К 264 подводная лодка

Подводные лодки проекта 671РТМ(К) «Щука»

У этого термина существуют и другие значения, см. Щука (значения).

ПЛАТ проекта 671РТМ, 671РТМК «Щука»

Основные характеристики

Тип корабля

ПЛАТ

Обозначение проекта

671РТМ, 671РТМК

Разработчик проекта

СПМБМ «Малахит»

Главный конструктор

Г. Н. Чернышёв

Кодификация НАТО

«Victor-III»

Скорость (надводная)

11,6 узла

Скорость (подводная)

31 узел

Рабочая глубина погружения

400 м

Предельная глубина погружения

600 м

Автономность плавания

80 суток

Экипаж

96 человек

Размеры

Водоизмещение надводное

6990 т

Водоизмещение подводное

7 250 т

Длина наибольшая
(по КВЛ)

106,1, 107,1 м

Ширина корпуса наиб.

10,8 м

Средняя осадка
(по КВЛ)

7,8 м

Силовая установка

Два водо-водяных ядерных реактора типа ВМ-4, ГТЗА-615, суммарная мощность 31 000 л. с.
один семилопастной винт на 290 оборотов в минуту (позднее два четырёхлопастных винта),
два вспомогательных электродвигателя мощностью по 375 л. с.

Вооружение

Торпедно-
минное вооружение

2×650 мм, 8 торпед типа 65-76
4×533 мм 16 боеприпасов:

  • торпед типа 53-65К,
  • торпед типа СЭТ-65,
  • подводных ракет М-5,
  • ракето-торпед 81Р,
  • до 36 мин «Голец»,
  • имитаторы МГ-74 «Корунд».

Ракетное вооружение

для проекта 671РТМ: только в качестве боеприпасов к торпедным аппаратам

для проекта 671РТМ(К) : С-10 «Гранат»

Авиация

планировался одноместный вертолёт Ка-56 с выпуском из торпедного аппарата

Медиафайлы на Викискладе

Проект 671РТМ(К) «Щука» — серия советских торпедных атомных подводных лодок второго поколения. Разработана под руководством главного конструктора Г. Н. Чернышёва. Является дальнейшей модификацией проекта 671 «Ёрш» на базе проекта 671РТ «Сёмга». Всего на верфях Комсомольска-на-Амуре и Ленинграда были построены: по проекту 671 РТМ — 21 корабль, по проекту 671РТМК — 5 кораблей. Эти подводные лодки отличались сравнительно небольшим уровнем внешнего шума и по этому показателю были близки к американским атомным подлодкам типа «Лос-Анджелес».

Представители

Название Зав. № Закладка Спуск Вступление в строй, флот Списание Статус
К-524

1982-«60 лет шефства ВЛКСМ»

1998-«Западная Лица»

01636 07.05.1976 31.07.1977 28.12.1977, СФ 2002 Утилизирована в 2008
К-254* 01638 24.09.1977 06.09.1979 30.12.1979, СФ 1998 1983 модернизирована по проекту 671 РТМК

Утилизирована в 2003

К-502*

1999-«Волгоград»

01641 23.07.1979 17.08.1980 31.12.1980, СФ 2000 1992 модернизирована по пр. 671 РТМК

Утилизирована в 2006

К-527 01643 28.09.1978 24.07.1981 30.12.1981, СФ 1999 Утилизирована в 2006
К-298 01645 25.08.1981 14.07.1982 27.12.1982, СФ 1998 Утилизирована в 2006
К-358

1987-«Мурманский Комсомолец»

1992- Б-358

01674 23.07.1982 15.07.1983 29.12.1983, СФ 1998 Утилизирована в 2003
К-299 01649 20.12.1983 29.06.1984 22.12.1984, СФ 2000 Утилизирована в 2008
К-244* 01652 25.12.1984 09.07.1985 25.12.1985, СФ 1998 Достраивалась по пр. 671 РТМК

Утилизирована в 2007

К-292*

2002-«Пермь»

01655 15.04.1986 29.04.1987 27.11.1987, СФ 2005 Достраивалась по пр. 671 РТМК

Утилизирована в 2008

К-388*

2005- «Петрозаводск»

01657 08.05.1987 03.08.1988 30.11.1988, СФ 2013 Достраивалась по пр. 671 РТМК

Начата утилизация в 2017

К-138*

2000-«Обнинск»

01659 07.12.1988 05.08.1989 10.05.1990, СФ В строю Достраивалась по пр. 671 РТМК
К-414*

1996- «Даниил Московский»

01695 01.12.1988 31.08.1990 30.12.1990, СФ Ожидает утилизации Достраивалась по пр. 671 РТМК
К-448*

1995- «Тамбов»

01696 31.01.1991 17.10.1991 24.09.1992, СФ В строю Достраивалась по проекту 671 РТМК

Проходит модернизацию

Примечание: «*» обозначает лодки модификации РТМК.

Подлодки, произведённые на заводе имени Ленинского Комсомола (Комсомольск-на-Амуре)

Название Зав. № Закладка Спуск Вступление в строй, флот Списание Статус
К-247 271 15.07.1976 13.08.1978 30.12.1978, ТОФ 1996 Утилизирована в 2007
К-507 282 02.11.1977 01.10.1978 30.11.1979, ТОФ 1998 Утилизирована в 2010
К-492 303 23.02.1978 28.06.1979 30.12.1979, ТОФ 1996 Утилизирована в 2009
К-412 304 29.10.1978 06.07.1979 30.12.1979, ТОФ 1996 Утилизирована в 2003
К-251 295 29.07.1979 03.05.1980 30.09.1980, ТОФ 1998 Утилизирована в 2010
К-255 296 07.11.1979 20.07.1980 28.12.1980, ТОФ, с 1983 СФ 1998 Утилизирована в 2005
К-324 297 23.02.1980 07.09.1980 30.12.1980, ТОФ, с 1985 СФ 2000 Утилизирована в 2006
К-305 308 27.07.1980 17.05.1981 30.09.1981, ТОФ 1998 Утилизирована в 2007
К-355 299 31.12.1980 08.08.1981 29.12.1981, ТОФ 1998 Утилизирована в 2009
К-360 300 09.05.1981 27.04.1982 29.09.1982, ТОФ 1998 Утилизирована в 2010
К-218 301 07.11.1981 24.07.1982 28.12.1983, СФ 1998 Утилизирована в 2001
К-242

1982-«50 лет

Комсомольску-

на-Амуре»

1992-Б-242

302 12.06.1982 29.04.1983 25.10.1983, ТОФ 1998 Утилизирована в 2017
К-264 333 29.07.1983 08.06.1984 26.10.1984, ТОФ 2003 Утилизирована в 2008
К-315 334 1982 19.01.1983 снята со строительства

История службы

«Щуки» служили основой многоцелевого атомного подводного флота СССР (позднее — России) в 1980-х и начале 1990-х годов. На флоте проект считался крайне удачным, моряки любили эти корабли за высокие характеристики, удобство, надёжность. Ни один корабль не был потерян, ни на одном не было серьёзных аварий. На западе за элегантный вид и внушительность этот проект получил уважительное название «Чёрный принц».

Одной из наиболее ярких страниц службы этих кораблей стало участие в операциях «Апорт» и «Атрина».

На закате службы этих кораблей произошёл получивший широкую огласку инцидент. 29 февраля 1996 года во время учений флота НАТО после успешно выполненного задания по обнаружению подлодок условного противника, на связь с кораблями вышла необнаруженная российская подлодка с просьбой о помощи. Вскоре, в середине ордера кораблей НАТО всплыла подводная лодка, опознанная британскими моряками как проект 971 «Щука-Б». Один из членов экипажа лодки нуждался в срочной медицинской помощи из-за перитонита, развившегося после операции по удалению аппендикса, в источниках часто указывается причина болезни — острый приступ аппендицита. Больной подводник был доставлен на британский эсминец «Глазго», а оттуда вертолётом типа «Линкс» его отправили в госпиталь. Британская пресса освещала этот случай, а газета «Таймс» отметила, что это была демонстрация незаметности российских подводных лодок. Британские моряки тогда ошиблись: перед ними была АПЛ К-448 «Тамбов» проекта 671РТМК, а не «Щука-Б».

Главкомат ВМФ России решил списать все устаревшие атомные подводные лодки проекта 671РТМ «Щука», последняя из которых была построена в 1992 году. Как пишет газета «Известия» со ссылкой на источник в ВМФ, военным были представлены несколько вариантов модернизации кораблей, но ни один из них не позволяет избавить подлодки от главного недостатка ─ шумности. Согласно принятому решению, списание устаревших подлодок проекта «Щука» должно завершиться до 2015 года.

МЦАПЛ Б-388 «Петрозаводск» выведена из состава флота, с дальнейшей утилизацией.

По состоянию на январь 2016 года, в составе ВМФ РФ находились три подводные лодки проекта 671РТМК — Б-414 «Даниил Московский», Б-138 «Обнинск», а также находящаяся в ремонте Б-448 «Тамбов». Все три подводные лодки базируются на Северном флоте и входят в состав 7-й и 11-й дивизий подводных лодок. По состоянию на январь 2018 года в строю находится только Б-138 «Обнинск». Б-448 «Тамбов» проходит процедуру восстановления технической готовности, а Б-414 «Даниил Московский» находится в резерве второй категории.

Сноски и источники

  1. 28 июля 2002 года был подписан договор о присвоении подлодке имени города. Смотри Что стало с подводной лодкой «Пермь»? Её пилят…, «Местное время» № 11 от 26 марта 2008
  2. Шесть российских атомоходов отправят на металлолом вместо модернизации. lenta.ru. Дата обращения 18 апреля 2019.
  3. Руководство Тамбовской области встретилось с командованием подводной лодки «Тамбов», tatar-inform.ru, 2008/06/17
  4. Фёдоров, Вячеслав ОРУЖИЕ РОССИИ. «Гепард»: Подводный охотник.. Военная библиотека Фёдорова (2000-2008). Дата обращения 13 марта 2008. Архивировано 25 августа 2011 года.
  5. К-448, Б-448, «Тамбов» Проект 671РТМК
  6. Submarina.Ru ПЛАТ — Проект 671РТМ(К) «Щука» (недоступная ссылка). submarine.id.ru (2000-2008). Дата обращения 15 марта 2008. Архивировано 4 октября 2007 года.
  7. http://lenta.ru/news/2013/04/15/schuka/ Россия избавится от шумных «Щук»
  8. Объявлен тендер на утилизацию атомной подводной лодки проекта 671РТМ в Мурманской области

Ссылки

  • ПЛАТ — Проект 671РТМ(К) «Щука»
  • http://www.lenta.ru/articles/2006/09/08/black/

Подводные лодки проекта 671РТМ(К) «Щука» (Victor III class)

Проекты многоцелевых атомных подводных лодок ВМФ СССР и России
1-е поколение
2-е поколение
3-е поколение
4-е поколение
Северный флот
Название Дата вступления в строй
К-524 28 декабря 1977
К-507 30 ноября 1979
К-255 26 декабря 1980
К-324 30 декабря 1980
К-502* «Волгоград» 31 декабря 1980
К-254 18 сентября 1981
К-527 30 декабря 1981
К-298 27 декабря 1982
К-218 28 декабря 1982
К-358 29 декабря 1983
К-299 22 декабря 1984
К-244 25 декабря 1985
К-292* «Пермь» 27 ноября 1987
К-388* «Петрозаводск» 30 ноября 1988
К-138* «Обнинск» 10 мая 1990
К-414* «Даниил Московский» 30 декабря 1990
К-448* «Тамбов» 24 сентября 1992
Тихоокеанский флот
Номер Дата вступления в строй
К-247 30 декабря 1978
К-492 30 декабря 1979
К-412 30 декабря 1979
К-251 30 августа 1980
К-305 30 сентября 1981
К-355 29 декабря 1981
К-360 7 ноября 1982
К-242 26 октября 1983
К-264 26 октября 1984

Примечание: «*» обозначает лодки модификации РТМК.

  1. 28 июля 2002 года был подписан договор о присвоении субмарине имени города. См. Что стало с подводной лодкой «Пермь»? Ее пилят…, «Местное время» № 11 от 26 марта 2008
  2. Руководство Тамбовской области встретилось с командованием подводной лодки «Тамбов», tatar-inform.ru, 2008/06/17
  3. Фёдоров, Вячеслав ОРУЖИЕ РОССИИ. «Гепард»: Подводный охотник.. Военная библиотека Фёдорова (2000-2008). Архивировано из первоисточника 25 августа 2011. Проверено 13 марта 2008.
  4. К-448, Б-448, «Тамбов» Проект 671РТМК
  5. Submarina.Ru ПЛАТ — Проект 671РТМ(К) «Щука». submarine.id.ru (2000-2008). Архивировано из первоисточника 25 августа 2011. Проверено 15 марта 2008.
  • ПЛАТ — Проект 671РТМ(К) «Щука»
  • «сюжет про лодки проекта 671», http://pilot.strizhi.info
  • http://www.lenta.ru/articles/2006/09/08/black/

Подводные лодки проекта 671РТМ(К) «Щука» (Victor III class)

Б-524* | Б-247 | Б-507 | Б-492 | Б-412 | Б-251 | Б-255 | Б-324 | Б-502 | Б-254 | Б-305 | Б-355 | Б-527 | Б-360 | Б-298 | Б-218 | Б-242 | Б-358 | Б-264 | Б-299 | Б-244 | Б-292 «Пермь»* | Б-388 «Сосновый бор»* | Б-138 «Обнинск»* | Б-414 «Даниил Московский»* | Б-448 «Тамбов»*

* — модификация 671РТМК

Проекты многоцелевых атомных подводных лодок ВМФ СССР и России
1-е поколение 627(А) «Кит» • 645ЖМТ «Кит» • 659Т
2-е поколение 671 «Ёрш» • 671РТ «Сёмга» • 671РТМ «Щука» • 705, 705К «Лира»
3-е поколение 671РТМК «Щука» • 685 «Плавник» • 945 «Барракуда» • 945А «Кондор» • 945Б «Марс» • 971 «Щука-Б»
4-е поколение 885 «Ясень»

Apple I

Apple I

Тип

персональный компьютер

Производи­тель

Дата выпуска

июль 1976 года

Выпускался по

март 1977 года

Процессор

MOS 6502 на частоте 1 МГц

Оперативная память

ОЗУ 4 КБ, возможно увеличение до 8 или 48 КБ платами расширения

Наследник

Apple II

Медиафайлы на Викискладе

Apple I (также Apple-1) — ранний персональный компьютер, первый компьютер Apple Computer, возможно, первый персональный компьютер, продававшийся в полностью собранном виде.

История

Компьютер был разработан Стивом Возняком для личного использования. У друга Возняка Стива Джобса появилась идея продавать его. Apple I стал первым продуктом компании Apple Computer (теперь Apple Inc.), продемонстрированным в апреле 1976 года в «Клубе самодельных компьютеров» в Пало-Альто, Калифорния.

На одном из собраний «Клуба самодельных компьютеров» Джобс с Возняком впервые устроили презентацию своего компьютера. Стеснительный Возняк, для которого публичное выступление стало настоящим испытанием, обратил внимание на преимущество их устройства, казавшееся ему наиболее важным, — удобный ввод данных с клавиатуры с моментальным их отображением на экране. Затем перед собравшимися выступил Стив Джобс, оказавшийся прирождённым оратором. Говорил он страстно и убеждённо, обращаясь с риторическими вопросами к аудитории. Однако даже в таком привлекательном изложении предложение не вызвало энтузиазма среди слушателей: заинтересованность в приобретении Apple I проявил только один человек. Им оказался Пол Террелл (англ.)русск., владелец компьютерного магазина Byte, недавно открывшегося на El Camino Real в Менло-Парке. На следующий день Джобс заявился к нему в магазин босиком — и заключил сделку, которую они с Возняком потом называли главной в их жизни. Террелл сделал заказ сразу на 50 компьютеров, но его не интересовали печатные платы, ему нужны были компьютеры в полной комплектации, и за каждый он платил 500 долларов. Джобс тут же согласился, хотя для выполнения такого заказа у них не было средств. Требовалось 15 тысяч долларов, но Джобс и тут нашёл выход из положения: 5 тысяч он смог занять у друзей, а комплектующие получил у дистрибьютора Cramer Electronics в кредит на 30 дней, причём поручителем сделал Террелла, который фактически профинансировал весь проект.

Компаньоны оккупировали дом и гараж Джобсов. Закипела работа, Стив привлёк всех, кого смог. Его друг Даниэль Коттке и беременная сестра Патти вставляли чипы, получая за это по доллару за плату. Элизабет Холмс, бывшая девушка Даниэля, имевшая опыт в ювелирном деле, поначалу занималась пайкой микросхем. Но когда она случайно капнула на плату припоем, Джобс объявил, что запасных комплектующих у них нет и перевёл её на учёт и оформление документов. Пайку же он взял на себя. Контроль качества и, при необходимости, устранение неисправностей, осуществлял Возняк. Во время этой совместной работы Джобс впервые проявил себя как довольно жёсткий, авторитарный руководитель. Исключение он делал только для Воза, на которого ни разу не повысил голос за всё время их дружбы и сотрудничества.

Через месяц заказ был готов: 50 компьютеров компаньоны поставили Терреллу, рассчитались по кредиту за комплектующие. К Apple I не прилагались ни клавиатуры, ни мониторы, ни блоки питания, даже корпусов не было — только полностью укомплектованные системные платы. Несмотря на это, Apple I многими признаётся как первый в истории компьютер, поставлявшийся производителем в готовом виде — ведь другие компьютеры того времени, включая Altair, попадали на рынок в виде наборов, которые предстояло собирать розничному продавцу или конечному покупателю. Внешний вид Apple I явно не совпал с ожиданиями Террелла, но благодаря дипломатическим способностям Джобса он пошёл навстречу и в этот раз, согласившись оплатить заказ. Производство плат обошлось гораздо дешевле, чем предполагалось, так как Джобсу удалось договориться с поставщиком о значительной скидке на комплектующие. На сэкономленные средства удалось собрать ещё 50 устройств, которые Джобс с Возняком распродали знакомым из «Клуба самодельных компьютеров», получив прибыль. В дальнейшем компаньонам удалось реализовать ещё более сотни компьютеров Apple I по другим магазинам и среди знакомых. Элизабет оформили бухгалтером компании с окладом 4 доллара в час, а Клара, мать Джобса, отвечала на звонки под видом секретаря. У клиентов и деловых партнёров, никогда не бывавших в доме Джобсов, складывалось впечатление, что по этому адресу действительно расположена серьёзная фирма с большим штатом.

Компьютер появился в продаже в июле 1976 года и выпускался в 1976—1977 годах, было собрано в общей сложности порядка 200 экземпляров устройства. Цена компьютера в продаже составляла 666,66 доллара, как рассказывают, потому что Возняк любил повторяющиеся цифры, и потому что они изначально продавали его в местный магазин по цене в 500 долларов, к которой добавилась наценка в одну треть.

В отличие от других любительских компьютеров своего времени, которые продавались в виде набора для сборки, Apple I был полностью собран на монтажной плате, содержащей около 30 микросхем, за что и считается многими первым полноценным ПК. Тем не менее, для получения рабочего компьютера пользователи должны были добавить к нему корпус, источник питания, клавиатуру и монитор. Дополнительная плата, обеспечивавшая связь с кассетным магнитофоном для хранения данных, была выпущена позже по цене в 75 долларов.

Apple I иногда называют первым персональным компьютером, продававшимся в полностью собранном виде, однако другие возражают, что эта честь по праву принадлежит другим машинам, таким как MOS Technology KIM-1, Datapoint 2200 или даже Altair 8800 (который мог быть куплен в виде набора деталей или же собранным за дополнительную плату).

Сохранившиеся экземпляры

В 2010 году этот раритетный компьютер был выставлен на торги аукционного дома «Кристис». По оценке экспертов, стоимость составляла от 160 до 240 тысяч долларов. Фактически он был продан за 133 250 фунтов стерлингов (примерно 224 тыс. долларов).

В 2013 один из шести рабочих экземпляров модели компьютера Apple I, созданного в 1976 году, был продан за 671 400 долларов, что более чем в 1000 раз превышает его первоначальную стоимость.
В 2014 году на одном из аукционов в США Музей Генри Форда приобрёл один из рабочих экземпляров Apple I за рекордную цену в 905 000 долл., что почти в 1400 раз превышает первоначальную стоимость данного устройства.

Эмуляторы и клоны

Клон Apple I, совместимый с оригинальным программным обеспечением, который называется Replica 1ruen, был выпущен в 2003 году по цене около 200 долл. Также доступны комплекты для самосборки с инструкциями.

Эмулятор MAME поддерживает данный компьютер.

Agat Emulator поддерживает Apple I.

Примечания

  1. Айзексон, 2012, с. 93.
  2. 1 2 Айзексон, 2012, с. 94.
  3. Возняк, 2011, с. 169.
  4. Айзексон, 2012, с. 95.
  5. 1 2 Со ссылкой на The New York Times. Первый компьютер Apple пустят с молотка (Лента новостей), Финансы, Фонтанка.ру (12 ноября 2010). Дата обращения 13 ноября 2010.
  6. На аукционе Christie’s продали первый компьютер Apple (недоступная ссылка). Дата обращения 25 ноября 2010. Архивировано 26 ноября 2010 года.
  7. Apple 1 breaks auction record, goes for $671,400 | Apple — CNET News
  8. Owad, Tom Apple I Replica Creation
  9. A-one
  10. Agat Emulator Home Page — Эмулятор ПЭВМ «Агат». agatemulator.sourceforge.net. Дата обращения 15 февраля 2017.

Литература

  • Возняк C., Смит Д. Стив Джобс и Я. Подлинная история Apple = iWoz. — М.: Эксмо, 2011. — 288 с. — ISBN 978-5-699-53452-4.
  • Айзексон У. Стив Джобс = Steve Jobs: A Biography. — М.: Астрель, 2012. — 688 с. — ISBN 978-5-271-39378-5.
  • Price, Rob, So Far: the First Ten Years of a Vision, Apple Computer, Cupertino, CA, 1987, ISBN 1-55693-974-4
  • Owad, Tom (2005). Apple I Replica Creation: Back to the Garage. Rockland, MA: Syngress Publishing. Copyright © 2005. ISBN 1-931836-40-X

> Ссылки

Национальная библиотека им. Н. Э. Баумана Bauman National Library

Apple I

Модель Apple I.

Разработчик

Apple Computer, Inc.

Тип

Персональный компьютер

Дата выпуска

июль 1976 года

Introductory price

$666,66 США ($2.867 США в эквиваленте на 2017).

Снято с производства

март 1977 года

ЦП

MOS 6502 на частоте 1 МГц

Memory

ОЗУ 4 КБ, возможно увеличение до 8 или 48 КБ платами расширения

Последователь

Apple II

Apple l — первый персональный компьютер Apple Computer продававшийся в полностью собранном виде в июле 1976 года. Сборка данной модели, а также ее дизайн принадлежат Стиву Возняку, другу Стива Джобса. Однако именно Стиву Джобсу принадлежала идея продажи данного компьютера. Настоящая модель являлась самым первым продуктом в истории корпорации Apple. Apple I был продемонстрирован в июле 1976 года в Homebrew Computer Club в Пало Альто, штат Калифорния.

Модель была снята с производства 30 сентября, 1977 года, после того, как 10 июня 1977 года был представлен его последователь Apple II.

История

Компьютер разработан Стивом Возняком для личного использования. Apple I стал первым продуктом компании Apple Computer (теперь Apple Inc.), продемонстрированным в апреле 1976 года в «Клубе самодельных компьютеров» в Пало-Альто, Калифорния.

Создание первого компьютера было 5 марта 1975 года в гараже. Однако это не было полноценным компьютером. Изначально это была коробка с набором деталей из которых покупатели должны были собрать сами себе компьютер. Однако это не устраивало ни Стива Джобса, ни Стива Возняк и они решили проектировать и продавать одну протравленную и шелкографию печатную плату — только голые доски, не электронные части, которые люди могли использовать для сборки компьютеров. Возняк подсчитал, что, если планируемая плата совета будет стоить 1000 долларов, производство будет стоить еще 20 долларов за доску; он надеялся возместить свои издержки, если 50 человек купили доски за 40 долларов каждый. Чтобы финансировать это небольшое предприятие, их первая компания, Джобс продал свой фургон, а Возняк продал свой калькулятор HP-65. Также Джобс смог договориться с владельцем магазина, что он продаст свои изделия в Byte Shop (компьютерный магазин в Маунтин-Вью, Калифорния) по 500 долларов США каждый. Этот заказ они выполнили за 10 дней.

плата Apple l

Apple I поступила в продажу в июле 1976 года по цене 666,66 долларов США, потому что Возняк «любил повторять цифры» и из-за одной трети разметки по оптовой цене $ 500.

Ячейка Apple I встроена в компьютерную терминальную схему, поэтому всем требовалась клавиатура и телевизор. Конкурирующие машины, такие как Altair 8800, как правило, были запрограммированы с помощью передних тумблеров и использовали индикаторные огни (красные светодиоды, чаще всего) для вывода, и их пришлось расширять с помощью отдельного оборудования, чтобы можно было подключиться к компьютерному терминалу или машине телетайп. Это сделало Apple I инновационной машиной в течение дня. В апреле 1977 года цена была снижена до 475 долларов. Он продолжал продаваться в августе 1977 года, несмотря на выпуск Apple II в апреле 1977 года, которое началось в июне того же года. В октябре 1977 года Apple I официально была прекращена и удалена из прайс-листа Apple. Поскольку Возняк был единственным человеком, который мог ответить на большинство вопросов поддержки клиентов по поводу компьютера, компания предложила владельцам Apple I скидки и обмен на Apple II, чтобы убедить их вернуть свои компьютеры. Эти восстановленные доски были уничтожены Apple, что вносит свой вклад в их раритет сегодня.

Стив Возняк со своим изобретением

В отличие от других любительских компьютеров своего времени, которые продавались в виде набора для сборки, Apple I был полностью собран на монтажной плате, содержащей около 30 микросхем, за что и считается многими первым полноценным ПК. Тем не менее, для получения рабочего компьютера пользователи должны были добавить к нему корпус, источник питания, клавиатуру и монитор. Дополнительная плата, обеспечивавшая связь с кассетным магнитофоном для хранения данных, была выпущена позже по цене в 75 долларов.

Серийный номер

Стив Джобс и Стив Возняк заявили, что Apple Company не назначала серийные номера Apple l. Было найдено несколько плат с прикрепленными к ним пронумерованными наклейками, которые, как представляется, являются инспекционными наклейками для индентификации и ревизии. Известно, что партия плат имеет номера, написанные вручную черным постоянным маркером на задней стороне; они обычно выглядят как «01-00 ##», и некоторые данные свидетельствуют о том, что они представляют собой контрольные номера инвентаря, добавленные Byte Shop в пакетную продажу Apple. Эти номера Byte Shop часто ошибочно описываются как серийные номера аукционными домами и в соответствующе освещаются в прессе.

Копии Apple l

Несколько клонов Apple I и реплики были выпущены в последние годы. Все они созданы любителями и продаются сообществу коллекционеров. Обычно производятся небольшими партиями по 2-5 компьютера.

  • Реплика 1: Создан Винсом Брилем. Программный клон, созданный с использованием современных компонентов, выпущен в 2003 году по цене около 200 долларов США.
  • PE6502: Создано Джейсоном Путнэмом. Один компьютерный комплект для настольных компьютеров, выполненный со всеми сквозными и текущими компонентами производства. Запускает Apple I «Integer BASIC», клон AppleSoft BASIC (с плавающей запятой), Wozmon и Krusader — все встроенные ПЗУ. 32k оперативной памяти и терминал Propeller Parallax. Программное обеспечение, совместимое с Apple I.
  • A-One: Создано Франком Ахацем, также использующим современные компоненты.
  • Mimeo 1: Создано Майком Вильлегалом. Аппаратный комплект, предназначенный для репликации реального Apple I как можно более точно. Ожидается, что покупатели соберут сами комплекты.
  • Ньютон 1: Создано Майклом Нг и выпущено в 2012 году. Подобно Mimeo 1, но, как говорят, он используется с использованием той же устаревшей технологии обработки, которая обычно используется в 1970-х годах. Платы, комплекты и сборные компоненты иногда продаются через eBay. Имеются версии Newton NTI и non-NTI.
  • Brain Board, плагин для встроенного программного обеспечения для Apple II, который с дополнительной программой «Wozanium Pack» может эмулировать функциональный Apple-1.

>Источники >Ссылки

  • Официальный сайт Apple.

Атомные торпедные и многоцелевые подводные лодки. Проект 671РТМ

Большая атомная подводная лодка К-324 в декабре 1983 года несла боевую службу у атлантического побережья США. «Автономка» велась в сложных условиях: появились проблемы с водоснабжением, из строя вышла холодильная установка, изнуряющая жара стояла в отсеках… Экираж лодки получил задание следить за фрегатом «Макклой» (тип «Бронштейн») ВМС США, который проводил испытания новой системы подводного наблюдения Towed Array Surveillance System (TASS) с протяженной буксируемой гидроакустической низкочастотной антенной. Субмарина К-324 смогла записать данные о параметрах работы TASS.
Кроме того, во время слежения выявили некоторые особенности взаимодействия надводного корабля американских ВМС со своими подлодками и компонентами стационарного комплекса дальнего гидроакустического обнаружения. Но неожиданно «Макклой» испытания прекратил и вернулся на базу. Оставшись без работы, К-324 получила приказ перейти в другой район плавания.

Однако сделать этого не удалось — возникла сильная вибрация, которая потребовала остановить главную турбину. После всплытия командир субмарины К-324 увидел, что «дядя Сэм» сделал неожиданный и очень «ценный подарок» — на винт субмарины намоталось 400 метров сверхсекретного бронированного кабеля от антенны TASS.
К-324 в «Эпизоде с антенной»
Естественно, советская подводная лодка, которая всплыла на поверхность в районе американского полигона, вскоре была обнаружена «вероятным противником». В район происшествия к утру прибыли эсминцы «Николсон» и «Питерсон» (тип «Спрюенс»), которые установили плотную опеку за К-324. Очевидно, командиры данных кораблей получили вполне конкретное задание – любыми способами не позволить русским получить в свое распоряжение антенну. «Совместное плавание» эсминцев и практически лишенной хода субмарины продолжалось 10 дней. Американские военные вели себя все «резче» (а что им оставалось делать?), стараясь пройти за кормой атомной подлодки в непосредственной близости и отрубить антенну. Боясь, что эсминцы предпримут более решительные действия, командир субмарины капитан второго ранга Терехин приказал приготовить свой корабль к взрыву.
Лишь после того, как на помощь субмарине К-324 прибыло судно «Алдан», обстановка разрядилась. Наконец американское командование осознало, что мирными средствами вернуть свою антенну вряд ли получится, а развязывать третью мировую из-за «шланга» не хотелось. Эсминцы в результате были отозваны, а К-324 была отбуксирована «Алданом» на Кубу, где ее поставили на ремонт. Злополучная антенна для детального изучения была доставлена в СССР.
Главным «героем» этих событий стала крейсерская подлодка проекта 671РТМ — седьмой корабль в серии, построенный в Комсомольске-на-Амуре.
Параллельно с началом работ по созданию принципиально новых субмарин проекта 945 и проекта 971, в Советском Союзе предприняли весьма успешную попытку «выжать» все возможное из конструкции подлодок проекта 671 и проекта 671РТ. В основе модернизированного проекта 671РТМ (был присвоен шифр «Щука») лежали проработки по установке нового радиоэлектронного вооружения – мощного гидроакустического комплекса, навигационного комплекса, боевой информационно-управляющей системы, аппаратуры разведывательного комплекса, автоматизированного комплекса средств связи, а также мер по уменьшению демаскирующих полей корабля. Проект 671РТМ, как и подводный ракетный крейсер 667БДРМ, «перешел» в третье поколение атомных подводных лодок.

Главным конструктором 671РТМ проекта стал Чернышев (разработчик лодок 671 и 671РТ), Шмаков его сменил в 1984 году.
Важнейшим элементом вооружения модернизированной атомной подводной должен был стать ракетный противолодочный комплекс «Шквал», разработку которого начали в 1960 году в соответствии с постановлением Совета министров СССР и ЦК КПСС. «Идеологами» нового комплекса были ученые московского филиала ЦАГИ им. профессора Н.Е. Жуковского (сегодня ГосНИЦ ЦАГИ), в частности, академик Логвинович. Непосредственной разработкой оружия занималось НИИ-24 (сегодня ГНПО «Регион»). Руководитель проекта – главный конструктор И.Л. Меркулов (в дальнейшем В.Р. Серов, а Е.Д. Раков завершил работу).
В состав «Шквала» входила подводная сверхскоростная ракета, которая развивала скорость до 200 узлов, дальность хода при этом составляла 11 тыс. м. Данные характеристики достигались за сет использования двигателя, который работал на гидрореагирующем топливе и движения снаряда в газовой каверне, которая обеспечивала уменьшение гидродинамического сопротивления. Управление ракетой, которая снабжалась ядерной боевой частью, осуществлялось при помощи инерциальной системы, которая не чувствительна к помехам.
Первые пуски данной ракеты выполнили в 1964 году на озере Иссык-Куль, а 29.11.1977 комплекс ВА-111 «Шквал», оснащенный ракетой М-5, приняли на вооружение Военно-Морского Флота. Необходимо отметить, что аналогов данному высокоэффективному комплексу, который обладает практически абсолютной вероятностью поражения целей, попавших в пределы досягаемости, в других государствах нет и по сей день.
Главная энергоустановка лодки (31 тыс. л. с.) была фактически аналогична энергоустановке атомных подлодок проекта 671(РТ): два водоводяных реактора ВМ-4, ГТЗА-615, винт на 290 об., два вспомогательных электродвигателя, мощность каждого 375 л. с.
Приняли дополнительный комплекс мер, призванный увеличить скрытность атомной подводной лодки за счет введения принципиально новых решений по амортизации (так называемое «отключение фундаментов»), акустической развязке конструкций и механизмов. Субмарина получила размагничивающее устройство, которое затрудняло обнаружение АПЛ авиационными магнитометрами.
«Скат-КС» – гидроакустический комплекс, разработанный под руководством главного конструктора Б.Б. Индина – обеспечивал обнаружение, классификацию целей, и автоматическое их сопровождение при шумопеленговании в инфразвуковом и звуковом диапазонах частот. Комплекс давал возможность обнаруживать цели при помощи эхопеленгования с измерением расстояния до них и выдавал торпедному оружию исходные данные целеуказания.
1 — основная антенна ГАК «Скат-КС»; 2 — 533-мм ТА; 3 — 650-мм ТА; 4 — торпедопогрузочный люк; 5 — носовой (торпедный) отсек; 6 — носовой аварийный буй; 7 — носовой люк; 8 — выгородка запасных торпед и устройства быстрого заряжания; 9 — запасная 533-мм торпеда; 10 — запасная 650-мм торпеда; 11 — цистерна беспузырной торпедной стрельбы; 12 — носовая дифферентная цистерна; 13 — аппаратная выгородка приборов управления ракетоторпедной и торпедной стрельбой «Ладога 1В-671РТ» и ГАК «Скат-КС»; 14 — АБ; 15 — ЦГБ; 16 — второй (жилой) отсек; 17 — третий (центрального поста) отсек; 18 — антенны ГАК «Скат-Б»; 19 — ходовой мостик; 20 — репитер гирокомпаса; 21 — перископ комплекса МТ-70-10; 22 — ПМУ «Синтез» (системы космической навигации); 23 — ПМУ антенны СОРС «Залив-П»; 24 — ПМУ антенны РЛК «Альбатрос»; 25 — ПМУ антенны радиопеленгатора «Завеса»; 26 – ПМУ антенны «Анис»; 27 — прочная рубка; 28 — центральный пост; 29 — выгородки радиоэлектронного вооружения и акустиков; 30 — выгородки вспомогательного оборудования и общесудовых систем (трюмных насосов, насосов общекорабельной системы гидравлики, преобразователи и кондиционе­ры); 31 — четвертый (реакторный) отсек; 32 — реактор с парогенераторами, циркуляционными насосами и цистернами биологической защиты; 33 – ВВАБТ «Параван» и ее лебедка; 34 — пятый (турбинный) отсек; 35 — паровая турбина; 36 — планетарный редуктор; 37 — главный упорный подшипник; 38 — конденсатор; 39 — баллоны системы ВВД; 40 — шестой (электромеханический и вспомогательного оборудования) отсек; 41 — кормовой люк; 42 — кормовой аварийный буй; 43 — седьмой (жилой) отсек; 44 — восьмой (ГЭД и рулевых приводов) отсек; 45 — кормовая дифферентная цистерна; 46 — приводы горизонтальных рулей; 47 — вертикальные стабилизаторы; 48 — гондола УПВ «Руза-П» ГПБА ГАК «Скат-КС»; 49 — АТГ; 50 — приводы кормовых горизонтальных рулей; 51 — ВФТ (вспомогательные движители)

Комплекс «Скат-КС» по своим возможностям втрое превосходил гидроакустические комплексы предшествующего поколения и приближался к комплексам американской разработки (хотя продолжал уступать по массогабаритным характеристикам). Дальность обнаружения цели при нормальных гидрологических условиях равнялась 230 километрам. Были использованы бортовые приемники шумов, которые работали в пассивном режиме, и буксируемая протяженная инфразвуковая антенна, которая в свернутом виде размещалась в бульбообразном спец. контейнере, который расположен над вертикальным оперением подлодки.
Навигационным комплексом «Медведица-671РТМ» обеспечивалась непрерывная автоматическая выработка курса, координат места, скорости относительно грунта и воды, углов килевой и бортовой качки, а также автоматическая передача данных параметров в другие системы корабля.
Боевой информационно-управляющей системой «Омнибус» производился автоматизированный сбор, обработка и наглядное отображение информации, которая обеспечивала принятие решений на боевое применение оружия и маневрирование, а также управление ракетной и торпедной стрельбой.
Субмарина оснащалась «Молния-Л» (автоматизированный комплекс связи) с «Цунами-Б» (система космической связи), и специальным разведывательным комплексом.
Вооружение атомной подводной лодки проекта 671РТМ включало 4 торпедных аппарата калибра 533 мм и 2 калибра 650 мм. На субмаринах проекта 671РТМ использовались новые противолодочные комплексы. Также атомная подводная лодка несла специальные управляемые диверсионные снаряды «Сирена» а также другие средства «спецназначения», большинство из которых не имело аналогов в мире. В частности, в ОКБ им. Камова в 1975 году создали одноместный складной вертолет Ка-56, который был предназначен для переброски диверсантов, и способный выстреливаться из 533-миллиметрового ТА погруженной подлодки.
Строительство подлодок проекта 671РТМ было решено организовать одновременно на Адмиралтейском объединении в Ленинграде (с последующей доводкой на СРЗ «Звездочка») и на СЗЛК в Комсомольске-на-Амуре (с достройкой на СРЗ в Большом Камне).
Технические характеристики атомной подводной лодки проекта 671РТМ:
Наибольшая длина – 106,1 м (107,1 м);
Наибольшая ширина – 10,8 м;
Средняя осадка – 7,8 м;
Нормальное водоизмещение – 6990 м3;
Полное водоизмещение – 7250 м3;
Запас плавучести – 28,0%;
Предельная глубина погружения – 600 м;
Рабочая глубина погружения – 400 м;
Полная скорость подводного хода – 31,0 узел;
Надводная скорость – 11,6 узлов;
Автономность – 80 суток;
Экипаж – 92 человека (число членов экипажа изменялось в зависимости от проекта РТМК или РТМ).

Создание субмарин проекта 671РТМ в СССР совпало с началом реализации американской программы строительства многоцелевых АПЛ третьего поколения типа SSN-688, которые стали самыми массовыми АПЛ в мире (в 1996 г. американские ВМС получили последнюю, шестьдесят вторую АПЛ данного типа), оснащенных мощным ГАК AN/BQQ-5. «Лос-Анджелес» (головной корабль серии, водоизмещение 6080/6927 тонн, максимальная скорость 31 узел, глубина погружения до 450 метров, вооружение 4 ТА калибра 533 мм с боекомплектом 26 ракето-торпед и торпед) вступил в состав американских военно-морских сил в 1976 году.
Новые американские субмарины по-прежнему превосходили аналоги Советского Союза по характеристикам гидроакустического комплекса и уровню скрытности. Но данный разрыв, по признанию американцев, сократился значительно и не носил больше «драматического» характера. При этом АПЛ ВМС США фактически сравнялись с субмаринами СССР по максимальной скорости подводного хода (но уступали по максимальной глубине). «Щуки» при этом имели лучшую боевую живучесть и маневренность. В вооружении они обладали и некоторым преимуществом. Благодаря более высокому уровню комплексной автоматизации субмарины проекта 671РТМ имели меньший экипаж по сравнению с «Лос-Анджелесом», что дало возможность создать на борту «Щук» лучшие условия обитаемости. По оценкам специалистов подлодки проекта SSN-688 и 671РТМ в целом являлись равноценными кораблями.
АПЛ проекта 671PTMK построенные в Ленинграде:
К-524 – закладка 07.06.76, спуск на воду 31.06.77, прием ВМФ 28.12.77 (с 82-го года по 91 год носила название «60 лет шефства ВЛКСМ»);
К-502 – закладка 23.07.79, спуск на воду 17.08.80, прием ВМФ 31.12.80 (с 1999 года «Волгоград»);
К-254 – закладка 24.09.77, спуск на воду 06.09.79, прием ВМФ 18.09.81;
К-527 – закладка 28.09.78, спуск на воду 24.06.81, прием ВМФ 30.12.81;
К-298 – закладка 25.02.81, спуск на воду 14.07.82, прием ВМФ 27.12.82;
К-358 – закладка 23.07.82, спуск на воду 15.07.83, прием ВМФ 29.12.83 (с 82-го года по 91-й год — «Мурманский комсомолец»);
К-299 – закладка 01.07.83, спуск на воду 29.06.84, прием ВМФ 22.12.84;
К-244 – закладка 25.12.84, спуск на воду 09.07.85, прием ВМФ 25.12.85;
К-292 – закладка 15.04.86, спуск на воду 29.04.87, прием ВМФ 27.11.87 (строились по проекту 671РТМК);
К-388 – закладка 08.05.87, спуск на воду 03.06.88, прием ВМФ 30.11.88 (строились по проекту 671РТМК);
К-138 – закладка 07.12.88, спуск на воду 05.08.89, прием ВМФ 10.05.90 (строились по проекту 671РТМК, с 05.2000 — «Обнинск»);
К-414 – закладка 01.12.88, спуск на воду 31.08.90, прием ВМФ 30.12.90 (строились по проекту 671РТМК);
К-448 – закладка 31.01.91, спуск на воду 17.10.91, прием ВМФ 24.09.92 (строились по проекту 671РТМК).
АПЛ проекта 671PTMK построенные в Комсомольск-на-Амуре:
К-247 – закладка 15.07.76, спуск на воду 13.08.78, прием ВМФ 30.12.78;
К-507 – закладка 22.09.77, спуск на воду 01.10.79, прием ВМФ 30.11.79;
К-492 – закладка 23.02.78, спуск на воду 28.07.79, прием ВМФ 30.12.79;
К-412 – закладка 29.10.78, спуск на воду 06.09.79, прием ВМФ 30.12.79;
К-251 – закладка 26.06.79, спуск на воду 03.05.80, прием ВМФ 30.08.80;
К-255 – закладка 07.11.79, спуск на воду 20.07.80, прием ВМФ 26.12.80;
К-324 – закладка 29.02.80, спуск на воду 07.10.80, прием ВМФ 30.12.80;
К-305 – закладка 27.06.80, спуск на воду 17.05.81, прием ВМФ 30.09.81;
К-355 – закладка 31.12.80, спуск на воду 08.08.81, прием ВМФ 29.12.81;
К-360 – закладка 08.05.81, спуск на воду 27.04.82, прием ВМФ 07.11.82;
К-218 – закладка 03.06.81, спуск на воду 24.07.82, прием ВМФ 28.12.82;
К-242 – закладка 12.06.82, спуск на воду 29.04.83, прием ВМФ 26.10.83 (с 82-го года по 91-й год — «50 лет Комсомольску-на-Амуре»);
К-264 – закладка 03.04.83, спуск на воду 08.06.84, прием ВМФ 26.10.84.
Освоение подлодок проекта 671РТМ на флотах несколько затянулось. Причиной этого была недоведенность боевой информационно-управляющей системы «Омнибус»: до середины 1980-х гг. система не могла в полной мере решать задачи, возложенные на нее. На субмаринах ранней постройки «Омнибус» доводился во время эксплуатации лодок, что значительно ограничивало боевые возможности.
Наиболее важным усовершенствованием, которое было внедрено на 671РТМ проекте, стало использование принципиально нового типа оружия — стратегических малоразмерных дозвуковых крылатых ракет «Гранат», максимальная дальность стрельбы которых составляла 3 тыс. м. Оснащение крылатыми ракетами атомных подводных лодок превратило их в многоцелевые корабли, которые могли решать широкий круг задач не только в обычной, но и в ядерной войне. Крылатые ракеты «Гранат» по массогабаритным характеристикам от стандартных торпед фактически не отличались. Это позволило применять «Гранат» из штатных торпедных аппаратов калибра 533 миллиметра.
Пять последних субмарин ленинградской постройки вводились в строй по 671РТМК проекту (комплекс вооружения дополнялся крылатыми ракетами). В дальнейшем КР были дооснащены остальные подлодки проекта 671РТМ.
ПЛА пр.671-РТМ в базе
Некоторым лодкам уже после их вступления в строй были даны «имена собственные». К-414 с 96-го года носит название «Даниил Московский», К-448 (последняя АПЛ проекта 671РТМ, в строй введена после распада СССР) с 10.04.1995 именуется «Тамбов». АПЛ К-138 носит название «Обнинск».
Пожалуй, самым ярким фрагментом в биографии лодок проекта 671РТМ стало их участие в крупных операциях «Атрина» и «Апорт», проведенных силами 33-й дивизии в Атлантике и значительно поколебавших уверенность Соединенных Штатов в возможности своих ВМС решать противолодочные задачи.
Из Западной Лицы 29 мая 1985 года одновременно вышли три подлодки проекта 671РТМ (К-502, К-324, К-299), а также субмарина К-488 (проекта 671РТ). Позднее к ним присоединилась АПЛ проекта 671 – К-147. Разумеется, выход целого соединения атомных подлодок в океан для военно-морской разведки США не мог остаться незамеченным. Начались интенсивные поиски, но они ожидаемых результатов не принесли. При этом действующие скрытно советские атомоходы, сами следили за ракетными подводными лодками ВМС США в районе их боевого патрулирования (например, у АПЛ К-324 было три гидроакустических контакта с АПЛ США, общей продолжительностью 28 часов). Кроме того субмарины изучали тактику действия американской противолодочной авиации. Американцам удалось установить контакт только с возвращающейся в базу К-488. 1 июля операция «Апорт» завершилась.
В марте-июне 1987 года провели близкую по размаху операцию «Атрина», в которой участвовало пять субмарин проекта 671РТМ — К-244 (под командованием капитана второго ранга В. Аликова), К-255 (под командованием капитана второго ранга Б.Ю. Муратова), К-298 (под командованием капитана второго ранга Попкова), К-299 (под командованием капитана второго ранга Н.И. Клюева) и К-524 (под командованием капитана второго ранга А.Ф. Смелкова). Действия субмарин обеспечивались самолетами морской авиации и двумя разведывательными кораблями типа «Колгуев», которые оснащены гидроакустическими системами с протяженными (буксируемыми) антеннами. Хотя о выходе атомных подлодок из Западной Лицы американцы узнали, они потеряли их в Северной Атлантике. Вновь началась «подводная охота», к которой привлекли практически все противолодочные силы американского Атлантического флота — самолеты берегового и палубного базирования, шесть противолодочных атомных подлодок (в дополнение к субмаринам, уже развернутым военно-морскими силами Соединенных Штатов в Атлантике), 3 мощные корабельные поисковые группы и 3 новейших судна типа «Сталворт» (корабли гидроакустической раведки), которые использовали мощные подводные взрывы для формирования гидроакустического импульса. К поисковой операции были привлечены корабли английского флота. По рассказам командиров отечественных подлодок, концентрация противолодочных сил была настолько большой, что казалось невозможно подвсплыть для подкачки воздуха и сеанса радиосвязи. Несмотря на это, атомным подводным лодкам удалось незамеченными достигнуть района Саргассова моря, где советскую «завесу», наконец, обнаружили.

ПЛА пр.671-РТМ на показательных учениях. На заднем плане — ПЛАРБ пр.941
Первые контакты с подлодками американцам удалось установить лишь через восемь суток после того как началась операция «Атрина». АПЛ проекта 671РТМ при этом были ошибочно приняты за ракетные подводные крейсеры стратегического назначения, что только усилило обеспокоенность военно-морского командования США и политического руководства страны (нужно напомнить, что данные события пришлись на пик «холодной войны», которая в любое время могла превратится в «горячую»). Во время возвращения в базу для отрыва от противолодочных сил американских ВМС командирам субмарин было разрешено применять секретные средства гидроакустического противодействия.
Успех операций «Атрина» и «Апорт» подтвердил предположение, что военно-морские силы Соединенных Штатов при массированном использовании Советским Союзом современных атомных подлодок не смогут организовать сколько-нибудь эффективного противодействия им.
В конце 1985 года сложнейшее подледное плавание совершила К-524 под командованием капитана первого ранга В.В. Протопопова, старший на борту — командир тридцать третьей дивизии капитан первого ранга Шевченко. Замысел похода заключался в том, чтобы пройти в Атлантический океан из Северного Ледовитого океана, обойдя с северо-востока Гренландию. Командира АПЛ за этот поход удостоили звания Герой Советского Союза.
Подводная лодка, войдя в море Линкольна, прошла через мелководные и узкие проливы Робсон и Кеннеди, которые отделяют Гренландию от земли Гранта и земли Гриннела, прошла бассейн Кейна и вышла в Баффинов залив через пролив Смита, после чего отправилась в северную Атлантику.
Маршрут был опасным и чрезвычайно сложным. Он изобиловал мелями, а также айсбергами, которые обильно подбрасывались ледниками Гренландии. Из-за айсбергов в море Баффина безопасных глубин не существовало. Единственным надежным информационным средством в данных условиях была гидроакустика.
К-524 уже в Атлантике встретилась с авианосцем ВМС США «Америка» и скрытно «атаковала» его (естественно, условно). Продолжительность похода составила 80 суток, из которых 54 – на глубинах свыше 150 метров подо льдами. За участие в данной операции капитан первого ранга Протопопов получил звание Герой Советского Союза.
Подлодки проекта 671РТМ первыми освоили трансполярные переходы на Северный театр с Тихоокеанского.
В 1981–1983 годах с целью оптимального распределения многоцелевых атомных подлодок между флотами данные переходы были выполнены построенными в Комсомольске-на-Амуре подлодками К-255 (командир корабля капитан второго ранга Ушаков), К-324 (капитан второго ранга Терехин), К-218 (капитан второго ранга Авдейчик).
В начале 1989 года в соответствии с советско-американскими договоренностями с многоцелевых атомных подводных лодок американских ВМС и советского ВМФ было снято и складировано оружие, которое оснащено ядерными боеголовками. В результате подлодки проекта 671РТМ лишились «Граната» и «Шквала».
Корабли проекта 671РТМ принимали участие в решении как военных, так и сугубо мирных задач. Например «Даниил Московский» под командованием капитана первого ранга П.И. Литвина после обеспечения ракетных пусков из района Северного полюса подводного тяжелого крейсера ТК-20, доставил в закрытый льдами порт Харасавэй в конце августа 1995 года 10 тонн муки и сахара.
29 августа 1991 года у атомных подводных лодок проектов 671, 671РТ, 671РТМ, 945, 945А, 670М буква «К» в тактическом номере была заменена буквой «Б».
В середине 1990-х гг. лодки проекта 671РТМ начали постепенно выводить из боевого состава ВМФ. Из состава Тихоокеанского флота 31 июля исключили К-247, К-492, К-412, которые в общей сложности совершили 12, 10 и 6 автономных походов. К-305 после пожара, произошедшего в 1994 году в турбинном отсеке, в строй не вернулась, и перешла в состав тех. резерва.
Однако «Щуки», пребывая в почтенном возрасте, продолжали демонстрировать свои высокие боевые качества. Об этом говорит случай, который произошел зимой 1996 года в 150 милях от Гебридских островов. Посольство России в Лондоне 29 февраля обратилось к командованию ВМС Великобритании с просьбой оказать помощь матросу подлодки (командир капитан первого ранга Иванисов), который перенес на борту лодки операцию по удалению аппендицита, с последующим перитонитом (его лечение возможно только в условиях стационара). Вскоре больного вертолетом «Линкс» с миноносца «Глазго» перенаправили на берег. Однако британские СМИ не столько умилялась проявлению военно-морского сотрудничества между Россией и Великобританией, сколько выражали недоумение по поводу того, что во время того как в Лондоне велись переговоры, в Северной Атлантике, в том районе, где находилась подводная лодка ВМФ России, проходили натовские противолодочные маневры (кстати, в них участвовал и ЭМ «Глазго»). Но атомоход удалось засечь лишь после того как он сам всплыл на поверхность для передачи матроса на вертолет. По словам газеты «Таймс», русская подлодка продемонстрировала свою скрытность при осуществлении слежения за противолодочными силами. Примечательно, что англичане приняли «Щуку» за более современную (более малошумную) субмарину 971-го проекта.
В состав Северного флота в 1999 году входили субмарины Б-138, Б-255, Б-292, Б-388, Б-14, Б-448, Б-502 и Б-524. В Тихоокеанский флот входили Б-264, Б-305.
К 2006 году На Северном флоте проходят службу пять лодок этого типа. Большая часть остальных находится на консервации.

«Ерш»-долгожитель

50-летию службы атомарин 671-го проекта была посвящена научно-техническая конференция, организованная разработчиком семейства – СПМБМ «Малахит» и одним из основных заводов-строителей – Адмиралтейскими верфями. АПЛ заметно расширили возможности нашего флота. Головная К-3 проекта 627 была принята на вооружение в 1958 году, и сразу же обозначились пожелания, технические и функциональные, для последующего развития атомных лодок.

“ Поблагодарив коллег, наша лодка вновь исчезла из поля зрения натовских локаторов ”

Среди задач, которые ставились перед создателями многоцелевых АПЛ второго поколения, значились использование новой, более прочной маломагнитной стали, повышение глубины погружения, переход на переменный ток, внедрение новой парогенераторной установки, дальнейшее развитие автоматики и систем управления. Как отметил генеральный директор АО «СПМБМ «Малахит» Владимир Дорофеев, появилась насущная необходимость в создании нового корабля, который вобрал бы в себя все лучшее, что было на подлодках первого поколения, и при этом обеспечил решение проблем, вскрытых при эксплуатации. Результатом стала крейсерская АПЛ 671-го проекта, предназначавшаяся для борьбы с атомными подводными ракетоносцами противника, противодействия кораблям, развернутым на рубежах противолодочной обороны, а также для прикрытия наших конвоев от вражеских ударов.

Проектные работы по техническому заданию ВМФ под наблюдением Первого института Министерства обороны проводились «Малахитом» с 1959 года под руководством главного, а впоследствии генерального конструктора Георгия Чернышева. Успех проекта обеспечила совместная плодотворная работа флота, проектного бюро «Малахит» и Адмиралтейских верфей. Герой России Владимир Александров, возглавлявший предприятие более четверти века и пришедший на завод мастером как раз тогда, когда начинались работы над атомоходом, вспоминает: «Если бы не было 671-го проекта, я не очень четко представляю себе судьбу завода в тот период. Верфи в начале 60-х годов испытывали определенные трудности: сворачивалась программа, связанная с выпуском дизель-электрических подводных лодок 615-го проекта, прекращалось строительство тяжелых крейсеров. И здесь огромную роль сыграл директор завода Борис Хлопотов, человек с определенной народной хитрецой, глубоко знающий судостроение. Он сумел создать группу специалистов, которые подготовили расчетные документы под строительство атомных подводных лодок. В ЦК партии и правительстве идея нашла понимание, и в 1963 году вышло постановление о развитии завода. С этого момента началась модернизация и развитие 12-го цеха, ряда участков, ожило наше конструкторско-технологическое бюро, был произведен набор трех тысяч рабочих с выделением жилья. Конечно, в процессе постройки было немало трудностей и недостатков с точки зрения качества исполнения, надежности отдельных систем и устройств. К чести заводчан, они прислушивались к критике и старались решать эти задачи. Хотел бы отметить особую роль 1-й флотилии Северного флота. Вместе с моряками каждый год проводили совещания, где рассматривали состояние техники, удачи и неудачи. Это позволило от заказа к заказу добиваться все лучших результатов. Я начал руководить верфями с 1984 года, и семь подводных лодок, которые тогда построили, показали очень высокое качество. Последняя из них сдана в 1992-м».

Забытые темпы

Атомные подлодки 671-го проекта получились очень удачными: надежными, малозаметными, быстроходными, спокойно погружались на 400 метров, имели скорость более 30 узлов и два с лишним месяца могли находиться в автономном плавании.

Владимир Дорофеев обратил внимание на немыслимую сейчас интенсивность работы: «Технический проект корабля был защищен в 1960 году, документация передана на завод в 1962-м, головной корабль принят в состав ВМФ в 1967-м. То есть от завершения разработки техпроекта до поднятия военно-морского флага прошло всего шесть лет. С точки зрения нашей сегодняшней действительности – сроки фантастические. Да, корабли стали больше, но сроки создания выросли непропорционально».

Высокие тактико-технические характеристики АПЛ проекта 671 были получены в результате удачного сочетания новых технических решений. Это симметричная форма корпуса с оптимальными пропульсивными качествами, крестообразное оперение, где большие горизонтальные рули дополнялись малыми, предназначенными для управления на высоких скоростях, «правильная» носовая оконечность с грамотным расположением торпедных аппаратов и крупногабаритной антенной гидроакустики. Одновальная энергетическая установка с двумя водяными реакторами обеспечивала повышенную надежность. Блочная компоновка паротурбинной установки улучшила виброакустические характеристики и упростила монтаж. Из внедренных новшеств стоит назвать применение новой высокопрочной корпусной стали, использование в энергетических системах трехфазного переменного тока, широкое внедрение дистанционного управления исполнительных механизмов.

Огромный вклад в создание проекта внесли разработчики комплектующего оборудования: ОКБМ имени И. И. Африкантова, где создали ЯЭУ, СКБ Кировского завода, создавшее паротурбинную установку, специалисты ЦНИИ имени А. Н. Крылова, ЦНИИ КМ «Прометей», «Авроры», «Гранита», «Электрона», «Гидроприбора», «Новатора», «Океанприбора» и еще десятков коллективов, придумавших и изготовивших передовые по тем временам системы корабля. Как выразились участники конференции, в ходе совместной творческой работы над 671-м проектом возникла школа строительства многоцелевых АПЛ.

В 1967 году головная К-38 (заводской заказ № 600) была принята в состав Северного флота. Первым командиром корабля стал капитан 2-го ранга Евгений Чернов, будущий вице-адмирал, Герой Советского Союза.

Обогнавшая техзадание

На юбилейную конференцию создателей 671-го проекта пришли десять моряков из первого экипажа головной подлодки, которые вспомнили массу любопытных эпизодов рождения корабля. Как работали в три смены без выходных, как вели готовую лодку в плавдоке через разведенные невские мосты, как на испытаниях переборщили с дифферентом и пришлось всплывать в аварийном режиме, как в стоместной подлодке на первых выходах в море жили и работали свыше 300 человек. Но особенно интересны тогдашние ноу-хау.

Уже на подлодках второго поколения было решено перейти от отдельных гидроакустических станций к комплексам. Причем новая система оказалась настолько чувствительной по дальности обнаружения цели, что в несколько раз превосходила параметры технического задания. А поскольку корректировка ТЗ очень длительный и хлопотный процесс, пошли на хитрость, заменив единицы измерения с морских кабельтовых на сухопутные километры. Переход с постоянного на переменный ток позволил уменьшить габариты бортового электрооборудования и повысить его надежность. Впервые была внедрена система управления кораблем, на которую были завязаны 250 корабельных комплексов, узлов и механизмов с полутысячей источников информации. Разработанный тогда алгоритм используется на субмаринах до сих пор. Шаг за шагом совершенствовалось вооружение подводной лодки от торпед к ПЛУР и крылатым ракетам.

В общей сложности за четверть века в Ленинграде и Комсомольске-на-Амуре было построено 48 подводных лодок 671-го проекта. Причем из-за аварий не потеряно ни одного корабля, не погиб ни один моряк.

По мере развития у 671-го проекта под кодовым именем «Ерш» появились модификации: 671В оснащалась ракетно-торпедным комплексом «Вьюга», 671К – ракетным комплексом с КРБД C-10 «Гранат» (SS-N-21). На 671РТ «Семга» установлен дизель-генератор увеличенной мощности, а два 533-мм торпедных аппарата заменены на более мощные 650-мм. На 671РТМ «Щука» один семилопастный винт заменен двумя четырехлопастными, что снизило шумность, модернизировано радиоэлектронное вооружение. 671РТМК, кроме того, вооружена КР «Гранат».

По мнению западных экспертов, 671-й проект, особенно его последние модификации отличались сравнительно низким уровнем внешнего шума и по этому показателю были близки к американским субмаринам типа «Лос-Анджелес». Достаточно вспомнить, как переполошились наши заклятые друзья, когда 29 февраля 1996 года во время учений флота НАТО в самой середине их корабельного ордера всплыла наша АПЛ К-448 «Тамбов» проекта 671РТМК, которую они до этого не видели, и попросила оказать медицинскую помощь одному из моряков – тому требовалась срочная операция из-за угрозы перитонита. Подводник был доставлен на британский эсминец «Глазго», а оттуда вертолетом в госпиталь. Поблагодарив коллег, наша лодка погрузилась и вновь исчезла из поля зрения натовских локаторов. После чего о сверхскрытности наших субмарин долго писала западная пресса.

За создание первой серии кораблей 671-го проекта в 1970 году главному конструктору Георгию Чернышеву было присвоено звание Героя Социалистического Труда, большую группу специалистов наградили орденами и медалями.

Сейчас в составе ВМФ находятся три подлодки 671РТМК, хотя основную нагрузку многоцелевых атомоходов несут малахитовские субмарины 971-го проекта третьего поколения. Боевой состав пополняют и универсальные подводные крейсеры четвертого поколения 885-го проекта «Ясень», также разработанные в СПМБМ. Головной крейсер «Северодвинск» уже служит на Севере, «Казань» спущен на воду. На Севмаше в разной степени готовности «Новосибирск», «Красноярск», «Архангельск», «Пермь», «Ульяновск» – до 2020 года планируется сдать шесть «Ясеней».

Малахитовцы тем временем уже вовсю работают над АПЛ пятого поколения «Хаски». И как отметил Владимир Дорофеев, перед проектным бюро ставится задача по снижению трудоемкости строительства корабля при безусловном достижении технических характеристик. Ведь «Малахит» всегда создает корабли не просто конкурентоспособные, но превосходящие зарубежные аналоги. Это советская школа. При проектировании подводных лодок будущего на новом техническом уровне реализуются решения, отработанные на первой многоцелевой АПЛ 671-го проекта.

Алексей Захарцев,
корреспондент «ВПК» (Санкт-Петербург)

Проект 671 РТМ

Модернизация показала целесообразность дальнейшего последовательного совершенствования этого класса лодок, запасы на модернизацию, заложенные в период разработки проекта 671, позволили сохранить базовые решения для создания очередной модификации ракетно- торпедных многоцелевых подводных лодок. Только тогда, когда проект модернизации 671 РТМ в июне 1975 был утвержден, начались работы (практически параллельно) над созданием перспективных лодок третьего поколения в ЦКБ “Малахит” («Барс») и ЦКБ “Лазурит” («Барракуда»). Надо полагать, до этого времени строящаяся серия лодок вполне удовлетворяла ВМФ. Впоследствии началась и параллельная постройка схожих проектов этих КБ. “Лазуритовская” титановая лодка по магнитным полям действительно превзошла “Малахитовскую”, но при этом оказалась вчетверо дороже.

На их фоне последние корпуса 671 РТМ смотрится совершенно неплохо: по боевым возможностям и обитаемости новые лодки недалеко ушли вперед, а по критерию “стоимость- эффективность” далеко позади. Сейчас, кстати, развитие атомных субмарин испытывает определенный кризис, как когда-то было у дизельных лодок. Все попытки улучшить их характеристики дают скромные результаты при громадных затратах. Яркий пример- американская новинка “Сивулф”. Противолодочные силы США уверенно её обнаруживают, классифицируют и “уничтожают”. Все её непревзойденные характеристики- рекламный трёп и психологическая обработка врагов. Говорят, что критика нашего флота и превозношение своего в американской прессе весьма действовали на С.Г. Горшкова и “помогали” ему (или американцам?) иногда в принятии решений.

Страница из французского ежегодника за 1996 год.

Вывод атомной подводной лодки из эллинга в передаточный док на судостроительном заводе имени Ленинского комсомола в Комсомольске- на- Амуре.

Большая атомная многоцелевая подводная лодка 1 ранга Б — 448 “ТАМБОВ”

В основу проекта следующей модификации проекта- 671 РТМ (шифр “Щука”) легли проработки по размещению примерно в тех же габаритах нового поколения радиотехнического вооружения и нового ГАК “Скат” (гл. конструктор Б.Б. Индин), который втрое превосходил по возможностям предыдущие гидроакустические комплексы- дальность обнаружения им при нормальных гидрологических условиях составляла 230 км. Были применены бортовые приемники шумов, работающие в пассивном режиме, протяженная буксируемая инфразвуковая антенна оригинально размещалась в хвостовом бульбе (гондоле). Устанавливалась новая БИУС “Омнибус”. Проводились мероприятия по снижению акустического поля за счёт внедрения принципиально новых решений по амортизации («отключение фундаментов»), развязке механизмов и конструкций, применению выгородок для систем вентиляции, вертикальных шпигатов, размагничивающему устройству. Увеличена автономность с 60 до 80 суток. Была усилена конструкция рубки и легкого корпуса для обеспечения всплытия во льдах. Общее расположение по отсекам осталось таким же, как и на предыдущей модификации.

Все работы проводились под руководством Г.И. Чернышева. Наверное, он держит мировой рекорд по длительности строительства одного типа лодок на базовом проекте. Ни одна лодка этого типа не утонула, все аварии незначительны по масштабам и унесли минимальное количество жизней. С 1984 года главным конструктором этих проектов назначается Р.А. Шмаков.

Главным наблюдающим от ВМФ был капитан 2 ранга Г.В. Николаев, строительство лодок модернизированного проекта 671 РТМ шло на Адмиралтейском обьединении (с достройкой на СРЗ “Нерпа”) и на судостроительном заводе имени Ленинского комсомола в Комсомольске- на- Амуре (с достройкой в Большом Камне). На СЗЛК (N 199) перед этим была построена большая серия атомных ракетоносцев проектов 675, 667 А и Б, вначале каждый корабль строился полностью, до вывода, в своем доке. С увеличением водоизмещения перешли на “сухой” вывод из построечных доков в специальный транспортно- спусковой док (ТСД). Кроме этого, построечные доки эллинга “А”, имеющие меньшие габариты, чем доки других эллингов, были приспособлены для формирования крупных зональных блоков, которые переводились с помощью трансбордера для сборки взллингах “Б” и “В”. Таким образом, при закладке лодки готовность корпуса могла составлять до 40–44 %. Технология и оснащение под новый проект были освоены в кратчайший срок, постройка осуществлялась поточно- позиционным способом готовая к спуску на воду подводная лодка не всплывала с опор стапеля, а выкатывалась из него судовозным поездом (на котором, собственно, и строилась) в транспортно- спусковой док. Затем в специальном ковше производились швартовые испытания, после которых лодка своим ходом входила в транспортный док, на котором и доставлялась на сдаточную базу в Большой Камень.

Амурским судостроительным заводом руководили в этот период А.Т. Деев, позднее Ю.З. Кучмин, военные приемщики О.С. Прокофьев и Б.И. Полушин. Следует упомянуть и директоров ЛАО- Б.Е. Клопотова, И.И. Пирогова, В.Н. Дубровского, руководителей военной приемки Г.Л. Небесова, В.В. Гордеева, Э.Е. Николаева, В.В. Колмо. Всего на двух заводах по этому проекту построено 26 единиц, причём последняя («Тамбов») вошла уже в состав ВМФ России. В процессе строительства для уменьшения шумоизлучения гребного винта было снижено число оборотов, почти на всех лодках применена схема “тандем”, состоящая из двух четырехлопастных винтов, установленных друг за другом. Такая схема была апробирована ещё на К-387 горьковской постройки. Длина лодки увеличилась на 1 метр.

Основные характеристики проекта 671 РТМ следующие: водоизмещение нормальное- 4780 т, подводное- 6990 т, полное подводное- 7250 т. Длина наибольшая- 106,1 м (107,1 м), ширина легкого корпуса- 10,78 м, ширина по стабилизаторам- 16,48 м, осадка носом- 7,9 м, кормой- 7,7 м, на миделе- 7,8 м. Запас плавучести 28 %, глубина погружения рабочая 400 метров, предельная 600 метров. Скорость подводная- 31 узел, надводная- 11,6 узлов. Энергоустановка аналогична предыдущей модификации- два реактора типа ВМ-4, ГТЗА-615 общей мощностью 31000 л. с, 1 винт на 290 оборотов, два вспомогательных электродвигателя по 375 л.с. на 500 оборотов.

Установлен новый навигационный комплекс “Медведица-671 РТМ”, новый автоматизированный комплекс связи “Молния-Л”, разведкомплекс, комплекс космической связи “Цунами- Б”, БИУС “Омнибус”. Вооружение: четыре 533-мм торпедных аппарата (16 торпед 53-65К или СЭТ-65, ракет “Шквал” ВА-111 или же 36 мин “Голец”), два- 650 мм торпедных аппарата (8 дальноходных торпед 65.-76). Принимаются также имитаторы МГ-74 “Корунд”. Возможна транспортировка и применение специальных управляемых диверсионных снарядов “Сирена”. Чуть позже началась адаптация лодок к применению стратегических крылатых ракет “Гранат” (пуск из 533-мм ТА), что дало возможность наносить высокоточные удары по береговым обьектам противника и сделало их по настоящему многоцелевыми.

Экипаж- 27 офицеров, 34 мичмана, 35 матросов и старшин. Командир головной лодки К-524 В.В. Протопопов в 1986 году получил высокое звание Героя Советского Союза. Окончательно на вооружение этот тип кораблей был принят 25 апреля 1984 года. Фактически проект был переходным между лодками второго поколения (по конструкторским решениям) и третьего поколения (по вооружению и оснащению), что несомненно, помогло впоследствии, оттолкнувшись от достигнутого уровня, создать лучшие наши атомные многоцелевые подводные лодки проекта 971.

Боевые возможности подводных лодок тщательно маскируются, о маршрутах и задачах необнаруженных кораблей не распространяются. Ни один подводный корабль при современных средствах не может быть неуязвимым- это ясно. И все же не могут не вызывать гордость за наши корабли и военно- морской флот операции, подобные “Апорту”, когда из Западной Лицы одновременно вышли четыре однотипных лодки 33 дивизии: К-299, К-324, К-488, К-502, а чуть позже к ним присоединилась К-147 (между прочим, “чистая” 671). После исчезновения из базы почти целого соединения атомоходов американцы всполошились. Поиск велся днем и ночью, в трех секторах- Бермудском (авиабаза Брунсвик), Азорском (авиабаза Лагенс) Канадском (база Гринвуд) и не принес никаких результатов. Лодки как провалились. Но при этом, как оказалось, они вели напряженную работу по слежению за ПЛАРБ США, вскрытию районов патрулирования атомоходов, изучению тактики действий американской авиации при поиске наших лодок. К-147 шесть суток “вела” американский ракетоносец “Симон Боливар”, пользуясь акустическими и неакустическими средствами обнаружения. К-324 имела три контакта. С нашей стороны только К-488 (пр. 671 РТ) была единожды обнаружена, да и то уже по возвращении. Похожие результаты были достигнуты и при проведении двумя пдзми позже, в 1987 году, операции “Атрина” лодками К-244, К-255, К-298, К-299, К-524. Позже командиры докладывали, что порой невозможно было подвсплыть на сеанс связи или поднять шахту РКП для пополнения запасов воздуха в баллонах- шла самая настоящая охота с применением абсолютно всех сил и средств флотов НАТО, включая три корабля дальней гидроакустической разведки, дающие освещение подводной обстановки при помощи мощных подводных взрывов («Инвинсибл», “Столуорт”, “Индомитебл”). Из Норфолка вышли дополнительно шесть АПЛ, из Брунсвика- три эскадрильи противолодочных самолетов. На восьмые сутки “советская завеса” была обнаружена. После этого было разрешено выстреливать ЛДЦ и приборы ГПД (ложные цели и приборы гидроакустического противодействия), которые, ввиду того, что они дорогие, наши экипажи обычно не применяют. Естественно, такая “экономия” привела к тому, что половина лодок уже не смогла оторваться от сил преследования. И тем не менее, анализируя результаты “Атрины”, главный штаб ВМФ пришел к однозначному выводу: для полного контроля океана в случае массового выхода наших подводных лодок сил у американцев недостаточно. Эта демонстрация даже не силы, а просто возможностей нашего ВМФ, проведенная с санкции Ю.В. Андропова, была, к сожалению, последней. Нынешние наши политики просто не представляют, что в рамках обычных учений атомных подводных лодок можно умело воздействовать на правительство любой страны, включая и Америку, в интересах своего государства…

К-147 (проект 671), вступила в строй 20 января 1969 года, в 1984 модернизирована с установкой новой системы обнаружения кильватерного следа (СОКС). В 1985 году при помощи этой системы лодка “вела” американскую ПЛАРБ в течение шести суток. Аналогичную модернизацию прошла и К-438.

Рубка и выдвижные устройства пр. 671 РТМ:

1 — Антенна радиостанции “Анис”; 2 — радиопеленгатор; 3 — РКП; 4 — система радиоразведки; 5 — PJIK-101; 6 — антенна связи; 7 — телевизионная система МТ-70; 8 — станция космической связи “Синтез”; 9 — перископ; 10 — система отслеживания кильватерного следа (СОКС).

Многочисленность серии и высокие боевые возможности предопределили напряженную службу в составе Северного и Тихоокеанского флотов, превратив 671 в “рабочих лошадок”. Только надежность конструкции, продуманность размещения, простота эксплуатации обеспечили им длительную службу без тяжелых аварий. И всё же постоянные походы изнашивают технику. При очередных осмотрах не прошедшим ремонта лодкам занижают оценку, выводят в резерв, из которого сейчас редко возвращаются.

Официальная классификация до 25 июля 1977 считала корабли этого типа большими подводными лодками 1 ранга. 29 августа 1991 года этот проект был переклассифицирован уже из крейсерских (К) вновь в большие 1 ранга (Б) с изменением буквенных обозначений в тактических номерах. При нынешнем положении дел ясно видно, что началась их эксплуатация “на износ” и жить осталось им недолго.

В настоящее время, согласно правительственному постановлению N 514 от 24 июля 1992 к утилизации лодок второго поколения приступил СРЗ “Нерпа”, ранее занимавшийся их же ремонтом (завод “Звездочка” разделывает ракетоносцы, “Севмашпредприятие” специализируется на титановых кораблях). На “Нерпе” уже разрезаны подводные лодки К-481 (пр. 671) и К-479 (пр. 670М). При этом реакторные отсеки снабжаются дополнительными цистернами плавучести и в таком виде буксируются в Сайда- губу для длительного хранения. Дело это кропотливое, дорогое и невыгодное, а средств на разделку и полную утилизацию придется затратить примерно столько же, сколько и на постройку этого флота.

Номера кораблей, относящиеся к пр. 671: 38; 53; 138; 147; 218; 242; 244; 247; 251; 254; 255; 264; 292; 298; 299; 305; 306; 314; 323; 324; 355; 358; 360; 367; 369; 370; 371; 387; 388; 398; 412; 414; 438; 448; 454; 462; 467; 469; 481; 488; 492; 495; 502; 507; 513; 517; 524; 527.

На фотографии реакторный отсек атомной подводной лодки класса «Виктор-1» на судоремонтном заводе «Нерпа». К кормовой и носовой части отсека приварены цистерны плавучести. Далее реакторный отсек будет отбуксирован в Сайда-губу — место длительного хранения реакторных отсеков утилизированных атомных подводных лодок.

Строительство плиты для разделки атомных подводных лодок на заводе «Нерпа» планировалось завершить в 1996 г., но из-за отсутствия финансирования сроки сдачи объекта не определены.

Судоремонтный завод «Нерпа» находится в губе Оленья. Завод занимается ремонтом и техническим обслуживанием действующих атомных подводных лодок и гражданских судов. Здесь также проводится утилизация атомных подводных лодок второго поколения.

Вооружение

ШКВАЛ ВА -111 533 мм — 11 км (200 узлов) ЯБЧ. пл РАКЕТА

53- 65К. 533 мм — 19 км (45 узлов) кислородная торпеда

СЭТ-65. 53Змм -15 км (40 узлов) электроторпеда

САЭТ-65, 533 мм -13 км (42 узла) эл//торпеда (акустич.)

65–76 650 мм 50 км (50 уз) дальноходная

РК-55 ГРАНАТ. 533 мм стратегическая КРМБ. 3000 км.

Корунд -2. 533 мм имитатор 15 узл 30 мин

ПМР-2. 533 мм мина

Самонаводящиеся электрические торпеды СЭТ-65 И СЭТ-40

Предназначены для поражения подводных лодок и могут быть использованы как с подводных лодок, так и с надводных кораблей.

1 — система наведения, 2 — неконтактный взрыватель; 3 — контактный взрыватель. 4 — заряд ВВ; 5 — аккумуляторная батарея; 6 — приборы управления 7 — электродвигатель

Поделитесь на страничке

Следующая глава >