Бора корабль на воздушной

Ракетные корабли на воздушной подушке «Самум» и «Бора», входящие в 41-ю бригаду ракетных катеров Черноморского флота России, считаются одними из самых экстремальных и в некоторой степени уникальных военных кораблей. Это корабли скегового типа (на воздушной подушке), по сути — катамараны с двумя узкими корпусами и очень широкой палубой. Они обладают уникальными кораблестроительными качествами — это трансформируемость гидродинамической платформы и многовариантность — 36 вариантов использования двигательно-движительной установки.

С одной стороны корабль — это катамаран с диапазоном скоростей до 20 узлов, с другой — быстроходный корабль на воздушной подушке с максимальной скоростью до 55 узлов, что позволяет кораблю не попадать в захват самонаводящихся ракет, а также двигаться быстрее, чем выпущенная торпеда.

Благодаря противокорабельному ракетному комплексу «Москит» из 8 ракет, эти корабли являются оптимальными ударными кораблями для незамерзающих закрытых морских театров действий.

Сегодня мы посетим один из этих необычных военных кораблей – РКВП «Самум», бортовой номер 616.

Ракетный корабль на воздушной подушке (РКВП, проект 1239) создавался как развитие уже имеющихся на флотах Советского Союза малых ракетных кораблей проектов 1234 и 12341. Опыт применения этих кораблей в боевых службах в Средиземном море показал, что корабли такой размерности и классических образований ограничены в размещении оружия.

Катамаран проекта 1239 отличается большой палубой, что позволяет решить эту проблему, более комфортными условиями использования оружия и размещения экипажа. К тому же он обладает высокой мореходностью. При создании РКВП так же широко применялся опыт ЦМКБ «Алмаз» и судостроительной промышленности, приобретенный при строительстве десантных кораблей на воздушной подушке типа «Джейран», «Зубр» и др.

Первым ракетным кораблем на воздушной подушке этого проекта стал РКВП «Бора», заложенный в 1984 году на стапеле судостроительного завода «Красный металлист» в г. Зеленодольске под Казанью. В сентярбе 1991 года заложен второй корабль этой серии – «Самум». На воду он был спущен 12.10.1992 г. NATO-вская классификация кораблей этого типа – «BORA CLASS».

После постройки «Самум» был переведен по внутренним водным путям на Черное море, прибыв в ноябре 1992 г. в Керчь, а в марте 1993 г. — в Севастополь. Затем корабль опять был отправлен на завод-строитель, в октябре 1993 г. прибыв в Зеленодольск. В сентябре 1994 г. по внутренним водным путям ушел на Балтийское море, и с декабря 1996 г. проходил госиспытания в Балтийске.

Официально корабль введен в строй 26.02.2000 года. Входил в состав 36-й бригады ракетных катеров Балтийского флота. В 2002 году данный РКВП был перебазирован с Балтики на Черноморский флот, войдя в состав 41-й Отдельной бригады ракетных катеров Черноморского флота.

Корабль представляет собой два узких корпуса, перекрытых платформой 64 м длины и 18 м ширины, осадка 3,3 м (>1 м при работе нагнетателей). Впереди находится эластичный экран.

В качестве вооружения на корабле применяются две счетверенные пусковые установки противокорабельного ракетного комплекса «Москит» (8 ракет 3М80), зенитно-ракетный комплекс «Оса-М» (20 ракет), одна 76-мм артустановка АК-176, две 30-мм артустановки АК-630.

Артустановка АК-176 калибра 76,2 мм, установленная на баке (носу) корабля, является мощной и одновременно легкой универсальной автоматической артустановкой для вооружения малых кораблей и катеров. Ее основное предназначение — борьба с низколетящими крылатыми ракетами типа «Гарпун» и «Томагавк».

По бортам РКВП «Самум» установлены две счетверенные установки противокорабельного ракетного комплекса «Москит». В этом комплексе используются крылатые ракеты 3М-80, которые предназначены для поражения надводных кораблей и транспортов из состава корабельных ударных группировок, десантных соединений, конвоев и одиночных кораблей. 4-х тонная ракета имеет длину почти 10 метров и дальность полета до 90 км.

После старта ракета делает «горку», а затем снижается до маршевой высоты полёта около 20 метров, при подходе к цели происходит снижение до 7 метров (над гребнем волн). Ракета может совершать интенсивные противозенитные маневры с перегрузками, превышающими 10 единиц. За счет огромной кинетической энергии и своей полубронебойной боевой части «Москит» пробивает корпус любого корабля и взрывается внутри.

Артиллерийская 6-ствольная 30-мм артустановка АК-630 мм является средством самообороны корабля и может быть использована для поражения воздушных целей на наклонной дальности до 4000 м и легких надводных сил противника на дистанциях до 5000 м. Эта артустановка имеет очень высокую скорострельность (до 5000 выстрелов в минуту) и дальность полета снаряда — до 8 км.

РКВП «Самум» оснащен двумя 82-мм корабельными комплексами выстреливаемых помех ПК-16. Они предназначены для постановки радиолокационных и оптико-электронных отвлекающих ложных целей для противодействия управляемому оружию с радиолокационными и оптико-электронными системами наведения.

Шахта зенитно-ракетного комплекса «Оса-МА». Комплекс предназначен для защиты от воздушных целей, а также для стрельбы по надводным целям.

Две газотурбинные установки мощностью 36 тыс. лошадиных сил каждая обеспечивают ход на воздушной подушке. Стоит сказать, что имея две раздельные двигательно-движительные установки маршевого и полного хода, способные работать раздельно и совместно, корабль может двигаться в трех главных режимах (катамаран, катер на воздушной подушке-1 и -2), что обеспечивает практически стопроцентную гарантию хода в любой ситуации.

При необходимости хода на воздушной подушке, в кормовой части корабля опускаются две колонки с установленными на них винтами-тандемами. Двигатели корабля позволяют развить скорость до 55 узлов даже при высоте волн 2 м, а при 5 баллах (волна 3,5 м) — более 40 узлов.

Радиолокационная система.

Вид на корму ракетного корабля с поднятыми винтовыми колонками и шахтой ЗРК «Оса-МА».

Ходовой мостик. Отсюда осуществляется управление кораблем во время похода.

Перископ.

Кубрик, где живет корабельная команда (экипаж — 68 человек).

Столовая команды, идёт подготовка к ужину.

Машинное отделение.

Общая силовая установка корабля состоит из двух газотурбинных установок М10-1 по 36000 л.с. (на винты-тандемы, в опускаемых колонках)…

… двух дизельных двигателей М-511А по 20000 л.с. (на 2 винта)…

… и двух дизелей М-504 6600 л.с. (на нагнетательные вентиляторы). Суммарная мощность двигателей превышает 120 тыс. л.с.

Автоматическая система пожаротушения палубы во время отстрела крылатых ракет.

Бесконечный лабиринт вентилей и подающих трубок.

Пост энергетики и живучести. Отсюда осуществляется управление энергетической установкой корабля, регулируется скорость и т.д.

Сюда же выведены все камеры видеонаблюдения, установленные на корабле.

Ракетный корабль на воздушной подушке «Самум» на параде во время празднования Дня Военно-морского флота в 2012 году.

Малые десантные корабли на воздушной подушке проекта 12321

Малые десантные корабли на воздушной подушке проекта 12321 «Джейран»

Проект

Страна

  • СССР

Изготовители

Операторы

  • ВМФ СССР (бывший)
    ВМФ России

Предшествующий тип

нет

Последующий тип

Малые десантные корабли на воздушной подушке проекта 12322

Годы постройки

1970−1985

Годы в строю

1970−2010

Построено

Отправлено на слом

Основные характеристики

Водоизмещение

310 т (стандартное)
350 т (полное, пр. 1232)
355 т (полное, пр. 12321)

Длина

45,8 м (наибольшая)

Ширина

19,4 м (наибольшая)

Высота

21,9 м

Осадка

1,3 м

Двигатели

2 × ГТУ НК-12 (ДТ-4)

Мощность

2 x 16000 л. с.

Движитель

4 воздушных винта

Скорость хода

50 узлов (полная, пр. 1232)
49 узлов (полная, пр. 12321)

Дальность плавания

300 миль (на 49 узлах)

Автономность плавания

5 суток

Экипаж

21 человек (3 офицера)

Вооружение

Навигационное вооружение

навигационная РЛС «Балкан» (пр. 1232) или «Миус» или «Донец-2»

Радиоэлектронное вооружение

станция опознавания «Нихром»

Артиллерия

1 x АУ АК-230 (пр. 1232)
2 x АУ АК-230 (пр. 12321)
СУАО МР-104 «Рысь» (пр. 12321)

Малые десантные корабли на воздушной подушке проекта 12321 «Джейран» (Aist — по кодификации НАТО) — серия советских малых десантных кораблей на воздушной подушке (МДКВП).

История проекта

Проект десантных кораблей на воздушной подушке под шифром «Джейран» был разработан в ПКБ «Алмаз» в 1964—1965 годах, главным конструктором был Л. В. Озимов. Со стороны ВМФ за ходом разработки и строительства кораблей проекта наблюдал капитан 1 ранга Б. А. Колызаев, а после него — капитан 2 ранга В. А. Литвиненко.

Созданию этого уникального десантного корабля предшествовали большие проектно-исследовательские и экспериментальные работы. Для выбора принципа формирования воздушной подушки, оценки конструктивных мер обеспечения остойчивости, проверки устойчивости корабля на курсе, управляемости, амфибийности и мореходности. Были построены и испытаны две крупномасштабные модели водоизмещением 28-30 тонн с различными конструктивными схемами формирования воздушной подушки. При эксперименте на этих моделях были положительно решены и многие другие технические проблемы. Особо выделялись значительные величины метацентрических высот данного проекта, благодаря которым корабль имел практическую непотопляемость. Понтоны и трюм МДК обеспечивали его положительную плавучесть в любой ситуации.

Головной корабль по проекту 1232 был построен на судостроительном заводе в Ленинграде в 1970 году.

Десантные корабли проекта «Джейран» строились для Советского ВМФ в период с 1970 по 1985 год на судостроительном заводе «Алмаз», Ленинград. Всего по данному проекту было построено 20 десантных кораблей. По классификации Советского ВМФ являлись малыми десантными кораблями.

Десантные корабли проекта стали первыми в мире серийными и самыми крупными (до середины 1980-х годов) десантными кораблями на воздушной подушке. В настоящее время все десантные корабли типа «Джейран» исключены из списков флота.

Конструкция

Опытная эксплуатация головного корабля позволила выявить все недостатки и исправить их в последующих серийных кораблях проекта. На серийных МДК было усилено оборонительное вооружение (установлены две 30-мм установки АК-230 с РЛС управления огнём «Рысь») и улучшены условия обитаемости, а сам корпус корабля вместо клёпанного был выполнен сварным из сплава АМГ-61.

Грузовой отсек имеет сквозной проезд для техники и расположен у диаметральной плоскости. Служебные отсеки разнесены по бортам. На полном ходу десантные корабли «Джейран» управляются воздушными рулями, размещенными за движителями, а на малых скоростях — струйными рулями с отбором воздуха от осевых вентиляторов-нагнетателей. Маршевые движители представляют из себя четырёхлопастные винты регулируемого шага диаметром 3,5 метра.

Полное водоизмещение кораблей «Джейран» достигало 353 тонн, скорость полного хода — 50 узлов, дальность плавания — 300 миль, автономность — 5 суток. Главная энергетическая установка этого малого десантного корабля состояла из двух газотурбинных двигателей ДТ-4 общей мощностью 32000 л. с., приводящих в действие нагнетатели и четыре воздушных винта.

Десантная вместимость

Десантные корабли проекта рассчитаны на перевозку двух средних танков или трёх-четырёх плавающих танков ПТ-76, или пяти БТРов, или 200 человек десанта. В десантно-штурмовом варианте: 2 ПТ-76 и 50 человек десанта.

Состав серии

В период с 1970 г. по 1985 г. на ПО «Алмаз» г. (Санкт-Петербург) было построено 20 МДКВП данного типа (1 корабль проекта 1232 и 19 кораблей проекта 12321). При этом МДК-66 в результате пожара в 1973 г. получил сильные повреждения и был построен фактически заново, при этом первоначальные корпусные конструкции были разобраны на металл, а задел оборудования и механизмов использовался при постройке других кораблей серии. В настоящее время все МДКВП исключены из списков флота. Представители данной серии представлены в таблице.
Цвета таблицы:
Красный — Списан или утилизирован или потерян

Название
Иллюстрация
Борт. №
Изготовитель
Зав. №
Ввод в строй
Флот
Текущий статус
МДК-167
539, 500, 530, 552, 701, 747, 799
ПО «Алмаз»
71
1970
БФ
Экспериментальный (пр. 1232). Списан в 1992
МДК-86
501, 523, 734, 742, 704, 708
ПО «Алмаз»
72
1975
БФ
Списан в 1988
МДК-117
588, 529, 527, 729, 710, 737, 722, 751, 719
ПО «Алмаз»
73
1974
БФ
Списан 24.06.1991
МДК-103
525, 745, 730, 754, 717, 755
ПО «Алмаз»
74
1975
БФ
Списан 19.03.1992
МДК-217
531, 740, 755, 731, 744, 738
ПО «Алмаз»
75
1976
БФ
Списан 19.03.1992
МДК-219
742, 708, 749, 739, 707
ПО «Алмаз»
76
1977
БФ
Списан 19.03.1992
МДК-184
570, 569, 573, 590, 505, 610
ПО «Алмаз»
77
30.07.1978
КФл
Списан 28.05.2004
МДК-162
612, 572, 568, 567, 575, 504
ПО «Алмаз»
78
1979
ЧФ
Списан 8.07.1996
МДК-165
601, 753, 748, 721, 755, 756, 740
ПО «Алмаз»
79
1979
БФ
Списан 4.08.1995
МДК-9
572, 559, 583, 500
ПО «Алмаз»
80
1980
ЧФ
Списан 5.12.1995
МДК-16
630, 578, 561, 581, 501
ПО «Алмаз»
81
1981
ЧФ
Списан 5.12.1995
МДК-88
574, 563, 579, 502, 609
ПО «Алмаз»
82
30.11.1981
ЧФ, КФл
Списан 14.03.2010
МДК-89
615, 576, 565, 577, 503
ПО «Алмаз»
83
1982
ЧФ
Списан 8.07.1996
МДК-77
622, 701, 707, 777, 759
ПО «Алмаз»
84
1982
БФ
Списан 17.12.1994
МДК-18
575, 570, 506, 608
ПО «Алмаз»
85
30.11.1984
ЧФ, КФл
Списан в марте 2007
МДК-15
611, 789, 760, 700
ПО «Алмаз»
86
1984
БФ
Списан 10.04.2002
МДК-113
700, 758, 722, 730
ПО «Алмаз»
87
1984
БФ
Списан 10.04.2002
МДК-17
710, 775, 722
ПО «Алмаз»
88
1985
БФ
Списан 10.04.2002
МДК-114
635, 741, 711, 726, 738, 703
ПО «Алмаз»
89
1985
БФ
Списан 16.03.1998
МДК-44
727, 779, 726
ПО «Алмаз»
90
1985
БФ
Списан 17.12.1994

> Литература

Апальков Ю. В. Корабли ВМФ СССР. Справочник в 4 томах. — СПб.: Галея Принт, 2007. — Т. IV. Десантные и минно-тральные корабли. — 188 с. — ISBN 5-8172-0135-2.

> Примечания

Ссылки

  • Малый десантный корабль на воздушной подушке проекта 12321 на сайте Черноморского флота
  • Малый десантный корабль на воздушной подушке проекта 12321 на сайте Russian-Ships
  • Малый десантный корабль на воздушной подушке проекта 12321 на сайте Энциклопедия кораблей
Типы и проекты десантных кораблей и катеров ВМФ СССР и России
Универсальные десантные корабли
Большие десантные корабли
Средние десантные корабли
Малые десантные корабли
Малые десантные корабли
на воздушной подушке
Десантные катера
на воздушной подушке
Десантные катера

Корабль на воздушной подушке Джейран и Зубр СВП (судно на воздушной подушке)

Идеи часто появляются задолго до возможности их воплотить. А бывает, что и воплощенные идеи стоят особняком, обогнав свое время. Такой оказалась судьба летающих кораблей — судов на воздушной подушке.
Говоря попросту, судно на воздушной подушке (СВП) — это перевернутая тарелка, под которую нагнетается воздух: в результате сооружение приподнимается, а если сбоку поместить воздушный винт, то еще и перемещается. Отсутствие трения о поверхность — позволяет снизить сопротивление. Советские испытания летающих катеров шли с 30-х годов в условиях секретности. Занимался работами Владимир Левков.

первый боевой летающий катер на воздушной подушке Л5

Первая модель Левкова напоминала именно перевернутую тарелку, точнее, таз: в центре был электрический мотор с винтом, который нагнетал воздух, и «посудина» отрывалась от пола, зависая в воздухе. После нескольких экспериментальных машин в 1937 году появился первый боевой летающий катер — Л5. На его носу и корме располагались два авиационных двигателя М-45 по 850 лошадиных сил. Катер «выжимал» около 130 километров в час (на полном ходу ни одна торпеда не догонит) и спокойно двигался над водой и сушей, несмотря на вес в восемь тонн. Результаты испытаний показали его превосходство над торпедными катерами, однако выявили и недостатки: перегрев двигателей, малая остойчивость (то есть невысокая способность судна, выведенного из равновесия, вернуться к изначальному положению). Но главное — небольшой отрыв корпуса от поверхности, из-за чего машина не могла преодолеть даже невысокое препятствие.

Английский корабль на воздушной подушке SR-1

Не хватало всего одной детали. И нашел ее, как часто бывает, неспециалист. Англичанин Кристофер Коккерел, инженер- электронщик, в 1950 году открыл маленькую катеростроительную верфь. Совершенствуя свои катера, он хотел снизить их сопротивление с помощью воздушной «смазки». Он первым применил способ создания воздушной подушки: когда воздух не свободно вытекает под днище от вентилятора, а нагнетается узкими соплами, расположенными по периметру. Отрыв корпуса от поверхности достиг 300 мм — впятеро выше, чем у Левкова. По этой схеме фирма Saunders RO построила КВП (корабль на воздушной подушке) SR-1, на котором англичане в 1959 году пересекли Ла-Манш… и.. стали пионерами в создании корабля на воздушной подушке. Наши же, советские испытания летающих катеров шедшие с 30-х годов, велись в условиях секретности, вводя в недоумение случайных свидетелей — в результате весь мир признал отцом судов на воздушной подушке Коккерела.
После ухода Левкова из жизни все его материалы попали в Центральное морское конструкторское бюро «Алмаз» в Ленинграде. Разработки продолжались, но только по инициативе самого ЦМКБ — пока не заявил о себе Коккерел. Не отстать от англичан было делом чести — к тому же военное руководство прекрасно понимало, что скоростные и амфибийные качества СВП перспективны для использования в десантных морских операциях.

ПО ПРИНЦИПУ РАБОТЫ СВП РАЗДЕЛЯЮТ НА ТРИ ТИПА

  • Камерная схема: расположенный по центру вентилятор подает воздух под куполообразное днище, в специальную камеру, которая препятствует утечке воздуха.
  • Соплощелевая схема: подушку создает поток воздуха из кольцевого сопла, образованного центральной частью с плоским днищем и «юбкой». Воздушная завеса по периметру судна препятствует утечке воздуха из-под подушки.
  • Многорядная сопловая схема: подушку образуют ряды кольцевых циркуляционных сопел, в каждом из которых разный уровень создаваемого давления.

Принцип работы кораблей на воздушной подушке

Движение судов на воздушной подушке обеспечивается:

  • — воздушными винтами
  • — горизонтальными соплами, воздух в которые подается от подъемных вентиляторов
  • — дифферентом СВП таким образом, чтобы возникала сила тяги.

В пору гонки вооружений наибольшую опасность представляли американские авианосцы. Конечно, для противостояния авианесущим группировкам существовали ударные крейсеры и атомные подлодки с крылатыми ракетами. Но даже у самых мощных кораблей без захвата проливов и прилегающего побережья было мало шансов. Конструкторам «Алмаза» и поручили разработать корабль на воздушной подушке, который мог бы на большой скорости десантировать бронетехнику и морскую пехоту на берег. Как поговаривают самая важная задача которой и состоит в захвате и удержании Босфорского пролива, для выхода Черноморского флота на оперативный простор (наверное так и было во времена СССР). У ЦКБ к тому времени был только опыт создания маленького экспериментального катера МС-01 водоизмещением 20 тонн — от него требовалось перейти к кораблю водоизмещением 350 тонн. Параллельно с проектными работами шли исследовательские: пришлось осваивать новые технологии и материалы, разрабатывать трансмиссии, вентиляторы, легкие газотурбинные двигатели. Еще не было методов расчета ходкости, остойчивости, маневренных элементов, не был выбран способ образования воздушной подушки — сопловый или камерный.

Десантные корабли проект Джейран первые в мире серийные корабли на воздушной подушке, десант на волжский берег

Тормозная система СВП, как и тяговая, «завязана» на воздухе. Для улучшения остойчивости судна используют вертикальные стабилизаторы, такие же, как на самолетах. Впервые решено было применить резиновые гибкие ограждения, изобретенные в Англии и предназначенные для повышения мореходности и амфибийности карабля. После испытаний моделей, построенных по двум разным схемам, разработали «Джейран»: корабль на воздушной подушке для высадки двух танков на не оборудованный берег — такого в мире еще не было ни у кого. В 1970 году корабль был сдан.

десант на волжский берег с ДКВП типа Кальмар

АМФИБИЙНО-ДЕСАНТНЫЙ КВП «ДЖЕЙРАН»

  • Вооружение: две 30-мм установки АК-30
  • Десантовместимость — 4 танка ПТ-76 и 50 морских пехотинцев или 2 средних танка и 200 человек пехоты
  • Водоизмещение — 360 тонн
  • Скорость — 48 узлов (более 100 км/ч)
  • Дальность плавания полным ходом — 300 миль. Экипаж -21 человек.

Почти одновременно появился десантно-штурмовой катер «Скат»: он перевозил 40 десантников в полной экипировке, двигался со скоростью 50 узлов и легко ходил при волнении моря в пять баллов. В то время началось обострение ситуации на советско-китайской границе, и «скаты» использовались не только на Балтике и Черном море, но и на Амуре. Кроме того, четыре катера переоборудовали для спасения космонавтов — на случай их приземления на озере Иссык-Куль.

Скат десантные катера на воздушной подушке проект 1205

Изучение возможностей кораблей на воздушной подушке стимулировало появление новых моделей: десантовысадочного «Кальмара», КВП огневой поддержки десанта «Косатка», «Мурены», которая совмещала функции «Кальмара» и «Косатки».

Высадка десанта тот, что ближний Серна, дальний Кальмар

Но по мореходности и количеству перевозимой техники по-прежнему не было равных «Джейрану». Накопленный потенциал позволил говорить о развитии этого проекта с увеличением вместимости, скорости, вооружения и общей надежности.

Десант даже ног не замочил

«ЗУБР» — ЕДИНСТВЕННЫЙ В МИРЕ АМФИБИЙНЫЙ КОРАБЛЬ С УДАРНЫМ ВООРУЖЕНИЕМ.

ЗУБР ДЕСАНТНЫЙ КОРАБЛЬ НА ВОЗДУШНОЙ ПОДУШКЕ ПРОЕКТ 12322 фото

Так появилась идея «Зубра» — единственного в мире амфибийного корабля с ударным вооружением, который передали флоту в 1988 году.
Корабль на воздушной подушке Зубр предназначен для приема с берега (даже не оборудованного) морского десанта с боевой техникой, перевозки морем, высадки на побережье противника (один «зубр» доставляет на берег батальон морских пехотинцев, которые могут «не замочив ног» сразу вступить в бой) и огневой поддержки десантируемых войск. Для этого судна, которое спокойно преодолевает рвы, траншеи и болота, открыто до 70 процентов общей длины береговой линии морей и океанов мира.
ВЫДАЮЩИМСЯ ЭТОТ КОРАБЛЬ делает уникальное сочетание грузоподъемности, амфибийности и скорости. На испытаниях его разгоняли до 70 узлов (около 130 км/ч). При больших скоростях гибкое ограждение подламывается, и корабль «клюет носом», но на этот случай предусмотрена блокировка критических режимов по скорости и радиусу разворота. Управление требует такой осторожности и точности, что на «ЗУБРЕ» НЕТ РУЛЕВОГО — ЕГО ОБЯЗАННОСТИ ИСПОЛНЯЕТ КОМАНДИР.

Зубр фото, высадка десанта

Доводка любого корабля — непростой и долгий процесс. Например, характерные винты у «Зубра» заключены в насадки, благодаря чему тяга увеличивается в полтора раза. А насадка — выпиленное из пластмассы сооружение диаметром 7 метров — довольно субтильна. На первых испытаниях они ломались: для нужной добавки по тяге зазор между воздушным винтом и насадкой должен быть очень маленьким, а если винт колеблется, возможно задевание. Представьте, сколько потребовалось времени, чтобы довести этот, казалось бы, простой узел.

ВИНТЫ «Зубра» — опасное сочетание мощи и хрупкости, 10 тысяч лошадиных сил, диаметр 7 метров

По техническому потенциалу и тактико-техническим элементам «Зубр» до сих пор не имеет себе равных в мире, а потому востребован и зарубежными заказчиками. При этом зачастую требуется создание «экспортных» модификаций: например, в случае с Грецией — из-за необходимости тропикализации. Так что можно сказать, что развитие проекта продолжается. В начале 2000-х годов испытывали «зубр», построенный для Греции, корабль ненароком раздавил… грузовик. Тот служил маяком на берегу Финского залива, но из-за погасших фар превратился в невидимое препятствие.

Вооружение Зубра две 30-мм установки

Корабль на воздушной подушке Зубр СВП

  • Вооружение:
  • — для поражения самолетов и корабельных ракет — две 30-мм установки АК-630М («металлорезки»);
  • — для уничтожения береговых укреплений — две РСЗО МС-227 (морской аналог реактивной системы «Град»),
    Десантовместимость:
  • — 3 танка Т-80 и 80 морских пехотинцев
  • -10 БТР или 360 человек пехоты
  • Водоизмещение — 550 тонн
  • Скорость полного хода — 60 узлов. Грузоподъемность — 150 тонн
  • Мощность двигателей — более 50 тыс. л. с
  • Дальность плавания полным ходом — 300 миль. Экипаж — 27 человек.

Одно из отличий от зарубежных судов — сварная конструкция. Первые СВП (по авиационным традициям) делали клепаными, но их эксплуатация в море показала ненадежность такого соединения. Хотя со сварной конструкцией выше риск трещинообразования. За счет большой мощности на таких судах повышен уровень вибрации: три двигателя по 10 тысяч лошадиных сил только на движение, еще два двигателя такой же мощности работают как нагнетатели. 50 тысяч «лошадей», и все это в водоизмещении 550 тонн! Можно себе представить, насколько высока их энерговооруженность в сравнении с обычными судами.

Фото РСЗО МС-227 морской аналог реактивной системы «Град»

Для привода винтов, нагнетателей и других потребителей были созданы высокотемпературные газотурбозубчатые агрегаты. Система очистки воздуха обеспечивает длительную работу газовых турбин при солености моря до 30 промилле.
Отсутствие у СВП непосредственного контакта рулевых устройств с водой затрудняет маневрирование и делает судно зависимым от погоды. Поэтому были разработаны различные схемы управления, включая аэродинамические и струйные рули (реактивные сопла), винты изменяемого шага.

Зубр прект 12322 малый десантный корабль Евгений Кочешков и Мордовия, высадка десанта

УВЫ, в современной российской военной доктрине такому мощному кораблю применения пока нет — видимо, корабль на воздушной подушке Джейран и Зубр СВП обогнал свое время. Впрочем, суда на воздушной подушке пользуются повышенным спросом на мировом рынке вооружений.

Логичная перспектива для амфибийных СВП — корабли типа «Зубра» для внутренних морей и высадочных средств для больших десантных кораблей. Но есть и другие сферы их применения.
СКОРОСТЬ СВП идеальна для «москитного флота»-маневренных боевых корабликов. Когда стало возможно размещать на малых кораблях торпеды и ракеты, легкий катер стал опасен для больших боевых судов. Бронировать его нельзя, значит, спасение от огня противника — скорость. При этом сделать скоростным малый водоизмещающий корабль сложно. Так что ПЕРВЫМИ НА ВОЗДУШНУЮ ПОДУШКУ ПОПЫТАЛИСЬ ПОСТАВИТЬ ТОРПЕДНЫЕ и РАКЕТНЫЕ КАТЕРА: «чистые» торпедоносцы тогда были в тупике (они не могли подойти к большому кораблю на расстояние залпа), а ракетоносцы не могли угнаться за ростом ракет.
Разработки «противолодочных» СВП тоже есть, но пока они не реализованы: сегодня главное — не уничтожить лодку, а найти ее. А это требует мощной гидроакустической системы, то есть дополнительного вооружения.

Десантный отсек корабля вид изнутри

Есть гражданские заказчики — конечно, их интерес касается судов более утилитарных. Еще одна особенность — всесезонность. Амфибийные суда могут ходить и по льду — им так даже легче (при движении над водой под давлением корабля создается ответная яма, которая дает сопротивление). Особенно это полезно на замерзающих реках и топях Сибири.
Когда по телевидению показали небольшой катер «Бриз», в ЦКБ «Алмаз» вереницей потянулись заказчики — разработчики сибирской нефти, которым трудно добираться до нефтепромыслов.

десантный корабль зубр пр 1232.2 1989 год

Не будем забывать и о любительском флоте: амфибии на воздушной подушке — универсальное транспортное средство для бездорожья, по которому часто добираются на охоту и рыбалку. С ними нет нужды в швартовке — выезжаете на берег, глушите мотор и сходите на сушу, причем спустить судно можно практически с любого берега.

Фото передающее масштаб корабля, Для судов массой около 100 тонн требуется энерговооруженность 25-35 киловатт на тонну, для еще более тяжелых — 15-20 киловатт

Похожая ситуация на газо — и нефтепромыслах Баренцева моря. Нелишне вспомнить и о громадном побережье на Севере: с возрождением Северного морского пути связан очень сложный вопрос перемещения грузов на берег. «Алмаз» на базе своих амфибийных судов уже проектировал для Севморпути катера-перегрузчики: подходит такой катер к борту, на него спускают груз, и вскоре он оказывается на берегу.

Десант даже ног не замочил, с ними нет нужды в швартовке — выезжаете на берег, глушите мотор и сходите на сушу, причем спустить судно можно практически с любого берега

КАЗАЛОСЬ БЫ, суда на воздушной подушке универсальны. Чем же сдерживается интерес к ним? Препятствия для летающих кораблей носят характер энергетический и экономический. При той же массе, что и водоизмещающее судно, АППАРАТ НА ВОЗДУШНОЙ ПОДУШКЕ ТРЕБУЕТ БОЛЬШЕГО РАСХОДА ТОПЛИВА — ВЕДЬ ЕМУ НАДО ДВИГАТЬСЯ НЕ ТОЛЬКО ВПЕРЕД, НО И ВВЕРХ. Двигатели для КВП мощные и легкие, а значит — дорогие, малоресурсные, сложные в изготовлении. Условности есть в производстве любой техники, но использование судов на воздушной подушке целесообразно только там, где эти условности перекрываются преимуществами — скоростью, амфибийностью, отсутствием подводной части.
ЭФФЕКТ ВОЗДУШНОЙ ПОДУШКИ применяется и в других областях. Американцы спроектировали «летающее» трансатлантическое пассажирское судно, автопроизводители создают авто на ВП. А в лондонском Институте ортопедии используется кровать для пациентов с тяжелыми ожогами, которые «лежат» на воздушной подушке.

Суда на воздушной подушке строит Россия, Англия, Япония, США, Франция. Сотни таких кораблей перевозят миллионы пассажиров на регулярных линиях в Ла-Манше, Ирландском море, на средиземноморском побережье Франции и Италии, в Канаде, США и странах Карибского моря, а также в Японии и Австралии. Большинство судов на воздушной подушке имеет вместимость до 100 пассажиров, но с 1968 г. началась эксплуатация судов типа 5К4, вмещающих 254 пассажира и 30 легковых автомашин. Эти суда пересекают Ла-Манш за 40 минут.

Самум (корабль)

«Самум»

Служба

Россия

Класс и тип судна

Малый ракетный корабль

Порт приписки

Севастополь

Организация

Черноморский флот России,Черноморский флот России

Изготовитель

Зеленодольский завод имени А. М. Горького

Спущен на воду

1991 год

Введён в эксплуатацию

1999 год

Статус

В составе флота

Основные характеристики

Водоизмещение

1050 т

Длина

65,6 м

Ширина

17,2 м

Осадка

3,3 м (>1 м при работе нагнетателей)

Двигатели

2 ГТУ М10-1 36 000 л. с. (на винты-тандем, в опускаемых колонках), два дизеля М-511А 20 000 л. с. (на 2 винта)

Мощность

2 × 36 000 л. с. и 2 × 20 000 л. с.

Движитель

Скорость хода

55 узлов (101,9 км/ч)

Дальность плавания

полная: 800 миль (45 узлов), экономическая: 2500 миль (12 узлов)

Экипаж

Вооружение

Артиллерия

1 × 76-мм артустановка АК-176,
две 6-ствольных 30-мм АУ АК-630

Ракетное вооружение

2 × 4 пусковые установки ПКР «Москит» (8 ракет 3М80)
1 × 2 ПУ ЗРК «Оса-М» (20 ракет)

У этого термина существуют и другие значения, см. Самум.

Ракетный корабль «Самум» — малый ракетный корабль (МРК) на воздушной подушке в составе 41-й бригады ракетных катеров Крымской военно-морской базы Черноморского флота, проекта 1239.

Является крупнейшим в своем подклассе в практике российского и мирового кораблестроения быстроходным боевым кораблем, использующим гидродинамическую платформу — катамаран с аэростатической воздушной разгрузкой

Построен на Зеленодольском судостроительном заводе и, после опытной эксплуатации, вошёл в 1999 году в состав сил постоянной готовности Черноморского флота, где уже служил однотипный корабль «Бора» (до ЧФ он был в 36-и бригаде ракетных катеров, г. Балтийск.). По ударному потенциалу этому ракетному кораблю на Черноморском флоте нет равных: при бо́льшой скорости по ударному вооружению эквивалентен эсминцу проекта 956, но по габаритам остается в классе МРК.

По итогам 2016 года «Самум» возглавил список лучших кораблей второго ранга Черноморского флота ВМФ России.

> См. также

  • Бора (корабль)

> Ссылки

  • «Морской разрушитель» — выпуск цикла «Ударная сила», посвященный кораблю «Самум»
  • фотоэкскурсия по кораблю «Самум»

Примечания

Это заготовка статьи о военном корабле. Вы можете помочь проекту, дополнив её.

Ракетный корабль на воздушной подушке «Самум» проекта 1239, шифр «Сивуч»

Ракетный корабль на воздушной подушке «Самум» проекта 1239, шифр «Сивуч» является вторым в серии из двух кораблей, построенных на Зеленодольском ССЗ им. А.М. Горького. Головным кораблем данной серии является «Бора».

Проект 1239 разработан в Центральном морском КБ «Алмаз» в Санкт-Петербурге под руководством генерального конструктора В.И. Королькова. В память о балтийской канонерской лодке, погибшей в неравном бою с германскими кораблями в августе 1915 года, данный проект получил шифр «Сивуч».

Корабли проекта 1239 являются крупнейшими в своём подклассе в практике российского и мирового кораблестроения быстроходными боевыми кораблями, использующими гидродинамическую платформу — катамаран с аэростатической воздушной разгрузкой.

Проект создавался как развитие малых ракетных кораблей проектов 1234 и 1234.1 с учётом опыта применения МРК на боевой службе в Средиземном море. Катамаран проекта1239 обладает высокой мореходностью, имеет большую палубу и более комфортные условия использования оружия и размещения экипажа. При создании корабля широко применялся опыт ЦМКБ «Алмаз» и судостроительной промышленности, приобретенный при строительстве десантных кораблей на воздушной подушке типа «Джейран», «Зубр» и др.

Главная энергетическая установка корабля состоит из двух раздельных двигательно-движительных установок маршевого и полного хода, способных работать раздельно и совместно. Корабли проекта могут двигаться в трёх главных режимах (катамаран, КВП-1 и КВП-2), что обеспечивает практически стопроцентную гарантию хода в любой ситуации. Проверена возможность движения кораблей с выключенными движителями, так МРК при работе только двигателей-нагнетателей способен двигаться за счёт истечения воздуха из воздушной подушки в корму против ветра (7 м/сек) со скоростью 3 узла.

Назначением малых ракетных кораблей проекта 1239 является: уничтожение боевых кораблей и транспортов противника в прибрежных районах и открытом море; обеспечение прикрытия быстроходных десантных соединений и конвоев в районах формирования, на переходе морем, а также в районах высадки морских десантов от ударов кораблей и катеров противника; ведение разведки сил противника и несение дозора в операционной зоне наших сил; ведение борьбы с быстроходными боевыми катерами и кораблями противника.

РКВП «Самум» был заложен Зеленодольском ССЗ им. А.М. Горького первоначально как «МРК-17», строительный номер 502, в сентябре 1991 года. 18 марта 1992 года было присвоено имя «Самум». 12 октября 1992 года спущен на воду. 26 февраля 2000 года введен в состав Балтийского флота. С 25 июля 2002 года находится в составе 41-й бригады ракетных катеров Черноморского флота. С августа 2002 года присвоен бортовой номер 616.

Основные характеристики: Водоизмещение полное 1050 тонн, стандартное 850 тонн. Длина 65,6 метра, ширина 17,2 метра, осадка 3,3 метра. Максимальная скорость 55 узлов. Дальность плавания 2500 миль при 12 узлах, 800 миль при 45 узлах. Автономность 10 суток. Экипаж 68 человек, в том числе 9 офицеров, 24 мичмана.

Силовая установка: 2 ГТУ М10-1 36000 л.с. (на винты-тандем, в опускаемых колонках), два дизеля М-511А 20000 л.с.( на 2 винта), два дизеля М-504 6600 л.с. (на нагнетательные вентиляторы)

Вооружение: 2х4 пусковые установки ПКР «Москит» (8 ракет 3М80), 1×2 ПУ ЗРК «Оса-М» (20 ракет), 1 76-мм артустановка АК-176, 2×6 30-мм артустановки АК-630.

20 сентября 2014 года вышел из Севастополя на боевую службу в Средиземное море.

17 октября 2014 года под командованием капитана 2 ранга Олега Сардина, выполняющий задачи в составе постоянного соединения Военно-Морского Флота России в Средиземном море, впервые совершил деловой заход в греческий порт Пилос. 31 октября прошел турецкий пролив Босфор и вернулся в акваторию Черного моря.

28 апреля 2015 года в соответствии с планом боевой подготовки в полигонах Черноморского флота принял участие в тактическом учение ракетных, противолодочных и минно-тральных кораблей. 09 мая в Новороссийске, совместно с ракетными фрегатами типа 054A «Linyi» (547) и «Weifang» (550) и сторожевым кораблем «Пытливый», примет участие в торжествах по случаю 70-летия Победы в Великой Отечественной войне. Отряд боевых кораблей ВМФ России и ВМС Китая в составе сторожевых кораблей «Linyi» («Линь И»), «Weifang» («Вэй Фан») и ракетного корабля на воздушной подушке «Самум» Черноморского флота России, покинув Новороссийскую военно-морскую базу 12 мая, совершит совместный переход по утвержденному маршруту в Черном море, пройдёт проливы Босфор и Дарданеллы и прибудет в восточную часть Средиземного моря для встречи с остальными кораблями-участниками учения. Принял участие в российско-китайском военно-морском учении «Морское взаимодействие – 2015», которое проходило в Средиземном море с 17 по 21 мая. 06 июня в составе отряда кораблей Черноморского флота из состава постоянной группировки ВМФ в Средиземном море совершил заход в порт Александрия Арабской Республики Египет, который продлится до 09 июня. По сообщению от 14 августа в составе постоянного соединения Военно-Морского флота России в Средиземном море провел учение в восточной части акватории Средиземного моря. 29 августа прошел пролив Босфор и вернулся в акваторию Черного моря. 31 августа вернулся из дальнего похода в Севастополь. По сообщению от 05 октября в составе корабельной ударной группы успешно выполнил совместные ракетные стрельбы по сложной мишени, имитирующей отряд боевых кораблей условного противника.

По сообщению от 10 мая 2017 года в соответствии с планом боевой подготовки в полигонах Черноморского флота принял участие в двухстороннем тактическом учение с соединением ракетных катеров ЧФ. По сообщению от 17 мая отработал задачи по уничтожению морских и воздушных целей.

По сообщению от 15 февраля 2019 года провел ракетные и артиллерийские стрельбы в морских полигонах боевой подготовки в рамках сдачи курсовой задачи К-2.

Добавить в закладки:

Бора (корабль)

Для термина «Бора» см. также другие значения.

«Бора»

Служба

Россия

Класс и тип судна

Малый ракетный корабль

Порт приписки

Севастополь

Организация

Черноморский флот России

Изготовитель

Зеленодольский завод имени А. М. Горького

Спущен на воду

1989 год

Введён в эксплуатацию

1997 год

Статус

В составе флота

Основные характеристики

Водоизмещение

1050 т

Длина

65,6 м

Ширина

17,2 м

Осадка

3,3 м (>1 м при работе нагнетателей)

Двигатели

2 ГТУ М10-1 36 000 л. с. (на винты-тандем, в опускаемых колонках), два дизеля М-511А 20 000 л. с. (на 2 винта)

Мощность

2 × 36 000 л. с. и 2 × 20 000 л. с.

Движитель

Скорость хода

55 узлов (101,9 км/ч)

Дальность плавания

полная: 800 миль (45 узлов), экономическая: 2500 миль (12 узлов)

Экипаж

Вооружение

Артиллерия

1 × 76-мм артустановка АК-176,
две 6-ствольных 30-мм АУ АК-630

Ракетное вооружение

2 × 4 пусковые установки ПКР «Москит» (8 ракет 3М80)
1 × 2 ПУ ЗРК «Оса-М» (20 ракет)

Раке́тный кора́бль «Бора́» — малый ракетный корабль на воздушной подушке в составе 41-й бригады ракетных катеров Крымской военно-морской базы Черноморского флота России. Головной корабль проекта 1239.

«Бора» является крупнейшим в своём подклассе в практике российского и мирового кораблестроения быстроходным боевым кораблем, использующим гидродинамическую платформу — катамаран с аэростатической воздушной разгрузкой.

Корабль построен на Зеленодольском судостроительном заводе и после опытной эксплуатации вошёл в 1997 году в состав сил постоянной готовности Черноморского флота. По ударному потенциалу этому ракетному кораблю на Черноморском флоте нет равных.

> См. также

  • Самум (корабль)

> Литература

  • Шадрин А. «Бора» — убийца авианосцев (рус.) // Ориентир : журнал. — 2015. — Октябрь (№ 10). — С. 34—35.

> Примечания

  1. 1 2 Уникальный корабль ЧФ «Бора» представит Россию на выставке в Стамбуле // РИА Новости. Дата обращения 28 марта 2013. Архивировано 5 апреля 2013 года.
  • Проект 1239 на сайте ОАО «Зеленодольский завод имени А. М. Горького» (недоступная ссылка). Дата обращения 20 июня 2014. Архивировано 16 апреля 2014 года.

Это заготовка статьи о военном корабле. Вы можете помочь проекту, дополнив её.

Для улучшения этой статьи о флоте желательно:

  • Найти и оформить в виде сносок ссылки на независимые авторитетные источники, подтверждающие написанное.

Пожалуйста, после исправления проблемы исключите её из списка параметров. После устранения всех недостатков этот шаблон может быть удалён любым участником.