Авиационные училища России

Содержание

Летные училища России | Выбор и поступление

Летные училища обучают будущих пилотов и авиационных техников. В средних летных учебных заведениях можно выучиться на летчика как гражданской, так и грузовой авиации.

Специальности летных училищ

«Летная эксплуатация летательных аппаратов» — не единственная квалификация, которую приобретают студенты ссузов, в наличии и другие:

  • «Техническая эксплуатация летательных аппаратов и двигателей»;
  • «Техническая эксплуатация электрифицированных и пилотажно-навигационных комплексов»;
  • «Техническая эксплуатация транспортного радиоэлектронного оборудования (по видам транспорта)»;
  • «Программное обеспечение вычислительной техники и автоматизированных систем»;
  • «Информационные системы (по отраслям)»;
  • «Программирование в компьютерных системах».

Будущих пилотов учат по специальности:

161005 Летная эксплуатация летательных аппаратов.

Как выбрать учебное заведение

Существуют высшие и средние училища летного дела, но все же профессии пилота ближе среднее образование, поскольку она относится к области эксплуатации машин, а не к сфере инженерии.

В целом количество летных училищ в России сокращается, и выбор не слишком велик. В нашей большой стране, рассматривая альтернативы для поступления, имеет смысл руководствоваться географическим фактором. При желании можно будет продолжить образование в вузе, филиалом которого считается ссуз.

Если в ближайших городах нет училищ летного дела, обратитесь в зональную отборочную комиссию при региональном управлении гражданской авиации.

Еще с советских времен принято разделение авиации на военную и гражданскую. Военные летные училища среднего звена организованы при аэродромах Минобороны, но чаще армейский аспект летного дела изучается в рамках высшего образования.

Училища гражданской авиации Российской Федерации:

  • Бугурусланское летное училище имени П. Ф. Ермакова.
  • Краснокутское летное училище.
  • Сасовское летное училище имени Г. А. Тарана.
  • Калужское летно-техническое училище.
  • Омский летно-технический колледж имени А. В. Ляпидевского.

Требования к абитуриентам

Поступление осуществляется по окончании 11 классов школы, при этом кандидаты не могут быть старше 25 лет. Абитуриенты должны представить военный билет или удостоверение гражданина, подлежащего призыву.

Училище имеет право засчитывать результаты ЕГЭ или проводить собственные вступительные испытания.

Экзамены:

  • русский язык;
  • математика;
  • физика (иногда, в зависимости от специальности).

В отличие от других ссузов, летные учебные заведения на своих сайтах не спешат конкретизировать перечень вступительных экзаменов: приемной комиссии будет интересно на основании документов об образовании сделать выводы о школьных успехах претендентов.

Летное училище — это не то место, куда поступают за компанию или в результате скоропалительного решения стать летчиком. Профстандарт требует от абитуриента устойчивого интереса к профессии.

Как бы сильна ни была мечта о полетах, отказать в приеме могут по состоянию здоровья. Оно должно быть на уровне годного к службе в армии призывника.

Приемной комиссии надо представить анализы крови на сахар и на группу, справки от нарколога и психиатра. Полный перечень медицинских требований уточняется в конкретном ссузе.

Запастись справками заблаговременно не получится: многие из них действительны в течение краткого периода, а вот заранее позаботиться о фотографиях стоит их нужно больше, чем для поступления в другие колледжи и техникумы, — не меньше 10.

Помимо хорошей успеваемости по общеобразовательным предметам и отличного здоровья нужны собранность, стрессоустойчивость, ответственность, быстрота реакции. Очень важна и готовность осваивать профессию в общем строю. Ничего общего с капризным заявлением: «А я хочу летать! — учеба в летном училище не имеет.

Сегодня на пенсию уходит больше авиаторов, чем выпускается из летных училищ, поэтому средние профессиональные заведения заинтересованы в подготовке кадров, и шансы на успешное поступление велики.

Как стать пилотом в России

Данный учебник предназначен для молодежи и людей более старшего возраста (т.к. в настоящий момент возраст обучающихся не ограничен), которые хотят стать линейным пилотом, перевозящим грузы или людей на больших самолетах или для тех, кто хочет стать военным пилотом.

Если же вы хотите летать для удовольствия за свои деньги на своем или арендованном воздушном судне, то вам надо перейти в учебник по авиации общего назначения — АОН.

Как основной вариант здесь рассматривается бесплатное лётное обучение в России в государственных авиационных училищах. А для военного летчика он является единственным возможным.

В части линейных пилотов, были раньше варианты обучения в частных лётных училищах (правда, единственное, «Челавиа» — закрыто Росавиацией), а также за рубежом. Они рассматриваются отдельно. Также о летном обучении за рубежом достаточно много хороших русскоязычных роликов на Youtube и блогов, но это обучение происходит за личные деньги. Некоторую общую информацию вы можете найти на странице Как стать пилотом за границей.

Авиационный мир России, грубо говоря, делится на две части. Между собой они связаны достаточно слабо. Первая часть это линейные пилоты, а вторая это военные пилоты.

Для того чтобы стать военным пилотом, надо поступить в соответствующее учебное заведение. И что происходит дальше, определяется ситуацией на службе и от чего зависит мало понятно гражданским. А что происходит с карьерой линейного пилота достаточно прозрачно и унифицировано с остальными миром (хотя и есть чисто российские нюансы). Поэтому по военным пилотам можно привести только список учебных заведений, что и сделано ниже.

По линейным пилотам уже можно дать конкретные и явные инструкции. Целью обучающегося в гражданском летном училище является получение свидетельства коммерческого пилота (по-английски CPL). После чего трудоустройство в российскую авиакомпанию. Где авиакомпания доучивает пилота в итоге он получает свидетельство линейного пилота (ATPL).

Английский язык

Современное летное обучение неотделимо от знания английского языка. Если вы не владеете им или не готовы его самостоятельно изучать, но хотите летать, то остается путь только в военные пилоты.

Некоторая информация по тому, как происходит проверка знаний у гражданских пилотов, в учебнике по АОН, страница АОН/Авиационный_английский.

Здоровье

В России действуют достаточно высокие требования по здоровью, к поступающим в государственные училища. Причем, к абитуриентам требования самые высокие, а вот для выпускников они снижаются до уровня действующих линейных пилотов. Информация о медицине для частных пилотов приводится в учебнике АОН на странице АОН/ВЛЭК.

В зависимости от момента, когда вы приняли решение об обучении ниже смотрите требуемый раздел.

После 9 класса

В качестве первого этапа в системе государственного обучения предусмотрены общеобразовательные школы — интернаты с первоначальной летной подготовкой (ОШИ). По замыслу, они готовят учащихся к поступлению в военные летные училища. При этом выдают представление на поступление туда, которое дает преимущества (на практике это утверждение требует проверки). Некоторые могут направлять и в гражданские вузы. Поступающие должны иметь прописку в регионе, где расположена ОШИ.

В ОШИ с ПЛП принимаются дети не младше 15 лет, окончившие 9 классов, по состоянию здоровья годные к обучению в учебном заведении по подготовке летчиков, штурманов, специалистов по управлению воздушным движением, авиационных инженеров и техников.

Летная практика организована на базе других авиационных организаций, собственных аэродромов и воздушных судов они не имеют. Насколько полезно поступление в ОШИ с ПЛП вопрос дискуссионный. И, как минимум, неоднозначный. Есть мнение, что никакой пользы обучение в такой школе не несет и лучше поступать после 11 класса обычной школы, но достаточным образом подготовившись в нужных вопросах.

Общеобразовательные школы-интернаты с первоначальной летной подготовкой (ОШИ с ПЛП)

Внимание! Список может быть неполон — дополняйте смело! Или добавляйте на страницу обсуждения

Аббревиатура Название Регион Веб-сайт
1 ОГАОШИ с ПЛП Областная Государственная ахтубинская общеобразовательная школа – интернат с первоначальной летной подготовкой имени П. О. Сухого Ахтубинск
2 ГБОУ НСО КШИ САКК им. А.И. Покрышкина Государственное бюджетное образовательное учреждение кадетская школа-интернат «Сибирский авиационный кадетский корпус им. А.И. Покрышкина» Новосибирск
3 ДКШИ им. Кашина Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение кадетская школа-интернат «Дятьковская кадетская школа-интернат авиации имени Героя Советского Союза Кашина И.А.» Брянская область, г. Дятьково http://www.xn--d1aif0d.xn--p1ai/index/0-2
4 АШИ с ПЛП им. Павлюкова КГБОУ «Алтайская школа-интернат с первоначальной летной подготовкой им. Героя Советского Союза К. Г. Павлюкова» Алтай сайт
5 МООШИ с ПЛП им. Покрышкина Государственное бюджетное образовательное учреждение Московская областная общеобразовательная школа-интернат с первоначальной летной подготовкой им. трижды Героя Советского Союза А.И. Покрышкина. Московская область
6 Челябинская ОШИ с ПЛП Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение «Челябинская кадетская школа — интернат с первоначальной летной подготовкой» Челябинск сайт
7 Уфимская ОШИ с ПЛП «Уфимская общеобразовательная школа-интернат с первоначальной лётной подготовкой имени дважды героя Советского Союза Гареева Мусы Гайсиновича» Уфа сайт
8 ГБОУ РО НШИ с ПЛП Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Ростовской области «Неклиновская школа – интернат с первоначальной лётной подготовкой имени Четвёртой Краснознамённой Воздушной Армии Ростовская область сайт
Существует? Барнаульская специальная школа-интернат с первоначальной летной подготовкой им. Героя Советского Союза К.Павлюкова Барнаул http://plp-barnaul.narod.ru/
Существует? или объединена Тамбовская ОШИ с ПЛП имени М.М.Расковой Тамбов
Егорьевский авиационный технический колледж имени В.П.Чкалова. летного обучения нет, только техники

    После 11 класса (окончания школы)

    Тут начинается разделение на гражданские и военные училища. А также на самолетчиков и вертолетчиков.

    Гражданские училища

    В России существует 2 высших (с обучением в течение 5 лет) и 3 средне-специальных (с обучением 2 года 10 месяцев). Разницы никакой на сегодняшний момент нету между выпускниками ВУЗа и средне-специальных училища. Военные кафедры в ВУЗах упразднены к настоящему моменту. Соответственно, лучше оканчивать средне-специальное учреждение (учиться меньше и конкурс меньше). Высшее образование в настоящий момент от линейных пилотов, в том числе КВС не требуется (ранее были подобные требования).

    «Московский государственный технический университет гражданской авиации» (МГТУ ГА) на лётные специальности не обучает. Но планы ввести летные специальности озвучивались. Проверяйте их сайт. Возможно, с связи с естественным устареванием данного учебника что-то изменится.

    Средние училища

    Обучение 2 года 10 месяцев.

    1. Бугурусланское летное училище ГА (колледж) — филиал ФГБОУ ВО «Санкт-Петербургский государственный университет ГА» www.bluga.ru
    2. Краснокутское лётное училище гражданской авиации kkluga.ru
    3. Сасовское имени Героя Советского Союза Тарана Г.А. летное училище гражданской авиации — филиал Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Ульяновский институт гражданской авиации имени Главного маршала авиации Б.П. Бугаева» sasovoavia.3dn.ru

    Высшие

    Обучение 5 лет.

    1. Ульяновский институт гражданской авиации имени главного маршала авиации Б.П. БУГАЕВА (г.Ульяновск) сайт
    2. Санкт-Петербургский государственный университет гражданской авиации сайт. Лётная практика проводится в г Череповец.

    Военные лётные училища высшие и средние

    Их осталось немного по сравнению с СССР, многие ликвидированы, оставшиеся объединены. Для летчиков-самолетчиков по сути их два — Краснодар и Воронеж. Для вертолетов тоже два.

    Самолеты

    Высшие

    1. Военный Учебно-научный центр Военно-воздушных Сил Военно-воздушная академия имени профессора Н. Е. Жуковского и Ю. А. Гагарина (г.Воронеж) сайт
    2. Краснодарское высшее военное авиационное училище лётчиков имени Героя Советского Союза Анатолия Константиновича Серова (г.Краснодар) сайт

    Штурмана только

    1. Военный Учебно-научный центр Военно-воздушных Сил Военно-воздушная академия имени профессора Н. Е. Жуковского и Ю. А. Гагарина (г.Челябинск) сайт

    Среднее

    Средние училища, обучающие на самолет, у военных отсутствуют

    Вертолёты

    Высшее

    1. Военный Учебно-научный центр Военно-воздушных Сил Военно-воздушная академия имени профессора Н. Е. Жуковского и Ю. А. Гагарина (г.Сызрань) сайт

    Среднее

    1. ОЛТК ГА — филиал ФГБОУ ВО УИ ГА — Омский летно-технический колледж гражданской авиации имени А.В. Ляпидевского — филиал федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Ульяновский институт гражданской авиации имени Главного маршала авиации Б.П. Бугаева» сайт Подготовка проводится на вертолётах Ми-8 и AS-350

    После срочной службы в армии

    Похоже, данная норма, к сожалению, в данный момент перестала действовать. При наличии рекомендации командира на внеконкурсное поступление, абитуриент зачисляется в ВУЗ (в т.ч. лётный) без конкурса. Также есть льготы для контрактников и пр. Смотрите документы на сайте учебного заведения. Форма рекомендации имеется в интернете и правовых базах.

    Миграция военных пилотов в гражданские

    Из гражданского пилота военным пилотом стать не получится, а вот из военного гражданским такая возможность имеется. Нужно отыскать АУЦ, реализующий программу переучивания. После прохождения которой, уволившийся из ВВС, получается свидетельство коммерческого пилота. По состоянию на 2019 год такую программу реализовывал АУЦ Аэрофлот.

    Работа пилота в действительности гораздо сложнее, чем может показаться на первый взгляд. Профессия требует не только постоянного эмоционального напряжения, но и огромной выдержки, ведь на протяжении даже четырнадцатичасового перелета летчик не может отвлекаться от работы и должен пристально следить за исправностью всех приборов воздушного судна. Для того чтобы получить данную профессию необходимо, первым делом, пройти обучение на пилота гражданской авиации. В России сделать это можно лишь в нескольких учреждениях.

    Кто такой пилот гражданской авиации: что нужно знать о профессии

    Летчик (пилот) – это специалист, управляющий летательным аппаратом. Пилотами принято называть авиаторов, которые управляют пассажирским авиатранспортом.

    Сложно ли учиться?

    Для получения профессии пилота гражданской авиации необходимо получить соответствующее профильное образование.

    Как показывает практика, большая часть мест в профильных ВУЗах – бюджетная, однако поступить туда не так уж просто. Все делом в том, что перед поступлением абитуриенты проходят строгую медицинскую комиссию.

    Во время обучения будущие летчики изучают такие дисциплины, как:

  • изучение способов и возможностей эксплуатации авиатранспорта;
  • теория и практика управления воздушным судном;
  • маршрутизация и понимание карт;
  • метеорология;
  • аэродинамика;
  • прыжки с парашютом;
  • конструкция двигателей;
  • первая помощь и медицинские навыки;
  • иностранный язык.

Обязательной частью практических занятий является обучение на специальных симуляторах, имитирующих реальные полеты и кабину пилота.

Плюсы и минусы профессии

Плюсами работы пилотом являются:

  • высокая заработная плата;
  • множество бонусов от работодателя;
  • возможность бесплатно путешествовать;
  • хорошая физическая форма.

В то же время у данной профессии есть и серьезные недостатки, в том числе: тяжелые условия труда, ненормированный график работы, сложности при смене работы.

Задачи и обязанности

В основные обязанности пилота гражданской авиации входит:

  • профессиональное управление воздушным судном;
  • организация работы в соответствии с правилами безопасности;
  • анализ метеорологической обстановки;
  • контроль состояния судна до и во время полета;
  • эксплуатация летательного аппарата в соответствии с AFM.

Чем занимается пилот гражданской авиации?

Согласно должностной инструкции пилоты гражданской авиации:

  • проводят предполетную проверку исправности оборудования;
  • управляют судном во время взлета, набора высоты;
  • выбирают режим работы двигателей;
  • координируют движение самолета;
  • контролируют показания приборов;
  • управляют судном во время снижения и посадки.

Самой главной обязанностью пилота является оперативное реагирование на внештатные ситуации, ведь от принятого решения может зависеть жизнь и здоровье сотен людей.

В связи с тем, что на больших суднах работают целые экипажи, обязанности разделяются в зависимости от должности:

  • командир координирует весь полет, принимает наиболее важные решения, пилотирует самолет на наиболее сложных участках маршрута: на взлете, в зоне турбулентности и во время посадки;
  • второй пилот управляет самолетом на простых участках маршрута, а также подменяет командира в чрезвычайных ситуациях;
  • штурман отвечает за траекторию движения воздушного судна, рассчитывает курс;
  • бортинженер следит за исправностью оборудования, контролирует заправку и загрузку судна.

Сколько зарабатывает пилот гражданской авиации?

Заработная плата пилота гражданской авиации зависит от множества факторов, в том числе от:

  • типа лайнера;
  • места работы на воздушном судне (командир, второй пилот, штурман или авиатехник);
  • опыта работы;
  • часов налета.

Естественно, чем сложнее выполняемые функции, тем выше уровень оплаты труда.

Согласно статистике, средняя заработная плата пилота гражданской авиации составляет около 140 тысяч рублей. В крупных городах этот показатель может доходить до 305 тысяч рублей.

При этом, чем меньше город, тем меньше зарплата летчиков. Поэтому в регионах средняя заработная плата пилота составляет около 75 тысяч рублей.

Кроме того, время года также имеет значение при расчете оплаты труда. В сезон количество часов налета гораздо выше, поэтому минимальная зарплата в «не сезон» может составлять всего 20 тысяч рублей. Следовательно, чем больше часов отлетал пилот, тем больше денег он получит.

В то же время заработная плата пилота авиакомпании «Аэрофлот» может достигать 400 тысяч рублей, при этом работодатель предоставляет своим сотрудникам целый список различных бонусов и льгот, в том числе социальный пакет на сумму 300 тысяч рублей.

Как стать пилотом гражданской авиации?

Для получения профессии пилота необходимо, прежде всего, иметь соответствующее профильное образование. Кроме того, обучение и работа на данной должности невозможна без:

  • идеального здоровья:
    • устойчивости вестибулярного аппарата;
    • острого зрения;
    • отсутствия проблем с сердцем, сосудами и прочим.
  • отличной физической подготовки;
  • лидерских качеств;
  • отсутствия страха высоты;
  • высокой эмоционально-волевой устойчивости;
  • способности к быстрому переключению внимания;
  • быстрой реакции;
  • высокого интеллекта;
  • усидчивости;
  • чувства ответственности.

Важно понимать, что проблемы со здоровьем могут послужить причиной окончания карьеры – даже в ВУЗе медицинские комиссии проводятся на каждом курсе, а при обнаружении хотя бы малейших отклонений студента могут отчислить. Кроме того, медицинское освидетельствование проводится регулярно и во время работы – практически перед каждым рейсом.

После окончания учебного заведения необходимо наработать опыт и получить специальные лицензии пилота. Все дело в том, что практически ни одна авиакомпания не стремится к набору неопытных пилотов и требует от соискателей хотя бы двухлетнего опыта полетов. Добрать необходимые большинству работодателей летные часы можно в специальных учебных организациях, предоставляющих небольшие полигоны и самолеты для частной практики.

Курсы

Что нужно чтобы выучиться на пилота гражданской авиации?

Существует два пути получения профессии пилота гражданской авиации – летное училище и школа частных пилотов.

Так как управление летательным аппаратом относится к направлению «Техническая эксплуатация», то для того, чтобы стать пилотом, достаточно получить средне-специальное образование. Особенностью таких заведений является преимущественно бюджетная основа обучения – в то же время к абитуриентам учебные заведения предъявляют очень строгие требования, которым могут соответствовать далеко не все желающие.

В то же время курсы пилотов проводятся на коммерческой основе в специализированных учреждениях и позволяют будущим летчикам получить соответствующую лицензию. Существует три ступени обучения с получением таких лицензий, как:

  1. PPL — сертификат летчика-любителя (можно летать, но работать запрещено);
  2. CPL — сертификат пилота коммерческой организации (позволяет управлять легкими самолетами, участвовать в коммерческих рейсах на летательном аппарате с одним двигателем, летать на короткие расстояния);
  3. ATPL — сертификат линейного пилота (разрешается управление любыми самолетами).

Важно: Коммерческие и линейные пилоты подразделяют на классы, где третий класс означает низший уровень, а первый – высший.

В связи с тем, что по сравнению с выпускниками ВУЗов курсанты подобных заведений имеют в несколько раз больше летных часов, трудоустроиться в крупные авиакомпании им гораздо проще.

Сколько стоит обучение?

Как показывает практика, учеба на пилота гражданской авиации в частном заведении обходится немало – около 45 тысяч рублей за теоретическую программу и от 12 рублей в час за практические занятия. При этом для завершения обучения летных часов должно быть не менее 40.

Где производится подготовка пилотов гражданской авиации в России

В России подготовка пилотов гражданской авиации проводится в:

  • высших учебных заведениях;
  • средне-специальных учебных заведениях;
  • частных школах авиации.

Получить бесплатное образование будущие пилоты гражданской авиации могут в таких учебных заведениях России, как:

  • ОМСКИЙ ЛЕТНО-ТЕХНИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ ГРАЖДАНСКОЙ АВИАЦИИ ИМЕНИ А. В. ЛЯПИДЕВСКОГО;
  • САСОВСКОЕ ИМ. ГЕРОЯ СОВЕТСКОГО СОЮЗА ТАРАНА Г. А. ЛЕТНОЕ УЧИЛИЩЕ ГРАЖДАНСКОЙ АВИАЦИИ;
  • КРАСНОКУТСКОЕ ЛЕТНОЕ УЧИЛИЩЕ ГРАЖДАНСКОЙ АВИАЦИИ;
  • КРАСНОЯРСКИЙ ФИЛИАЛ СПБГУ ГА;
  • БУГУРУСЛАНСКОЕ ЛЕТНОЕ УЧИЛИЩЕ ГРАЖДАНСКОЙ АВИАЦИИ ИМ. ГЕРОЯ СОВЕТСКОГО СОЮЗА П. Ф. ЕРОМАСОВА;
  • УЛЬЯНОВСКИЙ ИНСТИТУТ ГРАЖДАНСКОЙ АВИАЦИИ ИМ. МАРШАЛА АВИАЦИИ Б. П. БУГАЕВА;
  • ФАКУЛЬТЕТ ЛЕТНОЙ ЭКСПЛУАТАЦИИ СПБГУ ГА.

«Чел-Авиа»

Полная стоимость обучения в Челябинском летном училище гражданской авиации по программе «Летная эксплуатация летательных аппаратов» составляет 2 200 000 рублей. Продолжительность обучения – 2 года и 10 месяцев. По окончании обучения выпускник получает квалификацию «Пилот».

Летная школа «Аэрофлота»

Авиационная школа авиакомпании «Аэрофлот» предлагает получить квалификацию «Пилота» по программе, состоящей их двух этапов:

  1. обучение в Сасовском летном училище на бюджетной основе с выдачей диплом о средне-специальном образовании (1,5 года);
  2. обучение в Авиационной школе «Аэрофлота» на контрактной основе с выдачей свидетельства пилота CPL (MPL) (6 месяцев).

По окончании обучения выпускнику присваивается квалификация «Второй пилот ВС А320».

К кандидатам авиакомпания предъявляет следующие требования:

  • гражданство РФ;
  • возраст: до 35 лет;
  • образование: высшее техническое (преимущество отдается обладателем авиационного образования);
  • знание английского языка.

Кроме того, при отборе конкурсантов учитываются результаты психо-физиологического теста по квалификации «Пилот».

Курсы МВЛ для пилотов в Москве

Обучение пилотов, выполняющих международные полеты, представляет собой, в большей степени, программу изучения авиационного английского языка по Шкале ИКАО.

Пройти обучение в Москве можно в таких учебных заведениях, как:

  • Авиационный учебный центр «Центр ФЕ» (CFE):
    • продолжительность: от 30 до 200 академических часов;
    • стоимость: от 7 до 60 тысяч рублей.
  • Авиационный учебный центр «Комп Лэнг»:
    • продолжительность: 72 академических часа;
    • стоимость: 50 тысяч рублей.
  • Авиационная школа Аэрофлота:
    • продолжительность: от 30 до 120 академических часов;
    • стоимость: от 8,5 до 29 тысяч рублей.
  • Школа авиационного английского «SELCAL»:
    • продолжительность: от 28 до 68 академических часов;
    • стоимость: от 17 до 34 тысяч рублей.
  • Авиационный учебный центр «РГУФКСМиТ»:
    • продолжительность: от 180 до 216 академических часов;
    • стоимость: от 45 до 50 тысяч рублей.

Что получает пилот после обучения?

Лицензия

После окончания обучения пилоту присваивается квалификация в соответствии с полученной лицензией. На территории Российской Федерации существует лишь один сертифицированный ИКАО орган лицензирования пилотов гражданской авиации – «Росавиация», которая выделяет три уровня лицензирования:

  • Пилот Любитель (Private Pilot License — PPL) – разрешены частные полеты, но работать нельзя;

  • Коммерческий Пилот (Commercial Pilot License — CPL) – разрешено управление легкими самолетами, участие в коммерческих рейсах на самолете с одним двигателем и полеты на короткие расстояния;

  • Пилот Авиалиний (Airline Transport Pilot License — ATPL) – разрешено управление любыми самолетами.

Обучение на пилота в США

Как показывает практика, если будущий пилот ориентирован на работу за границей, то гораздо выгоднее во всех смыслах получать образование за рубежом. Причем, если в планах полеты преимущественно в Европу – то и обучаться нужно там, а если планируются полеты в основном в неевропейские страны, то специалисты рекомендуют получать сертификат PPL в США. Обусловлены такие рекомендации более низкой стоимостью курса и отсутствием сложностей в прохождении обучения.

Как показывает практика, американский курс включает в себя большое количество практических занятий. Студенты обучаются выполнять полеты по заданному курсу, владеть навигационными знаниями и работать в синоптическими прогнозами.

Важно: С самого начала все обучение проводится на английском языке, что позволяет усвоить фразеологию радиообмена еще во время курса.

Кроме того, в США представлено множество программ обучения, рассчитанных на приобретение лицензии коммерческого (CPL) и линейного (ATPL) пилота. Также в ходе обучения пилоты могут «добавить» к имеющимся в соответствии с лицензией возможностям разрешения на ночные перелеты, полеты на многодвигательных самолетах и тому подобное.

Важно: После окончания обучения на лицензию линейного пилота необходимо получить допуск для управления судном конкретного типа (тип-рейтинг), например, Боинг-737-500. Кроме того, может потребоваться прохождение курса взаимодействия с экипажем для слаженной работы командира и второго пилота.

Основным преимуществом обучения за границей является возможность сразу после приобретения лицензии инструктора набирать опыт полетов не тратя собственные средства, а подрабатывая инструктором.

Однако, несмотря на то, что формально Российская Федерация обязана признавать лицензии ATPL и CPL, в действительности российские службы противодействуют этому всеми силами. Поэтому для приобретения российских сертификатов придется проходить программу повышения квалификации и, соответственно, повторно прослушивать весь теоретический курс.

В то же время многие самолеты, используемые на территории нашей страны, имеют регистрацию зарубежного происхождения, что означает возможность работы на них без российского сертификата пилота – достаточно лишь иметь сертификат той страны, где лайнер был зарегистрирован.

Внимание: Перерегистрацией свидетельства в таком случае занимается авиакомпания, поэтому усилия можно направить не на самостоятельную перерегистрацию свидетельства, а на набор большего количества летных часов и договор с авиаперевозчиком.

Таким образом, профессия пилота гражданской авиации является одной из самых элитных и высокооплачиваемых в нашей стране. Но стать пилотом совсем не просто – для этого необходимо приложить огромные усилия и потратить немало времени и средств.

Уважаемые читатели! Если вы нуждаетесь в консультации специалиста по вопросам трудового права и защите прав работника и работодателя, рекомендуем сразу обратиться к нашим квалифицированным практикующим юристам:

Москва и область: +7 (499) 455-12-46

Санкт-Петербург и область: +7 (812) 426-11-82

Также вы можете задать вопрос онлайн-консультанту:

Уважаемые читатели! Если вы нуждаетесь в консультации специалиста по вопросам трудового права и защите прав работника и работодателя, рекомендуем сразу обратиться к нашим квалифицированным практикующим юристам:

Москва и область: +7 (499) 455-12-46

Санкт-Петербург и область: +7 (812) 426-11-82