Новороссийск крейсер кутузов

Содержание

Крейсер «Михаил Кутузов» — один из самых известных музеев военно-морского флота СССР на территории Российской Федерации. Корабль получил свое название в честь главного командующего российской армией во времена Отечественной войны 1812 года — Михаила Илларионовича Кутузова.

>

Главные характеристики корабля

  • Длина: 210 м;
  • высота: 53 м;
  • бронь: от 50 до 100 мм в разных зонах;
  • экипаж: 1220 человек;
  • боевая артиллерия: 4 трёхорудийные башни + 12 универсальных орудий;
  • минное вооружение: 180 мин.

Военный крейсер прибыл в порт «Новороссийск» в 2002 году. Примечательно, что до этого корабль стоял в Севастополе, где в 1988 году был переведен в резерв военно-морского флота, а через десять лет — исключен из его состава. По сегодняшний день судно служит жителям города как музей военно-морской славы России.

Исторические факты

Победив во Второй Мировой войне Германию и Японию, Советский Союз бросил все силы на восстановление страны. Первая после войны десятилетняя программа военного кораблестроения СССР предусматривала строительство легких крейсеров с учетом последних разработок в сфере науки и техники. Одним из таких кораблей стал крейсер «Михаил Кутузов». Начальный проект значился под индексом «68-К», но в связи с получением новых тактико-технических заданий в 1947 году проект получил новое название «68-БИС».

Прямого участия корабля в боевых действиях во времена Холодной Войны не зафиксировано. Известно, что крейсер совершил свой первый выход в море в июне 1957 года. Главной задачей похода было узнать, способно ли новое судно выдержать сильную бурю и шторм в водах Северной Атлантики. После прибытия в порт «Севастополь» были выявлены недоработки левого крыла корабля.

Несмотря на то, что крейсер не совершил ни одного боевого выстрела, его историю сложно назвать неинтересной. На счету судна более 15 морских походов на дальние расстояния, а также участие в операции по спасению моряков со взорвавшегося линкора «Новороссийск». «Михаил Кутузов» нес боевое дежурство в Средиземном море и Атлантическом океане, а во время арабо-израильских конфликтов в 1967 и 1973 годах корабль стал центром командования верховного военного советника Советского Союза в Египте. Пребывание советского крейсера в порту «Александрия» уберегло египтян от боевых атак со стороны Израильской армии.

На борту известного корабля проходили съемки кинофильма «Увольнение на берег». Игравшим актерам довелось пожить несколько дней среди простых матросов «Михаила Кутузова». На палубу крейсера не единожды поднимались первые лица государств, в том числе и египетский глава Абдель Насер, шах Ирана и другие. Знаменитый крейсер посетил даже первый советский космонавт Юрий Гагарин. Также для запечатления важного исторического периода в 2010 году об истории корабля был снят одноименный документальный фильм.

Три орудийных башни

Где находится?

Место стоянки корабля-музея «Михаил Кутузов» находится в городе Новороссийск (Краснодарский край, Россия). Чтобы посетить музей на корабле, отправляйтесь на городскую набережную. Судно пришвартовано у причала № 33 главного торгового порта.

Географические координаты стоянки судна: N 44.43.16 E 37.46.55.

Адрес: Набережная им. Адмирала Серебрякова, 2а

Время работы: с 11:00 до 18:00 (понедельник, вторник — выходные дни)

Цена входного билета: для взрослых — 200 руб., детям (до 7 лет) — бесплатно. Также действуют постоянные скидки для школьников, студентов и пенсионеров (при условии предъявления подтверждающего документа). В стоимость билета включена прогулка по палубе корабля + услуги профессионального экскурсовода.

Разрешение на фотографирование объектов судна: 50 руб.

Почему стоит посетить крейсер «Кутузов» в Новороссийске?

Одной их главных причин, почему стоит хотя бы раз побывать на палубе знаменитого объекта Черноморского флота, является интересная история о послевоенных временах Советского Союза. То, каким важным стратегическим объектом в свое время был корабль «Михаил Кутузов», будет полезно послушать даже самым эрудированным знатокам истории. На данный момент крейсер занесен в список исторически важных уникальных объектов ЮНЕСКО, а также судну присвоен статус музея-памятника военной истории.

Экскурсия по кораблю будет интересна как школьникам, так и взрослым людям, которые хотят узнать больше о Черноморском флоте СССР. Прогуливаясь по палубе, опытный экскурсовод расскажет много интересной информации о том, как создавался крейсер, в каких условиях жили моряки и в какие задачи были поставлены перед экипажем стратегического судна. Посетить крейсер-музей «Михаил Кутузов» в Новороссийске — это отличный способ расширить знания о событиях военного противостояния между двумя сверхдержавами во времена Холодной Войны.

Достопримечательности Новороссийска — крейсер Кутузов

На набережной Новороссийска есть самая знаменитая и привлекающая внимание достопримечательность города — крейсер Михаил Кутузов. Это и символ города, и украшение новороссийской бухты. Крейсер Кутузов имеет почти такое же значение для Новороссийска, как крейсер Аврора для Петербурга.

Набережная в Новороссийске. Военный корабль-музей «Крейсер Михаил Кутузов».

Но истории кораблей различаются кардинально, да и моложе крейсер Кутузов намного. Аврора по сравнению с ним — старушка 🙂 Причалив навсегда к набережной в Новороссийске, рядом с площадью Морского вокзала, артиллерийский крейсер «Михаил Кутузов» теперь продолжил свою службу в качестве музея.

Морской вокзал на набережной в Новороссийске. Рядом с вокзалом пришвартован и крейсер Михаил Кутузов.

Построен крейсер в 1951 году на Николаевском кораблестроительном заводе, как стратегический корабль. Крейсер служил в составе Черноморского Флота до 1986 года, выполнял задачи военного значения. В 2002 году крейсер навсегда закончил свою морскую карьеру, был отбуксирован в Новороссийск и стал плавучим музеем.

Выпрыгивающий из морских глубин дельфин на фоне крейсера Михаил Кутузов.

Экскурсия на крейсер Кутузов стоит недорого — всего 200 рублей. Не пожалейте этих денег, чтобы познакомиться с кораблем, на котором когда-то служил сам Высоцкий! Советский актер и певец специально нес службу на этом корабле, чтобы вжиться в образ матроса. В фильме «Увольнение на берег» навыки, полученные на крейсере, ему очень пригодились.

Экскурсия же по крейсеру, хоть и короткая, но познавательная и информативная, сообщается много фактов о корабле, его вооружении и возможностях. Мальчишкам будет вдвойне интересно, поскольку рассказывается о зенитных орудиях корабля, о крупнокалиберных пулеметах и другом вооружении крейсера, можно не только посмотреть, но и потрогать все своими руками.

Корабельный колокол.

Экскурсия начинается на палубе крейсера «Михаил Кутузов», затем все организованно спускаются вниз, внутрь корабля, по очень крутой лестнице. Внутри можно увидеть, где матросы и командный состав проводили время, как жили, где принимали пищу. Жаль, что экскурсия не проводится в машинном отделении и в рубке. Но наверно, желающих попробовать себя в роли капитана и постоять за штурвалом было бы слишком много.

Боевая начинка крейсера -зенитные орудия и пулеметы. Теперь эти орудия в роли музейных экспонатов. Действующим орудием осталась только салютная пушка. Из нее раньше бабахали по утрам. Но местные жители пожаловались, и выстрелы запретили. Покой граждан важнее.

Но зато можно посидеть в кают-компании, пройти в кубрик матросов, в медицинский кабинет, где не только проводился медицинский осмотр, но и при необходимости проводились хирургические операции.

Внутри крейсера Михаил Кутузов, узкие коридоры, трубы, крашенные стены. Выглядит все не слишком уютно 🙂

Возможно, даже на более современных военных кораблях все сделано почти также, но наверняка, более масштабно и более комфортно, хотя корабль — не место для расслабленного времяпровождения. Здесь моряки на военной службе, и все должно выполняться по уставу.

Меня впечатлили подвесные металлические кровати в матросском кубрике, на которых спали моряки. Но впечатление, скажу вам, не из приятных. Сама каюта для моряков небольшая, кровати откидываются, закрепляются, чтобы освободить пространство, и здесь же команда принимает пищу.

Медицинский кабинет

Кровати на железных цепях вызывают какие-то тюремные ассоциации, зато не страшно на таких кроватях во время качки, ощущения, наверно, как на качелях 🙂 Но все равно создается какое-то гнетущее впечатление от замкнутого тесного пространства. Нужно иметь волевой характер, чтобы служить в морском флоте.

На палубе крейсера Михаил Кутузов сентябрьским утром.

Вот это бомбочка! Скатывали такие бомбы за борт по рельсам, при этом 17 матросов должны были приложить свои одновременные усилия, чтобы заставить бомбу отправиться в море. На крейсере могли находиться 68 таких корабельных мин. Это большие мины. Были мины и поменьше, их количество на крейсере могло достигать 130 штук.

Кают-компания на крейсере Михаил Кутузов. В кают-компании ели, пили и проводили совещания капитан и офицерский состав крейсера.

В кают-компании находится очень приятно, в отличие от кубрика матросов.

Вид на акваторию бухты и морского порта с палубы Крейсера Михаил Кутузов.

В дополнение к авторским фотографиям публикуем познавательное видео о крейсере Михаил Кутузов, где дается исчерпывающая информация о военном корабле.

Михаил Кутузов (крейсер)

У этого термина существуют и другие значения, см. Михаил Кутузов (значения).

«Михаил Кутузов»


Стоянка крейсера в Новороссийске, июль 2005 года

Служба

СССР

Назван в честь

Михаил Илларионович Кутузов

Класс и тип судна

Крейсер

Изготовитель

судостроительный завод № 444 им. Носенко, Николаев

Строительство начато

23 февраля 1951 года

Спущен на воду

29 ноября 1952 года

Введён в эксплуатацию

31 января 1955 года

Выведен из состава флота

2000 год

Статус

Корабль-музей

Основные характеристики

Водоизмещение

18 640 тонн

Длина

210 м

Ширина

23 м

Высота

52,5 м

Осадка

7,3 м

Бронирование

бронепояс 100 мм

Двигатели

Двухвальная, два турбозубчатых агрегата, тип ТВ-7

Мощность

121 000 л. с. (89 МВт)

Движитель

Скорость хода

35 узлов (64,82 км/ч)

Дальность плавания

7400 миль при 16 узлах

Экипаж

1200 человек

Вооружение

Артиллерия

12 (4 × 3) × 152,4-мм (4 трёхорудийные башни МК-5 бис)
12 (6 × 2) × 100-мм универсальных орудий СМ-5-1С;

Зенитная артиллерия

12 зенитных двухорудийных установок В-11, после модернизации добавлены 8 спаренных 30-мм артустановок АК-230

Минно-торпедное вооружение

179 мин

Авиационная группа

нет

Медиафайлы на Викискладе

Крейсер «Михаил Кутузов», серия 68-бис, модификация 68-А. Назван в честь Михаила Илларионовича Кутузова. С 2002 года — корабль-музей.

История строительства

Был заложен 22 февраля 1951 года в Николаеве, на Николаевском судостроительном заводе имени Н. И. Носенко, заводской № 385. Спущен на воду 29 ноября 1952 года, 9 августа 1954 года на крейсере поднят Военно-морской флаг, зачислен в состав Краснознамённого Черноморского флота приказом Министра Обороны СССР от 31 января 1955 года.

Служба

Базировался крейсер в главной базе Черноморского флота — в городе-герое Севастополе.

В мае 1955 года на борту крейсера проводились испытания первого корабельного вертолета Ка-15 и Ми-1.

Нанёс визиты в Румынию в 1955 году, Сплит (Югославия) в 1956 и 1964 годах, Дуррес (Албания) в 1956 и 1957 годах, в Варну (Болгария) в 1964 году, в Алжир в 1968 году.

Во время взрыва линкора «Новороссийск» «Михаил Кутузов» оказался ближайшим судном к линкору. Из 93 человек аварийно-спасательной команды, посланной с крейсера для оказания помощи экипажу «Новороссийска», погибло 27 матросов.

Летом 1957 года крейсер совершил переход Севастополь — Ленинград — Севастополь для участия в праздновании Дня Военно-Морского Флота на Неве. Было пройдено 4500 миль.

14 сентября 1958 года на борту крейсера «Михаил Кутузов» в Новороссийск был доставлен Вечный огонь из Севастополя, с Малахова кургана. Вечный огонь был зажжен на площади Героев в городе Новороссийске.

В 1961 году на крейсере проходили съёмки фильма «Увольнение на берег». По воспоминаниям Владимира Высоцкого, игравшего в фильме эпизодическую роль и проведшего месяц на крейсере, в том же году на «Кутузове» побывал с визитом Юрий Гагарин.

В июне 1964 года «Михаил Кутузов», большой противолодочный корабль (БПК) «Сознательный», БПК «Комсомолец Украины» вышли в Средиземное море для проведения боевой службы.

В июне 1967 года находился в зоне военных действий, выполнял боевую задачу по оказанию помощи вооружённым силам Египта, а в период с 1 августа по 31 декабря 1968 года — вооружённым силам Сирии.

31 марта 1969 года крейсер «Михаил Кутузов» стал флагманским кораблем 30-й дивизии надводных кораблей ЧФ.

В марте — апреле 1970 года крейсер принимает участие в общефлотских учениях «Океан», в которых были задействованы все флоты.

В 1987 году переведён в резерв ВМФ. Исключен из состава Военно-морского флота 3 июля 1992, находился на отстое в Севастополе, властями рассматривался вопрос о создании на нем музея или продаже на слом. В 1990-е находился в Новороссийске на нынешнем месте. 23-25 августа 2001 вошёл в состав Новороссийской военно-морской базы, войсковая часть 99005.

28 июля 2002 года, в День ВМФ, был открыт как корабль-музей.

С начала первого похода прошел 211900 миль и выполнил 15 дальних морских походов.Более 700 моряков были награждены орденами и медалями СССР.

На крейсере находится филиал Центрального военно-морского музея имени императора Петра Великого. В данный момент функционирует, проводятся экскурсии.

История создания музея

В 1994 году президиум совета ветеранов крейсера «Михаил Кутузов» выступил с инициативой сохранить последнего представителя крейсеров проекта 68бис, оставив его для истории, как образец отечественного кораблестроения 50-х годов как неповторимый памятник технической архитектуры, превратив его в центр военно-патриотического воспитания молодежи и музей, пропагандирующий традиции Военно-Морского Флота. В 1996 году международная организация ЮНЕСКО приняла решение о включении крейсера «Михаил Кутузов» в каталог крупных кораблей, ставших историческими музеями и центрами национального значения.

14 июля 1999 года вышла директива командующего ЧФ ДК-09 «Об организации на крейсере «Михаил Кутузов» филиала музея Черноморского флота».

В конце 1999 года Главнокомандующим ВМФ РФ было принято решение перевести крейсер «Михаил Кутузов» для дальнейшей стоянки в порт Новороссийск. Весной 2000 года крейсер был поставлен в «Плавдок-30» для подготовки к переходу в порт Новороссийск. 23 августа 2001 года корабль в сопровождении буксира «Шахтер» покинул Севастополь, а уже 25 августа прибыл в порт Новороссийск.

Приказом Министра обороны РФ от 6 февраля 2012 года № 216 «Корабль боевой славы «Михаил Кутузов» включен в штат Центрального военно-морского музея.

Современное использование

На крейсере расположена базовая станция компании МТС, которая обеспечивает высокое качество радиосигнала в центре города и на территории морвокзала, где проходят общегородские праздничные мероприятия, парады и концерты.

В 2014 году запланирован ремонт крейсера на Новороссийском судоремонтном заводе. В 2014 году после возвращения Крыма в состав РФ, проживающая в Севастополе группа ветеранов, служивших в разное время на крейсере, выступила с инициативой перевода корабля обратно в Севастополь.

В День Победы 9 мая 2016 года в Новороссийске, по замыслу организаторов данного мероприятия, крейсер «Михаил Кутузов» произведёт артиллерийский салют во время проведения военного парада.

Закрыт на ремонт в 2018 году, окончание ремонта — к 2020 году. На середину июля крейсер стоит в порту Новороссийск и успешно принимает туристические экскурсии со всего мира.

Фотогалерея

Историческая справка на борту крейсера «Михаил Кутузов»

Примечания

  1. RussianShips.info
  2. Высоцкий В. Выступление в строительно-дорожном институте. Усть-Каменогорск, октябрь 1970 года.
  3. Боевой путь корабля. navalmuseum.ru. Дата обращения 22 октября 2019.
  4. МТС обеспечивает безопасность мореплавания в Азовском и Чёрном море — Москва и Подмосковье (недоступная ссылка)
  5. В 2014 году крейсер-музей «Михаил Кутузов» покинет своё место и отправится на ремонт в док Новороссийского судоремонтного завода
  6. В День Победы в Новороссийске Крейсер-музей «Михаил Кутузов» произведет артиллерийский салют : Министерство обороны Российской Федерации
  7. Крейсер-музей «Михаил Кутузов» в Новороссийске отремонтируют к 2020 году

> Литература

  • Заблоцкий В. Крейсера «холодной войны». — М.: Коллекция, Яуза, 2008. — 224 с. — 4000 экз. — ISBN 978-5-699-26175-8.

Ссылки

  • Крейсер «Михаил Кутузов»
  • Михаил Кутузов
  • Фотоотчет об экскурсии на крейсер
  • Крейсер «Михаил Кутузов»: путь от боевого корабля к кораблю-музею
Крейсера проектов 68, 68-К, 68-бис.
Крейсера проекта 68-К (закладывались по проекту 68)
  • Чапаев
  • Комсомолец («Валерий Чкалов»)
  • Железняков
  • Фрунзе
  • Куйбышев
  • Орджоникидзе1
  • Свердлов1
Крейсера проекта 68-бис
Знаком 1 отмечены недостроенные корабли

Крейсер «Михаил Кутузов». О корабле и схватке за него


Есть мнение, что Россия — морская держава. Морской державе пристало хранить традиции, иметь памятные места и хранить корабли с историческим прошлым, и, как пример и как это практикуется, в качестве музеев или учебных судов.
С кораблями-музеями у нас, честно говоря, слабовато. Их всего 11, считая макеты-копии. Плюс еще 7 подводных лодок. Слабовато, если честно, для такой огромной страны. Надо бы побольше, ибо где еще, как не на таком корабле-музее, поднимать интерес пацанов к флоту?
Речь пойдет о событиях, которые разворачиваются в последнее время вокруг корабля боевой славы крейсера «Михаил Кутузов». Крейсер, если кто не в курсе, стоит в Новороссийске, в морском порту. И представляет собой корабль-музей и имущество флота одновременно.
Крейсер «Михаил Кутузов» стал двенадцатым кораблём проекта 68-бис. Заложен он был в феврале 1951 года на Николаевском судостроительном заводе и спущен на воду 9 августа 1954 года. После прохождения ряда испытаний корабль был введён в состав Черноморского флота. Зоной его ответственности стали Средиземное и Чёрное море, а также центральная Атлантика, где «Михаил Кутузов» нёс службу вплоть до вывода из боевого состава в 1998 году. К этому моменту корабль прошёл 211 900 миль.
«Михаил Кутузов», будучи весьма красивым и представительным кораблем, сделал себе, помимо военной, еще и политическую карьеру и стал местом встреч на самом высоком уровне. Его гостями в разные годы были президент Индонезии Сукарно, глава Египта Абдель Насер, король Эфиопии Хайле Селассие I, шах Ирана с супругой и другие сильные мира сего.
Официально «Михаил Кутузов» участвовал в двух вооружённых конфликтах в ходе Арабо-израильской войны, в 1967 и 1973 годах. Оба раза он находился в порту Александрия в качестве командного пункта главного военного советника СССР в Египте. Прямого участия в боевых действиях крейсер не принимал, но сам факт его нахождения в Александрии был гарантом мира.
Нападение на «Михаил Кутузов» было бы равнозначным нападению непосредственно на СССР. Отчасти именно поэтому налёта на александрийский порт удалось избежать.
Сегодня «Михаил Кутузов» — корабль-музей. По крейсеру проводят экскурсии, но вот именно над кораблем-музеем что-то сгущается. То ли тучи, то ли свет в конце тоннеля.
Идея заключается в том, что крейсер обязан вернуться в Севастополь, откуда его увели в 2001 году, когда истекал срок аренды нашей базы. Были серьезные опасения, что корабль пойдет под разделку на металл. Так, собственно, «Кутузов» и оказался в Новороссийске. И уже там стал музеем.
Сегодня довольно большая инициативная группа, в которую входят такие известные люди, как адмиралы В.Н. Чернавин, И.В. Касатонов, контр-адмирал Е.А. Кобцев, контр-адмирал А.И. Аладкин, адмирал В.А.Кравченко, вице-адмирал В.Д. Рязанцев, контр-адмирал А.П. Гринкевич, контр-адмирал В. Урывский, вице-адмирал Р.А. Голосов, ратует за возвращение крейсера обратно в Севастополь.
Мотивация проста: крейсер обязан вернуться обратно в город-герой Севастополь, чтобы стать там частью исторического наследия. Мнения и доводы высказываются разные, некоторые в исполнении севастопольцев читать даже неприятно, как, например, Стефановского.
Замечу в пику Стефановскому, что Новороссийск — такой же город-герой, как и Севастополь. И такой же город воинской славы. Вот только его не сдали в Великую Отечественную войну. И кровь тех, кто защищал Новороссийск, ничем не отличалась от крови защитников и освободителей Севастополя. И этот город не менее достоин, чтобы в нем был свой корабль-музей.
Но вернемся к «Михаилу Кутузову», тем более, что всего неделю назад я посетил его в качестве экскурсанта.

Конечно, хотелось сделать более подробный обзор корабля, со всеми подробностями, но дирекция музея совершенно не захотела пойти нам навстречу. И предложила пробивать разрешение через руководство ВМФ в Санкт-Петербурге. Так что мы попросту не успели, что, может быть, и к лучшему. Посетивши корабль на общих основаниях, проще сделать некоторые выводы.
Какие выводы мы сделали? А не очень хорошие.
Крейсер находится далеко не в прекрасном состоянии. Да, экскурсоводы говорят о недостатках финансов, но кто об этом не говорит сегодня? Но кораблю однозначно требуется хороший ремонт. Вызывает удивление и ржавчина на палубах, и откровенно пришедшее в негодность деревянное покрытие.

Сама экскурсия по кораблю в стиле «галопом по европам». Без претензий к экскурсоводам, все они люди, однозначно влюбленные в корабль и знающие его историю и морскую тематику. Но неужели нельзя сделать более масштабную экскурсию, пусть и за большие деньги?
Верхняя палуба с обзором артиллерии, корабельный колокол, минное вооружение. Далее лекция в кают-компании корабля (весьма интересная, кстати) и пробежка (других слов нет) по некоторым внутренним помещениям. Камбуз, кубрик, медпункт, один из боевых постов и кубрик для бытовых нужд. Все. Честно — меньше чем мало. Такой огромный корабль, по нему можно было бы водить часа два, и было бы интересно. А так — получасовая пробежка.

На палубе печаль и почти сгнившие доски обшивки

Корабельный колокол склянок не отбивает, но услышать его во время экскурсии можно
100-мм универсальные орудия
37-мм зенитные автоматы. Единственное, что можно изучить вплотную
АК-230. Результат модернизации
Кают-компания крейсера
Каюта офицерского состава
Один из постов управления
Корабельный медпункт
Матросский кубрик. Крутой, с иллюминаторами.
Камбуз и один из корабельных котов на вахте
КБУ. Каюта бытовых услуг.
Мне ситуация с «Кутузовым» напомнила многие музеи в нашей стране. Где стоят макеты танков с заваренными люками, а экскурсоводы водят народ вокруг и что-то там вещают. Прошлый век, короче. Слияния с кораблем не вышло, к сожалению.
Для пацанов, которым дали повертеть штурвальчики управления 37-мм установкой ПВО, радости было много. Для людей более искушенных — только удивление.
Какое может быть будущее у крейсера?
Можно продолжать играть роль одной из немногих достопримечательностей Новороссийска. До полного обветшания и окончательного списания. На сколько лет хватит «Михаила Кутузова», сказать не берусь, но рано или поздно конец все равно придет. Море — это не бетонный постамент все-таки.
Можно сделать капитальный ремонт корабля. Но это однозначно не в Новороссийске. Местные судоремонтные заводы не в состоянии обслужить этот корабль. Значит, Морской завод или что-то подобное. В Крыму. А там и до Севастополя несколько ближе, чем обратно в Новороссийск…
Кроме того, в Севастополе есть и Черноморское высшее военно-морское ордена Красной Звезды училище имени П. С. Нахимова, и филиал Нахимовского военно-морского училища. Вряд ли курсантам и нахимовцам помешал бы учебный корабль, подобный «Михаилу Кутузову». В том случае, если он пройдет капитальный ремонт и снова будет в состоянии совершать походы пусть не в Атлантику и Средиземноморье, а хотя бы по Черному морю.
И, кстати, с уходом для корабля проблем не будет.
А по выходным корабль вполне может стоять где-то на рейде и работать музеем. Как действительный корабль, а не макет с доступом в единичные помещения.
В любом случае, это хорошее продолжение жизни крейсера.
Кроме того, имя фельдмаршала Кутузова для Крыма не чужое. Михаил Илларионович воевал в тех местах вместе с Суворовым, и воевал хорошо.
А что с Новороссийском?
А Новороссийску обязательно нужно выделить что-то взамен. Город не богат на столь значительные памятники, поэтому просто взять и увести оттуда «Михаила Кутузова» мягко говоря, некрасиво.
Возможно, «Керчь» вполне подойдет.
4 ноября 2014 года, на БПК «Керчь» произошёл пожар, повредивший ряд кормовых отсеков. По результатам работы комиссии, расследовавшей происшествие, принято решение о списании и утилизации корабля в 2015 году. Позднее утилизация БПК «Керчь» была временно отложена с его переводом в резерв в качестве корабля подготовки плавсостава и плавучего штаба ЧФ. В июле 2015 года появилась официальная информация о повторной ревизии корабля с целью решения вопроса о его восстановлении.
Над кораблём шефствуют: Юго-Восточный административный округ Москвы, администрация Белгорода и администрация Красноармейского района Волгограда. Решением начальника Генерального штаба 18 августа 2015 года БПК «Керчь» выведен из боевого состава Черноморского флота и помещен в разряд военного имущества, с последующим расположением в нем военного музея Черноморского флота.
Почему музей ЧФ не может стоять в Новороссийске? Кроме того, «Керчь» изрядно моложе «Кутузова», и при такой поддержке корабль явно еще долго сможет радовать посетителей из числа жителей Новороссийска и гостей города, если организовать процесс должным образом, а не как сейчас на «Кутузове».
Вопрос в том, что у проекта перевода «Кутузова» есть и противники. Весь вопрос в том, кто одержит верх в битве за крейсер.
В любом случае, надо что-то менять. Конечно, хотелось бы, чтобы крейсер был отремонтирован и еще послужил. Что музеем, что учебным кораблем. Но в любом случае не так, как сегодня поставлено дело в Новороссийске.

Крейсер-музей Михаил Кутузов (фото-экскурсия), Новороссийск

Крейсер-музей «Михаил Кутузов» установлен в г. Новороссийск и открыт для группового посещения. Заложен 22 февраля 1951 г., исключен из состава ВМФ 3 июля 1992 г., в 2002 г. превращен в музей.
Фото кликабельны, с географическими координатами и привязкой к яндекс-карте, 07.2014г.
Крейсер серии 68-бис (модификация 68-А) назван в честь Михаила Илларионовича Кутузова. Был заложен 22 февраля 1951 года в Николаеве, на Николаевском судостроительном заводе имени Н.И.Носенко, заводской № 385. Спущен на воду 29 ноября 1952 года, 9 августа 1954 года на крейсере поднят Военно-морской флаг, зачислен в состав Краснознамённого Черноморского флота приказом Министра Обороны СССР от 31 января 1955 года. Исключен из состава ВМФ 3 июля 1992 г., в 2001 г. передислоцирован в Новороссийск. 28 июля 2002 года, в День ВМФ, был открыт как корабль-музей. В настоящий момент является филиалом музея «Крейсер Аврора».
Крейсер являлся «судном №1» для первых лиц советского государства, поэтому мог заходить в порты иностранных государств закрытые для военных судов. Неоднократно выполнял боевые задачи и находился в зоне боевых действий, но непосредственное участие в боях не принимал.
Для одиночного посещения крейсер закрыт, но при сборе более 10 человек проводится экскурсия (150 руб с человека).
1. Крейсер-музей «Михаил Кутузов»
2. Крейсер-музей «Михаил Кутузов» у набережной Новороссийска
3.
4. Кормовая часть крейсера. Видны остатки направляющих для перемещения мин
5. 152-мм кормовые башенные установки Мк-5бис главного калибра и остатки направляющих для перемещения мин
6. Морская мина
7. Рында (рядом экскурсовод, когда-то служивший на крейсере)
8. 152-мм кормовые орудийные башни
9. 100-мм двухорудийная башенная установка СМ-5-1С, рядом снаряд для неё
10. Она же
11. Тыльная часть башенной установки СМ-5-1С
12. Казенник 100-мм установки
13. Стабилизированный пост наводки СПН-500 (командный пункт батареи состоящей из 6 башен СМ-5-1С )
14. 37-мм зенитный автомат В-11
15. 37-мм зенитный автомат В-11
16. 37-мм зенитный автомат В-11
17.
18. Ещё башенная установка СМ-5-1С
19. Ходовая, оперативная и боевая рубки
20. Ходовая, оперативная и боевая рубки
21. 152-мм носовые башенные установки Мк-5бис главного калибра
22. Крепостной флаг ВМФ на носу крейсера
23. 152-мм носовые башенные установки Мк-5бис главного калибра
24. Крепостной флаг ВМФ на носу крейсера
25. Вид на Новороссийск с крейсера
26. Жилые отсеки
27. Кают-компания
28. Кают-компания
29. Барельеф Ленина в кают-компании

Всем привет. Давно вот мечтал побывать на военном корабле. До этого бывал я только на подлодке, а на корабле ни разу. Сколько раз к ним подходил, с крыш снимал, а вот внутри ни разу. Итак, сегодня мы побываем с вами на самом настоящем военном корабле — крейсере «Михаил Кутузов».
Фото 1.
Когда-то это был действующий военный крейсер, на сегодняшний момент он списан, но благо его не попилили, а сделали из него самый настоящий плавучий военно-морской музей.
Фото 2.
Крейсер заложен в городе Николаеве в 1951 году. Делали судно на Николаевском судостроительном заводе имени Носенко Н. И. Спуск на воду осуществили 29 ноября 1952 года. Военно-морской флаг был поднят на «Михаиле Кутузове» 9 августа 1954 года. Однако только 31 января 1955 года крейсер зачислили в состав Краснознаменного Черноморского флота.
Водоизмещение полное, т 16300
Водоизмещение стандартное, т 13230
Длина, м 210
Ширина, м 22
Осадка, м 7,3
Мощность силовой установки, л.с. 2 х 68500
Скорость хода максимальная, узлов 33
Скорость хода экономическая, узлов 16
Дальность плавания экономическим ходом, миль 9000
Бронирование борта, мм 100
Бронирование палубы, мм 50
Бронирование башни, мм 175
Бронирование рубки, мм 130
Экипаж, чел. 1270
Вооружение:
4 х 3 – 152 мм МК-5-бис,
6 х 2 – 100-мм СМ-5-1 и 16 х 2 – 37-мм В-11 орудий,
2 х 5 – 533-мм ТА.
Сейчас торпедных аппаратов на крейсере не видно. Судя по всему они были сняты во время модернизации 1988 года.
Фото 3.
По проекту это судно серии 68-бис, модификации 68-А должно было иметь водоизмещение 18640 тонн, составлять в длину и ширину 210 и 23 метра соответственно. Начало проектирования приходилось на период с 1944 по 1945 годы, оно основывалось на базе проекта 68. Однако только в 1947 году Центральное конструкторское бюро № 17 получило полное задание (тактико-техническое) на создание этого артиллерийского корабля, а также нескольких других. Возглавлял работу специалистов над проектом Савичев А. С. (главный конструктор). Эскизная часть была пропущена из-за спешности, на которой настаивали гос. заказчики, поэтому ЦКБ сразу начало техническое проектирование, утвержденное в 1947 году.
При проектировании судна была применена технология формирования цельносварных корпусов кораблей. Такое строительство было первым в нашей стране, при этом вес отдельных секций достигал ста пятидесяти тонн. Проект 68-бис включал и другие новшества. Защитные броневые плиты использовались, в том числе, и как несущие конструкции.
Фото 4.
Фото 5.
Двенадцать пушек Б-38 (152 мм) главного калибра составляли основную артиллерию «Михаила Кутузова». Они были помещены в четыре башни МК-5бис, каждая из которых была рассчитана на три орудия. Эти артиллерийские установки были способны эффективно стрелять даже при шторме в шесть балов. Они также могли работать после ядерного взрыва мощностью в одну мегатонну, произошедшего на расстоянии от семисот до восьмисот метров от судна. Сбрасывание мин производилось по кормовым скатам при постановке минных заграждений, всего корабль мог нести до ста тридцати двух таких снарядов.
Фото 6.
Фото 7.
Крейсер стал передовым кораблем по боевой подготовке. В 1956 г., 1958 г., 1963 г. завоевал переходящие призы Военно-морского флота СССР. Пять лет подряд с 1965 но 1970 года — приз командующего KЧФ по артиллерийской подготовке. Неоднократно экипаж крейсера добивался звания лучшего надводного корабля Черноморского флота. В 1957 году крейсер совершил поход вокруг Европы и участвовал вместе с кораблями Северного и Балтийского флотов в параде на Неве в Ленинграде. В полном соответствии с тогдашней океанской доктриной в 1964 году первым из кораблей КЧФ вышел на боевую службу в Средиземное море.
Семь выходов на боевую службу. Более 200 тысяч пройденных миль и семь отличных оценок на эту нелегкую службу.
На его счету 15 дальних морских походов. С 1955 по 1992 годы крейсер наносил визиты в Румынию, Югославию, Албанию, Болгарию и Алжир. В 1955 году в Севастополе во время взрыва линкора «Новороссийск» крейсер «Михаил Кутузов» оказался ближайшим к нему кораблем. Из 35 человек аварийно-спасательной команды отправленной с крейсера для оказания помощи погибло 27 матросов.
В июне 1967 года «Михаил Кутузов» находился в зоне военных действий, выполняя боевую задачу по оказанию помощи вооруженным силам Египта в войне с Израилем, а с 1 августа по 31 декабря 1968 года помогал вооруженным силам Сирии также в войне с Израилем.
В период с 1.12.1986 года по 1989 год модернизирован и перестроен на » Севморзаводе » в Севастополе по проекту 68-А, после чего выведен в резерв, законсервирован и поставлен в Севастополе на отстой.
В 2000 году он выведен из боевого состава флота. Принимается решение о создании на нем филиала музея Черноморского флота.
В 2001 году судно прибывает в город-герой Новороссийск. В это же время его вводят в состав Новороссийской военно-морской базы (войсковая часть 99005).
Фото 8.
Зенитное орудие калибра 37 мм ближнего действия В-11.
Фото 9.
Фото 10.
Фото 11.
А вот эта штука, напоминающая робота из Fallout — стабилизированный пост наводки СПН-500.
Фото 12.
Фото 13.
Фото 14.
Фото 15.
Фото 16. Трехорудийная башенная установка Мк-5бис главного калибра 152,4 мм
Фото 17.
Военно-морской флаг, утвержденный Петром I.
Фото 18.
Внутри орудия
Фото 19.
Фото 20.
Фото 21.
Коридоры просто шикарные
Фото 22.
Кают-кампания для старших офицеров.
Фото 23.
Ленин. Без него никуда.
Фото 24.
Небольшая выставка работ местного творчества в области судомоделизма.
Фото 25.
Там где Ленин садился самый старший офицер, по расстоянию от него садились по старшинству.
Фото 26.
А вот каюта капитана.
Фото 27.
Фото 28.
Фото 29.
Люблю гермодвери. Они прекрасны.
Фото 30.
А вот перед нами медицинская каюта.
Фото 31.
Фото 32.
Фото 33.
Фото 34.
Фото 35.
Фото 36.
А вот тут на этих кроватях спали матросы.
Фото 37.
Шкафчик для личных вещей.
Фото 38.
Фото 39.
Камбуз.
Фото 40.
Фото 41.
Ну а дальше… дальше начинается самое интересное — проникновение на нижние этажи корабля. Прошу прощение за качество фото, уж извините время на то, чтобы сделать нормальные кадры не было.
Огромное спасибо камраду Padonak таким же образом он проник на Пацаева 🙂
Фото 42.
Фото 43.
Фото 44.
Фото 45.
Фото 46.
Фото 47.
Фото 48.
Фото 49.
Кают-кампания для матросов.
Фото 50.
Фото 51.
Фото 52.
Фото 53.
Фото 54.
Фото 55.
Фото 56.
Фото 57.
Фото 58.
Фото 59.
Фото 60.
В общем, не нашел я ход на мостик (или плохо искал) да и времени уже не было, надо было двигаться дальше. В общем, надеюсь вам понравилась прогулка по кораблю. До новых встреч.
Фото 61.

Самым героическим местом на Западном Кавказе является город-герой Новороссийск. Крейсер «Михаил Кутузов» — одно из многочисленных подтверждений этому. Колоссальный «монумент» и одновременно музей притягивает внимание патриотичных горожан и туристов. Речь идет о плавучем филиале военных экспозиций Черноморского флота, а еще – признанном шедевре боевого судостроения. Он имеет богатую героическую биографию, некоторые страницы которой вы прочитаете в обзоре.

  • Где находится
  • История
  • Посещение
  • Как добираться
  • Посетителям

Где находится «Михаил Кутузов» на карте

Стоящий на «вечном приколе» корабль хорошо заметен с основного причала Морского вокзала – участка главной набережной города (улицы Адмирала Серебрякова). Вблизи устроены две городские площади – Героев и Форумная, сквер имени Пушкина, Морской культурный центр, кафе-рестораны «Любо», «Баскин Роббинс», «Эники-Беники», «Дублин» и «Палуба».

Исторический очерк о крейсере

Корабль заложили в феврале 1951 г. Произошло это на Украине – на знаменитом судостроительном заводе в Николаеве. Заводской номер боевого агрегата – 385-й. Со стапелей он сошел уже в ноябре указанного года. Через 10 месяцев стоял под стягом ВМФ СССР. Крейсер «Михаил Кутузов» зачислили в ряды суден Черноморского флота Советского Союза (тогда еще Краснознаменного) в 1955 г. Сейчас на нем, разумеется, реет Андреевский флаг и триколор РФ. А еще он может похвастать тем, что в 2002 г. стал музеем, так как в 1987 г. был переведен в резерв – как морально устаревшее морское вооружение.

В послужном списке «Михаила Кутузова» — четырехкратное появление на маневрах в акватории Черного и Адриатического морей. В 1955-1964 гг. он красовался на рейдах румынских, болгарских, албанских и хорватских портов. В 1957 г. судно проходило проверку в Северной Европе. В 1967 г. оно защищало Египетскую Арабскую Республику в очередном арабо-израильском конфликте. В 1968 г. крейсер выступил стражем независимости и суверенитета Алжира. Спасая команду «Новороссийска», его расчет потерял во время того мероприятия 27 человек.

За все время корабль прошел почти 212000 морских миль, устрашая предполагаемого противника из-за океана, имевшего в Юго-Восточной Европе своих шпионов. А еще это судно известно тем, что в 1961 г. тут проходили съемки картины «Увольнение на берег» (Владимир Высоцкий сыграл тут в одном эпизоде, спустя месяц после него сюда с коротким визитом прибыл советский космонавт Юрий Гагарин). В 2014 г. крейсер был отремонтирован. Во время некоторых празднеств давал салюты. Сегодня это весьма познавательный музей, привлекающий многочисленных гостей и жителей Новороссийска.

Экскурсионная прогулка по крейсеру

Широкими, очень зелеными скверами, красивыми памятниками и монументами славен сегодня Новороссийск. Ну а крейсер «Михаил Кутузов» представляет славу города-героя, а еще точнее – военно-морскую. В нем можно ощутить всю ее мощь, внимательно осмотрев передовое (для 50-х гг. прошлого века) оборудование и вооружение. Крейсер – авианесущий транспорт, поэтому имеет в длину 205 м.

Когда-то экипаж гиганта составлял 1200 человек. Теперь обслуживающий его коллектив – 20 сотрудников достопримечательности, а рубка и отсеки функционально превратились в музейные залы и комнаты.

Разумеется, сюда вас могут пустить и одного, но лучше приходить в группе – с гидом. В противном случае вы упустите возможность узнать тайны этого грозного военного судна. Например, подробности проверки на выживание в условиях 9-бального шторма, проходившей у берегов Шетландских островов в 1957 г.

Итак, в этом культурном флотском учреждении вы увидите:

  • образец стандартной инфраструктуры военно-морского быта;
  • полностью функциональные артиллерийские орудия;
  • действующие силовые установки;
  • установки для запуска больших салютов;
  • стеллажи с фотографиями, личными вещами, документами и картами;
  • стенд с историей Новороссийской военно-морской базы (часть 99005), к которой данная боевая единица приписана с 2001 г.;
  • туалетные комнаты с умывальниками;
  • управление в капитанской рубке.

На борту имеется базовая станция мобильного оператора – компании «МТС». Она обеспечивает радиосигнал высокого качества, оказывая существенную поддержку трансляции репортажей с торжественных событий, которые регулярно здесь устраиваются.

Как добраться (доехать)?

К пассажирскому порту ведут две известные улицы – Мира, а затем Новороссийской Республики. С автовокзала сюда можно проехать на нескольких видах общественного транспорта. Речь об автобусах №№ 1, 11, 19, 27м, 30 и 41м, маршрутках №№ 7, 8, 8а, 10, 14, 15, 15а, 17, 20, 21, 22, 27, 28, 31, 32 и 34, троллейбусах №№ 1, 6, 7, 11, 12 и 14. Сходите на остановке «Гостиница Черноморская», на ул. Советов, откуда идите на восток, минуя здание Прокуратуры, памятники Дарующая воду и Женщина с ребенком.

Пешком или на машине самостоятельно добраться до музея проще всего таким образом:

Контактная информация. Видео

  • Адрес: наб. Адмирала Серебрякова, 2а, Новороссийск, Краснодарский край, РФ.
  • Координаты GPS: 44.721233, 37.781930.
  • Официальный сайт: http://navalmuseum.ru/filials/cruiser_mikhail_kutuzov
  • Телефон для справок: +7-9384-03-44-82, +7-812-303-85-13.
  • Электронная почта: navalmuseum_dm@mil.ru
  • Цены на билеты: 200 рублей, для учащихся и пенсионеров – 100.
  • График работы (время): с 11:00 до 18:00, выходные – вторник и понедельник.

Крейсер-музей «Михаил Кутузов» в Новороссийске – учреждение, где будет интересно мужчине любого возраста – от 5 д 105 лет. Тут разрешат осмотреть надпалубное вооружение (корабль еще может выполнять боевые задачи!), приборы, находящиеся в механизированных отсеках, оборудование капитанской рубки. Но главное – выслушать познавательную историю от экскурсовода, часть которой посвящена теме «гибель 27 матросов-спасателей». Цены, фото, график, по которому принимают гостей, мы указали – вам остается только направиться сюда и посмотреть все самостоятельно. А после не забудьте написать пару строчек об этом месте в своем отзыве, оставленном в разделе нашего сайта, предназначенном для комментариев. В заключение – видео-экскурсия по музею, приятного просмотра!

Набережная Новороссийска — крейсер, порт, памятники и пляжи

  • Кратко о вехах в истории Новороссийска
  • Достопримечательности на набережной Новороссийска
    • Крейсер «Михаил Кутузов»
    • 20 памятников и скульптур
    • Мемориальный ансамбль «Малая земля»
    • Суджукская коса
  • Как добраться из Геленджика до Новороссийска и обратно
  • Подробное описание маршрута от автовокзала по набережной до Суджукской косы, где покушать в пути

Весь маршрут и все упоминаемые в статье места отмечены на этой карте:

Кратко о вехах в истории Новороссийска

В 1829 году по завершению русско-турецкой войны территория Цемесской бухты перешла от Турции к России. 12 сентября 1838 года корабли Российской эскадры вошли в Цемесскую бухту и этот день отмечается как дата основания города Новороссийска, который стал русским форпостом в Северном Причерноморье.

В 1855 году во время Крымской войны Новороссийск выдержал осаду англо-французской эскадры.

В 1882 году в Новороссийске начал работу первый цементный завод, в 1888 году сюда пришёл первый поезд.

С 1896 по 1920 годы Новороссийск был столицей Черноморской губернии.

Пушки на набережной Новороссийска

В 1920 году от причалов Новороссийска уходила в изгнание Белая гвардия.

В 1943 году защитники Малой Земли проявили чрезвычайный героизм в противостоянии с фашистами, после 225 дней ожесточенных боев город был освобожден. Малая Земля — это место в Новороссийске, на которое во времена ВОВ высадились советские войска с целью освобождения Новороссийска от фашистов.

В 1973 году Новороссийску было присвоено почетное звание города-героя.

Сегодня город-герой Новороссийск представляет собой главные южные морские ворота России, важный транспортный и индустриальный узел страны. В городе расположена Военно-морская база Черноморского флота Российской Федерации и крупнейший порт России, включающий пассажирский, грузовые порты и нефтеналивную гавань.

Также сегодня Новороссийск является главным центром цементной промышленности на юге России, здесь расположено 5 цементных заводов на базе крупных месторождений высококачественного мергеля.

Вид на морской порт и горы в Новороссийске с набережной Военное орудие на набережной города-героя Новороссийска

Достопримечательности на набережной Новороссийска

Новороссийск вытянулся на 25 км амфитеатром вокруг Цемесской бухты и окружён горами Северного Кавказа. Набережная Новороссийска протягивается на 7,5 км от морского порта до крайней точки Цемесской бухты в районе Мысхако.

Набережная Новороссийска на всем своем протяжении благоустроена и по ней приятно прогуляться.

Чайки, горы и причал яхт-клуба в Новороссийске

Крейсер «Михаил Кутузов»

В начале набережной, у причала Морского вокзала находится военный корабль-музей — крейсер «Михаил Кутузов». Он сразу привлекает внимание своими большими размерами и грозными орудиями. С 2002 года крейсер стал настоящей изюминкой города.

Крейсер «Михаил Кутузов» у причала Морского вокзала и памятник жёнам моряков перед ним

Крейсер «Михаил Кутузов» был заложен 22 февраля 1951 года в Николаеве, на Николаевском судостроительном заводе. Назван он в честь русского полководца Михаила Илларионовича Кутузова.

Крейсер был спущен на воду 29 ноября 1951 года, а 9 августа 1954 года на нем был поднят Военно-морской флаг и его зачислили в состав Краснознамённого Черноморского флота. С начала первого похода он прошел 211900 миль и выполнил 15 дальних морских походов.

В 1987 году «Михаил Кутузов» переведён в резерв ВМФ, а в 1992 году он был исключен из состава и находился на отстое в Севастополе, так как властями рассматривался вопрос о создании на нем музея или продаже на слом.

В августе 2001 года «Михаил Кутузов» был передислоцирован в Новороссийск и вошёл в состав Новороссийской военно-морской базы. А 28 июля 2002 года в День ВМФ он был открыт как корабль-музей.

Сегодня крейсер функционирует как музей Военно-Морского флота, на нем проводятся экскурсии, которые может посетить любой желающий. Стоимость экскурсии составляет для взрослых 250 рублей, для детей — 100 рублей. Продолжительность экскурсии — 35 минут. Корабль-музей открыт ежедневно с 10 до 18 часов.

Корма крейсера «Михаил Кутузов» с флагом и грузовой порт Новороссийска позади

20 памятников и скульптур на набережной Новороссийска

Набережная Новороссийска является центральной достопримечательностью города, на которой находится более 20 памятников и скульптур. Большинство из них было установлено после 2010 года, город активно благоустраивался и украшался в последние годы.

Памятники здесь самые разные, и величественные исторические, посвященные самоотверженности или особенному вкладу в развитие города, и совершенно милые, прославляющие мирную жизнь и красоту природы.

Памятник Исходу Белой армии на набережной Новороссийска Скульптура с дельфинами на берегу моря в Новороссийске

На набережной Новороссийска можно увидеть:

  • Памятник портовикам Новороссийска;
  • Стелу «Морская слава России»;
  • Памятник основателям Новороссийска;
  • Памятник героическим морякам-черноморцам;
  • Памятник Морякам-десантникам;
  • Памятник Неизвестному матросу;
  • Памятник Погибшим рыбакам;
  • Памятник Исходу Белой армии, посвящённый событиям времён гражданской войны;
  • Памятник жёнам моряков;
  • Памятник хамсе – рыбе, которую новороссийцы считают символом города, так как она спасала местных жителей от голода в годы войны;
  • Скульптура «Дельфин и русалка»;
  • Памятник-фонтан «Дарующая воду»;
  • Памятник Геше Козодоеву — персонажу фильма «Бриллиантовая рука»;
  • Скульптуры дельфинов, морских коньков, попугаев, павлина и другие.

Старая пушка на набережной Новороссийска Памятник рыбе хамсе – символу Новороссийска

Отличительной особенностью набережной Новороссийска являются декоративные каменные шары. На всей протяженности набережной, в разных местах можно увидеть крупные каменные шары из гранита или других горных пород, светлые и красные, примерно одинакового размера.

Каменные шары на площади у причала Морского вокзала

Мемориальный ансамбль «Малая земля»

Мемориальный комплекс «Малая земля» является одним из грандиознейших комплексов страны высотой 22 метра и 9-метровыми фигурами солдатов.

Мемориальный ансамбль «Малая земля» установлен в том месте, где 4 февраля 1943 года высадился десант моряков Черноморского флота и воинов Северо-кавказского фронта, с целью освобождения города. За мужество и отвагу на Малой земле 21 воин был удостоен высшей степени отличия СССР — звания Герой Советского Союза.

Мемориальный ансамбль «Малая земля»

Центром ансамбля является стилизованное скульптурное изображение десантного корабля, на бортах которого расположены фигуры бойцов, в едином наступательном порыве рвущиеся на врага.

Барельеф с фигурами бойцов на левом борту мемориала «Малая земля» 9-метровые фигуры бойцов на правом борту мемориала «Малая земля»

В мемориале Малая Земля находится музей «Галерея боевой славы», он открыт для посещения с 25 апреля по 31 мая с 10 до 18 часов, с 1 июля по 31 августа с 10 до 19 часов. В зимнее время музей работает только по заявкам для экскурсионных групп.

Суджукская коса

Суджукская коса — это памятник природы в городской черте Новороссийска, популярное место отдыха горожан. На косе расположено два пляжа, дельфинарий, станция МЧС, виндсёрфинговая школа.

Коса расположена на юго-западе Цемесской бухты и состоит из двух смыкающихся ветвей, между которыми заключена лагуна площадью 30 гектаров. Одна из ветвей имеет подводное продолжение, которое тянется до острова Суджук, который на картах 19 века являлся оконечностью косы.

Вид на треугольную Суджукскую косу и остров Суджук с вертолета

Достопримечательностью Суджукской косы является памятник Геше Козодоеву — персонажу фильма «Бриллиантовая рука», установленный в 2010 году в начале косы.

Памятник Геше Козодоеву у начала Суджукской косы

Как добраться из Геленджика до Новороссийска и обратно

Расстояние от Геленджика до центра Новороссийска — 38 км. Автобусы из Геленджика до Новороссийска ходят с Нижней (старой) автостанции и с центрального (верхнего) автовокзала.

Нижняя автостанция в Геленджике отмечена на карте голубой отметкой с № 1. Отсюда отправляется ежедневно 7 рейсов до Новороссийска. Расписание автобусов до Новороссийска с Нижней (старой) автостанции:

Расписание автобусов до Новороссийска с Нижней автостанции Геленджика

Билеты на автобус до Новороссийска продаются в кассе автовокзала, в летний период их лучше покупать заранее, стоимость проезда составляет 98 рублей.

С центрального (верхнего) автовокзала Геленджика, который отмечен на карте голубой отметкой с № 2, в Новороссийск ходит 3 ежедневных прямых рейса, они отправляются в 11-10, 15-00 и 18-05.

Все автобусы из Геленджика приходят в Новороссийске на центральный автовокзал, он отмечен на карте голубым цветом с № 3.

Обратно из Новороссийска в Геленджик прямые автобусы идут с автовокзала по расписанию, указанному на следующем фото. Через автовокзал Новороссийска есть также много проходящих рейсов до Геленджика, но летом не стоит на них рассчитывать.

Время отправления прямых автобусов от автовокзала Новороссийска в Геленджик

Подробное описание маршрута от автовокзала по набережной до Суджукской косы, где покушать в пути

Весь маршрут по набережной Новороссийска прочерчен на карте зеленым цветом. Выйдя из автобуса на автовокзале Новороссийска перейдите дорогу и двигайтесь вниз по улице Чайковского до торгового центра «Красная Площадь».

«Красная площадь» — один из немногих торговых центров города, он примечателен красивыми декорациями к праздникам. В высоком холле первой очереди центра, отмеченной на карте синим цветом с № 2 сооружают совершенно необычайные тематические композиции из различных материалов. В «Красной площади» есть точки фаст-фуда, туалеты и множество магазинов одежды.

Далее за «Красной площадью» перейдите улицу Советов через 2 дорожные полосы и поверните направо. Через 170 метров слева будет кафе «Сладости Токио», оно отмечено на карте красным цветом с № 1. Здесь можно попробовать тайяки — традиционную японскую выпечку в форме рыбки с начинкой, моти — мягкие круглые пирожные из рисового теста, мороженое и чай маття.

Далее двигайтесь вдоль улицы Советов до площади Свободы, здесь поверните налево на улицу Свободы, которая через 330 метров закончится пересечением с улицей Мира.

Пересеките улицу Мира и поверните направо. Отсюда начинается набережная Новороссийска и открывается вид на Новороссийский порт. В 500 метрах от этого места вы увидите крейсер «Михаил Кутузов», он отмечен на карте синим цветом с № 3.

Вид на Новороссийский порт в начале набережной

Возле крейсера располагается широкая и просторная Форумная площадь (отмечена на карте синим цветом с № 4), в центре которой установлена стела «Морская Слава России». Форумная площадь служит местом проведения массовых праздничных мероприятий и торжеств города. К Форумной площади примыкает Морской вокзал Новороссийска.

Далее двигаясь вдоль Форумной площади, можно увидеть несколько памятников в виде военных орудий, памятник основателям Новороссийска, а в конце площади установлена изящная скульптура «Дельфин и русалка» (отмечена на карте синим цветом с № 5).

Через 300 метров от этой скульптуры набережная прерывается яхт-клубом, его можно обойти по улице Толстого и далее через парк имени Фрунзе, отмеченный на карте синим цветом с № 6. В парке Фрунзе расположены детские аттракционы, много красивых скульптур, а также есть вольер с птицами — павлинами и другими чудесными красочными созданиями.

Птица в парке Фрунзе

Около парка Фрунзе расположено множество самых различных кафе и ресторанов. Покушать по-домашнему и не очень дорого можно в Столовой на ул. Советов, 66. Эта столовая отмечена на карте красным цветом с № 2, она примечательна большим выбором качественных мясных и вегетарианских блюд по умеренным ценам, в ней всегда много посетителей. Но работает она только по рабочим дням с 9-00 до 17-00.

От парка Фрузе начинается набережная Адмирала Серебрякова. Двигаясь по ней, на мысе любви вы увидите памятники Погибшим морякам, а дальше памятник Исходу Белой армии, скульптуры дельфинов и морских коньков. Еще дальше вы увидите новый храм Святых Петра и Февронии с необычным деревянным куполом и морскими якорями в виде крестов, он отмечен на карте синим цветом в № 7.

Храм Святых Петра и Февронии на набережной Серебрякова

Через 500 метров от храма вы увидите памятник хамсе, отмеченный на карте синим цветом с № 8.

Через 1,1 км по набережной вы окажетесь возле мемориального ансамбля «Малая земля». Он отмечен на карте синим цветом с № 9.

На расстоянии в 450 метров от «Малой земли» начинается Суджукская коса. Путь по ней тянется 2 км, его первый километр почти до края косы пролегает по асфальтированной дороге. А вторая часть косы каменная, не предусмотрена для транспорта. На кончике Суджукской косы, отмеченном на карте синим цветом с № 10, местные жители установили самодельные лавочки и деревянные декорации.

Лавочка и персонаж сказки Пушкина Кот ученый на Суджукской косе

На Суджукской косе маршрут по набережной Новороссийска заканчивается. Уехать отсюда на автовокзал можно на такси или на маршрутке № 19. Остановка маршруток отмечена на карте голубым цветом с № 4, здесь же стоят и таксисты.

Маршрутка № 19 идет до центра города, ее ближайшая к автовокзалу остановка на улице Советов отмечена на карте голубым цветом с № 5, это рядом с кафе «Сладости Токио». От этой остановки идти до автовокзала остается 1 км.

Смотреть весь каталог самостоятельных путешествий Геленджика