, имеющие лучшие физические характеристики. Выращивали породистых рысаков. Также разводили коз, свиней, кур, индюшек. Многие жители сел занимались рыбной ловлей на реках. Для этого использовались сети, ловушки. Охота не имела хозяйственного значения. В основном ловили мелких зверей, дичь. В Карпатах ходили стрелять оленей, кабанов, косуль.

Семейный уклад

В средневековый период на Украине были распространены большие семьи, члены которых жили под одной крышей. Обычно в семье имелось несколько детей, которые помогали взрослым во всех работах. Слово отца было беспрекословным. Он распределял обязанности, каждому давал какое-нибудь дело. Летом родители работали в поле до вечера, там же обедали. Вечером ухаживали за скотом, ремонтировали инструменты. Зимой женщины шили одежду, ткали, вышивали. Тяжелую работу выполняли мужчины, женское население помогало во всем. Кроме того, на женщинах лежали заботы по хозяйству. За женскую работу (приготовление еды, стирка, уборка) мужчины никогда не брались. Часто родителям было некогда смотреть за маленькими детьми, поэтому о них заботились старшие. Мать и отца очень уважали, было распространено обращение к ним на «Вы».

Брак обычно заключался по выбору родителей, но с согласия жениха. Важным этапом свадьбы было сватовство. Сватов выбирали из пожилых людей, которые обладали способностью уговаривать. Если девушка была согласна, устраивали смотрины. Родственники невесты шли в дом жениха, посмотреть, где она будет жить. Родители жениха ставили угощение, затем обговаривали условия свадьбы. После помолвки устраивался девичник, чтобы невеста простилась с девичьей жизнью. Замужние женщины пекли каравай для молодых, который символизировал богатство в семье. Также существовал обряд расплетания косы. При этом пели песни, мать невесты оплакивала уход дочери из дома. По дороге к дому невесты гости требовали у жениха выкуп. Его могли просить несколько раз до самого дома. После первого танца начиналось застолье. На следующий день свадьба продолжалась. Родственники жениха приносили подарки, невеста раздавала угощение.

Жилище

Наряду со срубными избами по типу русских, на Украине были распространены мазанки. Такие жилища делали в южных, степных регионах, где наблюдался недостаток леса. Стены дома собирали из плетенок, сделанных из веток, иногда материалом служил необожженный кирпич. Затем делали состав на основе глины, смешанной с соломой. Его густо наносили на плетенку или кирпичные стены. Затем стены белили, причем делали это и внутри, и снаружи. Четырехскатную крышу покрывали пучками соломы или камыша. Наружные стены домов расписывали растительными узорами. Часто их наносили и на внутренние стены хаты.

У украинцев было особое отношение к печи. Ей приписывали чудодейственные силы, считалось, что она защищает от нечисти. В печи не только готовили еду, на ней спали, сушили одежду, зерно, лечили от болезней. Возле нее нельзя было ссориться, произносить бранные слова, запрещалось плевать в огонь. Печь белили, украшали узорами. Ее покрывали изразцами, бумажными раскрасками. Интерьер украинской хаты отличается красотой. Цветы, растительный орнамент присутствовали повсюду. Ими расшивали рушники, наволочки, скатерти. Вышитые полотенца, салфетки развешивали по всему дому. На полочках расставляли расписную керамическую посуду.

Одежда

Народный костюм украинцев похож на русскую национальную одежду. У мужчин он состоит из рубахи и штанов. Их шили из льна или конопляных волокон и сукна (зимой). Рубашки кроили просторными, с разрезом спереди. Он дополнялся стоячим или небольшим отложным воротником. По краям разрез отделывали цветной тесьмой, вышивкой. Также декором украшали манжеты, воротник, низ рубахи. В отдельных областях рубашку заправляли в штаны, переняв эту традицию у азиатов. Штаны свободного кроя подпоясывали ремнем. Казаки носили объемные широкие штаны, в которые снизу вставлялась мотня — ластовица, обеспечивающая свободу движений. В холодное время надевали суконные кафтаны, овечьи кожухи.
Женская национальная одежда имеет больше деталей. Блуза кроилась длинной, имела 2 части, нижнюю делали из холста. На праздники надевали другие блузки, цельного покроя. Их украшали вышивкой спереди, по рукавам, воротнику. Нарядные блузы шили из тонких материалов (поплина, шелка). В качестве декора применяли ленты, тесьму, цветную вышивку. Была распространена черно-красная гамма, яркие узоры с применением желтых, зеленых, красных оттенков. Юбки имели разную форму: узкие, с запахом и расклешенные. Под широкие часто надевали подъюбник. Сверху надевался расшитый передник, яркий широкий пояс с длинными концами.

В разных регионах носили длинные свободные безрукавки или укороченные, в талию. Для защиты от холода служил суконный кафтан — свитка и кожух из овчины. Замужние женщины накрывали волосы платком, незамужние заплетали волосы в косы и надевали венки, которые украшали цветами, лентами. На ногах носили лапти, кожаные постолы, сапоги из сыромятной кожи. Девушки дополняли нарядный костюм множеством длинных и коротких бус. Популярным украшением было монисто, ожерелья из стекла, драгоценных камней.

Традиции

Украинцы отмечают все славянские языческие праздники, присутствующие у родственных им народов, а также христианские. За год набегает внушительное число праздничных дат. Самые значительные из них:

  1. Колядки — 7 января. Обряд, знаменующий появление волхвов на Рождество Христово.
  2. Меланка — 13 января. Щедрый или Васильев вечер — канун Нового года. На Меланку проводят костюмированные действия, готовят угощения. Исполняются танцы возле костра, сжигают «Дидух» — сноп сена для очищения от нечистой силы.
  3. Крещение —19 января. Древний обряд освящения воды.
  4. Сретение — 2 февраля. По-другому — Громница. Знаменует встречу зимы с весной. В этот день можно услышать гром. На Сретение кликают весну, поют частушки на призыв солнца.
  5. Благовещенье — 7 апреля. Значимый праздник у древних славян. В этот день архангел Гавриил возвестил о рождении Христа. Благовещение считается началом весны.
  6. Пасха. По-украински Великдень. Проводятся церковные службы, крестный ход. Освящаются кулич, яйца, которые готовят дома и которыми угощают соседей.
  7. Троица — 3 июня. Чествование Святой троицы — Отца, Сына и Святого Духа. Начинается Зеленая неделя. Дом и двор украшают ветками, травой, цветами.
  8. День Ивана Купала — 7 июля. Древний языческий праздник. В ночь на 7 июля нечисть исходит на землю. Это мистическое время, в которое проводятся разные обряды, гадания.
  9. Обжинки —21 июля. Праздник земледелия (Прокопий Жатвенник). К началу жатвы убирали двор, наводили порядок в хате. Первый сжатый сноп украшали цветами, приносили в дом. После жатвы проводился обряд с Велесовой бородой — несколько колосьев, оставляемых на поле.
  10. Маковей — 14 августа. Другие названия — Медовый спас, Лакомка, Пчелиный праздник. Букет с маком и другими полевыми цветами прятали за икону в красном углу. Освящаются пчелиные соты, медом угощают сельчан.
  11. Покров — 14 октября. Знаменует начало зимы, когда снег покрывает землю. По погоде в этот день определяется погода на всю зиму. С приходом Покрова начинались свадьбы, так как хозяйственные работы заканчивались и было свободное время.
  12. Николин день — 19 декабря. Христианский праздник, посвященный святителю Николаю. Считается заступником бедняков, помощником в разных бытовых делах.

Праздник земледелия

Екатеринин день, отмечаемый 7 декабря, один из любимых молодежных праздников. В христианстве это день Святой Екатерины, которая является покровительницей брака, женщин. Она помогает молодым девушкам удачно выйти замуж. Дата совпадает с днем Судьбы — древним языческим праздником. Судьбе приписывались человеческие качества, ее называли доброй, плохой, злой. В этот день гадают о будущей жизни, замужестве. Молодежь устраивает игры, посиделки. Девушки спрашивают у прохожих имя будущего мужа.
У украинцев были распространены различные обереги, защищающие от злых сил, разных неприятностей. Это могли быть растения, цветы, деревья. Священным растением считалась верба. Освященная в церкви ветка этого дерева имеет мистическую силу. Для того чтобы прекратить град, бросали на улицу вербные веточки. Ими обмахивали людей и животных для защиты от болезней. Калина является символом женской красоты, верности. Ее высаживали в палисаднике, украшали ей венки. Мак оберегает дом от нечистой силы. Изображениями этого цветка расписывали стены жилища.

Важное значение имели рушники — домотканые полотенца с определенным орнаментом. На них вышивали узоры, являющиеся сакральными символами. Популярный символ — дерево жизни, означающий мировое древо, основу всего живого. Существовали отдельные рушники для свадьбы, похорон, купания новорожденного, встреч важных гостей. Этот предмет интерьера имел обрядовое значение. С рушником начинали полевые работы, ими обменивались в знак закрепления договора.

Еда

Хорошие климатические условия, сложившиеся на территории Украины, способствовали богатству и разнообразии ее кухни. В Средние века уже было известно множество вкусных блюд, которыми славились местные повара. Еда состояла из мясной и растительной пищи, рыбы, мучных изделий, молочных продуктов. Для приготовления мясных блюд использовались: свинина, говядина, баранина, мясо дикого кабана, кролика, кур, уток. Была популярна дичь: куропатки, рябчики, тетерева. Одним из самых популярных продуктов является сало. Его готовят во всех возможных видах: сыровяленое, копченое, вареное, жареное, маринованное. На сале жарят картошку, мясо, добавляют его в разнообразные блюда.
В украинской кухне огромное множество растительных ингредиентов. Для приготовления вторых и первых блюд широко используются корнеплоды, овощи, бахчевые культуры. Популярны каши, гарниры на основе зерновых и бобовых культур. На основе фруктов и ягод делают пироги, варенья, джемы, компоты, кисели. Мучные изделия пользуются почетом. Издавна украинцы пекли ржаной, пшеничный хлеб, делали галушки, блины, вареники. Разнообразной была не только праздничная еда, но и повседневная. В будни готовили сиченики — лепешки с мясным, рыбным фаршем, крученики — мясные рулеты с добавлением грибов; капусты, биточки, капустники. Не последнюю роль играли рыбные блюда: фаршированная щука, запеченный с гречкой карп, караси в сметане, уха — наваристая рыбная похлебка.

Интересные блюда украинской кухни:

  • Капустняк. Густой суп с квашеной капустой. В процессе варки добавляется пшено, свинина, шпик. Получается нечто среднее между первым и вторым блюдом;
  • Гречаники. Сытные котлеты из мясного фарша и гречневой крупы. Существует множество рецептов: с курицей, индейкой, грибами, свининой, творогом;
  • Крученики. Горячая закуска на основе свинины. На тонкий кусочек мяса кладут начинку, заворачивают в рулетик, обжаривают и тушат. В качестве начинки употребляются грибы, чернослив, сало, рисовый фарш;
  • Мазурики. Своеобразные котлетки из мяса индейки. В фарш кладут яйца, сыр, специи, придают ему форму колбасок, обжаривают;
  • Перекладенец. Многослойный пирог с несколькими видами начинок. Готовится с фруктами, орехами, вареньем, творогом. Слой начинки чередуется со слоем теста;
  • Вергуны. Десерт из бездрожжевого теста, напоминающий хворост. В тесто добавляют коньяк или водку, обжаривают, посыпают пудрой.

Украинцы славятся приготовлением различных алкогольных напитков: пива, кваса, медовухи, домашних наливок, настоек. Это и всем известная горилка — национальный украинский самогон. В южных регионах делают домашние вина, водку на фруктах, ягодах. Радушные хозяева предлагают гостям массу разных напитков и угощений. Украинский народ известен своим гостеприимством и щедростью.

Откуда взялись украинцы? Кто они? Где их корни и какова их роль?

Откуда взялись украинцы? Кто они? Где их корни и какова их роль в создании того государства, которое сегодня называется Украиной? Эти вопросы волнуют историков по сей день, и по сей день на них нет однозначных ответов. Между тем, украинская национальная идея начала формироваться более 100 лет назад — на рубеже XIX и XX веков. Как и сейчас, украинские националисты мечтали об Украине для украинцев и верили — ее независимость стоит того, чтобы пролить реки крови. А будущий идеолог ОУН (запрещена в РФ) Дмитрий Донцов обосновывал необходимость вооруженной борьбы с Россией. Речь пойдет о зарождении украинской национальной идеологии и первых попытках осознать себя как нацию.

Малоросс или украинец
Тиха малороссийская ночь. Осенний ветер разогнал жителей по домам, и Театральная площадь Харькова в ночь на 31 октября 1904 года была пуста. Глубоко за полночь несколько человек скорым шагом подошли к памятнику Пушкину, оставили возле него какой-то бесформенный сверток и поспешили скрыться. Вскоре прогремел взрыв. Он практически полностью уничтожил постамент, а в окрестных домах повылетали стекла. На месте происшествия полиция обнаружила листовки с призывом бороться за национальное освобождение и самостоятельность Украины.
Оказалось, что организатором теракта выступил один из лидеров украинского национального движения Николай Михновский, а исполнителями стали члены подпольной радикальной группировки «Оборона Украины». Аналогичные покушения на монументы Александра Сергеевича произошли в Одессе и Киеве. По задумке организаторов взрывы должны были символизировать протест против празднования 250-летия вхождения Украины в состав России.
Украинские националисты не сразу взялись за бомбы. Этому предшествовали долгие исторические, культурные и философские споры. И, как это часто бывает, начались они с терминологии. Ведь еще сто лет назад у нации не было даже единого и общеупотребимого названия. В Российской империи теперешних украинцев называли малороссами.
Термин «малоросс» восходит к греческой традиции. «Малой» в те далекие времена называли саму Грецию, а «Великой Грецией» — все греческие земли вместе с присоединенными территориями Италии. Традиция говорить об Украине как о «Малой Руси» появилась в XIV веке для обозначения территории Галицкой православной епархии, которая в представлении церковных иерархов была главной на Руси. Со временем это название трансформировалось до Малороссии, утратило свой церковный смысл и распространилось для обозначения всего Поднепровья. Соответственно, жителей этих территорий стали называть малороссами.

Интересно, что многие выходцы из Малороссии обосновывали именно это самоназвание. Например, киевлянин, глава Синода и сподвижник Петра I Феофан Прокопович. Как объясняет один из крупнейших современных историков Алексей Миллер, продвигая этот термин и придавая ему значение малой родины, Прокопович пытался сблизить территории в рамках единой империи. Хотя бы на уровне топонимики.
Хотя первые ростки украинской национальной идеологии появились в конце XIX века, малороссийская идентичность начала формироваться раньше — в XVII-XVIII веках. Во многом тому способствовала Жалованная грамота дворянству Екатерины II, которая фактически уравняла казацкую старшину, правящий класс тогдашней Украины, с русским дворянством, чем вывела ее на верхушку социальной пирамиды империи.
Примеров успешных малороссов более чем достаточно: Александр Безбородко был министром иностранных дел России, Кирилл Разумовский возглавлял Академию наук, а фельдмаршал Иван Паскевич командовал Русской армией в войнах с поляками и турками. Роль малороссов была столь значительной, что Евгений Гребинка, автор романса «Очи черные», полушутя называл Петербург «колонией образованных малороссиян».
При этом единства мнений относительно того, как же себя правильно называть, среди будущих украинцев не было. Некоторые из них не принимали «малороссийского» подхода к самоназванию и месту украинцев в мире. Под влиянием идей романтизма украинская интеллигенция пустилась в культурный и исторический поиск. Первым результатом стало Кирилло-Мефодиевское братство, существовавшее в середине XIX века. Его члены обосновывали культурную самобытность и обособленность развития Украины от России. Впрочем, дальше они не заходили. Лидер братства Николай Костомаров при всем прочем считал малороссов частью единого русского народа.
Вся вторая половина XIX и начало ХХ веков прошли в постоянных спорах и идеологических конфликтах между представителями политического украинства, ориентированного на отделение от России, и малороссийства, выступавшего за лояльность империи. Главным рупором украинцев в лице «Общества украинских прогрессистов» была газета «Рада». В Обществе состояли видные в будущем деятели украинского национального движения Михаил Грушевский, Симон Петлюра, Владимир Винниченко и другие. Члены Общества отстаивали именно «украинское» самоназвание и идентичность.

Оппонентом «Рады» стал «Киевлянин», печатный орган Киевского клуба русских националистов, чьим патроном был премьер-министр Петр Столыпин. Русские националисты Киева отстаивали термин «малоросс» для обозначения будущих украинцев и выступали за их единство с великороссами. На страницах «Рады» они представлялись как черносотенцы, реакционеры и предатели собственной нации. Для «Киевлянина» украинские прогрессисты были мазепинцами, раскольниками, русофобами и агентами внешних сил. Под внешними силами подразумевались не только и не столько поляки, сколько Австрия и Германия.
В XIX веке деятели украинского национального движения спорили не только о названии, но и об истории, которую, впрочем, тоже нужно было правильно понимать. Первым государством на территории современной Украины была Русь — сначала Новгородская, затем Киевская. С этим никто не спорил, но дальше начинались разночтения.
В рамках российской исторической школы принято считать, что после снижения роли Киева в XII веке и начала междоусобиц, государственная традиция Руси переходит на северо-восток, во Владимиро-Суздальское княжество, а впоследствии — к Москве, которая начинает собирать русские земли. Такую схему полностью отвергал профессор истории Львовского университета Михаил Грушевский. Он родился и вырос в Российской империи, однако в 28 лет переехал в Австро-Венгрию.
Там на рубеже XIX и XX веков он разработал собственную оригинальную концепцию историю Украины — Руси, которая в современной Украине стала официальной. Якобы Русь была исконным государством этнических украинцев. А после снижения роли Киева государственная традиция Руси перешла на земли Западной Украины, в Галицко-Волынское княжество.
Когда Галицко-Волынское княжество ослабло и его завоевали Литва и Польша, украинцы, по версии Грушевского, играли большую роль в управлении этими государствами. Правда, украинская знать со временем ополячилась и перешла в католичество, что заставило украинцев переориентироваться на православную Москву. Итогом такой смены ориентации стало подписание гетманом Богданом Хмельницким Переяславского договора о вхождении подконтрольных ему территорий (Гетманщины) в состав Русского царства в 1654 году.
Но затем, по мнению Грушевского, московские цари обманули и предали украинцев. Россия якобы постоянно ограничивала их свободу. Он утверждал, что и в Польше, и в России украинцы являлись или бесправными рабами, или же находились в оппозиции к правящему режиму. В работах Грушевского украинцы выступают отдельным от русских народом, имеющим собственные историю, традиции и культуру.
Западенцы
Грушевский и близкие ему украинские политики считали, что национально-освободительное движение на Украине начнется с Галиции (в ту пору часть Австро-Венгрии — прим. «Ленты.ру»), или Галичины, как они сами и большинство малороссов называли этот регион. Грушевский даже предложил именовать ее «украинским Пьемонтом». Пьемонт — регион на северо-западе Италии. Правящая там Савойская династия в XIX веке смогла изгнать иностранных правителей и объединить страну под своей властью. С тех пор Пьемонт стал нарицательным именем региона, с которого начинается культурное возрождение и объединение государства.
В начале ХХ века Михаил Грушевский даже издал несколько статей, обосновывающих право Галичины на первенство в украинском вопросе. По его мнению, в последнее десятилетие XIX века Галичина становится центром украинского движения, и в отношении украинских земель России играет роль культурного арсенала, где создавались и совершенствовались средства национального, культурного и политико-общественного возрождения украинского народа.
Но тут профессор Грушевский несколько преувеличивает. Дело в том, что тогдашняя Галичина являлась одним из беднейших регионов Европы, где украинцы занимали подчиненное положение. Знать была немецкой и польской, буржуазию формировали представители этих же народов, а также евреи. На социальной лестнице Галичины украинцам была уготована роль крестьян, слуг и подмастерьев. В отличии от Российской империи, в Австро-Венгрии украинцы не становились канцлерами, академиками и фельдмаршалами.
Иными словами, в Галичине не было условий для национального или культурного возрождения украинского народа, о котором писал Грушевский. В регионе не было украинских денег, которые могли бы поддерживать и защищать это возрождение. Однако там были другие деньги. Галичина еще с XIV века находилась под влиянием Польши.
После трех разделов Речи Посполитой во второй половине XVIII века, этот регион перешел под контроль Австрии, однако поляки сохранили в нем привилегированное положение. Их не устраивала утрата независимости, ради восстановления которой они активно воевали в Наполеоновские войны, а также поднимали два крупных антироссийских восстания в XIX веке. Со временем, однако, польская сила стала мягче.
В частности, польский иезуит, историк Валерин Калинка в середине XIХ века организовал во Львове, столице подавстрийской Украины, интернат для лояльной украинской молодежи, воспитанной в греко-католичестве и подготовленной для борьбы с русофилами и православными. «Между Польшей и Россией живет огромный народ, ни польский, ни российский, — писал он. — Польша упустила случай сделать его польским, вследствие слабого действия своей цивилизации. Поляком он не будет, но неужели он должен быть москалем?! Пускай Русь останется собой и пусть с иным обрядом, но будет католической — тогда она и Россией никогда не будет и вернется к единению с Польшей. Тогда возвратится Россия в свои природные границы — и при Днепре, Доне и Черном море будет что-то иное».
Версию о польском влиянии на украинское национальное движение поддерживал и член Киевского клуба русских националистов и депутат Государственной Думы Василий Шульгин. В статье «Украинствующие и мы» он приводит высказывание еще ряда видных деятелей польского движения XIX — начала XX веков, которые выступали за развитие украинства для ослабления России. Зная отношение Шульгина к украинским прогрессистам, его можно было бы заподозрить в предвзятости, однако последующие события, в том числе и высказывания самих украинских национальных лидеров подтверждают его подозрения.
Первый из радикалов
«Николай Михновский (организатор харьковских взрывов — прим. «Ленты.ру») принадлежал к той когорте мыслителей, кого невозможно назвать «человеком своего времени». Он его опережал. В то время, когда его современники робко подавали голос за автономию Украины, он громко и твердо отстаивал украинскую независимость и конкретными делами приближал ее», — считает доктор исторических наук и автор школьных учебников по истории Украины Федор Турченко.
Михновский
Именно жесткий национализм, перешедший со временем в радикализм, сделал Михновского знаковой личностью украинского национального движения. В 1900 году он сблизился с Революционной украинской партией (РУП). Это была социалистическая партия с национальным уклоном, имевшая тактический союз с аналогичными польскими и еврейскими партиями, а также РСДРП. Михновский был близко знаком с руководством РУП и его попросили составить программу партии.
Брошюра «Самостоятельная Украина» произвела эффект разорвавшейся бомбы среди тогдашних украинских политиков. В ней Михновский декларирует полный разрыв с Россией. По его мнению, Украина имеет свою собственную историю государственности, с Россией никак не связанную. Он выстраивает логическую цепочку истории, в целом тождественную идеям Грушевского, однако с нюансами.
Михновский считал, что в середине XVII века тогдашняя Украина не вошла добровольно в состав Русского царства, а создала конфедерацию с Россией. Все последующие годы цари коварно поглощали Украину и в итоге совсем уничтожили ее самостоятельность. За этим следует традиционное перечисление украинских претензий к России: лишение свободы, угнетение языка, «царизм держал трудящихся во тьме» и прочее.

Михновский полагал, что свободу Украине сможет дать лишь третье поколение интеллигенции (первые два последовательно продались Польше и России соответственно). Он стал, пожалуй, первым, кто допустил вооруженное восстание против российской власти для обретения независимости. «Все, кто на Украине не за нас, тот против нас. Украина для украинцев, и пока хоть один враг-чужак останется на нашей территории, мы не имеем права сложить оружие», — писал он. Он же первым выдвинул лозунг «Одна, единая, нераздельная, свободная, самостоятельная Украина от Карпат и до Кавказа». Какого-либо обоснования претензий Украины на обладание всеми этими землями Михновский не давал, однако оно, видимо, и не требовалось.
Идеи, изложенные в брошюре, формально представляли одинаковую опасность и для России, и для Австро-Венгрии, поскольку пределы будущей единой Украины Михновский определил в рамках владений этих двух империй. При этом «Самостоятельную Украину» спокойно напечатали во Львове и нелегально переправили и распространили в России. Удивительно, но обвиняя последнюю во всех бедах Украины, Михновский не критикует Австрию и вообще о ней не вспоминает.
В Российской империи брошюра была официально запрещена, но это не остановило борца с «российским угнетением». Протестуя против этого запрета, Михновский оставил послание министру внутренних дел Дмитрию Сипягину, начертав его на памятнике украинскому поэту Ивану Котляревскому в Полтаве: «Украинская нация должна сбросить господства иноплеменников, которые оскверняют душу нации. Должна добыть себе освобождение от рабства национального и политического, хоть бы пролились реки крови!»
Со временем его взгляды и идеи становились все более радикальными. В 1902 году из РУП выдвинулось националистическое крыло, которое создало Украинскую народную партию (УНП). Спустя год Михновский сформулировал ее политическое кредо, которое вошло в историю как «10 заповедей Михновского»: «Украина — для украинцев!»; «Все люди — твои братья, но москали, ляхи, венгры, румыны и евреи — это враги нашего народа, пока они господствуют над нами и обирают нас»; «Всегда и везде используй украинский язык. Пускай ни жена твоя, ни дети твои не оскверняют твой дом языком чужаков-угнетателей» и т.д.
Австрийские гранты
Идеи Михновского оказались слишком передовыми для своего времени — до прихода в политику Бандеры и Шухевича оставалось еще полвека. А в те годы куда популярнее были социалистические идеи, которые на украинской почве приобретали отчетливый националистический оттенок. Их ярким выразителем явился Дмитрий Донцов, который позже станет одним из ключевых идеологов Организации украинских националистов (ОУН).
Родившись в уездном городе на юге Украины, он смог успешно закончить юридический факультет Санкт-Петербургского университета. После учебы состоял в Украинской социал-демократической рабочей партии (УСДРП), скитался по тюрьмам, чуть было не оказался на каторге и, в итоге, переехал в Галицию. В идеологическом смысле он начинал как марксист. Так, например, в 1910 году он писал, что в «борьбе за национальное освобождение украинский пролетариат выступит не под сине-желтым флагом украинства, а под красным флагом социал-демократии».
Но за время жизни в Австро-Венгрии идеология Донцова поменялась. В предвоенные годы он успел поучиться в Вене и поработать журналистом во Львове. Чем ближе была Первая мировая война, тем отчетливее у него прослеживались антироссийские и прогерманские идеи. Выступив в 1913 году с докладом «Современное положение нации и наши задачи», Донцов заявил о неизбежности войны России с Австро-Венгрией и Германией. Он утверждал, что все прогрессивное украинство должно занять антироссийские позиции. Первую мировую войну он считал идеальным временем для политической сепарации от России.
Ориентация на австро-германский блок проявилась в полной мере в 1914 году. Через несколько дней после начала Первой мировой войны, 4 августа, он вместе с другими украинскими социалистами из подроссийской части страны основал во Львове Союз освобождения Украины (СОУ). При этом борьбу за освобождения Украины курировало и финансировало австрийское министерство иностранных дел.
Вильгельм Франц фон Габсбург
Ключевой его работой в это время стала брошюра «Украинская государственная идея и война против России». В ней он пишет, что единственный способ остановить имперские устремления России, это разделить ее. При этом по границам должны быть созданы буферные государства, способные сдерживать Россию. Украина, по мнению Донцова, идеально подходит на эту роль.
Имя им Легион
Но не только публицистическая деятельность занимала Союз освобождения Украины. Шла Первая мировая и воюющие державы остро нуждались во все новых и новых бойцах. СОУ пришел на помощь. Сразу после начала войны украинские политические партии Западной Украины объединились и создали Главный украинский совет. Помимо этого украинские скаутские организации «Сокол» и «Пласт» создали Украинскую боевую управу.
Совместно эти три организации приступили к формированию Легиона украинских сечевых стрельцов. Скаутские и другие полувоенные объединения действовали на Западной Украине задолго до начала войны, поэтому австрийскому правительству потребовался всего месяц, чтобы сформировать Легион и привести легионеров к присяге. Из 28 тысяч добровольцев сначала отобрали 2500 человек, а впоследствии состав подразделения расширился до семи тысяч.
И украинские политики, и австрийское правительство позиционировало Легион как основу для будущего войска украинского государства, находившегося под протекторатом Австро-Венгрии. С этой целью Австрия даже отправила служить в Легион одного из членов правящей династии, 19-летнего эрцгерцога Вильгельма Франца фон Габсбурга. Этот молодой человек вырос в Галичине и рассматривался в качестве претендента на украинский трон. Чтобы сблизиться с народом, он носил вышиванку, за что его называли Василием Вышиваным.
Интересно, что к деятельности Союза освобождения Украины оказался причастен и Михаил Грушевский. К моменту начала Первой мировой войны он проживал на Западной Украине, откуда выехал в Вену, где провел совещание с украинскими политиками по поводу координации работы украинских подпольных групп на территории подроссийской Украины. Они должны были вести антироссийскую пропаганду и спровоцировать восстание.
С этой миссией Грушевский выехал в Киев, где в ноябре 1914 года его арестовала полиция. После нескольких месяцев тюрьмы его выслали в Симбирск, однако вскоре он получил разрешение переехать в Казань. Там он расположил к себе местную либеральную интеллигенцию. За него ходатайствовали члены Академии наук, и в результате его местом «ссылки» стала Москва, где он и жил до февраля 1917 года.
По иронии судьбы, боевым крещением легионеров стала оборона горы Маковка от кубанских казаков, которых националисты записывают в украинцев. Бои длились неделю и хотя закончились взятием австрийских позиций, в целом, учитывая потери и общую диспозицию, завершились неудачно для Русской армии. Что интересно, в ходе сражения в российский плен попал будущий основатель ОУН Евгений Коновалец.
Впоследствии, в сентябре 1916 года во время боев за холм Лысоня и в июле 1917 года под Конюхами Русская армия дважды разгромила Легион. По итогам обоих боев в строю оставалось лишь немногим более 400 человек, поэтому Легион отвели в тыл для переформирования.
Параллельно украинские политики развернули пропагандистскую работу с пленными украинцами из российской армии, захваченными немецкой и австро-венгерской армией. Их собрали в отдельных лагерях общим числом до 80 тысяч человек. Для них организовывали школы, библиотеки, курсы украинской истории и литературы, театры и многое другое. Пропаганда оказалась в целом эффективной.
В Австро-Венгрии из пленных украинцев сформировали одну стрелковую дивизию, в Германии — еще две, по пять тысяч человек каждая. Впоследствии они даже успели поучаствовать в Гражданской войне, составив основу армии Украинского государства гетмана Павла Скоропадского.
***
В итоге, к 1917 году украинские национальные идеологи добились существенных успехов. Термины «Украина» и «украинцы» хоть и не принимались большинством населения, все же смогли стать частью мейнстрима. У Украины появилась оригинальная концепция истории, которая могла доступно обосновать и древность этноса и, самое главное, право на независимость государства. Украинцы даже получили свое национальное войско, пусть и в составе иностранных армий. Казалось, оставалось всего ничего до создания собственного государства. Но Первая мировая война плавно перетекла в революцию и Гражданскую войну, а с ними начался новый этап борьбы украинцев за национальное самоопределение и независимость.
Продолжение следует…
http://naspravdi.info/novosti/otkuda-vzyalis-ukraincy-kto-oni-gde-ih-korni-i-kakova-ih-rol

Изучаем первоисточники Оукраина — это окраина или Украина?

Киевѣ не утвердилъ
Ст҃ославъ же увѣдавъ
Ѧрославъ у Киевьскихъ воротъ
Романъ же испросисѧ у тѣстѧ у своего у Рюрика
узрѣвше полкъ его
и рекоша ему дружина его . кнѧже се уже видиши
Ну и так далее. И вот, в Ипатиевской летописи, я нашёл то, что искал:
1187. Володимеръ . Глѣбовичь . болѣсть тѧжкою ѥюже скончасѧ
И плакашасѧ по немь вси Переӕславци …ѡ нем же Оукраина много постона.
1189. И еха и Смоленьска в борзѣ и приѣхавшю же емоу ко Оукраинѣ Галичькои . и взѧ два города Галичькъıи
1213. Данилоу же возвратившоусѧ к домови . и ѣха с братомъ . и приӕ Берестии . и Оугровескъ . и Верещинъ . и Ст҃олпъ Комовъ . и всю Оукраиноу

А если убрать букву «О» в слове Оукраина, то получим Украина.
Итак, первое упоминание в летописи названия “Украина” таки 1187 год, связано со смертью Переяславского князя Владимира Глебовича, который проявил себя упорным оборонцем не только Переяславщины, а и Киевщины, Черниговщины и украинских земель вообще от нападений половцев. Таким образом, первое упоминание названия “Украина” в летописи относится к Южной Руси, т.е. к Киевщине, Переяславщине и Черниговщине. В этой самой летописи под 1189 г. названо “Украину Галичьку”. “ (под 1213 г.) отмечается, что тогда галицко-волынский князь Данил Романович со своим войском освободил и присоединил к своему государству “Берестий, Угровеськ, Верещин, Столп, Комов и всю Украину”. Украиной здесь летописец назвал северо-западные земли Галиции и Волыни”. Под 1279 г. Галицко-Волынская летопись сообщает, что галичский князь Лев Данилович, осуществив поход на Западный Буг, отвоевал у Польши украинские земли. Итак, название “Украина” применяется и относительно Волынской земли.
Тогда государство называлось Русь. Непонятно что именно летописцы имели ввиду под названием Украина, но оно применялось именно к тем территориям, которые сейчас и входят в состав Украины. Как мы видим из летописей, термин Оукраина, не означает окраину чего либо. (как утверждают российские историки). Это не была окраина России, так как её тогда ещё не было, это не была окраина Польши, так как Польша никаких прав на те территории не имела. Этот термин не означал припограничные районы Руси, так как к примеру Новгородская земля тоже была припограничной, но к ней этот термин не применялся. А к примеру Ростово-Суздальская земля, вообще граничила в глухомани с угро-финскими народами, но и к ней этот термин тоже не применялся. А значит, это скорее всего означало какую-то область или край от слова «краина» (в переводе с украинского страна). Все три названия “Краина, Вкраина и Украина” можно встретить в Ипатиевской летописи и широко употреблялись украинским народом в его живом и письменном языке. Считая все три названия (Краина, Вкраина и Украина) синонимами, которые имеют одно славянское и украинское происхождения, выделяем их общий корень “кра”. Учитывая то, что киевский летописец внес в начало своей хроники сведения из греческой хроники Георгия Амартола , я воспользовался онлайн переводчиком и перевёл слово Украина на греческий язык и вот что получилось: Ουκρανία Кто-то ещё будет утверждать, что Украина это окраина?
После распада Руси, эти территории меняли названия и властелинов, но народ не менялся. Непонятно кем они были и как себя называли, но на европейских картах эту территорию называли Украина.

Поэтому со временем, люди стали называть себя украинцами, язык украинский, а страну Украиной. Все термины типа «малороссия» или «новороссия», появились гораздо позже и их попыталась приклеить Россия и то только после того, как Московия стала так называться. А это произошло только в 18 веке. Можете спорить, доказывать, что это не так, но я привожу аргументы. Известный российский историк Гумилёв писал:
Этногенетическая история Московской Руси, первоначально сопряжена с предшествующими стадиями этногенетического развития. Около 1200 года на территории Московии произошел очередной пассионарный взрыв и уже к 1380 году сформировался новый этнос, традиционно именуемый русским, образованный, однако, путем включения в свой состав не только славян, но и татар, литовцев и финно-угорских народов. Этот период ознаменовался созданием Великого княжества Московского, трансформировавшегося к 1500 году в Московское царство.
А вот, что писал Пушкин, в своём произведении «Борис Годунов»
А ты, мой сын, чем занят? Это что?
Феодор
Чертеж земли московской; наше царство
Из края в край. Вот видишь: тут Москва,
Тут Новгород, тут Астрахань. Вот море,
Вот пермские дремучие леса,
Но вы скажите, что это всё писульки, вам нужны документальные подтверждения, пожалуйста. «Константинопольский договор» от 1700 года. Вот, что там написано от имени Петра 1:
…А понеже Государство Московское самовластное и свободное Государство есть, дача, которая по се время погодно давана была Крымским Ханам и Крымским Татарам, или прошлая или ныне, впредь да не будет должна от Его священнаго Царскаго Величества Московскаго даватись, ни от наследников его: но и Крымские Ханы и Крымцы и иные Татарские народы впредь ни дачи прошением ни иною какою причиною, или прикрытием противное что миру да сотворят, но покой да соблюдут.
Даже в первые годы правления Петра, не было России как официального названия. Но как так получилось, что Московия стала Россией? Да всё по той же причине, что и Украина. На европейских картах та территория обозначалась как Руссия. И Пётр просто легализировал это название.
Подведём итог:
Было государство Русь. Оно пошло от русского племени варягов. (Я об этом уже писал, но наведу ещё один пример из «Повести временных лет»).
И сказал Олег: «Сшейте для руси паруса из паволок, а славянам копринные», — и было так. И повесил щит свой на вратах в знак победы, и пошел от Царьграда. И подняла русь паруса из паволок, а славяне копринные, и разодрал их ветер; и сказали славяне: «Возьмем свои толстины, не даны славянам паруса из паволок».
Видно разделение русских варягов, которые были привилегированным народом, им сшили паруса из более дорогой ткани паволок, а низшему племени славян из простой ткани копринны.
И уже тогда появилось название Украина. Ни каких упоминаний термина Россия в летописях нет. Поэтому нет и не будет никаких «малороссий» или «новороссий», была, есть и будет только УКРАИНА!
Оригинал взят у petrdub в Оукраина — это окраина или Украина?