Какого цвета военные самолеты

Содержание

Воздушный камуфляж: окраска самолетов –когда обеспечение малозаметности обретает символический смысл


На фоне неба и над поверхностью воды фронтовой бомбардировщик Су‑34 практически незаметен. Технология покраски этого самолета, который строят на Новосибирском авиационном заводе им. В. П. Чкалова (филиал компании «Сухой»), решает задачу антикоррозионной защиты самолеты и его внешнего вида.
Антикоррозионная защита самолета — многогранный и долговременный процесс, который начинается с покраски обшивок в деталях. Создание «ливреи» — «одежды», внешнего вида Су‑34 — происходит в малярном цехе НАЗ им. В. П. Чкалова. Предварительно вся поверхность самолета промывается мыльным раствором, затем смесью растворителей, а потом обезжиривается. Далее производится изоляция поверхностей, не подлежащих окрашиванию. Окончательная окраска происходит после завершения всех сборочных работ и проведения летных испытаний самолета.
Все малярные работы ведутся в ангаре, оборудованном приточно-вытяжной вентиляцией, при температуре воздуха 12–35°С, относительной влажности воздуха 35–75%.
Грунтование и окраска нижних и боковых поверхностей самолета производятся с помощью установок безвоздушного распыления, а окраска верхних поверхностей — при помощи краскораспылителя. Работу производят по отработанной схеме: низ и боковые поверхности машины красят два человека, начиная от носовой части к хвостовой, а верх изделия — четыре человека. «Приятно ощущать, что я вношу свой вклад в создание нашей боевой гордости наряду с другими работниками предприятия, — рассказывает мастер малярного цеха Владимир Кочнев. — Когда самолет парит в небе, я не вижу на нем ни надписей, ни символов, к которым я прикладывал руки, но знаю, что они там есть. Тогда и появляется чувство гордости за свой труд, труд наших маляров, свой завод, за свою страну».

Схема окраски Су‑34 определена конструкторской документацией, согласованной с заказчиком. По требованию заказчика схема может изменяться. В настоящее время схема окраски Су‑34 — это светло-голубой цвет низа, камуфляжные пятна бирюзовых оттенков по верху, белый цвет носового обтекателя. Лобовые кромки планера окрашиваются в светло-серый цвет, зоны мотогондол — эмалью серебристого цвета. Этот вариант окрашивания еще называют «морским», что и позволяет самолету быть практически незаметным.
В схему окраски также входит бортовая информация (технические надписи), она наносится эмалями различных цветов через трафареты шелкографии, которые изготавливаются здесь же, в малярном цехе. Этими же эмалями различных цветов через трафареты на самоклеющейся пленке наносятся опознавательные знаки, эмблемы, бортовые номера. В частности, нанесение знака государственной принадлежности — звезды — производится следующим образом: выклеивается первый трафарет, белым цветом наносится фон, затем поочередно выклеиваются остальные два трафарета, после чего наносятся красный и синий цвета. Это очень трудоемкий, сложный процесс, требующий художественного мастерства, верной руки исполнителя.
Полностью время окончательной окраски составляет восемь суток, включая межслойные сушки покрытий. А вес используемых лакокрасочных материалов — порядка 200 кг.

Толщина защитного антикоррозийного покрытия составляет 60–90 микрон. Все грунтовки и эмали, используемые при окраске Су‑34, отечественного производства, рекомендованные Всероссийским научно-исследовательским институтом авиационных материалов. По мнению маляров, эти материалы имеют ряд преимуществ по сравнению с некоторыми зарубежными аналогами: они легче наносятся и быстрее сохнут. «Опыт нашей работы показал, что покрытия долговечны и надежны в эксплуатации, — комментирует старший контрольный мастер малярного цеха Наталья Иванова. — По Су‑34 на данный момент рекламаций нет, и только время проверит качество. Мы делаем все возможное, чтобы за свой труд не было стыдно. Качество покраски наших боевых самолетов — это заслуга всего коллектива цеха».
«Цифровой» камуфляж МиГа

На фото: «цифровой» камуфляж словацкого МиГ-29АС
20 декабря 2007 года из ангара авиаремонтного завода в Тренчине был выкачен модернизированный МиГ‑29АС № 0921, который первым в ВВС Словакии получил новую, весьма оригинальную схему «цифрового» камуфляжа — в виде отдельных мелких квадратных «пикселей» серых тонов двух разных оттенков по верхней поверхности планера, также имеющего серый цвет (другого тона).
Окраска первого самолета по новой схеме стала началом финального этапа программы модернизации словацких МиГ‑29. После технической доработки, предусмотренной контрактом, все 12 машин прошли перекраску по новой схеме.
Маскировать объект и «ломать» линии силуэта — задача любого камуфляжа. Однако, по мнению разработчиков, «правильные» точки-пиксели делают это на различных расстояниях одинаково хорошо. «Цифровой» окраска называется потому, что она действительно разрабатывалась с помощью компьютера. Причем это не просто случайным образом разбросанные пиксели. На разном удалении от объекта они образуют группы пятен разного размера. Это происходит из-за особого восприятия глазом рисунка, разбитого на прямоугольные части картинки, а также за счет отсутствия явных стыков цветов. Поэтому «цифровой» камуфляж в теории более эффективно нарушает симметрию очертаний объекта, будь то человек или военная техника.
Правда, для самолетов «цифровой» камуфляж — скорее дань моде. Обычно фоном для самолетов служат взлетно-посадочная полоса, покрытие стоянки либо небо. На фоне же земли в динамике «цифровая» окраска не работает. Видимо, поэтому, окрасив первый МиГ‑29АС в классический «цифровой» камуфляж, заказчик уже на втором экземпляре (№ 0619) отошел от строгости такой «маскировки»: его киль поверх «пиксельной» раскраски был дополнительно увенчан стилизованным изображением «триколора» в честь 15-летия ВВС Словакии.
«Суховская» окраска

На фото: Окраска самолета 10М (бортовой номер 711) в «песчаных» тонах.
С точки зрения осложнения визуального наблюдения в мире в настоящее время сложилось два основных подхода к окраске серийных боевых самолетов:
1. Однотонная окраска, оптимизированная на снижение контраста самолета на одном типовом фоне. Цвет краски подбирается таким образом, чтобы поверхности самолета имели ту же яркость, что и фон. Вариантом такой окраски является двухцветная окраска, в которой для затененных участков используется эмаль более светлых тонов, чем для освещенных участков. Этим достигается лучшее выравнивание яркости поверхностей самолета с яркостью фона.

2. Деформирующая окраска, применяемая при переменных фонах наблюдения. Эффект деформирующей окраски заключается в том, что каждый раз часть пятен окраски сливается для наблюдателя с изменившимся участком фона. Этим достигается искажение и неузнаваемость оставшейся видимой части формы и контуров объекта. В схемах окраски самолетов компании
«Сухой» нашли применение оба этих подхода. Деформирующая окраска применяется на современных серийных самолетах ОКБ Сухого, состоящих на вооружении ВКС и ВМФ России
Окраска истребителей семейства Су‑27 оптимизирована на наблюдение на типовых фонах в ближнем воздушном бою, корабельных истребителей Су‑33 — на фоне поверхности воды, истребителей-бомбардировщиков Су‑34 — на фоне подстилающей поверхности на средних и больших высотах полета, штурмовиков типа Су‑25 — на фоне подстилающей поверхности при полете у земли. Цвета эмалей для окраски штурмовиков типа Су‑25 подбираются в зависимости от местности предполагаемого базирования.
Для нижней поверхности самолетов наиболее часто используется однотонная окраска, призванная снизить контраст самолета при наблюдении на фоне неба.
Согласно решению министра обороны, для всех серийных самолетов 2011–2013 годов выпуска для верхних поверхностей применялась однотонная окраска темно-серых тонов. Позднее, с приходом нового министра обороны Российской Федерации, было принято решение вернуться к прежним деформирующим схемам окраски и прежней цветовой гамме. В схемах окраски серийных самолетов компании «Сухой», поставляемых иностранному заказчику, нашло применение как однотонное, так и деформирующее окрашивание. Однотонное окрашивание серых тонов применяется в схемах окраски самолетов Су‑30МКИ ВВС Индии, Су‑30МКМ ВВС Малайзии, Су‑30МКИ(А) ВВС Алжира. Двухцветное однотонное окрашивание применяется в схемах окраски Су‑30МКК, Су‑30МК2, Су‑27СК ВВС НОАК. Деформирующее окрашивание применяется в схемах окраски самолетов Су‑27СК, Су‑30МК2 ВВС Венесуэлы, Вьетнама, Индонезии, Уганды, схемах окраски экспортных вариантов штурмовика Су‑25.
Тип и дизайн схемы окраски, используемые цвета и марки лакокрасочных покрытий для самолетов, поставляемых иностранному заказчику, определяются исходя из пожеланий заказчика и утверждаются в ходе переговоров при подписании контракта. Зачастую тип и цвета схемы окраски поставляемого самолета выбираются заказчиком в соответствии с принятыми в его ВВС для самолетов аналогичного назначения.
В окраске опытных самолетов компании «Сухой» широкое распространение получила деформирующая окраска с использованием в качестве краев пятен ломаных линий. Ломаные линии служат для искажения видимой формы и контура самолета и тем самым вводят в заблуждение противника в ближнем воздушном бою. Наибольшее развитие такой подход получил в «осколочных» схемах окраски опытных образцов самолетов Су‑35 и Т‑50.
Зачастую схемы окраски опытных машин выбираются так, чтобы максимально заинтересовать потенциального заказчика. Примером может служить окраска самолета 10М бортовой номер 711. Окраска была выполнена в «песчаных» тонах и была рассчитана на привлечение внимания заказчиков с Ближнего Востока.

Отдельно следует упомянуть схему окраски, разработанную компанией «Сухой» для группы высшего пилотажа «Русские витязи», выступающей на самолетах типа Су‑27. Схема окраски выполнена в цветах триколора Российской Федерации и флага ВВС Российской Федерации. Данная схема позволяет нагляднее визуализировать фигуры высшего пилотажа, выполняемые группой.
Качество «ливреи»

На фото: Окраска самолета Су-33 на Комсомольском-на-Амуре авиационном заводе им. Ю. А. Гагарина.
От качества выполнения окончательной окраски зависят защитные свойства систем покрытий, их долговечность и внешний вид самолетов в целом. В настоящее время для окраски серийных самолетов компании «Сухой» используются системы покрытий на основе как отечественных, так и импортных эмалей.
Для окраски самолетов Су‑34 применяется эмаль АС‑1115 отечественного производства. Для окраски самолетов типа Су‑25 применяется специально разработанная камуфлирующая эмаль АК‑5178М, а для радио-прозрачных поверхностей — эмаль КЧ‑5185 отечественного производства.
В настоящее время в компании «Сухой» проводятся работы по освоению перспективных систем покрытий. Так, для опытных образцов истребителя пятого поколения Т‑50 опробованы и внедрены радиопоглощающие материалы разработки Института теоретической и прикладной электродинамики РАН, теплозащитная эмаль, защищающая поверхности планера от повреждения при высоких температурах, возникающих при работе вооружения.
Также компанией «Сухой» совместно с отечественными производителями лакокрасочных материалов (ФГУП «ВИАМ», «НПК ЯрЛИ», «Русские краски», ИТПЭ РАН) проводятся работы по поиску и внедрению перспективных лакокрасочных материалов взамен материалов импортного производства.
Схема окраски самолета
Окраска самолета предназначена для защиты от воздействия различных факторов окружающей среды, а также для снижения оптической заметности самолета.
Окончательная окраска — завершающая операция при производстве самолета. Документом, по которому производится окончательная окраска, является чертеж «Схема окраски самолета». Чертеж определяет дизайн окраски, цвета и типы применяемых лакокрасочных материалов, а также зоны их нанесения. Для военных самолетов данный чертеж разрабатывается, как правило, в конструкторском бюро, создавшем проект летательного аппарата, и передается на завод-изготовитель.
Основные задачи, решаемые при разработке схемы краски:
• типы покрытий и зоны их нанесения на самолет должны быть выбраны так, чтобы обеспечить защиту самолета от коррозии, воздействия агрессивных факторов окружающей среды, эрозионного, температурного и других воздействий на самолет при сохранении работоспособности всех его систем;
• должны быть определены цвет, форма, размеры и места расположения опознавательных знаков государственной принадлежности самолета, его бортовые и серийные номера, прочая графическая информация;
• для серийных боевых самолетов окраска должна затруднять визуальное наблюдение самолета в типовых боевых ситуациях.
Схема окраски зависит от типа самолета, тактики его боевогоприменения, предполагаемого региона базирования, особенностей эксплуатации самолета.

kak_eto_sdelano

В этом году мне повезло увидеть как собирают самолеты, а сегодня я расскажу о том, как их красят. Процесс этот не менее интересный, чем сборка, и для того, чтобы узнать как это происходит, я отправился в Ульяновск, где запечатлел нанесение особой ливреи на самолет авиакомпании NordStar, посвященной Зимней универсиаде 2019, которая пройдет в Красноярске..

Сегодня в специальном репортаже для kak_eto_sdelano я расскажу, как самолет получает свою фирменную ливрею.
В России всего несколько покрасочных ангаров для самолетов. Один из них находится рядом с аэропортом Восточный в Ульяновске. Здесь обслуживаются воздушные суда почти всех авиакомпаний России.

Ульяновский ангар — один из старейших, существующий еще с советских времен. Его размеры позволяют красить одновременно до четырех небольших самолетов.

Однако и большие самолеты помещаются в этом помещении без особых проблем. Так здесь красили самые большие советские самолеты Ан-124 Руслан, а также Boeing-747 и Airbus A380.

Но в этот раз мы узнаем как проходит процесс покраски среднемагистральный Boeing-737-800 авиакомпании NordStar. Лайнер необычный — он будет раскрашен в фирменном стиле XXIX Всемирной зимней Универсиады 2019..

Перед тем, как приступить к покраске, самолет проходит процедуру приемки и осмотра.

Новая ливрея будет содержать эмблему зимней универсиады — U-Лайку, символ верности, дружелюбия и неукротимой энергии, а также логотип компании «Норникель» — Генерального партнера XXIX Всемирной зимней универсиады 2019.
По словам специалистов, процесс занимает в среднем 10 дней, на этот самолет уйдет до 500 литров лакокрасочных материалов. Лайнер будет полностью перекрашен. На него будет нанесена грунтовка и несколько слоев краски и лака. Но обо всех этих этапах я расскажу подробнее чуть позже.

Когда самолет приходит на окраску с завода, то смывается только верхний слой грунтовки в несколько микрон, которая была нанесена на заводе. Если же происходит вторичная покраска, то борт очищается до металла. Для этого используется специальный реагент, который называют «смывкой».

Это достаточно едкое вещество с резким запахом. При работе со смывкой специалисты работают в спецодежде и в респираторах. Иллюминаторы, шасси, двигатель и другие части, заклеиваются пленкой устойчивой к реагенту.
В процессе смывки прежняя краска отслаивается и кусками отваливается от самолета.
После чего поверхность зачищается до металла, обезжиривается и наносится грунтовка.
Перед грунтовкой тщательно заклеивают все элементы, которые не должны быть окрашены (окна, шасси, антенны, элементы двигателей и т.д.)
Когда грунт высох, опять следует прежняя операция по сушке и обезжириванию, после чего наносят базовый слой краски.
Затем подготавливают трафареты. Они вырезаются на плоттере, и наклеиваются на корпус перед нанесением ливреи.
Над этим работает целый дизайнерский отдел. Специалисты тщательно просчитывают все детали на 3D модели самолета, чтобы трафареты были наклеены правильно, и не было перекоса при нанесении рисунка.
Так как фюзеляж имеет круглую форму, для правильной наклейки трафаретов используется лазер, который дает точную линию.
Для нанесения новой ливреи применяется краска, которая полимеризуется и образует своеобразную пленку, которая улучшает аэродинамику самолета.
Некоторые части самолета не предназначенные к покраске заклеивают плотной бумагой, запасов которой в ангаре достаточно много. Кстати, на один самолет уходит до двух-трех километров подобной бумаги.
Передняя часть самолета и киль боинга будут представлять собой изображение U-Лайки — символа Зимней универсиады 2019.
Облако мелкодисперсной краски окутывает место покраски, потому, если стоять недалеко от маляра, то есть риск получить налет краски на фототехнику.
Еще один интересный факт — процесс покраски борта электростатический, то есть у краски и корпуса самолета разноименные заряды, потому краска притягивается и ложится более равномерно.
При каждом этапе покраски одновременно работает до 20 маляров и специалистов, чтобы слои грунта и краски ложились и высыхали одновременно на нужной поверхности самолета.
Кроме телескопических платформ используются такие самоходные тележки с подъемной платформой, работающие от электричества.
Для того, чтобы достать до самых труднодоступных мест на киле и верхних частей самолета используются такие телескопические платформы, на которых можно подняться под самый верх ангара, если нужно. А высота здесь составляет около 30 метров. В работе используется сразу четыре платформы, по две на каждую сторону борта.
Двигатели заклеиваются более тщательно, иначе при попадании краски они могут испортиться.
Ливрея и изображения с U-Лайкой наносятся поэтапно, сперва окрашивается одна часть, затем, после высыхания краски другая часть. С первого взгляда кажется, что рисунок U-лайки не получился.
Однако через некоторое время у символа Универсиады проявляются более четкие формы
U-Лайка будет изображена на обоих сторонах киля.
После того, как большая часть ливреи готова, на корпус самолета наклеивают наклейки авиакомпании NordStar и символы Зимней универсиады 2019. Наклейки также, как и трафареты распечатываются на плоттере.
Процесс нанесения ливреи занимает три дня, после чего на самолет наклеиваются технологические наклейки. Расположение таких наклеек на корпусе строго регламентировано компанией-производителем самолетов.
Покраска самолета не всегда проходит идеально, потому маляры исправляют небольшие дефекты и кое-где подкрашивают кисточкой.
Когда краска высыхает, с корпуса удаляют бумагу.
Также ливрея содержит символику международной федерации студенческого спорта – FISU, под эгидой которой проводятся все студенческие олимпийские игры. Символика состоит из латинской буквы U (Universiade), она же использована и в имени U-Лайки, а также пяти звезд – символов пяти континентов, цвета которых присутствуют во всех флагах стран мира.
А вот и рисунок U-Лайки в полной красе.
После того, как ливрея готова, и все наклейки на месте, следует последний этап покраски — нанесение прозрачного лака, который создаст дополнительную защиту ливреи в процессе эксплуатации самолета.
Лаковое покрытие также обеспечивает хорошую аэродинамику и устойчиво к ультрафиолетовому излучению, метеоусловиям и воздействия противообледенительной жидкости.
После того, как лак высох, самолет закатывают и взвешивают на специальных весах, чтобы узнать сколько он весит после покраски. Как я говорил выше, самолет тяжелеет примерно на 100 кг.
Под каждую стойку шасси помещаются весы, после чего суммируются цифры на всех весах.
Остается последний этап — выкатка самолета в сторону аэропорта, откуда он вылетает в порт приписки — Красноярск, а затем отправляется в рейс
Справа видно здание ульяновского аэропорта.
Теперь и вы знаете, как красят самолеты!
Жми на кнопку, чтобы подписаться на «Как это сделано»!
Если у вас есть производство или сервис, о котором вы хотите рассказать нашим читателям, пишите Аслану (shauey@yandex.ru) и мы сделаем самый лучший репортаж, который увидят не только читатели сообщества, но и сайта Как это сделано
Подписывайтесь также на наши группы в фейсбуке, вконтакте, одноклассниках, в ютюбе и инстаграме, где будут выкладываться самое интересное из сообщества, плюс видео о том, как это сделано, устроено и работает.
Жми на иконку и подписывайся!
— http://kak_eto_sdelano.livejournal.com/
— https://www.facebook.com/kaketosdelano/
— https://www.youtube.com/kaketosdelano
— https://vk.com/kaketosdelano
— https://ok.ru/kaketosdelano
— https://twitter.com/kaketosdelano
— https://www.instagram.com/kaketosdelano/
Официальный сайт — http://ikaketosdelano.ru/
Мой блог — http://aslan.livejournal.com
Инстаграм — https://www.instagram.com/aslanfoto/
Facebook — https://www.facebook.com/aslanfoto/
Вконтакте — https://vk.com/aslanfoto

Tags: Ульяновск, Ульяновская область, самолет, специальный репортаж

Раскраска (авиация)

Возможно, эта статья содержит оригинальное исследование. Добавьте , в противном случае она может быть выставлена на удаление.
Дополнительные сведения могут быть на странице обсуждения. (3 мая 2014)

Раскраска — цветовая схема покраски воздушных судов, призванная выделить гражданское судно, сделать военный самолёт менее заметным, прорекламировать авиакомпанию-оператора, чемпионаты, выставки, общественные и культурные события. В зависимости от целей раскраска самолёта может принимать различные цветовые и геометрические формы. Иногда самолёт может перекрашиваться на короткое время в ознаменование памятной даты, праздника или личных предпочтений владельца.

Временные схемы

Юбилейные и старомодные

Юбилейные раскраски, как правило, применяются лишь к одному или нескольким (немногочисленным) самолётам, чтобы привлечь внимание к памятной дате в истории авиакомпании. В 2010 году один из новых Boeing 747-400 авиакомпании Lufthansa был перекрашен в особую схему, чтобы отметить 50-летие сотрудничества Lufthansa и Boeing. В 2013 году авиакомпания Аэрофлот, отмечавшая 90-летие, заказала особую раскраску одного из Sukhoi Superjet.

Airbus A321 в старомодной раскраске Lufthansa

Иногда авиакомпании в ходе празднования юбилея основания используют старомодную раскраску самолётов. Так, в 2011 году авиакомпания Air France, празднуя 75-летие, покрасила один из своих Airbus A320 в цвета, которые использовала в 1940-х годах. Lufthansa в 2013 году в рамках празднования 50-летия компании перекрасила несколько самолётов Airbus A321 в цвета, которые она использовала в начале своего существования.

Спорт

Некоторые авиакомпании создают специальные схемы раскраски, чтобы отметить свою поддержку спортивных команд или соревнований. Так, авиакомпания Air New Zealand перекрасила часть своих самолётов в чёрный цвет, поскольку является спонсором национальной регбийной команды All Blacks. Авиакомпания Etihad разместила на одном из своих Airbus A340 цветовую схему, популяризирующую Гран-при Абу-Даби.

Постоянные схемы

Полосы, хвосты и носы

Такая раскраска позволяет зрительно изменить форму самолёта. В последние годы получила особое распространение раскраска самолётов с широкой полосой, покрывающей весь вертикальный стабилизатор и спускающейся на фюзеляж. Наиболее яркими примерами являются самолёты авиакомпаний UPS Airlines и Qantas. Отличительным признаком авиакомпании Singapore Airlines (помимо прочих) является горизонтальная полоса вдоль всего фюзеляжа. Некоторые авиакомпании (напр., Southwest Airlines) используют сочетание нескольких цветовых полос.Несколько полос в постепенно осветляющихся синих тонах ранее использовались в Когалымавиа.

У некоторых авиакомпаний, например, Emirates и Ethiopian Airlines, полосы на хвосте имеют цвета национального флага

Авиакомпания Norwegian Air Shuttle много лет использует характерную раскраску с белым фюзеляжем и ярко-красным носом.

Самолёт UPS AirlinesСамолёт авиакомпании Qantas Самолёт авиакомпании Norwegian Air ShuttleСамолёт EmiratesСамолёт авиакомпании Ethiopian AirlinesСамолёт авиакомпании Southwest Airlines

Название авиакомпании вместо раскраски

Clipper Miles Standish (N805PA) в июле 1989 г., Airbus A310 с названием авиакомпании

С появлением широкофюзеляжных самолётов появилась новая форма раскраски, представляющая собой название авиакомпании, написанное большими буквами и становящееся основным элементом раскраски. Вместо продольной линии, традиционно разделявшей фюзеляж по горизонтали на уровне иллюминаторов, в таком варианте раскраски буквы растянуты по всему борту. Первыми такой варианта раскраски использовали Union de Transports Aériens (UTA) и Pan Am. Другими известными авиакомпаниями, отказавшимися от традиционной горизонтальной полосы, стали Hughes Airwest, Braniff на своих 747SP, Muse Air на своих самолётах McDonnell Douglas и Frontier Airlines на своих самолётах Airbus.

Полированный металл

Самолёт авиакомпании American Airlines в старой раскраске с полированным фюзеляжем

На заре авиации этот вариант оформления самолёта был очень популярен, однако к началу 21 века такую схему раскраски сохранила только авиакомпания American Airlines. Самолёты авиакомпании полировались на заводе-производителе и покрывались прозрачным лаком вместо краски. На фюзеляж ставился штамп «polished» («полированный»). Несмотря на отсутствие фазы покраски в технологическом процессе сборки такого самолёта, экономии этот метод не приносит, поскольку полировка обходится дороже, чем покраска. В 2012 году American Airlines полностью сменили цветовое оформление своих самолётов.

Частные и корпоративные самолёты

Как правило, частные и корпоративные самолёты имеют относительно простую раскраску — общий белый или серый фон с несколькими полосами. Отчасти это связано с высокой стоимостью перекраски самолёта, отчасти — с желанием не привлекать к себе внимания и не выделять самолёт из подобных. Одним из редчайших исключений является Boeing 737, принадлежащий российскому бизнесмену Рустаму Тарико. Самолёт украшен сложной росписью и несёт на хвосте торговую марку принадлежащей бизнесмену компании.

Прочие

Камуфляж

В этом разделе не хватает ссылок на источники информации. Информация должна быть проверяема, иначе она может быть поставлена под сомнение и удалена.
Вы можете отредактировать эту статью, добавив ссылки на авторитетные источники.
Эта отметка установлена 4 июня 2014 года.

Целевая окраска военных летательных аппаратов, призванная уменьшить визуальную заметность на земле и в воздухе. Начала практиковаться ещё в годы 1-й мировой войны, но развитие получила перед Второй Мировой Войной.

Стандартной окраской военных самолётов тех лет был голубой низ фюзеляжа и плоскостей и зелёная окраска сверху и с боков. В зимнее время иногда практиковалась окраска белилами — в белый цвет. В дальнейшем самолёты, как и другую военную технику, стали окрашивать цветными разводами — оттенки зелёного, коричневого, жёлтого, что ещё более уменьшало заметность на фоне земли. Путём многочисленных «проб и ошибок», постепенно всё-же пришли к выводу, что для боевых самолётов оптимальной является окраска в матовый светло-серый однотонный цвет.

Вызывающе яркий, многоцветный «цифровой» камуфляж является демонстрационным, так как никакого реального маскирующего эффекта он не даёт.

Интересный факт. Стандартный трёхцветный камуфляж самолётов Су-27 предусматривал окраску корпуса планера оттенками голубого цвета — светло-голубой, серо-голубой и голубой. Ввиду бедственного в финансовом плане Министерства обороны РФ в 90-х годах 20-го века, лакокрасочное покрытие самолётов постепенно истиралось, обнажая пятна светло-зёлёной грунтовки на дюрале обшивки, но по мнению авиационных специалистов, такие «облезлые» самолёты были ещё менее заметны, нежели самолёты с хорошим покрытием.

Правительственные самолёты

Основная статья: Авиационный транспорт глав государств и правительств Boeing VC-25 в раскраске Air Force One

Авиационный транспорт глав государств и правительств зачастую окрашивается в уникальные цветовые схемы. Иногда к созданию цветовой схемы привлекаются известные дизайнеры. Так, дизайн вертикального стабилизатора американского президентского самолёта был разработан известным промышленным дизайнером Раймондом Лоуи.

Самолёт президента Бразилии

Самолёты, используемые для перевозки глав государств и правительств, обычно раскрашивают в национальные цвета страны или конкретного правительства. В большинстве случаев важной частью раскраски является флаг, герб или иные символы государственной власти.

Авиационные альянсы

Все авиационные альянсы требуют от своих членов перекрасить несколько самолётов в цвета альянса. Как правило, для этого выбираются самолёты, выполняющие самые продолжительные рейсы.

Самолёт в раскраске альянса SkyTeam Самолёт в раскраске Star Alliance Самолёт в раскраске Oneworld

При этом в альянсе oneworld самолёты, несущие раскраску альянса, сохраняют раскраску перевозчика на хвосте. Ранее альянс SkyTeam применял различную раскраску хвостов для постоянных и ассоциированных членов, однако в 2010 году раскраска стала одинаковой для всех авиакомпаний, состоящих в альянсе.

Юридическая сторона

Для западной техники, находящейся в юрисдикции EASA, разработкой цветовых схем, а также необходимой документации занимаются дизайн организации (DOA — Design Organisation Approval), имеющие сертификат EASA Part 21 Subpart J.

Нанесение схем

В авиации распространено нанесение как эмалями, так наклейками. Известные организации, специализирующиеся на покраске самолетов:

  • Air Livery Ltd
  • MAAS Aviation
  • Eirtech Aviation
  • Спектр-Авиа

Фильмы и мультфильмы

Самолёт авиакомпании ANA с изображением покемонов

Некоторые авиакомпании применяют схемы раскраски, предваряющие премьеру фильма/мультфильма или поддерживающие его прокат. Так, авиакомпания All Nippon Airways много лет использовала тему мультфильма Покемон. Авиакомпания Air New Zealand в 2010-х годах использовала в раскраске некоторых своих самолётов тему фильма Властелин колец, снимавшегося в Новой Зеландии.

Примечания

  1. В значении «оформление и раскраска самолёта» употребляется также слово «ливрея», например «Аэрофлот» в стиле ретро: по многочисленным просьбам пассажиров. Аргументы и Факты. Дата обращения 24 апреля 2014. и Небо в ливреях. Газета.Ru. — Фоторепортаж о споттинге в аэропорту Франкфурта-на-Майне. Дата обращения 24 апреля 2014.
  2. http://www.airliners.net/photo/Lufthansa/Boeing-747-430/1713291/L/ Lufthansa Boeing 747-400 in Boeing Partnership c/s
  3. Photos: Sukhoi SSJ-100-95B Superjet 100 (RRJ-95B) Aircraft Pictures | Airliners.net
  4. VIDEO & PICTURES: Air France paints A320 in retro colours for 75th anniversary
  5. Air New Zealand celebrates four more years with the All Blacks | allblacks.com — official site of the All Blacks
  6. Etihad A340-600 in Abu-Dhabi Grand Prix 2012 c/s
  7. American Airline’s New Livery Soon Could Become Its Old Look | NBC 5 Dallas-Fort Worth
  8. Brett Forrest » Articles » A New Brand of Russian Mogul (недоступная ссылка). Дата обращения 29 октября 2013. Архивировано 31 октября 2013 года.
  9. Walsh, Kenneth T. Air Force One: A History of the Presidents and Their Planes. New York: Hyperion: 2003. ISBN 1-4013-0004-9.
  10. ANA’s Pokemon Jet Home Page | Home
  11. Lord of the Rings The Return of the King-Themed Airplanes-Viggo Mortensen and Orlando Bloom Архивировано 19 февраля 2006 года.

Самые красивые самолёты мира

Сказал «А», говори «Б». После недавней критики нового дизайна авиакомпании «Россия», многие задали мне справедливый вопрос — «ну а какие ливреи красивые?». Предлагаю обсудить и выбрать.
Что такое «ливрея» и зачем она нужна? Ливреями принято называть цветовые схемы покраски воздушных судов. Очевидное предназначение — для того, чтобы различать самолёты, принадлежащие разным авиакомпаниям. Самолёт сам по себе — это огромный носитель фирменного стиля, и отличная рекламная поверхность.
С помощью раскраски авиакомпания может заявить о себе на рынке, сформировать определённый имидж в сознании публики, запомниться, и безусловно, всё это влияет на продажи и успешность бизнеса. А крупные авиакомпании еще и являются своеобразными «амбассадорами» своей страны за рубежом.
В первую очередь, хочется немного внести в ясность в вопрос оценки красоты и дизайна как такового. Всё это вещи, конечно, субъективные. Но есть определённые правила (например, золотое сечение), есть уместные и неуместные цветовые сочетания (и они различаются в разных культурах, странах и дизайнерских школах). Есть и сложившиеся шрифтовые традиции.
Поэтому, оригинальность и авангардность — это иногда хорошо, но большинству пассажиров, скорее, понравятся привычные и гармоничные дизайнерские решения. На подсознательном уровне люди склонны пользоваться близкими и понятными вещами, поэтому слишком яркий дизайн, или дизайн, «ломающий» форму самолёта может оттолкнуть пассажира даже на подсознательном уровне.
Что касается моей оценки нового дизайна авиакомпании «Россия» в недавнем посте. Это — моё субъективное мнение, которое я не стремлюсь навязывать или выставлять за единственно верное. Я считаю, что новый дизайн некрасив, и плохо работает на имидж нашей страны (ведь на самолёте написано слово «Россия»), поэтому я высказался в тоне резкой критики. Но я понимаю, что многим новый дизайн очень нравится — это хорошо! Вкус у всех разный: например, кто-то обожает селёдку с луком, а я терпеть не могу 🙂 Тем не менее, обязан заметить, что в комментариях в ЖЖ и ФБ 8 из 10 читателей оценили новый дизайн именно негативно. Такого же мнения придерживаются и ведущие эксперты в области брендинга, например в комментариях на «Составе». На месте руководства уважаемой авиакомпании, я бы срочно внёс бы исправления в дизайн, пока покрашен лишь один самолёт.
Меня обвинили в «заказухе» и чёрном пиаре против «России». А в фейсбуке, представитель студии :Otvetdesign даже перешёл к личным оскорблениям и публичным угрозам на этой почве. Спешу разочаровать: на момент публикации мой СК был в районе 50, я не топ-блогер, кто будет у меня это заказывать? )) Но, пост стал совершенно неожиданно для меня очень популярен, и после того, как его без купюр процитировали на «Составе», пост два дня провисел в «Топе». Я думаю, тот же :Otvetdesign должен радоваться: за пару дней только из моего блога о них вдруг узнало более 20 тысяч человек, думаю это — рекорд!
Но оставим прошлое в прошлом! И посмотрим на красоту 🙂
Точкой отсчёта в самолётной раскраске я считаю дизайны двух авиакомпаний: AirFrance и British Airways.
Нынешняя ливрея титульной британской авиакомпании была разработана их же отечественным агентством Newell & Sorrell в 1997 году. Вначале, этот дизайн был лишь одним из трёх десятков: логотип и ленточка были неизменными, а вот кили были украшены этническими мотивами разных стран (в том числе и «под Хохлому»! Все дизайны ). Нынешний же дизайн, называемый ‘Chatham Dockyard’ или попросту Union Flag наносился только на флагманский тип — знаменитый «Конкорд».
Но через 4 года компания сочла ребрендинг не вполне удачным, и решила использовать дизайн с «Конкорда» на всём флоте (на тот момент 260 самолётов). Это было сделано с целью повышения узнаваемости и единообразия имиджа.
Я считаю дизайн очень удачным: за почти 20 лет он не устарел. А ленточка особенно хороша — и идея полёта, воздушности, и национальные цвета. И она отлично «работает» отдельно, во всех коммуникациях.
Лаконичный французский стиль оформления, называемый ‘Eurowhite’, тоже впервые появился на Le Concorde, в середине 70-х. Лаконичность объяснялась просто: корпус сверхзвукового самолёта нагревался до 125 градусов Цельсия (при температуре воздуха на эшелоне в районе -60!). Белый цвет оказался наилучшим решением.
Первые «Конкорды», кстати, красились по-другому, и первый летающий прототип F-WTSB (хранится в Ле Бурже) так и остался остался в старой ливрее. Остальные самолёты были перекрашены в новую.
В 2009 году был сделан новый дизайн ливреи, который… вряд ли кто-то, кроме специалистов, заметит с первого взгляда. Изменился шрифт логотипа, в нём появилась красная наклонная полоска. Полосы на киле стали загнуты, а количество синих линий стало 3 вместо 4. Но это настолько аккуратный ребрендинг, что для большинства пассажиров ничего и не поменялось, просто стало более современным. Вот так и нужно!

Внимательные читатели заметят небольшую эмблему на двигателе. Это так называемая La Crevette, то есть «Креветочка» 🙂 Официально называется ‘hippocampe ailé’. Это — старинный логотип в виде морского конька, впервые использованный в 1932 году предшественником — авиакомпанией Air Orient, которая позднее влилась в Air France.
Поскольку компания использовала, в основном, гидросамолёты, то лого объясняется просто. Лошадь — сила, крылья — скорость, рыбий хвост — море.

Простой и элегантный дизайн, сделанный в угоду требований технологии, в итоге стал одним из лучших среди авиакомпаний мира. Он безошибочно напоминает о Франции. Его изысканный минимализм позволит прожить ему еще не один год или, возможно даже, десяток лет.
Отдельно хочется отметить дизайн ливреи SkyTeam. Это не авиакомпания, а альянс, но тем не менее, каждая компания, входящая в SkyTeam, красит несколько своих самолётов именно в цветовую схему альянса (подобные ливреи есть и у Oneworld и у Star Alliance). Нынешняя ливрея была впервые выполнена в 2009 году, в честь 10-летия альянса. Серебристый фюзеляж дополнен синим килем с эмблемой, и украшен элегантным каллиграфическим росчерком. Спереди на нижней части фюзеляжа авиакомпании ставят свой небольшой логотип.
Эта ливрея настолько хороша, что красиво смотрится и на огромных Boeing 777 и на наших относительно небольших «Суперджетиках». Ну а споттеры их обожают: в фирменной ливрее SkyTeam летают всего 52 борта во всём мире.
Еще один образец европейского лаконичного стиля — схема Swiss. Швейцария — признанная родина современного типографского дизайна. Там придумали модульные сетки, прекрасные шрифты-гротески без засечек, современное видение вёрстки и абзаца, и много чего еще. Поэтому тут всё чётко. Швейцарцы не приемлют бесполезного украшательства.
Название набрано шрифтом Helvetica, который был создан в швейцарской компании Haas’sche Schriftgiesserei в 1957 году. Само название его переводится с латыни как «швейцарский», Гельвеция — историческое название Швейцарии. Киль украшен крестом, символом страны. Рядом с англоязычным Swiss тоже самое продублировано меленько на четырёх официальных языках конфедерации.
Может казаться простовато, пустовато, но… это Швейцария, и её ни с чем не спутать.
А еще у них на борту всем дают фирменные шоколадки 🙂 В таком же дизайне.
Пока не забыл: Air Malta!
Самолёты с небольшого острова в Средиземном море несут на киле стилизованный мальтийский крест, и далее на фюзеляже — интересную, яркую графику, наполненную интересными мелкими деталями. Круто и красиво!
Кстати, скоро авиакомпания приходит в Шереметьево, очень надеемся на споттинг по этому поводу 🙂
И раз уж заговорили о красивой графике — Air Seychelles!
Тропические мотивы и яркие цвета, напоминающие нам об экзотическом острове в Индийском океане, украшены парой птичек (это крачка, которая водится на тропических островах).
Очень красивые самолёты, жаль к нам не летают.
Несложно заметить: есть тенденция, когда яркий цвет, использующийся на киле, переходит на белый фюзеляж. Иногда даже вместе с рисунком или лого. В принципе, этот же ход использован и в новом дизайне «России», но не так аккуратно.
У австралийской Qantas, в общем-то, ничего особенного, но дизайн запоминающийся. А удачный образ кенгуру сразу даёт понять откуда этот самолёт. На мой взгляд важно, чтобы авиакомпания несла некую национальную «фишку». Ведь самолёты летают по всему миру, и в некотором смысле, олицетворяют свою страну.
Свой переход с киля на фюзеляж у Asiana Airlines — одной из двух крупнейших авиакомпаний Южной Кореи. Эти борта бывают в Домодедово, всегда приятно их наблюдать.
Более известный корейский перевозчик — Korean Air — носит нынешний дизайн начиная с 1984 года. Прекрасное и стильное сочетание лазурного, серебристого и белого дополнено логотипом и знаком «Тхэгыкки», изображающим энергии инь и янь в едином целом вселенной.
У южнокорейской авиакомпании, помимо ливреи, всегда красивое оформление салонов самолётов и форма бортпроводников (да и стюардессы симпатичные), что тоже очень приятно.
На мой взгляд, для Boeing 747 лучше всего, когда посередине фюзеляжа идёт горизонтальная полоса. Это хорого подчёркивает его форму, не давая ей визуально ломаться.
Чем-то похожий на Korean Air дизайн голландской авиакомпании KLM хорош по-своему. Голубой цвет и логотип с короной используются с незапамятных времен (лого: 1961 год), но в нынешней вид ливрея трансформировалась в 2002 году.
KLM и AirFrance — главные герои в легендарном аэропорту Saint Maarten, так как половина острова принадлежит французам, и половина — голландцам. Аэропорт — общий.
Но это не мешает там появляться носителю легендарной, знаковой ливреи — American Airlines.
Эта авиакомпания была, наверное, последней, кто нёс в своём облике дух прекрасных золотых времён авиации прошлого. Дело в том, что до 2013 года фюзеляжи самолётов этой авиакомпании не красились вовсе, а просто полировались на заводе, после чего поверх наносился прозрачный лак. Большая часть поверхности блистала натуральным «крылатым металлом». По центру были нанесены цвета американского флага, а на киле красовался орёл в обрамлении двух «A».
К сожалению, было принято решение красить самолёты по-новому:
Неплохая, но довольно «попсовая» ливрея. Всё дело в том, что покрасить по новой схеме попросту гораздо дешевле.
На мой взгляж, полированный алюминий был намного круче!
Дальше попробуем коротко. Канадцы: голубой фюзеляж, кленовый лист. Симпатично!
Вьетнам. Вживую в аэропорту очень красиво выглядит. К тому же, одни из первых эксплуатантов А350!
В качестве еще одного очень интересного примера можно упомянуть Emirates. Стильно и аккуратно интерпретирован флаг ОАЭ, и нанесён бронзовый логотип компании. Шрифт очень удачен — с одной стороны, он намекает на ближний восток, но с другой стороны, делает это очень интеллигентно.
А их соседи из Абу-Даби только что выкатили новую ливрею, которая уже завоевала множество отраслевых наград. Называется она ‘Facets of Abu Dhabi’, то есть «грани Абу-Даби. Цветовое решение отлично подчеркивает культуру и географию Эмирата. Дизайн выглядит очень современно, и в тоже время, солидно.
И пару слов о самолёте с заглавной фотографии 🙂 Это креатив из Южной Африки. Низкобюджетная авиакомпания Kulula решила прямо на фюзеляж нанести пояснения по деталям самолёта для всех интересующихся.

Чего-то не хватает, да?
Конечно.
Главного и любимого нашего национального перевозчика. Аэрофлота нашего 🙂
В отличие от новой «России», с дизайном самолётов материнской компании — всё в порядке! Дизайн аэрофлота я считаю очень хорошим. С 2003 года он совсем не устарел, выглядит современно. И в любом аэропорту мира он смотрится вполне на уровне. Всегда приятно видеть его где-нибудь очень далеко от дома, среди заграничных бортов!
И так уж получается, что именно «Аэрофлот» представляет Россию: крупный флаг на киле явно говорит о национальной принадлежности самолёта.
Жаль, конечно, что Илы 96-е больше не летают.
Ну а самой лучшей ливреей для меня всегда будет вот эта.
В те времена, когда небо было голубее, трава зеленее, самолёты пахли керосином и здорово шумели, а небо то и дело наполнялось гулом винтов, почти все самолёты были такими 🙂 Это время не вернуть, и я не ностальгирую по СССР вовсе, но… Стремительный белый самолёт с синей полосой — это навсегда!
Фото: указать авторство всех фото не представляется возможным. Спасибо большое всем фотографам, чьи фото я использовал. Некоторые с Airliners.net, некоторые просто нашел в Google, некоторые из личного архива.
А какие авиакомпании и ливреи нравятся вам?
Что я забыл?
У кого самый крутой дизайн?!
>Фирменный стиль авиакомпании

Разработка фирменного стиля для авиакомпании: опыт крупных игроков

Логотип самолета — единственное, о чем стоит думать дизайнеру авиакомпании? Конечно же, нет. Разработка фирменного стиля для крупной и многогранной компании включает в себя множество нюансов. Бренд должен объединять внешне не связанные вещи и внушать чувство безопасности.

«В самолете вы обращаете внимание буквально на все, и нам крайне важно продумать форму и текстуру мельчайших деталей… В центре наших усилий был дизайн сидений для долгих перелетов, которые превращались в кровати. Мы также выбрали ткани, отделку, новые детали на борту, при этом консультируясь с экспертами по всем вопросам», — так пишет брендинговое агентство, работавшее с авиакомпанией United Airlines.

Вот как тщательно подходят к вопросу крупнейшие игроки рынка. American Airlines — самая большая авиакомпания в мире по размеру флота, выручки, количеству пассажиров. В статье ниже мы посмотрим на ее опыт, а также на опыт других значительных авиаперевозчиков. На их примере увидим, как формируется бренд.

Читайте «Восемь этапов создания бренда» в блоге брендингового агентства KOLORO

Что такое фирменный стиль

Фирменный стиль необходим, чтобы визуально отличить фирму от конкурентов. В разработку фирменного стиля для авиакомпании входят:

  • название;

  • логотип;

  • фирменные цвета и шрифты;

  • разработка фирменного стиля и раскраски самолетов;

  • дизайн блокнотов, ручек, дисков, визиток, деловой документации;

  • дизайн униформы сотрудников.

Стратегия: разработка торговой марки авиакомпании

Все начинается с определения целей:

  • «Кто мы?» Большая авиакомпания с мировым именем;

  • «Где мы работаем?» Мы — транснациональная компания;

  • «Что хотим получить?» Больше пассажиров и выручки.

Итак, большой авиапассажирской фирме требуется внушить мысль о своей надежности, пунктуальности и комфортности. В качестве примера таких требований приведем пирамиду бренда «Аэрофлот»:

На пирамиде видно, сколько аспектов решает фирменный стиль компании. Часто маркетологи сталкиваются с проблемой — как сочетать несочетаемое? Как быть, если фирме требуется одновременно произвести впечатление надежной и динамичной?

  • Читайте, как брендинговое агентство KOLORO создало бренд Глобино, найдя неординарное решение для повседневных продуктов

Название авиакомпании

Театр начинается с вешалки, а знакомство с любой маркой или компанией — с ее названия. Посмотрим, как называются наиболее влиятельные авиакомпании мира:

  • American Airlines;

  • Lufthansa (крупнейшая по количеству сотрудников);

  • Delta Air Lines (самая большая по рыночной капитализации);

  • «Аэрофлот» (крупнейшая российская компания по количеству пассажиров).

Практически все названия авиаперевозчиков так или иначе упоминают «авиа» или «воздух» (luft по-немецки и air по-английски означают воздух). Слова достаточно короткие и легко произносятся, что важно для разработки торговой марки авиакомпании.

История нейминга авиаперевозчиков интересна сама по себе. До тех пор, пока не появилась компания Virgin, фирмы назывались по одному и тому же образцу. Вариантов было два:

  • упоминание региона — Northwest, American, Air France;

  • ассоциации с какими-то высокими и чистыми идеалами — United, Go, Vanguard.

Так что, глядя на название компании, в каком-то смысле можно понять, насколько долгая история у бренда. Virgin Atlantic была образована в 1984 году, и уже после нее у новых компаний появились названия, не связанные с «авиа» или «воздухом». В любом случае, они вызывают какие-то воспоминания и образы: Aloha, Ted, Song, Frontier.

Давние традиции — крайне важная вещь в разработке торговой марки авиакомпании. Чем больше истории, тем больше доверия у клиентов. Наше брендинговое агентство KOLORO подскажет, чем еще можно завоевать доверие покупателей. На нашем сайте вы сразу сможете рассчитать цену брендинга.

Логотипы авиакомпаний: простота и читаемость

Лишь после определения целей и названия бренда можно работать над логотипом. Лого должно быть максимально простым, чтобы хорошо читаться на любых поверхностях и в любом размере.

Если посмотреть на историю развития логотипов, мы увидим тренд упрощения. В сороковые и даже в шестидесятые годы ХХ века эмблемы авиалиний состояли из большого количества элементов. Чем ближе к нашему времени, тем проще логотипы.

Разработка логотипа для авиакомпании включает в себя поиск оптимальных цветов и оттенков. Гамма логотипа и фирменного стиля создает впечатление и настроение, внушает доверие к компании. Чаще всего надежность и покой ассоциируются с синим цветом. Авиакомпании выбирают оттенки синего еще по двум причинам:

  • цвет неба;

  • цвет национального флага (у многих ведущих держав на флаге имеются синий, белый и красный цвета).

Если нас спросят о наиболее узнаваемом российском авиаперевозчике, то мы, скорее всего, ответим: «Аэрофлот». Какие цвета у них на логотипе? Белый, синий и желтый. Теплый акцент заметен в «улыбчивой» полоске под названием авиакомпании. Улыбка создает позитивный образ. Кстати, именно этим и занимается брендинговое агентство KOLORO. Закажите брендинг у нас — позитивный имидж окупается мгновенно.

  • Читайте о том, как много значит позитив и юмор — «Шесть лучших рекламных кампаний 2016 года»

Разработка фирменного стиля для авиакомпании: расскажи мне историю

Следующий важный этап в брендинге авиакомпании — создание красивой истории. Один визуал не срабатывает, необходима словесная обертка, ненавязчиво предлагающая определенные ассоциации.

Вот как American Airlines представили общественности новый фирменный стиль после слияния с US Airways и ребрендинга:

«…Вдохновленный нашим блестящим прошлым, новый имидж символизирует наше стремление к прогрессу. Логотип отражает уникальный американский дух. В нем содержатся орел, звезда, буква А и обновленные оттенки красного, белого и синего. Все вместе они представляют чистое и современное прочтение ключевых образов нашей компании».

В этом представлении виден максимальный упор на патриотизм, традиционность, надежность — все то, что хотят видеть люди, садящиеся на пугающего железного монстра с неубедительно выглядящими шасси для посадки.

А компания Lufthansa известна тонким юмором в своей рекламе.

Концерн обслуживает всю Европу, поэтому ей не нужно настойчиво упоминать о своей национальности. Здесь, напротив имеет смысл делать упор на интернациональности, на умении найти подход к разным народам. Тонкий юмор — практически беспроигрышный способ в маркетинге и брендинге. Но тут, как с котом Шредингера — одним кажется, что он есть, другим, что его нет. Умение пошутить так, чтобы это понравилось большинству, реализуется довольно редко, и тем ценнее такого рода продвижение.

  • Вот как мы разработали бренд «Гремучая смесь» для компании, которая производит средства для борьбы с грызунами. Заказывайте услуги в брендинговом агентстве KOLORO и сами убедитесь в силе юмора!

Особенности стиля авиакомпании

На что еще маркетологи авиакомпании обращают пристальное внимание? На две вещи:

  • фирменный стиль и раскраску самолетов;

  • униформу стюардесс.

Будем честны, для пассажира все самолеты выглядят одинаково. Обычный человек различает их по окраске — всего фюзеляжа либо хвостовой части. Раскраска должна быть яркой, уникальной, бросающейся в глаза, и при этом лаконичной. Чаще всего применяют сочетание «название компании на борту плюс яркий хвост».

Униформа стюардов и стюардесс тоже имеет огромное значение. Костюм часто несет определенное сообщение: о духе компании или национальности.

Примером такого подхода может служить униформа стюардесс «Аэрофлота», которую признают одной из самых стильных в мире. Сотрудники носят деловые костюмы традиционного покроя, но ярких красно-оранжевых оттенков. Легкий штрих — головной убор в виде пилотки. Пилотка впервые появилась в 1913 году в русской императорской авиации.

Удобная и компактная шапка, конечно, имелась и в других странах, но именно в России она приобрела широкое распространение. Пожалуй, ее до сих пор можно назвать национальным предметом одежды, настолько очевидный «русский дух» имеется в ней. Таким образом, униформа «Аэрофлота» подчеркивает национальность компании, выполняя задачи брендинга из той самой пирамиды, которую мы привели в начале текста.

Заключение

Логотипы авиалиний, форма, раскраска фюзеляжа, название — дизайнерам необходимо предусматривать мельчайшие детали. В каждом случае требуется индивидуальный подход с учетом всех нюансов. Мы в брендинговом агентстве KOLORO все делаем с любовью. Убедитесь сами и закажите услугу у нас!