Как строили крымский мост

Крымский мост

  1. 1 2 Автомобильную часть моста через Керченский пролив оборудовали знаками. РИА Новости (14 мая 2018). — «На всем протяжении моста установлено более 60 стандартных знаков, указывающих километраж и направление движения. «Встречать водителей при заезде на мост со стороны Крыма или Кубани будут знаки индивидуального проектирования с официальным названием объекта. Его выбрали россияне на сайте назовимост.рф в конце 2017 года. 64 % авторизированных пользователей проголосовали за вариант „Крымский мост“, — сообщается в пресс-релизе». Дата обращения 2 июля 2018.
  2. Распоряжение Президента Российской Федерации от 21.08.2018 № 227-рп «Об учреждении памятной медали „За строительство Крымского моста“». Официальный интернет-портал правовой информации. Дата обращения 21 августа 2018.
  3. 1 2 3 4 Проектировщик моста в Крым — РБК: «Мы нашли оптимальное решение». РБК (30 июня 2015).
  4. 1 2 3 4 5 6 Гипростроймост. Транспортный переход через Керченский пролив.
  5. 1 2 3 4 5 6 Bridge connects Crimea to Russia, and Putin to a Tsarist dream (англ.). South China Morning Post. Дата обращения 21 мая 2018.
  6. 1 2 3 Строители завершили сборку автодорожной арки Крымского моста. ТАСС (31 июля 2017). Дата обращения 10 августа 2018. Архивировано 10 августа 2018 года.
  7. Олег Скорик о пути по правильным рельсам // Дороги. Инновации в строительстве : журнал. — Санкт-Петербург, 2018. — Август (№ 71). — С. 41.
  8. 1 2 Минтранс: строительство железнодорожной части Крымского моста идет по графику. ТАСС. Дата обращения 1 июня 2018.
  9. Минтранс назвал новые сроки открытия моста в Крым (20 марта 2018).
  10. Продавать билеты на поезда в Крым начнут 8 ноября. РИА Новости (7 ноября 2019). Дата обращения 7 ноября 2019.
  11. 1 2 Начались продажи билетов на поезда в Крым. Российская газета. — «Напомним, первый состав «Таврия» отправится с Московского вокзала Петербурга 23 декабря в 14 часов по московскому времени, впервые пройдет по Крымскому мосту 25 декабря и прибудет в Севастополь в 9 часов 25 минут». Дата обращения 13 ноября 2019.
  12. Стали известны даты отправления первых поездов из Крыма в Москву и Санкт-Петербург. Крыминформ. Дата обращения 8 ноября 2019.
  13. 1 2 3 Минтранс назвал планируемую дату запуска грузовых поездов по мосту в Крым. РИА Новости (20 ноября 2019). Дата обращения 20 ноября 2019.
  14. Общую стоимость строительства Керченского моста оценили в 228 млрд рублей. Коммерсант.ru (8 июля 2016). Дата обращения 8 июля 2016.
  15. 1 2 Ростехнадзор заявил о готовности железнодорожной части Крымского моста. Недвижимость РИА Новости (18 декабря 2019). Дата обращения 18 декабря 2019.
  16. 1 2 Анастасия Степанова. Керченский мост притянет деньги (недоступная ссылка). dg-yug.ru (21 мая 2015). Дата обращения 19 июля 2015. Архивировано 22 июля 2015 года.
  17. Вера Данилина. Керченский мост станет частью трассы М-25. За рулём (5 мая 2015). Дата обращения 13 мая 2015.
  18. Постановление Правительства Российской Федерации от 28.04.2015 г. № 412 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации»
  19. Заказчик принял готовый автомобильный Крымский мост у строителей. Крыминформ. Дата обращения 10 сентября 2018.
  20. На охрану Крымского моста в этом году выделят 54 млн руб. РИА Новости Крым (12 мая 2018). Дата обращения 10 сентября 2018.
  21. За месяц по Крымскому мосту проехали более 500 тыс машин. РИА Новости Крым (20 июня 2018). Дата обращения 21 июня 2018.
  22. 1 2 Завершено сооружение пролетов Крымского моста под дорогу. Interfax-Russia.ru (20 декабря 2017). Дата обращения 21 мая 2018.
  23. Russia pushes back ‘Putin’s bridge’ to annexed Crimea by a year. Reuters (13 апреля 2016). Дата обращения 28 ноября 2019.
  24. ТАСС — Фарватерные опоры Крымского моста защитили от столкновения с судами
  25. Путин за рулем «Камаза» открыл Крымский мост. Главные факты о проекте. BBC News Русская служба (15 мая 2018). Дата обращения 6 января 2019.
  26. 1 2 Завершено сооружение пролетов Крымского моста под автодорогу
  27. 1 2 Andrew Roth. Putin opens 12-mile bridge between Crimea and Russian mainland (англ.). The Guardian (15 May 2018). — «The 12-mile (19km), $3.7bn (£2.7bn) bridge is Moscow’s only direct road link to Crimea. Russia expects it will carry millions of cars and rail travellers and millions of tons of cargo each year. Previously, all car traffic passed over the Kerch strait by ferry or by passing through Ukraine». Дата обращения 26 июля 2018.
  28. National Geographic Atlas of the World (7th ed.). Washington, DC: National Geographic. 1999. ISBN 0-7922-7528-4. (стр. 68, 90)
  29. Европа — статья из энциклопедии «Вокруг света»
  30. Европа — статья из Большой российской энциклопедии
  31. Europe (англ.). Encyclopedia Britannica. Дата обращения 21 января 2019.
  32. 15 мая будет открыт Крымский мост между Европой и Азией
  33. 1 2 Путин за рулём «Камаза» открыл Крымский мост. Главные факты о проекте (англ.). BBC Русская служба (15 May 2018). Дата обращения 16 мая 2018.
  34. 1 2 За месяц по Крымскому мосту проехали почти полмиллиона автомобилей. КерчьИНФО — новости Керчи (1 октября 2018). — «1 октября в 00:00 сняты ограничения на движение транспортных средств максимальной массой свыше 3,5 тонн, действовавшие на автодорожных подходах к Крымскому мосту как со стороны Тамани, так и со стороны Крыма». Дата обращения 1 октября 2018.
  35. 1 2 По Крымскому мосту поехали первые грузовики. РИА Новости Крым (1 октября 2018). Дата обращения 1 октября 2018.
  36. 1 2 Кудюкин М. М. Мост через Керченский пролив.
  37. 1 2 Бешеев Б. Государственный архив РФ. Ф. 5446. Оп. 51а. Д. 772. Л. 16–15.
  38. Постановление Совета министров СССР от 18 мая 1949 года № 1935-728с «О строительстве моста через Керченский пролив» // ГА РФ. Ф. 5446. Оп. 51а. Д. 772. Л. 29-24.
  39. 1 2 Черноморское кольцо уперлось в Украину. Газета.Ru. Дата обращения 9 июня 2018.
  40. Макропроект в Крыму (22 октября 1994). Дата обращения 9 июня 2018.
  41. Кабмин рассматривает возможность соединения Украины с Россией. Украинская правда (17 ноября 2006).
  42. Между Керчью и Россией построят мост. podrobnosti (17 ноября 2006). Дата обращения 21 марта 2019.
  43. Россия и Украина договорились строить мост через Керченский пролив. Дата обращения 21 мая 2018.
  44. Транспортная стратегия Российской федерации на период до 2030 года. Утверждена Распоряжением Правительства РФ от 22 ноября 2008 года № 1734-р
  45. правды», Комсомольская правда | Сайт «Комсомольской. Украина решила построить мост в Россию через Керченский пролив (рус.), KP.RU — сайт «Комсомольской правды» (19 марта 2010). Дата обращения 21 мая 2018.
  46. Медведев и Янукович договорились о строительстве моста через Керченский пролив. Дата обращения 21 мая 2018.
  47. Двусторонние договоры. www.mid.ru. Дата обращения 9 февраля 2017.
  48. Про затвердження Угоди між Кабінетом Міністрів України та Урядом Російської Федерації про спільні дії з організації будівництва транспортного переходу через Керченську протоку. zakon.rada.gov.ua. Дата обращения 19 декабря 2019.
  49. Глава Минтранса: Россия приостановила переговоры с Украиной по проекту Керченского моста. ТАСС (28 февраля 2014). Дата обращения 7 июня 2018.
  50. Объявлен конкурс на инженерные изыскания по строительству Керченского моста. ТАСС. Дата обращения 19 декабря 2019.
  51. Документация конкурса, с. 20
  52. 1 2 3 4 Shaun Walker. Russia’s bridge link with Crimea moves nearer to completion (англ.). the Guardian (31 August 2017). Дата обращения 7 июня 2018.
  53. David M. Herszenhorn. Dependence on Russia Is Likely to Leave Region’s Economy in a Precarious State (англ.). The New York Times (19 March 2014). — «The process is also fraught with risks, including the possibility that the Ukrainian government could move to further isolate the geographically remote peninsula by shutting vital transportation lines. There is no overland transportation link between Russia and Crimea, and building a bridge across the shortest waterway, near the Crimean city of Kerch, would take years and cost an estimated $3 billion to $5 billion». Дата обращения 26 июля 2018.
  54. Открытие моста стало окончательным физическим воссоединением Крыма и России. РИА Новости (15 мая 2018). Дата обращения 19 декабря 2019.
  55. Большая пресс-конференция Владимира Путина. Президент России. Дата обращения 19 декабря 2019.
  56. Как мир отреагировал на открытие Крымского моста. ТАСС. Дата обращения 19 декабря 2019.
  57. Россия прекратила соглашение с Украиной о строительстве Керченского моста. Газета.Ru. Дата обращения 8 июня 2018.
  58. Ведомости Как всего за два года был построен Крымский мост (15 мая 2018). Дата обращения 8 июня 2018.
  59. 1 2 Керченский мост будет автомобильным и железнодорожным. ТАСС (19 марта 2014). Дата обращения 8 февраля 2018.
  60. Путин велел построить два моста через Керченский пролив. Лента.ру (19 марта 2014).
  61. 1 2 Ведомости Заказчик Крымского моста принял его автодорожную часть (9 мая 2018). Дата обращения 18 мая 2018.
  62. Мост через Керченский пролив — по проекту Гипростроймост.
  63. 1 2 3 Мост через Керченский пролив можно построить только в двух местах. РБК. Дата обращения 6 июня 2018.
  64. Правительство выбрало дорогу в Крым. Газета.Ru. Дата обращения 21 мая 2018.
  65. Из четырёх вариантов моста в Крым эксперты выбрали два — журнал «За рулём». Дата обращения 6 июня 2018.
  66. В Крым поедем по косе. Газета.Ru. Дата обращения 6 июня 2018.
  67. Россия наводит мосты в Крым. Газета.Ru. Дата обращения 6 июня 2018.
  68. Проект строительства моста в Крым подорожал до 300 млрд рублей | Forbes.ru (англ.). www.forbes.ru. Дата обращения 21 мая 2018.
  69. 1 2 Мост в Крым, скорее всего, построят через косу Тузла. РИА Новости (5 июня 2014).
  70. В Крым тянут временный мост. ktelegraf.com.ru. Дата обращения 6 июня 2018.
  71. Блевака блеваке рознь // strana.ru
  72. «Это, по сути, половина дела» // Журнал «Огонёк». — 2015-05-10. — С. 12.
  73. Загадки Керченского моста. Росбалт. Дата обращения 9 июня 2018.
  74. Галлямова Юлия, Занина Анна, Никифоров Вадим. Керченский мост без Украины не построить. Коммерсантъ (24 декабря 2014). Дата обращения 19 мая 2018.
  75. Керченский мост строится с учетом всех аспектов международного права — Песков. РИА Новости Украина. Дата обращения 24 марта 2016.
  76. Русская Германия | 2016 | 48 | Керченский пролив: почему мост, а не тоннель? (англ.). www.rg-rb.de. Дата обращения 9 июня 2018.
  77. Обоснование проекта Керченского моста будет готово к декабрю. Российская газета (8 ноября 2014). Дата обращения 7 августа 2018.
  78. 1 2 3 Судьбу стройки Керченского моста решат за 60 дней. РБК. Дата обращения 30 июля 2018.
  79. 1 2 Мосту через Керченский пролив дан зеленый свет. РИА Новости (19 февраля 2016). Дата обращения 7 августа 2018.
  80. Татьяна Ларионова. …И распахнутся в Крым ворота // Всероссийская еженедельная газета «Транспорт России». — Министерство транспорта РФ, АО «Издательство Дороги», 2017. — № 36 (999).
  81. И. Е. Колюшев, технический директор АО «Институт Гипростроймост — Санкт-Петербург». Технические особенности проектирования Крымского моста // Дороги. Инновации в строительстве. — 2018. — Август (№ 71). — С. 44—46.
  82. О.Г. Скорик, директор по проектированию АО «Институт Гипростроймост – Санкт-Петербург». Конструктивные особенности Крымского моста // Дороги. Инновации в строительстве. — 2017. — Август (№ 63). — С. 134—137.
  83. Правительство навело мост к Аркадию Ротенбергу // Газета «Коммерсантъ». — 2015-01-30. — С. 3.
  84. Мост в Крым ограничили рублями и годами // Газета «Коммерсантъ». — 2015-02-02. — С. 9.
  85. Распоряжение Правительства РФ от 30 января 2015 года № 118-р (с изменениями)
  86. Власти отложили запуск железнодорожной части Керченского моста на год. РБК. Дата обращения 19 мая 2018.
  87. Запуск движения поездов по Крымскому мосту перенесли на полгода. Ведомости (7 июля 2016). Дата обращения 7 июля 2016.
  88. Россия откладывает на год достройку «путинского моста» в Крым. Reuters (13 апреля 2016). Дата обращения 8 июня 2018.
  89. В Краснодарском крае начали возводить технический мост через Керченский пролив. РБК. Дата обращения 21 мая 2018.
  90. Росавтодор выдал разрешение на строительство Керченского моста
  91. Названа итоговая стоимость строительства моста в Крым
  92. Утверждена итоговая стоимость строительства Керченского моста
  93. 1 2 3 Крымский мост. Досье. ТАСС. Дата обращения 23 мая 2018.
  94. Первые сваи: началось устройство фундаментов Керченского моста. РБК. Дата обращения 21 мая 2018.
  95. Построена первая опора Керченского моста. Интерфакс. Дата обращения 23 мая 2018.
  96. Строители начали монтаж пролётов Крымского моста. РИА Новости Крым (9 июня 2016). Дата обращения 21 мая 2018.
  97. Строители погрузили все сваи в основание автодорожной части моста в Крым. РИА Новости Крым (16 августа 2017). Дата обращения 21 января 2019.
  98. Lockhart, Keely Controversial bridge connecting Russia to Crimea begins to take shape (англ.). The Telegraph (29 August 2017). Дата обращения 21 мая 2018.
  99. Автодорожная арка Крымского моста поднята на опоры
  100. Завершено возведение всех опор автодорожной части моста через Керченский пролив. Интерфакс (4 декабря 2017). Дата обращения 6 января 2019.
  101. Строители завершили сборку пролетных строений автодорожной части Крымского моста. ТАСС. Дата обращения 21 мая 2018.
  102. Асфальт уложили на автодорожной части моста через Керченский пролив. Interfax-Russia.ru (26 апреля 2018). Дата обращения 21 мая 2018.
  103. Строители завершили укладку асфальта на Крымском мосту.
  104. Автодорожная часть моста через Керченский пролив прошла приемочные обследования. Interfax-Russia.ru (26 апреля 2018). Дата обращения 8 июня 2018.
  105. Завершено строительство автодорожной части Крымского моста. РИА Новости (9 мая 2018). Дата обращения 9 мая 2018.
  106. У строителей приняли автодорожную часть Крымского моста. ТАСС. Дата обращения 9 мая 2018.
  107. Открылось движение по временному мосту через Северский Донец в Ростовской области
  108. Временный Крымский мост переедет на М-4 в Ростовскую область
  109. Путин за рулем КамАЗа проехал по Крымскому мосту. РИА Новости Крым. Дата обращения 29 мая 2018.
  110. Автодорожная часть Крымского моста открылась для движения автомобилей. ТАСС. Дата обращения 16 мая 2018.
  111. Крымский мост за полдня работы побил абсолютный рекорд переправы. Interfax.ru (16 мая 2018). Дата обращения 21 мая 2018.
  112. Более 1 млн автомобилей проехали по Крымскому мосту с момента открытия. ТАСС. Дата обращения 10 августа 2018.
  113. Успели до штормов: грузовики поехали по Крымскому мосту. Газета.Ru. Дата обращения 1 октября 2018.
  114. Бензовозам не разрешили проезд по Крымскому мосту. РБК. Дата обращения 2 октября 2018.
  115. Запрет на перевозку опасных грузов по Крымскому мосту продолжает действовать. ТАСС. Дата обращения 2 октября 2018.
  116. Минтранс: движение бензовозов по Крымскому мосту может быть открыто через 1,5-2 месяца. ТАСС. Дата обращения 3 октября 2018.
  117. Минтранс сорвал срок контракта на безопасность подхода к Крымскому мосту. РБК. Дата обращения 5 марта 2019.
  118. Почти пять миллионов машин уже пересекли Крымский мост. Газета.Ru. Дата обращения 26 мая 2019.
  119. 5 млн транспортных средств пересекли Крымский мост за год работы. Interfax-Russia.ru (15 мая 2019). Дата обращения 26 мая 2019.
  120. Глава Минтранса оценил экономию пользователей Крымского моста.
  121. Строители погрузили последнюю сваю железнодорожной части Крымского моста. ТАСС. Дата обращения 4 июня 2018.
  122. Строители установили последнюю сваю железнодорожной части моста в Крым. РИА Новости (4 июня 2018). Дата обращения 21 января 2019.
  123. На Крымском мосту уложили первые рельсы. Российская газета (25 июля 2018). Дата обращения 25 июля 2018.
  124. Строительство железнодорожной части Крымского моста в самом разгаре (ФОТО И ВИДЕО) — КерчьИНФО — новости Керчи. КерчьИНФО — новости Керчи (5 ноября 2018). Дата обращения 5 ноября 2018.
  125. Строители завершили сооружение опор Крымского моста. Крыминформ. Дата обращения 12 ноября 2018.
  126. Все железнодорожные опоры Крымского моста готовы. Интерфакс (12 ноября 2018). Дата обращения 12 ноября 2018.
  127. Строители завершили возведение опор железнодорожной части Крымского моста. РБК. Дата обращения 12 ноября 2018.
  128. Строители собрали все пролеты железнодорожной части Крымского моста. ТАСС. Дата обращения 24 марта 2019.
  129. 1 2 Строители завершили укладку рельсов на Крымском мосту. Интерфакс (18 июля 2019). Дата обращения 18 июля 2019.
  130. На Крымском мосту уложили все рельсы. lenta.ru. Дата обращения 18 июля 2019.
  131. На Крымском мосту начали устанавливать автоматику для движения поездов. РБК (11 сентября 2019). Дата обращения 8 октября 2019.
  132. На Крымском мосту начали настраивать железнодорожную автоматику. Недвижимость РИА Новости (28 ноября 2019). Дата обращения 1 декабря 2019.
  133. Строительство железнодорожной части Крымского моста завершено. РИА Новости (18 декабря 2019). Дата обращения 18 декабря 2019.
  134. Ростехнадзор подтвердил завершение строительства ж/д части Крымского моста. Interfax-Russia.ru (18 декабря 2019). Дата обращения 18 декабря 2019.
  135. Запуск грузовых поездов по мосту в Крым перенесли. РИА Новости (7 октября 2019). Дата обращения 8 октября 2019.
  136. «Гранд Сервис Экспресс» станет оператором пассажирских поездов в Крым. Интерфакс-Туризм (5 ноября 2019). Дата обращения 7 ноября 2019.
  137. В России началась продажа билетов на поезда в Крым. Interfax.ru. Дата обращения 8 ноября 2019.
  138. Начинается продажа билетов на поезда в Крым. РИА Новости (8 ноября 2019). Дата обращения 9 ноября 2019.
  139. МИД Украины отправило ноту протеста России из-за Керченского пролива (недоступная ссылка). www.segodnya.ua. Дата обращения 20 мая 2018. Архивировано 20 мая 2018 года.
  140. МИД Украины выразил протест в связи с открытием Россией моста через Керченский пролив. Дата обращения 20 мая 2018.
  141. Украина разорвала договор с РФ о совместном строительстве моста через Керченский пролив. Росбалт. Дата обращения 20 мая 2018.
  142. Крымский мост рассмотрят в Гааге. Газета.Ru. Дата обращения 20 мая 2018.
  143. По факту строительства Крымского моста возбуждено уголовное дело — КерчьИНФО — новости Керчи. КерчьИНФО — новости Керчи (11 октября 2018). Дата обращения 13 октября 2018.
  144. Deutsche Welle (www.dw.com). США и ЕС осудили открытие Россией моста в аннексированный Крым | DW | 16.05.2018. DW.COM. Дата обращения 20 мая 2018.
  145. Подрядчики Керченского моста попали под санкции США (англ.). BBC News Русская служба (1 September 2016). Дата обращения 20 мая 2018.
  146. Евросоюз внес в санкционный список шесть российских компаний. РИА Новости (31 июля 2018). Дата обращения 13 октября 2018.
  147. Генассамблея ООН приняла резолюцию о милитаризации Крыма и Севастополя. Interfax.ru (18 декабря 2018). Дата обращения 18 декабря 2018.
  148. Генеральная Ассамблея ООН приняла резолюцию о милитаризации Крыма, а также районов Черного и Азовского морей. Новости ООН (17 декабря 2018). Дата обращения 18 декабря 2018.
  149. Генассамблея ООН осудила открытие Крымского моста. РБК. Дата обращения 18 декабря 2018.
  150. Резолюция 73/194, принятая Генеральной Ассамблеей 17 декабря 2018 года. Проблема милитаризации Автономной Республики Крым и города Севастополь, Украина, а также районов Черного и Азовского морей. undocs.org (23 января 2019).
  151. Резолюция 74/17, принятая Генеральной Ассамблеей 9 декабря 2019 года. Проблема милитаризации Автономной Республики Крым и города Севастополь, Украина, а также районов Черного и Азовского морей. Документы ООН (13 декабря 2019).
  152. Генассамблея ООН во второй раз приняла резолюцию Украины «по проблеме милитаризации Крыма». ТАСС. Дата обращения 19 декабря 2019.
  153. Procedural Order № 3 (англ.). Постоянная палата третейского суда (31 August 2018).
  154. Договор между Российской Федерацией и Украиной о сотрудничестве в использовании Азовского моря и Керченского пролива
  155. Азовское море и Керченский пролив — внутренние воды России и Украины, говорится в Договоре между Российской Федерацией и Украиной о сотрудничестве в использовании Азовского моря и Керченского пролива, подписанном по итогам переговоров президентов России и Украины
  156. Интервью Дмитрия Козака телеканалу «Россия 24» (недоступная ссылка) (25 декабря 2014). — «М.Бондарева: А с Керченским мостом что? Сейчас есть информация, что строительство этого моста может затянуться, так как может понадобиться разрешение украинской стороны, на что украинская сторона не готова. Вы можете подтвердить: это так или нет?
    Д.Козак: Да нет. Не обсуждается вопрос. Что касается этого участка моря, то он находится полностью в российской юрисдикции, и мы имеем право там строить (с присоединением Крыма, естественно), имеем право там возводить любые сооружения, которые будут обеспечивать судоходство в Керченском проливе… судоходство как российское, так и украинское – требования абсолютно одинаковые. Здесь проблем никаких не существует.». Дата обращения 31 августа 2018. Архивировано 20 марта 2015 года.
  157. МИД РФ назвал иск Украины по Конвенции по морскому праву претензией на Крым. Interfax.ru (15 сентября 2016). Дата обращения 21 мая 2018.
  158. Ответ Посольства на вопрос СМИ относительно реакции госдепа на открытие Крымского моста. washington.mid.ru. Дата обращения 17 июня 2018.
  159. Донской: сооружение Крымского моста оказывает минимальное воздействие на экологию. ТАСС (30 сентября 2017). Дата обращения 4 сентября 2018.
  160. Вулканы и котик: пять удивительных фактов о Крымском мосте. РИА Недвижимость (15 мая 2018). Дата обращения 23 мая 2018.
  161. Мост из Кубани в Крым получил название
  162. Мост через Керченский пролив будет называться «Крымский» (17 декабря 2017). Дата обращения 23 мая 2018.
  163. Название «Крымский мост» поддержали 64% проголосовавших. ТАСС. Дата обращения 23 мая 2018.
  164. 1 2 Украинские фирмы помогали строить Керченский мост – постпред Порошенко. Обозреватель. Дата обращения 22 октября 2018.
  165. Порошенко не понравилось открытие Крымского моста. Газета.Ru. Дата обращения 22 октября 2018.
  166. МИД Украины высказал протест против открытия Керченского моста (недоступная ссылка). LB.ua. Дата обращения 22 октября 2018. Архивировано 10 июля 2018 года.
  167. Кота Мостика с главной стройки Крыма посадили на диету после Масленицы. НТВ (19 февраля 2018). Дата обращения 20 мая 2018.
  168. 1 2 3 Washington Post считает, что главной звездой Крымского моста стал кот. Вести.Ru (17 мая 2018). Дата обращения 20 мая 2018.
  169. Кот Моста. Как полосатый друг стал глазами «стройки века». Аргументы недели Керчь (27 октября 2015). Дата обращения 20 мая 2018.
  170. Самый главный на стройке. Кот «проинспектирует» возведение моста в Крым (16 декабря 2017). Дата обращения 20 мая 2018.
  171. В Керчи открыли движение по путепроводу к Крымскому мосту. ТАСС. Дата обращения 20 мая 2018.
  172. Факты о Крымском мосте Газета.ру, 15 мая 2019 года
  173. 1 2 Строители устанавливают антисейсмические устройства под пролетами Крымского моста. РИА Новости Крым. Дата обращения 21 мая 2018.
  174. «Бархатный путь»: генподрядчик строительства Крымского моста — об особенностях железной дороги через Керченский пролив. RT на русском. Дата обращения 18 августа 2018.
  175. Строители замкнули арку Крымского моста. Газета.Ru. Дата обращения 21 мая 2018.
  176. Моряки приступили к транспортировке железнодорожной арки Крымского моста. ТАСС. Дата обращения 21 мая 2018.
  177. На Керченском мосту начали сборку ключевых элементов — судоходных арок. РИА Недвижимость (24 августа 2016). Дата обращения 17 августа 2018.
  178. Арка Керченского моста весом в 6 тыс. тонн доставлена к фарватеру. Интерфакс (28 августа 2017). Дата обращения 16 августа 2018.
  179. Специалисты приступили к разработке схемы организации дорожного движения на крымском мосту. ТАСС. Дата обращения 10 августа 2018.
  180. 1 2 Росавтодор раскрыл подробности проекта моста через Керченский пролив
  181. Росавтодор выдал разрешение на строительство моста через Керченский пролив
  182. На Крымском мосту зафиксировали рекордный трафик. РБК. Дата обращения 14 августа 2019.
  183. Подрядчик рассказал об устойчивости железной дороги через Керченский пролив. РИА Новости (10 августа 2018). Дата обращения 10 августа 2018.
  184. Выполнение инженерных изысканий и разработка проектно-сметной документации по объекту «Электрификация на переменном токе участка транспортный переход через Керченский пролив — Джанкой с ответвлением на Феодосию и Керчь. 1 этап. Электрификация на переменном токе участка транспортный переход через Керченский пролив — Багерово» (Портал госзакупок)
  185. Железная дорога Крымского моста построена с расчетом на дальнейшую электрификацию. ТАСС (25 сентября 2019). Дата обращения 8 октября 2019.
  186. Власти отменили тендер на электрификацию Крымского моста
  187. Ротенберг уверен, что Крымский мост обойдется без ремонта как минимум 100 лет. ТАСС. Дата обращения 16 августа 2018.
  188. Крымский мост защитят от землетрясений до девяти баллов. Российская газета (22 января 2018). Дата обращения 16 августа 2018.
  189. Эксперт: мост в Крым выдержит любые катаклизмы. РИА Новости Крым (22 января 2018). Дата обращения 16 августа 2018.
  190. Неубиваемый: озвучен уровень защиты Крымского моста. Российская газета. Дата обращения 19 декабря 2019.
  191. 1 2 Крымский мост: готовность номер один перед запуском. ТАСС. Дата обращения 3 сентября 2018.
  192. 1 2 Досрочно: автодорожная часть Крымского моста откроется 16 мая. РИА Новости Крым (14 мая 2018). Дата обращения 4 сентября 2018.
  193. Завершилось строительство автоподходов к мосту в Крым. РИА Новости (14 мая 2018). Дата обращения 3 сентября 2018.
  194. На Кубани началось строительство подъездной автодороги к будущему Керченскому мосту. ТАСС. Дата обращения 3 сентября 2018.
  195. 1 2 В Крыму началось строительство федеральной трассы «Таврида». РИА Новости (12 мая 2017). Дата обращения 2 августа 2017.
  196. «Таврида» поехала в Крым. Газета.Ru. Дата обращения 2 августа 2017.
  197. 1 2 В Крыму ввели в строй первую очередь трассы «Таврида». РИА Новости (31 декабря 2018). Дата обращения 6 января 2019.
  198. Дорожники заасфальтировали более 50 км трассы «Таврида». РИА Новости Крым (15 декабря 2017). Дата обращения 4 сентября 2018.
  199. В Крыму официально началось строительство федеральной трассы «Таврида». ТАСС. Дата обращения 4 сентября 2018.
  200. РЖД начали поиск подрядчика для создания подходов к Керченскому мосту. РБК (14 марта 2015).
  201. В Минтрансе рассказали о степени готовности ж/д части Крымского моста. РИА Новости Крым (25 июля 2018). Дата обращения 4 сентября 2018.
  202. Крымский мост соединят с материком бесстыковым «бархатным путем» из рельсовых плетей. Interfax.ru (12 июля 2018). Дата обращения 4 сентября 2018.
  203. Строители уложили более 80% железнодорожного подхода к Крымскому мосту со стороны Тамани. Крыминформ. Дата обращения 4 сентября 2018.
  204. Проект ж/д подхода к Крымскому мосту будет скорректирован. ТАСС. Дата обращения 4 сентября 2018.
  205. Юлия Галлямова. В Крыму будут ездить по старым рельсам. Коммерсантъ (2 июня 2014). Дата обращения 7 мая 2015.
  206. РБК: Плавучий кран врезался в опору Крымского моста
  207. Сорвался с якоря: плавкран протаранил Крымский мост
  208. Коммерсантъ: Плавучий кран врезался в Крымский мост
  209. Движение по всем полосам Крымского моста возобновили после инцидента с краном. Interfax.ru (8 сентября 2018). Дата обращения 5 октября 2018.
  210. РИА Новости: Фрагмент пролёта строящейся ж/д части Крымского моста съехал в воду
  211. ТАСС: Фрагмент пролёта железнодорожной части Крымского моста съехал в воду при монтаже
  212. РБК: Ротенберг рассказал об инциденте на железнодорожной части Крымского моста
  213. Крыминформ: Многотонный пролёт Крымского моста съехал в море: причины и последствия.
  214. Строители подняли съехавший в воду пролет Крымского моста. Interfax.ru (24 октября 2018). Дата обращения 24 октября 2018.
  215. Пролет железнодорожного моста в Крым упал в воду. www.kommersant.ru (4 октября 2018). — «На место упавшего пролетного строения будет установлено новое. На это, по предварительным оценкам, понадобится 30–45 суток.». Дата обращения 23 августа 2019.
  216. СМИ сообщают о гибели рабочего в железнодорожном тоннеле на подходах к Керченскому мосту
  217. Определены победители конкурса песен и стихов про крымский мост.
  218. Песня про крымский мост.
  219. Концерт к открытию Крымского моста. Выпуск от 19.05.2018. Сайт Первого канала (19 мая 2018).
  220. Страничка фильма на сайте кинокомпании «Централ партнершип»
  221. АО «Марка»: № 2403. Крымский мост
  222. Группа «Любэ» выпустила клип про Крымский мост.
  223. Победный марш строителей Крымского моста.

Рекорд России и Европы: как строили Крымский мост

Во главе колонны шел КамАЗ, за рулем которого был президент Владимир Путин — в одной кабине с теми, кто мост и строил. Именно мостоотрядовцам отдали право первыми торжественно провести тест-драйв и пересечь Керченский пролив по возведенному ими переходу.

Для 10 тысяч человек — это важнейший отрезок двухлетнего и очень трудного пути. Работа шла круглосуточно и практически в любую погоду. В итоге мост, которому разного рода скептики сулили самые разные неприятности, сдан на полгода раньше срока — аккурат к началу туристического сезона. Уже завтра на автодорожной части откроют движение для легковых машин и автобусов. Корреспондент НТВ Святослав Гордин — с места событий.

19 километров за 15 минут — быстрее парома и надежнее: мост непогоды не боится. Сложно сейчас поверить в то, что 816 дней назад моста через Керченский пролив не было. И не было трасс, подъездов, которые к нему ведут. Прежде ничего подобного в России не строили.

Арки моста — его украшение, весом — более 10 тысяч тонн, каждый пролет длинной 227 метров. Строители говорят, что за два месяца у них было всего трое суток на установку каждой арки — больше времени не дала погода. Мост вводится в эксплуатацию на полгода раньше запланированного срока. Прежде президент, приезжая на эту стройку, ходил здесь пешком. Сегодня — довольно неожиданно — сел за руль КамАЗа. Колона строительной техники — 36 грузовиков — направилась в сторону Керчи. По сути, это своего рода испытание моста на выносливость и традиция — когда тяжелые грузовики выходят на только что построенный мост.

Самый протяженный мост и в России и в Европе. Почти 228 миллиардов рублей — стоимость проекта. Он состоит из двух частей — автомобильной и железнодорожной. Они и строятся одновременно, и идут параллельно друг другу. Кто следил, тот знает, что мост строился не от берега к берегу, а буквально вырастал из земли и воды. Под Крымским мостом — семь тысяч свай, в самых сложных местах сваи уходят на глубину 105 метров — это дом в 35 этажей. Автомобильная часть моста по две полосы в каждую сторону полностью готова. Проезжая часть держится на арматуре. Ее здесь — 13 тысяч километров. Это средний диаметр Земли.

Мост через Керченский пролив хотел строить еще император Николай II: Крымская Ливадия стала любимой резиденцией царской семьи. В советское время, уже после войны, изыскательские работы шли здесь много лет, но мост строить не стали. Дело в том, как говорят специалисты, что Керченский пролив — это непростая геология, изменяющийся фарватер — один из самых сложных в мире с точки зрения судоходства.

Мост сначала открывают для легковых автомобилей и автобусов. Осенью пойдет грузовой транспорт. Через полтора года — железнодорожный. Завтра начнется регулярное автомобильное движение с обеих сторон. В половину шестого утра.

На открытие Крымского моста ожидаемо негативно отреагировали в Киеве. Украинский МИД выразил «решительный протест». Ну, а министр Климкин написал в Twitter, что «оба конца моста ведут в никуда». Европейская же пресса больше внимания уделила масштабам строительства. The Telegraph отмечает, что Крымский мост стал одним из самых сложных инженерных проектов страны. А Deutsche Welle фиксирует, что он еще и самый длинный в Европе.

До этого рекорд принадлежал португальскому мосту Васко да Гама — его протяженность 17 километров. Немецкие журналисты пишут, что Крымский мост будет играть важную роль в снижении зависимости полуострова от морского транспорта.

Стройка века. 1

Смотреть что такое «Стройка века. 1» в других словарях:

  • СТРОЙКА — века. 1. Публ. Патет. Устар. О крупном строительном проекте в СССР. Веллер, 1994, 37. 2. Разг. Ирон. О строительстве, на котором работают заключённые. Росси, т. 1, 91; Довлатов 1, 409; СП, 211. Стройка коммунизма. Публ. Патет. Устар. То же, что… … Большой словарь русских поговорок

  • стройка — , и, ж. Сооружение, возведение чего л. == Великие стройки. патет. ** Стройка коммунизма. патет. ** Стройка века. патет. О крупных строительных проектах в СССР. ◘ Я прожил молодость не зря, великим стройкам отдал душу, в глухих… … Толковый словарь языка Совдепии

  • Стройка коммунизма — Публ. Патет. Устар. То же, что стройка века 1 2. Росси, т. 1, 91 … Большой словарь русских поговорок

  • стройка — и; мн. род. строек, дат. стройкам; ж. 1. к Строить (1 3 зн.). Начать, завершить, приостановить стройку. Приступить к стройке. Устать от стройки. С. плотины, дома, завода. Народная с. (объект, возводимый привлечением денег, материальных запасов,… … Энциклопедический словарь

  • стройка — и; мн. род. стро/ек, дат. стро/йкам; ж. 1) к строить 1), 2), 3) Начать, завершить, приостановить стройку. Приступить к стройке. Устать от стройки. Стро/йка плотины, дома, завода. Народная стр … Словарь многих выражений

  • Sergey Lukyanenko bibliography — This is the bibliography of Sergey Lukyanenko.ergey Lukyanenko ., et al. (1990), Knights of Forty Islandsergey Lukyanenko ., et al. (1990), Nuclear DreamIsland Russia Trilogy, co authored with Juliy Burkin. In the novella A princess is worth… … Wikipedia

  • Шэньчжэнь — Город Шэньчжэнь кит. упр. 深圳, пиньинь: Shēnzhèn … Википедия

  • Якубиско, Юрай — Юрай Якубиско Juraj Jakubisko … Википедия

  • Железнодорожная линия Улак — Эльга … Википедия

  • Якубиско — Якубиско, Юрай Юрай Якубиско Juraj Jakubisko Дата рождения: 30 апреля 1938( … Википедия

Крымский мост: история главной трудовой победы современной России

Керчь, Крым, 19 декабря 2019, 10:55 — REGNUM 18 декабря 2019 года Ростехнадзор сообщил об окончании строительства железнодорожной части Крымского моста.

Крымский мост Иван Шилов © ИА REGNUM «Несколько дней назад были проведены последние выездные проверки, по результатам которых Ростехнадзор выдал заключение о соответствии (ЗОС) заказчику ФКУ Упрдор «Тамань», — сообщили в организации.

Подробности: Полностью завершено строительство железнодорожной части Крымского моста

Транспортный переход через Керченский пролив — самый протяжённый не только в России, но и в Европе. Его строительство началось в феврале 2016 года подрядчиком «Стройгазмонтаж» («СГМ») — строительной компанией Аркадия Ротенберга. Стоимость заключённого контракта составила почти 228 млрд рублей.

Крымский мост Morozoff

За время строительства было установлено 5,5 тысячи свай, 595 опор от трёх до 35 метров и использовано 688 тысяч квадратных метров асфальта. В дни пиковых нагрузок на объекте работало около 16 тысяч человек.

Президент России Владимир Путин открыл движение по Крымскому мосту 15 мая 2018 года.

«Не сомневаюсь, что у вас всё получится, и осенью вы сдадите грузовую часть, а через год — железнодорожную… По сути, на этот объект работала вся страна. Это замечательный результат, который делает Крым и Севастополь ещё сильнее, а всех нас — ещё ближе друг к другу», — подчеркнул президент.

Крым и Севастополь стали ближе: Владимир Путин проехал по Крымскому мосту

Во многом благодаря этому туристический поток в Крым впервые за постсоветскую историю превысил планку в семь миллионов человек, большая часть гостей попали на полуостров на своих автомобилях.

«С января по ноябрь 2019 года в Крыму отдохнули 7,2 млн туристов. Это на 10% больше, чем в 2018 году. Из общего числа отдыхающих 28% прибыли на полуостров авиатранспортом, 57% проехали по Крымскому мосту, 15% прибыли через государственную границу РФ на участках: Армянск, Джанкой, Перекоп», — сообщили в министерстве курортов РК. Машины на Крымском мосту Most.life

Об этом: Крым посетили более семи миллионов туристов — новый постсоветский рекорд

В ночь на 1 октября 2018 года было открыто грузовое движение по мосту. С момента его запуска по ноябрь 2019 года по нему проехали восемь миллионов автомобилей. Доля автобусов среди всего потока составила 103 тысячи единиц, а количество грузовиков достигло 795 тысяч.

В полночь 1 октября по Крымскому мосту поехали грузовики

Во время создания железнодорожной колеи длиной 19 км строители уложили 2,5 тысячи тонн рельсов и 38 тысяч железобетонных шпал. Помимо этого, были установлены устройства сигнализации, централизации и блокировки для управления железнодорожным движением.

Не обошлось на стройплощадке без происшествий. В октябре 2018 года часть железнодорожного пролёта моста упала в пролив во время работ в районе Тузлинской косы. В результате происшествия никто не пострадал, металлический элемент позже разрезали на части, подняли плавкраном и вывезли на берег. Спустя почти год на строительстве подхода к мосту со стороны Керчи погиб рабочий. Трагедия произошла в районе тоннеля в результате обрушения.

Строители Крымского моста Most.life

Об этом: Пролёт Крымского моста «ускользнул» в пролив

На стройплощадке у Крымского моста погиб рабочий

По словам министра транспорта РФ Евгения Дитриха, мост сможет пропускать в течение суток до 94 поездов.

«Пропускная способность Крымского моста составит 47 пар пассажирских и грузовых поездов в сутки в оба направления», — отметил министр.

Годовое обслуживание железной дороги оцениваются в 287,1 млн рублей.

Подробности: Крымский мост сможет пропускать почти сто поездов в сутки — глава Минтранса

Подсчитано годовое обслуживание железной дороги Крымского моста

С 8 ноября 2019 года стартовала продажа билетов на поезда в Крым и обратно. Спустя три недели на поезда в крымском направлении было оформлено 36 тысяч 270 мест, из них «Крымская железная дорога» продала 7 тысяч 145 мест.

Перевозки из Санкт-Петербурга в Севастополь будут осуществлять с помощью пяти одноэтажных поездов. Из Москвы в Симферополь будут курсировать четыре двухэтажных железнодорожных состава.

Для участников и инвалидов Великой Отечественной войны в 2020 году в честь 75-й годовщины Победы проезд в Крым сделают бесплатным.

Испытание Крымского моста Most.life

Об этом: Продано 80% билетов на первые поезда в Крым из Москвы и обратно

Ветераны Великой Отечественной войны смогут приехать в Крым бесплатно

С высокой долей вероятности Владимир Путин примет участие в открытии железнодорожного движения по Крымскому мосту, на котором до 26 декабря из-за финальных технологических работ ограничили движение транспорта. Запуск поездов между полуостровом и материковой частью России в Кремле уже назвали главным событием уходящего года. Аналогичного мнения придерживаются и в Крыму:

«Запуск железнодорожного сообщения между Крымом и материковой частью России — долгожданное для крымчан событие. Это финал грандиозного проекта, который окончательно ставит точку в вопросе интеграции полуострова в состав России», — заявил СМИ депутат Госсовета РК, политолог Владислав Ганжара.

Детали: Путин может принять участие в открытии движения поездов по Крымскому мосту

В Кремле рассказали о главном событии уходящего года

Политолог: запуск поездов — финальная точка интеграции Крыма в Россию

Читайте развитие сюжета: Путин обещал быть на запуске железнодорожного движения по Крымскому мосту

Строительство железнодорожной части Крымского моста официально завершено

Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор) подтвердила технологическую готовность железнодорожной части транспортного перехода через Керченский пролив, сообщается на сайте ведомства.

В декабре 2019 года состоялись последние выездные проверки, по окончании которых Ростехнадзор выдал заключение о соответствии (ЗОС) заказчику ФКУ Упрдор «Тамань». Исполняющий обязанности руководителя Северо-Кавказского управления Ростехнадзора Вадим Сергеев вручил документ начальнику ФКУ Упрдор «Тамань» Кайрату Турсунбекову.

Заключение о соответствии удостоверяет — объект построен и соответствует проектной документации. Строительство железнодорожной части Крымского моста официально завершено, отметили в ведомстве.

С февраля 2016 года осуществляла государственный строительный надзор над сооружением железнодорожной части транспортного перехода через Керченский пролив.

Также накануне Федеральное дорожное агентство (Росавтодор) выдало разрешение на ввод в эксплуатацию железнодорожной части Крымского моста. Перед началом движения поездов сооружение передадут на баланс ФГПУ «Крымская железная дорога». Данную процедуру планируют завершить до 24 декабря. В настоящее время выполняется проверка железнодорожной автоматики моста, которая связана с постом электрической централизации на керченском берегу.

«Устройства на посту будут в режиме реального времени следить за графиком движения составов, корректировать их скорость и межпоездной интервал. По сигналу с поста поезд на мосту сможет снизить или увеличить скорость, выполнить торможение», — рассказали в Росавтодоре.

Ранее пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков назвал предстоящее открытие ж/д движения по Крымскому мосту одним из важнейших событий уходящего года. В открытии движения примет участие Владимир Путин.

Крымский мост – самый протяженный в России, его длина составляет 19 километров. Автомобильную часть моста через Керченский пролив была открыта в мае 2018 года.

Первый пассажирский поезд пересечет Керченский пролив по новой железной дороге 25 декабря. Железная дорога соединит крымские города с Москвой, Петербургом, Тверью, Рязанью, Ростовом-на-Дону и другим населенными пунктами на материке.

Пропускная способность моста составит до 40 тысяч автомобилей и 47 пар поездов в сутки: 14 млн пассажиров и 13 млн тонн грузов в год. Генподрядчиком является компания «Стройгазмонтаж».

Ранее заместитель генерального директора по инфраструктурным проектам компании Стройгазмонтаж Леонид Рыженькин в интервью Вести. Недвижимость рассказал, какие работы оказались самыми сложными, и объяснил, почему сам мост – это большая инновация.

Самый главный мост: как строят мост через Керченский пролив

История

Сама география подсказывает, что в этом месте должен быть мост. Желание соединить два берега Керченского пролива транспортным переходом возникало неоднократно. Еще в 30-е годы советские инженеры занимались проектированием железнодорожной линии от Херсона до Поти, которая как раз должна была пройти через Керченский пролив. Но тогда помешала война. В первый раз соединить два берега удалось в 1944 году после освобождения Крыма от немецких войск. Железнодорожный мост построили за 7 месяцев с использованием немецких конструкций, оставшихся после отступления гитлеровцев. Во время войны Гитлер отдал приказ построить через пролив мост, который бы обеспечил автомобильное и железнодорожное движение. Построенная ранее немцами в 1943 году канатная дорога не обладала достаточной грузоподъемностью и не обеспечивала нужды армии. Ни танки, ни другую тяжелую технику по ней переправить было нельзя. Изготовленные в Германии конструкции доставили в Крым и приступили к стройке. Но наступление Красной армии сорвало планы гитлеровцев, и построенный уже на треть мост был ими подорван.

Железнодорожный мост 1944 года / © kerch-most.ru

Осенью 1944 года мост был достроен уже советскими строителями. Конструкция железнодорожного моста состояла из 115 пролетов длиной по 27,1 метра каждый. Всего длина моста составляла 4,5 километров. Судоходство в фарватере обеспечивалось за счет поворачивающегося на средней опоре 110-метрового пролетного сооружения. Но простоять ему предстояло только полгода. В феврале 1945 года льдом, пришедшим с Азовского моря, треть опор моста были повреждены. Чтобы оставшиеся конструкции не создавали препятствия судоходству, мост демонтировали. Восстановлен он уже не был. С 1953 года стала действовать Керченская паромная переправа. Вопрос строительства нового моста через пролив неоднократно рассматривался властями России и Украины. Но только с момента вхождения Крыма в состав Российской Федерации необходимость в транспортном переходе через Керченский пролив встала особенно остро. Поэтому, как только это произошло, началось проектирование моста, а вскоре и его строительство.

Технические параметры

Общая протяженность перехода составит 19 километров. По морю от косы до острова Тузлы – 7 километров, еще 6 километров – дорога по самому острову, и далее еще один участок до Керчи длиной 6 километров. Благодаря арочным пролетам длиной 227 метров и высотой 35 метров в фарватере пролива, на участке от острова Тузла до Керчи, мост не станет препятствием для судоходства. Фактически строящийся транспортный переход – это два моста: автодорожный и железнодорожный, которые будут идти параллельно в одном коридоре.

После строительства Керченский мост станет самым протяженным в Европе и отнимет первое место у моста Васко да Гама в Португалии. Шестиполосный автомобильный мост через Тахо – самую крупную реку Пиренейского полуострова – был открыт в марте 1998 года в столице страны Лиссабоне. Его длина – 17,2 километра.
Мост через Керченский пролив обеспечит автомобильное и железнодорожное сообщение между Краснодарским краем и Крымом. Четырехполосная трасса обеспечит проезд до 40 тысяч автомобилей в сутки. Предполагаемая скорость движения машин – до 120 км/ч. Автомобильный мост и подъезды к нему должны стать частью автострады А-290 Керчь – Новороссийск. Двухпутная железная дорога позволит пропускать до 47 пар поездов в сутки, пассажирские поезда со скоростью 120 км/ч, грузовые – 80 км/ч. Также, в отличие от моста через Тахо, проезд по Керченскому мосту будет бесплатным. Желающие въехать в Лиссабон по мосту Васко да Гама должны заплатить 2,70 евро за легковой автомобиль и до 11,70 евро за грузовой. В обратном направлении проезд бесплатный.

Технические параметры мостового перехода / © most.life

К слову, проектированием моста занимался Институт Гипростроймост – Санкт-Петербург, выступивший также генеральным проектировщиком вантового моста через бухту Золотой Рог во Владивостоке и одним из проектировщиков моста на остров Русский через пролив Босфор Восточный. Изначально экспертами рассматривалось более семидесяти вариантов транспортного перехода. Большие шансы были у проекта строительства моста через косу Чушку. К слову, именно здесь был построен первый мост через пролив, не простоявший и полугода.

Если бы был выбран северный маршрут строительства, то протяженность моста была бы меньше. Вот только при выборе этого маршрута на время строительства пришлось бы закрыть паромную переправу, чего допустить было нельзя.

Этапы строительства

Строительству предшествовали масштабные геодезические исследования и кадастровые работы. Из зоны будущей стройки были отселены редкие животные, на другие участки были пересажены растения, занесенные в Красную книгу. Проводились работы по разминированию и археологические раскопки. Строительные работы начались с возведения технологических мостов, призванных обеспечить доставку работников, техники и строительных материалов к месту работ по всему фронту строительства. Первый из трех рабочих мостов был открыт в октябре 2015 года. Он проложен между Таманским полуостровом и островом Тузла. Следующие два моста – один от острова до судоходного фарватера и другой, навстречу ему, от керченского берега до фарватера, –должны быть готовы к осени 2016 года.

Первый рабочий мост / © sudak.pro

Само строительство пройдет в четыре этапа. На первой стадии предусмотрена установка фундаментов и сооружение опор моста. Автомобильный мост будет иметь 288 опор, для устройства фундаментов которых придется погрузить в грунт более 2500 свай. Железнодорожный – 307 опор и более 3000 свай. Далее, на втором этапе, – сборка и монтаж пролетных конструкций. Длина пролетов (балочных) на разных участках – от 54 до 57 метров. Самые протяженные пролеты (арочные) будут установлены над судоходным фарватером, их длина – 227 метров. Высота арок составит 45 метров. Высота пролетов над уровнем воды – 35 метров. Ширина пространства для прохода судов – 185 метров.

В отличие от Эресуннского моста – самого длинного совмещенного моста в Европе – железнодорожные пути и полосы автомобильного движения Керченского моста расположены параллельно. Мост через пролив Эресунн, соединяющий столицу Дании Копенгаген и шведский город Мальмё, двухъярусный, он имеет два железнодорожных пути в нижнем ярусе и четыре полосы автомобильного движения в верхнем.

На третьем этапе строителям предстоит заняться устройством автодороги и железнодорожных путей. На этом этапе формируется проезжая часть и укладываются рельсы, прокладываются коммуникации, осуществляется установка защитных барьеров и шумозащитных экранов, ведется монтаж опор освещения. Последний этап – завершающий. Предстоит демонтировать временные конструкции, рекультивировать территории, заняться благоустройством и озеленением.

Строить мост начали одновременно в восьми местах, на морских и сухопутных участках. Это позволит завершить строительство за рекордные три года. На декабрь 2018 года намечено открыть движение по мосту в рабочем режиме. А уже летом 2019 года, после окончания всех пуско-наладочных работ и благоустройства прилегающей территории, состоится официальное открытие.

Возведение свайных фундаментов моста началось в марте 2016 года одновременно на нескольких участках. А к 30 мая на сухопутных и морских участках строительства было погружено в грунт уже более 1000 свай различных типов. Первая опора Керченского моста была возведена на острове Тузла уже в апреле. Она должна стать частью автомобильной трассы. Ее высота небольшая: всего три метра, вместе с пролетом она поднимет мост на семь метров. Но дальше, приближаясь к акватории в сторону судоходного канала, высота опор и в целом моста будет расти. Устроена опора на восьми наклонных трубчатых сваях диаметром 1420 мм, погруженных на глубину 76 метров. Но такие сваи применяются не везде. К примеру, на керченском берегу, где грунт является наиболее подходящим для такого строительства, железобетонные призматические сваи погружаются в грунт на глубину до 16 метров. В мае строители приступили к сооружению опор и в акватории. Первые сваи были вбиты у западной оконечности острова Тузла.

Начиная с июня на некоторых участках строители приступили уже ко второму этапу сооружения моста – монтажу пролетов. Сначала на сухопутных участках на берегу таманского полуострова, а вскоре и на острове Тузла. Общий вес пролетной конструкции, состоящей из четырех главных балок, соединенных между собой балками поперечными, – около 160 тонн. На сборку и установку на опоры одного пролета уйдет около месяца. А дальше уже можно приступать к укладке на пролет плиты проезжей части и формированию дорожного полотна.

И наконец, в августе началось строительство судоходной части моста над фарватером Керчь-Еникальского канала. Строители приступили к сооружению самых мощных опор моста, которые будут держать арочный судоходный пролет.

Судоходный пролет

После прохождения острова Тузла мост постепенно начинает набирать высоту для того, чтобы достичь максимальной высоты над водой перед судоходным фарватером. Судоходный пролет является самым сложным элементом моста и одновременно самым эффектным. Свод арки пролета имеет высоту 45 метров, а длина пролета, как уже было сказано, – 227 метров. В целом высота этой части моста достигнет 80 метров над уровнем воды.

Судоходство в Керченском проливе осуществляется не по всей его ширине, а в основном только по Керчь-Еникальскому каналу. Судоходный канал был прорыт в проливе еще в 1877 году. В дальнейшем он неоднократно углублялся и расширялся. На сегодняшний день длина канала составляет 24,3 километра, ширина – 120 метров, а глубина достигает отметки 10 метров. Именно этим и обусловлено сооружение судоходной части моста в этой части пролива.

Сборка конструкции будет происходить на керченском берегу. Для этого предусмотрена специальная технологическая площадка. Чтобы собрать судоходные арочные пролеты, потребуется около года. Доставленные морским путем на керченский берег габаритные элементы конструкции соберут вместе на стапелях технологической площадки. Далее уже готовые пролеты погрузят на плавсистему и доставят к фарватеру, где и установят на опоры.

Судоходный пролет моста через керченский пролив/ © most.life

Пока на берегу готовятся собирать судоходные пролеты, в акватории уже возводятся опоры под них. Строительство четырех самых мощных опор моста займет около года. Первоначально формируются свайные фундаменты. Для каждой опоры необходимо 110 стальных трубчатых свай диаметром 1420 мм. Сваи забиваются в грунт как вертикально, так и наклонно. Оголовки свай будут объединены ростверком. На участке со сложной геологией и высокой сейсмикой это позволяет обеспечить необходимую устойчивость опоры.

Задача, с которой нельзя не справиться

Строительство мостового перехода через Керченский пролив – непростая инженерная и строительная задача. Минимальный срок эксплуатации моста – 100 лет. Сложнейшему инженерному сооружению предстоит стоять в сейсмически активном районе. Мост должен выдержать землетрясения до 9 баллов. Зимой он будет испытываться на прочность и чрезвычайными ледовыми нагрузками, и сильными штормами, которые в этих местах не редкость. Осложняли задачу, поставленную перед проектировщиками, и зыбкое илистое дно пролива, и тектонический разлом под ним.

Наполеоновские планы: как соединяют континенты

Китайские чудеса

Между тем поблизости осуществляются проекты сопоставимого масштаба. Недавно был введен в строй транспортный переход Гонконг — Макао — Чжухай длиной 55 км. Это переправа через эстуарий (затопленную морем дельту) Жемчужной реки в Китае, в самом устье которой располагается промышленно развитый и густонаселенный город Гуанчжоу. Это система из нескольких вантовых мостов, позволяющих проход кораблей, и подводных тоннелей, над которыми корабли могут свободно перемещаться. Масштаб иной, но конструкция напоминает мост-тоннель, соединяющий датский Копенгаген и шведский Мальмё и ставший героем известного сериала «Мост» в стиле «скандинавский нуар».

Идея заключается в том, что переправа сочетает в себе как мостовые участки, так и подводные тоннели. Кроме того, система включает в себя четыре искусственных острова и является самой длинной морской переправой, которая когда-либо была построена над водной поверхностью. Китайцы, несомненно, входят в число мировых лидеров в строительстве больших мостов. Недавно их самый большой мост в мире был занесен в Книгу Гиннесса. Сооружение, являющееся частью Пекин-Шанхайской высокоскоростной дороги, проходит над водой всего 9 км, и это в основном озеро Янчэн. Проект обошелся примерно в 10 млрд долл.

Три главных плюса строительства переправы на Сахалин — развитие островной области, использование глубоководных портов и потенциальное железнодорожное соединение России с Японией. Но перспективы проекта все еще туманны.

Из Эстонии в Финляндию, минуя Россию

В Европе тоже есть несколько обсуждаемых проектов подводных тоннелей. Например, между Таллином и Хельсинки. Города очень аккуратно расположены друг напротив друга по берегам Финского залива, почему бы не соединить и их? Главный вопрос: а зачем? Будет ли дорогостоящий проект соответствовать пассажирообороту? Финляндия достаточно малонаселенная страна, Эстония тоже, а тоннель будет не менее 80 км длиной, и ценник может составить 13 млрд евро. Согласно проекту, на пути будет сооружен искусственный остров площадью 6 га, где установят ветрогенераторы для размещения электрогенерирущих мощностей. Тоннель может углубиться под дно до 200 м, и, если это сооружение построят, равных ему не будет. Одна небольшая проблема: как Эстония, так и Финляндия используют ширину колеи 1520 мм российского образца, но, поскольку проектируемый маршрут, как предполагается, станет частью европейской системы Baltic Rail, ширина колеи будет подведена под европейский стандарт — 1435 мм. Рельсовый путь соединит Хельсинки с Берлином.

Могут себе позволить

Соседняя Норвегия, очень благополучная страна, страдает от одной проблемы: у этого государства невероятно изрезанная береговая линия. Главное, что водные преграды, разделяющие близлежащие части страны, например глубоко врезающиеся вглубь суши фьорды, отличаются большой глубиной, и создание переправ через них — хоть надводных, хоть подземных — относится к сложнейшим инженерным задачам. И эти задачи решаются. Причем норвежцы идут на рекорд. Для спрямления изрезанной береговой линии они задумали спрямить шоссе E39 и соединить ряд своих островных и континентальных территорий системой мостовых переходов и 27-километрового подводного тоннеля, который опустится на 392 м ниже уровня моря. Нетрудно подсчитать, что, когда этот тоннель будет построен, он станет самым длинным путем, проходящим непосредственно под океанским дном, и самым глубоким морским тоннелем. А путешествие между и Ставангером и Бергеном займет всего 40 минут, что фактически объединит эти города в единую агломерацию. Стоит заметить, что страна с населением чуть более 5 млн человек должна быть очень богатой, чтобы позволить себе такие проекты. Строительство собираются закончить в 2025—2026 годах.

Проект тоннеля или моста через Берингов пролив не раз прорабатывался и неоднократно обсуждался в прессе. Однако в его реализации в ближайшие годы и даже десятилетия есть большие сомнения.

Пофантазируем!

Теперь немного о настоящей фантастике. Время от времени возникают идеи надводного или подводного перехода между Чукоткой и Аляской. В мечтаниях обычно описываются остроугольные профили пилонов, которые сумеют сдержать мощный напор арктических льдов. Приводятся даже расчеты, что зерно из Техаса дойдет до Индии быстрее, чем по морю. Проект сдерживается массой факторов, особенно отсутствием железнодорожной сети в северо-восточной России и на Аляске, а также вопросом, а кто, собственно, будет эту сеть обслуживать. Рельсы требуют постоянной инспекции, ремонта, замены шпал, необходима работа по очистке путей от снега, нужны станции, пункты обслуживания подвижного состава. Кто и какие найдет стимулы для поселения квалифицированного персонала в малообитаемые области планеты? На эти вопросы нет внятных ответов, а потому переход через Берингов пролив остается забавной идеей, всплывающей в прессе примерно раз в десять лет наряду с космическим лифтом.

Еще одна идея, которая вряд ли когда-нибудь будет воплощена, — это соединение Европы и Африки в районе Гибралтарского пролива. Концепция всерьез обсуждалась в конце 1970-х и даже существовала договоренность между королями Испании и Марокко о создании комиссии по изучению возможности и необходимости прокладки тоннеля. Какой бы соблазнительной ни была идея соединить части света по кратчайшему пути — в самом узком месте пролива Европу от Африки отделяют всего 14 км, — технически она далеко не самая разумная. Дело в том, что в этом самом узком месте тоннель придется рыть на глубине до 900 м, что беспрецедентно в истории подобных проектов. Если же ограничиться глубиной 300 м, трассу нужно удлинять на 40 км. Рассматривались и альтернативные проекты — моста или даже дамбы, которая позволила бы контролировать уровень Средиземного моря, в частности предотвратить затопление Венеции.

Строительство Крымского моста официально завершено

Ростехнадзор подтвердил технологическую готовность железнодорожной части Крымского моста. Об этом сообщила пресс-служба ведомства.

«В декабре 2019 года состоялись последние выездные проверки, по окончании которых Ростехнадзор выдал заключение о соответствии (ЗОС) заказчику (строительства Крымского моста) ФКУ Упрдор «Тамань». Исполняющий обязанности руководителя Северо-Кавказского управления Ростехнадзора Вадим Сергеев вручил документ начальнику ФКУ Упрдор «Тамань» Кайрату Турсунбекову. Заключение о соответствии удостоверяет — объект построен и соответствует проектной документации. Строительство железнодорожной части Крымского моста официально завершено», — говорится в сообщении.

Разрешение на ввод в эксплуатацию железнодорожной части Крымского моста выдал и Росавтодор.

«Федеральное дорожное агентство (Росавтодор) выдало разрешение на ввод в эксплуатацию железнодорожной части Крымского моста. Объект был принят комиссией из представителей заказчика проекта, подрядчика, стройконтроля и авторского надзора. Согласно подписанному Росавтодором акту, конструктив выполнен в соответствии с проектной документацией и требованиями нормативных документов», — говорится в сообщении Росавтодора.

До 24 декабря железнодорожную часть моста передадут балансодержателю – федеральному госпредприятию «Крымская железная дорога».

Строительство транспортного перехода через Керченский пролив началось в феврале 2016 года. Подрядчиком строительства Крымского моста выступает одна из крупнейших российских компаний – «Стройгазмонтаж» («СГМ»), принадлежащая бизнесмену Аркадию Ротенбергу. Соответствующий контракт был подписан в январе 2015 года. Стоимость заключённого контракта составляет 222,5 млрд рублей, а с учётом затрат заказчика – почти 228 млрд рублей.

Торжественная церемония открытия движения по автодорожной части Крымского моста прошла 15 мая 2018 года, движение для всех автомобилей было открыто 16 мая 2018 года в 5:25. Первый пассажирский поезд проедет по мосту в ночь с 24 на 25 декабря. Это будет поезд Санкт-Петербург — Севастополь

Подписывайтесь на Кафу в Facebook, страницу ВКонтакте, блог в Twitter и группу в Одноклассниках. А также в «Яндекс.Дзене» и на канал Youtube.