Эсминцы типа флетчер

Эскадренные миноносцы типа «Флетчер»

У этого термина существуют и другие значения, см. Флетчер.

Эскадренные миноносцы типа «Флетчер»

Fletcher class destroyers

Проект

Страна

  • США

Операторы

  • ВМС США,
    ВМС Аргентины,
    ВМС Бразилии,
    ВМС Чили,
    ВМС Греции,
    ВМС Италии,
    ВМС Испании,
    ВМС Японии,
    ВМС Мексики,
    ВМС Перу,
    ВМС Южной Кореи,
    ВМС Тайваня,
    ВМС Турции,
    ВМС ФРГ

Построено

Сохранено

USS Cassin Young
USS The Sullivans
USS Kidd
«Велос»

Основные характеристики

Водоизмещение

2250—2325 длинных тонн (стандартное), 2924 длинных тонн (полное)

Длина

114,8 м (максимальная)

Ширина

12,05 м

Осадка

4,19 м

Бронирование

палуба над машинным отделением: 12,7 мм

Двигатели

2 ПТУ, 4 котла «Babcock and Wilcox» или «Foster-Wilier»

Мощность

60 000 л. с.

Движитель

2 винта

Скорость хода

38 узлов (максимальная),
36,5 узла (полная),
15 узлов (экономическая)

Дальность плавания

расчётная:
4800 миль (на 15 узлах)
4150 миль (20-узловым ходом)

Экипаж

329 (в том числе офицеров)

Вооружение

Артиллерия

5 × 1 — 127-мм/38 АУ Mark 12 mod. 1

Зенитная артиллерия

1 × 4 — 28-мм,
4 × 1 — 20-мм ЗАУ «Эрликон» (проектное)
5 × 2 — 40-мм Бофорс,
7 × 1 — 20-мм «Эрликон» (с июня 1943)

Противолодочное вооружение

4 бомбомёта
28 глубинных бомб

Минно-торпедное вооружение

2 × 5 533-мм ТА Mark 15

Медиафайлы на Викискладе

Эскадренные миноносцы типа «Флетчер» — тип эскадренных миноносцев, в период Второй мировой войны состоящий на вооружении ВМС США. После окончания Второй мировой и начала холодной войны эскадренные миноносцы типа «Флетчер» постепенно передавались ВМС военно-политических союзников США. Эсминцы типа «Флетчер» являются самыми известными эсминцами США и самым крупносерийным типом эсминцев в мире за всю историю флота. Четыре эсминца типа «Флетчер» в настоящее время являются кораблями-музеями.

Я всегда полагал, что эсминцы типа «Флетчер» выиграли войну… они были сердцем и душой малого флота

Оригинальный текст (англ.) I always felt it was the Fletcher class that won the war … they were the heart and soul of the small-ship Navy — Lieutenant Commander Fred Edwards

История разработки

Разработка эскадренных миноносцев типа «Флетчер» была начата в октябре 1939 года. В соответствии с первоначальными требованиями (водоизмещение не должно было превышать 1600 дл. т, на вооружение корабля должно было быть не менее четырёх 127-мм орудий и 10 торпедных аппаратов, скорость — не менее 36 узлов) было подготовлено 6 эскизных проектов эсминцев, мало отличавшихся от предшествующих типов «Бенсон» и «Симс». Но уже в конце 1939 года 1600-тонное ограничение перед конструкторами было снято, так как стало ясно, что в пределах этого водоизмещения невозможно реализовать дополнительные требования. Новые требования, предъявленные к конструкторам будущего типа эскадренных миноносцев, включали необходимость вооружения кораблей 28-мм счетверенным автоматом и усиления противолодочного вооружения. Новый проект эскадренных миноносцев типа «Флетчер» был утверждён секретарём флота 27 января 1940 года. 25 первых кораблей были заказаны к строительству 28 июня и 1 июля 1940 года. Эсминцы, не смотря на большие размеры, строились очень быстро — в среднем от закладки киля до ввода в эксплуатацию — 331 день. Важно то, что на «Флетчер» ещё на стадии про­ектирования закладывался резерв водоизмещения на новые системы вооружения, в то время как на предшествующих ти­пах усиление зенитного и противолодочного вооружения велось за счёт снятия части 127-мм орудий и торпедных аппаратов либо приходилось укладывать балласт.

> История строительства

Всего в 1942 — 1944 годах было построено 175 эскадренных миноносцев типа «Флетчер». Стоимость одного корабля составляла 11 086 000 долларов (данные Jane, 1942).

Конструкция

DD-581

Конструкция корпуса и надстроек

В проекте эскадренных миноносцев типа «Флетчер» впервые за 20 лет вернулись к гладкопалубной конструкции корпуса с заметной седловатостью. Подобное решение обеспечивало некоторый выигрыш весовой нагрузки, отводимой на корпус, но уменьшало объём внутренних помещений, «выдавливая» часть из них в надстройки, что служило одной из причин критики проекта. Ещё одним важным новшеством стало противоосколочное бронирование — борта и палуба над энергетической установкой защищались 13-мм бронелистами, а на директоре ГК броня утолщалась до 19 мм. Корпус сварной, кроме клепаных соединений пазов и стыков наружной обшивки в районе миделя.

Вооружение

ГК состоял из пяти универсальных 127 мм/38 орудий, оснащенных системой управления огнём Марк 37, боекомплект составлял 2100 выстрелов или 420 снарядов на ствол. Во время войны эсминцы принимали в перегруз до 2775 снарядов, а когда понадобилось место для боеприпасов ставшей многочисленной мелкокалиберной зенитной артиллерии боекомплект сократили до 380 выстрелов на ствол. Лёгкое зенитное вооружение состояло из одной счетверенной зенитной установка калибра 1,1 дюйма (28-мм), четырёх пулемётов Браунинга калибра 0.50 (12,7-мм). В течение 1941 — начале 1942 года в проекте было пересмотрено зенитное вооружение: пулемёты — заменены одиночными 20-мм пушками Oerlikon. Позже 28-мм установка заменена одной спаренной 40-мм установкой пушек Bofors.

Артиллерия эсминцев
Орудие 25-мм/60 Тип 96 28-мм/75 40 mm/56 (Bofors) Эрликон
Калибр, мм 127 127 25 28 40 20
Длина ствола, калибров 38 50 60 74,5 56 70
Скорострельность, в/мин 16 — 20 6 — 12 110 — 260 100 100 250 — 320
Вес снаряда, кг 25 23 0,243—0,262 0,416 0,9 0,12
Начальная скорость, м/с 780 911 900 823 881 844
Максимальная дальность, м 16 100 18 380 7500 6767 10 180 4400
Максимальная досягаемость по высоте, м 10 000 (7500) 8100(7400) 5200(1500) 5791(1550) 6797(2500) 2400(915)
Живучесть ствола 3000 700 12 000 нет данных 9500 9000

Двигательная установка

Мощность энергетической установки повысили до 60 000 л. с. для достижения скорости в 38 узлов, так как по существовавшим в то время представлениям, скорость эскадренных миноносцев должна была превышать скорость эскортируемых ими кораблей (как минимум на 5 узлов). Однако, перегрузка не позволила кораблям этого типа приблизиться к проектному значению скорости — при водоизмещении, близком к полному, эсминцам редко удавалось превысить скорость в 34 узла, при том, что мощность энергетической установки соответствовала контрактной, в нормальном грузу все эсминцы типа «Флетчер» развили не менее 35 узлов, при водоизмещении близком к стандартному скорость оставляла 36,5-38 узлов. Двигательная установка компоновочно повторяла тип «Гливз» — была высокотемпературной установкой среднего (43 Атм.) давления, которая теоретически обеспечивала на 20-30 % большую эффективность, чем современные конструкции подавляющего большинства иностранных эсминцев. Платой за это была большая масса энергетической установки, которая составляла 787—822 дл. тонны. Запас топлива составлял 491 дл. тонн флотского мазута и 40 тонн солярки. Расчётная дальность по результатам испытаний составляла 4800 миль на ходу 15 узлов и 4150 на 20, фактическая — 4490 морских миль на 15 узлах или 4900 миль на ходу 12 узлов при проектной дальности 6500 миль на 15 узлах.

Рабочее давление пара — 43,3 кГ/см², температура — 454 °C . Давление на входе в турбину 565 psi (38,96 кгс/см², 38,4 атм.).

Проектная скорость составляла 37,8 узла при водоизмещении 2544 дл. тонны.

Мореходность

Корабли отличались хорошими мореходными качествами и высокой остойчивостью. Высокая начальная остойчивость была следствием низкого расположения очень массивных, компактных силовых механизмов. Из-за этого эсминцы обладали резкой бортовой качкой, частично компенсированной скуловыми килями. Диаметр циркуляции на ходу 30 узлов превосходил аналогичный показатель британских ЭМ примерно на 300 м и достигал 950 ярдов (868 метров), что затрудняло взаимодействие.

Служба

Корабли принимали активное участие в боевых действиях на море в период Второй мировой войны. За 1943—1945 гг. ВМС США было потеряно 23 эсминца типа «Флетчер» из 175 единиц, поставленных американскому флоту. В послевоенное время, по мере возрастания возможностей советских подводных лодок и повышения их активности в Мировом океане, США начали осуществлять программу экстренного увеличения противолодочных возможностей флота, в том числе и противолодочных возможностей эскадренных миноносцев типа «Флетчер».

Модернизированные эсминцы типа «Флетчер», снабженные новыми детекторами и противолодочным оружием, были переклассифицированы в эскортные эсминцы (DDE). Модернизация эсминцев типа «Флетчер» должна была проходить по программам FRAM I и II (Force Reconstruction and Modernization). Однако, в связи с наличием большого числа эсминцев типов «Самнер» и «Гиринг», руководство американских ВМС посчитала, что стоимость переоборудования «Флетчеров» не оправдывается их предполагаемой эффективностью. В результате программа FRAM для эскадренных миноносцев типа «Флетчер» была сокращена в пользу эсминцев типа «Гиринг».

В 1960-е годы помимо боевой службы несколько эсминцев типа «Флетчер» принимали участие в американской космической программе. В мае 1961 года эскадренный миноносец The Sullivans (DD-537) находился в поисковой группе во главе с авианосцем USS Lake Champlain (CVS-39), обеспечившей благополучное приводнение астронавта Алана Шепарда, совершившего первый американский суборбитальный полет на космическом корабле «Меркурий».

После отказа от проведения модернизации «флетчеров» по программе FRAM, эсминцы этого типа стали отдавать в аренду или продавать дружественным иностранным правительствам. Первыми эскадренными миноносцами типа «Флетчер», сменившими военно-морской флаг, стали эсминцы Capps и David W.Taylor, переданные Испании 15 мая 1957 года. При этом Capps получил новое имя в честь одной из величайших морских битв в истории — битвы при Лепанто. ФРГ в январе 1958 года получила USS Anthony (DD-515), вошедший в строй Бундесмарине как Z-1 (Zerstoerer-1). Затем к нему присоединились ещё пять кораблей, причем последний вошёл в состав ВМС ФРГ в апреле 1960 года. Япония получила 2 эсминца этого типа — USS Heywood L. Edwards и Richard P. Leary. Оба были переданы Морским силам самообороны Японии в марте 1959 г. Аргентине, Бразилии, Греции, Италии, Мексике, Республике Тайвань, Турции, Чили, Перу, Колумбии и Республике Корея также были переданы эскадренные миноносцы этого типа. Всего вышеперечисленным 14 странам было передано из ВМС США 53 эсминца типа «Флетчер».

Галерея

  • Головной эсминец типа «Флетчер» USS Fletcher в Перл-Харборе, 1964 год

  • Эсминец USS Rowe (DD-564). Дата и место снимка неизвестны

  • USS Aulick (DD-569) 24 февраля 1945 года у полуострова Меэ, Калифорния

> См. также

  • Список эскадренных миноносцев типа «Флетчер»
  • Эскадренный миноносец

Примечания

  1. 1 2 3 4 U.S. Destroyers, 2004, p. 412.
  2. Destroyer History Foundation (англ.) (недоступная ссылка). Дата обращения 31 декабря. Архивировано 31 января 2009 года.
  3. NVG 165, 2010, p. 10.
  4. Campbell J. Naval weapons of World War Two. — P. 200.
  5. DiGiulian, Tony. United States of America 1.1″/75 (28 mm) Mark 1 and Mark 2 (англ.). сайт navweaps.com. — Описание орудия 28 mm Mark 1. Дата обращения 4 декабря 2014.
  6. Campbell J. Naval weapons of World War Two. — P. 151.
  7. DiGiulian, Tony. Sweden Bofors 40 mm/60 (1.57″) Model 1936 — United States of America 40 mm/56 (1.57″) Mark 1, Mark 2 and M1 (англ.). сайт navweaps.com. — Описание орудия 40 mm/56 Mark 1. Дата обращения 4 декабря 2014.
  8. Campbell J. Naval weapons of World War Two. — P. 147.
  9. Установки высокого давления от 50 атм. и выше
  10. NVG 165, 2010, p. 6.
  11. 1 2 3 NVG 165, 2010, p. 46.

> Литература

Ссылки

1899—1918 гг.

1919—1945 гг.

  • «Викс»
  • «Клемсон»
  • «Фаррагут»
  • «Портер»
  • «Мэхэн»
  • «Гридли»
  • «Бэгли»
  • «Сомерс»
  • «Бенхэм»
  • «Симс»
  • «Бенсон»
  • «Гливс»
  • «Бристоль»
  • «Флетчер»
  • «Аллен М. Самнер»
  • «Роберт Х. Смит»
  • «Гиринг»

1916—1959 гг. (Эскортные)

после 1945 г.

Корабли ВМС США периода Второй мировой войны
Авианосцы
  • «Лэнгли»Е
  • «Лексингтон»
  • «Рейнджер»Е
  • «Йорктаун»
  • «Уосп»Е
  • «Эссекс»
  • «Мидуэй»З
Лёгкие авианосцы
  • «Индепенденс»
  • «Сайпан «З
Эскортные авианосцы
  • Long Island
  • «Боуг»Е
  • «Сэнгамон»
  • «Эвенджер»
  • «Касабланка»
  • Commencement Bay
Линкоры
  • «Вайоминг»
  • «Нью-Йорк»
  • «Невада»
  • «Пенсильвания»
  • «Нью-Мексико»
  • «Теннесси»
  • «Колорадо»
  • «Северная Каролина»
  • «Саут Дакота»
  • «Айова»
  • «Монтана»О
Линейные крейсера «Аляска»
Тяжёлые крейсера
  • «Пенсакола»
  • «Нортхэмптон»
  • «Портленд»
  • «Нью-Орлеан»
  • «Уичита»Е
  • «Балтимор»
  • «Орегон-Сити»З
  • «Де Мойн»З
Лёгкие крейсера
  • «Омаха»
  • «Бруклин»
  • «Атланта»
  • «Кливленд»
  • «Фарго»З
  • «Вустер»З
Эсминцы
  • «Колдуэлл (англ.)русск.»
  • «Викс»
  • «Клемсон»
  • «Фаррагут»
  • «Портер»
  • «Мэхэн»
  • «Гридли»
  • «Бэгли»
  • «Сомерс»
  • «Бенхэм»
  • «Симс»
  • «Бенсон»
  • «Гливс»
  • «Бристоль»
  • «Флетчер»
  • «Аллен М. Самнер»
  • «Роберт Х. Смит»
  • «Гиринг»
Эскортные миноносцы
  • Evarts
  • Buckley (англ.)русск.
  • Cannon
  • Edsall
  • Rudderow
  • John C. Butler
Патрульные фрегаты и
канонерские лодки
  • Ashevilleи
  • «Такома»
  • «Флауэр»и
Тральщики
  • Lapwing
  • Raven
  • Auk
  • EagleS
  • Hawk
  • Admirable
Субмарины
  • O
  • R
  • S
  • Barracuda
  • ArgonautЕ
  • Narwhal
  • DolphinЕ
  • Cachalot
  • Porpoise
  • Salmon (англ.)русск.
  • Sargo
  • Tambor
  • Mackerel
  • Gato
  • Balao
  • Tench
Е — единственный корабль в серии · З — завершены после войны · О — постройка отменена · и — иностранные

Ветеран тихоокеанского флота

Трудно вспомнить более удачный и массовый тип эскадренных миноносцев Второй мировой войны, чем эсминцы типа «Флетчер». Не менее трудно найти корабль со столь же славной боевой историей. Второй эсминец этого типа, по имени которого получила название вся серия, выглядел не так впечатляюще, как гигантские линкоры и стремительные крейсера, однако прошёл всю войну, принял участие в крупнейших битвах на Тихом океане и оставался в строю до 1969 года. Вымпел корабля-ветерана украсили пятнадцать боевых звёзд за Вторую мировую и пять – за Корейскую войну, что стало наглядным подтверждением его прозвища «Боевой Флетчер».

История создания

Новый тип эсминцев разрабатывался в 1939–1940 годах. Война для США ещё не началась, и американским судостроителям было непросто выработать «идеальную концепцию» лёгких кораблей – морские сражения на другой стороне Атлантики не успели дать необходимой статистики применения эсминцев. Например, действительная эффективность морской авиации оставалась загадкой для флотских теоретиков. Таким образом, не было ясности относительно необходимых средств ПВО, а значит, и резерва свободного пространства и водоизмещения, который требовалось заложить в проект новых эсминцев.

Эскизные заявки 1939 года являлись развитием типов «Бенсон» и «Симс». В то время для эсминцев существовало ограничение в 1600 т водоизмещения, однако к 1940 году стало ясно, что столь незначительные размеры кораблей не позволят оснастить их действенными зенитными средствами, и ограничение сняли.

Результатом разработок стал проект корабля длиной в 114,7 м (по другим данным – 112,5 м) и водоизмещением 2100 т. Несмотря на столь большие размеры, это было весьма быстроходное судно, способное развивать 38 узлов максимального хода (при 15 узлах экономического) с диаметром разворота в 950 ярдов (867 м) на скорости в 30 узлов.

Министерство военно-морских сил США одобрило проект, представленный специалистами Бюро Судостроения 27 января 1940 года. Эсминец предполагалось вооружить пятью 127-мм пушками Мk.12 с длиной ствола в 38 калибров. Основным средством противокорабельной борьбы становились два торпедных аппарата Мk.15, имевшие по пять труб калибра 533 мм (позднее были заменены на аппараты Мk.23). Для борьбы с подлодками противника служили шесть бомбомётов типа К с боезапасом в 28 бомб. Зенитные средства состояли из счетверённого 28-мм орудия и четырёх 12,7-мм пулемётов «Браунинг». Одобрив проект, министерство разместило заказ на двадцать четыре корабля. К концу 1940 года заказ увеличился до сотни эсминцев, всего же за годы Второй мировой войны в строй встало 175 кораблей этой серии.

Эсминец с бортовым номером DD-445 спустили на воду 3 мая 1942 года, в самый разгар войны. Корабль окрестили именем Фрэнсиса Фрайди Флетчера – командира первого эсминца флота Североамериканских Соединённых Штатов. Несколько ранее в строй встал эсминец «Николас» (DD-449), однако серия получила имя корабля с меньшим тактическим номером.

Фрэнсис Фрайди Флетчер (1855–1914), командир корабля «Кашинг» – первого эсминца американского флота
navsource.org/archives

Эксплуатация кораблей почти сразу показала неэффективность пулемётного вооружения как зенитного средства. Новые боевые самолёты были слишком живучи даже для «солидных» пуль 50-го калибра. Более того, недостаточно мощной оказалась и 28-мм орудийная установка – на «Флетчере» её заменили спаренной 40-мм пушкой «Бофорс». Пулемёты также демонтировали, заменив их четырьмя 20-мм пушками «Эрликон».

В дальнейшем, в ходе модернизации 1943 года, количество «Бофорсов» довели до пяти, а «Эрликонов» – до семи. В 1945 году два «Бофорса» поменяли на счетверённые установки, а четыре из семи «Эрликонов» сменили на спаренные, доведя общее количество зенитных стволов до двадцати пяти. Тогда же был демонтирован один из торпедных аппаратов.

В целом, для «Флетчеров» был типичен перегруз конструкции: из-за него даже мощная силовая установка в 60 000 л.с. никогда не могла выдать паспортной скорости в 38 узлов. Реальный максимум хода этих эсминцев не превышал 34 узлов, что, тем не менее, являлось впечатляющим показателем для столь крупных кораблей. Как писал американский историк военно-морского флота Норманн Фридман, «в ретроспективе «Флетчеры» считаются наиболее эффективными из американских эсминцев. Быстрые, вместительные, способные выдерживать значительные повреждения, продолжая сражаться».

127-мм носовые орудийные установки эсминца «Флетчер»
navsource.org/archives

История службы

1942 год

После размагничивания корпуса в Бейоне (16 июля) эсминец «Флетчер» отправился на базу Гуантанамо для проведения обучения экипажа. Командиром эсминца стал лейтенант-коммандер Уильям Коул, а его заместителем был назначен Джозеф Уайли. Мичман Альфред Грессард вспоминал: «У нас был лучший шкипер и его заместитель во всём ВМФ. Коул был замечательным командиром, которого любил весь экипаж. У него также были отличные отношения с Уайли. Это два лучших офицера, которых мне доводилось встречать».

Мостик эсминца «Флетчер». Военно-морской музей США, Вашингтон
Источник – en.wikipedia.org

5 ноября «Флетчер» прибыл в Нумеа (остров Новая Каледония), после чего вошёл в состав Оперативного соединения 67. Обстановка на Тихом океане была далека от спокойной –американцы начали операцию «Уотчтауэр», целью которой являлось прикрытие острова Гуадалканал от высадки деблокирующих японских сил и уничтожение вражеских баз на островах Рабаул, Новая Ирландия и других. Именно здесь приняли боевое крещение первые «Флетчеры».

Эсминец «Флетчер» в море. Живописная реконструкция Дж. Ватта
navsource.org/archives

«Флетчер» впервые вступил в бой 30 октября при бомбардировке мыса Лунга-Пойнт на северном побережье Гуадалканала. Настоящее сражение ждало его 13 ноября, когда американская эскадра схлестнулась с японскими линейными крейсерами «Хиэй» и «Кирисима», а также одиннадцатью эсминцами. Начали бой линейный крейсер «Хиэй» и эсминец «Акацуки», в 1:48 высветившие американский крейсер «Атланта» стрельбовыми прожекторами на дистанции 2,7 км. «Флетчер» вместе с пятью другими кораблями открыл огонь по «Акацуки», ориентируясь на огни прожекторов. Залпы легли удачно, и вскоре японский эсминец затонул. Из-за малых дистанций и внезапности бой протекал хаотично и продолжался всего около сорока минут, но оказался чрезвычайно кровопролитным. «Хиэй» получил торпедное попадание, оказавшееся для него роковым. Вдобавок к этому, утром его повредили торпедоносцы «Эвенджер», поднявшиеся с американских авианосцев, и японцы были вынуждены затопить корабль, лишившийся хода. Честь удачного торпедного залпа по японскому крейсеру принадлежала эсминцу «Лаффи» (DD-459). В это время «Флетчер» и другой его систершип «О`Бэннон» вели огонь по вражеским эсминцам, обеспечивая выход в атаку других кораблей американской эскадры.

Палуба эсминца «Флетчер» во время модернизации в Сан-Франциско, 1943 год
navsource.org/archives

Из боя «Флетчер» вышел без повреждений. Сражение состоялось в «несчастливый день» – пятницу 13-го, номер корабля при сложении всех его цифр также давал в сумме тринадцать (4+4+5), как и номер Оперативного соединения 67, поэтому суеверные моряки дали своему кораблю прозвище «Счастливчик Тринадцатый» (Lucky Thirteen).

Удача вообще сопутствовала «Флетчеру» и многим членам его экипажа. Как вспоминал оператор зенитного орудия «Бофорс» Джон Йенсен, однажды при угрозе ночного вражеского авиаудара эсминец встал на прикрытие линкора «Колорадо», выдвинувшись на его бортовой траверз. В это время артиллеристы линкора произвели преждевременный выстрел шрапнельным снарядом из 127-мм орудия. Снаряд разорвался прямо над «Флетчером», и его поражающие элементы осыпали палубу эсминца. Часть шрапнели угодила в короб 40-мм зарядов – последовал сильный взрыв, однако ранение (в руку) получил всего один моряк. Утром Йенсен с ужасом обнаружил пробоину в палубе всего в тридцати сантиметрах от своего боевого поста – ещё немного, и шрапнель уложила бы его на месте.

Везение, мастерство экипажа и отличный радар позволили «Флетчеру» выйти без значительных повреждений из боя у мыса Тассафаронга, разыгравшегося ночью 30 ноября 1942 года. Оперативное соединение 67 в составе тяжёлых крейсеров «Нортхэмптон», «Миннеаполис», «Пенсакола», «Нью-Орлеан», лёгкого крейсера «Гонолулу» и четырёх эсминцев должно было перехватить «Токийский экспресс» из восьми эсминцев, доставлявший подкрепления и боеприпасы японским войскам, находившимся на Соломоновых островах.

Машинное отделение «Флетчера»
Источник – picasaweb.google.com

«Флетчер» возглавлял боевой ордер оперативного соединения и установил радарный контакт с неприятелем в районе острова Саво. Американские эсминцы открыли бой торпедным залпом и выстрелами из пушек, «развесив» осветительные снаряды над строем вражеских кораблей. Огненный шквал с крейсеров обрушился на эсминец «Таканами», шедший впереди японской колонны. Корабль охватило пламя, и он фактически вышел из боя.

Вид с борта «Флетчера» на боевой ордер эсминцев во время похода к мысу Тассафаронга. 1943 год
Источник – picasaweb.google.com

Японский контр-адмирал Райдзо Танака мастерски использовал засветку от пожара, дымовые завесы и за счёт умелого маневрирования разминулся с двадцатиторпедным залпом американцев. По мнению военного историка Рассела Креншоу, главной причиной столь редкой удачливости японцев стало низкое качество американских торпед. Командующий группировкой ВМС США в южной части Тихого океана вице-адмирал Уильям Хэлси сделал иные выводы по итогам боя:

«Эсминцы дали торпедный залп на слишком большой дистанции. Ночное применение торпед на расстояниях больше 4000–5000 ярдов недопустимо… Эсминцы, шедшие головными, выпустив торпеды, не оказали поддержки крейсерам, уйдя на северо-запад. Такое отсутствие наступательной инициативы соединений эсминцев недопустимо в будущих операциях»

Торпедный аппарат Мk.23
Источник – picasaweb.google.com

Японские торпеды Тип 93 огромного калибра 610 мм обладали большой дальнобойностью и значительной скоростью, поэтому ответные залпы японцев привели к катастрофическим последствиям. Три американских тяжёлых крейсера вышли из строя, получив страшные повреждения. «Нью-Орлеану» и «Миннеаполису» начисто оторвало носовые оконечности, а «Нортхэмптон» затонул, причём «Флетчеру», подоспевшему к месту трагедии, пришлось заниматься спасательными работами. Вместе с эсминцем «Дрэйтон» он принял на борт 773 человека.

1943 год

На Соломоновых островах продолжались кровавые бои. Японское командование, понимая важность аэродромов подскока и обеспечения, отдало приказ о создании аэродрома на мысе Мунда (остров Нью-Джорджия). Для устранения этой угрозы командованием Оперативного соединения 67 была выделена Тактическая группа 67.2. 5 января эсминцы «Флетчер» и «О`Бэннон» вместе с тремя крейсерами в течение часа вели артобстрел вражеских позиций.

11 февраля в районе острова Реннел гидросамолёт с лёгкого крейсера «Хелена» засёк японскую субмарину. Лётчики обозначили место контакта дымовой шашкой, наведя на цель эсминец «Флетчер». Атака девятью глубинными бомбами привела к уничтожению подлодки I-18. К 21 февраля «Боевой Флетчер» прибыл к острову Рассела для поддержки десанта. 23 апреля эсминец прибывает в Сидней для прохождения текущего ремонта, где и остаётся до 4 мая. По его окончании «Флетчер» перебазировали в Сан-Франциско для капитального ремонта и модернизации. Несмотря на вполне удачную боевую судьбу, корабль нуждался в ремонте по причине мелких повреждений и износа машин. Кроме того, зенитное вооружение показало недостаточную эффективность: реалии Второй мировой войны заставили американцев усилить батарею «Бофорсов» и «Эрликонов».

К боевой службе эсминец вернулся лишь 27 сентября, базируясь в Нумеа. Тогда же «Флетчер» вошёл в состав Оперативного соединения 53, а с 20 по 30 ноября принимал участие в высадке десанта на острова Гилберта в составе тактической группы 53.2. В начале декабря корабль перебросили к атоллу Кваджалейн для обеспечения наземной операции.

1944 год

Пройдя в декабре 1943 года текущий ремонт в Пёрл-Харборе, «Флетчер» продолжил участие в Гилберт-Маршалловской наступательной операции объединённых сил флота и армии США. Так, 30 января–21 февраля ему довелось прикрывать линкоры, обстреливавшие атолл Уотж. Ко второй половине апреля эсминец был включён в состав Оперативного соединения 77 под командованием вице-адмирала Томаса Кэссина Кинкейда. Непосредственно «Флетчер» входил в состав Тактической группы 77.2, которой руководил контр-адмирал Олдендорф – это была главная ударная сила соединения, состоявшая из 28 эсминцев, 6 линкоров и 8 крейсеров. В мае 1944 года «Флетчер» участвовал в бою с японскими эсминцами у острова Биак неподалёку от Новой Гвинеи. В ходе сражения были повреждены три вражеских эсминца.

Оперативные соединения 38 и 77, общее руководство которыми осуществлял лично адмирал Уильям Хэлси, приняли участие в грандиозной операции по захвату Филиппин и сражении в заливе Лейте 23–26 октября 1944 года. «Флетчер» сопровождал конвои и принимал участие в артобстрелах наземных целей, а также выполнял функции корабля ПВО.

«Флетчер» в боевом походе. Фотография неизвестного происхождения и датировки
Источник – navsource.org/archives

1945 год

В начале января, находясь в составе тактической группы 77.2, «Флетчер» обеспечивает десант на остров Лусон, прикрывая высадку артиллерийским и зенитным огнём. На счёт корабля был записан сбитый японский самолёт. 29 января «Флетчер» прикрывает тральщики в бухте Субик, а 31 января поддерживает артогнём десант в заливе Насугбу.

В феврале корабль отправился к берегам полуострова Батаан и острова Коррехидор, где вёл орудийный огонь по побережью и прикрывал тральщики в Манильском заливе. С обеспечением работы тральщиков, занятых расчисткой акваторий от мин, связана большая часть службы «Флетчера» (и других эсминцев) в этот период войны. По воспоминаниям Джона Йенсена, именно тогда корабль был обстрелян береговой гаубичной батареей с замаскированной позиции. Не имея возможности вести контрбатарейную борьбу и при полном отсутствии целеуказания, командир «Флетчера» (к тому времени им стал лейтенант-коммандер Джонстон) мастерски уводил корабль из-под огня, пока гаубичный снаряд не повредил тральщик YMS-48. «Флетчер» поспешил на помощь, но и сам получил попадание, приведшее к гибели пяти моряков и ранению ещё пятерых. Тем не менее, дымовая завеса позволила выполнить боевую задачу, и экипаж тральщика был спасён. Повреждённый корабль американцы отправили на дно орудийным огнём.

Конец февраля ознаменовался для «Флетчера» прикрытием десантов на острова Палаван и Минданао. В апреле-мае эсминец патрулирует Филиппины и обеспечивает высадку войск на остров Таракан в Индонезии. 1 июня корабль отвели на ремонт в Сан-Педро (Калифорния), и Вторая мировая война для него закончилась. 7 августа 1945 года «Боевой Флетчер» завершил боевую службу, а в 1947 году его вывели во флотский резерв.

«Отпуск» заслуженного корабля оказался недолгим – мир после окончания войны был весьма напряжённым. Настало время великого противостояния двух сверхдержав, и в 1949 году «Флетчер» переводят в Сан-Диего в качестве эскортного эсминца. Вскоре он вошёл в состав авианосной группы «Вэлли Фордж», действовавшей против Северной Кореи в войне 1950–1953 годов. После окончания Корейской войны эсминец действовал в составе 7-го флота США, совершив несколько походов в качестве противолодочного корабля. В дальнейшем «Счастливчик Тринадцатый» прослужил ещё долгие годы и был выведен из состава флота лишь в 1969 году.

«Флетчер» в 1943 году
Источник – shipmodels.info

«Флетчер» олицетворяет боевую судьбу целого типа эсминцев, названного по его имени. Долгая и насыщенная боевая «карьера» длиной в двадцать семь лет сделала бы честь любому линкору, однако столь яркая военная судьба выпала именно этим небольшим и невзрачным кораблям.

Список литературы:

Эскадренные миноносцы типа «Гиринг»

Эскадренные миноносцы типа Гиринг


Эсминец «Сазерленд» типа «Гиринг»

Проект

Страна

  • США
    Аргентина
    Китай
    Китайская Республика
    Мексика
    Греция

Изготовители

Операторы

Годы постройки

Основные характеристики

Водоизмещение

2616 дл. т (проектное)
3460 дл. т (полное)

Длина

116,6 м (по КВЛ) 119,0 м (наибольшая)

Ширина

12,5 м (наибольшая)

Осадка

4,4 м (средняя)

Бронирование

палуба (над силовой установкой) 12,7 мм
борт (в районе силовой установки) 19 мм

Двигатели

2-вальный ТЗА General Electric, 4 паровых котла

Мощность

60 000 л. с. (номинальная)

Движитель

2 винта

Скорость хода

33 узла (при полном водоизмещении)
34,5 узлов (при нормальном водоизмещении)
36,8 узлов (максимальная)

Дальность плавания

4500 миль на 20 узлах
5370-5800 миль на 15 узлах (при полном водоизмещении)

Экипаж

336—345 человек (в том числе 20 офицеров)

Вооружение

Артиллерия

3 × 2 127-мм/38 АУ Mark 12
(после модернизации по программе FRAM (1962) — 2 × 2 127-мм/38 АУ Mark 12

Зенитная артиллерия

2 × 4 40-мм/56 ЗАУ, 2 × 2 40-мм/56 ЗАУ
8 × 2 20-мм ЗАУ

Противолодочное вооружение

1 × 8 ПЛУР ASROC (17 ракет) — после модернизации по программе FRAM

Минно-торпедное вооружение

2 × 5 533-мм ТА
2 × 3 324-мм ТА (после модернизации по программе FRAM)

Медиафайлы на Викискладе

Эскадренные миноносцы типа «Гиринг» — тип эскадренных миноносцев, состоявший на вооружении Военно-морского флота США с 1945 по 1982 года. Всего было построено 98 эсминцев этого типа.

История строительства

При всех своих достоинствах эсминцы типа «Fletcher» не в полной мере отвечали требованиям руководства флота США. На них оказалось невозможно разместить дополнительное мелкокалиберное зенитное вооружение, как по причине угрозы снижения остойчивости, так и просто из-за отсутствия места на верхней палубе и надстройках. После замены пяти одинарных на три спаренные установки появилась возможность выделить место для размещения дополнительных зенитных автоматов. Для сохранения остойчивости корпус сделали шире на 0,4 м, а потерю скорости в 1,5—2 узла посчитали вполне допустимой. Проект предусматривал вооружение 2×2 40-мм/56 и 4×1 20-мм/70 автоматов. Летом 1943 года в проект были внесены изменения, касающиеся зенитного вооружения, — в дополнение к спаренным 40-мм/56 добавили ещё 2×4 таких автомата, а число 20-мм «эрликонов» возросло до 11 стволов. По этой спецификации стали строиться эсминцы типа «Allen М. Sumner», но и они не совсем отвечали требованиям руководства флота США: были перегружены и имели недостаточную дальность. За счёт вставки в середину корпуса секции длиной 4,3 м удалось почти в полтора раза увеличить запас топлива: так появились эскадренные миноносцы типа «Гиринг»: первоначально названные — длиннокорпусный «Самнер».

В планы ВМС США на 1944 год входила постройка 153 эсминцев данного типа, но в 1944 году было заказано 116 эсминцев типа «Гиринг» и строительство ещё 36 (DD-891 — DD-926) было включено в программу 1945 года. Однако, в марте 1945 года президент США наложил вето на их строительство. Из 116 эсминцев были построены 93 единицы. Строительство ещё 4 единиц (DD-718, −824, −825, −827) было закончено уже после завершения Второй мировой войны по изменённому проекту в качестве кораблей ПЛО. Дополнительно был построен ещё 1 эскадренный миноносец типа — USS Timmerman (DD-828), отличавшийся от прочих кораблей серии наличием экспериментальной машинной установки. В январе 1945 года было принято решение о перестройке 12 эскадренных миноносцев типа «Гиринг» (DD-742, 743, 805—808, 829 и 873—877) в корабли радиолокационного дозора. Эсминцы оснащались РЛС ОВЦ на высокой решётчатой треноге, размещенной между дымовыми трубами взамен снятого ТА. В мае 1945 года последовало решение увеличить количество эсминцев радиолокационного дозора на 12 единиц (DD-830 — DD-835 и DD-878 — DD-883).

Особенности конструкции

DD-877

За счёт вставки в середину корпуса дополнительной секции длиной 4,3 м удалось почти в полтора раза (до 650 дл. тонн или до 727 дл. тонн) увеличить запас топлива. Изменения коснулись энергетической установки — были понижены параметры пара: температура пара была понижена с 850 °F(454 °C) до 800 °F(427 °C), давление с 615 psi (41,9 атм.) до 600—565 psi (40,83-38,5 атм.). Кроме того, бо́льшее отношение длины корпуса к его ширине, по сравнению с типом «Самнер», позволило незначительно повысить скорость.

Мощность энергетической установки составила 60 000 л. с. Масса энергетической установки составляла 929 дл. тонны. Запас топлива составлял 727 дл. тонн флотского мазута и 23 тонн солярки. Фактическая дальность составляла 6370 миль на ходу 12 узлов, 5960 на 15 и 4380 морских миль на 20 узлах.

Рабочее давление пара — 40,0 кг/см², температура — 427 °C . Была резко увеличена мощность электрогенераторов. Мощность двух генераторов переменного тока составляла по 400 кВт, двух постоянного по 50 кВт. Корабли получили два аварийных дизель-генератора мощностью по 100 кВт, вместо одного у «Флетчеров», которые могли бы обеспечить резервную мощность, необходимую для борьбы за живучесть.

На «Гирингах» 127 мм/38 артиллерийские установки по опыту войны были расположены не так, как на «Флетчерах», а как на британских эсминцах типа «Джервис», в трёх двухорудийных установках, из которых две были носовыми. 5-дюймовые орудия наводились системой управления огнём Марк 37 Gun с радаром управления огнём Марк 25, связанной с аналоговым компьютером Марк 1A. Эта система управления огнём обеспечивала эффективное действие дальнего зенитного или противокорабельного огня.

Зенитное вооружение

У «Гирингов» было также больше ближнего зенитного вооружения, чем у «Флетчеров», с 12 40-мм пушками и 11 20-мм «эрликонами» по сравнению с восемью 40-мм «Бофорсами» и семью 20-мм для типичного модернизированного «Флетчера».

Торпедное вооружение

Первоначальный проект сохранил мощное торпедное вооружение из двух 533-мм пятитрубных торпедных аппаратов с торпедами Марк 15. Но поскольку в 1945 году угроза от камикадзе была гораздо выше, чем от немногих оставшихся японских кораблей, весной 1945 года решили кормовой пятитрубный 21-дюймовый торпедный аппарат заменить на дополнительный третий счетверённый 40-мм «бофорс», общее число 40-мм стволов стало 16.

> Примечания > Литература

Эскадренные миноносцы типа «Аллен М. Самнер»

Эскадренные миноносцы типа Аллен М. Самнер

USS Allen M Sumner

Проект

Страна

  • США
    Аргентина
    Бразилия
    Китайская Республика
    Чили
    Греция

Изготовители

Операторы

Предшествующий тип

тип «Флетчер»

Годы постройки

Основные характеристики

Водоизмещение

проектное: 2200 дл. т (стандартное)
3460 дл. т (полное)
фактическое: 2300—2320 дл. тонн (стандартное)
до 3670 дл. тонн (полное)

Длина

112 м (по КВЛ) 114,8 м (наибольшая)

Ширина

12,5 м (наибольшая)

Осадка

4,4 м (средняя)

Бронирование

палуба (над силовой установкой) 12,7 мм
борт (в районе силовой установки) 19 мм

Двигатели

2-вальный ТЗА General Electric, 4 паровых котла

Мощность

60 000 л. с. (номинальная)

Движитель

2 винта

Скорость хода

34 узла (при нормальном водоизмещении)

Дальность плавания

6000 миль на 15 узлах — проектная
5100 миль на 15 узлах — расчётная
4220 миль на 15 узлах — фактическая

Экипаж

336—345 человек (в том числе 20 офицеров)

Вооружение

Артиллерия

3 × 2 127-мм/38 АУ Mark 12

Зенитная артиллерия

2 × 4 и 2 × 2 — 40-мм/60 «Бофорс»,
11 × 1 — 20-мм «Эрликон» (при вводе в строй);
3 × 4 и 2 × 2 — 40-мм/60 «Бофорс»,
11 × 1 — 20-мм «Эрликон» (с весны 1945 г.)

Минно-торпедное вооружение

2 × 5 533-мм ТА (при вводе в строй);
1 × 5 533-мм ТА (с весны 1945 г.)

Медиафайлы на Викискладе

Эскадренные миноносцы типа «Самнер» — ВМС США ввёл в эксплуатацию более 50 эсминцев данного типа между 1944 и 1945 годами. Проект «Самнера» базировался на основе успешного типа «Флетчер», но «Самнер» был крупнее и сильнее вооружен, при этом имел больший резерв для модернизаций. Эти эсминцы часто называют короткокорпусными вследствие того, что последующий тип был практически таким же, как и «Самнер», кроме 14-футовой секции, вставленной в средней части корпуса.

Первый 2200-тонный корпус типа Аллен М. Самнер был заложен на Bath Iron Works 24 мая 1943 года, через две недели после последнего «Флетчера» этой верфи (нормальный интервал времени производственного графика). Переход произошёл легко, потому что основная двигательная установка и основные размерения корпуса были сохранены, только с увеличением его ширины и установкой двух рулей для большей маневренности.

В отличие от одиннадцати верфей, которые строили «Флетчеры», только шесть верфей были привлечены для нового строительства. Шестьдесят девять судов было заказано 7 августа 1942 года и каждая компания получила свою группу бортовых номеров подряд. «Федеральный сухой док» получил меньшие номера кораблей: DDS 692—709, и таким образом головной корабль типа стал «Аллен М. Самнер» (DDS 692).

DD-708

«Аллен М. Самнер» нёс на 20 % 5-дюймовых пушек больше и почти на 50 % больше лёгкого зенитного вооружения в корпусе такой же длины, как и на «Флетчерах», будучи только на 15 дюймов (38 см) шире.

Стандартное водоизмещение по сравнению с предыдущим типом увеличилось на 7,5 %, а цена ещё меньше. На типе «Аллен М. Самнер» удалось существенно увеличить боевую мощь по сравнению с типом «Флетчер», при минимальном увеличении стоимости. Одинарный руль на «Флетчерах» обеспечивал крайне малую маневренность, поэтому установили два полубалансирных руля, в результате диаметр циркуляции на ходу 30 узлов составил 700 ярдов .

Мощность энергетической установки составила 60 000 л. с. Масса энергетической установки составляла 822—824 дл. тонны. Запас топлива составлял 504 дл. тонн флотского мазута и 35 тонн солярки. Расчётная дальность по результатам испытаний составляла 5100 миль на ходу 15 узлов и 4000 на 20, фактическая — 4220 морских миль на 15 узлах, 4620 миль на ходу 12 узлов и 3240 на 20 узлах при проектной дальности 6000 миль на 15 узлах.

Рабочее давление пара — 40,0 кг/см², температура — 454 °C .

На «Самнерах» 127-мм/38 артиллерийские установки, по опыту войны, были расположены не так как на «Флетчерах», а как на британских эсминцах типа «Джервис» в трёх двухорудиных установках, из которых две были носовыми, тем самым увеличив носовой залп в два раза. 5-дюймовые орудия наводились системой управления огнём Марк 37 Gun с радаром управления огнём Марк 25, связанными с аналоговым компьютером Марк 1A. Эта система управления огнём обеспечивала эффективное действие дальнего зенитного или противокорабельного огня.

У «Самнеров» было также больше стволов ближнего зенитного вооружения, чем у «Флетчеров»: двенадцать 40-мм пушек «Бофорс» и одиннадцать 20-мм «Эрликонов» по сравнению с восемью «Бофорсами» и семью «Эрликонами» для типичного модернизированного «Флетчера».

Первоначальный проект сохранил мощное торпедное вооружение из двух 533-мм пятитрубных торпедных аппаратов, с торпедами Марк 15. Но поскольку в 1945 году угроза от камикадзе была гораздо выше, чем от немногих оставшихся японских кораблей, то весной 1945 года решили кормовой пятитрубный 21-дюймовый торпедный аппарат заменить на дополнительный третий счетверённый 40-мм «бофорс», при этом общее число 40-мм стволов стало 16.

> Примечания > Литература

Морская стратегия США в годы Второй мировой войны.Эсминцы типа «Флетчер».

«Я всегда полагал, что эсминцы типа «Флетчер» выиграли войну… они были сердцем и душой малого флота.»
— Lieutenant Commander Fred Edwards.
Морская стратегия США в годы Второй мировой заключалась в простом алгоритме: строить корабли быстрее, чем их сможет топить противник. Несмотря на кажущуюся абсурдность такого подхода, он полностью соответствует условиям, в которых оказались США перед войной: колоссальные промышленные мощности и огромная база ресурсов позволяли вести борьбу с любым противником.
За предыдущие 50 лет, «американский пылесос», пользуясь неурядицами в Старом Свете, собрал все лучшее со всего мира – грамотную и высококвалифицированную рабочую силу, ведущих ученых и инженеров, «светила мировой науки», новейшие патенты и разработки. Проголодавшаяся в годы «Великой депрессии», американская промышленность только ждала повода, чтобы «рвануть с места в карьер» и побить все стахановские рекорды.
Темпы постройки американских боевых кораблей настолько невероятны, что звучат как анекдот — в период с марта 1941 по сентябрь 1944 год янки ввели в строй 175 эсминцев типа «Флетчер». Сто семьдесят пять – рекорд не побит до сих пор, «Флетчеры» стали самым массовым типом эскадренных миноносцев в истории.
Для полноты картины стоит добавить, что наряду со строительством «Флетчеров»:
— продолжалось строительство «устаревших» эсминцев по проекту «Бенсон/Гливс» (серия из 92 единиц),
— с 1943 года в серию пошли эсминцы типа «Аллен М. Самнер» (71 корабль, включая подкласс «Роберт Смит»).
— с августа 1944 года началось строительство новых «Гирингов» (еще 98 эскадренных миноносцев). Как и предыдущий проект «Аллен М. Самнер», эсминцы типа «Гиринг» были очередным развитием очень удачного проекта «Флетчер».
Гладкопалубный корпус, стандартизация, унификация механизмов и оружия, рациональная компоновка – технические особенности «Флетчеров» ускоряли их постройку, облегчали монтаж и ремонт оборудования. Усилия конструкторов оказались не напрасны – масштабы крупносерийного строительства «Флетчеров» удивили весь мир.
Но могло ли быть иначе? Наивно полагать, что морскую войну можно выиграть лишь дюжиной эсминцев. Для успешного проведения операций на просторах океана требуются тысячи боевых и вспомогательных кораблей – достаточно вспомнить, что список боевых потерь ВМС США в годы Второй мировой войны содержит 783 названия (размерами от линкора до патрульного катера).
С точки зрения американской промышленности, эскадренные миноносцы типа «Флетчер» были относительно простыми и дешевыми изделиями. Однако, вряд ли кто из его ровесников – японских, немецких, британских или советских эскадренных миноносцев мог похвастаться таким же впечатляющим комплектом радиоэлектронного оборудования и систем управления огнем. Универсальная артиллерия, эффективный комплекс противовоздушного, противолодочного и торпедного оружия, огромный запас топлива, удивительная прочность и феноменально высокая живучесть – все это превратило корабли в настоящих морских чудовищ, лучших эсминцев Второй мировой войны.
В отличии от своих европейских «коллег», «Флетчеры» изначально проектировались для действий на океанских коммуникациях. 492-тонный запас мазута обеспечивал дальность плавания 6000 миль 15-узловым ходом – американский эсминец мог по диагонали пересечь Тихий океан без пополнения запасов топлива. В реальности, это означало возможность действовать в отрыве на тысячи миль от пунктов материально-технического снабжения и выполнять боевые задачи в любом районе Мирового океана.
Другим важным отличием «Флетчеров» от кораблей европейской постройки был отказ от «погони за скоростью». И хотя, в теории, котлотурбинная силовая установка мощностью 60 000 л.с. позволяла «американцу» разгоняться до 38 узлов, в реальности скорость перегруженного топливом, боеприпасами и снаряжением «Флетчера» едва достигала 32 узлов.
Для сравнения: советская «семерка» развивала 37-39 узлов. А рекордсмен – французский лидер эсминцев «Ле Террибль» (ГЭУ мощностью 100 000 л.с.) показал на мерной миле 45,02 узла!
С течением времени выяснилось, американский расчет оказался правильным – корабли редко ходят полным ходом, а погоня за чрезмерной скоростью приводит лишь к перерасходу топлива и негативно влияет на живучесть корабля.
Основным вооружением «Флетчера» стали пять 127 мм универсальных орудий Mk.12 в пяти закрытых башнях с боекомплектом 425 выстрелов на орудие (575 выстрелов в перегруз).
127 мм пушка Mk.12 с длиной ствола 38 калибров оказалась очень удачной артиллерийской системой, сочетавшей в себе могущество пятидюймового морского орудия и скорострельность зенитной пушки. Опытный расчет мог сделать по 20 и более выстрелов в минуту, но о даже средний темп стрельбы 12-15 выстр./мин был для своего времени отличным результатом. Пушка могла эффективно работать по любым надводным, береговым и воздушным целям, являясь при этом основой ПВО эсминца.

Баллистические характеристики Mk.12 особых эмоций не вызывают: 25,6-килограммовый снаряд покидал срез ствола со скоростью 792 м/с – довольно средний результат для морских орудий тех лет.
Для сравнения, мощная советская 130 мм корабельная пушка Б-13 образца 1935 года могла послать к цели 33-кг снаряд со скоростью 870 м/с! Но, увы, Б-13 не обладала и долей универсальности Mk.12, темп стрельбы всего 7-8 выстр/мин, но главное…
Главным была система управления огнем. Где-то в глубине «Флетчера», в боевом информационном центре наряжено гудели аналоговые компьютеры системы управления огнем Мk.37, обрабатывающие поток данных, поступающих с радара Mk.4 — пушки американского эсминца централизованно наводились на цель по данным автоматики!
Супер-пушке нужен супер-снаряд: для борьбы с воздушными целями янки создали феноменальный боеприпас – зенитный снаряд Mk.53 с радиолокационным взрывателем. Маленькое электронное чудо, мини-локатор, заключенный в оболочку 127 мм снаряда!
Главным секретом были радиолампы, способные выдерживать колоссальные перегрузки при выстреле из орудия: снаряд испытывал ускорение 20 000 g , при этом совершал 25 000 оборотов в минуту вокруг своей оси!
А снаряд довольно не простой.
Кроме универсальных «пятидюймовок», у «Флетчеров» был плотный контур ПВО из 10-20 мелкокалиберных зенитных автоматов. Изначально установленные счетверенные 28 мм установки 1,1″ Mark 1/1 (т.н. «чикагское пианино») оказались слишком ненадежны и слабы. Осознав, что с зенитными орудиями собственного производства ничего не вышло, американцы не стали «изобретать велосипед» и развернули лицензионное производство шведских 40 мм зенитных автоматов «Бофорс» и швейцарских 20 мм полуавтоматических зениток «Эрликон» с ленточным питанием. Шведский и швейцарский автоматы оказались настолько удачны, что и в наши дни остаются на вооружении армий десятков стран мира (в том числе — США).
Для тяжелого зенитного автомата «Бофорс» был разработана оригинальный директор управления огнем Mk.51 с аналоговым вычислительным устройством – система зарекомендовала себя с наилучшей стороны, под конец войны половина из сбитых японских самолетов приходилась на счет спаренных (счетверенных) «Бофорсов» оснащенных СУО Mk.51.
Для мелкокалиберных автоматических зениток «Эрликон» был создан аналогичный прибор управления стрельбой под индексом Mk.14 – ВМС США не было равных по точности и эффективности зенитного огня.
Отдельно стоит отметить минно-торпедное оружие эсминца типа «Флетчер» – два пятитрубных торпедных аппарата и десять торпед Mk.15 калибра 533 мм (инерциальная система наведения, масса боевой части – 374 кг торпекса). В отличие от советских эсминцев, ни разу не применивших торпеды на протяжении всей войны, американские «Флетчеры» регулярно проводили торпедные стрельбы в боевых условиях и часто достигали солидных результатов. Например, в ночь с 6 на 7 августа 1943 года соединение из шести «Флетчеров» атаковало группу японских эскадренных миноносцев в заливе Велла – торпедный залп отправил на дно три из четырех эсминцев противника.

Mk.10 Hedgehog. Несмотря на кажущуюся компактность и «легковесность» штырей, это 2,6-тонное устройство (13 тонн с учетом платформы), способное метать 34-кг реактивные бомбы на дальность пару сотен метров. Стандарный боекомплект — 240 глубинных бомб.
Для борьбы с подлодками на американских эсминцах с 1942 года устанавливался многоствольный реактивный бомбомет Mk.10 Hedgehog («Ёж»), британской конструкции. Залп из 24 глубинных бомб мог накрыть обнаруженную подлодку в 260 метрах от борта корабля. Кроме того, на борту «Флетчера» имелась пара бомбосбрасывающих устройств для атаки подводной цели, находящейся в непосредственной близости от корабля.
Но самым необычным оружием эсминца типа «Флетчер» был гидросамолет Vought-Sikorsku OS2U-3, предназначенный для разведки и, при необходимости, атаки цели (обнаруженных подлодок, катеров, точечных целей на берегу) с применением бомб и пулеметного оружия. Увы, на практике выяснилось, что гидросамолет эсминцу не к чему – слишком трудоемкая и ненадежная система, лишь ухудшающая другие характеристики корабля (живучесть, сектор обстрела зенитных автоматов и т.д.) В результате гидросамолет «Воут-Сикорский» сохранился лишь на трех «Флетчерах».
Живучесть эсминца. Без преувеличения, живучесть «Флетчера» была потрясающей. Эсминец «Ньюкомб» выдержал пять атак самолетов-камикадзе в одном бою. Эсминец «Стенли» был пробит насквозь реактивным самолетом-снарядом «Ока», управляемым пилотом-камикадзе. «Флетчеры» регулярно возвращались на базу, имея жестокие повреждения, фатальные для любого другого эсминца: затопление машинных и котельных отделений (!), обширные разрушения силового набора корпуса, последствия страшных пожаров от попаданий камикадзе и пробоины от вражеских торпед.
Причин исключительно живучести «Флетчера» было несколько. Во-первых, высокая прочность корпуса – прямые линии, ровный силуэт без изысканных обводов, гладкие палубы – все это способствовало увеличению продольной прочности корабля. Свою роль играли непривычно толстые борта – обшивка «Флетчера» выполнялась из 19 мм листов стали, палуба – полдюйма металла. Помимо обеспечения противоосколочной защиты, эти меры влияли самым положительным образом на прочность эсминца.
Во-вторых, высокая живучесть корабля обеспечивалась некоторыми специальными конструктивными мерами, например, наличием двух дополнительных дизель-генераторов в изолированных отсеках в нос и корму от котельно-турбинной установки. Именно этим объясняется феномен выживания «Флетчеров» после затопления машинных и котельных отделений – изолированные дизель-генераторы продолжали питать шесть помп, поддерживая корабль на плаву. Но и это еще не все – для особо тяжелых случаев был предусмотрен набор переносных бензиновых установок.
Всего из 175 эсминцев типа «Флетчер» в боевых действиях было потеряно 25 кораблей. Вторая мировая завершилась, а история «Флетчеров» продолжалась: огромный флот из сотен эсминцев бел переориентирован на решение задач Холодной войны.
У Америки появилось много новых союзников (среди которых были бывшие враги – ФРГ, Япония, Италия), чьи вооруженные силы были полностью уничтожены в годы войны – требовалось быстро восстановить и модернизировать их военный потенциал, чтобы противопоставить их СССР и его сателлитам.
52 «Флетчера» были проданы или отданы в лизинг ВМС Аргентины, Бразилии, Чили, Колумбии, Греции, Турции, ФРГ, Японии, Италии, Мексики, Южной Кореи, Тайваню, Перу и Испании – все 14 стран мира.
Несмотря на свой почтенный возраст, крепкие эсминцы оставались в строю под другим флагом еще более 30 лет, а последние из них были списаны лишь в начале 2000-х годов (ВМС Мексики и Тайваня).
В 1950-е годы рост подводной угрозы от стремительно увеличивающегося числа субмарин ВМФ СССР заставил по-новому взглянуть на применение старых эсминцев. Оставшиеся в составе ВМС США «Флетчеры» было решено переоборудовать в противолодочные корабли по программе FRAM – fleet rehabilitation and modernization.
Вместо одного из носовых орудий был смонтирован реактивный бомбомет RUR-4 Alpha Weapon, противолодочные 324 мм торпеды Mk.35 с пассивным самонаведением, два гидролокатора – стационарный сонар SQS-23 и буксируемый VDS. Но главное – на корме была оборудована вертолетная площадка и ангар на два беспилотных (!) противолодочных вертолетов DASH (Drone Antisubmarine Helicopter), способных нести пару 324 мм торпед.
Посадка беспилотного вертолета DASH на палубу эсминца «Аллен М. Самнер».
В этот раз американские инженеры явно «перегнули палку» — уровень компьютерной техники 1950-х годов не позволял создать эффективный беспилотный летательный аппарат, способный выполнять сложнейшие операции в открытом море – вести борьбу с субмаринами субмарин на удалении десятков километров от борта корабля и осуществлять взлетные и посадочные операции на тесной, раскачивающейся под ударами волн вертолетной площадке. Несмотря на многообещающие успехи в полигонных условиях, 400 из 700 поставленных флоту «беспилотников» разбились в течение первых пяти лет эксплуатации. К 1969 году систему DASH сняли с вооружения.
Впрочем, модернизация по программе FRAM имеет мало отношения к эсминцам типа «Флетчер». В отличие от чуть более новых и чуть более крупных «Гирингов» и «Аллен М. Самнеров», где модернизации FRAM подверглись около сотни кораблей, модернизация «Флетчеров» была признана малоперспективной – полный «курс реабилитации и модернизации» успели пройти всего три «Флетчера». Остальные эсминцы использовались в эскортных и разведывательных миссиях в качестве торпедно-артиллерийских кораблей вплоть до конца 1960-х годов. Последний эсминец-ветеран покинул состав ВМС США в 1972 году.
Это были настоящие боги морской войны – универсальные боевые корабли, принесшие на своих палубах победу ВМС США на Тихоокеанском театре военных действий. Лучшие эсминцы Второй мировой, которым не было равных на морских просторах. Но главное, их было много, чудовищно много – 175 эсминцев типа «Флетчер».
Боевой информационный центр.
USS Radford (DD-446/DDE-446) — один из эсминцев типа «Флетчер», прошедших модернизацию по программе FRAM. Вместо второй башни заметен реактивный бомбомет Alpha Weapon. Снимак сделан в Перл-Харборе, 1960-е годы.
Глубинная бомба Alpha Weapon.
Эсминец-музей «Кассин Янг», Бостон, наши дни.
Камбуз эсминца «Кассин Янг».
Операционная на борту «Кассинр Янг».
Олег Капцов.