Авиастроение в России

Содержание

Авиационная промышленность России

Авиационная промышленность России — крупная отрасль российского машиностроения, осуществляющая разработку и производство авиационной техники. В сфере самолётостроения Россия выпускает, в частности, истребители, бомбардировщики, учебно-боевые, военно-транспортные, пассажирские самолёты, в сфере вертолётостроения — транспортные и боевые вертолёты.

По объёму выпускаемой продукции военного самолётостроения Россия находится на 2-м месте в мире (более 100 самолётов за 2010 год), вертолётостроения — на 3-м месте в мире (6 % мирового рынка вертолётов).

В 2018 году объём производства в авиационной промышленности России составил 987 млрд рублей ($15,7 млрд), объём экспорта авиатехники — 380 млрд рублей ($6 млрд).

Основными производителями авиационной техники в России являются государственные холдинги «Объединённая авиастроительная корпорация» (осуществляет выпуск самолётов) и «Вертолёты России» (производит вертолёты).

История

Российская империя

Самолёт «Илья Муромец»

К изготовлению дирижаблей в Российской империи приступили в 1908 году. Позже возникло несколько частных предприятий по изготовлению моторов и самолётов.

Развитие авиации в 1911—1913 гг. шло медленно. В 1913 году в Российской империи насчитывалось 4 небольших завода и 2 мастерские по производству и сборке самолётов, и лишь в мае 1914 года военное министерство разместило на них заказ на производство 292 самолётов.

Развитие авиации сдерживала слабость материальной части и необходимость поставок из-за рубежа авиационных компонентов, особенно авиамоторов (производство авиационных моторов до начала Первой мировой войны в 1914 году в России отсутствовало, если не считать отделения французского завода Гнома в Москве, дававшего не более 5 авиадвигателей в месяц)

Авиационная промышленность была развита слабо, в период до октября 1917 года в стране насчитывалось 15 самолётостроительных и 6 моторостроительных предприятий, которые в основном производили самолёты, спроектированные за рубежом.

  • Завод «ПРТВ» Щетинина — первый в России (Петербург)
  • Заводы В. А. Лебедева (Петербург, Ярославль, Таганрог)
  • Завод В. В. Слюсаренко (Петербург)
  • Завод Дукс (Москва)
  • Русско-Балтийский вагонный завод (Рига, Москва)
  • Завод аэропланов Анатра (Одесса)

В общей сложности, в период до октября 1917 года в стране было выпущено 5600 самолётов.

СССР

Сверхзвуковой стратегический бомбардировщик Ту-160 Основная статья: Авиационная промышленность СССР

  • Первое (самолётное) управление Наркомата оборонной промышленности СССР
  • Народный комиссариат авиационной промышленности СССР (НКАП) — государственный орган СССР в ранге министерства, управлявший развитием авиационной промышленности СССР в 1939—1946 гг.
  • Министерство авиационной промышленности СССР — упразднено Постановлением Госсовета СССР от 14 ноября 1991 года, прекратило свою деятельность 1 декабря 1991 года.

Построены различные авизаводы, созданы КБ.

В СССР были созданы первый в мире сверхзвуковой пассажирский самолёт (Ту-144), самый грузоподъёмный в мире серийный грузовой самолёт (Ан-124), крупнейший в мире серийный транспортный вертолёт (Ми-26).

Российская Федерация

1990-е

В конце 1980-х годов промышленность СССР оказалась под ударом политических изменений. Уменьшение международной напряженности привело к сокращению гособоронзаказа, а перестройка экономического уклада нарушила традиционные схемы работы предприятий. В 1991 году распался СССР, запустив процесс разрушения производственных цепочек и усложнив сбыт продукции на традиционных рынках. Хаотическая приватизация начала 1990-х и отмена системы госзакупок по заявкам авиапредприятий закончили процесс отключения отрасли от государственного финансирования. Таким образом, гражданские авиакомпании практически отказались от закупок новой техники в связи с коллапсом спроса на авиаперевозки, государственное финансирование оборонных нужд было минимально в связи с отсутствием денег в бюджете, а экспорт новых вооружений резко сократился из-за переизбытка предложения б/у вооружений советских образцов и неумения разрозненных производителей продвигать и поддерживать свою продукцию за рубежом. Производство всех видов авиатехники рухнуло в несколько раз.

Отказ государства от таможенного регулирования импорта иностранной б/у авиатехники и отсутствие дешевых кредитов усугубил коллапс гражданского авиастроения России. Авиакомпаниям было выгоднее взять в длительный лизинг иностранный борт чем покупать отечественный. К концу 1990-х стало ясно что производители авиатехники не имеют средств для разработки конкурентоспособных моделей, восстановления производственных цепочек и возобновления серийного производства самолетов.

2000-е

К концу 90-х годов государство озаботилось катастрофическим состоянием отрасли. Было ограничено иностранное участие в капитале и управлении ключевыми предприятиями. Начались попытки создать характерные для успешных капиталистических экономик инструменты финансирования отрасли. Например, возникла лизинговая компания Ильюшин Финанс Ко. Для продвижения военной продукции создан Рособоронэкспорт. Государство начало консолидацию авиастроительных активов, создав Объединённую авиастроительную корпорацию и Вертолёты России. В 2005 году была принята Стратегия развития авиационной промышленности РФ на период до 2015 года. С 2004 по 2009 год объём государственного финансирования авиапрома России увеличился в 20 раз. В 2008 году указом Президента РФ в Жуковском создан Национальный центр авиастроения России (НЦА).

В 2007 году рост объёма производства в авиационной промышленности составил 16,6 % в реальном исчислении, из них в гражданском авиастроении — 10,2 %, в военном — на 19,7 %. За этот год объём производства в авиационной промышленности России составил 230 млрд руб, из которых на экспорт пришлось около 30 %.

2010-е

В 2010 году было выпущено более 100 военных самолётов; объём выручки российских предприятий авиапрома составил более 504 млрд рублей, из которых 31 % — доля самолётостроения, 18 % — вертолётостроения, 24 % — двигателестроения, 8 % — агрегатостроения, 11 % — приборостроения, 8 % — производства спецтехники. В 2011 году было выпущено 267 вертолётов. В 2014 году «Объединённая авиастроительная корпорация» поставила заказчикам 161 самолёт (124 военных и 37 гражданских); «Вертолёты России» — 271 вертолёт.

Начато серийное производство нескольких самолетов, например новых Sukhoi Superjet 100, Як-130, Су-34, перенесено производство и обновлён Ил-76, совместно с Украиной Ан-148. Серийно выпускается несколько модельных линеек гражданских и боевых вертолётов, в том числе новые Ансат.

В 2014 году происходит cмена власти на Украине, предприятия которой были глубоко интегрированы в авиационную промышленность России. В первую очередь это касалось вертолетных и авиадвигателей двигателей «Ивченко-Прогресс» и «Мотор Сич». Новые власти Украины отказались от военно-технического сотрудничества и взяли курс на сворачивание производственной кооперации с предприятиями России. В связи с этими проблемами был интенсифицирован процесс импортозамещения украинских комплектующих. Под угрозой находятся совместные проекты, в частности Ан-148 и возобновление производства Ан-124.

В том же году США и ряд других стран вводят мораторий на кредитование резидентов России и санкции против отдельных промышленных предприятий.

25 декабря 2015 года совершил первый полёт учебный самолёт СР-10. 30 декабря 2015 года был сертифицирован новый вертолёт Ми-38. 29 сентября 2016 года состоялся первый полёт учебного самолёта Як-152. 25 мая 2017 года состоялся первый полёт среднего вертолёта Ка-62. 28 мая 2017 года совершил первый полёт пассажирский самолёт МС-21. В августе 2017 года был сертифицирован модернизированный средний вертолёт Ми-171А2. 18 ноября 2017 года совершил первый полёт новый самолёт ДРЛО А-100.

21 декабря 2016 года Постановлением № 1408 Правительства РФ создана Авиационная коллегия при Правительстве России. Главной компетенцией которой является координация действий федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Федерации, организаций авиационной промышленности и воздушного транспорта в области разработки, производства, эксплуатации и продвижения на рынках отечественной гражданской авиационной техники.

Год Самолеты («ОАК») Вертолеты («Вертолеты России»)
2017 101 военных
32 гражданских
213
2016 104 военных
37 гражданских
189
2015 124 военных
32 гражданских
212
2014 124 военных
33 гражданских
271
2013 80 военных
32 гражданских
275
2012 80 военных
23 гражданских
290
2011 88 военных
7 гражданских
262
2010 214

В таблицу не входит БПЛА и малая авиация, собираемые большей частью компаниями не входящими в ОАК.

Выпускаемая и проектируемая авиатехника

Военные самолёты

Название Фото Тип Статус Первый полёт Разработчики Производители Произведено Примечания
Су-30 Тяжёлый истребитель Серийное производство ОКБ Сухого ИАЗ
КнААЗ
Всего >630
2018 год: 18
Эксплуатанты: Россия, Белоруссия, Казахстан, Индия, Китай, Алжир, Вьетнам, Венесуэла, Малайзия и др.
Су-35 Тяжёлый истребитель Серийное производство 19.02.2008 ОКБ Сухого КнААЗ >102 Эксплуатанты: Россия, Китай.
Су-57 Тяжёлый истребитель Серийное производство 29.01.2010 ОКБ Сухого КнААЗ 10 В 2019 году было заказано 76 самолётов для Вооружённых сил России.
МиГ-29СМТ Лёгкий истребитель Производство РСК «МиГ» >10
МиГ-35 Лёгкий истребитель Лётные испытания Сокол 2
МиГ-41 Истребитель-перехватчик Разработка РСК «МиГ»
Су-34 Фронтовой бомбардировщик Серийное производство ОКБ Сухого НАЗ 126 Принят на вооружение ВВС России 20.03.2014.
Ту-160М2 Стратегический бомбардировщик Разработка КАЗ
ПАК ДА Стратегический бомбардировщик Разработка Туполев
Як-130 Учебно-боевой самолёт Серийное производство 25.04.1996 ОКБ им. Яковлева ИАЗ >130 Эксплуатанты: Россия, Алжир, Бангладеш, Белоруссия, Мьянма.
А-100 Самолёт ДРЛО Лётные испытания 18.11.2017 1

Учебные и легкие самолёты

Название Фото Тип Статус Первый полёт Разработчики Производители Произведено Примечания
Як-152 Учебно-тренировочный самолёт Лётные испытания 29.09.2016 «Иркут» ИАЗ 1
СР-10 Учебно-тренировочный самолёт Лётные испытания 25.12.2015 1
«Корвет» Самолёт-амфибия Производство 1986 «Серебряные крылья» ~90
«Цикада» Производство 1997 «Серебряные крылья» ~20
Ла-8 Самолёт-амфибия Производство 20.11.2004 АэроВолга АэроВолга >10
Borey Самолёт-амфибия Серийное производство АэроВолга АэроВолга
Л-172 Самолёт-амфибия Разработка Авиатех
Т-500 Сельскохозяйственный Серийное производство «МВЕН» «МВЕН» >10
Diamond DA42 Серийное производство Diamond Aircraft Industries УЗГА ?

Транспортные самолёты

Название Фото Взлетный вес
Дальность
Статус Первый полёт Разработчики Производители Произведено Примечания
Ил-76МД-90А 200 тонн
6500 км
Серийное производство 22.09.2012 АК им. Ильюшина Авиастар-СП ? Модификации:
Ил-76ТД-90А
Ил-78М-90А
Ил-276 70 тонн
7300 км
Разработка План 2023 год АК им. Ильюшина
Ил-112В 21 тонна
5200 км
Испытания 30.03.2019 АК им. Ильюшина ВАСО 1
Бе-200 41 тонна
3100 км
Производство 24.09.1998 ТАНТК ТАНТК 12 Самолёт-амфибия
ПАК ТА Разработка АК им. Ильюшина Замена Ан-124

Пассажирские самолёты

Название Фото Вместимость
Дальность
Статус Первый полёт Разработчики Производители Произведено Эксплуатанты
ТВС-2ДТС 12 пасс.
1200 км
Лётные испытания 10.07.2017 СибНИА 1
L-410UVP-E20 19 пасс.
1200 км
Серийное производство 2018 УЗГА 5
Ил-114-300 64 пасс.
6500 км
Сборка первого образца План 2019 год АК им. Ильюшина РСК «МиГ»
SSJ 100 87..108 пасс.
3000..4500 км
Серийное производство 19.05.2008 ГСС КнААЗ >180 Россия, Мексика и др.
МС-21 132..211 пасс.
6400 км
Лётные испытания 28.05.2017 «Иркут», ОКБ им. Яковлева ИАЗ 3
Ил-96-300 До 300 пасс.
9800 км
Производство АК им. Ильюшина ВАСО 29
Ил-96-400М До 370 пасс.
8700 км
Разработка ВАСО
CR929 230..320 пасс.
10..14 тыс.км
Разработка «ОАК», COMAC
Ту-204 164..215 пасс.
4200..5920 км
Серийное производство 2.01.1989 Авиастар-СП 86

Вертолёты

Название Фото Тип Статус Первый полёт Разработчики Производители Произведено Примечания
Ми-28Н Ударный вертолёт Серийное производство 14.11.1996 Завод им. Миля Роствертол Основные эксплуатанты: Россия, Ирак.
Ка-52 Ударный вертолёт Серийное производство 25.06.1997 ОКБ Камова Прогресс Эксплуатируется в России и Египте.
СБВ Ударный вертолёт Разработка «Вертолёты России»
Ми-35М Транспортно-боевой вертолёт Серийное производство ОКБ Миля Роствертол >120 Основные эксплуатанты: Россия, Азербайджан, Ирак, Бразилия, Венесуэла, Индонезия.
Ми-26 Тяжёлый транспортный вертолёт Серийное производство 14.12.1977 Завод им. Миля Роствертол
Ка-32 Средний вертолёт Производство КумАПП
Ми-38 Средний вертолёт Серийное производство 22.12.2003 ОКБ Миля КВЗ Сертифицирован в декабре 2015 года.
Ансат Лёгкий вертолёт Серийное производство 17.08.1999 КВЗ КВЗ
Ми-8 Многоцелевой вертолёт Серийное производство КВЗ, У-УАЗ
Ка-226 Многоцелевой вертолёт Серийное производство 04.09.1997 Камов КумАПП
Ка-62 Многоцелевой вертолёт Лётные испытания 25.05.2017

Помимо указанных в таблице ведется разработка легких вертолетов по схеме с соосными несущими винтами VRT500 и R-34.

Беспилотные летательные аппараты

См. также Список беспилотных летательных аппаратов

Название Фото Взлетный вес
Дальность
Время полета
Статус Первый полёт Разработчик
Производитель
Произведено
Линейка БПЛА ZALA-421 1,5..95 кг
2..50 км
0,5..8 часов
Серийное производство «ZALA AERO GROUP» ?
Т-23
Т-28 «Элерон-3»
3,5 кг
50 км
1,5 часа
Серийное производство 2003 ЭНИКС > 200
Т-10 «Элерон-10» 15,5 кг
50 км
2,5 часа
Серийное производство 2007 ЭНИКС ?
Орлан-10 14 кг
600 км
16 часов
Серийное производство 2010 СТЦ > 1000
Тахион 25 кг
40 км
2 часа
Серийное производство 2015 «Ижмаш — Беспилотные системы» ?
Форпост
Форпост-Р
450 кг
400 км
18 часов
Производство 2012 УЗГА >90
Дозор-600 720 кг
3500 км
24 часа
Готов к производству 2010 Транзас ?
Орион 1000 кг
250 км
24 часа
Производство 2016 Группа Кронштадт ?
Альтаир 5 тонн
10000 км
48 часов
Лётные испытания 08.2019 НПО «ОКБ им. Симонова» ?
С-70 20 тонн Лётные испытания 03.08.2019 Сухой

В 2019 году группа Кронштадт представила проект БПЛА «Сириус» взлетной массой 5 тонн.

Организационная структура

Основные активы российского авиастроения сконцентрированы в двух профильных государственных холдингах: «Объединённая авиастроительная корпорация» (в неё входят крупнейшие самолётостроительные предприятия) и «Оборонпром» (в неё входят крупнейшие вертолётостроительные и двигателестроительные предприятия). Эти компании включают в себя 214 предприятий и организаций, в том числе 103 — промышленные, 102 — НИИ и ОКБ. Общая численность занятых в российской авиационной промышленности — более 411 тыс. человек.

Крупнейшими научными центрами авиастроения являются:

  • Центральный аэрогидродинамический институт (ЦАГИ);
  • Центральный институт авиационного моторостроения (ЦИАМ);
  • Всероссийский институт авиационных материалов (ВИАМ);
  • Лётно-исследовательский институт (ЛИИ);
  • Государственный научно-исследовательский институт авиационных систем (ГосНИИАС).
  • Национальный институт авиационных технологий (НИАТ);

Основные производственные площадки:

  • Комсомольский-на-Амуре авиационный завод (выпуск самолётов Су-30, Су-35, Су-57, Sukhoi Superjet 100)
  • Иркутский авиационный завод (выпуск самолётов Су-30, Як-130, Як-152, МС-21)
  • Новосибирский авиационный завод (выпуск самолётов Су-34)
  • Авиастар-СП (выпуск самолётов Ил-76 и Ту-204)
  • Казанский авиационный завод (выпуск самолётов Ту-214)
  • Воронежское акционерное самолётостроительное общество (выпуск самолётов Ил-96)
  • Таганрогский авиационный научно-технический комплекс (выпуск самолётов Бе-200)
  • Роствертол (выпуск вертолётов Ми-28, Ми-35, Ми-26)
  • Арсеньевская авиационная компания «Прогресс» (выпуск вертолётов Ка-52)
  • Казанский вертолётный завод (выпуск вертолётов серии Ми-8, Ми-38, Ансат)
  • Улан-Удэнский авиазавод (выпуск вертолётов серии Ми-8)
  • Кумертауское авиационное производственное предприятие (выпуск вертолётов Ка-226, Ка-32, Ка-28, Ка-31)

См. также: Список авиационных заводов России

Реализация продукции

Внутренний рынок

Крупные соглашения на поставку авиатехники российским заказчикам:

  • Поставка 100 пассажирских самолётов SSJ 100 авиакомпании «Аэрофлот». Контракт заключён в сентябре 2018 года, стоимость контракта — 210 млрд рублей.
  • Поставка 50 пассажирских самолётов МС-21-300 авиакомпании «Аэрофлот». Контракт заключён в феврале 2018 года.
  • Поставка 76 истребителей Су-57 Министерству обороны России. Контракт заключён в июне 2019 года.
  • Поставка 92 фронтовых бомбардировщиков Су-34 Министерству обороны России. Контракт заключён в феврале 2012 года. По состоянию на декабрь 2018 года заказчику были переданы 84 самолёта.
  • Поставка 50 истребителей Су-35С Министерству обороны России. Контракт заключён в декабре 2015 года.
  • Поставка 39 военно-транспортных самолётов Ил-76МД-90А Министерству обороны России. Контракт заключён в октябре 2012 года. Первый самолёт по контракту был передан заказчику в начале 2016 года.

Экспорт

Значительная часть производимой в России авиатехники идёт на экспорт. Основу экспорта военных самолётов составляют истребители (Су-30, Су-35, МиГ-29) и учебно-боевой самолёт Як-130. В экспорте гражданских самолётов в последние годы доминирует ближнемагистральный пассажирский самолёт Sukhoi Superjet 100. Экспортируемые вертолёты: Ми-8, Ми-35, Ка-32, Ка-226 и другие.

Портфель заказов «Рособоронэкспорта» (основного российского экспортёра вооружений) по авиационной технике по состоянию на начало 2016 года превышает $22 млрд.

Крупнейшие соглашения на экспорт российской авиатехники:

  • Поставка свыше 20 истребителей Су-35 в Египет. Соглашение вступило в силу в конце 2018 года, стоимость соглашения — около $2 млрд.
  • Поставка 11 истребителей Су-35 в Индонезию. Контракт заключён в феврале 2018 года, стоимость контракта — $1,1 млрд.
  • Поставка свыше 50 истребителей МиГ-29М/М2 в Египет. Контракт заключён в апреле 2015 года, стоимость контракта — около $2 млрд. Поставки самолётов продолжаются.
  • Поставка 30 пассажирских самолётов SSJ 100 для мексиканской авиакомпании Interjet. По состоянию на февраль 2018 года заказчику поставлено 22 самолёта.
  • Поставка 50 боевых вертолётов Ка-52 в Египет. Контракт заключён в 2015 году, стоимость контракта — свыше $1 млрд. Поставки вертолётов начались в сентябре 2017 года.
  • Организация сборки не менее 200 лёгких многоцелевых вертолётов Ка-226Т в Индии. Соглашение заключено в 2015 году.
  • Поставка 48 новых вертолётов Ми-17-В5 для ВВС Индии. Контракт одобрен Советом по оборонным закупкам Индии в 2015 году, оценивается в сумму около 1,1 млрд долларов.

Авиационные выставки

Раз в два года в России проводится Международный авиационно-космический салон (МАКС), в котором активное участие принимают российские производители авиатехники. Во время проведения авиасалона было заключено контрактов на сумму: в 2005 году — $5 млрд, в 2007 — $3 млрд, в 2009 и 2011 по $10 млрд, в 2013 — $21 млрд.

Международный авиасалон по гидроавиации «Гидроавиасалон» проходит в России каждый второй (чётный) год, чередуясь с МАКСом. Проходит в бухте г. Геленджик на территориях испытательно-экспериментальной базы ТАНТК им. Г. М. Бериева и аэропорта «Геленджик».

Ежегодно в России проводится международная выставка вертолётной индустрии HeliRussia.

> См. также

  • Авиация России
  • История авиации в России
  • Военно-воздушные силы Российской Федерации
  • Воздушный транспорт России

> Ссылки

  • Федеральный закон «О государственном регулировании развития авиации» № 10-ФЗ от 08.01.98

Примечания

  1. 1 2 3 4 5 Совокупная выручка российского авиастроения в 2010 году составила более 504 млрд рублей // Армс-ТАСС
  2. Доклад о целях и задачах Минпромторга России на 2019 год и основных результатах деятельности за 2018 год
  3. Китанина Т. М. Россия в Первой мировой войне 1914—1917 гг. Экономика и экономическая политика. Часть I. Экономическая политика царского правительства в первые годы войны. 1914 — середина 1916 г. СПб., изд-во СПбГУ, 2003. стр.73
  4. H.H. Головин. Россия в Первой мировой войне. Париж, 1939.
  5. Авиационная промышленность // Советская военная энциклопедия. / ред. Н. В. Огарков. том 1. М., Воениздат, 1976. стр.28-31
  6. Авиационная промышленность СССР в БСЭ
  7. Колпаков С. К. История авиационной промышленности России
  8. Стратегия развития авиационной промышленности Российской Федерации на период до 2015 года Архивировано 2 декабря 2008 года. // Минпромторг России, 28 сентября 2005
  9. МАКС-2009: кризисный облет // Интерфакс, 18 августа 2009
  10. Россия получила за год 230 млрд руб от продаж авиатехники — Иванов // РИА Новости, 28 мая 2008
  11. Производство вертолетов в России растет // Вести. Ru
  12. ОАК :: Новости
  13. «Вертолеты России» рассчитывают сохранить портфель заказов // Гудок
  14. ОАК:Годовые отчеты
  15. Вертолеты России: Годовые отчеты
  16. «Вертолеты России» поставили в 2017 году 213 машин различным заказчикам
  17. 1 2 3 Авиация России: итоги 2018, планы на 2019
  18. https://rg.ru/2019/07/29/reg-dfo/nachalsia-serijnyj-vypusk-istrebitelia-piatogo-pokoleniia-su-57.html
  19. https://ria.ru/20190627/1555981423.html
  20. На предприятии «АэроВолга» началось серийное производство сверхлегкого самолета-амфибии «Borey» — Волжская коммуна
  21. На HeliRussia впервые показали сверхлегкий российский вертолет
  22. https://uacrussia.ru/ru/press-center/news/oak-i-aeroflot-podpisali-soglashenie-na-postavku-100-samoletov-superdzhet
  23. https://forumvostok.ru/news/itogi-raboty-vostochnogo-ekonomicheskogo-foruma-2018/
  24. https://www.vedomosti.ru/business/articles/2018/02/01/749674-aeroflot-ms-21
  25. https://ria.ru/20190627/1555981423.html
  26. Ъ-Новости — Портфель заказов «Рособоронэкспорта» по авиатехнике превышает $22 млрд
  27. Архивированная копия (недоступная ссылка). Дата обращения 18 марта 2019. Архивировано 18 марта 2019 года.
  28. СМИ узнали о подписании контракта на поставку Индонезии российских Су-35 :: Бизнес :: РБК
  29. Корпорация «МиГ» поставит два истребителя МиГ-29М/М2 в Северную Африку // РИА Новости, 05.02.2016
  30. Архивированная копия (недоступная ссылка). Дата обращения 18 марта 2019. Архивировано 18 марта 2019 года.
  31. // Интерфакс — Агентство Военных Новостей
  32. Египет купил у РФ 50 вертолетов Ка-52 и может получить их в палубном варианте // ТАСС.
  33. Архивированная копия (недоступная ссылка). Дата обращения 18 марта 2019. Архивировано 18 марта 2019 года.
  34. Интерфакс-Агентство Военных Новостей
  35. Россия и Индия подписали соглашение о сборке не менее 200 Ка-226 // РИА Новости.
  36. СМИ: ВВС Индии закупят у России 48 вертолетов на 1,1 млрд долларов // РИА Новости

Самолёты ОКБ Сухого — ПАО «Компания „Сухой“»

Истребители

Бомбардировщики/штурмовики

Учебные и спортивные

Экспериментальные

Гражданские

Проекты

Примечания: ¹ работы под общим руководством А. Н. Туполева

Самолёты ОКБ имени Ильюшина

Бомбардировщики

Штурмовики

Торпедоносцы
и противолодочные самолёты

Транспортные самолёты
или двойного назначения

Специальные самолёты
на базе транспортных

  • А-50 ¹
  • А-60 ¹
  • Ил-78
  • Ил-82
  • 976 СКИП ¹
  • А-100 ¹

Пассажирские самолёты

Специальные самолёты
на базе пассажирских

Текущие проекты

Нереализованные /
экспериментальные

Примечания: курсивом выделены перспективные, опытные или не пошедшие в серийное производство образцы, полужирным — серийные образцы; ¹ совместно с ОКБ Бериева; ² совместно с НПК «Иркут»

Авиационная техника ОКБ имени Яковлева

Истребители

Штурмовики

Бомбардировщики

Транспортные самолёты

Специальные самолёты

Пассажирские самолёты

Тренировочные и спортивные самолёты

Многоцелевые самолёты

Планёры

Экспериментальные самолёты,
вертолёты и проекты

Вертолёты

Беспилотные

Самолёты ТАНТК имени Г. М. Бериева

Гидросамолёты

Корабельные катапультные

Реактивные лодки

Амфибии

Многоцелевые гражданские

Сухопутного базирования

Экспериментальные ЛА

Нереализованные проекты

Примечания: ¹совместно ОКБ имени О. К. Антонова; ²совместо с концерном «Вега»

Самолёты ОКБ им. В. М. Мясищева

Гражданские

Военные

ДБ-108 • 3М • М-4 • М-17 • М-50

Специальные

М-55 • ВМ-Т

Ракеты

Проекты

М-60(М) • М-30

Военные или двойного назначения

Гражданские

Другая продукция

Проекты

Российский авиапром

Незавершённая статья
Эта статья ещё не доделана. Она требует значительного расширения и/или может иметь крупные недостатки в оформлении и содержании (пустые заголовки, неструктурированный текст, маргинальные мнения и так далее). Вы можете помочь в доработке статьи. Добавьте сюда больше информации.

Производство гражданских самолетов в России, 1992-2017

Российский авиапром — крупная отрасль российского машиностроения.

Россия занимает второе место по объёму выпускаемой продукции военного самолётостроения (более 100 самолётов за 2010 год), вертолётостроения (267 вертолётов за 2011 год, в 2014 году более 300 вертолётов) — на 3-м месте в мире (6 % мирового рынка вертолётов). В 2013 году заняла первое место по количеству поставленных на экспорт истребителей в 2009—2012 годах.

Крупнейшими производителями авиации в России являются Объединённая авиастроительная корпорация (в неё входят крупнейшие самолётостроительные предприятия) и Оборонпром (в неё входят крупнейшие вертолёт остроительные и двигателестроительные предприятия). Эти компании включают в себя 214 предприятий и организаций, в том числе 103 — промышленные, 102 — научно-исследовательские институты (НИИ) и опытно-конструкторские бюро (ОКБ).

История

Авиация зарождалась, в том числе, и в России. Николай Жуковский разработал некоторые методы аэродинамических расчётов. Одну из первых попыток сделать действующий самолёт предпринял офицер Русского Императорского флота Александр Можайский (самолёт ненадолго подлетел и потерял управление). Впрочем, после нескольких неудачных прожектов Россия начала закупать зарубежные самолёты. Знаменитые российские авиаторы Сергей Уточкин и Лев Мациевич летали на «фарманах», Пётр Нестеров — на «ньюпоре».

Тем не менее, авиаконструирование в России развивалось, и в 1910 году Игорь Сикорский поднял в воздух первый русский самолёт, а к Первой мировой войне уже выпускался самый большой на то время самолёт-бомбардировщик — «Илья Муромец». Масштабное развитие авиапром получил именно в годы войны. Всего, с 1909, то есть с года создания авиационной промышленности в России по 1917 год было построено 6270 самолетов, из которых в годы войны — 5600. К сожалению, когда грянула революция, авиапромышленность перестала развиваться, некоторые авиаконструкторы, такие как Сикорский и Лебедев, создатель целой серии самолетов «Лебедь», эмигрировали из России.

Одним из приоритетных направлений сталинской индустриализации стала авиация; тогда на сцену вышли конструкторы Александр Яковлев, Андрей Туполев, Павел Сухой и другие. Советские самолёты (Як-1, ЛаГГ-1) на начальном этапе ВОВ обладали несколько худшими характеристиками, чем немецкие: сказывались молодость нашей авиационой отрасли, отток квалифицированных кадров с производства в армию (взамен к станкам становились парни и девушки 18-ти лет), нехватка алюминия и т. д. Но на конечном этапе войны (43-45 годы) наши самолёты (Як-3, Ла-5) достигли качества, позволившего на равных сражаться с немецкими асами.

После войны Ильюшин и Туполев частично переориентировались на мирное производство, заодно появился ещё один конструктор — Олег Антонов, сделавший имя на авиации общего назначения и региональных самолётах. Вообще, для РСФСР с её труднодоступными районами была важна региональная авиация, и она субсидировалась государством, чтобы из дальней деревни можно было за приемлемые деньги слетать куда-нибудь.

Организация авиационного производства в СССР была необычной и возможной только при серьёзном вмешательстве государства: конструирование организационно отделено от производства (хоть те и другие работали в тесном сотрудничестве). За один проект (например, бомбардировщика) могли конкурировать несколько КБ; конкурс выигрывало только одно, но проигравшие не «писали пропало»: их могли подключить к выигравшему КБ на доработку, могли дать новый проект, но в любом случае финансирование продолжалось. К тому же патентная система действовала так, что ничего не мешало взять интересные решения из неудачного проекта и использовать в удачных. На авиазаводах могли строить одновременно самолёты разных КБ.

К достижениям советской конструкторской мысли бесспорно следует отнести такие самолёты, как Ту-104 (первый в мире массовый пассажирский авиалайнер), Ту-114 (на момент выпуска — самый большой в мире пассажирский авиалайнер, и самый большой в истории пассажирский самолёт с турбовинтовыми двигателями), Ту-144 — первый в мире сверхзвуковой пассажирский авиалайнер.

Сухой Суперджет 100

К концу советской эпохи наметилось некоторое отставание СССР от Запада в гражданский авиации: самый распространённый магистральный самолёт, Ту-154, строился по схеме «три задних мотора, Т-образное оперение», от которой США отказались ещё в 70-е годы. В начале 1980-х гг. произошёл отказа от эксплуатации сверхзвуковых пассажирских самолётов. Случившийся примерно в 1970-е годы застой в развитии советской электронной промышленности повлиял и на авионику: советские гражданские экипажи состояли из 4 человек, за рубежом уменьшали экипаж, но налаживали электронных «помощников» взамен исчезнувших членов, переходили на сверхкритические профили. В военной авиации СССР был на уровне и даже впереди: «миги» и «сухие», принятые на вооружение незадолго до развала СССР, не устарели и продолжают (с более современной авионикой) верно служить российской армии. Отставание было не безнадёжным: разработанный на рубеже 1980—1990-х гг. первый советский широкофюзеляжный самолёт Ил-86 отличался поразительной надёжностью, был оборудован встроенными трапами. что позволяло использовать его на необорудованных провинциальных аэропортах. К началу 1990-х годов было разработано и готово к запуску новое поколение самолётов, призванных заменить устаревшие модели: среднемагистральный Ту-204 вместо Ту-154, турбовинтовой региональный Ил-114 вместо Як-40 и Ан-24, дальнемагистральный Ил-86 (и разрабатывавшийся Ил-96) вместо Ил-62.

С развалом СССР планы модернизации отечественной гражданской авиации были похоронены. В «лихие 90-е» при минимальном госзаказе авиационные КБ выживали каждое по-своему. Так, среди акционеров КБ Туполева, оказался «Боинг», который совершенно не заинтересован в развитии конкурента, зато с удовольствием «приватизировал» его наработки за предыдущий период.

Больше всего повезло КБ Сухого: продажей самолётов на экспорт они сумели сохранить силы, и впоследствии (при определённой помощи «Боинга», отказавшегося от этого класса самолётов) спроектировали региональный пассажирский самолёт «Сухой Суперджет». Наладить производство нового самолёта — это была архиважная задача для России: впервые столь широко использовали САПР; производство самолётов — дело сложное и надо снова соединять заводы на разных концах страны в действующие цепочки. Ну и, наконец, это первый российский коммерческий самолёт и по соотношению «характеристики/затраты» он должен быть как минимум не хуже конкурентов.

Не отказывается «Сухой» и от своей традиционной специальности — истребителей. Во времена безденежья «сухие» экспериментировали с необычным самолётом С-47 с крылом обратной стреловидности (скорее всего, машина изначально делалась «на выброс», без перспектив принятия на вооружение, что, впрочем, в авиации не редкость). В 2018 году обещают поступление в войска первых истребителей пятого поколения Су-57, известного под заводскими названиями ПАК ФА и Т-50. Ещё один новый самолёт Сухого — начатый ещё в СССР и доведённый без особой помпы истребитель-бомбардировщик Су-34.

Несмотря на широкий ассортимент советских самолётов, одного всё-таки у СССР не было — военно-учебного (его импортировали из Чехословакии). Несмотря на проблемы с деньгами, за 90-е годы чешские «альбатросы» устарели физически и морально, и потребовался новый самолёт. Разработка такового велась КБ Яковлева и итальянской «Аэрмакки», но из-за разногласий проект распался, и каждая из компаний довела его до конца своим путём. Так, российский Як-130 для повышения ремонтопригодности строили без композитов, из лёгких сплавов, а в итальянском «брате-близнеце» композитов немало.

Несмотря на большой опыт боёв с душманами, от ВКС России так и не приходило заявок на конструирование противопартизанского самолёта (лёгкого низкоскоростного штурмовика, способного подолгу патрулировать территорию). Последние неудачные попытки сделать его приходятся на Афганскую войну.

Корпорация «ВСМПО-Ависма» производит широкий ассортимент титановых изделий практически для всех мировых авиастроителей, в том числе для Боингов и Аэробусов.

Многие важные авиационные мощности оказались в независимых республиках. Россия импортирует вертолётные двигатели с Украины («Мотор-Сечь», Запорожье) и сотрудничает с заводом «Антонов» (Киев). Когда на Украине победил Евромайдан, с обеих сторон началось сворачивание сотрудничества. Россия завершила строительство завода вертолётных двигателей в Санкт-Петербурге и наращивает их выпуск, производство самолётов семейства «Ан» в России пока продолжается, однако скорее всего будет прекращено после завершения текущих контрактов. Стоит признать, что в стране победившего майдана перспективы авиационной отрасли туманны — современные разработки фактически отсутствуют (недавно представленный Ан-178 — это всего лишь переделка Ан-158), а на создание принципиально нового банально нет денег.

С большой помпой в 2016 году продемонстрировали самолёт МС-21 ОКБ Яковлева. На момент написания продолжается доводка. Переименовать самолёт в Як-242 отказались: по одним данным, из-за ребрендинга гражданского направления (Як-40 и Як-42 были не лучшими), по другим — из-за английского жаргонного слова yak, заниматься пустословием. Предполагаются два варианта, в 130+ и 160+ пассажиров, дальность около 6000 км. Из-за новой технологии производства композитных крыльев МС-21 не нужны законцовки; поскольку закупкой самолётов занимаются не авиаторы, а бизнесмены, непонятно, как это скажется на продажах.

Русские самолёты неплохо летают по России и лучше иномарок переживают кризисы, когда у эксплуатанта не хватает денег. Поиски рынка за пределами России сложны: авиастроение — дело неспешное, и от контракта до прилетевших самолётов может пройти много лет. К тому же непонятно, как их обслуживать; по этой причине делают модели с зарубежными двигателями и авионикой.

К тому же Россия ухитрилась поступить как настоящая акула бизнеса: в 2008 году УГМК полностью купила чехословацкую компанию Aircraft Industries (ранее Let). К 2018 году сумели локализовать в России производство самолёта L-410 «Турболет» — видимо, ближние авиалинии между плохо оборудованными аэродромами снова стали востребованными.

В 2017 году КБ Ильюшина представил концепт сверхтяжёлого транспортного самолёта «Слон». У России нет срочной нужды менять Ан-124 «Руслан», но с потерей украинского «Мотор-сечь» это потребуется.

В 2018 году Китай и Россия начали разработки совместного дальнего пассажирского самолёта, известного под кодовым названием CR929 (China+Russia). Как побеждены две известных китайских беды, копирование и плохое качество, и как совместное предприятие удерживается от распада — непонятно.

Военная авиация

Истребители

Россия занимается производством истребителей четвертого поколения, а также разработкой и производством истребителей пятого поколения. За 2010—2014 годы было произведено:

  • 5 перспективных комплексов фронтовой авиации Т-50
  • 52 истребителей-бомбардировщиков Су-34
  • 14 модернизированных многоцелевых истребителей МиГ-29К
  • 16 многоцелевых истребителей Су-30М2
  • 30 многоцелевых истребителей Су-30СМ
  • 34 многоцелевых истребителей Су-35С
  • Су-27 — тяжёлый истребитель 4 поколения. Получилась крайне удачная машина, превзошедшая США по большинству параметров. Снят с производства, всё ещё (2017) на вооружении, построено более 800 самолётов.
  • Су-30 — попытка перевести проверенный истребитель Су-27 на технологии радарных решёток и сетевой войны. Двухместный самолёт, способный работать истребителем, разведчиком, летающим командным пунктом, лёгким бомбардировщиком. Су-30 дал боевым порядкам радиолокационную поддержку и целеуказание в задачах, где нельзя поднимать настоящий радиолокационный самолёт. Произведено более 500 самолётов разных модификаций, включая экспортные.
  • Су-35 — глубокая модернизация Су-27. Имеет отдельные признаки истребителя 5-го поколения, оснащён новой РЛС и моторами. Построено более 60 штук.
  • Су-57 aka Т-50 и ПАК ФА. Внесён в список авансом, на 2017 год в состоянии доводки (сделано 10 лётных прототипов). Истребитель 5-го поколения (сниженная заметность, сверхманёвренность, сверхзвуковая крейсерская скорость, использование в роли лёгкого бомбардировщика, встроенная информационная система, высокоэффективные системы управления оружием). Самолёт способен не только обстреливать врага ракетами на пределе дальности (не менее 80 км), но и по старинке вести манёвренный воздушный бой. В любом случае, Су-57 — не бомбардировщик, и его полезная нагрузка, не более 4 тонн, годится только на скрытные высокоточные удары. Россия — третья после США и Китая страна, сделавшая истребитель пятого поколения. Впрочем, стоимость истребителя 5-го поколения так велика, что важно держать компромисс между характеристиками, ценой и парком истребителей переходных поколений, и время покажет, как эту задачу решила Россия.

Бомбардировщики

Ту-160. Сверхзвуковой стратегический бомбардировщик-ракетоносец с крылом изменяемой стреловидности

Россия грозит только тем, кто грозит ей, а денег не так много. Потому работа над тяжёлыми бомбардировщиками идёт крайне вяло. Зато лёгкий бомбардировщик Су-34, разработанный Россией, подтвердил свою пользу в «горячих точках».

  • Ту-160 «Белый лебедь» — самый грузоподъёмный в мире из дальних бомбардировщиков, несёт около 40 тонн бомб и ракет на дальность 7300 км. Именно этот самолёт сбросил «папу всех бомб», экспериментальную сверхмощную объёмную бомбу. Построено 27 штук, из них около 7 — полностью или частично постсоветские. 5 самолётов украинцы распилили в Прилуках, не менее 7 России удалось выкупить у Украины. На вооружении России 16 штук разных проектов. В 2018 году начал лётные испытания Ту-160 нового проекта, названный в честь Петра Дейнекина — генерала авиации, который во время Первой чеченской войны лишил другого генерала авиации, Джохара Дудаева, всего, что может летать, до последнего кукурузника.
  • Ту-95 «Медведь» — самый скоростной в мире самолёт с турбовинтовыми двигателями, способный легко преодолевать более 10 тысяч километров с 12 тоннами бомбовой нагрузки на борту. Эксплуатируется в войсках с середины 50-х годов, небольшое количество было изготовлено и в 90-е. По данным на 2017 год на вооружении ВКС России находится 48 стратегических бомбардировщиков в версии Ту-95МС и 12 стратегов в версии Ту-95МСМ. Самолёт дополняет Ту-160 благодаря общему количеству машин, более низкому расходу топлива, чем у реактивных самолётов, и большей скрытности от спутников SBIRS, способных наблюдать за самолётами с реактивными двигателями по выхлопам.
  • Ту-22М — дальний бомбардировщик, «младший брат» Ту-160. Грузоподъёмность 12 т бомб и ракет. Номинальная дальность 1500…2000 км, в зависимости от режима полёта. Снят с производства в 90-х, сделано 497 штук (нет точных данных, сколько из них постсоветских). На вооружении России около 60 штук последней модификации, Ту-22М3. Более ранние модификации были разобраны до единого, частично из-за выработанного ресурса, частично по политическим причинам.
  • Су-34 — фронтовой истребитель-бомбардировщик (самолёт, способный нести тяжёлое противоназемное вооружение, а полупустым годный к воздушному бою). Номинальная нагрузка 9 т бомб и ракет, пиковая 12. Номинальная дальность 1100 км. С 2008 года изготовлено 116 штук.

Военно-транспортные самолёты и основанные на них специализированные самолёты

  • Ан-124 «Руслан» — сверхтяжёлый транспортный самолёт, выпускавшийся примерно до 2000, в том числе в Ульяновске. Берёт 120 тонн груза, пригоден для перевозки, например, мобильных пусковых установок МБР. Удачным ходом оказалась загрузка с двух дверей. Военным Ан-124, как ни странно, нужен мало, а вот у граждан находятся «особые нужды», и «русланы», принадлежащие украинским авиалиниям Антонова и российской «Волга-Днепр», постоянно появляются в разных концах мира. Идут разговоры о продолжении строительства «русланов» в России, но они пока остаются разговорами: у России пока нет подходящих двигателей, а нужные мощности («Мотор-сечь») достались Украине.
  • Ил-78МКИ — версия самолёта-топливозаправщика Ил-78 для ВВС Индии. Выпущено 6 штук. Имеет три агрегата заправки по системе «шланг-конус». Это очень простая система, но требовательная к уровню пилотирования и малопригодная для больших самолётов; последний недостаток решили, поставив очень мощные агрегаты заправки с производительностью до 2900 л/мин (американская система «штанга» даёт 4500 л/мин). Способен увезти 60 т топлива на расстояние в 1800 км или 32 т — на расстояние в 4000 км (с грунтового аэродрома — меньше). Это меньше, чем у американского KC-10, но с неагрессивной политикой СССР и России этого, видимо, хватает. Свой парк заправщиков Россия не обновляла со времён СССР и их осталось 15 штук.
  • Ил-76МД-90А — очень вяло (около 8 штук, включая тестовые и предназначенные под переоборудование в специализированные) выпускаемый на заводе «Авиастар-СП» (Ульяновск) тяжёлый транспортный самолёт. Номинальная загрузка 40 тонн (и с ней способен улететь на 6500 км), пиковая 60. Вмещает 126 десантников. Проходят лётные испытания два специализированных самолёта, основанных на Ил-76МД-90А — радиолокационный А-100 «Премьер» и топливозаправщик Ил-78М-90А.

Военные самолёты прочего назначения

  • Як-130 — реактивный двухместный учебно-боевой самолёт, призванный имитировать на дозвуке динамические характеристики более сложных самолётов и устраивать тактические игры без стрельбы настоящими боеприпасами. Для ремонтопригодности сделан из лёгких сплавов, без композитов. Может работать лёгким штурмовиком. Выбран самолётом новой пилотажной группы «Крылья Тавриды», базирующейся под Воронежем. Летает с 2009. По сильно устаревшим данным, построено не менее 140 штук. Разрабатываются два учебно-пилотажных самолёта, дополняющих Як-130 (Як-152 и СР-10), есть информация лишь о первых лётных испытаниях.

Вертолёты

  • Ми-8 (одна из модификаций называется Ми-17) — «рабочая лошадка» советской и российской авиации, полетевшая в 1965 году. За всё время создано >12 тыс. штук, сколько из них постсоветских — не представляется возможным узнать. Отдельные модификации строятся и поныне.
  • Ми-35 (модификация Ми-24 «Крокодил»). Попытка «скрестить ежа с ужом» и сделать вертолёт как для транспортировки ударных групп, так и для уничтожения танков оказалась на удивление удачной, и потомки Ми-24 строят и поныне. Построено более 120 штук, в том числе на экспорт.
  • Ми-26 — советский тяжёлый транспортный вертолёт, производится и поныне. За всё время изготовлено >300 штук. Широко известна фотография, когда Ми-26 эвакуировал американский «Чинук».
  • Ка-50 «Чёрная акула» — экспериментальный ударный вертолёт, управляемый одним человеком. Стал главным героем фильма «Чёрная акула», что и дало ему прозвище. Предложена необычная схема применения ударного вертолёта: летательный аппарат-разведчик (двухместный Ка-52) по телекодовой связи делает целеуказание, и управляемый в одно лицо вертолёт выходит на цель и сразу же скрывается. Первый вертолёт с системой аварийного катапультирования. Изготовлено 17 штук, «зарезан» в пользу Ми-28Н.
  • Ка-52 «Аллигатор». Однако вторая часть авиационного комплекса, командирская машина Ка-52, летает и наводит звено «крокодилов» или «ночных охотников». Изготовлено более 200 штук. Машина очень живучая, и первая боевая потеря (и то по неофициальным данным) случилась в мае 2018 в Сирии.
  • Ми-28Н «Ночной охотник» — основной ударный вертолёт ВКС РФ. Попытка приблизиться по характеристикам к американским «апачам», есть даже надвтулочный радар. Изготовлено >100 штук.

Гражданская авиация

Пассажирские самолёты

  • Ту-154 — среднемагистральный (>160 пассажиров, дальность до 4000 км) самолёт, поставленный на поток в 1972 году. К распаду СССР устарел по шуму, топливной экономичности и многочисленному (4 человека) экипажу, сравнительно сложный в пилотировании, но востребованный — пилотов в СССР обучили много, самолёт отработанный, обслуживание простое, и небольшие авиалинии с удовольствием брали их. За постсоветское время изготовлено более 200 бортов, последний покинул ворота цеха в 2012. В 2015 году закончился вывод самолёта из эксплуатации, и в России он остался только у особых авиаотрядов. Не менее 100 самолётов хранятся в лётном состоянии. Ту-154 — настоящая икона среди российских вирпилов: люди, никогда не бравшие в руки штурвала, разработали настолько реалистичные моды к компьютерным играм, что их высоко оценивали даже настоящие пилоты.
  • Ил-96 — магистральный (>300 пассажиров, дальность 9000 км и более) самолёт достаточно современного (на своё время) вида, выкаченный в 1988 году и вяло производящийся на Воронежском авиазаводе вплоть до настоящего времени. Именно эта машина служит «бортом № 1» для Президента России (хотя президентский авиаотряд оснащён и другими машинами, как нашими, так и импортными). На июнь 2016 изготовлено 29 штук, продолжают строиться.
  • Ту-204 — среднемагистральный (≈200 пассажиров, дальность ≈4000 км) самолёт, созданный как замена Ту-154. Основной эксплуатант — также специальный президентский авиаотряд. На начало 2016 года изготовлено 79 штук, продолжает строиться.
  • Сухой Суперджет — региональный самолёт (≈100 пассажиров, дальность 3000 км), пущенный в серию в 2011 году. Самолёт вышел на редкость удачный: быстрый (на 10-км эшелонах не отстаёт от «эйрбасов» и незначительно отстаёт от «боингов», это упрощает работу авиадиспетчерам), экономичный, отлично терпит даже трескучие якутские морозы. Основной эксплуатант — Аэрофлот. Попытки найти зарубежные ниши (например, авиакомпания «Ситиджет» с короткой полосой Лондон-Сити) оказались большей частью неудачные, и «Ситиджет» вернул взятые в лизинг самолёты. Мексиканский «Интерджет» жаловался на плохой сервис. На других направлениях (Иран) неприкрыто вмешались США. Также на имидж SSJ-100 повлияли управляемое столкновение с горой в Джакарте (2012) и отказ приборов с грубой посадкой и большим пожаром в Москве (2019). На ноябрь 2019 изготовлено 190 штук, продолжает строиться.
  • L-410 Turbolet — известный чешский турбовинтовой ближнемагистральный самолёт, локализованный в России. В базовой комплектации летает с 17 пассажирами на 1000 км, существуют и более производительные версии. В России выпущено не менее 5 штук, какую именно модель — нет данных.

Самолёты авиации общего назначения

  • Бе-200 — разработанный в 1998 году самолёт-амфибия (взлетает с суши и воды) для спасательных операций на воде и тушения лесных пожаров. Изготовлено всего 14 штук. Моторы производила запорожская «Мотор-сечь», но к 2018 году удалось оснастить самолёт двигателем от «Суперджета». Уникальный самолёт заметили, было заключено множество контрактов, и ожидается более оживлённое строительство. Есть немалая вероятность, что часть внутренних контрактов будет сорвана, чтобы покрыть контракты зарубежные, к тому же Генпрокуратура запретила использовать в России самолёты с франко-русскими двигателями. Ожидается, что в линейке «Пермских моторов» будет двигатель и для Бе-200, но пока (2019) запущено только опытное производство. Основной эксплуатант — МЧС России (9 штук).

См. также

  • Сухой Суперджет
  • Российское двигателестроение
  • Российский космос
  • Российская оборонка
  • Изобретения России
  • Крупные российские проекты

Примечания

  1. В. Шавров «История конструкций самолетов в СССР до 1938 года, стр. 256
  2. Это обеспечивает высокую подъёмную силу и низкий расход топлива ценой полной компьютеризации управления; с традиционным прямым или бустерным управлением самолёт неустойчив. К слову сказать, кое-что из этого на военно-транспортных «антоновых» всё же реализовали.
  3. Разумеется, всё это в целом: откровенно неудачный фронтовой бомбардировщик Су-24 продолжает работать до физического устаревания машин, постепенно заменяясь Су-34, а вот потомки тяжёлого истребителя Су-27 продолжают строиться.
  4. Перспективный авиационный комплекс фронтовой авиации. Это название — следы амбициозного проекта по модернизации российской военной авиации, который сократили до одного истребителя.
  5. Именно «Турболет», а не «Турболёт»!
  6. А за всё время — более тысячи.
  7. Виртуальных пилотов, игроков в компьютерные авиасимуляторы.

Ссылки

  • Обзор аэропортов, построенных в России в 2010-е

Россия
Государство Госдума • Правительство • Правоохранительные органы • Судебная система • Избирательная система • Центробанк (золотой запас • СПФС • «Мир» • Мир Pay • Система быстрых платежей • НСПК) • СПЧ • Список государственных сайтов России
Вооружённые силы Армия (модернизация ВС) • Вооружения • (пехотное оружие • военная техника • бронетехника • танк Т-14) • Военно-морской флот • Военные округа
Символика Герб России • Флаг России • Девиз России • Гимн России • Георгиевская лента • Национальные символы России
История Правители России • Миф о вековой отсталости России • Изменения границ (территориальные споры) • Будущее России
Экономика Крупные проекты • Промышленность • Сельское хозяйство (темпы роста) • Электроэнергетика • Туризм • Жильё (благоустройство жилищного фонда) • Продовольственная безопасность • Импортозамещение • Российская продукция
Финансы Российский рубль (курс доллара • курс евро) • ВВП России (регионы РФ по ВРП • регионы РФ по ВРП (ППС) на человека) • Бюджет (финансирование науки) • Внешний долг • Экспорт (экспорт углеводородов) • Цены на нефть • Цены на бензин • Ставки по депозитам • Инфляция • Зарплаты и доходы (МРОТ • дефицит денежного дохода) • Пенсии • Уровень жизни • Прожиточный минимум • Численность бедных • Уровень безработицы • Налоги • Деофшоризация • Детенизация • Производительность труда
Транспорт Автомобилизация • Трансполярная магистраль • Северный морской путь • Морские порты (доступ к океану) • Аэропорты • SSJ 100
Технологии Изобретения • Хайтек-продукция (новые разработки) • Оборонка • Авиапром • Космос • Атом (атомная энергетика) • Судостроение • Автопром • Двигателестроение • IT-сектор (микропроцессоры • смартфоны) • Робототехника • Нефтепром
Медицина Медицина • Фармацевтика • Вакцинация
Демография Численность населения (трудоспособное население • инвалиды • численность мужчин и женщин • городское и сельское население) • Браки и разводы • Продолжительность жизни • Рождаемость • Смертность • Эмиграция • Социальная политика (материнский капитал) • Человеческий капитал
Достижения Сферы лидерства России • Россия занимает первое место в мире • Рекорды России (история) • Царь-вещи • Российский спорт
Культура Музыка и песни о России • Стихи о России • Стихи о войне • Цитаты о России • Русский язык (пословицы и поговорки) • Русский характер • Лучшие современные фильмы о России • Будущее России в фантастике • Достижения российской культуры (современные достижения • новые храмы • восстановленные памятники • утраченные памятники) • Культурная политика
Регионы и города Регионы РФ (геостратегические регионы) • Города (центры экономического роста • города-герои • города воинской славы • исторические поселения) • Федеральные округа • Экономические районы • Макрорегионы • Российская Арктика • Символы регионов

Россия столь огромна, что каждую минуту в ее небе находятся десятки летательных аппаратов. Круг задач, решаемых авиацией, огромен. Это и пассажиро- и грузоперевозки, это защита воздушных рубежей Родины. Это пожарные самолеты авиации МЧС для обеспечения экстренного реагирования на ЧС. Общее количество самолетов в России оценить почти нереально. Но определенно известно, что из почти 1,8 тыс. единиц гражданского флота аппаратов зарубежного изготовления ‒ 63%. Зато именно они обеспечивают 93% всего пассажирооборота в стране, т.е. российские авиалайнеры и вертолеты практически не перевозят пассажиров.

Гражданская авиация

По оценке Объединенной авиастроительной корпорации (ОАК), по состоянию на 31.12.2016 мировой парк пассажирских самолетов оценивался в количестве 26,5 тыс., на долю России приходится 3,7% от его численности. С увеличением пассажиропотока растет и потребность в новых авиалайнерах. К 2036 году в авиапарке РФ должно быть не менее 1,17 тыс. новых летательных аппаратов.

По данным Росавиации, в настоящее время эксплуатируются 1764 борта. Из них: 852 магистральных, 807 региональных и 105 грузовых самолетов. Более половины их иностранного производства.

«В 1990 году в стране насчитывалось 14 000 летательных аппаратов в системе гражданской авиации, и ни одного из них – западного производства» (О. Смирнов Общественный совет Ространснадзора)

По оценкам, средний возраст авиационной техники в стране ‒ 16,9 лет. Самым старым из них более 30.

Таблица 1. Авиапарк крупнейших авиакомпаний РФ на начало 2019 г.

№ п/п Название компании Количество лайнеров Средний возраст, лет
1 Аэрофлот 253 4,3
2 S7 Airlines 95 10,3
3 Россия 63 13,1
4 Победа 23 3,7
5 Уральские авиалинии 47 14.2
6 UTair 65 16.9
7 Аврора 21 13.8
8 Ямал 37 11
9 Nordwind Airlines 24 >12
10 Red Wings Airlines 12 16,4

Источник: Сайт авиакомпаний России и мира

Это интересно! Как выглядит первый класс в самолете.

Около 30 пассажирских лайнеров в год производит Авиапром России. Надо сказать, что процесс производства развивался неравномерно.

Рис. 1. Производство пассажирских самолетов в период 1989-2017 гг., штук

Суммарно на отечественных авиазаводах в 2018 г. построены 38 авиалайнеров гражданского, двойного и транспортного назначения.

Сегодня Россия производит:

  1. Sukhoi Superjet 100 (Суперджет). Вмещает 120 пассажиров (зависит от модели). Предназначен для использования на малозагруженных авиалиниях протяженностью до 3000 км (базовая комплектация) и до 4500 км (LR – комплектация с увеличенной дальностью полета).
  2. МС-21. Проходят испытания модели: МС-21-200 (от 132 до 165 мест) и МС-21-300 (от 163 до 211 мест). В проекте ещё МС-21-400 (до 250 мест).
  3. Ил-114-300. Модернизированная версия турбовинтового самолета Ил-11 для эксплуатации на местных воздушных линиях. Пока ведутся опытно-конструкторские работы. Есть и новинка среди пассажирских моделей. Это Ил-114. Турбовинтовой самолет с двумя двигателями. Он вмещает 64 пассажира, а летает на расстояние — до 1500 км. Его разрабатывают на замену Ан-24.
  4. Ил-96-300 ‒ широкофюзеляжный дальнемагистральный пассажирский самолет по проекту 1988 года. Может взять на борт до 300 пассажиров. Существует готовая модификация Ил-96-400М с удлинённым фюзеляжем, увеличенным размахом крыла и более мощными двигателями, вмещает до 435 пассажиров.
  5. CR929 ‒ широкофюзеляжный дальнемагистральный самолет нового поколения. Реализуется в рамках совместного с Китайской корпорации гражданского авиастроения (СОМАС) проекта ПАО «Объединенная авиастроительная корпорация». Первый полет ожидается в 2023 году.

Рис. 2. Пассажирские самолеты

Отечественный авиапром последних лет не может обеспечить потребности авиакомпаний. Поэтому и уступил внутренний рынок зарубежным производителям – на российском рынке появились Боинги (Boeing) и Аэробусы (Airbus).

По данным НИИ гражданской авиации, активные закупки авиалайнеров Россия осуществляет с 2003 года, когда были приобретены 13 бортов. Спустя пять лет, это число выросло до 87 в год. Всего за 2000–2008 годы в российские авиакомпании со все возрастающим ежегодным темпом было поставлено около 280 магистральных пассажирских самолетов иностранного производства

Из купленных за последние пять лет российскими авиакомпаниями почти 600 бортов только 50 российских.

Посмотрите, как выглядит бизнес–класс в самолетах разных авиакомпаний.

Военная авиация

О количественных параметрах авиации на вооружении РФ Министерство обороны не распространяется. Придется обратиться к статистике Global Firepower.

Таблица 2. Изменение числа самолетов в России в ВВС

Годы Штук
2013 3000
2014 3083
2015 3429
2016 3082
2017 3794
2018 3914
2019 4078

По данным другого неофициального источника, речь может идти не более чем о 3 600 единицах летательных аппаратов, эксплуатируемых армией, и около 1 000 – на хранении.

Рис. 3. «Стрижи» и «Витязи» в одном небе

Зато на вопрос о видовой структуре арсенала ВВС РФ Минобороны отвечает охотно. Итак, в настоящее время на вооружении российской армии имеются такие военно-воздушные суда:

  • Су-30 М2 и Су-30 СМ;
  • Су-24 и Су-35;
  • МиГ-29 СМТ;
  • Ил-76 Мд-90 А;
  • Як-130.

Есть и новинки:

  • Су-57, истребитель 5 поколения, на замену Су-27;
  • А-100 «Премьер», самолет дальнего радионавигационного обнаружения, на смену устаревшим А50 и А50У.

Есть еще Ан-124, тяжелый военно-транспортный самолет. Он больше знаком под названием «Руслан». На сегодняшний день он самый большой в мире из серийных военно-транспортных бортов.

Уже начаты работы по созданию нового, который придет на смену проверенному, но устаревшему «Руслану». Серийное производство «Ермака» или ПТС ‒ перспективный транспортный самолет начнется в 2024 году.

Узнайте, сколько на вооружении в России танков, и как менялось их количество.

В ФЦП «Развитие авиационной промышленности на 2013-2025 годы», утвержденную еще в 2013 г., внесены предложения по приведению параметров финансового обеспечения программы в соответствие с государственным бюджетом на 2019 и до 2021 гг.

Бюджетное финансирование должно вырасти:

  • на 19,6 млрд руб. в 2019 г. (всего 59,93 млрд руб.);
  • на 46,2 млрд руб. в 2020 г. (всего 86,81 млрд руб.);
  • на 43,3 млрд руб. в 2021 г. (всего 83,85 млрд руб.).

«Мы должны выйти на производство 120-140 самолетов к 2025 году. Это все гражданские авиалайнеры, включая Sukhoi Superjet, МС-21». Юрий Слюсарь, президент ОАК

О лучших истребителях в военной авиации в видеосюжете:

Медведев: аэрокосмическая промышленность является одной из ключевых в экономике России

МОСКВА, 27 августа. /ТАСС/. Премьер-министр РФ Дмитрий Медведев направил приветствие участникам и гостям Международного авиационно-космического салона МАКС-2019. Телеграмма опубликована во вторник на сайте кабмина.

«Приветствую вас на открытии Международного авиационно-космического салона МАКС-2019. Более двух десятилетий он проводится в городе Жуковском, который носит имя выдающегося российского ученого и основоположника современной аэродинамики. Именно здесь был создан уникальный научно-производственный комплекс, который и сегодня активно участвует в решении важнейших задач, стоящих перед государством», — отметил Медведев.

По словам премьера, аэрокосмическая промышленность России является «одной из ключевых в экономике страны», а продукция отечественных предприятий «пользуется высоким спросом за рубежом благодаря своему качеству и надежности».

«Важно, что достижения отрасли по традиции демонстрируются на авиасалоне, который стал одним из крупнейших международных событий в этой сфере. Новейшие образцы техники и систем вооружений привлекают потенциальных покупателей», — добавил глава правительства.

Медведев пожелал участникам плодотворной работы и выразил уверенность, что проведение авиасалона позволит заключить взаимовыгодные контракты и поспособствует расширению экспорта российских компаний.

14-й Международный авиационно-космический салон МАКС-2019, в котором примут участие более 800 компаний со всего мира, начинает свою работу во вторник в подмосковном Жуковском и завершится в воскресенье. В первые три дня салон будет открыт для посещения специалистами и представителями бизнеса, а с пятницы по воскресенье МАКС смогут посетить все желающие. Общая площадь экспозиций составит 26,5 тыс. кв. м в павильонах и 45 тыс. — на открытых статических площадках.