Торговля с Турцией

Российско-турецкие отношения

Российско-турецкие отношения

Россия

Турция

Российско-турецкие дипломатические отношения были установлены в 1701 году, когда в Константинополе открылось посольство России. Хотя двусторонние межгосударственные связи насчитывают более пяти веков — историки ведут отсчёт от послания князя Ивана III по вопросам морской торговли, направленному 30 августа 1492 года османскому султану Баязету II.

Специалист по России Ф. Хилл указывала Турцию наряду с Китаем в числе стран, имеющих особые отношения с Россией; Турция, отмечала Хилл, является важным региональным игроком и считает себя независимой от Запада, несмотря на то что входит в некоторые евроатлантические организации.

По данным за 2015 год, Турция является пятым по величине торговым партнёром России. В 2014 году суммарный торговый оборот между Турцией и Россией составил почти 44 млрд долл.; по этому показателю Турция превосходит Белоруссию, Казахстан и Украину (СНГ).

Турция — второй по величине (после Германии) рынок сбыта для российского газа, и самое популярное среди российских туристов место отдыха.

История

Основная статья: История российско-турецких отношений

Отношения России с Турцией с самого начала двусторонних контактов были напряжёнными. Османская империя неоднократно поддерживала крымских татар в походах против России. В 1568 началась первая в серии из 12 русско-турецких войн. 8 из них были в целом успешны для России. Практически в каждой из войн Турцию поддерживали европейские государства: в первую очередь Британия и Австро-Венгрия.

Отношения Советской России с Турцией поначалу были почти дружескими — Москва оказала значительную помощь в установлении власти Ататюрка, передала по советско-турецкому договору 1921 года Турции ряд территорий в Закавказье.

11 марта 1927 года в Анкаре было заключено советско-турецкое «Соглашение о торговле и транзитных перевозках», которое уточнило, в частности, порядок пользования турецкой стороной советским портом Батуми. Заметной помощью Турции стал советский кредит в размере 8 млн долларов, предоставленный Турции в 1932 году, на который были построены текстильные фабрики в Кайсери (1935 год) и в Назилли (1937 год). Однако двусторонние отношения вскоре стали напряженными, так как турецкие власти опасались распространение коммунизма и даже запретили Компартию Турции. Турция вступила в НАТО, который воспринимался в СССР как антисоветский блок. Улучшение двусторонних отношений началось с конца 1950-х годов.

В 1958 году СССР предоставил Турции кредит в 3,4 млн рублей под 2,5 % годовых сроком на 3 года, на который в городе Чаирова была выстроена стекольная фабрика, превратившая Турцию из импортера стекла в его экспортера.

В 1960-е—1970-е годы Турция получила целый ряд советских кредитов: в 1962 году 500 млн долларов под 1,5 % годовых, в 1967 году — 200 млн долларов на 15 лет под 2,5 % годовых, в 1972 году 288 млн долларов на модернизацию сталелитейной фабрики в Искендеруне, в 1977 году уже 1,3 млрд долларов на 10 лет. На эти деньги шла модернизация турецкой промышленности.

В 1987 году СССР начал поставки природного газа в Турцию. 1980-е годы стали временем быстрого роста советско-турецкой торговли. За 1980—1990 годы турецкий экспорт в СССР вырос со 168,96 млн долларов в год до 531,12 млн долларов в год, а советский экспорт в Турцию за этот же период увеличился еще заметнее — со 167,14 млн долларов в год до 1158,97 млн долларов в год. Конец 1980-х годов стал расцветом советско-турецкой торговли.

В 1987 году в Турции был создан Эксимбанк, который в 1989—1991 годах выделил СССР кредитную линию в 1150 млн долларов (из них Советский Союз освоил 553 млн долларов), что позволило нарастить турецкие поставки в СССР. Наконец, в 1989 году турецкая авиакомпания начала регулярные рейсы в Москву.

Отношения в XXI веке

Владимир Путин и Реджеп Тайип Эрдоган, 6 декабря 2004 г.

Начиная с 1991 года отношения между странами начали улучшаться, особенно после 2003 года, когда Реджеп Эрдоган стал Премьер-министром Турции.

В 2010 году Турцию посетило более 3,1 миллиона туристов из России.

12 мая 2010 года, во время официального визита в Анкару президента РФ Дмитрия Медведева, было подписано соглашение об отмене визового режима между Россией и Турцией, которое вступило в силу 16 апреля 2011 года, но после инцидента с уничтожением российского Су-24 в Сирии российская сторона отменила соглашение и с января 2016 года гражданам Турции снова необходима виза для въезда в Россию. С турецкой стороны аналогичных действий не последовало.

В марте 2015 заместитель министра экономики Турции Аднан Йылдырым говорил, что на повестке дня стоит вопрос о зоне свободной торговли между Россией и Турцией. В октябре министр экономического развития России А. Улюкаев заявил, что Россия и Турция готовят соглашение о зоне свободной торговли в сфере услуг и инвестиций.

Временное ухудшение отношений в 2015 году

Основные статьи: Инцидент с уничтожением российского Су-24 в Сирии и Санкции в связи с уничтожением Турцией российского Су-24

24 ноября 2015 года турецкий истребитель F-16 сбил российский бомбардировщик Су-24, выполнявший бомбардировку объектов ИГИЛ вблизи сирийско-турецкой границы, якобы за нарушение государственной границы последним.

После этого Министерстве обороны России заявили, что все военные контакты с Турцией будут прекращены. Дальнейшие боевые вылеты бомбардировщиков будут производиться под прикрытием (сопровождением) российских истребителей. На российской авиабазе «Хмеймим» в Латакии была развёрнута переброшенная военно-транспортной авиацией зенитно-ракетная система С-400. Министерство иностранных дел России заявило, что не рекомендует россиянам посещать Турцию, объяснив это «нарастанием террористических угроз с территории Турции», в связи с чем по рекомендации Ростуризма туроператорами продажа путёвок в Турцию была приостановлена. 27 ноября глава МИД РФ Сергей Лавров сообщил о приостановлении безвизового режима с Турцией с 1 января следующего года.

Председатель Правительства России Д. Медведев заявил о том, что в течение двух дней Правительство подготовит бессрочный экономический ответ на акт агрессии Турции. «Это и приостановление реализации программ экономического сотрудничества, и ограничения по финансовым операциям, и ограничения по внешнеторговым сделкам, и изменения по таможенным пошлинам — ввозным и вывозным, меры воздействия на туристическую сферу, на перевозки, включая транзит, перемещение воздушных и водных судов, и на гуманитарные контакты. Наконец, на использование рабочей силы» — заявил Медведев.

28 ноября Президент Российской Федерации В. Путин подписал «Указ о мерах по обеспечению национальной безопасности России и защите граждан России от преступных и иных противоправных действий и о применении специальных экономических мер в отношении Турции». Согласно данному указу, на территории России временно вводится запрет или ограничение внешнеэкономических операций, предусматривающих ввоз на территорию страны отдельных видов турецких товаров. Их перечень должно определить правительство РФ. Исключение делается для товаров, ввозимых для личного пользования в объеме, разрешенном правом Евразийского экономического союза. Также, вводится запрет или ограничение для организаций, находящихся под юрисдикцией Турции, на выполнение ими отдельных видов работ или оказание услуг на территории России. Перечень также будет определён правительством. Вводится запрет для работодателей на привлечение с 1 января 2016 года работников из числа граждан Турции.

Отменён с 1 января 2016 года безвизовый режим и чартерные рейсы между Россией и Турцией. Туроператоры прекратили продажу туристических туров для граждан России в Турцию.

Восстановление отношений

27 июня 2016 года, за месяц до неудачной попытки военного переворота в стране, президент Турции Р. Эрдоган направил письмо, в котором турецкий лидер выразил свою заинтересованность в урегулировании ситуации, связанной с гибелью российского военного самолёта. Далее, после телефонного звонка между В. Путиным и Р. Эрдоганом, в России возобновили продажу туров в Турцию.

С конца 2016 года Россия и Турция взаимодействуют во время проведения военной операции в Сирии. Создана российско-турецкой комиссия, которая осуществляет мониторинг режима прекращения боевых действий, подписан меморандум об обеспечении безопасности полётов военной авиации обеих стран. 18 января 2017 года ВКС России, впервые в истории, начали наносить удары по террористическим группировкам в Сирии совместно с ВВС Турции, после Турция начала покупать российское оружие.

Экономическое сотрудничество

Дмитрий Медведев и Абдулла Гюль, 13 февраля 2009 г.Дмитрий Медведев и Реджеп Тайип Эрдоган в замке Майендорф, 13 августа 2008 г.

В 2001—2011 гг. ежегодный турецкий экспорт в Россию увеличился с 924 млн долларов до 5,993 млрд долларов. За это время ежегодная стоимость российского экспорта в Турцию увеличилась с 3,436 млрд до 23,953 млрд долл.

Масштабный объём работ выполняется на территории России турецкими строительно-подрядными компаниями. В то же время российское участие в реализации отдельных проектов в Турции не превышает 400 млн долларов.

По итогам 2010 года Россия стала вторым по значению внешнеторговым партнером Турции. По данным за 2015 год, Турция занимает пятое место во внешней торговле с РФ, Товарооборот России и Турции в 2014 году составил 31 млрд долл.

Доля энергоносителей в российском экспорте в Турцию составляет порядка 70 %; в 2014 году Россия поставила в эту страну 27,3 млрд м³, или около 60 % от её потребностей.

На основе межправительственного соглашения, заключенного сроком на 25 лет, Турция, начиная с 1987, закупала у России природный газ. В 2004 г., с учетом балканского и трансчерноморского маршрутов, в Турцию поставлено порядка 14,5 млрд м³, в том числе по «Голубому потоку» — 3,3 млрд м³.

Турция, в свою очередь, поставляет в Россию продукцию растительного происхождения, текстиль и различное оборудование. Также страна, как крупнейший поставщик автомобильных компонентов в мире, снабжает ими заводы АвтоВАЗ и КАМАЗ.

Межправительственным органом, занимающимся вопросами российско-турецкого торгово-экономического сотрудничества, является Смешанная комиссия. Российскую часть МПК возглавляет с 22 июня 2009 г. заместитель Председателя Правительства Российской Федерации И. Сечин, турецкую — госминистр Тюзмен.

Со времени распада СССР, Турция проявляет интерес к прямому сотрудничеству с субъектами (регионами) Российской Федерации: в конце 1980-х годов были созданы и действуют Российско-турецкий деловой совет и Турецко-российский деловой совет — в рамках Комитета по внешнеэкономическим связям Турции (ДЕИК). В работе последних участвуют свыше 40 регионов России, более 150 турецких компаний и фирм. В частности, по итогам 2004 товарооборот Татарстана с Турцией составил около 3 млрд долларов, Саратовской и Ростовской областей — по 250 млн долларов. В Татарстане было открыто самое первое консульство Турецкой Республики среди регионов РФ.

Совместные проекты

Несколько крупных российских компаний имеют многомиллиардные проекты в Турции, в том числе Газпром, ЛУКОЙЛ, Росатом, ГАЗ, Магнитогорский металлургический комбинат, Сбербанк. Дочерний DenizBank в Турции дает 10 % от всего оборота Сбербанка.

Газпром начал строительство, с 2017 г., газопровода Южный поток в Турцию.

Атомная энергетика

Между Россией и Турцией существует договорённость о строительстве первой турецкой атомной станции «Аккую» в провинции Мерсин. Проект предусматривает сооружение четырёх энергоблоков мощностью по 1,2 гигаватт по российскому проекту. Строительство объекта началось в 2017 г.

> См. также

  • История российско-турецких отношений

Примечания

  1. Кто такой мистер Путин? (видео)
  2. Путин только изображает безумие, как когда-то Никсон, – автор биографии президента России
  3. Brookings Institution: действия Запада не застали Россию врасплох // РИА Новости
  4. 1 2 3 4 Удар на $44 млрд: во сколько может обойтись конфликт России и Турции // РБК, ноя 2011
  5. Калугин П. Е. Современное стратегическое сотрудничество Российской Федерации с Турцией в сфере энергетики. Диссертация на соискание ученой степени кандидата исторических наук. Иркутск, 2014. — С. 27. Режим доступа: http://isu.ru/ru/science/boards/dissert/dissert.html?id=5
  6. Калугин П. Е. Современное стратегическое сотрудничество Российской Федерации с Турцией в сфере энергетики. Диссертация на соискание ученой степени кандидата исторических наук. Иркутск, 2014. — С. 28. Режим доступа: http://isu.ru/ru/science/boards/dissert/dissert.html?id=5
  7. Калугин П. Е. Современное стратегическое сотрудничество Российской Федерации с Турцией в сфере энергетики. Диссертация на соискание ученой степени кандидата исторических наук. Иркутск, 2014. — С. 29. Режим доступа: http://isu.ru/ru/science/boards/dissert/dissert.html?id=5
  8. 1 2 Калугин П. Е. Современное стратегическое сотрудничество Российской Федерации с Турцией в сфере энергетики. Диссертация на соискание ученой степени кандидата исторических наук. Иркутск, 2014. — С. 30 — 32. Режим доступа: http://isu.ru/ru/science/boards/dissert/dissert.html?id=5
  9. Калугин П. Е. Современное стратегическое сотрудничество Российской Федерации с Турцией в сфере энергетики. Диссертация на соискание ученой степени кандидата исторических наук. Иркутск, 2014. — С. 34 — 32. Режим доступа: http://isu.ru/ru/science/boards/dissert/dissert.html?id=5
  10. Калугин П. Е. Современное стратегическое сотрудничество Российской Федерации с Турцией в сфере энергетики. Диссертация на соискание ученой степени кандидата исторических наук. Иркутск, 2014. — С. 35. Режим доступа: http://isu.ru/ru/science/boards/dissert/dissert.html?id=5
  11. Калугин П. Е. Современное стратегическое сотрудничество Российской Федерации с Турцией в сфере энергетики. Диссертация на соискание ученой степени кандидата исторических наук. Иркутск, 2014. — С. 38. Режим доступа: http://isu.ru/ru/science/boards/dissert/dissert.html?id=5
  12. 1 2 Премьер-министр Турции — почётный доктор МГИМО // СМИ.ru
  13. Турция ужесточает сроки пребывания в стране иностранцев
  14. Указ о мерах по обеспечению национальной безопасности России и защите граждан России от преступных и иных противоправных действий и о применении специальных экономических мер в отношении Турции
  15. Россия приостановила безвизовый режим с Турцией.
  16. Владимиром Путиным получено послание Президента Турецкой Республики Реджепа Тайипа Эрдогана
  17. Начальник Главного оперативного управления Генштаба ВС РФ генерал-лейтенант Сергей Рудской провел брифинг для представителей СМИ : Министерство обороны Российской Федерации
  18. Калугин П. Е. Современное стратегическое сотрудничество Российской Федерации с Турцией в сфере энергетики Диссертация на соискание ученой степени кандидата исторических наук. Иркутск, 2014. — С. 167
  19. Калугин П. Е. Современное стратегическое сотрудничество Российской Федерации с Турцией в сфере энергетики Диссертация на соискание ученой степени кандидата исторических наук. Иркутск, 2014. — С. 168.
  20. Чем Турция может ответить на санкции России Архивировано 6 декабря 2015 года. // Собеседник.ру
  21. Межгосударственные отношения между Россией и Турцией. Справка — РИА Новости, 07.05.2010
  22. Gül kardeş Tataristan’da Архивная копия от 26 января 2010 на Wayback Machine (тур.)
  23. Россия-Турция. Новые возможности для развития (рус.). Дата обращения 10 апреля 2017.

Литература

  • К истории советско-турецких отношений. М.: Госполитиздат, 1958. — 84 с.
  • СССР и Турция: 1917—1979. М., 1981.
  • Цыбульский В. В. Выдающийся русский исследователь Турции П. А. Чихачев // Краткие сообщения Института народов Азии (АН СССР). № 30. М., 1961. С. 210—219.
  • Густерин П. В. Советская дипломатия на мусульманском Востоке в 1917—1921 годах. — Саарбрюккен, 2014. — ISBN 978-3-659-17980-8.
  • «Россия — Турция. От диалога — к партнерству» // Российский исторический журнал «Родина». Специальный выпуск. — № 4. — М., 2007 г., апрель.

Ссылки

  • Новости российско-турецких отношений на turkishnews.ru
  • Мехмет Перинчек. «Запад выигрывает от наших склок»: зачем Турции нужна Россия // Газета.Ru, июль 2019

«Сотрудничество будет углубляться»: в РФ заявили о возможности заключения с Турцией нового контракта по поставкам С-400

Контракт на поставку Анкаре дополнительной партии систем ПВО С-400 «Триумф» с высокой долей вероятности будет подписан в 2020 году. Об этом заявил 6 декабря директор Федеральной службы по военно-техническому сотрудничеству (ФСВТС) России Дмитрий Шугаев.

«Мы планомерно работаем над этим вопросом. Самое главное — есть настрой с двух сторон продолжать сотрудничество в этой области», — сообщил Шугаев в интервью агентству Интерфакс.

О возможной покупке турецкой стороной дополнительной партии С-400 говорил на прошлой неделе и генеральный директор «Рособороэкспорта» Александр Михеев.

Также по теме«Все обязательства выполняются»: Россия начала поставки С-400 в Турцию В Минобороны РФ подтвердили начало поставок зенитно-ракетных комплексов С-400 в Турцию. Новейшие системы ПВО могут отражать атаки…

«Мы надеемся, что в первой половине 2020 года мы выйдем на подписание контрактных документов. Но хочу подчеркнуть, что военно-техническое сотрудничество с Турцией не ограничивается поставками С-400. У нас впереди большие планы», — рассказал Михеев агентству РИА Новости.

Напомним, в 2017 году Москва и Анкара заключили контракт на приобретение турецкой стороной четырёх дивизионов С-400 за $2,5 млрд. Соответствующие поставки начались в июле текущего года. Как сообщили в начале ноября в «Рособоронэкспорте», российская сторона выполнила свои обязательства по контракту досрочно, поставив Турции все элементы систем.

При этом в ноябре министр нацобороны Турции Хулуси Акар заявил, что Анкара планирует активировать приобретённые у России комплексы ПВО.

«С-400 будут функционировать. В настоящее время персонал из состава ВС Турции по эксплуатации С-400 проходит обучение, по завершении которого будут осуществлены запланированные мероприятия (по использованию С-400. — RT)», — приводит турецкое информагентство Anadolu слова Акара.

Как рассказал в беседе с RT заместитель директора Института истории и политики МПГУ Владимир Шаповалов, планы по подписанию нового соглашения говорят о том, что стороны продолжают демонстрировать всему миру «готовность формировать единую точку зрения» по ряду вопросов, включая сотрудничество в военно-технической сфере.

«Существует крайне высокая вероятность того, что будет подписано новое соглашение по С-400. Уверен, Турция не остановится на том беспрецедентном решении о покупке С-400, сотрудничество в военно-технической сфере с Россией продолжится и будет углубляться», — спрогнозировал эксперт.

  • Министр национальной обороны Турции Хулуси Акар
  • Reuters
  • © Virginia Mayo/Pool

Подобное мнение разделяет и политолог Александр Асафов. На его взгляд, соглашения о дополнительных поставках С-400 действительно могут быть заключены в следующем году и будут «вполне реализуемы, поскольку сотрудничество России и Турции становится с каждым годом всё плотнее».

«Эрдоган останется верен военно-техническому сотрудничеству с Россией, поскольку она является главным партнёром Турции. Кроме того, турецкий лидер считает, что связи с РФ никак не противоречат взаимоотношениям Анкары с партнёрами по НАТО, включая США, у которых российско-турецкое сотрудничество вызывает разные негативные эмоции», — констатировал аналитик.

Противодействие Соединённых Штатов

Напомним, Вашингтон уже неоднократно угрожал Турции ограничительными мерами в случае развёртывания российских С-400 и выступал с критикой в адрес соответствующего российско-турецкого соглашения. Кроме того, ранее Белый дом пытался сорвать сделку. Однако турецкие власти не раз заявляли, что не будут отказываться от российских комплексов, несмотря на угрозы со стороны США.

В конце ноября в конгрессе Соединённых Штатов выступили с призывом ввести санкции против Турции за приобретение С-400. Об этом заявил сенатор-демократ Крис Ван Холлен. По его словам, турецкий лидер Реджеп Тайип Эрдоган пересёк красную линию, решив начать тестирование российских зенитно-ракетных комплексов спустя всего две недели после встречи с американским лидером.

Также по теме«Пересекает границу дозволенного»: в конгрессе США призвали ввести санкции против Турции за приобретение С-400 Президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган пересёк красную линию своим решением начать тестирование российских зенитно-ракетных комплексов…

«Через две недели после своего визита в Белый дом Эрдоган ни в грош не ставит Трампа, США и НАТО и пересекает очередную границу дозволенного по вопросу С-400. По действующему законодательству от Трампа требуется введение санкций», — написал сенатор на своей странице в Twitter, комментируя сообщения об испытаниях радаров ЗРК «Триумф» на совместимость с истребителями F-16 американского производства.

Напомним, 25 ноября турецкие СМИ сообщили о проведении учебных полётов F-16 для проверки связи с компонентами российского «Триумфа». После появления такой информации госсекретарь США Майк Помпео заявил об «обеспокоенности» американской стороны относительно действий турецких военных.

Ранее Госдеп требовал от Анкары «уничтожить, вернуть С-400 или каким-то другим образом избавиться от них». Об этом заявил высокопоставленный представитель внешнеполитического ведомства в ходе общения с журналистами.

Кроме того, не стоит забывать, что Вашингтон угрожал турецкой стороне и исключением из программы по истребителям пятого поколения F-35. Пентагон уже прекратил обучение турецких лётчиков на истребителях F-35, а сенат принял законопроект, запрещающий передачу Анкаре американских самолётов и соответствующих технологий. Однако эксперты подчёркивают, что турецкая сторона от этого «потеряла немного» — для Турции сотрудничество с Москвой «с лихвой перекрывает подобные побочные эффекты».

Кроме того, турецкий лидер Реджеп Тайип Эрдоган, несмотря на колоссальное давление Вашингтона, не раз подчёркивал, что отказ от российских С-400 невозможен. Об этом в очередной раз он сообщил две недели назад.

  • Президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган
  • Reuters
  • © Murat Cetinmuhurdar/Presidential Press Office

«Мы объяснили Трампу, что Турция не отступит в вопросе С-400. Я рассказал Трампу, как Турция пришла к покупке систем С-400, и он признал наше право», — приводит слова Эрдогана телеканал NTV.

С аналогичным заявлением Эрдоган выступил и 14 ноября по итогам переговоров со своим американским коллегой.

«Исчерпал все возможности»

Как отмечает Александр Асафов, Вашингтон будет предпринимать новые попытки давления на Эрдогана из-за поставок С-400, однако эта тема уже «не будет такой яркой» для США в связи с грядущими президентскими выборами.

«Вашингтон может угрожать изгнанием из НАТО, крушением турецкой экономики. Однако пока американцы ограничатся лишь политическими заявлениями», — считает эксперт.

При этом Асафов подчёркивает, что для Турции не страшны те «последствия», которыми её пугает Вашингтон, в частности, исключение из программы по F-35.

Также по теме«Дорожит сотрудничеством с Москвой»: как Эрдоган противостоит давлению США по вопросу закупок С-400 Президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган сообщил Дональду Трампу, что Анкара не станет отказываться от контракта на поставку российских…

«Для Эрдогана не составляет проблемы отказаться от контактов по американским истребителям, потому что он рассчитывает на покупку необходимых самолётов у России. Президент Турции осознаёт, что ему важнее налаживать сотрудничество по поставкам С-400 и другой новейшей военной техники, аналогов которой нет у НАТО», — заявил аналитик.

С ним солидарен и Владимир Шаповалов.

«Факт того, что Турция, являясь членом НАТО и ближайшим союзником США, подписала контракт на поставку С-400 и хочет продолжить соответствующее сотрудничество с Москвой, несмотря на абсолютно беспрецедентное и грубое давление со стороны Вашингтона, свидетельствует о высокой степени востребованности российских военных технологий у турецкой стороны и большой политической воле, которую проявила Анкара», — констатировал эксперт.

Между тем, по мнению Шаповалова, Вашингтон уже «исчерпал все возможности по давлению» на Анкару из-за приобретения российских С-400.

«Думаю, это максимум того, что Вашингтон может сделать в отношении Турции. Однако никакие методы не сработали, соответственно, у США нет возможности подавлять государство, которое обладает достаточным авторитетом, ресурсами и политической волей. Турция в полной мере продемонстрировала, что она способна достаточно эффективно бороться с этими вызовами», — подчеркнул аналитик.

  • Комплекс С-400 в Турции
  • Reuters
  • © Turkish Military/Turkish Defence Ministry/Handout

При этом Шаповалов акцентировал внимание на том, что расширение военно-технического сотрудничества между Москвой и Анкарой не ограничится соглашением о дополнительных поставках С-400.

«У России достаточно серьёзные возможности экспорта самого разного вооружения. Турция как страна, которая находится в сложной геополитической ситуации, заинтересована в укреплении своих вооружённых сил. Анкара заинтересована в покупке многих видов российских вооружений, которые в мире являются передовыми. Не исключено, что стороны договорятся в перспективе и о покупке российских истребителей взамен F-35», — заключил эксперт.

Российско-турецкое сотрудничество: современное состояние и перспективы Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

ЭКОНОМИКА

Российско-турецкое сотрудничество: современное состояние и перспективы

И.И. Стародубцев

Современные российско-турецкие отношения развиваются динамичными темпами. Это заставило многих исследователей характеризовать их как стратегическое сотрудничество с большой перспективой. В статье рассматриваются различные аспекты торгово-экономических отношений России и Турции с акцентом на энергетическую сферу, которая в них занимает центральное положение. Отмечается солидный положительный фундамент отношений, проводится анализ начавшимся накапливаться между сторонами рискам и противоречиям. В статье дается ряд рекомендаций для формирования российской политики на турецком направлении.

Точка зрения на российско-турецкие отношения как на стратегическое партнерство с большой перспективой, несмотря на наличие оппозиции такому определению с обоих сторон, к настоящему времени не только получила право на жизнь, но и стала достаточно распространенной. Если в 90-х гг. прошлого века, то есть в период, последовавший за распадом СССР, лишь определялся и закладывался фундамент для двусторонних отношений в новом формате, то в первом десятилетии XXI века, используя выражение министра иностранных дел Турции Ахмета Давутоглу, в экономической сфере произошел «ачилым» — прорыв1.

Успехи в области экономического сотрудничества послужили основой для укрепления двусторонних политических связей. Знаковым в этом плане считается визит в Турцию премьер-министра Российской Федерации В.В. Путина в августе 2009 г., в ходе которого был подписан пакет документов, основу которого составили договоренности в энергетической сфере. В этой связи уместно попробовать разобраться в природе складывающихся двусторонних торгово-экономических отношений.

В последние годы взаимная торговля демонстрирует устойчивый рост, достигнув в кризисном 2008 г. объема в 38 млрд долл. По этому показателю

Россия стала для Турции внешнеторговым партнером номер один. В свою очередь, Турция входит в пятерку крупнейших российских партнеров из числа стран дальнего зарубежья. Не останавливаясь на достигнутом, сторонами озвучена амбициозная задача в течение ближайших пяти лет, то есть к середине второго десятилетия XXI века, нарастить товарооборот до отметки в 100 млрд долл.

Обратимся к статистическим данным. На рис.1 показана динамика изменения внешнеторговых показателей, в том числе экспорта, импорта, товарооборота и сальдо внешней торговли, за десятилетний период — с 2001 по 2010 г.

20оГ~2002*»Я)03″^2р04 2005 2006 2007 2008 2009 2010 _________________Сальдовнешней

10,000 — ‘*•»», торговли

зо ооо Рис.1. Внешняя торговля между Россией и Турцией в период с 2001 по 2010 г.

Стародубцев Иван Игоревич — к.техн.н., директор филиала ОАО «Силовые Машины» в Турции, докторант кафедры международных проблем ТЭК МИЭП МГИМО(У) МИД России. E-mail: ¡¡_star@mail.ru

За период с 2001 с 2008 г., когда двусторонняя торговля достигла своего пика, то экспорт увеличился в семь раз (с 0,9 млрд до 6,5 млрд долл.), а импорт — в девять раз (с 3,4 млрд до 31,4 млрд долл.). Кризисные 2009 и 2010 гг. характеризуются значительным сокращением объема внешнеторговых операций между Россией и Турцией. По итогам 2010 г. показатели, хоть и демонстрируют рост, но так и не вернулись на докризисный уровень. Экспорт из Турции в Россию составил 4,6 млрд долл., а импорт из России — 21,6 млрд долл.

В российском экспорте в Турцию доминируют энергоносители (нефть и нефтепродукты, природный газ, каменный уголь), металлы и изделия из них. Их доля в общем объеме, по данным 2010 г. составила 73,8 и 7,4% соответственно. Следует сказать больше, доля сырья и «промежуточных» материалов в российском экспорте составляют 97,7%, в денежном выражении — 21,13 млрд долл. В целом, в фокусе внимания аналитиков российско-турецких отношений — многоплановое энергетическое сотрудничество между двумя странами, прежде всего, в нефтегазовой, а также в электроэнергетической отрасли. В частности, Турция разрешила проведение геологоразведочных работ в своем секторе Черного моря для решения вопроса о прокладке газопровода «Южный поток». Сторонами подписано Межправительственное соглашение на сооружение и эксплуатацию консорциумом российских компаний первой в стране атомной электростанции «Аккую» в районе г. Мерсин и т.д.

Значительные объемы поставки энергоносителей в Турцию из России, согласованное сторонами строительство АЭС, продолжающееся обсуждение проектов газопровода «Южный поток» и нефтепровода «Самсун — Джейхан» дают повод неутихающим комментариям ряда турецких экспертов об энергетической зависимости от России, в которую попала Турции, а также, разумеется, о различных возможных мерах диверсификации профиля своей энергетики, как с точки зрения формирования «пула» потенциальных поставщиков, так и максимально полного использования доступной ресурсной базы. Стандартным ответом на тезис о «энергозависимости», звучащим уже в разряде «клише» на различных площадках, является ссылка на то, что «экономические отношения связывают две стороны, и Россия в не меньшей мере зависит от валютных поступлений из Турции, чем Турция — от российских энергоносителей».

Но прежде чем продолжить развивать этот вопрос, который представляется достаточно важным, хотелось бы вкратце обратиться к турецкому экспорту в РФ. Первое, что требуется отметить,

— то, что турецкий экспорт в Россию, значительно уступая российскому в объеме, куда более диверсифицирован, чем российские поставки. Так, доля сырья и промежуточных материалов — около 44,9%, а потребительских товаров, то есть конечного продукта, — 44,7%. Первая десятка товаров

— лидеров турецкого экспорта в Россию, по данным 2010 г., перечислена ниже в табл.1.

Таблица 1

Товары — лидеры турецкого экспорта в РФ в 2010 г.

Категория товаров Экспорт, долл. Доля в общем экспорте

1 Производство текстильной продукции 893 380 367 19,3%

2 Растениеводство и животноводство, охота и связанные с ними услуги 836 738 251 18,1%

3 Производство автомобилей, трейлеров (прицепов) и полуприцепов 606 584 281 13,1%

4 Производство одежды 311 433 604 6,7%

5 Производство химикатов и химической продукции 287 378 422 6,2%

6 Производство электрооборудования 233 005 046 5%

7 Производство машин и оборудования, не включенных в другие группы 229 333 776 5%

8 Производство резиновых и пластмассовых изделий 219 420 976 4,7%

9 Производство металлопродукции, за исключением машин и механизмов 183 228 601 4%

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

10 Производство кокса и продуктов нефтепереработки 134 075 648 2,9%

Всего по пп.1-10 3 934 578 972 85%

Всего 4 628 152 963

Как видно из таблицы, лидирующие позиции в поставках турецкой продукции в Россию занимают легкая, автомобильная, металлургическая и химическая промышленность. Между двумя странами растут взаимные прямые инвестиции, объем которых по состоянию на середину 2010 г. оценивался в размере порядка 10 млрд долл. Как следует из заявлений руководства двух стран, большое внимание сторонами уделяется развитию инвестиционной компоненты торгово-экономических отношений.

В настоящее время сооружение первой турецкой атомной электростанции можно смело назвать «флагманом» инвестиционного процесса, как с точки зрения стоимости, которая, по предварительной оценке подрядчика — консорциума российских компаний, составит порядка 20 млрд долл., так и сложности проекта. Он после получения соответствующей лицензии от Совета по регулированию энергетического рынка Турции, ожидаемого в 2012 г., будет реализовываться по достаточно уникальной для АЭС схеме «ВОО»2, подразумевающей проектирование, производство и поставку оборудования на условиях «под-ключ», его монтаж, пуск в эксплуатацию, а также демонтаж после истечения срока эксплуатации объекта. Эксплуатация станции — также за российской

стороной, которая будет продавать вырабатываемую электроэнергию на турецком энергетическом рынке.

Надо отметить, что сложность проекта определяет необходимость участия в российском консорциуме игроков с различными компетенциями: проектировщиков, производителей оборудования, строителей, эксплуатационных организаций, инвесторов. Более того, в его рамках предполагается обучение в российских профильных вузах турецких студентов — будущих специ-алистов-ядерщиков. При этом, турецкая сторона проявляет настойчивость в том, чтобы объем работ, выполняемых силами местных компаний, в частности строительных, без участия которых в любом случае не обойтись, был бы максимальным. Разумеется, за исключением критических работ, затрагивающих ядерный цикл.

Стоит повторить ту мысль, что проект сооружения и эксплуатации АЭС, в случае его реализации. — фундамент и ось для российско-турецких торгово-экономических отношений на период ближайших нескольких десятилетий. Одной из вариаций на тему вопроса «энергозависимости» являются рассуждения различных аналитиков на тему, какая из сторон останется в большем выигрыше от данного проекта. Думается, что однозначный ответ на данный вопрос вряд ли возможен, однако, не сравнивая выгод сторон, перечислить их все же можно.

Российские выгоды, помимо выручки от продажи электроэнергии, правда, растянутой на годы и обеспеченной лишь наполовину гарантиями Казначейства Турции (остальной объем будет продаваться на свободном рынке электрической энергии страны), включают:

— реализацию сложного проекта, который расширит компетенцию российских компаний с созданием референции, имеющей в энергетическом бизнесе немаловажное значение;

— внешнеполитические дивиденды от «цементирования» отношений с Турцией;

— проект вписывается в энергетическую политику России, которая на современном этапе фокусируется не только на продаже природного газа, нефти и нефтепродуктов, но и на передаче зарубежным странам мирных ядерных технологий;

— атомная электростанция в Турции войдет в число наиболее ценных международных активов РФ.

Турция в свою очередь:

— «разблокирует» десятилетиями тянувшийся вопрос сооружения АЭС в стране и в перспективе получает дополнительно 4,8 ГВт для своей энергосистемы, что составляет приблизительно 10% от текущей суммарной установленной мощности Турции (по данным 2009 г. — 44,8 ГВт);

— страна добивается приемлемых для себя условий по финансированию проекта (не вкладывая в него средств) и цене продаваемой электроэнергии, а также по гарантиям на покупку электроэнергии;

— Турция, определяя в качестве схемы реализации проекта «ВОО», выигрывает, перекладывая на плечи подрядчика вопросы разработки детального технико-экономического обоснования и технического проекта, а также «склейки» разноплановых компетенций компаний — участников проекта;

— кроме того, не стоит забывать про участие в проекте турецких строительных компаний и соответственно про экономической эффект и создание дополнительных рабочих мест, что весьма актуально для страны, где вопрос безработицы стоит достаточно остро;

— помимо того, Турция получает статус страны — обладателя мирных ядерных технологий и через несколько лет пополнит ряды своих ученых специалистами-ядерщиками, получившими образование в России.

Несмотря на последствия аварии на АЭС «Фукусима» в Японии, которая достаточно негативно сказалась на международном имидже атомной энергетики, совершенно очевидно, что Турции закрыть потребности имеющимися энергоресурсами, в том числе возобновляемыми, весьма проблематично. Следовательно, для дальнейшего продекларированного Анкарой экономического роста ядерная энергетика стране остро необходима3. Достижение договоренностей по АЭС «Аккую», в качестве «положительного примера», стимулирует развитие событий по сооружению второй АЭС — в районе г. Синоп, переговоры по которой с потенциальными инвесторами Турция активно ведет. Немаловажно отметить, что в Турции существует семь потенциальных площадок, определенных под возможное строительство АЭС.

Расширяя постановку озвученного выше вопроса о выг.х сторон, уместно перечислить, как видятся торгово-экономические отношения на современном этапе для России и Турции. Турция для России — крупный рынок сбыта российских энергоносителей: нефти и нефтепродуктов, природного газа, каменного угля. Можно отметить, что Турция — второй по размеру зарубежный потребитель «Газпрома». Российский бизнес в Турции представлен мало, за исключением крупных энергетических компаний, прежде всего «сырьевого» и инвестиционного профилей.

Доля несырьевого российского экспорта в Турцию достаточно мала и, как было показано выше, составляет порядка 2,3% по данным 2010 г. Так что, наряду с тем, чем Турция для РФ является, уместно подчеркнуть, чем Турция не является. Она на текущем этапе не есть рынок сбыта для российской «конечной» продукции. В этом в принципе ничего удивительного нет, принимая во внимание в целом непростую ситуацию с несырьевым и неоружейным российским экспортом за рубеж. Это, впрочем, не отменяет того факта, что Турция -крупный источник валютной выручки для России от продажи энергоресурсов и сырья.

Немаловажно, что экономические успехи Турции привлекли к себе внимание российской стороны и страна постепенно начинает рассматриваться в качестве источника опыта, в частности в

плане создания организованных промышленных зон и промышленных кластеров. Объем взаимных контактов и сотрудничества по этим вопросам как на федеральном, так и на региональном уровне постоянно растет.

Применительно к Турции, первое и самое главное, Россия — «рынок №1» для страны. Можно смело утверждать, что ни одна из стран мира не может представлять для Турции большего экономического интереса, чем Россия. Об этом наглядно свидетельствует уникальный статус РФ в турецкой экспортной стратегии, где Россия — единственная страна, определенная в качестве целевого рынка сбыта для всех групп турецких товаров, а также продекларированные руководствами двух стран планы по доведению взаимной торговли до 100 млрд долл. ежегодного товарооборота.

Россия — емкий рынок страны с переходной экономикой, где Турция не должна быть Китаем или Индией, иными словами, самой дешевой, чтобы быть успешной. Более того, можно констатировать тот факт, что Турция к настоящему времени достаточно хорошо «раскручена» в России, где у нее сложилась репутация надежного партнера, с оптимальным сочетанием цены и качества. Немаловажно, что требование предоставления проектного финансирования в России, в отличие от той же Турции, где мало кто строит за собственные средства, встречается далеко не всегда. Это также облегчает задачу турецким поставщикам и подрядчикам. Оборотной стороной является недостаточная пока интернационализация российского рынка, создающая трудности для международных игроков. Зачастую еще проекты готовятся на русском языке и «привязываются» к российским стандартами и нормам. Тем не менее, как показала практика, активные турецкие бизнесмены быстро адаптировались к ситуации и научились работать на этих условиях.

Россия, несмотря на все спекуляции в зарубежных масс-медиа, — надежный поставщик энергоносителей, которые необходимы Турции для обеспечения потребностей растущей экономики и удовлетворения нужд увеличивающегося населения страны. Также Турция много ждет от российской стороны в плане участия в ее перспективных энергетических проектах. В первую очередь, конечно, речь идет о проекте нефтепровода «Самсун — Джейхан», а также о создании энергетического хаба в районе г. Джейхан. Немаловажно, что Россия становится крупным инвестором в турецкую экономику и ее присутствие в Турции в таких сферах, как инфраструктура, энергетика, промышленность, недвижимость и т.д., имеет значительный потенциал роста и поощряется турецкой стороной.

Несколько отклоняясь от экономических аспектов, надо сказать, что Россия не только важный политический партнер Турции в регионе. Она также «противовес» европейскому и американскому векторам в тонкой и многогранной дипломатической игре Анкары. Кроме того, разумеется, Россия — место проживания исламского и тюркско-

го населения, поддержанию и развитию связей с которым, в частности в регионах РФ, Турция уделяет большое внимание.

Переходя к стратегии работы каждой из сторон в двусторонних отношениях на перспективу, в отношении Турции можно отметить следующее. Прежде всего, в Турции присутствует полное понимание того, что она делает на международной арене в принципе и в частности на российском направлении, где, можно смело утверждать, присутствует четкая линия, проводимая совместными усилиями государства и бизнеса. Попробуем перечислить ее основные компоненты. Можно ожидать, что Турция:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

— будет настойчиво и последовательно реализовывать свою экспортную стратегию по продвижению продукции и услуг, упомянутых в ней двадцати четырех отраслей, на российский рынок;

— имея большое отрицательное сальдо в торговле с Россией, будет стремиться к выправлению ситуации, в частности, через попытки внедрения «альтернативных», к примеру бартерных, схем расчетов за поставляемые энергоносители;

— параллельно можно ожидать, что вопрос корректировки тарифов, который регулярно ставится перед Россией, с повестки дня не сойдет. Турция продемонстрировала серьезность своих намерений, не продлив контракт государственной компании «БОТАШ» с «Газпромом» на закупку газа по западному маршруту вследствие отказа последних от снижения цены. Будут ли «Газпромом» переподписаны соответствующие соглашения с частным сектором и на каких условиях, станет ясно уже в ближайшей перспективе. В контексте этого вопроса турками упоминаются важные для российской стороны проекты «Южный поток» и «Аккую», что свитедельствует о намерении турецкой стороны предложить очередную пакетную сделку с обязательным условием снижения цен на поставляемый природный газ;

— продолжит попытки вовлечения России в свои проекты в энергетической сфере. В первую очередь речь идет о проекте «Самсун — Джейхан», экономическая целесообразность которого ставится российской стороной под большой вопрос. Возможно, озвученные руководством Турции декларации по сооружению канала «Стамбул», параллельного Проливам, помимо всего прочего, могут рассматриваться в контексте турецких усилий по «убеждению» России;

— продолжит продвигать проект «Набукко», конкурентный российскому газопроводу «Южный поток». Имея в виду сложности с реализацией последнего и оказывая на них, в определенной степени, влияние, Турция может приветствовать участие России в «Набукко»;

— продолжит работу с потенциальными российскими инвесторами, в частности по «мегапроектам». Россия для Турции — не только емкий рынок сбыта, но и страна потенциальных крупных инвесторов в турецкую экономику;

— продолжит последовательно реализовывать свой внешнеполитический курс, в соответствии с

положениями своей внешнеполитической доктрины, изложенной в книге министра иностранных дел Турции А. Давутоглу «Стратегическая глубина», где российское направление — одно из центральных.

Здесь нельзя также воздержаться от нескольких гипотез относительно потенциально возможных инициатив Турции по отношению к России. В середине 2011 г. Россия и Турция отменили визовой режим, что сняло скорее психологический, нежели реально существующий барьер для турецких граждан при поездках в Россию. По сравнению с ранее существовавшим благоприятным визовым режимом въезда в Турцию для российской стороны, по сути, мало что изменилось. Ведется систематическая работа по упрощению таможенного режима между двумя странами. С учетом того, что Турция за последние годы уже успела приучить наблюдателей к нестандартным и смелым инициативам со своей стороны и, принимая во внимание серьезную нацеленность турецкого бизнеса на российский рынок, нельзя считать совсем уж «фантастикой», если Турция поднимет вопрос не только о упрощении таможенных процедур, но и о снятии таможенных барьеров, к примеру в рамках какого-либо союза с Россией. Стоит напомнить, что вступление Турции в Таможенный союз с Европой в 1994 г., по сути, привело к формированию экспортно-ориентированного профиля турецкой экономики и ознаменовало ее переход на качественно новый уровень. Список же потенциальных выгод для Турции от аналогичного шага «любой длины» в отношении России сложно переоценить.

Турция ведет переговоры о строительстве второй атомной электростанции в районе г. Синоп с потенциальными зарубежными инвесторами и консорциумами подрядчиков. Непростой их ход вполне может побудить турецкое руководство предложить россиянам «не останавливаться на достигнутом» в случае «Аккую» и продолжить свою работу в районе г. Синоп, к примеру со ссылкой, что всегда проще иметь в стране однотипное оборудование и технологии из одного источника, тем более в такой «чувствительной» отрасли, как атомная энергетика.

Более того, Турции, которая проводит свою программу по модернизации экономики и переходу к широкому производству товаров с высокой добавленной стоимостью, Россия не может не быть интересна как страна, обладающая большим научно-технологическим потенциалом. Недостаток научной школы и фундаментальных исследований — один из серьезных вопросов, стоящих перед Турцией, которая, однако, успешна в коммерциализации результатов исследований. В качестве конкретного примера работы в этом направлении можно отметить отбор, при наличии достаточно большого конкурса, и отправку турецких студентов для получения образования в России по направлению «атомная энергетика».

Разумеется, перечисленное выше — лишь некоторые гипотетические примеры турецких инициатив. На практике Турция действует по всему

фронту возможностей с использованием всех имеющихся у нее в наличии инструментов.

Что же можно предложить российской стороне, с учетом проведенного исследования, в качестве отправных точек стратегии на турецком направлении?

Прежде всего, представляется, что необходимо по возможности расширить читательскую аудиторию турецких программных документов, включая такие, как: Предвыборная декларация правящей Партии справедливости и развития, Экспортная стратегия Турции (применительно к России), Промышленная стратегия, Национальная научная и технологическая политика и т.д. Представляется, что знакомство с этими документами

— своего рода «кандидатский минимум» для специалистов, работающих на турецком направлении, по знанию южного соседа РФ. Не говоря уже о том, что весьма актуален перевод на русский язык и издание в России монографии «Стратегическая глубина», которая, несомненно, будет интересна не только специалистам, но и простым читателям. Формулируя идею иными словами, требуется добиваться четкого понимания состояния современной Турции, трансформаций, которые происходят в стране, перспективных планов турецкого руководства. Представляется, что изучение турецкого экономического «чуда», как бизнес-модели, имеет на этом этапе для России, находящейся на пути модернизации своей экономики, первостепенную значимость. России может быть интересен и полезен опыт Турции в плане проведения институциональных реформ, создания либеральной рыночной модели, поддержки малого и среднего бизнеса, а также экспортеров, создания организованных промышленных зон, работы различных бизнес-ассоциаций (особенно действующих на внешней арене), коммерциализации результатов исследований и т.д.

Без ощутимых практических результатов модернизации российской экономики, в которой, наряду с прочим, может широко использоваться турецкий опыт и наработки, не приходится говорить о возможности кардинального изменения соотношения между «конечной» продукцией, с одной стороны, и сырьем и энергоносителями- с другой, в объеме российского экспорта в Турцию. Думается, в актуальности решения этой непростой задачи сомневаться не приходится.

В заключение нельзя не сказать о перспективах развития двусторонних отношений. Не вызывает особых сомнений то, что сторонами заложен солидный фундамент для дальнейшего развития торгово-экономических связей и также сотрудничества по широкому спектру вопросов, в частности касающихся безопасности и стабильности в регионе. Как было показано выше, турецкий интерес к России имеет серьезную экономическую основу. Представляется, что России, при наличии подписанных долгосрочных контрактов на поставку энергоносителей, скорее должен быть интересен в широком плане опыт турецких экономических реформ, который может адаптироваться к россий-

ским условиям и применяться в ходе модернизации российской экономики.

При этом нельзя не отметить несколько факторов «риска» в двусторонних отношениях.

В их числе- прежде всего растущая активность Турции, позиционирующей себя как «интегратор» стран с тюркским населением, в регионах РФ и странах — бывших республиках Советского Союза, которые воспринимаются Россией в качестве своего жизненного пространства.

Настороженности РФ в двусторонних отношениях неизбежно добавит подписание Турцией в сентябре 2011 г. соглашения с США по размещению элементов ПРО на турецкой территории.

Нельзя не отметить наличие у сторон серьезных расхождений в отношении событий «арабской весны», наиболее ярко проявившихся по Сирии, где Турция стремится выступить локомотивом смещения режима Б. Асада, а Россия, памятуя о ливийском «прецеденте», настаивает на легитимности сирийского правительства и необходимости урегулирования конфликта за столом переговоров.

Вполне может обостриться конкуренция между российским и турецким проектами доставки природного газа европейским потребителями -Южным Потоком и «Набукко». Сооружение нефтепровода «Самсун — Джейхан» упирается в вопрос экономической целесообразности. Не стоит забывать, что турецкая сторона пока не выдала проектной компании лицензии на строительство и эксплуатацию АЭС «Аккую». Более того, после и в случае урегулирования этого вопроса, который с учетом значимости и масштаба проекта, вполне может выйти за рамки технического, стороны будет ждать долгая и кропотливая работа по весьма сложному проекту, реализация которого до пуска в эксплуатацию сулит множество дискуссий.

Перечисленные выше обстоятельства, которые в ближайшие годы способны создавать непростой фон в отношениях между сторонами, стоит дополнить отсутствием в настоящее время у России ощутимого экономического интереса в Турции, лежащего за пределами торговли энергоносителями и крупных инвестиций.

Преодолению угроз в российско-турецких отношениях должен способствовать солидный задел,

сделанный в отношениях между Россией и Турцией за первое десятилетие XXI в., как в экономическом, так и в политическом плане. Представляется, что большое значение также должно сыграть глубокое понимание Россией своего южного соседа, исследование опыта турецких реформ, анализ развития ситуации в Турции, лишь на основе которых можно выстраивать продуманную, долгосрочную и сбалансированную российскую стратегию на турецком направлении, которая должна учитывать широкий спектр возможностей и угроз.

Безусловный интерес для России может представлять развитие альтернативных («несырьевых») направлений сотрудничества в сфере научно-технологического развития и коммерциалиации результатов исследования, сооружения технопарков и организованных промышенных зон, мер поддержки малого и среднего бизнеса. Ключевым здесь должно быть понимание того, что Россия и Турция развиваются во многом параллельными курсами в вопросе модернизации своих экономик и перевода их на «инновационный путь».

Подводя итог, следует подчеркнуть: несмотря на наличие значительного количества точек для сближения, с учетом начавшихся накапливаться между сторонами противоречий и разногласий, на безоблачность в российско-турецких отношениях рассчитывать не приходится. Наши турецкие партнеры всегда будут жестко и решительно действовать только в своих интересах, оставляя за скобками улыбки и дружескую риторику.

Starodubtsev I.I. Russian-Turkish Cooperation: Current Situation and Perspectives.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

———— Ключевые слова ————————————— Keywords ————

Турция, российско-турецкие отношения, энергетика, Turkey, Turkish-Russian relations, energy, export-import,

экспорт-импорт, торгово-экономические отношения, trade and economic relations, oil and gas cooperation,

нефте-газовое сотрудничество, атомная энергетика, nuclear power, Nabucco, South Stream, Akkuyu.

Набукко, Южный Поток, Аккую.

Примечания

1. Один из терминов, введенных в широкое использование в Турции после публикации монографии А. Давутоглу «Стратегическая глубина: международное положение Турции» (в оригинале, на турецком языке — «Stratejik Derinlik: Turkiye’nin Uluslararasi Konumu»).

2. Аббревиатура расшифровывается как «Built — Operate — Own», или в переводе с английского языке — «строй — эксплуатируй — владей».

3. Руководство Турции провозгласило задачу по вхождению страны в десятку крупнейших экономик мира по объему ВВП к столетнему юбилею провозглашения Турецкой Республики, который будет отмечаться в 2023 г.

>Торговля между Россией и Турцией в 2018 г.

Товарооборот России с Турцией

В 2018 году товарооборот России с Турцией составил 25 560 958 181 долл. США, увеличившись на 18,32% (3 956 816 275 долл. США) по сравнению с 2017 годом.

Экспорт России в Турцию в 2018 году составил 21 345 043 666 долл. США, увеличившись на 17,15% (3 124 302 488 долл. США) по сравнению с 2017 годом.

Импорт России из Турции в 2018 году составил 4 215 914 515 долл. США, увеличившись на 24,61% (832 513 787 долл. США) по сравнению с 2017 годом.

Сальдо торгового баланса России с Турцией в 2018 году сложилось положительное в размере 17 129 129 151 долл. США. По сравнению с 2017 годом положительное сальдо увеличилось на 15,45% (2 291 788 701 долл. США).

Доля Турции во внешнеторговом обороте России в 2018 году составила 3,7146% против 3,6990% в 2017 году. По доле в российском товарообороте в 2018 году Турция заняла 6 место (в 2017 году – 7 место).

Доля Турции в экспорте России в 2018 году составила 4,7437% против 5,1027% в 2017 году. По доле в российском экспорте в 2018 году Турция заняла 5 место (в 2017 году – также 5 место).

Доля Турции в импорте России в 2018 году составила 1,7703% против 1,4907% в 2017 году. По доле в российском импорте в 2018 году Турция заняла 12 место (в 2017 году – 16 место).

Экспорт России в Турцию

В структуре экспорта России в Турцию в 2018 году (и в 2017 году) основная доля поставок пришлась на следующие виды товаров:

  • Минеральные продукты (коды ТН ВЭД 25-27) — 64,28% от всего объема экспорта России в Турцию (в 2017 году – 58,16%);
  • Металлы и изделия из них (коды ТН ВЭД 72-83) — 20,74% от всего объема экспорта России в Турцию (в 2017 году – 25,90%);
  • Продовольственные товары и сельскохозяйственное сырьё (коды ТН ВЭД 01-24) — 8,72% от всего объема экспорта России в Турцию (в 2017 году – 9,76%);
  • Продукция химической промышленности (коды ТН ВЭД 28-40) — 3,85% от всего объема экспорта России в Турцию (в 2017 году – 3,43%);
  • Древесина и целлюлозно-бумажные изделия (коды ТН ВЭД 44-49) — 0,91% от всего объема экспорта России в Турцию (в 2017 году – 1,14%).

Наибольший прирост экспорта России в Турцию в 2018 году по сравнению с 2017 годом зафиксирован по следующим товарным группам:

  • Топливо минеральное, нефть и продукты их перегонки; битуминозные вещества; воски минеральные (код ТН ВЭД 27) — рост на 3 168 693 328 долл. США;
  • Злаки (код ТН ВЭД 10) — рост на 412 833 081 долл. США;
  • Органические химические соединения (код ТН ВЭД 29) — рост на 123 226 626 долл. США;
  • Изделия из черных металлов (код ТН ВЭД 73) — рост на 115 856 556 долл. США;
  • Продукты неорганической химии; соединения неорганические или органические драгоценных металлов, редкоземельных металлов, радиоактивных элементов или изотопов (код ТН ВЭД 28) — рост на 111 992 915 долл. США.

Наибольшее сокращение экспорта России в Турцию в 2018 году по сравнению с 2017 годом зафиксировано по следующим товарным группам:

  • Алюминий и изделия из него (код ТН ВЭД 76) — сокращение на 430 535 091 долл. США;
  • Овощи и некоторые съедобные корнеплоды и клубнеплоды​ (код ТН ВЭД 07) — сокращение на 137 331 109 долл. США;
  • Масличные семена и плоды; прочие семена, плоды и зерно; лекарственные растения и растения для технических целей; солома и фураж (код ТН ВЭД 12) — сокращение на 99 932 222 долл. США;
  • Жиры и масла животного или растительного происхождения и продукты их расщепления; готовые пищевые жиры; воски животного или растительного происхождения (код ТН ВЭД 15) — сокращение на 81 672 895 долл. США;
  • Суда, лодки и плавучие конструкции (код ТН ВЭД 89) — сокращение на 71 683 110 долл. США.
Экспорт России в Турцию в 2018 году по товарным группам

Код
ТН ВЭД
Наименование товарной группы Экспорт в 2018 г.,
долл. США
Доля в общем экс- порте,
%
Экспорт в 2017 г.,
долл. США
Изменения в
2018 г.
относительно
2017 г.,
%
01 Живые животные 7 952 0,00 0
03 Рыба и ракообразные, моллюски и прочие водные беспозвоночные​ 47 500 0,00 37 498 26,67
04 Молочная продукция; яйца птиц; мед натуральный; пищевые продукты животного происхождения, в другом месте не поименованные или не включенные 0 0,00 2 121 -100,00
05 Продукты животного происхождения, в другом месте не поименованные или не включенные 735 689 0,00 1 126 592 -34,70
06 Живые деревья и другие растения; луковицы, корни и прочие аналогичные части растений; срезанные цветы и декоративная зелень 71 530 0,00 50 974 40,33
07 Овощи и некоторые съедобные корнеплоды и клубнеплоды​ 53 958 755 0,25 191 289 864 -71,79
08 Съедобные фрукты и орехи; кожура цитрусовых плодов или корки дынь 463 341 0,00 84 524 448,18
09 Кофе, чай, мате, или парагвайский чай, и пряности 211 803 0,00 230 543 -8,13
10 Злаки 1 255 649 421 5,88 842 816 340 48,98
11 Продукция мукомольно-крупяной промышленности; солод; крахмалы; инулин; пшеничная клейковина 7 712 508 0,04 10 294 525 -25,08
12 Масличные семена и плоды; прочие семена, плоды и зерно; лекарственные растения и растения для технических целей; солома и фураж 23 409 558 0,11 123 341 780 -81,02
13 Шеллак природный неочищенный; камеди, смолы и прочие растительные соки и экстракты 0 0,00 18 -100,00
14 Растительные материалы для изготовления плетеных изделий; прочие продукты растительного происхождения, в другом месте не поименованные или не включенные 815 988 0,00 1 335 777 -38,91
15 Жиры и масла животного или растительного происхождения и продукты их расщепления; готовые пищевые жиры; воски животного или растительного происхождения 241 800 030 1,13 323 472 925 -25,25
17 Сахар и кондитерские изделия из сахара 21 949 876 0,10 24 954 968 -12,04
18 Какао и продукты из него 860 555 0,00 649 347 32,53
19 Готовые продукты из зерна злаков, муки, крахмала или молока; мучные кондитерские изделия 1 149 911 0,01 598 979 91,98
20 Продукты переработки овощей, фруктов, орехов или прочих частей растений 91 497 0,00 213 655 -57,18
21 Разные пищевые продукты 8 494 050 0,04 9 423 643 -9,86
22 Алкогольные и безалкогольные напитки и уксус 8 369 217 0,04 7 563 605 10,65
23 Остатки и отходы пищевой промышленности; готовые корма для животных 212 369 365 0,99 222 985 197 -4,76
24 Табак и промышленные заменители табака 22 445 051 0,11 18 556 089 20,96
25 Соль; сера; земли и камень; штукатурные материалы, известь и цемент 9 843 989 0,05 433 418 2 171,25
26 Руды, шлак и зола 123 948 149 0,58 179 225 022 -30,84
27 Топливо минеральное, нефть и продукты их перегонки; битуминозные вещества; воски минеральные 13 585 792 009 63,65 10 417 098 681 30,42
28 Продукты неорганической химии; соединения неорганические или органические драгоценных металлов, редкоземельных металлов, радиоактивных элементов или изотопов 186 179 552 0,87 74 186 637 150,96
29 Органические химические соединения 350 663 028 1,64 227 436 402 54,18
30 Фармацевтическая продукция 2 341 650 0,01 837 003 179,77
31 Удобрения 92 004 739 0,43 95 086 073 -3,24
32 Экстракты дубильные или красильные; таннины и их производные; красители, пигменты и прочие красящие вещества; краски и лаки; шпатлевки и прочие мастики; полиграфическая краска, чернила, тушь 30 452 802 0,14 27 761 493 9,69
33 Эфирные масла и резиноиды; парфюмерные, косметические или туалетные средства 3 094 441 0,01 1 996 727 54,98
34 Мыло, поверхностно-активные органические вещества, моющие средства, смазочные материалы, искусственные и готовые воски, составы для чистки или полировки, свечи и аналогичные изделия, пасты для лепки, пластилин, «зубоврачебный воск» и зубоврачебные составы на основе гипса 705 886 0,00 747 311 -5,54
35 Белковые вещества; модифицированные крахмалы; клеи; ферменты 56 548 0,00 62 198 -9,08
36 Взрывчатые вещества; пиротехнические изделия; спички; пирофорные сплавы; некоторые горючие вещества 137 0,00 12 815 -98,93
38 Прочие химические продукты 6 032 713 0,03 9 733 457 -38,02
39 Пластмассы и изделия из них​​ 63 993 714 0,30 94 890 408 -32,56
40 Каучук, резина и изделия из них 87 241 640 0,41 91 811 723 -4,98
41 Hеобработанные шкуры (кроме натурального меха) и выделанная кожа 2 771 955 0,01 3 313 063 -16,33
42 Изделия из кожи; шорно-седельные изделия и упряжь; дорожные принадлежности, дамские сумки и аналогичные им товары; изделия из кишок животных (кроме волокна из фиброина шелкопряда) 122 998 0,00 148 737 -17,31
43 Натуральный и искусственный мех; изделия из него 10 355 0,00 36 114 -71,33
44 Древесина и изделия из нее; древесный уголь​ 61 143 068 0,29 92 845 840 -34,15
47 Масса из древесины или из других волокнистых целлюлозных материалов; регенерируемые бумага или картон (макулатура и отходы) 12 477 718 0,06 4 108 489 203,71
48 Бумага и картон; изделия из бумажной массы, бумаги или картона​ 119 872 406 0,56 111 104 857 7,89
49 Печатные книги, газеты, репродукции и другие изделия полиграфической промышленности; рукописи, машинописные тексты и планы 105 303 0,00 88 001 19,66
51 Шерсть, тонкий или грубый волос животных; пряжа и ткань, из конского волоса 86 447 0,00 0
53 Прочие растительные текстильные волокна; бумажная пряжа и ткани из бумажной пряжи 0 0,00 6 047 -100,00
54 Химические нити; плоские и аналогичные нити из химических текстильных материалов 6 109 918 0,03 5 087 484 20,10
55 Химические волокна 4 944 561 0,02 4 967 116 -0,45
56 Вата, войлок или фетр и нетканые материалы; специальная пряжа; бечевки, веревки, канаты и тросы и изделия из них 10 152 388 0,05 4 368 451 132,40
57 Ковры и прочие текстильные напольные покрытия 78 0,00 9 031 -99,14
58 Специальные ткани; тафтинговые текстильные материалы; кружева; гобелены; отделочные материалы; вышивки 16 465 0,00 66 748 -75,33
59 Текстильные материалы, пропитанные, с покрытием или дублированные; текстильные изделия технического назначения 66 418 0,00 89 843 -26,07
60 Трикотажные полотна машинного или ручного вязания 258 205 0,00 317 194 -18,60
61 Предметы одежды и принадлежности к одежде, трикотажные машинного или ручного вязания​​ 127 281 0,00 585 805 -78,27
62 Предметы одежды и принадлежности к одежде, кроме трикотажных машинного или ручного вязания 212 720 0,00 876 223 -75,72
63 Прочие готовые текстильные изделия; наборы; одежда и текстильные изделия, бывшие в употреблении; тряпье 65 837 0,00 22 328 194,86
64 Обувь, гетры и аналогичные изделия; их детали 54 369 0,00 13 863 292,19
65 Головные уборы и их части 1 188 0,00 12 231 -90,29
66 Зонты, солнцезащитные зонты, трости, трости-сиденья, хлысты, кнуты для верховой езды и их части 293 0,00 40 632,50
67 Обработанные перья и пух и изделия из перьев или пуха; искусственные цветы; изделия из человеческого волоса 567 0,00 190 198,42
68 Изделия из камня, гипса, цемента, асбеста, слюды или аналогичных материалов 337 309 0,00 667 215 -49,45
69 Керамические изделия 1 227 722 0,01 768 151 59,83
70 Стекло и изделия из него​ 18 059 287 0,08 32 625 386 -44,65
71 Жемчуг природный или культивированный, драгоценные или полудрагоценные камни, драгоценные металлы, металлы, плакированные драгоценными металлами, и изделия из них; бижутерия; монеты 14 307 815 0,07 4 554 613 214,14
72 Черные металлы 3 459 152 073 16,21 3 465 769 609 -0,19
73 Изделия из черных металлов 398 696 541 1,87 282 839 985 40,96
74 Медь и изделия из нее 30 329 086 0,14 1 822 172 1 564,45
75 Никель и изделия из него 528 0,00 16 3 200,00
76 Алюминий и изделия из него 460 307 873 2,16 890 842 964 -48,33
78 Свинец и изделия из него 59 382 742 0,28 64 056 530 -7,30
79 Цинк и изделия из него 1 366 594 0,01 365 374 309,32
80 Олово и изделия из него 75 0,00 690 -89,13
81 Прочие недрагоценные металлы; металлокерамика; изделия из них 174 999 0,00 2 602 6 625,56
82 Инструменты, приспособления, ножевые изделия, ложки и вилки из недрагоценных металлов; их части из недрагоценных металлов 13 310 426 0,06 12 256 887 8,60
83 Прочие изделия из недрагоценных металлов 3 613 631 0,02 691 821 422,34
84 Реакторы ядерные, котлы, оборудование и механические устройства; их части​ 12 301 971 0,06 13 122 937 -6,26
85 Электрические машины и оборудование, их части; звукозаписывающая и звуковоспроизводящая аппаратура, аппаратура для записи и воспроизведения телевизионного изображения и звука, их части и принадлежности 14 624 008 0,07 14 956 568 -2,22
86 Железнодорожные локомотивы или моторные вагоны трамвая, подвижной состав и их части; путевое оборудование и устройства для железных дорог или трамвайных путей и их части; механическое (включая электромеханическое) сигнальное оборудование всех видов 763 762 0,00 210 344 263,10
87 Средства наземного транспорта, кроме железнодорожного или трамвайного подвижного состава, и их части и принадлежности 4 853 008 0,02 5 429 194 -10,61
89 Суда, лодки и плавучие конструкции 64 794 147 0,30 136 477 257 -52,52
90 Инструменты и аппараты оптические, фотографические, кинематографические, измерительные, контрольные, прецизионные, медицинские или хирургические; их части и принадлежности 7 717 311 0,04 4 934 711 56,39
91 Часы всех видов и их части​ 184 0,00 64 187,50
92 Инструменты музыкальные; их части и принадлежности 3 030 0,00 300 910,00
94 Мебель; постельные принадлежности, матрацы, основы матрацные, диванные подушки и аналогичные набивные принадлежности мебели; лампы и осветительное оборудование, в другом месте не поименованные или не включенные; световые вывески, световые таблички с именем или названием, или адресом и аналогичные изделия; сборные строительные конструкции 154 884 0,00 361 487 -57,15
95 Игрушки, игры и спортивный инвентарь; их части и принадлежности 90 441 0,00 57 226 58,04
96 Разные готовые изделия 2 148 673 0,01 3 072 032 -30,06
SS Секретный код 155 760 414 0,73 56 804 025 174,21

Курс валюты Турции к российскому рублю

Курс турецкой лиры к рублю ЦБ РФ за 2018 год

Поделиться публикацией:

Банк России начал раскрывать валютную структуру торговли с Турцией. До этого ЦБ раскрывал только долевое распределение по валютам в торговле с Евросоюзом, Китаем, Индией и странами ЕАЭС.

Первые данные опубликованы за второй квартал 2019 года и в ретроспективе за все периоды начиная с 2013 года. На них обратил внимание РБК.

В первом полугодии 2019 года Россия в основном экспортировала товары и услуги в Турцию. Общий объем составил $10,28 млрд. Из них:

  • за доллары США — 83,1%;
  • рубли — 11,7%;
  • евро — 5%;
  • валюты, включая турецкую лиру — 0,2%.

В импорте турецких товаров и услуг в Россию рубль занимает почти треть. Общий импорт товаров и услуг из Турции составил $5,1 млрд за первое полугодие текущего года. Из них:

  • 39,7% — в долларах США;
  • 32,8% — в рублях;
  • 25,7% — в евро.

Минфин России сообщал, что в 2018 году доля торговых расчетов между Россией и Турцией в рублях составила 21%, в долларах — 65% и в евро — около 13%, но без разбивки по экспорту и импорту.

В начале октября Россия и Турция подписали соглашение о расчетах в национальных валютах. Документ предполагает постепенный переход на использование рублей и лир во взаимной торговле, что должно снизить валютные риски контрагентов двух государств.

Подробнее — в публикации “Ъ” «Длинный рубль потянуло к звонкой лире».

Русско-Турецкие отношения XVIII век история

Русско-Турецкие отношения оставались напряженными на протяжении практически всего XVIII века. К середине столетия черноморская проблема вышла на первый план во внешней политике России. Турция, считавшая себя хозяйкой Черного моря и подстрекаемая Францией, ждала удобного момента для продвижения на Украине и Кавказе. Крымское ханство по-прежнему тревожило своими набегами русские земли.

Потребности экономического развития России требовали присоединения новых плодородных земель на Юге между засечными чертами и азовско-черноморским побережьем, выхода к Азовскому и Черном морям и закрепления на их берегах. Российская империя стремилась к созданию Черноморского флота, а также желала добиться свободного плавания своих судов по Черному морю и доступности для них проливов.

В 1768—1774 годах разразилась очередная русско-турецкая война. Военные действия 1768—1769 годов закончились для турок неудачей, но России ощутимого успеха не принесли. Положение изменилось в 1770 году, когда на притоках реки Прут Ларге и Кагуле П. А. Румянцев одержал блистательные победы. Русская эскадра А. Г. Орлова и Г. А. Спиридова, выйдя из Балтики, достигла Средиземного моря и разгромила в июне 1770 года турецкий флот в Чесменской бухте. Были блокированы Дарданеллы. В 1771 году российские войска заняли все основные центры Крыма. В 1772 году Россия, учитывая сложившееся международное положение, начала переговоры о мире. Но условия Турции ее не устраивали, и в 1773 году военные действия вновь активизировались. Войска А. В. Суворова взяли крепость Туртукай, а годом позже одержали победу при Козлудже.

Россия могла развить успех, однако Екатерина II торопилась окончить войну, дабы бросить армию на разгром пугачевских отрядов. 10 июля 1774 года Турция и Россия подписали мирный договор в деревне Кючук-Кайнарджи, по которому уничтожалась зависимость Крыма от Турции, а Россия получала новые земли и право беспрепятственного плавания торговых судов по Черному морю.

Русско-турецкие отношения — Часть 4

Заключение

Русско-турецкие отношения в семнадцатом – восемнадцатых веках носили неоднозначный, противоречивый характер, обусловленный военополитическими и геополитическими интересами. Кроме того, характер самих отношений между этими странами во многом определялся положением данных государств в «концерте мировых держав».
Три основные международные проблемы стояли перед Россией в XVII веке. Оставался нерешенным вопрос о воссоединении украинских и белорусских земель, которые находились под властью Речи Посполитой (Польши). Не менее насущным был вопрос о выходе к Балтийскому морю. К концу столетия четко обрисовалась и третья задача — необходимость борьбы с Турцией и ее вассалом — Крымом. Все три проблемы переплетались между собой, чем осложнялось разрешение каждой из них в отдельности, поскольку начиная с середины XVII в. Россия играет крупную роль в политической жизни Восточной Европы, и ни одна международная проблема больше не могла быть разрешена здесь без ее участия. Таким образом, ко второй половине столетия уже стало определяться значение Русского государства как одной из европейских великих держав.
Уровень русской дипломатии в XVII веке значительно повышается. В этот период в России имелось немало действительно способных дипломатов, отчетливо сознававших и умело защищавших интересы своего государства. К концу XVII в. и на Западе, и на Востоке международное положение России укрепилось. Наметились те основные направления, по которым пошла внешняя политика Российской империи в XVIII веке, однако на рубеже XVII — XVI II вв. Россия не только была отрезана Швецией и Турцией от Балтийского и Черного морей, но и находилась под угрозой новых агрессивных акций со стороны этих держав.
Неудачные итоги Крымских походов конца семнадцатого века дали и положительные последствия. Россия формально внесла вклад в борьбу против турецкой агрессии, так как эти походы отвлекли на себя силы татар, и султан, таким образом, лишился поддержки многочисленной крымской конницы. Это обеспечивало союзникам России по антитурецкой коалиции благоприятные условия для успешных действий на западноевропейском театре войны, однако для самой России проблему Турции не решило.
Петр I унаследовал две сложнейшие проблемы: турецкую и шведскую. Обе они означали борьбу за выход к морю, в первом случае — к Черному, во втором — к Балтийскому. Поэтому первые годы царствования Петра были посвящены всецело черноморской проблеме.
Расширение владений России в прикаспийских землях вызвало резкое обострение отношений между Россией и Турцией, которую подстрекали против России Англия, Франция и Венеция. Турецкие войска были двинуты в Закавказье, и Карталинское царство вынуждено было признать верховенство султана. Тем не менее разграничение, произведенное в 1724 г. между Россией, Персией и Турцией, закрепило за Россией большую часть ее завоеваний. Таковы были в основном итоги внешней политики Петра I.
Русская дипломатия послепетровской эпохи, и во время Екатерины II в частности, в основном разрешила унаследованные ею задачи: закреплены были достижения Петра Великого в Прибалтике, воссоединена большая часть земель, населенных родственными русскому народу белорусами и украинцами. После двух продолжительных войн, спровоцированных западноевропейскими державами, Россия стала твердой ногой на Черном море.

Список использованной литературы

1. Анисимов Е. З. Время Петровских реформ. — Л., 1989.
2. Анисимов Е. В. Россия в середине XVIII века: борьба за наследие Петра. – М.: Мысль, 1986.
3. Васильев Л. С. История Востока. – М.: Высшая школа, 1998.
4. Виноградов В. Век Екатерины II // история. – 2000. — №9. – с. 1 –13.
5. Всемирная история в 24 т. Т.13. Европа в период английской революции. – Минск, 1996.
6. Гюльсер Ф. «Мужикистан» и «Туретчина» // Родина. – 1998. — № 5 – 6. – С. 16 — 24.
7. Зеленина Л. В боях и походах // Родина. – 1998. — № 5 – 6. – С. 32 – 40.
8. История государства и права зарубежных стран / Под ред. Н. А. Крашенинниковой. – М.: Норма, 1998.
9. История дипломатии. В V т. / Под ред. В.А.Зорина. – М.: ИПЛ, Т. I., 1959.
10. История России с древнейших времен до конца XVII века / Отв. ред. А.Н. Сахаров. – М., 1998.
11. История России с начала XVIII до конца XIX века / Отв. ред. А. Н. Сахаров. – М.: АСТ, 1998.
12. Ключевский В. О. Курс лекций по русской истории. – М.: Наука, 1989.
13. Новая история стран Азии. – М.: СПЖ, 1995.
14. Орлов А. С. История России. – М.: Проспект, 1998.
15. Очерки истории СССР: период феодализма / Под ред. Б. Б. Кафенгауза. – М.: Изд. АН СССР, 1954.
16. Очерки истории СССР: Россия во второй четверти XVIII века / Под ред. Б. А. Рыбакова. – М.: Изд-во АН СССР, 1957.
17. Очерки истории СССР: Россия во второй половине XVIII века / Под ред. Б. А. Рыбакова. – М.: Изд-во АН СССР, 1959.
18. Павленко П., Кобрин В. История России с древнейших времен: Учебное пособие для вузов. – М., 1994.
19. Самборский М. Ятаганом и лопатой // Родина. – 1998. — № 5 – 6. – С. 26 – 30.
20. Соловьев С. М. История России с древнейших времен. – М., 1991.

© Размещение материала на других электронных ресурсах только в сопровождении активной ссылки

Вы можете заказать оригинальную авторскую работу на эту и любую другую тему.

(42.0 KiB, 50 downloads)

Контрольные работы в Магнитогорске, контрольную работу купить, курсовые работы по праву, купить курсовую работу по праву, курсовые работы в РАНХиГС, курсовые работы по праву в РАНХиГС, дипломные работы по праву в Магнитогорске, дипломы по праву в МИЭП, дипломы и курсовые работы в ВГУ, контрольные работы в СГА, магистерские диссертации по праву в Челгу.