Луна ракетный комплекс

Луна-М (ракетный комплекс)

Луна-М

Индекс ГРАУ — 9К52
Код НАТО — FROG-7


Пусковая установка 9П113 с ракетой 9М21 ракетного комплекса «Луна-М» в Артиллерийском музее, базовое шасси ЗИЛ-135ЛМ

Тип

тактический ракетный комплекс

Разработчик

МИТ

Главный конструктор

Н. П. Мазуров

Годы разработки

С 1961

Принятие на вооружение

6 августа 1964

Модификации

9К53 Луна-МВ
Луна-3
9К52ТС Луна-ТС

↓Все технические характеристики

Медиафайлы на Викискладе

Пусковая установка 9П113 с ракетой 3М21

«Луна-М» (Индекс ГРАУ — 9К52, по классификации НАТО — FROG-7) — семейство советских тактических ракетных комплексов с неуправляемой баллистической ракетой, пришло на смену комплексу 2К6 «Луна».

В середине 1970-х годов комплекс начал замещаться комплексом «Точка».

Тактико-технические характеристики

  • Дальность стрельбы — 15-70 км.
  • Круговое вероятное отклонение — до 700 метров.
  • Ракеты — 9М21Б с ядерной БЧ 9Н32, 9М21Ф с осколочно-фугасной БЧ 9Н18Ф, 9М21Д с агитационной БЧ 9Н18А и 9М21Г с химической БЧ 9Н18Г; также в 1969 году была принята на вооружение осколочная БЧ 9Н18К кассетного типа.
  • Масса установки — 16,4 т, ракеты (9М21) — 2,5 т. Расчёт — 5 человек. Пусковая установка — на шасси ЗИЛ-135ЛМ, транспортная машина — на шасси ЗИЛ-135ЛТМ.
  • Масса транспортной машины без ракет — 12,15 т, расчёт — 2 человека.
  • Максимальная скорость машин — 60 км/ч.

Модификации

9К52 Луна-М

По классификации НАТО — FROG-7A (с ракетами 9М21Б, 9М21Ф и 9М21Г), FROG-7B (с ракетами 9М21Б1 и 9М21ОФ). Разработка комплекса началась весной 1961 года (по Постановлению Совета министров СССР от 17.02.1961). Принят на вооружение 6 августа 1964 года. Разработчик — Московский институт теплотехники (МИТ). Главный конструктор — Н. П. Мазуров. Состав комплекса:

  • Самоходная пусковая установка 9П113
  • Транспортная машина с тремя запасными ракетами

СПУ 9П113 получила собственный гидромеханический кран грузоподъёмностью 3 т, что позволило отказаться от отдельного крана, необходимого для перегрузки ракет.

9К53 Луна-МВ

Работы по разработке комплекса были начаты по Постановлению Совета министров СССР от 05.02.1962. В составе комплекса предполагалось использование транспортируемой вертолётами Ми-6 или Ми-10 пусковой установки 9П114 на колёсном шасси с ракетой 9М21. Работы по созданию комплекса были прекращены в 1965 году из-за различных трудностей (проблем с топопривязкой стартовой позиции, сложностей с транспортировкой вертолётом Ми-10).

Луна-3

Работы по разработке комплекса были начаты по Постановлению Совета министров от 20.07.1966 с целью создания управляемой модификации ракеты с КВО менее 500 м на дальности 70 км. Из-за неудовлетворительных результатов испытаний работы были остановлены в 1969 году.

9К52ТС Луна-ТС

Разработан в 1968 году. Ракеты — с фугасной боевой частью, использование ядерной БЧ не предполагалось. Данная модификация комплекса активно поставлялась на экспорт. Литеры «ТС» в обозначении комплекса расшифровываются как «тропический, сухой».

Боевое применение

Американский командный центр 2-й бригады 3-й пехотной дивизии, после поражения иракской ракетой

  • На окончательной стадии Афганской войны, непосредственно перед выводом войск, в октябре 1988 года в Афганистан из состава КТуркВО был введён 47-й отдельный ракетный дивизион (47-й ордн). Это единственный прецедент в истории ВС СССР по боевому применению тактических ракет. 47-й ордн за три оставшиеся месяца до вывода войск, произвёл 92 запуска по позициям афганских моджахедов.
  • За время войны в Ираке, иракская армия запустила 3 или 5 ракет Аль-Самад II (иракская версия ракеты ТРК «Луна-М»).
  • 27 марта 2003 года иракская ракета Аль-Самад II была запущена по главной американской базе в Кувейте «Кэмп Доха». При подлёте ракета была поражена комплексом ЗРК «Пэтриот». На базу обрушились обломки ракеты, никто не пострадал. Другая иракская ракета упала недалеко от торгового центра в Кувейт-Сити, было ранено два человека и повреждён сам торговый центр.
  • 7 апреля 2003 года иракская версия ракеты ТРК «Луна-М» поразила командный центр 2-й бригады 3-й пехотной дивизии США. В результате взрыва погибло 3 солдата и 2 журналиста, 17 ранено. Также было уничтожено 17 военных автомобилей Humvee и повреждено 5 бронемашин.

Транспортная машина 9Т29 ракетного комплекса «Луна-М» в Техническом музее Тольятти

Внешние изображения

СПУ Луна-МВ в вертолёте Ми-6

http://www.aviastar.org/foto/gallery/mil/mi-6_23.jpg

  • Применялась правительственными войсками в ходе гражданской войны в Сирии.

На вооружении

  • Белоруссия — некоторое количество (совокупно 36 комплексов «Луна» и «Точка»), по состоянию на 2016 год
  • Египет — 9 комплексов 9К52, по состоянию на 2016 год
  • Куба — 65 ПУ, по состоянию на 2016 год
  • Сирия — от 18 до 30 ПУ, по состоянию на 2016 год
  • КНДР — 24 комплекса 2К6/9К52 (FROG-3/FROG-5/FROG-7), по состоянию на 2016 год

Снят с вооружения

Иракская пусковая установка, захваченная морской пехотой США

  • Афганистан — некоторое количество комплексов 9К52, по состоянию на 2010 год
  • Болгария — 28 ПУ «Луна-М», по состоянию на 1995 год
  • Украина — 50 по состоянию на 2015 год
  • Венгрия
  • ГДР
  • Ливия — 45 комплексов 9К52, по состоянию на 2010 год (40 ПУ на 1997 год)
  • Польша — 49 комплексов 9К52, в летах 1966—2001
  • Румыния — около 20 ПУ «Луна-М», по состоянию на 1997 год
  • Йемен — 12 комплексов 9К52, по состоянию на 2010 год
  • Россия — 16 комплексов 9К52, по состоянию на 2010 год.
  • Чехословакия
  • Югославия.

Примечания

  1. 1 2 3 4 5 6 7 Тактический ракетный комплекс 9K52 «Луна-М»
  2. 1 2 3 SS-21 SCARAB 9K79 Tochka FROG-7 Luna на YouTube
  3. Виктор Марковский. Жаркое небо Афганистана
  4. Бешкарев Александр Иванович. Перечень советских воинских частей (40-я Армия)
  5. Al-Samud II / Long Range Ballistic Missile
  6. Ababil-100 (недоступная ссылка). Дата обращения 9 июля 2013. Архивировано 1 июня 2013 года.
  7. Ababil-100 / Al Fatah
  8. Iraqi missile targeted coalition HQ during war
  9. Iraqi Missile Hits Army Base
  10. «He (Lt. Col. Wesley, second in command) had gotten only thirty feet from his vehicle when a powerful Abril (sic) missile hit it dead center.» Lacey, Jim:Takedown: the 3rd Infantry Division’s twenty-one day assault on Baghdad. Naval Institute Press, 2007, page 243.
  11. On Point The United States Army in Operation Iraqi Freedom
  12. Захватывающие фото старта ракет «Луна-М» сделали в Сирии — Российская газета
  13. The Military Balance 2016. — P. 182.
  14. The Military Balance 2016. — P. 325.
  15. Одна и без оружия | Еженедельник «Военно-промышленный курьер»
  16. Дамаск и его колесницы | Еженедельник «Военно-промышленный курьер»
  17. The Military Balance 2016. — P. 265.
  18. The Military Balance 2010. — P. 354.
  19. Федотов Д. Сухопутные войска республики Болгария (рус.) // Зарубежное военное обозрение. — М., 1995. — № 5. — С. 22-26. — ISSN 0134-921X.
  20. The Military Balance 2015 — стр. 201
  21. The Military Balance 2010. — P. 260.
  22. Гусев С. Сухопутные войска Ливии (рус.) // Зарубежное военное обозрение. — М., 1997. — Вып. 608. — № 11. — С. 21-22. — ISSN 0134-921X.
  23. Robert Rochowicz: Rakiety operacyjne i taktyczne w Siłach Zbrojnych PRL. „Poligon” 1/2018(62), с. 56-68, ISSN 1895-3344
  24. Шипилов Д. Сухопутные войска Румынии (рус.) // Зарубежное военное обозрение. — М., 1997. — Вып. 605. — № 8. — С. 20-21. — ISSN 0134-921X.
  25. The Military Balance 2010. — P. 275.

Ссылки

  • Тактический ракетный комплекс 9K52 «Луна-М» Информационная система «Ракетная техника»
  • Полигон КапЯр. «Луна-М»
  • AVTOFOTO2005 «Луна-М»
  • (нем.)Raketenkomplex 9K52 Luna-M Raketen- und Waffentechnischer Dienst im Kdo. MB III (англ.)
  • (англ.)FROG-7 (англ.)

Советские и российские баллистические ракеты

Орбитальные

ГР-1 • УР-200А • Р-36орб • Авангард •

МБР

Р-7 • Р-7А • Р-16 • Р-9А • УР-100 • Р-36 • РТ-2 • РТ-20 • Темп-2С • УР-100К • Р-36М • УР-100Н • МР УР-100 • Р-36М УТТХ • РТ-2ПМ «Тополь» • Р-36М2 «Воевода» • РТ-23 • РТ-23 УТТХ «Молодец» • Копьё-Р • Курьер • РТ-2ПМ2 «Тополь-М» • РС-24 «Ярс» • РС-26 «Рубеж» • РС-28 «Сармат»

БРСД

Р-3 • Р-5 • Р-12 • Р-14 • РТ-1 • РТ-15 • РСД-10 • Скорость

ТР и ОТРК

Р-1 • Р-2 • Р-11 • Р-17 • Р-18 • 9К71 «Темп» • 9К76 «Темп-С» • 9К79 «Точка» • 9К714 «Ока» • 9К720 «Искандер»

Неуправляемые ТР

2К1 «Марс» • 2К4 «Филин» • 2К5 «Коршун» • 2К6 «Луна» • 9К52 «Луна-М»

БРПЛ

Р-11ФМ • Р-13 • Р-15 • Р-21 • Р-27 • Р-29 • Р-29Р • Р-31 • Р-39 • Р-39УТТХ «Барк» • Р-29РМ • Р-29РМУ2 «Синева» • Р-29РМУ2.1 «Лайнер» • Р-30 «Булава»

Порядок сортировки — по времени разработки. Курсивом выделены экспериментальные или не принятые на вооружение образцы.

  • Белоруссия — некоторое количество (совокупно 36 комплексов Луна и Точка), по состоянию на 2010 год
  • Украина — 50, по состоянию на 2010 год
  • Россия — некоторое количество в резерве, по состоянию на 2010 год
  • Египет — 9 комплексов 9К52, по состоянию на 2010 год
  • Куба — Куба получила от СССР комплекс 2К6 «Луна» с ракетой 3Р9 в середине 1960-х годов (45 ПУ по состоянию на 1979—1980 гг.), а в 1970-х годах ей был передан комплекс 9К52 «Луна-М», при этом общее количество ПУ комплекса 9К52 оценивалось ежегодным изданием The Military Balance 1989—1990 в 65 единиц. Однако, уже следующее издание The Military Balance 1990—1991 сведений о наличии «Луны-М» на Кубе не содержало.
  • Ливия — 45 комплексов 9К52, по состоянию на 2010 год (40 ПУ на 1997 год)
  • Сирия — 18 комплексов 9К52, по состоянию на 2010 год (на 1997 год, то же количество)
  • Йемен — 12 комплексов 9К52, по состоянию на 2010 год
  • Афганистан — некоторое количество комплексов 9К52, по состоянию на 2010 год
  • Корейская Народно-Демократическая Республика — 24 комплекса 2К6/9К52 (FROG-3/FROG-5/FROG-7), по состоянию на 2010 год
  • Болгария — 28 ПУ «Луна-М», по состоянию на 1995 год
  • Венгрия
  • ГДР
  • Польша
  • Румыния — около 20 ПУ «Луна-М», по состоянию на 1997 год
  • Чехословакия
  • Югославия
  1. 1 2 3 4 5 6 7 Тактический ракетный комплекс 9K52 «Луна-М»
  2. 1 2 3 SS-21 SCARAB 9K79 Tochka FROG-7 Luna на YouTube
  3. The Military Balance 2010. — P. 178.
  4. The Military Balance 2010. — P. 196.
  5. The Military Balance 2010. — P. 223.
  6. The Military Balance 2010. — P. 246.
  7. 1 2 Lora Lumpe, Lisbeth Gronlund, David C. Wright Third World Ballistic Missiles: Are the Facts Lost in the Numbers? (англ.). Federation of American Scientists (10 September 1991). Архивировано из первоисточника 13 марта 2012. Проверено 28 июня 2011.
  8. The Military Balance 1979-1980. — P. 103.
  9. The Military Balance 1990—1991 — PP. 192—193
  10. The Military Balance 2010. — P. 260.
  11. Гусев С. Сухопутные войска Ливии (рус.) // Зарубежное военное обозрение. — М., 1997. — В. 608. — № 11. — С. 21-22. — ISSN 0134-921X.
  12. The Military Balance 2010. — P. 270.
  13. Юрчин В. Сухопутные войска Сирии (рус.) // Зарубежное военное обозрение. — М., 1997. — В. 606. — № 9. — С. 22-24. — ISSN 0134-921X.
  14. The Military Balance 2010. — P. 275.
  15. The Military Balance 2010. — P. 354.
  16. The Military Balance 2010. — P. 410.
  17. Федотов Д. Сухопутные войска республики Болгария (рус.) // Зарубежное военное обозрение. — М., 1995. — № 5. — С. 22-26. — ISSN 0134-921X.
  18. Шипилов Д. Сухопутные войска Румынии (рус.) // Зарубежное военное обозрение. — М., 1997. — В. 605. — № 8. — С. 20-21. — ISSN 0134-921X.
  • Тактический ракетный комплекс 9K52 «Луна-М» Информационная система «Ракетная техника»
  • Полигон КапЯр. «Луна-М»
  • AVTOFOTO2005 «Луна-М»
  • (нем.)Raketenkomplex 9K52 Luna-M Raketen- und Waffentechnischer Dienst im Kdo. MB III (англ.)
  • (англ.)FROG-7 (англ.)

Советские и российские баллистические ракеты

Орбитальные

ГР-1 • УР-200А • Р-36орб

МБР

Р-7 • Р-16 • Р-9А • УР-100 • Р-36 • РТ-2 • РТ-20 • Темп-2С • УР-100К • Р-36М • УР-100Н • МР УР-100 • Р-36М УТТХ • РТ-2ПМ «Тополь» • Р-36М2 • РТ-23 • РТ-23 УТТХ • Копье-Р • Курьер • РТ-2ПМ2 «Тополь-М» • РС-24 «Ярс»

БРСД

Р-3 • Р-5 • Р-12 • Р-14 • РТ-1 • РТ-15 • РСД-10 • Скорость

ТР и ОТРК

Р-1 • Р-2 • Р-11 • Р-17 • Р-18 • 9К71 «Темп» • 9К76 «Темп-С» • 9К79 «Точка» • 9К714 «Ока» • 9К720 «Искандер»

Неуправляемые ТР

2К1 «Марс» • 2К4 «Филин» • 2К5 «Коршун» • 2К6 «Луна» • 9К52 «Луна-М»

БРПЛ

Р-11ФМ • Р-13 • Р-15 • Р-21 • Р-27 • Р-29 • Р-29Р • Р-31 • Р-39 • Р-39УТТХ «Барк» • Р-29РМ • Р-29РМУ2 «Синева» • Р-29РМУ2.1 «Лайнер» • Р-30 «Булава»

Порядок сортировки — по времени разработки. Курсивом выделены экспериментальные или не принятые на вооружение образцы.

Тактический ракетный комплекс 9К52 «Луна-М»

В 1960 году на вооружение ракетных войск и артиллерии был принят тактический ракетный комплекс 2К6 «Луна». От своих предшественников он отличался повышенными характеристиками, а также строился крупной серией, что позволило передать войскам несколько сотен комплексов. Вскоре после принятия нового образца на вооружение было решено начать разработку следующей модификации ракетного комплекса. Новый проект получил обозначение 9К52 «Луна-М».
Постановление Совета министров СССР о разработке перспективного ракетного комплекса, являющегося дальнейшим развитием существующих систем, вышло в середине марта 1961 года. Разработка проекта в целом была поручена НИИ-1 (ныне Московский институт теплотехники), имевшему опыт создания тактических ракетных комплексов. Техническое задание оговаривало разработку одноступенчатой баллистической ракеты без систем управления, способной поражать цели на дальностях до 65 км. Требовалось учесть возможность использования боевых частей нескольких типов. Также следовало разработать два варианта самоходной пусковой установки с разными типами ходовой части и, как следствие, отличающимися характеристиками.

Главной целью проекта, получившего обозначение «Луна-М», было повышение основных тактико-технических характеристик в сравнении с существующей техникой. Кроме того, теми или иными средствами предлагалось улучшить эксплуатационные характеристики комплекса, а также сократить его состав. Так, колесную самоходную пусковую установку 9П113 предлагалось оснастить собственным подъемным краном для работы с ракетами. Это позволяло не включать в состав ракетного комплекса транспортно-заряжающую машину или самоходный подъемный кран, обойдясь только сравнительно простыми транспортировщиками. Также предлагались некоторые иные идеи и решения, направленные на улучшение общих характеристик.

Подготовка комплекса 9К52 «Луна-М» к запуску ракеты. Фото Rbase.new-factoria.ru
В ходе проектных работ сотрудниками нескольких организаций оборонной промышленности разрабатывалось сразу несколько вариантов пусковой установки. Тем не менее, не все они дошли до серийного производства и эксплуатации в армии. Изначально создавались самоходные установки на колесном и гусеничном шасси, а позже появились более смелые предложения, такие как легкая система, пригодная для транспортировки авиацией.

Силами нескольких предприятий, отвечавших за поставку тех или иных агрегатов, разрабатывалась самоходная пусковая установка 9П113. Основой для этой машины послужило четырехосное колесное шасси ЗИЛ-135ЛМ. Шасси имело колесную формулу 8х8 с управляемыми передними и задними колесами. Использовались два двигателя ЗИЛ-357Я мощностью по 180 л.с. Машина имела два набора трансмиссии, каждый из которых отвечал за передачу крутящего момента двигателя на колеса своего борта. Имелась независимая торсионная подвеска с дополнительными гидравлическими амортизаторами на передней и задней осях. При собственной массе 10,5 т шасси ЗИЛ-135ЛМ могло нести 10-тонный груз.
На грузовой площадке шасси монтировался набор специальных агрегатов. Предусматривались места для монтажа пусковой установки, подъемного крана и т.д. Кроме того, была разработана система стабилизации в виде четырех винтовых домкратов. Пара таких устройств помещалась позади передних колес, еще два – на задней части машины. Ввиду ограниченного сектора горизонтальной наводки кабина экипажа получала защиту лобовых стекол.

Схема самоходной пусковой установки 9П113. 1 — кабина экипажа; 2 — ракета; 3 — домкрат; 4 — лестница; 5 — ящик со снаряжением; 6 — моторный отсек; 7 — стрела подъемного крана; 8 — площадка для расчета при погрузке ракеты; 9 — площадка для расчета при наведении. Рисунок Широкорад А.Б. «Отечественные минометы и реактивная артиллерия»
Над задней осью шасси предлагалось монтировать опорно-поворотное устройство пусковой установки для ракеты. Оно было выполнено в виде платформы с возможностью поворота в горизонтальной плоскости на небольшой угол. На платформе шарнирно закреплялся качающийся агрегат, основной деталью которого была балочная направляющая для ракеты. Длина направляющей составляла 9,97 м. Имелась возможность поворота в горизонтальной плоскости на 7° вправо и влево от нейтрального положения. Вертикальный угол наведения менялся в пределах от +15° до +65°.
На правом борту шасси, позади третьей оси ходовой части, помещалось опорно-поворотное устройство подъемного крана. Еще на стадии предварительной проработки облика ракетного комплекса было предложено отказаться от использования транспортно-заряжающей машины в пользу более простой транспортной. В соответствии с этим предложением, погрузка ракет на пусковую установку должна была осуществляться собственным краном боевой машины. Из-за этого машина 9П113 получила кран с гидравлическими приводами. Грузоподъемность этого устройства достигала 2,6 т. Управление осуществлялось с пульта, расположенного рядом с самим краном.
Длина самоходной пусковой установки 9П113 составляла 10,7 м, ширина – 2,8 м, высота с ракетой – 3,35 м. Собственный вес машины составлял 14,89 кг. После снаряжения пусковой установки этот параметр увеличивался до 17,56 т. Колесная боевая машина могла развивать скорость до 60 км/ч на шоссе. На пересеченной местности максимальная скорость ограничивалась 40 км/ч. Запас хода – 650 км. Важной особенностью колесного шасси являлась мягкость хода. В отличие от гусеничных машин предыдущих ракетных комплексов, 9П113 не создавала чрезмерных перегрузок, воздействовавших на перевозимую ракету и ограничивавших скорость хода. Среди прочего, это позволяло на практике реализовывать все возможности, связанные с характеристиками подвижности.

Машина 9П113 в походном положении. Фото Rbase.new-factoria.ru
Как и в предыдущих проектах, баллистические ракеты не должны были иметь систем управления. По этой причине самоходная пусковая установка получила набор оборудования, необходимого для выполнения наводки. При помощи бортовой аппаратуры экипаж должен был определять собственное местоположение, а также рассчитывать углы наведения пусковой установки. Большая часть операций по подготовке машины к стрельбе осуществлялась при помощи пульта.
Управлять машиной 9П113 должен был экипаж из пяти человек. На марше экипаж находился в кабине, во время подготовки к стрельбе или перезарядке пусковой установки – на своих рабочих местах. На подготовку к пуску после прибытия на огневую позицию требовалось 10 минут. Перегрузка ракеты с транспортной машины на пусковую установку требовала 1 час.
До определенного времени рассматривалась возможность создания для комплекса 9К52 «Луна-М» самоходной пусковой установки на основе гусеничного шасси. Подобная машина, получившая обозначения Бр-237 и 9П112, разрабатывалась волгоградским заводом «Баррикады». Проектом предусматривалось использование шасси, заимствованного у плавающего танка ПТ-76 и переработанного соответствующим образом. На месте боевого и моторного отделений танка предлагалось помещать крышу малой высоты, на которой располагались системы для монтажа пусковой установки. Конструкция последней была аналогична используемой в проекте 9П113. Разработка проекта гусеничной боевой машины продолжалась до 1964 года. После этого опытный образец проверили на полигоне, где он не смог показать заметных преимуществ перед альтернативными разработками. В итоге работы по Бр-237 / 9П112 были свернуты ввиду отсутствия перспектив.

Пусковая установка в боевом положении. Фото Wikimedia Commons
Еще одним интересным носителем ракет «Луна-М» должна была стать легкая машина 9П114. Этим проектом предлагалось использовать легкое двухосное шасси с набором необходимого оборудования. Такая архитектура пусковой установки позволяла перевозить объект 9П114 вертолетами существующих типов. Ввиду значительных отличий от базовой системы комплекс на основе пусковой установки 9П114 получил собственное обозначение 9К53 «Луна-МВ». В дальнейшем этой системе даже удалось дойти до опытной эксплуатации.
Для совместной работы с 9П113 была разработана транспортная машина 9Т29. Она основывалась на шасси ЗИЛ-135ЛМ и имела достаточно простое оснащение, необходимое для выполнения своей основной задачи. На грузовой площадке шасси помещалась ферма с креплениями для перевозки трех ракет с установленными головными частями. Ракеты располагались на креплениях открыто, но при необходимости могли закрываться тентом. Ввиду наличия подъемного крана на машине с пусковой установкой было решено отказаться от применения таких устройств в составе 9Т29. Транспортной машиной управлял экипаж из двух человек.
Управлять работой ракетных комплексов 9К52 «Луна-М» предлагалось при помощи передвижного командного пункта 1В111. Он представлял собой кузов-фургон с набором аппаратуры связи, установленный на одном из серийных автомобильных шасси. Характеристики позволяли командному пункту перемещаться по дорогам и бездорожью вместе с другой техникой комплекса.


Гусеничная самоходная пусковая установка Бр-237 / 9П112. Рисунок Широкорад А.Б. «Отечественные минометы и реактивная артиллерия»
Оружием комплекса «Луна-М» должна была стать твердотопливная одноступенчатая неуправляемая баллистическая ракета 9М21. Проектом предлагалось использование унифицированного ракетного блока, к которому могли пристыковываться головные части с боевым оснащением нескольких типов. В отличие от ракет предыдущих комплексов, изделия с головными частями разных типов считались модификациями базовой ракеты и получали соответствующие обозначения.
Ракеты 9М21 ранних модификаций имели длину 8,96 м при диаметре корпуса 544 мм и размахе стабилизатора 1,7 м. Использовался цилиндрический корпус большого удлинения с коническим головным обтекателем и Х-образным хвостовым стабилизатором. Ракета разделялась на три основных части: головную с боезарядом, отсек двигателя вращения и маршевый двигатель. Также предусматривалось использование стартового двигателя, сбрасываемого после схода с направляющей.
Все двигатели ракеты использовали твердое топливо общим весом 1080 кг. При помощи стартового двигателя предлагалось осуществлять первоначальный разгон ракеты, после чего включался маршевый. Кроме того, сразу после схода с направляющей включался двигатель вращения, задачей которого была раскрутка изделия вокруг своей оси. Этот двигатель имел центральную цилиндрическую камеру сгорания и четыре выхлопных патрубка, помещенных на корпуса под углом к оси изделия. После вырабатывания топлива двигателя вращения стабилизация осуществлялась при помощи хвостовых стабилизаторов.

Транспортная машина 9Т29. Фото Wikimedia Commons
Для ракеты 9М21 были разработаны несколько типов боевых частей со снаряжением различных типов. Продолжая развитие идей, заложенных в предыдущих проектах, авторы проекта создали модификации ракеты с обозначениями 9М21Б и 9М21Б1, оснащенные ядерными боезарядами. Подрыв предлагалось производить на заданной высоте при помощи радиовысотомера. Мощность взрыва достигала 250 кт.
Ракета 9М21Ф получала фугасно-кумулятивную боевую часть с 200-кг зарядом. Подобное изделие позволяло поражать живую силу и технику противника ударной волной и осколками. Кроме того, кумулятивная струя могла пробивать бетонные укрепления. Ракета 9М21Ф получала осколочно-фугасную боевую часть, а 9М21К несла кассетное оснащение с осколочными суббоеприпасами. Имелось 42 элемента с 1,7 кг взрывчатого вещества в каждом.
Также были разработаны агитационная, химическая и несколько учебных боевых частей. Для хранения и транспортировки головные части ракет 9М21 всех модификаций комплектовались специальными контейнерами. Кроме того, специальные боевые части после погрузки ракеты на пусковую установку должны были закрываться специальными чехлами с системой термостатирования.

Музейный образец 9Т29, вид с другого ракурса. Фото Wikimedia Commons
В зависимости от типа головной части, длина ракеты могла увеличиваться до 9,4 м. Масса боеприпасов менялась от 2432 до 2486 кг. Вес головных частей колебался в пределах от 420 до 457 кг. Имеющийся твердотопливный двигатель позволял ракете развивать скорость до 1200 м/с, в зависимости от стартового веса и типа головной части. Минимальная дистанция стрельбы при таких параметрах полета составляла 12 км, максимальная – 65 км. КВО на максимальной дальности достигало 2 км.
К концу шестидесятых годов, в ходе совершенствования комплекса «Луна-М», была создана ракета 9М21-1. Она отличалась иной конструкцией корпуса с меньшим весом. Кроме того, были улучшены некоторые другие характеристики. Несмотря на все изменения, изделие сохранило полную совместимость с существующими головными частями.
Наличие большого опыта в деле создания неуправляемых ракет позволило НИИ-1 завершить проектирование основных компонентов перспективного комплекса всего за несколько месяцев. Уже в декабре 1961 года состоялся первый запуск прототипа ракеты 9М21 с весовым имитатором боевой части. В этих испытаниях, по причине отсутствия требуемой техники, использовалась стационарная пусковая установка. Самоходная техника с требуемым оснащением появилась только в 1964 году, когда прошли ее первые испытания. По результатам первых проверок было решено отказаться от дальнейшего развития гусеничной бронемашины в пользу колесной 9П113. Кроме того, испытания привели к одобрению проекта 9К53 с последующим приемом подобной техники в опытную эксплуатацию.
Самоходная пусковая установка 9П114, разрабатывавшаяся для комплекса 9К53 «Луна-МВ». Фото Militaryrussia.ru
Отсутствие серьезных проблем в ходе испытаний позволило быстро завершить все необходимые проверки. В 1964 году новейший тактический ракетный комплекс 9К52 «Луна-М» был рекомендован к принятию на вооружение, и вскоре эта рекомендация была закреплена официальным приказом. Вскоре было развернуто серийное производство комплексов, к которому привлекли несколько разных предприятий. К примеру, шасси ЗИЛ-135ЛМ выпускал Брянский автомобильный завод, а специальное оборудование делало предприятие «Баррикады». Последнее также осуществляло окончательную сборку самоходной техники.
Организационная структура подразделений, вооруженных комплексами нового типа, была определена следующим образом. Две пусковые установки 9П113 и одна транспортная машина 9Т29 сводились в батарею. Две батареи составляли дивизион. В разные периоды эксплуатации батареи комплексов «Луна-М» распределялись между танковыми и мотострелковыми дивизиями. Интересно, что на ранних этапах эксплуатации ракетные войска испытывали недостаток транспортных машин. Из-за этого перевозить ракеты приходилось на существующих полуприцепах, создававшихся для предыдущих комплексов.
В 1966 году появилось постановление Совмина, в соответствии с которым была начата разработка проекта 9К52М «Луна-3». Главной задачей этого проекта было повышение точности стрельбы. Выполнение поставленной задачи должно было осуществляться при помощи специальных отклоняемых аэродинамических щитков. По расчетам, такое оснащение позволяло довести КВО до 500 м. Кроме того, за счет увеличения запаса топлива и некоторых других систем предлагалось довести дальность стрельбы до 75 км. Некоторые изменения конструкции ракеты, в сравнении с базовой 9М21, привели к необходимости модернизации пусковой установки. Результатом этих работ стало появление боевой машины 9П113М, способной использовать ракеты всех существующих типов.


Комплекс «Луна-М» в войсках. Фото Wikimedia Commons
В 1968 году начались испытания обновленного комплекса «Луна-3». Было выполнено почти полсотни запусков новых ракет, которые не показали требуемых характеристик точности. В некоторых случаях отклонение от цели превышало несколько километров. По результатам испытаний дальнейшая разработка комплекса 9К52М «Луна-3» была прекращена. Одновременно с этим начались работы над перспективными системами с управляемыми ракетами. В дальнейшем это привело к появлению комплекса «Точка», использующего ракеты с полноценной системой наведения на основе инерциальной аппаратуры.
В 1968 году советская промышленность освоила производство модификации ракетного комплекса, предназначенной для поставок зарубежным странам. Комплекс 9К52ТС («тропический, сухой») имел некоторые отличия, связанные с предполагаемыми условиями эксплуатации. Кроме того, он не мог использовать ракеты 9М21 со специальными боевыми частями. К продаже за рубеж были разрешены только осколочно-фугасные боезаряды.
Серийное производство тактических ракетных комплексов «Луна-М» началось в 1964 году и продолжалось до 1972-го. Согласно отечественным источникам, в общей сложности войска получили порядка 500 самоходных пусковых установок и соответствующее количество транспортных машин. По зарубежным данным, к середине восьмидесятых (т.е. через полтора десятилетия после завершения производства) Советский Союз располагал 750 пусковыми установками 9П113. Вероятно, зарубежные оценки были заметно завышены по тем или иным причинам.
Запуск ракеты 9М21. Фото Militaryrussia.ru
Не ранее начала семидесятых годов ракетные комплексы «Луна-М» начали поставляться зарубежным заказчикам. В течение длительного времени подобная техника в разных количествах передавалась Алжиру, Афганистану, Йемену, Северной Корее, Египту, Ираку, Польше, Румынии и другим дружественным государствам. В большинстве случаев поставки не превышали 15-20 машин, однако некоторые контракты подразумевали поставку большего числа техники. К примеру, Ливия имела до 48 пусковых установок комплекса 9К52ТС, а Польша – 52 машины.
За несколько десятилетий эксплуатации ракетные комплексы некоторых государств принимали участие в тех или иных боевых действиях. Интересно, что советские ракетные войска и артиллерия использовали в боевой обстановке только одну ракету 9М21 – в 1988 году в Афганистане. Объемы использования ракет другими армиями были заметно больше, однако ограниченное количество техники не позволяло показывать какие-либо выдающиеся результаты.
Ввиду полного морального устаревания тактические ракетные комплексы с неуправляемым вооружением постепенно выводятся из эксплуатации. К примеру, к началу текущего десятилетия в вооруженных силах России оставалось не более 16 пусковых установок «Луны-М». Некоторые другие страны, в первую очередь европейские, к настоящему времени полностью отказались от устаревшего вооружения и списали его за ненадобностью. Сейчас основными эксплуатантами такой техники остаются страны, не имеющие возможности провести полноценное перевооружение своих ракетных войск.


Иракские машины 9П113 комплекса 9К52ТС, брошенные при отступлении. 24 апреля 2003 г. Фото Wikimedia Commons
Уже во второй половине семидесятых годов советские ракетные войска и артиллерия начали осваивать новейшие оперативно-тактические ракетные комплексы «Точка», оснащенные управляемым вооружением. Такая техника имела большие преимущества перед всеми ранее разработанными системами, из-за чего их дальнейшая эксплуатация уже не имела смысла. Советский Союз начал перевооружение, постепенно отказываясь от систем с неуправляемыми ракетами. Тактический ракетный комплекс 9К52 «Луна-М» остался последней отечественной серийной системой этого класса, использовавшей неуправляемые ракеты. Кроме того, он остался в истории в качестве самого массового подобного комплекса, а также в качестве наиболее успешного образца техники с точки зрения объемов экспортных поставок.
Даже без учета массовости производства, экспортных показателей и продолжительности службы комплекс «Луна-М» может считаться самой удачной отечественной разработкой своего класса. Получив значительный опыт в деле создания неуправляемых ракет с дальностью стрельбы до нескольких десятков километров, а также самоходной техники для их использования, советские конструкторы смогли получить максимально высокие характеристики. Тем не менее, дальнейшие попытки улучшения техники и оружия не дали ожидаемых результатов, что привело к старту работ по управляемым ракетам. Однако и после начала поставок новых систем комплексы 9К52 «Луна-М» сохраняли свое место в войсках и помогали поддерживать боеспособность на требуемом уровне.
По материалам:

Как различать модели автомата Калашникова (22 фото)

За почти 70 лет в СССР и России было разработано несколько десятков модификаций, прототипов и концептов самого популярного стрелкового оружия в мире — автомата Калашникова. Универсальная основа позволяет конструировать «пушки» практически на любой вкус: складные, укороченные, со штыком, оптикой или подствольным гранатометом, для спецслужб или отдельных родов войск.

В этом материале мы расскажем, как научиться различать основные модели АК и каковы их уникальные особенности.

АК-47

Классический, самый первый принятый на вооружение АК-47 сложно с чем-то спутать. Выполненный из железа и дерева, без каких-либо «наворотов», он надолго стал символом надежности и простоты в применении в любых условиях. Вместе с тем, таким автомат стал далеко не сразу: Михаилу Калашникову потребовалось несколько лет, чтобы довести свое творение до ума.

В 1946 году военное руководство СССР объявило конкурс на создание автомата под промежуточный (по убойной силе — между пистолетом и винтовкой) патрон. Новое оружие должно было быть маневренным, скорострельным, иметь достаточные убойное действие пули и меткость стрельбы. Конкурс проходил в несколько этапов, не раз продлялся, так как никто из оружейников не мог дать требуемого результата. В частности, комиссия отправила на доработку модели АК-46 № 1, № 2 и № 3 (со складывающимся металлическим прикладом).

Усовершенствованный автомат Калашникова, которому присвоили индекс АК-47, как пишет в книге «История русского автомата» Сергей Монетчиков, переработали практически полностью. Из конструкций оружия конкурентов были заимствованы лучшие идеи, реализованные в отдельных деталях и целых узлах.

Автомат не имел классической цельной ложи. С учетом прочной ствольной коробки, удержанию оружия при стрельбе способствовали раздельные деревянные приклад и цевье. Была переработана конструкция ствольной коробки, она принципиально отличалась от предыдущих жестко закрепленным на ней специальным вкладышем, соединявшим ее со стволом. На вкладыше, в частности, крепился отражатель стреляных гильз.

Рукоятка перезаряжания, выполненная заодно с затворной рамой, была перенесена на правую сторону. Этого требовали солдаты-испытатели, они отмечали: левостороннее расположение рукоятки мешает стрельбе в движении на ходу без остановки, задевая за живот. В этом же положении неудобно и перезаряжать оружие.

Перенос органов управления на правую сторону ствольной коробки позволил создать удачный переключатель огня (с одиночного на автоматический), одновременно являющийся и предохранителем, выполненный в виде единой поворотной детали.

Большая масса затворной рамы и мощная возвратная пружина обеспечили надежную работу механизмов, в том числе в неблагоприятных условиях: при запылении, загрязнении, загустении смазки. Оружие оказалось приспособленным для безотказной работы в диапазоне изменений температуры воздуха до 100 градусов Цельсия.

Деревянные детали нового оружия — приклад, цевье и ствольная накладка, а также пистолетная рукоятка, изготовленные из березовых заготовок, — покрывались тремя слоями лака, что обеспечивало их достаточную стойкость от набухания в условиях сырости.

АКС-47

Одновременно с АК-47 на вооружение была принята и модель с литерой «С», означавшей «складной». Этот вариант автомата предназначался для спецвойск и ВДВ, его отличие было в металлическом, а не деревянном прикладе, который к тому же мог складываться под ствольную коробку.

«Подобный приклад, состоявший из двух штампосварных тяг, плечевого упора и механизма фиксации, обеспечивал удобство обращения с оружием — в походном положении, при передвижении на лыжах, прыжках с парашютом, а также его использования для стрельбы из танков, бронетранспортеров, и т.д.», — пишет Сергей Монетчиков.

Стрельбу из автомата предполагалось вести с откинутым прикладом, однако в случае невозможности можно было стрелять из оружия и при сложенном прикладе. Правда, он был не очень удобен: тяги приклада имели недостаточную жесткость и прочность, а широкий плечевой упор не ложился в ложбинку плеча и поэтому при стрельбе очередями норовил сместиться оттуда.

АКМ и АКМС

Автомат Калашникова модернизированный (АКМ) был принят на вооружение спустя 10 лет после АК-47 — в 1959 году. Он получился более легким, дальнобойным и удобным в применении.

«Не удовлетворяла нас, а особенно главного заказчика, кучность при стрельбе из устойчивых положений, лежа с упора, стоя с упора. Выход нашли, введя замедлитель срабатывания курка, увеличивший межцикловое время, — писал Калашников в книге «Записки конструктора-оружейника». — Позже был разработан дульный компенсатор, позволивший улучшить кучность боя при автоматической стрельбе из неустойчивых положений, стоя, с колена, лежа с руки».

Замедлитель позволял затворной раме стабилизироваться в крайнем переднем положении перед очередным выстрелом, что и сказалось на кучности стрельбы. Дульный компенсатор в виде лепестка устанавливался на резьбу ствола, и был одним из явных отличительных признаков АКМ. За счет компенсатора срез ствола получался не вертикальным, а диагональным. К слову, на ту же резьбу можно было крепить глушители.

Улучшение кучности стрельбы позволило увеличить ее прицельную дальность до 1000 метров, как следствие — изменилась и прицельная планка, шкала дальности состояла из цифр от 1 до 10 (на АК-47 — до 8).

Приклад сделали приподнятым вверх, что приблизило точку упора к линии стрельбы. Изменились внешние формы деревянного цевья. По бокам оно получило упоры для пальцев рук. Фосфато-лаковое покрытие, пришедшее на замену оксидному, в десятки раз повысило антикоррозионную стойкость. Коренным изменениям, отмечает Монетчиков, подвергся и магазин, изготовленный не из стального листа, а из легких сплавов. Для повышения надежности и предохранения от деформации боковые стенки его корпуса были усилены ребрами жесткости.

Новой являлась и конструкция штыка-ножа, крепившегося под стволом. Ножны с резиновым наконечником для электроизоляции позволяли использовать нож для перекусывания колючей проволоки и проводов под напряжением. Боевая мощь АКМ значительно возрастала за счет возможности установки подствольного гранатомета ГП-25 «Костер». Как и свой предшественник, АКМ был разработан и в складном варианте с литерой «С» в названии.

АК-74

В 1960-х годах советское военное руководство приняло решение о разработке стрелкового оружия под малоимпульсный патрон калибра 5,45 миллиметра. Дело в том, что в АКМ так и не удалось добиться высокой кучности стрельбы. Причина была в слишком мощном патроне, который давал сильный импульс.

К тому же, как пишет Монетчиков, в руках советских военных специалистов оказались и боевые трофеи из Южного Вьетнама — американские винтовки AR-15, автоматический вариант которых позже был принят на вооружение армии США под обозначением M-16. Уже тогда АКМ уступал по многим параметрам AR-15, в частности — по кучности боя и вероятности попаданий.

«По трудности разработки, по поиску подходов конструирование автомата под патрон 5,45-мм калибра можно сравнить, наверное, только со временем рождения АК-47 — отца всей семьи нашей системы. Поначалу, когда мы решили взять за основу схему автоматики АКМ, один из заводских руководителей высказал мысль, что искать тут что-то и выдумывать нет необходимости, дескать, достаточно будет простого перестволения. Я подивился в душе наивности такого суждения, — вспоминал о том периоде Михаил Калашников. — Конечно, поменять ствол большего калибра на меньший дело нехитрое. Потом, кстати, и пошло гулять расхожее мнение, что мы будто бы всего лишь поменяли цифру «47» на «74».

Основной особенностью нового автомата был двухкамерный дульный тормоз, который при стрельбе поглощал примерно половину энергии отдачи. Слева на ствольной коробке смонтировали планку под ночные прицелы. Новая резинометаллическая конструкция затылка приклада с поперечными канавками уменьшила его скольжение по плечу при ведении прицельной стрельбы.

Цевье и приклад сначала делались из дерева, однако в 1980-х годах перешли на черный пластик. Внешней особенностью приклада были канавки с обеих сторон, они делались для облегчения общего веса автомата. Также из пластика стали делать и магазины.

АКС-74

Для ВДВ традиционно была сделана модификация со складным прикладом, правда на этот раз он убирался влево вдоль ствольной коробки. Считается, что такое решение было не очень удачным: в сложенном виде автомат получался широким и натирал кожу при ношении за спиной. При ношении на груди возникало неудобство, если требовалось откинуть приклад, не снимая оружия.

На верхней стороне приклада появилась кожаная подщечная муфта, она защищала щеку стрелка от примерзания к металлической детали в зимних условиях.

АКС-74У

Следуя мировой моде 1960-70-хх годов, в СССР решили разработать малогабаритный автомат, который можно было бы использовать в стесненных условиях боя, преимущественно при стрельбе на близкие и средние расстояния. Очередной объявленный конкурс среди конструкторов выиграл Михаил Калашников.

По сравнению с АКС-74 ствол был укорочен с 415 до 206,5 миллиметра, из-за чего пришлось отнести газовую камеру назад. Это, пишет Сергей Монетчиков, повлекло за собой изменение конструкции мушки. Ее основание было выполнено совместно с газовой камерой. Такая конструкция обусловила и перенос прицела ближе к глазу стрелка, иначе прицельная линия оказывалась очень короткой. Заканчивая тему прицела отметим, что автоматы данной модели оснащались самосветящимися насадками для стрельбы ночью и в условиях ограниченной видимости.

Большее давление пороховых газов потребовало установки усиленного пламегасителя. Он представлял собой цилиндрическую камеру с раструбом (расширение в виде воронки) спереди. Пламегаситель крепился на дульной части ствола, на резьбовой посадке.

Укороченный автомат был укомплектован более массивными деревянным цевьем и ствольной накладкой газовой трубки, в нем могли использоваться как стандартные магазины на 30 патронов, так и укороченные — на 20.

Для более полной унификации укороченного автомата с АКС-74 было принято решение использовать такой же приклад, откидывающийся на левую сторону ствольной коробки.

АК-74М

Этот автомат является глубокой модернизаций оружия, принятого на вооружение в 1974 году. Сохранив все лучшие качества, присущие автоматам Калашникова, АК-74М приобрел ряд новых, значительно улучшивших его боевые и эксплуатационные характеристики.

Основной особенностью новой модели стал складной пластмассовый приклад, заменивший металлический. Он был легче предшественников, а по конструкции аналогичен постоянному пластмассовому прикладу АК-74, выпускавшихся в конце 1980-х. При ношении он меньше цепляется за одежду, не вызывает дискомфорта при стрельбе в условиях низких или высоких температур.

Цевье и ствольная накладка газовой трубки автомата были выполнены из стеклонаполненного полиамида. По теплоотдаче новый материал почти не отличался от дерева, что исключило ожог рук при длительной стрельбе. Продольные ребра на цевье позволили удобнее и прочнее удерживать оружие во время прицельного огня.

«Сотая серия» (АК 101-109)

Эти модификации Калашникова, разработанные в 1990-е на базе АК-74М, называют первым отечественным семейством коммерческого оружия, так как предназначались они больше на экспорт, нежели для внутреннего потребления. В том числе, они были рассчитаны и на патрон НАТО калибра 5,56 на 45 миллиметров.

АК-102

АК-107

Из конструкций автоматов «100-й» серии (аналогичной лучшей модели 5.45-мм автомата Калашникова — АК74М) полностью исключены деревянные детали. Приклад и цевье у всех выполнены из ударопрочного стеклонаполненного полиамида черного цвета, за что это оружие, как пишет Монетчиков, получило у американцев название «Черный Калашников». Все модели имеют пластмассовые, складывающиеся налево вдоль ствольной коробки приклады и планку для монтажа прицелов.

Самыми оригинальными в «сотой» серии стали автоматы АК-102, АК-104 и АК-105. В их конструкции был сделан рывок в повышении уровня унификации между стандартными автоматами и их укороченными вариантами. За счет небольшого увеличения общей длины (на 100 миллиметров по сравнению с АКС-74У) стало возможным оставить газовую камеру на том же месте, что и в АК-74, позволив таким образом использовать на всех автоматах серии унифицированные подвижную систему и прицельные приспособления.

Друг от друга автоматы «сотой» серии отличаются в основном калибром, длиной ствола (314 — 415 миллиметров), секторными прицелами, рассчитанными на разную дальность (от 500 до 1000 метров).

АК-9

Этот автомат также был разработан на базе АК-74М, использованы в нем и наработки «сотой» серии. Тот же черный цвет, тот же полимерный складной приклад. Основным отличием от классических Калашниковых можно считать укороченный ствол и газоотводный механизм. Важным усовершенствованием эксперты называют новую пистолетную рукоятку, обладающую лучшей эргономикой.

Автомат создавался как бесшумный, беспламенный стрелковый комплекс для скрытной стрельбы. В нем используются дозвуковые патроны калибра 9×39 мм, вместе с глушителем делающие выстрел практически не слышимым. Емкость магазина — 20 патронов.

На цевье имеется специальная планка для различного съемного оборудования — фонарей, лазерных указателей.

АК-12

Самый современный автомат семейства Калашниковых, испытания которого пока не завершены. Из внешних изменений в глаза бросается использование планок Пикатинни для крепления навесного оборудования. В отличие от АК-9, они есть и на цевье, и сверху ствольной коробки. При этом нижняя планка не мешает установке подствольных гранатометов — эта опция сохраняется. АК-12 также имеет две короткие направляющие по бокам цевья и одну сверху газовой камеры.

Кроме того, приклад автомата легко снимается и может складываться в обе стороны. Вдобавок ко всему, он телескопический, по высоте регулируются щека и затыльник приклада. Есть вариант автомата и со стационарным более легким пластиковым прикладом.

Флажок предохранителя-переводчика огня продублирован и с левой стороны, автомат может стрелять одиночными, короткими сериями по три выстрела, и в автоматическом режиме. И в целом все органы управления автоматом сделаны так, что солдат сможет пользоваться ими одной рукой, в том числе менять магазин и передергивать затвор. К слову, магазины могут использоваться самые разные, вплоть до экспериментального барабанного на 95 патронов