Какой указ рекомендовал ограничить работу на барщине

Содержание

Манифест о трехдневной барщине

Социальная история XVIII столетия в России характеризуется тенденциями усиления крепостного права, а также увеличения роли дворянства. Окончательное закрепление крепостных порядков произошло в годы правления Екатерины Великой. Ее сын, император Павел 1, понимал, что подобная тенденция несет множество рисков для государственного развития. Именно он предпринял первый в истории России закон, ограничивающий собственникам крестьян количество дней в недели, в которые они могут использовать труд своих крепостных. Статья посвящена описанию причин принятия Манифеста о трехдневной барщине, его основных пунктов, а также анализу результатов принятия этого документа.

Причины принятия

Еще до того как стать императором Павел 1 показал на собственном примере, как можно изменить отношения к крестьянству: на своих землях ввел двухдневную барщину и разрешил крестьянам заниматься другими промыслами, вплоть до торговли. Когда же император Павел 1 стал задумываться над тем, что бесправие крепостных может создать ряд проблем для государственного строя России. Для ограничения барщины было ряд причин:

  • Положение дворянства и крестьянства. Большинство населения были бесправные крестьяне, в то же время, дворяне за несколько столетий превратились в очень сильное и влиятельное сословие.
  • Эксплуатация крестьянства. Барщина не ограничивалась, не было законов, которые бы заставляли помещиков уменьшать дни отработки.
  • Бунты и восстания. Сложное положение крестьянства приводило к большому всплеску социального возмущения, которые начинались мирно (петиции, жалобы), но из-за отсутствия мер могли переходить в активные протесты.
  • Отсутствие мотивации у крестьян. Из-за брака времени крестьяне не имели возможности развивать свои участки, что проявлялось в виде низких урожаев.
  • Религия. Это не главный фактор, но то, что из-за отсутствия времени крестьяне работали в воскресенье, это подрывало их веру в идеалы православия.

Учитывая все это, 5 апреля 1797 года Павел 1 принял документ, который вошел в историю как «Манифест о трехдневной барщине».

Суть манифеста

Этот Манифест содержал два главных положения:

  1. Принуждать крестьянина работать в воскресенье запрещено.
  2. Оставшиеся шесть дней недели нужно было разделить пополам: три дня крестьянин работает на помещика, три на себя.

Далее среди историков существуют большие дискуссии. Ведь фактически в Манифесте о трехднейной барщине провозглашалась норма 3 на 3, как рекомендационная. Из-за этого некоторые помещики продолжали использовать свою систему, только оставляя крестьянину воскресенье. Однако учитывая, что текст называется Манифест, а принимал его абсолютный монарх, значит, он носил характер обязательного закона. По нормам Российской империи, указ подписанный императором считался обязательным для исполнения, даже если в нем не содержалось информация о наказании.

Реакция населения

Многие чиновники России, в том числе из поколения «екатерининской» эпохи, приветствовали манифест с радостью, называя его «новым этапом в жизни России». Представители иностранных государств (например, представитель прусского посольства Вегенер), которые были в тот момент в стране, выражали поддержку императору, говорили, что это начало крестьянских реформ. В 1820-х годах декабристы называли Манифестпро трехдневную барщину одним из самых прогрессивных по отношению к крестьянству.

Результаты манифеста

Главной проблемой этого Манифеста было то, что он воспринимался неоднозначно, иногда даже противоречиво. Фактически не было создано контроля за его исполнением. То есть, многие помещики воспринимали его действительно как рекомендацию. Кроме того, в некоторых регионах Российской империи существовала двухдневная барщина, теперь помещики получили официальное разрешение на ее увеличение.

Несмотря на несколько негативных моментов, в целом Манифест о трехдневной барщине можно считать прогрессивным. Часть крестьянства смогла воспользоваться этим законом, усиленно работая в свои три дня, заработав капитал. Некоторые крестьяне свободное время тратили на занятия промыслами, став например торговцами.

Если анализировать результаты Манифеста в целом, то можно сказать, что на локальном уровне он не принес желаемых результатов, поскольку был не обязательным для выполнения. Если смотреть с позиций всей истории России, то есть фактически на глобальном уровне, то этот Манифест был первой попыткой ликвидировать крепостное право. Именно поэтому его называют первой конституцией России.

Указ о трехдневной барщине

Указ о трехдневной барщине издан 5.04.1797г.

Окончательно отменил крепостное право в России, как известно, Александр II. Однако до него на престоле также были реформаторы, которые пытались если уж не отменить крепостничество совсем, то, по крайней мере, ограничить его и избавить от вредоносных элементов.

Один из таких актов – Манифест о трёхдневной барщине, опубликованный Павлом I в 1797 году. Этот документ пресекал произвол дворян и царского двора в отношении крепостных крестьян.

Отныне барщину разрешалось отрабатывать только три дня в неделю, а также запрещалось выгонять крепостных на барщину в воскресные дни. Воскресенье предназначалось для отдыха и посещения церкви, а оставшиеся три дня – для того, чтобы крестьянин работал на себя.

Причины написания Манифеста

Барщина, существовавшая в русском государстве со времён «Русской правды», постепенно утяжелялась: росло количество повинностей, крестьян принуждали всё больше работать на барина, а за провинности жестоко карали. Крепостное право во многих отношениях сравнялось с рабством. Такое отношение к сословию, которое своим трудом содержит всё остальное общество, начиная от мелких помещиков и кончая царским двором, грозило подорвать производительные силы государства.

Поэтому ещё с эпохи Петра I видные экономисты и государственные деятели создают проекты ограничения барщины. Однако до сей поры эти проекты не воплощались в жизнь. Непосредственные причины создания Манифеста делятся на объективные и субъективные. Объективные главным образом таковы:

  • Усиление помещичьего произвола и крестьянского гнёта;
  • Катастрофическое неравенство крестьян и дворян в правах – бесправие первых и существенные привилегии для вторых;
  • Рост массовых крестьянских движений, начиная от коллективных жалоб царю от крестьян и кончая вооружёнными выступлениями.

Шесть таких жалоб были поданы Павлу в марте 1797 году, накануне коронации. Главная субъективная причина – личность самого царя, который был если и не полноценным либералом, то ярым искателем справедливости. Задолго до вступления на престол он обустроил два своих имения – Гатчину и Павловск, руководствуясь теми же соображениями, что и в Манифесте: ввёл даже не трёхдневную, а двухдневную барщину, построил несколько бесплатных школ и больниц, несколько церквей, разрешал крестьянам в свободное от барщины время уходить на промыслы.

Последствия Манифеста

Манифест о трёхдневной барщине, несмотря на свою прогрессивную сущность (тем более, что это был первый документ такого рода в России), привёл к противоречивым результатам.

  • В целом можно было ожидать, что положение крестьян значительно улучшится и крепостное право обретёт «человеческое лицо».
  • Но при этом размытые формулировки Манифеста и отсутствие правового статуса барина и крепостного сделали указ «необязательным» для исполнения: из него следует, что трёхдневная барщина видится царю достаточной для удовлетворения нужд дворян, таким образом, текст его звучит как официальная рекомендация – и не более. Прямой запрет обозначен только на работу в воскресные дни. Историки и правоведы до сих пор спорят, был ли Манифест вообще указом; но большинство учёных всё-таки пришли к выводу, что царский документ не мог быть простым дружеским советом.
  • По неизвестной причине (скорее всего, в спешке или по недомыслию) составители документа внесли в него лишь запрет на барщину в воскресенье, упустив государственные и церковные праздники. Эта оплошка была исправлена только Александром I в 1818 году.
  • Парадоксально, но Манифест, по сути, приказывал ухудшить положение крестьян Малороссии, ибо в этом регионе традиционно практиковалась двухдневная барщина. Этот факт впоследствии использовался украинскими националистами как компромат против российской власти (как царской, так и современной); однако вполне ясно, что это упущение произошло также по недомыслию.
  • При всех своих недостатках Манифест, как и последовавшие за ним указы, подрывал основы крепостничества и закладывал почву для дальнейших преобразований, вплоть до отмены крепостного права в 1861 году.

Крестьяне в царствование Петра I

Стиль этой статьи неэнциклопедичен или нарушает нормы русского языка. Статью следует исправить согласно стилистическим правилам Википедии.

Период царствования Петра I — время необычайного напряжения народных сил для разрешения вековой задачи великорусской государственности. Это напряжение, заставляя собирать в одно все разрозненные орудия государственной деятельности, произвело в составе русского крестьянства сдвиги, надолго определившие и состав земледельческого класса, и формы его существования. Так же, как и по отношению к мерам Петра относительно шляхетства, можно сказать, что и крестьянство при нём не испытало коренного переустройства своего быта, но ряд отдельных мер, вызванных военными или финансовыми нуждами, продолжал укреплять те начала, которые создались и утвердились в жизни. Основная задача государственной жизни времён Петра оставалась та же, следовательно, и с этой стороны не могло проявиться ничего, что могло бы существенно изменить состояние классов русского общества.

Слияние холопства и владельческих крестьян

Положение, в котором очутилась к концу XVII века масса владельческих крестьян, характеризуется полной зависимостью крестьян от землевладельцев. Надо очень и очень зорко присмотреться, чтобы в тогдашнем законе найти черты, действительно отличающие владельческих крестьян от холопов. Особенно после того, как владельческие крестьяне, потеряв право уходить с земель, где их застали писцовые книги царя Михаила Фёдоровича, по-прежнему должали неоплатно землевладельцам, беря у них взаймы деньги, хлеб, сельскохозяйственные орудия. Неоплатный должник по закону того времени должен был становиться холопом своего кредитора. Не удивительно поэтому, что в жизни между помещиками и крестьянами устанавливались отношения, как между господами и холопами. А так как, с другой стороны, в быте холопов имелось много житейски-общего с устройством крестьянской жизни, то общая зависимость их землевладельцев неминуемо должна была вести к слиянию этих двух групп населения.

От прямого перехода в холопство крестьян ограждало правительство, установив «вечность крестьянскую», то есть запрет перехода крестьян в другие сословные разряды, не исключая и холопов. Холопы не платили податей. Оберегая крестьян от перехода в холопство, правительство сохраняло себе плательщиков государственных податей. Но в действительности владельческое крестьянство мало чем отличалось от холопства. Одинаково с холопами крестьян всё чаще начинают называть крепостными.

Однако уже в 1695 году указом царя Петра стали брать подати с обрабатываемых холопами земель. Возлагая на пашенных холопов ту же тягость, какую несли крестьяне, правительство, можно сказать, приравняло одних к другим. Если жизнь заставляла крепостных крестьян становиться в холопье положение, то закон поставил холопов в положение крепостных. Установившаяся с XVII века практика продажи крестьян без земли также стирает грань между крестьянами и холопами. Даже Пётр чувствовал себя бессильным искоренить куплю-продажу людей. Осуждая в одном указе 1721 года продажу крестьян, Пётр сомневается в возможности прекратить её.

Указом 1705 года на холопов распространяется рекрутская повинность. В жизни холопство до такой степени полно проникло в крестьянство, и, наоборот, крестьянство так сблизилось с холопством, что разграничить их становится чрезвычайно трудно. Дальнейшая жизнь быстро стёрла и последние различия, какие ещё можно было улавливать в этих двух, по существу столь различных состояниях. Слияние холопства и владельческого крестьянства в один разряд и по закону произошло в эпоху переписей и ревизия, сопровождавших введение подушной подати.

Подушная перепись

Основная статья: Подушная перепись

По указу 22 января (2 февраля) 1719 года в податные списки занесли только крестьян и пашенных холопов. В последующие годы перепись ещё более расширяет свои рамки и захватывает в свои списки, или сказки, холопов всех наименований. В 1723 году в перепись занесли и всех дворовых, если даже они земли не пахали и находились только в личном услужении у господ. По указу 1723 года малолетние, «не помнящие, „чьи они прежде были“, отдавались „в вечное владение“, тем помещикам, на земле которых застала их перепись. В 1722 году, после того как были установлены штаты духовенства при церквях сельских и городских, все церковники и причетники были записаны в подушные сказки за владельцами, на землях которых они жили. В подушные списки попали также отставные солдаты, матросы, „прежних служб служилые люди“ — пушкари, затинщики, стрельцы. В качестве плательщиков подушной подати они становились в один разряд с крестьянами и потому в случае пожалования земель, на которых они жили, дворянину — делались крепостными.

Важнейшим следствием переписи, начавшейся в 1718 году, было то, что крепостные крестьяне и холопы оказались смешанными в один разряд. С этих пор исчезло на Руси холопство, слившись с владельческим крестьянством в один разряд крепостных людей, подневольных господам.

В 1722 году нашло свой предел и существование вольных и гулящих людей. Деятельному, всегда поглощённому работой царю этот разряд московских людей давно уже казалось необходимым пристроить к государеву делу. Ещё в начале своего царствования он отозвался о них, как о „таковых, кои шатаются без службы; государственной пользы надеяться от них не можно, только умножают воровство“. Вольные или гулящие люди были действительно изрядный сброд, очень изменчивый по своему составу, бездельный и беспокойный. Вольным, гулящим человеком считал себя вольноотпущенный и холоп, кабальный холоп, вышедший на волю по смерти господина, и всякого другого чина человек, которого судьба или несчастье выкидывала из прирождённого ему разряда людей. Теперь всем этим гулящим людям приказывалось или зачисляться на военную службу, или отыскивать себе господ, которые согласились бы принять их к себе „во двор“. Те вольные люди, которые оказывались негодными к службе и не находили себе господ, ссылались на галеры.

Первая ревизия, как известно, принесла с собой подушную подать, которая шла не с земли и не со двора, а с „души“, то есть с человека. Наблюдение за их платёжной исправностью осталось по-прежнему за владельцами земли. По указу 5 (16) февраля 1722 года было приказано „подушные деньги платить самим помещикам, а где самих помещиков нет, их приказчикам и старостам“. В случаях непоступления в срок подушных платежей приказывалось в такие деревни „посылать экзекуцию и велеть немедленно править на помещиках“. С 1724 года владельческие крестьяне могли уходить из своих деревень на заработки и по другим надобностям не иначе, как имея при себе письменное разрешение господина, засвидетельствованное земским комиссаром и полковником того полка, который стоял в данной местности. Таким образом, помещичья власть над личностью крестьян получала ещё больше возможности усиливаться, забирая в своё безотчётное распоряжение и личность, и имущество частновладельческого крестьянина. Это новое состояние сельского работника получает с этого времени название „крепостной“, или „ревизской“, души.

Положение крепостных крестьян

Крестьяне с этого времени стали разделяться на крестьян крепостных, монастырских и государственных. Все три разряда были записаны в ревизские сказки и обложены одним налогом.

Законодательство Петра пробовало сделать кое-какие смягчения крепостного состояния, создавая даже возможность выхода из него. Так, было дозволено дворовым людям поступать в солдаты и без согласия господина. Крестьянам, которые вели торговлю в крупных размерах, было разрешено приписываться к городам даже вопреки желанию помещика, и помещик не мог при этом брать с них оброка больше, чем с остальных (указ 7 сентября 1723 г.). В целях развития кораблестроения в Петербурге всем плотникам, „которые бывали у судовых работ…чьи б оные не были“, была предоставлена возможность записаться в ряды „вольных плотников“ (эти плотники должны были селиться в Петербурге на Охте, где для них были выстроены избы). При этом плотники и их семьи автоматически освобождались из крепостного состояния. . Был издан указ, что если помещик относился к числу „беспутных мотов и разорителей“, то его имения следовало отбирать и отдавать близким родственникам. Было уничтожено право помещиков, при взыскании с них долгов, ставить за себя на правёж своих крепостных. Петр I также поручил Сенату, при подготовке нового Уложения (которое должно было заменить „Соборное уложение“) принять меры против безобразных форм торговли крестьянами — „Обычай есть в России, что крестьян и деловых и дворовых людей мелкое шляхетство продает врознь, как скотов — кто похочет купить, чего во всем свете не водится… И Его Величество указал оную продажу людей пресечь, а ежели невозможно будет вовсе пресечь, то хотя бы по нужде и продавали целыми фамилиями, или семьями, а не порознь“. Но данное указание осталось пустым звуком, так как новое Уложение не было составлено (медленно шедшее составление законов прекратилось после смерти Петра).

Государственные крестьяне

Категория государственных, или казенных крестьян появилась в итоге осуществления податной реформы 1723 г. в результате объединения разных групп лично свободного крестьянства (черносошных, ясачных и т. д.). Предположительно, образцом для юридического определения данной группы послужили коронные крестьяне в Швеции. На момент переписи 1724 г. государственные крестьяне составляли 19 % населения (в дальнейшем их доля в населении увеличивалась — в 1858 г. государственные кр. составляли 45 % населения на территории, охваченной первой ревизией). Юридически государственные крестьяне рассматривались как „свободные сельские обыватели“. Помимо подушной подати, государственные крестьяне платили денежный оброк государству. Государственные крестьяне, в отличие от владельческих, рассматривались как юридические лица — они могли выступать в суде, заключать сделки, владеть собственностью. Земля, на которой работали такие крестьяне, считалась государственным владением, но за крестьянами признавалось право пользования — на практике крестьяне совершали сделки как владельцы земли. Но при этом государственные крестьяне были прикреплены к общине, и могли быть пожалованы частным лицам в качестве крепостных. Практику раздачи государственных крестьян в частные руки отменил Александр I в 1800 г., однако и ранее пожалования русских государственных крестьян частным лицам случались редко (а на Севере и в Сибири — никогда). Как правило, дворянам раздавали дворцовых крестьян (то есть личных крепостных царя) и крестьян с завоеванных земель. Сословная политика Петра I (запрет на владение крепостными для недворян) предотвратила введение крепостного права на русском Севере.

Однодворцы

Обычно однодворцев включают в состав государственных крестьян, однако их положение было особым. Однодворцами назывались прямые потомки мелких служилых людей, поселённых правительством каждый на отдельном участке по всей военной границе Московского государства. В середине XVII века этих поселенцев сменяют на продвинувшейся дальше в степь границе малороссийские полки и с 1713 года — учреждённая Петром ландмилиция, набиравшаяся и из однодворцев. Военная служба людей, поселённых между Тульской и Белгородской оборонительными линиями, перестала быть нужной на месте, так как опасность отодвинулась далеко на юг. Тогда Петр указом записал этих старых служилых людей в подушный оклад и превратил их, таким образом, в особый разряд крестьян. Однодворцы платили подушную подать и денежный оброк государству, но в остальном имели практически такие же права, как дворяне (в частности, могли иметь крепостных). У однодворцев отсутствовала община, и они не были связаны круговой порукой (частичное введение общины у однодворцев произошло лишь в XIX веке) В случае военной угрозы однодворцы должны были формировать ландмилицию.

Община

Ужесточение фискальной политики при Петре I привело к усилению позиций общины, как административной единицы. Крестьяне в общине ещё с XVI века были связаны круговой порукой (они должны были выплачивать сумму налогов за тех односельчан, которые по каким-то причинам не платили подати). Ужесточение контроля над поступлением налогов со стороны государства способствовало возрастанию власти общины на местах. В царствование Петра продолжилось распространение возникшей в XVII веке передельной общины. Этот процесс был связан с увеличением плотности крестьянского населения,. Распространенный взгляд о влиянии на формирование передельной общины введения подушной подати, по-видимому, не вполне обоснован.

Результаты сословной политики Петра для крестьян

Следствием реформ Петра, коснувшихся как прямо, так и косвенно землевладельческого населения России, было прежде всего объединение класса землевладельцев. Теперь он распадается только на две больших группы — крестьян, крепостных своим владельцам, и крестьян, крепостных государству. Те и другие записаны в общие ревизские сказки и все платят подушную подать. До Петра, когда подать была поземельной и размер её определялся размером пашни, крестьяне старались уменьшать запашку, чтобы меньше платить. Когда в XVII веке подать стали брать со двора, крестьяне расширили дворы, скучиваясь на одном, чтобы достичь таким путём уменьшения казённой подати. Перенос подати со двора на самого работника дал возможность крестьянам пахать больше земли и освободил их от необходимости сокращать собственную предприимчивость, прячась от подати во дворе. До Петра и до введения подушной подати при нём у крестьян считалось недосягаемым благом иметь возможность разрабатывать надел в шесть десятин. К концу XVIII века обычным явлением в русском крестьянстве являются наделы в десять десятин. В этом обстоятельстве можно видеть положительное значение земледельческих и податных реформ Петра.

С другой стороны, реформы Петра ухудшили положение владельческих крестьян в смысле большей зависимости их от помещиков. Прежде всего, было расширено крепостное право. По указу о ревизии, в зависимость от землевладельца крепкими ему стали все жившие и работавшие на его земле, все те, кого он заносил в ревизские сказки: кто раз попадал в эти списки, тому уже не было выхода из крепостного состояния, особенно, когда были запрещены впоследствии самые жалобы на такие, даже неправильные внесения. Со времён Петра нет больше ни холопов, ни задворных людей, ни гулящих, — все они, наряду с владельческими крестьянами, крепостные того господина, на земле которого застала их ревизия, своей записью принёсшая им состояние крепостной зависимости.

При Петре создалась новая разновидность зависимых земледельцев — крестьян, приписанных к мануфактурам. Эти крестьяне в XVIII веке получили название посессионных. Указом 1721 года было разрешено дворянам и купцам-фабрикантам покупать деревни к мануфактурам. Купленные к мануфактуре с деревней крестьяне считались не собственностью владельцев фабрики, а как бы живым инвентарём, живой рабочей силой самих фабрик, прикреплялись к этим фабрикам и заводам, так что владелец мануфактуры не мог ни продавать, ни закладывать крестьян отдельно от фабрики.

Меры по развитию сельского хозяйства

Важной для крестьянства мерой Петра был указ 11 мая 1721 г, вводивший в практику жатвы хлеба литовскую косу, вместо традиционно употреблявшегося в России серпа. Для распространения этого новшества по губерниям было разосланы образцы «литовок», вместе с инструкторами из немецких и латышских крестьян. Так как коса давала десятикратную экономию труда при жатве, то данное нововведение за короткий срок получило широкое распространение, и стало частью обычного крестьянского хозяйства. Другие меры Петра по развитию сельского хозяйства включали распространение среди землевладельцев новых пород скота — голландских коров, мериносных овец из Испании, создание конских заводов. На южных окраинах страны были предприняты меры по насаждению виноградников и плантаций тутовых деревьев, разбиты питомники с выписанными из Франции и Италии фруктовыми деревьями..

Примечания

  1. Указ Императора Петра I Объ учиненіи общей переписи людей податного состоянія….22 января (2 февраля) 1719 года
  2. Указ Императора Петра I О поселеніи полковъ по Губерніямъ и о назначеніи к поселенію Ингерманландіи, Кареліи, Лифляндіи и Эстляндіи, вмѣсто отдаленныхъ Губерній.5 (16) февраля 1722 года
  3. Луппов С. П. История строительства Петербурга в первой четверти XVIII века / АН СССР. Б-ка. М.; Л., 1957. стр. 87-89
  4. Баггер Ханс „Реформы Петра Великого“. М.,1985 г.»
  5. Половники // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
  6. Де Мадриага И. «Россия в эпоху Екатерины Великой»
  7. Б. Н. Миронов «Социальная история России периода империи (XVIII — начало XX в)»»
  8. Милов Л. В. Великорусский пахарь и особенности российского исторического процесса.»
  9. Поземельная община // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
  10. Указ о разрешении промышленникам покупать крестьян к мануфактурам 18 января 1721 года // Реформы Петра I. Сборник документов. Сост. В. И. Лебедев. — М.: Гос. соц.-эк. изд-во, 1937. — С. 88-89.
  11. Указ Петра I (недоступная ссылка). Дата обращения 11 апреля 2009. Архивировано 24 мая 2011 года.
  12. 1 2 Л.Милов «Великорусский пахарь»

Литература

  • «Великая реформа. Русское общество и крестьянский вопрос в прошлом и настоящем. Юбилейное издание». М., Издательство товарищества И. Д. Сытина, 1911 г. В 6 т. Т. 1.
  • Де Мадриага И. «Россия в эпоху Екатерины Великой»
  • Баггер Ханс «Реформы Петра Великого». М.,1985 г.
  • Беляев И. Д. «Крестьяне на Руси». М., 1860.
  • Милюков И. Н. «Очерки по истории русской культуры», выпуск 1
  • Семевский В. И. «Крестьяне в царствование императрицы Екатерины II», том I и II
  • Романович-Славатинский А. «Дворянство в России от начала XVIII века»
  • Блюменфельд Г. Ф. «О формах землевладения в древней России». Одесса, 1884.
  • Ключевский В. О. «Подушная подать и отмена холопства в России»
  • Ключевский В. О. «Курс русской истории», часть III и IV
  • Лаппо-Данилевский А. С. «Очерки истории образования главнейших разрядов сельского населения в России» // Крестьянский строй. СПб.,1905.
  • Забелин И. Е. «Большой боярин в своём вотчинном хозяйстве»

Как изменилось положение крестьян в период петровской реформы? В чем заключалась причина широких социальных движений?

Реформы Петра изменили положение крестьян. Из разных категорий крестьян, не находившихся в крепостной зависимости от помещиков или церкви (черносошные крестьяне севера, нерусские народности и т. п.), была сформирована новая единая категория государственных крестьян — лично свободных, но плативших оброк государству. Мнение, что данная мера «уничтожила остатки свободного крестьянства» неверно, так как группы населения, составившие государственных крестьян, в допетровский период не рассматривались как свободные — они были прикреплены к земле (Соборное уложение 1649 года) и могли быть пожалованы царём частным лицам и церкви в качестве крепостных. Гос. крестьяне в XVIII веке обладали правами лично свободных людей (могли владеть собственностью, выступать в суде в качестве одной из сторон, выбирать представителей в сословные органы и т. п.), но были ограничены в передвижении и могли быть (до начала XIX века, когда данная категория окончательно утверждается в качестве свободных людей) переведены монархом в разряд крепостных. Законодательные акты, касавшиеся собственно крепостного крестьянства, носили противоречивый характер. Так, было ограничено вмешательство помещиков в заключение браков крепостных (указ 1724 года), запрещено выставлять крепостных вместо себя ответчиками на суде и держать их на правеже за долги владельца. Также была подтверждена норма о передаче в опеку имений помещиков, разорявших своих крестьян, а холопам предоставлена возможность записываться в солдаты, что освобождало их от крепостной зависимости (указом имп. Елизаветы 2 июля 1742 года крепостные лишились этой возможности). Указом 1699 г. и приговором Ратуши 1700 г крестьянам, занимающимся торговлей или ремеслом, было предоставлено право переходить в посады, освобождаясь от крепостной зависимости (если крестьянин в таковой находился). В то же время были значительно ужесточены меры против беглых крестьян, большие массы дворцовых крестьян розданы частным лицам, помещикам было разрешено отдавать крепостных в рекруты. Указом 7 апреля 1690 г. было разрешено уступать, за неоплаченные долги «поместных» крепостных, что фактически было формой торговли крепостными. Обложение холопов (то есть личной прислуги без земли) подушной податью привело к слиянию холопов с крепостными крестьянами. Церковные крестьяне были подчинены монастырскому приказу и выведены из-под власти монастырей. При Петре создалась новая категория зависимых земледельцев — крестьян, приписанных к мануфактурам. Эти крестьяне в XVIII веке получили название посессионных. Указом 1721 года было разрешено дворянам и купцам-фабрикантам покупать крестьян к мануфактурам для работы на них. Купленные к фабрике крестьяне не считались собственностью её владельцев, а были прикреплены к производству, так что владелец фабрики не мог ни продавать, ни закладывать крестьян отдельно от мануфактуры. Посессионные крестьяне получали фиксированное жалование и выполняли фиксированный объём работ.

Крестьянство при Петре I стало ресурсом для его преобразований и реформ, подверглось жестокому обращению практически в рабское положение и зависимость от помещиков, на территории владений которых было вынуждено существовать и трудиться.Крестьяне при Петре I

Ключевые указы

  • 1690 — Разрешение о купле-продаже поместных крестьян — дворяне получили разрешение на продажу за долги или покупку по своему желанию крестьян, проживающих на территории их поместий.
  • 1705 — Регулярный рекрутский набор — податные сословия обязывались поставлять определенное количество рекрутов для армии и флота.
  • 1718-1719 — Повторная перепись населения — в качестве податных записывали и стариков, и младенцев, холопов, поместных и вольных крестьян приписывали там, где их застала перепись. Крестьяне навечно закреплялись (закрепощались) за конкретным помещиком.
  • 1721 — Разрешение покупать крестьян к фабрикам — дворяне и купцы, жаловавшиеся на нехватку рабочих рук, получили право покупать к заводам целые деревни.
  • 1724 — Указ о перемещении крестьян — без письменного разрешения помещика заверенного подписью местного старосты или воеводы, крестьянам было запрещено удаляться от родной деревни далее, чем на 30 верст.

Крестьяне в эпоху Петра I составляли подавляющую часть населения России – около 95% (3% — горожане, 1-1,5% — дворяне). Хотя в течение XVII в. почти все крестьяне были прикреплены к земле (лишены права менять место жительства), однако, согласно выводам историков, положение крепостных крестьян в России до Петра I сильно отличалось от того, что мы видим в XVIII в.

Как писал историк Е.Ф.Шмурло в своей «Истории России», «По уложению 1649 года крестьянин был лишен права сходить с земли, но во всем остальном он был совершенно свободным. Закон признавал за ним право на собственность, право заниматься торговлей, заключать договоры, распоряжаться своим имуществом по завещаниям».

К тем же выводам пришел американский историк Д.Блюм, подготовивший специальный научный труд по крестьянскому вопросу в России. Так, он указывает, что статус крепостного в XVII в. сильно отличался от статуса раба или холопа. Крепостные подлежали государственному (а не помещичьему) суду, могли совершать сделки, владеть собственностью.

Виды крестьян

  • Посессионные — категория, введённая в 1721 году для обеспечения дешёвой рабочей силой промышленности. Являлись неотделимым инвентарем (т.е. вещью) фабрики или завода.
  • Приписные — государственные крестьяне, вместо платы налогов отрабатывающие на промышленных предприятиях.
  • Дворцовые — принадлежащие лично царю и членам царской фамиии
  • Государственные — большая часть крестьян, лично свободные, но прикреплённые к земле (не имели право переселения).
  • Однодворцы — сословие возникшее при расширении южных границ Русского государства и состоявшее из военизированных землевладельцев, живших на окраинах государства и нёсших охрану пограничья.
  • Холопы — лично зависимые от помещиков крестьяне, по правовому положению сравнимые с рабами.

Вплоть до царствования Петра I купля-продажа крепостных крестьян была запрещена рядом указов и Уложением 1649 г., он был первый кто санкционировал эту практику. В течение XVII в. происходило постепенное ухудшение статуса крепостных крестьян и усиление произвола со стороны помещиков. Тем не менее, сохранялись существенные различия между статусом крепостных и холопов (рабов), число которых было в целом незначительно. Наконец, в XVII в. существовала большая категория фактически свободных крестьян, живших не на землях дворян, а на государственной земле или своей собственной и не имевших никакого отношения к помещикам. В частности, практически все крестьяне Урала, Сибири и Севера России относились к данной категории.

Закрепощение крестьян

Согласно выводам историка А.Г.Манькова, в последние 10-20 лет перед началом царствования Петра I происходила быстрая деградация статуса вотчинных крестьян: они все больше поражались в правах, появились случаи их купли-продажи и, наконец, указом 30 марта 1688 г. были сняты все прежние запреты и ограничения на куплю-продажу вотчинных крестьянами. Однако число вотчинных крестьян было во много раз меньше крестьян поместных (поместья считались государственной собственностью), статус которых был еще довольно высоким, и их купля-продажа была запрещена.

При Петре I произошли сильные изменения в статусе крестьян. Прежде всего, как указывает А.Г.Маньков, указом 7 апреля 1690 г. была впервые официально разрешена купля-продажа поместных крестьян, что ранее запрещалось: как говорилось в указе, «всякий помещик и вотчинник в поместьях своих и вотчинах и во крестьянах поступиться и сдать и променять волен». Именно с этого момента начинается массовая торговля крепостными крестьянами – так, число сделок в Новгородской области в 1690-е гг. выросло в 20-30 раз по сравнению с предыдущими десятилетиями, что по мнению историков А.Г.Манькова, А.А.Шилова и Е.И.Каменцевой, было следствием именно указа 7 апреля 1690 г.

Приписные крестьяне

Кроме того, при Петре широко применялась практика «приписывания» крестьян к фабрикам и мануфактурам, что, по словам Д.Блюма, было равнозначно обращению их в рабство и принуждению к тяжелому и неприятному труду. Чаще всего «приписывали» даже не крепостных, а фактически свободных крестьян, как это было на Урале. Обычно крестьяне «приписывались» к заводу специальными указами царя.

По мнению историка Б.Н.Миронова, важной вехой в социальной истории России стали законы 1719 г. : «В 1719 г. персонально за каждым дворянином были навечно закреплены все крестьяне, жившие в его поместье, а его права над крестьянами были существенно увеличены: они приблизились к тем правам, которые до той поры имел господин в отношении своего холопа, что поставило крестьянина на грань помещичьей собственности»; «огромное негативное влияние на положение помещичьих крестьян оказало уничтожение в 1719 г. юридической грани между холопами, чье положение было действительно близко к рабству, и крепостными, чье положение до этого было близко к положению свободных крестьян…». Такого же мнения придерживается историк Е.В.Анисимова.

Дарение крестьян

Пётр I ввел практику дарения государственных крестьян частным лицам, что автоматически превращало их в крепостных. Только за 11 лет (1700-1711 гг.) он подарил, в основном своим фаворитам и вельможам, 340 тысяч десятин пахотных земель и 27,5 тысяч крестьянских дворов.

Были резко ужесточены меры против беглых крестьян. В 1698 г. был удвоен штраф за держание или укрывательство беглого — с 10 руб. по Уложению 1649 г. до 20 руб., а в 1721 г. он был увеличен до 100 руб. в 1721 г. – итого штраф за укрывательство беглого в течение царствования Петра I вырос в 10 раз. Как пишет историк Н.И.Павленко, «… законодательство первой четверти XVIII в. изобилует указами о сыске беглых. Достаточно сказать, что за это время было обнародовано 46 указов о беглых и упоминаний о них в инструкциях, наставлениях и т.д.».

Ограничение передвижения крестьян

С 1724 года было установлено правило, по которому крепостные крестьяне могли уходить из своих деревень на заработки и по другим надобностям не иначе, как имея при себе письменное разрешение помещика, засвидетельствованное земским комиссаром и полковником того полка, который стоял в данной местности. Таким образом, помещичья власть над личностью крестьян получала ещё больше возможности усиливаться, забирая в своё безотчётное распоряжение и личность и имущество крепостного крестьянина. Это означало окончательную потерю крестьянами свободы, в данном случае даже права отлучаться из своей деревни. Как пишет историк Н.И.Павленко, «Каждый крестьянин, не имевший паспорта или отпускного свидетельства от помещика, объявлялся беглым, если его обнаруживали на территории, отдаленной от постоянного места жительства более чем на 30 верст. Паспортная система затрудняла миграцию крестьянского населения и на долгие годы затормозила формирование рынка рабочей силы».

Свобода передвижения была вновь дарована крестьянам лишь спустя 100 лет, в начале царствования Николая I. Тогда же им было разрешено владеть землей, были введены строгие запреты на куплю-продажу крепостных, государство начало следить за соблюдением их прав со стороны помещиков, и их статус вернулся примерно к тому положению, которое существовало в XVII в.

В целом, согласно выводу американского историка Д.Блюма, «статус крепостного в XVIII в. был сведен к рабу».

Как указывает Е.В.Анисимов, при Петре «резко усилились барщинные отработки крепостных крестьян, норма которых, по данным Ю.А.Тихонова, приближалась к предельной физической возможности эксплуатации человека».

Прочие нововведения

Важной для крестьянства мерой Петра был указ 11 мая 1721 г, вводивший в практику жатвы хлеба литовскую косу, вместо традиционно употреблявшегося в России серпа. Для распространения этого новшества по губерниям было разосланы образцы «литовок», вместе с инструкторами из немецких и латышских крестьян. Так как коса давала десятикратную экономию труда при жатве, то данное нововведение за короткий срок получило широкое распространение, и стало частью обычного крестьянского хозяйства. Другие меры Петра по развитию сельского хозяйства, включали распространение среди землевладельцев новых пород скота — голландских коров, мериносных овец из Испании, создание конских заводов. На южных окраинах страны были предприняты меры по насаждению виноградников и плантаций тутовых деревьев.

Источник — сайт Юрия Кузовкова

К концу 17 века большое количество владельческих крестьян стало зависимо от землевладельцев. Различия между холопами и крестьянами было практически неотличимо. Это было связано из-за того что крестьяне брали в долг у землевладельца еду, орудия труда, деньги, а выплатить этот долг не могли. По законам того времени должник, который не может вернуть долг автоматически становится холопом того, у кого он занимал. В 1965 году Петр 1 издает указ, по которому холопы, обрабатывающие земли, должны были платить подать. Если крепостного крестьянина в холопы гнала жизнь (невозвратные долги), то холопов приравнивало к крестьянам государство. В те времена была частой практика продажи крестьян без земли, тем самым стирались отличия между крепостными крестьянами и холопами.

Подушная перепись населения

Перепись 1718 года привела к тому, что крепостные крестьяне и холопы смешались в один разряд и холопы перестали существовать, превратившись в крепостных крестьян. Указом 1719 года в списки заносились только крестьяне и холопы, обрабатывавшие земли. Но уже в 1723 года в податные списки стали заноситься все дворовые люди, даже те, которые просто служили господину и не обрабатывали земли. Если же во время переписи находились люди, которые не знали кому они принадлежат или дети, то они автоматически отдавались тому помещику на чьей земле они находились в тот момент. Позже в подушные списки попали отставные военные – солдаты, матросы, пушкари, стрельцы.
До 1722 года вольные и гулящие люди, а в этот разряд входили – вольноотпущенные холопы, кабальные холопы, обретшие свободу по случаю смерти хозяина, и все другие люди, чья судьба выкинула их из его разряда, не вносились в подушную перепись. Но Петру 1 это не нравилось и он решил извлечь выгоду из этих людей. Теперь всему этому разряду людей должно было найти себе помещика или пойти на службу. Если на службу он не годился, а помещик его брать не хотел, то его ссылали на галеры.
Первая перепись населения при Петре 1 привела к введению подушной подати. Теперь подать бралась не со двора как раньше, а с каждой «души» (с человека). Ответственным за платежеспособностью оставались все те же владельцы земель на которых находились налогоплательщики.Петр 1 пошел дальше. Указом от 5 февраля 1722 он обязал подушную подать платить самим помещикам, тем самым усилив власть над крестьянами. Теперь помещик полностью мог забирать имущество и саму личность крепостного крестьянина без какого-либо отчета, потому что платил подать он за крестьянина.
Крестьяне с тех времен стали делиться на: крепостных крестьян, монастырских крестьян и государственных крестьян.

Положение крепостных крестьян

Петр 1 старался как-то облегчить сложную жизнь крепостных крестьян, даже позволяя выйти из крестьянства при определенных условиях. Если крестьянин надумал идти на военную службу, то он мог сделать это без разрешения своего господина. Некоторые крестьяне довольно неплохо вели торговлю, и при крупных оборотах товара они могли приписаться к любому городу без разрешения помещика. Оброк он платил как и раньше и помещик не мог увеличить оброк из-за переезда его крестьянина. Чтобы развивать строительство флота в Петербурге Петр 1 разрешил всем людям, которые работали над строительством судов, записаться в вольные плотники. Тем самым крестьянин и его семья автоматически освобождались от крепостного состояния. Жить они были обязаны в специально построенных для них избах в Петербурге. Также Петр 1 приказал подготовить новое Уложение взамен «Соборного Уложения», чтобы крестьян не продавали в больших количествах как скот , но если и продавали, то семьями, а не в разнобой. Но этого не произошло, так как новое Уложение в свет не вышло.

Положение государственных крестьян

Государственные или казенные крестьяне – группа свободных крестьян, появившихся в результате податной реформы 1723 года. По данным переписи 1724 года казенные крестьяне составляли около 19 процентов от населения страны. Кроме подушной подати, государственные крестьяне обязаны были выплачивать оброк стране. Государственные крестьяне могли выступить в суде, владеть собственностью, заключать сделки, крепостные крестьяне этого права не имели. Земля, на которой трудился казенный крестьянин, принадлежала государству, но крестьянин мог ей пользоваться и совершать сделки как владелец земли. Но имея все эти привилегии государственный крестьянин принадлежал общине и мог быть отдан помещику в качестве крепостного, но это случалось крайне редко.

Результаты сословной политики Петра 1 для крестьян

Самым главным результатом сословной политики Петра 1 стало объединение землевладельческого класса. Теперь крепостные крестьяне разделялись на – принадлежавших своих помещиков и принадлежавших государству. Обе группы крестьян записаны в ревизские списки и платят подушную подать. Если ранее до правления Петра 1 подать брали с территории обрабатываемой земли, то крестьяне старались уменьшить количество обрабатываемой земли, чтобы платить меньшую подать. Позже, ввелась подать с двора, и крестьяне стали объединяться на небольшой территории, чтобы опять же снизить размер подати. Введенная Петром 1 подушная подать позволила крестьянам возделывать большую территорию, что благоприятно сказывалось на земледельческой отрасли в России.
Но с другой стороны ухудшилось положение крестьян в сторону большей зависимости от помещиков. По указу Петра крепостными становились все те, кто находился во время переписи на территории помещика. Выхода из крепостных не было. При Петре 1 исчезли холопы, гулящие люди, задворные – все они по результатам ревизии становились крепостными того, на чьей земле они находились во время той самой ревизии.

Правильный ответ должен содержать аргументы:

1) в подтверждение, например:

— при Павле I крестьяне впервые получили возможность принести присягу новому государю, что означало признание личности крестьян;

— Павел I издал Указ о трёхдневной барщине, что являлось попыткой ограничить эксплуатацию крепостных крестьян;

— при Павле I было запрещено продавать дворовых людей и безземельных крестьян «с молотка»;

— было запрещено продавать украинских крестьян без земли;

— был отменён объявленный ещё при Екатерине II и чрезвычайно обременительный рекрутский набор;

— с крестьян была снята недоимка в подушном сборе;

2) в опровержение, например:

— за 4 года царствования Павел раздал в частные руки 530 тыс. государственных крестьян, что ухудшило их положение;

— Указ о трёхдневной барщине носил рекомендательный характер и не выполнялся российскими помещиками;

— Указ о трёхдневной барщине в Малороссии, где согласно формальной традиции, существовала двухдневная барщина, ухудшил положение крестьян;

— Павлом I был издан указ, предписывавший крепостным крестьянам под страхом наказания повиноваться своим помещикам.

Могут быть приведены другие аргументы

Пояснение.

Правильный ответ должен содержать аргументы:

1) в подтверждение например:

— при Екатерине II значительно расширились привилегии дворянства, а Павел I пошёл на ограничение прав и привилегий дворянства, отменил многие положения дарованной его матерью Жалованной грамоты дворянству, в том числе освобождение от обязательной службы;

— Екатерина II развивала сословное самоуправление, а Павел I значительно его сократил, отменив соответствующие положения Жалованных грамот дворянству и городам;

— при Екатерине II происходило усиление крепостного права, а Павел I принял первые ограничительные меры (возврат права крестьянам жаловаться на помещиков, указ о трёхдневной барщине);

— Павел I отменил многие военные реформы, проведённые при Екатерине II, ввёл в армии прусские порядки;

— Павел I отстранил от власти многих екатерининских вельмож, подверг их ссылке и опале;

2) в опровержение, например:

— Павел I, как и Екатерина II, сохранял в неприкосновенности самодержавную власть;

— как и Екатерина II, Павел I продолжил раздачу государственных крестьян в частные руки;

— Павел I продолжил укрепление сословной системы, определив положение государственных крестьян, установив новую сословную группу — удельных крестьян;

— в начале царствования Павел I продолжил начатую при матери борьбу с проникновением в Россию революционных идей (усиление цензуры, ограничения на поездку за границу и т. п.).

Могут быть приведены другие аргументы.

Политика в отношении крестьянства.

Ход урока.

Орг. начало урока.

2. Проверка домашнего задания:

-заполните таблицу в хронологическом порядке, начиная с правления Екатерины II

Правитель Годы его правления На кого опирался во время переворота

Основные цели (сл. 2)

План урока:

1. Перемены в системе центрального управления.

2. Укрепление позиций дворянства.

3. Политика в отношении крестьянства.

4. Изменения в системе городского управления.

5. Политика в отношении казачества.

6. Политика в области мануфактурного производства.

— В ходе урока мы будем заполнять такую таблицу:

Император Реформы управления Вольности дворянства Крестьяне Предпринимателство
Екатерина I (1725-1727)
Петр II (1727-1730)
Анна Иоанновна (1730-1740)
Елизавета Петровна (1741-1761)
Петр III (1761-1762)

4. Изучение нового материала:

1) рассказ учителя:

Перемены в системе центрального управления.

-( сл. 4) Как вы знаете в 1726- был создан Верховный тайный совет, во главе которого формально стояла императрица. Но какого-либо участия в его работа она не принимала, доверив управление А. Д. Меньшикову.

— Давайте вспомним, для чего его утвердил Пётр I? (определяли основные направления внутренней или внешней политики)

— Понимала ли женщина-императрица в данных вопросах? ( нет)

— Одновременно лишился своих функций Сенат: вместо «правительствующего» он стал » высоким». Его действия могли быть обжалованы в Верховном тайном совете.

( сл.5) Пётр II вообще старался свести на нет все реформы своего деда. Даже столицу он хотел перенести из Петербурга в Москву.

( сл.6) Участие » верховников» в попытках ограничить власть самодержавца в 1730 г. вызвало у Анны указ о роспуске Верховного тайного совета

• Взамен него был учреждён — Кабинет министров (3 человека), которых назначала сама императрица. В результате самодержавие ещё более усилилось


• В 1735 г. указ, согласно которому подпись императрицы могла быть заменена 3-мя подписями министров.

• В 1731 г. была создана Канцелярия тайных розыскных дел

( сл. 7) С приходом к власти Елизаветы Петровны Кабинет министров был упразднён, и в полном

• Восстановлены полномочия Правительствующего сената, из его ведения были выведены лишь иностранные, военные и морские дела.

• Восстановлена деятельность Коллегии

• Но во второй половине 50-х годов при Елизавете Петровне возникла Конференция при высочайшем дворе, которая стала выше Сената

После смерти императрицы Конференция перестала собираться.

Укрепление позиций дворянства.

( сл.8)После переворота, приведшего к власти Екатерину I позиции дворянского сословия окрепли.

• Несмотря на то, что главой Верховного тайного совета была императрица, фактически всеми делами управлял Меншиков и другие его сподвижники.

• Екатерина отблагодарила за поддержку гвардейцев, которые поддержали её кандидатуру императрицы ( деньгами, землями, крепостными крестьянами)

( сл. 9) Самым тяжёлым периодом для дворянства стало правление Петра II

• Делал ставку на старую боярскую аристократию

• Фактически страной управлял Верховный тайный совет

• Выражал пренебрежение к реформам Петра I

Дворянами было разработано около 20 проектов, представленных императрице. В них предлагалось обеспечить участие дворян в управлении государством через выборные дворянские органы при сохранении самодержавной власти монарха.

( сл.10) Анна Иоановна, так же как и Екатерина I, не могла не отблагодарить дворян за участие в нём.

• Сократила срок службы дворян до 25 лет, а один из сыновей дворянина мог вообще остаться при поместье.

• Отменила Петра I о единонаследии ( дворянам было предоставлено право по своему усмотрению завещать поместья)

• Для обучения дворянских детей создала Шляхетские корпуса, выпускники которого становились офицерами

• Разрешено записывать дворянских детей в полки с младенчества, это приводило к тому, что уже к 35 – 45 годам дворяне, прежде служившие в армии, теперь могли заниматься хозяйством.

( сл. 11) Новых привилегий дворянство достигло в годы правления Елизаветы Петровны

• Все участники переворота, не имевшие дворянского звания, получили его вместе с денежным и земельным пожалованиями.

• Была подтверждена привилегия дворян на владения землями, населёнными крепостными крестьянами.

• Дворянство было освобождено от унизительных наказаний розгами и кнутом.

• Помещики получали право без суда и следствия ссылать своих крепостных крестьян на поселение в Сибирь ( каждый сосланный засчитывался вместо рекрута в армию)

( сл. 12)

Венцом укрепления позиций дворянства стал в 1762 г. » Манифест о вольности дворянской», согласно которому дворяне были освобождены от обязательства службы государству.

Политика в отношении крестьянства.

-Прочитайте самостоятельно материал на стр. 158 – 159 и выпишите » Какой была политика государства в эпоху дворцовых переворотов по отношению к крестьянству»

( сл. 13)

Давайте проверим:

1) Государство поручило помещикам сбор подушной подати с крестьян

2) В 1747 г. получили право продавать крестьян в рекруты

3) В 1731 г. крестьяне были лишены права брать откупы и подряды ( стр. 163 – териминызаписать)

4) В 1734 г. запрещалось заводить суконные фабрики

5) Помещики получило право расширять свои земли за счёт крестьянских наделов

6) Рост повинностей крестьян в пользу помещика

( сл.14) Вслед за » контрреформами» в центральных учреждениях империи началась перестройка органов местного управления.

1) 1727 г. была ликвидирована система местного управления как слишком дорогостоящая

2) был значительно сокращён аппарат управления

3) выросло число городов, управляемых не магистратами, в воеводами.

4) Главный магистрат был упразднён, а местные- подчинены воеводам

5) власть воевод стала единоличной, они получили право утверждать смертные приговоры.

6) чиновничий аппарат на местах стал получать государственное жалование и перешёл на взятки и подношения населения.

Политика Павла по отношению к крестьянству

Социальная политика Павла. Политика в отношении дворянства

Павел ограничил свободу дворянства., отменил ряд положений Жалованной грамоты дворянству 1785 г. Значительная часть неслужилых дворян была определена в военную службу. Находившиеся в длительных отпусках и не явившиеся на службу дворяне были уволены. Не служившим дворянам было запрещено участвовать в дворянских выборах и занимать выборные должности. В 1799 г. были упразднены губернские дворянские собрания, ограничены права уездных дворянских собраний. Губернаторы имели право вмешиваться в дворянские выборы. Цель этих мероприятий – ограничение свободы дворянства. В 1797 г. дворян заставили платить налоги на содержание губернской администрации. Известны случаи телесных наказаний дворян.

Политика Павла не носила сознательно антидворянский характер, но она объективно ограничивала привилегии дворянства, лишила дворян гарантий сохранения своего социального статуса. Для Павла дворяне были его подданными. Дворяне должны быть послушными его воле.

Павел идеализировал средневековое рыцарство. Дворяне должны быть благородными, людьми чести, служить государству. Он хотел превратить дворянство в рыцарское сословие, дисциплинированное, организованное, поголовно служащее.

Павел предпринял попытку ограничить приток не дворян в ряды дворянства. Он запретил производить не дворян в унтер-офицеры.

Дворянство было недовольно политикой Павла.

Политика Павла в отношении крестьян была столь же противоречивой и непоследовательной, как и другие направления его политики. Император был сторонником сохранения крепостного права, но сознавал опасность чрезмерного усиления крепостной зависимости крестьян от помещиков. Павел раздавал крестьян в качестве награды за службу. За 4 года он раздал крестьян почти столько же, сколько Екатерина II. Но если Екатерина раздавала выморочные имения и вновь присоединенные, то Павел раздавал государственных крестьян, ухудшая их положение.

В 1797 г. был издан манифест о трехдневной барщине. Он носил рекомендательный характер. Помещикам предлагалось не заставлять крестьян работать на барщине в воскресные и праздничные дни и больше трех дней в неделю. Среди крестьян быстро распространился слух об этом манифесте. Крестьяне полагали, что помещики обязаны соблюдать этот манифест и не могут вводить более 3-х барщинных дней. Манифест был издан в день коронации Павла. Поскольку акцент в этом указе был сделан на запрете барщины в праздничные дни, особенно в дни религиозных праздников, то, скорее всего, указ преследовал цель побудить крестьян исполнять церковные обряды. Таким образом, Павел предпринял попытку урегулировать отношения между помещиками и крестьянами. Однако помещики не отреагировали на этот указ. В 1797 г. крестьяне получили право подавать на имя императора коллективные прошения и жалобы. Крестьяне воспользовались этим указом и стали подавать царю жалобы на жестокое обращение с ними и высокие размеры оброков, обременение их барщинными работами.

В 1797 г. была запрещена продажа дворовых и безземельных крестьян с молотка. В 1797 г. издан указ об увеличении размера надела государственный крестьян до 15 дес. на душу м.п. Однако, как исполнялся этот указ, сведений в литературе нет. Не исключено, что он не исполнялся. Эти указы свидетельствуют о понимании Павлом необходимости предотвратить новую крестьянскую войну путем некоторого облегчения положения крестьян.

Но в то же время шло увеличение налогов, которые крестьяне были обязаны платить в казну. В 1797 г. были значительно повышены основные налоги и введены новые, была увеличена подушная подать, цены на гербовую бумагу, паспорта. Финансовые трудности решались за счет печатного станка. При Павле не удалось стабилизировать финансовую систему. Непоследовательность политики проявилась в том, что были увеличены налоги, но сложены все недоимки по 1797 год.

Павел подтвердил право помещиков ссылать крестьян в Сибирь до 45 лет без разлучения мужей с женами. Сосланные крестьяне шли в зачет рекрутов. Крестьяне, жившие в Сибири, которые имели крепкое хозяйство, могли записываться в сословие мещан или купцов. По мнению историков, эти указы преследовали цель заселение и освоение Сибири.

В 1798 г. издан указ, разрешавший владельцам мануфактур покупать деревни к предприятиям. (купцы потеряли это право в 1762 г. при Петре III). Этот указ Каменский оценивает как контрреформу, попытку вернуться во времена Петра I.

Политика в отношении крестьянства не вносила существенных изменений в систему крепостнических отношений. Никаких намерений облегчить положение крестьян у Павла не было, он стремился ослабить социальную напряженность в деревне.