Часть постоянной боевой готовности

Содержание

Боевая готовность

Демонстрация боеготовности военнослужащими ВС Бразилии

Боевая готовность — способность войск (вооружённых сил), конкретного военного формирования приступить к выполнению боевых задач в соответствии с их предназначением в заданные сроки.

Факторы боевой готовности

Факторами влияющими на боевую готовность войск являются:

  • Уровень боевой подготовки личного состава;
  • Уровень морально-психологической подготовки военнослужащих;
  • Подготовленность командиров и штабов к предстоящим боевым действиям;
  • Техническое состояние штатной боевой техники и вооружения и его соответствие современным требованиям;
  • Уровень укомплектованности формирований личным составом;
  • Наличие материальных резервов любого плана для ведения боевых действий.

Мероприятия для поддержания боевой готовности

Тактическая подготовка.
Учения механизированной пехоты.
Перу, 2007 год
Воздушно-десантная подготовка. Солдаты готовятся к парашютному десантированию.
Казахстан, 1996 год

Ниже приводится список внутренних мероприятий в Вооружённых силах для поддержания боевой готовности:

  • Постоянная боевая подготовка по всем её видам обучения:
    • Строевая подготовка;
    • Тактическая подготовка;
    • Физическая подготовка;
    • Огневая подготовка;
    • Инженерная подготовка;
    • Химическая подготовка;
    • И другие виды подготовки;
    • Занятия по боевому слаживанию.
  • Проведение командно-штабных учений (оперативная подготовка);
  • Проведение военных учений;
  • Морально-психологическая воспитательная работа с личным составом;
  • Социально-правовая работа с личным составом и профилактика правонарушений в воинской среде;
  • Работа над мотивацией личного состава (финансовые поощрения и перспективы карьерного роста);
  • Техническое обслуживание боевой техники и вооружений;
  • Постоянный контроль органов контрразведки;
  • Периодическое проведение строевых смотров воинских частей;
  • Периодическая проверка боевой готовности соединений и воинских частей;
  • Поддержание необходимого уровня материальных резервов любого плана для ведения боевых действий.

Внешние условия влияющие на боевую готовность

Военные расходы в 2008. Чем темнее, тем выше доля военных расходов в ВВП страны.

Боевая готовность Вооружённых сил независимо от принадлежности к государству, зависит от следующих внешних факторов:

  • Достаточное финансирование военного бюджета;
  • Положительный образ Вооружённых сил в общественном сознании, с целью привлечения кандидатов на воинскую службу;
  • Систематическое перевооружение войск современными типами вооружения и снаряжения;
  • Экономические возможности государства вести длительные полномасштабные боевые действия;
  • Возможности и состояние транспортной системы государства

Степени боевой готовности

В вооружённых силах различных государств устанавливается собственный перечень степеней боевой готовности. Им соответствуют различные режимы функционирования подразделений и воинских частей — из которых они могут приступить к выполнению боевой задачи в определённые сроки, установленные в документальном порядке и закреплённые в служебных инструкциях каждому военнослужащему по занимаемой им должности. При каждой последующей степени боевой готовности, время необходимое к готовности вести боевые действия — сокращается. Высшая степень боевой готовности означает, что конкретное формирование готово немедленно приступить к ведению боевых действий.
К примеру, в ВС СССР существовало 4 степени боевой готовности:

  1. Постоянная — представляла собой обычное повседневное функционирование воинских частей и соединений в мирное время, занятых боевой подготовкой и организацией непосредственного охранения, гарнизонной и караульной службы.
  2. Повышенная — характеризуется следующими мероприятиями: полный сбор личного состава, доукомплектация личного состава, проверка состояния техники и вооружений, занятия по боевому слаживанию, подготовка к передислокации, подготовка материальных резервов и транспорта.
  3. Военная опасность — мероприятия, проводимые после объявления боевой тревоги: выезд формирований в район сосредоточения, получение провизии и средств связи, боеприпасов и средств защиты, организация сторожевого охранения.
  4. Полная — выдвижение войск на позиции, получение боевых задач, развёртывание огневых средств, организация комендантской службы и боевого охранения.

Наименования установленных степеней боевой готовности всегда указывались прописными буквами и не склонялись.

Практический смысл введения степеней боевой готовности имеет две причины:

  1. Очерёдность мер по поэтапному развёртыванию войск, необходимое на развёртывание войск, мобилизацию военнообязанных, подготовку материальных резервов необходимых для ведения боевых действий, расконсервацию боевой техники и вооружения находящегося на складах и т. д..
  2. В том что Вооружённые силы любого государства не в состоянии при любом изменении внешней или внутренней политической обстановки, держать в постоянном напряжении как личный состав, так и мобилизовать на это финансовые и материальные средства.

Срок приведения армии в боевую готовность складывается из времени, требующегося на мобилизацию (укомплектование), пополнение запасов провианта и боеприпасов, приведение материальной части в состояние необходимое для выполнения боевых приказов, а также из времени, даваемого части на окончательное устройство последней. Срок приведения войск в боеготовность зависит от того, в каком составе часть содержится в мирное время и откуда (издалека или из окрестных местностей) получает свои резервы.

Специфика степеней боевой готовности для некоторых родов войск

Объявление боевой тревоги на пограничной заставе ПВ КГБ СССР.
Казахская ССР, 1984 год
Формирование противоракетной обороны ведёт бой.
Израиль, 2012 год

В современную эпоху, ввиду наличия у многих государств ОМП и средств доставки боеголовок дающие возможность внезапного масштабного применения способного в считанные минуты нанести непоправимый урон боевой единице, сухопутные части, авиация и флот должны быть постоянно готовы начать боевые действия. Для того, чтобы обеспечить это, в современных вооружённых силах практически всех государств мира предусматривается поддержание войск в степени постоянной боевой готовности, которая, в свою очередь, обеспечивается благодаря постоянной укомплектованности войск личным составом, вооружением, боеприпасами и прочих средств необходимых для скорейшего вступления в военные действия и выполнения боевых задач.
Но для обеспечения полной безопасности государства, для некоторых родов войск существуют особые степени боевой готовности, в которых периоды поэтапного развёртывания и сроки готовности к ведению боевых действий предельно сжаты, и для них фактически не предусмотрена градация по степеням боевой готовности — поскольку они постоянно находятся в полной боевой готовности:

  • Войска противовоздушной обороны;
  • Войска противоракетной обороны;
  • Пограничные войска;
  • Радиотехнические войска.

Перечисленные рода войск всегда готовы немедленно приступить к ведению боевых действий, по профилю решаемых ими боевых задач.

Боевое дежурство

Высшей формой поддержания боевой готовности как в мирное, так и в военное время является боевое дежурство (БД).
В мирное время к боевому дежурству относятся организация непосредственного охранения, гарнизонной и караульной службы. В военное время к этому подключается ещё и организация сторожевого и боевого охранения, а также комендантской службы по законодательному особому статусу описанному в законе о введении военного положения в государстве.
Практическое назначение боевого дежурства в мирное и военное время:

  • Контроль за состоянием оперативной и тактической обстановки;
  • Контроль за безопасностью военных объектов и военных городков (гарнизонная и караульная служба);
  • Контроль за ситуацией в военных гарнизонах (комендантская служба);
  • Контроль за передвижением военных транспортных средств и колонн (дорожно-комендантская служба);
  • закрепление у военнослужащих навыков по бдительности, вырабатывание переносимости к длительным нагрузкам, умению принимать правильные решения в различных ситуациях согласно военным уставам и служебным инструкциям, приучение к ответственности за принимаемые решения.

К примеру должностными лицами выполняющими боевое дежурство в ВС СССР являлись:

  • Оперативный дежурный
  • Дежурный по гарнизону
  • Дежурный по части
  • Начальник караула
  • Начальник патруля
  • Дежурный помощник военного коменданта
  • Дежурный по контрольно-пропускному пункту
  • Дежурный по роте/батарее
  • Дневальный

Понятие об элитных войсках

75-й полк рейнджеров на учениях.
США, 1986 год
Солдат морской пехоты.
Украина, 1996 год

С целью описать какие-либо войска как находящиеся в более высокой степени боеготовности по сравнению с остальными вооружёнными силами, в современной публицистике используется устойчивое словосочетание «элитные войска».
К элитным войскам принято относить:

  • Воздушно-десантные войска;
  • Морскую пехоту;
  • Разведывательно-диверсионные формирования

К примеру:

  • 75-й полк рейнджеров,
  • 22-я отдельная бригада специального назначения
  • 45-й отдельный гвардейский полк специального назначения и т. п.;
  • Военные формирования охраны глав государств в некоторых государствах:
    • Республиканская гвардия Казахстана,
    • Республиканская гвардия Ирака и т. п.;
  • Формирования палубной авиации;
  • Формирования дальней авиации;
  • Ракетные войска стратегического назначения;
  • Формирования Подводного флота

Высокая боевая готовность подобных элитных войск обеспечивается дополнительным финансированием, полной укомплектованностью личного состава, насыщенной программой боевой подготовки, строгими требованиями к отбору кандидатов, морально-психологической подготовки личного состава и другими факторами.

Примечания

  1. 1 2 Большая советская энциклопедия : / гл. ред. А. М. Прохоров. — 3-е изд. — М. : Советская энциклопедия, 1969—1978.
  2. 1 2 s:ВЭ/ВТ/Боевая готовность // Военная энциклопедия : / под ред. В. Ф. Новицкого . — СПб. ; : Тип. т-ва И. Д. Сытина, 1911—1915.
  3. Факторы боевой готовности. Дмитрий Медведев назвал параметры эффективного решения боевых задач
  4. Поддержание боевой готовности. Военная Энциклопедия
  5. Военный энциклопедический словарь (ВЭС),М.,ВИ,1984 г., страница 708
  6. Толковый военно-морской словарь (2010 год).
  7. Советская военная энциклопедия (СВЭ), Том 1, М., 1976, Стр. 522.
  8. Устав гарнизонной и караульной служб Вооруженных Сил СССР. Военное Издательство МО СССР. Москва 1975 год

Литература

  • Боевая готовность крепостей // Военная энциклопедия : / под ред. В. Ф. Новицкого . — СПб. ; : Тип. т-ва И. Д. Сытина, 1911—1915.

Вопрос 7. Определение боевой готовности. Чем достигается постоянная боевая готовность подразделений и частей.

БОЕГОТОВНОСТЬ ВОЙСК (СИЛ ФЛОТА) достигнутое или нормативно-заданное состояние войск (сил флота), характеризующее их способность начать военные действия и приступить к выполнению боевых задач в установленные сроки. Достигнутая боеготовность войск (сил флота) определяется реальным (оцениваемым на учениях или в ходе учебных тревог) временем перевода войск в боеготовое состояние; количеством войск, постоянно находящихся на боевом дежурстве; способностью успешно и немедленно решать наиболее важные задачи.

Требуемая (нормативная) боеготовность войск устанавливается с учетом возможной оперативной обстановки, созданной вероятным противником. Уровни боевой готовности определяются по степеням, которые в ВС каждого государства могут быть различными. Постоянная боевая готовность взвода (отделения, танка) заключается в его способности в любое время организованно, в установленные сроки приступить к выполнению задачи и успешно выполнить ее.

Постоянная боевая готовность достигается: правильным пониманием своей задачи, высокой боевой выучкой всего личного состава и его готовностью к действиям в условиях применения противником оружия всех видов; высоким морально-психологическим состоянием, дисциплиной и бдительностью личного состава; укомплектованностью и обеспеченностью взвода всем необходимым для выполнения задачи; постоянной готовностью вооружения и военной техники к немедленному применению, а личного состава — к выполнению поставленных перед ним задач; умелым управлением и осуществлением мероприятий по обеспечению действий.

Вопрос 8. Степени боевой готовности и их краткое содержание.

БГ — состояние, определяющее степень готовности войск к решению возложенных на них боевых задач/способность частей и подразделений немедленно приступить к выполнению боевых задач в соот-вии с целью, замыслом, обстановкой.

Зависит от: укомплектованности частей, обученности ЛС и оснащенности его исправным вооружением и боевой техникой, морального состояния и дисциплины, полевой выучки и слаженности действий частей, способности переходить от мирной жизни на военное положение, наносить удары по противнику и достигать его разгрома в кратчайшие сроки.

Степени БГ: постоянная, повышенная, военная опасность, полная.

  1. Постоянная. Достигается укомплектованностью и обеспеченностью всем необходимым, высокой боевой выучкой, высоким морально — психологическим состоянием, дисциплиной и бдительностью ЛС. Подразделения занимаются повседневной деятельностью, находясь в готовности быстро приступить к выполнению боевой задачи. Подразделения находятся в пунктах постоянной дислокации, боевая техника хранится в парках, боеприпасы на складах. Подразделения занимаются согласно плану боевой подготовки, несется караульная службы и круглосуточное дежурство внутреннего наряда.

  2. Повышенная. Вводится с целью обеспечить приведение войск в готовность «Военная опасность» и «Полная» быстрее, чем из готовности «Постоянная». Включает: усиление охраны, приведение техники в полную боевую готовность, проверяются все виды связи, излишние запасы готовятся к сдаче, организуется радиационное и химическое наблюдение, весь ЛС возвращается из отпусков, часть переходит на казарменное положение.

  3. Военная опасность — состояние, позволяющее немедленно приступить к выполнению боевой задачи. Войска выводятся по боевой тревоге в районы сосредоточения или в районы боевых действий. Включает: подъем по тревоге и выход в район сосредоточения, принимается пополнение, выдаются новые каски, противогазы, дозиметры и патроны и фанаты в штатных укупорках, боеприпасы и техника приводятся в окончательное снаряжение.

  4. Полная. Подразделения приводятся в наивысшую готовность к выполнению боевых задач. Это отмобилизование войск с переводом их на штаты военного времени, занятие командованием и штабами защищенных пунктов управления, усиление боевого дежурства, рассредоточение и т.д.

Войска радиационной, химической и биологической защиты

Главная Структура Вооруженные Cилы РФ Сухопутные войска Структура Войска радиационной, химической и биологической защиты

Войска радиационной, химической и биологической защиты

Войска радиационной, химической и биологической защиты (РХБЗ) – специальные войска, предназначенные для проведения комплекса наиболее сложных мероприятий, направленных на снижение потерь объединений и соединений Сухопутных войск и обеспечение выполнения поставленных им боевых задач при действиях в условиях радиоактивного, химического и биологического заражения, а также на повышение их живучести и защиты от высокоточного и других видов оружия.
Основу войск РХБЗ составляют многофункциональные отдельные бригады РХБЗ, имеющие в своем составе подразделения, способные выполнить весь комплекс мероприятий РХБ защиты.
К основным задачам войск РХБЗ относятся:

  • выявление и оценка радиационной, химической и биологической обстановки, масштабов и последствий разрушений радиационно, химически и биологически опасных объектов;
  • обеспечение защиты соединений и частей от поражающих факторов оружия массового поражения и радиационного, химического, биологического заражения;
  • снижение заметности войск и объектов;
  • ликвидация последствий аварий (разрушений) на радиационно, химически и биологически опасных объектах;
  • нанесение потерь противнику применением огнеметно-зажигательных средств.

РХБ защита организуется и проводится в полном объеме как при ведении боевых действий с применением, так и без применения ядерного, химического и биологического оружия и включает:

  • засечку ядерных взрывов;
  • радиационную, химическую, биологическую разведку и контроль;
  • сбор, обработку данных и информации о радиационной, химической, биологической обстановке;
  • оповещение войск об РХБ заражении;
  • проведение специальной обработки (дезактивации, дегазации и дезинфекции) вооружения, военной и специальной техники, сооружений и других объектов, а также санитарной обработки личного состава;
  • аэрозольное противодействие средствам разведки и наведения противника.

Войска РХБЗ развиваются как войска двойного назначения, способные решать задачи как в военное, так и в мирное время при ликвидации последствий аварий и катастроф на радиационно, химически и биологически опасных промышленных предприятиях. Дальнейшее наращивание их возможностей осуществляется путем создания современной системы выявления и оценки масштабов и последствий применения оружия массового поражения, интегрированной с автоматизированными системами управления войсками и оружием и устойчиво функционирующей в условиях применения ОМП и сильного радиоэлектронного противодействия. Наряду с этим предусмотрено оснащение соединений, частей и подразделений РХБЗ новыми, высокоэффективными средствами РХБ разведки, индивидуальной и коллективной защиты, техническими средствами снижения заметности и маскировки, огнеметно-зажигательным вооружением, а также внедрение более совершенных веществ, рецептур, способов и технических средств специальной обработки.

9.Цели,задачи и мероприятия радиационной, химической и биологической защиты.

Радиационная химическая и биологическая защита (РХБЗ) является составной частью боевого обеспечения боевых действий войск и представляет собой комплекс мероприятий, организуемых и осуществляемых с целями максимального снижения потерь войск и обеспечения выполнения поставленных задач при действии в условиях РХБ заражения, а также для повышения их защиты от высокоточного и других видов оружия. Достижение целей РХБЗ обеспечивается выполнением трех основных задач:

выявлением и оценкой масштабов и последствий применения ОМП, разрушений радиационно и химически опасных объектов (РХОО);

обеспечением защиты личного состава от радиоактивных веществ, отравляющих веществ, бактериальных средств и других токсичных веществ;

снижением заметности войск и объектов.

Радиационная, химическая и биологическая защита включает следующие мероприятия:

-Засечку ядерных взрывов.

-Радиационную, химическую, биологическую разведку (РХБР) и контроль.

-Сбор, обработку данных и информацию о РХБ обстановке.

-Оповещение войск о РХБ заражении.

-Использование средств индивидуальной и коллективной защиты, защитных свойств местности, техники и других объектов.

-Специальную обработку войск и обеззараживание участков местности дорог, сооружений.

-Аэрозольное противодействие средствам разведки и наведения оружия.

-Применение радиопоглощающих материалов и пен.

Засечка ядерных взрывов организуется и проводится с целью получения данных о факте, масштабах и прогнозе последствий применения ядерного оружия.

Светотехнический способ определения параметров ядерных взрывов основан на регистрации: продолжительности свечения светящейся области в первой фазе ее развития; азимута, угла места центра ядерного взрыва; времени движения акустической волны от центра ядерного взрыва до измерительного прибора; электродвижущей силы (ЭДС), наведенной электромагнитным импульсом ядерного взрыва.

Радиолокационный способ засечки ядерных взрывов основан на способности ионизированных областей и пылевых облаков, отражать радиоволны и создавать на экранах индикаторов отметки со специфическими особенностями развития. Яркость и конфигурация отметок от облаков зависит от мощности ядерного взрыва и длины радиоволны РЛС.

Визуальный способ засечки ядерных взрывов основан на визуальной регистрации явлений, сопровождающих ядерные взрывы и непосредственно связанных с его параметрами.

РХБ разведка и контроль организуется и проводится с целью получения данных о факте, масштабах РХБ заражения и фактической РХБ обстановке, а также для оценки боеспособности войск и определения необходимости использования средств индивидуальной, коллективной защиты и проведения специальной обработки.

Задачами РХБ разведки являются:

-своевременное обнаружение начала радиоактивного и химического заражения, а также случаев применения противником биологических средств;

-определение характера заражения (мощности взрыва, доз излучения, типа ОВ);

-определение границ (участков) заражения, путей обхода и установки знаков ограждения;

-контроль за спадом мощностей, доз излучения (уровней радиации), наличием ОВ в воздухе и на местности;

-отбор проб почвы, растительности, воды и отправка их в лабораторию при обнаружении признаков применения биологических средств.

Химический контроль проводится с применением штатных (табельных) технических средств химической разведки (ВПХР, ПГО-11). При заражении объектов, пунктов управления, технических площадок ОВ типа VX, контроль осуществляется с помощью индикаторной ленты АП-1, которая наклеивается на видных местах.

Основными задачами химического контроля являются:

-установление факта применения боевых токсических химических веществ (БТХВ);

-идентификация БТХВ и сильно действующих ядовитых веществ (СДЯВ);

-определение заражения воздуха, местности, военной техники, продовольствия и воды.

Биологический контроль организуется и проводится в целях определения заражения биологическими средствами личного состава, вооружения, техники, продовольствия, воды на территории очагов биологического заражения, порядка проведения режимно-ограничительных, лечебно-эвакуационных, дезинфекционных и санитарно-гигиенических мероприятий.

Конституционный Суд Российской Федерации в составе Председателя В.Д. Зорькина, судей К.В. Арановского, А.И. Бойцова, Н.С. Бондаря, Г.А. Гаджиева, Ю.М. Данилова, Л.М. Жарковой, Г.А. Жилина, С.М. Казанцева, М.И. Клеандрова, С.Д. Князева, А.Н. Кокотова, Л.О. Красавчиковой, С.П. Маврина, Н.В. Мельникова, Ю.Д. Рудкина, Н.В. Селезнева, О.С. Хохряковой,

заслушав заключение судьи О.С. Хохряковой, проводившей на основании статьи 41 Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации» предварительное изучение жалобы гражданина И.А. Маркова, установил:

1. Согласно статье 11 Федерального закона от 27 мая 1998 года № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» общая продолжительность еженедельного служебного времени военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, за исключением случаев, указанных в пункте 3 данной статьи, не должна превышать нормальную продолжительность еженедельного рабочего времени, установленную федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации; привлечение указанных военнослужащих к исполнению обязанностей военной службы сверх установленной продолжительности еженедельного служебного времени в иных случаях компенсируется отдыхом соответствующей продолжительности в другие дни недели; при невозможности предоставления указанной компенсации время исполнения обязанностей военной службы сверх установленной продолжительности еженедельного служебного времени суммируется и предоставляется военнослужащим в виде дополнительных суток отдыха, которые могут быть присоединены по желанию указанных военнослужащих к основному отпуску; порядок учета служебного времени и предоставления дополнительных суток отдыха определяется Положением о порядке прохождения военной службы (пункт 1); боевое дежурство (боевая служба), учения, походы кораблей и другие мероприятия, перечень которых определяется министром обороны Российской Федерации (руководителем иного федерального органа исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба), проводятся при необходимости без ограничения общей продолжительности еженедельного служебного времени; дополнительные сутки отдыха, компенсирующего военнослужащим участие в указанных мероприятиях, в счет основного и дополнительных отпусков не засчитываются и предоставляются в порядке и на условиях, которые определяются Положением о порядке прохождения военной службы; военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, участвующим в мероприятиях, которые проводятся при необходимости без ограничения общей продолжительности еженедельного служебного времени, по их просьбе вместо предоставления дополнительных суток отдыха может выплачиваться денежная компенсация в размере денежного содержания за каждые положенные дополнительные сутки отдыха; порядок и условия выплаты денежной компенсации устанавливаются руководителем федерального органа исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба (пункт 3).

При этом та же статья предусматривает, что военнослужащим, проходящим военную службу в соединениях и воинских частях постоянной готовности, переведенных в установленном порядке на комплектование военнослужащими, проходящими военную службу по контракту, дополнительный отдых в соответствии с пунктами 1 и 3 данной статьи не предоставляется (пункт 3.1). Конституционность этого законоположения оспаривается в жалобе гражданина И.А. Маркова, проходившего военную службу по контракту в звании старшего прапорщика в войсковой части 6832, которая, как следует из представленных материалов, с 1 января 2007 года относится к воинским частям постоянной готовности, переведенным на комплектование воинских должностей военнослужащими, проходящими военную службу по контракту.

В 2003-2012 годах И.А. Марков, будучи в служебных командировках в Чеченской Республике, Республике Ингушетия и Республике Дагестан, принимал участие в боевых действиях (общий срок его участия в боевых действиях составил 445 суток). С 14 октября 2013 года он был досрочно уволен с военной службы по основанию, предусмотренному подпунктом «б» пункта 3 статьи 51 Федерального закона от 28 марта 1998 года № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» (по состоянию здоровья — в связи с признанием военно-врачебной комиссией ограниченно годным к военной службе), и с 1 ноября 2013 года исключен из списков личного состава воинской части.

Полагая, что при увольнении расчет с ним произведен не полностью — не выплачена денежная компенсация взамен предоставления дополнительных суток отдыха за период нахождения в служебных командировках и участия в боевых действиях, И.А. Марков обратился к командиру войсковой части 6832 с заявлением о расчете и выплате данной компенсации, однако в удовлетворении заявления ему было отказано.

Архангельский гарнизонный военный суд решением от 21 января 2014 года, оставленным без изменения апелляционным определением Северного флотского военного суда от 19 марта 2014 года, отказал И.А. Маркову в удовлетворении заявления об оспаривании действий командира воинской части, связанных с изданием приказа об исключении его из списков личного состава воинской части без обеспечения денежным довольствием в полном объеме и с отказом в выплате указанной компенсации. Определением судьи Северного флотского военного суда от 21 мая 2014 года И.А. Маркову отказано в передаче его кассационной жалобы для рассмотрения в заседании суда кассационной инстанции.

В судебных постановлениях, в частности, указывалось, что в соответствии с пунктом 3.1 статьи 11 Федерального закона «О статусе военнослужащих» и статьей 221 Устава внутренней службы Вооруженных Сил Российской Федерации (утвержден Указом Президента Российской Федерации от 10 ноября 2007 года № 1495) военнослужащим, проходящим военную службу в соединениях и воинских частях постоянной готовности, переведенных в установленном порядке на комплектование военнослужащими, проходящими военную службу по контракту, дополнительный отдых в случае привлечения их к исполнению обязанностей военной службы в рабочие дни сверх установленной продолжительности еженедельного служебного времени, а также участия в мероприятиях, проводимых без ограничения общей продолжительности еженедельного служебного времени, не предоставляется; поскольку войсковая часть 6832 с 1 января 2007 года отнесена к частям постоянной готовности, отсутствуют основания для предоставления И.А. Маркову дополнительных дней отдыха, а следовательно, исключается и возможность выплаты денежной компенсации за эти дни; кроме того, И.А. Марков, обратившись в суд 9 января 2014 года, пропустил как предусмотренный статьей 196 ГК Российской Федерации общий срок исковой давности в отношении требования о выплате компенсации за период с 2003 года по 9 января 2011 года, так и установленный статьей 256 ГПК Российской Федерации срок на обращение в суд с заявлением об оспаривании действий должностного лица; каких-либо доказательств уважительности причин пропуска этого срока он не представил.

По мнению заявителя, пункт 3.1 статьи 11 Федерального закона «О статусе военнослужащих» допускает неравенство военнослужащих, поскольку ставит тех из них, кто проходит военную службу в соединениях и воинских частях постоянной готовности, в худшее положение по сравнению с иными категориями военнослужащих в вопросах реализации права на дополнительный отдых или получение денежной компенсации вместо предоставления дополнительных суток отдыха при привлечении к исполнению обязанностей военной службы сверх установленной продолжительности еженедельного служебного времени, и тем самым противоречит статьям 2, 7, 19 (части 1 и 2), 45 (часть 1), 55, 59 (части 1 и 2) и 71 (пункты «в» и «м») Конституции Российской Федерации.

2. Конституционный Суд Российской Федерации в своих решениях, в частности в постановлениях от 26 декабря 2002 года № 17-П, от 17 мая 2011 года № 8-П и от 21 марта 2013 года № 6-П, отмечал, что военная служба, заключая контракт о прохождении которой, гражданин реализует конституционное право на свободное распоряжение своими способностями к труду и на выбор рода деятельности, представляет собой особый вид государственной службы, непосредственно связанной с обеспечением обороны страны и безопасности государства и, следовательно, осуществляемой в публичных интересах, а лица, несущие военную службу, выполняют конституционно значимые функции.

Особый характер военной службы как отдельного вида федеральной государственной службы обусловлен ее специфическим назначением — защищать государственный суверенитет и территориальную целостность Российской Федерации, обеспечивать безопасность государства, отражать вооруженное нападение и выполнять задачи в соответствии с международными обязательствами Российской Федерации, что, согласно части первой статьи 26 Федерального закона от 27 мая 1998 года № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих», составляет существо воинского долга, предопределяющего содержание общих, должностных и специальных обязанностей военнослужащих.

Соответственно, целями поддержания боеспособности воинских подразделений на высоком уровне, выполнения задач по обеспечению обороны страны и безопасности государства предопределяется и возможность введения особых, отличных от предусмотренных для иных категорий государственных служащих правил прохождения службы, в том числе в части реализации военнослужащими права на отдых.

Вместе с тем, осуществляя в соответствии со статьями 59 (часть 2) и 71 (пункты «м» и «т») Конституции Российской Федерации правовое регулирование отношений, связанных с прохождением военной службы, федеральный законодатель обязан обеспечивать баланс между конституционно защищаемыми ценностями, публичными и частными интересами, соблюдая при этом вытекающие из Конституции Российской Федерации принципы справедливости, равенства и соразмерности, а вводимые им нормы должны отвечать критериям определенности, ясности, недвусмысленности и согласованности с системой действующего правового регулирования.

2.1. Закрепленное в Конституции Российской Федерации право каждого на отдых (статья 37, часть 5), включающее в себя и предусмотренное статьей 24 Всеобщей декларации прав человека право на досуг и разумное ограничение рабочего дня, призвано гарантировать восстановление человеческого организма после нагрузок, связанных с работой (службой), чем не только обеспечивается дальнейшее эффективное исполнение возложенных на лицо трудовых (служебных) обязанностей, но и сохранение физического и психического здоровья человека, интеллектуальное и нравственное развитие личности. Право на отдых создает предпосылки и для реализации иных прав и свобод человека, в частности права на охрану здоровья, права на образование, права на участие в деятельности общественных объединений, прав в сфере физической культуры и спорта и др.

Будучи направленным на обеспечение каждому гражданину возможности восстановить способность к производительному труду или иной общественно полезной деятельности, посредством которой реализуется право на труд, конституционное право на отдых имеет универсальный характер, и особенности военной службы, хотя они и допускают установление специальных правил (механизмов) реализации данного права, тем не менее не предполагают его чрезмерного и некомпенсируемого ограничения.

2.2. Соединения и воинские части постоянной готовности комплектуются военнослужащими, заключившими контракт о прохождении военной службы и тем самым добровольно приступившими к осуществлению соответствующей профессиональной деятельности. Служебные обязанности военнослужащих соединений и частей постоянной готовности направлены на достижение особых результатов боевой подготовки, что позволяет им в любое время незамедлительно приступить к выполнению возложенных на них задач.

Таким образом, само по себе закрепление для данной категории военнослужащих повышенных требований, обусловленных в том числе интенсивностью мероприятий боевой подготовки и влекущих определенные особенности реализации права на отдых, равно как и установление для них специальных правил и форм компенсации при выполнении обязанностей военной службы за пределами установленной продолжительности еженедельного служебного времени, т.е. при привлечении к исполнению обязанностей военной службы сверх установленной продолжительности еженедельного служебного времени, а также участии в мероприятиях, которые проводятся при необходимости без ограничения общей продолжительности еженедельного служебного времени, отличающихся от тех правил и форм компенсации, которые предусмотрены для иных категорий военнослужащих, не означает нарушения их прав и не может рассматриваться как не согласующееся с требованиями Конституции Российской Федерации их ограничение.

Определение форм компенсации военнослужащим повышенных нагрузок при необходимости выполнения ими обязанностей военной службы за пределами установленной продолжительности еженедельного служебного времени — прерогатива законодателя и уполномоченных им органов исполнительной власти, которые могут для воинских подразделений, выполняющих специальные задачи, предусмотреть в качестве компенсации соответствующие денежные выплаты (например, повышение оклада, особую надбавку или доплату в составе денежного довольствия и др.) или иные предоставления взамен дополнительных дней отдыха, однако в силу универсального характера конституционного права на отдых они не вправе, регламентируя служебное время и время отдыха военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, вводить такие правила, которые предусматривали бы выполнение обязанностей военной службы за пределами установленной продолжительности еженедельного служебного времени без какой-либо компенсации.

Наличие у органов государственной власти, реализующих полномочия в сфере военной службы, обязанности в той или иной форме компенсировать военнослужащим выполнение обязанностей военной службы за пределами установленной продолжительности еженедельного служебного времени ранее уже отмечал Конституционный Суд Российской Федерации в своих решениях. Так, применительно к правовой ситуации, связанной с обеспечением военнослужащему права на компенсацию за исполнение им обязанностей военной службы сверх установленной продолжительности еженедельного служебного времени в период командировки, Конституционный Суд Российской Федерации указал, что исключение из Перечня мероприятий, которые проводятся при необходимости без ограничения общей продолжительности еженедельного служебного времени военнослужащих (утвержден приказом Министра обороны Российской Федерации от 10 ноября 1998 года № 492), пункта 8, предусматривавшего в числе указанных мероприятий нахождение в служебных командировках, само по себе не означает, что привлечение военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, к исполнению обязанностей военной службы сверх установленной продолжительности еженедельного служебного времени может осуществляться без соответствующей компенсации (Определение от 24 июня 2014 года № 1366-О).

3. В целях создания необходимых условий для реализации лицами, проходящими военную службу по контракту, права на отдых федеральный законодатель в статье 11 Федерального закона «О статусе военнослужащих» предусмотрел ряд положений гарантийного характера, которые закрепляют общую продолжительность еженедельного служебного времени и определяют механизм предоставления им дополнительных суток отдыха как в случае привлечения к исполнению обязанностей военной службы сверх установленной продолжительности еженедельного служебного времени, так и при участии их в боевом дежурстве (боевой службе), учениях, походах кораблей и других мероприятиях, проводимых при необходимости без ограничения общей продолжительности еженедельного служебного времени, устанавливая в случае участия в таких мероприятиях также возможность выплаты по просьбе военнослужащего вместо предоставления дополнительных суток отдыха денежной компенсации в размере денежного содержания за каждые положенные дополнительные сутки отдыха (пункты 1 и 3).

В исключение из указанных правил военнослужащим, проходящим военную службу в соединениях и воинских частях постоянной готовности, переведенных в установленном порядке на комплектование военнослужащими, проходящими военную службу по контракту, согласно пункту 3.1 данной статьи дополнительный отдых в соответствии с пунктами 1 и 3 данной статьи не предоставляется. При этом в силу абзаца первого пункта 4 той же статьи военнослужащим указанных соединений и воинских частей предоставляется не менее одних суток отдыха еженедельно; в соответствии с абзацем вторым данного пункта дни отдыха предоставляются военнослужащим в выходные и праздничные дни, а при привлечении их в эти дни к исполнению обязанностей военной службы отдых предоставляется в другие дни недели.

3.1. Оспариваемый заявителем пункт 3.1 статьи 11 Федерального закона «О статусе военнослужащих» был введен Федеральным законом от 26 апреля 2004 года № 29-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», направленным на создание законодательных основ для перехода к комплектованию соединений и воинских частей постоянной готовности военнослужащими, проходящими военную службу по контракту, и на совершенствование боевой готовности указанных соединений и воинских частей, а фактически — на реализацию положений Федеральной целевой программы «Переход к комплектованию военнослужащими, проходящими военную службу по контракту, ряда соединений и воинских частей» на 2004-2007 годы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 25 августа 2003 года № 523.

С тем чтобы компенсировать указанной категории военнослужащих дополнительные ограничения и нагрузки, обусловленные характером военной службы в соединениях и воинских частях постоянной готовности, в том числе связанные с участием в мероприятиях, проводимых без ограничения общей продолжительности еженедельного служебного времени, этим же Федеральным законом пункт 4 статьи 13 Федерального закона «О статусе военнослужащих» был дополнен положением, согласно которому таким военнослужащим дополнительно выплачивалась дифференцированная надбавка за особые условия боевой подготовки в размере, устанавливаемом Министром обороны Российской Федерации (руководителем иного федерального органа исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба), в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

Тем самым для указанной категории военнослужащих была введена особая форма компенсации в связи с выполнением ими обязанностей военной службы за пределами установленной продолжительности еженедельного служебного времени, отличающаяся как от компенсации, предоставляемой в соответствии с пунктом 1 статьи 11 Федерального закона «О статусе военнослужащих» военнослужащему, проходящему военную службу по контракту, при привлечении к исполнению обязанностей военной службы сверх установленной продолжительности еженедельного служебного времени, так и от предусмотренной пунктом 3 данной статьи компенсации за участие в мероприятиях, проводимых при необходимости без ограничения общей продолжительности еженедельного служебного времени.

Выбор такой формы компенсации, обусловленный особенностями прохождения военной службы в соединениях и воинских частях постоянной готовности и относящийся к сфере дискреции федеральных органов государственной власти, осуществляющих правовое регулирование военной службы, не может рассматриваться как произвольный и противоречащий конституционному принципу равенства.

3.2. Федеральным законом от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», а именно пунктом 6 его статьи 100, пункт 4 статьи 13 Федерального закона «О статусе военнослужащих» был изложен в новой редакции и не содержал более упоминания о специальном компенсационном механизме для военнослужащих воинских частей постоянной готовности.

В то же время пунктом 3 постановления Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2005 года № 808 «О порядке и размерах выплаты денежных компенсаций вместо ежегодного обеспечения санаторно-курортным лечением и организованным отдыхом и вместо предоставления права на бесплатный проезд к месту использования основного отпуска и обратно, а также выплаты надбавки за особые условия боевой подготовки военнослужащим, проходящим военную службу по контракту в соединениях и воинских частях постоянной готовности» предусматривалась выплата дифференцированной надбавки за особые условия боевой подготовки, конкретный размер которой устанавливался Министром обороны Российской Федерации (руководителем иного федерального органа исполнительной власти, в котором законом предусмотрена военная служба) в зависимости от сложности, объема и важности выполняемых задач.

Приказом Министерства внутренних дел Российской Федерации от 2 февраля 2004 года № 56 «Об установлении ежемесячной надбавки за особые условия боевой подготовки отдельным категориям военнослужащих внутренних войск МВД России» были определены размеры ежемесячной надбавки за особые условия боевой подготовки военнослужащим внутренних войск Министерства внутренних дел России (к которым относился и заявитель). Этот приказ, как следует из его содержания, был издан во исполнение статьи 13 Федерального закона «О статусе военнослужащих» и постановления Правительства Российской Федерации от 25 августа 2003 года № 523 «О Федеральной целевой программе «Переход к комплектованию военнослужащими, проходящими военную службу по контракту, ряда соединений и воинских частей» на 2004-2007 годы», чем подтверждается тождественность установленной им надбавки дифференцированной надбавке за особые условия боевой подготовки.

Таким образом, правовое регулирование, действовавшее в период 2004-2011 годов, предусматривало компенсацию военнослужащим, проходящим службу по контракту в соединениях и воинских частях постоянной готовности, при выполнении обязанностей военной службы за пределами установленной продолжительности еженедельного служебного времени посредством установления и выплаты им дифференцированной надбавки за особые условия боевой подготовки. Данная надбавка, как указано в ответе на запрос Конституционного Суда Российской Федерации, полученном из войсковой части 6832, ежемесячно выплачивалась И.А. Маркову в период с 1 января 2007 года по 31 декабря 2011 года в размере 3 300 рублей.

3.3. В связи с проведенной в 2011-2012 годах комплексной реформой денежного довольствия военнослужащих и вступлением в силу с 1 января 2012 года Федерального закона от 7 ноября 2011 № 306-ФЗ «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат», принятым с целью формирования новой системы денежного довольствия с упорядоченным набором дополнительных выплат, коэффициентов и надбавок к денежному довольствию военнослужащих, подзаконные акты, устанавливавшие надбавки за особые условия боевой подготовки, утратили силу. Между тем подход законодателя, при котором особенности прохождения военнослужащими военной службы по контракту, в том числе особые условия службы в соединениях и воинских частях постоянной готовности (связанные, помимо прочего, с необходимостью выполнения обязанностей военной службы за пределами установленной продолжительности еженедельного служебного времени), подлежат учету при определении размера их денежного довольствия, не изменился.

Так, в соответствии с частью 2 статьи 2 Федерального закона «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат» денежное довольствие военнослужащего, проходящего военную службу по контракту, состоит из месячного оклада в соответствии с присвоенным воинским званием (оклад по воинскому званию), месячного оклада в соответствии с занимаемой воинской должностью (оклад по воинской должности), которые составляют оклад месячного денежного содержания военнослужащего (оклад денежного содержания), и из ежемесячных и иных дополнительных выплат (дополнительные выплаты), а согласно части 34 той же статьи помимо предусмотренных ею выплат Президент Российской Федерации и (или) Правительство Российской Федерации могут устанавливать иные выплаты в зависимости от сложности, объема и важности задач, выполняемых военнослужащими.

В качестве одной из дополнительных выплат военнослужащим частью 18 статьи 2 названного Федерального закона предусмотрена ежемесячная надбавка за особые условия военной службы, которая устанавливается в размере до 100 процентов оклада по воинской должности и правила выплаты которой военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 21 декабря 2011 года № 1073. Указанная ежемесячная надбавка предоставляется, в частности, военнослужащим, проходящим службу в соединениях (воинских частях, подразделениях) специального (особого) назначения, в разведывательных соединениях (воинских частях, подразделениях) по перечню, утверждаемому государственным органом, и др. Материалы, дополнительно полученные Конституционным Судом Российской Федерации, свидетельствуют о том, что такую надбавку получал и И.А. Марков — в размере 100 процентов оклада по воинской должности (17 500 рублей), а в целом его денежное довольствие в результате проведенного реформирования системы денежного довольствия военнослужащих увеличилось почти в 2,5 раза.

Кроме того, как видно из жалобы и приложенных к ней судебных решений, право на получение денежной компенсации взамен дней отдыха И.А. Марков связывает с участием в боевых действиях в период командировок на территорию Северо-Кавказского региона Российской Федерации. Между тем за участие военнослужащего в боевых операциях законодательством о военной службе предусмотрены особые компенсационные выплаты в повышенном размере на основании специальных нормативных актов. Так, определенным категориям военнослужащих, в том числе военнослужащим внутренних войск МВД России, проходящим военную службу по контракту и командированным на территорию Северо-Кавказского региона России, постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2011 года № 1174 «О дополнительных выплатах отдельным категориям военнослужащих и сотрудников федеральных органов исполнительной власти» (как это было закреплено и ранее действовавшим постановлением Правительства Российской Федерации от 9 февраля 2004 года № 65 «О дополнительных гарантиях и компенсациях военнослужащим и сотрудникам федеральных органов исполнительной власти, участвующим в контртеррористических операциях и обеспечивающим правопорядок и общественную безопасность на территории Северо-Кавказского региона Российской Федерации») к денежному содержанию предусматриваются дополнительные выплаты. В соответствии со справками Министерства внутренних дел Российской Федерации и войсковой части 6832 о составе денежного довольствия И.А. Маркова в 2012 году за выполнение задач в составе Объединенной группировки войск на территории Северо-Кавказского региона России ему за каждый месяц пребывания в командировке было выплачено дополнительное денежное довольствие в размере, сопоставимом с его месячным денежным довольствием.

Следовательно, нет оснований полагать, что с отменой дифференцированной надбавки за особые условия боевой подготовки положение заявителя ухудшилось и что особенности прохождения военной службы в воинской части постоянной готовности остались неучтенными в новой системе денежного довольствия военнослужащих.

4. Таким образом, пункт 3.1 статьи 11 Федерального закона «О статусе военнослужащих» сам по себе не может рассматриваться как нарушающий конституционные права заявителя, поскольку — как в системе утративших силу положений нормативных правовых актов, так и в системе действующего правового регулирования — при определении размера денежного довольствия военнослужащих он предполагает учет особых условий службы в соединениях и воинских частях постоянной готовности, связанных в том числе с необходимостью выполнения обязанностей военной службы за пределами установленной продолжительности еженедельного служебного времени.

Разрешение же вопроса о том, в какой степени установленные действующими нормативными правовыми актами надбавка за особые условия службы и иные выплаты, предоставляемые военнослужащим, проходящим службу в соединениях и воинских частях постоянной готовности, компенсируют отмену дифференцированной надбавки за особые условия боевой подготовки, как связанное с проверкой обоснованности предусмотренных этими нормативными правовыми актами размеров указанных выплат, не входит в компетенцию Конституционного Суда Российской Федерации.

Исходя из изложенного и руководствуясь статьей 36, пунктом 2 статьи 43 и частью первой статьи 79 Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации», Конституционный Суд Российской Федерации определил:

1. Признать жалобу гражданина Маркова Ивана Александровича не подлежащей дальнейшему рассмотрению в заседании Конституционного Суда Российской Федерации, поскольку для разрешения поставленного заявителем вопроса не требуется вынесение предусмотренного статьей 71 Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации» итогового решения в виде постановления.

2. Определение Конституционного Суда Российской Федерации по данной жалобе окончательно и обжалованию не подлежит.

3. Настоящее Определение подлежит опубликованию на «Официальном интернет-портале правовой информации» (www.pravo.gov.ru) и в «Вестнике Конституционного Суда Российской Федерации».

Председатель
Конституционного Суда
Российской Федерации
В.Д. Зорькин

Право на выходные за переработку в части постоянной боевой готовности

Добрый день.

Александр, согласно законодательства РФ у нас в ВС РФ частями постоянной боевой готовности являются только 15 ОМСБР и 31 ОДШБР.

Так как вы не указали являетесь ли военнослужащим по призыву или контракту, то я поясню для обоих случаев.

Для военнослужащего по контракту:

По все видимости вас вводит в заблуждение командование, с целью не предоставления положенных суток отдыха. Проверить это очень легко: если в вашей части есть военнослужащие по призыву, то это самая что ни на есть обычная часть.

Если вы не являетесь военнослужащим таких подразделений, вам положен дополнительный отдых в соответствии с пунктами 1 и 3 ст. 11 ФЗ -76 «О статусе военнослужащих».

Несение службы в карауле не являются мероприятиями, которые проводятся при необходимости без ограничения общей продолжительности еженедельного служебного времени военнослужащих, утвержденный приказом Минобороны РФ от 10 ноября 1998 г. N 492.

Таким образом, ваша общая продолжительность еженедельного служебного времени, не должна превышать нормальную продолжительность еженедельного рабочего времени, установленную федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, т.е. — 48 часов в неделю.

Непосредственный командир обязан вам компенсировать такие часы в другие дни недели, а в случае невозможности предоставления в виде дополнительных суток отдыха, которые могут быть присоединены по вашему желанию к основному отпуску.

В вашем подразделении обязательно должен вестись журнал учета служебного времени и предоставления дополнительных суток отдыха.

Правильность записей в журнале еженедельно подтверждается подписью военнослужащего.

Дополнительные сутки отдыха в количестве не более 30, можно присоединить к отпуску, остальные предоставляют в виде дополнительных суток отдыха до начала отпуска или после.

Для военнослужащих по призыву:

Военнослужащим, проходящим военную службу по призыву предоставляется не менее одних суток отдыха еженедельно.

Дни отдыха предоставляются военнослужащим в выходные и праздничные дни, а при привлечении их в эти дни к исполнению обязанностей военной службы отдых предоставляется в другие дни недели.

Продолжительность служебного времени военнослужащих, проходящих военную службу по призыву, определяется распорядком дня воинской части.

Удачи вам.

Характеристика степеней боевой готовности ОВД № 1 и № 2

⇐ ПредыдущаяСтр 20 из 32

В целях своевременного приведения в готовность сил и средств территориальных органов МВД России и внутренних войск МВД PФ действиям при возникновении ЧО в системе МВД России устанавливаются степени готовности № 2 и № 1, которые, если не установлено вводятся последовательно.

Степень готовности № 2 вводится в следующем порядке:

Проводятся оповещение и сбор личного состава; личный состав внутренних войск МВД России переводится на казарменное положение боевая и специальная техника, транспортные средства выводятся на место построения (в зимнее время остаются на стоянках, в гаражах, до посадки личного состава); пункты управления, средства автоматизации управления готовятся к работе; боеприпасы, подвижные запасы материальных средств, специальные и технические средства загружаются на транспортные средства.

Время приведения личного состава территориального органа МВД России в степень готовности №2 не должно превышать 1 часа 30 минут в рабочее время и 2 часа в нерабочее время. При этом для территориальных органов МВД России в городах с населением 1 миллиона человек время увеличивается на 1 час.

При введении степени готовности № 1 из степени готовности № 2 в территориальных органах МВД России осуществляются вооружение и экипировка личного состава, производится посадка личного состав транспортные средства и постановка задач. При этом время приведения сил и средств территориального органа МВД России в степень готовности № 1 из степени готовности № 2 не должно превышать 1 часа.

Степень готовности № 1 может вводиться, минуя степень готовности № 2, с выполнением всех мероприятий.

Время приведения сил и средств в готовность №1, минуя степень готовности № 2, не должно превышать 2 часов в рабочее время и 2 часов 30 минут в нерабочее время (для территориальных органов МВД России в городах с населением более 1 миллиона человек — 3 часов 30 минут). При этом переход личного состава к действиям после выполнения мероприятий по приведению в степень готовности № 1 осуществляется немедленно после получения приказа.

В каких случаях присваивают категорию годности А? Подкатегории, нюансы и виды войск.

Категорию годности к службе присваивает медицинская комиссия в военкомате исходя из физического и психического состояния призывника. Этот критерий обозначает, насколько молодой человек подготовлен к нагрузкам, которые предстоит выдержать при прохождении срочной службы. Призывными категориями считаются А и Б. Если хорошее здоровье гражданина позволяет проходить службу в любом роде войск, то ему присваивается А. Она имеет еще четыре модификации, указывающие на несущественные погрешности в здоровье.

Какие бывают

Категория годности — это специфический показатель способности пройти срочную службу в Вооруженных силах страны по физическим и психическим параметрам здоровья. Специалисты выделяют пять основных, каждая из них присваивается на основе Расписания болезней. Это перечень заболеваний, где четко прописано, в каких войсках и с каким диагнозом можно служить в армии, а какие заболевания являются непризывными.

Все эти параметры группируются в пять основных групп, обозначаются буквой русского алфавита и трактуются так:

  • А — отличное здоровье, дает возможность не ограничивать род войск для несения службы, в том числе могут отправить и в элитные. Призыв неизбежен.
  • Б — имеются заболевания, при которых физические нагрузки в армии не повредят здоровью. Имеются ограничения в выборе места службы. Гражданин подлежит призыву.
  • В — после освидетельствования молодой человек зачисляется в запас с военным билетом на руках. Его считают ограниченно годным — это значит, что на мирный период гражданин в армию не призывается и срочную службу не проходит. При военном положении его заберут в армию.
  • Г — имеется достаточно серьезное заболевание, которое не позволяет нести срочную службу в данный период. Гражданину дается возможность, т. е. отсрочка, на поправку здоровья. Если к следующей призывной комиссии ситуация не изменится, ему дают еще одну отсрочку или выдают военник.
  • Д — физическое или психическое состояние не позволяет нести военную службу даже в военное время. Выдается военный билет, и гражданина больше не привлекают к призыву.

Как присваивают

Достигнув призывного возраста, молодой человек получает повестку, по которой он обязан прийти в военкомат для прохождения медкомиссии. Осмотр проводится централизованно в комиссариате или медучреждении по месту прописки. По итогам медосвидетельствования врачи решают, какую категорию годности присвоить молодому человеку. Во время осмотра каждый из семи специалистов предварительно определяет годность к армии по своему профилю. Заключение ставит главврач комиссии. Он ориентируется на самое сложное заболевание. Так, если шесть специалистов присвоили призывнику модификацию А-1, а один специалист — А-3, то присвоится А-3.

В составе комиссии обязательно участвуют следующие специалисты:

  • хирург;
  • невропатолог;
  • офтальмолог;
  • психиатр;
  • лор-врач;
  • стоматолог;
  • терапевт.

Во время медкомиссии врачи обязаны принять во внимание имеющийся диагноз призывника, который был ранее поставлен ему лечащим врачом. Если в военкомате засомневаются в представленном диагнозе, то призывника отправляют на дополнительное освидетельствование. Подозрение могут вызвать также показания анализов или обследований. Вторичное медосвидетельствование назначается с целью уточнить имеющийся диагноз.

Все повторные диагностирования проводятся бесплатно. Требования платы за вторичную комиссию незаконны.

Что такое А и кому ее присваивают

Присвоение любой категории осуществляется на основании Расписания болезней — это справочник, где прописаны все болезни, которые не дают возможность пройти службу или ограничивают выбор войск. Каждое заболевание соотносится с одной из пяти основных групп.

Если все специалисты медкомиссии присвоили молодому человеку годность А, значит, он не имеет никаких непризывных патологий здоровья и может служить в любой военной части. При этом допустимо заболевание, которое находится на начальной стадии и еще не препятствует полноценной военной службе с физическими нагрузками.

Помимо осмотра специалистов, медосвидетельствование включает также диагностирование на основе флюорографических снимков, данных ЭКГ и результатов анализов. Категория А присваивается, если у гражданина в ходе медкомиссии не обнаружатся следующие патологии:

  • какие-либо психиатрические нарушения;
  • серьезные формы заболевания органов зрения (астигматизм, близорукость, дальнозоркость);
  • аллергии;
  • генетические отклонения;
  • патологические изменения в процессе метаболизма;
  • инфекционные поражения, в том числе и паразитарные;
  • дисфункции внутренних органов;
  • системные патологии.

Категория А имеет четыре подкатегории, или показателя предназначения. Они показывают степень годности к службе в каких-либо войсках.

Где можно служить при А-1

Данная подкатегория имеет наиболее высокий показатель предназначения, который дает возможность призывнику попасть в элитные войска российской армии. К войскам такого рода относятся:

  • воздушный десант;
  • морская пехота;
  • войска специального назначения;
  • ракетные войска особого назначения;
  • десантно-штурмовые части.

Чтобы попасть в такие воинские части, необходимо иметь отменное здоровье и высокие физические показатели:

Физические параметры Показатели
Рост в пределах от 170 см до 185
Слуховое восприятие различение шепота с 6 м
Цветовое восприятие хорошее восприятие цвета, отсутствие дальтонизма и других аномалий цветовосприятия
Вес нормальный вес, допускается ожирение 1-й степени, не должно быть недобора веса

А-2

Модификация А-2 присваивается тем, кто когда-то ломал конечности или перенес тяжелые заболевания. Но на момент призыва данные отклонения в здоровье отсутствуют или имеются несущественные остаточные явления, которые не помешают прохождению срочной службы.

При этом физические показатели должны соответствовать нормам, указанным в таблице.

Физические параметры Показатели
Сужение полей зрения допустимо, но не превышает 20°
Цветоощущение нормальное, отсутствие дальтонизма и других аномалий цветовосприятия
Слуховое восприятие речь шепотом распознается с 6 м
Вес нормальный вес, допустимо ожирение 1-й степени, недопустим недобор веса

В какие войска берут при А-3?

Подкатегория А-З присваивается тем новобранцам, кто имеет слабое зрение, которое не требует коррекции. Это может быть незначительная близорукость (до -2). Призывники допускаются к службе в таких частях:

  • Министерство внутренних дел;
  • караульные части;
  • водители БТР;
  • экипаж БТР;
  • пусковые установки ракет;
  • химзащита;
  • зенитные части.

При этом призывник должен соответствовать достаточно высоким физическим параметрам:

Физические параметры Показатели
Рост в пределах 180 см
Слуховое восприятие различение шепота с 6 м
Цветовое восприятие хорошее восприятие цвета, отсутствие дальтонизма
Вес нормальный вес, допускается ожирение 1-й степени, исключен недобора веса
Сужение полей зрения допустимо, но не более 20°

В каких случаях присваивают подкатегорию А-4?

Если во время прохождения медосвидетельствования в военкомате врачи не обнаружили никаких серьезных отклонений в здоровье призывника, то присваивают А-4. В качестве отклонений допускаются, например, легкие дефекты зрения или плоскостопие 1 степени.

Молодой человек с присвоенной модификацией А-4 может попасть в любые войска, кроме тех, что перечислены выше. Таким образом, подкатегории ограничивают возможность служить в некоторых войсковых частях. При этом физические показатели в целом остаются такими же, как и во всех модификациях категории А.

Физические параметры Показатели
Рост до 180 см
Слуховое восприятие различение шепота с 5-6 м
Цветовое восприятие хорошее восприятие цвета, отсутствие дальтонизма
Вес нормальный вес, допускается ожирение 1-й степени, исключен недобор веса
Сужение полей зрения допустимо, но не более 20°

Можно ли сменить одну категорию на другую?

Нередки случаи, когда призывник не согласен с решением медкомиссии. Чаще всего так бывает, если категория завышена. Но есть примеры, когда молодой человек стремится попасть в элитные войска, а ему присваивают годность А 2-4 модификации или Б. В любом случае решение военкомата можно оспорить.

Первичная постановка на учет

Впервые категорию годности присваивают молодому человеку при первичной постановке на учет в военкомате. Если решение врачей не оправдало ожиданий, то необходимо подготовиться к следующей медкомиссии. При последующем освидетельствовании мнение комиссии может измениться.

В том случае если требуется повысить категорию, то нужно серьезно заняться своим здоровьем: пройти курс лечения, привести свои физические показатели к требуемой норме, например сбросить или, наоборот, добрать вес.

Если молодой человек не намерен проходить срочную службу из-за болезни, то также необходимо обратиться к лечащему врачу, но уже за постановкой непризывного диагноза. В этом может помочь консультация опытного юриста. Так, наша юридическая компания занимается исключительно делами призывников. Наши специалисты помогут избежать армии законным путем.

Комиссия после повестки

Если результаты комиссии не устраивают, то их можно опротестовать, подав заявление в суд, или в административном порядке. Поступить нужно следующим образом:

1.В случае несогласия с диагнозом военной медкомиссии необходимо потребовать дополнительное обследование.

2.Если после призывной комиссии сразу же вручили повестку на отбытие в войсковое подразделение, то подать заявление нужно сразу же с требованием направить на КМО (контрольное медосвидетельствование).
3.В случае если контрольное освидетельствование также не устраивает, то далее комиссариат и следственный комитет извещаются о решении опротестовать результат комиссии в суде. Иск в суд необходимо направить до дня отправки в армию.

Помощь специалистов

Опротестовать результаты медкомиссии при завышении категории гораздо сложней, чем удовлетворить требования повысить категорию. Эксперты нашей юридической компании помогут решить проблему с призывом. Получить консультацию можно в режиме онлайн или заказав звонок на нашем сайте. Мы обязательно перезвоним и поможем решить вашу проблему с призывом.

>
Энциклопедия

Главная Энциклопедия Словари Подробнее

Боевая готовность (боеготовность)

Состояние воинских формирований (войск, сил), характеризующее их способность в установленные сроки начать боевые действия и успешно выполнить поставленные боевые задачи (окончательная готовность к выполнению боевых задач).

Б.г. ракетных подразделений, частей и соединений характеризуется способностью и возможностью решать поставленные боевые задачи; оперативностью решения и возможностью наращивания Б.г. (перевода с мирного на военное время). Оперативность решения поставленных боевых задач достигается: заблаговременностью их планирования и ввода данных боевого применения в аппаратуру боевых ракетных комплексов и в автоматизированную систему боевого управления, разработки планов боевых действий; качеством организации и несения боевого дежурства, всестороннего обеспечением боевых действий; временем выполнения дежурными боевыми расчетами операций по непосредственной подготовке и проведению пуска ракет; продолжительностью циклограммы подготовки и пуска ракет. Ракетную часть (соединение) следует считать боеготовой, если она боеспособна, имеет боевые задачи, развернута в боевой порядок и готова к их выполнению в установленные сроки (несет боевое дежурство в установленной степени боевой готовности). Б.г. ракетных частей и соединений является определяющим элементом Б.г. ракетных объединений и РВСН в целом.

Требуемый уровень Б.г. РВСН обеспечивается: высокой готовностью к выполнению боевых задач ракетных частей, соединений и объединений; организацией непрерывного несения боевого дежурства на пунктах управления различного уровня дежурными сменами, способными самостоятельно выполнить полученный приказ на проведение пуска ракет; наличием автоматизированной системы боевого управления войсками и оружием, позволяющей проводить пуск ракет непосредственно с высших звеньев управления; централизацией планирования технических обслуживаний пусковых установок, связанных с понижением их готовности к пуску ракет; всесторонним обеспечением боевого дежурства и боевых действий; готовностью к выполнению боевых задач по поражению стратегических объектов противника в зависимости от степени угрозы развязывания им войны, и др. мерами технического и организационного характера. Причем под уровнем Б.г. понимается мера способности РВСН выполнить поставленные задачи в установленные сроки.

В РВСН предусматривается несколько степеней БГ. В мирное время БГ «Постоянная» обеспечивает своевременный перевод войск (сил) с мирного на военное положение, развертывание и вступление в войну. При этом органы управления и войска поддерживаются в готовности к выполнению мероприятий по приведению в высшие степени боевой готовности: «Повышенная», «Военная опасность», «Полная». С нарастанием угрозы войны степень БГ повышается, путем выполнения комплекса организационных, мобилизационных, технических и др. мероприятий в установленные планами сроки по приведению войск (сил) в высшие степени боевой готовности. Чем выше степень БГ, тем больше количество войск (сил), способных немедленно начать военные действия и меньше времени им понадобится для подготовки к выполнению боевых задач. При приведении в высшие степени боевой готовности поэтапно осуществляется увеличение (усиление) дежурных сил и средств на пунктах управления и связи; органы управления переводятся на усиленный (боевой) режим работы; формируются (отмобилизуются) новые части и подразделения; производится рассредоточение частей в установленные районы (места) выполнения боевых задач; уточняются боевые задачи, а также выполняются другие мероприятия в соответствии с планами. Наращивание БГ войск (сил) может осуществляется как путем последовательного введения от низшей к высшей степени БГ, так и непосредственно в высшую степень БГ, минуя промежуточную. Перевод в высшие степени Б.г., минуя промежуточные, осуществляется при резком обострении обстановки или начале войны с подъемом войск по боевой тревоге. При этом для объединений и соединений мобильной группировки в зависимости от складывающейся в районе их дислокации обстановки возможно применение принципа «регионального рассредоточения» полков, то есть вывод и рассредоточение на маршрутах боевого патрулирования (полевых позициях) только тех из них, по пунктам постоянной дислокации которых возникла угроза воздействия противника.

Лит.: Военная энциклопедия. Т.1. — М.: Воениздат, 2003. Стр. 493; Ракетные войска стратегического назначения. Воен.-исторический труд под ред. ген. армии Максимова Ю.П. – М.: РВСН, 1994; Концепция национальной безопасности. Утв. Ука¬зом Президента РФ от 24 января 2000 года.

Лаврищев А.А., Юдин В.Н., Грезин М.Я.

Вернуться к результатам поиска

Сообщение «Виды и характеристика степеней боевой готовности в ВС РФ . Факторы, от которых зависит уровень боевой готовности части ».

Под боевой готовностью понимается — способность частей и подразделений в предельно короткие сроки осуществить всестороннюю подготовку, организованно вступить в бой с противником и при любых условиях обстановки выполнить поставленную задачу.

Боевая готовность — представляет собой как количественное, так и качественное состояние войск, определяющее степень их готовности в любых условиях обстановки начать решительные боевые действия всеми имеющимися у них силами.

В ВС РФ существует 4 степени боевой готовности: постоянная, повышенная, военная опасность, полная.

Боевая готовность «Постоянная» — предусматривает выполнение соединениями и частями мероприятий повседневной деятельности. Соединения и части находятся в пунктах постоянной дислокации, личный состав занимается согласно плана повседневной деятельности и программы боевой подготовки.

Боевая готовность «Повышенная» — это такое состояние соединений и воинских частей, при котором органы управления и личный состав, получив специальный сигнал осуществляют подготовительные мероприятия по дополучению вооружения, боеприпасов, людских и материальных мобилизационных ресурсов. Управление воинской частью осуществляется со стационарного командного пункта, а морально-психологическим обеспечением с ПУ МПО. Разворачиваются пункты приема личного состава (ППЛС) и пункты приема техники (ППТ). Воинская часть может быть выведена в район сосредоточения. Мероприятия этой степени готовности могут быть и приостановлены.

Боевая готовность «Военная опасность» — это такое состояние соединений и воинских частей, при котором процесс доукомплектования личным составом, вооружением и техникой завершен, воинская часть управляется с подвижного пункта управления и выведена в район сосредоточения, в готовности совершить марш в район выполнения боевой задачи.

Боевая готовность «Полная» — это такое состояние соединений и воинских частей, при котором все подготовительные мероприятия, вышеперечисленных степеней готовности выполнены в полном объеме, техника и вооружение исправны и боеготовы, личный состав к выполнению боевой задачи готов.

Факторы, от которых зависит уровень боевой готовности частей:

— боевой подготовки войск в мирное время;

— мобилизационной готовности подразделений и частей;

— профессиональной подготовки командиров, штабов и органов военного управления; исправного состояния техники и вооружения;

— обеспеченности материальными ресурсами;

— состояния дежурных средств, находящихся на боевом дежурстве.

Основу боевой готовности войск составляют высокая боевая выучка личного состава, умение воевать по-современному, добиваться решительной победы над сильным и обученным врагом.

Достижение высокого воинского мастерства продиктовано характером военных приготовлений вероятного противника, возможностями современного оружия. Поэтому противопоставлять противнику может отработанное до автоматизма мастерство, личная выучка, чтобы не была потеряна не одна секунда в бою. Постоянная боевая готовность войск немыслима без высоких морально-психологических качеств. Уровень боевой готовности находится в прямой зависимости от состояния воинской дисциплины, уставного порядка, исполнительности.