Космические войска России

Содержание

Вкс служба в армии куда отправляют 2019 год

Оборона воздуха и космического пространства является приоритетом для любой страны. В РФ для этой цели создали воздушно-космические силы, которые занимаются разведкой, отражением атак и оказанием поддержки другим подразделениям ВС.

Для службы в таких войсках необходим высокий уровень физической подготовки, знание техники и психологическая устойчивость.

Что такое ВКС

Воздушно-космические силы РФ появились в результате объединения ВВС и Войск воздушно-космической обороны.

Такой процесс стал частью модернизации обороны России.

Главное преимущество этого шага – вопросы развития и конкретные задачи, которые связаны с воздушным и космическим пространством, решаются на уровне одного ведомства.

На эти войска возложены такие функции:

• устранение агрессии противника в воздушно-космической сфере;
  • обеспечение защиты представителей государственной и военной власти, важных промышленных районов, военных формирований и основных объектов инфраструктуры;
  • предоставление командованию проверенных данных о запусках баллистических ракет других стран;
  • мониторинг космической техники, обнаружение угроз для России из космоса и их ликвидация;
  • авиационная поддержка других военных формирований в боевых операциях;
  • поражение баллистических ракет в случае атаки на государственные объекты;
  • нападение на вражеские воинские формирования с помощью обычного и ядерного оружия;
  • запуск аппаратов в открытый космос;
  • управление спутниковыми системами, их использование для предоставления важной информации военным;
  • постоянная поддержка в рабочем состоянии спутников и систем управления ними для эксплуатации.

СПРАВКА! Этот вид войск считается самым молодым военным формированием. ВКС созданы по приказу Президента РФ в августе 2015 года. Они подчиняются Главному командованию ВКС, общее руководство осуществляет Генеральный штаб ВС РФ.

Состав ВКС

Их основу составляют военно-воздушные и космические войска, силы противовоздушной и противоракетной обороны (ПВО-ПРО). Последние созданы для защиты России от нападений с воздуха и космоса, нейтрализации баллистических снарядов противников.

В ВКС включают подразделения связи и АСУ, радиоэлектронной борьбы и радиотехнического обеспечения, метеорологические и инженерные отделения.

Материальное, хозяйственное снабжение и медпомощь предоставляют отделы тылового обеспечения. Проверку наличия оборудования и боеприпасов, их ремонт и подготовку к использованию осуществляют подразделения технического обеспечения.

К ним относят охрану руководства и учреждения, которые готовят военных этого направления, и исследовательские организации в этой сфере.

Структура военно-космических сил

Отряды таких войск напрямую подчиняются Главному командованию. Руководящую должность занимает Главнокомандующий ВКС.

Начальник Главного штаба одновременно является его первым заместителем.

Управление сформировано из военных, которые командовали силами ВВС и ВКО.

Воинские части и подразделения ВКС включают соединения 3 воинских формирований: ВВС, ВКО и сил ПВО-ПРО. Общее управление военно-воздушной обороной поручено Генеральному штабу Вооруженных сил РФ.

Предназначение

В их обязанности входит постоянный мониторинг воздушного и космического пространства. Благодаря наличию мощной технической базы военнослужащие могут отследить атаки и проинформировать о них высшее руководство Вооруженных сил России.

Они предупреждают и нейтрализуют нападения на стратегически важные объекты для государства. Кроме отслеживания и проведения атак, ВКС занимается запуском и обслуживанием космических устройств и их систем управления.

СПРАВКА! Ежедневно происходит около 900 сеансов управления спутниковыми системами. Главному центру подконтрольны больше 80% аппаратов военного и гражданского значения.

Какое вооружение и оснащение ВКС

Воздушно-космические силы располагают большим авиапарком: около 1400 вертолетов и 3400 самолетов разного вида. Каждый год Россия закупает больше 100 боевых единиц. ВКС используют такую технику:

1. самолеты дальнего радиолокационного обнаружения и управления (А-50);
  2. самолеты радиоэлектронной разведки (ИЛ-20, ТУ-214Р);
  3. истребители (СУ-35С, СУ-34, СУ-24, МИГ-29, СУ-27СМ, СУ-30СМ, МИГ-31);
  4. стратегические бомбардировщики (ТУ-160, ТУ-95МСМ, ТУ-22);
  5. штурмовики (СУ-25);
  6. тренировочные самолеты (ЯК-152, ЯК-130, Л-39);
  7. беспилотники (Фазан, Форпост, Иноходец).

На вооружение приняты ракеты класса воздух-воздух (Р-40, Р-60, Р-77, Р-37) и воздух-земля (КС-1, Х-61, Х-101, Х-38, 9К121). ВКС применяют гиперзвуковые (Х-47) и неуправляемые (С-80ФП) снаряды. В военных операциях используют ракеты Х-29Л с лазерным прицелом и те, которые наводятся с помощью бортовых компьютеров. Для нанесения ударов существуют такие виды бомб:

• корректируемые (КАБ-500КР, КАБ-500С);
  • фугасные (ФАБ-500Ш, ФАБ-500М54, ФАБ-500М62);
  • осколочно-фугасные (ОФАБ-500ШР, ОФАБ 250-270Т);
  • разовые (РБК-500 с самоприцеливающимся механизмом, РБК-500);
  • объемно-детонирующие (ОДАБ-500ПМ);
  • зажигательные (ЗАБ-2,5СМ).

СПРАВКА! До 2020 года Россия планирует увеличить авиапарк до 1500 современных самолетов. Они включают 130 модернизированных тяжелых бомбардировщиков, 800 истребителей и более 500 штурмовиков.

На территории России размещены радиолокационные станции и системы предупреждения о ракетном нападении. В Ленинградской, Мурманской, Оренбургской областях и Краснодарском крае установлена стационарная сеть Воронеж с дециметровым и метровым диапазоном.

Она способна обнаружить цель в пределах 6000 км. Из советских времен работают РЛС Волга в Белоруссии и Днепр в Казахстане.

Станция Контейнер создана для наблюдения за воздухом на расстоянии более 3000 км. Она эксплуатируется с начала 2018 года. Для мониторинга воздушного пространства на более близких дистанциях используют загоризонтные радиолокаторы ГП-120 (Волна) и Подсолнух.

За космическими объектами следит Главный центр, который находится в Ногинске. Благодаря мощному оборудованию работники отрасли могут распознать вещи диаметром 20 см. Комплекс Крона оснащен радиолокаторами сантиметрового и дециметрового диапазона, лазерно-оптическим локатором.

Он может распознать спутник на высоте 350 млн. км. Для обнаружения космических объектов ближе к земле применяют систему Крона-Н. Для поиска предметов созданы квантово-оптические станции Сажень и Окно в Таджикистане.

Управление космической техникой происходит с помощью систем Фазан, Куб-Контур, Сатурн-МК. Для разведки применяют спутники Персона 2 и 3, Барс-М. В космосе находятся 6 аппаратов для радиотехнического наблюдения Лотос-С и Олимпик-К разного поколения. В ВКС разработали радиолокаторы для космической разведки Кондор.

Где применяются новые войска

После формирования в сентябре 2015 года подразделения воздушно-космических сил стали частью масштабной военной операции на территории Сирии.

Во время ее проведения задействовали больше 100 видов авиационной техники. 85% летчиков участвовали в боевых действиях.

СПРАВКА! В 2016 году Главнокомандующий ВКС получил Боевое знамя, которое свидетельствует о храбрости и героизме военнослужащих.

Как попасть в ВКС

Для несения службы в составе таких войск нужно соответствовать определенным физическим и психологическим параметрам. Здесь нужно обладать высоким уровнем ответственности, поскольку ошибки при эксплуатации боевой техники могут стоить больших денег или здоровья.

По призыву

Когда гражданин РФ подает документы в пункт отбора, необходимо в анкете указать службу в ВКС. Призывник должен получить аттестат о наличии полного среднего образования. После подачи бумаг и собеседования человек проходит медосмотр и психологические тесты.

На основе результатов проверки отбирают в подразделение воздушно-космических сил. Если человеку не хватает квалификации, его отправляют в учебную часть на 3 месяца.

Такие солдаты попадают в охрану или хозяйственные взводы. В более серьезные отделы направляют тех, кто имеет соответствующее образование.

СПРАВКА! Хорошую подготовку для ВКС дают военно-космическая академия им. Ф. Можайского и военная академия ВКО им. Г.К. Жукова.

По контракту

Контрактник должен быть в возрасте от 19 до 35 лет с полным средним образованием. В войска ВКС направляют военнослужащих, которые имеют профильную подготовку. Большое внимание придают знанию техники. Те, кто хочет служить по контракту, обращаются в военкомат с такими документами:

1. аттестатом об окончании вуза;
  2. сертификатом от нарколога и психиатра;
  3. справкой из больницы, которая подтверждает отсутствие заболеваний;
  4. биографией и характеристикой;
  5. 6 фотографиями 3 х 4 см.

ВАЖНО! На службу не берут военных, которые привлекались к уголовной или административной ответственности.

После подачи заявления происходит собеседование с работником военкомата и начальником части. Дальше человек проходит медосмотр, оценку психологической и физической подготовки. Если результаты хорошие, военный отправляется служить в воздушно-космические силы.

Какой род войск

ВКС являются отдельным видом Вооруженных сил РФ. В их составе объединены 3 рода войск:

ВВС, противовоздушной и противоракетной обороны и космические силы. Некоторые подразделения считаются специальными войсками: связи, радиоэлектронной борьбы, АСУ.

Знаки различия

Символика ВКС состоит из голубых, желтых и красных цветов. Первый является традиционным для космических и военно-воздушных сил.

На флаге голубой фон разделяют 14 желтых лучей.

В середине полотна, где линии пересекаются, расположена малая эмблема войска.

Она состоит из 8-конечной золотой звезды и раскрытых крыльев. Детали зенитной установки пересекаются за звездой, что означает способность защитить страну от нападений противника.

СПРАВКА! 8-конечная звезда в период СССР ставилась на космических аппаратах. По форме она напоминает пропеллер на самолетах ВВС.

На боевом знамени вместо малой эмблемы используется средняя. На ней изображен золотой двуглавый орел с пропеллером и элементом зенитной установки в лапах. На груди птицы находится щит красного цвета с Георгием Победоносцем, который убивает дракона.

Над головами орла нарисована золотая корона. Герб представляет собой голубой фон с рисунком малой эмблемы в центре. Композиция окружена желтым венком. Вверху расположена эмблема ВС РФ.

На вид шеврона влияет звание военнослужащего. У командиров нарукавная нашивка имеет темно-синий цвет с рисунком крыльев, скипетром и зенитной установкой. Рядовые солдаты получают шевроны в форме перевернутой трапеции.

Погоны характеризуются прямой ярко-синей линией, которая дополняется звездой в зависимости от звания. Головные уборы делают голубого цвета с малой эмблемой, на беретах любые символы отсутствуют.

ВКС РФ сформированы недавно, что не мешает им активно участвовать в боевых операциях. Они проводят мониторинг воздушно-космического пространства, отражают атаки.

Военнослужащие имеют доступ к передовой технике, что позволяет своевременно реагировать на действия других государств. Нести службу в ВКС РФ имеют право призывники и контрактники, но они должны отвечать нескольким требованиям.

>Вкс служба в армии куда отправляют

Архив за Май 2019

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс

Мой сын уже в ВКС

Я та мама, которая две недели назад просила у читателей совета – что собрать сыну в армию. Спасибо всем, кто откликнулся на мою просьбу. Но, такой уж у меня сын – он почти ничего с собой не взял. Кроме минералки и умывальных принадлежностей.

Уехал сын 30 июня, и вот он мне уже звонит из учебки.

Он попал в ВКС – в военно-космические войска. Пока в Ростовской области. Рассказал, что всё в порядке. Кормят отлично. Например, на обед было: солянка, гуляш с пюре и фруктов-овощей сколько душе угодно.

Я спросила, не достают ли новобранцев старослужащие. На что мне сын ответил буквально следующее: «Мам, у нас отдельная казарма. И везде стоят камеры видеонаблюдения, так что даже между собой мы не можем помахаться. И дисциплина очень жёсткая».

Когда ещё ребята были в Озёрске, им дали по две сим карты на бесплатные 20-минутные разговоры. Тариф — «Позвони маме». Это от фонда матерей МТС!

Моменты из службы в РВСН (учебка+войска)

В помещение ракетного пульта забегает офицер.

— Кто трогал пульт?

— А куда Бельгия подевалась, твою мать! Всем три наряда вне очереди!

(C) c просторов гугла

Немного о службе в РВСН. Раскажу о некоторых запомнившихся моментах

Сначала мы попали в учебку на 4 месяца. В первый же день во время распределения в

казарме я не нашел свою кружку. Самостоятельные поиски ни к чему не привели,

подошел к дежурному по роте.

-Товарищ дежурный, я кружку проебал!

-Молодец, ничем помочь не могу, сходи в каптерку к старшему прапорщику Приходько.

Подхожу к каптерке, стучусь, приоткрываю дверь

-Товарищ старший прапорщик, я кружку проебал!

Слышу гогот сзади- дежурный с остальными сержантами ржут. Сказали, что у прапора из года в год один и тот же ответ для всех солдат по любым попросам. Кружка потом нашлась.

На тему дедовщины — ее не было.

Сержанты деньги не вымогали, у них всё было хитрее.

Первые 2 недели мы не курили вообще (сигареты забрали сразу, сообщили, что в нашей

части вообще не курят)

После этого сержанты начали продавать нам наши же сигареты, затем продавали

«абонементы» на перекур, т.е. за 500 р в неделю желающего водили курить- под

в лучшем случае 1-2 раза в день.

После отбоя сержанты продавали шоколадки Сникерс и Марс по 200р)

Курить и поесть сладкого очень хотелось (кто служил тот поймет), деньги с собой я

принципиально не брал, поэтому нужно было искать другие лазейки. И вскоре нашлась

самая простая- выучить обязанности дневального и заступать в наряд. Там уже можно

элементарно выходить на перекур под предлогом подметания курилки, и т.д.

Значок дневального помогал с передвижением по территории части без сопровождения,

иногда получалось заскочить в чипок (небольшой магазинчик на территории).

На тему физо — пришлось полюбить бегать. Если ты не в наряде, то каждое утро с 6 15

до 6 55 бегаешь. Кстати, ответственные офицеры бегали вместе с нами и задавали

нехилый темп. Как же мы завидовали их кроссовкам)

Спортивная компата в казарме была, но за все 4 месяца нас пустили туда 2 раза- на

нормативы по подтягиванию. Очень тупо.

Во время утренней пробежки многие умудрялись курить. Ни разу не спалились, кстати.

На тему мобильных- наши телефоны хранились в сейфе и выдавались по воскресеньям

ровно на 1 час. А теперь как это выглядело:

каждый под роспись получал свой телефон и шел разговаривать. При этом последние в

очереди в лучшем случае получали телефон за 10 минут до сдачи его обратно. В итоге

большинство телефонов тупо не успевали зарядить, чтобы включить.

Поэтому сержанты сделали еще одну платную услугу- «прописка» левого телефона. Ты

добываешь (покупаешь, добываешь из сейфа и подменяешь) телефон, затем платишь

определенную сумму сержанту из своего взвода, он твой телефон прячет от офицеров и

выдает каждую ночь после отбоя. Очень многие пошли этим путем.

Местом хранения телефонов нашего взвода был навесной потолок в углу казармы. Когда

трубок там стало очень много, потолок в этом месте стал немного провисать. Один из

офицеров это заметил. Все поняли, что во время обеда место дислокации будет

рассекречено, поэтому дежурный по роте оперативно их перепрятал. Как мы и

догадывались, после нашего прибытия увидели вывернутые наизнанку тумбочки,

выборочно поднятые плитки на потолке, развороченные кровати, разбросанные вещи в

шкафах. НИЧЕГО НЕ НАШЛИ)

Дежурный совершил ход конем- спрятал наши телефоны также на плитке навесного

потолка, но в кабинете командира роты 😀

В остальном служба в учебке была скучной, сплошные ограничения, ни шагу вне строя.

Изучали мы аппаратуру связи, большинство из этих знаний после прибытия в боевую

часть мне не пригодились.

Если кому-то будет интересно, в следующем посте расскажу о лейтенанте-футбольном

фанате, о нашем прибытии в боевой полк, огромные отличия от учебки, офицерские

разборки, допуск к секретке, и другие интересные моменты.

Что такое космические войска и чем они занимаются?

4 октября в России отмечается День космических войск. Праздник приурочен ко дню запуска первого искусственного спутника Земли ПС-1 (Простейший спутник-1). Он был выведен на орбиту 4 октября 1957 года ракетой-носителем Р-7 с 5-го научно-исследовательского полигона Министерства обороны СССР, который впоследствии стали называться космодромом Байконур. Космический аппарат представлял собой шар диаметром 58 сантиметров, весил 83,6 килограмма, был оснащён четырьмя штырьковыми антеннами длиной 2,4 и 2,9 метра. Успешный запуск первого в мире спутника стал открытием летописи космонавтики, в том числе и военной.

О том, чем занимаются космические войска, их составе и истории возникновения рассказывает АиФ.ru.

Задачи

Космические войска — род войск в составе Воздушно-космических сил РФ. Их основными задачами являются:

• предупреждение высшего военно-политического руководства страны о ракетном нападении;
  • противоракетная оборона города Москвы;
  • контроль космического пространства;
  • создание, развёртывание, поддержание отечественной орбитальной группировки и управление космическими аппаратами военного, двойного, социально-экономического и научного назначения.

Состав космических войск:

• Командование Космических войск;
  • Главный центр предупреждения о ракетном нападении;
  • Главный центр разведки космической обстановки;
  • Управление по вводу новых систем и комплексов Космических войск;
  • Соединения противоракетной обороны;
  • Главный испытательный центр имени Германа Титова;
  • Государственный испытательный космодром Плесецк.

Орбитальная группировка

Орбитальная спутниковая группировка России на сентябрь 2015 года является второй в мире и состоит из 149 аппаратов. Совместно с орбитальными группировками стран СНГ — 167 аппаратов.

Для сравнения, самой крупной орбитальной группировкой обладают США, которым принадлежат 446 искусственных спутников. На третьем месте находится Китай со 120+ спутниками. Индия поддерживает на полярных орбитах 40+ действующих спутников съёмки Земли.

Наименования

• Центральное управление космических средств (ЦУКОС) Ракетных войск стратегического назначения (РВСН) (1964–1970),
  • Главное управление космических средств (ГУКОС) Ракетных войск стратегического назначения (РВСН) (1970–1981),
  • Главное управление космических средств (ГУКОС) Генерального штаба Вооружённых сил (1981–1986),
  • Управление начальника космических средств (УНКС) Министерства обороны СССР (1986–1992),
  • Военно-космические силы (ВКС) (1992–1997),
  • в составе Ракетных войск стратегического назначения (РВСН) (1997–2001),
  • Космические войска (КВ) (2001–2011),
  • Войска воздушно-космической обороны (ВВКО) (с 1 декабря 2011 года – 1 августа 2015),
  • Космические войска (КВ) Воздушно-космических сил (с 1 августа 2015).

Командующие

1964–1965 — К. А.-А. Керимов
1965–1979 — А. Г. Карась
1979–1989 — А. А. Максимов
1989–1996 — В. Л. Иванов
2001–2004 — А. Н. Перминов
2004–2008 — В. А. Поповкин
2008–2011 — О. Н. Остапенко
2012 — В. М. Иванов — временно исполняющий обязанности по должности
с декабря 2012 — А. В. Головко

Учебные заведения

Подготовкой офицеров для космических войск занимаются:

• Военно-космическая академия имени А. Ф. Можайского,
  • Военная академия воздушно-космической обороны имени маршала Советского Союза Г. К. Жукова.

История

Первые части космического назначения были сформированы в 1955 году в составе артиллерии Резерва Верховного Главнокомандования (РВГК), когда постановлением Правительства СССР было принято решение о строительстве научно-исследовательского полигона.

В 1964 году для централизации работ по созданию новых средств, а также оперативного решения вопросов применения космических средств было создано Центральное управление космических средств (ЦУКОС) Ракетных войск стратегического назначения (РВСН). В 1970 году оно было реорганизовано в Главное управление космических средств (ГУКОС) РВСН.

В 1992 году Управление начальника космических средств преобразовано в род сил центрального подчинения — Военно-космические силы (ВКС).

В связи с возрастанием роли космических средств в системе военной и национальной безопасности России Указом Президента в 2001 году на базе выделяемых из РВСН объединений, соединений и частей запуска и РКО создан самостоятельный род сил — Космические войска. При этом учитывалось, что космические силы и средства, силы и средства РКО имеют единую сферу решения задач — космос, а также близкую кооперацию предприятий промышленности, обеспечивающую создание и развитие средств вооружения.

С 1 декабря 2011 года Космические войска входят в состав Войск воздушно-космической обороны.

С 1 августа 2015 года воссозданы как род войск в составе ВКС ВС России.

«

Отличная статья 0 Помогла статья? Оцените её Оценок: 1

Космические войска России: вооружение и объекты

24 марта 2011 года исполнилось 10 лет Космическим войскам РФ. Они были созданы в соответствии указом № 337 от 24 марта 2001 года президента России «Об обеспечении строительства и развития вооружённых сил Российской Федерации, совершенствовании их структуры». И решением Совета безопасности Российской Федерации от 6 февраля 2001 года.

Справка: Космические войска — отдельный род войск вооружённых сил Российской Федерации, отвечающих за оборону России в космосе. 4 октября отмечается День космических войск. Праздник приурочен ко дню запуска первого искусственного спутника Земли, открывшего летопись космонавтики, в том числе и военной. Первые части (учреждения) космического назначения были сформированы в 1955 г., когда постановлением Правительства СССР было принято решение о строительстве научно-исследовательского полигона, ставшего впоследствии всемирно известным космодромом Байконур. До 1981 года ответственность за создание, развитие и применение космических средств возлагалась на Центральное управление космических средств (ЦУКОС) РВСН Вооружённых Сил СССР. В 1981 году было принято решение о выведении Главного управления космических средств (ГУКОС) из состава РВСН и подчинении его непосредственно Генеральному штабу. В 1986 году ГУКОС было преобразовано в Управление начальника космических средств (УНКС). В 1992 году УНКС было преобразовано в род войск центрального подчинения — Военно-космические силы (ВКС), в состав которых вошли космодромы Байконур, Плесецк, Свободный (в 1996 году), а также Главный центр испытаний и управления космическими аппаратами (КА) военного и гражданского назначения имени Германа Титова. В 1997 году ВКС вошли в состав РВСН. С учётом возрастания роли космических средств в системе военной и национальной безопасности России высшим политическим руководством страны в 2001 году было принято решение о создании на базе выделяемых из РВСН объединений, соединений и частей запуска и РКО самостоятельного рода войск — Космических войск.
Основные задачи ВКС:
— своевременное предупреждение высшего военно-политического руководства страны о начале ракетно-ядерного нападения;
— создание, развёртывание и управление орбитальными группировками космических аппаратов военного, двойного и социально-экономического назначения;
— контроль освоенного околоземного космического пространства, постоянная разведка территорий потенциального противника с помощью спутников;
— противоракетная оборона Москвы, уничтожение атакующих баллистических ракет противника.
Состав войск:
— Ракетно-космическая оборона,
— Государственные испытательные космодромы МО РФ – Байконур, Плесецк, Свободный,
— Управление по вводу средств РКО,
— Военно-учебные заведения и части обеспечения.
Численность – более 100 тыс. человек.
Вооружение ВКС:
— спутники видовой разведки (оптико-электронной и радиолокационной разведки),
— радиоэлектронного контроля (радио и радиотехнической разведки),
— связи и глобальная система спутниковой навигации для войск, всего в орбитальной группировке, примерно 100 аппаратов,
— вывод спутников на заданную орбиту обеспечивают ракеты носители легкого («Старт 1», «Космос 3М», «Циклон 2», «Циклон 3», «Рокот»), среднего («Союз У», «Союз 2», «Молния М») и тяжелого («Протон К», «Протон М») классов,
— средства наземного автоматизированного комплекса управления космическими аппаратами (НАКУ КА): командно измерительные системы «Тамань База», «Фазан», РЛС «Кама», квантово оптическая система «Сажень Т», наземная приемно-регистрирующая станция «Наука М 04»,
— системы обнаружения, радиолокационные станции «ДОН 2Н», «Дарьял», «Волга», «Воронеж М», радиооптический комплекс распознавания космических объектов «КРОНА», Оптико электронный комплекс «ОКНО».
— ПРО Москвы А-135 — система противоракетной обороны города Москвы. Предназначена для «отражения ограниченного ядерного удара по российской столице и центральному промышленному району». РЛС «Дон-2Н» под Москвой, возле поселка Софрино. 68 ракет 53Т6 («Gazelle»), рассчитанных на перехват в атмосфере расположены в пяти позиционных районах. Командный пункт — город Солнечногорск.
Объекты Космических войск размещены по всей территории России и за ее границами. За рубежом они дислоцируются в Белоруссии, Азербайджане, Казахстане, Таджикистане.

Космические войска

генерал-полковник
Александр Головко

Известные командиры

см. список

Средняя эмблема Космических войск ВС России.Офицеры Космических Войск ВС России и американский астронавт, Байконур, 2006 год.

Косми́ческие войска́ — род войск в составе Воздушно-космических сил России (ВКС России). Космические войска предназначены для обеспечения безопасности России в космической сфере.

Как отдельный род войск существовал в Вооружённых Силах Российской Федерации (ВС России) в 2001—2011 годах. С 1 декабря 2011 года преобразованы в Войска воздушно-космической обороны. С 1 августа 2015 года воссозданы как род войск в составе Воздушно-космических сил.

Задачи

Космические войска решают широкий спектр задач, основные из которых::

• наблюдение за космическими объектами и выявление угроз России в космосе и из космоса, а при необходимости — отражение таких угроз;
  • запуск космических аппаратов на орбиты, управление спутниковыми системами военного и двойного (военного и гражданского) назначения в полёте и применение отдельных из них в интересах обеспечения войск (сил) Российской Федерации необходимой информацией;
  • поддержание в установленном составе и готовности к применению спутниковых систем военного и двойного назначения, средств их запуска и управления и ряд других задач.

Первые части космического назначения (ныне Ракетные войска стратегического назначения, РВСН) были сформированы в 1955 году в составе артиллерии Резерва Верховного Главнокомандования (РВГК), когда постановлением Правительства СССР было принято решение о строительстве научно-исследовательского полигона, ставшего впоследствии всемирно известным космодромом Байконур.

В 1957 году создан Командно-измерительный комплекс (КИК) управления космическими аппаратами (ныне — Главный испытательный центр испытаний и управления космическими средствами имени Г. С. Титова, ГИЦИУ КС), включавший Центр по руководству и координации работ комплекса измерительных средств, средства связи, службу единого времени и 13 отдельных контрольно-измерительных пунктов. В этом же году в городе Мирный Архангельской области было начато строительство полигона, предназначенного для пусков межконтинентальных баллистических ракет (МБР) Р-7 — нынешнего космодрома Плесецк.

4 октября 1957 года частями запуска и управления космическими аппаратами был осуществлён запуск первого искусственного спутника Земли «ПС-1» и контроль за ним, а 12 апреля 1961 года — запуск и управление полётом первого в мире пилотируемого космического корабля «Восток» с космонавтом Юрием Гагариным на борту. В дальнейшем все отечественные и международные космические программы осуществлялись с непосредственным участием воинских частей запуска и управления космических аппаратов.

Для преодоления противоречия между межвидовым характером решаемых задач и видовой подчинённостью военного космоса Министерством обороны СССР (МО СССР) в 1981 году было принято решение о выведении ГУКОС из состава РВСН и подчинении его непосредственно Генеральному штабу. В 1986 году ГУКОС было преобразовано в Управление начальника космических средств МО СССР.

В 1992 году Управление начальника космических средств преобразовано в род войск центрального подчинения — Военно-космические силы (ВКС). В их состав вошли космодромы Байконур, Плесецк, Свободный (в 1996 году), а также Главный центр испытаний и управления космическими аппаратами военного и гражданского назначения имени Германа Титова, расположенный в Краснознаменске («Объект 413», «Голицыно-2»). Подразделения космических войск находятся также в Оленегорске и посёлке Лехтуси (Ленинградская область).

В 1997 году Военно-космические силы для повышения эффективности управления войсками и экономии оборонного бюджета были включены в состав Ракетных войск стратегического назначения. Однако, это объективно привело к появлению промежуточного звена управления военным космосом, что резко снизило оперативность принятия решений и привело к перераспределению ассигнований и ресурсов, выделяемых на космос.

В связи с возрастанием роли космических средств в системе военной и национальной безопасности России, Указом Президента на базе выделяемых из РВСН объединений, соединений и частей запуска и ракетно-космической обороны (РКО), 1 июня 2001 года создан самостоятельный род войск — Космические войска.

До 2009 года в состав Космических войск входили:

• Командование Космических войск;
  • 3-я отдельная армия ракетно-космической обороны особого назначения:
    • 1-я дивизия предупреждения о ракетном нападении (бывшая 3-я отдельная армия предупреждения о ракетном нападении),
    • 9-я дивизия противоракетной обороны (бывший 9-й отдельный корпус противоракетной обороны),
    • 45-я дивизия контроля космического пространства (бывший 18 — й отдельный корпус противокосмической обороны и контроля космического пространства).

1 декабря 2011 года, в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 10 мая 2011 года «О внесении изменений в состав Вооружённых Сил Российской Федерации», Космические войска входят в состав Войск воздушно-космической обороны.

1 августа 2015 года Космические войска воссозданы как род войск в составе Воздушно-космических сил.

Состав

Пуск ракеты-носителя «Союз-2.1В» с космодрома Плесецк. 10 июля 2019 года.

• Командование Космических войск
    • 15-я армия Воздушно-космических сил (особого назначения)
      • Главный испытательный центр имени Г. С. Титова
      • Главный центр предупреждения о ракетном нападении
      • Главный центр разведки космической обстановки
    • Государственный испытательный космодром «Плесецк»
      • центры испытаний и применений космических средств
      • отдельная научная исследовательская станция (полигон «Кура»)
    • Арсенал

Орбитальная группировка

Орбитальная спутниковая группировка России на сентябрь 2015 года является второй по численности в мире и состоит из 149 аппаратов. Совместно с орбитальными группировками стран СНГ — 167 аппаратов.

Самой крупной орбитальной группировкой обладают США, которым принадлежат 446 искусственных спутников. На третьем месте — Китай со 120+ спутниками. Индия поддерживает на полярных орбитах 40+ действующих спутников съёмки Земли.

Профессиональный праздник

Приказом Министра обороны СССР от 3 августа 1960 года, в канун третьей годовщины запуска первого искусственного спутника Земли, 4 октября установлен «День КИКа».

В соответствии с указом Президента Российской Федерации от 10.12.1995 № 1239 4 октября стал официальным праздником — Днём ракетных войск стратегического назначения и Днём военно-космических сил.

Согласно указу Президента Российской Федерации от 3 октября 2002 года, 4 октября отмечается День космических войск. Праздник приурочен ко дню запуска первого искусственного спутника Земли, открывшего летопись космонавтики, в том числе и военной.

• Главный испытательный центр испытаний и управления космическими средствами
  • Военно-космическая академия имени А. Ф. Можайского
  • СОИ
  • Крона (радиооптический комплекс)
  • РЛС «Воронеж»
  • 14-я воздушная армия (США) — аналогичное формирование в составе ВВС США.
  1. Войска Воздушно-космической обороны заступают на боевое дежурство в Российской Федерации, РИА Новости (1 декабря 2011).
  2. О космических войсках на официальном сайте Министерства обороны России Архивировано 17 февраля 2012 года.
  3. Космические войска // Военный энциклопедический словарь : / Минобороны России ; . — М. : Военное издательство, 2007. — 831 с., л. цв. ил. : цв. карт., ил., портр., табл. — ISBN 5-203-01990-8.
  4. Указ Президента Российской Федерации от 24 марта 2001 года № 337c. «Об обеспечении строительства и развития Вооружённых Сил Российской Федерации, совершенствовании их структуры». Вып. № 14 от 2 апреля 2001 года, ст. 1326. Собрание законодательства Российской Федерации. Дата обращения 17 мая 2018.
  5. Олег Фаличев. Серьёзной угрозе адекватный ответ // Военно-промышленный курьер : Общероссийская еженедельная газета. — М.: ООО «Издательский дом «ВПК-Медиа», 2012. — № 26. — С. 1, 5. — ISSN 1729-3928.
  6. Россия очень сильно отстает от Индии в космосе
  7. Указ Президента Российской Федерации от 10 декабря 1995 г. № 1239 «Об установлении Дня Ракетных войск стратегического назначения и Дня Военно-космических сил»».
  8. Указ Президента России от 03.10.2002 № 1115 «О внесении изменений в Указ Президента Российской Федерации от 10 декабря 1995 г. № 1239 „Об установлении Дня Ракетных войск стратегического назначения и Дня Военно-космических сил“». (недоступная ссылка). Дата обращения 9 июля 2010. Архивировано 27 мая 2011 года.

Космические войска Вооруженных сил РФ: задачи и структура

Первые воинские формирования космического назначения были образованы во второй половине 1950-х годов в составе РВСН в связи с подготовкой к запуску первого искусственного спутника Земли. К концу 1950-х годов организационная структура частей космического назначения включала испытательное управление, отдельные инженерные испытательные части и полигонный измерительный комплекс на полигоне «Байконур», научно-испытательные управления и отдельные научно-измерительные пункты Центра командно-измерительного комплекса.

4 октября 1957 года частями запуска и управления космическими аппаратами был осуществлен запуск первого искусственного спутника Земли «ПС-1», а 12 апреля 1961 года — запуск и контроль за полетом первого в мире пилотируемого космического корабля «Восток» с космонавтом Юрием Гагариным на борту. В дальнейшем все отечественные и международные космические программы осуществлялись с участием воинских частей запуска и управления космических аппаратов.

Для централизации работ по созданию новых средств, а также для оперативного решения вопросов развития и применения космических средств в 1964 году было создано Центральное управление космических средств министерства обороны (ЦУКОС МО) в составе РВСН. В 1970 году ЦУКОС МО было реорганизовано в Главное управление космических средств МО (ГУКОС МО). Ввиду возросшего объема решаемых задач, в 1982 году ГУКОС МО и подведомственные ему части были выведены из состава РВСН и подчинены непосредственно министру обороны СССР. ГУКОС МО как центральный орган управления космическими частями функционировал до августа 1992 года, когда были образованы Военно-космические силы (ВКС). В 1998 году ВКС были включены в состав РВСН со статусом управления космических средств.

В 2001 году в связи с возрастанием роли космических средств в системе военной и национальной безопасности России на базе воинских частей запуска и управления космическими аппаратами и воинских формирований ракетно-космической обороны были созданы Космические войска.

В их состав вошли все воинские формирования, ранее входившие в ВКС, а также объединение ракетно-космической обороны.

С 1 декабря 2011 года Космические войска вошли в созданный новый род войск Вооруженных Сил РФ — Войска воздушно-космической обороны (ВКО). Их создание потребовалось для объединения сил и средств, отвечающих за обеспечение безопасности России в космосе и из космоса, с формированиями, решающими задачи противовоздушной обороны.

С введением в строй войск ВКО в России Космические войска, как самостоятельный род войск, прекратили свое существование, но с 1 августа 2015 года были воссозданы как род войск в составе Воздушно-космических сил, образованных из Военно-воздушных сил и войск ВКО. Создание нового вида Вооруженных Сил было обусловлено смещением центра тяжести вооруженной борьбы в воздушно-космическую сферу.

В состав космических войск входят Главный испытательный космический центр им. Г.С. Титова, Главный центр предупреждения о ракетном нападении, Главный центр разведки космической обстановки, бригады противовоздушной обороны, соединение противоракетной обороны, Государственный испытательный космодром «Плесецк», отдельная научная исследовательская станция (полигон «Кура»), арсенал (где хранится и проходит техническое обслуживание космическая техника).

Командует космическими войсками заместитель главнокомандующего Воздушно-космическими силами, генерал-лейтенант Александр Головко.

Сегодня на различных орбитах находится более 15 тысяч космических объектов, из них более 1,5 тысячи — действующих отечественных и иностранных космических аппаратов. Для обеспечения контроля за деятельностью иностранных государств в космическом пространстве космические войска Воздушно-космических сил России выполняют задачу по ведению главного каталога космических объектов, то есть единой информационной базы обо всех космических объектах.

Контролируя космическое пространство в 2015 году, космические войска произвели около двух тысяч специальных работ по контролю изменений космической обстановки, в ходе которых обнаружены и приняты на сопровождение около 930 космических объектов.

Космические войска в 2015 году обеспечили запуск 21 космического аппарата различного назначения с космодромов Плесецк и Байконур. Дежурные силы наземного комплекса управления космических войск провели более 500 тысяч сеансов управления космическими аппаратами. Дежурными средствами российской системы предупреждения о ракетном нападении, специализированными средствами систем контроля космического пространства и противоракетной обороны были обнаружены около 40 пусков иностранных и отечественных баллистических ракет и ракет космического назначения.

В Вооруженных силах День Космических войск отмечается 4 октября на основании указа президента РФ от 31 мая 2006 года «Об установлении профессиональных праздников и памятных дней в Вооруженных Силах Российской Федерации».

Впервые этот день был установлен указом президента РФ от 10 декабря 1995 года и назывался Днем Военно-космических сил. Дата празднования была приурочена ко дню запуска с космодрома Байконур первого в мире искусственного спутника Земли (4 октября 1957 года).

Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников

Воздушно-космические силы России

• Апр, 04, 2018
  • Армия России

На популярном сайте для военнослужащих Prizyvnik-Soldat.ru мы продолжаем рассказывать о структуре Вооруженных сил России. На этот раз мы расскажем о Воздушно-космических силах

И начнем мы с самого приятного. Когда празднуется день Воздушно-космических сил?

День воздушно-космических сил

У воздушно-космических сил Российской Федерации весьма незначительный опыт существования. Возникли они 01 августа 2015 года с объединением военно-воздушных сил (ВВС) и войск воздушно-космической обороны (ВКО)

Верховный Главнокомандующий ВС РФ вручает Боевое знамя ВКС

Учитывая заслуги личного состава в обороне страны, по указу Президента нашей страны, ещё в 2006 году был принят профессиональный праздник Военно-воздушных сил. Их днём считается 12 августа.

А поскольку в состав Воздушно-космических сил теперь входят ВВС, праздником считается этот же день!

Соединение сил привело к необходимому сочетанию воздушной и космической сферы как смежных областей, для более удобного контроля за ними. Создание данных сил обусловлено ситуацией на мировой арене, изменениями при перевооружении других государств, увеличением значимости космического сектора для военно-экономического и социального прогресса.

Главнокомандующий воздушно-космическими силами

Главкомом ВКС РФ является генерал-полковник Суровикин Сергей Владимирович в должности с 22.11.2017 года. Он командовал на последней стадии группировкой российских войск во время сирийской военной миссии.

Состав Воздушно-космических сил

Структура ВКС состоит из 3 видов:

• Военно-воздушные силы,
  • Космические войска,
  • Войска противовоздушной и противоракетной обороны.

ВВС

ВВС представлены несколькими родами:

• Дальней авиацией;
  • Фронтовой авиацией;
  • Военно-транспортной авиацией;
  • Зенитно-ракетными войсками;
  • Радиотехническими войсками;

У Дальней авиации их предназначение выражается ликвидацией воздушных и морских целей, пунктов командования и коммуникационных соединений противоборствующей стороны.

Вооружены части ДА бомбардировщиками стратегического назначения и ракетоносцами Ту-160 и Ту-95МС, самолётами дальнего назначения Ту-22М3. Самолёты располагают на своих бортах крылатыми ракетами на максимальную, среднюю дистанции Х-55 и Х-22, кроме того, вооружены авиабомбами (в том числе ядерного действия).

Белый лебедь ТУ-160 стратегический бомбардировщик-ракетоносец воздушно-космических сил Российской Федерации

Фронтовая авиация – обязана обеспечивать прикрытие Сухопутных сил. В её составе присутствуют:

Фронтовая-бомбардировочная и штурмовая авиации — арсенал её располагает самолётами Су-24М, Су-25, Су-30, Су-35. На своём борту они оснащены набором авиабомб, ракет управляемого и неуправляемого действия, реактивных снарядов «Воздух-земля», авиапушек.

Су-30 многоцелевой истребитель 4+ поколения

Разведывательная авиация – проводит общевойсковую разведку при полёте. У имеющихся в их арсенале Су-24МР, в оснащении значатся комплексы разведывательного назначения.

Цель Истребительной авиации — противостояние воздушным атакам и противоборствующим объектам в воздухе. Вооружены самолётами-истребителями Су-27, Су-33, МиГ-25, МиГ-29, МиГ-31, имеющими на своём борту оснащение в виде ракет «Воздух-воздух» и авиапушек.

«Лисья гончая» МиГ-31 сверхзвуковой высотный всепогодный истребитель-перехватчик

Армейская авиация – специально выполняют обеспечение прикрытия Сухопутным частям, осуществляют снабжение тыла и фронта. Оснащены самолётами и вертолётами: Ми-8, Ми-24, Ка-50, Ка-52, Су-24М, Су-25, Су-30, Су-35, выполняющими огневое прикрытие. Имеющих оснащение в виде ракет управляемого действия «Воздух-земля», реактивных снарядов неуправляемого действия, авиационных пушек, авиабомб, на своём борту. Кроме того, АА дополнена вертолётами транспортного назначения Ми-8 и самолётами Ан-26.

«Аллигатор» Ударный вертолёт Ка-52

Военно-транспортная авиация – десантирует живую силу и технику, занимается перевозками в тылу и техобеспечением в ситуациях войны на воде и суше. Вооружены самолётами стратегического назначения Ан-124 «Руслан», Ан-22 «Антей», самолётами большой дальности Ил-76, Ан-12, и самолётами дистанции среднего радиуса Ан-26.

Зенитно-ракетные войска – прикрывают военные силы и пункты от воздушных угроз противостоящей стороны. Вооружены зенитно-ракетными комплексами на малую, среднюю и большую дистанцию – «Оса», «Бук», С-75, С-125, С-300, С-400.

Радиотехнические войска – занимаются выявлением воздушных угроз со стороны противостоящих сил. Выявлением, уведомлением руководства, преследованием выявленных объектов, контрольно-управленческим сопровождением полётов.

Космические войска

Занимаются сохранением безопасности нашего государства в космическом секторе.

Как отдельный род войск существовал в ВС РФ с 2001 по 2011 г. с 01.12 2011 г. они преобразовываются в ВКО. И 01.08.2015 г считаются родом войск, входящим в ВКС.

КВ вооружены: спутниками видовой разведки, радиоэлектронного контроля, связи и глобальной системы спутниковой войсковой навигации.

Войска противовоздушной и противоракетной обороны

Образованы в 1914 г. В нынешнем образе представляют собой бригады ПВО-ПРО и имеют первостепенные предназначения:

противостояние баллистическим и аэродинамическим угрозам.

Предназначение Воздушно-космических сил

Военно-космические силы имеют свои задачи, а именно:

• противостояние атакам с воздуха и защитные меры против атак на пункты военного руководства государства верхнего звена, пункты административно-политического назначения, промышленные и экономические территории, ценные инфраструктурные и экономические объекты государства и войсковые формирования;
  • уничтожение военных пунктов противоборствующей стороны при помощи обычных и ядерных средств уничтожения;
  • авиаобеспечение во время вооружённого конфликта всех своих частей;
  • изучение космической сферы, определение возможных опасностей в той области, при возникновении их — нейтрализация;
  • проведение запуска космических кораблей, ведение гражданских и военных спутников, получение нужной информации военного характера;
  • сохранение системы спутников в определённом количестве и готовом к использованию состоянии.

ВКС России в Сирии

Первый боевой опыт

Первым боевым опытом стала военная сирийская миссия, удостоенная высокой оценки руководства страны. Личный состав ВКС был задействован в сирийском конфликте в большом количестве и многие были удостоены высоких правительственных наград. Даже мировые аналитики высоко оценили качество действий ВКС РФ.

Во время контрольного наблюдения за сирийской территорией использовалась группировка спутников для осуществления видовой и радиоэлектронной разведки, кроме того, для обеспечения радиосвязи.

Были сообщения об использовании самолётов-беспилотников «Орлан» и «Гранат».

Достижения ВКС

На некоторых культурно-массовых событиях и при показательных полётах в каком-либо авиасалоне ВКС России обычно представляют пилотажные группы «Русские витязи» и «Стрижи».

Их мастерство восхищает посетителей тех шоу-программ. Нередко впечатление от увиденных полётов и сподвигает молодых парней на выбор этой военной службы. Об этом и говорят опросы курсантов лётных училищ, увидевших виртуозов пилотного мастерства.

Подобное и наиболее известное событие уже больше двух десятков лет происходит в авиасалоне МАКС, посетить который может любой желающий.

Представители ВКС России наглядным образом показывают свои профессиональные навыки.

ИНТЕРЕСНОЕ ПО ТЕМЕ: Понравилась статья — сохрани в свою социальную сеть

Космические войска: звездные войны, которых не должно быть

В 2015 году в России были объединены два важных рода войск Военно-воздушные силы (ВВС) и Войска воздушно-космической обороны. Причина слияния более чем существенна — близкие задачи и единство материально-технического обеспечения. В реальности же этот процесс привел к формированию нового рода войск — Космических войск Российской Федерации, день рождения которых отмечают каждый год 4 октября.

Дата вовсе не случайна и не взята с потолка. Именно 4 октября 1957 года с космодрома Байконур, который тогда носил название 5-го научно-исследовательского полигона министерства обороны СССР «Тюра-Там», на ракете-носителе «Спутник-1», а по сути, на модификации межконтинентальной баллистической ракеты Р-7, был осуществлен вывод на орбиту первого искусственного спутника Земли — ПС-1.

Расшифровывается эта аббревиатура, кстати, весьма скромно: «простейший спутник один». Советские инженеры в ведомстве Сергея Павловича Королева излишним пафосом заражены не были. Но слово «спутник» вошло во все языки мира без изменения фонетики.

Несмотря на то, что «Спутник-1» был абсолютно мирным, и его главной задачей была проверка самой возможности обеспечивать связь и контроль над подобными устройствами, к его запуску имели отношения военные. Но тут надо понимать простую закономерность. Конечно же, один из первых энтузиастов основания космоса Константин Эдуардович Циолковский был обычным калужским учителем, однако двое инженеров, которые и начали космическую эру человечества, — наш соотечественник Сергей Королев и немец Вернер фон Браун — без военных мало что могли бы сделать. Технологии, которые они разрабатывали, представляли интерес, прежде всего, для военных ведомств.

В дальнейшем все пуски советских и российских ракетоносителей осуществлялись только с участием военных. По мере того как эти программы становялись планомерными и регулярными, в 1964 году для централизации работ по созданию новых средств, а также оперативного решения вопросов применения космических средств было создано Центральное управление космических средств Ракетных войск стратегического назначения (прежняя аббревиатура — РВСН). А в 1970 году оно было реорганизовано в Главное управление космических средств РВСН.

Но в первой половине 80-х стало ясно, что задачи ведомств несколько отличаются. В 1992 году были созданы Военно-космические силы, а в 2001 — космические войска.

Понятно, что представление о космических войсках как о некой копии образов из франшизы «Звездных войн» — не более чем глупость. До эпохи (и сомнительно, что она настанет) космических линкоров и фрегатов очень далеко, да и функции современных космических войск России далеки от прямых боестолкновений.

Впрочем, на заре освоения ближнего космоса, о каких только военных функциях на орбите не говорили. От оснащения обитаемых аппаратов артиллерийским вооружением до орбитальных атомных бомб. Но все это, как и американская программа «Звездных войск», оказалось крайне неэффективным и относилось скорее к фантазиям инженеров и ученых, нежели к практическим задачам.

Так чем же занимаются Космические войска? Прежде всего, это разведка и контроль за пусками и обслуживанием спутников двойного назначения (гражданского и военного), наблюдение за ближним космическим пространством и спутниками вероятного противника. И это весьма сложная высокотехнологическая задача. И совершенно не случайно, что космические войска включены в состав ВКС. Они используют одни и те же технические инструменты, а часто одну и ту же инфраструктурную базу.

К примеру, баллистические ракеты некоторых типов, а видимо, в скором времени и некоторые стратегические бомбардировщики будут использовать суборбитальные траектории. Без специалистов с опытом управления объектов в ближнем космосе тут не обойтись.

Отдельно, кстати, стоит отметить метеоритную опасность. Это тоже функции космических войск. И в этом аспекте есть широкое поле для международного сотрудничества. Как говорил знаменитый русский полководец Александр Васильевич Суворов: «Пуля — дура». А уж комета или метеор и вовсе не выбирают цели на Земле. Опасность для всех стран одинакова. А значит, и справляться с ней нужно будет сообща.

Так что, Космическим войскам России отдыхать не приходится. Работы хватит.

Ракетно-космические войска СССР

Разделы этой страницы:

Ракетно-космические войска СССР

В Советском Союзе тоже не теряли времени даром.

Хотя сразу по окончании войны правительство СССР в четыре раза сократило армию, основные ударные силы продолжали оставаться в оккупационных зонах на территории Европы. При восстановлении народного хозяйства большое внимание уделялось не только возведению из руин городских кварталов, фабрик и заводов, но и дальнейшему совершенствованию вооруженных сил. В течение семи послевоенных лет вооруженные силы были полностью переоснащены — они получили более современные образцы автоматического оружия, артиллерии, новые самолеты, радиолокационную технику. Армия была полностью моторизована, навсегда отказавшись от кавалерии и гужевого транспорта.

В те годы господствующей стала доктрина стратегического наступления, направленного прежде всего на изматывание и уничтожение вооруженных сил противника. В обеспечение такого наступления требовалось создать носители атомных зарядов, с помощью которых можно было бы уничтожить военные базы и скопления войск противника. Кроме того, рождение советских стратегических сил, обладающих ядерными бомбами, устанавливало некий паритет между противоборствующими сторонами — теперь в ответ на бомбардировку советских городов Красная армия могла нанести удар по городам в Западной Европе и даже в Америке.

Министра авиации Великобритании Гендерсон, выступая в палате общин 30 июля 1953 года, заявил, что СССР ежегодно производит 24 тысячи (?!) управляемых снарядов усовершенствованного варианта «V-2» со сверхзвуковой скоростью полета.

Конструктор ракетной техники и исследователь ее истории Кеннет Гэтланд пугал своих соотечественников-англичан страшными рассказами о фантастической ракетно-ядерной мощи, которую обрели Советы, заполучив в качестве трофеев перспективные немецкие технологии:

«…Данные, относящиеся к 1949 г., указывают, что Советская Армия построила в стратегических пунктах Восточной Германии и стран Восточной Европы стартовые площадки для запуска управляемых снарядов, — писал он в книге “Развитие управляемых снарядов” (1954). — Многие из этих площадок расположены вдоль Балтийского побережья Восточной Германии, Польши и СССР, а другие находятся в районах, простирающихся от Финляндии до Черного моря и от Архангельска до Северо-Восточной Сибири. <…>

Мы знаем о существовании модернизированного варианта снаряда Фау-2, обладающего дальностью полета, достаточной для поражения объектов, находящихся в Западной Европе, а также о практической возможности использования этих снарядов с атомным зарядом при достаточно высокой точности попадания в цель. <…> Возможно создание вариантов снарядов Фау-2 с дальностью полета 500, 650 и даже 800 км, и можно быть совершенно уверенным, что такое оружие уже имеется в СССР. Согласно информации из “частных немецких источников”, Советский Союз располагает двухступенчатым снарядом с дальностью действия до 3 тыс. км. Указывают, что этот снаряд состоит из модифицированного снаряда Фау-2 и ускорителя русской конструкции с тягой 120 тыс. кг, работающего на жидком кислороде и керосине. Взлетный вес снаряда составляет 70–80 т. Необходимо, однако, учитывать, что и обычный снаряд Фау-2, выпущенный в советской оккупационной зоне Германии, может достигнуть таких важных целей, как Рурский промышленный район и порты снабжения Антверпен и Роттердам.

Если в случае военного конфликта европейский континент опять окажется в руках агрессора, то снаряд типа Фау-2 будет постоянной угрозой для Англии…»

И Гендерсон и Гэтланд ошибались. Советские инженеры-конструкторы были поставлены перед необходимостью создать совершенно новые отрасли промышленного производства, что само по себе требовало значительного времени и сил, но до этого им в рекордные сроки требовалось воспроизвести хотя бы успехи немцев и американцев.

Так, авиаконструктор Андрей Туполев создавал «Ту-4», фактически копируя американский бомбардировщик «В-29». А ведь в США эта машина уже считалась устаревшей.

Ведущий специалист по пульсирующим воздушно-реактивным двигателям Владимир Челомей работал над крылатой ракетой «10Х», являющейся точной копией немецкого самолета-снаряда «Фау-1» («V-1»). А ведь еще обстрел этими снарядами Лондона в 1944 году показал их низкую эффективность: британские летчики быстро приноровились сбивать эти летающие бомбы огнем пушек или спутным потоком, образующимся за крыльями их перехватчиков.

А главный ракетчик страны Сергей Королев занимался клонированием немецкой баллистической ракеты «V-2», сначала наладив ее сборку из немецких деталей на родной земле, а затем и воспроизведя на основе отечественных материалов и технологий (ракета «Р-1»). Даже ракета «Р-2», имевшая расчетную дальность в 600 км, была лишь усовершенствованным вариантом все той же «V-2». Кстати, первые летно-конструкторские испытания этой ракеты состоялись в октябре-декабре 1950 года, а ее серийное производство было развернуто только в июне 1953 года, и уж, конечно, никакой речи о двадцати четырех тысячах ракет в год никогда не шло.

Что касается «двухступенчатого снаряда с дальностью действия до 3 тыс. км», то Королев (1948–1953) действительно активно работал над баллистической ракетой «Р-3», рассчитанной как раз на эту дальность. Конструкторы рассматривали самые экзотические варианты (например, ракета с отстреливаемыми ускорителями-«боковухами»), но остановили свой выбор на одноступенчатой ракете с отделяемой головной частью. Но и она никогда не была реализована в металле, уступив место знаменитой «семерке» — межконтинентальной баллистической ракете «Р-7», открывшей Советскому Союзу дорогу в космос.

В технологическом плане СССР значительно отставал, но в том-то и подвиг советских инженеров и рабочих, что они за короткие сроки в условиях разрухи и коммунальной нищеты сумели не только поднять промышленность до уровня европейских стран, но и создали задел на будущее, обогнав западных коллег. Из руин поднималась великая Империя, существование которой пугало мир, но которая претендовала на то, чтобы построить самое справедливо устроенное общество на Земле.

Работа над ракетой с дальностью полета в 3000 км (тема «Н-1») шла по нескольким направлениям. Сергей. Королев, который был опытным авиационным инженером, полагал, что такое расстояние может покрыть только летательный аппарат с крыльями — самолет-снаряд с жидкостным и воздушно-реактивным двигателями. В записке к эскизному проекту «Р-3» он писал:

«Одним из перспективных направлений в развитии ракет дальнего действия является разработка крылатой ракеты. Осуществление крылатой ракеты находится в некоторой связи с успешным развитием баллистических ракет дальнего действия…»

Неудачи, преследовавшие немецких инженеров при испытаниях и боевом применении реактивного снаряда «V-1», о которых Королев наслушался еще в Германии, побудили Главного конструктора более осторожно подойти к этой теме. Было решено проработать эскизные проекты двух подвариантов «Экспериментальной крылатой ракеты» («ЭКР»): одноступенчатой («КН») и составной («КС»).

Одной из главных проблем крылатой ракеты дальнего действия считалась необходимость управлять ею на протяжении всей траектории до самой цели. Коллеги по Совету главных конструкторов уверяли Королева, что такую систему на данном этапе создать невозможно. Дело в том, что обычная инерциальная система наведения в стратегической крылатой ракете не может быть применена, так как с учетом дальности стрельбы вероятное отклонение от точки прицеливания составит десятки километров. И тогда была предложена принципиально новая система наведения — с астрокоррекцией.

Суть астрокоррекции заключается в том, что специальный оптический прибор автоматически находит две определенные звезды, а затем следит за ними. Таким образом, постоянно производится замер «высоты» звезды над горизонтом и на виртуальной карте строится так называемая окружность равных высот. Пересечение таких окружностей для двух звезд дает точное положение ракеты в данный момент. Далее данные передаются автопилоту, который производит коррекцию курса ракеты, а по достижении географического места цели переводит ракету в пикирование.

Ракеты с системой астрокоррекции должны лететь на максимальной высоте, насколько позволяют возможности воздушно-реактивного двигателя. Ведь только на высоте свыше 18 км звезды видны днем также ярко, как и ночью, и система астрокоррекции может работать круглосуточно и независимо от погодных условий.

Действующий макет системы астронавигации был отлажен и готов к установке на самолет в начале 1952 года. В течение второй половины 1952 и первой половины 1953 года было совершено девять испытательных полетов самолета «Ил-12» по маршруту Москва-Даугавпилс.

Летчик должен был вести самолет так, чтобы стрелка индикатора сохраняла по возможности нулевое положение. Это означало, что самолет идет по трассе, указанной системой астрокоррекции. При выходе на цель на пульте штурмана и доске пилота загорался красный транспарант. Обязанностью штурмана было определение по земным ориентирам действительного положения самолета, благо полеты производились только в ясные ночи. Определив действительное положение по трассе полета в момент появления сигнала «цель», можно было определить погрешность, которую имеет система. Летные испытания блестяще подтвердили правильность принципиальных решений. За все время не было ни одного отказа, а ошибка навигации не превышала 7 км, что было очень хорошо для технологий сталинской эпохи.

В январе 1952 года Королев выступил на заседании Ученого совета с докладом, посвященным подведению итогов научно-исследовательских работ по теме крылатых ракет. В докладе предлагался проект двухступенчатой крылатой ракеты «ЭКР» с дальностью полета 8000 км. Первая ступень этой ракеты имела мощный жидкостный двигатель, с помощью которого должны были осуществляться вертикальный старт, разгон и набор высоты до момента разделения со второй ступенью. Вертикальный старт к тому времени был уже хорошо отработан на практике применения баллистических ракет и не требовал сложных стартовых сооружений. Вторая ступень составной ракеты была крылатой, а в качестве двигателя, который должен был работать на всем маршруте, предлагался сверхзвуковой прямоточный воздушно-реактивный Двигатель конструкции Михаила Бондарюка. Расчеты показали, что при высоте полета в 20 км может быть получена требуемая дальность при скорости, в три раза превышающей звуковую.

Успешное проведение самолетных испытаний сняло все сомнения в работоспособности системы астрокоррекции. К этому же времени были получены и обнадеживающие результаты по экспериментам Бондарюка с воздушно-реактивными двигателями. Однако конструкторский коллектив Королева уже не мог в то время вести два направления сразу, и тогда Сергей Павлович принял решение о прекращении работ у себя и передаче всего задела в Министерство авиационной промышленности. Оно было закреплено Постановлением Совета Министров № 957–409 от 20 мая 1954 года.

В мае 1954 года разработка межконтинентальной крылатой ракеты была поручена двум авиационным конструкторским бюро. Более легкий вариант (весом 60 т) делал Семен Лавочкин в ОКБ-301, а более тяжелую (весом около 152 т) делал Владимир Мясищев в ОКБ-23. Научным руководителем этих проектов назначили Мстислава Келдыша.

Крылатая ракета Лавочкина получила название «Буря» и индекс «350» («Изделие 350», «В-350», «Ла-350»), а крылатая ракета Мясищева — «Буран» и индекс «40» («М-40»), Кроме того, стартовой ступени «Бурана» присвоили индекс «41», а маршевой — «42».

Обе ракеты имели сходные конструктивные схемы. Они были двухступенчатыми. И на «Бурю», и на «Буран» предполагалось устанавливать сверхзвуковые прямоточные воздушно-реактивные двигатели конструкции ОКБ-670 Михаила Бондарюка. Жидкостные двигатели стартовой ступени «Бурана» делало ОКБ-456 Валентина Глушко, а для «Бури» — КБ химического машиностроения под руководством Алексея Исаева.

Главным конструктором крылатой ракеты «Буря» Лавочкин назначил Наума Чернякова (позднее он стал главным конструктором самолета «Т-4» в ОКБ Павла Сухого).

Эскизное проектирование «Бури» завершили уже к сентябрю 1955 году. Однако в сентябре 1956 вес боевого заряда, под который проектировалась ракета, был увеличен с 2100 до 2350 кг, что повлекло за собой изменения в конструкции и соответственно сказалось на сроках сдачи аппарата. Вес крылатой ракеты при этом значительно увеличился: стартовый вес достиг 95 т, вес маршевой ступени — 33 т.

Стартовала «Буря» вертикально с лафета затем, в соответствии с заданной программой, проходила разгонный участок траектории, на котором управлялась газовыми рулями. Затем они сбрасывались и управление переключалось на воздушные рули. После разгона, когда скорость полета достигала нужного значения, воздушно-реактивный двигатель выходил на режим полной тяги и на высоте 17,5 км производилась расцепка ускорителей с маршевой ступенью. После этого полет корректировался с помощью системы астрокоррекции типа «Земля».

«Буря» летела с постоянной скоростью выше трех звуковых, на дальность в 8000 км. При подходе к цели ракета должна была совершить противозенитный маневр, поднявшись на высоту 25 км и оттуда резко спикировав на цель. На этом режиме происходило сбрасывание головного конуса с боезарядом.

Техническая документация для «Бури» была подготовлена в 1957 году, и вскоре началось производство опытного экземпляра. Параллельно с ним на заводе № 1 в Куйбышеве была запущена серия ракет для проведения летных испытаний. Всего изготовили 19 ракет, и все они были использованы.

При огромной скорости движения в стратосфере происходит нагрев поверхностей планера до температуры свыше 200 °C, что исключает возможность применения привычного дюралюминии в конструкция фюзеляжа и крыла. Поэтому на крылатых ракетах впервые нашел применение новый для советского ракетостроения материал — титан. Этот металл, способный сохранять высокие механические свойства при значительных температурах, оказался незаменим в условиях длительного полета на больших скоростях.

Во время работы над «Бурей» в ОКБ-301 впервые в Советском Союзе была разработана и внедрена технология сварки титана, а также некоторые виды механической обработки этого материала.

Летно-конструкторские испытания ракеты «Буря» начались 31 июля 1957 года на полигоне Капустин Яр. Удалось включить стартовый двигатель, но ракета так и осталась на пусковом столе — один из ускорителей не вышел на режим номинальной тяги и автоматика заблокировала команду «старт».

Первый пуск с наземной наводимой по азимуту стартовой установки (восьмиосная железнодорожная платформа, установленная на поворотной конструкции) состоялся 1 сентября 1957 года. При старте «Буря» оторвалась от пускового устройства, двигатели ускорителей сработали нормально, но из-за неполадок сработали реле системы управления и дали ложную команду на отделение газовых рулей ускорителей. Это, естественно, привело к потере управления ракеты, и она, совершив кувырок, взорвалась вблизи от стартовой позицией.

Во втором пуске ракета взорвалась в полете на 31-й секунде, в третьем — на 63-й секунде и в четвертом — на 81 секунде полета.

Только 22 мая 1958 года в пятом пуске успешно прошла расцепка ступеней ракеты и был запушен маршевый воздушно-реактивный двигатель. Затем — вновь три неудачных пуска.

Специалистам приходилось преодолевать проблемы, с которыми никто до них не сталкивался, а сроки поджимали. Наконец после определенных доработок полоса неудач закончилась. В девятом пуске 28 декабря 1958 года продолжительность полета «Ла-350» составила 309 секунд. В десятом и одиннадцатом пусках были получены рекордные для того времени результаты: ракета улетела на 1350 км при скорости 3300 км/ч и на 1760 км при скорости 3500 км/ч соответственно.

В двенадцатом пуске на «Бурю» установили систему астронавигации, она пролетела 1315 км, далее последовали отказ систем воздушных датчиков и падение ракеты.

В тринадцатом пуске ракета была оснащена модернизированными ускорителями с двигателями «С2.1150» и прямоточными маршевыми двигателями «РД-012У» с укороченной камерой сгорания. Полет продолжался около 10 минут.

При пуске 2 декабря 1959 года ракета, оснащенная системой астронавигации, пролетела 4000 км. Это был абсолютный рекорд. После выполнения программы полета ракета была развернута на 210° и далее летела по радиокомандам. Испытания ракеты по короткой трассе (около 2000 км) завершились. Начались испытания по длинной трассе.

Заместитель Лавочкина по испытаниям Леонид Закс рассказывал, что как-то в руки создателей «Бури» попал американский журнал, в котором была представлена карта СССР с нанесенными на ней трассами полетов советских ракет дальнего действия. Там были все ракеты, кроме «Бури». Дело в том, что на базах НАТО в Турции имелись системы наблюдения, которые засекали верхнюю часть траектории полета советских баллистических ракет. Опираясь на законы баллистики, можно легко рассчитать остальную трассу ракеты, место ее взлета и падения. Но «Буря» была создана по другому принципу; кроме того, эта ракета могла совершить маневр в любой заданный момент, поэтому по части ее траектории нельзя было рассчитать весь полет, определить место старта или попадания. И это тоже был успех.

Тем временем испытания продолжались. Следующие пуски (с пятнадцатого по восемнадцатый) были произведены по длинной трассе: полигон Владимировка (севернее Каспийского моря) — полуостров Камчатка.

Проектная дальность в 8000 км достигнута не была, но результаты этих пусков позволили сделать вывод о возможности увеличения радиуса действия ракеты. Началась подготовка к серийному производству.

Однако к тому времени уже была поставлена на вооружение «космическая» ракета «Р-7», вышла на летные испытания новая межконтинентальная ракета «Р-16». Эти ракеты могли преодолеть любую противовоздушную оборону тех лет, имели высокую скорость полета и относительно простую конструкцию. Было принято решение ограничить стратегический ракетный парк страны баллистическими ракетами, и советские руководство сочло нецелесообразным создавать еще один носитель.

По поводу этого решения группа главных конструкторов обратилась с письмом к Никите Хрущеву с просьбой разрешить продолжение работ. Эту просьбу поддержали научный руководитель темы академик Келдыш и министр обороны Малиновский.

Хрущев в ответ заявил, что эта работа бесполезна и поручил секретарю ЦК КПСС Фролу Козлову — второму после него лицу в партийной иерархии — собрать всех заинтересованных лиц и разъяснить ошибочность их позиции.

На этом совещании заместитель Лавочкина Черняков попытался доложить о результатах пусков. Козлов его перебил: «Ну что вы хвастаете, что достигли скорости 3700 км в час. У нас ракеты теперь имеют скорость больше 20 000 км в час». Черняков понял, что здесь технические аргументы бесполезны.

Когда появился Малиновский, Козлов в резкой форме сделал ему замечание, почему он поддержал просьбу о продолжении работ: «Ведь Никита Сергеевич сказал, что это бесполезно». Министр обороны не нашел ничего лучшего для защиты, кроме фразы: «Это меня конструктора попутали».

В конце концов было найдено «компромиссное» решение. Семен Лавочкин предложил использовать «Бурю» как беспилотный фоторазведчик большой дальности или как ракету-мишень:

Было произведено еще четыре пуска «Ла-350». Однако в июне 1960 года Семен Лавочкин скончался. Проект разведчика просуществовал до октября, а мишени — до начала следующего года, но и их закрыли.

Последняя «Буря» была пущена с полигона Капустин Яр 16 декабря 1960 года.

Интересно, что в 1955–1957 годах в ОЕБ-301 велось предэскизное проектирование экспериментальной крылатой атомной ракеты с ядерным прямоточным воздушно-реактивным двигателем конструкция Бондарюка. Работы по проекту «375» не получили значительного развития — крылатая атомная ракета оказалась слишком большой.

На основе задела по «Буре» в бюро Лавочкина и Бондарюка шли работы по созданию воздушно-космического самолета и гиперзвукового прямоточного двигателя для него, но после смерти Лавочкина и эта программа была прекращена.

Альтернативный проект межконтинентальной крылатой ракеты, разрабатываемой в ОКБ-23 у Владимира Мясищева, получил название «Буран». Главным конструктором этого проекта был Георгий Назаров.

Крылатая ракета «40» («М-40») была аналогична по конструкции «Буре», но стартовый вес был заложен больший, так как предполагалось разместить более мощную и тяжелую боевую часть, оснащенную взрывными устройствами контактного и дистанционного типа — термоядерный заряд весом в 3400 кг.

Для старта и разгона маршевой ступени «42» («М-42») до скорости запуска сверхзвукового прямоточного двигателя планировалось использовать четыре ускорителя «41» («М-41») с жидкостными двигателями, разработанные на базе самолетных ускорителей «СУМ».

В процессе создания «Бурана» удалось получить ответы на множество принципиально новых теоретических вопросов и решить ряд конструктивно-технологических задач. Совместно с институтами авиационных материалов и авиационной технологии создавались новые конструкционные материалы, автоматические станки, технология роликовой и точечной сварки тонкостенных конструкций ракеты. Именно при сборке крыла «Бурана» была впервые успешно применена технология сборки конструкций из титана, использованная в 1970-х годах при создании высотного бомбардировщика «Т-4» («Су-100»),

Специально для проекта «М-40» разработали рулевые приводы и смазку, обеспечивающие функционирование органов управления при температуре +400 °C. В процессе опытно-конструкторских работ для оценки различных характеристик ракеты создавались новые методики. В частности, для определения напряженно- деформированного состояния треугольных крыльев впервые в СССР был разработан алгоритм прочностного расчета по методу конечных элементов.

«Буран» должен был стартовать вертикально с пусковой установки конструкции Новокраматорского машиностроительного завода. Через 83 секунды после взлета, на высоте 15 750 м и расстоянии около 19 км от места старта, производился сброс газовых рулей. В этот момент скорость полета достигала приблизительно 2700 км/ч и управление переходило к воздушным рулям.

Через 93 секунды после взлета, при достижении скорости полета 3380 км/ч, происходило выключение жидкостных ракетных ускорителей, а еще через 2 секунды, на высоте 18 100 м и расстоянии 28,7 км от места старта, — сброс ускорителей.

Через 101 секунду после взлета в работу включался сверхзвуковой прямоточный воздушно-реактивный двигатель маршевой ступени.

Через 117 секунд, на расстоянии 49 км от места старта, ракета достигала вершины траектории участка выведения — 19 700 м. К этому моменту скорость полета снижалась до скорости крейсерского полета — 3280 км/ч, и в работу включалась система астронавигации, выдерживающая направление полета ракеты к цели.

По мере уменьшения веса маршевой ступени за счет выгорания топлива происходит постепенное возрастание высоты полета от 18 200 до 24 500 м при достижении района цели.

Участок свободного падения на цель головной части ракеты с боевым зарядом начинается с момента достижения ракетой заданных географических координат, когда астронавигационная система дает команду на отделение головной части. Это происходит на расстоянии приблизительно 50 км до цели, на высоте 24 540 м, через 2 часа 28 минут после старта.

После отделения головной части начинается ее неуправляемое свободное падение в район цели, которое длится 100 секунд.

Анализ конструктивных особенностей межконтинентальной крылатой ракеты, построенной в 1955 году (экземпляр для статических испытаний), проработка деталей второго экземпляра маршевой ступени позволили сотрудникам бюро Мясищева перейти к рассмотрению проекта «Бурана» с увеличенным боевым зарядом.

Постановлением Совмина № 1096-570 от 11 августа

1956 года и приказом министра авиационной промышленности № 453 на ОКБ-23 было возложено задание разработать, построить и предъявить на совместные с Министерством обороны летные испытания опытные образцы дальней крылатой ракеты «Буран-А» с новым боевым зарядом.

Ракета «Буран-А» не имела принципиальных отличий от ракеты «Буран» ни в отношении основных проектных параметров, ни в отношении аэродинамической компоновки. Несколько увеличилась длина корпуса ракеты, были повышены тяговые характеристики двигателей.

Летные испытания «Бурана» планировались на август

1956 года в Капустином Яре, но затем срок был перенесен. А в ноябре 1957 года последовал приказ сверху — прекратить все работы по теме «40». В то время конструкторское бюро Мясищева оказалось сильно загружено работой над стратегическим бомбардировщиком «М-50», и коллектив бюро не очень горевал из-за того, что планы руководства изменились.

Всего до закрытия работ были изготовлены две крылатые ракеты «Буран», но ни одна из них так и не поднялась в небо…

Проработки по межконтинентальной крылатой ракете велись и в ОКБ-49 авиаконструктора Георгия Бериева. Проект получил название «Буревестник» и индекс «П-100».

Двухступенчатая крылатая ракета с жидкостными ракетными ускорителями и прямоточным воздушно-реактивным двигателем могла применяться как для нанесения ядерного удара, так и для ведения фотографической и радиотехнической разведки. Использование в варианте разведчика предусматривало два варианта: на предельную дальность, без возвращения, с передачей данных разведки по радиоканалу и с возвращением в точку старта и спасение отсека оборудования на парашютах.

Предполагалось, что радиус действия ракеты с возвращением 4000 км, а без возвращения — 8300 км.

В качестве межконтинентальной крылатой ракеты «Буревестник» проиграл баллистической ракете «Р-16», а как беспилотный разведчик проиграл конкурс принятому на вооружение в 1964 г. беспилотному разведчику ДБР-1 «Ястреб». В результате работы над «Буревестником» не вышли из стадии проектирования…