Как стать военным летчиком

Поступление в летное училище

Небо. Его бескрайняя синь манит и зовет нас. О нем поэты пишут стихи, художники рисуют картины, романтики подолгу любуются его загадочной красотой и бесконечной глубиной, загадывают желания, увидев белую полосу от самолета. Но есть категория людей, по-особому влюбленных в небо, для которых оно является мечтой, жизнью и работой — это летчики.

Какое училище выбрать – военное или гражданское?

Чуть ли не каждый мальчишка в детстве мечтает стать летчиком, но по мере взросления взгляды меняются, появляются новые предпочтения, и к моменту окончания школы многие ребята уже точно знают, какое образование и будущую профессию они будут выбирать. Остается немалая часть и таких, которые не изменили своей детской мечте, планируя посвятить свое будущее авиации, и поступают после школы в летное училище. Перед каждым из них возникают закономерные вопросы:

  1. С какой авиацией связать свою жизнь – военной или гражданской?
  2. В какой сфере больше перспектив развития и карьерного роста?
  3. Какое учебное заведение выбрать для обучения?
  4. Как поступить в летное училище?
  5. Какие основные условия предусмотрены для поступающих?

Первое – это выбор между военной и гражданской авиацией. В каждом направлении есть свои преимущества и определенные недостатки.

Для тех, кто всю жизнь мечтал о голубых погонах, отлично понимает, что такое «железная дисциплина» и готов связать свою жизнь с армией – стоит выбирать поступление в военное летное училище. При этом необходимо учитывать, что военный – это человек подчиняющийся приказу, поэтому надо быть готовым к постоянным сменам места службы и жительства, а также к неукоснительному выполнению любого задания.

Еще одной существенной проблемой для будущих военных летчиков станет большой конкурс, ведь в России на сегодняшний день осталось всего одно учебное заведение такой специализации – Краснодарское высшее военное авиационное училище летчиков имени Героя Советского Союза А.К. Серова. После окончания училища выпускники получают звание лейтенанта и квалификацию летчика согласно спецификации, а также гражданскую специальность инженера по эксплуатации самолетов.

Где поступить на летчика?

Поступить в летное училище для приобретения профессии летчика гражданской авиации намного проще, это можно сделать в одном из пяти действующих в Российской Федерации училищ:

  1. Летное училище имени Ермакова (г. Бугуруслан в Оренбургской области).
  2. Летное училище в г. Красный Кут Саратовской области.
  3. Высшее авиационное училище в г. Ульяновске.
  4. Летное училище имени Г.А. Тарана г. Сасово Рязанской области.
  5. Авиационное летно-техническое училище в г. Калуге.

Все они обеспечивают бесплатное обучение, высокий образовательный уровень и получение специальности летчика. Некоторые училища, предоставляют возможность получить заветную профессию «Летная эксплуатация воздушных судов» на коммерческой основе. При выборе училища основным определяющим фактором является территориальная принадлежность – абитуриенты традиционно выбирают то, что ближе к дому.

Что необходимо для поступления?

После определения с выбором учебного заведения возникают вопросы: как подготовиться к поступлению, какие существуют критерии отбора, и какие документы необходимы для этого?

Главным требованием для будущих летчиков является здоровье. Они должны быть в отличной физической форме, иметь стопроцентное зрение, крепкую нервную систему и стрессоустойчивость. Более того, если вдруг в процессе учебы состояние здоровья курсанта ухудшится, его могут отчислить.

При поступлении необходимо:

  • предоставить предусмотренные законодательством медицинские справки;
  • пройти специальную медкомиссию при самом учебном заведении;
  • пройти собеседование с психологами на выявление профпригодности;
  • сдать нормативы по физической подготовке.

Абитуриенту летного училища необходимо сдать такие ЕГЭ:

  • русский язык,
  • математика,
  • физика.

Из документов для поступления необходимо предоставить:

  • паспорт;
  • свидетельство о рождении;
  • оригинал документов об образовании;
  • военный билет;
  • выданное военкоматом предписание (для поступающих в военное училище);
  • заявление;
  • автобиография;
  • характеристика;
  • медицинская справка, установленного образца;
  • копии документов, удостоверяющих личность;
  • фотографии 3×4 (от 4 до 10 шт.).

Для военных летчиков выдвигаются более жесткие требования, чем для гражданских. Они предусмотрены специальным приказом №455 МО России, вот их краткий перечень:

  • стопроцентное зрение и правильное цветоощущение;
  • артериальное давление в пределах 105-130 на 60-80 мм рт. ст.;
  • масса тела с индексом не менее 19;
  • рост в пределах 160-186 см;
  • длина ног от 80 см;
  • длина рук от 76 см;
  • в положении сидя рост должен находиться в пределах 80-97 см.

Как видим, требования достаточно жесткие не только к состоянию здоровья, но и к физическим параметрам, что значительно усложняет поступление в военное летное училище.

Какие перспективы ожидают выпускника летного училища?

После поступления в летное училище и его успешного окончания, курсанты получают заветную профессию – «Летная эксплуатация воздушных судов» или другую, не менее востребованную специальность «Инженер по летной эксплуатации». Обе профессии являются престижными и высокооплачиваемыми. Летный состав пользуется рядом преимуществ:

  • обеспечивается полным социальным пакетом;
  • льготным (удлиненным) отпуском;
  • возможностью досрочного выхода на пенсию;
  • большими скидками для семьи на авиауслуги.

Выпускники российских летных училищ пользуются заслуженным уважением иностранных авиакомпаний и у них есть все шансы устроиться на работу за рубежом.

Расскажу на своём примере, как в советские времена проходил отбор в лётчики — истребители. За полгода до окончания школы райвоенкомат проводит медкомиссию юношей (т.н. приписка к военкомату). На этой стадии опрашивают годных по состоянию здоровья на предмет желания поступить в военное училище. Если даёшь такое согласие тебя направляют в облвоенкомат для прохождения медкомиссии на базе облсборпункта. Там конкретно в беседе с тобой, основываясь на данных медкомиссии, подбирают для тебя военное училище (а значит и будущую специальность, естественно, твоё желание решающее при выборе). После прохождения медкомиссии и сбора всех необходимых документов твоё личное дело готовится военкоматом, а твои данные отправляются в военное училище для подготовки к приёму абитуриентов. Всё это где — то происходит в феврале — марте. Ты заканчиваешь обучение в школе, получаешь аттестат и после получения вызова, приезжаешь в военкомат и получаешь на руки личное дело, проездные документы (бесплатный проезд туда, если не поступаешь, училище выписывает проездные документы на обратную дорогу) и предписание. Едешь к указанному сроку в училище, в приёмной комиссии сдаёшь личное дело и предписание. Тебе предоставляют кровать в казарме, как и другим абитуриентам, распределяют по группам и ознакомившись с дальнейшим прохождением процесса поступления осваиваешься в коллективе. Поступление длилось около месяца. Жизнь в перерывах между процессами отбора была очень весёлая. В казарме кровати в 2 яруса, народу всегда много и целыми днями свободные от процедур травили анекдоты или весёлые истории. Запомнилось надолго. Советские времена отличались обилием свежих и смешных анекдотов — парадокс. Сейчас их стали меньше сочинять и они как-то незаметно уходят из нашей обыденности, а жаль…. Скорее всего, сочинители уехали за бугор, когда страна рухнула. Так вот, особенность при поступлении в лётное истребительное училище — профпсихотбор. Начальный этап поступления, длился 5 дней. С 9.00 и до 17.00 с перерывом на обед. Различные тесты, как анкеты — заполняешь часами, так и в медучреждении на определение рефлексов и психреакций. Запомнился один из снарядов: сидишь в кресле. только весь опутан проводами, и, отклонением рычага рукой или нажатием на педаль ногой, в соответствие с заданием гасишь поочерёдно загорающиеся лампочки на скорость. Чем больше тем лучше. В конце недели по обобщённым данным всем абитуриентам присвоены группы профпсихотбора, всего их 4. 3-я и 4 — я группы сразу отправляются домой без допуска к медкомиссии и теоретическим экзаменам. 1 и 2 — группа проходят дальше медкомиссию, очень тщательную и дотошную. С царапиной на голове тебя отсеют ещё на стадии районной медкомиссии. Если со здоровьем порядок — добро пожаловать на теоретические экзамены. 4 экзамена: математика устно и письменно, физика и русский язык письменно. На этой стадии приёма, как правило, конкурс уже очень маленький. В 1982 году я поступал в Черниговское лётное, абитуриентов около 750, приём 290- 300 курсантов. Теоретические экзамены — уже недобор. Поступавшим из рядов СА и прошедшим первых два этапа приема (профпсихотбор и медкомиссию) делали послабление и разрешали два-три раза пересдавать один и тот же предмет. У нас командир отделения так поступил. Правда потом в конце теоретического курса обучения на 1 — курсе до полётов так и не допустили, уволили. А потом месяц молодого бойца — строевая подготовка, ношение формы одежды и уход за нею, изучение уставов и т.п. В начале сентября приём присяги и учёба: 4 пары в день + самоподготовка, между ними перерыв на приём пищи, обязательные два прыжка с парашютом. В конце декабря сдача экзаменов и зачётов. Без двоек — двухнедельный отпуск. В конце марта сдача экзаменов и зачётов и выезд в лагеря: при училище 4 авиационных учебных полка имеющих по два аэродрома. С апреля по сентябрь полёты: на 1 и 2 курсе на учебных Л-39; на 3 и 4 курсе на учебно-боевых МигГ — 21 БИС и — 23 МЛА . Из 300 принятых курсантами на 1 — й курс от обучения отстранили человек 60 не освоивших теоретическую программу подготовки, отчислили и они дослуживали в воинских частях как солдаты. По итогам лётной программы обучения отчислили ещё человек 45 — 50. Итого на втором курсе осталось примерно две трети от зачисленных на первый курс обучения. За оставшиеся 3 курса обучения отчисляли уже намного меньше. Счёт шёл на единицы. Выпустили человек 170 — 180 хороших специалистов. Я после второго курса перевёлся для дальнейшего обучения в штурманское училище и после его окончания, «бороздил просторы пятого океана» на самолётах военно — транспортной авиации штурманом корабля. Профессия — мечта. Сыну с детских лет пытался внушить: неполная формула счастья, это когда на хлеб зарабатываешь, занимаясь любимым делом, желательно — хобби. А чтобы превратить эту формулу в полную необходимо дополнить выше приведённое счастливым выбором второй половинки. То есть счастливой семейной жизнью. Хочу ещё добавить, что не каждому дано быть лётчиком-истребителем. Это как природа распорядится и папа с мамой постараются. Обучение этой профессии дело дорогостоящее и без государственного участия, немыслимое. Поэтому лётные кадры нужно отбирать, готовить, холить и лелеять. Чтобы они не разбегались в частные авиакомпании после 10 — 12 лет службе государству. Слишком это накладно и невыгодно для государства. Мужчина в 28 — 40 лет — это наиболее ценный с биологической точки зрения субъект и к тому же к этому времени очень квалифицированный специалист с другим менталитетом, чем 22 — летний молодой лётчик. Беда для всех нас, что тема укрепления государственного сектора в нынешней России табу для госчиновников. Олигархату тяжелее будет вести свой бизнес в условиях состязания с конкурентом в виде госорганизаций и учреждений, работающих в рамках научно обоснованных ГОСТа и стандартов. Цивилизованно вести рыночную конкуренцию они не смогут, отомрут как динозавры…..

Классная квалификация военного лётчика

Классная квалификация лётного состава военной авиации — система квалификации лётного состава в военной (государственной) авиации Вооружённых Сил Союза и России, являющаяся показателем, характеризующим его профессиональный уровень подготовки, в соответствии уровнем знаний и практических навыков, умением выполнять определённый объём функциональных обязанностей в заданные нормативы времени и с высоким качеством.

Нагрудный знак классной квалификации «Военный летчик 1-го класса» образца 1959 годаНагрудный знак классной квалификации «Военный летчик 2-го класса» образца 1959 годаНагрудный знак классной квалификации «Военный летчик 3-го класса» образца 1959 года

Военные лётчики международных военных формирований также имеют ранги полёта которые обозночают время полёта за всё время службы.

Уровни квалификации

Классная квалификация лётного состава военной авиации (государственная авиация, в нынешнем трактовании документов, регламентирующих лётную работу), в порядке возрастания:

  • Военный лётчик 3-го класса;
  • Военный лётчик 2-го класса;
  • Военный лётчик 1-го класса;
  • Военный лётчик-снайпер.

Военный лётчик 3-го класса — лётчик, имеющий установленный нормами определённый налёт на всех типах самолетов (вертолетов) и подготовленный к ведению боевых действий по основному предназначению рода авиации днём в простых метеорологических условиях. Классная квалификация присваивается приказом Командующего Воздушной Армии (ВВС округа)
Военный лётчик 2-го класса — лётчик, имеющий установленный нормами определённый налёт на всех типах самолётов (вертолётов) и подготовленный к ведению боевых действий по основному предназначению рода авиации днём в сложных метеорологических условиях и ночью в простых метеорологических условиях в объёме курса боевой подготовки. Классная квалификация присваивается приказом Главнокомандующего Военно-Воздушными силами
Военный лётчик 1-го класса — лётчик, имеющий установленный нормами определённый налёт на всех типах самолётов (вертолётов) и подготовленный к ведению боевых действий по основному предназначению рода авиации днём и ночью в сложных метеорологических условиях при минимуме погоды в полном объёме курса боевой подготовки. Классная квалификация присваивается приказом Министра обороны.
Военный лётчик-снайпер — военный лётчик 1-го класса, имеющий повышенный налёт на всех типах самолётов (вертолётов) и выполнивший определённое количество полетов на боевое применение подряд с оценкой «отлично». Классная квалификация присваивается приказом Министра обороны.

История возникновения классной квалификации в авиации

1936 год

История возникновения знаков классной квалификации начинается именно с Приказа НКО СССР, которым было введено «Положение о классных разведчиках-наблюдателях в коннице РККА». Первый знак классной квалификации был размером 22 на 21 мм и представлял собой крепящийся на петлицы знак в виде бинокля и перекрещенных шашки и циркуля. Первым право ношения металлического знака разведчика-наблюдателя конницы 1-го класса было присвоено начальнику Кавалерийских курсов усовершенствования командного состава конницы РККА комдиву В. И. Микулину

1949 год

Приказом Министра Вооруженных сил СССР от 24 февраля 1949 года утверждены нагрудные знаки лётчика, штурмана и специалиста ИАС, не имеющих классной квалификации. В таком виде знаки просуществовали до 1960 года.

Нагрудный знак классной квалификации «Военный лётчик 1-го класса» образца 1950 годаНагрудный знак классной квалификации «Военный лётчик 2-го класса» образца 1950 года

1950 год

Совет Министров СССР по ходатайству Главнокомандующего ВВС СССР генерал-полковника авиации П. Ф. Жигарева принял постановление о классной квалификации лётного состава и о льготах и наградах за полёты в сложных условиях, которое было введено в действие приказом Военного Министра СССР № 085 от 08 мая 1950 г. Постановлением предусматривались три степени классности — от третьей (низшей) до первой (высшей), которые определялись уровнем знаний и практических навыков, умением выполнять определённый объём функциональных обязанностей в заданные нормативы времени и с высоким качеством. Утверждённые Постановлением знаки классной квалификации просуществовали до 1959 г.

В числе первых сдавших экзамены на 1-й класс Герой Советского Союза генерал-лейтенант авиации В. Г. Грачёв и командующий истребительной авиацией ПВО Герой Советского Союза генерал-полковник авиации Е. Я. Савицкий (впоследствии Маршал авиации). Удостоверение «Военного летчика первого класса» за № 1 получил Е. Я. Савицкий.

Нагрудный знак классной квалификации «Военный лётчик 3-го класса» образца 1950 годаЗнак летчика без класса образца 1949 года

1959 год

Приказом Министра обороны СССР от 01 июля 1959 года были установлены новые образцы знаков «Лётчик 1 и 2 класса». Знак «Лётчик 3 класса» остался прежним.

1961 год

Приказом Министра обороны СССР № 0085 от 10 августа 1961 г. было введено в действие положение о классной квалификации для всего командного состава Вооруженных Сил СССР, а к нему и знака классной квалификации единого образца. Приказом упразднялись все предшествовавшие знаки классной квалификации, за исключением знаков классных специалистов сержантского и рядового состава. Устанавливалось четыре степени классных специалистов для офицеров, генералов и адмиралов всех родов войск: специалист-мастер, специалист 1-го, 2-го и 3-го класса. Выдача производилась за отдельную плату. Нововведение среди лётного состава вызвало резкое неприятие. Под любым предлогом лётный состав оставлял на форменной одежде знаки классной квалификации образца 1950 (1959) года.

1966 год

Уставлены новые нагрудные знаки классной квалификации лётного состава ВС СССР, внесены изменения в приказ от 10.08.61 г. в части установления новых нагрудных знаков. За основу были взяты знаки образца 1950 года. Выдавались также за плату.

Знаки специалистов командного состава образца 1961 года

1971 год

Знак летчика-снайпера

В сентябре 1971 году по представлению первого заместителя командующего авиацией Московского военного округа трижды Героя Советского Союза генерал-полковника авиации И. Н. Кожедуба было утверждено Постановление Правительства СССР о создании высшей категории классности «Лётчик-снайпер». Данная категория присуждалась Военным летчикам 1-го класса — воздушным асам, которые в совершенстве владеют тактикой боя, имеют отличные навыки техники пилотирования и самолетовождения, знают авиационную технику, сдали квалификационные экзамены (теоретические и практические). К представлению на квалификацию «Лётчик-снайпер» допускались лётчики 1-го класса, которые:

  • имеют налет не менее 1500 часов;
  • подтвердили ежегодно в течение трех последних лет свою квалификацию «Военного лётчика 1-го класса»;
  • имеют средний балл за боевое применение за последний год не ниже 4,96;
  • имеют отличные знания по итогам сдачи теоретических дисциплин;
  • не имеют ни одной поломки, аварии, повреждений авиационной техники за последний год.

Присвоение классной квалификации «Лётчик-снайпер» давало право на повышение звания на одну ступень, но не выше звания полковника, а также на надбавку к окладу в установленном размере.

1972 год

Приказом Министра Обороны 04 апреля 1972 года утверждён нагрудный знак «Лётчик-снайпер».

1976 год

Начало выпуска нагрудных знаков «Лётчик-снайпер». Был изменён рисунок знака.

1980 год

30 июня 1980 года для лётчиков без класса были установлены нагрудные знаки военного лётчика без класса. Знаки вручались выпускникам Высших военных авиационных училищ лётчиков.

Нагрудный знак «Военный лётчик без класса»

1995 год (Россия)

После распада СССР были разработаны новые нагрудные знаки образца 1995 года.

Нагрудный знак классной квалификации «Военный лётчик-снайпер» образца 1995 года Нагрудный знак классной квалификации «Военный лётчик 1-го класса» образца 1995 года Нагрудный знак классной квалификации «Военный лётчик 2-го класса» образца 1995 года Нагрудный знак классной квалификации «Военный лётчик 3-го класса» образца 1995 года

Требования по налёту

  • Военный лётчик 3-го класса — не менее 300 часов налёта на всех типах самолетов (вертолётов)
  • Военный лётчик 2-го класса — не менее 400 часов налёта на всех типах самолетов (вертолётов)
  • Военный лётчик 1-го класса — не менее 500 часов налёта на всех типах самолетов (вертолётов)
  • Военный лётчик-снайпер — не менее 1500 часов налёта на всех типах самолетов (вертолётов)

Установленные минимумы погоды

Днем в СМУ

Нижняя граница облаков — 600 м, видимость — 6 км
Нижняя граница облаков — 500 м, видимость — 5 км
Нижняя граница облаков — 400 м, видимость — 4 км
Нижняя граница облаков — 300 м, видимость — 3 км
Нижняя граница облаков — 200 м, видимость — 2 км
Нижняя граница облаков — 150 м, видимость — 1,5 км
Нижняя граница облаков — 100 м, видимость — 1,0 км
Нижняя граница облаков — 080 м, видимость — 0,8 км
Нижняя граница облаков — 060 м, видимость — 0,6 км

Ночью в СМУ

Нижняя граница облаков — 600 м, видимость — 6,0 км
Нижняя граница облаков — 500 м, видимость — 5,0 км
Нижняя граница облаков — 400 м, видимость — 4,0 км
Нижняя граница облаков — 350 м, видимость — 3,5 км
Нижняя граница облаков — 300 м, видимость — 3,0 км
Нижняя граница облаков — 250 м, видимость — 2,5 км
Нижняя граница облаков — 200 м, видимость — 2,0 км
Нижняя граница облаков — 150 м, видимость — 1,5 км
Нижняя граница облаков — 100 м, видимость — 1,0 км
Нижняя граница облаков — 080 м, видимость — 0,8 км

Изменения в классификации лётного состава

С 2000 года в России принята уточненная классификация лётного состава государственной авиации в соответствии с Положением об определении квалификации лётного состава государственной авиации.

  • лётчик (штурман) третьего класса;
  • лётчик (штурман) второго класса;
  • лётчик (штурман) первого класса;
  • лётчик (штурман)-снайпер.

Для инструкторского лётного состава центров подготовки лётного состава (училищ):

  • лётчик (штурман)-инструктор третьего класса;
  • лётчик (штурман)-инструктор второго класса;
  • лётчик (штурман)-инструктор первого класса.

Для лётно-подъемного состава:

  • бортовой специалист третьего класса;
  • бортовой специалист второго класса;
  • бортовой специалист первого класса;
  • бортовой специалист-мастер.

При присвоении квалификационных категорий лётному составу выдаются квалификационные свидетельства (вносятся изменения в квалификационные свидетельства) и нагрудные знаки классности установленного образца.

Примечания

  1. Приказ НКО СССР № 26 от 20 февраля 1936 г.
  2. Приказ НКО СССР № 135 от 4 июля 1936 г.
  3. Савицкий Е. Я. Полвека с небом. — М.: Воениздат, 1988. — 413 с. — ISBN 5-203-00064-6.
  4. Приказ Министра обороны СССР от 01 июля 1959 года № 0116
  5. Приказ Министра Обороны СССР № 62 от 25 марта 1966 г.
  6. Приказ Министра Обороны СССР № 039 от 04 апреля 1972 года
  7. Приказ Министра Обороны СССР № 0232 от 26 декабря 1975 года
  8. Приказ Министра Обороны СССР № 0130 от 30 июня 1980 г

Литература

  • Положение о классификации лётного состава частей Военно-воздушных Сил СССР.
  • Постановление Правительства Российской Федерации от 16 мая 2011 г. N 365 г. Москва «О внесении изменений в Положение об определении квалификации лётного состава государственной авиации»
  • Постановление Правительства РФ от 14 февраля 1994 г. N 103 «Об утверждении Положения о квалификации лётного состава военной авиации»
  • Приказ НКО СССР № 26 от 20 февраля 1936 г.
  • Приказ НКО СССР № 135 от 04 июля 1936 г.
  • Приказ Военного Министра СССР № 085 от 08 мая 1950 г.
  • Приказ Министра обороны СССР № 0116 от 01 июля 1959 г.
  • Приказ Министра обороны СССР № 0085 от 10 августа 1961 г.
  • Приказ Министра Обороны СССР № 62 от 25 марта 1966 г.
  • Приказ Министра Обороны СССР № 039 от 04 апреля 1972 г.
  • Приказ Министра Обороны СССР № 0232 от 26 декабря 1975 г.
  • Приказ Министра Обороны СССР № 0130 от 30 июня 1980 г.

Ссылки

  • С. Сорокин. Об истории классности в авиации СССР и России
  • Авторские коллекция и нагрудные знаки

Военный лётчик Первого класса

Насколько понятны и уважаемы чувства настоящего лётчика, а я при виде одного своего знака постоянно матерюсь:
Позвольте представить Вам своего друга — моё второе Я. Чечельницкий Василий Васильевич — родился в семье военного. За время учёбы поменял 10 школ от крайнего Запада (острова в Балтийском море) до Дальнего Востока, Сахалина, Забайкалья. В роду никогда не было лётчиков, но он, как только стал себя осознавать, начал мечтать о небе… Всегда занимался спортом. После армии летал лётчиком в аэроклубе и преподавал «Выживание в экстремальных условиях дикой природы и города.» Сейчас проводит время, в основном, в путешествиях, в перерывах — пишет прозу и изредка стихи…
(Для тех, кто сразу не «догоняет» и думает, что у полковника слегка «крыша поехала на мании величия» — разжую: я с детства мечтал стать лётчиком, а когда стал им, появилась новая мечта — добиться звания «Заслуженный военный лётчик СССР». Как говорил Валерий Павлович Чкалов: «Если уж быть, то быть лучшим». И что же? Я об этом даже не знал, что «Лётчика» министр Язов давно уже поменял на «специалиста» — Это как надо МО СССР не любить свою авиацию и завидовать лётчикам, как роду войск, чтобы додуматься до такого маразма?
В итоге, когда мне вместо звания «Героя Союза» (смеюсь) прислали какую-то бздюльку, типа юбилейной медали, которую можно любому купить за деньги, я долго ругался матом и прочими нехорошими словами, да и сейчас матерюсь, потому что лично мне всё «до лампочки», но моим детям и внукам в Испании эти тонкости, что «специалист и ЛЁТЧИК» — одно и то же, не объяснишь. Знаком «Военный лётчик — снайпер», который я им передам по наследству, они гордится будут, а знаком «Заслуженный СПЕЦИАЛИСТ ВС СССР» — вряд ли, потому что он для них ничего не говорит, как и для большинства населения Советского Союза, впрочем.
Дядю адмирала он, к сожалению, не заимел. Родственников на «родине» в Израиле тоже, хотя упорно их разыскивает.
Выполнил 823 прыжка с парашютом, из них 2 аварийных «отцепки», 7 лет отдал занятиям боксом, 15 лет — восточным единоборствам. В конце перешёл на систему славянского рукопашного боя — она, на его взгляд, эффективнее, а главное — это наше, родное. В 1997 году закончил на Кавказе Российскую национальную школу инструкторов по горным лыжам. Сейчас пробует на себе различные оздоровительные практики (жизнь заставила) и делится накопленным опытом выживания в различных условиях с теми, кто готов его принять и поделиться своим. Живёт на Украине. Пожалуй, этой информации о себе достаточно …
С уважением, ВВЧ. (В 65 поступил в ОВВАУЛ им. И.С.Полбина)
Полковник Чечель 26.10.2017 01:21 • Заявить о нарушении

Как стать пилотом


Человек всегда стремился в небо. И сейчас это доступно практически каждому. Как сделать первый шаг, чтобы летать для себя, стать пилотом гражданской авиации или сесть за штурвал боевого истребителя.
Пилот гражданской авиации
Летчик гражданской авиации – это профессия не только романтическая, но и очень востребованная. Не так давно дефицит пилотов вынудил государство допустить к управлению авиалайнерами иностранных пилотов, что вызвало серьезную дискуссию в авиационном сообществе. За будущими капитанами воздушных судов авиакомпании начинают охотиться еще на первых курсах институтов.
МС-21 / Корпорация «Иркут»
Обучают гражданских пилотов всего три вуза в стране: Московский государственный технический университет гражданской авиации, Санкт-Петербургский университет гражданской авиации и Ульяновский институт гражданской авиации имени Главного маршала авиации Б. П. Бугаева. Все остальные учебные заведения гражданской авиации – авиационные технические колледжи и летные училища, разбросанные по разным городам страны, являются филиалами вышеуказанных трех. Стоит заметить, что авиакомпании не всегда довольны качеством обучения молодых пилотов и часто переучивают их в своих учебных центрах.
Обязательным условием обучения и последующей работы является хорошее здоровье. У будущего пилота должны быть идеальное зрение, здоровые сердце и сосуды, нормальное артериальное давление и хороший вестибулярный аппарат. И, конечно, здоровые легкие. Если проблемы со здоровьем не выявятся при приеме в училище, то во время последующих врачебных комиссий они обязательно будут обнаружены. Немалое внимание уделяется иностранным языкам и в первую очередь английскому. Фактически он уже стал в гражданской авиации языком номер один. Без его знания в крупную авиакомпанию не попасть.
Для того чтобы выполнять коммерческие полеты, то есть работать в авиакомпании пилотом по найму, нужно иметь свидетельство коммерческого пилота или свидетельство линейного пилота. Последнее позволяет выполнять любые коммерческие полеты. Именно им доверяют штурвалы «Боингов» и «Эйрбасов». Коммерческий пилот – это промежуточная ступень между частным пилотом-любителем и линейным пилотом. Им разрешено выполнять коммерческие полеты с некоторыми ограничениями.
Boeing 737-800
Пассажирские самолеты, на которых предстоит выполнять полеты обладателям свидетельств линейного пилота, в целом делятся на две категории: дальнемагистральные (например, Boeing 747 и Airbus A340) и среднемагистральные (Boeing 737, Airbus A320). Новый российский самолет МС-21, представленный общественности в июне этого года, как раз относится к среднемагистральным. В зависимости от выбора самолета меняется и работа пилота.
Пилот среднемагистрального самолета летает на небольшие расстояния. Рабочий день у него такой же, как и у большинства нормальных людей. Утром – вылет, после обеда – возвращение. А вечером он уже дома с семьей. А вот дальнемагистральные международные полеты позволяют увидеть весь мир. Причем увидеть его не только под крылом самолета, но и во время отдыха между рейсами в дальних уголках планеты. Работа пилота в России, да и во всем мире, относится к высокооплачиваемым. В нашей стране это связано еще и с их значительной нехваткой.
Як-130
Военный летчик
Основным учебным заведением страны, где готовят военных летчиков, является Военно-воздушная академия имени профессора Н. Е. Жуковского и Ю. А. Гагарина. Находится она в Воронеже и имеет два филиала. В филиале академии в Челябинске готовят военных штурманов, а в филиале в Сызрани – военных вертолетчиков.
Но если ваша мечта – стать летчиком истребительной авиации, летать за штурвалом фронтового бомбардировщика или штурмовика, то вам дорога в Краснодарское высшее военное авиационное училище летчиков имени Героя Советского Союза А. К. Серова. С 1 августа 2015 года училище выведено из состава Военно-воздушной академии, где оно было в статусе филиала, и получило самостоятельность. Краснодарское училище – единственное в стране учебное заведение, выпускающее военных летчиков для оперативно-тактической авиации. Здесь же обучают летчиков дальней морской ракетоносной и противолодочной авиации, а также летчиков военно-транспортной авиации.
Срок обучения – 5 лет. Поступить в училище можно до достижения возраста 27 лет. В плане здоровья и физической подготовки к поступающим предъявляются жесткие требования. Экзамен включает в себя подтягивание на перекладине, бег на 100 и 3000 метров. Курсанты изучают теорию полета и воздушной стрельбы, самолетовождение, строение авиационной техники, метеорологию и другие дисциплины. Кроме изучения непосредственно «авиационных» предметов курсанты получают полную общевойсковую подготовку. Занимаются строевой подготовкой и изучают воинские уставы.
В Краснодаре осуществляется в основном теоретическая подготовка курсантов и их первоначальное летное обучение. Непосредственно полеты осуществляются на учебных авиабазах. Так, летчики истребительной авиации готовятся в Армавирском учебном центре. Обучение проводится на новейших учебных самолетах Як-130. Летчики бомбардировочной и штурмовой авиации проходят подготовку в Борисоглебском авиационном учебном центре, оно тоже укомплектовывается учебными самолетами Як-130. В Балашовском учебном центре готовят пилотов для военно-транспортной и дальней авиации.
Прежде чем совершить первый самостоятельный полет, курсанты достаточно долго летают с инструктором. И только когда будущий пилот освоится в воздухе, ему доверят самостоятельный взлет, полет по кругу и посадку. Инструктор будет все это время за спиной курсанта, и если тот допустит грубую ошибку, возьмет управление машиной на себя. Если полет пройдет успешно, курсанту доверят полностью самостоятельный полет.
Не прекращается обучение и после окончания училища. Служба в авиации предполагает постоянные полеты для совершенствования навыков. С момента прибытия в полк начинается становление молодого летчика как воздушного бойца. Сначала это дневные полеты в простых метеоусловиях, а затем и в сложных. Следом идут ночные полеты. Их сложность постепенно растет. А следовательно, и повышается класс летчика. Если прибывает он в полк летчиком третьего класса, то вскоре достигает второго, а затем и первого класса. Помимо военной специальности летчики получают и гражданскую, что позволяет им найти себя и в гражданской жизни после окончания службы.
Tecnam P2002 Sierra
Пилот-любитель
Если же вы уже нашли дело своей жизни, но мечта о небе осталась, можно летать просто для себя. Для этого нужно пройти обучение и получить свидетельство пилота-любителя. Самолет можно приобрести в собственность либо брать в аренду только для полетов. Прохождение врачебно-летной экспертной комиссии для пилотов-любителей также обязательно, но препятствием к полетам будет только действительно серьезное заболевание.
В России такое обучение можно пройти в гражданских авиационных учебных центрах и аэроклубах. Обучение платное и совсем не дешевое. За курс обучения придется заплатить от 300 000 рублей. Сроки обучения варьируются от 2 до 10 месяцев. Здесь нужно учитывать, что теоретическая часть программы изучается, как правило, в группах, и на это уходит в зависимости от периодичности занятий от 2,5 до 3 месяцев. Это 306 часов теоретических занятий. Здесь изучают самолетовождение и навигацию, аэродинамику и авиационную метеорологию. Сюда также входит изучение авиационного законодательства и устройства самолета и двигателя.
А вот практические занятия проходят индивидуально. Согласно Федеральным авиационным правилам, для того чтобы стать частным пилотом, требуется налетать как минимум 40 часов. При этом курсант может летать хоть каждый день, а может приезжать на аэродром только по выходным. Стоит учитывать и то, что способности у обучающихся разные. Иногда будущему пилоту-любителю и 40 часов может не хватить для того, чтобы овладеть программой. Получив свидетельство пилота-любителя, можно совершать самостоятельные полеты на легких самолетах, брать с собой семью и друзей. Но работать пилотом по найму или совершать перевозки за деньги вы не сможете.
Як-18
Самолет тоже удовольствие не из дешевых. Старенький Як-18 в хорошем состоянии можно приобрести за 35 000–40 000 евро. А вот базовая стоимость с НДС и таможенными платежами нового итальянского Tecnam P2002 Sierra составляет 123 050 евро. Другая важная статья расходов – это хранение самолета. Понятно, что дома его хранить не получится. Как правило, летчики-любители получают членство в аэроклубах. Самолет прикрепляется к аэроклубу, где и находится на хранении и сервисном сопровождении. Хранятся самолеты как под открытым небом на аэродроме, так и в крытых ангарах. При желании, на то время пока, вы не будете летать, можно сдать самолет в аренду аэроклубу. Это позволит компенсировать затраты на хранение и обслуживание и даже получить некоторый доход. А если свой самолет приобретать нет желания, то можно брать его для полетов в аренду.
Ко всему прочему свидетельство частного пилота – это шаг в коммерческую авиацию. В летное училище берут далеко не всех. Одно из главных ограничений – возраст от 18 до 23 лет. Если желание стать пилотом приходит за 30, то обучение в аэроклубе – шанс войти в профессию. Естественно, с дальнейшим обучением до коммерческого пилота. Конечно, это не самый простой и достаточно затратный способ, но если небо манит, то не все потеряно. ©

Профессия пилот военного самолета

Военные летчики — элита армии во многих современных государствах. Отбор в военную авиацию очень строг. Слабым здесь не место.

Средняя заработная плата: 110000 рублей в месяц

Рейтинг профессии

Востребованность 46% Оплачиваемость 89% Конкуренция 50% Входной барьер 86% Перспективы 54%

Военная авиация появилась в 1909 году. В начале первой мировой самолеты использовали только для разведки корректировки артиллерийского огня. Но уже во второй половине войны помощники пилотов вручную сбрасывали на пехоту металлические дротики, а также бомбы на наземные объекты. После на самолеты были установлены пулеметы, что позволило вести бой с вражеской авиацией. Во вторую мировую военная авиация вышла на новый уровень развития. В небе велись ожесточенные бои между эскадрильями истребителей, а узлы коммуникаций, объекты инфраструктуры и производства разрушались бомбардировщиками.

Описание профессии

Военный летчик – это член экипажа военного самолета. Современные военные авиационные аппараты конструируют так, чтобы они были многофункциональными и могли не только уничтожать наземные объекты, но и выполнять разведывательные задачи, а также вести бой с авиацией противника. Однако традиционная классификация авиации сохраняется.

  1. Истребители способны развивать большую скорость и уничтожать объекты в воздухе на высоте до 20 км и выше.
  2. Тактические бомбардировщики рассчитаны на выполнение индивидуальных задач как на любом участке фронта, так и в тылу противника.
  3. Стратегические бомбардировщики предназначены для выполнения масштабных боевых задач и участия в крупных сражениях для поддержки наземной военной техники и пехоты.
  4. Разведчики – это легковооруженные, многоместные истребители или бомбардировщики, оборудованные фото- и видеокамерами, радиолокационными приборами, и различными средствами связи.
  5. Военно-транспортные самолеты большой вместимости и грузоподъемности способны сбрасывать с высоты до 3000 км десантников и грузы, в том числе технику.
  6. Вертолеты используются для высадки десанта, транспортировки грузов, раненых и убитых, эвакуации гражданских лиц и отрядов спецназначения, уничтожения танков и наземной техники, а также для поддержки пехоты и техники в локальных операциях.

Плюсы и минусы профессии

Отрицательные стороны:

  1. Военный летчик – работа очень опасная. Есть риск для жизни. Более того, замечено, что в вооруженных конфликтах летчиков часто допытывают с особым пристрастием и, как правило, не держат в плену, а уничтожают.
  2. Все обычные минусы жизни военнослужащих присущи и работе военного летчика: постоянные переезды, проживание в отдаленных гарнизонах, часто вдали от цивилизации.
  3. Вред для здоровья и связанный с этим риск списания в запас. Постоянные перегрузки, эмоциональное напряжение – все это со временем приводит к возникновению серьезных заболеваний, несовместимых с выполнением профессиональных обязанностей..

Положительные стороны:

  1. В РФ военной авиации уделяется особое внимание. Стратегические и тактические бомбардировщики – основа военной мощи любой ядерной державы. Поэтому в этом роде войск очень хорошее обеспечение: питание, зарплата, снабжение жильем и т.д.
  2. Военные летчики могут рано выходить на пенсию. Пенсия у них достойная.
  3. Быстрый карьерный рост.

Образование

Стать военным летчиком можно, получив образование соответствующей направленности в авиационном или военном вузе либо в летном училище. А можно и просто попасть в этот род войск при распределении призывников. После прохождения курса молодого бойца военные летчики учатся пять лет. Первые два года учеба проходит на базе в Краснодаре. После этого, в зависимости от выбранного рода авиации – в Армавире, Балашове или Борисоглебске.

Обязанности летчика, зарплата

Военный летчик должен знать все об особенностях и характеристиках всех видов военных самолетов, которые состоят на вооружении государств мира. Кроме того, ему надо разбираться в особенностях конструкций самолетов и в подробностях знать их внутреннее устройство, чтобы при необходимости самостоятельно выполнить ремонт в любых условиях. Разумеется, летчик обязан владеть навыками сухопутного боя и хорошо знать принципы работы систем противовоздушной обороны и радаров. Безупречное мастерство – это не только главный фактор, влияющий на успех выполнения боевой задачи, но и навык, от которого напрямую зависит личная безопасность пилота и жизни гражданских лиц.

Зарплата военного летчика не менее 100 000 рублей. При этом во время участия в вооруженных эта цифра может значительно возрастать. Военные находятся на полном государственном обеспечении. К тому же военные летчики – одни из первых в списках на получение жилья за счет госбюджета. В целом этот род войск можно назвать привилегированным.