Характеристика су 34

Российские Су-34 и Су-35 господствуют в небе Сирии

Натовские самолёты практически не используются в воздушном пространстве Сирии. Европейские государства, входящие в альянс, дают понять, что в Сирии уже «не их война». По сути, единственной страной НАТО, которая продолжает осуществлять авиационную активность над САР, остаются Соединённые Штаты Америки, хотя и американских вылетов стало гораздо меньше в сравнении с прежними периодами.


Сирия готовится переходить к новому политическому строительству после провозглашения генсеком ООН Антониу Гуттерешем начала работы так называемого сирийского Конституционного комитета. Заседать этот комитет первоначально будет в Женеве.
Для России это «плюс в карму». Очаги напряжённости в САР, безусловно, остаются, но сегодня уже нет необходимости в масштабном использовании ни ВКС, ни ССО. Обустройство авиабазы в «Хмеймиме» с созданием новой инфраструктуры говорит о том, что российская авиация готова в любой момент воспрепятствовать группировкам боевиков, если те вдруг вновь попытаются откатить ситуацию к образцу 3-4-летней давности.
Можно констатировать, что в сирийском небе сегодня господствуют российские Су-34 и Су-35. Их вылетов на порядок больше, чем появлений в сирийском небе самолётов других иностранных государств.
Российская авиабаза «Хмеймим» обрела многоступенчатую систему защиты, получив в своё время уроки атак со стороны боевиков, использовавших беспилотники. Помимо комплекса С-400, база воздушно-космических сил в Сирии защищена «Панцирями» и модернизированными версиями «Заслонов».

Российские истребители Су-35 осуществляют мониторинг воздушного пространства. Разве что, северо-восток Сирии пока остаётся вне зоны полноценного российского авиационного присутствия. США продолжают держаться за эти населённые преимущественно курдами территории, рассматривая курдские отряды в качестве возможного рычаги давления – как на Дамаск, так и на Анкару. Вашингтону, безусловно, хотелось бы «разжечь» курдский вопрос и в Иране, но Иран в этом плане «держится».
Тем временем договорённости России с Израилем, хочется верить, свели на нет любую возможность, в том числе и случайных, авиационных происшествий и конфликтов в небе. При этом сам Израиль не отрицает, что продолжит нанесение ударов по сирийской территории в случае «иранской активности». Однако это нанесение осуществляется всё осторожнее — с оглядкой на то, что у САА имеются ЗРК С-300.

Герой РФ, полковник запаса и знаменитый летчик-испытатель Сергей Богдан, пилотировавший истребитель Су-35 зимой 2008 года, сказал, что этот летательный аппарат благодаря своей маневренности и боевым качествам «может позволить себе практически все». Характеристики самолета Су-30 СМ, оснащенного современным бортовым оборудованием, радаром и защитой от ПВО, делают его очень серьезным противником. Истребитель отличается наиболее совершенной схемой компоновки фюзеляжа и модернизированным двигателем, позволяющим развивать скорость до 2500 км/час. Далее приведем сравнение Су-30 СМ и Су-35, узнаем, какой из самолетов стоит признать лучшим.

Летчик-испытатель Сергей Богдан

Зачем России два похожих истребителя?

Су-30СМ и Су-35 считаются самыми современными серийными истребителями, состоящими на вооружении Российской Федерации. Первый собирается Иркутским авиазаводом (корпорацией «Иркут»), второй — в Комсомольске-на-Амуре. Самолеты обладают практически идентичными характеристиками, однако Министерство обороны продолжает закупать оба истребителя. Данный факт объясняется не только экономической целесообразностью, но и различными особенностями тактического использования двух боевых летательных аппаратов.

Дебютная установочная партия Су-35 была произведена в начале 2006 года. Испытания истребителя были доверены почетному летчику РФ Сергею Богдану. В 2010 году был налажен серийный выпуск самолета. Среди основных достоинств Су-35:

  • способность наносить упреждающие удары по малозаметным противникам;
  • атака наземных и морских целей без риска обнаружения ПВО противника;
  • выполнение боевых задач при преднамеренных помехах;
  • участие в групповых боевых действиях.

Су-35

Су-35 могут использоваться для сопровождения воздушных целей и выполнения полета на низких высотах, когда требуется маневренность для обхождения различных препятствий. Истребитель способен обнаруживать большинство воздушных и наземных целей на дистанции до двух сотен километров. Обнаружение крупных воздушных целей осуществляется на расстоянии до четырех сотен километров.

У Су-35 отсутствует выдвижной тормозной щиток, а площадь оперения за кабиной стала немного меньше. Двухместные истребители, к числу которых относится Су-30СМ, считаются универсальными. К тому же на самолете установлены более мощные силовые агрегаты. Главным его предназначением считается координация действий группы истребителей, ведение разведки и удары по наземным объектам. Су-35 отличается улучшенной маневренностью и лучше подходит для ударов по воздушным целям. Поэтому на вооружении РФ находятся оба летательных аппарата.

Мнение экспертов

Су-30СМ и Су-35 предназначены для решения фактически идентичных боевых задач. Главное отличие Су-30 — в наличии дополнительного места (Су-35 является одноместным). Су-30СМ удобен для длительных перелетов, когда второй пассажир выполняет роль штурмана, значительно облегчая работу пилота. Модернизированный двигатель разрабатывался для истребителей пятого поколения, максимальная скорость более 2,5 тысяч км/ч считается непревзойденным показателем.

Су-30СМ

Сергей Богдан, летчик-испытатель КБ «Сухой», утверждает, что Су-35 обладает сверхманевренностью, позволяющей снять все ограничения, касающиеся угла атаки. Самолет способен взлетать с короткой либо поврежденной полосы, и ему требуется не более трех сотен метров для того, чтобы оторваться от земной поверхности. Истребитель может выполнить крутой вираж на 360 градусов с целью отыскать противника, после чего продолжить полет.

Заместитель главкома ВКС России генерал-лейтенант Андрей Юдин член пилотажной группы «Русские витязи» объяснил, почему они предпочитают истребитель Су-30СМ, хотя могли бы выбрать Су-35:

«- По сути Су-30СМ и Су-35 выполняют одни и те же задачи. Но Су-30 двухместный, что более удобно в длительных перелетах, которые часто совершают «Русские витязи». Это больший комфорт для летчиков, они очень часто летают. В дальних перелетах один может пилотировать, второй — выполнять обязанности штурмана.»

А вот одноместный Су-35 — истребитель в чистом виде. Между прочим, американское аналитическое издание The National Interest при составлении рейтинга самого смертоносного оружия России отдала самолету первое место.

Выводы: какой самолет лучше?

Су-35 обладает широким перечнем качеств, присущих самолетам пятого поколения, кроме технологии «Stealth», обеспечивающей невидимость на радарах противника.

Однако, не смотря на одинаковую массу с Су-30СМ, он оснащается более мощными и тяговитыми двигателями, повышающими маневренность и ряд других важных показателей. Для упрощения работы пилота в кабине предусмотрена система управления, позволяющая выполнять широкий спектр действий, не отрывая рук от рычага ускорения. Так же Су-35 оснащается одним из самых мощных в мире радаром. Таким образом мы можем смело вручить пальму первенства именно Су-35.

Какой истребитель сильнее? Су-30СМСу-35

Сравнение ЛТХ Су-30СМ и Су-35

Двухместный многоцелевой маневренный истребитель Су-30 имеет переднее горизонтальное оперение, управляемые векторы тяги, физированную антенну и радиолокатор. Предназначен для использования современного высокоточного оружия и подготовки пилотов сверхманевренных одноместных истребителей. Су-30СМ представляет собой улучшенную версию боевого самолета, адаптированную к требованиям, касающимся радиосвязи и радиолокации. Модификация оснащается катапультным креслом и специальными системами обеспечения и обладает следующими характеристиками:

  • показатели полной боевой нагрузки — 8 тонн;
  • вооружение — ракеты, 30-мм пушки ГШ-30;
  • радиус боевых действий — 1500 км;
  • показатели максимальной скорости — 2126 км/час;
  • предел взлетной массы — 34,5 тонны;
  • длина — 21,8 метра.

Су-30СМ входит в число лучших истребителей мира. После успешного первого полета в 2012 году Министерство обороны России закупило шесть десятков самолетов. Модель относится к четвертому поколению и отличается высокой маневренностью при любых погодных условиях. Самолет предназначен для нанесения точных наземных ударов. Благодаря двигателям с управляемыми векторами тяги истребитель получает серьезное преимущество в сражениях против других летательных аппаратов.

Су-30СМ характеристики

Сегодня Су-30СМ задействованы в военных операциях РФ на территории Сирии.

Су-35 считается многоцелевым сверхманевренным истребителем, который сконструирован на базе модели Су-27. После дебютного испытательного полета, состоявшегося в 2008 году, несколько десятков самолетов было приобретено по заказу Минобороны РФ, а также правительством Китая и Индонезии. Су-35 ориентирован на перехват и уничтожение воздушных объектов, а также надводных и наземных целей. Конструкция истребителя сочетает в себе ряд передовых разработок и технических решений, позволяющих атаковать наземную инфраструктуру, защищенную средствами ПВО. Самолет обладает следующими ЛТХ:

  • допустимая боевая нагрузка — 8 тонн;
  • запас топливной смеси — 11,5 тонн;
  • максимальный взлетный вес — 34,5 тонны;
  • вес пустого самолета — 19 тонн;
  • размах крыльев — 15 метров;
  • максимальная продолжительность полета — 3599 км на высоте до 18 км.

Су-35 — серьезная модернизация самолета Су-27. Инженеры убрали переднее горизонтальное оперение и тормозной щиток. Истребитель оснащается двумя двухконтурными реактивными двигателями, плазменным зажиганием, фазированными антеннами «Ирбис» и продвинутой системой управления. Фонари кабины покрыты токопроводящим напылением. Преимущество модели состоит в том, что она способна вести боевые действия в условиях, где другие самолеты четвертого поколения оказываются беспомощными. Зимой 2015 года вооруженные силы РФ подписали контракт на приобретение пяти десятков самолетов Су-35.

McDonnell Douglas F-15E Strike Eagle

F-15E Strike Eagle


F-15E ВВС США

Тип

истребитель-бомбардировщик

Производитель

McDonnell Douglas/Boeing

Первый полёт

11 декабря 1986 года

Начало эксплуатации

декабрь 1988 года

Эксплуатанты

Единиц произведено

более 470 (на 2012 год)

Стоимость единицы

F-15K: 100 млн (2006 год)
F-15SA: $136 млн (2012 год)

Базовая модель

McDonnell Douglas F-15 Eagle

Варианты

Boeing F-15SE Silent Eagle

Медиафайлы на Викискладе

Основная статья: McDonnell Douglas F-15 Eagle

Макдоннелл-Дуглас F-15E «Страйк Игл» (англ. McDonnell Douglas F-15E Strike Eagle, — ударный орёл) — американский двухместный истребитель-бомбардировщик, созданный на базе учебно-боевого истребителя F-15D. Может использоваться для патрулирования воздушного пространства и обеспечения прикрытия сухопутных войск.

Совершил первый полёт 11 декабря 1986 года. По состоянию на 2012 год построено более 470 самолётов. Поставлялся на экспорт в Израиль, Саудовскую Аравию, Южную Корею, заказан Сингапуром. Впервые применён в 1991 году (Война в Персидском заливе).

F-15E Strike Eagle участвовали в военных операциях на Ближнем востоке и на Балканах. В ходе этих операций F-15E наносили ракетные и бомбовые удары по военным объектам, аэропортам, бронетехнике и пехоте.

История создания

F-15E Strike Eagle участвует в операции в небе над Афганистаном 7 ноября 2008.

F-15 Eagle был спроектирован только как самолёт для завоевания превосходства в воздухе и он практически не был предназначен для нанесения ударов по наземным целям. Несмотря на то, что F-15 Eagle с 1976 года зарекомендовал себя с самой лучшей стороны, идея создания на его базе истребителя-бомбардировщика поначалу встретила серьёзное сопротивление со стороны командования ВВС США, не желающего «портить» истребитель.

Несмотря на отсутствие интереса со стороны заказчиков, инженеры McDonnell Douglas продолжали разработку истребителя-бомбардировщика на базе F-15 Eagle. В 1978 году ВВС США объявили конкурс на тактический всепогодный истребитель-бомбардировщик, на который компания McDonnell Douglas представила свой проект истребителя-бомбардировщика F-15E, который по замыслу конструкторов должен был стать будущим ударным самолетом ВВС США. В 1979 году McDonnell Douglas и Хьюз начали сотрудничать в дальнейшей разработке F-15E. В 1980 году началось финансирование проекта.

McDonnell Douglas показали первый прототип TF-15A с серийным номером 71-0291 в 1980 году на авиасалоне в Фарнборо. В отличие от его базы F-15, F-15E имел больший запас топлива, увеличенную скорость, более мощное вооружение, а также лазерный указатель цели, который позволял наносить точечные ракетно-бомбовые удары. Первый полёт состоялся 11 декабря 1986 года. Самолет показал свои преимущества перед его предшественником. Весной 1988 года F-15E был принят на вооружение ВВС США.

Модификации

Boeing F-15SE Silent Eagle

Двухместный всепогодный истребитель завоевания превосходства в воздухе с применением технологий снижения радиолокационной заметности. F-15SE — это модернизация F-15E с использованием стелс-технологий, а также наличием внутренних отсеков для вооружения, наряду с точками внешней подвески. Эта версия включает конформный отсек вооружения (CWB) позволяющий размещать оружие внутри фюзеляжа (вместо конформных топливных баков). Два вертикальных киля хвостового оперения скошены наружу на 15 градусов для снижения радиолокационного сечения. Первый серийный F-15E, с/н 86-0183, был модифицирован в F-15E1. Совершил первый полет 8 июля 2010 года.

Боевое применение

Истребители-бомбардировщики F-15E «Страйк Игл» во время войн и конфликтов зарекомендовали себя как хорошиe ударныe самолёты. Использовались они в нескольких конфликтах, и не только американскими ВВС, но и Саудовскими.

Война в Персидском заливе

F-15E был самым современным самолетом Многонациональной коалиции. Главным образом выполнял бомбардировочную работу, нанося точечные удары по военным объектам Ирака. Практически не отмечено ни одного воздушного боя с его участием. Всю работу в воздухе выполнял базовый F-15. Известен один случай, когда американский F-15E Strike Eagle был перехвачен иракскими МиГ-29. В ходе этого перехвата один из МиГ-29 случайно сбил своего товарища (по разным источникам, жертвой стал МиГ-23 или другой МиГ-29). В операции против Ирака «Страйк Иглы» применялись и Саудовскими ВВС.

Война в Югославии

В этой войне F-15E приняли участие как главные ударные самолеты. Совершили большое количество вылетов. Во время операции Odyssey Dawn был потерян лишь один самолет, упавший около Бенгази (причина падения самолета точно неизвестна).

На вооружении

  • ВВС США — 217 F-15E,Национальная гвардия США — 85 F-15E, по состоянию на 2012 год
  • ВВС Израиля — 25 F-15I «Раам», по состоянию на 2012 год
  • ВВС Республики Корея — 60 F-15K, по состоянию на 2012 год
  • Королевские ВВС Саудовской Аравии — 70 F-15S, по состоянию на 2012 год. В декабре 2011 года было заказана партия из 84 F-15SA на сумму $11,4 млрд. В апреле 2012 года был подписан контракт на модернизацию истребителей F-15S Strike Eagle до версии F-15SA на общую сумму $410,6 млн.
  • ВВС Сингапура (en:The Republic of Singapore Air Force) — 40 F-15SG по состоянию на 2014 год

Потери F-15E Strike Eagle в ходе военных действий

Операция Буря в пустыне:

  • 17 января 1991 — F-15E «Страйк Игл» (4 TFW). Сбит юго-западнее Басры на малой высоте. Оба члена экипажа погибли.
  • 19 января 1991 — F-15E «Страйк Игл» (4 TFW). Сбит ЗРК С-75 над западной частью Ирака во время ночного вылета на поиск комплексов оперативно-тактических ракет «Скад». Оба члена экипажа попали в плен.

Иракская война:

  • 7 апреля 2003 — F-15E «Страйк Игл». Сбит с земли в районе Тикрита. Оба члена экипажа погибли.

Контртеррористическая операция в Афганистане:

  • 18 июля 2009 — F-15E «Страйк Игл» (сер. номер 90-0231, 336-й истребительной эскадрильи, 4-й оперативной группы, 4-го истребительного авиакрыла, 11-й воздушной армии ВВС США). Разбился на востоке страны по небоевой причине. Оба члена экипажа погибли.
  • 28 марта 2012 — F-15E «Страйк Игл» (391-й истребительной эскадрильи, 366-й оперативной группы, 366-го истребительного авиакрыла, 12-й воздушной армии ВВС США). Взлетел с авиабазы Баграм и разбился на юго-востоке страны по неизвестной причине. Один член экипажа погиб, второй получил ранения.

Операция «Рассвет одиссеи»:

  • 22 марта 2011 года — F-15E «Страйк Игл» (сер. номер 91-0304, 492-й истребительной эскадрильи, 48-го истребительного авиакрыла, 3-ей воздушной армии ВВС США) разбился по небоевой причине в 40 км от города Бенгази. Экипаж спасен.

Тактико-технические характеристики

Технические характеристики

  • Экипаж: 2 человека
  • Длина: 19,4 м
  • Размах крыла: 13,05 м
  • Высота: 5,63 м
  • Площадь крыла: 56,5 м²
  • Профиль крыла: NACA 64A006.6 корень крыла, NACA 64A203 законцовка крыла
  • Масса пустого: 14 300 кг
  • Масса снаряженного: 28 440 кг
  • Масса максимальная взлётная: 36 700 кг
  • Масса топлива: 5952 кг (во внутренних баках)
  • Двигатели: 2 × ТРДДФ Pratt & Whitney F100F100-229
    • максимальная тяга: 2 × 79,18 кН
    • тяга на форсаже: 2 × 129 кН

Лётные характеристики

  • Максимальная скорость: 2660 км/ч (M=2,5)
  • Крейсерская скорость: 917 км/ч
  • Дальность полёта: 1950 км
  • Перегоночная дальность: 3900 км (с конформным топливным баком и тремя внешними топливными баками)
  • Боевой радиус:
    • при полёте по смешанному профилю с ПТБ: 1270 км
    • на малой высоте: 600 км
    • на малой высоте с ПТБ: 800 км
  • Практический потолок: 18 300 м
  • Скороподъёмность: 250 м/с (15 000 м/мин)
  • Тяговооружённость:
    • при нормальной взлётной массе: 0,91
    • при максимальной взлётной массе: 0,71
  • Максимальная эксплуатационная перегрузка: +9

Вооружение

  • Пушка: 1×20 мм (M61); боезапас — 510 снарядов
  • Точек подвески: 9 (без использования конформных топливных баков (англ.)русск.)
  • Боевая нагрузка: до 11 000 кг
  • Ракеты воздух-воздух: 8 x AIM-120/AIM-9

Авионика

  • РЛС: AN/APG-70 или AN/APG-82

Изображения

F-15E Strike Eagle на МАКС-2011:

Примечания

  1. Aerospaceweb.org | Aircraft Museum — F-15E Eagle
  2. 1 2 Boeing продал истребителей F-15 на 11 миллиардов долларов
  3. С 1997 года — Боинг.
  4. Tim Bennett’s War Архивировано 24 марта 2012 года.
  5. Steve Davies. F-15E Strike Eagle Units in Combat 1990—2005. — Osprey Publishing/Combat Aircraft, выпуск № 59, 2005. — С. 22—23.
  6. F-15E STRIKE EAGLE
  7. Order of Battle — Israel (недоступная ссылка). Дата обращения 30 августа 2012. Архивировано 27 мая 2012 года.
  8. Boeing завершил поставку истребителей F-15K Южной Корее
  9. «Боинг» завершил поставку ВВС Республики Корея истребителей F-15K «Слам игл»
  10. of Battle — Saudi Arabia (недоступная ссылка) (недоступная ссылка с 12-08-2013 )
  11. Boeing Gets $11.4 Billion Piece of Saudi F-15 Deal
  12. США модернизируют саудовские F-15 за 777 миллионов долларов
  13. Boeing: Boeing Rolls Out 1st F-15SG to Singapore. Дата обращения 3 апреля 2013. Архивировано 4 апреля 2013 года.
  14. The Base Leg Blog: Last of 24 F-15SGs have been delivered to Republic of Singapore AF. Дата обращения 3 апреля 2013. Архивировано 4 апреля 2013 года.
  15. 1 2 Потери ВВС коалиции входе войны 1991 года
  16. 1 2 Damaged and lost allied planes and helos
  17. Потери ВВС коалиции в Ираке 2003—2007 гг
  18. OEF 2009 OEF-Statistik
  19. F-15E crashed in Afghanistan, pilot killed
  20. http://www.npr.org/templates/story/story.php?storyId=134757264 (недоступная ссылка)

Литература

  • А. Боков. Радиоэлектронное оборудование самолёта F-15E // «Зарубежное военное обозрение», № 12, 1989. стр.45-52
  • В. Любов, А. Прокопов. Боевое применение самолёта F-15E // «Зарубежное военное обозрение», №, 1996. стр.32-33

Военные самолёты Boeing

Истребители/штурмовики:

Бомбардировщики

Поршневые транспортники

Реактивные транспортники

Воздушные танкеры

Учебные

Патрульные

Разведывательные

Дроны/беспилотники

Экспериментальные/прототипы

Военные летательные аппараты и космические корабли McDonnell Douglas

Истребители

Штурмовики

Учебные

  • T-45

Военно-транспортные

Военные вертолёты

Беспилотные

Экспериментальные

Космические корабли

Минобороны недовольно производителями Су-34

Военно-воздушные силы России получили всего 16 новейших фронтовых бомбардировщиков Су-34 вместо 26 запланированных в рамках гособоронзаказа. Их производят ОАО «Компания «Сухой» и Новосибирское авиационное производственное объединение (НАПО) имени Чкалова. Как сообщил «Известиям» знакомый с ситуацией представитель ОПК, план сорван из-за несвоевременных поставок для них радиолокационных станций (РЛС) Ш141 производства «Холдинговой компании «Ленинец» в Санкт-Петербурге.

По его данным, основу радаров составляет импортная элементная база, и поставки комплектующих нерегулярны, так как при ввозе их нужно проверить на соответствие требованиям по информационной безопасности, а главное — на отсутствие шпионских закладок.

— Да, наш производитель не может сам сделать все элементы в достаточном количестве и нужного качества, — сетует представитель ОПК.

В НАПО причины срыва поставок комментировать отказались, заявив, что все вопросы решаются в рабочем порядке. А один из руководителей «Холдинговой компании «Ленинец» в интервью «Известиям» опроверг московского коллегу и заявил, что импортные элементы составляют небольшую часть начинки радара Ш141, а в ее основе изделия Санкт-Петербургского ОАО «Светлана».

— Они в несколько раз увеличили производство микропроцессоров и чипов, чтобы обеспечить выпуск радаров, — сказал он. Правда, о причинах перебоев он говорить отказался.

В свою очередь, высокопоставленный источник в главкомате ВВС укорил «Сухой» и НАПО.

— Они производят сотни Су-27 и Су-30 для иностранных заказчиков без нареканий и в установленные сроки. А для отечественных ВВС делают спустя рукава, такое у нас ощущение, — огорчен он.

Источник добавил, что Су-34 в первую очередь должны поступать в Центр боевой подготовки в Липецке. Там заранее готовятся пилоты для тех авиабаз, которые будут оснащаться Су-34.

Ситуация с новейшими бомбардировщиками столь серьезна, что, по информации «Известий», главкомат ВВС намерен обратиться к министру Сергею Шойгу и оборонному вице-премьеру Дмитрию Рогозину с просьбой разобраться и принять меры.

Су-34 — пока единственный в России серийный самолет, способный применять высокоточное оружие днем и ночью в сложных метеоусловиях. На нем стоит современный бортовой прицельный комплекс, радар и радиооборудование на мировом уровне. Острая потребность в современных бомбардировщиках выявилась в ходе войны с Грузией, где все ударные самолеты, включая модернизированные Су-24, могли применять только обычные фугасные бомбы и неуправляемые ракеты. Для этого им приходилось приближаться к целям на два-три километра, где они сразу попадали в прицел средств ПВО.

Новый бомбардировщик «Сухого» — иное дело. Благодаря управляемым бомбам и ракетам он уничтожает наземные цели без захода в зону поражения ПВО, то есть на расстоянии 20–50 км.

— Современные комплексы ПВО есть у многих армий мира, в том числе у грузинской. Без Су-34 мы обречены воевать по старинке и кидать бомбы по оптическим прицелам или на глазок, как в Великую Отечественную, — добавил офицер главкомата ВВС.

Военный эксперт Антон Лавров, тем не менее, считает, что срыв поставок Су-34 не критичен.

— Наши ВВС пока имеют много Су-24. Они падают регулярно, только в этом году три штуки, но на ближайшие несколько лет хватит. Еще есть модернизированные Су-24М с новым прицельным комплексом СВП-24, а также Су-24М2. Конечно, это совсем не Су-34 с управляемым оружием, так что хотелось бы ускорить их вступление в строй, — сказал Лавров «Известиям».

По мнению эксперта, в ближайшее время перейти на целиком отечественную электронную базу для бортовых систем не получится, так что зависимость ВВС и оборонки от иностранных производителей сохранится.

F-15E против Су-34. Кто лучше?


Как известно американцы обожают составлять различные рейтинги, в том числе и касающиеся оружия и техники. Естественно в этих рейтингах первые места занимают образцы и изделия американского производства.
24 октября на «Военном обозрении» появилась публикация: «Су-30СМ и F-22: достоинства и недостатки». В которой автор Дейв Маджумдар на полном серьёзе утверждает, что российские боевые самолёты Су-30СМ, являющиеся во многом прямыми аналогами F-15E Strike Eagle и F/A-18F Super Hornet, при встрече с американскими истребителями обречены на поражение.
Оставим это весьма спорное умозаключение на совести автора и попробуем сравнить американский истребитель-бомбардировщик F-15E Strike Eagle с российской машиной аналогичного назначения – Су-34.
Аналогом истребителя-бомбардировщика F-15E Strike Eagle в российских ВВС следует считать именно ударный Су-34, а не многоцелевой Су-30СМ. Определяющим фактором в этом случае является наличие на Су-34 специального прицельно-навигационного комплекса адаптированного для использования ракетно-бомбового вооружения «воздух-земля».
Способность нести бомбовую нагрузку, а так же наличие в экипаже Су-30СМ двоих лётчиков не являются главными признаками в классификации. Ведь российские Су-27СМ и Су-35 тоже могут применять свободнопадающие бомбы и НАР, но никто в здравом рассудке не запишет эти тяжелые истребители в бомбардировщики.
Хронология создания и принятия на вооружение
Самолёты F-15E и Су-34 созданы на базе тяжелых истребителей завоевания превосходства в воздухе F-15 и Су-27. Они предназначались для замены ударных самолётов с изменяемой геометрией крыла – «прорывателей ПВО»: F-111 и Су-24.
Исторически сложилось, что американский F-15E Strike Eagle появился в строевых частях намного раньше российского Су-34. Первые «Ударные Орлы» поступили на вооружение 4-го авиакрыла на авиабазе Сеймур Джонсон, Северная Каролина в декабре 1988 года. В общей сложности до 2001 года для американских ВВС было построено 236 самолётов этого типа. В середине 90-х один F-15E обходился американской казне в 43 млн.$.
«Тридцатьчетвёрка» была готова к началу серийного производства в 1994 году, но из-за недостатка финансирования и распада производственной кооперации и хозяйственных связей между предприятиями бывшего СССР перспективы этой машины в течение длительного времени оставались неопределёнными.
Про Су-34 вспомнили вначале 2000-х в связи с необходимостью замены Су-24М в авиаполках фронтовой бомбардировочной авиации. Заключительный этап государственных совместных испытаний «тридцатьчетвёрки» завершился в сентябре 2011 года. Только в начале 2014 года Су-34 был официально принят на вооружение ВВС России.
В связи с острой потребностью в этом боевом самолёте ещё до принятия на вооружение в 2008 году был подписан первый контракт на поставку 32 Су-34. Серийное производство началось на НАПО им. Чкалова в Новосибирске, где до 1993 года велось строительство фронтовых бомбардировщиков Су-24М. При этом стоимость Су-34 составляла в 2008 году около одного миллиарда рублей.
В 2012 году согласно ещё одному контракту количество самолётов, поставляемых до 2020 года, было увеличено ещё на 92 единицы. По мере увеличения количества построенных Су-34 их цена в абсолютном выражении должна снижаться.
Конструкция, оборудование и вооружение
Компоновка истребителя бомбардировщика F-15E Strike Eagle опирается на двухместный учебно-боевой F-15D. По сравнению с F-15D планер истребителя-бомбардировщика несколько усилен. Лётчики в двухместной кабине F-15E сидят друг за другом. В соответствии с ударными задачами на самолете подверглись изменению его БРЭО и вооружение.

Особенностью F-15E стало применение на этом самолёте конформных топливных баков, которые представляют собой специальные несбрасываемые ёмкости для топлива обтекаемой формы, навешиваемые на боковые поверхности фюзеляжа. Образующиеся зазоры ликвидируются специальными эластичными прокладками.

Установка конформных топливных баков на F-15E
Конформные баки по сравнению с подвесными не так увеличивают лобовое сопротивление самолёта, позволяя выполнять полёты со скоростью до 1,8 М. Запас авиационного топлива при этом увеличивается более чем на 2/3. Узлы подвески на поверхности конформных баков позволяют размещать дополнительное вооружение. Общий запас топлива во внутренних и конформных баках достигает 10217 кг. Возможна подвеска 3 ПТБ общей емкостью 5396 кг.

Запас топлива во внутренних баках на Су-34 превышает 12000 кг. Боевой радиус действия и перегоночная дальность полёта Су-34 и F-15E практически равны, но российский бомбардировщик может нести большую бомбовую нагрузку на ту же дальность. Боевой радиус действия Су-34 при полете на малой высоте несколько больше. Оба самолёта оборудованы системой дозаправки в воздухе.
Тяговооруженность F-15E (отношение тяги двигателей к весу самолёта) при подвеске только УР «воздух-воздух» составляет — 0,93, что несколько выше соответствующего показателя у Су-34, у которого тяговооруженность составляет — 0,71. Это объясняется тем, что Су-34 значительно тяжелей. Так масса пустого Су-34 составляет — 22 500 кг, а F-15E — 14 300 кг. Но это не означает, что Су-34 является более лёгким противником в ближнем воздушном бою.
Американский самолёт имеет несколько большую максимальную скорость — до 2,5М. Однако указанные скоростные показатели F-15E могут быть достигнуты при отсутствии внешних подвесок, при использовании ПТБ скорость ограничивается – до 1,4М. Российский бомбардировщик разгоняется — до 1,8М. Крейсерская скорость у обеих машин при выполнении ударных заданий практически одинакова. Большая масса Су-34, в какой-то мере является платой за лучшую защищённость и больший комфорт для экипажа.
Отличием «Сухого» от «Страйк Игла» является просторная двухместная кабина, в которой лётчик и штурман сидят в катапультных креслах К-36ДМ «плечом к плечу». В кабине Су-34 имеется миникухня с микроволновкой и санузел, что существенно облегчает дальние полёты продолжительностью до 10 часов. Система кондиционирования кабины позволяет лётчикам работать без кислородных масок на высоте до 10000 метров.

Кабина F-15E

Кабина Су-34
Кабина Су-34 выполнена в виде прочной титановой бронекапсулы с толщиной брони до 17 мм. Бронёй так же прикрыты некоторые жизненно важные агрегаты самолёта. Это в определённой мере повышает выживаемость самолёта, а, самое главное, даёт дополнительные шансы на спасение экипажу фронтового бомбардировщика.

Вход в защищённую бронёй кабину осуществляется через нишу передней стойки шасси. За характерную форму передней части Су-34 получил в войсках имя – «Утёнок».
Российский и американский боевые самолёты оснащены прицельно-навигационными комплексами для эффективного применения авиационного вооружения «воздух – поверхность» в любое время суток и в сложных погодных условиях. А так же средствами РЭП, встроенной и подвесной аппаратурой, позволяющей совершать скоростные маловысотные «броски» на предельно малой высоте в любое время суток.


Картинка в кабине пилота F-15E, транслируемая системой LANTIRN
В состав БРЭО фронтового бомбардировщика Су-34 входит комплекс РЭБ Л-175В «Хибины-10В», который имеет уникальные для нашей фронтовой авиации характеристики. Комплекс обеспечивает индивидуальную и групповую защиту от противовоздушных и авиационных средств поражения.
Су-34 с контейнерами комплекса РЭП Л-175В на консолях крыла и с контейнером групповой защиты под фюзеляжем
В отличие от фронтового бомбардировщика предыдущего поколения Су-24М, аппаратура постановки помех которого была разработана для противодействия станциям наведения зенитных ракет американского производства: «Найк-Геркулес», «Хок» и «Пэтриот», комплекс РЭП Су-34 работает в более широком диапазоне. Он может ставить эффективные помехи любым РЛС и ЗРК вне зависимости от страны производителя.
РЛС обоих самолётов способны обнаруживать воздушные цели на большой дистанции, по своим характеристикам они сравнимы с аналогичными станциями, установленными на «чистых» истребителях.
Американская РЛС AN/APG-70 может видеть воздушные цели на дальности 180 км, ожидается, что на части F-15E эта станция будет заменена РЛС АФАР AN/APG-82.
РЛС Ш-141 и AN/APG-70 так же могут использоваться в режиме картографирования земной поверхности и обеспечивают обнаружение наземных и надводных радиоконтрастных целей, а также применение оружия. Дальность обнаружения крупных наземных и надводных целей РЛС Ш-141 составляет 200-250 км.

Российский радиолокационный комплекс Ш-141 обеспечивает обнаружение воздушных целей на дальности 100 км. Он может сопровождать до 10 воздушных целей и вести обстрел 4 целей.
Кроме того на Су-34 на этапе проектирования была предусмотрена РЛС обзора задней полусферы для предупреждения экипажа об атаке ЗУР и истребителей противника. Эта опция на Су-34 должна была существенно повысить шансы на выживание во время выполнения боевого задания. Но пока станция обзора задней полусферы до рабочего состояния не доведена.
Для замены разведывательных Су-24М оренбургское ОАО ПО «Стрела» получило заказ от компании «Сухой» на проектирование комплексных контейнеров разведки (ККР) «Сыч» для фронтового бомбардировщика Су-34. Предполагается выпуск разведконтейнеров трех вариантов: радиотехнического, радиолокационного и оптико-электронного.
Встроенная 30 мм пушка ГШ-301 выигрывает у пушки, установленной на F-15E по могуществу действия снаряда. На 12 узлах подвески Су-34 могут быть размещены все типы авиационных средств поражения «воздух-поверхность», состоящие на вооружении российской фронтовой авиации общей массой до 8000 кг.
С учётом экспортных заказов для Су-34 адаптированы подвесные контейнеры Damocles, обеспечивающие применение управляемых авиационных бомб с лазерным наведением BGL стандартов НАТО.
Так же, как и F-15D, ударный F-15E вооружен встроенной 20 мм пушкой M61 Vulcan, но, по сравнению с «чистыми» истребителями, боекомплект к ней сокращён с целью освобождения веса и свободного пространства для дополнительного оборудования.
Истребитель-бомбардировщик F-15E способен нести на 9 узлах подвески широкий спектр боеприпасов класса «воздух-поверхность» и «воздух-воздух». Общая масса полезной нагрузки на внешней подвеске может достигать 11 000 кг.
Однако следует понимать, что большая по сравнению с «тридцатьчетвёркой» бомбовая нагрузка на «Страйк Игле» во многом является фикцией. Одиннадцать тонн – это общая полезная нагрузка с учётом ПТБ и конформных баков. В случае полной заправки на бомбы и ракеты остаётся около 5000 кг. По этому показателю F-15E несколько уступает Су-34.

В состав вооружения F-15E входят управляемые и неуправляемые бомбы массой до 2270 кг, в том числе JDAM (комплект на основе GPS, превращающий свободнопадающую бомбу в высокоточное оружие), кассетные боеприпасы, управляемые ракеты AGM-65 Maverick, тяжелые AGM-130 и AGM-158, противорадиолокационные ракеты HARM, ПКР Harpoon. F-15E является носителем тактических ядерных бомб семейства В61.
Служба и боевое применение
По состоянию на 2014 год в ВВС США и Национальной гвардии имелось 213 F-15E. Эти истребители-бомбардировщики развёрнуты в США на авиабазах Сеймур Джонсон, Эглин, Люк, Нэллис, Маунтин-Хоум, Элмердорф, в Великобритании на авиабазе ВВС США Лэйкенхис.

Спутниковый снимок Google earth: истребители-бомбардировщики F-15E на авиабазе Сеймур Джонсон, Северная Каролина
F-15E участвовали в многочисленных вооруженных конфликтах, развязанных США. Их первым боевым эпизодом стало участие в компании против Ирака в 1991 году. «Ударные Орлы» бомбили объекты иракской инфраструктуры и войска, охотились за мобильными ракетными установками «Скад».
Там американцы впервые встретились с МиГ-29, обе стороны применяли в воздушном бою управляемые ракеты, но безрезультатно. Впрочем, ВВС Ирака вели себя пассивно, гораздо большую угрозу для американских ударных машин представляли иракские средства ПВО. От их огня в 1991 году были потеряны два F-15E, экипаж одного из них погиб.
В следующий раз F-15E появились над Ираком в 1993 году, когда они обеспечивали бесполётную зону на севере этой страны. Кроме воздушного патрулирования самолёты наносили удары по иракским РЛС, ЗРК и военным объектам.
В том же 1993 году «Страйк Иглы» участвовали в операции на Балканах. Силы НАТО вмешались во внутренний конфликт в Югославии, назначив виновной во всех грехах стороной сербов. В первую очередь экипажи F-15E были задействованы в уничтожении позиций ПВО. После чего начали безнаказанно бомбить сербские сухопутные подразделения в Боснии и Хорватии.
В марте 1999 года американские истребители-бомбардировщики бомбили Югославию. Приоритетными целями для них опять стали сербские РЛС и ЗРК. F-15E совершали боевые вылеты с итальянской авиабазы Авиано и британской Лэйкенхис.
Вскоре после терактов 11 сентября 2001 года F-15E наносили удары по талибам в Афганистане, взлетая с кувейтской авиабазы Ахмед Аль Джабер. На первом этапе операции ударам корректируемыми бомбами GBU-15, GBU-24 и GBU-28 были подвергнуты тренировочные лагеря, склады вооружения и боеприпасов, а так же входы в пещеры, в которых по данным разведки могли находиться руководители Аль-Каиды и движения Талибан. В дальнейшем, после уничтожения крупных стационарных целей, F-15E действовали по заявкам союзных сухопутных войск.
F-15E над Афганистаном в ходе операции Mountain Lion, 2006 год
Во время боевых вылетов в Афганистане, американские истребители-бомбардировщики обычно не снижались ниже 2000 метров над горными хребтами, дабы избежать поражения ракетами ПЗРК.
В начале марта 2002 года несколько F-15E принимали участие в ставшей впоследствии широко известной «Операции Анаконда». Целью операции был захват или физическая ликвидация руководства Аль-Каиды в Афганистане и уничтожение баз и укрытий боевиков в долине Шахи-Кот.
С самого начала из-за ошибок в планировании и недостоверных разведданных операция пошла не так. Американцы в несколько раз недооценили силы противника в этом районе. Как выяснилось позже, здесь присутствовало до 1000 боевиков.
Во время высадки сил специального назначения были сбиты два вертолёта MH-47 Chinook, потери в живой силе составили 8 убитых и 72 раненых американских военнослужащих.
Только благодаря воздушной поддержке, в том числе и оказываемой несколькими F-15E, американцам удалось переломить ход боя и избежать полного уничтожения высаженного десанта. При этом одному истребителю-бомбардировщику F-15E пришлось вести огонь из 20 мм пушки по наступающему на позиции американских спецназовцев талибам до полного израсходования боеприпасов, чего в американских ВВС не было со времён Вьетнама.
В Афганистане не обошлось без «нежелательных инцидентов». 22 августа 2007 года F-15E сбросил 500-фунтовые (230 кг) бомбы на британских военнослужащих. При этом были убиты трое солдат. 13 сентября 2009 года экипаж F-15E привлекли к перехвату беспилотника MQ-9 Reaper, который перестал реагировать на команды с земли, после чего возникла вероятность его вторжения в воздушное пространство другой страны. 18 июля 2009 года F-15E разбился в центральной части Афганистана, погибли два члена экипажа.
В январе 2003 года часть истребителей бомбардировщиков F-15E 4-го истребительного авиаполка с авиабазы Сеймур Джонсон была развёрнута на катарской авиабазе Аль Удейд. Они действовали в южной и западной части Ирака, нанося удары по радарам, аэродромам, ретрансляторам, узлам связи и штабам, парализуя, таким образом, управление иракскими войсками.
По мере разрастания масштабов боевых действий число «Страйк Иглов», действующих в Ираке, увеличивалось. В феврале 2003 года бомбардировщики этого типа были заняты уничтожением иракских противовоздушных систем на границе с Иорданией, что дало впоследствии возможность беспрепятственно летать там самолётам коалиции. Считается, что F-15E во время компании 2003 года уничтожили около 60% целей разбомбленных тактической авиацией ВВС США. Один самолёт был сбит зенитным огнём в районе Тикрита, экипаж погиб.
В 2011 году в рамках операции «Рассвет Одиссея» F-15E применялись для обеспечения соблюдения бесполетной зоны над Ливией. При этом один самолёт при не выясненных обстоятельствах был потерян, оба лётчика успешно катапультировались и были спасены.
В сентябре 2014 года F-15E бомбили объекты ИГ в Ираке и Сирии (операция «Неотъемлемая решимость»), совершив до 37 % боевых вылетов, выполненных авиационной группировкой западных стран. Однако, по мнению наблюдателей, результативность этих атак была невысокой. Основной целью воздушных ударов было не разгромить халифат, а выдавить исламистов из Ирака в Сирию.
В общей сложности за годы эксплуатации в ходе боевых действий и в катастрофах потеряно 15 истребителей-бомбардировщиков F-15E из состава ВВС США, значительная часть потерянных самолётов разбилась в ходе тренировочных полётов на предельно-малой высоте.
Су-34 имеет не столь богатую боевую биографию, так как он совсем недавно появился в российских боевых авиационных частях. Первые Су-34 поступили в 929-й Государственный лётно-испытательный центр (ГЛИЦ) имени В.П. Чкалова, расположенный недалеко от города Ахтубинск, что в Астраханской области и в 4-й липецкий Центр боевой подготовки.
Спутниковый снимок Google earth: фронтовые бомбардировщики Су-34 на аэродроме в Липецке
Первым строевым полком стал 47-й отдельный смешанный авиационный полк на авиабазе Балтимор под Воронежем. В настоящее время на этом аэродроме ведётся масштабная реконструкция ВПП и инфраструктуры. Что позволит в будущем увеличить количество базирующихся здесь фронтовых бомбардировщиков.
4 июня 2015 года при посадке на аэродром Бутурлиновка в Воронежской области после выполнения планового учебно-тренировочного полета у самолета Су-34 не раскрылся тормозной парашют. Фронтовой бомбардировщик выкатился за пределы ВПП и перевернулся.
Спутниковый снимок Google earth: фронтовые бомбардировщики Су-34 на аэродроме Бутурлиновка
Именно на аэродром Бутурлиновка были временно перебазированы Су-34 и Су-24М с авиабазы Балтимор на время реконструкции там ВПП.
В Ростовской области Су-34 получил 559-й БАП, базирующийся на аэродроме Морозовск. Здесь размещено 36 «тридцатьчетвёрок».
Первым «боевым крещением» Су-34 стал российско-грузинский вооруженный конфликт в августе 2008 года. Тогда эти, ещё официально не принятые на вооружение, фронтовые бомбардировщики прикрывали другие российские боевые самолёты бортовым комплексом постановки помех. Удары по грузинским средствам ПВО ракетами Х-58 под прикрытием станций РЭП Су-34 наносили фронтовые бомбардировщики Су-24М.
Грузинская РЛС 36Д6, уничтоженная противорадиолокационной ракетой
Анализ боевой деятельности Су-34 в Грузии показал, что этот фронтовой бомбардировщик нуждается в дальнейшем усовершенствовании прицельно-поискового оборудования. Для гарантированного обнаружения малоразмерных целей радиолокационного комплекса оказалось недостаточно. Для этого необходимы совершенные тепловизоры и телевизионные системы высокого разрешения. Не так давно в СМИ появились сообщения о разработке модернизированного варианта – Су-34М.
В сентябре этого года Су-34 в количестве 6 единиц были задействованы в операции российских ВКС в Сирийской Арабской Республике. Отмечается, что с этих новейших машин в ходе авиаударов по позициям и объектам ИГ используется управляемое авиационное вооружение.
Перспективы
В целом, сравнивая американский F-15E Strike Eagle и российский Су-34, можно отметить, что эти машины находятся на разном этапе жизненного пути. Су-34 только начинает свою долголетнюю службу, а F-15E уже готовится к её завершению. Ресурс многих F-15E уже заканчивается, и они будут списаны в течение ближайших 5 лет.

По сравнению с бомбардировщиком Су-34, который имеет солидную броневую защиту кабины и части агрегатов и лучше адаптирован для действий на малых высотах, американский F-15E имеет большую «истребительную направленность» — бронезащита на нём практически отсутствует.
Истребитель-бомбардировщик F-15E Strike Eagle в настоящее время является единственным в ВВС США боевым самолётом тактической авиации, который способен участвовать в дальних рейдах и выполнять длительные полёты на малой высоте.
Неизвестно, превзойдёт ли количество построенных Су-34 аналогичный показатель F-15E, поставленных в ВВС США, но уже сейчас ясно, «тридцатьчетвёрка» станет в будущем основой боевых машин фронтовой авиации.
В ближайшее время на Су-34 предстоит окончательно победить «детские болячки». Самолёты первой серии, а также предсерийные экземпляры значительно отличались друг от друга, что затрудняет эксплуатацию. На них отмечалась нестабильная работа РЛС и прицельно-навигационной системы.
В плане повышения надежности БРЭО и улучшения эксплуатационных характеристик Су-34 конструкторами и промышленностью ведётся серьёзная работа. В данный момент все строевые фронтовые бомбардировщики доведены до уровня 3-й заводской серии. На них установлены вспомогательные газотурбинные установки, предназначенные для запуска основных двигателей без аэродромного оборудования. Это позволяет в перспективе повысить автономность и расширить список аэродромов базирования.
Нет никаких сомнений, что на Су-34, которому в будущем предстоит стать основным российским фронтовым бомбардировщиком все «болезни роста» будут успешно преодолены и этому боевому самолёту предстоит большое будущее и долгие годы службы.
Автор выражает признательность «Древнему» за консультации.
По материалам: