Гмз гусеничный минный заградитель

ГМЗ-3

дизельный

38 880 см3

520 л. с. (382,5 кВт кВт ), при 2000 об/мин

2059 Н·м, при 1400 об/мин

150 мм

180 мм

жидкостное

многотопливный

ГМЗ-3

Гусеничный минный заградитель ГМЗ-3 на шасси СУ-100П.
ГМЗ-3 «Объект 318»
Классификация Гусеничный минный заградитель
Боевая масса, т 28,5
Экипаж, чел. 3
История
Производитель Уралтрансмаш
Размеры
Длина корпуса, мм 9300
Ширина, мм 3250
Высота, мм 2700
Клиренс, мм 430..470
Бронирование
Тип брони противопульная
Вооружение
Пулемёты 1 х 7,62-мм ПКТ
Другое вооружение Мины, ТМ-52, ТМ-57, ТМ-62, ТМ-62П3, ТМ-89
Подвижность
Тип двигателя В-59У Тип Объём Максимальная мощность Максимальный крутящий момент Конфигурация Цилиндров Расход топлива при смешанном цикле Расход топлива на трассе Диаметр цилиндра Ход поршня Охлаждение Тактность (число тактов) Рекомендованное топливо
Мощность двигателя, л. с. 520
Скорость по шоссе, км/ч 60
Запас хода по шоссе, км 500
Удельная мощность, л. с./т 18,42
Тип подвески индивидуальная торсионная
Удельное давление на грунт, кг/см² 0,67
Преодолеваемый подъём, град. 30
Преодолеваемая стенка, м 0,7
Преодолеваемый ров, м 2,5..3
Преодолеваемый брод, м 1,0

ГМЗ-3 (Гусеничный минный заградитель — 3) — боевая машина Инженерных войск Вооружённых сил Союза ССР и постсоветских государств.

Гусеничный минный заградитель — 3-я модель принят на вооружение ВС Союза ССР в 1984 году. Предназначен для механизированного противотанкового минирования в ходе боя. Постановка мин осуществляется на поверхность грунта без маскировки или в грунт с маскировкой.

Описание конструкции

Во время минирования мины из кассеты (в кассете размещаются 4 мины ТМ-52, ТМ-57, ТМ-62, ТМ-62ПЗ и ТМ-89 с контактными и неконтактными взрывателями), расположенной в средней части корпуса, подаются на выдающий механизм и далее на спусковой транспортёр с механизмом перевода мин в боевое положение. Плужное устройство с обратными отвалами позволяет производить заглубление и маскировку мин.

ГМЗ-3 обеспечивает заблаговременную установку минных полей на ожидаемых танкоопасных направлениях, а также при непосредственном отражении атак танковых и механизированных частей противника. Взвод минных заградителей, состоящий из трёх боевых машин, в течение 30 минут устанавливает практически непроходимое для бронетанковой техники минное поле по фронту до 2,5 — 3 километров.

Имеющаяся на ГМЗ-3 навигационная аппаратура обеспечивает не только выработку курса, но и цифровое индексирование установленных мин, что позволяет производить фиксацию минного поля на топографической карте.

Галерея

  • Гусеничный минный заградитель ГМЗ-3 на выставке «Технологии в машиностроении» в 2012 году

> Дополнительная литература

  • Ильин А. Гусеничные инженерные машины (рус.) // Военный парад : журнал. — 2001. — Май — июнь (т. 51, № 03). — С. 32-33. — ISSN 1029-4678.

Ссылки

  • УРАЛТРАНСМАШ — официальный сайт предприятия Спецпродукция Гусеничный минный заградитель ГМЗ-3
  • ГМЗ-3, гусеничный минный заградитель — ОРУЖИЕ РОССИИ, Каталог вооружения, военной и специальной техники
  • Минный заградитель ГМЗ-3
  • Гусеничный минный заградитель ГМЗ-3

Это заготовка статьи о бронетехнике. Вы можете помочь проекту, дополнив её.

ГМЗ-3, гусеничный минный заградитель

Компания участник: Уральский завод транспортного машиностроения, АО

ГМЗ-3 (индекс ГАБТУ — объект 318) — гусеничный минный заградитель предназначен для механизированной установки противотанковых, противогусеничных, противоднищевых мин в грунт и снег на пути движения танков и бронемашин противник.

ГМЗ-3 является более современной модификацией ГМЗ-2 и ГМЗ. Основным отличием ГМЗ-3 от более ранних модификаций является отсутствие системы термодымовой аппаратуры из-за слишком большого расхода топлива на образование дымовой смеси и невозможности задымления машины, стоящей на месте. Вместо термодымовой системы на борту установлено шесть дымовых гранатометов, надежно обеспечивающих дымомаскировку в движении и на месте. Кроме того с машины снята система противоатомной защиты и добавлена возможность установки противотанковых мин ТМ-89 с магнитным взрывателем.

ГМЗ-3 оснащен современными средствами навигации, как спутниковыми так и инерциальными, что обеспечивает непрерывную обработку курса машины, поиск кратчайшего пути, цифровое индексирование координат машины и координат узловых точек минного поля, координат каждой мины. Все это позволяет производить фиксацию минного поля в момент минирования, вычерчивание контуров минного поля на топографической карте и одновременную передачу координат минного поля в центр боевого управления общевойсковой части. Экипаж машины состоит из 3 человек: командир, механик-водитель и оператор.

Броня ГМЗ-3 довольно тонкая — 15 миллиметров, что защищает от легкого стрелкового оружия и осколков снарядов. Укладка мин происходит на грунт либо в грунт с задаваемым шагом минирования. Скорость минирования составляет от 6 до 16 км/час, а длина выкладываемого минного поля одной зарядкой составляет до 1000 метров из мин с контактными взрывателями и до 2000 метров из мин с неконтактными взрывателями. ГМЗ-3 оснащен устройством самоокапывания, позволяющем в средних грунтах производить механизированную отрывку укрытия для машины.

ГМЗ-3 приняты на вооружении взвода заграждений инженерно-саперного батальона мотострелковой (танковой) дивизии. Такой взвод за четверть часа может выставить трехрядное минное поле длиной 1000 — 2000 метров. По общевойсковой тактике взвод ГМЗ в бою составляет подвижный отряд заграждений дивизии, и выдвигается в направления прорыва танков противника.

Во время минирования мины из кассеты (в кассете размещаются 208 мин ТМ-52, ТМ-57, ТМ-62, ТМ-62ПЗ и ТМ-89 с контактными и неконтактными взрывателями), расположенной в средней части корпуса, подаются на выдающий механизм и далее на спусковой транспортёр с механизмом перевода мин в боевое положение. Плужное устройство с обратными отвалами позволяет производить заглубление и маскировку мин.

ГМЗ-3 обеспечивает заблаговременную установку минных полей на ожидаемых танкоопасных направлениях, а также при непосредственном отражении атак танковых и механизированных частей противника. Взвод минных заградителей, состоящий из трёх машин, в течение 30 минут устанавливает практически непроходимое для бронетанковой техники минное поле по фронту до 2,5-3 км.

Технические характеристики

Боевая масса, т 28,5
Экипаж, чел. 3
Длина корпуса, мм 9300
Ширина корпуса, мм 3250
Высота, мм 2700
Колея, мм 2700
Клиренс, мм 450
Тип брони противопульная
Тип двигателя дизельный В-59У или В-59УМС
Мощность двигателя, л. с. 520
Скорость по шоссе, км/ч 60
Запас хода по шоссе, км 500
Удельная мощность, л. с./т 18,42
Тип подвески индивидуальная торсионная
Удельное давление на грунт, кг/см² 0,67
Преодолеваемый подъём, град 30
Преодолеваемая стенка, м 0,7
Преодолеваемый ров, м 2,5..3
Преодолеваемый брод, м 1,0

Противотанковая мина тм-57 со взрывателем мвз-57

Противотанковая мина ТМ-57 предназначена для поражения танков, САУ, БТР и другой подвижной техники противника.

Рис. 2 Устройство противотанковой мины ТМ-57 со взрывателем МВЗ-57: 1 – корпус; 2 – щиток; 3 – взрыватель МВЗ-57; 4 – диафрагма; 5 – заряд; 6 – дно; 7 – центральный дополнительный детонатор; 8 – боковой дополнительный детонатор; 9 – пробка

Мина ТМ-57 состоит из корпуса с нажимной частью, играющей роль датчика цели, заряда с двумя дополнительными детонаторами и взрывателями МВЗ-57, МВ-57 или МВШ-57.

Корпус 1 мины стальной, имеет нажимную часть. Снизу в центре крышки имеется очко для ввинчивания взрывателя. Диафрагма 4 отделяет зарядную камеру от крышки.

Сбоку имеется запальное гнездо с резьбой под электродетонатор (зажигательную трубку ЗТП, запал МД-5М). Это гнездо используется при установке мины в не извлекаемое положение с взрывателем МУВ-2 (МУВ-3 или МУВ-4). На дне 6 мины имеется откидная ручка для переноски. Заряд 5 имеет два дополнительных детонатора: 7 и боковой 8.

Принцип действия мины

При наезде на установленную мину, ее крышка деформируется; ударный механизм взрывателя, опускается вниз, упекается втулкой с капсюлем-детонатором КД-МВ в диафрагму мины; при дальнейшем нажатии срезается чека, шарики освобождают ударник; под действием боевой пружины ударник накалывает капсюль-детонатор, вызывая его взрыв и взрыв мины. Для установки мины необходимо:

  • свинтить колпачок с взрывателя, завести ключом часовой механизм;

  • ввинтить взрыватель в мину;

  • установить мину в лунку или на поверхность;

  • взвести взрыватель мины в боевое положение, для чего удалить предохранительную чеку из-под кнопки взрывателя и нажать кнопку;

  • замаскировать мину.

Для снятия мины необходимо:

  • убедиться в том, что мина установлена в извлекаемое положение;

  • снять с мины маскирующий слой;

  • вывинтить взрыватель из мины;

  • перевести взрыватель из боевого положения в транспортное и ввинтить его в мину;

  • снять мину с места установки.

Противотанковая кумулятивная мина тмк-2

Противотанковая кумулятивная мина ТМК-2 взрывается под днищем танка, бронетранспортера и другой техники.

Рис. 3 Устройство противотанковой кумулятивной мины ТМК-2: 1 — удлинитель; 2 — винт; 3 — взрыватель; 4 — запал; 5 — колпак; 6 — облицовка КЗ; 7 — корпус; 8 — заряд; 9 — линза; 10 — дополнительный детонатор; 11 — дно; 12 — детонирующее устройство ДУМ-2; 13 — лапки; 14 – кронштейн; 15 – стакан

Принцип действия мины:

При наезде на взрыватель мины трубка изгибается, катушки поворачиваются, тяга вытягивает колпачок из втулки, в результате чего шарики освобождают ударник, который под действием боевой пружины накалывает капсюль-воспламенитель запала, а от него воспламеняется замедлитель. Через 0,3-0,45 с, т.е. когда средняя часть танка (машины) окажется над миной, от пламени замедлителя взрывается капсюль-детонатор, а от него тетриловая шашка. Ее взрыв передается верхнему наконечнику детонирующего устройства мины (ДУМ-2), затем детонирующему шнуру и далее нижнему наконечнику ДУМ-2, который взрывает дополнительный детонатор и кумулятивный заряд мины.

Для установки мины необходимо:

  • свинтить колпачки с верхнего и нижнего наконечников ДУМ-2;

  • ввинтить до отказа пластмассовую втулку в отверстие стакана снизу, а затем металлическую втулку в запальное гнездо мины;

  • закрепить среднюю часть ДУМ-2 на кронштейне лапками;

  • отрыть лунку размером 30х30 см и глубиной32х35 см;

  • установить мину в лунку кронштейном в противоположную сторону от противника;

  • засыпать корпус мины грунтом до верхнего торца стакана, постепенно уплотняя грунт для придания мине большей устойчивости;

  • ввинтить пробку из верхнего торца стакана в месте с прокладкой;

  • ввинтить до отказа запал во взрыватель;

  • ввинтить взрыватель в стакан;

  • засыпать лунку, уплотнив грунт;

  • замаскировать мину;

  • надеть на головку взрывателя удлинитель, закрепив его винтом.

Для снятия мины необходимо:

  • снять удлинитель;

  • снять маскировочный слой грунта до обнаружения верха стакана;

  • вывинтить взрыватель;

  • вывинтить запал из взрывателя;

  • окопать осторожно мину;

  • извлечь мину из лунки.

ГМЗ

ЧТЗ

дизельный

38 880 см3

294 кВт (400 л. с.), при 2000 об/мин

1715 Н·м, при 1200 об/мин

150 мм

180 мм

жидкостное

ДЛ, ДЗ,

ГМЗ
ГМЗ в техническом музее ОАО «АВТОВАЗ» в г. Тольятти.
ГМЗ (Объект 118)
Классификация Инженерная машина
Боевая масса, т 28,5
Экипаж, чел. 3
История
Производитель
Годы производства с 1960
Годы эксплуатации с 1968
Основные операторы
Размеры
Длина корпуса, мм 8620
Ширина, мм 3250
Высота, мм 2700
Клиренс, мм 430-470
Вооружение
Пулемёты 1 х 7,62 ПКТ
Другое вооружение Мины ТМ-57, ТМ-62, ТМ-89
Подвижность
Тип двигателя В-105-В Производитель Тип Объём Максимальная мощность Максимальный крутящий момент Конфигурация Цилиндров Диаметр цилиндра Ход поршня Степень сжатия Охлаждение Тактность (число тактов) Рекомендованное топливо
Мощность двигателя, л. с. 400
Скорость по шоссе, км/ч 60
Запас хода по шоссе, км 500
Удельная мощность, л. с./т 18,42
Тип подвески индивидуальная, торсионная с гидравлическими амортизаторами телескопического типа в подвесках 1-го и 7-го катков
Преодолеваемый подъём, град. 57,7
Преодолеваемая стенка, м 0,7
Преодолеваемый ров, м 2,5
Преодолеваемый брод, м 1,0

ГМЗ (Гусеничный минный заградитель) — машина, предназначенная для механизированной установки противотанковых мин. Разработана в ОКБ-3 УЗТМ, главный конструктор — Г. С. Ефимов.

Объект 118 сконструирован на базе САУ СУ-100П и имеет сварной стальной корпус.

Кабина герметизирована, снабжена ФВУ, что позволяет работать на химически или радиоактивно загрязнённой местности.

Вооружение

В качестве основного вооружения используется 7,62-мм пулемёт ПКТ. Боекомплект составляет 1000 патронов.

Для установки на поле боя, ГМЗ снабжён противотанковыми минами ТМ-57, ТМ-62 и ТМ-89. Мины снабжены контактными и неконтактными взрывателями. Возимый комплект составляет 208 мин.

Модификации

  • Объект 118 — базовый вариант
  • ГМЗ-2 — модифицированная версия, устранён ряд недостатков базового варианта, в том числе появилась возможность дозарядки боекомплекта мин (в базовом варианте перед перезарядкой необходимо было израсходовать весь боекомплект мин)
  • ГМЗ-3 — современная модификация ГМЗ, разработанная на УЗТрМ. Из особенностей: вместе с ТДА (термо-дымовой аппаратурой) установлены шесть гранатомётов системы постановки дымовой завесы 902В «Туча», для стрельбы 81-мм дымовыми гранатами

Служба и боевое применение

  1. Афганская война (1979—1989)
  2. Вооружённый конфликт в Приднестровье — 3 гусеничных минных заградителя находились на вооружении Приднестровских вооружённых сил. Участвовали 2 марта 1992 года в боях, одна машина была уничтожена.

Примечания

  1. «Победа» конструктора Ефимова Архивная копия от 4 октября 2009 на Wayback Machine
  2. 1 2 3 А.В. Карпенко, Обозрение отечественной бронетанковой техники (1905-1995), стр. 472
  3. ГУСЕНИЧНЫЙ МИННЫЙ ЗАГРАДИТЕЛЬ ГМЗ-3 (недоступная ссылка)
  4. УРАЛТРАНСМАШ — Спецпродукция — Гусеничный минный заградитель ГМЗ-3 Архивная копия от 29 сентября 2011 на Wayback Machine
  5. Виталий Моисеев. Танки в Приднестровье. Дата обращения 16 мая 2012. Архивировано 31 мая 2012 года.

Литература

  • А.В.Карпенко. Обозрение отечественной бронетанковой техники (1905-1995). — Санкт-Петербург: «Невский Бастион», 1996. — 480 с. — 10 000 экз.
  • М. В. Павлов, И. В. Павлов. Отечественные бронированные машины 1945—1965 гг. // Техника и вооружение: вчера, сегодня, завтра. — Москва: Техинформ, 2009. — № 8. — С. 56.
  • Виталий Моисеев. Танки в Приднестровье. Дата обращения 16 мая 2012. Архивировано 31 мая 2012 года.
  • GMZ-3 tracked minelayer (Russian Federation), Mine warfare equipment
  • ГУСЕНИЧНЫЙ МИННЫЙ ЗАГРАДИТЕЛЬ ГМЗ-3 (недоступная ссылка)
  • USA Army Field Manual 20-32, App.C. — Washington, DC, 29 May 1998.
  • ГМЗ-2, самоходный гусеничный минный заградитель. (фото)
  • Инженерная техника Советской Армии: Гусеничный минный заградитель ГМЗ
  • Инженерная техника Советской Армии: Гусеничный минный заградитель ГМЗ-3

Гусеничный минный заградитель ГМЗ-2 1970 года

Гусеничный минный заградитель ГМЗ-2 1970 года представляет собой уникальную боевую инженерно-техническую машину, специально созданную для быстрой и эффективной установки обширных минных полей. Основное назначение инженерно-технического средства заключается в качественном усилении действий саперных войск в полосе непосредственного огневого контакта с противником.

Разработка и создание машины

Решение о создании улучшенной версии ГМЗ-1 было принято в конце 60-х годов. В конструкции нового заградителя старались учесть технические недочеты и просчеты в конструкции, которые имелись в первой версии машины, в ГМЗ-1. Новый заградитель разрабатывался и создавался там же в ОКБ Уральского Завода транспортного машиностроения под руководством Г.С. Ефимова. Новый гусеничный минный заградитель ГМЗ-2 выпускался серийно, начиная с 1970 года. Всего, по данным разных источников, на вооружение саперных частей Советской Армии поступило около 100 машин.

Новый минный заградитель получил новые механизмы установки противотанковых мин, позволяющие существенно сократить время полного минирования определенной территории. Технические средства и приспособления, установленные на инженерно-технической машине, позволяли осуществлять установку минного заграждения в любой тип грунта, включая толстый снежный покров.

Конструкция ГМЗ-2 получила усиленный бронированный корпус, который обеспечивал защиту экипажа заградителя от огневого воздействия противника, от воздействия поражающих факторов ядерного взрыва.

Гусеничный минный заградитель ГМЗ-2 форсирует водную преграду для перехода в боевой режим минирования прибрежной полосы

Основные технические параметры конструкции ГМЗ-2

  • Экипаж — 3 человека.
  • Боевая масса — 27,5 т.
  • Длина — 9,3 м, ширина — 3,25 м, высота — 2,7 м, клиренс — 450 мм.
  • Вооружение: 7,62-мм пулемет, боекомплект — 1250 патронов, 208 мин ТМ-62М, ТМ-57.
  • Толщина брони: противопульная.
  • Максимальная скорость — 63 км/ч.
  • Запас хода на топливе — 450 км.
  • Двигатель дизельный, мощность — 400 л.с.
  • Скорость минирования: на грунт — 15 км/ч, в грунт — 6 км/ч, в снег — 10 км/ч. Шаг минирования — 5 или 10 м.

В боевых условиях гусеничный минный заградитель ГМЗ-2 не применялся. Поставлялся в страны Варшавского Договора, в КНДР и в Социалистическую Республику Вьетнам. В перечисленных странах машина продолжает оставаться на вооружении и в наши дни.

Фото

Читать еще Автор статьи: