Топливо для ракеты

Содержание

Ракетное топливо

Раке́тное то́пливо — вещества, используемые в ракетных двигателях различных конструкций для получения тяги и ускорения ракеты посредством энергии химической реакции (горения). Удельная теплота сгорания ракетного топлива должна быть не ниже 43 МДж/кг.

Не следует путать ракетное топливо с рабочим телом нехимических ракетных двигателей, например ядерных или электрических.

Понятие

Ракетное топливо — компонент веществ питания ракетного двигателя для создания им тяги и движения ракеты в заданном направлении. С развитием ракетной техники идет развитие новых видов ракетных двигателей, например ядерных ракетных двигателей, или ионных и т. д. Ракетное топливо может быть химическим (жидким и твёрдым), ядерным, термоядерным.

Жидкое ракетное топливо делится на окислитель и горючее. Эти компоненты находятся в ракете в жидком состоянии в разных баках. Смешивание происходит в камере сгорания, обычно с помощью форсунок. Давление создается за счет работы турбонасосной или вытеснительной системы. Также компоненты топлива используются для охлаждения сопла ракетного двигателя.

Также применяются так называемые ракетные монотоплива, в которых и окислителем и восстановителем является одно и то же вещество. При работе ракетного двигателя на монотопливе происходит химическая реакция самоокисления-самовосстановления, либо двигатель работает только за счёт фазового перехода вещества монотоплива, например из жидкого состояния в газообразное.

Твёрдое ракетное топливо тоже состоит из окислителя и горючего, но они находятся в смеси твёрдых веществ.

Группы (основные типы)

Ракетное топливо в достаточно условной мере может быть разделено на различные группы; в качестве основных групп обычно рассматриваются следующие:

  • Электрореактивные: электроэнергия и рабочие тела.
  • Ядерные: ядерное деление, синтез, распад изотопов.
  • Химические: химические реакции, реакции рекомбинации свободных радикалов.
  • Физические: потенциальная энергия сжатых газов.

Типы

Химические ракетные топлива

  • Твёрдые.
    • Нитроцеллюлоза
    • Нитроглицерин, динитрогликоль и другие труднолетучие растворители
    • Черный порох
    • Карамельное ракетное топливо
    • Смесевое ракетное топливо
    • Металлы как горючее
    • Карбиды, нитриды, азиды и амиды металлов
    • Гидриды металлов
    • Сложные гидриды
    • Перхлораты металлов
  • Жидкие:
    • Нитрометан
    • Изопропилнитрат
    • Керосин
    • Перекись водорода
    • Гидразин
    • Металлоорганические соединения
    • Гидриды азота
    • Органические амины
    • Спирты
    • Нефтепродукты
    • Углеводороды
    • Органические окиси
    • Растворы металлов
    • Бороводороды
    • Водород
    • Несимметричный диметилгидразин (НДМГ, гептил)

Окислители для жидких видов топлива

    • Фтор
    • Кислород
    • Озон
    • Фториды кислорода
    • Неорганические фториды азота
    • Фториды галогенов
    • Перхлорилфторид
    • Оксиды азота
    • Азотнокислотные окислители
    • Перекись водорода
    • Соединения инертных газов
    • Пероксиды, надпероксиды и неорганические озониды
    • Неорганические нитраты
    • Органические нитросоединения и эфиры азотной кислоты (алкилнитраты)
    • Хлорная кислота
    • Перхлораты неметаллов
    • Тетраоксид диазота (АТ, Амил)
  • Гелеобразное.
  • Гибридное.

Свободные радикалы

  • Рабочие тела для электрореактивных двигателей.

Ядерные топлива

  • Радиоизотопы.

Топливо космических ракет и аппаратов

Вывод космических аппаратов за пределы земной атмосферы и разгон до орбитальных скоростей требует огромных энергозатрат. Используемые в настоящее время топлива и конструкционные материалы ракет обеспечивают соотношение масс на старте и на орбите не лучше 30:1. Поэтому масса космической ракеты на старте составляет сотни и даже тысячи тонн. Отрыв такой массы от стартового стола требует превосходящей реактивной тяги двигателей. Поэтому основное требование к топливу первой ступени ракет — возможность создания значительной тяги при приемлемых габаритах двигателя и запасах топлива. Тяга прямо пропорциональна удельному импульсу и массовому расходу топлива, т.е. топлива с высоким удельным импульсом требуется меньше для вывода на орбиту равной нагрузки. Удельный импульс обратно пропорционален молекулярному весу продуктов горения, что означает низкую плотность высокоэффективного топлива и, соответственно, значительный объем и вес конструкции двигателя и топливной системы. Поэтому при выборе топлив ищут компромисс между весом конструкции и весом топлива. На одном конце этого выбора находится топливная пара водород+кислород с наивысшим удельным импульсом и низкой плотностью. На другом конце находится твердое топливо на основе перхлората аммония с низким удельным импульсом, но высокой плотностью.

Помимо тяговых возможностей топлива, учитываются и другие факторы. Неустойчивость горения некоторых топлив зачастую приводила к взрывам двигателей. Высокая температура горения некоторых топлив предъявляла повышенные требования к конструированию, материалам и технологии двигателей. Криогенные топлива утяжеляли ракету теплоизоляцией, затрудняли выбор хладостойких материалов, усложняли проектирование и отработку. Поэтому на заре космической эры получило широкое распространение такое легкое в получении, хранении и использовании топливо как несимметричный диметилгидразин (НДМГ, «гептил»). При этом оно имело вполне приемлемые тяговые характеристики, поэтому довольно широко используется и в наше время.

Помимо технических факторов важны экономические, исторические и социальные. Криогенные топлива требуют дорогой сложной специфической инфраструктуры космодрома для получения и хранения криогенных материалов, таких как жидкие кислород и водород. Высокотоксичные топлива, такие как НДМГ, создают экологические риски для персонала и мест падения ступеней ракет, экономические риски последствий заражения территорий при аварийных ситуациях.

В ракетах для запуска космических аппаратов в настоящее время, в основном, используются четыре вида топлива:

  • Керосин + жидкий кислород. Популярное, дешевое топливо с великолепно развитой и отработанной линейкой двигателей и топливной инфраструктурой. Имеет неплохую экологичность. Лучшие двигатели обеспечивают удельный импульс (УИ) немногим выше 300 секунд при атмосферном давлении.
  • Несимметричный диметилгидразин («гептил») + тетраоксид азота. Чрезвычайно токсичное топливо. Однако высокая устойчивость горения, самовоспламеняемость, относительная простота топливной арматуры, легкость хранения, хорошая плотность топлива, хорошие энергетические характеристики предопределили широкое распространение. Сегодня предпринимаются усилия по отказу от НДМГ. УИ примерно аналогичен кислород-керосиновой паре.
  • Жидкий водород + жидкий кислород. Низкая плотность и чрезвычайно низкие температуры хранения водорода делает очень сложным использование топливной пары в первой ступени ракет-носителей. Однако высокая эффективность приводит к широкому использованию в верхних ступенях ракет-носителей, где приоритет тяги уменьшается, а цена массы растет. Топливо имеет великолепную экологичность. УИ лучших двигателей на уровне моря свыше 350 секунд, в вакууме — 450 секунд.
  • Смесевое твёрдое ракетное топливо на основе перхлората аммония. Дешевое топливо, но требует высокой культуры производства. Широко используется в западном ракетостроении на первой ступени ракет благодаря лёгкости получения значительной тяги. Двигателями на твердом топливе сложно управлять по вектору тяги, поэтому их часто ставят в параллель с небольшими жидкостными двигателями, которые обеспечивают управляемость полета. Имеет низкую экологичность. Типовой УИ — 250 секунд.
  • Создаются перспективные двигатели на топливной паре метан + жидкий кислород (BE-4, Raptor и др.).

> Примечания

  1. Реактивные топлива — теплота сгорания. Справочник химика.

Литература

Русские ракеты: на чем они летают и будут летать в космос в будущем

Двигатели, на которых отправляются в космос российские ракеты-носители, были созданы в 60-70-е годы. Новые разработки создают задел еще на десятилетия вперед.
«Нет двигателя — и любая самая совершенная конструкция ракеты со всей ее начинкой мертва».
(академик Валентин Петрович Глушко)

В черте города Химки на площади в 90 га расположился гигант машиностроения НПО Энергомаш им. Академика В.П. Глушко. Именно здесь были созданы двигатели, положившие начало космической эре, и принесшие Советскому Союзу лавры победителя в космической гонке с США. Разработанные, испытанные и произведенные на «Энергомаше» РД-107/108 позволили доставить на орбиту первый искусственный спутник Земли ПС-1 и корабль «Восток-1» с Юрием Гагариным на борту.

РД-108 © Антон Тушин/Ridus.ru

«Энергомаш» представляет собой предприятие полного цикла, т.е. все этапы производства от разработки до выпуска конечного продукта проходят в рамках одного предприятия. Здесь даже есть свой стенд, на котором испытывают двигатели. Если вам доводилось бывать в Химках, вы наверняка видели уходящие из промзоны в небо мрачные красно-белые трубы – это и есть тот самый стенд (вообще, на «Энеромаше» около 70 различных стендов, но этот самый главный – на нем испытывают готовый продукт и экспериментальные модели). Если из труб начинает клубами валить белый дым – проходят испытания. Раньше жителей города об истпытании двигателя помимо дыма оповещал душераздирающий звук, который был слышен на дальних окраинах города. Благодаря бронекамере и гидрогасителю продуктов сгорания сегодня химчане избавлены от этой неприятности. Что же касается выбросов в атмосферу в ходе тестов, то это пары воды и CO2, на два порядка менее вредный, чем смог от соседней Ленинградки.

На «Энергомаше» вы не встретите гастарбайтеров, здесь работают не просто профессионалы высокого уровня, а настоящие фанаты своего дела. Многие из сотрудников предприятия работают здесь поколениями, с момента его появления.

На участке автоматической сварки © Антон Тушин/Ridus.ru
Личное клеймо сварщика, которое гарантирует высочайшее качество работы © Антон Тушин/Ridus.ru

Сегодня здесь выпускают двигатели, на которых летают российские, американские и южнокорейские ракеты. А начиналось все в 1928-1929 годах со студенческих работ и дипломного проекта будущего академика Валентина Глушко. В 1929 году в Ленинграде под его руководством была организована группа по разработке жидкостных ракетных двигателей (ЖДР) в составе Газодинамичекой лаборатории – этот момент и считается датой основания «Энергомаша». В рамках Реактивного НИИ (РНИИ) Глушко разрабатывал двигатель к летательным аппаратам Сергея Королева. К 1937 году он создал двигатель, который по своим параметрам превосходил немецкие, французские и американские аналоги. Уже прошли госиспытания на стенде, наземные испытания, все было готово к летным испытаниям. Но это был 1937 год, сначала расстреляли замнаркома обороны маршала Михаила Тухачевского, а вслед за ним та же участь постигла директора РНИИ Ивана Клейменова и главного инженера института Георгия Лангемака. В марте 1938 арестовали и Глушко, а спустя два месяца — Королева. Полтора года Глушко провел на Лубянке и в Бутырке, а потом получил приговор – 8 лет колонии. Однако его оставили работать в «шарашке», где он занимался разработкой вспомогательных двигателей для боевых самолетов, которые позволяли взлетать с более короткой полосы или ускоряться на короткое время в воздухе. В ходе войны их не использовали, хотя Сталин и подписал акт о запуске этих двигателей в серийное производство.

Летом 1944-ого нарком НКВД Берия пишет докладную Сталину с просьбой поощрить его подопечных и в конце августа 35 человек, в том числе Глушко и Королев, были досрочно освобождены со снятием судимостей.

Вспомогательные двигатели для боевых самолетов, которые разрабатывал заключенный Глушко © Антон Тушин/Ridus.ru
Двигатель РД-100 представляет собой существенно модифицированный двигатель для ФАУ-2 © Антон Тушин/Ridus.ru

Сразу после войны они были направлены в Германию для изучения военной техники. Вернувшись на Родину, Глушко сумел воссоздать «один в один» двигатель «оружия возмездия», легендарной немецкой ракеты ФАУ-2, но уже из советских материалов и руками советских рабочих. Двигатель работал на кислороде и водном растворе спирта. Вскоре конструкторы «Энергомаша» принялись за его модификацию, внося усовершенствования.

Это было время Холодной войны, поэтому двигатель первым делом приладили к баллистической ракете средней дальности Р-5. Она могла долететь до Западной Германии, Турции, Японии, но требовалось перелететь океан еще… Тогда приняли решение обратиться к технологии, предложенной Глушко еще в 1948 году, которая предполагала новую конструкцию камеры сгорания основного узла. Она позволяла довести температуру горения до 4 тысяч градусов, а давление до 90 атмосфер и даже выше. После серии испытаний технология подтвердила свою эффективность и на ее основе появилась «семерка» — РД-107/108. Как уже было сказано выше, на этих двигателях в космос были отправлены первый спутник Земли и первый человек. В несколько модернизированном виде эти двигатели востребованы и сегодня – 28 мая на нем к МКС стартовал экипаж корабля «Союз ТМА-13М».

«Сегодня «семерки» для «Союзов» серийно производит предприятие в Самаре. Конца и края жизни этой ракеты не видно. Не так давно начались ее полеты с европейского космодрома в Южной Америке «Куру», на космодроме «Восточный» будет стартовая площадка под ракету «Союз-2″ с этими двигателями», — говорит начальник отдела научной информации «Энергомаша» Владимир Судаков.
Но военных двигатель не устроил, поскольку топливо довольно быстро испарялось, и долго в боевой готовности ракету держать было невозможно. В результате конструкторы были вынуждены создать двигатель, который бы работал на несимметричном диметилгидразине и азотной кислоте – токсичном топливе, которое позволяет держать ракету заправленной годами. Такие двигатели были созданы к началу шестидесятых: РД-216, РД-218 и РД-219 для первых и второй ступеней боевой ракеты Р-16 и одного из вариантов РН «Космос». Впоследствии они были существенно усовершенствованы, РД-264 применяется на МБР «Воевода», которая и сегодня стоит на боевом дежурстве.

На этом же топливе к середине 60-х был создан РД-253 для ракеты-носителя «Протон» — самый мощный в мире однокамерный ЖРД. На первый ступени «Протона» работаю шесть таких двигателей, каждый из которых имеет 150 тонн тяги в базовом варианте.Благодаря им свершились полеты космических аппаратов «Луна», «Венера», «Марс», орбитальных станций «Салют» и «Мир», а также элементов МКС.

На сегодняшний день «Протон», несмотря на серию падений, является лучшей в мире тяжелой ракетой. Иностранные заказчики выстраиваются в очередь, чтобы вывести на ней на орбиту свои спутники.

Так выглядит РД-253 сверху © Антон Тушин/Ridus.ru

В РД-253 была применена новая схема, в которой горячий газ идет на турбину, раскручивает ее, а потом не выбрасывается за борт ракеты, а по газоотводу поворачивает в основную камеру, и все топливо полностью проходит через камеру сгорания при повышенном давлении.

С середины 70-х эту же схему начали использовать в сравнительно экологически чистых кислородно-керосиновых двигателях: для «Энергии-Бурана», для РН «Зенит», американской ракеты «Атлас» и новой российской ракеты «Ангара».

«Двигатель для «Энергии-Бурана» делался как многоразовый и предполагал до десяти полетных использований. А на стенде мы один и тот же двигатель повторно включали более двадцати циклов. Но в полетах эта многоразовость не проверялась: «Энергия» летала только два раза, один раз спутник выводили, второй раз беспилотный «Буран». Но мы сохранили производство этих двигателей и используем их на ракетах «Зенит»», — говорит Владимир Судаков.
РД-171М для ракеты-носителя «Зенит», которая стартует с воды, в сборочном цехе © Антон Тушин/Ridus.ru

Мощность турбины РД-170/171 равна примерно мощности установок трех атомных ледоколов. При этом цикл работы составляет всего 145 секунд – столько длится полет ракеты на двигателе первой ступени. В секунду сгорает 2,5 тонны топлива. Двигатель обеспечивает тягу в пустоте в 806 тонн. Ближе всех к этому показателю смогли приблизиться американцы, которые в Лунной программе использовали двигатель F-1 с показателем 790 тонн.

С развалом СССР для «Энергомаша», как и для всей страны, начались тяжелые годы. Но тогда же предприятие получило право выхода на мировой рынок. Когда американцы объявили конкурс на двигатель для ракеты «Атлас», «Энергомаш» предложил свой вариант двигателя на базе РД-170/171. Для этого количество камер сократили вдвое, и сконструировали новый турбонасосный агрегат, получив мощность тяги вместо 806 тонн, в 424 тонны, при требовавшихся заказчикам 360 тоннах. В итоге в 1999 году в Америку был поставлен первый товарный двигатель РД-180, на которых «Атласы» уже 51 раз успешно выходили в космос. Ни одного падения зафиксировано не было. Всего США уже закупили около 70 таких двигателей, и каждый год «Энергомаш» отправляет за океан еще по четыре-пять РД-180. Последние санкции и громкие заявления с обеих сторон пока никак на заказах не сказались, а правительство США через суд добивается того, чтобы президентский запрет не коснулся поставок российский ракетных двигателей.

РД-180 в сборочном цехе после контрольных испытаний на стенде готовят к отправке за океан © Антон Тушин/Ridus.ru
© Антон Тушин/Ridus.ru

Сегодня «Энергомаш» собирает линейку из трех двигателей РД-171М («Зенит») , РД-180 («Атлас-5») и РД-191 («Ангара»). РД-107/108 собираются в Самаре, а РД-253 в Перми. Проектируется форсированная модификация РД-171М, получившая название РД-175, которая при тех же габаритах выдает не 806, а более 1000 тонн тяги. Это двигатель будущего, обеспечивающий конкурентные преимущества на десятилетия вперед, он будет разработан для ракет-носителей тяжелого класса.

В сборочном цеху собирают американский заказ: РД-180 для ракеты-носителя «Атлас-5» © Антон Тушин/Ridus.ru
© Антон Тушин/Ridus.ru

Большие надежды возлагаются на ракету «Ангара-5»: в июне с «Плесецка» должна стартовать легкая ракета «Ангара-1», и, если все пройдет нормально, то к концу года пройдут летные испытания и тяжелого варианта «Ангара-5». Двигатели для этих РН работают на кислороде и керосине, так что «Ангара-5» может прийти на смену токсичному и в последнее время плохо летающему «Протону». На двигателях, разработанных для «Ангары», трижды летали южнокорейские ракеты KSLV-1, но корейцы программу временно свернули и об их дальнейших планах пока ничего неизвестно.

Кроме того, американцы планируют на базе «Атласа-5» совершать коммерческие полеты, и «Энергомаш» готов сертифицировать свои двигатели для полетов человека, а также сделать форсированные модификации РД-180 с тягой до 500 тонн.

Сегодня 40% запусков с Земли в космос производятся на двигателях, разработанных на «Энергомаше». И не исключено, что в скором времени эта цифра только возрастет. Американские ракеты «Антарес» летают на модификациях российских двигателей НК-33, приобретённых у СНТК им. Н. Д. Кузнецова. НК-33 также применяются на российских ракетах «Союз 2.1в». Но этих двигателей осталось мало, а нового производства нет. «Энергомаш» готов предложить решение. В частности, РД-181 адаптирован к «Антаресу».

Аналог РД-180 американцам под силу создать, в лучшем случае, в течение пяти лет при затратах в миллиард долларов, по самым скромным подсчетам.

Новые ракетные двигатели РД-193, РД-175. РД-195, РД-192, РД-181, РД-701 создают задел на десятилетия вперед и позволяют не только «Энергомашу», но всей российской космической отрасли с уверенностью смотреть в будущее. Но главное не это. Закупается новое оборудование, в цехах идет ремонт без отрыва от производства, и на «Энергомаш» потянулась молодежь.

РД-180 в сборочном цехе © Антон Тушин/Ridus.ru © Антон Тушин/Ridus.ru
© Антон Тушин/Ridus.ru
© Антон Тушин/Ridus.ru
© Антон Тушин/Ridus.ru
© Антон Тушин/Ridus.ru
© Антон Тушин/Ridus.ru
© Антон Тушин/Ridus.ru
© Антон Тушин/Ridus.ru
© Антон Тушин/Ridus.ru
Шнек — деталь, которая нагнетает давление газа © Антон Тушин/Ridus.ru

© Антон Тушин/Ridus.ru
© Антон Тушин/Ridus.ru
© Антон Тушин/Ridus.ru
Сотрудникам «Энергомаша» передает привет и улыбается пятиметровый Юрий Гагарин © Антон Тушин/Ridus.ru
Обточка деталей на станке © Антон Тушин/Ridus.ru

Ракеты-носители “Союз-2” будут летать на нафтиле “Роснефти”

Фото: mononews.gr

“Роснефть” подписала в рамках IV Восточного экономического форума соглашение с “Роскосмосом” о поставках ракетного топлива для запусков носителя “Союз-2”. Госкомпания будет поставлять нафтил, единственным в России производителем которого она является.

“Нафтил является экологически чистым ракетным топливом для различных видов ракет-носителей. Его использование в космической промышленности способствует реализации государственной стратегии в области освоения космоса”, – говорится в пресс-релизе «Роснефти».

Нафтил – углеводородное слаботоксичное горючее, которое отличается от используемого в ракетах-носителях типа “Союза” топлива Т-1 относительно меньшим содержанием ароматических соединений.

Оно получается из продуктов переработки нефти; смесь нафтенов 85-88%, изопарафинов 12-10% и моноциклических ароматических углеводородов 2,5-3%.

Решение об использовании нафтила в качестве горючего было принято в связи с постепенным снижением объема добываемой нефти 4-го горизонта, из которой производится ракетный керосин Т-1. Нафтил, в свою очередь, может производиться из любого вида нефти.

Кроме того, применение этого топлива в двигателях “Союзов-2” позволит выводить на орбиту порядка 100-200 кг дополнительной полезной нагрузки.

Кстати говоря, нафтил — не новинка, как таковая. Это топливо использовалось с 1985 года на ракетах-носителях «Зенит». Однако на «Союзах-2» оно ранее не применялось. Начало использования нафтила для запусков этих ракет-носителей намечено на лето 2019 года. :///

Какое топливо выгоднее использовать: советы по выбору

Какое топливо выгоднее – вопрос, волнующий автолюбителей и тех, кто использует отопительные котлы на жидком горючем. На рынке представлено большое количество вариантов. Можно легко запутаться, перебирая все доступные виды, маркировки и прочие тонкости. Ниже вы узнаете, какое топливо имеет наиболее высокий КПД.

Какие бывают виды топлива

Насколько целесообразно покупать дизтопливо в коттедж, или стоит остановиться на каком-нибудь другом варианте? Сначала разберемся в азах.

Дизельное топливо хорошо подходит для отопления домов

Выбирайте экономичные виды топлива, не уступающие в качестве дорогостоящим. С развитием технологий нефтеперерабатывающей отрасли дешевая солярка стала отличной альтернативой бензину и прочим видам горючего

Чтобы выбрать самое выгодное топливо, нужно знать его классификацию. Различают две базовые категории:

1. Основную

Такое горючее применяется в различных сферах деятельности, в быту и на производстве. Среди прочего можно выделить:

  • Дизельное топливо.
  • Бензин.
  • Керосин.
  • Природный газ.

Дизельное топливо самое экономичное

2. Альтернативную

Для технических нужд, в лабораториях и т.д. применяют:

  • Углеводородный газ (пропан, бутан).
  • Водород.
  • Различные спирты.
  • Синтетическое топливо.

Чтобы выбрать самое выгодное топливо для отопления дома, рассчитайте вероятные траты, исходя из площади отапливаемого помещения, стоимости разных видов горючего и КПД котла

Какое топливо выгоднее для отопления

Выбирая оптимальный вариант для отопления дома, в первую очередь нужно определиться с типом котла. Выделяют несколько самых популярных видов:

Котлы на жидком топливе

Котлы на жидком топливе практичны и автономны. Они обладают массой недоступных для конкурентов преимуществ, среди которых:

  • Большая эффективность работы. Котлы работают на экономичном топливе, и обладают эффективностью в 95%. Это позволяет получать полную отдачу, не теряя лишнее тепло.
  • Простое обслуживание. Подобные котлы, как правило, не обладают серьезной электроникой. Благодаря этому разобраться в системе сможет любой, а поломки исправляются очень быстро и без привлечения специалистов.
  • Большая мощность. Используя котел на жидком топливе, вы можете обогревать помещения любых размеров. Независимо от того, будет это небольшой загородный дом, или производственный цех.

К минусам можно отнести:

  • Обязательное наличие помещения для хранения топлива.
  • Обустройство котельной.
  • Высокие требования к качеству топлива.

Твердотопливные котлы

Твердотопливные котлы имели широкое применение в прошлом, но на сегодня их популярность практически свелась к нулю. Они работают на большом количестве видов горючего, однако, сказать какое топливо экономичнее всего очень сложно.

Из основных преимуществ таких котлов можно выделить:

  • Экологичность.
  • Длительность эксплуатации.
  • Вариативность энергоносителей.

К недостаткам относится можно отнести неудобное хранение и транспортирование горючего, невысокую мощность, относительно котлов на жидком топливе, ручную загрузку и т.д.

Газовые котлы

Газовые котлы наиболее распространены. Их выбирают благодаря таким преимуществам как:

  • Высокая мощность.
  • Небольшие габариты.
  • Простота эксплуатации.

Однако, назвать газ самым экономичным топливом нельзя. А многим людям он вообще недоступен в связи с отдаленностью газопровода. В таком случае, наиболее привлекательным вариантом окажется котел на жидком топливе, со своей автономностью и высокой мощностью.

Плюсы и минусы дизельного топлива как автомобильного горючего

Выбирая топливо из основной группы, стоит ориентироваться на три основных аспекта:

  • Цену.
  • Износ двигателя.
  • КПД.

Сложив эти факторы, ответ на вопрос: «Что выгоднее использовать в качестве топлива?» — очевиден. Кроме того, среди преимуществ дизеля можно выделить:

  • Небольшой расход. Всем нужно экономичное топливо, а дизель именно такой. При всем этом мотор на таком горючем обладает высоким КПД и крутящим моментом, что тоже нельзя оставлять без внимания.
  • Большой крутящий момент на низких оборотах. Одной из основных причин, почему это самое экономичное топливо, является его способность выдавать большой крутящий момент на малых оборотах. Поэтому машины с дизельными двигателями так популярны в промышленности и сельском хозяйстве.
  • Долговечность. В отличие от бензиновых двигателей, дизель ориентирован на коммерческое использование. Практика показала, что техника на дизтопливе работает дольше и лучше.
  • Экологичность. Экономичное дизельное топливо по праву обладает званием самого безопасного для окружающей среды. Лучше, пожалуй, могут быть только гибридные двигатели или электроэнергия.
  • Стойкость к перегреву. Двигатели на дизельном топливе перегреваются гораздо реже, чем на любом другом.

К минусам можно отнести:

  • Высокую цену на обслуживание двигателя при поломке.
  • Возможные проблемы с замерзанием в зимний период.
  • Чувствительность к качеству горючего.

При покупке солярки тщательно проверяйте качество продукции. Горючее не соответствующее сезонности или особенностям техники может привести к быстрому износу дизельных двигателей

Дизельные двигатели самые надежные

Сравнительная характеристика двигателей

Рассматривая особенности двигателей можно понять, какое топливо станет оптимальным вариантом для вашей техники:

1. Дизельные

Преимущества двигателей, работающих на дизтопливе:

  • Экономность.
  • Мощность.
  • Долговечность.

2. Бензиновые

Двигатели на бензине популярны благодаря:

  • Низкой стоимости обслуживания.
  • Морозостойкости.
  • Нетребовательности к качеству горючего.

3. Газовые

Газ используют, как альтернативу бензину. Для перехода на это горючее потребуется переоборудовать автомобиль. Данное топливо не всегда дает мощность, получаемую от экономичного дизельного топлива или бензина. Среди достоинств можно выделить низкую стоимость и умеренный расход.

Использование альтернативного топлива

Рассматривая альтернативное горючее сложно дать точную оценку, какое топливо экономичнее. Только сравнивая конкретные виды можно увидеть относительные плюсы и минусы. Чаще всего недостатки преобладают, поэтому эта продукция не набирает популярности.

Дизельное топливо хороший выбор для коттеджа

Определить самое экономное топливо в мире очень сложно. Каждый выбирает сам, в зависимости от:

  • Личных предпочтений.
  • Финансовых возможностей.
  • Области использования.

Если у вас остались вопросы, или вы хотите купить нефтепродукты оптом – звоните! Менеджеры компании «АМОКС» помогут вам решить любую проблему, ответят на вопросы, и предложат самые выгодные условия сотрудничества.

Возникли вопросы?

Заполните форму обратной связи, наши менеджеры свяжутся с вами!

Убегая от городской суеты, люди стараются приобрести или построить дом подальше от цивилизации. Но сталкиваются с тем, что часто в такие отдалённые места не подведён магистральный газопровод и приходится искать способы, которые обеспечат тепло и комфортное проживание в загородном доме. Есть много вариантов отопления загородного дома, но мы в этой статье ответим на самый главный вопрос, который интересует всех без исключения, чем дешевле отопить дом?

Существуют следующие наиболее популярные виды топлива:

  • Дрова обычные.
  • Уголь.
  • Евродрова.
  • Электричество.
  • Газ сжиженный, в баллонах.
  • Солярка.

Какое именно топливо будет целесообразным в том или ином здании зависит от условий эксплуатации этого здания, цены на топливо и удобства в использовании.

Условия выбора топлива:

  • Цена на топливо.
  • Цена отопительной системы и её монтаж.
  • Цена обслуживания отопительной системы.
  • Температура воздуха холодного времени года в данном регионе.
  • Наличие коммуникаций.
  • Возможность доставки топлива.
  • Назначение здания: это место постоянного проживания или место временного пребывания для отдыха или работы.
  • Наличие теплопотерь и степени теплоизоляции.
  • Удобство эксплуатации системы отопления и топлива.
  • Наличие определённого вида топлива в данном регионе.

Для правильного выбора наиболее эффективного вида топлива, необходимо провести соответствующий расчёт, который будет учитывать коэффициент полезного действия данного источника тепла, теплопотери, площадь и объем отапливаемого помещения.

Все единицы измерения необходимо свести к единому знаменателю. Наиболее корректно использовать килограммы.

Сравнительный анализ топлива используемого для частного дома

Чтобы узнать, чем дешевле отопить дом, нужно сравнить все доступный виды топлива.

Отопление обычными дровами

Простой легкодоступный способ отопления. Особенно выгодно, если в доме осталась дровяная печь или плита (грубка). В этом случае нет необходимости устраивать дополнительную систему отопления, если, конечно, она справляется со своими функциями. В другом случае необходимо устанавливать твердотопливный котёл и выполнить разводку отопительных труб.

Если дом находится недалеко от леса или посадки, тогда есть смысл использовать именно этот способ отопления.

Плюсы и минусы твердотопливных котлов

Преимущества:

  1. Безопасность в эксплуатации при условии соблюдения техники безопасности.
  2. Универсальность. Способность использовать разные виды топлива.
  3. Способность переоборудования котла для разных условий работы.
  4. Кроме отопления помещения, они могут выполнять функцию нагрева воды.
  5. Простота в эксплуатации.

Недостатки:

  1. Большая масса, а в некоторых случаях и большой объём котла.
  2. Периодически нужно чистить котёл, а это грязная и пыльная работа.
  3. Необходимо следить за наличием топлива и добавлять его.

Основным параметром является КПД (коэффициент полезного действия), который составляет в твердотопливных котлах – 75%.

Кроме таких котлов, существуют современные твердотопливные печи или камины, которые не требуют разводки системы труб, но и объём обогрева является ограниченным.

Дрова — это самый легкодоступный и дешёвый вид топлива, однако, если большой процент населения перейдёт на отопление дровами, то их стоимость резко вырастет.

Дерево отличается между собой характеристиками пород и это влияет на качество его как топлива.

  • Хвойные породы (ель, сосна, кедр, туя). Такие дрова характеризуются высоким содержанием смол, что обеспечивает длительный период сгорания с большим выделением тепла. Но при этом сгорание дров сопровождается обильным выделением дыма.
  • Мягкие породы (ива, тополь, осина, липа) быстро сгорают, выделяют мало тепла и не образуют жара, малоэффективны для отопления.
  • Твёрдые породы (дуб, бук, граб, вяз, акация, береза) наиболее эффективны. Они долго горят, выделяют большое количество тепла и образуют долго тлеющий жар. Такие породы обеспечат стабильно высокую температуру на длительный период времени.

Плюсы и минусы дров, как топлива

Преимущества:

  1. Доступность.
  2. Не высокая цена.
  3. Создают комфортный микроклимат в помещении.
  4. Независимость от магистральных коммуникаций.

Недостатки:

  1. Требуется дополнительное место для складирования.
  2. Необходимость регулярно добавлять дрова.
  3. Необходимость периодически чистить печь или котёл.
  4. Требуется установка трубы для отвода дыма.
  5. Большие затраты труда (дрова нужно наколоть и сложить).

Отопление евродровами

Евродрова представляют собой брикеты или пеллеты, изготовленные из прессованной сухой древесины разных пород. Опилки, стружка и прочие древесные отходы прессуются в удобную форму. При изготовлении такого вида топлива не используются клеящие смолы и, за счёт этого, не образуется копоть.

Преимущества евродров:

  • При сгорании выделяется большое количество тепла, больше, чем при использовании твёрдых пород древесины соответствующей массы.
  • Продолжительное время горения.
  • Малое содержание влаги.
  • Удобно разжигать в печи.
  • Уровень выделения углекислого газа ниже, чем в обычных дровах.
  • После сгорания остаётся небольшое количество отходов.

К недостаткам можно отнести:

  • Необходимость дополнительного места для складирования.
  • Возможно, понадобится небольшое переоборудование котла.

Качество брикетов зависит от следующих факторов:

  1. Плотность прессовки.
  2. Отсутствие в составе посторонних примесей.
  3. Соблюдение технологии производства.
  4. Степень качества производственного оборудования.

Основным преимуществом такого топлива является сохранение окружающей среды, в частности, лесов. В любой сфере, где для производства используется древесина, остаётся много отходов, которые можно использовать для отопления дома.

Отопление углём

Уголь широко применяется, особенно в местностях, где отсутствует газопровод. Для отопления частного дома используют каменный и бурый уголь. Каменный уголь разделяется на газовый, длиннопламенный и антрацит. При сгорании длиннопламенного угля и газового выделяется много дыма. Антрацит обладает низким уровнем влажности, что обеспечивает выделение высокой температуры при сгорании.

Для сжигания угля используются специальные котлы. Их особенностью является то, что кроме угля можно использовать и другие виды твёрдого топлива.

Таблица подсчёта выбора современного угольного котла.

Параметры Значение
Желаемая температура воздуха в помещении 22 °С
Площадь отопления 200 м2
Высота помещения 3 м
Удельная тепловая характеристика здания 0,41
Количество выделения тепла при сгорании 5,8 кВт*кг
Коэффициент полезного действия котла 90 %

Плюсы и минусы использования угля

Преимущества:

  1. Сгорание угля длится значительно дольше, чем дров. Благодаря этому нужно будет реже добавлять топливо.
  2. Длительный процесс тепловыделения.
  3. Уголь можно использовать в различных системах отопления.
  4. Все виды угля подходят для отопления, но с разной эффективностью.

Недостатки:

  1. В случае крупных фракций угля их нужно будет измельчить.
  2. Угольная пыль загрязняет помещение.
  3. Необходимо периодически чистить котёл.
  4. Требуется специальное помещение для хранения угля.

Отопление сжиженным газом

Если в данную местность организован подвоз баллонов со сжиженным газом, то есть возможность использовать их для организации отопления в помещении. Но расход газа значительный и требуется большое количество баллонов.

Существуют следующие способы экономии газа:

  • Современный котёл, сохраняющий тепловую энергию, способен в четыре раза уменьшить расход газа.
  • Если установить баллоны рядом, то можно сэкономить на затратах для разводки труб.
  • Установка таймера, который в ночное время суток будет снижать температуру воздуха в помещении до 15 °С, сможет значительно сэкономить расход газа.
  • Чтобы освободить пространство, целесообразно на участке установить газгольдер.

Отопление соляркой

Кроме всех перечисленных, есть возможность использовать котёл на дизельном топливе. Для того чтобы определиться с целесообразностью установки такого котла, необходимо рассмотреть его качества.

Плюсы и минусы дизельных котлов

Преимущества:

  • Высокий коэффициент полезного действия.
  • Большой ассортимент.
  • Более безопасен по сравнению с газовым.
  • Минимальное использование электричества, только для работы автоматических приборов.

Недостатки:

  • Запах солярки.
  • Нельзя использовать некачественную солярку.
  • Большой расход топлива.
  • Высокая стоимость.

Отопление электричеством

Каждый населённый пункт подключён к электроснабжению и установить электрическое отопление проще всего. Это объясняет популярность такого вида обогрева помещения.

Наиболее популярные виды электрического обогрева:

  1. Электрообогреватели (конвекторы, инфракрасные обогреватели).
  2. Электрокотлы.
  3. Тёплые полы (кабельные, инфракрасные плёночные полы).

Преимущества электрического отопления:

  • Простота эксплуатации.
  • Высокий КПД.
  • Не создаёт шума.
  • Максимально точное поддержание температурного режима.
  • Не требуется специальное помещение для хранения топлива.
  • Не выделяются вредные вещества в процессе отопления.
  • Простота монтажа.

Недостатки электроотопления:

  • Большой расход и высокая стоимость.
  • В случае перебоев электроснабжения дом будет остывать.
  • Старая проводка может не выдержать и перегорит от высокой нагрузки.
  • Конвекторы обогревают воздух, и требуется много времени и затрат, на обогрев. Если дом не теплоизолирован, то тепло будет быстро уходить из помещения.
  • ИК обогреватели нагревают поверхность, и комфортно находится только в зоне действия инфракрасной лампы.

Проблему с большим расходом электроэнергии можно решить путём устройства инфракрасного тёплого пола. Он создаёт комфортный микроклимат на высоте человеческого роста.

Чем дешевле отопить дом? Сравнительная таблица

Выбор оптимального способа отопления загородного дома сводится к сравнению всех видов топлива и технических характеристик отопительных систем.

Таблица сравнения видов топлива:

Источник тепла КПД котла Теплотвор.
1 кг на кВт*ч
Потребность для дома 100м2 Затраты на сезон
Дрова 70 4,5 25000 25000
Евродрова 70 5,5 25000 34000
Пеллеты 70 5,2 25000 33750
Уголь 90 7,7 25000 29250
Солярка 75 11,9 25000 71500
Сжиженный газ 75 13 25000 65500
Электричество с учётом ночного тарифа 99 25000 112500
Электричество. Два тарифа 99 25000 89131
Электричество. Один тариф 99 25000 59300

* — магистральный газ в данном расчете не учитывался, так как он вне конкуренции.

Проведя все расчёты и сравнив положительные и отрицательные стороны всех видов отопления, мы узнаем, чем дешевле отопить дом и это оказались обычные дрова. Целесообразно установить два вида котлов. Эксплуатироваться будет тот, который выгоднее и удобнее в определённый период.

Серотониновый коктейль («Serotonin cocktail»)

Такое название получили комбинации различных антидепрессантов и потенцирующих агентов, теоретической основой для которых служит идея о том, что максимальное усиление серотонинергической нейротрансмиссии может дать эффект в случаях терапевтически резистентных депрессий .

В вашем баре есть меню?

«Калифорнийское ракетное топливо» («California rocket fuel»)

Под таким брутальным названием скрывается комбинация венлафаксина и миртазапина. Комбинация антидепрессантов из групп селективных ингибиторов обратного захвата серотонина (СИОЗС) или селективных ингибиторов обратного захвата серотонина и норадреналина (СИОЗСН) с препаратами, блокирующими пресинаптические тормозные α2-адренорецпторы и отключающими патологически усиленную при депрессиях внутрисинаптическую отрицательную обратную связь (миртазапин, миансерин), приводит к тому, что терапевтический эффект не просто суммируется (как при сочетании СОИЗС или СИОЗСН с тразодоном), а многократно усиливается.

Связано это с тем, что при монотерапии СИОЗС или СИОЗН увеличение концетрации серотонина и норадреналина в синапсах при блокаде их обратного захвата ограничивается наличием патологической гиперчувствительности пресинаптических ауторецпторов, и эффект не наступает раньше, чем произойдёт их десенситизация под влиянием антидепрессантов. В случае же блокады α2-адренорецпторов миртазапином или миансерином этот механизм не ограничивает выброс моноамнов в синапс, что резко повышает эффективность терапии СИОЗС или СИОЗСН .

«Делхаусовский серотониновый коктейль» («Dalhousie serotonin cocktail»)

Такое название получила комбинация L-триптафана (аминокислота-предшественник серотонина), пиндолола (селективный парциальный 5HT1A агонист, а также β-блокатор) и тразадона (ингибитор обратного захвата серотонина и одовременно блокатор 5HT2 рецепторов).

Авторы данной комбинации в открытом исследовании обнаружили, что у 100% пациентов (5 больных), ранее не давших терапевтического ответа на четыре курса лечения антидепрессантами, эффект, выразившийся в не менее чем 50% редукции симптомов по шкале Гамильтона .

«Ньюкаслский серотониовый коктейль» («Newcastle serotonin cocktail»)

В следующем коктейле комбинируют фенелзин (необратимый неселективный ИМАО), литий (повышает чувствительность серотониновых рецепторов и одновременно является кофактором 5-триптофан-декарбоксилазы, ключевого фермента в биосинтезе серотонина, повышая тем самым его содержание в ЦНС), а также уже знакомый нам L-триптофан.

Авторы, применившие вышеописанную комбинацию, отметили эффективность у 11 из 20 пациентов с терапевтически резистентными депрессиями, ранее не давших эффекта на три курса антидепрессантами .

«Лондонский серотониновый коктейль» («London serotonin cocktail»)

Авторы данной комбинации кломипрамина (трициклический антидепрессант с выраженным преобладанием серотонинергической активности, являющийся наиболее мощным ингибитором обратного захвата серотонина среди всех известных антидепрессантов), лития и L-триптафана описывают 7 случаев терапевтически резистентных депрессий, в которых было получено улучшение от применения такой комбинации .

“Дофаминовый коктейль” (“Dopamine cocktail”)

Такое неформальное название получили лекарственные комбинации, основанные на предположении, что максимальное усиление дофаминергической нейротрансмиссии при помощи разных механизмов способно принести эффект при терапевтически резистентных депрессиях, особенно при вяло-апатических, ангедонических депрессиях. Известны различные варианты этой стратегии, например, сочетание психостимуляторов, вызывающих выброс дофамина в синаптическую щель, с ИМАО.

Стоит также отметить несколько моментов. Во-первых, в этой статье приведены только устоявшиеся названия комбинаций психотропных препаратов, т.е. описаны далеко не все возможные комбинации. Во-вторых, статья предназначена исключительно для врачей, т.к.прежде всего в случаях резистентных депрессий требуется исключить скрытую биполярность и другие психические расстройства, некоторые терапевтические и неврологические заболевания, а также проанализировать всю принимаемую пациентом терапию, чтобы исключить псевдорезистентность или фармакогенную депрессию.

Подготовил: Касьянов Е.Д.

Миртазапин

Миртазапин

Химическое соединение

ИЮПАК

1,2,3,4,10,14b-Гексагидро-2-метилпиразинопиридобензазепин

Брутто-формула

Молярная масса

265,35 г/моль

CAS

PubChem

DrugBank

Классификация

АТХ

Фармакокинетика

Биодоступн.

50%

Метаболизм

Печень (ферменты CYP2D6 и CYP3A4)

Период полувывед.

20—40 часов

Экскреция

75% моча, 15 % кал

Лекарственные формы

таблетки, покрытые оболочкой; таблетки для рассасывания по 15, 30 и 45 мг

Способы введения

Перорально

Другие названия

Каликста, Мирзатен, Мирзатен Ку-таб, Миртазапин Канон, Миртазонал, Мирталан, Ноксибел, Ремерон, Эспритал

Медиафайлы на Викискладе

Миртазапин (Ремерон, Каликста, Мирзатен, Миртазонал и др.) — тетрациклический антидепрессант, применяемый также в качестве анксиолитика, снотворного, противорвотного, орексигенного и антигистаминного средства. Миртазапин был создан компанией Organon International в 1994 году. Вместе со своим предшественником миансерином входит в группу норадренергических и специфических серотонинергических антидепрессантов (НаССА).

В сравнительном исследовании, проведённом в 2009 году и опубликованном в журнале The Lancet, среди 12 современных антидепрессантов наиболее эффективными были признаны миртазапин, эсциталопрам, венлафаксин и сертралин.

Фармакология

Антидепрессант тетрациклической структуры. Усиливает центральную адренергическую и серотонинергическую передачу. Блокирует серотониновые 5-HT2- и 5-НТ3-рецепторы, в связи с этим усиление серотонинергической передачи реализуется только через серотониновые 5-HT1-рецепторы. В проявлении антидепрессивной активности участвуют оба пространственных энантиомера: S(+)-энантиомер блокирует α2-адренорецепторы и серотониновые 5-HT2-рецепторы. Умеренно блокирует гистаминовые Н1-рецепторы, оказывает седативное действие.

Мало влияет на α1-адренорецепторы и холинорецепторы; в терапевтических дозах не оказывает существенного влияния на сердечно-сосудистую систему.

В клинических условиях проявляется также анксиолитическое и снотворное действие, поэтому миртазапин наиболее эффективен при тревожных депрессиях разного генеза. Благодаря умеренному седативному действию в процессе лечения не актуализирует суицидальные мысли.

Показания

Этот раздел нуждается в переработке. Пожалуйста, улучшите статью в соответствии с правилами написания статей. (09 ноября 2016)

Большое депрессивное расстройство, тревожное расстройство, аффективные расстройства, паническое расстройство, обсессивно-компульсивное расстройство, посттравматическое стрессовое расстройство, анорексия, тошнота, рвота, зуд, мигрень, головная боль.

Депрессивные состояния (в том числе ангедония, психомоторная заторможенность, бессонница, раннее пробуждение, снижение массы тела, потеря интереса к жизни, суицидальные мысли и лабильность настроения).

> Характеристика

Кристаллический порошок от белого до кремового цвета, слабо растворимый в воде. Молекулярная масса 265,36.

Фармакокинетика

Миртазапин после приёма внутрь быстро абсорбируется из ЖКТ. Биодоступность составляет 50 %. Cmax в плазме крови достигается через 2 ч.

Css в плазме крови устанавливается через 3—4 дня постоянного приёма. Связывание с белками плазмы составляет 85 %.

Активно метаболизируется в печени путём деметилирования и окисления с последующей конъюгацией. Диметил-миртазапин так же фармакологически активен, как и исходное вещество.

Миртазапин выводится почками и через кишечник. T1/2 составляет 20—40 ч.

При почечной и печёночной недостаточности возможно уменьшение клиренса миртазапина.

Способ применения и дозы

При приёме внутрь эффективная доза для взрослых составляет 15—45 мг/сут преимущественно 1 раз/сут перед сном. Дозу постепенно увеличивают до 30—45 мг/сут. Антидепрессивный эффект развивается постепенно, обычно через 2—3 недели от начала лечения, однако приём следует продолжать ещё в течение 4—6 месяцев. Если в течение 6—8 недель лечения терапевтического эффекта не отмечается, лечение следует прекратить.

Отмену миртазапина проводят постепенно.

Взаимодействие

Для лечения тяжёлых депрессий используется сочетание антидепрессантов в тех случаях, когда лечение одним антидепрессантом оказывается неэффективным. В исследовании 2009 года, в котором участвовали 105 пациентов, особенно эффективными были найдены сочетания миртазапина с флуоксетином, миртазапина с венлафаксином и миртазапина с бупропионом. Благодаря данным комбинациям число пациентов, достигших длительной, устойчивой ремиссии, увеличилось приблизительно в два раза по сравнению с терапией одним препаратом. Такие комбинации применяют при резистентных (устойчивых к лечению) депрессиях (стоит отметить, что флуоксетин и бупропион предпочтительны при лечении депрессий, протекающих с моторной заторможенностью и гиперсомнией, и плохо переносятся пациентами с психомоторным возбуждением, тревогой и бессонницей — такого рода симптоматику они способны усугублять). Сочетание венлафаксина и миртазапина на сленге называют «калифорнийским ракетным топливом». Тем не менее исследование 2018 года на 480 пациентах не показало полезного эффекта при добавлении миртазапина к антидепрессанту из группы СИОЗС или СИОЗСиН при терапии резистентной депрессии (по сравнению с плацебо).

При одновременном применении миртазапин усиливает седативный эффект производных бензодиазепина. При сочетании с диазепамом аддитивно ухудшаются координация и когнитивные функции:465.

Описан случай развития гипертонического криза при одновременном применении с клонидином.

При одновременном применении с леводопой описан случай развития тяжёлого психоза; с сертралином — случай развития гипомании. Сочетанное применение миртазапина и антидепрессанта группы СИОЗС может вызвать серотониновый синдром:67.

При одновременном применении с этанолом возможно усиление угнетающего влияния на ЦНС этанола и этанолсодержащих препаратов, аддитивно ухудшаются координация и когнитивные функции:465.

Одновременное применение миртазапина с ингибиторами или индукторами изоферментов CYP1A2, CYP2D6 и / или CYP3A4 цитохрома (CYP) P450 может привести к изменению концентрации миртазапина, так как эти вещества являются основными ферментами, ответственными за его метаболизм. В частности, флуоксетин и пароксетин, ингибиторы этих ферментов, немного увеличивают уровень миртазапина, в то время как карбамазепин, являясь индуктором, значительно уменьшает его.

Согласно информации от производителя, миртазапин нельзя использовать в течение двух недель после окончания приёма антидепрессантов группы ингибиторов моноаминоксидазы. Аналогично, ингибиторы ИМАО не следует назначать в течение двух недель после прекращения использования миртазапина.

Побочные действия

Со стороны ЦНС и периферической нервной системы: седативный эффект, экстрапирамидные расстройства, миоклонус, парестезии, мигрень, сонливость, заторможенность, головные боли, судороги, тремор, эмоциональная лабильность, изменения ментальности, ажитация, тревожность, апатия, галлюцинации, обострение параноидного синдрома, деперсонализация, враждебность, мания, эпилептические припадки, головокружение, гиперестезия, гипокинезия.

Со стороны органов кроветворения: угнетение кроветворения — гранулоцитопения, агранулоцитоз, нейтропения, эозинофилия, апластическая анемия, тромбоцитопения.

Со стороны обмена веществ: повышение аппетита и увеличение массы тела; редко — отёки.

Со стороны сердечно-сосудистой системы: аритмии, редко — ортостатическая гипотензия.

Со стороны пищеварительной системы: тошнота, рвота, запоры, повышение аппетита, увеличение массы тела, сухость во рту, жажда, боли в животе; в единичных случаях — повышение активности трансаминаз печени.

Со стороны половой системы: сексуальные расстройства, дисменорея.

Прочие: миастения, нарушения аккомодации, повышение внутриглазного давления, кожные высыпания, крапивница, гриппоподобный синдром, удушье, отёчный синдром, миалгия, боли в спине, дизурия, задержка мочеиспускания, стоматит.

При длительном приёме миртазапина отмечался значительно повышенный уровень смертности.

Противопоказания

Почечная и печёночная недостаточность, эпилепсия и латентная пароксизмальная активность, глаукома, сахарный диабет (высокие цифры), инфекционные и сердечно-сосудистые заболевания, беременность, кормление грудью, возраст менее 15 лет, повышенная чувствительность к миртазапину.

Примечания

  1. Исследовались следующие препараты: бупропион, циталопрам, дулоксетин, эсциталопрам, флуоксетин, флувоксамин, милнаципран, миртазапин, пароксетин, ребоксетин, сертралин, венлафаксин.

Трициклические антидепрессанты
Третичные амины Вторичные амины Атипичные трициклики Тетрациклики Прочие трициклики

Селективные ингибиторы обратного захвата
Серотонина (СИОЗС) Серотонина и норадреналина (СИОЗСиН) Норадреналина (СИОЗН) Норадреналина и дофамина (СИОЗНиД)

Необратимые неселективные Обратимые селективные типа A

Агонисты рецепторов моноаминов
Норадренергические и специфические
серотонинергические антидепрессанты
(НаССА) (тетрациклики)
Специфические серотонинергические
антидепрессанты (ССА)

Другие группы антидепрессантов
Мелатонинергические Прочие антидепрессанты
Данные по лекарственным препаратам приведены в соответствии с реестром зарегистрированных ЛС и ТКФС от 15.10.2008 (* — препарат изъят из оборота)
Поиск по базе данных ЛС. ФГУ НЦ ЭСМП Росздравнадзора РФ (28 октября 2008). Дата обращения 12 ноября 2008.