Интернационализация образования

Содержание

Образование в современном мире

В современном мире значение образования как важнейшего фактора формирования нового качества экономики и общества увеличивается вместе с ростом влияния человеческого капитала.

В XXI веке человечество вынуждено будет решать новые глобальные проблемы. Это осознание исчерпаемости мировых природных ресурсов, энергетический кризис, экологические проблемы, проблемы обеспечения человечества необходимыми ресурсами (продовольствием, промышленным сырьем, энергией и т. д.), проблемы здоровья человека, проблема бедности людей, переоценка направлений развития промышленности, коренное улучшение социальных условий жизни людей, расширение физических границ среды обитания человека, обеспечение мира для всех народов, регулирование стремительного роста населения в развивающихся странах и т. д. Правдоподобной гипотезой является то, что образование XXI века является ключом к решению этих глобальных проблем современного мира.

Образование – это один из оптимальных и интенсивных способов вхождения человека в мир науки и культуры. Именно в процессе образования человек осваивает культурные ценности. Содержание образования черпается и непрерывно пополняется из культурного наследия различных стран и народов, из разных отраслей постоянно развивающейся науки, а также из жизни и практики человека. Мир сегодня объединяет усилия в сфере образования, стремясь воспитать гражданина мира и всей планеты. Интенсивно развивается мировое образовательное пространство. Поэтому в мировом сообществе высказываются требования формирования глобальной стратегии образования человека (независимо от места и страны его проживания, типа и уровня получения образования).

Рис. 1. Образование (Источник)

Образование – это процесс передачи накопленных поколениями знаний и культурных ценностей.

Среди социальных институтов современного общества об­разование играет одну из важнейших ролей.

Образование – один из способов становления личности путем получения людьми знаний, приобретения умений и навыков развития умственно-познавательных и творческих способностей через систему таких социальных институ­тов, как семья, школа, средства массовой информации.

Цель образования – приобщение индивида к достиже­ниям человеческой цивилизации, ретрансляция и сохранение ее культурного достояния.

Основной путь получения образования – обучение и само­образование, т. е. если знания, умения и навыки приобрета­ются человеком самостоятельно, без помощи других обу­чающих лиц.

Функции образования:

1. Экономиче­ская – формирование социально-профессиональной структуры общества, где люди способны осваи­вать научные и технические новшества и эф­фективно использовать их в профессиональной деятельности.

2. Социальная – социализация личности, воспроизводство соци­альной структуры общества. Образование – важнейший канал социальной мобильности.

3. Культурная – использование раннее накопленной культуры в целях воспитания индивида, развития его твор­ческих способностей.

Мировое образовательное пространство объединяет национальные образовательные системы разного типа и уровня, значительно различающиеся по философским и культурным традициям, уровню целей и задач, своему качественному состоянию. (Рис. 2)

Рис. 2. Мировое образовательное пространство (Источник)

В мировой системе образования выделяют определенные глобальные тенденции:

1. Демократизация системы образо­вания – во многих странах ликвидирована неграмот­ность, массовое распространение получили среднее и высшее образование. Образование стало доступным для широких слоев населе­ния, хотя различия в качестве и типах учеб­ных заведений сохраняются.

2. Рост продолжи­тельности обра­зования – современное общество нуждается в высоко­квалифицированных специалистах, что уд­линяет сроки обучения.

3. Непрерывность образования – в условиях научно-технической революции работник должен быть способным к быст­рым переключениям на новые или смежные виды работ, на новые технологии.

4. Гуманизация об­разования – внимание школы, педагогов к личности уча­щегося, его интересам, запросам, индивиду­альным особенностям.

5. Гуманитариза­ция образования – повышение роли общественных дисциплин в образовательном процессе, таких как экономическая теория, социология, полито­логия, основы правовых знаний.

6. Интернациона­лизация процес­са образования – создание единой системы образования для разных стран, интеграция образовательных систем.

7. Компьютериза­ция процесса об­разования – использование новых современных техноло­гий обучения, телекоммуникационных сетей глобального масштаба. (Рис. 3)

Рис. 3. Глобализация образования (Источник)

К концу XX века численность учащихся во всем мире составляет около 1060 млн. человек, а доля грамотного населения в возрасте более 15 лет – лишь 75 %. По сравнению с данными 1960-х годов, к началу 1990-х число иностранных студентов, аспирантов и стажеров во всех странах мира возросло почти в восемь раз и превысило 1 млн. 200 тыс. человек. Фактически в мире два из каждых ста, получающих высшее образование, – иностранные студенты. Значительная доля всего международного студенческого обмена приходится на Европу.

В России за последние двести лет сформировалась уникальная система школьного и высшего образования. В 2008 году среднегодовая численность занятых в сфере образования в России составляла 5,98 млн человек. По данным за 2008 год в России насчитывалось 1134 государственных и негосударственных вуза и 1663 филиала, в которых обучалось 7 513 119 человек. Общее количество преподавателей составляло 341 тыс. человек. На январь 2010 года в России насчитывалось 1,36 млн учителей и 13,36 млн учеников, которые распределялись по 53 тысячам школ (из них 34 тыс. сельских и 19 тыс. городских).

Непрерывно и неустанно передавать опыт старших поколений младшим, сохранять и поднимать планку накопленных человечеством знаний, развиваться по ходу жизни, опережать ее и выступать двигателем прогресса, способствуя направлению его в цивилизованное, гуманное, демократическое, моральное, правовое русло – таковы извечные стратегические задачи российского образования. Современное понимание образования содержится в Федеральном Законе РФ «Об образовании», Федеральной программе развития образования в России, Государственном образовательном стандарте, Федеральном Законе РФ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» и других основополагающих документах.

Федеральный Закон «Об образовании» гласит: «Под образованием в настоящем законе понимается целенаправленный процесс обучения и воспитания в интересах личности, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения гражданином (обучающимся) определенных государством образовательных уровней (образовательных цензов)». Общие требования к содержанию образования изложены в ст. 14 этого закона.

К настоящему времени в мире сложились следующие образовательные модели.

Американская модель: младшая средняя школа – средняя школа – старшая средняя школа – колледж двухгодичный – колледж четырехгодичный в структуре университета, а далее магистратура, аспирантура.

Французская модель: единый колледж – технологический, профессиональный и общеобразовательный лицей – университет, магистратура, аспирантура.

Немецкая модель: общая школа – реальное училище, гимназия и основная школа – институт и университет, аспирантура.

Английская модель: объединенная школа – грамматическая и современная школа – колледж – университет, магистратура, аспирантура.

Российская модель: общеобразовательная школа – полная средняя школа, гимназия и лицей-колледж – институт, университет и академия – аспирантура – докторантура.

Рис. 4. Образование за рубежом (Источник)

Образованный человек – это не только знающий и умеющий специалист в основных сферах жизнедеятельности, с высоким уровнем развитых способностей, но и тот, у кого сформировано мировоззрение и нравственные принципы, а понятия и чувства получили благородное и возвышенное направление. Иными словами, образованность предполагает и воспитанность человека.

Список литературы

  1. Боголюбов Л.Н., Лазебникова А.Ю., Кинкулькин А.Т. Обществознание, 11 класс. – М.: 2008. – 415 с.
  2. В. Я. Хуторской. Обществознание. Термины и понятия. – М.: 2006.
  3. Кравченко А.И. «Обществознание», 11 класс. – М: «Русское слово», 2011.
  4. Обществознание: 10-11 кл.: Школьный словарь-справочник/ В.В. Барабанов, И.П. Насонова. – М.: ООО «Издательство ACT»: ООО «Издательство Астрель»: ООО «Транзиткнига», 2004. – 510 с.

Дополнительные рекомендованные ссылки на ресурсы сети Интернет

  1. Интернет-портал Ed.gov.ru (Источник).
  2. Интернет-портал Obrnadzor.gov.ru (Источник).

Домашнее задание

  1. Прочитайте учебник Боголюбов Л.Н., Лазебникова А.Ю., Кинкулькин А.Т. Обществознание, 11 класс и дайте ответы на вопросы 1–9 на с. 334–335.
  2. Используя учебник Обществознание: 10-11 кл.: Школьный словарь-справочник/ В.В. Барабанов, И.П. Насонова, дайте определение таким понятиям, как образование, непрерывное образование, модернизация, компетенция.
  3. Выполните задания учебника Боголюбов Л.Н., Лазебникова А.Ю., Кинкулькин А.Т. Обществознание, 11 класс 1–8 на с. 335.
  4. Прочитайте источник, учебник Боголюбов Л.Н., Лазебникова А.Ю., Кинкулькин А.Т. Обществознание, 11 класс, и ответьте на вопросы на с. 336.

Что такое интернационализация образования (определение)

Общество знание-поведение ответьте на вопросы Напишите мини-эссе — рассуждение в свободной форме на тему: «Школа моей мечты». Используйте следующую структуру: сформулируйте главную мысль подкрепит е её рассуждениями, основанными на материалах урока и консультации. приведите примеры, подтверждающие главную мысль Плиз сделайте мне очень надо Помагите пожалуйста​ Статистический метод проверки гипотез:1.Знание подростков о вреде курения способствует их отказу 2.Перепады напряжения в электросети влияют на продолж ительность службы ламп.​ Помотите пожалуйста с 7,8,9,заданием​ Сообщение на тему пути решения проблем и подростковой преступности. Какой пример иллюстрирует творческую деятельность ? 1) создание картины 2)спортивное соревнование 3)покупка продуктов 4) чтение сказок Нужно привести примеры несовершеннолетних преступников!Нужно написать про тех кого не осудили по возрасту,тех кого нужно изолировать от благополучных подростков,тех кого не осудили из-за несерьёзности закона!!! Помогите пожалуйста!​ Напишите небольшое сочинение на тему Моё священное Отечество 5 класс​

Интернационализация высшего образования — Internationalization of higher education

Интернационализация высшего образования в теории является «процесс интеграции международного, межкультурного, или глобального измерения в цель, функции или поставки высшего образования .» Интернационализация высшего образования на практике это «процесс коммерциализации научных исследований и высшее образование, а также международный конкурс по набору иностранных студентов из богатых и привилегированных стран с целью получения дохода, безопасный национальный профиля, и построить международную репутацию.» Основные компоненты интернационализации высшего образования являются привлечение иностранных студентов , развитием международных отраслевых кампусов, студенты, сотрудники и ученых программ обмена , интернационализация учебных программ , а также научно — исследовательские и образовательными партнерства между учреждениями на региональных и международных уровнях .

Есть конкретные Обоснования, которые являются движущей силой интернационализации и стратегий, которые используются в интернационализации высших учебных заведениях (вузы).

Интернационализация обоснования

Есть три мотивировки интернационализации: идеализм, инструментализм и образованщина .

Идеализм

Идеалист обоснование интернационализации высшего образования может генерировать более демократический, справедливый и равноправный мир в отношении международного сотрудничества.

Инструментализм

Второе объяснение согласуется с его практическими и экономическими целями. Это соображение влияет на политиков на развитие уровня прозрачности и мобилизации между национальными образовательными системами, что позволяет упростить и мобильность людей и интеграции университетских степеней, классификации систем и т.д. Согласно инструменталистов, высшее образование является способом увеличения прибыли, обеспечения экономической повышение и устойчивое развитие и передача идеологии правительств, транснациональных корпораций, заинтересованных или наднациональных режимов.

Кроме того, высшее образование требуется для удовлетворения потребностей капиталистического и глобального мира. В связи с этим, университеты закрепляющих интернационализацию, скорее всего, в целях повышения конкурентоспособности своей страны в мировой академической арене. Инструментализм можно сравнить с идеализмом с точки зрения скрытых ideocultural целей.

образованщины

Педагоги принимают интернационализацию высшего образования (HE), как способ расширения академического опыта студентов и преподавателей.

стратегии интернационализации

Глобализация приводит к проблемам в HE систем мира. Эти проблемы могут быть просчитаны через интернационализацию strategies.’Strategies’ указует на наиболее конкретный уровень и включать в себя научные и организационные инициативы на институциональном уровне. Стратегии на институциональном уровне подразумевает как программные и организационные инициативы. Стратегии разделены на две группы , на институциональном уровне , такие как академические и организационные стратегии .

Учебные стратегии

Учебные стратегии нацелены на академических программ, исследований и научного сотрудничества, внешних связей: внутренних и трансграничных и внеклассных мероприятий.

Организационные стратегии

Организационные стратегии включают в себя управление, операции, услуги и человеческие ресурсы. Управление в основном сосредоточен на активном участии преподавателей и сотрудников, признание международного измерения в институциональной миссии / отчетности мандата и в планировании, управлении. Кроме того, он указывает на важность операций, выдвигает на первый план соответствующие организационные структуры, системы координации, взаимодействия и сотрудничества, адекватные системы финансовой поддержки и распределения ресурсов.

Интернационализация на практике (критика)

С критической точки зрения, история интернационализации в реальном мире высших учебных заведений может отличаться от того , что буквально выражаются в официальных политических документах , как стратегические планы интернационализации. Считается продукт и ответ на глобализацию , интернационализации в настоящее время критикуются за то , что экономическую ориентацию. Центральная критика в том , что в англо-американской традиции высшего образования интернационализации все чаще ассоциируется с товарности и коммерциализации послешкольного образования. Интернационализация высшего образования была подвергнута критике как процесс международной конкуренции за вербовку больше иностранных студентов из привилегированных стран с целью получения дохода , безопасный национальный профиль, и построить международную репутацию.

ИНТЕРНАЦИОНАЛИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

Смотреть что такое «ИНТЕРНАЦИОНАЛИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ» в других словарях:

  • Суверенитет — (Sovereignty) Суверенитет это независимость государства от других стран Суверенитет России и его проблемы, суверенитет Украины, суверенитет республики Беларусь, суверенитет Казахстана, суверенитет Чечни, Проблемы суверенитета стран Европы,… … Энциклопедия инвестора

  • Мировая экономика — (World Economy) Мировая экономика это совокупность национальных хозяйств, объединенных различными видами связей Становление и этапы развития мировой экономики, ее структура и формы, мировой экономический кризис и тенденции дальнейшего развития… … Энциклопедия инвестора

  • Международная торговля — (World trade) Определение международная торговля, развитие международной торговли, формы международной торговли Современные теории международной торговли, роль международной торговли, международная торговля России, показатели международной… … Энциклопедия инвестора

  • Эмитент — (Issuer) Эмитент это любая организация или юридическое лицо, которое от своего имени выпускает ценные бумаги Определение эмитента и его действия, по отношению к ценным бумагам, включая кредитные карточки, дорожные чеки Содержание >>>>>>>>> … Энциклопедия инвестора

  • Чувашский государственный университет имени И. Н. Ульянова — Международное название Chuvash State University … Википедия

  • Большая восьмёрка — это группа восьми промышленно развитых стран, проводящая регулярные встречи на высшем уровне. Саммит большой восьмёрки в который входят страны: Великобритания, Франция, Италия, ФРГ, Япония, США, Канада, а также Россия. Содержание >>>>>>>>>>> … Энциклопедия инвестора

  • Валютная система — (Monetary system) Валютная система это правовая форма организации валютных отношений Валютная система: Ямайская, Европейская, Бреттон Вудская, Парижская, Генуэзская, Российская Содержание >>>>>>>>>> … Энциклопедия инвестора

  • Государственные ценные бумаги — (Government securities) Определение государственных ценных бумаг, рынок ценных бумаг Информация об определении государственных ценных бумаг, рынок ценных бумаг Содержание Содержание Теоретические основы функционирования .Рынок : структура,… … Энциклопедия инвестора

  • Инфляция — (Inflation) Инфляция это обесценивание денежной единицы, уменьшение ее покупательной способности Общая информация об инфляции, виды инфляции, в чем состоит экономическая сущность, причины и последствия инфляции, показатели и индекс инфляции, как… … Энциклопедия инвестора

  • Государственный университет управления — (ГУУ) Международное название State University of Management Девиз … Википедия

Высшая школа под угрозой! «Интернационализация» образования влечёт за собой серьёзные проблемы

В современном мире позиции конкретного государства в мировой экономике, культуре, а соответственно и в политике, во многом определяются тем, насколько эффективно функционирует система образования. Человеческий капитал в последние десятилетия превратился в наиболее ценный ресурс, распоряжение которым «по уму» гарантирует стране экономическое процветание и всестороннее укрепление позиций на мировом уровне. Это прекрасно понимает руководство всех развитых стран мира, рассматривая сферу образования в качестве стратегически важной для развития и укрепления потенциала государства.
Болонский процесс и Россия

Реформы образования, начатые в Российской Федерации еще в конце 1990-х гг., формально были ориентированы на то, чтобы повысить уровень, качество и востребованность российского образования в мировом масштабе, соответственно содействуя и повышению престижа страны в международной политике. Идеологи реформирования российского образования подчеркивали, что потребность в модернизации деятельности отечественных высших и средних учебных заведений вызвана необходимостью более полной интеграции России в мировое сообщество, в том числе и в сфере образования. Именно в этот период распространилось представление о мировом образовательном пространстве как о своеобразном «рынке услуг», на котором свободно конкурируют между собой конкретные государства и образовательные учреждения, привлекая студентов, преподавателей, научных работников более выгодными условиями учебы и труда, более высоким качеством преподавания и научных исследований. Естественно, что перед российским государством была поставлена задача по повышению конкурентоспособности системы отечественного высшего и среднего образования в мировом масштабе. С решением этой задачи связывались перспективные успехи Российской Федерации в экономике, науке и технологиях, культуре и искусстве. Однако реальность оказалась значительно дальше от тех радужных перспектив, которые рисовали сторонники реформирования системы образования.

Еще в 2012 г. Государственной Думой Российской Федерации был принят Федеральный закон «Об образовании», в котором закрепляется дальнейшая интеграция российской системы образования в мировое образовательное пространство. Как известно, с начала 2000-х гг. российское высшее образование реформируется в соответствии с принципами Болонского процесса. Болонский процесс, как раз, и ставит задачу интеграции образовательных систем отдельных европейских государств в единое образовательное пространство. В основе стремления к интеграции систем образования Европы изначально стояли две цели — обеспечение дальнейшего строительства «единой Европы» и повышение конкурентоспособности европейских систем образования по сравнению с США и Японией. То есть, приведение европейских вузов в соответствие принципам Болонского процесса осуществлялось не только с целью совершенствования самой системы образования, но и с целью укрепления политических и экономических позиций Европейского Союза. Известно, что единственными достойными соперниками стран Евросоюза в экономическом и культурном отношении, в настоящее время, являются США и ряд наиболее развитых стран Восточной Азии (Япония, Южная Корея, а в последнее время — и КНР). В Российской Федерации реализация программы Болонского процесса в сфере образования первоначально ставила перед собой следующие задачи: повысить общее качество предоставляемых образовательных услуг, ориентировать предоставляемое высшее и среднее профессиональное образование на практику, повысить мобильность студентов, научных работников и преподавателей, унифицировать присуждаемые квалификации и ученые степени, чтобы они могли беспрепятственно котироваться за рубежом, сформировать систему кредитования для получения образования (по образцу европейских государств).
Интернационализация образования
Стремление повысить мобильность студентов и преподавателей было вызвано происходящими процессами глобализации. Экономическая глобализация предусматривает возможность трудоустройства в иностранных и транснациональных корпорациях. Соответственно, интернационализируется не только рынок труда, но и рынок образовательных услуг. В Средние века по Европе перемещались бродячие студенты, а сегодня «мобильные» студенты, аспиранты и преподаватели могут легко менять одну страну обучения или работы на другую, заключая контракты и переходя из вуза в вуз. Другое дело, что российские высшие учебные заведения пока не обладают привлекательностью для большинства иностранных студентов и, тем более, преподавателей. Объясняется эта непривлекательность скорее не низким качеством предоставляемого образования, а недостаточным финансированием учебных заведений, отсутствием развитой материально-технической базы, неудовлетворительной организацией социально-бытовой сферы. Поэтому более обеспеченные и перспективные студенты — не только из развитых стран, но и из стран «третьего мира», в Россию не едут, а предпочитают получать образование в США или странах Западной Европы, пусть даже там и выше цены на образовательные услуги. Сомнительно, что реформы российского образования приведут к внезапному и резкому росту его популярности среди студентов из других государств. Тем более, в том виде, в котором они осуществляются. Интернационализация образования оборачивается утратой богатых национальных традиций высшей школы, которая, хоть и не укладывалась в рамки «европейских стандартов», но на протяжении столетия готовила прекрасных специалистов высокой квалификации. Однако в угоду «интеграции в глобальное образовательное пространство» сегодня происходит постепенное разрушение тех сложившихся методов и механизмов образования, которые складывались на протяжении семи десятилетий существования Советского Союза и уходят своими корнями еще в дореволюционную эпоху.

Большинство иностранных студентов прибывает в Россию из стран «третьего мира»
По мнению сторонников реформы российского образования, за «интеграцией в мировое образовательное пространство» должны последовать и повышение качества российского образования, и обеспечение его доступности широким слоям населения, и рост открытости российской системы образования, и занятие достойных позиций на мировом рынке образовательных услуг. Как известно, прежде всего, в соответствии с принципами Болонской системы, в российских высших учебных заведениях был осуществлен переход на двухуровневую модель высшего образования. Официально этот шаг объяснялся необходимостью признания российских дипломов о высшем образовании в европейских странах. Так как в европейских государствах действует двухуровневая система высшего образования, российские дипломы специалистов вызывали многочисленные вопросы у сотрудников служб персонала, образовательных учреждений, то есть — прямо препятствовали российским абитуриентам и соискателям рабочих мест. Ведь европейские службы персонала, ориентированные на работу с бакалаврами или магистрами, не всегда могли сделать правильный вывод о том, как использовать конкретного специалиста, куда отправлять его на работу — на должность, требующую квалификации бакалавра или магистра. Теперь в вузах есть бакалавриат и магистратура, тогда как ранее был только специалитет и учреждения высшего профессионального образования выпускали категорию специалистов. В 2013 г. вступил в действие обновленный Федеральный закон «Об образовании», согласно которому в России официально закрепилась трехуровневая модель высшего образования — бакалавриат, магистратура и послевузовская подготовка кадров высшей квалификации. При этом, традиционные для России ученые степени кандидата и доктора наук пока сохранены, хотя стандарты Болонской системы не предусматривают существование степени кандидата наук и, соответственно, у российских кандидатов могут возникать сложности при признании их степени за рубежом. Но соответствие дипломов и степеней — далеко не единственная и, к сожалению, не главная проблема, стоящая перед отечественной системой образования. Модернизационные изменения в жизни российской высшей школы привели к появлению целого ряда серьезных проблем и противоречий, которые, по мере дальнейшего углубления реформы образования, только растут и порождают новые проблемы.

Сокращение профессоров — удар по вузам
Во-первых, речь идет о сокращении высших учебных заведений. Это сокращение в административных кругах почему-то называют оптимизацией, повышением эффективности вузов, хотя даже непрофессионалу очевидно, что повысить эффективность вузов, увольняя наиболее квалифицированную часть преподавательского состава — профессоров, невозможно. Напротив, за увольнением профессоров неизбежно последует снижение общего качества преподавания. Если преподаватели без ученой степени или кандидаты наук считаются более высококачественными специалистами, чем доктора наук, то о чем тогда речь? К чему тогда вообще вся иерархия ученых степеней и званий? Представляется, что подлинная причина этой «оптимизации» за счет сокращения профессорских ставок и количества профессоров в вузах — пресловутая экономия денежных средств. Проще уволить трех профессоров, на зарплату одного из них оставив трех доцентов или старших преподавателей, которые, вдобавок, возьмут на себя преподавательскую нагрузку за еще двух уволенных, чем платить высокую зарплату профессорам. Но ведь страдает от реализации такой модели, прежде всего, само образовательное учреждение. Страдают студенты, которые не получат качественных знаний и не смогут, впоследствии, трудоустроиться по специальности или полноценно исполнять свои обязанности на рабочем месте. Конечно, открыто никто не говорит о сокращениях в вузах. Работников высших учебных заведений просто «не проводят» по конкурсам, после чего отказываются заключать контракт с «не прошедшими конкурс» преподавателями. Способов отказать в продлении контракта много — и один из них как раз и связан с пресловутой «интернационализацией образования». Это — обязательное требование иметь публикации на иностранных языках в иностранных журналах. На первый взгляд — дело нужное, ведь публикации в иностранных журналах повышают рейтинг российского образования в мировом масштабе. Вроде как. А на деле? Почему профессор или доцент (условно) Урюпинского заборостроительного института должен иметь публикации в британских или французских журналах? Разве без публикаций своего научного руководителя на английском или французском языках его выпускники не смогут строить заборы в родном Урюпинске?

кто будет готовить школьных учителей для сельской местности в случае закрытия провинциальных педагогических вузов?
Задачей российского государства в первую очередь должна быть не интернационализация образования, а обеспечение базовых потребностей страны в специалистах — врачах, инженерах, учителях, бухгалтерах, юристах и так далее. Для этого в советское время и была создана разветвленная система высших учебных заведений, готовивших квалифицированных работников для самых разных отраслей экономики, науки и культуры. В 1990-е годы, несмотря на экономические сложности, которые испытывало российское государство, высшее образование находилось в гораздо лучшем положении, чем сейчас. Росло количество учебных заведений, число студентов. Пусть даже далеко не все из выпускников вузов получали возможность трудоустройства по специальности, но они приобретали определенные знания, навыки. С другой стороны, в системе образования было трудоустроено огромное количество российских граждан — причем речь идет не только о профессорско-преподавательском составе вузов, но и о многочисленном обслуживающем персонале, в том числе о технических специалистах младшего уровня. Ведь химические, физические, технические факультеты, медицинские институты сложно представить без технических работников, лаборантов. В условиях современной «оптимизации» все они отправляются «на улицу». Конечно, кому-то повезет устроиться по специальности, но ведь большая часть увольняемых, скорее всего, покинет систему образования. А что потом? Депрофессионализация? Очередные продавцы, таксисты, разнорабочие с дипломами о высшем образовании и даже кандидатскими степенями, составляющие конкуренцию выходцам из бывших советских республик?
На самом деле, сокращение вузов в интересах повышения их «эффективности» — очень опасная затея. Далеко не все российские вузы нуждаются в международном признании — хотя бы, просто в силу специфики подготавливаемых ими кадров. В провинции существует большое количество педагогических, медицинских, сельскохозяйственных, технических высших учебных заведений, которые готовят специалистов для конкретных областей экономики. В этих вузах также работает профессорско-преподавательский состав, который справляется со своими обязанностями по подготовке учителей провинциальных школ, врачей, агрономов, инженеров, ветеринаров и так далее. Есть ли смысл нагружать преподавателей дополнительными обязанностями и требовать с них соответствия международным стандартам? Ведь в случае увольнения этих преподавателей готовить педагогические, медицинские, инженерно-технические кадры для провинции будет некому. Соответственно, мы увидим и сокращения количества школ, поликлиник и больниц, и усугубление оттока трудовых ресурсов из провинции, поскольку более-менее активные и молодые преподаватели не перейдут в другие сферы деятельности, а скорее покинут небольшие города и устремятся в столицу. Еще одним спутником сокращения вузов станет рост безработицы, в том числе — количества безработных профессионалов высокой квалификации, какими являются преподаватели высших учебных заведений. В контексте постоянных заявлений высших руководителей российского государства о необходимости развития инфраструктуры в сельской местности, о повышении рождаемости и улучшении качества человеческой жизни в современной России, направленные на ослабление системы высшего образования в провинции мероприятия выглядят, мягко говоря, странно. По сути дела, они являются вредительскими, направленными на подрыв экономики и, следовательно, национальной безопасности российского государства.
Как отмечает академик, профессор, доктор педагогических наук Сергей Комков, «В 2014 году продолжился кризис в системе высшего профессионального образования. Мы наблюдаем сегодня его фактическое уничтожение. Так называемые рейтинги ведущих вузов страны и определение «критериев эффективности» их деятельности, придуманные Минобрнауки и Рособрнадзором, привели к массовому закрытию региональных вузов, готовивших отраслевых специалистов на региональном уровне. Все это происходило на фоне продолжающегося процесса уничтожения системы начального и среднего профессионального образования. (Комков С. «Нас всех учили понемногу» // http://www.regnum.ru/news/society/1881456.html).
Университет становится «рабом рынка»
Второй важнейшей проблемой, которую ставит перед российской системой высшего образования его т.н. «модернизация», является подчинение университетов интересам рынка. В общественном сознании, с помощью средств массовой информации и части представителей профессорско-преподавательского состава российских вузов закрепляется представление о системе образования как о «рынке услуг», хотя в действительности система образования — не «рынок», а важнейший государственный институт, который должен регулироваться и контролироваться государством, а не рыночными законами. Целый ряд специальностей может быть мало востребован на рынке труда, особенно на международном уровне, но это не означает, что по ним следует прекращать подготовку специалистов. Есть базовые профессии, являющиеся ядром культуры государства — к примеру, профессия библиотекаря или музейного работника, малооплачиваемая и, по большому счету, малопрестижная. Но отказаться от библиотек и музеев — значит отказаться от своей культуры и истории, поэтому сохранение самого государства требует и сохранения соответствующих специальностей в вузах, пусть они и будут исключительно дотационными, неукомплектованными полностью, не показывающими серьезных успехов в мировом масштабе. Целый ряд специальностей должен готовиться государством, невзирая на их «популярность» и востребованность на международном рынке труда. В первую очередь, к ним относятся работники социальной инфраструктуры, промышленности, сельского хозяйства. Конечно, нет ничего плохого в том, что вузы ориентируются сегодня на подготовку востребованных экономикой специалистов. Но именно в задачи государства входит организация контроля над вузами с целью недопущения их полного подчинения коммерческим интересам, превращения вузов в подготовительные учреждения для конкретных корпораций.
Доцент МГИМО Ольга Четверикова утверждает, что «происходящая реформация обусловлена борьбой за обеспечение конкурентоспособности вузов, битвой за финансы. Если учебное заведение хочет получить соответствующее финансирование, оно вынуждено подстраиваться под эти новые требования. И в итоге целью обучения становится не формирование развитой, образованной личности, а подготовка узких специалистов, способных конъюнктурно, как менеджеры, реагировать на ту или иную реальность, потребность и, соответственно, встраиваться в ту систему управления, которая у нас существует: корпоративную или государственную. В основном, конечно, реформация нацелена на систему корпоративного управления, вплоть до того, что создаются кафедры, финансируемые отдельными бизнес-структурами, которые в течение четырех лет готовят нужных им людей. И такой человек впоследствии уже вряд ли выберет деятельность в иной сфере, поскольку он привык мыслить в определенном ключе» (Четверикова О. Переход духовных школ на Болонскую систему — серьезнейший удар по богословскому образованию // http://www.blagogon.ru/).
Для системы высшего образования следовать за конъюнктурой рынка труда — дело весьма неблагодарное. Ведь высшее образование в России получают 4-6 лет. Это достаточно большой срок, за время которого спрос на определенные профессии может упасть, а то и вообще исчезнуть. Соответственно, поступая на рыночно востребованную специальность, 17-летний абитуриент не имеет представления о том, будет ли он трудоустроен через несколько лет, когда в 22-23 года придет в отдел кадров корпорации или учреждения. Высокий динамизм, присущий и экономике, и культуре современного общества, обусловливает стремительные изменения в шкале приоритетов, в том числе и в сфере высшего образования. Поэтому в данном случае имеет смысл не столько сосредоточение вузов на рыночно востребованных специальностях, сколько сокращение срока обучения по ряду направлений. Там, где профессиональные обязанности требуют конкретных навыков, которые можно усвоить за 2-3 года обучения, не имеет никакого смысла держать студента в вузе на протяжении пяти или шести лет. За это время профессия может потерять популярность, а студент потеряет годы своей жизни на обретение специальности, не востребованной на рынке труда. Краткосрочные и долгосрочные курсы, колледжи с двухлетним и трехлетним обучением — лучший выход из ситуации, позволяющий достаточно оперативно реагировать на изменения на рынке труда и выстраивать в соответствии с ними образовательную политику. Приспособление же фундаментальных факультетов к нуждам рынка труда лишь в негативную сторону сказывается на качестве обучения, на мотивации студентов. Тем более, оно оставляет в заведомо проигрышном положении те специальности, которые не могут существовать без финансирования и организационной поддержки со стороны государства, а это — практически все направления гуманитарного профиля, плюс значительная часть естественнонаучных и точных дисциплин.
С «интернационализацией» образования тесно связана и проблема «утечки мозгов». Как известно, Россию за последние два десятилетия покинули сотни тысяч молодых и перспективных специалистов, обладающих высокой квалификацией в самых разных областях. Физики, биологи, химики, врачи, невостребованные на родине, оказались нужными в Соединенных Штатах Америки, странах Западной и Восточной Европы, в Китае. Их привлекли, в первую очередь, более выгодные зарплаты, а также условия труда, значительно отличающиеся от российских. Теперь, когда государство перевело образование на Болонскую модель, ликвидировав, тем самым, различия между отечественными и европейскими уровнями высшего образования, фактически облегчилась задача по дальнейшей эмиграции русских специалистов за границу. Если прежде у многих из них возникали опасения относительно востребованности российских дипломов о высшем образовании или ученых степеней в других государствах, то теперь дипломы приведены к единому образцу. Значит, намного проще стал процесс устройства на работу и учебу в зарубежные корпорации, учебные заведения, научно-исследовательские организации.

Как ни странно, но «повышению эффективности» российского образования почему-то способствует общее снижение качества знаний выпускников российских вузов. Последствия введения Единого государственного экзамена российское высшее образование расхлебывает уже сейчас — в вузы прошло большое количество абитуриентов, которые вряд ли смогли бы сдать вступительные экзамены до введения ЕГЭ. Но и попав в высшие учебные заведения, студенты сталкиваются с перегруженными и уставшими преподавателями, с администрацией, основное внимание уделяющей организации праздников, спортивных состязаний и участия студентов в массовых мероприятиях. При этом становится сложно отчислять студентов за неуспеваемость, поскольку на рейтинг преподавателя влияет и количество обучающихся, и количество защитивших дипломы. Сотрудники высших учебных заведений рассказывают, что представители администрации в период сессии просто заставляют их проставлять удовлетворительные оценки практически всем студентам, вне зависимости от их реальной успеваемости и уровня знаний.
Без воспитания — никуда
Еще одна крайне серьезная проблема — утрата воспитательных функций отечественного образования в процессе его модернизации. На протяжении длительного времени именно образовательные учреждения брали на себя значительную часть функций по воспитанию подрастающих поколений, разделяя воспитательные функции с официальными молодежными организациями. После роспуска ВЛКСМ российское государство так и не смогло сформировать жизнеспособную молодежную организацию, деятельность которой охватывала бы значительную часть российской молодежи. Все попытки создания молодежных структур, ориентированных на поддержку правительственного курса, заканчивались неудачей. «Идущие вместе», «Наши», «Россия Молодая» не могли объединить и, тем более, вовлечь в какую-либо систематическую деятельность, сколько-нибудь значительное количество молодых людей — как в столице, так и в провинциальных городах и сельской местности.

только квалифицированный педагог воспитает из детей настоящих граждан
Соответственно, в условиях отсутствия развитой молодежной политики государства единственным институтом, способным выполнять функции воспитательного характера (не будем сейчас рассматривать вооруженные силы — речь сугубо о гражданском сегменте общества), остались образовательные учреждения — школы, колледжи и лицеи, институты, университеты, академии. Однако в учреждениях высшего профессионального образования воспитательная компонента постепенно исчезла, что стало результатом утверждения прагматических принципов в качестве основного ориентира развития российского высшего образования. В современной России высшую школу ориентируют на подготовку специалистов, владеющих определенными знаниями и навыками и востребованных на отечественном и мировом рынках труда. Вплоть до настоящего времени на определенном уровне российские вузы с этой задачей справлялись, однако в угоду прагматическим интересам практически не уделялось внимание реализации воспитательных функций российского образования. Большинство российских студентов «выпало» из-под воспитательного влияния государства, что незамедлило сказаться на системе ценностей, поведении и мировоззрении многих молодых людей и девушек. Ведь отсутствие воспитательной политики в отношении молодежи неизбежно влечет за собой распространение социальных девиаций в молодежной среде, которые могут принимать как асоциальную форму в виде алкоголизма, наркомании и токсикомании, игромании, так и активную антисоциальную форму, проявляющуюся в совершении преступлений, в присоединении к агрессивным молодежным субкультурам или радикальным и экстремистским организациям. Нашумевшая история московской студентки Вари Карауловой — один из наиболее типичных примеров негативных последствий утраты высшими учебными заведениями воспитательных функций. Современным преподавателям главное, чтобы студент более-менее сносно учился, а каковы его ценностные установки, чем он интересуется и занимается, преподавательский состав интересует сегодня меньше всего.
В отечественной классической образовательной традиции в качестве основной цели полагалось не только профессиональное обучение учащегося, но и формирование «цельной личности», всесторонне развитого человека, который, помимо определенных знаний, обладал бы и соответствующими морально-этическими качествами. Именно эта модель лежала в основе образовательной политики советского государства. Воспитание учащегося рассматривалось как не менее важная функция образования, чем его обучение. «Стать людьми» молодежи помогали высшие и средние учебные заведения, преподавательский состав которых был, по сути, и воспитателями подрастающих поколений. Таким образом, в отличие от прагматично ориентированной западной системы образования, российское образование всегда отличалось гуманистической направленностью. Гуманистическая парадигма определяла развитие системы высшего образования в советский период и именно она закладывала в фундамент организации учебного процесса изучение не только профессиональных, но и общеразвивающих дисциплин, в первую очередь — философии и отечественной истории. В 1990-е гг. гуманитарная составляющая в высшем образовании была в еще большей степени усилена — теперь даже будущие «технари» изучали не только философию, но и социологию, психологию, другие социально-гуманитарные предметы (в зависимости от специфики конкретного вуза). Сегодня воспитательные функции университетов практически не реализуются, а то, что называют администрации вузов воспитательной работой, представляет собой скорее ее профанацию, выполняемую для отчетности и создания положительного имиджа высшему учебному заведению. Ведь формируемые по инициативе администраций вузов всевозможные студенческие организации не имеют влияния на основную массу студентов, а представляют собой небольшие группы карьеристов, которые используют их в качестве начальной ступени к последующему восхождению по карьерной лестнице в системе образования или молодежной политики. Воспитательные функции учебных заведений, по большому счету, сохраняются лишь в образовательных учреждениях силовых структур.
Интернационализация образования, осуществляемая в интересах интеграции России в «мировое образовательное пространство», неизбежно повлечет за собой дальнейшую прагматизацию системы высшего образования. Между тем, утверждение прагматической парадигмы в качестве определяющего вектора развития системы высшего образования представляет прямую опасность для безопасности страны и в плане «утечки мозгов», о которой уже сказано выше. Ведь прагматическая парадигма направляет студентов на поиск наиболее высокооплачиваемых мест работы, ориентирует на усвоение конкретных знаний, которые будут востребованы будущим работодателем, но в ее рамках невозможно привить патриотические ценности, воспитать достойного гражданина своей страны.
Прагматик, которому предложат за выполнение таких же функций в разы большую зарплату за рубежом, не задумываясь согласиться. Ведь ограничителей у него нет. С другой стороны, сложно представить себе утверждение прагматизма в качестве философии учебных заведений, где готовят «базовую интеллигенцию», то есть — учителей, врачей, работников культуры. Для данного сегмента российской системы высшего образования и сокращение преподавательского состава, и коммерциализация вузов, и подчинение их нуждам рынка могут рассматриваться как уничтожающие, поскольку подготовить полноценного врача или учителя можно лишь в том случае, если он проходит и соответствующее воспитание, формируется как личность, то есть — усваивает не только профессиональные знания, но и определенную модель поведения, представления о морали и нравственности, о допустимых и недопустимых поступках. В процессе воспитания будущих специалистов немаловажную роль играют и особые отношения «учитель — ученик», которые все реже встречаются в современной системе высшего профессионального образования.
Рассмотренные проблемы — лишь небольшая часть тех сложностей, с которыми уже начала сталкиваться Россия в процессе модернизации образования. Конечно, избежать инновационных изменений в системе высшего образования Российской Федерации не удастся, но, с другой стороны, государству следует контролировать процесс модернизации образования и направлять его, руководствуясь подлинными государственными интересами, а не интересами транснациональных корпораций, являющихся основными покупателями «мозгов» на мировом интеллектуальном рынке. Без развитой системы высшего образования современная Россия существовать не сможет, но развитая высшая школа — это далеко не всегда копирование западного опыта и попытка угнаться за другой цивилизацией. Развитая высшая школа — это фундаментальность образования, профессионализм, высокие моральные качества, патриотизм и сохранение российских университетских традиций.
Использованы фотографии: http://www.centerasia.ru/, http://health.ej.by/.

Интернационализация образования — это что такое? Пример интернационализации образования

Мир стремительно развивается, и в рамках каждой отдельной страны уже не умещает свои растущие потребности. Жизнь требует объединить опыт, силы и возможности для продвижения к новым горизонтам. Данное явление наблюдается также и в современном образовании. Интернационализация образования – это следствие глобализации всего современного мира. Новый подход к образованию влечет за собой интеграцию общественной, экономической жизни, сближает разные национальности и культуры. В конечном итоге мир от этого выигрывает по всем направлениям.

Взаимовыгодное сотрудничество

В мире существует огромная конкуренция за право быть лидерами в той или иной области. И в этой конкурирующей ситуации находится также образование. В современном обществе происходит интернационализация образования, обеспечивающая международное образовательное сотрудничество. В выигрышной ситуации оказываются те образовательные учреждения, которые интересны студентам из разных стран.

Они предоставляют возможности для получения того уровня знаний и тех профессий, которые востребованы всюду. Переход к сотрудничеству значительно повышает шансы выиграть в конкурентной борьбе за право быть лидерами в образовании. Интеграционные процессы происходят как в Европе, так и в странах Азиатско-Тихоокеанского образовательного пространства, а также в таких объединениях как БРИКС, ШОС, СНГ. Таким образом, интернационализация образования – это один из факторов международного образовательного сотрудничества. А сотрудничество важнее борьбы за лидерство. Тем не менее, в лидерах оказываются те, кто быстрее и успешнее интегрируется в мировое общеобразовательное пространство.

Интеграция во всем

Интегрирование образования охватывает весь спектр преподавательской деятельности. Касается это образовательных программ и стандартов, системы аттестаций и контроля над качеством обучения, обучающих технологий и менеджмента. Интернационализация рассматривается ведущими государствами как одно из основных направлений развития самой образовательной политики. И при ее разработке учитывают очень широкий перечень внешних и внутренних факторов: национальные интересы, мировой рынок труда с анализом на перспективу, а также реальные потребности и возможности собственной системы образования. Таким образом, интернационализация процесса образования объединяет все виды и формы деятельности конкретно взятых стран и их учебных заведений, при этом предусматривая международное взаимодействие на уровне систем образования, учебных заведений и преподавателей. Популярность интернационализации образования привела к появлению множества форм интеграции и к возможности их структурировать.

Объединение с учетом особенностей

Перенимая опыт зарубежных стран, конкретно взятое учебное заведение должно учитывать собственные материальные возможности, наличие необходимой учебной базы, и ни в коем случае не забывать традиции и достижения собственной системы образования. Критерием целесообразности вносимых изменений служит показатель качества обучения, не ниже того, что дается в аналогичных зарубежных образовательных учреждениях. Также уровень подготовки будущих специалистов должен соответствовать требованиям рынка труда данной страны.

К примеру, российские образовательные учреждения должны учитывать, в первую очередь, потребности отечественного рынка в тех или иных специалистах. Интернационализация образования предполагает также мобильность внутреннюю и внешнюю. Внутреннюю – это, когда не выходя за рамки границ своей страны, учебные заведения разрабатывают специальные программы международного уровня, формируются стандарты качества обучения. Внешняя мобильность – это обмен студентами и преподавателями. Пожалуй, это основной по масштабам показатель интеграции высшего образования.

Мобильность учебных программ

Есть и другие не менее важные показатели. Разработаны и успешно практикуются несколько форм интернационализации современного образования, посредством которых происходит мобильность учебных программ. Среди них:

  • двойной диплом (совместный), который по соглашению сторон котируется в других странах, имеет ту же силу;
  • франшиза, это когда провайдеры стран договариваются о поставках образовательных услуг, но право аттестации остается за страной, которая эти услуги предоставила;
  • сотрудничество провайдеров двух стран на производство образовательной программы на территории страны приема программы, при этом право выдавать дипломы остается за страной-производителем программы.

Разные уровни и формы

Глобализация и интернационализация образования выражается на 4 уровнях:

  • глобальном;
  • региональном;
  • национальном;
  • институционном.

И на каждом уровне существуют свои формы реализации. Глобальный уровень (государственный) должен опираться на возможности и потенциал собственных учебных заведений, особенности культуры и традиций страны, материальную базу. В этом случае использование зарубежного опыта приносит желаемый результат.

Национальный уровень предполагает осуществлять интернационализацию образования посредством программ национального уровня, утвержденных законодательно и исполнительной властью страны. Региональный уровень несет задачу не только развивать «на местах» инфраструктуру для динамичного развития учебных заведений и связанных с ними организаций, но и создать максимально комфортные условия иностранным студентам. Примером интернационализации образования регионального уровня может служить Болонский процесс, включающий в себя 48 стран. Это добровольное объединение стран, которые совместно управляют интеграционными процессами и привлекают талантливую молодежь со всего мира. При этом преследуются интересы мирового уровня для достижения глобальных задач в науке, в промышленности, в политике, во всех сферах жизни. Наиболее четко управление интеграционными учебными процессами происходит в стенах вузов. То есть, это — внутриобразовательные связи и взаимоотношения, внешние связи образовательных систем, интеграция науки и образования.

Болонская декларация

Интернационализация процесса образования, естественно, затронула в том числе и Россию, которая должна была войти в общую европейскую систему образования. В 1999 году 29 европейских стран подписали Болонскую декларацию, которая обязала всех участников перейти в течение десяти лет на общие для всех правила.

Среди них: сокращение сроков обучения и переход на двухуровневую систему высшего образования (бакалавр/магистр), отмена двухуровневой структуры научных степеней, информатизация обучения и переход на дистанционное обучение и так далее. Россия вошла официально в Болонский процесс в 2003 году, выполнив все необходимые требования и отказавшись от национальных программ обучения. Интернационализация высшего образования в России привела к появлению вузов международного уровня. Это — МГИМО МИД России, РГГУ, РЭУ им. Г.В.Плеханова, РГСУ, РУДН, МГУ им. Ломоносова и Финуниверситет.

Болонское объединение имело целью значительно повысить конкурентоспособность европейских высших учебных заведений, максимально расширить возможности для студентов при выборе места обучения и сделать более легким дальнейший процесс поиска работы после окончания обучения в любой европейской стране. Россия пока что занимает небольшое место в рассматриваемом европейском образовательном пространстве. Но, необходимо отметить, что начало новому пути положено и определенные результаты уже достигнуты.

Положительные моменты

Интернационализация образования — это процесс включения различных международных аспектов в исследовательскую, преподаватель­скую и административную деятельность образовательных учреждений различных уровней. И от адекватного внедрения в процесс образования аспектов глобализации зависит в итоге уровень квалификации рабочих ресурсов. Для России этот процесс крайне важен. Он предоставляет:

  • шанс повысить конкурентоспособность отечественных вузов и внедрить отечественные стандарты и программы на рынке образовательных услуг;
  • участие в Болонском процессе позволило многим российским студентам избрать тот вуз, который им по душе, независимо от страны, где он расположен;
  • программа обмена студентами также способствует повышению уровня знаний и открывает перспективы для практики в зарубежных странах с тем, чтобы потом использовать знания на благо собственной страны.

Одним словом, когда в современном обществе происходит интернационализация образования, выигрывают от этого все. Но нельзя забывать о другом моменте – каждая страна старается удержать у себя наиболее талантливую молодежь, предлагая более выгодные условия обучения, гарантированное трудоустройство и достойную оплату труда после окончания вуза.

Проблемы вхождения

Вхождение России в международное образовательное пространство сопровождается определенными трудностями. Россия имеет собственные традиции в обучении, наше образование всегда отличалось от европейского. Если в ряде других стран зачастую не придается особого значения расписанию, учебные программы носят неопределенный характер, то в России всегда существовали Государственные стандарты обучения, программы четко структурированы, а расписание стабильное. Российское образование также базируется на национальных, культурных и педагогических ценностях, имеет глубокие исторические формы и основывается на российском менталитете.

Интернационализация системы образования в России столкнулась также с проблемой языкового барьера. В западных странах почти все студенты свободно говорят на английском, российским студентам требуется перевод всех программ. Еще одна проблема – система кредитов (зачетных учебных единиц), которая у нас пока не разработана. В странах запада студенты имеют единую систему образования, могут свободно перемещаться из университета в университет по разным странам, обучаться нескольким специальностям. И еще одно препятствие – отсутствие должной мобильности студентов и преподавателей. У нас еще не создана необходимая инфраструктура для иностранных студентов и преподавательский состав не готов обучать студентов из других стран, так как нет должной языковой подготовки.

Использовать то, в чем сильны

Безусловно, Россия в некоторых науках имеет неоспоримые преимущества (физика, математика, информатика, биология и т.д.), и с этим надо уверенно и более активно выходить на международный рынок образовательных услуг. Стоит активнее привлекать иностранных студентов к изучению этих наук. Но, к сожалению, затраты на подготовку таких специалистов в российских вузах значительно ниже, чем в европейских странах. Необходимо содействие в интернационализации высшего образования по таким направлениям, как:

  • более детальное изучение иностранных языков, в первую очередь – английского;
  • активизация университетского обмена студентами и преподавателями;
  • увеличение количества студентов, проходящих за рубежом отдельные курсы, периоды обучения или полные программы;
  • более активное привлечение иностранных студентов в российские вузы;
  • укрепление связей с международным образовательным сообществом;
  • упрощение признания иностранных квалификаций студентам, прошедшим обучение или отдельные курсы за рубежом.

Что привлекает студентов

География и масштабы мобильных потоков студентов меняется вместе с мировой экономикой. Все больше фокус смещается на Восток. Интересны для студентов Австралия, Новая Зеландия, а также университеты в странах Юго-Восточной Азии. И хотя по-прежнему основными центрами притяжения мобильных студентов остаются страны Европы и США, тенденция интернационализации образования в Юго-Восточных странах набирает темпы. Одним из важных факторов при выборе вуза для студентов является языковой.

Чаще всего молодые люди выбирают англо-, франко-, германоязычные страны, а также русско- и испаноговорящие государства. Чтобы не отставать в конкурентной борьбе за талантливую молодежь, многие вузы предлагают англоязычное обучение. Потому что английский язык наиболее распространен в мире. Также на выбор страны обучения влияет качество программ, иммиграционная перспектива, финансовая поддержка студентов. И, конечно же, важнейшим фактором выбора места обучения является стоимость образовательных услуг.

Не останавливаться на достигнутом

Одним из ярких примеров вхождения России в общемировую образовательную систему является Российский университет дружбы народов. Углубление и расширение процессов интернационализации в этом вузе продиктовано самой жизнью и усиливающейся конкуренции на рынке образовательных услуг. И всем вузам, желающим интегрировать в мировое образовательное пространство, следует приложить максимум усилий и понести значительные затраты.

Дополнительные средства требуются на улучшение собственного образовательного продукта, а также на маркетинговые исследования рынка образовательных услуг. И на многие другие необходимые вещи, без которых немыслима качественная подготовка будущих специалистов, востребованных во всех развитых странах. Интернационализация образования – это гарант будущего любого уважающего себя университета.

Интернационализация высшего образования

Версия для печати

СТРАТЕГИЯ ИНТЕРНАЦИОНАЛИЗАЦИИ

ПСКОВСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА

ДО 2020 ГОДА

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1. Понятие, цели, формы и составляющие интернационализации

Интернационализация – процесс интеграции международного или межкультурного измерения в учебные и исследовательские функции учреждения.

Интернационализация на уровне ВУЗа – процесс превращения национального ВУЗа в интернациональный, включение международного аспекта во все компоненты управления университетом с целью повышения качества преподавания и исследований и достижения требуемых компетенций.

Внутренняя интернационализация — создание такой культуры и климата внутри вуза, которые продвигают и поддерживают международное и межкультурное взаимопонимание. При этом реализация всех программ, проектов, исследований содержит международное измерение (соответствует международным стандартам, включает зарубежные наработки, реализуется совместно с иностранными партнерами).

Внешняя интернационализация — процесс трансграничного предоставления образовательных продуктов и услуг в зарубежные страны посредством различных образовательных технологий и через различные административные соглашения.

Цели интернационализации:

— модернизация и повышение конкурентоспособности образовательных программ и научных исследований;

— повышение дохода от экспорта образовательных услуг.

Формы интернационализации:

— мобильность студентов или профессорско-преподавательского состава в образовательных целях;

— мобильность образовательных программ и институциональная мобильность;

— формирование новых международных стандартов образовательных программ;

— интеграция в учебные программы международного измерения и образовательных стандартов;

— институциональное партнерство;

— создание стратегических образовательных альянсов.

Составляющие интернационализации:

1. На уровне руководства:

— наличие политики и стратегии интернационализации, направленной на развитие экспорта образовательных услуг;

— лидерство руководства в процессе интернационализации — инициация мероприятий, направленных на развитие интернационализации, поддержка инициатив сотрудников.

2. На уровне преподавателей и сотрудников:

— преподавательская мобильность (прием: участие зарубежных преподавателей в учебном процессе);

— преподавательская мобильность (командирование: участие преподавателей университета в учебном процессе зарубежных ВУЗов);

— участие в видеоконференциях, разработка и реализация курсов дистанционного обучения;

— участие в международных конференциях, международных научных проектах, проведение совместных исследований, подготовка совместных публикаций;

— участие в международных образовательных проектах, создание совместных международных образовательных программ;

— наличие международного контента в содержании дисциплин;

— чтение лекций на иностранных языках;

3. На уровне студентов:

— языковая подготовка студентов;

— обучение иностранных студентов, студенческая мобильность (прием: включенное обучение студентов зарубежных ВУЗов);

— участие в совместных образовательных программах, организованных в обучающем ВУЗе, как краткосрочных, так и с выдачей диплома;

— студенческая мобильность (командирование: включенное обучение студентов в ВУЗах за рубежом, зарубежная практика, ознакомительные программы);

— привлечение студентов к научно-исследовательской работе с международной тематикой.

1.2. Руководящие принципы интернационализации:

1. Обеспечивать сравнимое качество учебных программ, предлагаемых в своей стране и за рубежом.

2. Признавать, что качественное преподавание и исследования возможны при наличии профессорско-преподавательского состава и созданных для его членов рабочих условий, отвечающих высоким стандартам качества.

3. Разрабатывать, поддерживать или совершенствовать существующие внутренние системы управления качеством для обеспечения максимального использования высшими учебными заведениями компетенций всех заинтересованных сторон – профессорско-преподавательского состава, административных сотрудников, студентов и выпускников.

4. Организовывать консультации с компетентными органами обеспечения качества и аккредитации, соблюдать требования этих органов в принимающей стране при предоставлении услуг трансграничного высшего образования, включая программы дистанционного образования.

5. Делиться опытом в области эффективных методов работы путем участия в работе отраслевых организаций и межвузовских сетей на национальном и международном уровнях.

6. Создавать и способствовать работе сетей и партнерств в целях стимулирования процесса признания академических степеней, присуждаемых высшими учебными заведениями, являющимися членами таких сетей и партнерств.

7. Использовать в соответствующих случаях кодексы добросовестной практики (Кодекс добросовестной практики в сфере транснационального образования, подготовленный ЮНЕСКО и Советом Европы, подготовленную ЮНЕСКО и Советом Европы «Рекомендацию в отношении критериев и процедур оценки зарубежных степеней» и т.д.).

8. Распространять точную, надежную и легкодоступную информацию о критериях и процедурах внешнего и внутреннего обеспечения качества, академическом и профессиональном признании степеней и квалификаций, присуждаемых высшими учебными заведениями, а также полные описания программ и квалификаций, включающие желательно описания знаний, пониманий и навыков, которые должен развить в себе успешный студент.

9. Обеспечивать прозрачность финансового статуса учебного заведения и (или) предлагаемой образовательной программы.

1.3. Нормативно-правовая база интернационализации образования

Стратегия интернационализации Псковского государственного университета базируется на основополагающих документах по модернизации высшего образования в условиях постиндустриального общества и развития экономики знаний:

— международные — Коммюнике европейских министров образования «Максимальное использование нашего потенциала: консолидация Европейского пространства высшего образования», Стратегия развития мобильности в Европейском пространстве высшего образования на период до 2020 года «Мобильность для совершенствования образования», Совместное заявление участников III Болонского политического форума «За рамками Болонского процесса: создание и взаимодействие национального, регионального и глобального пространств высшего образования», принятые в рамках VIII Конференции министров образования стран-участниц Болонского процесса и III Болонского политического форума (26-27 апреля 2012 года в г. Бухарест, Румыния), международные соглашения Российской Федерации;

— национальные — Федеральный закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 21.12.12 г., государственная программа Российской Федерации «Развитие образования» на 2013-2020 годы, Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, Концепция экспорта образовательных услуг Российской Федерации на период 2011 — 2020 гг.;

— локальные – Устав федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Псковский государственный университет» (далее – ПсковГУ), программа стратегического развития ПсковГУ на 2011-2020 годы.