Депортации крымских татар

Содержание

Депортация крымских татар

  • Benjamin A. Valentino. Final Solutions : Mass Killing and Genocide in the Twentieth Century. — Ithaca: Cornell University Press (англ.)русск., 2004. — P. 152—153. — 317 p.
  • Blank S. A Double Dispossession: The Crimean Tatars After Russia’s Ukrainian War // Genocide Studies and Prevention: An International Journal. — Volume 9 (2015—2016). — Issue 1 (2015). — PP. 8-16.
  • Fisher Alan W. The Crimean Tatars. — Stanford: Hoover Institution Press, 1978. — P. 168—170. — 259 p.
  • Alexander Statiev. Soviet Ethnic Deportations: Intent versus Outcome // Journal of Genocide Research (англ.)русск.. — Vol. 11 (2009). — No. 2-3. — P. 260.
  • Jones A. Genocide: A Comprehensive Introduction. — 2. — New York — London: Routledge, 2011. — P. 223, n. 67; 538—539. — 294 p.
  • Uehling G. Genocide’s Aftermath: Neostalinism in Contemporary Crimea // Genocide Studies and Prevention: An International Journal. — Volume 9 (2015—2016). — Issue 1 (2015). — PP. 8-16.
  • Архивированная копия (недоступная ссылка). Дата обращения 24 апреля 2017. Архивировано 24 апреля 2017 года.
  • В Крыму вспоминают жертв депортации: на месте мемориала установлен закладной камень. Дата обращения 19 мая 2019.
  • НБУ выпускает серебряные памятные монеты к годовщине геноцида крымских татар. КрымРеалии (06 Май 2016).
  • Елена Ардабацкая. «Хайтарма»: боль одного народа? (недоступная ссылка). Московский комсомолец (19 июня 2013). Дата обращения 15 мая 2015. Архивировано 2 апреля 2015 года.
  • Литература

    • Куртиев Р. И. Депортация крымских татар 18 мая 1944 год — как это было. — Симферополь: Оджак, 2004. — 251 с.
    • Возгрин В. Е. История крымских татар: очерки этнической истории коренного народа Крыма в четырех томах,. — М.: Kartbaba prodakshn. — ISBN 9669741300, 9789669741301.
    • Эдиев Д. М. Демографические потери депортированных народов СССР. — Ставрополь: СтГАУ «Аргус», 2003. — 336 с. — 600 экз. — ISBN 595960020X.
    • Пыхалов И. В. За что Сталин выселял народы? Сталинские депортации — преступный произвол или справедливое возмездие?. — М.: Яуза-Пресс, 2008. — 480 с. — (Сталинский ренессанс). — 5000 экз. — ISBN 978-5-9955-0017-9.
    • Козлов В. А. и др. Вайнахи и имперская власть: проблема Чечни и Ингушетии во внутренней политике России и СССР. — М.: Российская политическая энциклопедия, 2011. — 1108 с. — 1000 экз. — ISBN 978-5-8243-1443-4.
    • Бугаев А. М. Почему Сталин выселял народы? (постановка проблемы) // Известия вузов. : журнал. — 2009. — № 3а. — С. 88—91.
    • Бугай Н. Ф. Репрессированные народы России. — Капь, 1994. — 259 с.
    • Музафаров Р. Крымскотатарская энциклопедия. — Симферополь, 1993.
    • Червонная С. Татарский Крым в пламени второй мировой войны (Доклад на Международной научной конференции «Африканцы и азиаты в европейских войнах до 1945 года» в центре исследований современного Востока в Берлине. — Берлин, 1999.
    • Возгрин В. Мокроусовцы против народа, или как крымских татар убивали «свои». — М., 2004.
    • Бекирова Г. Крым и крымские татары в ХIХ—ХХ вв.. — М., 2005.
    • Potichnyj, Peter J. The Struggle of the Crimean Tatars (неопр.) // Canadian Slavonic Papers (англ.)русск.. — 1975. — Т. 17, № 2—3. — С. 302—319. — DOI:10.1080/00085006.1975.11091411.
    • Garrard, John. World War 2 and the Soviet People: Selected Papers from the Fourth World Congress for Soviet and East European Studies / John Garrard, Alison Healicon. — New York City : Springer, 1993. — ISBN 9781349227969.

    Olson, James Stuart. An Ethnohistorical Dictionary of the Russian and Soviet Empires / James Stuart Olson, Lee Brigance Pappas, Nicholas Charles Pappas. — Westport, Conn. : Greenwood Publishing Group, 1994. — ISBN 9780313274978.

    Книги

    Allworth, Edward. The Tatars of Crimea: Return to the Homeland: Studies and Documents. — Durham : Duke University Press, 1998. — ISBN 9780822319948. Bazhan, Oleg. The Rehabilitation of Stalin’s Victims in Ukraine, 1953–1964: A Socio-Legal Perspective // De-Stalinising Eastern Europe: The Rehabilitation of Stalin’s Victims after 1953. — Basingstoke : Palgrave Macmillan, 2015. — ISBN 9781137368928. Buckley, Cynthia J. Migration, Homeland, and Belonging in Eurasia / Cynthia J. Buckley, Blair A. Ruble, Erin Trouth Hofmann. — Washington, D.C. : Woodrow Wilson Center Press, 2008. — ISBN 9780801890758. Bugay, Nikolay. The Deportation of Peoples in the Soviet Union. — New York City : Nova Publishers, 1996. — ISBN 9781560723714. Dadabaev, Timur. Identity and Memory in Post-Soviet Central Asia: Uzbekistan’s Soviet Past. — Milton Park : Routledge, 2015. — ISBN 9781317567356. Drohobycky, Maria. Crimea: Dynamics, Challenges and Prospects. — Lanham : Rowman & Littlefield, 1995. — ISBN 9780847680672. Fisher, Alan W. Crimean Tatars. — Stanford, California : Hoover Press, 2014. — ISBN 9780817966638. Garrard, John. World War 2 and the Soviet People: Selected Papers from the Fourth World Congress for Soviet and East European Studies / John Garrard, Alison Healicon. — New York City : Springer, 1993. — ISBN 9781349227969. Kamenetsky, Ihor. Nationalism and Human Rights: Processes of Modernization in the USSR. — Littleton, Colorado : Association for the Study of the Nationalities (USSR and East Europe) Incorporated, 1977. — ISBN 9780872871434. Knight, Amy. Beria: Stalin’s First Lieutenant. — Princeton, N.J. : Princeton University Press, 1995. — ISBN 9780691010939. Kucherenko, Olga. Soviet Street Children and the Second World War: Welfare and Social Control under Stalin. — London : Bloomsbury Publishing, 2016. — ISBN 9781474213448. Lee, Jongsoo James. The Partition of Korea After World War II: A Global History. — New York City : Springer, 2006. — ISBN 9781403983015. Legters, Lyman H. The American Genocide // Native Americans and Public Policy. — Pittsburgh : University of Pittsburgh Press, 1992. — ISBN 9780822976820. Levene, Mark. The crisis of genocide: Annihilation: Volume II: The European Rimlands 1939-1953. — New York City : OUP Oxford, 2013. — ISBN 9780191505553. Magocsi, Paul R. A History of Ukraine: The Land and Its Peoples. — Toronto : University of Toronto Press, 2010. — ISBN 9781442610217. Manley, Rebecca. To The Tashkent Station: Evacuation and Survival in the Soviet Union at War. — Ithaca, New York : Cornell University Press, 2012. — ISBN 9780801457760. Merridale, Catherine. Ivan’s War: Life and Death in the Red Army, 1939-1945. — New York City : Henry Holt and Company, 2007. — ISBN 9780571265909. Moss, Walter G. An Age of Progress?: Clashing Twentieth-Century Global Forces. — London : Anthem Press, 2008. — ISBN 9780857286222. Motadel, David. Islam and Nazi Germany’s War. — Harvard University Press, 2014. — P. 235. — ISBN 9780674724600. Olson, James Stuart. An Ethnohistorical Dictionary of the Russian and Soviet Empires / James Stuart Olson, Lee Brigance Pappas, Nicholas Charles Pappas. — Westport, Conn. : Greenwood Publishing Group, 1994. — ISBN 9780313274978. Parrish, Michael. The Lesser Terror: Soviet State Security, 1939-1953. — Westport, Conn. : Greenwood Publishing Group, 1996. — ISBN 9780275951139. Pohl, J. Otto. Ethnic Cleansing in the Ussr, 1937-1949. — Westport : Greenwood Publishing Group, 1999. — ISBN 9780313309212. Polian, Pavel. Against Their Will: The History and Geography of Forced Migrations in the USSR. — Budapest; New York City : Central European University Press, 2004. — ISBN 9789639241688. Reid, Anna. Borderland: A Journey Through the History of Ukraine. — New York City : Hachette, UK, 2015. — ISBN 9781780229287. Requejo, Ferran. Federalism Beyond Federations: Asymmetry and Processes of Resymmetrisation in Europe / Ferran Requejo, Klaus-Jürgen Nagel. — repeated. — Surrey, England : Routledge, 2016. — ISBN 9781317136125. Rywkin, Michael. Moscow’s Lost Empire. — Armonk, N.Y. : M.E. Sharpe, 1994. — ISBN 9781315287713. Sandole, Dennis J.D. Handbook of Conflict Analysis and Resolution / Dennis J.D. Sandole, Sean Byrne, Ingrid Sandole-Staroste … . — London : Routledge, 2008. — ISBN 9781134079636. Skutsch, Carl. Encyclopedia of the World’s Minorities. — New York : Routledge, 2013. — ISBN 9781135193881. Smele, Jonathan D. Historical Dictionary of the Russian Civil Wars, 1916-1926. — Lanham : Rowman & Littlefield, 2015. — ISBN 9781442252813. Spring, Peter. Great Walls and Linear Barriers. — Barnsley, South Yorkshire : Pen and Sword Books, 2015. — ISBN 9781473853843. Studies on the Soviet Union. Studies on the Soviet Union. — Munich : Institute for the Study of the USSR, 1970. Stronski, Paul. Tashkent: Forging a Soviet City, 1930–1966. — Pittsburgh : University of Pittsburgh Press, 2010. — ISBN 9780822973898. Syed, Muzaffar Husain. A Concise History of Islam / Muzaffar Husain Syed, Saud Akhtar, B.D. Usmani. — New Delhi : Vij Books India, 2011. — ISBN 9789382573470. Tanner, Arno. The Forgotten Minorities of Eastern Europe: The History and Today of Selected Ethnic Groups in Five Countries. — Helsinki : East-West Books, 2004. — ISBN 9789529168088. Tatz, Colin. The Magnitude of Genocide / Colin Tatz, Winton Higgins. — Santa Barbara, CA : ABC-CLIO, 2016. — ISBN 9781440831614. Travis, Hannibal. Genocide in the Middle East: The Ottoman Empire, Iraq, and Sudan. — Durham, N.C. : Carolina Academic Press, 2010. — ISBN 9781594604362. Tweddell, Colin E. Introduction to the Peoples and Cultures of Asia / Colin E. Tweddell, Linda Amy Kimball. — Englewood Cliffs, N.J. : Prentice-Hall, 1985. — ISBN 9780134915722. Uehling, Greta. Beyond Memory: The Crimean Tatars’ Deportation and Return. — Palgrave, 2004. — ISBN 9781403981271. Vardy, Steven Béla. Ethnic Cleansing in Twentieth-century Europe / Steven Béla Vardy, T. Hunt Tooley, Agnes Huszar Vardy. — New York City : Social Science Monographs, 2003. — ISBN 9780880339957. Viola, Lynne. The Unknown Gulag: The Lost World of Stalin’s Special Settlements. — Oxford : Oxford University Press, 2007. — ISBN 9780195187694. Weiner, Amir. Landscaping the Human Garden: Twentieth-century Population Management in a Comparative Framework. — Stanford, California : Stanford University Press, 2003. — ISBN 9780804746304. Wezel, Katja. Geschichte als Politikum: Lettland und die Aufarbeitung nach der Diktatur. — Berlin : BWV Verlag, 2016. — ISBN 9783830534259. Германия Williams, Brian Glyn. The Crimean Tatars: The Diaspora Experience and the Forging of a Nation. — Boston : BRILL, 2001. — ISBN 9789004121225. Williams, Brian Glyn. The Crimean Tatars: From Soviet Genocide to Putin’s Conquest. — London, New York : Oxford University Press, 2015. — ISBN 9780190494728. (рус.) Osmanov, Yuri Bekirovich. . — Simferopol : NDKT, 2013. (рус.) Ediev, D. М. Демографические потери народов СССР. — Stavropol : СтГАУ «Аргус», 2003. — ISBN 595960020X. (рус.) Pikhalov, Igor Vasilievich. За что Сталин выселял народы?. — Moscow : Яуза-Пресс, 2008. — ISBN 978-5-9955-0017-9. (рус.) Kozlov, Vladimir Aleksadrovich. Вайнахи и имперская власть: проблема Чечни и Ингушетии во внутренней политике Росии и СССР. — Moscow : РОСПЕН, 2011. — ISBN 978-5-8243-1443-4. (рус.) Почему Сталин выселял народы? (постановка проблемы). — Moscow : Известия вузов. Северо-Кавказский регион, 2009. — ISBN 978-5-9955-0017-9. (рус.) Akaev, V. K. Сталинско-бериевская депортация чеченцев: факты, идеологемы, интерпретации. Национальная политика Советского государства: репрессии против народов и проблемы их возрождения : материалы международной научной конференции. — 2003. (рус.) Kalybekova, М. C. Некоторые аспекты причины выселения и депортации народов. — 2010.

    Ссылки

    • Сайт, посвящённый депортации крымских татар (тур.)
    • Депортация крымских татар в воспоминаниях депортированных. Часть первая.
    • Депортация крымских татар в воспоминаниях депортированных. Часть вторая.
    • Национальная галерея
    • Искандер Гилязов. Коллаборационизм тюрко-мусульманских народов ссср в годы второй мировой войны — форма проявления национализма? // Ab Imperio. — 2001. — № 1
    • Олександр Лисенко. Як депортували кримських татар? // Крим: шлях крізь віки. Історія у запитаннях і відповідях / Відп. ред. В. А. Смолій; Упорядн. Г. В. Боряк. НАН України. Інститут історії України. — К.: Інститут історії України, 2014. — С. 343—345.
    • Акаев В. Х. Сталинско-бериевская депортация чеченцев: факты, идеологемы, интерпретации. Национальная политика Советского государства: репрессии против народов и проблемы их возрождения : материалы международной научной конференции. kk.convdocs.org (24 октября 2003). Дата обращения 25 февраля 2018.
    • Калыбекова М. Ч. Некоторые аспекты причины выселения и депортации народов. articlekz.com (2010). Дата обращения 6 января 2016.
    • Pohl, J. Otto The Deportation and Fate of the Crimean Tatars (PDF). self-published (2000). Дата обращения 4 августа 2017.
    • The Ukrainian Quarterly, Volumes 60-61. Ukrainian Congress Committee of America (2004). Дата обращения 4 августа 2017.
    • Human Rights Watch Punished Peoples» of the Soviet Union: The Continuing Legacy of Stalin’s Deportations (1991).
    • Fisher, Alan W. Emigration of Muslims from the Russian Empire in the Years After the Crimean War (англ.) // Jahrbücher für Geschichte Osteuropas : journal. — 1987. — Vol. 35, no. 3. — P. 356—371.
    • Vardys, V. Stanley. The Case of the Crimean Tartars (англ.) // The Russian Review (англ.)русск. : journal. — 1971. — Vol. 30, no. 2. — P. 101—110. — DOI:10.2307/127890.
    • Rosefielde, Steven (англ.)русск.. Documented homicides and excess deaths: New insights into the scale of killing in the USSR during the 1930s (англ.) // Communist and Post-Communist Studies : journal. — 1997. — Vol. 30, no. 3. — P. 321—331. — DOI:10.1016/S0967-067X(97)00011-1. — PMID 12295079.

    Приказ НКВД СССР № 001223 (1939)

    Массовое убийство в Хайбахе (1944)

    • азербайджанцы
    • калининградские немцы
    • ЛитССР
    • поляки
    • ЭССР
    • Операция «Запад» (1947)
    • Операция «Весна» (1948)
    • Операция «Юг» (1949)
    • Операция «Прибой» (1949)
    • Западные районы Псковской области (1950)
    • Операция «Север» (1951)
    • Операция «Осень» (1951)

    1919–1939
    1939–1945 Документы Депортации Преступления Последствия
    1945–1953 Репатриации Депортации
    Реабилитация жертв

    За что Сталин депортировал крымских татар

    Причина депортации и репрессий — массовое дезертирство и пособничество фашистам

    Академик Андрей ГОНЧАРОВ объясняет Владимиру КАЗАКОВУ истинные причины переселения народов

    За пособничество фашистам их вообще могли расстрелять.

    18 мая исполнилось 65 лет со дня переселения татар с территории Крыма после обвинения их в массовом дезертирстве и сотрудничестве с фашистами. Спец-

    операция заняла два дня и закончилась к вечеру 20 мая 1944 года. 180 тысяч человек со всем скарбом вывезли из Крыма и расселили в Узбекистане, Киргизии и Казахстане. Реабилитировали крымских татар и разрешили вернуться на родину только в 1989 году. С тех пор Крым снова залихорадило, а потомки предателей требуют себе все новых компенсаций за ущерб, нанесенный им «кровавым сталинским режимом». О печально знаменитом факте нашей истории мы беседуем с академиком, доктором исторических наук Андреем ГОНЧАРОВЫМ.

    — Андрей Павлович, в этом году исполняется 65 лет так называемой сталинской депортации крымских татар и других народов. Как вы считаете, что подвигло руководство СССР в 1944 году пойти на этот шаг?

    — Я уже устал доказывать, что это были совершенно логичные и справедливые действия по отношению к изменникам Родины и фашистским прихвостням. При этом следует отметить гуманизм Советской власти по отношению к бандитам, верой и правдой служившим фюреру.

    По законам военного времени, согласно статье 193-22 тогдашнего Уголовного кодекса РСФСР, у нашего командования было полное право расстрелять, конечно, не весь народ, но все мужское население так называемых крымских татар за дезертирство и предательство!

    — Ну, это уж слишком!

    — Факты свидетельствуют, что практически все крымско-татарское население призывного возраста выступило на стороне фашистской Германии. Стоило фронту приблизиться к Крыму, подавляющее большинство населения начало переходить на сторону врага.

    Есть удивительные, ярко комментирующие те события данные. Так, в чисто крымско-татарской деревне Коуш в Красную Армию было призвано 130 человек, из них 122 после прихода немцев вернулись домой. В деревне Бешуй из

    98 призванных вернулись 92 человека. Прекрасный пример «патриотизма», не правда ли? Так как же прикажете поступать с ними?

    Под командованием немцев отряды крымских полицаев рьяно охотились за евреями и большевиками

    Крымские татары — побратимы немецкого народа

    — А какие были цели у татарского населения Крыма? Не просто так же они вдруг стали изменниками Родины, да и еще в такой страшный для страны час.

    — Об этом четко сказано в одном документе тех лет.

    В мае 1943 года один из старейших крымско-татарских националистов Амет Озенбашлы составил меморандум на имя Гитлера, в котором изложил следующую программу сотрудничества между Германией и крымскими татарами:

    1. Создание в Крыму татарского государства под протекторатом Германии. 2. Создание на основе батальонов «шума» и прочих полицейских частей татарской национальной армии. 3. Возвращение в Крым всех татар из Турции, Болгарии и других государств; «очищение» Крыма от других национальностей. 4. Вооружение всего татарского населения, включая глубоких стариков, вплоть до окончательной победы над большевиками. 5. Опека Германии над татарским государством, пока оно сможет «встать на ноги».

    Надеюсь, все понятно? Батальоны «шума» — это вспомогательные полицейские образования.

    Вот еще выдержки из одного документика для полноты картины — поздравления членов Симферопольского мусульманского комитета Гитлеру с днем рождения 20 апреля

    1942 года:

    «Освободителю угнетенных народов, верному сыну германского народа Адольфу Гитлеру.

    Парного молока для фашистов крымские татарки не жалели

    Мы, мусульмане, с приходом доблестных сынов Великой Германии с первых же дней, с Вашего благословения и в память нашей долголетней дружбы, стали плечом к плечу с германским народом, взяли в руки оружие и клялись, готовые до последней капли крови сражаться за выдвинутые Вами общечеловеческие идеи — уничтожение красной еврейско-большевистской чумы без остатка и до конца…

    …В день Вашего славного юбилея шлем Вам наш сердечный привет и пожелания, желаем Вам много лет плодотворной жизни на радость Вашего народа, нам, крымским мусульманам и мусульманам Востока».

    Подобные славословия фашистским извергам повторяются в изобилии и в тогдашних национальных СМИ. Скажем, «Азат Крым» («Свободный Крым»), издававшийся с 11 января 1942 года до самого окончания оккупации, писал 20 марта 1943 года:

    «Великому Гитлеру — освободителю всех народов и религий — мы, татары, даем слово бороться со стадом евреев и большевиков вместе с германскими воинами в одном ряду! Да благодарит тебя Господь, наш великий господин Гитлер!»

    — Андрей Павлович, но это же чистой воды измена Родине?

    — Конечно. А то, что началось после оккупации немцами Крыма, вообще не поддается здравому осмыслению! Татарско-крымские предатели, организованные фашистами в многочисленные отряды, ведут настоящую охоту за партизанами. Уничтожают их базы, выслеживают и расправляются с подпольщиками, охотятся за евреями и сдают органам СС. Вот что пишет фельдмаршал Эрих фон Манштейн: «Большинство татарского населения Крыма было настроено весьма дружественно по отношению к нам. Нам удалось даже сформировать из татар вооруженные роты самообороны, задача которых заключалась в охране своих селений от нападений скрывавшихся в горах Яйлы партизан. Причина того, что в Крыму с самого начала развернулось мощное партизанское движение, доставлявшее нам немало хлопот, заключалась в том, что среди населения Крыма, помимо татар и других мелких национальных групп, было все же много русских».

    Можно приводить тысячи примеров зверств крымских татар. Причем иногда даже немцы и итальянцы, захватившие Крым, были вынуждены тормозить их непомерную, даже для гитлеровцев, жестокость. Крымцы захватывали и сжигали заживо советских парашютистов, партизан. Есть документы, подтверждающие эти факты. Так, в Судакском районе в 1942 году группой самообороны татар был ликвидирован разведывательный десант Красной Армии, при этом самооборонцами были пойманы и сожжены живьем 12 советских парашютистов.

    Потомки предателей создают в Крыму дестабилизирующую обстановку и мечтают о повторении славного времени — гитлеровской оккупации

    4 февраля 1943 года крымско-татарские добровольцы из селений Бешуй и Коуш захватили четырех партизан из отряда Муковнина. Партизаны были исколоты штыками, уложены на костры и сожжены. Особенно обезображенным оказался труп казанского татарина Киямова, которого каратели, видимо, приняли за своего земляка. То есть изменника в их борьбе с Красной Армией.

    Вот цитата из докладной записки заместителя начальника особого отдела Центрального штаба партизанского движения Попова от 25 июля 1942 г.:

    «Участники партизанского движения в Крыму были живыми свидетелями расправ татар-добровольцев и их хозяев над захваченными больными и ранеными партизанами (убийства, сжигание больных и раненых). В ряде случаев татары были беспощаднее и профессиональнее палачей-фашистов».

    Известна тактика разминирования дорог, когда под крымско-татарским надзором толпу заключенных заставляли прочесывать минные заграждения. Представляете этот ужас?!

    — А сами крымские татары участвовали в партизанской борьбе?

    — Только не смейтесь: на 1 июня 1943 года в Крыму действовало партизанское подполье в составе 262 человек, в том числе шести крымских татар.

    Добавить тут особо нечего. Ах да, вот поразительный факт. После разгрома 6-й немецкой армии Паулюса под Сталинградом Феодосийский мусульманский комитет собрал среди татар в помощь германской армии один миллион рублей. Ну, по типу простых советских людей, которые отдавали последние гроши на строительство танков и самолетов.

    Правда, следует сказать, что с наступлением Советской Армии крымские татары смекнули, что неминуемой расплаты не избежать, и в феврале-марте 1944 года стали вливаться в партизанские отряды. Причем пристроиться к нашим героям пытались целые отряды карателей и охранников концлагерей. Другая часть бежала с немцами и еще некоторое время использовалась в войсках СС в Венгрии и Франции.

    Переселение народов придумали в США

    — Но все равно депортировать целый народ — это жестоко. Там же было много ни в чем не повинных людей.

    — Я отнюдь не сторонник сталинизма. В моей семье, как и во многих семьях России, есть пострадавшие от репрессий. Но тогда шла война. Оставлять у себя за спиной 200 тысяч человек, готовых в любой момент предать, — преступно! Притом депортация народов по национальному признаку — это отнюдь не ноу-хау сталинского режима, как нас уверяли перестроечные «демократы». Во время той же Второй мировой, только раньше — в 1941 году, через пару месяцев после Перл-Харбора, американцы совершенно спокойно депортировали во внутренние районы страны и посадили в концлагеря около 200 тысяч своих граждан японского, немецкого и итальянского происхождения. Японцам вменялось, знаете что? То, что они высаживают в Калифорнии цветочные клумбы специально рядом с военными объектами, чтобы их рассекретить, а на Гавайях вырубают сахарный тростник специальным образом, в виде гигантских стрелок, направленных в сторону авиабаз США, для сигналов японским летчикам! Пару месяцев назад были слушания в конгрессе США, где выступали дети репрессированных американских граждан немецкого и итальянского происхождения. Так там одна женщина рассказывала, мол, ее отец сел на много лет только за то, что сказал: при Гитлере в Германии построили хорошие дороги! Кстати, в те же годы была вообще безумная практика захвата японцев американцами. Массово, семьями по всей Латинской Америке. Их помещали в концлагеря и содержали для будущего возможного обмена на американских военнопленных.

    Кадр их литовского фильма «Никто не хотел умирать». В нём правдиво рассказано о кровавых деяниях лесных братьев в период становления Советской власти в республике

    Был такой случай. Ожидая нападения японцев на Алеутские острова, в

    1941 году американцы сочли неблагонадежными эскимосов и немедленно вывезли всех — 400 с небольшим человек — ни в чем не повинных аборигенов в пустыню Канзаса. И это при том, что нога агрессоров не ступала на территорию США вообще! А в нашем варианте? Когда крымские татары открыто встали на сторону врага, как прикажете с ними поступать?

    А что касается многократно повторенной лжи о неимоверной жестокости Красной Армии при самой депортации, посмотрите документы. Это просто, архивы открыты. Вот только представьте: идет война, часть страны захвачена врагом, положение с продовольствием аховое. И при этом каждому депортируемому в дороге полагалась горячая пища,

    500 граммов хлеба в день, мясо, рыба, жиры. По распоряжению Сталина крымским татарам разрешалось забрать с собой до 500 кг имущества на каждого взрослого! На другое оставленное имущество выдавались справки, по которым на месте прибытия в Узбекистане и Казахстане выдавалось равноценное. Кроме этого, каждой семье на обустройство выдавали существенный беспроцентный кредит на семь лет.

    — Сталин, получается у вас, был чуть ли не благодетелем для крымских татар.

    — Да они молиться на него должны! Он спас их от праведного народного гнева, от погромов. Вы только представьте: за время немецкой оккупации татарские полицейские части собрали для угона в Германию более 50 тысяч русских жителей Крыма! Плюс нечеловеческие злодеяния, которые они творили по отношению к своим соседям. Что с ними за это сделали бы в 1945-м вернувшиеся из Берлина крымчане-фронтовики — отцы, братья и сыновья растерзанных ими, отданных в рабство советских граждан?! От крымских татар ничего бы не осталось.

    Кстати, надо отметить, что крымские татары свое имя «татары» носят по недоразумению. На самом деле ничего общего в этническом плане с историческими татарами или татаро-монголами они не имеют.

    Плакат 1942 года призывает вступать в эстонский легион СС. Сейчас его ветераны в школах учат прибалтийскую молодёжь патриотизму

    Гитлер хотел перенести Прибалтику в Сибирь

    — Андрей Павлович, в этом году есть еще одна дата. В марте 1949 года Сталин депортировал в Сибирь сотни тысяч прибалтов.

    — Откуда там сотни тысяч? Вы просто наслушались натовской пропаганды. 60 лет назад было депортировано из Эстонии — 20 173 человека, Литвы — 31 917 человек, Латвии — 42 149. Эти архивы НКВД — НКГБ давно в свободном доступе. При этом во время хрущевской оттепели в 1959 году всем прибалтам, в отличие от крымских татар, разрешили вернуться домой.

    Теперь выясним, кто были эти люди и за что их высылали. Депортировали так называемых лесных братьев и членов их семей. А высылали их не за то, что они сотрудничали с фашистами, это им как бы простилось, а за участие в бандформированиях, оставшихся на территории Прибалтики после разгрома немецких войск. Этими «лесными братьями» за период с 1945 по 1949 год были убиты: в Литве — 25 108, в Латвии — 4780, в Эстонии — 891 человек.

    — Я читал, что за годы войны в Прибалтике по примеру Германии были уничтожены почти все евреи.

    — Причем руками не СС, а местной полиции. По данным рейхсминистерства по делам оккупированных восточных областей, в общей сложности около 120 тысяч евреев.

    — Зачем же они так выслуживались перед немцами?

    — Надеялись, что Гитлер разрешит им создать собственные государства. Многие оголтелые националисты до сих пор верят, что так и случилось бы, если бы не «советская оккупация» в 1944-м. Но планы Германии на Прибалтику были совершенно другими. Многие документы на этот счет опубликованы в только что вышедшей книге Игоря Пыхалова «За что Сталин выселял народы?». Так, в Берлине на совещании по вопросам онемечивания в прибалтийских странах постановили: «Большая часть населения не годится для онемечивания. Нежелательные в расовом отношении части населения должны быть высланы в Западную Сибирь». В Эстонии предполагалось оставить 50 процентов населения, в Литве и Латвии — по 30 процентов. Взамен в Прибалтике предполагалось расселить ветеранов вермахта.

    Потихоньку эта политика уже начала осуществляться. К 1 ноября 1943 года в Прибалтике уже жило 35 тысяч немецких колонистов. А вместо Сибири 300 тысяч прибалтов, в основном женщин от 17 до 40 лет, направили в немецкие лагеря трудовой повинности.

    — Получается, и прибалтийские республики вслед за крымскими татарами должны быть благодарны Сталину. Достанься они Гитлеру, до сих пор во глубине сибирских руд хутора бы строили.

    — Вот именно. Надеюсь, правда до Прибалтики когда-нибудь дойдет, до них все медленно доходит. И вот тогда люди забросают гнилыми помидорами марширующих по центру Таллина ветеранов эстонского СС, которым «кровавый тиран» Сталин по доброте своей оставил жизнь.

    День памяти и скорби. Депортация крымских татар 18 мая 1944 года


    18 мая 1944 года началась депортация крымскотатарского народа.
    Операция по депортации началась рано утром 18 мая 1944 года и закончилась в 16:00 20 мая. На её проведение карательным органам потребовалось всего 60 часов и свыше 70 эшелонов, в каждом из которых было по 50 вагонов. Для её проведения были задействованы войска НКВД в количестве более 32 тысяч человек.

    Депортируемым отводилось от нескольких минут до получаса на сборы, после чего их на грузовиках транспортировали к железнодорожным станциям. Оттуда эшелоны с конвоируемыми отправлялись к местам ссылки. По воспоминаниям очевидцев тех, кто сопротивлялся или не мог идти, часто расстреливали на месте. В дороге ссыльных кормили редко и часто солёной пищей, после которой хотелось пить. В некоторых составах ссыльные получили еду в первый и в последний раз на второй неделе пути. Умерших наспех хоронили рядом с железнодорожным полотном или не хоронили вообще.

    Официально основанием для высылки было объявлено массовое дезертирство крымских татар из рядов Красной Армии в 1941 году (называлось число около 20 тыс. человек), хороший приём немецких войск и активное участие крымских татар в соединениях германской армии, «СД», полиции, жандармерии, аппарате тюрем и лагерей. При этом депортация не коснулась большинства крымскотатарских коллаборационистов, так как основная масса их была эвакуирована немцами в Германию. Оставшиеся в Крыму были выявлены органами НКВД во время «зачисток» в апреле-мае 1944 года и осуждены как предатели родины. Тем, кто говорит о том, что все крымские татары были предателями и пособниками фашистов, приведу немного цифр.
    Крымские татары, сражавшиеся в частях Красной Армии, после демобилизации также были подвергнуты депортации. Всего за 1945-1946 годы в места депортации было отправлено 8995 крымских татар-ветеранов войны, в том числе 524 офицера и 1392 сержанта. В 1952 году (после унёсшего много жизней голода 1945 года) только в Узбекистане насчитывалось, по данным НКВД, 6057 участников войны, многие из которых имели высокие правительственные награды.
    Из воспоминаний переживших депортацию:
    «Утром вместо приветствия отборный мат и вопрос: трупы есть? Люди за умерших цепляются, плачут, не отдают. Солдаты тела взрослых вышвыривают в двери, детей – в окно… «
    «Медицинского обслуживания не было. Умерших выносили из вагона и оставляли на станции, не давая хоронить».

    «О медицинском обслуживании и речи не могло быть. Люди пили воду из водоёмов и оттуда запасались впрок. Воду кипятить возможности не было. Люди начали болеть дизентерией, брюшным тифом, малярией, чесоткой, вши одолевали всех. Было жарко, постоянно мучила жажда. Умерших оставляли на разъездах, никто их не хоронил».
    «Через несколько дней пути из нашего вагона вынесли умерших: старушку и маленького мальчика. Поезд останавливался на маленьких полустанках, чтобы оставить умерших. … Хоронить не давали».
    «Моя бабушка, братья и сестры умерли в первые месяцы депортации, не дожив до конца 1944 года. Мама без сознания в такую жару с умершим братом пролежала три дня. Пока ее не увидели взрослые».
    Значительное число переселенцев, истощённых после трёх лет жизни в оккупированном немцами Крыму, погибло в местах высылки от голода и болезней в 1944-45 годах из-за отсутствия нормальных условий проживания (в первые годы люди жили в бараках и землянках, не имели достаточного пропитания и доступа к медицинскому обслуживанию). Оценки числа погибших в этот период сильно разнятся: от 15-25 % по оценкам различных советских официальных органов до 46 % по оценкам активистов крымскотатарского движения, собиравших сведения о погибших в 1960-е годы. Так, по данным ОСП УзССР только «за 6 месяцев 1944, то есть с момента прибытия в УзССР и до конца года умерло 16 052 чел. (10,6 %)».
    В течение 12 лет до 1956 года крымские татары имели статус спецпереселенцев, подразумевавший различные ограничения в правах, в частности запрет на самовольное (без письменного разрешения спецкомендатуры) пересечение границы спецпоселения и уголовное наказание за его нарушение. Известны многочисленные случаи, когда люди приговаривались к многолетним (до 25 лет) срокам лагерей за то, что навещали родственников в соседних посёлках, территория которых относилась к другому спецпоселению.
    Крымские татары были не просто выселены. Они подверглись предумышленному созданию для них таких жизненных условий, которые были рассчитаны на полное или частичное физическое и моральное уничтожение народа с тем, чтобы о них забыл мир, а сами они забыли к какому роду-племени принадлежат и ни в коем случае не помышляли о возвращении в родные края.
    Тотальная депортация крымских татар была величайшим предательством со стороны советской власти, поскольку основная часть мужского населения крымских татар, призванная в армию, продолжала в это время воевать на фронтах за ту же советскую власть. На фронт в 1941 году было призвано около 60 тысяч крымских татар, 36 тысяч погибли, защищая СССР. Крыме того, 17 тысяч крымскотатарских парней и девушек стали активистами партизанского движения, 7 тысяч — участвовали в подпольной работе.
    Нацисты сожгли 127 крымскотатарских деревень за то, что их жители оказывали помощь партизанам, 12 тысяч крымских татар убито за сопротивление оккупационному режиму, а более 20 тысяч — насильно угнаны в Германию.
    Крымские татары, сражавшиеся в частях Красной Армии, также были подвергнуты депортации после демобилизации и возвращения с фронта домой в Крым. Также были депортированы крымские татары, не жившие в Крыму во время оккупации и успевшие вернуться в Крым к 18 мая 1944 года. В 1949 году в местах депортации насчитывалось 8995 крымских татар — участников войны, в том числе 524 офицера и 1392 сержанта.
    По окончательным данным, из Крыма было депортировано 193 865 крымских татар (более 47 тысяч семей).
    После депортаций в Крыму двумя указами от 1945 и 1948 годов были переименованы населённые пункты, названия которых имели крымскотатарское, немецкое, греческое, армянское происхождение (всего более 90 % населённых пунктов полуострова). Крымская АССР была преобразована в Крымскую область. Автономный статус Крыма был восстановлен лишь в 1991 году.
    В отличие от многих других депортированных народов, которые вернулись на родину в конце 1950-х годов, крымские татары были лишены этого права формально до 1974 года, фактически же — до 1989 года. Массовое возвращение народа в Крым началось лишь в конце «Перестройки».

    ОБЩИЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ДЕПОРТАЦИИ:
    Крымскотатарский народ лишился:
    — родного края, в котором предки, осваивая землю, с XIII века сформировались как народность, назвав свой край на родном языке Крымом, а себя крымскими татарами;
    — памятников материальной культуры, созданной руками талантливых представителей народа в течение многих веков.
    У крымскотатарского народа ликвидировали:
    — начальные и средние школы обучения на родном языке;
    — высшие и средние учебные заведения, специальные и профессиональные, технические училища с преподаванием на родном языке;
    — национальные ансамбли, театры и студии;
    — газеты, издательства, радиовещание и другие национальные органы и учреждения (Союзы писателей, журналистов, художников);
    — научно-исследовательские институты и учреждения по изучению крымскотатарского языка, литературы, искусства и народного творчества.
    У крымскотатарского народа уничтожены:
    — кладбища и могилы предков с надмогильными камнями и надписями;
    — памятники и мавзолеи исторических личностей народа.
    У крымскотатарского народа отняты:
    — национальные музеи и библиотеки с десятками тысяч томов на родном языке;
    — клубы, читальни, молитвенные дома — мечети и медресе.
    Фальсифицирована история формирования крымскотатарского народа как народности и уничтожена исконная топонимия:
    — переименованы названия городов и сел, улиц и кварталов, географические названия местностей и т.п.;
    — переделаны и присвоены народные легенды и другие виды народного творчества, созданные веками предками крымских татар.

    18 мая 1944 года – наш народ подвергся насильственному выселению из своей родной земли, земли наших предков, из Крыма . Всё трудоспособное население нашего народа от 18 до 55 лет находились на фронтах Великой Отечественной войны против немецких захватчиков. К выселению подверглись старики, женщины и дети, которых обвинили в пособничестве оккупантам, немецким захватчикам оккупировавшим Крымский полуостров. Выселение производилось по приказу г. Москвы И.В.Сталина, под командованием Л.Берии войсками Н.К.В.Д. . Солдаты и офицеры в три часа ночи врывались в дома наших соотечественников давая 15 минут на сборы. Брали с собой только одежду, погрузив на машины и отправляли на ближайшую станцию для погрузки в товарные телячьи вагоны, размещали по 40 человек в каждый вагон, где невозможно было дышать из-за вони – без туалета. На пути следования — без пищи, без воды люди умирали, а мертвецов оставляли во время стоянки на обочине железной дороги. Этот кошмар длился 18-20 дней. Народ находясь на ссылке в Средней Азии, Казахстане,Сибири под комендантским надзором с ежедневной отметкой. Не разрешалось покидать место прибытия: поселок, колхоз или район. Это длилось в невыносимых условиях, люди болели от разных болезней малярии, истощения. Умирали семьями от голода по 6-8 человек ежедневно. Хоронить людей было некому. Я был очевидцем этой трагедии в колхозе Гулистан Сырдаринского района в августе 1944 года.

    Презентация о депортации Крымских татар 2019 год

    Спекуляции на истории – это самый страшный вид спекуляций. Потому что итогом таких действий становится рост ненависти. А итогом ненависти может стать новая война или новый конфликт. Поэтому правило такое: хочешь мира и дружбы — не давай спекулировать на истории, хочешь посеять будущую войну — немедленно начинай педалировать тему, искажать факты и нагнетать эмоции.

    О конкурсе «Евровидение» говорить вообще не хочется. Вместо конкурса национальной самобытности народов Европы, которым он задумывался когда-то он превратился в яркую манифестацию порока, поющую отчего-то почти всегда на английском языке. Чтобы было понятно? А не надо понятно. Напишите название песни, скажите о чём она, и мы с удовольствием насладимся греческим, польским, болгарским и немецкими языками. Но раз смысл конкурса потерян, и он полностью переродился, то участие в этом конкурсе для нашей страны вовсе не принципиально, относиться к нему надо без придыхания. Прекрасно понимая, что это политически ангажированное шоу, работающее по принципу либералов «не важно как голосуют люди, важно как считает жюри, которое никто не знает!». Значит отправлять на «Евровидение» надо национально-колоритных исполнителей, поющих на русском языке (и уж точно не на английском). Бурановские бабушки – в самый раз. В 2017 году я бы отправил туда Сергея Шнурова. Пусть покажет. Поговорит. Попоет. Глядя на него, мы уж точно получим удовольствие. А как там кто голосует и считает – так нам на это всё равно! К несерьезному конкурсу, где талант ничего не решает, и относиться надо с юмором, несерьезно.

    Но хватит об этом поистине убогом глянцевом конкурсе, надутом рекламой до неимоверных размеров. Нынешние итоги «Евровидения», на которых спекулируют недруги нашей страны наряду с Пятой колонной, требуют от нас только одного: честного рассказа о том, что случилось в Крыму в мае 1944 года. Почему руководство СССР решило выселить крымских татар и как это осуществлялось? Правду сказать важно – спекуляций на эту тему много. Ну а что конечной целью спекуляций на этой теме Киева и Вашингтона с Брюсселем является организация в Крыму кровопролития – так это видно невооруженным взглядом.

    Начавшаяся 22 июня 1941 года Великая Отечественная война быстро докатилась до Крыма. Уже 24 сентября 1941 года семь немецких дивизий вместе с румынским корпусом в составе 11­-ой немецкой армии группы армий «Юг» под командованием генерала Эриха фон Манштейна начинают наступление на Крым с территории оккупированной советской Украины через Перекопский перешеек. Не вдаваясь в подробности хода боевых действий, заметим, что в 1941 году Крым и Севастополь немцам взять не удалось. 7 мая 1942 года командующий 11 армией вермахта генерал Манштейн начал операцию «Охота на дроф». Её итогом стало поражение нашего Крымского фронта и резкое усиление натиска гитлеровцев на Севастополь. Героическая оборона Севастополя, главной базы Черноморского флота, продолжалась 250 дней и ночей. 1 июля 1942 года сопротивление защитников Севастополя было сломлено, и лишь отдельные группы советских солдат и матросов сражались в течение последующих пары недель.

    На оккупированной территории Крыма нацисты разворачивали свои инструменты террора. В этом смысле Крым не отличался от Белоруссии, Украины или Латвии, где сразу по приходу «немецких освободителей» начинались массовые казни и строились концлагеря. За время пребывания в Крыму нацисты расстреляли 72 тысячи крымчан, замучили в тюрьмах и лагерях — более 18 тысяч. Помимо гражданского населения были уничтожены 45 тысяч советских военнослужащих, оказавшихся в плену. Местным «Дахау» стал совхоз близ Симферополя «Красный», который был переоборудован под лагерь смерти. В нем содержались как советские военнопленные, так и жители Крыма. За время оккупации одни только ежедневные расстрелы забрали жизни более 8 тысяч человек.

    В Крыму немцы не были оригинальны. Как и везде у них , для охраны концлагерей использовались местные «элементы». Не секрет, что многие нацистские лагеря смерти (в частности, Собибор) охранялись украинскими националистами. По свидетельствам, лагерь в совхозе «Красный» по той же немецкой «схеме» охранялся татарскими добровольцами из 152­-ого батальона вспомогательной полиции Shuma. Нацисты начинали свою излюбленную тактику стравливания между собой народов, которую мы увидели в полной мере и после госпереворота на Украине, в ходе разворачивающейся на Донбассе трагедии. Там, где население было не многонационально, использовали другие методы разделения. Оттого мы видим такие странные вещи, когда в одной Брянской области, населенной в сельской местности в основном русскими, был Локотской район и район Дятьково. В первом функционировали самоуправление и бригада под командованием Каминского, боровшаяся против партизан, а во втором действовала полноценная Советская власть и немцы туда вообще не совались. И это в рамках одной русской области! Кто-­то помогал немцам бороться с партизанами и мирным населением, другие уничтожали оккупантов.

    Так что если говорить правду, то говорить её всю.

    Вот что писал 18 августа 1942 года Сталину глава партизанского движения СССР П. К. Пономаренко: «Немцы используют все средства, чтобы привлечь к борьбе с партизанами. контингенты из нашего населения оккупированных областей, создав из них воинские части, карательные и полицейские отряды. Этим они хотят достичь того, чтобы партизаны увязли в борьбе не с немцами, а с формированиями из местного населения. Вокруг формирований идет бешеная националистическая пропаганда. Этому сопутствует разжигание национальной розни, антисеми­тизма. Крымские татары, например, получили сады, виноградни­ки и табачные плантации, отобранные у русских, греков и т. п.».

    Когда речь заходит о коллаборационизме в период нацистской оккупации Крыма, то многие вспоминают лишь крымских татар. По большей части этот миф стал следствием национальной трагедии — депортации крымско­ татарского народа. Однако стоит отметить, что во­-первых, далеко не все крымские татары выбирали путь коллаборационизма. Во-вторых, не только крымские татары сотрудничали с оккупационной администрацией. На должности начальников местного самоуправления назначались люди, которые были активными пособниками оккупантов. К слову сказать, на должность Ялтинского бургомистра был назначен В. Мальцев. Тот самый, который в ночь на 1 августа 1946 года вместе с генералом Власовым и другими высшими офицерами так называемой «Русской освободительной армии» (РОА) был повешен во дворе Бутырской тюрьмы. Большую роль играли коллаборационистские боевые формирования, помогавшие вермахту в борьбе против крымских партизан. Численность их за весь период оккупации была следующей: в русских и казачьих частях — около 5 тысяч человек, в украинских частях — около 3 тысяч человек, в частях восточных легионов — около 7 тысяч человек и в крымско­татарских фор­мированиях — от 15 до 20 тысяч человек. С июня 1943 года на полуострове появляется вербовочный пункт власовской «Русской освободительной армии». Следует сказать, что популярностью он не пользовался. Если в среде крымских татар немцы легко играли на национальных противоречиях, то из русских за все время им едва ли удалось набрать в ряды РОА (включая томящихся в концлагерях) лишь несколько тысяч человек. И то ближе к началу 1944 года как минимум треть из них перешла на сторону партизан.

    За 26 месяцев борьбы с оккупантами в Крыму действовало 80 партизанских отрядов общей численностью свыше 12,5 тысячи человек, а также 220 подпольных групп и организаций. За это время было уничтожено более 29 тысяч немецких солдат и полицейских, проведено более 250 боев и 1600 операций. В ответ на действия партизан нацисты начинали зверствовать. Например, в горном Крыму было сожжено и разрушено 127 населенных пунктов. В греческом селе Лаки 24 марта 1942 года немцы заживо сожгли 38 человек. В деревне Улу­Сала (ныне Синапное), что расположилась в 18 километрах к юго-­востоку от Бахчисарая, в верховьях реки Кача, нацисты заживо сожгли 34 человека — стариков, женщин и детей. При этом все они за исключением одного человека были крымскими татарами.

    В мае 1944 года Крым был освобожден нашей армией. И практически сразу было принято решение о депортации крымских татар. Помимо татар с полуострова выселили болгар, греков, армян. Больше всего, безусловно, пострадали крымские татары. Однако оценивая эти события, нужно понимать, в каких условиях принимались решения, какая жестокость творилась вокруг нацистами и их пособниками и в какой страшной войне участвовала наша страна.

    10 мая 1944 года на стол Сталина легла записка Л. П. Берии с проектом решения о выселении крымских татар. После чего принимается постановление Государственного Комитета Обороны (ГКО), в котором были такие пункты:

    • Всех татар выселить с территории Крыма и поселить их на постоянное жительство в качестве спецпоселенцев в районах Узбекской ССР. Выселение возложить на НКВД СССР.
    • Установить следующий порядок и условия выселения: а) Раз­решить спецпоселенцам взять с собой личные вещи, одежду, бытовой инвентарь, посуду и продовольствие в количестве до 500 кг на семью. Остающиеся на месте имущество, здания, надворные постройки, мебель и приусадебные земли принима­ются местными органами власти. Прием скота, зерна, овощей и других видов сельхозпродукции производить с выпиской обменных квитанций на каждый населенный пункт и каждое хозяйство. Поручить НКВД СССР, Наркомзему, Наркоммясо­ молпрому, Наркомсовхозу и Наркомзагу СССР с 1 июля с. г. представить в СНК предложения о порядке возврата по обменным квитанциям спецпереселенцам принятого от них скота, домашней птицы, сельскохозяйственной продукции.
    • . Выделить на каждый эшелон со спецпереселенцами, в сроки по согласованию с НКВД СССР, одного врача и двух медсе­стер с соответствующим запасом медикаментов и обеспечить медицинское и санитарное обслуживание спецпоселенцев в пути. обеспечить все эшелоны со спецпереселенцами еже­дневно горячим питанием и кипятком.
    • . Выдавать спецпереселенцам, направляемым в Узбекскую ССР, в местах их расселения ссуду на строительство домов и на хозяйственное обзаведение до 5000 рублей на семью с рассрочкой до 7 лет.

    Операция по депортации крымских татар началась 18 мая 1944 года, то есть практически через неделю после освобождения полуострова. А уже 20 мая 1944 года на имя народного комиссара внутренних дел СССР Л. П. Берии была отправлена телеграмма.

    Кроме того, райвоенкоматы Крыма мобилизовали 6000 татар призывного возраста, которые по нарядам Главупраформа Красной Армии направлены в города Гурьев, Рыбинск и Куйбышев. Из числа направленных по Вашему указанию в распоряжение треста «Московуголь» 8000 человек спецконтингента 5000 чел также составляют татары.

    При проведении операции никаких эксцессов не имело место Кобулов, Серов г Симферополь».

    Один из распространенных мифов гласит, что выселяли всех крымских татар. Это неправда. От выселения освобождались участники крымского подполья и члены их семей, фронтовики и их родственники. Оставляли на месте или даже возвращали обратно в Крым женщин, вышедших замуж за представителей других национальностей. В 1967 году был принят указ Президиума Верховного совета, который снимал с крымских татар обвинения в коллаборационизме и признавал их полноправными советскими гражданами. Но вернуться на малую родину крымско­татарский народ смог только в 1989 году, после того как послевоенная депортация была признана незаконной. Сегодня, когда Россия вновь обрела Крым, крымско­татарский язык стал здесь одним из трех государственных. «Крымские татары вернулись на свою землю. Считаю, что должны быть приняты все необходимые политические решения, которые завершат процесс реабилитации крымско­татарского народа, решения, которые восстановят их права, доброе имя в полном объеме», — отметил президент Путин в своем обраще­нии 18 марта 2014 года.

    Сегодня пытаться разжигать ненависть русских и татар могут только враги. Враги народа – в полной мере, потому, как страдания и кровь в новых конфликтах всегда выпадают на долю народа. А кто может желать своему народу войны и страданий? Только враг…

    Но надо ли помнить историю? Конечно. Но только говорить надо о том, что нас сближает, делает нас сильными и наполняет гордостью. А страшные страницы? Были. Но прошли. Закрыты. Ошибки признаны, преступления осуждены. Точка.

    Вот о чем надо говорить. Можно даже и спеть. А что – очень объединяюще, и красиво она прозвучит. Песня о Ялтинской конференции трех союзных держав! Она прошла по чти через год после освобождения Крыма — с 4 по 11 февраля 1945 года , а в её работе приняли участие И. В. Сталин, Ф. Рузвельт и У. Черчилль, министры иностранных дел, представители генеральных штабов СССР, США и Великобритании. Именно здесь б ыла достигнута договоренность о конференции Объединенных Наций, которая начала работу 25 апреля 1945 года в Сан­-Франциско. Фактически 11 февраля 1945 года лидеры СССР, США и Великобритании публично заявили о решимости учредить ООН.

    Вот так Крым в очередной раз стал центром мировой политики. Об этом и надо помнить, говорить и петь.

    (В статье использованы материалы моей совместной с Дмитрием Беляевым книги «Россия. Крым . История», которая запрещена на Украине, а теперь ещё изъята и в Эстонии.

    P.S. Вот как спекулируют на истории, наглядный пример:

    .@danbbaer: Депортация 18 мая 1944 г. напоминает сегодняшние преследования крымских татар в оккупированном РФ #Крыму pic.twitter.com/2coCgtHAGh

    Теперь мои статьи можно прочитать и на Яндекс.Дзен-канале.

    Депортации народов в СССР

    Рубрика История и исторические личности
    Вид презентация
    Язык русский
    Дата добавления 28.10.2013
    Размер файла 139,3 K

    Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

    Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

    Подобные документы

    Депортация чеченцев, карачаевцев, ингушей, балкарцев, калмыков, немцев, крымских татар на территорию Казахстана. Статус спецпереселенцев, сроки их высылки, ограничения. Медицинские работники на фронтах Великой Отечественной войны, их вклад Великую Победу.

    презентация , добавлен 29.04.2015

    История коренных народов Крыма. Ситуация, предшествующая депортации крымских татар. Первые акции освободителей, судебные и бессудные репрессии. Правовое положение депортированных лиц в специальных поселениях. Проблема крымских татар в постсоветское время.

    дипломная работа , добавлен 26.04.2011

    контрольная работа , добавлен 26.10.2010

    курсовая работа , добавлен 24.03.2013

    реферат , добавлен 01.12.2014

    Политика правительства по отношению к крестьянству по сдаче сельскохозяйственной продукции в 1930-х годах. Выполнение социально-классового принципа при отоваривании продуктами, нормы отоваривания. Решение вопроса о снабжении сельской интеллигенции.

    реферат , добавлен 09.08.2009

    Исторический процесс классообразования в вайнахском обществе, формирования чеченского и ингушского народов. Укрепление и интенсификация русско-кавказских связей, дальнейшее развитие и усиление внешнеполитической ориентации чеченцев и ингушей на Россию.

    реферат , добавлен 08.11.2010

    реферат , добавлен 17.01.2011

    Изучение экономического состояния СССР в конце 1920-х – начале 1930-х годов и предпосылки продовольственного кризиса. Ликвидация кулачества как класса. Преступная политика, приведшая к голоду. Действие властей и «попытки» преодоления катастрофы голода.

    реферат , добавлен 22.12.2015

    курсовая работа , добавлен 08.12.2007

    Работы в архивах красиво оформлены согласно требованиям ВУЗов и содержат рисунки, диаграммы, формулы и т.д.
    PPT, PPTX и PDF-файлы представлены только в архивах.
    Рекомендуем скачать работу.

    Депортация народов Крыма. Как это было. В годы Отечественной войны из Крыма были депортированы немцы, ингуши, чеченцы, балкарцы, карачаевцы, крымские. — презентация

    Презентация была опубликована 3 года назад пользователемАлиса Кобякова

    Похожие презентации

    Презентация на тему: » Депортация народов Крыма. Как это было. В годы Отечественной войны из Крыма были депортированы немцы, ингуши, чеченцы, балкарцы, карачаевцы, крымские.» — Транскрипт:

    2 Депортация народов Крыма.

    3 Как это было. В годы Отечественной войны из Крыма были депортированы немцы, ингуши, чеченцы, балкарцы, карачаевцы, крымские татары. Эти народы в полной мере испытали все ужасы войны. Из крымских татар 40 тысяч ушли на фронт, фашисты сожгли более 80 крымскотатарских деревень, в Германию было угнано 20 тысяч молодёжи. К моменту освобождения Крыма в лесах боролись с фашистскими захватчиками 598 крымскотатарских партизан.

    4 Когда тысячи сынов крымскотатарского народа сражались и гибли на фронтах Отечественной войны и в оккупации, когда в Крыму ещё пахло гарью сожжённых сёл, еще не высохли слёзы матерей о погибших детях, ещё шли бои за полное освобождение Крыма от фашистов, советские каратели готовили депортацию крымских татар. Подготовка происходила строго секретно в соответствии с приказом ГКО 00419/0033 от 13 апреля 1944 года под прикрытием борьбы с антисоветскими элементами. 17 мая 1944 года ночью представители карательных органов начали операцию.

    5 За период 18 – 20 мая 1944 года в 71 эшелоне отправили 193 тысячи крымских татар, из них стариков 19,5 %, женщин 36,7% и детей 43,8 %.

    6 Вспоминают очевидцы. Рамазанова Эдие Аппазовна: «18 мая 1944 года очень тяжело вспоминать. Час ночи, стук в дверь. Врываются вооружённые советские солдаты, которые приказывают освободить помещение в течение 15 минут. Нам не сообщают куда и зачем нас вывозят. Погружают нас в грузовые машины и везут на железнодорожный вокзал, где помещают в товарные вагоны.

    7 И мы оказываемся без еды, без запасов одежды в пути. Мой отец Рамазанов Аппаз Галиевич воевал на фронте с первых дней войны, был 8 раз ранен и демобилизован в апреле 1944 года как инвалид Отечественной войны. А мы во время войны с матерью переехали в деревню Кучук – Узен, так как остались без жилья. Так случилось, что 17 мая мы с братом Аметом приехали навестить отца в Алушту и нас троих депортировали в Узбекистан в Самаркандские степи. А мать с другими детьми отправили в Избаскенский район на станцию Байток в совхоз 4. наша семья долгое время не могла воссоединиться. Так как запрещалось покидать место, указанное властями, для нашего народа долго существовал комендантский час, всех кто выходил из помещения после 7 вечера арестовывали, нам не разрешалось поступать в учебные заведения, т.е. наш народ планомерно уничтожался.

    8 Вспоминают очевидцы. Бока Софие Алиевна: жительница села Панфилово, «18 мая 1944 года в 4 часа утра к нам ворвались вооружённые люди и под дулами автоматов повели в табачный сарай. Мы ничего не успели взять. Осталось всё дома: скотина, мебель, посуда, одежда. В 5 часов утра приехала грузовая машина, в каждую загрузили по 30 – 35 человек и отвезли в Феодосию и погрузили в товарные вагоны, где не было ни постели, ни условий, ни еды. Мы ехали днём и ночью, старики и дети умирали первыми, их не хоронили, а просто ночью выбрасывали по дороге, очевидно, их съедали животные. На редких остановках мы пытались достать воду или что-либо из еды. Некоторые отставали от вагонов и их дальнейшая судьба неизвестна. Так мы приехали в Узбекистан и прожили в депортации долгие годы, где каждый мог оскорбить нас, обозвав врагом народа, или, требуя, чтобы мы убрались с их земли на Родину, куда нас не пускали».

    9 Денисенко Пётр Арсентьевич Денисенко Пётр Арсентьевич: «О депортации немцев в 40-х г.г. Сталин издал указ о выселении немцев из Крыма. Но сначала им было разрешено выехать за границу по собственному желанию. Тех, кто не желал покидать свои жилища, стали выселять насильно, их депортировали в Сибирь, Казахстан, Среднюю Азию. В это время в селе директором школы был немец Неккер Оскар Газлобович, он был коммунистом и не желал выезжать за границу и оставался в селе почти до начала войны. Его забрали НКВД. Это был последний немец из нашего села «.

    10 Вспоминают очевидцы Бондаренко Валентина Андреевна: «Мою маму зовут Мумжийская Евдокия Афанасьевна, по национальности болгарка. Была депортирована из Крыма в мае 1944 года вместе со своими маленькими детьми: Акименко Виктором (1936 г.), Акименко Валентиной (1938 г.) и Акименко Евгением (1941 г.), которые по отцу все были украинцами. Мы были высланы из

    11 Акшаикского района, теперь Раздольненский райцентр. Депортированы были в Свердловскую область г.Верхняя- Пышма. Там проживали до 1956 года. Я помню, что мы ходили в садик с маленьким братом Женечкой в одной обувке. Старший брат Виктор сначала отводил меня в садик, брал обувь и шел за другим. В общем, ни одежды, ни обуви у нас не было. После садика мы ходили в школу. Нас там обзывали врагами народа, это очень угнетало

    12 Вспоминают очевидцы Воспоминания Сеит-Эминовой Шерифе, проживающей в данный момент в селе Кормовое Первомайского района Я родилась в 1933 г. Аджиатман Фрайдеровского района (теперь с.Ровное Первомайского р-н.).Это было большое село где проживали люди разных национальностей. Я не желаю повторения 18 мая 1944 г. Ни для какого народа В 4:00 село окружили вооруженные солдаты, они были жестоки с нами так как считали нас предателями. Не дав собраться всех жителей греческой, крымскотатарской, болгарской и др.национальностей собрали на колхозном дворе. Отец успел взять только коврик на котором молился.(он до сих пор находится у меня как память о нем). Но в этот день нас не успели вывезти и мы остались сидеть на ночь там же. Наши соседи услышав что, мы ушли ничего не взяв ночью принесли нам хлеб, теплые вещи и одеяла. Спасибо им за это. На следующий день нас вывезли на отправку в Евпаторию (Кезлев) и погрузили в вагоны, окна и двери были заколочены. Через 5 дней нас

    13 привезли в колхоз Казыл Комун Самаркандской области Узбекистана. Нас всех расселили на скотном дворе. Продуктов и посуды не было, готовили в консервных банках. Люди начали худеть от голода и болеть малярией. Больного мы ложились под одеяло (спасибо соседям).Мы очень страдали от того что не было питьевой воды. Но мир не баз добрых людей, по соседству с нами жил Джура-ага, который помогал нам. Он подбадривал нас морально и делился с нами продуктами. А потом наступили и хорошие дни. К сожалению многие умерли в ссылке. И мои родители не смогли увидеть родину. Но мы их дети, увидели ее вновь, вернувшись в Крым в 1991 г.

    Презентация к уроку-памяти, посвященного депортации крымских татар и других народов Крыма в годы ВОВ

    У них отняли Родину, которую они защищали
    Дважды Герой Советского Союза полковник Аметхан Султан
    Герои Советского Союза

    Герои Советского Союза

    Славные защитники Родины
    Крымскотатарская Зоя…
    Среди выселенных 193 тысячи крымских татар, из них стариков – 19,5%, женщин почти 37%, детей около 44%
    Правда как она есть…Офицеры и солдаты доблестной Красной армии выполняют приказ

    Презентация к уроку истории «Депортация народов СССР – геноцид по национальному признаку»

    Тема урока

    Депортация народов СССР – геноцид по национальному признаку

    71-летие калмыцкой депортации

    Приближается 71-летие со дня депортации калмыцкого народа. В этот траурный день калмыцкий народ будет чтить память погибших и пострадавших от репрессий. Пройдя через все тяготы и мучения зажигаются лампадки и молятся о том, чтобы это страшное и горестное время больше не повторялось.

    Цели урока:

    Образовательная – усвоение следующих знаний:

    • депортация народов СССР
    • депортация

    Воспитательная – учащиеся после урока будут понимать, что депортация народов СССР была геноцидом по национальному признаку.

    Указ Президиума Верховного Совета СССР.

    О ликвидации Калмыцкой АССР и образовании Астраханской области в составе РСФСР.

    Всех калмыков, проживающих на территории Калмыцкой АССР, переселить в другие районы СССР, а Калмыцкую АССР ликвидировать.

    Председатель Президиума Верховного

    Совета СССР — (М.Калинин )

    Секретарь Президиума Верховного Совета

    СССР (А.Горкин)

    Москва, Кремль 27 декабря 1943г.

    В то время гнев

    несправедливый, дикий

    Нас подавил… И свет

    для нас потух.

    И даже слово самое – «калмыки»

    Произносить боялись люди вслух.

    Д. Кугультинов

    НАЗОВЕМ ИЗВЕСТНЫЕ ДЕПОРТИРОВАННЫЕ НАРОДЫ

    В начале войны 28 августа1941г. Были выселены в восточные районы страны (в Сибирь и Казахстан) все немцы, проживающие в СССР.

    . Следующими за ними 4 ноября были выселены в среднюю Азию карачаевцы.

    . 28 декабря 1943г. Калмыки

    . 23 февраля 1944г. в Казахстан и Среднюю Азию чеченцы и ингуш

    . 8 марта 1944г. Балкарцы в Среднюю Азию

    . 18 мая 1944г. в Казахстан и Среднюю Азию – крымские татары

    . Насильственному переселению в восточные районы СССР подверглись также в 1944 – 1945гг. Курды – хемшилы, крымские греки, болгары, поляки, часть эстонцев, литовцев, латышей, западных молдован, украинцев, белорусов.

    По данным НКВД, общее количество выселенцев составило 3336258человек.

    Указ ВС СССР от 27 декабря 1943г.поставил задачу переселения калмыков в Сибирь и ликвидации КАССР, поделив республику между соседними областями. Выселение калмыцкого народа проводилось в 4 этапа:

    Первые 3 этапа – выселение гражданского населения.

    4 этап – отзыв с фронта солдатов и офицеров калмыцкой национальности. В годы войны трудящиеся Калмыкии внесли значительный вклад в победу над гитлеровским фашизмом. Плечом к плечу с другими народами нашей страны сражались сыны и дочери Калмыкии на всех фронтах войны.

    23 уроженца Калмыкии были удостоены высокого звания Героя СССР.

    Проследим географию высылки калмыков.

    Красноярский край, Алтайский край, Новосибирская,, Тюменская, Омская, Томская области, Хакассия, Сахалин.

    В 1943г.из Калмыкии были депортированы 93 тыс. чел. Для организации спецпереселения было мобилизировано 10 тыс. военного контингента.

    Последствия депортации народов.

    • Народы обречены на физическое вымирание в силу условий жизни.
    • Утрата материальной и духовной культуры, национальных традиций, праздников, ремесел и народного творчества.
    • Утрата роли национального языка как средства общения.
    • В национально – государственном отношении – лишение государственности, национальной территории, гражданских прав.

    Гадание на бараньей лопатке (1988)

    Режиссер: Ада (Армида) Неретниеце Сценарист: Олег Манджиев Оператор: Мартыньш Клейнс Композитор: Иварс Вигнерс Художник: Инара Антоне Страна: СССР Производство: Рижская к/ст по заказу Гостелерадио СССР Жанр: драма Год: 1988 Актеры: Церен Цатхланов, Максим Мунзук, Юрис Жагарс, Светлана Рябова, Владимир Ильин, Валерий Порошин, Андрей Ильин, К. Казаковцев, Андрис Берзиньш, Марина Карпичева, Юрий Шаршов, Болот Бейшеналиев, Бертулис Пизич, Николай Губанов, Арнольд Алтмяэ, Вольдемар Карпачс Действие фильма происходит в начале 50-х годов в небольшой сибирской деревушке, где пересеклись пути и судьбы сосланных латышей, калмыков, русских… Мальчик-калмык Лиджи живет с дедушкой, который ходит в тайгу, собирает травы, лечит односельчан. Однажды дедушку арестовали по ложному обвинению в убийстве и поджоге фермы. Лиджи остался один. Многие от него отвернулись, но русская девушка Валентина и его сверстники помогли мальчику в трудные для него дни.

    «Санлын поезд»- дорогами памяти

    Депортация и 13 летняя ссылка в Сибирь оставили глубокий след в душе калмыцкого народа. Не утихает боль по невинно загубленным жизням, по всем родным и близким, оставшимся лежать там, в безымянных братских могилах на бескрайних сибирских просторах. Боль усугублялась невозможностью поклониться праху мертвых совершить обряд поминовения и успокоения душ. Необоримая сила памяти звала людей в дорогу. Многие калмыки самостоятельно совершали индивидуальные поездки в Сибирь. Эти поездки были для них встречей с далеким прошлым, встречей с могилами близких, встречей со своей растоптанной молодостью. Их рассказы о Сибири становились достоянием всех родных и близких.

    Официально, на государственном уровне, идея организации «Поезда Памяти» стала популярной в октябре 1993 года. В короткое время эта идея была воплощена в жизнь. К 50летию депортации калмыцкого народа и в целях укрепления дружбы между народами Сибири и Калмыкии был организован поезд по местам пребывания калмыков.

    «Поезд Памяти» — Санлын поезд, следующий по маршруту: Элиста-Тюмень-Омск- Новосибирск- Красноярск- Томск- Барнаул- Элиста. Люди с нетерпеньем и радостью ожидали отправления этого поезда. 15 ноября 1993 года в 21 час 40 минут «Поезд Памяти» двинулся в далекий путь.

    От нашего поселка посланцем в Сибирь был пожилой человек

    Сангаджи-Болданов Исян Сарангович

    Депортированный в 1943 году в Красноярский край.

    Второй поезд памяти

    Чудаев Харитон Манджиевич /в центре/

    Джанаева Тамара Андреевна

    В конце мая 2002 года по приказу Президента Калмыкии К.Н. Илюмжинова был организован поезд память ,, Дети войны- дети Сибири’’. И мне посчастливилось быть участницей этого поезда. 20 мая в 1:00 час ночи наш поезд отправился в путь. Первой сибирский город- Тюмень. За трое суток пути до этого города мы все познакомились друг с другом, в нашем №7 ехали юстинцы, яшкуляне и октябрьцы. С нами также ехали поэты, певцы, музыканты. Из Лагани был Иван Убушаев- поэт, композитор. Он сочинил песню ,, Санлын поезд? Из нас Улан Хооч был учитель пения, который тоже исполнил песни собственного сочинения,, Калмыцкий чай; ,,Уралан” Лчень много было интересных людей. Все мы были люди одного возраста, и нам было легко общаться друг с другом. Во всех городах нас встречали хорошо, с духовым оркестром, приветственными словами , хлебам солью. В Тюмени нас встречали земляки- зам. Мэра г. Надыма Ульянова Л.А, заслеженная оперная певица России, дипломантка Италии-Бивеева Ирина.

    20 мая 2002 г .

    В Омске нас встречала ещё одна наша землячка из Большого Царына Шершнёва Валентина А.- артистка омского оперного театра . Затем был г.Барнаул. Там, в далёкой Сибири я родилась и провела своё детство. Родилась я в г.Черепаново Новосибирской области. И я с нетерпением ждала встречи со своей малой родиной.

    Новосибирск встретил нас теплой, солнечной погодой. Вокзал железнодорожный города Новосибирска- самый красивый из всех вокзалов Сибири, весь построен из белого мрамора. На 15-ти автобусах нас повезли на экскурсию по всему городу, мы посетили все памятные места и поклонились камню, посвященному калмыцкому народу, зажигали лампадки и молились. Это были трогательные моменты, лились непроизвольно слёзы воспоминаний, слёзы радости

    Калмыкия (памятник жертвам репрессий)

    Элиста. Исход и возвращение. Памятник жертвам сталинских репрессий калмыцкого народа. Скульптор Эрнест Неизвестный.

    Депортация крымских татар

    Великая Отечественная война

    Слева направо, сверху вниз: Мемориал депортации в Евпатории; Церемония зажжения свечей в Киеве; Мемориальный митинг в парке имени Тараса Шевченко в Киеве; «теплушка»; карты, сравнивающие демографический состав населения Крыма в 1939 и 2001 годах

    Страна

    СССР

    Дата разработки

    май 1944 года

    Разработчик

    Лаврентий Берия

    Цель

    депортация крымских татар

    Исполнитель

    НКВД, НКГБ, СМЕРШ

    Время

    с 04:00 18 мая 1944 — 20 мая 1944 года по 4 июня 1944 года (UTC+3)

    Место

    Крымская АССР;

    Результат

    упразднение КрымскойАССР, образование Крымской области в составе РСФСР

    Погибших

    Различные подсчёты
    а) 34 тыс.
    б) 40–44 тыс.
    в) 42 тыс.
    г) 45 тыс.
    д)110 тыс.

    е) 195 471
    (18-27 % от численности народа, или около 46,2%, по данным НДКТ)

    Депорта́ция кры́мских тата́р (крымско-тат. Qırımtatar halqınıñ sürgünligi, Къырымтатар халкъынынъ сюргюнлиги) — насильственное выселение крымских татар из Крыма в Узбекистан и соседние районы Казахстана и Таджикистана; небольшие группы были также отправлены в Марийскую АССР и ряд других регионов РСФСР. Депортация была проведена Народным комиссариатом внутренних дел СССР 18—20 мая 1944 года по решению Государственного комитета обороны за подписью его председателя И. В. Сталина, а закончена 4 июня 1944 года.

    Официально депортация обосновывалась фактами якобы массового участия крымских татар в коллаборационистских формированиях, выступавших на стороне нацистской Германии во время Великой Отечественной войны, и сотрудничества с оккупационными властями, хотя ни международное право, ни советское право не предусматривали коллективной ответственности за действия, совершаемые отдельными лицами.

    В Викитеке есть полный текст:
    Постановление ГКО № 5859сс от 11.05.44

    Президиум Верховного Совета СССР в своём Указе № 493 от 5 сентября 1967 года «О гражданах татарской национальности, проживавших в Крыму» признал, что «после освобождения в 1944 году Крыма от нацистской оккупации факты активного сотрудничества с немецкими захватчиками определённой части проживающих в Крыму татар были необоснованно отнесены ко всему татарскому населению Крыма».

    В ноябре 1989 года Верховный Совет СССР признал депортацию крымских татар незаконной и преступной.

    Закон РСФСР от 26 апреля 1991 года № 1107-1 «О реабилитации репрессированных народов» признал депортации народов в СССР актом геноцида. Статья 4 данного закона провозгласила, что агитация, препятствующая реабилитации репрессированных народов, подвергшихся клеветническим нападкам, не допускается, а лица, совершающие такие действия, должны привлекаться к ответственности.

    21 апреля 2014 года, после присоединения Крыма к России, президент России Владимир Путин подписал указ о реабилитации крымскотатарского и других народов, пострадавших от сталинских репрессий в Крыму.

    Верховная рада Украины в 2015 году признала депортацию геноцидом крымскотатарского народа и установила День памяти жертв геноцида крымскотатарского народа — 18 мая. В 2019 году Латвия и Литва признали депортацию крымскотатарского народа геноцидом.

    Энциклопедичный YouTube