Хельсинкские соглашения 1975 г

Заключительный акт Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе

О медицинских принципах см. Хельсинкская декларация

Заключительный акт Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе (англ. Final Act of the Conference on Security and Cooperation in Europe), также известный как Хельсинкский заключительный акт (англ. Helsinki Final Act), Хельсинкские соглашения (англ. Helsinki Accords) или Хельсинкская декларация (англ. Helsinki Declaration) — документ, подписанный главами 35 государств в столице Финляндии Хельсинки 30 июля — 1 августа 1975 года. Совещание было созвано (1968) по предложению социалистических государств — участников Варшавского договора.

Заключительный акт

Текст заключительного акта доступен на многих языках, и, в частности, на русском.

Межгосударственные договорённости, сгруппированные в несколько разделов:

  • в международно-правовой области: закрепление политических и территориальных итогов Второй мировой войны, изложение принципов взаимоотношений между государствами-участниками, в том числе принципа нерушимости границ; территориальная целостность государств; невмешательство во внутренние дела иностранных государств;
  • в военно-политической области: согласования мер укрепления доверия в военной области (предварительные уведомления о военных учениях и крупных передвижениях войск, присутствие наблюдателей на военных учениях); мирное урегулирование споров;
  • в экономической области: согласование основных сфер сотрудничества в области экономики, науки, техники и защиты окружающей среды;
  • в гуманитарной области: согласование обязательств по вопросам прав человека и основных свобод, в том числе свободы передвижения, контактов, информации, культуры и образования, право на труд, право на образование и медицинское обслуживание; равноправие и право народов распоряжаться своей судьбой, определять свой внутренний и внешний политический статус.

> См. также

  • ОБСЕ
  • Парижская хартия

Библиография

  • Совещание по безопасности и сотрудничеству в Европе / Крохин В. А. // Большая советская энциклопедия. — М. : Советская энциклопедия, 1969—1978. — (Большая советская энциклопедия : / гл. ред. А. М. Прохоров ; 1969—1978).
  • Во имя мира, безопасности и сотрудничества: К итогам Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе, состоявшегося в Хельсинки 30 июля — 1 августа 1975 г. — М.: Политиздат, 1975. — 96 с.
  • Генеральный секретарь Л. И. Брежнев. 1964—1982 / гл. ред. Сергей Кудряшов. — М., 2006. — 239, с. — (Вестник Архива Президента. Специальное издание).
  • Осипов Е. А. Франция и хельсинкский Заключительный акт // Международная жизнь : журнал. — М.: Редакция журнала «Международная жизнь», 2015. — 27 Июль (№ 7). — С. 123—134. — ISSN 0130-9625.

Ссылки

  • Совещание по безопасности и сотрудничеству в Европе. Заключительный акт. (PDF). ОБСЕ. Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе (1 августа 1975). Дата обращения 21 июля 2017.
  • Крохин В. А.. Совещание по безопасности и сотрудничеству в Европе. Большая Научная Библиотека. Дата обращения 21 июля 2017.
  • Чернов Я. Ф.. Хельсинкское совещание. Хронос. Дата обращения 21 июля 2017.
  • Заключительный Акт Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе. Проект «100 главных документов российской истории». Российское военно-историческое общество. Дата обращения 21 июля 2017.

Примечания

  1. Написание по словарю: Лопатин В. В., Нечаева И. В., Чельцова Л. К. Прописная или строчная? Орфографический словарь. — М.: Эксмо, 2009. — С. 179. — 512 с.
  2. Все европейские государства, кроме Албании, а также США и Канада.

В родственных проектах

  • Тексты в Викитеке
  • Медиафайлы на Викискладе

Хельсинский акт (СБСЕ)

Хельсинский заключительный акт подписан 1 августа 1975 года. По своему духу это были соглашения, запрещавшие использовать силу в Европе, а также которые пытались наладить совместное существование капиталистических и социалистических стран. Переговоры по проекты длились более 3-х лет, а если в качестве отправной точки брать первые упоминания и призывы о необходимости создания единой системы коллективной безопасности в Европе — на разработку акта СБСЕ ушло более 5-ти лет. В конечном итоге соглашение подписали все страны Европы (кроме Албании), а также США и Канада.

Консультации перед подписанием

Впервые идея о создании общеевропейского совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе была озвучена в марте 1969 года. Случилось это на встрече руководителей стран Варшавского договора, которая проходила в Будапеште. Такая идея казалась труднореализуемой, хотя очередной Совет НАТО в апреле 1969 года, который проходил в Вашингтоне, идею обсуждал и назвал её возможной. В дальнейшем в июне 1969 года Брежнев на международном совещании коммунистических партий вновь подтвердил необходимость выработки единой европейской системы безопасности, а через месяц с аналогичным заявлением выступил Министр иностранных дел СССР, Громыко.

Посредником между капиталистическими и социалистическими странами решила выступить Финляндия. Поэтому уже в мае 1969 года президент Финляндии Урхо Кекконен направил ноты всем руководителям европейских государств, призывая их выработать единую систему европейская безопасности. Страны социалистического лагеря идею поддержали, а капиталистические страны согласились участвовать в переговорах только при условии, что к ним будут допущены также Соединённые Штаты Америки и Канада. В итоге их требования были удовлетворено.

Хельсинский акт продвигался очень тяжело. Предстояло решить множество противоречий. Более того, само совещание по безопасности и сотрудничеству в Европе заняло большой период времени и его можно разделить на 3 важных этапа:

  1. Июнь 1973-го. Встреча на уровне министров иностранных дел. Встреча проходила в столице Финляндии.
  2. Август 1973 — июнь 1975. Встреча на уровне экспертов. Встреча проходила в Женеве. Именно второй этап стал ключевым, когда были выработаны большинство из соглашений, которые в конечном итоге вошли в хельсинский заключительный акт 1975 года.
  3. Июль 1975-го. Встречи на высшем уровне. Проходили в Хельсинки.

В итоге после завершения трёх этапов 1 августа 1975 года был подписан Заключительный акт СБСЕ.

Основные положения документа

Хельсинский акт 1975 года это объёмные документ, который состоит из трех разделов:

  • Установление взаимных норм отношений между всеми странами, подписавшими документ.
  • Сотрудничество в области экологии, народного хозяйства и научных исследований.
  • Права граждан.

Выстраивание отношений между странами

Данный раздел заключительного хельсинкского акта СБСЕ 1975 года состоял из десяти пунктов:

  1. Суверенное равенство. Данный раздел предполагал, что все страны равны между собой, все обладают суверенитетом и политической независимостью.
  2. Неприменения силы или угрозы силы. Данный пункт хельсинкского акта интересен тем, что точная формулировка говорит о том, что страны будут воздерживаться от применения силы, а не совсем отказываются от неё.
  3. Нерушимость границ.
  4. Территориальная целостность государств. В акте указывалось, что граница любого государства является целостной и любое посягательство на нее запрещено. Также в акте осуждалось любые попытки военной или другой оккупации.
  5. Мирное урегулирование споров. Все государства обязаны любые споры урегулировать мирным путем. Если государства не могут мирно урегулировать споры между собой, то в этом им помогают другие страны, подписавшие хельсинский акт.
  6. Невмешательство во внутренние дела. Здесь отговаривалось, что любые формы вмешательства во внутренние дела любого европейского государства запрещены.
  7. Уважение прав человека и его свобод. В этом пункте закреплялись права и свободы каждого человека: на мышление, совесть, религию и убеждения.
  8. Право народов распоряжаться своей судьбой. Каждый европейский народ имеет право определять внешний и внутренний политический статус, Другие страны на этот выбор влиять не имеет права.
  9. Сотрудничество между государствами. Все европейские страны должны развивать сотрудничество исключительно в рамках соглашений ООН.
  10. Строгое соблюдение норм международного права. Любые взаимоотношения между государствами должны осуществляться строго в рамках мирового правового поля (ст. 103 устава ООН).

В этом разделе акта были прописаны меры по укреплению взаимного доверия в вопросах безопасности и разоружения. В частности оговаривалось, что все страны должны предупреждать друг друга о любых армейских учениях, а также о любых масштабных маневрах и передвижениях армии. Также именно в хельсинском заключительном акте было впервые прописано условие об обмене военными наблюдателями.

Второй раздел акта

В данном разделе заключительного акта СБСЕ 1975 года описывались вопросы так или иначе касающиеся нескольких направлений:

  • Торговля. Страны поощряли развития международной торговли, в частности за счет развития обоюдозаинтересованного маркетинга. Одновременно все страны взяли на себя обязательство своевременной и полной публикации любой экономической и коммерческой информации, прежде всего, в области статистики.
  • Промышленность. Данный пункт интересен тем, что здесь впервые документально были прописаны направления развития промышленности, которые представляют общеевропейский (мировой) интерес. К таким направлениям относилась: обмен электроэнергией, разработка новых месторождений и источников энергии, развитие дорожной сети Европы.

Важное внимание в данном разделе уделялось вопросам развития науки и техники. В частности хельсинский заключительный акт установил, что страны подписавшие соглашение являются заинтересованными в развитии научно-технического прогресса, а значит заинтересованы в распространении любой информации, способной прогресс ускорить. Для этих целей поощрялась система распространение любой информации, способной ускорить прогресс. Также обговаривались условия свободного передвижения учёных, которые участвуют в научных конференциях или осуществляют другое научное сотрудничество. Очень важно, что именно в этом акте было прописано — для лучшего и более быстрого развития прогресса нужно использовать частный капитал в науке и технике.

В качестве областей науки и техники, которым нужно было уделить первостепенное внимание в развитии, были выделены следующие направления: сельское хозяйство, использование ресурсов, энергия, транспортная техника, химия, физика, океанография, метеорология, сейсмология, исследование вечной мерзлоты, жизнь в условиях холода, электронно-вычислительная техника, информационные технологии, космические исследования, медицина, здравоохранение, экология.

Кто подписывал акт

Заключительный акт длительное время подготавливался, поэтому встреча на высшем уровне в конце июля 1975 года в Хельсинки зафиксировала, зафиксированные ранее соглашения. Ниже приведена таблица, в которой указаны страны и их представители, которые поставили свою подпись под Хельсинкским заключительным актом СБСЕ.

В таблице представлен список важнейших стран, подписавших Хельсинкский заключительный акт 1975 года. Кроме этих стран акт был подписан уполномоченными представителями следующих государств: Австрийская Республика, Королевство Бельгии, Республика Кипр, Дания, Исландия, Французская Республика, Финляндская республика, Греческая Республика, Ирландия, Княжество Лихтенштейн, Великое герцогство Люксембург, Республика Мальта, Княжество Монако, Норвегия, Королевство Нидерланды, Португалия, Сан-Марино, Швеции,Турцекая Республика. Также в подписании Заключительного акта принимал участие представитель Ватикана — Агостино Казароли (специальный делегат Папы Павла 6).

Всего акт подписали 35 государств. 33 из них представляли Европу, а ещё 2 страны это США и Канада. Важно отметить, что среди всех европейских стран хельсинкские соглашения 1975 года не подписало только одно государство — Албания.

Наиболее важные вопросы хельсинкского акта

Сам факт того, что с момента провозглашения идеи о необходимости выработки единой системы европейской безопасности до подписания соглашений прошло более 5-ти лет говорит о том, что между странами существовали большие разногласия. Это естественно, поскольку хельсинский заключительный акт это первая попытка юридического оформления взаимоотношений между социалистическими и капиталистическими странами. Подробнее об этом далее, но сейчас важно отметить, что при обсуждении хельсинкских соглашений был целый ряд вопросов, по которым возникали острые противоречия, прежде всего, между СССР и США:

  1. Право нерушимости границ. На этом отдельно настаивали представитель СССР. Тем самым они планировали официально и окончательно закрепить границы, которые сформировались в Европе после Второй Мировой войны.
  2. Право народа на самоопределение. На этом настаивали Соединённые Штаты Америки. Без этого пункта они отказывались подписывать соглашение. Данный пункт был необходим в качестве ближайшей цели для объединения Германии. В дальнейшем право на самоопределение позволяло осуществлять любое вмешательство во внутри и внешнеполитические процессы любого государства.
  3. Принцип территориальной целостности. Хельсинский заключительный акт 1975 года окончательно регламентировал границы в Европе. В частности были утверждены границы и тех стран, где имелись тенденции к сепаратизму. Это такие страны как Югославия, Великобритания, Франция, Испания, Италия, СССР. Таким образом создавались противоречия. С одной стороны границы фиксировались, но с другой стороны право народа на самоопределение позволяло в любой момент эти границы пересмотреть.

Советская делегация на подписании акта

Советская делегация в Хельсинки на подписании заключительного акта была представлена:

  • Брежнев Л.И. (руководитель делегации) — Генеральный секретарь ЦК КПСС.
  • Громыко А.А. — министр иностранных дел СССР
  • Ковалев А.Г. — заместитель министра иностранных дел СССР.
  • Черненко К.У. — член ЦК КПСС.

2 августа советская делегация в полном составе вернулась в Москву.

Историческое значение

Заключительный акт совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе от 1 августа 1975 года является безусловным успехом. Как минимум об этом говорит факт того, что этот документ (с правками разумеет) актуален и по сей день. Прежде всего это был успех закрепления и разграничения сфер влияния в Европе. Очень важно отметить, что несмотря на достигнутые успехи, хельсинский заключительный акт всех проблем и всех разногласий между социалистическими и капиталистическими странами не решал. Тем не менее этот акт сводил к минимуму вероятность того, что европейские страны в решении своих политических задач будут прибегать к военной силе.

Если говорить военным языком, то в 1975 году в Хельсинки был подписан пакт о ненападении в Европе. Гарантами этого выступили 4 государства: СССР, США, Великобритания и Франция.

ХЕЛЬСИНКСКИЙ АКТ 1975

Соглашение 35 государств Европы и Северной Америки, которое устанавливало принципы миролюбивого и гуманного международного порядка в Европе. Это соглашение стало результатом и высшей точкой политики «Разрядки».

Страны-участницы: Австрия, Бельгия, Болгария, Ватикан, Великобритания, Венгрия, ГДР, ФРГ, Греция, Дания, Ирландия, Исландия, Испания, Италия, Канада, Кипр, Лихтенштейн, Люксембург, Мальта, Монако, Нидерланды, Норвегия, Польша, Португалия, Румыния, Сан-Марино, США, СССР, Турция, Финляндия, Франция, Чехословакия, Швейцария, Швеция, Югославия.

3 июля 1973 г. в Хельсинки по инициативе сверхдержав началось Совещание по безопасности и сотрудничеству в Европе, которое должно было урегулировать все возникшие в ходе «холодной войны» международные проблемы в Европе. В совещании участвовали представители почти всех европейских стран, а также США и Канада.

18 сентября 1973 г. — 21 июля 1975 г. переговоры проходили в Женеве с участием Австрии, Бельгии, Болгарии, Венгрии, Германской Демократической Республики, Федеративной Республики Германии, Греции, Дании, Ирландии, Исландии, Испании, Италии, Канады, Кипра, Лихтенштейна, Люксембурга, Мальты, Монако, Нидерландов, Норвегии, Польши, Португалии, Румынии, Сан-Марино, Святейшего Престола, Соединенного Королевства, Соединенных Штатов Америки, Союза Советских Социалистических Республик, Турции, Финляндии, Франции, Чехословакии, Швейцарии, Швеции и Югославии.

1 августа 1975 г. главы этих государств, собравшись в Хельсинки, торжественно подписали Заключительный Акт совещания. Это был момент торжества политики мира, мирного и добрососедского сосуществования стран с различным общественным строем.
Акт затрагивал широчайший круг международных проблем, включая торговлю, промышленное сотрудничество, сотрудничество в области науки и техники, охраны окружающей среды, культурных и межличностных взаимосвязей.

Государства, подписавшие Акт, обязывались «уважать суверенное равенство и своеобразие друг друга» … «право друг друга свободно выбирать и развивать свои политические, социальные, экономические и культурные системы, равно как и право устанавливать свои законы и административные правила».

Важное положение, сохраняющее актуальность и сегодня, гласило: «границы могут изменяться, в соответствии с международным правом, мирным путем и по договоренности. Они имеют также право принадлежать или не принадлежать к международным организациям, быть или не быть участником двусторонних или многосторонних договоров, включая право быть или не быть участником союзных договоров; они также имеют право на нейтралитет»…

Государства-участники обещали воздерживаться в международных отношениях «от применения силы или угрозы силой как против территориальной целостности, или политической независимости любого государства, так и каким-либо другим образом, несовместимым с целями Объединенных Наций и с настоящей Декларацией».

«Государства-участники рассматривают как нерушимые все границы друг друга, как и границы всех государств в Европе, и поэтому они будут воздерживаться сейчас и в будущем от любых посягательств на эти границы.

Они будут, соответственно, воздерживаться также от любых требований или действий, направленных на захват и узурпацию части или всей территории любого государства-участника».

Глава VII была специально посвящена уважению прав человека и основных свобод, включая свободу мысли, совести, религии и убеждений.

В области прав человека и основных свобод государства-участники будут действовать в соответствии с целями и принципами Устава ООН и Всеобщей декларацией прав человека».

Между принципами невмешательства во внутренние дела друг друга и гарантиями гражданских прав имелось противоречие – ведь чтобы гарантировать права, нужно было вмешиваться в дела стран, которые их нарушают.

В тех странах, где гражданские права нарушались, они продолжали попираться и дальше, а попытки других государств критиковать внутреннюю политику правительств, нарушающих права человека, объявлялись вмешательством во внутренние дела.

Для наблюдения за соблюдением Хельсинкского соглашения была создана Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ). В некоторых странах Восточной Европы, в том числе и СССР, возникли общественные Хельсинкские группы, которые разоблачали нарушения соглашения в области прав человека на территории социалистических стран. Участники этих групп подвергались преследованиям со стороны властей, и в начале 80-х гг. большинство из них было разгромлено.

Акт стал апогеем «Разрядки», после которого отношения СССР и США стали постепенно ухудшаться.

В 1979 г., в связи со спорами о размещении в Европе ядерных ракет средней дальности двух блоков, а также из-за ввода советских войск в Афганистан, советско-американские отношения снова ухудшились, «Разрядка» завершилась, возобновилась «Холодная война».

Исторические источники:

Ахромеев С., Корниенко Г. Глазами маршала и дипломата. М., 1992;

Во имя безопасности и сотрудничества. К итогам Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе, состоявшегося в Хельсинки 30 июля — 1 августа 1975 г. М., 1975;

Добрынин А. Сугубо доверительно. Посол в Вашингтоне при шести президентах США (1962-1986 гг.). М., 1996;

Л.И. Брежнев. 1964-1982. Вестник Архива Президента. Специальное издание. М., 2006;

Киссинджер Г. Дипломатия. М., 1997.

Хельсинкские соглашения закончились в Хельсинки

На минувшей неделе парламентская делегация России в полном составе отказалась ехать в столицу Финляндии. Потому, что главу Госдумы России Сергея Нарышкина наряду с еще шестью парламентариями внесли в санкционные списки. На этом основании финские власти отказали им в возможности принять участие в сессии Парламентской ассамблеи ОБСЕ в Хельсинки, хотя мероприятия ОБСЕ под визовые санкции не подпадают

Думаю, что не будет преувеличением сказать, что подобная ситуация стала символом политических изменений в мире. Хельсинкский мир, созданный на основе соглашений между СССР и США в столице Финляндии, фактически перестал существовать.

Круг замкнулся.

Наступает новая политическая эпоха.

А нам есть смысл вспомнить и сравнить.

Что такое Хельсинкские соглашения?

Многие из нас, особенно из молодого поколения уже не помнят то время, когда наша страна была не просто полностью суверенной державой, а РАВНОЙ по всем параметрам страной по сравнению с США. И мир был поделен на две сферы влияния: наша и их. Была и третья часть мира – та, которая не присоединилась к двум первым. Она так и называлась – движение неприсоединения.

В этих условиях СССР вместе со своими союзниками по Варшавскому договору выступил с инициативой договориться о правилах игры. Снять напряженность, снизить, а лучше остановить гонку вооружений, ведущую планету к самоуничтожению.

Итогом стало «Хельсинкское совещание по безопасности и сотрудничеству в Европе”. В нем приняло участие 33 государства – все европейские страны, кроме Албании, а также США и Канада. Понятное дело, что главными были Москва и Вашингтон. А нейтральная Финляндия, предоставила площадку, которая утсроила всех. Отношения этйо страны были одинаково хорошими с обоими политическими европейскими блоками.

Не вдаваясь в долгие подробности, хочется заметить, что переговоры шли в несколько этапов почти два года. Наконец, 30 июля — 1 авг. 1975 на встрече на высшем уровне в Хельсинки был принят Заключительный акт.

Вот этот документ и определил жизнь в Европе.

В нем было сформулировано 10 основополагающих принципов, которые должны определять правила и нормы взаимоотношений между государствами — участниками Совещания.

Это:

— суверенное равенство, уважение прав, присущих суверенитету;

— неприменение силы или угрозы силой;

— нерушимость границ;

— территориальная целостность государств;

— мирное урегулирование споров;

— невмешательство во внутренние дела;

— уважение прав человека и основных свобод, включая свободу мысли, совести, религии и убеждений;

— равноправие и право народов распоряжаться своей судьбой;

— сотрудничество между государствами;

— добросовестное выполнение обязательств по международному праву.

Когда был СССР, когда мы были сильны, Запад соблюдал это соглашение. Но только до тех пор, пока был тот, кто мог наказать за несоблюдение договоренностей.

На сегодняшний день, хельсинкский мир похоронен усилиями США и НАТО:

  • суверенитет государств не уважается, США считают себя вправе вмешиваться в дела любого государства, которое не может себя защитить. В том числе и в Европе – судьба Югославии тому страшный пример;
  • Неприменение силы, как принцип европейской политики ушло в прошлое – развал Югославии был осуществлен с применением иностранной вооруженной силы;
  • Нерушимость границ, как принцип, о котором нам постоянно напоминают либералы и США, был нарушен во время уничтожения СССР, Югославии, Чехословакии и появления таких «государств», как Косово;
  • Территориальная целостность государств была нарушена вовсе не в 2014 году – этот принцип похоронили в Косово, разрывая на части Югославию, границы которой были воссозданы в 1945 году;
  • Мирное урегулирование споров – этот принцип в исполнении НАТО и США звучит сегодня издевкой;
  • Невмешательство во внутренние дела – США только и делает, что в них вмешивается, пытаясь учить и наставлять всех, как им жить , кого выбирать руководителем, а теперь еще пытаются выставлять смертный грех в виде новой человеческой нормы;
  • Уважение прав и свобод – осуществляя свою политику, НАТО и США нарушают основополагающее право человека – право на жизнь, всем отказывается в собственном решении своей внутренней жизни, следовании своим идеалам и традициям;
  • Равноправие народов – на фоне кризиса в Евросоюзе мы видим, насколько «равны» страны члены ЕС, право народов распоряжаться своей судьбой – на фоне поддержки госпереворота на Украине со стороны США, мы наблюдаем постоянное нарушение этого принципа со стороны Мирового Гегемона;
  • Сотрудничество между государствами – США уверены, что все страны обязаны покупать их долговые обязательства и выполнять все их политические требования, любая попытка вести суверенную политику Вашингтон пытается наказывать разными способами: от цветных революций до санкций и агрессии;
  • О добросовестном выполнении обязательств со стороны США и НАТО говорить невозможно – обман следует за обманом, а ложь за ложью, НАТО расширилось на Восток и поглотило даже часть бывшей территории СССР – это еще и к вопросу о «нерушимости границ в Европе».

К сегодняшнему дню от Хельсинкского Соглашения не осталось ничего. Все разрушено Западом, который и далее хочет играть роль единственной силы.

Невозможность Делегации нашей страны полноценно участвовать в юбилее (40 лет) соглашения, подписанного в столице Финляндии, весьма характерно.

Сложно представить себе, чтобы в 1975 году кто-то мог внести членов Политбюро или Генсека КПСС в какие-то санкционные списки. Это нонсенс – когда руководителей стран, с которыми надо вести переговоры… не пускают на них.

И это символ. Нет больше Хельсинкского мира. Нет нерушимых границ в Европе.

Вообще ничего нет.

Кроме армии и флота России, которые и есть единственная гарантия нашего существования, как народа, как уникальной Русской цивилизации.

А «уроки Хельсинки» — уроки нам всем.

Нельзя верить Западу.

Обманет и нарушит договоренности при первой возможности.

А нам нельзя становиться слабыми – все договоры Запад соблюдает только до тех пор, пока вы сильны. Станете слабыми – никто соблюдать договоры уже не будет, сразу попытаются разорвать на части.

Вот такие мысли возникают после анализа произошедшего с нашей парламентской делегацией.

Не хотят говорить – не надо.

С нами уже как-то раз не хотели говорить под Москвой и Сталинградом.

Пришлось говорить в Тегеране, а потом в Потсдаме.

Мы подождем.

Хотя мы за мир. Хотя бы и основанный на Хельсинкском соглашении…

Хельсинкские соглашения 1975 г. (стр. 1 из 5)

Хельсинкские соглашения 1975 г.

Введение. 3

1. Международная обстановка в конце 1960-х — начале 1970-х годов. 5

2. Хельсинкский процесс. 11

3. Последствия Хельсинкского процесса и новый виток напряженности. 14

Заключение. 22

Список используемой литературы.. 25

Введение

3 июля 1973 года в Хельсинки по инициативе Организации Варшавского договора началось Совещание по безопасности и сотрудничеству в Европе. Принять участие в работе Совещания согласились все европейские страны, за исключением Албании. Цель мероприятия заключалась в смягчении конфронтации между обоими блоками — НАТО и Европейским сообществом, с одной стороны, и Организацией Варшавского Договора и Советом Экономической Взаимопомощи, с другой. Несмотря на все политические противоречия, запланированные встречи должны были способствовать разрядке напряженности и укреплению мира в Европе.

1 августа 1975 года после двух лет переговоров был, наконец, подписан Заключительный акт Хельсинкского совещания, в котором европейским странам гарантировались неизменность границ, территориальная целостность, мирное урегулирование конфликтов, невмешательство во внутренние дела, отказ от применения насилия, равенство и равноправие суверенитетов. Кроме того, в документе было зафиксировано обязательство уважать право народов на самоопределение и права человека, в том числе свободу слова, свободу совести и свободу убеждений.

В качестве задач работы автор выделяет следующие:

— рассмотрение международной обстановке накануне заключения Хельсинкских соглашений, т.е. в конце 1960-х – начале 1970-х годов;

— определение основных предпосылок международной «разрядки»;

— анализ содержания Хельсинкских соглашений;

— рассмотрение последствий заключения Хельсинкских соглашений;

— определение основных итогов Хельсинского общеевропейского совещания.

При написании контрольной работы для достижения поставленной цели автор производит анализ учебных пособий по всемирной истории, истории России и СССР, истории государства и права зарубежных стран, а также научных трудов некоторых отечественных и зарубежных авторов.

В результате анализа источников информации автором был подробно рассмотрен процесс подписания Хельсинских соглашений, их предпосылки и основные итоги.

1. Международная обстановка в конце 1960-х — начале 1970-х годов

В октябре 1964 г., когда новое руководство СССР взяло власть в свои руки, в пассиве внешней политики Хрущева были: поколебленное из-за раскола с Китаем и Румынией единство социалистического лагеря; натянутые отношения между Востоком и Западом вследствие Карибского кризиса; наконец, нерешенность германской проблемы. Решения XXIII съезда КПСС в 1966 г. подтвердили тенденцию к более жесткой внешней политике: мирное сосуществование теперь подчинялось более приоритетной классовой задаче — укреплению социалистического лагеря, солидарности с международным рабочим классом и национально-освободительным движением.

Восстановлению полного контроля над социалистическим лагерем советскому руководству мешали сложности в отношениях с Китаем, Кубой, а также события в Чехословакии. Здесь в июне 1967 г. съезд писателей открыто выступил против руководства партии, далее последовали массовые студенческие демонстрации и забастовки. Усилившаяся оппозиция вынудила Новотного в январе 1968 г. уступить руководство партией Дубчеку. Новое руководство решило провести ряд реформ. Установилась атмосфера свободы, была упразднена цензура, КПЧ согласилась на альтернативные выборы своих руководителей. Однако «выход» был навязан традиционно советский: «по просьбе чехословацких товарищей» в ночь с 20 на 21 августа 1968 г. войска пяти стран — участниц Варшавского договора вступили в Чехословакию. Сразу же усмирить недовольство не удалось, демонстрации протеста против оккупации продолжались, и это вынудило советское руководство отстранить Дубчека и его окружение от руководства страной и поставить во главе КПЧ Г.Гусака (апрель 1969 г.), сторонника СССР. Силой подавив процесс реформирования чехословацкого общества. Советский Союз остановил модернизацию этой страны на целых двадцать лет. Так на примере Чехословакии реализовался принцип «ограниченного суверенитета», часто называемый «доктриной Брежнева».

Серьезная ситуация возникла и в Польше из-за повышения цен в 1970 г., вызвавшего массовые волнения рабочих балтийских портов. В последующие десять лет положение в экономике не улучшилось, что породило новую волну забастовок, которую возглавил независимый профсоюз «Солидарность» во главе с Л.Валенсой. Лидерство массового профсоюза делало движение менее уязвимым и поэтому руководство СССР не решилось на ввод войск в Польшу и пролитие крови. «Нормализация» положения была доверена поляку, генералу Ярузельскому, который ввел 13 декабря 1981 г. военное положение в стране.

Хотя прямого вмешательства СССР не было, но его роль в «успокоении» Польши была заметна. Образ СССР в мире все больше ассоциировался с попранием прав человека как внутри страны, так и в соседних государствах. События в Польше, возникновение там «Солидарности», покрывшей всю страну сетью своих организаций, свидетельствовали о том, что здесь была пробита наиболее серьезная брешь в замкнутой системе восточноевропейских режимов.

В отношениях между Западом и Востоком в начале 70-х годов произошел радикальный поворот в сторону реальной разрядки напряженности. Он стал возможным благодаря достижению примерного военного паритета между Западом и Востоком, США и СССР. Поворот начался с установления заинтересованного сотрудничества СССР сначала с Францией, а затем с ФРГ.

На рубеже 1960—1970-х годов советское руководство перешло к реализации нового внешнеполитического курса, основные положения которого были заявлены в Программе мира, принятой на ХХIV съезде КПСС в марте — апреле 1971 г. Наиболее существенным моментом новой политики следует считать то обстоятельство, что ни Советский Союз, ни Запад не отказывались от гонки вооружений. Этот процесс теперь приобретал цивилизованные рамки, что было объективной потребностью с обеих сторон после Карибского кризиса 1962 г. Однако такой поворот в отношениях Восток — Запад позволил существенно расширить сферы сотрудничества, прежде всего советско-американского, вызвал определенную эйфорию и породил надежды в общественном сознании. Это новое состояние внешнеполитической атмосферы получило название «разрядки международной напряженности».

«Разрядка» началась с существенного улучшения отношений СССР с Францией и ФРГ. Выход Франции в 1966 г. из военной организации НАТО стал импульсом для развития двусторонних отношений. Советский Союз пытался заручиться посреднической помощью Франции в разрешении германского вопроса, остававшегося главным препятствием для признания послевоенных границ в Европе. Посредничества, однако, не потребовалось после того как в октябре 1969 г. канцлером ФРГ стал социал-демократ Вилли Брандт, провозгласивший «новую восточную политику». Ее суть состояла в том, что объединение Германии переставало быть обязательным условием в отношениях между Востоком и Западом, а откладывалось на будущее как основная цель многостороннего диалога. Это позволило в результате советско-западногерманских переговоров 12 августа 1970 г. заключить Московский договор, согласно которому обе стороны обязались соблюдать территориальную целостность всех европейских государств в их фактических границах. В частности, ФРГ признавала западные границы Польши по Одеру — Нейсе. В конце года были подписаны соответствующие договоры о границах между ФРГ и Польшей, а также между ФРГ и ГДР.

Важным этапом европейского урегулирования было подписание в сентябре 1971 г. четырехстороннего соглашения по Западному Берлину, которое подтверждало необоснованность территориальных и политических претензий ФРГ на Западный Берлин и констатировало, что Западный Берлин не является составной частью ФРГ и не будет управляться ею впредь. Это было полной победой советской дипломатии, поскольку наконец-то были приняты все условия, на которых СССР настаивал начиная с 1945 г. без каких-либо уступок.

Такое развитие событий укрепило уверенность советского руководства в том, что в мире произошло радикальное изменение соотношения сил в пользу СССР и стран «социалистического содружества». Позиции США и империалистического блока в Москве оценивали как «ослабленные». Уверенность СССР строилась на целом ряде факторов, главными из которых был продолжавшийся рост национально-освободительного движения и достижение в 1969 г. военно-стратегического паритета с США по количеству ядерных зарядов. Исходя из этого, наращивание вооружений и их совершенствование, согласно логике советского руководства, становилось неотъемлемой частью борьбы за мир.

Достижение паритета поставило в повестку дня вопрос об ограничении вооружений на двусторонней основе, целью которого стал регулируемый, управляемый и прогнозируемый рост наиболее опасного в стратегическом отношении вида вооружений — межконтинентальных баллистических ракет. Исключительно важное значение имел визит президента США Р.Никсона в Москву в мае 1972 г. В ходе этого визита, кстати первого посещения СССР президентом США, процесс «разрядки» получил мощный импульс. Никсон и Брежнев подписали «Основы взаимоотношений между Союзом ССР и Соединенными Штатами Америки», констатировав, что «в ядерный век нет иной основы взаимоотношений, кроме мирного сосуществования». 26 мая 1972 г. было заключено Временное соглашение о мерах в области ограничения стратегических наступательных вооружений (ОСВ) сроком на 5 лет, названное впоследствии договором ОСВ-1. Летом 1973 г. в ходе визита Брежнева в США было также подписано соглашение о предотвращении ядерной войны.

52. Совещание по безопасности и сотрудничеству в Европе (Хельсинки). Заключительный акт 1975 года, его основное содержание.

Ключевым событием разрядки в Европе стало совещание по вопросам безопасности и сотрудничества на континенте, которая состоялась в столице Финляндии Хельсинки в три этапа:

На первом этапе 3-7 июля1973 совещание министров иностранных дел выработала повестку дня и определила основные направления работы.

На втором (18Сентябрь 1973 — 21 июля 1975) эксперты подготовили основные документы совещания по вопросам безопасности, экономических и гуманитарных проблем.

1 августа1975 руководители 33 европейских государств, а также США и Канады подписали Заключительный акт совещания. Его сердцевиной является Декларация принципов, которыми государства-участники будут руководствоваться во взаимных отношениях.

Декларация включает следующие принципы:

1. Уважение суверенитета.

2. Неприменение силы или угрозы силой.

3. Нерушимость границ.

4. Территориальная целостность государств.

5. Мирное урегулирование споров.

6. Невмешательства во внутренние дела.

7. Уважение прав человека и основных свобод.

8. Равенство и право народов распоряжаться собственной судьбой.

9. Сотрудничество между государствами.

10. Добросовестное выполнение обязательств по международного права.

Помимо Декларации, были приняты следующие документы, как «Сотрудничество в области экономики, техники, окружающей среды «,» Сотрудничество в гуманитарных и других областях «,»Вопрос безопасности сотрудничества в Средиземноморье», «О мерах укрепления доверия и некоторые аспекты безопасности и разоружения «.

Хельсинский совещание стало переломным событием периода разрядки. Даже возвращение к конфронтации в начале 80-х годов не смогло пересилить значение хельсинского процесса.

Заключительный акт: Межгосударственные договорённости, сгруппированные в несколько разделов:

• в международно-правовой области: закрепление политических и территориальных итогов Второй мировой войны, изложение принципов взаимоотношений между государствами-участниками, в том числе принципа нерушимости границ; территориальная целостность государств; невмешательство во внутренние дела иностранных государств;

• в военно-политической области: согласование мер укрепления доверия в военной области (предварительные уведомления о военных учениях и крупных передвижениях войск, присутствие наблюдателей на военных учениях); мирное урегулирование споров;

• в экономической области: согласование основных сфер сотрудничества в области экономики, науки и техники и защиты окружающей среды;

• в гуманитарной области: согласование обязательств по вопросам прав человека и основных свобод, в том числе свободы передвижения, контактов, информации, культуры и образования, право на труд, право на образование и медицинское обслуживание.

53. Завершение войны во Вьетнаме. «Гуамская доктрина Никсона». Парижская конференция по Вьетнаму. Основные решения.

После подписания договора о перемирии южновьетнамские войска имели численность более миллиона человек, вооружённые силы Северного Вьетнама, дислоцированные на территории Южного, насчитывали более двухсот тысяч солдат.

Соглашения о прекращении огня на территории Южного Вьетнама не выполнялись. Как коммунисты, так и южновьетнамские правительственные войска в ходе боёв делили подконтрольную территорию. Северный Вьетнам продолжал перебрасывать подкрепление своим войскам на юге по «тропе Хо Ши Мина», что было облегчено прекращением американских бомбардировок. Кризис в экономике Южного Вьетнама, как и уменьшение объёмов американской военной помощи под давлением Конгресса США в 1974 году способствовали падению боевых качеств южновьетнамских войск. Всё большее количество территорий Южного Вьетнама де-факто отходили под власть Северного Вьетнама. Правительственные войска Южного Вьетнама несли потери. В декабре 1974 — январе 1975 северовьетнамская армия провела пробную операцию по захвату провинции Фуоклонг, чтобы проверить реакцию США. Убедившись, что США не намерены возобновлять своё участие в войне, в начале марта 1975 года северовьетнамские войска развернули широкомасштабное наступление. Южновьетнамская армия была дезорганизована и в большинстве районов не сумела оказать адекватного сопротивления. В результате двухмесячной кампании северовьетнамские войска заняли большую часть Южного Вьетнама и подошли к Сайгону. 30 апреля1975 года коммунисты подняли знамя над Дворцом Независимости в Сайгоне — война закончилась.

Гуамская доктрина – доктрина, выдвинутая Ричардом Никсоном 25 июня 1969 года во время выступления перед военнослужащими на острове Гуам. Суть Гуамской доктрины заключалась в том, что США отказывались от своего обязательства защищать своих союзников от внешней агрессии силами своей армии, кроме случаев агрессии со стороны крупных держав, таких как Китай или СССР. В этом случае им гарантировалась защита от ядерных ударов и авиационная и военно-морская поддержка. С местными коммунистическими движениями или с враждебными соседями союзники США должны были разбираться своими силами.

Данный шаг США был позитивно воспринят всем остальным миром. К 1973 году США завершили вывод войск из Вьетнама, и в 1975 году война во Вьетнаме закончилась полной победой вьетнамских коммунистов.

В ходе войны погибло 56555 американских военных, 303654 американцев получили ранения, а после вывода американских войск противники США одержали полную и безоговорочную победу в войне. Всё это отрицательно сказалось на состоянии американского общества – итог Вьетнамской войны рассматривался как поражение США, всей стране была нанесена психологическая травма. Однако ещё во время войны США стали искать способы снятия международной напряжённости, а это в совокупности с новой внешнеполитической доктриной сделало возможным разрядку в международных отношениях. В результате США смогли улучшить отношения с КНР и СССР и впоследствии играть на противоречиях между ними, что укрепило позиции США на мировой арене.

Парижское соглашение 1973 о прекращении войны и восстановлении мира во Вьетнаме, подписано 27 января министрами иностранных дел ДРВ, США, Временного революционного правительства Республики Южный Вьетнам (ВРП РЮВ) и сайгонской администрацией; текст П. с. разработан в ходе парижских переговоров четырёх сторон по Вьетнаму, которые велись с января 1969. В соответствии со ст. 1 П. с. США обязались уважать независимость, суверенитет, единство и территориальную целостность Вьетнама

Последующие ст. обусловливали немедленное прекращение военных действий в Южном Вьетнаме, а также всех военных операций США против ДРВ; полный вывод из Южного Вьетнама в течение 60 дней войск и военного персонала США и др. иностранных государств, союзных США и сайгонской администрации.

Подписание П. с. явилось важной победой вьетнамского парода, миролюбивых сил всего мира в борьбе против империалистической агрессии, значительным вкладом в разрядку международной напряжённости.

Проходивший всего через сутки после финала чемпионата мира по футболу саммит президентов Трампа и Путина в Хельсинки стал чем-то вроде финала геополитического мундиаля, в котором играли уже не Франция и Хорватия, а Америка и Россия.

Не удивительно, что футбольная тема незримо витала над состоявшимся на нейтральном поле «матчем года» в Хельсинки, о чем сразу напомнил Дональд Трамп, в своем вступительном слове поспешивший похвалить организаторов российского чемпионата.

Весьма символично, что к теме завершившегося чемпионата мира по футболу на протяжении всего дня Дональд Трамп возвращался не раз и в итоге даже получил на итоговой пресс-конференции мяч в подарок от Владимира Путина. В общем Дональд Трамп сам же наткнулся на российский рояль в кустах.

Комплименты американского лидера прозвучали как запоздалый жест примирения — ни к чему не обязывающий и в то же время демонстрирующий готовность попытаться найти ненавязчивый способ забыть о том, что за более чем полтора года его пребывания в Белом доме у него не произошло ни одной полноценной встречи с российским президентом.

Было очевидно, что по состоянию на сегодняшний день Дональд Трамп не хочет делать акцент на том, что стало причиной этой вынужденной паузы,— даже когда на пресс-конференции посыпались предсказуемые вопросы о «российском вмешательстве» в президентские выборы в США.

Накануне саммита тот же Дональд Трамп назвал Владимира Путина «соперником», тем самым подтвердив, что в Хельсинки его ждет поединок, решающий матч. А все, что было до этого — благостное позирование с северокорейским лидером Ким Чен Ыном в Сингапуре, строгий инструктаж евроатлантических союзников в Брюсселе и отдельный конфиденциальный разговор с британским премьером Терезой Мэй в Лондоне, было только ступеньками к этому финалу. То обстоятельство, что в этом финале сошлись не кто-то иной, а две ведущие ядерные державы, обладающие наибольшими стратегическими потенциалами и в наибольшей степени влияющие на главные международные кризисы и конфликты, расставило все по своим местам.

Отвечая на вопросы на пресс-конференции, Дональд Трамп конкретизировал понятие «соперника», отметив, что он не вкладывает в него негативный смысл, а выступает за честную открытую конкуренцию. Этот его ответ еще больше усилил сходство двух мировых финалов, проходивших с интервалом в один день — футбольного и геополитического.

После того как встреча в Хельсинки завершилась, многое из того, что говорилось о ней до 16 июля, вроде рассуждений про «встречу двух альфа-самцов», способно вызвать лишь улыбку. Уже не имеют смысла и звучавшие накануне рассуждения о том, что кто-то кого-то переиграет (больше всего было предсказаний, что Путин, конечно же, переиграет Трампа). Однако в отличие от футбольного поединка, победителем которого по истечении двух таймов и возможного дополнительного времени становится тот, кто на глазах миллионов болельщиков забьет больше голов в сетку противника, победителя подобного геополитического матча определить невозможно.

Во-первых, потому, что это игра в долгую.

Во-вторых, четких и прозрачных критериев выявления победителя здесь не существует. Из этого следует, что возможные утверждения о том, что один выиграл, а другой проиграл,— это разговоры ни о чем. Главное, что оба президента сумели послать своим командам в Вашингтоне и Москве и политическим элитам двух стран недвусмысленный сигнал — нижняя точка в двусторонних отношениях пройдена, дальше падать уже некуда. Поэтому нужно начинать движение вверх. Восстанавливать отношения, а не просто думать о том, как бы минимизировать неизбежный для их продолжающегося распада ущерб.

В общем, в Хельсинки был сыгран матч равных соперников.

Помимо заявлений двух президентов, прозвучавших перед встречей и на итоговой пресс-конференции, об этом свидетельствовал и язык жестов — многомиллионная аудитория увидела рукопожатие равноправных партнеров, когда ладонь подают вертикально, ребром вниз, свидетельствующее об уважении к собеседнику.

Более 40 лет назад, 30 июля—1 августа 1975 года 35 государств Европы и Северной Америки, включая СССР и США, подписали в столице Финляндии Хельсинский акт о безопасности и сотрудничестве в Европе, создавший почву для разрядки в самый разгар Холодной войны. На итоговой пресс-конференции в Хельсинки Владимир Путин выразил мысль о том, что вернуть современный мир в условия новой Холодной войны невозможно. Российско-американский саммит 16 июля по понятным причинам не мог увенчаться подписанием новым Хельсинкским актом. По его итогам даже не было принято итоговое заявление. Тем не менее фактически мы стали свидетелями рождения у нас на глазах некоего Хельсинкского пакта, заключенного президентами двух стран в устной форме, но при этом имеющего большое политическое значение.

Это и стало их общей победой, добытой на нейтральном поле в Хельсинки.

Кардиограмма отношений Москвы и Вашингтона

Кризисы и оттепели с 1945 года